Монастырь коневец – Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь | Официальный сайт Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря :: Official Web-site of the Konevitsa Monastery of Nativity of the Holy Lady

Монастырь сегодня | Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь

В 1991 году монастырь был возвращен Санкт-Петеpбуpгской епархии.

В начале 1991 года по поручению митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычева) на остров отправляются его личный секретарь архимандрит Симон (Гетя), ныне митрополит Мурманский и Мончегорский, и игумен Назарий (Лавриненко), настоятель подворья Валаамского монастыря в Ленинграде, ныне епископ Кронштадтский. Цель их визита – оценить состояние построек и решить вопрос о целесообразности восстановления монастыря. Решение принято единодушное – возрождать! Игумен Назарий был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Коневского монастыря.

28 мая 1991 года на Коневец вместе с о. Назарием прибыли семь человек. Так началось возрождение монастыря. Военные предоставили прибывшим две комнаты в Красной гостинице. Первыми работами были уборка металлолома и создание своего огорода. В конце июля 1991 года обитель посетил последний из оставшихся в живых насельников старого Коневца – послушник Андрей Пешков, или, как его звали в Финляндии, Антти. Он был уже тяжело болен, но изъявил такое твердое желание ехать на остров, что братия Ново-Валаамского монастыря, в котором он жил, не смогла противостоять ему. «Если я умру в пути, – говорил Антти, – я умру по дороге к родному монастырю. Если я умру на острове – тем лучше». Господь благословил Андрея Пешкова стать связующим звеном между двумя эпохами жизни монастыря. Антти пробыл на острове четыре дня, а, вернувшись в Финляндию, через две недели скончался. 

В ноябре 1991 года при ремонте нижнего храма были обретены мощи преподобного Арсения Коневского. Экспертиза мощей, подтвердившая их подлинность, была проведена в 1998 году. В декабре 1991 года в Финляндии было учреждено Общество «Коневец», которое начало оказывать всестороннюю помощь возрождающемуся монастырю.

К 1993 году, когда отмечалось 600-летие монастыря, обитель, конечно, была еще лишь в начале своего возрождения – нижний храм собора успели покрасить, но иконостас стоял ободранный, алтарь был пуст, состоянием других построек хвастаться тоже было нельзя. Тем не менее, праздник решили отметить. У чудотворной Коневской иконы Божией Матери в Ново-Валаамском монастыре был написан точный список. Его освятили и провезли на велосипедах крестным ходом по православным приходам Финляндии. По прибытии список положили на аналой, установленный на то место, где издревле стояла чудотворная икона, и отслужили молебен. В 1994 году были совершены первые монашеские постриги. Впервые побывавший в монастыре в 1996 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир по достоинству оценил труды архимандрита Назария в деле восстановления обители и назначил его наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. В течение нескольких лет архимандрит Назарий возрождал оба монастыря, будучи не в силах расстаться с Коневцом.

С 1999 по 2001 год Коневский Рождество-Богородичный монастырь возглавлял игумен Мстислав (Дячина), ныне епископ Тихвинский и Лодейнопольский, священноархимандрит Александро-Свирского монастыря.

С 2001 по 2007 год настоятелем был игумен Исидор (Минаев), ныне архимандрит, настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге. 

С 2007 года монастырь возглавляет игумен Александр (Арва), коневский постриженник, прошедший в нем путь от трудника до игумена.

12 марта 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по прошению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира было решено образовать в административных границах Всеволожского, Выборгского и Приозерского районов Ленинградской области Выборгскую епархию. Епископом Выборгским и Приозерским был назначен  Преосвященный епископ Бронницкий Игнатий, викарий Московской епархии (журнал № 16). 25-26 декабря 2013 года, удовлетворяя прошение Преосвященного епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, Священный Синод постановил  утвердить его в должности священноархимандрита Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря на острове Коневец (журнал № 163).

Хотя относительно шестивековой истории обители период ее возрождения сравнительно невелик, но сделано немало. Полностью восстановлен нижний храм Сретения Господня, проведен наружный ремонт собора.

Полностью реконструирован игуменский корпус, первый этаж которого сейчас занимает монастырская братия. Она немногочисленна — около пятнадцати человек. Кроме того, на острове постоянно живет приблизительно такое же количество трудников. Летом количество жителей значительно увеличивается. С 2001 года работает Паломническая служба монастыря, которая занимается приемом гостей и обслуживает монастырскую Красную гостиницу. В Белой каменной пока идут ремонтные работы. Отсутствие отопления и электричества не позволяет принимать паломников в зимнее время. Летом же многочисленных гостей привлекает уединенность обители, ее древняя история и возможность побывать на монастырских богослужениях. На Коневце нет местных жителей, что создает особую атмосферу отдаленности от повседневной суеты. Вся жизнь обители выстраивается в соответствии с суточным кругом богослужений. Божественная литургия служится в монастыре ежедневно. Многие гости приурочивают посещение монастыря к его основным праздникам – памяти преподобного Арсения Коневского, 25 июня, и Коневской иконы Божией Матери, 23 июля. Нередко именно в эти дни случаются и архипастырские визиты. Коневский монастырь неоднократно посещали архиереи как Русской, так и Финской Православной Церкви. 19 августа 1998 года впервые за историю обители ее посетил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 11 июля 2009 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Не менее значимым для обители стал 2006 год, когда Коневский монастырь посетила чудотворная Коневская икона Божией Матери, некогда привезенная преподобным Арсением с Афона, а ныне пребывающая в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии. В течение недели она находилась на своем историческом месте. За время пребывания в России к иконе смогли приложиться более 30 тысяч паломников. Место древней иконы вновь занял ее список, который уже также прославился своими чудотворениями. 

В 2015 году на остров вернулся еще один список Коневского образа, который до исхода братии располагался в иконостасе Коневского скита и был сохранен одним из советских офицеров. Священноархимандитом Коневского монастыря епископом Выборгским и Приозерским Игнатием были освящены полностью восстановленные и действующие скитские церкви – Казанская и Коневская, а также расположенная в северо-восточном углу каре Арсениевская.

konevets.ru

Остров Коневец на Ладожском озере: как добраться самостоятельно, достопримечательности: монастырь на острове Коневец

Фото: Остров Коневец

Все хорошо знают остров Валаам, где находится знаменитый Валаамскмй монастырь. Однако это не единственный духовный центр на Ладожском озере. Возле его западного побережья, неподалеку от Приозерска, расположен остров Коневец. Он известен своим Коневским мужским монастырем.

Обитаемый остров

Административно Коневец относится к территории Приозерского района. Он расположен всего в 6,5 км от берега. Корабль преодолевает это расстояние примерно за 45 минут. Ближайшей точкой на материке является бухта Владимировка, которую раньше называли Чертовой. По воде от Коневца до Приозерска около 40 км, до Петербурга – 170 км. Длина острова составляет 8 км, а ширина – 4 км.

Остров очень низкий – в среднем он возвышается над водой всего на 3 м! Рельеф преимущественно ровный, и лишь Святая гора имеет высоту 34 м. Именно в этом месте произошло легендарное явление Богоматери старцу Иоакиму. Раньше у подножия горы был источник. Сейчас можно увидеть лишь остатки монастырского сада и парка.

Фото: Остров с высоты птичьего полета

В центре Коневца высится гора Змеиная. Ее высота — 29 м. Остров имеет намывное происхождение – воды Ладоги создали его из песка. На юго-западном побережье имеется песчаный пляж. С этой стороны на целый километр в озеро уходит песчаная коса Стрелка. Она усыпана разноцветными камешками. На территории можно встретить множество гранитных валунов – больших и маленьких. Это работа ледника, который притащил камни с севера.

Ладога – озеро суровое, холодное. Оно во многом определяет особенности местного климата. Погода нестабильная, часто пасмурная. Летом температура может подняться до +30 градусов, а зимой грянуть лютые морозы. Весна приходит на Коневец в апреле, но это еще холодный период. Даже в июне могут случиться заморозки. В начале лета средняя температура воздуха колеблется возле отметки +12 градусов.

Теплее всего в июле, когда воздух прогревается до +17 градусов. В августе чуть прохладней. Купаться можно только в конце июля – начале августа. В сентябре приходит «бабье лето», а уже в конце месяца возможны заморозки. Самые холодные месяцы – январь и февраль. Ледяной ветер на острове может внезапно подуть в любое время года.

Фото: Карта Коневца

На острове селится много перелетных птиц. Нередко можно увидеть грациозных лебедей. Фауна представлена мелкими грызунами, зайцами, лисами. Зимой по льду с материка иногда приходят волки. Есть много диких кабанов. Что радует, здесь вообще нет никаких змей. Если повезет, увидите ладожскую нерпу. Могут удивить типично садовые растения – крыжовник, слива, вишня, смородина, яблони. Все это посажено руками монахов в разное время. В изобилии растут грибы и черника.

Наследие Арсения Коневского

В XVI веке Коневец неоднократно переходил от русских к шведам. Окончательно он отошел к России только после Северной войны, которая завершилась в 1721 году победой русской армии. О важности острова свидетельствует визит Александра II вместе с семьей в 1858 году. Об этом напоминает памятная стела. После отделения Финляндии Коневец оказался под ее юрисдикцией. Лишь после завершения Второй Мировой войны его окончательно удалось вернуть в состав СССР. На нем создали базу ВМФ, где испытывали ракеты и торпеды. Полигон действует и поныне.

Однако известность этому месту принес Рождество-Богородичный монастырь, основанный Арсением Коневским из Великого Новгорода. Еще в юности он совершил паломничество на Афон, где ему было предсказано основание обители на Севере. Это и случилось в 1393 году. Монастырь действительно появился на северных землях в Ладожском озере. Его главной святыней стала икона Пpесвятой Богородицы, которую специально доставили из Афона. Не так давно обители исполнилось 600 лет!

Фото: Коневский монастырь

В древности, когда остров неоднократно переходил к Швеции, монахи покидали обитель, а потом снова возвращались. Расцвет монастыря пришелся на XIX век. Сюда зачастили влиятельные и знаменитые люди. Помимо императора здесь побывали поэт Федор Тютчев, а также писатели Александр Дюма и Николай Лесков. Именно в этот период возвели новый храм Рождества Богородицы с колокольней. Его выстроили ближе к пристани, а на старом месте появились Коневский и Казанский скиты.

В начале XIX века на острове образовался целый монастырский городок. На пристани паломников встречала часовня Св.Николая. Поскольку связь с «большой землей» была ненадежная, в одной из башен стены устроили зернохранилище, в другой – продуктовое хранилище и квасоварню. Местная библиотека насчитывала около 8 тыс. томов! Действовал монастырский музей. В те времена Коневец был не менее посещаем паломниками, нежели Валаам.

Фото: Конь-камень

Второй по значимости достопримечательностью после Коневского монастыря считается огромный Конь-камень. Гранитный валун высотой 4 м имеет размеры 6х9 метров и весит порядка 750 тонн! Контуры напоминают лошадиную голову – отсюда и пошло его название. По легенде, он служил святилищем карелам, которые в древности населяли остров и регулярно приносили на это место в жертву коня.

Языческий атрибут перестал быть таковым, когда Арсений Коневский промолился возле него всю ночь, а потом еще окропил камень святой водой. Утверждают, что именно с тех пор отсюда исчезли все змеи. Учитывая, что остров окружен водой, это можно отнести к разряду чудес.

Прямо на камне тогда устроили крохотную деревянную часовенку. Первоначальная постройка не сохранилась. Существующую часовню имени чудотворца Арсения Коневского возвели в 1895 году. На самой верхушке валуна она смотрится крайне необычно! Кстати, именно Конь-камень и послужил основанием для названия острова.

Фото: Коса Стрелка

Помимо рукотворных, на острове имеются природные достопримечательности. Очень живописна песчаная коса, уходящая далеко в воду. С высоты птичьего полета она напоминает длинный хвост какого-то неведомого существа. Коса усыпана цветной галькой. Если смочить камешки водой, они начинают переливаться словно самоцветы. Живописны песчаные берега острова, отороченные ровными рядами сосен. Ладога тщательно «вентилирует» Коневец, поэтому здесь кристально чистый воздух.

По всей береговой линии проложены тропы. Есть тропа, ведущая к Змеиной горе, одной из самых высоких точек острова. Восточное побережье заросло камышом. На севере расположена военная часть, доступ туда закрыт. Вечерами на Коневце можно полюбоваться живописными багряными закатами. Посещение острова дает мощный заряд энергии.

Как добраться

Из Петербурга до острова удобнее всего добираться на машине по Приозерскому шоссе. На 106 км находится указатель, по которому следует свернуть направо. В поселке Плодовое на перекрестке нужно повернуть налево и ехать до поселка Заостровье. За ним, на Т-образном перекрестке, поверните направо, на грунтовку. Через 4 км будет указатель «Бухта Владимирская». Отсюда до причала около одного километра.

Можно также с Финляндского вокзала доехать на электричке до станций Сосново, Отрадное или Громово. Отсюда в бухту ходят рейсовые автобусы. Свои услуги предлагают частники. Таксисты обычно стоят возле остановки. От Отрадного до Владимирской бухты около 15 минут езды.

Между бухтой и островом периодически курсирует монастырский катер. Поскольку точного расписания нет, лучше предварительно позвонить в Паломническую службу ((812) 571-80-79, [email protected]), чтобы уточнить время отправления. Катера могут не ходить в связи со штормовой погодой или сложной ледовой обстановкой в конце и начале периода навигации. Можно также воспользоваться частными катерами. Такого рода объявления с номерами телефонов можно увидеть в бухте.

Наш турклуб предлагает следующие программы походов:

www.vpoxod.ru

Путешествие в Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь / Православие.Ru

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Коневского монастыря Путь к этой святыне ведет через железнодорожную станцию Сосново, а оттуда на автобусе до Владимирской бухты. Встать надо рано, к первой электричке с Финляндского вокзала из Санкт-Петербурга. Полусонные выходим на маленькой станции и ждем автобуса, сидим тут же, на ступеньках вокзала, чтобы лишний раз не толкать неподъемные рюкзаки. День очень жаркий, лениво смотрим, как приступом берут автобусы, нашего ждать еще долго, но уже образуется очередь. Бабулька рядом торгует постовыми пирожками с капустой и картошкой, они очень большие и мягкие, но есть еще не хочется. Наконец подходит автобус, длинный и скрипучий, нас вталкивают, кидаемся на свободные места и едем, расслабленные от такого везенья, среди удочек, лукошек, ведер и рюкзаков дачников и туристов, часа четыре. Дорога прекрасна. Солнце высвечивает оранжевые стволы соснового бора, пляшет по синей воде озер, на которых как грибы растут островки, чистый светлый песок пустого пляжа, пороги на быстрой речушке и смех застрявших байдарочников. Удочки и лукошки расходятся, остались только мы и кондуктор, духота, запах солярки и леса, маленькие деревеньки с линялыми заборами. Оживление у сарайчиков-магазинов заканчивается, пахнет зовущей свободой и тиной, кричат, надрываясь, чайки. «Конечная остановка, ребята, Владимирская бухта. Вам Ладожское озеро – налево».

Бежим к озеру, очень хочется купаться. Показывается заросший старый пирс, уже не бежим, идем молча и обиженно: бухта залита мазутом, на заброшенном причале дырявый ржавый корабль, красный флаг рвется на ветру, что-то красят чумазые и унылые люди в тельняшках. Ветер вдруг уносит косынку, толкается, не дает говорить, скрылось солнце, лес кидается на дорогу круглыми шишками, сосновыми иголками, рабочие скверно ругаются и заводят «Камаз», резко темнеет и макушку барабанят крупные сильные капли. Начинается буря. Добегаем до кирпичной остановки, авось выдержит. Все вокруг вымокло, падают уже целые ветки. Но не страшно, пьянит эта сила природного бунта, этот запах стихии: холодного ветра, мокрой, в пузырях, земли, старых сосен, проснувшегося озера. Хочется громко кричать что-то очень важное, расставив пошире руки… но вот ветер затихает, уносится вдаль, спешит ворошить другие жизнь. Мы остаемся под дождем, осматриваемся. Вроде будка КПП впереди, там нет никого, дальше заброшенная воинская часть: монументальные казармы, но окна выбиты, двери покорежены, где-то слышны голоса, идем к ним. В сарае на берегу пирует веселая четверка, отмечают чье-то звание. Оказывается, все капитаны различных рангов, и, вот удача, тоже плывут на Коневец, рыбачить. За умеренную плату зовут с собой. Переглядываемся с опаской, уж больно давно, видимо, отмечают, но потом соглашаемся, глядя на предложенную яхту, – не ночевать же здесь. Переносим вещи, говорят: «Проходите дальше». Куда?! А дальше, сбоку яхты, болтается маленькая лодочка. Капитаны смеются, видя наше недоумение, ничего, говорят, 500 кг только так выдержит. Мы понимаем, что у нас значительно больше, но уже отчаливаем, заводимся… ну, с Богом. Лодка осела, но в бухте спокойно, только дождь, и плыть говорят, не долго, нас накрывают пленкой и приказывают сидеть тихо. И вдруг бухта заканчивается, и мы чувствуем, что начинается озеро.

Мы плывем в белом молочном царстве, в облаке, в котором ничего не видно. Не видно ни Коневца, ни берегов, нас самих еле видно, мы потерялись в этом озере, потеряли направление, сушу, и мир в котором мы жили, тоже погрузился в эту мутную белизну. Но вот, дождь усиливается, ветер рвет пленку, Васька-боцман хохочет, кто-то храбрится и лезет на нос этой посудины, но она и так чуть держится на волнах, уже настоящий шторм, нас бросает из стороны в сторону, руки затекли, замерзли от ледяных брызг, но мы держимся изо всех сил. Вода везде, внизу, наверху, бьет со стороны, мокрая одежда, ноги. Кто-то сосредоточено молится преподобному Арсению, кто осматривается, надеясь определить куда же плыть, если не дай Бог что… Плыли минут сорок, и вдруг выросла земля, сразу появилась, все верно – Коневец. На берегу ждет мальчонка, сын Васьки-рыбака, называли его Сашка, он-то, за «Сникерс» и довел до монастыря.

Первым делом послали нас «на поселение» к матушке Корнилии – бойкой, чуть суетной, немного рассеянной, но добродушной девчонке-монахине. Чтобы остаться в монастыре, надо было пройти через благословение благочинного, зовут его Алексей, и к нашему удивлению благочинный оказался даже не монахом. Алексей устало посмотрел на нас, посовещался с начальницей местной паломнической службы, и селиться не благословил. Сказал нам, что ждут две группы финнов, которые, видимо, запаздывают, заблудившись в ладожском тумане. Зато строго напомнил, что служба начинается в 7 утра, а работы в 9.00, и опаздывать он нам не советует. Так, несолоно хлебавши, мокрые и уставшие, поплелись мы на берег озера ставить палатку. Место нашли очень красивое: на высоком берегу, с медно-песчаным крутым спуском к озеру, среди черники и невысоких крепеньких сосен. На сосне, что стоит на откосе, висели самодельные веревочные качели, на которых мы никак не могли накачаться. Ножичком кое-как вскрыли шпроты, запили их «Тархуном», запихнули возмущенные животы в спальники и, помолившись, как-то попытались скоротать остаток такой светлой ладожской ночи. Было холодно, ветер все бушевал, а палатка хлопала и надувалась как настоящий парус. Волны отчаянно бились о берег, в нас летели брызги, а вид бескрайнего озера, почти моря позволял думать что мы отважные капитаны, пустившиеся в далекое плавание.

Проснулись мы в 5 утра, палатка была совсем мокрой от росы, поеживаясь, с опаской, стали планировать день. Умылись в ледяной ладожской воде, и, постукивая скованными от нее зубами, к 6.40 пришли на службу. Людей было мало, прихожан – человек пять. Утренний храм еще дремлет в дымке кадильного ладана, на клиросе строгий голос читает часы.

Рака с мощами преп. Арсения Коневского И вот, наконец, мы увидели преподобного Арсения. Рака темно-рыжего, теплого дерева, резная фигура преподобного в цветочном орнаменте. Букет цветов в голове и у ног старца: скромные полевые и дивно-розовые пионы с белой каймой благоухают, окутывая нежным облаком. Когда прикладываешься к мощам, чувствуешь, будто батюшка тихонько гладит тебя по голове: «Ну, здравствуй, здравствуй… промокли, бывает», и вдруг вспоминается, что сам преподобный Арсений приплыл сюда в бурю.

