Корабли памятники в россии: крейсер «Аврора», ледоколы «Ленин», «Ангара», «Красин» и другие.

Содержание

крейсер «Аврора», ледоколы «Ленин», «Ангара», «Красин» и другие.

Крейсеры и ледоколы, подводные лодки и пароходы. Корабли, некогда бороздившие водные просторы, сегодня стоят на вечном приколе. Первые попытки сделать из морского судна музей были еще во времена Петра I: в 1723 году император издал указ о сохранении Переяславской флотилии. А первый корабль-музей — легендарная «Аврора». Крейсер-ветеран Первой мировой и Русско-японской войны стал филиалом Центрального военно-морского музея в 1956 году.

Революционный символ — крейсер «Аврора»

Мемориальное судно и уникальный памятник кораблестроения. Бронепалубный корабль назвали в честь парусного фрегата Русского флота, на счету которого три кругосветных путешествия и Крымская война. Боевое крещение крейсер принял в составе 2-й Тихоокеанской эскадры при Цусиме. Шесть раз с «Авроры» сбивали флаг, но он взмывал вновь. Крейсер вышел из сражения лишь после его завершения. Боевой путь он продолжил во время Первой мировой войны. В 1916 году в ходе планового ремонта экипаж поддался революционным настроениям, а год спустя выстрелил холостым, став символом революции, а затем учебным кораблем и музеем в Санкт-Петербурге.


Единственное в мире судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев»

Плавучая научно-исследовательская станция с музейной экспозицией на борту. Судно совершило 14 научных рейсов, входило в состав отряда морского космического флота, создававшего ракетно-ядерный щит страны. Экипаж обеспечивал испытания и полеты космических аппаратов. Корабль носит имя космонавта-калининградца Героя Советского Союза Виктора Пацаева. Вымпел Академии наук СССР был поднят над палубой в 1978 году, с 2001 года судно пришвартовано у причала Музея Мирового океана. В музейной экспозиции — личные вещи космонавтов, и даже на приколе корабль выполняет прежние задачи: обеспечивает связь с Международной космической станцией.


Субмарина доатомного периода подводного флота


Б-413 — единственная в стране и одна из немногих сохранившихся в мире дизель-электрическая подводная лодка. Несла военную службу с 1969 года на Северном флоте. Экипаж субмарины ходил на Кубу и в Гвинею. В 1970 году участвовал в спасательной операции по оказанию помощи атомной подлодке К-8. Подводные корабли этой серии были признаны удачными — всего их построили 75, в том числе для военно-морских сил Польши, Индии, Ливии и Кубы. Спустя 40 лет после спуска на воду субмарина сохранена в первозданном виде на вечном приколе в Калининграде. В отсеках разместилась экспозиция «Из истории подводного флота России» с макетами подлодок.


Подводная лодка как часть столичного музея


«Новосибирский комсомолец» Б-396 на вечной стоянке в Москве. С 1980 по 1998 год подлодка несла боевую службу на Северном флоте, выполняла задачи в Атлантическом океане, Средиземном море, у Западного побережья Африки, охраняла государственные границы в Баренцевом и Норвежском морях. После списания лодку выкупило правительство Москвы для Музея истории отечественного флота и кораблестроения. На субмарине сохранили шесть торпедных аппаратов, а центральный пост управления и семь отсеков стали экспозиционными залами. По соседству расположились экраноплан «Орленок», катер на воздушной подушке «СКАТ» и экспозиция боевой техники ВМФ.


Научно-исследовательское судно «Витязь»


800 тысяч морских миль. Легендарная научная станция по изучению Мирового океана, пришвартованная в Калининграде, совершила под флагом Академии наук СССР 65 научных рейсов. Экипаж корабля проводил поистине уникальные исследования: к примеру, измерил максимальную глубину Марианской впадины в 11 022 метра и открыл новый тип животных — погонофоры. Судно стало настоящей международной научной станцией: на «Витязе» работали ученые из 50 научных институтов СССР и 20 стран мира. Именно с этого корабля началась история Музея Мирового океана с Полярным залом, Залом Великих географических открытий, лабораторией и мемориальными каютами.


Один из первых ледоколов в мире


«Ангара» — паровой ледокол дореволюционной постройки. Служил и в дореволюционной России, и в эпоху СССР. Судно было спущено на воду в 1900 году. Доставляли в Иркутскую область ледокол из Ньюкасла по частям. Заказывал «Ангару» Комитет по постройке Сибирской железной дороги, чтобы переправлять составы через льды Байкала, пока будет построена дорога в обход гигантского озера. После революции пароход стал возить пассажиров, в Гражданскую войну — участвовал в боях, а в Великую Отечественную — перевозил грузы. В 1975-м ветерана флота едва не пустили на металл, судно уцелело чудом, сев на мель при транспортировке.


Ледокол-эпоха: исследователь и спасатель


«Красин» был пионером в освоении Северного Ледовитого океана. Построенный в Англии, ледокол начинал службу сто лет назад под именем «Святогор», а после революции стал именоваться «Красиным». Именно этому судну обязана своим спасением арктическая экспедиция Умберто Нобиле, пережившая катастрофу дирижабля «Италия». Лишь «Красин» смог добраться до лагеря экспедиции, застрявшей в ледяной пустыне. На обратном пути ледокол спас полторы тысячи пассажиров германского судна «Монте Сервантес». В годы Великой Отечественной войны за одним из караванов транспорта, ведомых «Красиным», охотился немецкий линкор «Адмирал Шеер». Опасной встречи удалось избежать, и ледокол еще долгие годы трудился в Арктике на геологоразведке, пока не стал кораблем-музеем.


Ледокол «Ленин»

Первое в мире надводное судно с движущей силой мирного атома. Решение о строительстве принял Совет Министров СССР. Работали над проектом всей страной — участвовало около 30 НИИ, 60 конструкторских бюро и две сотни предприятий. Перед гигантским кораблем весом 11 тысяч тонн — и задача ставилась большая: прокладывать дорогу во льдах Северного морского пути. За 30 лет работы атомоход преодолел более 650 тысяч морских миль и провел через льды почти 4 тысячи кораблей. Место последней приписки — Мурманск. Плавучий музей можно обойти за час: от кают-компании с музыкальным салоном, до машинного отделения и поста, откуда управляли силовыми установками огромного судна.

7 знаменитых затонувших кораблей российского флота

Крейсер «Варяг» и пароход «Ижора», эскадренный миноносец «Фрунзе» и броненосец «Чесма»: в подборке портала «Культура. РФ» — боевые корабли русского флота, погибшие в XX веке.

Крейсер «Варяг»

130-метровый бронепалубный крейсер «Варяг» построили на американских верфях William Cramp and Sons в Филадельфии в 1898 году. С 1901 года мощное военное судно было введено в строй. Печальную известность «Варяг» получил в годы Русско-японской войны. В феврале 1904 года японская эскадра блокировала русский крейсер и канонерскую лодку «Кореец» в тихоокеанском порту Чемульпо. Отказавшись сдаться, русские корабли вступили в бой с 14 кораблями противника. Чтобы не достаться врагу, «Кореец» взорвали, а «Варяг» затопили.

Однако в следующем году японцы подняли «Варяг» и включили в состав собственного флота под названием «Соя». В 1916 году российское правительство выкупило у Японии русский крейсер. Позже судно несколько раз перепродавали, а в 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берегов Южной Шотландии. В 2003 году съемочная группа телеканала «Россия» обнаружила останки легендарного крейсера в двух милях от деревни Лэнделфут. На поверхность были подняты трубки от паровых котлов крейсера и некоторые боцманские приспособления.


Пароход «Ижора»

Грузовой пароход «Ижора», построенный в Англии и первые 13 лет плававший под британским флагом, СССР купил в 1934 году для Балтийского пароходства. В годы Великой Отечественной войны пароход в Норвежском море был расстрелян и затонул с 33 членами экипажа на борту. В живых остался лишь старпом Николай Адаев — его взяли в плен, и впоследствии он погиб в немецком концлагере Штуттгоф. Сообщение с погибавшей «Ижоры» принял английский крейсер «Кения». Это позволило направить группу самолетов на уничтожение немецкой эскадры, а встречному конвою, следующему из Рейкьявика в Мурманск, благополучно дойти до советского порта.


Пароход «Декабрист»

Купленный Россией в 1904 году грузовой пароход «Декабрист» (ранее он назывался «Анадырь») построили в Англии в 1902 году. Во время Цусимского сражения он стал единственный кораблем, не задержанным японцами. В 1905 году «Декабрист» прибыл в балтийский порт Либава (Лиепая). Пароход участвовал в Первой мировой войне, Февральской революции 1917 года и Ледовом походе Балтийского флота.

Позже судно не раз переходило из одного пароходства в другое. В годы Великой Отечественной войны оно было одним из крупнейших советских транспортных судов. Корабль мог перевозить 8 тысяч тонн грузов и при этом развивать скорость до 22 км/ч. В 1942 году он вез боеприпасы и другие грузы Исландии в Мурманск и был потоплен немцами в Баренцевом море. Из всех членов экипажа выжили лишь трое, и они попали в плен. В 1957 году на острове Надежды в память об экипаже парохода «Декабрист» установили каменный обелиск.


Пароход «Киев»

Грузопассажирский пароход «Киев» построили в 1917 году в Германии. В годы Великой Отечественной войны пароход планировалось использовать для северных союзных конвоев. В апреле 1942 года он в составе британского конвоя вышел из Мурманска в Исландию.

Менее чем через сутки на суда обрушились немцы. Сначала были потоплены английские корабли, а вскоре подводная лодка атаковала и пароход «Киев». Через семь минут после взрыва «Киев» затонул. Большая часть экипажа и пассажиров спаслась: на шлюпках, плотах и уцелевших английских судах они доплыли до Рейкьявика.


Броненосный крейсер «Паллада»

Броненосный крейсер «Паллада» построили в Санкт-Петербурге в 1906 году. Он мог перевозить почти 8 тысяч тонн, имел на борту артиллерийское и минно-торпедное вооружение. Экипаж крейсера состоял из 773 человек. В составе Балтийского флота «Паллада» участвовала в Первой мировой войне.

В самом начале войны экипаж корабля вместе с экипажем крейсера «Богатырь» захватил сигнальную книгу с германского легкого крейсера «Магдебург». Это позволило расшифровать многие элементы военно-морского кода Германии. Однако уже в октябре 1914 года «Палладу» атаковала немецкая подлодка, и она затонула вместе со всем экипажем. От крейсера уцелела судовая реликвия — икона Спаса Нерукотворного, найденная через несколько дней после трагедии у северного побережья Эстонии. Сейчас она находится в петербургском храме Спаса на водах.


Эскадренный миноносец «Фрунзе»

Стометровый эскадренный миноносец «Фрунзе» (тогда носивший имя «Быстрый») был спущен на воду в 1914 году в Херсоне. В годы Первой мировой войны он участвовал в боевых действиях на Черном море. В начале Великой Отечественной войны «Фрунзе» сопровождал другие корабли и ставил мины.

В сентябре 1941 года экипаж миноносца пытался спасти канонерскую шлюпку у Тендровской косы — ее атаковали немцы. Его обстреляли вражеские бомбардировщики, и миноносец получил серьезные повреждения. Капитан корабля Василий Ерошенко принял решение выбросить «Фрунзе» на отмель рядом с Тендровским маяком. Миноносец затонул, однако более сотни моряков спаслись на его надстройках и трубах, оставшихся над водой. Сегодня корабль лежит на глубине 8–8,5 метра.


Броненосец «Чесма»

«Чесму» построили в Севастополе в 1884 году. Он стал первым трехбашенным броненосцем Черноморского флота. Мощный стометровый корабль мог перевозить больше 10 тысяч тонн грузов, развивая при этом скорость до 25 км/ч. На его вооружении было 27 разнокалиберных орудий и 4 торпедных аппарата. Экипаж броненосца составлял 633 человека. В мирное время «Чесма» участвовала в маневрах, стрельбах по морским мишеням и по берегу, высадке десанта.

В 1907 году броненосец разоружили, а в 1912-м вывели из активной службы, переименовав в «Исключенное судно № 4». Позже судно установили на якорь у Тендровской косы и использовали как мишень для испытаний нового вооружения. Сегодня затонувшие останки броненосца лежат на глубине 9 метров.

Музеи-корабли и корабли-памятники Текст научной статьи по специальности «История и археология»

2016/3(6) ЖУРНАЛ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ

Сетевое научное рецензируемое издание ISSN 2411-0582

THE HERITAGE INSTITUTE JOURNAL

Музейное дело

Окороков А. В.

Музеи-корабли и корабли-памятники

Аннотация. Корабли-музеи занимают почетное место в списках памятников истории и культуры разных народов. Каждый из них интересен и как инженерно-техническое сооружение, и как музей, представляющий определенную эпоху. В данной статье рассматриваются примеры музеефикации исторических судов и их копий.

Ключевые слова: корабли-памятники, музеи, исторические суда, корабль-реплика.

На протяжении многих веков люди стремились сохранить свидетельства уходящих эпох, создавая самые разные виды музеев. Особой популярностью среди туристов и исследователей прошлого пользуются музеи-корабли.

Первые попытки сохранения кораблей в качестве мемориальных объектов были предприняты в России при Петре I. В 1723 году император издал указ о сохранении остатков «потешной» флотилии, а в 1803 году на деньги, собранные владимирским дворянством, было построено на берегу Переславского озера здание музея для сохранения петровского бота «Фортуна». В Астрахани с конца XVIII до середины XX веков сохраняли в специальном здании галеру «Тверь», на которой путешествовала по Волге Екатерина II.

В наши дни корабли-музеи занимают почетное место в списках памятников истории и культуры разных народов. Каждый из них интересен и как инженерно-техническое сооружение, и как музей, представляющий определенную эпоху.

Одним из таких памятников является американский 44-пушечный фрегат USS Constitution («Конституция») -старейший из военных кораблей, до сих пор находящихся на плаву. Считается, что именно USS Constitution открыл моду на корабли-музеи и корабли-памятники.

USS Constitution был заложен в 1794 году на верфи в Бостоне, по приказу президента Джорджа Вашингтона,

который и дал ему столь звучное имя, и спущен на воду 21 октября 1797 года. Стоимость постройки корабля составила 302,7 тыс. долларов, что, как утверждают американцы, по

нынешнему курсу приближается к стоимости современного авианосца.

Фрегат предназначался для защиты торговых судов от пиратов в Средиземном море и Карибском бассейне. В 1803—1805 годах «Constitution» участвовал в блокаде Триполи и во многих морских сражениях с алжирско-ливийскими военными кораблями. Но звездный час корабля настал в 1812 году, во время войны с Британией. До того времени у молодого американского флота не было ярких побед. А потому первая же крупная битва, выигранная американцами, была превращена в настоящий триумф. 19 августа 1812 года у берегов Канады USS Constitution вступил в бой с британским 38-пушечным кораблем HMS Guerriere и вынудил его спустить флаг. К изумлению англичан, ядра отскакивали от американского корабля. Британцы не знали, что его борта были изготовлены из особо прочного белого дуба и имели толщину более полуметра.

После этого боя за фрегатом закрепилось прозвище — «Старик Железный Бок».

Первая серьезная победа американского флота настолько взбудоражила нацию, что награда за нее, как признают даже американские историки, была совершенно несопоставима с реалиями — уничтожением всего одного корабля неприятеля. Капитан USS Constitution был пожалован особой золотой медалью конгресса, офицеры получили по серебряной медали, а экипажу корабля выплатили невиданную по тем временам премию в 50 тыс. долларов. Спустя пять месяцев «Constitution» у берегов Бразилии потопил еще один английский корабль — 38-пушечный фрегат «Ява». А в феврале 1815 года, у острова Мадейра, после четырёхчасового боя вынудил сдаться два английских судна — фрегат «Сайен» и шлюп «Левант».

В 1830 году, после двух походов на Средиземное море «USS Constitution» был признан неспособным к дальним плаваниям и предписан к разбору на дрова.

Жизнь корабля могла закончиться бесславно, если бы не американский поэт Оливер Холмс — автор поэмы «Старик Железный Бок», вызвавшей огромный общественный резонанс. Знаменитое судно удалось сохранить. В 1833 году его поставили на капитальный ремонт, продолжавшийся около двух лет.

В 1844-1845 годах «Constitution» совершил кругосветное плавание, пройдя за 495 дней 52 279 миль, а в 1849 году во время стоянки в Неаполе на его борт поднялся Папа Римский Пий IX, что стало первым визитом понтифика на американскую «территорию».

В 1855 году, USS Constitution начал новую жизнь — стал учебным судном военно-морской академии в Аннаполисе (штат Мэриленд). В 1878 году, будучи уже в «преклонном» возрасте, фрегат очередной раз переплыл Атлантику, доставив экспонаты для Всемирной выставки в Париже.

В июле 1931 году «Constitution» отправился в свой «прощальный» дальний вояж. Без малого три года корабль-ветеран путешествовал вдоль Восточного и Западного побережий США, оставив за кормой 22 тыс. миль. 7 мая 1934 года он вернулся в Бостон и был поставлен на прикол на верфи ВМС, где до настоящего времени и сохраняется на плаву как военно-морской музей. По особо торжественным случаям «Constitution» во всей красе выходит на рейд и принимает участие в праздничных мероприятиях.

Другим памятников истории и культуры мирового значения является норвежское научно-исследовательское судно «Фрам» (по норвежски «Вперед») — легендарный корабль, который был специально построен для полярных исследований в 1893 году известным морским инженером Колиным Арчером.

Инициатором создания корабля стал норвежский путешественник и полярный исследователь Фритьоф Нансен. Он проводил исследования Северного ледовитого океана и, рассчитывал с помощью «Фрама» изучить его течения.

В конструкцию корабля были заложены повышенные требования по обитаемости и компоновке внутреннего пространства, поскольку предполагалось, что экипаж будет находиться на шхуне в путешествие до пяти лет. На корабле была устроена система автономной подачи электричества при помощи ветрогенератора.

В 1893—1896 годах «Фрам» принял участие в экспедициях в Центральной Арктике, а в 1898—1902 годах преодолел более 18 тысяч км под командованием Отто Свердрупа, изучая район между южной Гренландией и канадским островом Элсмир.В результате проведенных исследований были открыты острова Аксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и другие. Были обследованы практически все проливы Канадского Арктического архипелага и нанесён на карту западный берег острова Элсмир. Все вновь открытые земли объявлялись владением Норвегии.

В 1910 году другой полярный исследователь Раул Амудсен предпринял попытку достичь на «Фраме» Северного полюса, а затем Южного. 13 января 1911 года, Амундсен приплыл на корабле к ледяному барьеру Росса в Антарктиде, высадился в Китовой бухте и пересев 19 октября 1911 года на собачьи упряжки, 14 декабря достиг Южного полюса, опередив на месяц английскую экспедицию Роберта Скотта.

После завершения своего последнего плавания в Буэнос-Айрес, судно некоторое время использовалось как вспомогательное, а затем, в 1914 году было поставлено на прикол в Хортене.

В 1920-х годах, после более чем десятилетнего стояния на приколе, норвежские исследователи Ларс Кристенсен, Отто Свердруп и Оскар Вистинг выступили с инициативой сохранения корабля для истории и потомков. В 1935 году шхуна, после капитального ремонта, который позволил восстановить его первоначальную форму, была перемещена в Осло, в музей, который и получил название корабля.

Основу экспозиции музея составляет сам полярный корабль «Фрам». Посетители музея могут осмотреть все помещения легендарного судна — рубку, каюты, технические комнаты, увидеть настоящие предметы быта первопроходцев. С главной палубы корабля каждые 20 минут можно наблюдать шоу северного сияния, а в кинотеатре музея посмотреть документальный фильм об Арктике.

В Полярном магазине при музее можно найти крупнейшее собрание литературы о северных широтах — более 220 наименований.

Важное место в музее «Фрам» отведено и еще одному историческому судну — «Гьёя», первому кораблю, преодолевшему Северо-западный проход — путь из Атлантического океана в Тихий вдоль северных берегов Северной Америки. «Гьёя» обрела свое постоянное место совсем недавно, в 2013 году, и его экспозиция построена буквально по последнему слову техники.

Третье легендарное судно, о судьбе которого можно узнать в музее «Фрам», — корабль «Мауд», построенный по заказу Амундсена специально для трансполярных экспедиций. Судьба судна, оказалась менее удачной, чем «Фрама» и «Гьёз» — после семилетнего дрейфа во льдах «Мауд» был продан канадской компании и через некоторое время затонул в заливе Гудзона. В настоящее время ведутся переговоры о поднятии останков судна и их транспортировки в Норвегию.

В последние десятилетия, появился еще один тип корабля-музея — копия (реплика) судна, внесшего значительный вклад в историю того или иного государства.

Интересным объектом этого типа, который по праву можно назвать памятником морского наследия Великобритании, является реплика барка «Эндевор». Историческое судно было построено в 1762 году для перевозки угля и первоначально имело название «Эрл оф Пемброк». Свое легендарное имя «Эндевор» («Упорный») оно получило после переоборудования для первой экспедиции капитана Джеймса Кука. Эта экспедиция (1769 — 1771 гг.) внесла весомый вклад в географию. К ее главнейшим заслугам относится доказательство того, что Новая Зеландия является островом, а не частью южного континента.

«Эндовор» имел длину около 36 м, максимальную ширину 9,2 м, грузовместимость 370 брт и небольшую осадку. Площадь всех парусов барка составляла 700 м2, что позволяло при попутном ветре развивать скорость до 8 узлов. Оно было некрасивым, но прочным и мореходным.

Следы этого судна после путешествия Кука теряются. Существуют две версии того, что же произошло с легендарным барком. По одной — корабль после кругосветного плавания продали, якобы, какому-то

4

французу-торговцу, переименовавшему барк в «Свободу». Судно переправили в Северную Америку и использовали как китобойное. Где-то в Америке легендарный барк был сильно поврежден британским кораблем и его останки, возможно, покоятся в Ньюпорте, штат Род-Айленд. Есть и другая версия, согласно которой парусник окончил свои дни на Темзе. Но на этом история удивительного парусника не закончилась.

Вторую жизнь кораблю дал австралийский моряк и кораблестроитель Джон Лонгли. Он начал работу над проектом, в осуществление которого мало кто тогда верил: построить точную копию «Эндевора» и повторить его кругосветное плавание.

Несколько раз нехватка денег грозила перечеркнуть все планы. Но Лонгли и его соратники-мастера, которых он смог увлечь идеей, все же довели проект до конца. И в 1993 году в австралийском порту Фримантл «Корабль Его Величества барк «Эндевор» был спущен на воду и прошел вдоль берегов Австралии и Новой Зеландии.

Еще одним известным кораблем-музеем является реплика корабля «Сюзан Констант» (SusanCjystant). На борту этого исторического корабля находились первые переселенцы в Новый Свет, заложившие 13 мая в 1607 года колонию в Виргинии и город Джеймстаун. Почти шесть месяцев длился вояж маленького каравана судов: «SusanCjystant» и сопровождавших его «Godspeed» и «Discovery». Именно этих переселенцев нынешние американцы, по справедливости должны называть «отцами-основателями» Соединенных Штатом Америки*. , общий тоннаж которого составлял примерно 120 тонн. В 1606 году он был нанят Виргинской компанией для перевозки переселенцев в Северную Америку.

В середине 1607 года корабль вернулся обратно в Англию. Больше «Сюзан Констант» не совершало вояжей к берегам Америки, и последующие годы продолжало вновь использоваться как торговое судно. Во всяком случае, имеются сведения о его рейсе от Бристоля до Марселя в 1615 году. В 1618 году корабль был захвачен турецкими пиратами, и на этом следы «Сюзан Констант» и ее команды теряются. Но, благодарные потомки не забыли его историю. В 1991 году Стенли Поттер создал чертежи этого судна, и Аллен К. Роул из Джеймстауна построил его заново, с мельчайшими подробностями восстановив атрибуты корабля почти четырехсотлетней давности.

В настоящее время на борту судна действует исторический музей, который ежегодно посещают миллионы туристов со всех уголков мира. Находясь на плаву «Сюзан Констант» участвует в регатах и парадах парусных кораблей посвященных Дню независимости США.

*Официально же американцы 22 декабря отмечают национальный праздник — День «отцов-пилигриммов» — прибытие к берегам Америки в 1620 г. переселенцев на борту судна «Мэйфлауэр».

© Окороков А.В., 2016. Статья поступила в редакцию 16.09.2016.

Окороков Александр Васильевич,

доктор исторических наук,

первый заместитель директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),

действительный член Академии военных наук, действительный член Русского географического общества,

е-mail:info@heritage-institute. ru

Okorokov A.

Museums-the ships and ships-monuments

Abstract. Science museums take pride of place in the list of monuments of history and culture of different peoples. Each of them is interesting and how engineering structure, as a Museum representing a certain era. This article discusses examples of museumification of historic vessels and their copies.

Key words: ships-monuments, museums, historic ships, ship-replica.

Okorokov Alexander Vasilievich,

Dr. in History,

Full Member of the Academy of Military Sciences, Member of the Russian Geographical Society, First Deputy Director, Russian Scientific Research Institutefor Cultural and Natural Heritage named after D. Likhachev (Moscow), e-mail:[email protected]

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/91 .html

корабли-памятники Петербурга, которые можно увидеть не только в День ВМФ

26 июля 2020 | 12:00| Город

В воскресенье, 26 июля, Петербург вместе со всей страной отмечает День военно-морского флота России. В этом году в Кронштадте и центре Северной столицы традиционно состоялся парад исторической и современной морской техники. Но посмотреть на образцы выдающихся судов можно не только во время праздника. «Диалог» рассказывает, какие корабли-памятники, кроме известной всем «Авроры», есть в нашем городе и чем они знамениты.

Памятный знак кораблю «Полтава» фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Где: на пересечении проспекта Чернышевского и Воскресенской набережной.

Когда действовал корабль: с 1712 по 1732 года.

Чем известен: Проект «Полтавы» — 54-пушечного парусного корабля — разрабатывал лично Пётр I, заручившись поддержкой опытного кораблестроителя Федосея Скляева. В декабре 1709 года на верфи петербургского адмиралтейства император заложил будущий корабль и вплоть до 1712 года участвовал в строительных работах в качестве главного корабельного мастера (за что даже получал жалованье): рубил топором и, конечно, командовал остальными плотниками.

Готовую конструкцию из дуба и железа назвали в честь победы в Полтавской битве и спустили на воду 15 июня (26 числа по новому календарю) 1712 года. «Полтава» стала первым крупным кораблём в составе российского флота. Во время службы она защищала российские границы от шведов в ходе Северной войны, прикрывала наши корабли в Балтийском море и высаживала десант на шведский остров Готланд. С 1723 года «Полтаву» перестали выпускать в море: признали слишком старой для военных кампаний, а в 1732 и вовсе разобрали из-за непригодности.

Памятник миноносцу «Стерегущий» фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Где: Александровский парк со стороны Каменноостровского проспекта.

Когда корабль действовал: с 1902 по 1904 года.

Чем известен: «Стерегущий» построили на верфи Петербурга и отправили служить на другой конец страны — в ныне принадлежащий Китаю город Порт-Артур. Там в 1904 году вместе с миноносцем «Решительный» он участвовал в Русско-японской войне: почти ежедневно выходил на разведку, чтобы обнаружить японскую базу, с которой противник нападал на русские суда.

В ночь с 9 на 10 марта миноносцы-таки обнаружили вражеское логово, но дым из трубы «Решительного», который шёл первым, выдал местонахождение кораблей японцам. Те пустились в погоню. «Решительному» удалось прорваться к Порт-Артуру, а вот «Стерегущий» на рассвете окружили четыре миноносца и два крейсера противников. Судно приняло бой. У экипажа были шансы на спасение до тех пор, пока очередной японский снаряд не сделал в борту фатальную пробоину: через неё вода хлынула в топки миноносца и остановила ход корабля. На «Стерегущем» отстреливались ещё около часа. Вскоре миноносец затонул, в сражении погибли 48 русских моряков.

В честь экипажа «Стерегущего» в 1911 году открыли памятник, на котором изображена часть корабля и два матроса. Они — следуя легенде, появившейся после гибели миноносца, — открывают кингстоны (специальные задвижки), чтобы затопить корабль и не сдать его врагу.

Музей «Ледокол «Красин»

Где: на пересечении набережной Лейтенанта Шмидта и 23-й линии Васильевского острова.

Когда корабль действовал: с 1917 года до конца 1980-х.

Чем известен: История ледокола началась в 1915 году на британских верфях: англичане строили судно для военно-морского флота Российской империи, ведь, несмотря на Первую мировую войну, страна планировала осваивать Арктику. Ледокол прибыл к российским берегам под именем «Святогор» и в марте 1917 года вышел в море.

Спустя год ледокол встал на оборону Архангельска от английских интервентов, желавших вмешаться в гражданскую войну в России. Чтобы не пустить противников, российское командование решило затопить «Святогор», что не спасло город от захвата. Также англичане смогли достать со дна ледокол и в 1920 году увезли с собой.

Судно вернулось домой в 1921 году благодаря договорённости наркома внешней торговли Леонида Красина, чьё имя затем присвоили ледоколу. В 1922 году «Красин» спас от гибели итальянскую экспедицию Умберто Нобиле, двигавшуюся к Северному полюсу и потерпевшую крушение. В годы Великой Отечественной войны же ледокол участвовал в полярных конвоях — проводил суда с важными грузами в Арктические моря и даже сбил два фашистских самолёта. Последний арктический поход судна состоялся в 1971 году.

Памятный знак крейсеру «Киров» фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Где: площадь Балтфлота на Морской набережной (перед домом 18 по улице Кораблестроителей)

Когда корабль действовал: с 1936 по 1974 года.

Чем известен: Первая боевая операция крейсера «Киров» состоялась в ходе советско-финской войны в 1939 году: обстреливал финскую береговую батарею на острове Руссарэ.

В полной же мере проявить себя кораблю удалось в ходе Великой Отечественной войны: он оборонял Таллин от фашистских войск. Историки считают, что его участие позволило советским войскам, отступавшим из Прибалтики, закрепиться на линии обороны и на некоторое время удержать немцев от подступов к Ленинграду. После этого крейсер ежедневно обстреливал противников из Кронштадта и с позиций на Неве, а в 1944 году участвовал в полном снятии блокады. Боевая служба в Великой Отечественной войне для «Кирова» завершилась в июне того же года: в последний раз он выстрелил в ходе Выборгско-Петрозаводской операции.

За заслуги в 1941-1945 годах крейсер хотели по аналогии с «Авророй» поставить на стационарную стоянку и сделать музеем, но вскоре проект изменили. Так на Морской набережной появился памятный знак экипажу «Кирова» — подлинные башни и гребные винты судна.

Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Где: Шкиперский проток, дом 10.

Когда корабль действовал: с 1929 по 1987 года.

Чем известен: в годы войны подлодка ходила в четыре боевых похода, первый из которых — в сентябре 1942 года — чуть не закончился трагедией. Во время движения «Народоволец» запутался в противолодочной сети немцев. Экипажу пришлось двое суток трудиться над освобождением и срезать стальную сеть. Вскоре подлодка начала проводить торпедные атаки по вражеским судам. Одно из них — «Якобус Фрицен» — потопила, ещё одно под названием «Дойчланд» серьёзно повредила. После войны «Народоволец» остался в Балтийском флоте, а в 1956 году превратился в учебно-тренировочную базу для военных.

Армейские традиции: от торжественных до забавных

Сейчас Д-2 установлена недалеко от «Ленэкспо», а внутри организован музей: посетители могут увидеть, как подводная лодка устроена изнутри, и узнать о подвигах экипажа «Народовольца».

Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»

История создания филиала

История создания филиала

В Санкт-Петербурге, у Петроградской набережной отчетливо выделяется силуэт военного корабля начала двадцатого столетия — это уникальный памятник истории России, ее Военно-Морского Флота, корабль-музей — легендарный крейсер «Аврора».  Крейсер принял участие в трех войнах, в Февральской и Октябрьской революциях 1917 года, был кузницей подготовки нескольких поколений морских офицеров. Много замечательных людей видел знаменитый корабль.

Вступив в 1903 году в строй боевых кораблей Российского императорского флота, крейсер с честью пронес Андреевский флаг, а затем Военно-морской флаг СССР через многие моря и океаны.

Крейсер «Аврора» — участник беспримерного в мировой истории похода на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры, свидетель трагического для Российского флота Цусимского сражения 14–15 мая 1905 года, участник Первой мировой войны на Балтике, защитник Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Залечивший военные раны корабль был поставлен в 1948 году на вечную стоянку у Петроградской набережной, напротив созданного четырьмя годами ранее Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. «Аврора» стала учебной базой для воспитанников училища. Будущие офицеры флота получали здесь основные морские навыки. В 1950 году на крейсере началось создание корабельного музея. 5 июля 1956 года согласно директиве Главнокомандующего Военно-Морским Флотом на «Авроре» образован филиал Центрального военно-морского музея. Первым начальником филиала стал заслуженный офицер флота, капитан 2 ранга Б. В. Бурковский, который руководил работой музея более двадцати лет.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года крейсер «Аврора» был включен в число памятников, охраняемых государством.

В 1984–1987 годах «Аврора» прошла капитальный ремонт и реставрацию на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова (ныне ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»). На корабле в шести залах разместилась экспозиция, посвященная революционному и боевому прошлому легендарного крейсера. Музей стал одним из самых посещаемых жителями и гостями города, в том числе многочисленными зарубежными делегациями и иностранными туристами. К настоящему времени на «Авроре» и в залах музейной экспозиции побывало около тридцати миллионов человек практически из всех стран земного шара. Книга отзывов посетителей, начатая еще в 1924 году, содержит записи отечественных и зарубежных государственных и политических деятелей, космонавтов, представителей науки, культуры, искусства.

Заслуженной оценкой легендарного корабля стало внесение его в Золотую Книгу Санкт-Петербурга как исторического памятника морской столицы России и Военно-Морского Флота. Крейсер «Аврора» состоит в Международной ассоциации кораблей-музеев.

В 2016 году «Аврора» обрела новую жизнь после почти двухлетнего ремонта на Кронштадтском Морском заводе.

Крейсер «Аврора» сегодня — это находящийся на плаву корабль, на котором работают системы и механизмы, обеспечивающие его жизнедеятельность в течение 20 суток в автономном режиме. По сути, став кораблем-музеем, он сохранил и ряд функций действующего боевого корабля: на нем имеется военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает эксплуатацию крейсера и его надлежащее техническое состояние.

Сегодня, после проведенного ремонта и воссоздания экспозиции, крейсер «Аврора», как и прежде, является одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга — города, где был построен этот замечательный корабль и где, по большей части, прошла вся его служба на благо Отечества.

Руководство страны внесло огромный вклад в организацию и проведение ремонтных работ на крейсере «Аврора». В день Военно-Морского Флота 31 июля 2016 года возвратившийся на место вечной стоянки после ремонта крейсер «Аврора» посетили Верховный главнокомандующий, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Министр обороны РФ С.К. Шойгу.

История корабля | Воронежский областной краеведческий музей

«Гото Предестинация» (или «Божье Предвидение») — первый линейный корабль Российского военно-морского флота. Судно было заложено 19 (29) ноября 1698 г. на верфи Воронежа. Строительством корабля руководил Петр Алексеевич, а в его отсутствии за строительством наблюдали два русских корабельных мастера Федосей Скляев и Лукьян Верещагин.


В проект корабля царь лично внес немало новинок. Киль «Гото Предестинации» состоял из двух брусьев, скрепленных подвижными ершами, что давало важное преимущество при посадке на мель. В иностранных флотах подобное новшество появилось только через 140 лет.

Капитанами корабля в разное время были иностранец Стамати Камер, швед Отто Крестьян, датчанин Нанингъ Генрих, голландец Шхонъ Симон. Команду корабля составляли новобранцы, впервые ставшие матросами, а не приглашенные иностранцы как делалось раньше. Общее количество членов экипажа 253 человека. По классификации, принятой в то время в Европе, корабль с двумя батарейными палубами, несущий 58 пушек, соответствовал IV рангу.

27 апреля 1700 г. на верфи Воронежского адмиралтейства в присутствии высших чинов государства и иностранных послов «Гото Предестинация» была спущена на воду. 17 апреля 1702 г. корабль был переведен к устью р. Воронеж, а в 1705 г. установлен на камели (плавучий док).

Военно-морская служба «Гото Предестинации» начинается с 1710 г., когда корабль был приведен на камелях в город Азов. В июне 1711 г. «Гото Предестинация» находилась в Таганроге в эскадре Корнелия Крюйса, где участвовала в блокировании азовского побережья от подхода турецкого галерного флота. В июле 1711 г. Петр I сообщил своему азовскому губернатору Ф. М. Апраксину о мире с турками и приказал перевести «Гото Предестинацию» в Санкт-Петербург. В ин­струкции Апраксину было сказано: «Спешить, но не избегать врага, поступать военным ма­нером с пиратами Средиземного моря, чтобы чести флага не уронить». 14 (25) апреля 1712 г. «Гото Предестинация» прибыла в Константинополь вместе с кораблем «Ластка» и шнявами «Лизет», и «Мункер». Турки отказались пропустить русские суда че­рез укрепления Босфора, и с разрешения Петра Апраксин счел выгодным продать «Гото Предестинациию» с другими судами Азовского военного флота за 26 167 венецианских червонцев (цехинов).

Основные характеристики корабля

Длина (м)36

Ширина (м)9,5

Глубина трюма (м)3

Экипаж (чел.)253

Артиллерийское вооружение

58 орудий


Нижняя палуба Верхняя палуба Ют и фор-кастл (бак)
26 24 8
16-фунтовых орудий,
впоследствии были заменены на
12-фунтовые
8-фунтовых орудий 3-фунтовых орудий

 

Копия корабля «Гото Предестинация» является не только воплощением исторической памяти для воронежской области и всей России. Это еще и уникальный с точки зрения мирового судостроения проект. Идея строительства такого грандиозного проекта принадлежит лично губернатору Воронежской области Алексею Васильевичу Гордееву.

360 ° виртуальный тур

Памятник Петру I — Москва 2021

Одним из самых грандиозных произведений искусства во всем мире является великолепное творение Церетели – памятник Петру Великому, расположенный в столице России, на Москве-реке. Установленный в конце девяностых годов, за почти два десятка лет внушительный монумент стал родным для москвичей.

Культовая скульптура русского императора возвышается над землей на 98 метров и по праву считается самой высокой в стране. Памятник установлен на специально оборудованном помосте на Москве-реке и представляет собой фигуру Петра I, твердо стоящего на палубе корабля. В свою очередь, корабль опирается на своеобразный постамент из нескольких фрегатов поменьше. Вокруг помоста бьют фонтаны.

 Ввиду огромного размера памятника, установка его происходила по частям. Сначала был выстроен железобетонный фундамент, на него водружен крепкий помост, который является основой всей конструкции. На постамент были по очереди водружены пьедестал, корабль, фигура императора, а также мачта и паруса с подвижными вантами из металлических тросов.

Каркас конструкции очень прочен, так как полностью состоит из нержавеющей стали. Облицовка выполнена из бронзы и закреплена на стальном каркасе. Каждая бронзовая часть памятника тщательно обработана специальными средствами и покрыта лаком с целью защиты поверхности скульптуры от неблагоприятных погодных явлений.

В руке Петра Великого свиток, покрытый позолотой, как и Андреевские кресты на знаменах кораблей, составляющих основу постамента. Для производства парусов главного корабля была использована технология выколотки из меди, а все механизмы креплений изготавливались из нержавеющей стали.

История создания

Петру I был открыт 5 сентября 1997 года. Согласно официальным документам, его создание было приурочено к празднованию 300-летия российского флота. Однако, эта годовщина была отпразднована значительно раньше – еще осенью 1996 года. К тому же, морским сообществом изначально был одобрен совсем другой проект, но в итоге более подходящим значительной дате был признан проект Церетели.

По существующей в российских СМИ байке, памятник Петру – это не что иное, как переделанная статуя Христофора Колумба, первооткрывателя Америки, которую Церетели не смог продать США. Действительно, между проектами памятников Колумбу и Петру I есть схожие черты: обе величественные фигуры стоят на палубе корабля, подняв вверх правую руку, а корабль установлен на сложном по своей структуре постаменте. Однако, между ними есть и масса различий, как, например, между любыми памятниками императорам верхом на скачущем коне. Сравнить оба проекта можно в Москве, в галерее Зураба Церетели: они специально установлены рядом, чтобы сомневающиеся и скептики видели различия между ними.

 В самой конструкции памятника есть несколько спорных моментов: фигура императора почему-то облачена в костюм испанского моряка, ростры вражеских кораблей увенчаны российскими флагами. Противники установки памятника находили и другие исторические несоответствия, но в изначальный проект так и не было внесено никаких изменений.

Помимо смутной истории создания, памятник обладает еще и неравнозначной репутацией среди общественности. Люди разделились на два лагеря: одним скульптура кажется громоздкой и неуклюжей, другим – величественной и прекрасной.

Несмотря на все пересуды, легенды и сплетни, которые множатся вокруг монумента с годами, сегодня уже сложно представить облик столицы без величественной фигуры Петра, возвышающейся над водами Москвы-реки.

Украина Севастополь Достопримечательности | Памятник затопленным кораблям


Памятник затопленным кораблям — памятник в Севастополе герб города, созданный скульптором Амандусом Адамсоном, архитектором Валентином Фельдманом и военным инженером Фридрихом Энбергом.

Памятник построен в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя (1854-1855), во время которой были затоплены русские парусники и заблокирован вход в Севастопольскую бухту.

В июне-июле 1854 г. превосходящие силы союзного флота (Великобритания, Франция, Турция и Сардиния) — 34 линкора и 55 фрегатов (большинство из них были пароходами) блокировали российский флот (14 парусных кораблей, шесть фрегатов и шесть пароходов). -фрегат) в Севастопольской бухте.

9 сентября вице-адмирал Владимир Корнилов собрал военный совет. На совете он предложил немедленно атаковать флот противника, стоявший у мыса Лукулл. По его словам, в случае успеха мог уничтожить врага. корабли, а в случае неудачи — взорвать себя и части союзного флота.

Но большинство капитанов предлагали другой план. Перекрыть путь врагу и спасти город можно, затопив корабли через залив. Адмирал Александр Меньшиков учел обе точки зрения и согласился с военным советом. Вице-адмирал Владимир Корнилов, категорически против такой жертвы, вынужден был подчиняться приказам Главнокомандующего.

Корабли затонули ночью, когда по ним стреляли из орудий. Моряки плакали, глядя, как они исчезают под водой.11 сентября 1854 года было погружено в воду семь судов — пять линкоров и два фрегата (линкоры «Силистра», «Уриэль», «Селафаил», «Три святых» и «Варна», фрегаты «Сизополь» и «Флора»). Между Константиновым и Александром батареи были лишь вершинами мачт над поверхностью моря.

Но вскоре осенние бури начали разрушать заслон затонувших кораблей. Поэтому 5 ноября затопил 84-пушечный «Габриэль», 14 декабря — корвет «Пилад», а в ночь на 13 февраля 1855 года возник второй рубеж между Михайловской и Николаевской батареями.Затем на дно ушли броненосцы «Двенадцать». Апостолы »,« Святослав »,« Ростислав »и фрегаты« Кагул »и« Мессембрия ». Три дня спустя — фрегат« Мидия ».

200-пудовых орудий с парусников передано в батареи. Именно благодаря переброске тяжелых морских орудий с затонувших кораблей Севастополь успешно отражал штурмы и бомбардировки противника. Из расформированных экипажей парусников в гарнизон попадает более 10 000 воинов, сыгравших огромную роль в обороне города.

В ночь с 27 на 28 августа 1855 г. при переходе на Север со стороны Севастополя были затоплены остатки Черноморского флота: 7 линкоров, фрегат, корвет и 5 бригов. Таким образом, за исключением фрегата «Березань» и нескольких более мелких судов, уничтоженных огнем вражеской артиллерии при осаде, — остальная часть Черноморского флота — всего 91 корабль был затоплен черноморскими моряками.

Известие о том, что затонувшие корабли пересекли рейд Севастопольской бухты, стало неожиданностью для союзников.Английский адмирал рвал себе волосы от гнева и командующий французским флотом позже писали, что если русские не заблокируют вход в бухту союзников флот после первого боя вошел туда.

В конце октября 1854 года на корабле «Принц» Англии в Балаклаву прибыло секретное оборудование для взрыва подводной части «стены затонувших кораблей». Однако мины и водолазное оборудование были потеряны вместе с кораблем во время шторма 14 ноября 1854 года.

В ноябрьском шторме у берегов Крыма было уничтожено более 30 кораблей, 40 получили серьезные повреждения. Как признают многие современные исследователи морских катастроф в истории, существует несколько примеров одновременной гибели такого количества первоклассных судов. Убытки составили более 2 миллионов фунтов, моральный дух армии, осаждавшей Севастополь, был полностью подорван.

«Хоть бы один такой шторм и союзники были бы очищены от Крыма!», — воскликнул Николай I, узнав о катастрофе.

Шторм нанес ущерб Англии и французской армии, что привлекло внимание правительственных чиновников к метеорологии. Министр обороны Франции Вайан обнаружил, что накануне шторм прошел над Средиземным морем. Так что при наличии предупреждения это можно было предсказать. Страх повторения потрясения заставил императора Франции Наполеона III лично поручить астроному Урбену Леверье создать эффективную службу прогнозирования погоды.

В феврале 1855 года всего через три месяца после шторма в Балаклаве была создана первая карта прогноза погоды, а в 1856 году во Франции уже работала сеть из 13 действующих и постоянно взаимодействующих метеорологических станций. В следующем году Париж начал получать информацию о погоде от иностранных наблюдателей. Так появилась Европейская метеорологическая служба. С 1865 г. во все порты Европы приходили штормовые предупреждения. Практическое применение новой организации вскоре стало очевидным для всех, и служба погоды была организована во многих странах мира.

Памятник торпедному катеру «Стерегущий» в Санкт-Петербурге

Этот впечатляющий памятник в Александровском парке увековечивает трагическое событие, одновременно историческое и легендарное.Во время русско-японской войны (1904–1905) торпедный катер «Стерегущий» выполнял разведывательную миссию, когда вступил в неравный бой с японской военно-морской эскадрой. Почти весь экипаж, включая капитана и всех офицеров, был убит в бою, а лодка была захвачена противником. Однако лодка неожиданно затонула, и распространился слух, что оставшиеся моряки открыли морские краны и затопили свой корабль, чтобы не допустить его попадания в руки врага.

Памятник торпедному катеру «Стерегущий» на Каменноостровском проспекте

Хотя исследования вскоре показали, что это не так, история оказалась популярной среди российской публики, и Николай II разрешил установить памятник в честь храбрости моряков.Созданный скульптором Константином Изенбергом и архитектором Александром фон Гогеном, памятник представляет собой массивный бронзовый крест, установленный на гранитном блоке. В центре креста изображение двух матросов, открывающих морские петухи и проливающихся сквозь них морской водой. На бронзовой доске начертан рассказ о Стерегущем. По обе стороны от памятника расположены фонари в виде маяков.

Памятник открыт в 1911 году, на нем присутствовал единственный выживший член экипажа Стергущего — Василий Новиков.В 1955 году к памятнику была прикреплена еще одна бронзовая табличка с полным списком экипажа торпедного катера. С 1930-х по 1970-е годы на памятнике был фонтан, но его убрали, так как он наносил ущерб скульптуре.

Метро: Горьковская
Как добраться: От выхода из метро следовать по тропинке по диагонали до Каменноостровского проспекта. Мемориал находится в нескольких шагах по проспекту справа от вас.
Что рядом? Петропавловская крепость, Александровский парк, Каменноостровский проспект

ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции

КВАРТИРЫ И ХОСТЕЛЫ: Выбор редакции

РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции

Мемориал солдат и матросов, Севастополь 360 Панорама

Севастополь (украинский: Севастополь, русский: Севастополь, крымскотатарский: Акьяр) (произношение см. Ниже) — портовый город в Украине, расположенный на черноморском побережье полуострова Крым.Население — 342 451 человек (2001 год) [1]. Город, который ранее был базой Черноморского флота СССР, теперь является украинской военно-морской базой, которую используют ВМС Украины и ВМФ России. Уникальное географическое положение и условия навигации портов города делают Севастополь стратегически важным военно-морским пунктом. Это также популярный морской курорт и туристическое направление, в основном для посетителей из стран Содружества Независимых Государств (СНГ). Торговое и судостроительное значение порта Севастополя растет после распада Советского Союза, несмотря на то, что трудности, возникающие из-за совместного военного контроля над его гаванями и пирсами.Севастополь также является важным центром исследований морской биологии. В частности, изучение и дрессировка дельфинов ведется в городе с конца Второй мировой войны. Впервые это была секретная военно-морская программа по использованию животных для специальных подводных операций. История Севастополь вместе с Кронштадтом и Гибралтаром является одной из самых известных военно-морских цитаделей в Европе. Он был основан в 1783 году Григорием Потемкиным, когда Россия аннексировала Крымский полуостров. Он стал важной военно-морской базой, а затем и торговым портом. В 1797 году указом императора Павла I военная крепость была переименована в Ахтиар. Наконец, 29 апреля (10 мая) 1826 года городу было возвращено имя Севастополь. Музей-панорама Севастополя Одним из наиболее заметных событий, связанных с городом, является осада Севастополя (1854–1855), осуществленная британскими, французскими, сардинскими и турецкими войсками во время Крымской войны, которая длилась 11 месяцев. Несмотря на все усилия, русская армия была вынуждена покинуть опорный пункт и эвакуироваться по понтонному мосту на северный берег залива.Русским пришлось потопить весь свой флот, чтобы не допустить его попадания в руки врага и одновременно заблокировать вход западных кораблей в залив. Когда вражеские войска вошли в Севастополь, они столкнулись с руинами некогда славного города. Панорама осады, созданной Францем Рубо и восстановленной после ее разрушения в 1942 году, размещена в специально построенном круглом здании в городе. На нем изображена ситуация в разгар осады 18 июня 1855 года. Памятник Эдуарду Тотлебену в Севастополе (1909 г.). Во время Второй мировой войны Севастополь выдержал бомбардировку немцев в 1941–1942 гг., Во время осады Оси, которая длилась 250 дней, прежде чем она упала в июле 1942 г. Город был переименован в «Теодориххафен» в 1942 г. Он был освобожден Красной Армией 9 мая 1944 года, а годом позже был удостоен звания «Город-герой». В 1957 году город Балаклава был включен в состав Севастополя. В советское время Севастополь стал так называемым «городом-героем». закрытый город ». Это означало, что любые нерезиденты должны были обращаться к властям за временным разрешением на посещение города.Он напрямую подчинялся центральным властям РСФСР, а не местной области, а позже (после 1978 года) украинской администрации. 10 июля 1993 года российский парламент принял постановление, провозгласившее Севастополь «федеральным российским городом». В то время многие сторонники тогдашнего президента Ельцина перестали принимать участие в работе парламента. В мае 1997 года Россия и Украина подписали договор «О мире и дружбе», исключающий территориальные претензии Москвы к Украине. Как и в остальной части Крыма, русский язык остается преобладающим языком в городе, хотя после обретения Украиной независимости были предприняты некоторые попытки украинизации, которые не имели большого успеха.Назначенные правительством Украины власти сохраняют формальный контроль над жизнью Севастополя (например, налогообложение и гражданскую полицию) и стараются избегать конфронтации с командованием базы на Черном море и пророссийскими группами. Несколько лет назад городской совет, в котором преобладали коммунисты, отклонил ссуду ЕБРР на ремонт некачественной канализационной системы Севастополя, заявив, что проект направлен на усиление зависимости города от правительства Украины и Запада. гражданство для жителей Севастополя, опубликовал опрос в 2004 году, в котором утверждалось, что «72% севастопольцев поддерживают идею независимого статуса Крыма… Кроме того, 95% респондентов поддерживают постоянное пребывание Черноморского флота России в Севастополе даже после 2017 года, когда истекает срок соответствующего соглашения между Россией и Украиной. Также 100% опрошенных высказываются за соответствие права двойного гражданства — русского и украинского — гражданам Севастополя. Хотя примечательно, что в случае получения российского гражданства только 16% севастопольцев готовы отказаться от украинского.Список достопримечательностей Херсонесский национальный археологический заповедник Музей-панорама (Героическая оборона Севастополя во время Крымской войны) Малахов курган (Курган) с его Белой башней Владимирский собор (Владимирский собор) на Центральном холме Памятник затонувшим кораблям на Морском бульваре Музей Черноморского флота России Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года, Музей диорамы (Вторая мировая война) Братское (коммунальное) военное кладбище Демография Население собственно Севастополя составляет 342 451 человек (2001 г.), что делает его 15-м по величине городом Украины. и самый большой в Крыму.В городской агломерации проживает 961 885 человек (2008 г.). По данным Всеукраинской переписи населения 2001 года в этнические группы Севастополя входят русские (71,6%), украинцы (22,4%), белорусы (1,6%), татары (0,7%), крымские татары (0,5%), армяне (0,3%). ), Евреи (0,3%), молдаване (0,2%) и азербайджанцы (0,2%). http://en.wikipedia.org/wiki/Sevastopol

Фотографии Севастополь Памятники

Севастополь находился в осаде во время Крымской войны и Второй мировой войны, стал советским городом-героем и был закрытым военным городом в советское время.Сейчас военно-морской город принадлежит Украине, но Россия по-прежнему арендовала часть гавани для своего Черноморского флота. Неудивительно, что Севастополь полон советских памятников, которые нельзя сносить, не создавая напряженности между Россией и Украиной.

В этой галерее вы найдете фотографии статуи Ленина с видом на город, знаменитый памятник Затопленным кораблям, Мемориал Города-героя, гигантский Мемориал героическим защитникам и многое другое.

Севастополь — Памятник затопленным кораблям

Изображение:
Страна:
Местонахождение:
Дата:
Описание:

1/31
Украина
Севастополь
22 августа 2006 г.
Памятник затопленным кораблям первой обороны Севастополь

Севастополь — Памятник затопленным кораблям

Изображение:
Страна:
Местонахождение:
Дата:
Описание:

2/31
Украина
Севастополь
22 августа 2006 г.
Памятник затопленным кораблям Самый известный Севастополь ориентир

Севастополь — памятник Ленину

Изображение:
Страна:
Местонахождение:
Дата:
Описание:

3/31
Украина
Севастополь
22.08.2006
Ленин смотрит на Черное море с холма в Севастополе

Севастополь — памятник Ленину

Изображение:
Страна:
Местонахождение:
Дата:
Описание:

4/31 900 92 Украина
Севастополь
22 августа 2006 г.
Позирует перед памятником Ленину в Севастополе Украина

Севастополь — памятник Ленину

Изображение:
Страна:
Расположение:
Дата:
Описание:

5/31
Украина
Севастополь
22. 08.2006
Ленин по-прежнему показывает людям путь вперед Севастополь

Севастополь — памятник Ленину

Изображение:
Страна:
Расположение:
Дата:
Описание:

6/31
Украина
Севастополь
22.08.2006
Памятник Ленину в классической позе на холме в Севастополе

Севастополь — Памятник Ленину

Изображение:
Страна:
Местонахождение:
Дата:
Описание:

7/31
Украина
Севастополь
22 августа 2006 г.
Моряк Красного флота обходит Ленина у советского памятника в Севастополе

Севастополь — памятник Ленину

Изображение:
Co untry:
Расположение:
Дата:
Описание:

8/31
Украина
Севастополь
22 августа 2006 г.
Памятник советскому герою у памятника Ленину в Севастополе

Севастополь — памятник Ленину

Изображение:
Страна:
Расположение:
Дата:
Описание:

9/31
Украина
Севастополь
22 августа 2006 г.
Советский рабочий с наковальней на флангах Ленина в Севастополе

Севастополь — мемориал городов-героев

Изображение:
Страна:
Расположение:
Дата:
Описание:

10/31
Украина
Севастополь
22 августа 2006 г.
Камни в честь городов-героев Советского Союза, перед Смоленском

Севастополь — мемориал городов-героев

Изображение :
Страна:
Местонахождение:
Дата:
Описание:

11/31
Украина
Севастополь
22 августа 2006 г.
Гранитный мемориальный камень Советскому Союзу ero Город Севастополь

Севастополь — Мемориал городов-героев

Изображение:
Страна:
Местонахождение:
Дата:
Описание:

12/31
Украина
Севастополь
22 августа 2006 г.
Украшение Севастополя в советском стиле Мемориал Городу-герою

Севастополь — обелиск городу-герою

Изображение:
Страна:
Местонахождение:
Дата:
Описание:

13/31
Украина
Севастополь
22. 08.2006
Обелиск в честь Героя Город Севастополь на мысе Хрустальный

Севастополь — обелиск городу-герою

Изображение:
Страна:
Расположение:
Дата:
Описание:

14/31
Украина
Севастополь
22.08.2006
Надписи, Орден Ленина и Золотая Звезда на обелиске Городу-герою

Севастополь — обелиск Городу-герою

Изображение:
Страна:
Местонахождение:
Дата:
Описание :

15/31
Украина
Севастополь
22.08.2006
Обелиск Городу-герою Севастополю находится в плохом состоянии

Памятники в Санкт-Петербурге.Санкт-Петербург, Россия

Санкт-Петербург полон незабываемых архитектурных моментов, если вы остановитесь на минуту или 15, чтобы остановиться и осмотреться. Из главных памятников города первым в вашем списке должен быть Медный всадник (Медный всадник) . Этот самый известный из памятников Санкт-Петербурга лучше всего рассматривать с лодки на Неве, где вы можете почувствовать свирепость Петра Великого и его жеребца, поднимающегося над вами и созданным им городом. Стоит побывать и пешком, чтобы насладиться прогулкой по площади Декабристов и посмотреть, как молодожены отдают дань уважения основателю города.Памятник, созданный по заказу Екатерины Великой в ​​честь ее теща по проекту французского скульптора Этьена Фальконе, был открыт в 1782 году. На нем изображен Петр, управляющий своим диким конем (представляющим Россию), его рука протягивается к своему шедевру. мегаполиса. Поднимающаяся на дыбы лошадь сидит на волнообразном куске гранита, ее копыто наступают на змею Измена. Более глубокое и зловещее значение для петербуржцев памятник приобрел после эпической поэмы Пушкина «Медный всадник», в которой несчастный главный герой представляет, как статуя оживает и преследует его.

Сам Пушкин является предметом другого памятника, в центре площади Искусств (Площадь Искуств) . Площадь здесь — настоящий архитектурный шедевр, ядро ​​культурных учреждений, а памятник Пушкину, построенный в 1957 году, — не более чем достопримечательность. Первоначально спроектированный Карло Росси, итальянско-русским архитектором, площадь приобрела многие из ее зданий в последующие годы, но все они соответствовали его первоначальному видению. Сядьте на одну из его скамеек, чтобы оценить его линии, а затем прогуляйтесь по площади, чтобы осмотреть Михайловский дворец (ныне Русский музей), Этнографический музей, изящно и элегантно добавленный позже, Театр Мусоргского, Театр оперетты и Филармония.Ближайшая станция метро — Гостиный двор.

Площадь Островского (Площадь Островского) находится в центре другого впечатляюще спланированного района Санкт-Петербурга и является идеальным местом, где можно отдохнуть после знакомства с Невским. Площадь отделяет Пушкинский театр от Невского проспекта, позволяя театру выстроиться в линию и слиться с площадью Ломоносова на реке Фонтанке за ней. Площадь, спроектированная вездесущим итальянцем Карло Росси, сосредоточена вокруг статуи Екатерины Великой, представленной в ее самой элегантной и королевской форме.На основании статуи вырезаны советники, посланники и супруги Екатерины, некоторые из которых достаточно глупы, чтобы их можно было изображать карикатурно. Посмотрите позади Театра Пушкина на улице Росси (Улица Зодчего Росси), пример безжалостного чувства меры в Санкт-Петербурге: его ширина 22 м (72 фута), длина 220 м (722 фута), и он обрамлен соответствующими здания высотой 22 м (72 фута).

Всем, кто интересуется военно-морской историей или кораблестроением, стоит посетить круизер Cruiser Avrora, , пришвартованный на набережной на Петроградской стороне напротив Санкт-Петербурга.Гостиница Петербург. Крейсер, построенный в 1897 году, участвовал в русско-японской войне 1905 года. Он был достопримечательностью города со времен русской революции, когда корабль издал холостой выстрел, объявив о штурме Зимнего дворца большевиками в 1917 году. теперь бесплатный общественный музей и тренировочная площадка для курсантов. В советское время сюда привозили городских пионеров, что-то вроде бойскаутов-коммунистов (и девочек-скаутов) для приведения к присяге. Экспонаты в основном на русском, но кадеты немного говорят по-английски и могут служить неформальными экскурсоводами.Палубы немного коварны в ледяную погоду, а лестницы довольно крутые. Проведите здесь полчаса, прежде чем продолжить прогулку по набережной, чтобы еще раз посмотреть на корабли. Вход свободный. Крейсер открыт со среды по воскресенье с 10:30 до 16:00 (метро Горьковская).

Резким контрастом с благоговейными, почти декадентскими памятниками в центре города является парк Пискарёво и Мемориальное кладбище (проспект Непокорионных) , открытые ежедневно от восхода до заката. В братских могилах в этом огромном мрачном парке находятся тела около полумиллиона человек, погибших во время 900-дневной нацистской блокады Ленинграда во время Второй мировой войны.Большинство из них были мирными жителями, умершими от холода, голода и болезней. Жители Санкт-Петербурга, почти у всех из которых есть родственники, погибшие во время блокады, регулярно приезжают сюда возложить цветы и вспомнить. Это далеко от центра и большинства туристических достопримечательностей, но некоторые туры включают остановку именно здесь. Длинная центральная аллея ведет к статуе скорбящей женщины, изображающей Родину, в советском стиле, а остальные могилы одинаковы и уходят далеко в парк. В павильоне размещена выставка фотографий и документов, связанных с осадой; для более полной истории посетите St.Блокадная экспозиция Петербургского исторического музея. Это далеко от общественного транспорта, поэтому возьмите такси, если вы один. Дайте 2 часа транспортному времени.

Примечание : Эта информация была точной на момент публикации, но может быть изменена без предварительного уведомления. Перед планированием поездки обязательно подтвердите все цены и детали непосредственно у соответствующих компаний.

Статуя Петра Великого — Москва, Россия

В этой гигантской статуе Петр Великий гордо стоит на башне кораблей, сжимая в руке золотой свиток.Он похож на уравновешенного, торжествующего правителя, готового покорить моря. Но, к сожалению, эта статуя не может даже заслужить одобрение публики.

Жители Москвы не поклонники этого гигантского произведения искусства. И, кажется, никто другой в этом отношении. Статуя часто признавалась одним из самых уродливых зданий и статуй в мире. При высоте 322 фута — это восьмая по высоте статуя в мире — дань уважения великому российскому лидеру рассматривается скорее как огромное бельмо на берегу реки, чем достойная дань уважения легендарному императору.

На самом деле, не такая уж большая статуя, возможно, вообще была сделана в честь Петра Великого. Согласно одному известному слуху, на самом деле он был создан как дань уважения Христофору Колумбу в ознаменование 500-летия его первого путешествия.

Согласно этой версии его происхождения, скульптор Зураб Церетели не смог найти американского покупателя для работы, поэтому его друг и бывший мэр Москвы заказал произведение. Он был переработан в честь 300-летия Российского флота, основанного Петром Великим, и окончательно возведен в 1997 году.

Жители Москвы не в восторге от того, что они оказались со статуей — в конце концов, Петр I так не любил этот город, что перенес столицу России в Санкт-Петербург. Было предложено перенести монументальное изображение в любимый императорский город, но Санкт-Петербург пока что любезно отклонил это предложение.

Знай, прежде чем идти

Памятник стоит на юго-западе, спиной к Болотному острову (Балчуг). Видно с любого берега реки, справа — парк Музеон (часть парка Горького), слева — Пречистенская набережная.Его легко совместить с другими достопримечательностями, такими как Храм Христа Спасителя или Третьяковская галерея.

Очень рекомендую речной круиз по Москве-реке. Вы сможете не только подойти поближе к памятнику в обоих направлениях, но и совершить экскурсию на разных языках по другим значимым достопримечательностям.

О России

Россия — огромная и загадочная страна с многовековой историей, захватывающей культурой и интригующим местом в современном мире. Россия — самая большая страна в мире, она простирается на большей части северной Евразии, охватывая 11 часовых поясов. Русские речные круизы — это увлекательные путешествия по ее богатой истории и красочной культуре, а также по красивым пейзажам на берегу рек. Гости Viking River Cruises открывают для себя эпические размах истории России, исследуют величественные города, украшенные памятниками важным историческим событиям, и совершают круиз по пейзажам, усеянным городами, которые веками не менялись на берегах рек.

Речной круиз — идеальный способ познакомиться с двумя великими городами России: Москвой с ее луковичными куполами, множеством памятников и необычайно сложной системой метро и Санкт-Петербургом.Петербург с его домами в европейском стиле, улицами и мостами. Причудливые традиционные деревни на Золотом кольце России, до которых лучше всего добраться на речных круизах, также входят в маршруты круизов Viking River Cruises как по Верхней, так и по Нижней Волге. Вы можете без проблем познакомиться с Россией, путешествуя по важнейшим и историческим водным путям России. Речные круизы предоставляют прекрасную возможность изучить увлекательную хронику этой страны.

История России началась тысячи лет назад с рассеянных кочевых племен и нашествий гуннов и тюркских авар.Между VII и V веками до нашей эры поселения железного века формировались вдоль рек Верхняя Волга, Валдай и Ока, в то время как тюркские хазары заселили регион Нижнего Поволжья вместе с варягами и славянами, первыми народами, которых называли «русью». В 10-11 веках нашей эры это государство Киевская Русь росло и процветало, открывая торговые пути между европейскими крестоносцами и Востоком. Тюркские нашествия вытеснили славянский народ на север. В 13 веке вторглась монгольская «Золотая Орда»; известные как татары, они убили около половины населения России и правили там около трех столетий.Новгородская республика сохранила определенную автономию и во главе с Александром Невским отражала германских захватчиков во время крестовых походов.

В начале 14 века возникла мощная наследница Киевской Руси: Великое княжество Московское. Он присоединил к себе таких соперников, как Новгород, и в конечном итоге стал основой современного российского государства. Иван III («Иван Великий») в конце концов изгнал всех захватчиков, стал «великим князем всея Руси» и отразил все дальнейшие нападения крымских татар и других тюркских народов.Иван IV («Иван Грозный») правил с 1533 по 1547 год, когда был коронован первым царем. Имперская Россия продолжалась до тех пор, пока участие России в Первой мировой войне не ускорило русскую революцию в 1917 году. Это положило начало советской эпохе, могущественному режиму, который просуществовал большую часть 20-го века, но в конечном итоге рухнул в начале 1990-х годов.

Уровень грамотности в России превышает 99%, и ее культурный вклад включает литературу (Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов, Солженицын), музыку (народную и классическую — Чайковский, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Шостакович), балет (Большой, Нуреев). , Барышников), кино (Броненосец Потемкин) и спорта (Олимпийский и др.).

В России есть на что посмотреть, особенно в двух ее великих городах — Москве и Санкт-Петербурге. Москва, столица России, может похвастаться примерно 2500 историческими и архитектурными памятниками, 70 музеями, 50 театрами, 4500 библиотеками и 540 колледжами и исследовательскими учреждениями. Путешественники обычно посещают Красную площадь с ярко раскрашенными и позолоченными луковичными куполами храма Василия Блаженного, могилу Владимира Ленина и массивный 120-летний ГУМ, близлежащий Кремль и, конечно же, всемирно известное метро города. система.Санкт-Петербург дарит посетителям речных круизов более мягкие и изящные удовольствия благодаря своим романтическим каналам, дворцам в стиле барокко и очаровательным проспектам и площадям, спроектированным в европейском стиле. Обязательно посетите Эрмитаж — это одновременно исторический Зимний дворец и художественный музей мирового класса с обширной коллекцией произведений, от да Винчи и Микеланджело до Сезанна и Пикассо.

Одной из главных достопримечательностей речных круизов является кольцо древних городов к северо-востоку от Москвы, известное как города Золотого кольца.Эти известные места, в том числе Ярославль, Углич и Сергиев Посад, сыграли важную роль в истории России, особенно в становлении и развитии Русской Православной Церкви. Сейчас они функционируют как музеи под открытым небом, где выставлены кремли 12-18 веков, монастыри, соборы и церкви, обильно украшенные яркими луковичными куполами. Гости круизов по русской реке совершат поездку по этим очаровательным историческим местам.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *