Марфо мариинская обитель расписание богослужений: Марфо-Мариинская обитель милосердия
Посещение Марфо-Мариинской обители
На Ордынке я остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители:
там во дворе чернели кареты, видны были раскрытые двери
небольшой освещенной церкви, из дверей горестно и умиленно
неслось пение девичьего хора.
Мне почему-то захотелось непременно войти туда.
Дворник у ворот загородил мне дорогу, прося мягко, умоляюще:
-Нельзя, господин, нельзя!
-Как нельзя? В церковь нельзя?
-Можно, господин, конечно, можно, только прошу вас за ради Бога, не ходите,
там сичас великая княгиня Ельзавета Федровна и великий князь Митрий Палыч…
(Иван Бунин «Чистый понедельник»)
18 июля – день памяти преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. В ближайшую субботу 22 июля наши прихожане во главе с отцом Павлом Каревым посетили основательнную ей Марфо-Мариинскую обитель любви и милосердия.
Желающие принять участие в богослужении пришли к 8 часам утра, остальные подошли уже к экскурсии в 11:30.
На Божественной литургии в субботу было мало прихожан, и только сестры в белых и черных одеяниях присутствовали на службе. В обители сохраняются особенности, заложенные Елизаветой Феодоровной: есть сестры монашествующие, а есть сестры милосердия, или белые сестры. Монашествующие ходят в черной одежде, а белые сестры – в той форме, которую создала для них Великая княгиня. Одежда сестер милосердия подобна иноческой: они носят подрясник серого цвета и белый апостольник, закрывающий лоб. При великой княгине сестры носили еще крест и в холодную погоду – серое покрывало поверх апостольника.
В обители все как при Елизавете Феодоровне и невольно складывается чувство, что попал в начало XX века.
Марфо-Мариинская обитель любви и милосердия основана великой княгиней Елизаветой Феодоровной в 1909 году. После трагической гибели мужа, Великого князя Сергея Александровича, она удалилась от светской жизни и решила всецело посвятить себя служению Богу и ближним.
Прообраз деятельности будущей обители великая княгиня увидела в служении двух евангельских сестер, труженицы Марфы и молитвенницы Марии. На деньги от продажи личного имущества и драгоценностей Елизавета Феодоровна приобрела усадьбу с садом на Большой Ордынке. В двухэтажном доме с выходом на улицу обустроили больницу, здесь же соорудили домовую церковь во имя святых праведных Марфы и Марии. Строительство второго храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, ставшего достопримечательностью Москвы, закончилось в 1912 г.
10 февраля 1909 года — дата официального открытия Марфо-Мариинской обители милосердия. Сначала здесь жили шесть насельниц, к концу 1909 г. их стало тридцать, к 1918 г. их было уже 105. Девтого апреля 1910 года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил первых 17 тружениц во главе с великой княгиней в крестовые сестры. Следующим утром за литургией митрополит Московский Владимир возвел Елизавету Феодоровну в сан настоятельницы. Сестры со временем стали называть ее Великой матушкой.
Обитель явила собой учреждение совершенно особого рода: и не монастырь, и не обычная община сестер милосердия. В сестры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания от 21 до 40 лет. Сестры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из обители и создать семью.
В 1911 году в обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами.
Большое место в деятельности обители отводилось организации квалифицированной медицинской помощи. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Под их руководством все сестры проходили специальное обучение. Больница в Марфо-Мариинской обители считалась лучшей в Москве.
Авторитет Марфо-Мариинской обители милосердия был непререкаемым, и даже события 1917 года поначалу никак не повлияли на ее деятельность. Но в Светлый вторник 1918 года за Матушкой прибыл отряд латышских стрелков. 18 июля Великая княгиня Елизавета Феодоровна и ее келейница инокиня Варвара (Яковлева) были живыми сброшены в шахту вблизи г. Алапаевска.
Марфо-Мариинская обитель просуществовала до 1926 г. Позднее здесь располагались кинотеатр, поликлиника, реставрационные мастерские, лаборатории…
Возрождение обители началось в 1992 г., когда ее территория была передана Московской Патриархии. Марфо-Мариинская обитель, созданная как церковное благотворительное учреждение, не знает аналогов во всем мире.
В октябре 2011 года на базе медицинского центра открылись группа дневного пребывания для детей-инвалидов и детская паллиативная выездная служба, осуществляющая обучение родителей уходу за неизлечимо больными детьми, а также медицинское наблюдение. Весной 2012 года паллиативная служба стала работать и со взрослыми, преимущественно с людьми, страдающими тяжелыми неврологическими заболеваниями.
Сегодня Марфо-Мариинская обитель является ставропигиальным женским монастырем, при этом в обители и по настоящее время патриаршим благословением сохраняется особый уклад жизни, восходящий к основательнице обители великой княгине Елизавете Феодоровне, и через сохранение этого уклада продолжается дело милосердия святой преподобномученицы.
В Марфо-Мариинской обители милосердия осуществляется ряд социальных проектов, направленных на улучшение качества жизни тех, кто больше всего в этом нуждается: детей-инвалидов, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также больных, одиноких немощных престарелых и других людей, оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах. Это медицинский центр «Милосердие», группа дневного пребывания для детей-инвалидов, летняя дача для детей-инвалидов, детская паллиативная служба, группа круглосуточного пребывания детского паллиативного отделения, выездная служба поддержки пациентов с боковым амиотрофическим склерозом (БАС), Елизаветинский детский дом, центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служба помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и служба добровольцев.
В обители живут монашествующие сестры и сестры милосердия. Вместе участвуя в богослужении, разделяя общую трапезу и монастырские послушания, сестры по призванию несут каждая свое служение.
И в наши дни можно стать сестрой милосердия, если есть к этому сердечное устремление. Вот что об этом говорит матушка Елизавета, настоятельница Марфо-Мариинской обители: «Желающих стать сестрой Марфо-Мариинской обители мы приглашаем на собеседование, на котором совместно с пришедшей стараемся понять, правильно ли она понимает, куда пришла, и действительно ли ищет именно той жизни, которая есть в обители. После собеседования мы предлагаем увидеть все своими глазами, попробовать пожить жизнью сестер. Для этого желающая поступить в обитель приезжает сюда каждый день к утреннему правилу и целый день живет вместе с сестрами по их расписанию, а после вечернего правила уезжает домой. При этом она находится в послушании у благочинной, выполняет различные хозяйственные поручения. Если нареканий нет, новой сестре разрешается поселиться в обители. Испытательный срок продолжается, мы присматриваемся к ней. Когда же становится очевидно, что сестра «на своем месте», ей позволяется написать прошение на вступление в число сестер обители, а мы со своей стороны подаем прошение Святейшему Патриарху с просьбой принять ее в число наших насельниц».
Наша экскурсия началась с храма во имя Покрова Божией Матери, который строился архитектором А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Мы рассмотрели его со всех ракурсов и как отметила наша экскурсовод ни одна сторона у него не повторяется – все они разные.
Расписывать храм Елизавета Феодоровна пригласила выдающихся художников: Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина и известного скульптора Сергея Коненкова. Нестеров создал здесь свои известные композиции: «Путь ко Христу», изображавшую 25 фигур, «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также лик Спаса над порталом.
Самая большая роспись — на стене трапезной обители –«Путь ко Христу» созревает у Нестерова в живых наблюдениях около Троице-Сергиевой Лавры. Сам он так описывал замысел: «Затея была такова: среди весеннего пейзажа с большим озером, с далями, полями и далекими лесами, так к вечеру, после дождя, движется толпа навстречу идущему Христу Спасителю. Обительские сестры помогают тому, кто слабее — детям, раненому воину и другим — приблизиться ко Христу…». В центре полуовальной композиции изображена крестьянская девочка в синем платьице с белым фартуком, по-детски внимательно смотрящая на Христа, к которому ее как бы подводит сестра общины. Этот мотив, точно подкрепляющий слова, написанные перед алтарем: «Будьте чисты сердцем».
Все росписи в храме сохранились. И когда наши экскурсанты спросили у экскурсовода, как это было возможно в то время, она рассказала нам, что после закрытия обители Павел Дмитриевич Корин закрыл изображения фанерными листами и каждый год проверял сохранность изображений. На что Михаил Васильевич Нестеров говорил ему: «Павел, Павел, вся Россия погибла, а ты беспокоишься о каких-то фресках». Но именно благодаря стараниям Павла Корина мы можем увидеть подлинные работы двух великих художников России.
В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу — ее так же расписывал Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». Там настоятельница завещала себя похоронить: после того, как сердцем избрала Россию своей второй родиной, она пожелала обрести покой в Москве, в стенах своей обители. Но в советской России это было невозможно осуществить и Великую Матушку и инокиню Варвару с почестями погребли в усыпальнице, которую устроили в нижней части храма св. Марии Магдалины в Иерусалиме. В 1981 году Русская Православная Церковь за рубежом прославила мучениц, и 1 мая 1982 года, в день памяти святых жен-мироносиц, состоялось торжественное перенесение святых мощей из усыпальницы непосредственно в храм святой Марии Магдалины. В 1992 году святые мученицы были канонизированы Русской Православной Церковью. В 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Лавра в храм Покрова Богородицы был передан ковчежец с частицей мощей первой настоятельницы Обители милосердия святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны и ковчежец с частицей мощей святой преподобномученицы Варвары, инокини и ближайшей помощницы Великой княгини.
Также в храме хранится ковчежец с частицей мощей святого преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), первого духовника Марфо-Мариинской обители и частичка мощей преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), клирика Обители милосердия до её закрытия в конце 20-х годов XX века.
У северной стены храма стоит памятник основательнице обители работы известного скульптора, народного художника России Вячеслава Клыкова, установленный в 1990 г. На пьедестале высечены слова автора: «Великой Княгине Елизавете Феодоровне с покаянием». У подножия памятника всегда горит неугасимая лампада и лежит букет белых цветов. Проходящие мимо кланяются Матушке Елизавете Феодоровне.
После посещения храма и в продолжение экскурсии по монастырю наши прихожане посетили музей Великой княгини. Музей находится в доме, где жила святая настоятельница Марфо-Мариинской обители. Еще несколько лет назад здесь располагалась городская поликлиника. Но в 2008 году после обширных реставрационных работ музей открыл свои двери для посетителей. При входе встречает фотография Великой княгини и надпись под ней: «Дорогие братья и сестры! Вы находитесь в доме, где жила святая проподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна, эти стены слышали ее голос, отсюда увезли ее на мученический подвиг. Пожалуйста, помните об этом всегда…»
Узкая деревянная лестница ведет в покои Великой Княгини. По фотографиям 1911 года воссоздан исторический облик двух комнат. Это – молельная, где ежедневно молилась настоятельница, и приемная, где Великая княгиня принимала царскую семью и представителей русской и европейской знати. В музее собраны уникальные святыни: образ Спаса Нерукотворного, вышитый Великой княгиней, созданные ею иконы святых праведных Марфы и Марии, письмо к обительским сестрам, отправленное Великой матушкой из алапаевской ссылки. Среди экспонатов – чудом сохранившийся рояль Великой княгини, сервиз великокняжеской четы с их фамильным гербом, а также множество редких фотографий и документов. Настоящим украшением музея стали два портрета Великой княгини Елизаветы Феодоровны, написанные народным художником Василием Нестеренко.
Старинная усадьба на Ордынке всегда славилась своим садом. Обустраивая обитель, Елизавета Феодоровна сама принимала участие в посадках. Она любила цветы и умела за ними ухаживать. Судя по архивным фотографиям, в саду больше всего было белых цветов. Этими-то фотоснимками и руководствовались архитекторы, приступая к воссозданию ландшафта.
И в наши дни территория обители — уголок мира и спокойствия. Здесь разбит замечательный сад, за которым неустанно ухаживают трудолюбивые руки насельниц и их помощниц. А множество цветов и дорожек не оставили равнодушными и наших прихожан, после экскурсии потерявшихся в зелени этого дивного уголка Москвы.
Тамара Миронова
Фотографии: Мария Шуранова
Расписание служб на 11 — 17 октября 2021 года
Р А С П И С А Н И Е С Л У Ж Б | ||||||||||||
ДАТА | ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ | СЛУЖБА | Храм св.![]() царевича Димитрия при 1 ГКБ им. Пирогова |
Храм иконы Божией Матери «Знамение» при 1 ГКБ им. Пирогова |
ДРУГИЕ ХРАМЫ | |||||||
Начало | Служат | Начало | Начало | Служат | Начало | Служат | ||||||
11 октября ПОНЕДЕЛЬНИК |
СЕДМИЦА 17-я по Пятидесятнице Прмц. вел. кн. Елисаветы |
Часы, Божественная Литургия |
6:45 | прот.![]() |
Марфо-Мариинская обитель | |||||||
9:00 | еп.Пантелеимон иер.Николай Петров |
|||||||||||
Вечерня, Утреня | 17:00 | иер. Борис Осипов | ||||||||||
12 октября ВТОРНИК |
Прп. Кириака отшельника | Часы, Божественная Литургия |
6:45 | иер.![]() |
||||||||
Великая Вечерня, Полиелейная Утреня |
17:00 | прот.Иоанн Гавриков | ||||||||||
13 октября СРЕДА |
Свт. Михаила, первого митр. Киевского |
Часы, Божественная Литургия |
6:45 | прот.![]() |
||||||||
ВСЕНОЩНАЯ | 17:00 | прот.Иоанн Емельянов иер.Александр Савин |
17:00 | прот.Алексий Спасский прот.Тарасий Чувичкин |
||||||||
14 октября ЧЕТВЕРГ |
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Часы, Божественная Литургия |
8:00 8:40 |
прот.Иоанн Емельянов иер.Николай Петров иер.Александр Савин |
6:30 | прот.![]() прот.Тарасий Чувичкин |
||||||
ВСЕНОЩНАЯ | 17:00 | иер. Николай Петров | ||||||||||
15 октября ПЯТНИЦА |
Прав. воина Феодора Ушакова | Часы, Божественная Литургия |
7:30 | иер. Николай Петров | ||||||||
ВСЕНОЩНАЯ | 17:00 | прот.![]() |
Храм свщисп. Луки при Научном центре им. Бакулева | |||||||||
Молебен свт. Иоанну Шанхайскому | 18:30 | иер. Иоанн Захаров | 17:00 | прот.Роман Бацман | Храм свт. Спиридона в богадельне | |||||||
16 октября СУББОТА |
Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского |
Часы, Божественная Литургия |
7:30 | прот.![]() |
8:00 | прот.Роман Бацман | 8:45 | иер. Александр Савин | ||||
ВСЕНОЩНАЯ | 17:00 | прот.Иоанн Емельянов прот.Алексий Спасский иер.Александр Лаврухин иер.Александр Савин |
17:00 | иер.Николай Петров прот.Тарасий Чувичкин |
||||||||
17 октября ВОСКРЕСЕНЬЕ |
Неделя 17-я по Пятидесятнице
Свтт. Гурия, |
Исповедь, Часы, Божественная Литургия |
8:00 8:40 |
еп.![]() прот.Иоанн Емельянов прот.Алексий Спасский иер.Александр Лаврухин иер.Александр Савин |
6:30 | иер.Николай Петров прот.Тарасий Чувичкин |
||||||
Вечерня, Молебен | 16:00 | иер. Александр Лаврухин |
Сохранение монашеской жизни в условиях гонений Настоятельница Свято-Елисаветинского женского монастыря в Бухендорфе (Германия) Русской Православной Церкви Заграницей игумения Мария (Сидиропуло) выступила на XXV Международных Рождественских чтениях в Москве «Древние монашеские традиции в современном мире» в Москва 26-27 января 2017 г. Тяжелые гонения и зверства против Церкви Христовой, в конце концов, оказались бессильными в угашении духа монашества и стирании памяти о нем в людях, ради которых существуют монашеские общины. Наоборот, это породило выдающихся личностей, святых новомучеников, подвиги которых осветили путь сегодняшнего монашества. Значительное число Новомучеников, канонизированных Церковью, были монашествующими. Монашество есть плод богопочитания, в котором человек приносит себя целиком в жертву Богу. Если православный монастырь является светильником мира, духовным пристанищем и источником поддержки для мирян, то для монашествующих он является местом жертвоприношения, борьбы, скорби и, наконец, преображения. В начале 1920-х гг. в связи с закрытием монастырей и конфискацией монастырского имущества Советским государством в России возникла система тайного монашества. Несмотря на то, что монастыри закрывались, а их насельники разбегались, монашеская жизнь оставшихся не прекращалась, а вырабатывались различные способы выживания в новых условиях. Несмотря на то, что монастыри закрывались, а их иноки рассеивались, монашеская жизнь не прекращалась, а приобретала различные формы выживания в новых условиях. Те, кто когда-то бежал от мира в стенах монастыря в поисках уединенной жизни, теперь столкнулись с новым вызовом — стать невидимыми в мире. Схиархимандрит Игнатий (Лебедев) своей духовной дочери, неней Ксении, сказал следующее: «Житие монашеское будем соблюдать и впредь под очами Всезнающего Бога, ибо гнев Божий, который мы видим, ныне пройдет; но у нас будут новые имена, ты будешь Екатерина, я буду у Агафона вместо Игнатия… ты будешь исповедоваться этому старику из другого города, и, Екатерина, одень дома свой катер, но даже не надевай черный платок, когда идешь в церковь…» С целью замаскировать свою истинную жизнь тайные монашествующие не могли носить монашеских одежд, были лишены тихого монашеского уединения, но главное, что они смогли сохранить, — это монашеский круговорот богослужений. Наряду с письменным наследием существует устная традиция, которую нельзя получить из книг. Во время скорбей в Русской Церкви особенно расцветало устное предание, которое, переходя от старцев к ученикам, сохраняло через самые жизни старцев тайный поток Благодати, Просветленной жизни божественной. Сохранялась практика обсуждения своих грехов с духовником, совершения дневного цикла богослужений и частой исповеди. Наряду с открытой пастырской деятельностью в рамках закона духовники не пренебрегали и подпольным служением. Отец Игнатий собирал своих духовных чад в доме старшей монахини своей общины инокини Евпраксии, дом которой все называли своим «скитом», где они вместе читали монашеский устав, а большинство постригов совершалось на квартирах. Из писем монахини Игнатии мы видим силу благословения старца и монашеского послушания ему. По всей России существовали мужские и женские общины, жившие внутренним порядком в петровское время. Вот лишь несколько примеров: В городе Петергофе, в большом двухэтажном доме, была создана монашеская община при иеромонахе Варсонофии (Веревкине) с пятью или шестью монахинями. Они совершали ежедневный круг служб в монашеском уставе, читая вместе утренние и вечерние молитвы. Хотя некоторые из них не успели постричься перед смертью, в сущности они жили строгой монашеской жизнью. В город Кирсанов Тамбовской области приехали монахини из Оржевского Бололубско-Тишенинского монастыря. В Ташкенте существовал смешанный подземный монастырь при архимандрите Гурии (Егоров, 1891-1965) имел большую общую казну, куда собирались заработки монахов, все из которых работали на государство. Все богослужения и литургии совершались в домах, где они жили, поэтому не было необходимости посещать городской храм. Были великие и малые скорби, перенесенные монахами, которые только укрепляли их внутреннюю духовную радость. «Ужасно говорить, но преследование может иметь огромную очистительную силу. И если гонения вернутся, это будет подобно тому, как внешняя оболочка отвалится от души. Не дай Бог возвратится гонение, но оно неизбежно придет», — писала игумения Антониева Радоницкого монастыря Холмской епархии игумения Афанасия (Громеко) митрополиту Евлогию (Георгиевскому), эвакуировавшемуся с волной русских ссыльных в начале XIX в. Через поисковые духовные центры, подобные Радоницкому, под духовным руководством владыки Евлогия, которые в 1920-х годах обменивались информацией и поддерживали живую связь с русской эмиграцией. Именно тайная переписка пролила свет на подлинную реальность того времени. Люди бежали из страны, чтобы свободно исповедовать свою веру; каждый делал все возможное, чтобы служить Христу в своем сердце, и никто никого не осуждал. Воздержание от осуждения ближнего есть выражение истинного монашеского духа. Это помогает сохранить внутреннюю силу и преданность Христу. «Находясь в заточении, я наслаждался истинной молитвой, — сказал отец Иоанн (Крестьянкин). «Это потому, что каждый день я был на пороге смерти. Молитва стала неприступной крепостью, за которую не могла пробиться мерзость обыденной жизни. Повторять такую молитву в эти времена благополучия невозможно, хотя опыт молитвы и живой веры того периода я смог сохранить на всю жизнь». Приходские храмы служили прикрытием для продолжавшихся монашеских общин. Будучи гонимым класом, они не сопротивлялись своим угнетателям, а ходили из церкви в церковь, переезжали из города в город, смиренно исполняя евангельскую заповедь: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10:23). В житиях многих новомучеников читается, как они молились за своих врагов. «Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне» (Галатам 4:29).), и как сказал Сам Христос: «так сделают вам, потому что не познали Отца, ни Меня» (Иоанна 16:3). Игуменья Руфина (Кокорева) Чердынского Иоанно-Богословского женского монастыря, не сломленная ни физическими невзгодами, ни жизнью скитальца, сохранила в сердце монашеский обеты и, помня о своем призвании, основывала монашеские общины везде, где она и ее монахини шел. Еще в 1927 году, после долгих лет скитаний и мучительных физических страданий, она говорила о подготовке своей общины к переезду в США. Из жизнеописания святой великой княгини Елизаветы мы узнаем, что, пренебрегая своим аристократическим чином, она отказалась от славы и чести мира сего, когда могла бы наслаждаться плодами утешения и безопасности, но предпочла служить нуждающимся, больным, бедные и сироты. Отказавшись от возможности бежать из России во время революции, она осталась и была отправлена в ссылку, откуда продолжала письменно поддерживать, направлять и утешать монахинь своего монастыря, призывая их крепко держаться любви и единства духа. Она утешала осужденных на смерть пением с Литургии. Митрополит Евлогий писал об основательнице первоначального Лесненского монастыря* игуменье Екатерине (урожденной графине Ефимовской), усилия которой благословил преподобный Амвросий Оптинский: «Можно смело утверждать, что через ее приюты и школы прошел весь холмитянин, вся «интеллигенция» города: учителя, писатели, агрономы, псаломщики — большинство из них были ее учениками». Святейший Патриарх Тихон сказал архимандриту Мануилу (Лемешевскому) во время его хиротонии во епископа Лужского и викария Петроградского: «Посылаю тебя на страдания, ибо крест и скорби ждут тебя на новом пути служения, но будь дерзновенным и сохрани для меня эта епархия». Монашеская жизнь есть постоянное мученичество, требующее самопожертвования и посвящения Христу и Его Церкви, особенно в условиях гонений, нести свет веры безбожному миру, показывая самой жизнью, что возможно исполнить заповеди Христос. Нелегко было жить такой жизнью, окруженной искушениями и растворением, но в этом заключалась суть их достижения. * Лесненский женский монастырь основан в местечке Лесне Константиновского уезда Седлецкой губернии (ныне Польша) в 1889 году.. Во время Первой мировой войны православные монастыри Холмского и Подляшского районов оказались на фронте и были вынуждены эвакуироваться. Лесненский монастырь переехал в свои помещения в Санкт-Петербурге, откуда в 1917 году по приглашению владыки Анастасия (Грибановского) монахини переехали в его епархию в Кишиневе, а затем поселились в Хопово, Сербия. monasterium.ru
|
Программа XXII Царских дней на Урале – 2022
С 12 по 20 июля на Урале [Екатеринбург и Алапаевск] пройдут 22-е ежегодные Царские дни , включающие в себя ряд торжественных мероприятий [16-18 июля], посвященных Императору Николаю II и его семье, которые встретили свою кончину и мученичество в Екатеринбурге 104 года назад, 17 июля 1918 года.
Основные события – ночная Божественная литургия, которая совершается на площади перед Храмом на Крови, построенным на месте Ипатьевского дома , где закончили свои земные дни члены Императорской Семьи и их верные подданные, и 21-километровый Крестный ход в монастырь Святых Царственных Мучеников на Ганиной Яме, на месте которого цареубийцы впервые избавились от Останки императорской семьи, прежде чем вернуться на следующий день, чтобы эксгумировать останки и похоронить их в двух отдельных могилах в 9 часов. 0063* Поросенков лог.
18 июля аналогичные мероприятия пройдут в Алапаевске, где свою мученическую смерть встретили еще 8 членов династии Романовых и их верные слуги [см. ниже].
Екатеринбургские мученики – 11 жертв
Император Николай II, Императрица Александра Федоровна, Великие княгини Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Цесаревич Алексей Николаевич и их четыре верных слуги доктор Евгений Боткин (придворный врач), Алексей Труп (лакей), Иван Харитонов (повар) и Анна Демидова (горничная Александры).
Алапаевские мученики – 8 жертв
Великая Княгиня Елизавета Федоровна, Великий Князь Сергей Михайлович, Князья Императорской Крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, Князь Владимир Палей (сын Великого Князя Павла Александровича) и двое верные слуги: сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Алексеевна (Яковлева) и Федор Семенович (Михайлович) Ремез, секретарь Великого Князя Сергея Михайловича.
Кроме того, с 12 по 20 июля в Екатеринбурге пройдет XXI Международный фестиваль православной культуры. В рамках фестиваля проводится множество мероприятий в честь Святых Царственных Мучеников, в том числе богослужения, крестные ходы, выставки, концерты, конференции и другие мероприятия.
ФОТО: икона с изображением великомучеников Екатеринбургских и Алапаевских
КАЛЕНДАРЬ СЛУЖБ
16 июля, суббота
в храме Святых Царственных Мучеников Нижней Литуры 09:00 – Храм на Крови в Екатеринбурге.
13:00 — Крестный ход по тому пути, по которому шли Святые Царственные Мученики по прибытии в Екатеринбург [из Тобольска] 30 апреля 1918 года, от Шарташского вокзала [ул. Куйбышева, 149-а] в Церковь на Крови. Маршрут: [Царская улица, 10] по маршруту: ж/д вокзал Шарташ – улица Куйбышева – улица Восточная – улица Челюскинцев – улица Свердлова – улица К. Либкнехта).
15:00 – Малая вечерня с акафистом Святым Царственным мученикам. Признание. В Нижнем храме храма на Крови.
16:30-20:00 – Всенощное бдение, на площади перед Храмом на Крови.
17:00-20:00 – Всенощное бдение в монастыре Святых Царственных Мучеников на Ганиной Яме.
23:30-02:00 – Божественная Литургия, на площади перед Храмом на Крови.
17 июля, воскресенье
~ 02:30 – Традиционный 21-км Крестный ход от Храма на Крови до монастыря Святых Царственных Мучеников на Ганиной Яме Маршрут: улица Царская, дом 10 – ул. . Толмачева – пр. Ленина – В. Исетский бульвар – ул. Киров – ул. Бебеля – ул. Техническая – ул. Решецкая – Железнодорожный лесопарк – пос. Шувакиш – Ганина Яма.
По прибытии крестного хода в Полевой кухне будет совершена Литургия Святым Царственным мученикам.
06:00 – Божественная литургия (ранняя). Церковь на Крови. В Нижнем храме алтарь на месте мученической кончины Святых Царственных Мучеников, он же Императорская комната [построена на месте комнаты убиения, находится в подвале Ипатьевского дома].
09:00 – Божественная литургия (поздняя). Храм-на-Крови, Верхний храм
09:00 – Божественная литургия. Монастырь Святых Царственных Мучеников на Ганиной Яме.
17.00 – Всенощное бдение. Церковь преподобного Сергия Радонежского на Ганиной Яме.
17.00 – Всенощное бдение. Монастырь во имя Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, Алапаевск.
18 июля, понедельник
00:00 – Божественная Литургия. Свято-Троицкое Архиерейское подворье, Алапаевск.
02:30 – Малая вечерня с акафистом святым Царственным мученицам Великой княгине Елизавете Федоровне и инокине Варваре. Свято-Троицкое Архиерейское подворье, Алапаевск.
03:30 – Крестный ход из Свято-Троицкого Архиерейского подворья на 9-й0063 Напольная школа [где находилась под арестом Великая княгиня Елизавета с другими членами Императорской семьи и их слугами] и далее в Монастырь во имя Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Российской, г. Алапаевск.
05:30 – Божественная литургия (ранняя). Монастырь во имя Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, Алапаевск.
09:00 – Божественная литургия (поздняя). Монастырь во имя Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, Алапаевск.
Царские дни в XXI веке
В 2002 году состоялся первый крестный ход в память Святых Царственных мучеников во главе с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом, в котором приняли участие более 2 тысяч паломников и около 100 священнослужителей. В 2012 году впервые с момента строительства храма на Крови в Екатеринбурге совершены всенощное бдение и Божественная литургия под открытым небом.
В 2017 году приняли участие около 60 000 человек; в 2019 году, участвовало 60 тысяч; в 2020 году 10 тысяч человек [из-за COVID], а в 2021 году 3 тысячи человек [еще раз из-за COVID]. Кроме того, до 2 тысяч человек собрали альтернативный крестный ход раскольнического и царского монаха Сергия (Романова) в Среднеуральском женском монастыре в честь иконы Пресвятой Богородицы.