Может, была она похожа на нашу, и также перед преподобным Арсением, из тумана, вдруг явился это прекрасный остров, показались медно-бурые сосны, берега, укрытые чистым, будто просеянным золотым песком, утесы, поросшие черникой…

Было это в 1393 году. Арсений искал место для обители, специально упыл с Валаама, чтобы выполнить благословение игумена Иоанна со Святой горы. Три года подвизался он под руководством афонских старцев, дарил им посуду, которую ковал из меди, а потом и сам получил подарок – икону Божией Матери, устав общежития и заповедь основать обитель на дальнем севере. Так вернулся он в родную Русь, навестил Лисичью обитель Новогородскую, где подвизался с детства, благословился у ее игумена, поплыл на Валаам, а оттуда через бурю оказался на Коневце.

Чудотворная икона Коневской Божией Матери Вот и перед нами, справа от раки, где покоятся мощи преподобного – его Афонское благословение – Коневская икона Пресвятой Богородицы в резном киоте, уже список, но тоже чудотворный. В сумерках храма чуть поблескивают золотые крестики милости Матери Божией, это свидетельства уже современных чудес, а подлинник иконы пребывает в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре. Финны любят и чтут преподобного Арсения и его монастырь. Несколько лет Коневская обитель жила в пределах Финляндии. Именно в тот период были обретены мощи преподобного Арсения, а сейчас несколько икон в храме, даже икона преп. Арсения, написаны православными финнами.

Служил иеросхимонах Варахиил и совсем молоденький дьякон Адриан, еще был хор-квартет и строгий чтец.

После службы, такой спокойной и умиротворяющей, через час с небольшим мы подошли в трапезному корпусу в смиренной надежде на «что-нибудь горяченькое» и, конечно, получить обещанное Алексеем послушание. Расположившись на бревнышке рядом с дверью мы старались привлечь внимание батюшки, спешащего на утренюю трапезу, и своим замерзшим и голодным видом вымолить благословение на завтрак. Но, тщетно. Не раз монах или послушник открывал нам дверь, но мы, наученные, что в монастыре нужно все делать по благословению, отказывались. Не знали, что в монастыре батюшек всего два, причем отец Варахиил сразу после службы ушел в скит, а настоятель отец Исидор уехал с острова по делам. Но послушание мы, конечно, получили огороды! И еще долгожданное разрешение селиться в старый каменный гостиничный корпус. Жилище нам определили в мансарде, на третьем этаже. Сказали, первый обычно занимают финны, второй особые паломники из наших, а третий просто паломники, вроде нас. В этот день кроме нас в гостинице не было никого. Комнатку дали аскетическую, все в ней так и дышало старостью, но зато она была чистенькая. Четыре кровати, пусть без белья и с растянутыми до пола скрипучими пружинам, вполне пригодны для спанья, на двух из них даже лежали тоненькие одеяла. Окна были открыты, но запах этой древности и сырости выветрить было невозможно. Сурово? А мы были рады! И в приподнятом настроении побежали искать отца огородника.

Отец Георгий определил нас на прополку моркови и свеклы. Грядки длиннющие, но такие аккуратненькие, видно, что любят не только сами овощи, но и труд на земле. С удовольствием мы стали вытаскивать пырей и одуванчики, равняясь на отца Георгия, трудившегося неподалеку, но у него все равно получалось куда лучше.

Доделав работу и получив сдержанную похвалу от отца огородника, еле передвигая ноги, поплелись в наш «новый дом». Обед чуть не проспали, а, заслышав трапезный колокол, перескакивая через ступеньки, бросились в трапезную. О благословении уже не думали, очень изголодались. Кормили картофельно-вермишелевым супом, горяченным, щедро посыпанным лучком и укропом, только срезанным о. Георгием. Гречка с морковной подливкой на второе. Мятный чай. Живот благодарно заурчал. Раскрасневшиеся, довольные, славя послушников трапезной, мы вернулись к послушаниям, а, закончив работу, перед службой, пошли осматривать остров преподобного Арсения.

Погода менялась к лучшему, моросящий дождь кончился, солнечные лучи раздвинули тяжелые тучи, все засияло, заискрилось, обрамленное сверкающими каплями, стало очень уютно и радостно. А потом Коневец согрелся, капли исчезли и отовсюду потекли запахи. Пахло клевером и медуницей, пахло травой, на которую наступаешь, теплым песком, смолой и хвоей от окрестных сосен, черникой, которую ели горстями, пахли старые кирпичи Казанского скита, в котором живет отец Варахиил, доски Успенской часовни… а еще появились звуки, будто заговорили разом: и птицы, и насекомые, и деревья, и цветы на лугу. И стал Коневец живой и такой наполненный…

По крутой тропке спускаемся к Конь-камню. Вокруг внушительной скалы ели скрипят старые, высокие, комары пищат злющие – место-то в низинке. В языческие времена, летом, окрестные жители, на Коневце оставляли коней на выпас, верили они, что духи сохранят их целыми и невредимыми, а осенью, у этого огромного камня приносили в жертву духам одного коня из стада. Потому и называется Конь-камень, а остров Коневец. Преподобный Арсений, поселившись на острове, узнал о таком языческом суеверии от рыбака Филиппа, приступил он к этому камню с молитвой, святой водой окропил и изгнал духов с острова, улетели они черной тучей в сторону Владимирской бухты, которая раньше называлась Чертова лахта. С тех пор хоть и не приносят у камня жертвы, но местные шутят, что маленькие злые духи здесь все же остались – в виде комаров.

Преподобный Арсений Коневский. Иконописное изображение (Подворье Коневского монастыря в Санкт-Петербурге) Конь-камень громадный валун, говорят, весит он больше 750 тонн, человек рядом с ним махонький, на вершине камня даже часовенка уместилась. В древности её построил сам Преподобный, здесь же и подвизался, на этом малом столпе, три года. Теперь к часовне ведет лесенка ступенек в двадцать, забираемся вверх помолиться. Внутри только две иконы – преподобного Арсения и Коневский образ Пресвятой Богородицы. У них служат молебны, и паломники прикладываясь, оставляют записочки с поминаниями.

Поднимаемся вверх, спешим, спасаясь от комаров и перед нами, в кустах душистого шиповника, среди густых зарослей, в отцветающей уже сирени, будто оберегаемый от суетных взглядов, желто-белый, ромашковый, Казанский скит. Обиталище иеросхимонаха Варахиила, место затвора и трудов по его восстановлению. Рядом небольшая, аккуратненькая Успенская часовенка: светлое крылечко, резные перильца, в зелени светится на солнце крестик. Здесь, по преданию, явилась Пречистая во время голода ученику старца Арсения Иоакиму, он тогда в обители за старшего оставался: братия грозилась разойтись, преподобный Арсений уплыл на Афонскую гору за благословением, ни запасов, ни наставника одно уныние, вот и спасла Богородица монастырь своим явлением, вдохновила, просила еще потерпеть. И правда, вскоре вернулся преподобный Арсений на двух кораблях с великими съестными припасами, а в честь чудесного явления воздвигла братия часовню.

В 1421 году, когда был необычайный разлив Ладожского озера, вода смыла все постройки бедной Коневской обители, потому преподобный Арсений перенес монастырь на новое место, туда, где и сейчас он расположен. По прежнему видны его храмы с озера, слышны колокольные перезвоны, но уже не страшны ему ветра и наводненья. Когда архиепископом новогородским стал Евфимий, друг преподобного и сомолитвенник его по обители на Лисичьей горе, то многим помог он обители Коневской и сделал известной ее в новогородских пределах. Так благочестивые новогородцы стали ее посещать и жертвовать милостыню. Преподобный Арсений паломников принимал в келье, как своих гостей, с радушием угощал, беседовал. Представляем, какова была радость богомольцев. Но не долго длилось такое утешение, прозорливый старец Симеон, сказал Арсению, что бесы радуются, когда мирян в келье принимаешь, и тогда, не нарушая ни наставления, ни гостеприимства, Арсений стал водить паломников в братскую трапезную.

И так чувствуется гостеприимство самого Преподобного, утешающего и нас, малых и грешных. Какое-то особенное тепло обнимает тебя, особенно ближе к храму, к батюшке Арсению, и вся природа вокруг словно радуется.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Коневского монастыря В размышлениях о монастырском странноприимстве разбрелись мы по острову. К службе припозднились, соблазнившись местной черникой, очень уж крупной. Только к «Свете Тихий» подошли к собору Рождества Пресвятой Богородицы. Этот прекрасный храм, начала XIX века, виден на острове отовсюду, особенно его ярко-синие купола с золотыми крестами, сияющими в проплывающих облаках. Всенощное бдение проходит в нижнем Сретенском храме, там низкие своды, чисто белые, недавно выкрашенные стены, редкие небольшие иконы на них, а вокруг, и правда, тихий свет закатного солнца – в окнах желтые рифленые стекла. Этого света, густого и золотого, было так много, что освещения и не нужно. Впрочем, освещение здесь особенное: пара круглых десятисвечников в центре храма, да лампадки. Зажигают их специальной палкой: с одной стороны у нее свечка, а с другой – колпачок-тушилка. Как в старину.

Служил отец настоятель, дьякон уже другой, «праздничный», с очень глубоким и сильным голосом, и, когда пели «Воскресение Христово видевше», себя было не слышно, только могучий гул о. дьякона, перекрывающий все звуки. Хор-квартет тоже не простой, не монашеский – приезжает с подворья, финнам показывают его как диковинку, они, кивая, слушают и улыбаются, глядя на ребят в подрясниках, рассматривают кассеты, которые продают тут же. Мы тоже купили – хорошо поют.

Уплывали мы в воскресенье, причастившись, после службы, все были довольные и благонравные. Прямо из храма, с приехавшими только что паломниками, показывая дорогу, торжественно пошли на обед. Объявили, что монастырский катер пойдет на материк сразу после трапезы, надо торопиться. А торопиться не хотелось, не хотелось и вообще уезжать. Кто же уезжает в воскресенье, когда в монастыре никто не работает, стоит такая чудная погода, можно, гуляя, обойти весь остров и найти так много интересного! Но благочинный судил иначе. Подгоняемые непрестанными объявлениями, что этот катер первый и последний за несколько дней, завязывая на ходу спальники, лямки и шнурки, мы сгрузились на причале. В бескрайнее и удивительно спокойное Ладожское озеро вглядывались часа четыре, за это время неплохо загорели, сделали несколько замечательных кадров, поиграли в камушки, помочили ноги, осмотрели место первой обители и, наконец, вздрогнув от призывного гудка, вступили на настоящий монастырский катер, под настойчивое напоминание капитана: «Отправляемся через час!».

pravoslavie.ru

Остров Коневец. Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь

Еду с «Первыми линиями» на остров Коневец на Ладожском озере. Вот туда уж точно лучше ехать с экскурсией – это избавит от множества забот. Остров полностью принадлежит Коневскому монастырю, поэтому находиться на его территории можно только с разрешения паломнической службы, да и попасть на него не так просто – сначала нужно добраться до Владимирской бухты, а уже оттуда плыть на катере, причем билеты на катер можно приобрести только через паломническую службу монастыря. Но нас всё это уже не беспокоит, турфирма обо всем позаботилась. До Владимирской бухты мы поедем в комфортабельном автобусе, а там на причале нас уже будет ждать катер.

Отъезжаем от метро Звенигородская в 8-30 в  направлении Приозерска. Интересно, что совсем недалеко от места нашего отправления на Загородном проспекте, дом 7 находится Петербургское подворье Коневского монастыря. Экскурсовод рассказывает нам об истории этого подворья. Во время нападения в начале 17 века шведов на земли Валаама и остров Коневец главная святыня Коневского монастыря – Коневская икона Божьей матери была вывезена в Новгород и пребывала там долгие годы. В результате победы России в Северной войне захваченные земли были возвращены, но икона по-прежнему оставалась в Новгороде, и лишь в 1799 году было принято решение возвратить ее в возрожденный Коневский монастырь.  Монах, сопровождавший икону, был вынужден задержаться в Петербурге на два месяца, пока для иконы изготавливали новые ризы. За время пребывания иконы в Петербурге произошло множество чудесных исцелений, и петербуржцы захотели иметь список с чудотворной иконы. Этот список был выполнен, и необходимо было подыскать место для подворья, где могла бы находиться чудотворная икона.  Тогда два петербуржских купца – Козулин и Кувшинников отдали в дар монастырю принадлежавшие им участки земли для обустройства подворья. Список с чудотворной иконы также становится чудотворным  — в 1862 году икона защитила от страшного пожара торговые ряды Гостиного двора.


До Владимирской бухты на автобусе нам добираться 3-3,5 часа. И всё это время мы проезжаем по землям, которые неоднократно переходили из рук в руки – сначала здесь жили финно-угорские племена, потом эти края стали частью владений Великого Новгорода, неоднократно их захватывали шведы, пока по Столбовскому мирному договору они не были возвращены России. Позже эта территория отошла к Великому княжеству Финляндскому в составе Российской империи, а после 1917 года стала частью независимой Финляндии до сороковых годов. После Великой Отечественной войны в 1948 году многие населенные пункты были переименованы, но нет-нет, да и встретится финское название, напоминая о непростой истории этого края. Проезжаем мы и места, где был  знаменитый укрепрайон —  линия Маннергейма, а также  Розовая дача, принадлежавшая семье Маннергейм.

Немного не доезжая до поворота на бухту Владимирскую, мы видим еще одно подворье Коневского монастыря – там помогают тем, кто хочет избавиться от алкогольной и наркотической зависимости, принимают всех желающих, никому не отказывая.

А мы подъезжаем к Владимирской бухте.

На причале стоит наш катер…Моё детство прошло в местах, где ездили, плавали и летали на всём, что едет, плывет и летит, и при этом радовались такой возможности, но у менее подготовленных пассажиров вид катера вызывает некоторую настороженность. Это видавшая виды посудина без имени с номером на борту, вызывающая ассоциации с фильмами о  Второй мировой войне.

На носу и корме судна несколько деревянных скамей –  на них нам и предстоит располагаться. Погода солнечная и безветренная, но могу себе представить удовольствие от путешествия при других погодных условиях. Хотя, не исключено, что транспорт подбирается в зависимости от погоды. Утешает то, что плыть до острова недолго — около получаса. Отплытие катера – это отдельный аттракцион. Надо видеть прыжки мальчика-матроса с причала на маленькую горизонтальную полоску на борту, а потом с борта обратно на причал – отшвартовывает судно он в одиночку и отработано всё до автоматизма. Пассажиры наблюдают за его движениями, буквально открыв рот. Это, действительно, зрелище! Отчаливаем. Посудинка нещадно чадит, но бежит уверенно и ровно в сопровождении стаи чаек.

Примерно через полчаса на горизонте показывается узкая полоска острова Коневец.

Длина острова около 5 километров, а ширина – всего 2.

Мы входим во Владычную бухту, на причале которой повторяется аттракцион с невероятными прыжками.

Нашу группу уже встречает местный экскурсовод. Она объясняет, какие правила необходимо соблюдать на территории острова. Здесь же под навесом заботливо приготовлены платки и юбки для неподобающим образом одетых дам.

Облачившись, мы приступаем к экскурсии.  Наш гид сразу обращает наше внимание на необычные деревья, растущие на острове – это бальзамический тополь. Он издает запах, очень похожий на запах ладана. Эти тополя были завезены с Аляски во времена, когда она еще была русской.

Начинаем осмотр острова с часовни в честь святителя Николая – покровителя всех плавающих и путешествующих.

По дороге к часовне мы видим памятную стелу в честь посещения монастыря в 1858 году императором Александром II « с августейшим семейством».

Рядом с часовней полуразрушенное здание Странноприимного дома – гостиницы для малоимущих.

В течение трех дней каждый прибывший мог оставаться в Странноприимном доме бесплатно как гость, а по истечении этого времени нужно было определиться, остается ли гость дальше в качестве трудника. К сожалению, на восстановление здания средств у монастыря в данный момент нет.

Была при монастыре и другая гостиница – для более обеспеченных гостей, которые хотели жить с бОльшим комфортом и могли оплатить его. Это так называемая Белая гостиница. Вот она виднеется вдалеке среди деревьев.

Подходить ближе не имеет смысла, здание также находится в аварийном состоянии.

За Белой гостиницей деревянный домик, в котором находится сувенирная лавка и можно выпить чаю.

А мы приближаемся к монастырскому каре с колокольней.

При входе справа можно увидеть восстановленную старинную фреску, на которой изображена встреча Арсением Коневским Новгородского архиепископа Евфимия, много сделавшего для Коневской обители.

Строго говоря, фреской это называть нельзя – фрески пишутся по сырой штукатурке, а здесь использована техника росписи масляными красками по сухой штукатурке, но внешне роспись похожа на фреску, и иногда используют это наименование.

Коневский монастырь, полное название которого «Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь», был основан преподобным Арсением Коневским в 1393 году. До этого языческие карельские племена на острове поклонялись духам у большого камня, напоминающего очертаниями конскую голову, откуда и произошло название острова Коневец.

Арсений Коневский был уроженцем Новгорода, по профессии – ремесленником, изготавливающим изделия из меди. Он принял постриг в монастыре под Новгородом,  после несколько лет провел в монастыре на  горе Афон, откуда привез икону Божьей матери, которая теперь называется Коневской, и по благословению Новгородского архиепископа Евфимия основал обитель на острове Коневец. История монастыря не была простой – в начале 17 века он был разорен шведами. Монахи, забрав святыни, перебрались в Новгород и смогли вернуться обратно только в 1799 году. В 20 веке начались очередные потрясения – после 1917 года  остров Коневец отошел к Финляндии, во время финской войны 1939-1940 годов монахи снова были вынуждены эвакуироваться с острова вместе с финнами, а после Великой Отечественной войны на острове дислоцировалась советская воинская часть, занимающаяся испытаниями торпедного оружия. Решение вернуть остров православной церкви было принято только в 1990 году, с этого момента и началось постепенное возрождение монастыря.

В центре монастырского каре находится собор Рождества Богородицы. Нынешний собор – уже четвертый на этом месте, был простроен в 1802 году по проекту архитектора Иванова, доработанному местным монахом Сильвестром, имеющим соответствующее образование.

С боку собор напоминает корабль, что символизирует веру как корабль спасения.

За зданием собора находится могила одного из его настоятелей – отца Израиля, который управлял монастырем до 1859 года.

Собор состоит из нижнего и верхнего храма. Верхний храм нуждается в реставрации.

Часть росписей пытались восстановить, но неудачно – они быстро потемнели. Теперь этим будут профессионально заниматься специалисты из Санкт-Петербурга. Но и сейчас в верхнем храме можно послушать концерт местных певчих, которые хранят традиции  уникальных старинных распевов:

В нижнем храме с утра уже прошло праздничное богослужение – ведь сегодня Троица. Храм украшен веточками березы, а весь пол как ковром застелен травой и листьями.

В нижнем храме находятся главные святыни – рака с мощами преподобного Арсения и чудотворная икона Коневской Божьей матери.

На этой иконе младенец Иисус держит в руках голубя — по древнему иудейскому обычаю, когда ребенка мужского пола впервые вводили в храм,  нужно было взять с собой двух голубей, одного из которых приносили в жертву, а другого отпускали на волю:

Перед иконой на цепочке изделия из драгоценных металлов – по традиции те, кто был исцелен благодаря молитве у чудотворной иконы, приносят в дар колечко, серьги, цепочку из серебра или золота. Когда подарков накапливается достаточно много, их переплавляют, чтобы сделать для иконы красивый оклад.

Есть в храме еще одна чудотворная икона – икона святителя Николая, которого в народе чаще называют Николаем или Николой Чудотворцем.

Перед зданием собора под навесом сложены именные кирпичи – любой, кто пожелает. Может сделать пожертвование и написать на кирпиче, который будет использован для реставрации монастыря, своё имя.

В помещении  этой  башенки сейчас хранится монастырская библиотека. Сейчас она уже не так велика, как в прежние времена – многие книги бежавшие во время войны монахи увезли с собой в Финляндию, где они остаются и по сей день.

А вот это здание бывшего Работного дома у монастыря арендует благотворительное общество «Кедр» — они восстановили его на свои средства и организовали здесь лагерь для детей-инвалидов.

За этой стеной находится старое Братское кладбище. Могил здесь сохранилось немного – в советские времена на месте кладбища был автопарк и спортплощадка.

В углу сохранилось старинное надгробие капитана 1 ранга в отставке  Владимира Ходоровского, скончавшегося в 1907 году.

Есть в монастыре и свой небольшой музей.

Здесь идет ремонт, но в двух небольших комнатках можно увидеть документы по  истории монастыря и предметы монастырского быта:

На этом снимке вместе четыре настоятеля, которые поднимали монастырь в разные годы:

А у нас по плану экскурсии  сейчас обед в трапезной монастыря. По дороге мы можем наблюдать, как готовится монастырь к зиме:

А вот и трапезная:

Обедать нам предстоит на воздухе под навесом. Еда простая – суп с капустой, салат из огурцов, картофельное пюре, рыбные консервы и компот. Рыбные консервы никого  особо не порадовали, зато нас угостили выпеченным в монастыре белым хлебом.

Монастырский кот голодным не выглядит 🙂

Живет монастырь непросто и небогато, средств на многое не хватает. Например, здесь не могут позволить себе, как на Валааме, провести с материка электричество, можно рассчитывать только на свой дизель-генератор. Есть в монастыре небольшое подсобное хозяйство – несколько коз, куры, свиньи, четыре коровы, лошади. Насчет лошадей нас сразу предупредили, что во время случайной встречи лучше обойти их по широкой дуге от греха подальше – могут лягнуть.

Есть и немного техники, но везде нужны рабочие руки.

После трапезы нам предстоит путешествие на Святую гору и к Конь-камню.
Выйдя из восточных ворот, мы направляемся в сторону леса.

P.S. 7 июля 2019 года патриарх Кирилл освятил Рождество-Богородичный собор монастыря. К юбилею обители в верхнем храме собора были воссозданы росписи и обновлен иконостас.

Открыта Белая гостиница для паломников, теперь монастырь можно посетить и в зимнее время. Налажено транспортное обеспечение.

На территории монастыря продолжаются реставрационные работы.

elena-smirnova.ru

Паломнический центр | Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь

Коневский монастырь имеет свою Паломническую службу, которая была создана в 2001 году на Подворье монастыря в Санкт-Петербурге для организации поездок на Коневец и приёма на острове трудников и паломников. Сделать вашу заявку на поездку на остров Коневец, а также ознакомиться с другими паломническими поездками, предлагаемыми Паломнической службой, вы можете на её сайте www.konevps.ru.

Теперь от бухты Владимирской до острова Коневец можно переправиться на комфортабельном, скоростном катамаране «Святой князь Владимир«. Попасть на него можно по предварительной записи через Паломническую службу Коневского монастыря, либо по тел. +7 (812) 571 80 79 или +7 921 875 34 88.

Вы можете не только совершить паломничество на Коневец, но и  присоединиться к многовековым традициям монастыря как сопровождающий группу экскурсовод. Это оплачиваемая работа. Чтобы сопровождать группы, за небольшое пожертвование нужно пройти курсы, на которых вы узнаете об истории и архитектуре монастыря, основах богослужебной жизни.

Объявлен набор на курсы экскурсоводов для работы на острове Коневец в период навигации с мая по октябрь!

Курсы экскурсоводов проходят на подворье Коневского монастыря в центре города, в шаговой доступности от метро. Подробнее о курсах можно узнать по ССЫЛКЕ .

 

Паломническая служба, контакты

191002, Санкт-Петербург, Загородный пр. дом 7 (во дворе)

(ст. метро «Достоевская», «Владимирская»)

+7 (812) 571 80 79    +7 921 875 34 88

e-mail: [email protected]

Программы на сайте  http://www.konevps.ru 

Группа ВКонтакте  http://vk.com/ostrovkonevets

 

 

 

konevets.ru

Остров Коневец / Владимир Кезлинг

Коневец — небольшой остров на Ладожском озере, известный своей красотой, старой обителью и легендами о проводившихся здесь в советские времена ядерных испытаниях. Это — одно из немногих мест, куда я бы обязательно приехал ещё раз. Есть здесь какая-то своя магия. К сожалению, фотографиями её не передать, но я всё же попробую.

Наша первая попытка попасть на Коневец оказалась неудачной — из-за шторма сообщение с островом было отменено, и нам пришлось срочно менять свои планы. На этот раз погода оказалась к нам благосклонной — день был тёплым, и Ладога была не по-октябрьски спокойна.

Попасть на Коневец можно либо на небольшом теплоходе, называемом так же монастырским катером, либо же договорившись с кем-нибудь из частников. Плыть недалеко — около 7 километров, монастырский катер проходит это расстояние примерно за 40 минут. Чёткого расписания нет — лучше всего звонить в паломническую службу Коневского монастыря, который расположен на острове, и спрашивать информацию о ближайшем рейсе у них.

Монастырский катер так и называется — «Коневец».

Вид на Владимирскую бухту.

Полный вперёд!

Вдалеке, в тумане, — цель нашего путешествия.

Не знаю — совпадение ли это, но на носу монастырского катера находится вот такой крест.

Подплываем к острову.

Коневский монастырь

Коневский монастырь — древняя обитель, существующая на острове более 600 лет. Именно ради посещения монастыря на остров приезжает большая часть туристов и паломников.

До основания обители на Коневце находилось языческое карельское святилище. Местом совершения жертвоприношений был огромный валун, по форме напоминающий череп лошади и известный как «Конь-камень». Именно от него и пошло название острова.

Коневский монастырь (полностью — Коневский Рождество-Богородичный монастырь) был основан в конце XIV века новгородцем Арсением Коневским. Место обители несколько раз менялось, чтобы избежать Ладожских наводнений. Окончательное место устроения монастыря было выбрано в 1421 году, где и был заложен деревянный храм Рождества Богородицы.

За долгую историю существования монастырь пережил много этапов, был захвачен Шведами в XVII веке, а с XVIII века до окончания Второй мировой войны находился в составе Финляндии. В советское время на территории острова располагалась секретная военная часть. В 1990 году монастырь был возвращён Русской православной церкви, и с тех пор его территория активно восстанавливается.

Паломников встречает поклонный крест, установленный несколько лет назад. Крест является точной копией поклонного креста некогда стоявшего на месте Успенской часовни в глубине острова.

Странноприимный дом, или дом для странников, которым монастырь по традиции давал приют на несколько дней.

Рассвет монастыря пришёлся на XIX век — именно тогда его слава дошла до Петербурга. В июне 1858 года остров посетил император Александр II со своей семьей, в память чего на пути к монастырю установлен памятный обелиск.

Монастырская колокольня.

До этой поездки, посещая монастыри, я нередко сталкивался с неприязнью со стороны местных монахов. Особенно сильно это чувство было в Печорах, где существует только одна туристическая тропа и любой шаг вправо-влево с неё влечёт за собой если не расстрел, то точно обречение на вечные муки в аду.

На Коневце же я почувствовал совершенно иное отношение. Нам были рады, причём все без исключения. Это удивительное чувство, которое в нашей стране удаётся прочувствовать не так часто. Именно на Коневце я кардинально поменял свое отношение к православию с нейтрального с оттенками негатива на нейтральное со строго положительным вектором. И если я когда-нибудь решу уйти в монастырь — определённо, первым делом я буду смотреть в сторону Коневца.

Отец Святослав, за что ему отдельное огромное спасибо, без лишних вопросов разрешил нам подняться на колокольню, чтобы сделать оттуда несколько кадров.

На двери находится небольшая шпаргалка для звонаря.

На колокольне.

Огромные балки хранят в себе историю времён.

Вид с колокольни на территорию монастыря. На переднем плане — Собор Рождества Пресвятой Богородицы, на заднем — хозяйственные постройки.

Вид на Ладожское озеро. На горизонте — большая земля.

Неожиданно вдалеке среди туч образовался просвет, и огромное солнечное одеяло накрыло воды Ладожского озера.

Тут пришло ясное ощущение что все у меня будет хорошо.

Монастырская жизнь. Знаю, что фотографировать монахов не приветствуется. Да простят меня они за этот кадр — но очень уж он хорошо передаёт настроение спокойствия, царящее на острове.

Вид на колокольню с монастырского двора.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Место для собора было выбрано основателем обители Арсением Коневским ещё в 1421 году. Тогда на этом месте и была построена первая деревянная церковь. В XVI веке, после пожара, собор был отстроен в камне. В XVIII веке был построен новый одноглавый собор, который в скором времени однако снова находился в обветшалом состоянии. Тогда же было решение перестроить храм ещё раз, но начало работ неоднократно откладывалось. Работы были завершены в 1802 году.

Восточные ворота монастыря, ведущие вглубь острова.

Работный дом.

Открыточный вид на монастырь со стороны острова.

Успенская часовня. Раньше на этом месте находился поклонный крест, сломанный бурей в 1899 году. Левая дорога ведёт к Казанскому скиту, правая — к восточному берегу.

Здесь я впервые в жизни встретился в природе с неосёдланной лошадью. Ощущение странное.

Update: оказалось, это не лошадь, а конь, и зовут его Карат.

Вообще, природа Коневца необычайно красива. Хотя возможно причина такого моего восторга — стоящая на дворе осень, которую я особенно люблю за яркость её красок.

Казанский скит, основан в глубине острова в конце XVIII века.

На стенах скита устроена гостевая книга. География посетителей острова довольно обширна.

Кроме Казанского скита на острове есть ещё Коневский скит, расположенный на самом берегу Ладоги. Именно это место изначально было выбрано Ареснием Коневским для основания обители. К сожалению, из-за того что мы решили обойти остров по периметру и немного недооценили его размеры, дойти до Коневского скита нам не удалось.

Весь остров окутан старыми покрытыми мхом кабелями. Выглядят они очень необычно, я бы даже сказал зловеще.

Самое высокое место Коневца — Святая гора. Её высота над уровнем Ладожского озера — около 30 метров.

Здесь, над обрывом, расположен восхитительный трон для наблюдений за Ладожским озером.

Конь-камень — огромный валун серого гранита с прожилками кварца весом более 750 тонн. Этот камень издавна служил местом ритуальных жертвоприношений местных племён. Напоминающий по форме череп коня, валун был назван «Конь-камнем», что в последствии дало название всему острову.

С сайта Коневского монастыря: Преподобный Арсений, пришедший на остров в конце XIV века, нашёл это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». Ночь провёл Арсений в молитве, а под утро совершил крестный ход вокруг камня с иконой Богородицы в руках и окропил его святой водой. По преданию, духи как копоть вышли из камня и, обернувшись черными воронами, улетели прочь к противоположному берегу Ладоги, который стал с той поры именоваться Чертовой бухтой. Вместе с бесами, как гласит предание, исчезли и змеи.

Действительно, Коневец — единственный остров на Ладоге, где нет змей.

На вершине Конь-камня устроена небольшая часовня.

Хорошая укатанная военная дорога окутывает весь остров. Мы немного недооценили его размеры и решили обойти его весь по периметру. В итоге, чуть не опоздали на обратный рейс. Пяти часов, проведенных нами на Коневце абсолютно недостаточно — большую часть маршрута пришлось проделать чуть ли не бегом.

В зарослях можно наткнуться на некоторые очень интересные и необычные для этого места находки.

Военные испытания на Коневце

Практически сразу после окончания Второй мировой войны на Коневце была устроена военно-морская база, где проводили испытания химического оружия образцов новейшего морского вооружения.

Военная часть и сегодня находится на противоположном от монастыря краю острова. Пусть сюда, даже если идти быстрым шагом, займёт не меньше полутора часов.

Пока мы не наткнулись на военных — меня не покидала уверенность что военная база в наши дни полностью заброшена. Это оказалось не так, точнее не совсем так — частично гарнизон остался, и эта часть острова формально считается режимной территорией. Встретить военных здесь практически невозможно, но территория базы — ухожена. Среди могучих деревьев стоит накрытая брезентом техника, под бесконечными дождями постепенно ржавеют полуразобранные двигатели… Говорят, что испытания проводятся на острове до сих пор, конечно уже не с таким размахом как в советские времена, но всё же…

Заброшенный КПП. Таких — тысячи по всей стране.

Военные корпуса. Всё аккуратно закрыто на замки.

Заброшенный гараж.

Что это — я так и не понял. Очень похоже на какие-то военные лаборатории.

Центральный периметр, огороженный  несколькими рядами колючей проволоки. Но ворот нет — заходи кто хочет.

Невообразимо, но этот старый МАЗ — на ходу, и вполне себе работает. Что пытался сделать водитель — так для меня и осталось загадкой: выглядело всё так, будто он собрался краном валить сосну.

The show will go on!

kezling.ru

Как проехать | Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь

Адрес Коневского монастыря:

188767, Ленинградская область, Приозерский район, остров Коневец,
Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь.
e-mail: [email protected]

До острова можно добраться из Санкт-Петербурга по Приозерскому шоссе. Не доезжая примерно около 20 км до Приозерска на 106 км шоссе необходимо повернуть направо по указателю в направлении «Остров Коневец», через 0,5 км в пос. Плодовое на развилке — налево, затем прямо до пос. Заостровье, проехав пос. Заостровье, на Т-образном перекрестке — направо (грунтовая дорога), через 4 км — развилка, поворот по указателю — «Бухта Владимирская 1 км», через 1 км у автобусной остановки поворот налево к причалу (60 м).

Если нет возможности добраться до бухты Владимирская на собственном транспорте, вы можете сесть на электричку с Финляндского вокзала в направлении Приозерск-Кузнечное и доехать до станций Сосново, Отрадное или Громово. От этих платформ ходят автобусы до бухты Владимирская. Расписание уточняйте самостоятельно.

От причала до острова в период навигации ходит монастырский катер. Катер не имеет четко установленного расписания своего следования, потому о времени его отхода лучше узнать заранее, через Паломническую службу. Путь на катере до острова, в зависимости от погоды, занимает не более часа. Следует также помнить, что если у вас нет разрешения на посадку на катер, выданного в Паломнической службе, либо благословения настоятеля, капитан катера вправе не взять вас на борт. В штормовую погоду катеру может быть запрещено выходить из бухты. Ответственность за подобные задержки, возникшие не по вине капитана катера, монастырь и Паломническая служба не несет.

В период навигации на остров Коневец также осуществляются туристические рейсы из Санкт-Петербурга и с острова Валаам на круизных теплоходах.

В зимнее время, когда Ладога покрыта льдом, выход на лед без благословения игумена категорически запрещен! 

Все приезжающие на остров трудники и паломники обязаны следовать правилам пребывания в православном монастыре. За несоблюдение этих правил гости могут быть отозваны с острова.

konevets.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *