Красивые монастыри подмосковья – Топ 30 — монастыри Подмосковья

Содержание

Намоленные места Подмосковья, помогающие людям: адреса, описания, отзывы, фото

В какой бы подмосковный город вы ни приехали, центральную его часть будет занимать храм. Белокаменные стены, высокие купола, фрески на внутренних стенах и звон колоколов. Сюда приезжают как паломники, так и обычные туристы.

Намоленные места Подмосковья — каждый со своей историей. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, крупнейший в России мужской монастырь, пережила разные невзгоды вместе со страной. И приход польско-литовских войск в 1600-х, и революцию в 1917-м, когда была антирелигиозным музеем, и Великую Отечественную. Сегодня люди приезжают сюда поклониться мощам Сергия Радонежского, основателя этого монастыря.

Саввино-Сторожевская обитель в Звенигороде была любима многими царями. У Алексея Михайловича здесь даже была своя резиденция, и туристы теперь могут посмотреть, как выглядели царские палаты.

Саввинская Слобода своей красотой вдохновляла поэтов и художников.
Фото: Евгений ЧЕРНОБУК, commons.wikimedia.org

Ново-Иерусалимский монастырь задумал создать патриарх Никон в XVII веке. Его главный храм, Воскресенский, — точная копия Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Чтобы такое стало возможно, Никон отправил в Израиль монаха Арсения. Его путешествие заняло год. Благодаря чертежам, которые он привез, мы сейчас и видим необыкновенный собор.

Но не только о красоте этих мест говорят прихожане. Намоленные места обладают особой энергетикой и целебной силой. Чудотворной считается икона Божией Матери «Скоропослушница» в Ново-Голутвином монастыре. У нее просят помощи во всех ситуациях. В соборе Успения Пресвятой Богородицы в Дмитрове хранится список чудотворного распятия, к которому приезжают люди с проблемами зрения. В Высоцкий монастырь в Серпухове едут избавиться от алкогольной зависимости.

В Подмосковье сотни святых источников, которые верующие также считают целебными. В одних принято набирать воду для питья, в других окунаться.

Миллионы людей со всего мира едут в эти святые места — прикоснуться к истории и отдохнуть душой.

www.kp.ru

Список монастырей Подмосковья — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В данном списке представлена информация о монастырях находящихся в современных границах Московской области, а также об упразднённых монастырях.

#ИзображениеНазваниеТипВремя основанияМестонахождение
1Александро-Невский монастырьженский1895Талдомский район, село Маклаково
2Белопесоцкий монастырьженский1498Ступинский район, город Ступино
3Бобренев монастырьмужской1381Коломенский район, село Старое Бобренево
4Борисоглебский Аносин монастырьженский ставропигиальный1823Истринский район, деревня Аносино
5Борисоглебский монастырьмужскойXV векДмитровский район, город Дмитров
6Брусенский монастырьженский1552Коломна, город
7Введенский Владычный монастырьженский1360Серпухов, город
8Вознесенская Давидова пустыньмужской1515Чеховский район, поселок Новый Быт
9Воскресенский Новоиерусалимский монастырьмужской ставропигиальный1656Истринский район, город Истра
10Высоцкий монастырьмужской1374Серпухов, город
11Екатерининская пустыньмужской1658Ленинский район, город Видное
12Зосимова пустыньженский1826Наро-Фоминский район, посёлок Зосимова пустынь
13Иосифо-Волоцкий монастырьмужской ставропигиальный1479Волоколамский район, село Теряево
14Казанский Колычевский монастырьженский1885Егорьевский район, город Егорьевск
15Колоцкий монастырьженский1413Можайский район, деревня Колоцкое
16Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырьженский ставропигиальный1887Ленинский район, посёлок санатория «Горки Ленинские»
17Лужецкий монастырьмужской1408Можайский район, город Можайск
18Николо-Берлюковская пустыньмужской1719Ногинский район, село Авдотьино
19Николо-Пешношский монастырьмужской1361Дмитровский район, посёлок Луговой
20Николо-Радовицкий монастырьмужской1584Егорьевский район, село Радовицы
21Николо-Угрешский монастырьмужской ставропигиальный1380Дзержинский, город
22Ново-Голутвин монастырьженский1800Коломна, город
23Покровский Хотьков монастырьженский ставропигиальный1308Сергиево-Посадский район, город Хотьково
24Покровско-Васильевский монастырьмужской1885Павлово-Посадский район, город Павловский Посад
25Саввино-Сторожевский монастырьмужской ставропигиальный1398Звенигород, город
26Свято-Троицкая Сергиева лаврамужской ставропигиальный1337Сергиево-Посадский район, город Сергиев Посад
27Серафимо-Знаменский скитженский1912Домодедово, городской округ, село Битягово
28Спасо-Бородинский монастырьженский1839Можайский район, деревня Семёновское
29Спасо-Влахернский монастырьженский1861Дмитровский район, посёлок городского типа Деденево
30Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырьмужской1859Орехово-Зуевский район, город Куровское
31Старо-Голутвин монастырьмужскойXIV векКоломна, город
32Троицкий Мариинский монастырьженский1900Егорьевский район, город Егорьевск
33Черниговский скитмужской1844Сергиев Посад, город
  • Александро-Мариинский женский монастырь — (Шатурский р-н, пос. Мещерский Бор). Основан 1899, упразднён в 1918.
  • Боголюбская мужская киновия Троице-Сергиевой лавры — (г. Сергиев Посад). Основан 1858, храм восстановлен в 2012.
  • Владимиро-Екатерининский монастырь (Новопокров) — женский, утрачен (Можайский р-н, д. Новопокров). Основан 1895, закрыт в 1927.
  • Гермогенова пустынь (Гермогенова мужская пустынь) — утрачена (Сергиево-Посадский р-н, ур. Гермогенова Пустынь). Основан 1913, закрыт в 1929.
  • Гефсиманская община (Воронино) (Гефсиманская женская община) — утрачена (Зарайский р-н, с. Воронино). Основана 1909, закрыта в 20-х годах 20 столетия.
  • Гефсиманский скит (Гефсиманско-Черниговский скит, Гефсиманский мужской скит Троице-Сергиевой лавры) — (Московская область, г. Сергиев Посад). Состоял до революции из двух скитов — Гефсиманского и Черниговского. На сегодняшний день Черниговский скит действует (см.), Гефсиманский утрачен.
  • Елизаветинская женская община в Шаховской — утрачена (Шаховской р-н, пос. Шаховская). Основана в 1917, закрыта в 1920.
  • Зуевский скит Вознесенского женского монастыря — утрачен (Орехово-Зуевский р-н, ур. Монастырская Поляна). Основан в 1912, ликвидирован в 1920.
  • Иконы Божией Матери Отрада или Утешение женская община — утрачен (Домодедовский р-н, с. Добрыниха). Основан 1898, закрыт после 1917. Церковная жизнь возродилась в 1991 году.
  • Ильинский женский скит в Верзилово — действующий с конца 1990-х — начала 2000-х годов, (Ступинский р-н, с. Верзилово), основан в конце 1990-х — начале 2000-х годах.
  • Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Ставропигиальный Свято-Иоанно-Предтеченский женский монастырь) — действующий с 2001 (Раменский р-н, с. Денежниково). Основан 2001.
  • Иоанно-Предтеченский женский скит — утрачен (Ступинский р-н, у д. Соколова Пустынь). Основан 1895, закрыт после 1917.
  • Князь-Владимирский монастырь (Филимонки) (Князь-Владимирский женский монастырь в Филимонках) — утрачен, (Ленинский р-он, Филимонки, от МКАД: 15 км). Основан 1891, закрыт в 1920-х.
  • Краснохолмская Соловецкая пустынь — (Марчуговская Соловецкая пустынь) (Воскресенский р-он, д. Марчугово), основана в конце XV, в 1655 перенесена в д. Фаустово (см. Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь).
  • Никитский монастырь (Дмитров) — упразднён в 1764.
  • Никитский монастырь (Кашира) (Александровский Никитский женский монастырь, Никитский Каширский женский монастырь) — упразднен в 1920-х годах, в 1998 и 2009 сохранившиеся храмы переданы церкви (Каширский р-он, Кашира). Основан 1884.
  • Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь (Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустын) — действующий с 1993 как подворье Соловецкого монастыря, (Воскресенский р-он, с. Фаустово), основан 1655.
  • Параклитова пустынь (Общежительная пустынь Святого Духа Утешителя (Параклита)) — действующий c 1992, основан 1858, (пос. Смена, Сергиев Посад)
  • Покровская женская община в Покровском — действующий с 1999,(Подольский р-н, с. Юдановка), основан 1999
  • Преображенский женский скит Пюхтицкого подворья — действующий с 1996, (Одинцовский р-н, с. Юдино). Основан 1996.
  • Пятницкий монастырь (Дмитров) — упразднён в 1764. На месте осталась Пятницкая (Спасская церковь), закрытая в 1930-х годах. Перестроенное здание бывшей церкви используется под разные нужды. Колокольня не сохранилась[1].
  • Распятский монастырь — упразднен в 1764, основан 1665 (г. Серпухов).
  • Святой Нины женская община в Курилово — утрачена (Подольский р-н, пос. Курилово), основана 1907, ликвидирована в 1920-х.
  • Свято-Преображенский скит Данилова монастыря — основан в 2008 (Серпуховский р-н, близ с. Ланьшино), мужской.
  • Сергиево-Дубровский женский монастырь — утрачен (Наро-Фоминский р-н, у д. Дуброво). Основан 1914, закрыт в 1929.
  • Спасо-Вифанский монастырь — мужской действующий с 2002 (г. Сергиев Посад, пос. Птицеград). Основан 1797
  • Спасо-Входской монастырь (Верея) (Спасский монастырь), основан XVI веке, упразднён 1764.
  • Стромынский монастырь (Успенский Стромынский мужской монастырь) — утрачен, (Ногинский р-н, с. Стромынь), упразднён в 1764.
    • Черниговский скит, (Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры, Пещерное отделение Гефсиманского мужского скита Троице-Сергиевой лавры; Гефсимано-Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры) — действующий с 1990, (г. Сергиев Посад), основан 1847, закрыт в 1921.
  • Троицкий Александро-Невский монастырь (Акатово) (Акатовский Троице-Александровский женский монастырь) — действующий с 2007, (Клинский район, с. Акатово), основан 1889, закрыт в 1927.
  • Троицкий монастырь (Дмитров) на реке Березовец[2]. Упразднён в XVII веке.
  • Троицкий женский монастырь — действующий с 1997, (Орехово-Зуевский р-н, д. Острово). Основан 1997.
  • Якиманский монастырь (Можайск) (Иоакимо-Аннинского монастырь)— упразднён в 1764, (г. Можайск), основан в XVI веке, сохранился небольшой фрагмент стены, встроенный в действующую церковь Иоакима и Анны.
  1. ↑ Дмитров, Церковь Спаса Нерукотворного Образа
  2. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI—XVIII веках. Выпуск одиннадцатый. Верейская, Дмитровская и Троицких вотчин десятины (Московского уезда). — Москва. Синодальная типография: Издание Императорского общества истории и древностей Российских при Московском Университете, 1913.

ru.wikipedia.org

10 мест Подмосковья, которые не оставят вас равнодушными

Замечательные города, усадьбы, монастыри, храмы с их прославленными святынями, всемирно известные памятники истории культуры… Журнал «Фома» сделал подборку из десяти не самых известных мест, которые стоит посетить в Подмосковье.

Усадьба Большие Вязёмы: здесь бывали Пушкин, Кутузов
и Наполеон

Фото: © dj_f/photogoroda.com

 

Это одна из немногих великолепных подмосковных усадеб, сохранившихся к западу от Москвы. Самое старое здание здесь — Спасо-Преображенская церковь — относится ко временам Бориса Годунова. Правда, при нем она называлась Троицкой. Это редкий памятник архитектуры XVI века. Флигели усадьбы и сам дворец построены в конце XVIII века. Сохранился регулярный парк со сложной системой аллей, сходящихся в одной точке. Здесь стоит памятник Пушкину, который в юном возрасте бывал недалеко отсюда в усадьбе своей бабушки и часто гулял по этим аллеям. В 1812 году в усадьбе Большие Вязёмы по очереди останавливались сперва Кутузов, потом Наполеон.

Достопримечательности начинаются уже у самого Можайского шоссе.

Через старый мост, построенный в XIX веке, Можайское шоссе пересекает реку Вязёмку, давшую название Большим и Малым Вязёмам. Перед мостом находится плотина, основа которой относится еще ко временам Бориса Годунова. Она много раз укреплялась и перестраивалась, но тем не менее это древний гидротехнический объект.

Здесь, в Больших Вязёмах, располагался когда-то в Средние века «Останошный ям на Вязёме» — последняя станция перед Москвой. Долгое время это было княжеское село, а в 1580-х годах царь Федор Иванович, сын Ивана Грозного, подарил его своему шурину Борису Годунову. Борис Годунов был человеком хозяйственным и затеял здесь большое строительство. Тогда и была возведена та самая пятиглавая Троицкая церковь, позже названная Спасо-Преображенской. Это единственная сохранившаяся от времен Бориса Годунова постройка в этих местах. Она находится чуть южнее основного здания усадьбы. Храм был воздвигнут на высоком подклете (Подклет — нижний нежилой этаж старинного русского дома, а также нижний ярус в церквях. — Ред.) , основной престол посвящен Преображению Господню. Рядом с храмом отдельной постройкой расположена звонница — необычная, в стиле псковского зодчества, с готическими формами. В ограде церкви сохранилось погребение младшего брата А. С. Пушкина — Николеньки (1801–1807).

От времен Бориса Годунова остались следы валов. Здесь была построена настоящая крепость с пятью башнями, с воротами, внутри этой крепости и стояли красавица-церковь (сохранившаяся), терем, и даже целый небольшой монастырь Иоанна Богослова. Был и торжок (Торжок — древнерусский рынок, помещение для торговли. — Ред.), и другие хозяйственные постройки. Однако Борис Годунов правил недолго. После него пришел Лжедмитрий, устроивший в Вязёмах свой загородный дворец. Здесь он предавался увеселениям, и здесь встречали Марину Мнишек, когда она ехала венчаться с Лжедмитрием. Поляки оставили достаточно много следов. Все в той же Спасо-Преображенской церкви были обнаружены на фресках граффити: процарапанные поляками имена, разные словечки вроде «пан такой-то здесь был». После смутного времени Вязёмы оказались во владении династии Романовых, а в конце XVII века, в 1694 году, усадьба была передана сподвижнику Петра I князю Борису Алексеевичу Голицыну, хозяину Дубровиц.

Сам Борис Алексеевич Голицын здесь редко бывал и предпочитал Дубровицы, в которых была построена замечательная Знаменская церковь. Большие Вязёмы при нем были в некотором запустении. И уже новая, яркая история, связанная со строительством усадьбы, началась у Больших Вязём в конце XVIII века при Николае Михайловиче Голицыне. Здесь появились сначала флигели усадьбы, потом сам дворец с роскошным стеклянным бельведером (Бельведер (арх.) — вышка, надстройка над зданием. ). При дворце был разбит регулярный парк. Уже при потомках Николая Михайловича строятся многочисленные службы, продолжаются работы по парку, Большие Вязёмы приобретают красивый и богатый вид.

После войны 1812 г. усадьбу пришлось основательно отремонтировать, а к концу XIX столетия она снова приходит в запустение. В советское время в усадьбе помещались самые разные учреждения: приют для беспризорников, правление колхоза, военные училища, институт коневодства. Во время Великой Отечественной войны в усадьбе размещался госпиталь, потом — художественно-графический факультет Полиграфического института. В дальнейшем — Институт фитопатологии (он до сих пор существует, но занимает отдельные постройки за пределами усадьбы). А в главном здании с конца 1980-х гг. располагается музей Больших Вязём, основанный на базе ранее созданного здесь музея А. С. Пушкина.

 

Усадьба Быково: русская готика и английские парки

Фото: Z-A/photogoroda.com

В подмосковном Быкове (Раменский район) есть церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери, построенная в конце XVIII века. Это замечательный пример постройки в духе русской готики, или в «готическом вкусе», как тогда говорили. Храм является частью уникального архитектурного комплекса усадьбы Быково.

Сам населенный пункт Быково упоминается еще в XIV-XV веках, однако усадебная история этого места начинается только в начале XVIII века, когда эти земли становятся владением рода Воронцовых. Илларион Воронцов — первый известный частный владелец села Быково, он получил его в 1704 году в дар от царя Петра I. Его потомки владели селом до 1724 года, потом Воронцов попал в опалу, и имение снова стало государственной собственностью. Новым хозяином этих мест стал в самом начале 1760-х годов Михаил Михайлович Измайлов — ему их пожаловал недолго правивший Петр III. Сменившая его на престоле супруга, Екатерина II, хоть и уволила Измайлова от службы, но земельные владения отбирать не стала. В дальнейшем Измайлову удалось попасть в круг приближенных императрицы, и в 1775 году Михаил Михайлович занял пост главы Экспедиции кремлёвского строения — организации, которая занималась возведением и ремонтом зданий для императорского двора в  Кремле (а позже и во всей Москве и её окрестностях). В его подчинении находились лучшие московские зодчие своего времени. Поэтому считается, что для строительства своей усадьбы и церкви он пригласил замечательного русского архитектора Василия Ивановича Баженова. После того, как императрица в 1785 году уволила Баженова, в Быково главным архитектором стал его помощник и последователь Матвей Федорович Казаков. А в 1790-х годах для Экспедиции под начальством М.М. Измайлова и для семьи Воронцовых, к которым усадьба перешла в качестве приданого за племянницей М.М. Измайлова Ириной Ивановной, — трудился гениальный архитектор Н.А. Львов.

Дворец XVIII века сохранился почти в полном объеме. Только башня с курантами и площадкой для телескопа была построена позже. Однако ни снаружи, ни в парадных интерьерах, вы не увидите ни одного первоначального фрагмента. Вся древняя основа искусно скрыта под пышной итало-византийской архитектурой фасадов и богатейшей декорацией интерьеров, выполненных в конце 1840-х годов швейцарским архитектором Бернаром Симоном для сына Ирины Ивановны — графа Ивана Илларионовича Воронцова-Дашкова.

В советское время дворец занимали разные учреждения: детская исправительная колония, школа подрывников, во время Великой Отечественной войны тут располагался военный госпиталь. Позже, в послевоенные годы, во дворце расположился санаторий для реабилитации после лечения костного туберкулеза. С 2015 года дворец закрыт.

Белокаменная церковь построена в готическом направлении русского классицизма. Она украшена многочисленными резными изображениями, изящными колонками, белокаменными обелисками и увенчана одиннадцатью шпилями. Первый этаж  занимает церковь Рождества Христова, построенная к 1783 году и имеющая древнее посвящение стоявшей здесь деревянной церкви. На втором этаже — церковь Владимирской иконы Божьей Матери с великолепным классическим интерьером, украшенным шестнадцатью колоннами и панно из искусственного мрамора. Это единственный сохранившийся интерьер работы В.И. Баженова. Храм был освящен в 1789 году. С западной стороны — две симметричные колокольни,а между ними находится вход в храм и необычная лестница на два входа с невероятно красивой линией изгиба.

В период владения Измайловых и Воронцовых-Дашковых в усадьбе проводились масштабные работы по созданию парка на новом, неудобном для сельского хозяйства, болотистом месте. На рубеже XVIII-XIX веков произвели его перепланировку в пейзажный — «английский». Для его строительства были приложены титанические усилия: устроена искусственная река Быковка, выкопаны пруды, насыпан холм для строительства дворца, распланирован террассный спуск к реке.

С 1874 года новым хозяином этой усадьбы стал Николай Иванович Ильин —  потомственный дворянин, инженер-железнодорожник и один из владельцев Московско-Рязанской железной дороги, пути которой проходили по усадебным землям.  Часть усадебной земли Николай Иванович отпустил под строительство дач. Так появились поселок Ильинский и станция Ильинская, которые существуют до сих пор. Николай Иванович капитально отремонтировал усадьбу и к столетию храма построил большую колокольню-памятник предыдущим владельцам.

Род Ильиных дал российской истории выдающихся представителей, среди которых искусствовед и историк архитектуры Михаил Андреевич Ильин (внук Николая Ивановича) и религиозный философ Иван Александрович Ильин — племянник Н.И. Ильина. Родители философа венчались в усадебной церкви, потом он сам подолгу жил в усадьбе своего дяди и тоже здесь венчался.

 

Верея: древний город с богатой военной историей

Фото Степана Крашенинникова

В Московской области есть целых три населенных пункта с названием Верея. В Раменском, Орехово-Зуевском и Наро-Фоминском районах. Наш рассказ о городе Верея в Наро-Фоминском районе

С середины XIV века и до 1430-х годов эти земли были в составе Можайского княжества. Впервые город упомянут в 1371 году в связи с нападением на него литовского князя Ольгерда. В начале XV века Верею разграбили татары, которые вместе с Едигеем пришли на Русь. Но город выжил, и с 1432 года более пятидесяти лет существовало даже отдельное Верейское княжество. Еще некоторое время Верея входила в состав Старицкого удела — одного из последних уделов Древней Руси. Город был обнесен крепостными стенами и валом и играл важную роль в защите юго-западной части московских земель. В городе сохранилось много интересных памятников.

Особая страница его истории — 1812 год. Верея дважды была занята французами и дважды горела. Потом ее пришлось заново восстанавливать. Во время Великой Отечественной войны город был на 90 дней оккупирован немцами.

Название «Верея» имеет строго определенный смысл: верея — это столб, на который вешается половинка ворот. Поэтому на гербе города изображены две вереи с двумя половинками ворот. Такое название многие историки и краеведы связывают со стратегическим положением Вереи на юго-западе московской земли. Верея стоит на реке Протве, притоке Оки. Протва делит город на две части — основную и Заречье. В средние века здесь жили не только славяне, но и балтские племена, в частности, долгое время в этих местах проживало племя голядь.
У Вереи очень интересная планировка. При Екатерине II активно велась работа по перепланировке городов Московской губернии, однако обычно в городах применялась одна схема, а в Верее применили сразу две. Основная часть Вереи построена по принципу прямых пересекающихся улиц с площадями, а Заречье — по радиально-кольцевой схеме. То есть мы видим в одном небольшом городке оба градостроительных подхода.

В екатерининское время Верея переживала расцвет — она была третьим или четвертым городом в Московской губернии по численности населения: в ней проживало более 5000 человек (для сравнения: по данным 2017 года в Верее проживало также чуть более 5000 человек). Здесь было много купцов и ремесленников. Местные жители славились мастерством в ткацком и кожевенном ремесле.

От главной площади Вереи, где находятся торговые ряды (частично восстановленные, частично оригинальные XIX века) и где стоит уездное училище конца XVIII века, можно пройти через насыпной переход, мимо двух фрагментов рва, и оказаться прямо перед собором Рождества Христова на Городище. Здесь когда-то были деревянные башни, ворота и высокие деревянные валы, частично сохранившиеся. В основе собора, возведенного в 1552 году, во времена правления владетельного князя Владимира Андреевича Старицкого, четверик (Четверик — четырёхгранный корпус здания в русской деревянной и каменной храмовой архитектуре. — Ред.) XVI века. В дальнейшем собор был сильно перестроен в XVIII веке, а в XIX веке дополнен высокой колокольней, которая хорошо видна по входе внутрь Городища. Стоящие за собором здания в стиле ампир — бывшие присутственные места города, а ныне — психоневрологический интернат.

В 1812 году Верея была занята батальоном вестфальцев, входившим в состав большой наполеоновской армии. Они заново укрепили кремль, соорудили деревянные стены, поставили новые блокпосты. У них была важная миссия — прикрывать фланг наполеоновской армии. В ночь с 28 на 29 сентября 1812 г. солдаты генерала Ивана Семеновича Дорохова подошли без шума, взяли вестфальцев в штыки, несколько сот человек захватили в плен. Освободили город, все изъятое у вестфальцев оружие раздали местным жителям и ушли. Позже, возвращаясь из Москвы, французы снова заняли Верею. Наполеон здесь даже одну ночь провел в доме, который долгое время сохранялся и сгорел только во время Великой Отечественной войны. Зато от этого дома сохранился флигель, в котором сейчас располагается кафе. Французы, уходя, по своей «доброй» традиции сожгли Верею. Потом ее пришлось заново восстанавливать.

К сожалению, во второй половине XIX века Верея, оказавшись вдалеке от железных дорог, начала приходить в упадок.
Во время Великой Отечественной войны она была занята на 90 дней немцами, казнившими четыре сотни человек. В Верее есть церковь Константина и Елены, закрытая незадолго до войны. Осенью 1941 года немцы в этой церкви сделали тюрьму, где держали военнопленных. И сохранилась история, как несколько молодых людей помогали военнопленным бежать из нее, и за это были расстреляны.
Помимо церкви Константина и Елены и собора Рождества Христова в Верее сохранилось еще несколько храмов, один из которых старообрядческий. Этот храм интересен тем, что он был перестроен из обычного жилого дома и никогда не закрывался в советское время. Когда в XVIII веке старообрядцам запрещалось иметь свои церкви с алтарями, в качестве молельных использовались обычные жилые дома. После снятия запрета имеющийся каменный дом был достроен куполом и колокольней. Так появилась Покровская старообрядческая церковь.

Еще одна церковь — Илии Пророка — упоминается впервые в XVII веке как деревянная. В 1722 году она уже построена в камне. В 1803 году церковь получила свою современную форму: два этажа, колокольня в три яруса, небольшая трапезная. Интересна она вот чем: сюда ходил на службы московский старец Алексий Мечёв (канонизирован Русской Православной Церковью в 2000 году), который в течение нескольких лет приезжал в Верею на отдых. Домик, где он в это время жил, находится недалеко от храма. Здесь он и умер в 1923 году. Установились плотные связи между московским Никольским храмом в Клённиках, где служил отец Алексий, и церковью Илии Пророка. Сын Алексия Мечёва, священник Сергий Мечёв (причислен к лику священномучеников в 2000 году), тоже здесь бывал и любил отдыхать. Долгое время, вплоть до своего ареста в 1937 году, настоятелем Ильинской церкви был отец Петр Пушкинский, друг семьи Мечёвых, тоже священномученик. Трое святых в одном храме меньше чем за полвека!

 

Усадьба Захарово:  музей детства Пушкина

photogoroda.com

 

Замечательный усадебный дом построен заново на историческом фундаменте старинного деревянного дома, который сгорел в 1993 году. А вообще усадьба существует здесь с 1781 года, ее строили представители семейства Тинковых. Капитан Тинков разбил парк с кленовыми аллеями и обширным фруктовым садом. В 1784 году этот дом приобрела Мария Алексеевна Ганнибал. Здесь летом часто бывали ее внуки, среди них — Саша Пушкин, любивший Захарово. Пушкины уехали отсюда в 1811 году, потом этим местом владели разные люди, и в начале XX века дом был перестроен. Но, судя по всем свидетельствам, он был перестроен таким же, каким был до этого, и сохранил внешние очертания, поскольку фундамент оставался неизменным.

В 1996 году началась работа над возрож­дением деревянного здания. А уже в наши дни здесь открылся Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина. Интересно, что в советское время, несмотря на все усилия пушкинистов, в усадьбе так и не удалось сделать музей.

Двухэтажный деревянный дом представлял собой небольшое, но интересное сооружение с бельведером и атрибутом классического стиля — портиком (крытая галерея с колоннами, примыкающая к зданию) . И хотя усадьба была скромная и стоила по тем временам не очень дорого, в ней имелся достаточно прос

foma.ru

10 святых мест в Подмосковье, которые стоит посетить

На территории Москвы и Подмосковья сосредоточено множество святых мест. О многих из них сложены легенды, это те самые святые места, которые стоит посетить, и к ним не прекращается поток паломников, стремящихся здесь помолиться, поклониться святым и почерпнуть здесь жизненные силы.

1. Вознесенская Давидова пустынь

 

Этот мужской монастырь, основанный в XVI веке, расположен невдалеке от подмосковного посёлка Новый Быт. В обители хранятся многочисленные ковчеги с частицами мощей многих святых угодников. Паломники посещают этот монастырь, чтобы узреть святыни и помолиться о своём: кому исцеление, кому рождение ребёнка, а кому удержать супруга.
В Вознесенской Давидовой пустыни сконцентрировано множество православных святынь. Например, кусочек железа, который якобы был частью гвоздя от креста, на котором распяли Иисуса. Около двухсот мощей были свезены сюда не только из России, но из-за её пределов. Поэтому Вознесенская Давидова пустынь стала мощным источником упрочения веры для тех, кто особенно доверяет подобного рода артефактам. Паломникам и прихожанам здесь доступны все святыни. Говорят, что мощи еврейского пророка Елисея, появившиеся здесь первыми, могли даже оживлять мёртвых.

2. Собор Успения Пресвятой Богородицы

 

Собор Успения Пресвятой Богородицы находится в подмосковном городе Дмитров. Существующий в наше время комплекс был построен в начале XVI столетия, во времена правления Дмитровом князя Юрия Шуйского (1509-1523), приходившегося московскому князю Василию Шуйскому братом. Уникальна связь Успенского собора в Дмитрове с такими историческими фигурами, как Дмитрий Донской, Михаил Тверской, Александр Невский, Юрий Долгорукий.
Белокаменные подвалы в подклете являются фрагментами храма времён правления князя Петра Дмитриевича. Дошедшее до нас здание с правильными пропорциями строилось ростовским зодчим Георгием Борисовым в промежутке 1509-33 годов на деньги князя Юрия Ивановича. Там долгое время находится крест, который легенды называют чудотворным – якобы слепая девочка внезапно прозрела и увидела неподалёку от себя деревянное распятие. После этого крест перенесли в собор, куда стали стекаться паломники с проблемами зрения. В советское время крест забрали в Третьяковскую галерею, где поместили в запасник. Впрочем, в Дмитрове есть его список, который также считают чудотворным.

3. Троице-Сергиева лавра

 

Крупнейший мужской монастырь в подмосковном Сергиевом Посаде знаком всем православным. Сюда приезжают паломники из разных стран, чтобы поклониться мощам святого Сергия Радонежского, который по легендам при жизни совершал много чудес. Они надеются, что он поможет им в разрешении их разнообразных проблем, поскольку ближе стоит к Богу.
История Свято-Троицкой пустыни началась с момента, когда Сергий в 1337 году поселился на холме Маковец, расположенном примерно в 80 км от Москвы. Несколько лет он там обитал в одиночестве, но потом к нему стали присоединяться другие насельники, пока пустынь не превратилась в монастырь.

4. Иосифо-Волоцкий мужской монастырь

 

Этот мужской монастырь стал одним из заметных религиозных центров севернее Москвы, от него 16 километров до Волоколамска. В 1479 году его основал преподобный Иосиф (носивший в миру фамилию Волоцкий), он оставил немалый след в истории русского православия.
Как было принято в ту пору, монастырь строился из дерева, но поскольку в те времена обители часто выполняли функцию оборонительных сооружений, то монастырь в скором времени был обнесён каменной стеной. XVI век стал периодом больших преобразований в монастыре. Здесь построили каменную церковь, освящённую в честь Успения Божьей Матери, выросли разнообразные хозяйственные и бытовые постройки. Были периоды, когда Иосифо-Волоцкий монастырь был на ведущих ролях в духовной жизни России. Одновременно он служил в качестве острога, например, в одной из келий томился царь Василий Шуйский, сиживали здесь и другие исторические личности.

5. Церковь Воздвижения Креста Господня

 

Целью многих экскурсий по святым местам Подмосковья является достопримечательность, расположенная к северо-западу от Москвы в селе Дарна – церковь Воздвиженья Креста Господня, которая появилась здесь по проекту С. Шервуда в 1895 году. Это очень красивое здание, в архитектуре которого гармонично сочетаются черты древнерусского зодчества и гораздо более позднего классицизма. Здание было построено из красного кирпича, с белокаменной декоративной отделкой, которая придаёт ему нарядный, праздничный вид.
Главная святыня находится не в самой церкви, а возле неё – это могила блаженной Александры, останки которой перенесли на церковный погост из села Онуфриева. Именно к её могиле приезжают те, кто задумал посетить важнейшие святые места столицы и Подмосковья. Считается, что если помолиться и обратиться к блаженной Александре со смиренным прошением, то она сможет исцелить от многих недугов. Факты имевших место чудесных исцелений скрупулёзно записываются в специальную книгу, которая каждый год пополняется новыми записями.

10 мест, которые стоит посетить в Сочи


Российский город Сочи стал одним из привлекательнейших туристических направлений. В нём и вокруг него есть очень много интересных мест, достопримечате…

6. Церковь и источник в селе Спирово

 

В село Спирово также часто прибывают экскурсии по святым местам Подмосковья. В нём находится церковь, посвящённая Введению во храм Пресвятой Богородицы. Само село Спирово является весьма старинным, поскольку известно, что ещё князь Дмитрий Донской пожаловал его в XV веке Иосифу Волоцкому, который сам стал очень почитаемым православным святым.
Преподобный Иосиф Волоцкий основал в селе обитель, где потом и была построена упомянутая церковь. Вначале она была деревянная, поэтому со временем обветшала, и в 1825 году деревянное здание заменили каменным, деньги на строительство которого были взяты из пожертвований паломников. Позднее при церкви стала работать приходская школа, предназначенная для детей из бедных семей, позднее к ней прибавилась земская школа. Благотворительные вклады сюда вносили семьи П. Н. Воронцова, А. С. Пушкина, В. Я. Телегина.
Но есть в селе Спирово и ещё одна важная с точки зрения паломничества по святым местам достопримечательность – расположенный не так далеко чудотворный Богородичный источник, при котором оборудована купальня. По легенде, возле него вначале и поселился преподобный Иосиф со сподвижниками, отсюда каждый день они ходили на строительство новой обители. В Подмосковье не так мало святых источников с купелями, но этот особенно прославился своими целительными свойствами, люди рассказывают о многих, кого он излечил от серьёзных недугов. Поэтому каждый год сюда приезжают сотни тысяч паломников.

7. Церковь Святой Троицы

 

Удивительное место есть и в Павлово-Посадском районе Подмосковья. Им является церковь Святой троицы, появившаяся в XVIII столетии на месте древнего языческого капища, которое называлось Чижи по названию древних славянских ритуальных игрищ. Имя району дали места поклонения наших предков и название православной церкви – урочище Троица-Чижи. Церковь и само место, где она стоит, связаны со многими легендами, её почитают как православные верующие, так и сторонники загадочного и мистического.
В. Чернобров в своей «Энциклопедии загадочных мест России» называет Чижи участком аномальной активности в геоактивной зоне и приводит разнообразные свидетельства наблюдения над ней неопознанных летающих объектов.

8. Успенский женский монастырь

 

В подмосковном Можайском районе находится деревня Колоцкое, возле которой расположен основанный в 1413 году знаменитый Успенский женский монастырь. В его летописи отмечены два важных события: появление чудотворной иконы Божьей Матери, а также посещение монастыря в 1812 году фельдмаршалом М. И. Кутузовым, поскольку перед Бородинским сражением штаб-квартира полководца находилась неподалёку отсюда. Благодаря находящейся в храме чудотворной иконе Богородицы, село Колоцкое стало популярнейшим направлением среди паломников и туристов. Широко распространено мнение, что молитва перед этой иконой приносит исцеление, отсюда и нескончаемые толпы страждущих.
В советский период монастырь упразднили и разрушили, но верующие в своих домах сумели сохранить чудотворный образ. Только после распада СССР монастырь возродился, а икона вернулась на предназначенное для неё место.

9. Святые источники в Мураново

 

В селе Мураново находится несколько источников с целебной водой, называемых святыми. Например, колодец Казанской иконы Божьей матери. Сюда приезжают люди со своими проблемами с целью просить помощи и заступничества у Бога, Богородицы и всех святых. Люди надеются, что здесь их просьбы будут скорее услышаны, и им будет дарована милость свыше. Чтобы добраться до Мураново, нужно выехать из Москвы по Ярославскому шоссе и в районе 44-го километра свернуть согласно указателю, оттуда до конечной цели всего несколько минут езды.

10. Святой источник в Сергиевом Посаде (Взгляднево)

 

В Сергиево-Посадском районе Подмосковья находится ещё одна святыня – водопад Гремячий ключ на речке Вондиге возле деревни Взгляднево. Источник приспособили для посещения паломниками, построили купель и прочие удобства, чтобы любой мог чувствовать себя комфортно на святом месте. Легенда расписывает чудесное появление этого источника по молитве преподобного Сергия Радонежского, и теперь люди на протяжении всего года могут омыться его струями. Вода здесь падает примерно с 50 метров, в ней содержится много радона. Говорят, что три струи источника имеют разное действие:

  • левая лечит женские детородные органы;
  • средняя – голову;
  • правая – сердце.

www.rukivnogi.com

Святыни Подмосковья — Православный журнал «Фома»

Сегодня в Московской области свыше полутора тысяч действующих храмов и 24 монастыря. Чтобы рассказать обо всех них, потребовалось бы несколько томов. Поэтому мы решили остановиться только на тех святынях Подмосковья, которые, с нашей точки зрения, обладают наибольшей исторической, культурной, духовной значимостью. Полагаем, в этих местах будет интересно побывать всем — и воцерковленным людям, и тем, кто только ищет свою дорогу к храму.

1.  Успенский Колоцкий женский монастырь

Деревня Колоцкое, Можайский район

Летопись связывает основание монастыря с событиями 1413 года. Колоцкая обитель связана с двумя важными событиями. Первое — обретение чудотворной иконы Богородицы. Второе — пребывание штаб-квартиры Михаила Кутузова в стенах монастыря незадолго до Бородинской битвы.
В 1413 г. в в этих краях крестьянин Лука нашел на дереве икону Богородицы. Он принес икону домой, и от нее исцелился его больной родственник. Новость о чуде узнали все в округе. В Можайске навстречу иконе вышел с крестным ходом сам князь Андрей Дмитриевич. Вернувшись домой, Лука построил для иконы церковь, а для себя — богатые хоромы. Нанял слуг и стал проводить дни в разгульном веселье. Вскоре крестьянин тяжело заболел, недуг вразумил его — он покаялся и распродал все свое имущество. На вырученные деньги был построен монастырь рядом с тем самым местом, где явилась икона. Первым монахом обители стал Лука.

Успенский Колоцкий монастырь. Фото С. М. Прокудина- Горского, 1911 год

В советские годы монастырь закрыли, разрушили многие монастырские постройки. Некоторых монахов расстреляли. Верующие прятали Колоцкую икону Божией Матери на частной квартире. Потом след ее потерялся, сохранились только копии — сейчас одна из них в монастыре. Только в 1990-х годах монастырь возродили.

2. Спасо-Бородинский женский монастырь

Село Семеновское, Можайский район

Обитель была основана в 1830-х годах. Спасо-Бородинская обитель — живое напоминание о тяготах народа, отражавшего нападение «Великой армии» Наполеона.
Монастырь основала вдова генерал-майора А. А. Тучкова Маргарита Михайловна. Во время русско-шведской войны она сопровождала любимого мужа, жила в палатке, помогала раненым бойцам — была одной из первых российских сестер милосердия. Во время антинаполеоновских кампаний она также была с мужем.

Спасо-Бородинский монастырь. Фото Владимира Ештокина

После гибели супруга в Бородинском сражении Маргарита Михайловна искала его тело среди десятков тысяч трупов, но найти не смогла. А. А. Тучков был сражен близ Семеновских высот. Маргарита Михайловна решила поставить на этом месте храм. Она продала драгоценности и выкупила несколько десятин земли на поле битвы. Здесь в 1820 году был освещен построенный ее трудами Спасский храм. Главной его святыней стал образ Спаса Нерукотворного, полковая икона Ревельского полка.
Шесть лет спустя умер сын Маргариты Михайловны Николай. Она навсегда поселилась в сторожке близ Спасского храма. Вокруг нее за несколько лет образовалась небольшая община вдов и сирот. В 1836 году святитель Филарет Московский благословил безутешную вдову на принятие иночества. А в 1837—1838 годах ее община была преобразована в монастырь. Инокиня Мария, бывшая генеральша, стала его игуменией.

3. Черниговский  мужской скит Сергиева Посада

Город Сергиев Посад,  улица Гефсиманские пруды, дом 1

Основан в 1840-х годах. На кладбище Черниговского скита похоронены великие русские писатели и философы — К. Н. Леонтьев (инок Климент) и В. В. Розанов. Судьба скита связана с именами двух больших святых. Святитель Филарет Московский немало способствовал его учреждению. Святой блаженный схимник Филипп стоял у истоков его основания.

Черниговский мужской скит Сергиева Посада. Фото APL

Черниговский скит — подворье Троице-Сергиевой Лавры — стоит на берегу пруда в трех километрах от монастыря. Скит вырос из серии келий-пещерок. Первым сюда, в Исаковскую рощу, переселился московский юродивый Филиппушка. Одно время он жил при Лавре, а в 1847 году ему разрешили «выкопать погребок» наподобие тех, что копали себе насельники Киево-Печерской Лавры. Так Филиппушка основал Черниговский скит. Его примеру последовали другие монахи — пещеры копали еще в течение пяти лет. Простота и строгость были заповеданы основателями скита. Облачениям, украшению церкви, самой обстановке скита надлежало подражать «нищете» великих святых — преподобных Сергия и Никона Радонежских. Пещерки и скитский святой источник открыты для посещения.

4. Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь

Город Коломна, улица Голутвинская, дом 11.

Обитель возникла в 1370-х — 1380-х годах.

Богоявленский монастырь стоит на окраине Коломны, на месте слияния Оки и Москвы. По одной из версий монастырь этот обетный: как считают некоторые исследователи, его основал святой благоверный князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы.
Великий святой пешком пришел в Коломну и подарил будущей обители икону Богоявления из своей домашней церкви, в серебряном окладе, а также ризы и аналойный крест.
Есть легенда, что именно Сергий Радонежский заложил первый камень в основание Богоявленского собора. Сегодня от того, первого, здания, сохранилось немногое — фундамент и цокольная часть. Они находятся в подклете второго Богоявленского собора, построенного над ними в XVII веке. Эти древние реликвии называют «камушками Преподобного».

Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Фото конца XIX века.

В честь подворья Старо-Голутвина монастыря в Москве назвали Голутвинскую слободу и Голутвинские переулки.
В 1799 году жизнь обители прервалась: монахов отсюда перевели в здания Коломенского архиерейского дома, где возникла Ново-Голутвина обитель. Однако вскоре монастырь возродился: сюда отправили иноков из другой древней обители — Богородице-Рождественского Бобренёва монастыря.
В советское время монастырь закрывался, здания его пострадали, иноки оказались изгнанниками. Но начало 1990-х стало временем возрождения монастыря. С 1996 года здесь же находится и Коломенская духовная семинария. Десятью годами позже сюда перенесли святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого).

5. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь

Город Ступино,  улица Белопесоцкая

Обитель основана во второй половине XV века. вято-Троицкая Белопесоцкая обитель — одна из старейших на земле Московской Руси.
Монастырь основан иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря Владимиром в месте, именуемом с древних времен Белые Пески, на левом берегу Оки, напротив города Каширы. Неподалеку от этого места в древности процветал город Кремична. Впервые монастырь упоминается в документах в конце 1490-х годов.

Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Гравюра второй половины XIX в.

В Белопесоцкой обители хранился чудотворный список с иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Существовала традиция носить этот образ по окрестным деревням.  В 1871 году Богородица спасла от холеры село Малино. После падения советской власти икону долгое время не отдавали, но в 2012 году она все же вернулась в обитель.

6. Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов мужской монастырь

Город Можайск, улица Сергея Герасимова, дом 1.

Обитель возникла в 1370-х — 1380-х годах.

Своим появлением Лужецкий Ферапонтов монастырь обязан двум людям — преподобному Ферапонту Можайскому и можайскому удельному князю Андрею Дмитриевичу. Обитель стоит на правом берегу реки Москвы; это место в древности называли Лужками, отсюда название монастыря — Лужецкий.
Рождеству Пресвятой Богородицы обитель посвятил преподобный Ферапонт, основатель Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря близ Белозерска, а также сооснователь Кирилло-Белозерской обители. Он же стал первым игуменом Лужецкого монастыря. Святой прожил почти до ста лет, похоронили его у стен монастырского собора.

Можайский Лужецкий Рождества Богородицы. Ферапонтов мужской монастырь. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1911

Спустя век, в 1547 году, настоятеля причислили к лику святых, а над его могилой построили храм. Сегодня от храма Ферапонта Можайского остался лишь фундамент. Сложен он из белокаменных надгробий со старинными вилообразными крестами.
Лужецкий монастырь славен не только отсветом деяний преподобного Ферапонта, но и блистательным архитектурным ансамблем. Здесь сохранились три храма XVI века, а также множество построек XVII и XVIII столетий.

7. Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века

    Город Коломна, Кремль.

Первый раз город на пересечении трех рек — Оки, Москвы и Коломенки — упоминается в летописях в 1177 году. В XVI веке Коломна — один из главных оплотов русской обороны от набегов крымцев. Здесь возник могучий кремль, по некоторым параметрам превосходящий даже московский. Ныне от кремля уцелели семь башен и два прясла стен.
На Соборной площади стоят храмы и монастырские постройки. Например, собор Успения Пресвятой Богородицы, история которого уходит ко временам Дмитрия Донского. По соседству — Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. В храме Воскресения Словущего венчался святой благоверный князь Дмитрий Донской.

Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века. Фото Петра Шмелева

Неподалеку от площади, на улице Лажеч­никова, расположен Брусенский Успенский женский монастырь. От его ограды дошла до наших дней кирпичная стена с изящными башенками в стиле русской готики, одна из которых многие годы простояла покосившейся — горожане называли ее Пизанской. Обитель выросла вокруг шатровой церкви Успения Пресвятой Богородицы XVI-го века по приказу Ивана Грозного — в честь взятия Казани. Здесь хранилась древняя копия Казанской иконы Божией Матери, которую, по преданию, писали прямо с явленного образа.

8.  Серпуховской Владычный  женский монастырь

Город Серпухов, улица Октябрьская, дом 40.

Летопись относит учреждение обители к 1360 году. Основание монастыря связано с именем святого митрополита Московского Алексия. Его келейник, преподобный Варлаам, стал первым игуменом обители и вскоре поставил тут каменный храм.

Серпуховской Владычный женский монастырь. Фото Дмитрия Вильгоша

Именно в этом монастыре в 1878 году крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии явилась чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая Чаша». Сейчас ее копия хранится в Серпуховском Высоцком мужском монастыре; перед ней верующие молятся об избавлении от греха пьянства. Судьба первого образа неизвестна, он потерялся из виду в 1920-х годах, после закрытия Владычного монастыря. Как говорят серпуховские старожилы, скорее всего, ее сожгли коммунисты на берегу реки Нары.

9. Серпуховской Высоцкий  мужской монастырь

 Город Серпухов, улица Калужская, дом 5/3
Обитель основана в 1370-х годах

Основателем монастыря стал знаменитый полководец, серпуховской князь Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый. Монастырь располагается на холме — отсюда и название.
Высоцкая обитель долгое время была главным духовным центром в узловом пункте обороны русского юга.

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь

В XVIII веке тут действовало семь каменных церквей. Во второй половине XIX — начале XX веке, по отзывам современников, это одна из самых благоустроенный обителей империи.
В советское время монастырь пережил чудовищное разорение, но после исчезновения СССР возродился. Сейчас это один из самых значительных архитектурных памятников всего Подмосковья. Здесь находятся мощи преподобного Афанасия Серпуховского Младшего — второго игумена обители.

10. Николо-Угрешский мужской монастырь

Город Дзержинский, площадь Святителя Николая, дом 1.

Основание монастыря легенда возводит к 1380 году. Обитель основал Дмитрий Донской. По пути на Куликово поле войско остановилось на привал, и Бог явил князю икону Николая Чудотворца. Чудо воодушевило Дмитрия. В порыве благодарности Господу и св. Николаю он произнес: «Сия вся угреша сердце мое» («Это все согрело мне сердце»).

Николо-Угрешский мужской монастырь

Но никаких древних построек тут не осталось. В Синодальный период обитель влачила жалкое существование. Неожиданный взлет принесло ей игуменство прп. Пимена Угрешского. Он преобразовал быт монастыря. Во-первых, ввел в обычай большую строгость иноческой жизни. Во-вторых, он прославился как великий строитель, его даже ласково именовали «кирпичником». При нем появились гостиницы, больницы, новые храмы. Он правил обителью более четверти века. Она превратилась в один из величайших иноческих центров России. Тогда возвели Спасо-Преображенский собор, обнесли территорию кирпичной стеной с восемью воротами и шестнадцатью башнями. До наших дней сохранился интереснейший северный участок стены. Его называют Палестиной, или Иерусалимской стеной. На стене запечатлены образы Страстного цикла — иконографические сюжеты, посвященные последним дням земной жизни Христа. Мощи прп. Пимена пребывают сейчас в обители и пользуются большим почитанием.
В 1920 году обитель закрыли, разорили и разместили в ней колонию для беспризорников. А позже стали селить в корпуса простых горожан. В 1940-м был уничтожен уникальный Никольский собор XVI-XIX веков. В 1990-х годах началось долгое и трудное восстановление монастыря от большевистского варварства. Сейчас туда притекает множество паломников и еще того больше — туристов.

11. Саввино-Сторожевский мужской монастырь

   Город Звенигород,  Городок, дом 5
    Обитель основана  в 1390-х годах. Обитель стоит на берегу Москвы-реки. Основана преподобным Саввой Сторожевским. В самом конце XIV века князь Юрий Дмитриевич попросил своего духовника — отца Савву — основать монашескую общину. Так в местности под названием Сторожа появилась обитель. Очень скоро в ней появился первый каменный храм, дошедший до наших дней. Это одна из древнейших построек всего Подмосковья — Рождественский собор начала XV века. Паломники приезжают сюда, чтобы помолиться у мощей преподобного Саввы.

Саввино-Сторожевский мужской монастырь. Фото Bernadetta

Интересно, что колокол на гербе Звенигорода — уникальный 35-тонный большой благовестный колокол монастыря, разрушенный во время Великой Отечественной войны в 1941 году. Как говорили старые люди, в свое время его звон был слышен до самой столицы.

 12. Покровский Хотьков женский монастырь

Город Хотьково, улица Кооперативная, дом 20.
Точное время основания неизвестно. Предпо­ло­жительно относят его к началу XIV века, но обитель может быть и древнее. Из ныне действующих монастырей Подмосковья этот — самый древний. Первый раз он упоминается в исторических источниках под 1308 годом.
По легенде, в монастыре приняли постриг родители преподобного Сергия Радонежского: ростовский боярин Кирилл и его жена Мария (в старину на Руси допускалось существование обителей где могли жить праведной жизнью как мужчины, так и женщины). В 1992 году Русская Православная Церковь причислила их к лику святых. Теперь паломники могут приложиться к гробнице святых Кирилла и Марии, которая находится в Покровском храме. Здесь же, вероятно, начинал монашествовать и брат преподобного Сергия — Стефан.

Покровский Хотьков женский монастырь. Фото APL

Эпоха расцвета наступила в XIX веке. Число инокинь умножилось чрезвычайно, появился величественный Покровский собор, а затем — громадный Никольский.
В Хотьков монастырь верующие часто заезжают по пути в Троице-Сергиеву Лавру. После почти семидесяти лет забвения обитель активно

foma.ru

Паломничество в Московскую область – Азбука паломника

Россия

Карта Московской области

Обучающий тест по Москве и Московской области

Православие в Московской области

Епархия по состоянию на декабрь 2014 г.

«Число благочиний в епархии 49, включая монастырское. На 1147 приходах и в 24 монастырях совершают служение 1463 клирика, из которых 1349 священников и 114 диаконов. В 2104 г. году было совершено 43 диаконских и 40 священнических хиротоний. За штат почислено 15 священнослужителей, запрещены в священнослужении 18 человек. В Московскую епархию было принято 11 священнослужителей, в другие епархии перешло 2 клирика.

Населённые пункты

Святыни Московской области

Основные святыни Московской области

Монастыри Московской области

Все монастыри Московской области

# Изображение Название Тип Время основания Адрес
1 Александро-Невский монастырь женский 1895 Талдомский район, село Маклаково
2 Белопесоцкий монастырь женский 1498 Ступинский район, город Ступино
3 Благовещенское подворье Троице-Сергиевой лавры мужской 1-я пол. 1990-х Сергиево-Посадский район, город Сергиев Посад
4 Бобренев монастырь мужской 1381 Коломенский район, село Старое Бобренево
5 Богородское подворье Троице-Сергиевой лавры мужской 1998 Сергиево-Посадский район, село Богородское
6 Борисоглебский Аносин монастырь женский ставропигиальный 1823 Истринский район, деревня Аносино
7 Борисоглебский монастырь мужской XV век Дмитровский район, город Дмитров
8 Брусенский монастырь женский 1552 Коломна, город
9 Введенский Владычный монастырь женский 1360 Серпухов, город
10 Вознесенская Давидова пустынь мужской 1515 Чеховский район, поселок Новый Быт
11 Воскресенский Новоиерусалимский монастырь мужской ставропигиальный 1656 Истринский район, город Истра
12 Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры мужской 1997 Сергиево-Посадский район, город Сергиев Посад
13 Высоцкий монастырь мужской 1374 Серпухов, город
14 Гефсиманский Черниговский скит мужской 1844 Сергиево-Посадский район, город Сергиев Посад
15 Екатерининская пустынь мужской 1658 Ленинский район, город Видное
16 Зосимова пустынь женский 1826 Наро-Фоминский район, посёлок Зосимова пустынь
17 Иосифо-Волоцкий монастырь мужской ставропигиальный 1479 Волоколамский район, село Теряево
18 Казанский Колычевский монастырь женский 1885 Егорьевский район, город Егорьевск
19 Колоцкий монастырь женский 1413 Можайский район, деревня Колоцкое
20 Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь женский ставропигиальный 1887 Ленинский район, посёлок санатория «Горки Ленинские»
21 Лужецкий монастырь мужской 1408 Можайский район, город Можайск
22 Николо-Берлюковская пустынь мужской 1719 Ногинский район, село Авдотьино
23 Николо-Пешношский монастырь мужской 1361 Дмитровский район, посёлок Луговой
24 Николо-Радовицкий монастырь мужской 1584 Егорьевский район, село Радовицы
25 Николо-Угрешский монастырь мужской ставропигиальный 1380 Дзержинский, город
26 Ново-Голутвин монастырь женский 1800 Коломна, город
27 Пересветовское подворье Троице-Сергиевой лавры мужской 2000 Сергиево-Посадский район, город Пересвет
28 Покровский скит (Сабурово) мужской 1997 Сергиево-Посадский район, село Сабурово
29 Покровский Хотьков монастырь женский ставропигиальный 1308 Сергиево-Посадский район, город Хотьково
30 Покровско-Васильевский монастырь мужской 1885 Павлово-Посадский район, город Павловский Посад
31 Радонежское подворье Троице-Сергиевой лавры мужской 1990 Сергиево-Посадский район, село Радонеж
32 Саввино-Сторожевский монастырь мужской ставропигиальный 1398 Звенигород, город
33 Свято-Троицкая Сергиева Лавра мужской ставропигиальный 1337 Сергиево-Посадский район, город Сергиев Посад
34 Серафимо-Знаменский скит женский 1912 Домодедово, городской округ, село Битягово
35 Сергиевский скит Троице-Сергиевой лавры мужской 1987 Сергиево-Посадский район, село Благовещение
36 Скит Параклит мужской 1912 Сергиев Посад, город, поселок Смена
37 Спасо-Бородинский монастырь женский 1839 Можайский район, деревня Семёновское
38 Спасо-Вифанский мужской монастырь мужской 1783 – 1787 Сергиево-Посадский район, город Сергиев Посад
39 Спасо-Влахернский монастырь женский 1861 Дмитровский район, посёлок городского типа Деденево
40 Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь мужской 1859 Орехово-Зуевский район, город Куровское
41 Старо-Голутвин монастырь мужской XIV век Коломна, город
42 Троицкий Мариинский монастырь женский 1900 Егорьевский район, город Егорьевск

Храмы Московской области

Основные храмы Московской области

Церковь иконы Божией матери «Знамение» (Дубровицы)

Церковь Знамения

Православный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Расположен в посёлке Дубровицы городского округа Подольск Московской области, примерно в 36 километрах от центра Москвы (16 км от МКАД), в окрестностях Подольска. Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

Как добраться: Расположена в 2 км от Подольска, на слиянии рек Пахры и Десны. Церковь находится фактически в пригороде Подольска и минуя город к ней не проехать. Если выезжать из Подольска по дороге на Обнинск, необходимо сделать правый поворот на светофоре за спорткомплексом «Нептун» (слева), далее все время по главной.

Адрес: Московская область, Подольский район, село Дубровицы.

Подробнее…

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Быково)

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Была построена в усадьбе Быково в 1789г. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим – М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву. Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М.Измайлова, которому и было в 1762г. пожаловано подмосковное село.

Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789г. осуществил это намерение.

Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще.

Как добраться: По дороге на Раменское (проще всего по продолжению Рязанского проспекта через Люберцы все время прямо) не доезжая Жуковского, когда слева начнется забор аэропорта «Быково» свернуть направо в один из боковых проездов до поселковой улицы, которая идет параллельно основной дороге и выводит к храму. На автобусе от метро «Выхино» до остановки «Быково, клуб». От ст. Выхино на автобусе 424, или от м.Кузьминки на маршрутке 525 до остановки «клуб».

Адрес: Московская область, Раменский район, пос. Быково

Подробнее…

Преображенский храм (Большие Вяземы)

Своей известностью село Большие Вяземы обязано церкви, построенной в конце XVI в. при Борисе Годунове в его вотчине. Составитель географического словаря России XVIII в. Афанасий Щекатов писал, что звонница церкви Преображения «особливого рода, каких нигде не видно». По преданию, вяземская церковь была построена в один год с колокольней Ивана Великого. В Больших Вяземах Годунов вместо скромной усадебной церкви возвел монументальный каменный семиглавый храм. Историк искусств М.А.Ильин пишет: «Этот… храм принадлежит к кругу выдающихся произведений искусства. Пятиглавый, с двумя приделами по бокам и четырьмя внутренними столбами, он поставлен на высокий арочный подклет и окружен гульбищем, к которому с запада ведет торжественная лестница. Если общая его композиция нам более или менее знакома по другим памятникам XVI в., то по стройности, гармоничности, торжественности форм и изысканности убранства этому памятнику найдется немного равных. Здесь большую роль играет обработка стен, выполненная в духе архитектурного убранства Архангельского собора Московского Кремля».

Адрес: Россия, Московская область, Одинцовский район, поселок городского типа Большие Вяземы.

Телефон: 8 495 598-22-47, 8-916-590-63-48

Подробнее…

Где остановиться

Паломническая гостиница при Борисоглебском Аносине ставропигиальном женском монастыре

Может принять до 5 человек. Срок пребывания — по благословению настоятельницы. Также монастырь принимает трудников.

Адрес: Россия, Московская область, Истринский район, с. Аносино, ул. Троицкая, 37

Телефоны: +7-495-994-65-97

Действует при монастыре: Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь.

Паломническая гостиница при Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре г. Дзержинский

Допускаются группы до 50 человек. Возможно многодневное проживание.

Заявки на бронирование гостиницы и проведение экскурсий принимаются по телефону: +7-495-550-56-71, +7-916-884-38-65

Адрес: Россия, Московская область, г. Дзержинский, пл. свт. Николая, д.1

Телефоны: +7-495-550-56-71

Православный детский летний лагерь при Серпуховском Высоцком мужском монастыре

Адрес: Россия, Московская область, г. Серпухов, ул. Калужская, д. 5/3

Телефоны: +7 (496) 735-16-79 , +7 (926) 390-48-78

Действует при монастыре: Серпуховской Высоцкий мужской монастырь

Детский благотворительный лагерь отдыха «Анно-Зачатьевский родник» г. Чехов

Адрес: Россия, Московская область, г. Чехов, ул. Пушкина, д. 7

Телефоны: +7 (496) 722-11-40, 8 (499) 270-74-77

Действует при храме: Анно-Зачатьевский храм г. Чехов

Православный детский летний лагерь при храме Новомучеников и Исповедников Шатурских г. Шатура

Адрес: Россия, Московская область, г. Шатура, пр. Ильича, д. 57-а

Телефоны: +7 (496) 453-10-94

Действует при храме: Храм Новомучеников и Исповедников Шатурских г. Шатура

Больше информации

Фото

Раздел нуждается в заполнении. Вы можете помочь в этом.

azbyka.ru

Монастыри Подмосковья (Фото)

Богатейший в природном и еще более в культурном и историческом смысле регион – Подмосковье – это крайне любопытный край и с точки зрения ознакомления с основами православия Руси. Здесь сосредоточено множество красивейших церквей, храмов и монастырей, большинство из которых имеет удивительно долгую историю. Самые интересные мы опишем в нашем обзорном материале.

Николо-Угрешский монастырь

Расположен он в самом ближнем Подмосковье, буквально в двух шагах от МКАДа, в городе Дзержинский. Эта мужская обитель была заложена еще в 80-х годах XIV века Дмитрием Донским в том месте, где, согласно преданию, явилась народу знаменитая икона Николая Чудотворца. Как и многие православные святыни с долгой историей, храм и постройки несколько раз горели и разрушались, а после стрелецкого бунта в острогах монастыря томились опальные стрельцы. В советское время ее преобразовали в трудовую монашескую артель, а в 1940 разрушили уникальный Никольский собор. Возродился монастырь в 1990 году, и сегодня он продолжает оставаться одним из знаковых учреждений православной культуры Центральной России. Он также является объектом культурного наследия РФ, а его архитектурный ансамбль поражает гостей и жителей Подмосковья искусностью построек и красотой форм.

Троице-Сергиева Лавра

Говоря о православных учреждениях Подмосковья, нельзя не упомянуть такой грандиозный комплекс, как Троице-Сергиева Лавра. Временем основания этого монастыря в городе Сергиев-Посад принято считать 1337 год, однако некоторые представители научных кругов склонны называть и более ранние даты. Как бы то ни было в действительности, известно, что основана она была непосредственно Сергием Радонежским и его братом и начиналась с крохотной деревянной церквушки Святой Троицы. Со временем количество послушников увеличивалось, церковь превратилась в храм, обросла кельями, другими церквями и множеством хозяйственных построек. Первые каменные строения начали появляться в монастыре около XV века, а в XVIII Лавра уже считалась богатейшим монастырским подворьем и землевладением во всей России. В 20-м году ХХ века Лавру закрыли, однако, к счастью, не разрушили и не разграбили, преобразовав в музей. Вновь открыта для послушников она была уже в 1946 году. Сегодня в Лавре проживает около 200 человек, работает православная типография, и проводятся экскурсии для многочисленных туристов.

Аносин Борисоглебский монастырь

Строительство его в Истринском районе Подмосковья было инициировано в 1823 году родной тетей Федора Тютчева Авдотьей Мещерской, которая и стала его первой игуменьей. Название было выбрано в честь князей Бориса и Глеба, а заодно и покойного супруга самой Мещерской Бориса. Устав обители отличался крайней жесткостью, за чем пристально следили преподобные. Даже ближайшим родственникам были запрещены любые визиты на территорию. Была обитель знаменита и своими высокими достижениями на ниве садоводства, ремесел и животноводства, опыт к ним приезжали перенимать из самых дальних уголков Империи. В 1927 году в бывшем монастыре были открыта сельскохозяйственная община, существование которой продлилось до опустения продовольственных складов. В 1992 году уцелевшие постройки и 100 Га земли вернулись во владения РПЦ, и обитель была возрождена.

Новоиерусалимский монастырь

Основанный в середине XVII века патриархом Никоном, расположен он в Подмосковье, в городе Истра. По идее создателя, комплекс сооружений храма должен был копировать святые места Израиля и Палестины, что ему в значительной мере удалось. Кроме того, перепланировке во имя этой цели подвергся даже ландшафт берегов Истры, чтобы там появились холмы Сеон, Елеонский и Фавор. Большинство построек на территории обители так же было заложено еще при Никоне, причем с привлечением к труду окрестных крестьян, за что Никона активно критиковали в обществе. В конце XVIII века здания обители сильно пострадали от двух пожаров, однако средства на их ремонт были тут же выделены Екатериной Великой. В советское время обитель превратили в художественный и краеведческий музеи, позже объединенные в один художественно-исторический. Сегодня обитель восстановлена.

Саввино-Сторожевский монастырь

Был заложен в Подмосковье, в городе Звенигород в самом конце XIV века Саввой,  последователем Сергия Радонежского. Свое не самое обычное название он получил благодаря удачному расположению на Сторожевой горе, благоприятному для ведения постоянного наблюдения. На гербе самого Звенигорода можно увидеть колокол именно этого монастыря, разбитый в 1941 году. Существует поверье, согласно которому во время войны 1812 года французскому маршалу Богарне, занявшему здания обители, приснился некий старец, повелевший ему не трогать построек. Утром этот маршал нашел у себя икону с портретом этого старца, который оказался тем самым Саввой, основавшим Саввино-Сторожевскую обитель. Храм и постройки не тронули, а Богарне за всю войну не был даже слегка ранен. Сегодня в этой обители Подмосковья около 50 послушников, а посетители могут увидеть сохранившийся иконостас и фрески XVII века.

Екатерининская пустынь

Эта мужская обитель Подмосковья находится недалеко от города Видное, и была основана там, где царю Алексею Михайловичу во время охоты явилась великомученица Екатерина. Та сообщила ему о рождении дочери, и в честь этого чуда царь повелел заложить храм. Украшал его красивейший палехский иконостас и 31 рукописная икона, что были выполнены по заказу царя к моменту открытия обители. В период советской власти храм закрывали, затем использовали как водонапорную башню. Сегодня он, со значительными перестройками и усовершенствованиями, вновь функционирует.

obzor-mest.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *