Конго в чем ходить: Общие сведения о стране

Мбуля макаси, гражданская война и счастливые люди в самом сердце Черного континента: Люди: Из жизни: Lenta.ru

«Лента» продолжает серию материалов «Другие города», авторами которой являются сами читатели. Из одного из самых опасных регионов мира Дмитрий Болдырев прислал рассказ о том, на что сегодня похожа жизнь в столице Демократической Республики Конго (ДРК).

Так сложилось, что уже несколько лет я живу в Киншасе — столице ДРК, которую еще называют «Африкой в Африке». Почему? Постараюсь рассказать в красках.

ДРК (бывший Заир) находится в самом сердце Центральной Африки — региона, где во второй половине ХХ века произошел целый ряд разрушительных конфликтов, унесших жизни миллионов мирных жителей. Геноцид в Руанде (1 миллион погибших), масштабные гражданские войны в Центральноафриканской Республике, Республике Конго, Бурунди, Анголе, Судане — все это случилось совсем недавно, каких-нибудь 10-20 лет назад, однако европейской публике эти события практически неизвестны.

Но даже на фоне хаоса, царящего в регионе, кровавые события, произошедшие в ДРК, поражают масштабом человеческой трагедии.

Знали ли вы, что всего 15 лет назад (с 1998 по 2003 год) здесь разразилась одна из крупнейших в истории человечества войн, получившая название «Первая мировая африканская война»? Вряд ли. И я не знал, пока не попал сюда.

От голода, болезней и деятельности десятков бандформирований погибли от 3,5 до 6 миллионов человек. Тяжелые последствия этой бойни ощущаются в ДРК до сих пор. Война не закончилась и сейчас — просто ее масштаб уменьшился. На востоке страны на фоне красивейшей природы Великих африканских озер каждый день продолжают гибнуть десятки людей.

Прочитав материал про столицу ДРК, не судите конголезцев строго: они выживают в тяжелейших условиях. Здесь даже шутка есть: «Вопрос: как звучит шестнадцатая статья Конституции Заира? Ответ: выкручивайтесь сами!»

Вот они и выкручиваются…

Улыбайтесь — вы в Киншасе

Киншасский международный аэропорт Нджили был построен бельгийцами (до 1960 года ДРК была колонией Бельгии) еще в 40-х годах прошлого века и с тех времен фактически не ремонтировался.

Выйдя из самолета, вы почувствуете, что вас точно облили водой. Тропики-с. Очень влажно, хотя потом привыкаешь. Многие впервые попавшие сюда иностранцы еще в иллюминаторе начинают искать гуляющих вокруг взлетно-посадочной полосы жирафов или хотя бы одиноко пасущуюся зебру. И это первый из многих обломов. Диких зверей во второй по величине стране Африки осталось немного, а в радиусе нескольких сотен километров от Киншасы их вообще нет. Войны, охота и браконьерство фактически свели на нет популяции конголезских животных. Последнего конголезского носорога видели в 2009 году в национальном парке Гарамба. А в нацпарке «Парк мангров» осталось всего четыре бегемота.

Водопад Зонго (высота 67 метров) — чудо природы, расположенное в 130 километрах от Киншасы

Фото: Дмитрий Болдырев

Белый человек едва ли сможет без потерь пройти аэропортовые формальности. Как-то я ради интереса посчитал количество служб, которые несут свою вахту в Нджили. Получилось 16 наименований. И все хотят денег. Так вот, при виде белого каждый служащий аэропорта вспоминает о своем долге перед Родиной и бежит выполнять свои профессиональные обязанности. Поэтому готовьтесь: 10 долларов миграционным властям (а то мало ли что в паспорте найдут?), 10 долларов санэпидемслужбе (в ДРК нельзя попасть, не имея вакцинации от желтой лихорадки), 10 долларов разным спецслужбам (а вдруг вы шпион?). Конголезские таможенники — самые суровые в мире: «Извольте открыть ваш чемодан и показать его содержимое! Сканер?! Откуда он у нас, только ручной досмотр! А это точно ваш чемодан? Пройдемте!» Поэтому и таможенникам нужно дать «на попить».

Однако к своему второму и последующим визитам в Киншасу вы уже познакомитесь с одним из сотрудников аэропорта, который за символическую «демонстрацию дружбы» моментально проведет вас (даже если у вас атомная бомба в кармане) до заветного выхода.

И вот вы героически преодолели все препятствия и вышли из здания аэровокзала. На вас тут же кидаются непонятные люди и отбирают у вас чемоданы. Вы в панике. Но это не грабители — это носильщики, которые будут впятером тащить ваш чемодан. За «попить», конечно.

Далее встает проблема транспорта. Такси как таковых в Киншасе нет. Общественного транспорта практически нет. Для того чтобы найти хоть какой-то транспорт, вам нужно выйти на «большую дорогу» (метров 200 от аэропорта), и там вам рано или поздно повезет. Хотя цена для «неопытного белого» будет повыше стоимости проезда до Москвы от Домодедово или Шереметьево.

В общем, только прибыв в Киншасу, вы понимаете простую истину: вы — белый человек. А это значит, что у вас на лбу написано «обмани меня» или «я раздаю деньги». Соответствующим образом к вам и относятся. При этом очевидным достоинством конголезцев является отсутствие расизма. Обманут вас не потому, что не любят, а потому, что считают глупым миллионером. Делиться надо.

Отелей в столице ДРК два вида: дорогие и опасные. Вам какой? Если первый, то готовьтесь заплатить 200-300 долларов за отель категории 3-4 звезды. Если хотите экстрима, то можно и за 50 долларов найти. Оно вам надо? Ах да, в ДРК существует собственная валюта — конголезские франки (самая распространенная купюра номиналом в 500 франков эквивалентна 0,5 доллара США), однако свободный ход имеют и американские доллары. Они, в отличие от местных франков, нормально пахнут, и их не страшно взять в руки.

Вид на центральную часть города

Фото: Дмитрий Болдырев

У входа в отель вы, скорее всего, увидите оставшийся с 2012-го (года проведения в Киншасе саммита Международной организации Франкофонии) билборд «Mbote! Souriez. Vous êtes à Kinshasa» («Привет! Улыбайтесь. Вы в Киншасе»), который стал неофициальным девизом конголезской столицы.

Мбуля макаси

Далее путешественник начинает потихоньку высовывать нос из гостиницы и открывать для себя Киншасу-красавицу (игра слов: в колониальные времена столицу называли Kin la belle — «Киншаса-красавица», а теперь Kin la pubelle — «Киншаса-помойка»).

Климат в столице ДРК просто райский. Здесь нет удушающей жары. Сезонов всего два: сухой и дождливый. Дожди, вернее стена воды, падающая с неба, тут идут с небольшими перерывами с ноября по май. Температура в это время года не опускается ниже +24 (ночью) и не поднимается выше +35 (днем). В сухой сезон температура варьируется от +20 до +30 градусов. Конголезцы мерзнут, надевают куртки, шапки и даже болеют ОРЗ.

Осадки — единственное, что происходит в ДРК строго по графику, обычно поздно вечером, ночью или рано утром. «Большой дождь» (на местном языке «лингала» — «мбуля макаси») — настоящий культурный феномен и событие в жизни конголезского общества. Мбуля макаси — абсолютно нормальный повод не ходить на работу. Даже в представительствах крупных международных компаний с этим смирились. Сделать ничего нельзя. В 2007 году в ходе второго тура президентских выборов в Киншасе была очень низкая явка избирателей. Лучшие аналитики сидели в своих офисах в Европе (ЕС, США и ООН спонсировали проведение первых демократических выборов в Демократической Республике Конго) и глубокомысленно искали политические причины неудачи электорального процесса. Людям, находившимся в день голосования в столице ДРК, ответ был ясен: «Ээээ, патрон, какие выборы? Мбуля макаси, посмотри в окно!»

Столица ДРК — огромный мегаполис, в котором проживают от 10 до 14 миллионов человек (переписи населения не было с 1986 года). Город разделен на 24 района. Цивилизацией может похвастаться только центральный из них — Гомбе. Остальные в темное время суток посещать страшно. А в некоторые я и днем не хожу. На всю Киншасу есть штук 50 многоэтажных домов, а остальные ее обитатели живут в маленьких домиках в условиях скученности и антисанитарии. Из-за подобной «урбанизации» город поражает своими размерами.

Образчик конголезского «наивного искусства». На картине Конго — ад, а Европа — рай на Земле, что точно отражает представления местных о мире

Фото: Дмитрий Болдырев

Киншаса — один из самых дорогих городов мира для иностранцев. И это при том, что для местных жителей 200 долларов в месяц считаются отличной зарплатой (а в провинциях и 100 долларов — большие деньги). В городе довольно большое число зарубежных гостей (тысяч 20-30), а значит существует и соответствующая инфраструктура: около 20 ресторанов достойного уровня, несколько настоящих супермаркетов (в Центральной Африке это редкость), есть несколько мест отдыха. 99 процентов продуктов «для белых» — импортные. А это значит, что бельгийская картошка стоит 5 долларов США за килограмм, юаровский сок — 3 доллара, юаровские помидоры — 15 долларов, а бельгийская колбаса — 4-5 долларов за 100 граммов. Почему так дорого? Дело в том, что Киншаса находится далеко от Атлантического океана. Продукты «едут» из находящегося недалеко от океана порта Матади, который экспертами признан самым дорогим портом планеты. Товары после прохождения растаможки дорожают в два раза. На уровне правительства ДРК давно объявлено: в порту Матади действуют государственные службы, которые по закону не имеют права там работать. Однако желание конголезских госслужащих «трудиться на благо Родины» преодолевает все запреты!

В стране с 1999 года расположена Миссия ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (MONUSCO). В ней работают более 25 тысяч человек, что делает ее самым крупным ооновским контингентом в мире. Штаб-квартира миссии расположена в Киншасе. Основные цели ооновцев — защита гражданского населения, борьба с группировками боевиков и помощь в реконструкции страны. Миссия ООН в ДРК — государство в государстве. На ее сотрудников не распространяются конголезские законы. У них есть собственная полиция, аэропорты, магазины, госпитали и другая инфраструктура, доступ к которой запрещен для местных жителей. Поскольку зарплаты у сотрудников ООН высокие, то они и являются наиболее частыми посетителями конголезских ресторанов и магазинов. Другие любители по-европейски поесть и попить — тысячи сотрудников многочисленных международных неправительственных организаций, которые активно разносят в ДРК демократию, без устали ратуют за свободу слова и подкармливают местных жителей.

Обычная жизнь на улицах Киншасы

Фото: Дмитрий Болдырев

Огромной проблемой города является транспорт. Метро, как вы понимаете, здесь нет. Люди ездят на своего рода маршрутках, которые за высокий уровень сервиса и безопасности в народе называют «духами смерти». Классический местный «дух» — пятнадцатилетний Mercedes-207, который был куплен в Европе за 3 тысячи долларов США, однако в Киншасе продается уже за 10 тысяч. После приобретения маршрутки у ее владельца есть примерно 6 месяцев для того, чтобы выжать из машины доход: через полгода езды по здешним дорогам с местным водителем за рулем даже качественное немецкое авто разваливается на куски. Каждый день наемный водитель «духа смерти» должен сдать 100 долларов владельцу машины (а еще оплатить бензин и мелкий ремонт). Вот и носятся по Киншасе тысячи маршруток, водителям которых абсолютно наплевать на царапины на своей машине и правила дорожного движения. Вы думаете, полиция остановит «духа смерти» за нарушение ПДД? За отсутствие техпаспорта? За просроченные права? Ха! А у полиции есть возможность его остановить? Или в стране есть процедура прохождения техосмотра? Или водители обязаны иметь права? Это риторические вопросы.

Для борьбы с «духами смерти» киншасские власти в 2013 году создали национальную автобусную компанию — Transco. Закупили 500 отличных автобусов. Однако столкнулись с рядом неожиданных проблем: для хороших автобусов нужны хорошие дороги (большущие автобусы просто не могут проникнуть в густонаселенные районы, где властвуют «духи смерти»), хорошие водители и, наконец, хорошие автобусы нужно содержать. Весь этот комплекс проблем привел к тому, что часть автобусов уже сломана, а другие продолжают ездить по центру города полупустыми.

Приезжему кажется, что в Киншасе очень много машин. А их на самом деле раз два — и обчелся. Парадокс? Ан нет! Просто если «мало машин» ездят по «мало дорог», то и визуальный эффект получится соответствующий.

И вот настало время туристу познакомиться с ночной жизнью Киншасы. И тут он будет приятно удивлен! В городе как минимум три больших тусовочных квартала, где сосредоточены сотни баров, террас и ночных клубов. Начиная с 23 часов в них царит настоящий конголезский ambiance («атмосфера»). Народ выпивает (в основном пиво), зажигательно танцует (в этом они мастера), поет и общается. Причем абсолютно без комплексов. Главное после посещения ночных заведений — не напороться на хулиганов, которых около них десятки.

Жизнь «а-ля конголе»

Рано или поздно каждый посещающий Киншасу иностранец задает себе вопрос: а как живет/выживает местное население? Тут не все так очевидно. С одной стороны, киншасцам жить действительно непросто: безработица более 40 процентов, медицина и образование платные, преступность высокая, коррупция повсеместная. Однако выручает замечательный африканский менталитет. Много ли для счастья надо? Футбольная команда победила — весь город прыгает от радости всю ночь. В церковь в воскресенье пошли — вот и приятно провели время. Бутылку пива выпили — и уже под хмельком. Опять же на работе никто не напрягается. Как-то на традиционной свадебной церемонии (к сожалению, формат статьи не позволяет рассказать об этом чудесном обычае) бабушка невесты получила в подарок таз. Как же она радовалась! Как она танцевала с ним в обнимку! Мало человеку для счастья надо. Hakuna Matata!

Выкуп за невесту

Фото: Дмитрий Болдырев

Развлечений у конголезцев немного, зато живут они не в пример веселее европейцев и россиян. Никаких стрессов и депрессий (люди просто не знают, что это такое), а тем более суицидов. Уровень доступа населения к электроэнергии — 9 процентов (к 2050 году, когда японские человекоподобные роботы уже наверняка полетят на Марс, власти ДРК собираются довести показатель электрификации до 50 процентов), поэтому о таком развлечении, как сидение дома перед телевизором, большинство конголезцев не знает. Стоимость интернета зашкаливает, а его скорость низка даже по африканским стандартам. Оценить число пользователей интернета в стране очень сложно, но вряд ли оно превышает 1 процент населения. Например, я плачу 125 долларов в месяц за безлимитный интернет со скоростью 288 килобит в секунду. Есть возможность подключиться к оптоволокну (проект WACS — интернет кабель по дну Атлантического океана из Великобритании в ЮАР), но стоимость такого безлимитного подключения будет более 1 тысячи долларов за канал «толщиной» в 1 мегабит в секунду. Да и стабильности подключения никто не может гарантировать.

Однако современные средства телекоммуникации постепенно приходят и в столицу ДРК (чего не скажешь о других конголезских городах, где зачастую не слышали даже об электричестве). В Киншасе в последние годы появилось большое число интернет-кафе, где местная продвинутая молодежь приобщается к благам цивилизации посредством Facebook. Иметь страницу в соцсети — это модно и круто. Дешевые мобильные телефоны (опять же только в столице) есть у большинства конголезцев. Из-за отсутствия в домах электричества на улицах Киншасы популярна услуга по платной зарядке телефонов. Звонить друг другу не принято, а вот смс народ писать любит.

Распространена также привычка смотреть телевизор в местных барах, которые называются «террасы». Типичная терраса состоит из резервуара с холодной водой (позывной «холодильник»), пластиковых столов и стульев с рекламой одного из двух местных пивзаводов, а также из официантов, которым для того, чтобы принести пиво, нужно минимум 30 минут. Воды в таких заведениях обычно нет и посуда моется в том же «холодильнике». А еще в таком баре, расположенном обычно под открытым небом около дороги, обычно есть телевизор. Популярностью пользуется футбол, новости и местные телесериалы. Фильмов по телевидению вообще никогда не показывают. Несмотря на то что официальным языком ДРК является французский, местное население предпочитает говорить на четырех местных языках. Большинство телепрограмм также выходят на языке, в котором я понимаю только «малям-малям» и «мбуля макаси».

Киншасу называют «столицей слухов». Из-за низкой доступности СМИ конголезцы привыкли передавать новости вербально. Поэтому можно услышать по пять версий одного и того же события.

Туземцы и политика

Население очень политизировано. Народ постоянно обсуждает последние новости, часто выходит на митинги. Любимая тема для дискуссий: кто в политике чей брат, кто женился на чьей дочке и что-таки нам с этого можно поиметь? Дело в том, что конголезское общество до сих пор опирается на племенные связи. Как только новоиспеченный начальник занимает свой большой кабинет, он первым делом увольняет персонал, доставшийся ему от предыдущего патрона, и нанимает на самые хлебные посты своих родственников. Однако и для «соплеменников» шефа найдутся теплые местечки. Даже родиться в одной провинции (коих тут 11) с, допустим, министром — некий «плюс» к карьере. Если в родной провинции узнают, что министр плохо обошелся с земляком, его авторитет на родине упадет. Знакомый, занимающий пост главного бухгалтера крупной госкомпании, рассказывал, что уже в 6 утра около его дома стоят просители, к которым он, едва одевшись, выходит и раздает деньги. По-другому нельзя. Вот такая родоплеменная демократия.

Про африканскую пунктуальность слышали все. Чем больше «патрон» — тем дольше его ждать. Ожидать начала запланированного мероприятия на протяжении двух часов — норма. Обижаться на опоздания нельзя — люди не поймут и обидятся в ответ.

И никаких депрессий

Ближайший к моему киншасскому дому «Макдоналдс» находится в ЮАР. Ближайший кинотеатр, скорее всего, есть в столице Анголы Луанде.

Что же делать конголезским влюбленным парочкам?! Нельзя сходить в кино, невозможно пойти целоваться в парк (нет парков), терраса не всем по карману, нет возможности гулять по городу (нет тротуаров), а о местных природных достопримечательностях «для белых» (типа водопада Зонго или заповедника человекообразных обезьян Бонобо) местные и не слышали! Конечно же, заниматься любовью! И конголезцы с радостью отдаются этому приятному времяпровождению. Презервативы, как и все остальное, импортные. Стоимость самой дешевой пачки равняется дневному доходу среднестатистической киншасской семьи. Следствием этого является крайне радужная демографическая ситуация: на каждую конголезскую женщину приходится в среднем 6,4 ребенка.

Школа

Фото: Дмитрий Болдырев

Как прожить семье конголезцев на 200-300 долларов в месяц? Да отлично! На рынках «для местных» цены разительно отличаются от «магазинов для белых». Еще и на пиво хватает. И на местную конфетку — сахарный тростник (вкуснятина!). И на странного вида корешок — здешний заменитель виагры. А в случае надобности и на некий местный наркотик, маленький пакетик которого стоит полдоллара.

Местные мамЫ и папЫ (вежливое обращения во франкофонной Африке) вообще очень позитивны. Несмотря на постоянное безденежье, каждый находит возможность посидеть 3-4 часа с бутылочкой пива. Принято часто ходить друг к другу в гости или просто восседать на улице на пластиковом стуле и общаться с прохожими. Друзьям положено постоянно звонить «поздороваться»: поначалу не понимаешь, когда человек тебе звонит и спрашивает «как дела?», а потом молчит в трубку. Хотя в основном конголезцы не звонят сами, а набирают ваш телефон, сбрасывают и ждут, пока вы им сами не перезвоните. Экономят.

Самый крупный в Африке

Напоследок важная информация. В Киншасе нет и не было вируса Эбола! Небольшая эпидемия этого заболевания (отличная от трагедии в Западной Африке) прошла в ДРК в августе-ноябре 2014 года в тысяче километров от Киншасы в глухой местности, куда фактически невозможно добраться. В ходе вспышки вируса заразились 66 человек, 49 погибли. Почему это так важно для меня? Дело в том, что из-за искаженной информации люди до сих пор боятся ехать в Киншасу из-за боязни заразиться Эбола, которой здесь отродясь не было.

Вот несколько эмоциональная и краткая зарисовка жизни в огромном и самобытном африканском городе. К счастью или к сожалению, глобализация добирается и сюда. Киншаса медленно преображается: появляются современные дороги, магазины, рестораны. Постепенно меняется и менталитет конголезцев, растет их уровень жизни.

По прогнозам ООН, к 2050 году Киншаса будет самым большим городом Африки. Будет ли это и тогда «другая сторона планеты»?

Дорогие читатели! Если вы хотите принять участие в проекте «Другие города», присылайте свои рассказы на [email protected]

ДР Конго: стремление вперед | Euronews

Мы находимся в Киншасе в Демократической Республике Конго. Несмотря на последствия ковида, несмотря на трудности, страна демонстрирует высокую динамику в решении своих экономических и социальных проблем.

**Серж Ромби, Euronews: **_»Здесь, в Конго, 60% населения моложе 20 лет. Это одна из самых молодых стран в мире. Полтора года назад начальное школьное образование снова стало бесплатным для всех. Эта мера позволила 4 миллионам детей вернуться за парты»._

В этой школе количество учащихся удвоилось. Бесплатное образование значительно улучшило повседневную жизнь детей и вселило в них оптимизм.

**Гола, ученик: **_»Я хожу в школу. Я не плачу. И меня не прогонят»._

Euronews: «А кем ты хочешь стать?»

Гола:«Я хочу стать мировым судьей.

В последние месяцы школа столкнулась с резким наплывом учеников. Временами было сложно, но директор начальной школы очень воодушевлен результатами.

**Альфонс Капата Симба, директор начальной школы: **_»Дети, которые могли лишиться жизни, оставаясь на улице и совершая ошибки, теперь ходят в школу, они учатся. А родителей, которые раньше тратили деньги на школу, больше их не тратят. Они немного экономят. Это выгодно семьям»._

После школы мы отправились на встречу с новым премьер-министром. Жан-Мишель Сама Луконде Кьенге вступил в должность 100 дней назад. Он делает ставку на молодежь, чтобы придать своей стране новый импульс.

**Жан-Мишель Сама Луконде Кьенге, премьер-министр ДР Конго: **_»Они нам нужны. Демократическая Республика Конго действительно переживает особый момент в своей истории. С изменениями, которые дают новое направление. Это дает нам надежду»._

МВФ недавно предоставил ДРК кредитную линию в размере 1,5 миллиарда долларов. Взамен власти взяли на себя обязательство провести масштабный процесс реформ. Цель — улучшить деловой климат и гарантировать устойчивый экономический рост.

**Жан-Мишель Сама Луконде Кьенге, премьер-министр ДР Конго: **_»Прежде всего, это содействие в создании бизнеса, это отправная точка. В этом задействовано множенство инструментов. Мы должны обеспечить судебную безопасность, над этим нам нужно работать. И, наконец, стимулирование в тех областях, в которые мы бы хотели привлечь инвестиции». _

Процесс реформ потребует диверсификации экономики, в частности, в сельском хозяйстве. Калаа Мпинга — один из самых ярких конголезских инвесторов. Первоначально работавший в горнодобывающем секторе, он вложил значительные средства в эти плантации и заводы по производству пальмового масла. Этот продукт приносит пользу в том числе и жителям Киншасы.

**Калаа Мпинга, конголезский инвестор: **_»20 миллионов жителей питаются в основном сельскохозяйственными продуктами, которые импортируются. Но у нас есть земля, у нас есть климат, у нас есть люди, в любом случае недостатка в рабочей силе нет»._

Проблемы, конечно, еще остаются: такие как поиск долгосрочных инвесторов, изменение некоторых правовых норм или развитие инфраструктуры. Но у страны есть серьезное преимущество.

Калаа Мпинга, конголезский инвестор: «У нас есть то, что я называю самым красивым, самым длинным и самым большим шоссе в мире — река Конго».

Еще один развивающийся сектор: цифровые технологии. В этой школе, как и в более чем 6 тысячах учебных заведений по всей стране, дети и учителя используют Schoolap, образовательный планшет, разработанный конголезской компанией.

**Морган, ученик: **_»У нас есть вопросы, упражнения. Во время карантина мы пользовались им, потому что оставались дома»._

**Альбер Мбуи, учитель: **_»Мы можем проводить видеоконференции в контакте со всеми детьми. Учитель находится в школе или дома»._

**Альбер Лубамба, директор школы: **_»Это позволило нам не опаздывать с проведением мероприятий школьной программы. И это было здорово!»_

Создатель Schoolap получил несколько международных наград за свою разработку и даже продал концепцию Сейшельским островам. Маленькая революция в качестве образования в Демократической Республике Конго.

**Паскаль Каник, соучредитель и генеральный директор Schoolap: **_»Оснащение государственной школы одним планшетом Schoolap равносильно оснащению ее школьной библиотекой. И следует отметить, что это решение может быть использовано в местности, где нет интернета или отсутствует электричество. Таким образом, ни одна область не останется в стороне»._

Стратегия заключается в том, чтобы делать ставку на конголезские таланты, но при этом страна должна стать более привлекательной для иностранных инвесторов.

**Жан-Мишель Сама Луконде Кьенге, премьер-министр ДР Конго: **_»Не забывайте, что Демократическая Республика Конго — это большая страна в центре Африки, имеющая не только крупный внутренний рынок, ведь речь идет о почти 100 миллионах жителей, но и 9 соседних стран. Поэтому она действительно является связующим звеном между Южной, Северной и Западной Африкой»._

Прогноз роста ВВП в Конго на 2021 год составляет почти 5%. И все, с кем мы встречались, говорили нам о своей решимости оседлать эту новую динамику.

**Паскаль Каник, соучредитель и генеральный директор Schoolap: **_»Сегодня мы можем сказать миру, что в Конго у нас есть молодые люди, которые упорно работают, чтобы придать стране благоприятный имидж. Мы хотим работать над тем, чтобы продолжать преобразовывать нашу страну». _

**Калаа Мпинга, конголезский инвестор: **_»Я верю в Конго. Я верю в его потенциал. Мы пришли работать и бороться»._

**Жан-Мишель Сама Луконде Кьенге, премьер-министр ДР Конго: **_»Если посмотреть на различные показатели, то все стрелки идут вверх. Каждый день мы принимаем важные решения, которые идут в правильном направлении. Меня это очень мотивирует, и я бы очень хотел, чтобы мы продолжали двигаться в этом направлении, в этом восходящем направлении, которое, наконец, позволит стране взлететь — с экономической точки зрения и для улучшения социального положения всех конголезцев»._

Культура – ​​Демократическая Республика Конго

Популярная культура

И футбол, и телевидение были распространены как популярная культура в Демократической Республике Конго и во всем мире. На снимке слева изображена национальная сборная ДРК по футболу. Футбол — самый популярный вид спорта во всем мире, и он особенно популярен в ДРК. У национальной сборной большая база болельщиков, так как почти все в стране либо смотрят игры, либо посещают их. Соревнования с другими африканскими футбольными странами также очень важны. Когда команда выиграла Кубок Африки в 19-м70-х, они вернулись домой, и к ним относились как к героям, и для всех в стране был национальный праздник. В этот вид спорта играют не только профессионалы, в него постоянно играют дети всех возрастов. Телевидение также стало популярным в Демократической Республике Конго. Хотя их очень мало, люди собираются вместе, чтобы посмотреть такие шоу, как футбол, пресс-конференции от лидеров правительства или самые популярные шоу в стране, драматические телешоу. Кинотеатры также есть в большинстве крупных городов и являются очень популярным местом для встреч. На изображении, представленном для телевидения, изображены люди, собирающиеся посмотреть результаты выборов 2006 года. Всякий раз, когда люди смотрят телевизор, это обычно происходит вместе с другими жителями города.

Спутниковое телевидение популярно в большинстве городов, потому что здесь нет кабельного телевидения. Популярная культура оказала большое влияние на Демократическую Республику Конго, а также на другие вещи, такие как телевизоры и автомобили. Эти вещи были привезены со всего мира, особенно из Китая в последние несколько лет, когда Демократическая Республика Конго заключила будущее партнерство со страной в 2007 году. В этой сделке страна произвела дальнейшую революцию, потому что все новые китайские товары были приезжает в ДРК.

Народная культура

Две части народной культуры Демократической Республики Конго, которые очень важны для них, — это народные танцы и искусство. На снимке слева изображены люди из Демократической Республики Конго, исполняющие танец. Танец чрезвычайно важен для их культуры. Инструменты и костюмы обычно делаются в домашних условиях, так как люди не могут позволить себе их купить. Этими инструментами являются нгома, или барабан, нскала, кисанси и нигонгуи. Они танцуют определенный танец в такт этой музыке, сложенной из барабанов и палочек. Обычно танец рассказывает историю о том, что произошло или почему события произошли в прошлом. Эти танцы и костюмы передавались из поколения в поколение, и у некоторых племен есть традиция исполнять их на праздниках. На снимке справа маска, созданная конголезским художником. Маски использовались как способ общения с божественными силами, но теперь они превратились в искусство. В некоторых отдаленных районах ДРК маски по-прежнему очень священны, и их можно увидеть только на определенных праздниках. Эти художники обычно создают объекты, которые раньше были очень важны в старшем обществе, но теперь стали больше формой искусства. Плетеные корзины, картины из песка, керамические горшки и резьба по дереву — лишь некоторые из многих примеров конголезского искусства. Народное искусство, созданное в Демократической Республике Конго, привлекает посетителей, и многие люди во всем мире с удовольствием покупают подобные изделия у племен Африки.

Народная культура чрезвычайно важна для жизни многих конголезцев, особенно тех, кто живет в отдаленных племенных районах. Примером этих практик является народ бакуба, поскольку они до сих пор практикуют традиционные танцы и художественные работы. В культуру добавились и некоторые социальные проблемы современного мира, но бакуба по большей части остаются неизменными. Искусство и танцы — это всего лишь два примера богатой народной культуры Демократической Республики Конго.

Жилье/Архитектура

Жилье в Демократической Республике Конго очень простое, с небольшим разнообразием стилей. На этих двух картинках вы видите самые популярные типы стилей, дома из глины и палок, дома из олова и все, что есть в наличии. Стиль дома справа обычно представляет собой только одну большую комнату с соломенной крышей. Небольшое жилье, подобное этому, можно найти в сельской местности, где многие люди живут вместе в сложной среде, известной как усадьба.

Обычно у них есть несколько самодельных домов для семей и места для хранения таких предметов, как еда и семена. Усадьбы обычно расположены недалеко от мест для ведения сельского хозяйства, поэтому добраться до полей совсем недалеко. Некоторые усадьбы построены на старых полях, поэтому поля успевают удобряться. Через несколько лет поле снова используется для посадки сельскохозяйственных культур. Популярны также футуристические дома с красивой структурой и несколькими комнатами, но позволить их себе могут только богатые люди. Справа — изображение горизонта Киншасы, столицы. Территория в нижней половине почти полностью заселена лачугами. Хижины, также известные как лачуги, популярны в районах, находящихся за пределами городской атмосферы. Большинство людей, поселившихся в лачугах, переезжали в город в поисках лучшей жизни. Вместо этого они не могли позволить себе дом в городе, поэтому им приходится жить в лачугах за городом. Это также связано с отсутствием жилья, построенного для всех этих людей, поэтому вместо этого они вынуждены жить в этих ужасных условиях.
красивых загородных домов. Все лачуги расположены очень близко друг к другу, а плотность населения в этом районе очень высока. В конце концов, Демократическая Республика Конго по-прежнему остро нуждается в домах для своего растущего населения, но хорошее жилье для всех недоступно из-за очень бедных людей и правительства.

Одежда

В ДРК мужчины и женщины любят наряжаться в красивую одежду ярких цветов. Конголезское платье в стиле, известном как «липута», что означает ношение ярких материалов. Носить красивую одежду в этой стране чрезвычайно важно, потому что чем красивее одежда, тем больше уважения к тебе. Дамы на этой фотографии также одеты в топ и юбку с головным убором, что является очень популярным стилем в стране. На этих топах, головных уборах и юбках обычно яркие цвета и разные узоры. Женщины всегда носят платья, а не брюки. Мода для конголезских мужчин очень важна.

В 19Мужчины 70-х годов начали одеваться в стиле, известном как «Les Sapeurs», где они одеваются в красивую одежду, такую ​​как костюмы, и носят несколько ярких цветов. Они часто намеренно смешивают свои цвета, чтобы выделиться и носить очень красивую обувь. Когда началась диктатура президента Мобуту, эта одежда была запрещена, и людям пришлось одеваться в старом африканском стиле. После того, как тяжелые годы закончились, эта тенденция возродилась, и переодевание в красочные костюмы снова стало популярным. Эти мужчины считают, что быть сапером — это не только одеваться, но и быть джентльменом, соблюдать закон, иметь чистую стрижку и приятно пахнуть. Несмотря на то, что большинство этих Sapeurs не могут позволить себе купить эту одежду, они все равно ее купят, потому что одежда очень важна для культуры. Теперь женщина-дизайнер переехала в Соединенные Штаты и сделала популярными конголезские стили одежды. Мами Капенд родилась в Демократической Республике Конго и переехала в Соединенные Штаты, чтобы заниматься дизайном конголезской одежды.
Мейми имела большой успех, и теперь конголезский стиль распространяется по всему миру. Стили Липута, пришедшие из Демократической Республики Конго, являются одним из наиболее важных аспектов их культуры.

Продукты питания

В ДРК есть широкий выбор продуктов, особенно много продуктов с пряными вкусами, а также растения и бананы, встречающиеся в естественной среде. Еда слева — Моамбе, национальное блюдо Демократической Республики Конго. Обычно это рыба или курица, приготовленные с листьями маниоки, соусом из острого перца и арахисом, с рисом или бананами на гарнир. Вкус арахиса, по-видимому, очень заметен в любом случае, когда вы его готовите. Моамбе можно приготовить как из обычного мяса, так и в виде тушеного мяса. Его также можно приготовить из другого мяса, такого как крокодил или оленина, но это не так часто встречается. Мясо диких животных также является еще одним видом мяса, которое используется для моамбе, хотя редко встречается так же, как крокодил и оленина. Фуфу — чрезвычайно популярная еда, которую большинство конголезцев едят не реже одного раза в день. Он был завезен в страны Африки к югу от Сахары, когда португальские торговцы привезли его с собой из Бразилии. Фуфу — это очень простая еда, приготовленная из воды и кукурузной муки, иногда также смешивают с маниоковой мукой. Вы кипятите воду, а затем добавляете кукурузную муку, пока она не станет достаточно густой, чтобы оставаться вместе, но все еще мягкой. Тестоподобное вещество считается гарниром и его едят с основным блюдом, таким как моамбе. Также принято отрывать небольшие кусочки фуфу и макать их в суп. Это очень похоже на картофельное пюре, только немного более связное. Фуфу встречается не только в Демократической Республике Конго, но и в остальной части Африки к югу от Сахары и даже в некоторых частях Латинской Америки. Фуфу очень популярен в ДРК, потому что он доступен почти каждому и не требует больших затрат. Еще одна причина, по которой фуфу так популярен в Демократической Республике Конго, заключается в том, что его можно использовать в качестве гарнира практически к любой еде.

И моамбе, и фуфу очень популярны в стране, и люди постоянно любят есть и то, и другое.

Развлечения

Настольные игры и баскетбол — два развлечения, которыми люди любят заниматься. На этом изображении слева изображена мангула, традиционная настольная игра, очень популярная по всей стране. Для игры вы используете 48 мелких предметов (камни, шарики, семена и т. д.) для 16 мест на доске. Для игры можно использовать более 18 ячеек, как показано на картинке выше. Вы начинаете с 4 объектов в каждой ячейке. Вы берете все объекты и бросаете по одному в каждое новое место, вращаясь против часовой стрелки. Всякий раз, когда вы достигаете своей цели, вы бросаете туда одну, и это считается очком. Всякий раз, когда у вас заканчиваются предметы, вы собираете все предметы, которые находятся в этом месте. Вы повторяете этот процесс, пока не бросите свой последний объект в место, где нет других камней. В этом случае наступает очередь другого человека, который делает то же самое. Игра заканчивается, когда все предметы исчезают со стороны доски одного человека. Когда это происходит, каждый игрок подсчитывает, сколько предметов у него в кармане. Выигрывает тот, у кого их больше всего в кармане. Это очень популярная игра по всей Демократической Республике Конго, особенно в более сельских районах, где в нее любят играть пожилые мужчины. В стране очень популярны многие игры, такие как шашки, шахматы, карты и другие. Еще одно занятие, которым дети младшего возраста любят проводить время, — это игра в баскетбол. На снимке справа маленькие дети, которых тренер инструктирует по баскетболу. Хотя футбол на сегодняшний день является самым популярным видом спорта в ДРК, баскетбол также очень популярен. Прошлые звезды, такие как Дикембе Мутомбо и Бисмак Бийомбо, привели к росту популярности этого вида спорта с 19-го века.90-е годы. В последние годы НБА организовала лагеря в ДРК, чтобы помочь развить навыки молодых игроков и привлечь больше детей к спорту. Баскетбол значительно вырос благодаря этим двум вещам и тому, что многие другие африканские игроки стали играть в баскетбол в колледже в Соединенных Штатах или играть за НБА в США. В баскетбол играют в большем количестве городских районов и городов, чем в сельской местности, где футбол и настольные игры более актуальны. И мангула, и баскетбол очень популярны в ДРК по всей стране.

Религия

В Демократической Республике Конго очень популярны западные религии. Западные религии популярны из-за колонизации европейских стран, которые также перенесли свою религию в колонизированную страну. Бельгия колонизировала страну и запретила местную религию кинбангуизма и вынудила их принять другую христианскую ветвь римско-католической. После того, как ДРК стала страной, уровень кинбангуизма вырос до сегодняшнего уровня 10% населения. 80% населения исповедуют христианство, основными религиями являются католицизм, протестантизм и кинбангуизм. На картинке слева представлена ​​римско-католическая ветвь христианской религии. На снимке конголезские епископы с главой католической церкви Папой Франциском. Католическая церковь составляет 50% религиозного населения, и около 35 миллионов человек исповедуют эту религию. Он был привезен из Бельгии во время колонизации и навязан конголезцам. В нем также обучается 60% детей младшего школьного возраста из-за всех школ, поддерживаемых церковью. Католики с более высоким положением, такие как епископы, являются самыми большими критиками страны, и между церковью и государством существует разрыв. Протестантская религия была принесена в ДРК миссионерами из Европы в 1878 году. Протестанты составляют 20% религиозного населения ДРК. У них никогда не было поддержки государства из-за того, что католическая церковь была гораздо более популярной и контролирующей. Лидеры Демократической Республики Конго были вынуждены поддержать католическую церковь из-за того, что подавляющее большинство и большая часть начального образования исходит от церкви. В последние годы протестантская церковь стала немного более популярной и получила немного большую финансовую поддержку от правительства. Католическая церковь на сегодняшний день является самой популярной и наиболее поддерживаемой церковью в Демократической Республике Конго, но протестантизм медленно поднимается, и кинбангуизм также снова поднимается.

Музыка

Румба, также известная как суку, является самым популярным стилем музыки в стране. Музыка стала популярной благодаря «Papa Wemba», изображенному слева, в конце 1960-х и начале 1970-х годов. Многие конголезцы знают его как отца румба-рока. Его группа «Румба» зародилась в конце 1960-х, а затем он отделился от группы в начале 19-го.70-х, формируя свой собственный стиль. Он умер 24 апреля 2016 года, оставив наследие, которое запомнят за создание румбы. Румба распространилась по всему континенту и стала очень популярной в Африке. На снимке справа изображен Фалли Ипупа, известный в Африке артист, исполняющий музыку в стиле «соукус ндомболо». Более быстрая румба, известная как «соукус ндомболо», стала популярной в 1990-х годах как более оптимистичный стиль музыки. Исполняемый танец основан на том, что люди качают бедрами в ритме музыки. В 2000 году ДРК запретила эту музыку транслировать по телевидению и радио, но когда это произошло, популярность музыки возросла. В 2005 году soukous ndombolo снова подвергся критике, на этот раз некоторые музыкальные клипы были запрещены в Интернете, а музыка некоторых исполнителей запрещена к воспроизведению по радио. Румба также была подавлена ​​во время правления президента Мобуту, поскольку он хотел, чтобы музыка была сосредоточена на превращении Парижа в центр конголезской музыки. Soukous ndombolo недавно попал под пристальное внимание правительства, назвав танцы, связанные с музыкой, «скандальными». Сегодня Фалли Ипупа — самая популярная артистка на всем африканском континенте. Он так популярен из-за его очень захватывающих выступлений, полных энергии, и из-за того, что женщины являются его огромными поклонниками, потому что они сходят с ума от его вращающихся бедер, когда он поет. Разумное сравнение для Фалли Ипупы состоит в том, что он Джастин Бибер из DRC. Хотя музыка считается прежней, большая часть стиля изменилась с тех пор, как ее создавал Папа Вемба, на быстрые песни и танцевальные движения Фалли Ипупа.

МОДА В ДРК (ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО)

Дерзкий, яркий и блестящий; всего несколько слов, чтобы описать потрясающие принты и ткани, используемые для создания конголезской моды.

 

(Изображение Лизы Кларк)

  В отличие от западных тенденций, конголезский стиль создан, чтобы выделяться из толпы, используя как яркие оттенки, так и яркие принты, отражающие африканскую культуру.

Традиционно Конголезская одежда основана на ношении ярких материалов, называемых «липута» . Эти ткани носят как мужчины, так и женщины, и чаще всего их можно найти на местном рынке. Их обычно нарезают на полоски длиной от двух до шести ярдов, а для завершения образа их обычно носят с дополняющим платком.

«Липута» иногда также предназначены для разных целей и нацелены на определенную аудиторию, например, отдавая дань уважения лидеру, отмечая особый случай или спортивное мероприятие.

(Изображение LA BELLE KITOKO)

САПОЛОГИЯ

В 1970-е годы на улицах Киннеса появилась новая субкультура, известная как Сапеур Леша. ‘. «Les Sapeurs» или «Sapologist» относятся к группе щеголевато выглядящих конголезских джентльменов, которые тратят свое время и деньги на то, чтобы одеваться поразительно, но элегантно.

ОТКУДА ВОЗНИКЛА САПОЛОГИЯ?

Одним из основателей движения Sapeur и очень уважаемой фигурой в сообществе Sapeur является Стревос Ниаркос, который, к сожалению, скончался чуть более 9 лет назад. Ниаркос сильно продвигался, и многие считали его «отцом сапологии».

По сей день Sapeurs продолжают собираться у его могилы на кладбище Гомбе в Киншасе, щеголяя своими самыми экстремальными нарядами, чтобы отметить уход очень влиятельного персонажа.

 (Саперы собираются у могилы Ниаркоса 10
th  февраль 2014 фото Daily Nation)

Папа Вемба, в первую очередь талантливый музыкант (соучредитель оркестра Zaïko Langa Langa , вместе со своей собственной группой Viva La Musica ) также сыграл важную роль роль в популяризации сапологии в ДРК. Много раз путешествуя по Европе для продвижения своих групп и выступлений, Папа Вемба находился под особым влиянием европейской моды, культуры и чувства стиля.

 

(Изображение Папы Вембы от Radiookapi @Flickr)

Однако вскоре после провозглашения независимости в ДРК президент Мобуту начал кампанию за подлинность, подавляя свободу граждан выражать себя через моду. Мобуто заставил всех граждан ДРК соблюдать новые правила, запрещающие ношение западной одежды. Это побудило Вембу восстать против большинства и продвигать убеждения Сапера через свою организацию Société Ambianceurs et Persons Élégants (Общество содействия развитию элегантных людей, сокращенно «S.A.P.E»). Вемба и его группа бросили вызов дресс-коду, выступив против «реафриканизации», выдвинув сапологию на передний план своей группы и общества.

Яркие саперы стали частью конголезской культуры, и их можно увидеть ежедневно расхаживающими по улицам Киншасы, а также соседнего Конго Браззавиля. Эти уважаемые законодатели моды путешествовали по Африке, вступая в модные войны друг с другом, чтобы получить титул «Лучший сапер в мире».

Sapology также удалось проникнуть через Средиземное море в более широкую конголезскую диаспору (Конго-Киншаса и Конго-Браззавиле), проживающую по всему миру. В начале 80-х и 90s, бельгийские и французские СМИ много говорили об этом феномене, следя за Sapeurs в походах по магазинам и показывая специальные программы на телевидении, чтобы говорить о Sapology. Сегодня Sapology также можно увидеть на экранах наших телевизоров здесь, в Великобритании, благодаря печально известной рекламе Гиннеса, в которой представлены Sapeurs из Конго Браззавиль;  

ПРАВИЛА САПОЛОГИИ

Быть Сапером — это гораздо больше, чем просто носить одежду по последней моде. Для большинства это образ жизни, кодекс и даже религия. Как и во всех религиях, чтобы считаться истинным Сапером, нужно придерживаться определенного набора правил, условностей и идеологий.

Как правило, все Sapeurs должны стремиться быть вежливыми и соблюдать закон. Они также должны быть хорошо одеты, надушены и ухожены, носить дизайнерскую одежду и иметь аккуратную прическу. Вышеупомянутое является необходимыми составляющими для того, чтобы стать настоящим Сапером, однако эти критерии могут немного отличаться в зависимости от индивидуального стиля или предпочтений и даже от того, из какого Конго вы родом!

Sapeurs из Конго Браззавиль, в частности, склонны носить не более трех цветов/тонов одновременно, за исключением белого. Для них носовые платки не складываются, а легко запихиваются в карман блейзера. Brazzaville Sapeurs предпочитают сочетать и дополнять тростями, сигарами, зонтами, шарфами, подтяжками для носков и т. д.!

Напротив, киншасские саперы имеют тенденцию быть более яркими и смелыми. Для них чем больше конфликтующих цветов, тем лучше. Саперы из ДРК известны тем, что выделяются из толпы, а одним из любимых дизайнеров является Йоджи-Ямамото, известный своими яркими костюмами.

Во время модных баталий большинство Sapeurs часто резко расстегивают свои пиджаки и авторитетно топают, чтобы показать, какой бренд/лейбл они носят. Sapeurs также любят хвастаться своей обувью, большая часть которой, как правило, J.M. Weston, дорогого французского сапожника.

КОНГОЛЕЗСКАЯ МОДА СЕГОДНЯ

Сегодня, , на сцене много новых дизайнеров. Мейми Капенд, молодой модельер, переехавшая в Чикаго (США) из ДРК, была одной из них. Благодаря Капенд, основательнице YaSika Mode , что переводится как «Последняя мода», и другим, подобным ей, западные общества смогли познакомиться с красивыми, аутентичными принтами и стилями, которые может предложить ДРК.

Mamie Kapend , чья коллекция может похвастаться сочетанием африканских узоров и принтов с современными линиями, фасонами и формами, также, как и Wemba, говорит о том, что на нее повлияли ее путешествия по разным городам Европы, Канады и Африки. Однако она объясняет, что ее коллекция является символом 9-го века.0147 мультикультурализм» предлагает « элегантный и современный взгляд на африканский текстиль». Ее изделия созданы, чтобы воплощать чувство « уверенности и элегантности».

Капенд дебютировала на неделе моды в Киншасе в 2012 году и в этом году откроет свой интернет-магазин: www.yasikamode.com.

ВЛИЯЕТ ЛИ МОДА/САПОЛОГИЯ НА КОНГОЛЕЗСКОЕ ОБЩЕСТВО?

Мы все больше и больше видим традиционных африканцев/конголезцев “ Липута » адаптирован к западному стилю на Хай-стрит, особенно здесь, в Великобритании. Однако в ДРК и соседнем Конго традиционная одежда почти ушла в прошлое. Традиционные формы одежды вытесняются и все чаще заменяются западной модой. Начинающий конголезский писатель Филипп Руфано объясняет, что современной молодежи в некотором смысле промывают мозги популярная музыка и субкультуры, происходящие из таких движений, как S.A.P.E. Папы Вембы. Он заявляет, что, к сожалению, в настоящее время большая часть молодого поколения стремится следовать западному обществу, забывая о таких традициях, как ношение липуты. Он объясняет, что даже в особых/важных случаях многие из них (молодежь) теперь склонны появляться в повседневной одежде. “   Они стремятся иметь хорошие деньги, чтобы тратить их на одежду, а не на такие вещи, как образование, чтение и собственное будущее. Многие придерживаются менталитета, что деньги и брендовая одежда решают все».

  ПОКУПАЙТЕ:

Африканские/конголезские принты можно найти в таких магазинах, как H&M, Topshop, ASOS.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *