Лучшие драматические театры москвы: Топ драматических театров Москвы
Русские классики на сцене: лучшие драматические спектакли в театрах Москвы
https://ria.ru/20221223/teatrymoskvy-1840757036.html
Русские классики на сцене: лучшие драматические спектакли в театрах Москвы
Русские классики на сцене: лучшие драматические спектакли в театрах Москвы — РИА Новости, 23.12.2022
Русские классики на сцене: лучшие драматические спектакли в театрах Москвы
Московские театры в конце декабря и праздничные дни играют свои лучшие спектакли – как недавние премьеры, так и постановки, полюбившиеся зрителям. Постановки по РИА Новости, 23.12.2022
2022-12-23T11:00
2022-12-23T11:00
2022-12-23T11:00
культпоход
школа драматического искусства
школа современной пьесы
театр имени маяковского
театр сатиры (москва)
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0c/16/1840467741_0:287:3072:2015_1920x0_80_0_0_5426da964a5aafbb2393e3374a9bb5df. jpg
МОСКВА, 23 дек – РИА Новости. Московские театры в конце декабря и праздничные дни играют свои лучшие спектакли – как недавние премьеры, так и постановки, полюбившиеся зрителям. Постановки по Островскому и Салтыкову-Щедрину, инсценировки поэмы Твардовского и оригинальный мюзикл с песнями группы «Секрет» – РИА Новости рассказывает о том, что стоит посмотреть.»Балалайкин и Ко»Театр сатиры22 декабря, 7 и 20 январяСпектакль поставлен по роману «Современная идиллия» Салтыкова-Щедрина. Главные герои – Рассказчик и его приятель Глумов – пытаются встроиться в рамки нового и пока не понятного им времени. Режиссер Сергей Газаров старался сохранить злободневность и колорит персонажей, при этом не утратив иронию, вложенную в текст классиком. В композиции сюжета сочетаются разные жанры: размеренные, почти сказочно-былинные рассуждения, сцены, полные драматизма, и элементы комедии, пронизывающие весь спектакль. Сергей Газаров признается, что хотел поставить это произведение лет двадцать и в итоге воплотил задуманное вместе с художником Владимиром Арефьевым. «В декорации, которую мы придумали с Газаровым, все элементы — подвижные. Все ее детали можно рассмотреть с разных сторон. Надеюсь, эта метафора отражает абсурдность ситуации, описанной в романе, когда любую тему можно разглядывать под разным углом и трактовать ее так, как тебе удобно», — рассказывает Арефьев.»Василий Теркин»Театр «Школа драматического искусства»24 и 25 декабря, 17 январяВ театре «Школа драматического искусства» играют недавнюю премьеру – спектакль «Василий Теркин» по мотивам знаменитой поэмы Александра Твардовского. Поэма в этом году отметила юбилей – исполнилось восемьдесят лет со дня ее первой публикации.»Несмотря на то, что мы все знаем поэму Александра Твардовского «Василий Теркин» еще со школы, мы никогда особенно в нее не погружались, не вчитывались. Для меня стало удивительным открытием то, что это произведение, составленное из фрагментов, – настоящий эпос. И как истинный эпос, оно – вне времени. Твардовский сумел обойти в ней политику, излишнюю актуальность, а рассказал, прежде всего, о людях», – признает режиссер спектакля Глеб Черепанов. Главную роль играет Андрей Харенко. Его Василий Теркин – простой и открытый человек, который вызывает у зрителей искреннюю симпатию и сопереживание.Постановка выдержана в духе площадного театра: все метаморфозы, перестановки декораций, смена сцен происходят на глазах у публики. Более того, это – театр в театре: на сцене присутствует даже герой Режиссер, который в самом начале устраивает прослушивание артистов самодеятельности для своей фронтовой бригады.В спектакле используется множество театральных форм: здесь и театр теней, и пластический театр, и гротеск, и пантомима. Комичные сцены сменяются лирическими, громкие массовые превращаются в тихий монолог, обычные танцы в сельсовете превращаются в мистический диалог со Смертью.»Это произведение о том, как в самые сложные времена люди могут путем творчества, путем собственного позитива сделать мир лучше. Теркин же ничего не сочиняет, не делает специально, но за его шуткой, за его улыбкой скрывается огромная внутренняя сила, способная не только объединять вокруг себя людей, но и поддержать, согреть их», – рассказывает Черепанов. Столетний юбилей театра и спектакли по ОстровскомуТеатр имени Владимира МаяковскогоВ этом сезоне прославленный театр отмечает вековой юбилей – он был основан в 1922 году. К этому важному событию художественный руководитель театра режиссер Евгений Перегудов поставил спектакль-альманах «Истории» (28 декабря) с участием корифеев труппы. Известные артисты делятся любимыми историями из классической литературы и драматургии, выступая порой в непривычном для себя амплуа. По замыслу режиссера "Истории" – принципиально разножанровая постановка. Например, для Игоря Костолевского Перегудов выбрал "Солнечный удар" Бунина. А для Анатолия Лобоцкого и Анны Ардовой – знаменитую "Драму" Чехова, золотой фонд русского юмора.Открывает спектакль Светлана Немоляева с фрагментом из спектакля «Смех лангусты», в котором когда-то играла вместе с Александром Лазаревым. Художник Владимир Арефьев создал интересное оформление, используя сценические штанкеты – специальные металлические трубы на тросах, на которые обычно крепятся кулисы, плоские декорации и другое оформление сцены. Многоярусное сооружение в этом спектакле выполняет роль подвижного занавеса для смены картин.»В «Маяковке» хранится большое количество исторических костюмов, они несут отпечаток времени и стиля. И при этом они очень художественные. Есть довольно почтенные по возрасту, мы все эти костюмы смотрели, изучали, компоновали. В спектакль вошло 700 костюмов, созданных за столетнюю историю труппы», – говорит главный художник театра Владимир Арефьев.В спектакле много и других предметов, связанных с историей этой труппы. «В одной из сцен используется настоящий стол первого художественного руководителя театра Всеволода Мейерхольда, который долгие годы хранился в музее театра, а позже уже размещался в кабинете художественных руководителей. И сейчас тоже он стоит в моем кабинете, я работаю за ним. Это такой магический артефакт «Маяковки», перенесенный на сцену юбилейного спектакля-альманаха», – говорит художественный руководитель театра и режиссер спектакля Егор Перегудов.В 2023 году исполнится 200 лет со дня рождения Александра Островского, и этот юбилей – лишний повод обратиться к его бессмертной драматургии. В «Маяковке» поставили «На всякого мудреца довольно простоты» (29 декабря и 8 января) – одну из самых известных и лучших комедий писателя.Главным открытием этого спектакля для московских критиков и публики стал молодой актер Семен Алешин – дебютант и недавний выпускник ГИТИСа, который играет роль Егора Глумова. Его единодушно хвалят за яркую игру и пластичность, создание точного образа человека, который пытается выбиться в люди. Режиссер Анатолий Шульев придумывает «театр в театре», уподобляя стремление Глумова пробиться в жизни ситуации, когда новый актер приходит в театральную труппу и пытается обрести свое место в ней. Режиссер уверен, что текст комедии Островского не теряет своей актуальности и созвучен сегодняшнему дню.Еще один спектакль по Александру Островскому в «Маяковке» – «Таланты и поклонники» (25 декабря, 7, 12 января) в интерпретации режиссера Миндаугаса Карбаускиса. Главные роли – провинциальной актрисы Негиной и ее матери – играют внучка и бабушка, Полина Лазарева и Светлана Немоляева. Пьеса про театр и судьбу человека в нем в свое время стала первой работой Карбаускиса на этой сцене. С тех пор спектакль с успехом идет в театре, получил премии и признание критиков и зрителей.Спектакль «Обломов» (4 и 25 января) по роману Гончарова – также постановка Миндаугаса Карбаускиса. Режиссер сам написал инсценировку, в которой, что довольно неожиданно, отсутствует персонаж Штольц: о нем говорят, но в реальности он появляется лишь один раз. Этот спектакль Карбаускис ставил с замечательным художником Сергеем Бархиным (он скончался в 2020 году). Здесь Обломов в буквальном смысле слова соединен со своим диваном, от которого не может оторваться: его домашний халат, «разросшийся» до огромных размеров, буквально перетекает в обшивку мебели, создавая единую композицию.»Лондонский треугольник»Театр «Школа современной пьесы»3 января»Лондонский треугольник» по пьесе Александра Углова поставил режиссер Дмитрий Астрахан. Это – реальная история взаимоотношений Николая Огарева, Александра Герцена и Натальи Тучковой. Друзья с детства и соратники, еще в молодости Огарев и Герцен дали друг другу клятву посвятить свою жизнь борьбе за свободу русского народа. Однако позже между ними встала Тучкова: будучи официально женой Огарева, она жила с Герценом, от которого имела троих детей. Эксцентричный союз сложился в Лондоне, где все трое жили под одной крышей. По словам актера Алекандра Галибина, который играет Огарева, этот спектакль – трагикомедия о человеческих отношениях, которые могут быть такими странными.»Сама ситуация этого «любовного треугольника» весьма интересна в психологическом аспекте. Здесь речь идет не о банальном адюльтере, а об акцептированной всеми сторонами ситуации, в которой каждый из участников добровольно играл свою роль. Даже в среде «прогрессивной» интеллигенции, к которой принадлежали Герцен, Огарев и Тучкова, их поведение было слишком свободно от этических норм общества», – поясняет актриса Джульетта Геринг, которая играет Наталью Тучкову.Мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой»Театр МДМЕжедневноОригинальный мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» основан на хитах ленинградского бит-квартета «Секрет». События спектакля разворачиваются в Ленинграде середины 1980-х годов — время, когда воздух был наполнен предчувствием больших перемен. Главные герои играют рок-н-ролл и устраивают квартирники, промышляют продажей пластинок.»Это спектакль о молодых и ставят его молодые. Наша традиционная творческая команда зрелых профессионалов, которая много лет создавала масштабные, зрелищные постановки бродвейского калибра, уступила место молодым талантам, которые следующие 10–20 лет будут определять театральный ландшафт страны. На сцене тоже молодежная сборная, причем из лучших театров России! Их задор, энергия, свежесть и искренность адресованы, в первую очередь, их же сверстникам», — говорит художественный руководитель Театра МДМ, продюсер, глава театральной компании «Бродвей Москва» Дмитрий Богачев.В новых аранжировках композитора Евгения Загота популярные хиты группы «Секрет» зазвучали совершенно по-новому. Для хореографа Ирины Кашуба музыка стала отправной точкой: она стремилась стилизовать ретро материал — буги-вуги, свинг, рок-н-ролл, твист — и соединить его с бродвейским джазом и современным танцем, чтобы хореография выглядела современно и соответствовала музыкальной драматургии.
https://ria.ru/20221213/novogodniespektakli-1838325668.html
https://ria.ru/20221220/kreschenskiyfestival-1839929435.html
https://ria.ru/20221214/zaryadefestival-1838524506.html
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21. img.ria.ru/images/07e6/0c/16/1840467741_182:0:2913:2048_1920x0_80_0_0_0931ce1086414873167a740e5f2934ac.jpg1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
культпоход, школа драматического искусства, школа современной пьесы, театр имени маяковского, театр сатиры (москва)
Культпоход, Школа драматического искусства, Школа современной пьесы, Театр имени Маяковского, Театр сатиры (Москва)
МОСКВА, 23 дек – РИА Новости. Московские театры в конце декабря и праздничные дни играют свои лучшие спектакли – как недавние премьеры, так и постановки, полюбившиеся зрителям. Постановки по Островскому и Салтыкову-Щедрину, инсценировки поэмы Твардовского и оригинальный мюзикл с песнями группы «Секрет» – РИА Новости рассказывает о том, что стоит посмотреть.
«Балалайкин и Ко»
Театр сатиры
22 декабря, 7 и 20 января
© Фото : предоставлено пресс-службой Театра сатиры /Юрокина ВераСцена из спектакль «Балалайкин и Ко»
© Фото : предоставлено пресс-службой Театра сатиры /Юрокина Вера
Сцена из спектакль «Балалайкин и Ко»
Спектакль поставлен по роману «Современная идиллия» Салтыкова-Щедрина. Главные герои – Рассказчик и его приятель Глумов – пытаются встроиться в рамки нового и пока не понятного им времени. Режиссер Сергей Газаров старался сохранить злободневность и колорит персонажей, при этом не утратив иронию, вложенную в текст классиком. В композиции сюжета сочетаются разные жанры: размеренные, почти сказочно-былинные рассуждения, сцены, полные драматизма, и элементы комедии, пронизывающие весь спектакль.
«
Сергей Газаров признается, что хотел поставить это произведение лет двадцать и в итоге воплотил задуманное вместе с художником Владимиром Арефьевым.
«В декорации, которую мы придумали с Газаровым, все элементы — подвижные. Все ее детали можно рассмотреть с разных сторон. Надеюсь, эта метафора отражает абсурдность ситуации, описанной в романе, когда любую тему можно разглядывать под разным углом и трактовать ее так, как тебе удобно», — рассказывает Арефьев.
«Василий Теркин»
Театр «Школа драматического искусства»
24 и 25 декабря, 17 января
© Фото : предоставлено пресс-службой театра «Школа драматического искусства»Андрей Харенко в спектакле «Василий Теркин»
© Фото : предоставлено пресс-службой театра «Школа драматического искусства»
Андрей Харенко в спектакле «Василий Теркин»
В театре «Школа драматического искусства» играют недавнюю премьеру – спектакль «Василий Теркин» по мотивам знаменитой поэмы Александра Твардовского. Поэма в этом году отметила юбилей – исполнилось восемьдесят лет со дня ее первой публикации.
«Несмотря на то, что мы все знаем поэму Александра Твардовского «Василий Теркин» еще со школы, мы никогда особенно в нее не погружались, не вчитывались. Для меня стало удивительным открытием то, что это произведение, составленное из фрагментов, – настоящий эпос. И как истинный эпос, оно – вне времени. Твардовский сумел обойти в ней политику, излишнюю актуальность, а рассказал, прежде всего, о людях», – признает режиссер спектакля Глеб Черепанов.
«
Главную роль играет Андрей Харенко. Его Василий Теркин – простой и открытый человек, который вызывает у зрителей искреннюю симпатию и сопереживание.
Постановка выдержана в духе площадного театра: все метаморфозы, перестановки декораций, смена сцен происходят на глазах у публики. Более того, это – театр в театре: на сцене присутствует даже герой Режиссер, который в самом начале устраивает прослушивание артистов самодеятельности для своей фронтовой бригады.
Пять музыкальных сказок для детей и взрослых в театре на Большой Дмитровке13 декабря 2022, 14:54
В спектакле используется множество театральных форм: здесь и театр теней, и пластический театр, и гротеск, и пантомима. Комичные сцены сменяются лирическими, громкие массовые превращаются в тихий монолог, обычные танцы в сельсовете превращаются в мистический диалог со Смертью.
«Это произведение о том, как в самые сложные времена люди могут путем творчества, путем собственного позитива сделать мир лучше. Теркин же ничего не сочиняет, не делает специально, но за его шуткой, за его улыбкой скрывается огромная внутренняя сила, способная не только объединять вокруг себя людей, но и поддержать, согреть их», – рассказывает Черепанов.
Столетний юбилей театра и спектакли по Островскому
Театр имени Владимира Маяковского
© Фото : предоставлено пресс-службой Театра имени Владимира Маяковского Игорь Костолевский в спектакле «Истории»
© Фото : предоставлено пресс-службой Театра имени Владимира Маяковского
Игорь Костолевский в спектакле «Истории»
В этом сезоне прославленный театр отмечает вековой юбилей – он был основан в 1922 году. К этому важному событию художественный руководитель театра режиссер Евгений Перегудов поставил спектакль-альманах «Истории» (28 декабря) с участием корифеев труппы. Известные артисты делятся любимыми историями из классической литературы и драматургии, выступая порой в непривычном для себя амплуа.
«
По замыслу режиссера «Истории» – принципиально разножанровая постановка. Например, для Игоря Костолевского Перегудов выбрал «Солнечный удар» Бунина. А для Анатолия Лобоцкого и Анны Ардовой – знаменитую «Драму» Чехова, золотой фонд русского юмора.
Открывает спектакль Светлана Немоляева с фрагментом из спектакля «Смех лангусты», в котором когда-то играла вместе с Александром Лазаревым. Художник Владимир Арефьев создал интересное оформление, используя сценические штанкеты – специальные металлические трубы на тросах, на которые обычно крепятся кулисы, плоские декорации и другое оформление сцены. Многоярусное сооружение в этом спектакле выполняет роль подвижного занавеса для смены картин.
«В «Маяковке» хранится большое количество исторических костюмов, они несут отпечаток времени и стиля. И при этом они очень художественные. Есть довольно почтенные по возрасту, мы все эти костюмы смотрели, изучали, компоновали. В спектакль вошло 700 костюмов, созданных за столетнюю историю труппы», – говорит главный художник театра Владимир Арефьев.
Оперные премьеры, перевернутые концерты: Крещенский фестиваль в Новой Опере20 декабря 2022, 12:32
В спектакле много и других предметов, связанных с историей этой труппы. «В одной из сцен используется настоящий стол первого художественного руководителя театра Всеволода Мейерхольда, который долгие годы хранился в музее театра, а позже уже размещался в кабинете художественных руководителей. И сейчас тоже он стоит в моем кабинете, я работаю за ним. Это такой магический артефакт «Маяковки», перенесенный на сцену юбилейного спектакля-альманаха», – говорит художественный руководитель театра и режиссер спектакля Егор Перегудов.
В 2023 году исполнится 200 лет со дня рождения Александра Островского, и этот юбилей – лишний повод обратиться к его бессмертной драматургии. В «Маяковке» поставили «На всякого мудреца довольно простоты» (29 декабря и 8 января) – одну из самых известных и лучших комедий писателя.
© Фото : предоставлено пресс-службой Театра имени Владимира МаяковскогоСцена из спектакля «На всякого мудреца довольно простоты»
© Фото : предоставлено пресс-службой Театра имени Владимира Маяковского
Сцена из спектакля «На всякого мудреца довольно простоты»
Главным открытием этого спектакля для московских критиков и публики стал молодой актер Семен Алешин – дебютант и недавний выпускник ГИТИСа, который играет роль Егора Глумова. Его единодушно хвалят за яркую игру и пластичность, создание точного образа человека, который пытается выбиться в люди. Режиссер Анатолий Шульев придумывает «театр в театре», уподобляя стремление Глумова пробиться в жизни ситуации, когда новый актер приходит в театральную труппу и пытается обрести свое место в ней.
«
Режиссер уверен, что текст комедии Островского не теряет своей актуальности и созвучен сегодняшнему дню.
Еще один спектакль по Александру Островскому в «Маяковке» – «Таланты и поклонники» (25 декабря, 7, 12 января) в интерпретации режиссера Миндаугаса Карбаускиса. Главные роли – провинциальной актрисы Негиной и ее матери – играют внучка и бабушка, Полина Лазарева и Светлана Немоляева. Пьеса про театр и судьбу человека в нем в свое время стала первой работой Карбаускиса на этой сцене. С тех пор спектакль с успехом идет в театре, получил премии и признание критиков и зрителей.
Спектакль «Обломов» (4 и 25 января) по роману Гончарова – также постановка Миндаугаса Карбаускиса. Режиссер сам написал инсценировку, в которой, что довольно неожиданно, отсутствует персонаж Штольц: о нем говорят, но в реальности он появляется лишь один раз. Этот спектакль Карбаускис ставил с замечательным художником Сергеем Бархиным (он скончался в 2020 году). Здесь Обломов в буквальном смысле слова соединен со своим диваном, от которого не может оторваться: его домашний халат, «разросшийся» до огромных размеров, буквально перетекает в обшивку мебели, создавая единую композицию.
«Лондонский треугольник»
Театр «Школа современной пьесы»
3 января
© Фото : предоставлено театром Школа современной пьесыСцена из спектакля «Лондонский треугольник»
© Фото : предоставлено театром Школа современной пьесы
Сцена из спектакля «Лондонский треугольник»
«Лондонский треугольник» по пьесе Александра Углова поставил режиссер Дмитрий Астрахан. Это – реальная история взаимоотношений Николая Огарева, Александра Герцена и Натальи Тучковой. Друзья с детства и соратники, еще в молодости Огарев и Герцен дали друг другу клятву посвятить свою жизнь борьбе за свободу русского народа. Однако позже между ними встала Тучкова: будучи официально женой Огарева, она жила с Герценом, от которого имела троих детей. Эксцентричный союз сложился в Лондоне, где все трое жили под одной крышей.
«
По словам актера Алекандра Галибина, который играет Огарева, этот спектакль – трагикомедия о человеческих отношениях, которые могут быть такими странными.
«Сама ситуация этого «любовного треугольника» весьма интересна в психологическом аспекте. Здесь речь идет не о банальном адюльтере, а об акцептированной всеми сторонами ситуации, в которой каждый из участников добровольно играл свою роль. Даже в среде «прогрессивной» интеллигенции, к которой принадлежали Герцен, Огарев и Тучкова, их поведение было слишком свободно от этических норм общества», – поясняет актриса Джульетта Геринг, которая играет Наталью Тучкову.
Мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой»
Театр МДМ
Ежедневно
© Фото : пресс-служба театральной компании «Бродвей Москва»Сцена из мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой»
© Фото : пресс-служба театральной компании «Бродвей Москва»
Сцена из мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой»
Оригинальный мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» основан на хитах ленинградского бит-квартета «Секрет». События спектакля разворачиваются в Ленинграде середины 1980-х годов — время, когда воздух был наполнен предчувствием больших перемен. Главные герои играют рок-н-ролл и устраивают квартирники, промышляют продажей пластинок.
«Это спектакль о молодых и ставят его молодые. Наша традиционная творческая команда зрелых профессионалов, которая много лет создавала масштабные, зрелищные постановки бродвейского калибра, уступила место молодым талантам, которые следующие 10–20 лет будут определять театральный ландшафт страны. На сцене тоже молодежная сборная, причем из лучших театров России! Их задор, энергия, свежесть и искренность адресованы, в первую очередь, их же сверстникам», — говорит художественный руководитель Театра МДМ, продюсер, глава театральной компании «Бродвей Москва» Дмитрий Богачев.
В новых аранжировках композитора Евгения Загота популярные хиты группы «Секрет» зазвучали совершенно по-новому. Для хореографа Ирины Кашуба музыка стала отправной точкой: она стремилась стилизовать ретро материал — буги-вуги, свинг, рок-н-ролл, твист — и соединить его с бродвейским джазом и современным танцем, чтобы хореография выглядела современно и соответствовала музыкальной драматургии.
Мировая премьера, барокко и сказки: гид по музыкальному фестивалю Зарядья14 декабря 2022, 11:25
19 лучших российских театров за пределами Москвы и Петербурга
Пермь, Казань, Екатеринбург и другие города, куда нужно ехать на спектакли в местных театрахВ это трудно поверить, но высококлассный театр можно найти в глухой тайге, в никому не известных промышленных городах и за полярным кругом. Российский театр — это не только спектакли на русском языке: собственные — страшно любопытные — театры есть даже у коренных народов Севера и Сибири. Рассказываем, куда поехать за хорошим театром, если до Москвы и Петербурга далеко.
Текст: Алексей Киселев, Антон Хитров, Вита Хлопова
Театр имени Федора Волкова (Ярославль)
Мест в зале: 931 в большом, 148 в среднем и 120 в малом Километров от Москвы: 272Старейший русский драматический театр страны — если отсчитывать его историю от первых спектаклей труппы Федора Волкова, которая начала выступать в середине XVIII века. Возрождение Волковского началось в конце нулевых, когда туда пришел директор Борис Мездрич, главный театральный кризис-менеджер России. Сейчас театром руководит режиссер Евгений Марчелли, мастер неочевидных прочтений классики: у него нужно смотреть прежде всего «Без названия» и «Месяц в деревне» .
Камерный театр (Воронеж)
Мест в зале: 180 в большом, 80 в малом Километров от Москвы: 523Такой театр мог быть в Берлине или Стокгольме. Минималистичные интерьеры, скандинавский дизайн — в самом театре и в спектаклях. Руководит театром перфекционист Михаил Бычков, любой драматургический материал превращающий в актуальную интеллектуальную драму.
Театр «Красный факел» (Новосибирск)
Мест в зале: 510 Километров от Москвы: 3361Труппа «Красного факела» хорошо известна не только Москве, куда театр регулярно приезжает на «Золотую маску», но и Европе — благодаря знаменитым «Трем сестрам» Тимофея Кулябина. Спектакль, поставленный на жестовом языке, стал сенсацией венского фестиваля Wiener Festwochen и до сих пор активно гастролирует. Кроме спектаклей Кулябина, в театре работают приглашенные режиссеры первого ранга вроде Филиппа Григорьяна и Дмитрия Егорова. А из нового идти нужно на бронебойный «Поцелуй» Юрия Урнова про любовь и смерть в Дамаске.
Творческая лаборатория «Угол» (Казань)
Мест в зале: 80 Километров от Москвы: 816Один из двух негосударственных театров в списке: учредитель «Угла» — фонд «Живой город», поддерживающий современное искусство в Казани. Идейный лидер площадки, продюсер Инна Яркова, знакомит город с новейшими театральными течениями. Главные сокровища репертуара — спектакли Дмитрия Волкострелова и Всеволода Лисовского, режиссеров, работающих на стыке театра и современного искусства.
Обычно в небольшом российском городе два-три театра, в крупном — пять-десять. Исключения — Москва и Петербург. Там их несколько сотен — о некоторых вы наверняка знаете, а о других никогда не слышали. Мы попробовали посчитать точное число театров в столице — оказалось, это не так легко сделать.
Театр «18+» (Ростов-на-Дону)
Мест в зале: 75 Километров от Москвы: 1 075,7Собственно, второй независимый театр в списке; основан в 2013 году по инициативе бизнесмена Евгения Самойлова и режиссера Ольги Калашниковой. Это лофтовое пространство в здании бывшей макаронной фабрики, здесь показывают современные пьесы в эстетике нового европейского театра, читают лекции об искусстве, устраивают концерты самых интересных героев альтернативной музыкальной сцены и выставки российских художников. Руководит театром Юрий Муравицкий, выходец из московского «Театра.doc».
Театр-студия «Грань» (Новокуйбышевск)
Мест в зале: 95 Километров от Москвы: 1 098Маленький театр в Самарской области — настоящая культурная аномалия.
Башкирский академический театр имени Мажита Гафури (Уфа)
Мест в зале: 527 Километров от Москвы: 1 351Спектакли одного из самых важных национальных театров России идут на башкирском языке; для русскоязычной публики предусмотрен синхронный перевод в наушниках. На сцене — сильный метафорический театр, вечные темы и на редкость профессиональная труппа.
«Театр-Театр» (Пермь)
Мест в зале: 1103 в большом, 133 в малом Километров от Москвы: 1 440Театр высокого класса, с концептуальной малой сценой, с собственным оркестром, дорогими костюмами и декорациями и прицелом на бродвейский стиль. Борис Мильграм за время своего руководства театром собрал сильную труппу, подтянул художников и режиссеров первого дивизиона и сам поставил на главной сцене свои лучшие спектакли, из года в год получающие номинации на «Золотую маску».
Пермский театр оперы и балета имени Чайковского
Мест в зале: 980 Километров от Москвы: 1 441С тех пор как руководить театром стал Теодор Курентзис (2011), в Пермь на спектакли стали летать даже частными самолетами. На мастер-классы по дирижированию успевают записаться только преданные поклонницы маэстро, а отловить билеты на его концерты уже много лет кажется невозможным. Но помимо Курентзиса и его ансамбля MusicAeterna в театре есть еще один центр притяжения — отличная балетная труппа.
«Урал Опера Балет» (Екатеринбург)
Мест в зале: 885 Километров от Москвы: 1 785Еще один центр притяжения на карте России, «Урал Опера Балет» регулярно попадает во всевозможные номинации различных театральных премий. Худрук балетной труппы Слава Самодуров — один из самых самобытных хореографов нашей страны, а его спектакли нравятся не только критикам, но и, за счет своей зрелищности, даже детям.
«Коляда-театр» (Екатеринбург)
Мест в зале: 120 в большом, 42 в малом Километров от Москвы: 1 785Николай Коляда — уникум, маэстро беспощадного балагана, певец и летописец русского бедного. Самый плодовитый драматург нашего времени, воспитавший армию учеников и последователей, самостоятельно построивший свой театрик в Екатеринбурге, где вместе с группой актеров в немыслимом количестве производит спектакли из пластиковых стаканчиков, самоваров, ковров и всего ассортимента магазинов Fix Price. Идти в первую очередь нужно на совершенно сумасшедшие спектакли Коляды по классике, где главные роли обычно играет фронтмен группы «Курара» Олег Ягодин.
Татарский театр имени Галиасгара Камала (Казань)
Мест в зале: 843 в большом, 162 в малом Километров от Москвы: 816Исторически — первый театр со спектаклями на татарском. С начала 2000-х его возглавляет Фарид Бикчантаев — по сути, первый режиссер, отступивший от канонов консервативного татарского театра в пользу более современного и авторского. Начинать знакомство лучше не с локальных названий, а, например, с мольеровского «Дон Жуана». Все спектакли идут с синхронным переводом на русский и (внезапно) английский.
Театр обско-угорских народов «Солнце» (Ханты-Мансийск)
Мест в зале: 282 Километров от Москвы: 2 623,8Все, что сохранилось и сохраняется от культуры хантов, манси и других коренных народов Севера (языки, мифология, песни, танцы, музыкальные инструменты, одежда, кухня), собрано и умножено в театре «Солнце». Редчайший пример этнического фольклорного театра, спектакли которого становятся значительными культурными событиями. Некоторые из них показывают в настоящих чумах!
Заполярный театр драмы имени Маяковского (Норильск)
Мест в зале: 500 в большом, 80 в малом Километров от Москвы: 2 878Несмотря на вечную мерзлоту и в принципе невыносимые климатические условия, в Норильске есть театр. Более того, в нем бурлит жизнь. Под руководством режиссера Анны Бабановой самый северный театр страны приглашает драматургов и режиссеров со всей России, устраивает международные фестивали и даже лаборатории беби-театра. Будете в Норильске — заходите.
Норильский Заполярный театр драмы имени Маяковского
«Старый дом» (Новосибирск)
Мест в зале: 177 Километров от Москвы: 3 361«Старый дом» делает ставку на современную драматургию и как можно более разнообразную режиссуру. Обратите внимание на «Я здесь» — зрелищный пластический спектакль Максима Диденко по стихам поэта-концептуалиста Льва Рубинштейна, «Элементарные частицы» Семена Александровского — документальный спектакль про новосибирский Академгородок, и на «Sociopath/Гамлет» Андрея Прикотенко — высокотехнологичную футуристическую и чертовски нахальную версию шекспировской трагедии.
Если вы живете в Новосибирске или другом большом городе, где театров много, прочитайте нашу пошаговую инструкцию, как выбирать спектакли
НОВАТ (Новосибирск)
Мест в зале: 1774 в большом, 375 в концертном Километров от Москвы: 3 362Три года назад гремел скандал: судили Тимофея Кулябина, режиссера спектакля «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета, по доносу за оскорбление чувств верующих. Режиссер был оправдан, директор театра Борис Мездрич уволен, а новый назначенец с чудовищной репутацией Владимир Кехман закрыл «Тангейзера», отрастил бороду и переименовал театр в НОВАТ. За горячими обсуждениями скандалов мы чуть не забыли, что в театре можно регулярно видеть работы популярного в Европе хореографа Эдварда Клюга. А еще Новосибирский оперный — самый большой театр в Евразии.
Театр имени Пушкина (Красноярск)
Мест в зале: 509 в большом, 49 в малом Километров от Москвы: 4 142,8Главный драмтеатр Красноярска с потрясающей труппой, которая умеет все: и фарс играть со вкусом, и психологическую драму — без единой фальшивой интонации. Смотреть нужно прежде всего спектакли худрука Олега Рыбкина и безбашенный спектакль-концерт «Я. Другой. Такой. Страны» авторства режиссера Дмитрия Егорова, разбирающий по косточкам всю советскую мифологию.
Минусинский драматический театр
Мест в зале: 315 Километров от Москвы: 4 277,1Самолетом — до Абакана, дальше по земле через Енисей, и через час вы в центре одноэтажного Минусинска. Скромный театр — главное достояние города. Здесь работает Алексей Песегов, и в его тихих и лаконичных спектаклях нет ни одного лишнего слова или жеста, зато есть бесконечная экзистенциальная тоска. А свет и музыка работают настолько заодно с актерами и звучащим текстом (Толстого, Чехова, Лескова), что утверждение «Театр — синтез всех искусств» кажется не таким уж бессмысленным. По счастью, Минусинский театр время от времени гастролирует по регионам и иногда доезжает до Москвы.
«Поиск» (Лесосибирск)
Мест в зале: 86 Километров от Москвы: 4 413,9Лесосибирск — маленький таежный город, где нет практически ничего, кроме лесопилки, заводов и совершенно необыкновенного театра. В его штате 16 человек, девять из них — это труппа. «Поиск» появился сравнительно давно, в конце 1970-хх, и с первых лет приучал зрителей к мысли, что театр бывает разным. Сейчас местной публике уже не нужно объяснять, почему, допустим, в «Мертвых душах» Олега Липовецкого трое мужчин играют абсолютно всех персонажей. Ехать в Лесосибирск специально ради «Поиска» не обязательно: театр активно гастролирует по стране.
10 известных российских театров, которые стоит посетить
Russia Beyond попросил театрального критика, который также является президентом крупной театральной школы, Российского института театрального искусства (ГИТИС) в Москве, составить список лучших театров. за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
1. Академический драматический театр имени Волкова, ЯрославльНиколай Белавин/Википедия
Театр, построенный в 19 веке, является одной из самых ярких достопримечательностей города. Он назван в честь Федора Волкова, который считается первым русским актером, вызванным в Петербург императрицей Елизаветой Петровной. Но театр интересен не только своей историей. Евгений Марчелли, один из самых оригинальных режиссеров России, является его художественным руководителем с 2011 года. Театр часто ставит классические пьесы в смелых и даже радикально новых интерпретациях, а его гастроли в Москве были чрезвычайно успешными.
2. Камерный театр, г. ВоронежКамерный театр
Много лет назад Михаил Бычков, директор Воронежского театра для детей и юношества, основал свой «частный» Камерный театр в малом зале местного Дома. культуры. С тех пор он стал одним из самых известных театров в России и принимал участие во многих зарубежных фестивалях. С 2011 года в театре проходит Международный Платоновский фестиваль, на котором выступили известные театральные труппы и выдающиеся музыканты.
Новое здание театра, построенное московскими архитекторами в стиле лофт, открыто для зрителей с полудня. В нем есть библиотека, кафе и выставочный зал. В его репертуаре произведения Пушкина, Островского, Гоголя, Чехова, современные европейские драмы и, конечно же, Андрей Платонов, имя которого связано и с городом, и с фестивалем.
3. Театр Коляды, ЕкатеринбургТеатр Коляды
Это еще один театр, чей режиссер ушел из местного драмтеатра ради безумной идеи основать частный театр. Он даже назвал его своим именем. Но вот уже несколько десятилетий выдающийся русский драматург Николай Коляда доказывает, что частный театр в России может быть больше, чем просто буйная фантазия художника. Во время гастролей в Москве он устраивает спектакли продолжительностью всего месяц, с выступлениями два раза в день в течение недели и еще четыре раза по выходным. В театре ставят пьесы самого Коляды — мелодрамы, дающие актерам возможность проявить весь свой талант, — а также классику и пьесы, написанные многочисленными учениками Коляды.
4. Драматический театр им. Максима Горького, Нижний НовгородДраматический театр им. Максима Горького
Среди достопримечательностей этого театра – сильная труппа, состоящая из актеров разных поколений, приехавших из разных городов после окончания разных театральных вузов. Валерий Саркисов, московский режиссер, чаще других ставит здесь спектакли. В его репертуаре пьесы Салтыкова-Щедрина, Чехова и Горького. Эти классические пьесы раскрывают сильные стороны этой театральной труппы, базирующейся за пределами столицы.
5. Молодежный театр «Ангаджмент», г. ТюменьМолодежный театр «Ангаджмент»
Этому маленькому театру повезло с художественным руководителем: Леонид Окунев – редкий актер, который, несмотря на съемки в сериалах и фильмах, не покинул родной город. и его театр. Вместо этого он смело заманивает молодых режиссеров из Москвы неожиданными возможностями. Таким образом, репертуар театра здесь довольно пестрый: от модного театра-вербатима до пьес уже упомянутого Николая Коляды. Также имеется обширный репертуар для детей.
6. Театр Олонхо, ЯкутскТеатр Олонхо
В 2005 году ЮНЕСКО объявила национальный героический эпос Якутии под названием Олонхо шедевром человеческого наследия. А десять лет назад этот театр, названный в честь эпоса, открылся в Якутске. В его репертуаре пьесы, во многом основанные на якутской национальной эпической традиции (сочетание речи и песни). Однако это не мешает им быть понятыми и оцененными в других странах, и театр успешно выступал за пределами Испании и Бельгии.
7. Татарский государственный драматический театр, АльметьевскТатарский государственный драматический театр
Альметьевск – город с населением 150 000 человек, расположенный в 250 км от Казани, столицы Татарстана. Театр является одной из главных достопримечательностей города. В последнее время он стал известен на всю Россию благодаря сотрудничеству с амбициозным молодым режиссером Искандером Сакаевым. Тот факт, что его спектакли идут на татарском языке, не помешал им получить признание на различных фестивалях, демонстрируя тем самым не только разнообразие, но и единство театральных традиций. В его репертуаре пьесы по произведениям Лермонтова, Шекспира, Брехта.
8. Драматический театр, г. МинусинскНиколай Титов/Global Look Press
История театра в этом городе, расположенном в 4460 км от Москвы, насчитывает более 100 лет, но именно этот театр в последние годы приобрел известность благодаря его художественному руководителю Алексею Песегову. Театр приезжает в Москву почти каждый год, пройдя отбор экспертов на том или ином театральном фестивале. Несмотря на удаленность от столицы, в его репертуаре произведения Рэя Куни, популярного у российских режиссеров драматурга, а также классика Николая Лескова, Михаила Булгакова и др.
9. Молодежный театр, АрхангельскМолодежный театр
Архангельск известен как родина великого ученого и поэта Михаила Ломоносова, и Молодежным театром поставлен целый ряд исторических спектаклей, один из которых посвящен ему. Интересно, что театр поручает писать для него пьесы известным российским драматургам. Как и многие другие, Молодежный театр существует во многом благодаря усилиям его директора Виктора Панова, который 30 лет назад также основал в городе первый в России Международный фестиваль уличных театров.
10. Гран Театр, НовокуйбышевскГран Театр
Денис Бокурадзе, очень известный молодой режиссер, в настоящее время работает в этом театре-студии. Бокурадзе смело экспериментирует с его репертуаром, ставя премьеры столь же разноплановые, как произведения Жана-Поля Сартра, средневековые французские фарсы или « Таня-Таня » современного российского драматурга Оли Мухиной.
Эта статья была первоначально опубликована в Russia Beyond 9 июня 2018 г. и была опубликована с разрешения.
Этот пост был написан автором в своем личном качестве. Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат автору и не отражают точку зрения The Theater Times, их сотрудников или сотрудников.
Это сообщение было написано пользователем Григорий Заславский .
Выраженные здесь взгляды принадлежат автору и не обязательно отражают наши взгляды и мнения.
Русский театр, русская культура
- Дом
- Россия
- Культура
- Театр
Русский театр имеет долгую и яркую историю. Хотя понятие «театр» не существовало в культуре до 17 века, публику долгое время развлекали бродячие артисты и королевские шуты. По мере того, как театр, а затем и балет формировались под покровительством царских семей, русская театральная культура начала оставлять свой след на международной арене. Даже при советской власти местные драматурги и хореографы нашли свое выражение на сцене, и сегодня это богатое наследие продолжает развиваться в театрах страны.
Шуты и народные артисты
Одним из самых ранних корней театра в России является старая славянская традиция, согласно которой люди иногда переодевались во время праздников Рождества, Масленицы и Ивана Купалы, чтобы сбить с толку или отпугнуть злых духов. Многие народные обряды средневековой Руси также включали в себя развлекательные выступления музыкантов, акробатов, шутов, ряженых и певцов. Творческие коллективы артистов, известные как «отряды весельчаков», путешествовали, выступая перед любопытной публикой 9.0005
Самым популярным развлекательным жанром в то время была народная комедия. Бояре и князья, царские особы и чиновники, в том числе царь Михаил Федорович, Дмитрий Пожарский и Иван Шуйский, нанимали талантливых народных шутов для постоянного проживания и работы в своих домах. Наемные артисты выступали в роли придворных шутов, развлекая вельмож и их гостей.
Напротив, бродячие шуты жили за счет пожертвований, в основном еды, от зрителей. Они представляли стандартную комедию на каждом деревенском празднике или ярмарке, их импровизации часто были прелюдией к дальнейшим празднествам и веселью. Большой популярностью пользовались также комедийные кукольные спектакли в исполнении шутов, особенно образы медведя и козла с деревянными ложками. Кукольные представления сопровождались народными песнями и рассказами известных сказок.
Но не все были довольны исполнителями, ибо их выходки часто противоречили традиционному русскому укладу жизни. В конце концов Православная церковь осудила ношение короткой одежды и масок и приступила к преследованию многих народных артистов. В середине 17 века странствующие шуты начали отказываться от своего занятия, и многие вместо этого обратились к музыке.
Однако это был лишь вопрос времени, когда устоявшийся театр заполнит пустоту, образовавшуюся после отмены импровизированных народных представлений.
Театральное искусство в Российской империи
Профессиональное лицо русский театр приобрел в XVII веке при царе Алексее Михайловиче, когда лютеранским пастором Григорием был основан императорский театр. По повелению царя Григорий набрал группу талантливых артистов и стал обучать их коротким комедиям. Для выступлений, которые сопровождались инструментальной музыкой, было нанято множество жителей близлежащей немецкой слободы. Впервые в истории России бутафория использовалась для спектаклей, в которых изображался линейный, связный сюжет. Артисты пели и танцевали, разыгрывая различные сценки, и театр в России стал восприниматься как зеркало, в котором отражалась современная жизнь.
Имперские театры финансировались королевским двором. В труппы, в частности, приглашались иностранцы, в результате чего многие реквизиты и театральные элементы были заимствованы с западной сцены.
Успех этого нового стиля перформанса вскоре привел к рождению других видов театра:
- Школьные театры: Первый школьный театр был создан при Славяно-греко-латинской академии. Было известно, что в праздничных представлениях участвовала вся школа, когда учителя писали сценарии, а ученики выступали на сцене.
- Крепостные театры: Эти спектакли стали уникальным явлением русской культуры. Некоторые дворянские семьи открывали собственные частные театры, в которых выступали крепостные, в том числе женщины. Прасковья Жемчугова-Ковалева была крепостной актрисой, которая, получив вольную, ушла из популярного Шереметевского театра, вышла замуж за графа Николая Шереметьева и стала графиней.
- Публичный театр: В 1702 году Петр I приказал создать общественный театр, поэтому для него на Красной площади в Москве был построен театр комедии. Вскоре во всех регионах России стали формироваться как профессиональные, так и самодеятельные коллективы.
Вместе с официальной рекламой театра произошли и другие важные события. Во второй половине 18 века массовые зрители впервые стали посещать театральные представления, ставшие к этому времени неотъемлемой частью русской культуры.
Русский балет
Русский балет в настоящее время превозносится во всем мире, о чем свидетельствует множество международных спектаклей, билеты на которые обычно раскупаются за несколько месяцев вперед. Однако, когда балет впервые появился в России, ему уделялось мало внимания, кроме коротких номеров в антрактах оперных и драматических представлений.
Реформы Петра I побудили к созданию театральных училищ, где уроки танцев, в том числе балета, были введены в учебную программу дворянских учебных заведений. В то же время иностранные педагоги и танцевальные коллективы стали получать приглашения посетить страну. Однако настоящим переломным моментом стало создание русской балетной труппы императрицей Елизаветой Петровной в 1741 году. С каждым годом балет набирал популярность, а артисты оттачивали свое мастерство.
В начале XIX века балет достиг своего наивысшего уровня еще в русском театральном искусстве: он хорошо финансировался государством, театры Москвы и Петербурга, в которых шли представления, были хорошо оборудованы, а танцы выразительны и отмечены грацией. русских балерин был поистине замечателен. Иностранные хореографы, такие как Шарль Дидело, Мариус Петипа и Артур Сен-Леон, внесли свой вклад в становление русской балетной школы, чья большая и талантливая танцевальная труппа вскоре стала высоко оцененной в 1919 году. Европа го века. В связи с этим в Москву и Санкт-Петербург стали переезжать лучшие европейские хореографы.
Русский балет пережил очередное возрождение благодаря музыкальному гению «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского, который произвел революцию в самой концепции балета. До Чайковского считалось, что музыка не занимает центральное место в балете и служит только для сопровождения танцев. Однако его сочинения для «Лебединого озера» оказались наравне с оперной и симфонической музыкой и тем самым изменили весь подход продюсеров к балетным постановкам. Если раньше мелодия подгонялась под танец, то теперь танец зависел от мелодии.
Следующее развитие русского балета положил хореограф Александр Горский, который отказался от архаичной пантомимы, использовавшейся тогда в танце, в пользу методов современной режиссуры. Горский также оставил свой след, придав большое значение сценографии, реализму и качеству декораций.
Балетмейстер Михаил Фокин предложил пересмотреть структуру балетных постановок. Он считал, что для каждого спектакля необходим уникальный набор танцевальных движений и сценариев, отражающих тему, эпоху и музыкальное сопровождение данного произведения. Фокин вошел в историю как реформатор русской балетной школы, считая каждый спектакль отдельным, самостоятельным произведением.
После русской революции 1917 года многие известные танцовщики и хореографы вместе с артистами всех мастей эмигрировали из России, но даже это не остановило развитие балета в молодом советском государстве. Перед новой властью стояла непростая задача превратить великосветское балетное искусство в спектакли, понятные и оцененные простыми людьми. Так был задуман так называемый драматический балет, в котором содержание известных произведений передавалось с помощью пантомимы и танца. В конце 1950-х и 1960-х годов возродились хореографические миниатюры, одноактные балеты и балетные симфонии. В следующем десятилетии появилось много независимых балетных трупп, в том числе студии современного балета и хореографии вольного стиля.
Театр в СССР
В то время как большевики, пришедшие к власти в 1917 году, не спешили отказываться от театрального искусства, репертуар был полностью пересмотрен. Советское правительство делало акцент на пропаганде коллективизма и поддерживало развитие искусства в этом направлении, убирая некоторые жанры и добавляя новые. Героями рассказов были «простые советские люди», пролетарии, а в роли антагонистов с большой сатирой изображались алкоголики, прогульщики и другие антисоветские деятели. По всей стране формировались новые театральные коллективы и строились дополнительные театры. Труппы гастролировали по стране и даже выезжали за ее пределы, и именно в этой обстановке зародилась концепция коллективных выступлений под открытым небом.
Постепенно, хотя и сквозь призму пропаганды, на сцену выдвигалась тема человеческих судеб в сочетании с углубленным формированием характера и отображением реальных событий. Сатира и комедия оставались популярными, а самые известные постановки в этом жанре принадлежат режиссеру-постановщику Всеволоду Мейерхольду. Добавляя к классическим произведениям юмор и сатиру, Мейерхольд превращал их в зрелищные спектакли, актуальные для его публики. Вскоре он стал известен своими пропагандистскими выступлениями, билеты на которые всегда быстро раскупались. Хотя его постановки иногда теряли глубину и драматизм оригинальной классики, как это случилось с его пьесой по пьесе Александра Островского «Лес», зрители всегда принимали его сатирическую интерпретацию с большим энтузиазмом.
В Московском Художественном театре, созданном Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко в 1898 году, часто ставились спектакли, затрагивающие душевные переживания. Огромный вклад в развитие театрального искусства внес сам Станиславский своим своеобразным подходом к актерскому изображению образа, считая важным соединение внутреннего мира и поведения актера с образом героя. Комедия Островского «Горячее сердце», поставленная примерно в то же время, что и «Лес» Мейерхольда, с яркими образами главных героев задала планку постановки классики в советском театре на десятилетия вперед.
После прихода к власти Сталина в театре стали высмеивать все, что связано с Западом, но запрещалось пародировать чиновников СССР и партийных работников. Но хрущевская оттепель 1960-х вновь проложила дорогу новым театральным направлениям. Театр на Таганке, созданный под руководством Юрия Любимова, отказался от спектаклей соцреализма в пользу спектаклей поэтических и ариальных. Театр прославился не только в Москве, но и во всем Советском Союзе, хотя официально он относился к разряду «низкосортных», где выступали только самодеятельные коллективы.
В это же время в Москве открылся первый в мире стационарный театр, созданный для глухонемых. Речь и чувства героев передавались с помощью пантомимы, жестов, пластики и танца. Также был одновременный дубляж каждого выступления диктором.
Централизованная советская власть собрала самых талантливых художников, в том числе актеров и режиссеров, в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Это решение оставило провинциальные театры почти пустыми и создало колоссальную пропасть в качестве постановок между городской и сельской местностью. Кроме того, этот шаг позволил тщательно контролировать творческую интеллигенцию, чтобы не допустить проникновения в ее творчество негативного изображения советской власти и «западных» настроений. Многие драматурги создавали свои лучшие произведения тайно и пытались прорваться через «железный занавес» через эмиграцию. Недаром в годы перестройки из страны бежали многие видные деятели культуры.
Театральная культура современной России
Распад Советского Союза затронул все аспекты русской культуры. В годы после обретения независимости многие провинциальные театры были закрыты из-за отсутствия финансирования, а миграция людей внутри страны и эмиграция за ее пределы истощали резерв талантливых художников и драматургов.
Но со временем современный русский театр снова оформился, с некоторыми новыми акцентами:
- Классические спектакли в таких известных театрах, как БДТ в Санкт-Петербурге;
- Современные спектакли, удачно экспериментирующие с необычными формами театрального искусства, на примере театра «Глобус» в Новосибирске;
- Документальные постановки, например, поставленные в Московском Театре.