Марфо мариинская обитель расписание богослужений: Марфо-Мариинская обитель милосердия

Посещение Марфо-Мариинской обители

 

На Ордынке я остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители:  

там во дворе чернели кареты, видны были раскрытые двери

небольшой освещенной церкви, из дверей горестно и умиленно

неслось пение девичьего хора.    

Мне почему-то захотелось непременно войти туда.

Дворник у ворот загородил мне дорогу, прося мягко, умоляюще:
-Нельзя, господин, нельзя!
-Как нельзя? В церковь нельзя?
-Можно, господин, конечно, можно, только прошу вас за ради Бога, не ходите,

там сичас великая княгиня Ельзавета Федровна и великий князь Митрий Палыч…     

(Иван Бунин «Чистый понедельник»)

 

18 июля – день памяти преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. В ближайшую субботу 22 июля наши прихожане во главе с отцом Павлом Каревым посетили основательнную ей Марфо-Мариинскую обитель любви и милосердия.

Желающие принять участие в богослужении пришли к 8 часам утра, остальные подошли уже к экскурсии в 11:30.

На Божественной литургии в субботу было мало прихожан, и только сестры в белых и черных одеяниях присутствовали на службе. В обители сохраняются особенности, заложенные Елизаветой Феодоровной: есть сестры монашествующие, а есть сестры милосердия, или белые сестры. Монашествующие ходят в черной одежде, а белые сестры – в той форме, которую создала для них Великая княгиня. Одежда сестер милосердия подобна иноческой: они носят подрясник серого цвета и белый апостольник, закрывающий лоб. При великой княгине сестры носили еще крест и в холодную погоду – серое покрывало поверх апостольника.

В обители все как при Елизавете Феодоровне и невольно складывается чувство, что попал в начало XX века.
Марфо-Мариинская обитель любви и милосердия основана великой княгиней Елизаветой Феодоровной в 1909 году. После трагической гибели мужа, Великого князя Сергея Александровича, она удалилась от светской жизни и решила всецело посвятить себя служению Богу и ближним.

Прообраз деятельности будущей обители великая княгиня увидела в служении двух евангельских сестер, труженицы Марфы и молитвенницы Марии. На деньги от продажи личного имущества и драгоценностей Елизавета Феодоровна приобрела усадьбу с садом на Большой Ордынке. В двухэтажном доме с выходом на улицу обустроили больницу, здесь же соорудили домовую церковь во имя святых праведных Марфы и Марии. Строительство второго храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, ставшего достопримечательностью Москвы, закончилось в 1912 г.

10 февраля 1909 года — дата официального открытия Марфо-Мариинской обители милосердия. Сначала здесь жили шесть насельниц, к концу 1909 г. их стало тридцать, к 1918 г. их было уже 105. Девтого апреля 1910 года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил первых 17 тружениц во главе с великой княгиней в крестовые сестры. Следующим утром за литургией митрополит Московский Владимир возвел Елизавету Феодоровну в сан настоятельницы. Сестры со временем стали называть ее Великой матушкой.

Обитель явила собой учреждение совершенно особого рода: и не монастырь, и не обычная община сестер милосердия. В сестры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания от 21 до 40 лет. Сестры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из обители и создать семью.
В 1911 году в обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами.

Большое место в деятельности обители отводилось организации квалифицированной медицинской помощи. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Под их руководством все сестры проходили специальное обучение. Больница в Марфо-Мариинской обители считалась лучшей в Москве.

Авторитет Марфо-Мариинской обители милосердия был непререкаемым, и даже события 1917 года поначалу никак не повлияли на ее деятельность. Но в Светлый вторник 1918 года за Матушкой прибыл отряд латышских стрелков. 18 июля Великая княгиня Елизавета Феодоровна и ее келейница инокиня Варвара (Яковлева) были живыми сброшены в шахту вблизи г. Алапаевска.

Марфо-Мариинская обитель просуществовала до 1926 г. Позднее здесь располагались кинотеатр, поликлиника, реставрационные мастерские, лаборатории…
Возрождение обители началось в 1992 г., когда ее территория была передана Московской Патриархии. Марфо-Мариинская обитель, созданная как церковное благотворительное учреждение, не знает аналогов во всем мире.

В октябре 2011 года на базе медицинского центра открылись группа дневного пребывания для детей-инвалидов и детская паллиативная выездная служба, осуществляющая обучение родителей уходу за неизлечимо больными детьми, а также медицинское наблюдение. Весной 2012 года паллиативная служба стала работать и со взрослыми, преимущественно с людьми, страдающими тяжелыми неврологическими заболеваниями.

Сегодня Марфо-Мариинская обитель является ставропигиальным женским монастырем, при этом в обители и по настоящее время патриаршим благословением сохраняется особый уклад жизни, восходящий к основательнице обители великой княгине Елизавете Феодоровне, и через сохранение этого уклада продолжается дело милосердия святой преподобномученицы.

В Марфо-Мариинской обители милосердия осуществляется ряд социальных проектов, направленных на улучшение качества жизни тех, кто больше всего в этом нуждается: детей-инвалидов, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также больных, одиноких немощных престарелых и других людей, оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах. Это медицинский центр «Милосердие», группа дневного пребывания для детей-инвалидов, летняя дача для детей-инвалидов, детская паллиативная служба, группа круглосуточного пребывания детского паллиативного отделения, выездная служба поддержки пациентов с боковым амиотрофическим склерозом (БАС), Елизаветинский детский дом, центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служба помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и служба добровольцев.

В обители живут монашествующие сестры и сестры милосердия. Вместе участвуя в богослужении, разделяя общую трапезу и монастырские послушания, сестры по призванию несут каждая свое служение.

И в наши дни можно стать сестрой милосердия, если есть к этому сердечное устремление. Вот что об этом говорит матушка Елизавета, настоятельница Марфо-Мариинской обители: «Желающих стать сестрой Марфо-Мариинской обители мы приглашаем на собеседование, на котором совместно с пришедшей стараемся понять, правильно ли она понимает, куда пришла, и действительно ли ищет именно той жизни, которая есть в обители. После собеседования мы предлагаем увидеть все своими глазами, попробовать пожить жизнью сестер. Для этого желающая поступить в обитель приезжает сюда каждый день к утреннему правилу и целый день живет вместе с сестрами по их расписанию, а после вечернего правила уезжает домой. При этом она находится в послушании у благочинной, выполняет различные хозяйственные поручения. Если нареканий нет, новой сестре разрешается поселиться в обители. Испытательный срок продолжается, мы присматриваемся к ней. Когда же становится очевидно, что сестра «на своем месте», ей позволяется написать прошение на вступление в число сестер обители, а мы со своей стороны подаем прошение Святейшему Патриарху с просьбой принять ее в число наших насельниц».

Наша экскурсия началась с храма во имя Покрова Божией Матери, который строился архитектором А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Мы рассмотрели его со всех ракурсов и как отметила наша экскурсовод ни одна сторона у него не повторяется – все они разные.

Расписывать храм Елизавета Феодоровна пригласила выдающихся художников: Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина и известного скульптора Сергея Коненкова. Нестеров создал здесь свои известные композиции: «Путь ко Христу», изображавшую 25 фигур, «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также лик Спаса над порталом.

Самая большая роспись — на стене трапезной обители –«Путь ко Христу» созревает у Нестерова в живых наблюдениях около Троице-Сергиевой Лавры. Сам он так описывал замысел: «Затея была такова: среди весеннего пейзажа с большим озером, с далями, полями и далекими лесами, так к вечеру, после дождя, движется толпа навстречу идущему Христу Спасителю. Обительские сестры помогают тому, кто слабее — детям, раненому воину и другим — приблизиться ко Христу…». В центре полуовальной композиции изображена крестьянская девочка в синем платьице с белым фартуком, по-детски внимательно смотрящая на Христа, к которому ее как бы подводит сестра общины. Этот мотив, точно подкрепляющий слова, написанные перед алтарем: «Будьте чисты сердцем».

Все росписи в храме сохранились. И когда наши экскурсанты спросили у экскурсовода, как это было возможно в то время, она рассказала нам, что после закрытия обители Павел Дмитриевич Корин закрыл изображения фанерными листами и каждый год проверял сохранность изображений. На что Михаил Васильевич Нестеров говорил ему: «Павел, Павел, вся Россия погибла, а ты беспокоишься о каких-то фресках». Но именно благодаря стараниям Павла Корина мы можем увидеть подлинные работы двух великих художников России.

В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу — ее так же расписывал Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». Там настоятельница завещала себя похоронить: после того, как сердцем избрала Россию своей второй родиной, она пожелала обрести покой в Москве, в стенах своей обители. Но в советской России это было невозможно осуществить и Великую Матушку и инокиню Варвару с почестями погребли в усыпальнице, которую устроили в нижней части храма св. Марии Магдалины в Иерусалиме. В 1981 году Русская Православная Церковь за рубежом прославила мучениц, и 1 мая 1982 года, в день памяти святых жен-мироносиц, состоялось торжественное перенесение святых мощей из усыпальницы непосредственно в храм святой Марии Магдалины. В 1992 году святые мученицы были канонизированы Русской Православной Церковью. В 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Лавра в храм Покрова Богородицы был передан ковчежец с частицей мощей первой настоятельницы Обители милосердия святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны и ковчежец с частицей мощей святой преподобномученицы Варвары, инокини и ближайшей помощницы Великой княгини.

Также в храме хранится ковчежец с частицей мощей святого преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), первого духовника Марфо-Мариинской обители и частичка мощей преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), клирика Обители милосердия до её закрытия в конце 20-х годов XX века.

У северной стены храма стоит памятник основательнице обители работы известного скульптора, народного художника России Вячеслава Клыкова, установленный в 1990 г. На пьедестале высечены слова автора: «Великой Княгине Елизавете Феодоровне с покаянием». У подножия памятника всегда горит неугасимая лампада и лежит букет белых цветов. Проходящие мимо кланяются Матушке Елизавете Феодоровне.

После посещения храма и в продолжение экскурсии по монастырю наши прихожане посетили музей Великой княгини. Музей находится в доме, где жила святая настоятельница Марфо-Мариинской обители. Еще несколько лет назад здесь располагалась городская поликлиника. Но в 2008 году после обширных реставрационных работ музей открыл свои двери для посетителей. При входе встречает фотография Великой княгини и надпись под ней: «Дорогие братья и сестры! Вы находитесь в доме, где жила святая проподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна, эти стены слышали ее голос, отсюда увезли ее на мученический подвиг. Пожалуйста, помните об этом всегда…»

Узкая деревянная лестница ведет в покои Великой Княгини. По фотографиям 1911 года воссоздан исторический облик двух комнат. Это – молельная, где ежедневно молилась настоятельница, и приемная, где Великая княгиня принимала царскую семью и представителей русской и европейской знати. В музее собраны уникальные святыни: образ Спаса Нерукотворного, вышитый Великой княгиней, созданные ею иконы святых праведных Марфы и Марии, письмо к обительским сестрам, отправленное Великой матушкой из алапаевской ссылки. Среди экспонатов – чудом сохранившийся рояль Великой княгини, сервиз великокняжеской четы с их фамильным гербом, а также множество редких фотографий и документов. Настоящим украшением музея стали два портрета Великой княгини Елизаветы Феодоровны, написанные народным художником Василием Нестеренко.

Старинная усадьба на Ордынке всегда славилась своим садом. Обустраивая обитель, Елизавета Феодоровна сама принимала участие в посадках. Она любила цветы и умела за ними ухаживать. Судя по архивным фотографиям, в саду больше всего было белых цветов. Этими-то фотоснимками и руководствовались архитекторы, приступая к воссозданию ландшафта.

И в наши дни территория обители — уголок мира и спокойствия. Здесь разбит замечательный сад, за которым неустанно ухаживают трудолюбивые руки насельниц и их помощниц. А множество цветов и дорожек не оставили равнодушными и наших прихожан, после экскурсии потерявшихся в зелени этого дивного уголка Москвы.

Тамара Миронова

Фотографии: Мария Шуранова

Расписание служб на 11 — 17 октября 2021 года

Р А С П И С А Н И Е С Л У Ж Б
ДАТА ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ СЛУЖБА Храм св. благоверного
царевича Димитрия
при 1 ГКБ им. Пирогова
Храм иконы Божией Матери «Знамение»
при 1 ГКБ им. Пирогова
ДРУГИЕ ХРАМЫ
Начало Служат Начало
Начало Служат Начало Служат
11 октября
ПОНЕДЕЛЬНИК
СЕДМИЦА 17-я по Пятидесятнице

Прмц. вел. кн. Елисаветы

Часы,
Божественная Литургия
6:45 прот. Тарасий Чувичкин Марфо-Мариинская обитель
9:00
еп.Пантелеимон
иер.Николай Петров
Вечерня, Утреня 17:00 иер. Борис Осипов
12 октября
ВТОРНИК
Прп. Кириака отшельника Часы,
Божественная Литургия
6:45 иер.
Борис Осипов
Великая Вечерня,
Полиелейная Утреня
17:00 прот.Иоанн Гавриков
13 октября
СРЕДА
Свт. Михаила,
первого митр. Киевского
Часы,
Божественная Литургия
6:45 прот. Иоанн Гавриков
ВСЕНОЩНАЯ 17:00 прот.Иоанн Емельянов
иер.Александр Савин
17:00 прот.Алексий Спасский
прот.Тарасий Чувичкин
14 октября
ЧЕТВЕРГ
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Часы,
Божественная Литургия
8:00
8:40
прот.Иоанн Емельянов
иер.Николай Петров
иер.Александр Савин
6:30 прот. Алексий Спасский
прот.Тарасий Чувичкин
ВСЕНОЩНАЯ 17:00 иер. Николай Петров
15 октября
ПЯТНИЦА
Прав. воина Феодора Ушакова Часы,
Божественная Литургия
7:30 иер. Николай Петров
ВСЕНОЩНАЯ 17:00 прот. Тарасий Чувичкин Храм свщисп. Луки при Научном центре им. Бакулева
Молебен свт. Иоанну Шанхайскому 18:30 иер. Иоанн Захаров 17:00 прот.Роман Бацман Храм свт. Спиридона в богадельне
16 октября
СУББОТА
Сщмч. Дионисия Ареопагита,
еп. Афинского
Часы,
Божественная Литургия
7:30 прот.
Тарасий Чувичкин
8:00 прот.Роман Бацман 8:45 иер. Александр Савин
ВСЕНОЩНАЯ 17:00 прот.Иоанн Емельянов
прот.Алексий Спасский
иер.Александр Лаврухин
иер.Александр Савин
17:00 иер.Николай Петров
прот.Тарасий Чувичкин
17 октября
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 17-я по Пятидесятнице

Свтт. Гурия,
архиеп. Казанского и Варсонофия, еп. Тверского

Исповедь,
Часы,
Божественная Литургия
8:00
8:40
еп. Пантелеимон
прот.Иоанн Емельянов
прот.Алексий Спасский
иер.Александр Лаврухин
иер.Александр Савин
6:30 иер.Николай Петров
прот.Тарасий Чувичкин
Вечерня, Молебен 16:00 иер. Александр Лаврухин

Русская Православная Церковь Заграницей

 

Сохранение монашеской жизни в условиях гонений
Игуменья Мария (Сидиропуло)

Настоятельница Свято-Елисаветинского женского монастыря в Бухендорфе (Германия) Русской Православной Церкви Заграницей игумения Мария (Сидиропуло) выступила на XXV Международных Рождественских чтениях в Москве «Древние монашеские традиции в современном мире» в Москва 26-27 января 2017 г.

Тяжелые гонения и зверства против Церкви Христовой, в конце концов, оказались бессильными в угашении духа монашества и стирании памяти о нем в людях, ради которых существуют монашеские общины. Наоборот, это породило выдающихся личностей, святых новомучеников, подвиги которых осветили путь сегодняшнего монашества. Значительное число Новомучеников, канонизированных Церковью, были монашествующими.

Монашество есть плод богопочитания, в котором человек приносит себя целиком в жертву Богу. Если православный монастырь является светильником мира, духовным пристанищем и источником поддержки для мирян, то для монашествующих он является местом жертвоприношения, борьбы, скорби и, наконец, преображения. В начале 1920-х гг. в связи с закрытием монастырей и конфискацией монастырского имущества Советским государством в России возникла система тайного монашества. Несмотря на то, что монастыри закрывались, а их насельники разбегались, монашеская жизнь оставшихся не прекращалась, а вырабатывались различные способы выживания в новых условиях.

Несмотря на то, что монастыри закрывались, а их иноки рассеивались, монашеская жизнь не прекращалась, а приобретала различные формы выживания в новых условиях. Те, кто когда-то бежал от мира в стенах монастыря в поисках уединенной жизни, теперь столкнулись с новым вызовом — стать невидимыми в мире. Схиархимандрит Игнатий (Лебедев) своей духовной дочери, неней Ксении, сказал следующее: «Житие монашеское будем соблюдать и впредь под очами Всезнающего Бога, ибо гнев Божий, который мы видим, ныне пройдет; но у нас будут новые имена, ты будешь Екатерина, я буду у Агафона вместо Игнатия… ты будешь исповедоваться этому старику из другого города, и, Екатерина, одень дома свой катер, но даже не надевай черный платок, когда идешь в церковь…»

С целью замаскировать свою истинную жизнь тайные монашествующие не могли носить монашеских одежд, были лишены тихого монашеского уединения, но главное, что они смогли сохранить, — это монашеский круговорот богослужений. Как правило, после закрытия монастыря монахи селились где-то поблизости. Некоторые получили небольшие резиденции в городах и поселках и жили общинами по четыре или пять человек, оставаясь верными своим монашеским обетам. Так были созданы так называемые «домашние монастыри». Вместо одного крупного монастыря это были небольшие разрозненные монашеские общины, сохранившие принципы общинной жизни. Никакое расстояние не могло разделить их, потому что они составляли единое братство и единое сестричество. Следуя духу общинной жизни, монахи из разрушенных монастырей сохраняли единство духа, старались поддерживать друг друга по мере сил, поддерживая духовную связь со своим игуменом или игуменией, поддерживали переписку со своими духовниками, часто без надежда когда-нибудь получить ответ.

Наряду с письменным наследием существует устная традиция, которую нельзя получить из книг. Во время скорбей в Русской Церкви особенно расцветало устное предание, которое, переходя от старцев к ученикам, сохраняло через самые жизни старцев тайный поток Благодати, Просветленной жизни божественной. Таким образом, монашество выживало, постоянно обновляясь изнутри. Об этом свидетельствуют многие примеры монашества в эти годы. Новую жизнь древним традициям общинного монашества дали тайные монахи петровских времен. Старцы петровского периода считали послушанием работу в государственных учреждениях. Послушание послушник должен был соблюдать с совестью, со всей ответственностью и с любовью, — писала монахиня Игнатия (Пузик). Часть их заработка шла в общину.

Сохранялась практика обсуждения своих грехов с духовником, совершения дневного цикла богослужений и частой исповеди. Наряду с открытой пастырской деятельностью в рамках закона духовники не пренебрегали и подпольным служением. Отец Игнатий собирал своих духовных чад в доме старшей монахини своей общины инокини Евпраксии, дом которой все называли своим «скитом», где они вместе читали монашеский устав, а большинство постригов совершалось на квартирах.

Из писем монахини Игнатии мы видим силу благословения старца и монашеского послушания ему. В молодости матушка Игнатия получила от своего духовника два непростых послушания: она была обязана читать дома полный цикл богослужений, и в то же время продолжать учебу. «Отец в первую очередь сказал нам любить православное богослужение, он погружал нас в радость церковных служб, — сказала матушка Игнатия. «Я читаю службы каждый день, а если по какой-то причине не читаю, чувствую, что провожу день без души».

По всей России существовали мужские и женские общины, жившие внутренним порядком в петровское время. Вот лишь несколько примеров: В городе Петергофе, в большом двухэтажном доме, была создана монашеская община при иеромонахе Варсонофии (Веревкине) с пятью или шестью монахинями. Они совершали ежедневный круг служб в монашеском уставе, читая вместе утренние и вечерние молитвы. Хотя некоторые из них не успели постричься перед смертью, в сущности они жили строгой монашеской жизнью.

В город Кирсанов Тамбовской области приехали монахини из Оржевского Бололубско-Тишенинского монастыря. Жители города любили монахинь, но из страха не пускали их в свои дома. Монахини жили в отдельных домах, получая духовное служение от преследуемых священнослужителей. Вместо одного большого монастыря в Кирсанове появилось множество крошечных.

В Ташкенте существовал смешанный подземный монастырь при архимандрите Гурии (Егоров, 1891-1965) имел большую общую казну, куда собирались заработки монахов, все из которых работали на государство. Все богослужения и литургии совершались в домах, где они жили, поэтому не было необходимости посещать городской храм. Были великие и малые скорби, перенесенные монахами, которые только укрепляли их внутреннюю духовную радость. «Ужасно говорить, но преследование может иметь огромную очистительную силу. И если гонения вернутся, это будет подобно тому, как внешняя оболочка отвалится от души. Не дай Бог возвратится гонение, но оно неизбежно придет», — писала игумения Антониева Радоницкого монастыря Холмской епархии игумения Афанасия (Громеко) митрополиту Евлогию (Георгиевскому), эвакуировавшемуся с волной русских ссыльных в начале XIX в. 20-е годы.

Через поисковые духовные центры, подобные Радоницкому, под духовным руководством владыки Евлогия, которые в 1920-х годах обменивались информацией и поддерживали живую связь с русской эмиграцией. Именно тайная переписка пролила свет на подлинную реальность того времени. Люди бежали из страны, чтобы свободно исповедовать свою веру; каждый делал все возможное, чтобы служить Христу в своем сердце, и никто никого не осуждал. Воздержание от осуждения ближнего есть выражение истинного монашеского духа. Это помогает сохранить внутреннюю силу и преданность Христу.

«Находясь в заточении, я наслаждался истинной молитвой, — сказал отец Иоанн (Крестьянкин). «Это потому, что каждый день я был на пороге смерти. Молитва стала неприступной крепостью, за которую не могла пробиться мерзость обыденной жизни. Повторять такую ​​молитву в эти времена благополучия невозможно, хотя опыт молитвы и живой веры того периода я смог сохранить на всю жизнь». Ибо тюрьма — место большой разрушительной силы

Приходские храмы служили прикрытием для продолжавшихся монашеских общин. Будучи гонимым класом, они не сопротивлялись своим угнетателям, а ходили из церкви в церковь, переезжали из города в город, смиренно исполняя евангельскую заповедь: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10:23). В житиях многих новомучеников читается, как они молились за своих врагов. «Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне» (Галатам 4:29).), и как сказал Сам Христос: «так сделают вам, потому что не познали Отца, ни Меня» (Иоанна 16:3).

Игуменья Руфина (Кокорева) Чердынского Иоанно-Богословского женского монастыря, не сломленная ни физическими невзгодами, ни жизнью скитальца, сохранила в сердце монашеский обеты и, помня о своем призвании, основывала монашеские общины везде, где она и ее монахини шел. Еще в 1927 году, после долгих лет скитаний и мучительных физических страданий, она говорила о подготовке своей общины к переезду в США. Она видела там возможность дождаться освобождения России, считая свои намерения не бегством от Родины, а возвращением в ту Россию, которой служила и в возрождение которой верила. путь в Шанхай, где монахини получили духовное руководство от святого Иоанна Шанхайского. Там они могли совершать обычные всенощные службы с чтением акафистов и Литургии, на которых все монахини всегда причащались Святых Даров.

Из жизнеописания святой великой княгини Елизаветы мы узнаем, что, пренебрегая своим аристократическим чином, она отказалась от славы и чести мира сего, когда могла бы наслаждаться плодами утешения и безопасности, но предпочла служить нуждающимся, больным, бедные и сироты. Отказавшись от возможности бежать из России во время революции, она осталась и была отправлена ​​в ссылку, откуда продолжала письменно поддерживать, направлять и утешать монахинь своего монастыря, призывая их крепко держаться любви и единства духа. Она утешала осужденных на смерть пением с Литургии. Ее спутница инокиня Варвара, глядя смерти в глаза, проявила непоколебимую преданность своей игумении и была увенчана вечным мученическим венцом. На нетленном теле Великой Княгини был обнаружен монашеский параман [кусок квадратной ткани, надетый на спину, вышитый орудиями Страстей — пер.], свидетельствующий о том, что, хотя в Марфо-Мариинской обители не постригали послушниц, она на самом деле была тайной монахиней в плаще.

Митрополит Евлогий писал об основательнице первоначального Лесненского монастыря* игуменье Екатерине (урожденной графине Ефимовской), усилия которой благословил преподобный Амвросий Оптинский: «Можно смело утверждать, что через ее приюты и школы прошел весь холмитянин, вся «интеллигенция» города: учителя, писатели, агрономы, псаломщики — большинство из них были ее учениками».

Святейший Патриарх Тихон сказал архимандриту Мануилу (Лемешевскому) во время его хиротонии во епископа Лужского и викария Петроградского: «Посылаю тебя на страдания, ибо крест и скорби ждут тебя на новом пути служения, но будь дерзновенным и сохрани для меня эта епархия». Вскоре после этого — всего через 125 дней — епископ Мануил «показал послушание» Святейшему и вернул Петроградскую епархию из обновленческого раскола.

Монашеская жизнь есть постоянное мученичество, требующее самопожертвования и посвящения Христу и Его Церкви, особенно в условиях гонений, нести свет веры безбожному миру, показывая самой жизнью, что возможно исполнить заповеди Христос. Нелегко было жить такой жизнью, окруженной искушениями и растворением, но в этом заключалась суть их достижения.

* Лесненский женский монастырь основан в местечке Лесне Константиновского уезда Седлецкой губернии (ныне Польша) в 1889 году.. Во время Первой мировой войны православные монастыри Холмского и Подляшского районов оказались на фронте и были вынуждены эвакуироваться. Лесненский монастырь переехал в свои помещения в Санкт-Петербурге, откуда в 1917 году по приглашению владыки Анастасия (Грибановского) монахини переехали в его епархию в Кишиневе, а затем поселились в Хопово, Сербия.

monasterium.ru

 

Программа XXII Царских дней на Урале – 2022

С 12 по 20 июля на Урале [Екатеринбург и Алапаевск] пройдут 22-е ежегодные Царские дни , включающие в себя ряд торжественных мероприятий [16-18 июля], посвященных Императору Николаю II и его семье, которые встретили свою кончину и мученичество в Екатеринбурге 104 года назад, 17 июля 1918 года.

Основные события – ночная Божественная литургия, которая совершается на площади перед Храмом на Крови, построенным на месте Ипатьевского дома , где закончили свои земные дни члены Императорской Семьи и их верные подданные, и 21-километровый Крестный ход в монастырь Святых Царственных Мучеников на Ганиной Яме, на месте которого цареубийцы впервые избавились от Останки императорской семьи, прежде чем вернуться на следующий день, чтобы эксгумировать останки и похоронить их в двух отдельных могилах в 9 часов. 0063* Поросенков лог.

18 июля аналогичные мероприятия пройдут в Алапаевске, где свою мученическую смерть встретили еще 8 членов династии Романовых и их верные слуги [см. ниже].

Екатеринбургские мученики – 11 жертв

Император Николай II, Императрица Александра Федоровна, Великие княгини Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Цесаревич Алексей Николаевич и их четыре верных слуги доктор Евгений Боткин (придворный врач), Алексей Труп (лакей), Иван Харитонов (повар) и Анна Демидова (горничная Александры).

Алапаевские мученики – 8 жертв

Великая Княгиня Елизавета Федоровна, Великий Князь Сергей Михайлович, Князья Императорской Крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, Князь Владимир Палей (сын Великого Князя Павла Александровича) и двое верные слуги: сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Алексеевна (Яковлева) и Федор Семенович (Михайлович) Ремез, секретарь Великого Князя Сергея Михайловича.

Кроме того, с 12 по 20 июля в Екатеринбурге пройдет XXI Международный фестиваль православной культуры. В рамках фестиваля проводится множество мероприятий в честь Святых Царственных Мучеников, в том числе богослужения, крестные ходы, выставки, концерты, конференции и другие мероприятия.

ФОТО: икона с изображением великомучеников Екатеринбургских и Алапаевских

КАЛЕНДАРЬ СЛУЖБ

16 июля, суббота

в храме Святых Царственных Мучеников Нижней Литуры 09:00 – Храм на Крови в Екатеринбурге.

13:00 — Крестный ход по тому пути, по которому шли Святые Царственные Мученики по прибытии в Екатеринбург [из Тобольска] 30 апреля 1918 года, от Шарташского вокзала [ул. Куйбышева, 149-а] в Церковь на Крови. Маршрут: [Царская улица, 10] по маршруту: ж/д вокзал Шарташ – улица Куйбышева – улица Восточная – улица Челюскинцев – улица Свердлова – улица К. Либкнехта).

15:00 – Малая вечерня с акафистом Святым Царственным мученикам. Признание. В Нижнем храме храма на Крови.

16:30-20:00 – Всенощное бдение, на площади перед Храмом на Крови.

17:00-20:00 – Всенощное бдение в монастыре Святых Царственных Мучеников на Ганиной Яме.

23:30-02:00 – Божественная Литургия, на площади перед Храмом на Крови.

17 июля, воскресенье

~ 02:30 – Традиционный 21-км Крестный ход от Храма на Крови до монастыря Святых Царственных Мучеников на Ганиной Яме Маршрут: улица Царская, дом 10 – ул. . Толмачева – пр. Ленина – В. Исетский бульвар – ул. Киров – ул. Бебеля – ул. Техническая – ул. Решецкая – Железнодорожный лесопарк – пос. Шувакиш – Ганина Яма.

По прибытии крестного хода в Полевой кухне будет совершена Литургия Святым Царственным мученикам.

06:00 – Божественная литургия (ранняя). Церковь на Крови. В Нижнем храме алтарь на месте мученической кончины Святых Царственных Мучеников, он же Императорская комната [построена на месте комнаты убиения, находится в подвале Ипатьевского дома].

09:00 – Божественная литургия (поздняя). Храм-на-Крови, Верхний храм

09:00 – Божественная литургия. Монастырь Святых Царственных Мучеников на Ганиной Яме.

17.00 – Всенощное бдение. Церковь преподобного Сергия Радонежского на Ганиной Яме.

17.00 – Всенощное бдение. Монастырь во имя Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, Алапаевск.

18 июля, понедельник

00:00 – Божественная Литургия. Свято-Троицкое Архиерейское подворье, Алапаевск.

02:30 – Малая вечерня с акафистом святым Царственным мученицам Великой княгине Елизавете Федоровне и инокине Варваре. Свято-Троицкое Архиерейское подворье, Алапаевск.

03:30 – Крестный ход из Свято-Троицкого Архиерейского подворья на 9-й0063 Напольная школа [где находилась под арестом Великая княгиня Елизавета с другими членами Императорской семьи и их слугами] и далее в Монастырь во имя Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Российской, г. Алапаевск.

05:30 – Божественная литургия (ранняя). Монастырь во имя Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, Алапаевск.

09:00 – Божественная литургия (поздняя). Монастырь во имя Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, Алапаевск.

Царские дни в XXI веке

В 2002 году состоялся первый крестный ход в память Святых Царственных мучеников во главе с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом, в котором приняли участие более 2 тысяч паломников и около 100 священнослужителей. В 2012 году впервые с момента строительства храма на Крови в Екатеринбурге совершены всенощное бдение и Божественная литургия под открытым небом.

В 2017 году приняли участие около 60 000 человек; в 2019 году, участвовало 60 тысяч; в 2020 году 10 тысяч человек [из-за COVID], а в 2021 году 3 тысячи человек [еще раз из-за COVID]. Кроме того, до 2 тысяч человек собрали альтернативный крестный ход раскольнического и царского монаха Сергия (Романова) в Среднеуральском женском монастыре в честь иконы Пресвятой Богородицы.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *