Каспийское море в казахстане: Каспийское море в Казахстане | SKYWAY
Роль Казахстана в отношении правового статуса Каспия и перспектив экономического развития каспийского региона
Данная статья посвящена правовому статуса Каспийского моря. Вопрос о правовом статусе Каспийского моря является одним из ключевых моментов всего многообразия проблем. Без его решения невозможно рассчитывать на долговременную стабильность и сотрудничество в регионе. Центральным вопросом каспийской проблемы является правовой статус, определить который прикаспийские государства не могут из-за несовпадения интересов.
Актуальность. Стратегической сферой для Республики Казахстан является нефтяной сектор. Однако, проблемы здесь пока остаются. Как известно, на суше (земной поверхности) Казахстана имеется 202 месторождения нефти и газа, но многие из них разрабатываются более 100 лет и значительно исчерпали [1, с. 37].
Республика активно входит в рыночные отношения в первую очередь в качестве нефтяной державы, вернее страна становится нефтяной державой в рамках рыночных отношений. Амбициозные планы Республики в ближайшее десятилетие войти в число пяти нефтедобывающих государств планеты не является фантазией. Эти планы безусловно, требуют немало усилий, преобразований структуры системы, переоценки возможностей, материальных и интеллектуальных ресурсов. Они уже сегодня выдвигают и ставят ряд важных проблем, поле и узы решения которых лежат как во внутригосударственных, так и межгосударственных отношениях [2, с. 17].
Большинство проблем Каспия непосредственно связано с неурегулированностью вопроса о его правовом статусе. Советско-иранские договоры имеют пробел в отношении определения принадлежности некоторых пространств. Установленный советско-иранскими договорами 1921 и 1940 годов правовой режим Каспийского моря предусматривал общее владение и совместное использование. Но эти договоры регулируют только вопросы мореплавания и рыболовства. Они устанавливают на всем протяжении моря свободу судоходства для прибрежных государств (суда под флагами иных стран плавать на Каспии не могут) и свободу рыболовства за исключением 10-мильной прибрежной зоны, которая резервировалась за рыболовными судами соответствующего прибрежного государства.
В 1962 году между СССР и Ираном была достигнута договоренность запрете промышленного лова осетровых в море и их вылове только по квотам в реках при миграции на нерест.Эти договоры, по мнению казахстанской стороны, не отвечают современным реалиям и не могут служить правовыми документами, регулирующими отношения прибрежных государств по Каспийскому морю на взаимовыгодной основе и в полном объеме по следующим причинам:
- сторонами в вышеназванных Договорах были государства РСФСР и СССР, которые уже не существуют как субъекты международного права. Поэтому правовой статус Каспийского моря необходимо определить и закрепить в новом договоре между прикаспийскими государствами;
Вследствие этого не существовали границы между союзными республиками на Каспийском море, так как часть моря, принадлежавшая бывшему СССР, была федеральной, а республики не обладали компетенцией рассматривать вопросы разграничения Каспийского моря;
- указанные Договоры регулируют лишь вопросы торгового мореплавания и рыболовства, но не определяют правовой статус Каспия в полном объеме, в том числе вопросы эксплуатации ресурсов дна и недр.
Можно с достаточной долей уверенности предположить, что появившиеся после распада СССР новые члены каспийского клуба Азербайджан, Казахстан и Туркменистан не ставили бы вопрос о выработке нового правового статуса Каспийского моря, если бы под его дном не находились значительные углеводородные ресурсы. Природа распорядилась так, что их основные запасы, разведанные в 70 80-х годах, сосредоточены, главным образом, у берегов этих трех стран. В этом отношении глубоководное дно Южного Каспия вблизи Ирана считается малоперспективным.
Казахстан занимает позицию, основанную на том, чтобы распространить на Каспийское море отдельные положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, используя их с учетом особенностей Каспия.
Дно и ресурсы дна предлагается делимитировать между всеми каспийскими государствами по срединной линии, как это принято в мировой практике, и в соответствии с существующей международной методикой. Разведку и освоение минеральных ресурсов в своей зоне каждое каспийское государство должно осуществлять самостоятельно.
Республика Казахстан выступает за сотрудничество с другими прикаспийскими государствами в области разработки ресурсов казахстанской части Каспия. Формы участия могут быть самыми разнообразными.
По мнению казахстанской стороны, нефтяные компании каспийских государств должны участвовать в разработке недр в зоне другого государства на общих условиях. Это положение не должно затрагивать уже существующие консорциумы. Освоение месторождений, расположенных в пределах зон двух и более каспийских государств, должно быть предметом соглашений о разделе продукции между соответствующими государствами [3, с. 69].
Что касается живых ресурсов моря, пользования водами Каспия в целях судоходства, рыболовства, сотрудничества в области охраны окружающей среды и т.д., то Казахстан готов на самые широкие компромиссы вплоть до кондоминиума.
При формировании подхода к вопросу о возможных путях разрешения проблемы правового статуса Каспия мы стремились максимально учесть законные интересы всех прикаспийских государств с целью их гармонизации, что создаст надежную и долговременную правовую основу деятельности прибрежных государств по разработке недр моря, а также позволит избежать возникновения споров относительно конкретных месторождений на Каспии.
В казахстанском проекте Конвенции о правовом статусе Каспийского моря использованы не только международные нормы и опыт освоения минеральных ресурсов, находящихся в недрах пограничных водоемов, но и практика деятельности СССР и Ирана по разработке ресурсов дна Каспия.
Республика Казахстан прилагает значительные усилия для скорейшего разрешения проблемы правового статуса Каспийского моря и заключения Конвенции на основе достижения консенсуса между прикаспийскими государствами. Главная задача, стоящая сегодня перед прикаспийскими государствами, заключается в том, чтобы найти взаимоприемлемое решение по делимитации дна Каспийского моря и в значительной степени сблизить подходы к этой актуальнейшей проблеме.
По трактовке иранской стороны, любое прикаспийское государство, не имея возможности самостоятельно осваивать морские месторождения, обязано сначала пригласить на равнодолевой основе (по 20 процентов) к участию в этом процессе остальные прибрежные государства и только после их отказа принимать в долю компании третьих стран.
Казахстан считает такой раздел нереальным, несправедливым, не отвечающим мировой практике и здравому смыслу. Решительное несогласие с иранской концепцией было выражено Президентом РК Н.А.Назарбаевым в беседе с Министром иностранных дел ИРИ К.Харрази 14 августа 1998 года в г. Астане.
Россия и Казахстан договорились, что между ними разграничение будет проводиться по модифицированной срединной линии, которая будет выстроена с учетом островов, геологических структур, других особых обстоятельств и уже понесенных геологических затрат.
В пределах образованных таким разграничением участков дна или «донных секторов» прибрежные государства осуществляют суверенные права в целях разведки, разработки и управления минеральными ресурсами дна и недр.
Следует особо упомянуть о статье 5 российско-казахстанского соглашения, которая предусматривает, что различные виды хозяйственного использования Каспийского моря, в том числе прокладка подводных трубопроводов, будут урегулированы -отдельными соглашениями после заключения Конвенции о правовом статусе Каспия и на ее основе.
Как было встречено предложение о разделе дна Каспия при сохранении водного пространства в общем пользовании другими прикаспийскими государствами? Азербайджан приветствовал согласие России на раздел дна, однако по-прежнему выступает за раздел на национальные сектора и дна, и водного пространства. Туркменистан, отдавая предпочтение предыдущему российскому предложению о 45-мильных прибрежных зонах, заявил о готовности согласиться с разделом только дна, если это устроит остальные прибрежные страны.
Даже в Тегеране впервые прозвучали слова о принципиальном согласии иранской стороны с «равным и справедливым» разделом Каспийского моря между пятью прибрежными государствами. Правда, Иран понимает под этим такое разграничение, которое дало бы каждому из прикаспийских государств национальный сектор одинаковой площади. Это уже более реалистический подход, чем ранее предлагавшийся Ираном равнодолевой раздел ресурсов.
Таким образом, идея раздела дна Каспия не отвергается больше ни одним прикаспийским государством. Это важный шаг к достижению консенсуса по правовому статусу Каспия.
На пороге XXI века контроль за топливноэнергетическими ресурсами и средствами их транспортировки играет не последнюю роль в определении геополитических позиций той или иной страны.
Экономический кризис в России во многом определил тональность проводимой американцами политики на постсоветском пространстве. Стремление Вашингтона активно использовать возросшие возможности, добиваться реализации своих интересов напористо, без оглядки на реакцию Москвы, становится все более очевидным. При этом речь идет не только о «подтягивании» бывших советских республик к западным или ориентирующимся на Запад международным и региональным структурам, но и о наращивании в них собственного присутствия, с тем, чтобы непосредственно воздействовать на внутриполитическую ситуацию в этих странах.
Наиболее приоритетным во внешней политике США на постсоветском пространстве становится кавказское направление, открывающее дорогу к перспективным энергетическим ресурсам Каспия, которые Вашингтон стремится взять под свой контроль.
Каспийский регион в XXI веке обещает стать главным поставщиком энергоресурсов на мировой рынок. Запасы имеющихся здесь углеводородных ресурсов оцениваются поразному, но все эксперты сходятся во мнении, что этот регион может выйти на 3-е место в мире по добыче энергоресурсов (после Ближнего Востока и Сибири). Крупнейшие прогнозные региональные запасы нефти и газа сосредоточены на территории Туркмении (6,5 млрд. тонн нефти и 5,5 трлн. куб.м.газа 4-е место в мире по разведанным газовым запасам), Казахстана (6 млрд. тонн нефти и 2 трлн. куб.м. газа) и Азербайджана (3,5-5 млрд. тонн нефти и 600 млрд.куб.м. газа). Российские запасы нефти на Каспии (до открытия в январе 1998 года потенциально нефтеносных структур в северном секторе моря около 600 млн. тс&ш на площади 800 кв. км) оценивались в 1 млрд. тонн. Иранские запасы еще меньше. По самому шельфу Каспия разведанные запасы составляют 12 млрд. тонн условного топлива, и в случае разделения моря на национальные сектора Казахстан получит 4,5 млрд. тонн, Азербайджан 4 млрд. тонн, Россия 2 млрд. тонн, Туркмения 1,5 млрд. тонн и Иран 0,9 млрд. тонн.
В своих официальных заявлениях американцы подчеркивают, что их политика на Кавказе направлена на укрепление существующих здесь политических и экономических механизмов, продвижение вперед рыночной демократии, урегулирование конфликтных ситуаций, развитие энергетики и создание энергетического транспортного коридора между Востоком и Западом, сотрудничество в вопросах обеспечения безопасности.
Стратегическое положение Азербайджана в центре Каспийского региона предопределяет его растущее значение в шкале американских внешнеполитических приоритетов. Ключевая роль Баку в реализации проектов освоения и транспортировки каспийских энергоресурсов, четкая линия на установление союзнических отношений с Турцией и Западом делают Азербайджан привлекательным для США кандидатом на роль регионального лидера, перспективным опорным пунктом для закрепления американского присутствия в регионе.
Создание Евроазиатского транспортного коридора, включающего в себя магистральные трубопроводы и торговые маршруты от Каспия через Закавказье и далее к Средиземному морю через турецкую территорию, является одним из ключевых приоритетов в политике Соединенных Штатов на Кавказе. Все активнее втягиваясь в каспийские дела, США вместе с Турцией настойчиво выступают за прохождение основного экспортного нефтепровода по маршруту Баку средиземноморский порт Джей-хан, поскольку это позволяет исключить территорию Ирана при транспортировке энергоносителей, а также снизить зависимость государств Центральной Азии и Закавказья от России.
Разработкой «каспийской стратегии» Вашингтона занимаются более 300 специалистов в администрации, Конгрессе и научноисследовательских центрах США. В 1998 году с их участием было проведено около 40 крупных конференций, слушаний в обеих палатах Конгресса, ориентированных на то, чтобы определить наиболее эффективные методы реализации «каспийского курса». Каспийский регион в истории не раз будил геополитические фантазии. К тому же его географическое положение в качестве моста между Европой и Азией вновь и вновь будоражит воображение геополитиков. Поэтому нельзя превращать Каспийский регион в зону будущих погодных катаклизмов мировой политики, в сравнении с которыми, как считают зарубежные эксперты, померкнут Балканы с их сегодняшними конфликтами. В этой связи, по мнению ряда ее участников, особенно необходимо принять во внимание интересы внешних сил, вовлеченных здесь, т.е. России, Китая, США, Ирана и Турции. Предпочтительным здесь является широкая кооперация прикаспийских государств с данной «пятеркой» на основе международного права при освоении и транспортировке углеводородного сырья региона. Выборочное же сотрудничество путем создания силовых политических альянсов, что в настоящее время происходит, является опасным, поскольку оно в геополитическом плане может привести к ситуации как в зоне Персидского залива. Это означает, что влияние извне со стороны мощных сил и неравное распределение богатств чревато существенными конфликтами.
По этой причине, как считает ряд участников конференции, важно, чтобы Европейский союз продолжал разрабатывать единый подход и рассматривал Каспийский регион в качестве одного из «пробных шаров» совместной европейской внешней политики и политики безопасности.
Главным результатом конференции стало понимание того, что, несмотря на геополитическую конкуренцию между государствами и экономическими деятелями Каспийского региона, реально существуют необходимые механизмы, подобные Энергетической хартии, которые могли бы обеспечить стабильность и плодотворное сотрудничество. Конференция показала, что Каспийский регион остается зоной особого внимания Европейского союза.
Наличие значительных запасов энергетических ресурсов и амбициозные планы их освоения создают предпосылки для превращения Центральной Азии в один из важнейших с геополитической точки зрения регионов. Поэтому очевидным представляется возрастание интереса к этому региону со стороны различных стран мирового сообщества. Усиливающееся в постсоветский период внимание мусульманских стран к Центральной Азии связано не столько с исламским фактором, сколько с конкретными экономическими интересами. Пакистан и Турцию привлекает географическая близость потенциальных источников импортных энергоносителей. Для Ирана и Турции немаловажное значение имеют перспективы использования их территорий для транспортировки центральноазиатских углеводородов на мировые рынки, что сопряжено с немалыми экономическими и определенными политическими выгодами.
Главной темой спора о Каспии является нефть. На Саммите по Каспию в Ашгабаде Сапармурат Ниязов предупредил, что неудача в разрешении территориального вопроса может привести кровопролитию. Как справедливо отмечает казахстанский ученый Сабитова А.А. также необходимо прикаспийским государствам обратить внимание на безопасность Каспия. Терроризм относится к числу самых опасных труднопрогнозируемых явлений современности, которые приобретают более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Международный терроризм сегодня актуален и для стран прикаспийского региона. В этой связи подчеркивается настоятельная необходимость дальнейшего международного сотрудничества между государствами для принятия и утверждения практических и эффективных мер по предотвращению, пересечению и ликвидации всех форм терроризма, которые затрагивают все международные сообщества. На данный момент Республика Казахстан подписала двустороннее соглашение с Ираном «О сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и терроризмом» от 6 октября 1999 года [4, с.67-68].
Проблемы Каспийского региона обостряются, усиливается милитаризация Каспия, возможны серьезные террористические акты. Дополнительную напряженность создают в районе Каспия агенты нефтедобывающих арабских стран. Вдруг-таки возникнет конкуренция?! Уже выяснено: теракт в Каспийе был оплачен одной из арабских стран. Арестованный в Дагестане террорист Заур Акавов заявил, что республика «опутана спецслужбами арабскихс стран». То же самое говорят и те, кому об этом положено знать по роду службы Цель этих провокаций – дестабилизировать Каспийский регион [5, с. 61]. Все это свидетельствует о том, что необходимо, вопервых, активизировать переговорный процесс по спорным проблемам Каспия в целом достижения консенсуса, а во-вторых, скорректировать совместные усилия по созданию прочной безопасности в Каспийском регионе.
Каким нам видится международноправовой статус Каспийского моря в будущем? На наш взгляд, для прикаспийских государств целесообразно принять следующие принципы и положения: признать Каспийское море. Таковы перспективы развития международно-правового статуса Каспийского моря как непризнанного пограничного озера. Но рано или поздно это произойдет. Веление времени таково: ХХI век должен стать в истории Каспия периодом перехода от конфронтации, взаимных притязаний к реальному сотрудничеству, всесторонней интеграции и дружбе.
Казахстан выступает за раздел дна и недр Каспийского моря на национальные секторы по принципу срединной линии, а также за установление прибрежных и рыболовных зон согласованной ширины. Прибрежные зоны, по аналогии с территориальным морем, по морскому праву будут являться суверенной государственной территорией.
Список используемой литературы:
- Мауленов К.С. Особенности правового регулирования нефтебизнеса в казахстанском секторе Каспийского моря // Каспийское море: правовой статус и режим, безопасность региона и охрана окружающей среды Caspian Sea: Legal status and regime, regional security and environmental protection: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., 23-25 сент. 2005 г.Алматы, 2006
- Зиманов С.З. Государство в контрактных отношениях в нефтегазовой отрасли. // Каспийское море: правовой статус и режим, безопасность региона и охрана окружающей среды Caspian Sea: Legal status and regime, regional security and environmental protection: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., 2325 сент. 2005 г.Алматы, 2006
- К.Токаев. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. – Алматы,
- Сабитова А.А. Международно-правовые аспекты сотрудничества прикаспийских государств по борьбе с терроризмом. // Каспийское море: правовой статус и режим, безопасность региона и охрана окружающей среды Caspian Sea: Legal status and regime, regional security and environmental protection: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., 23-25 сент. 2005 г.Алматы, 2006
- Бакаев А.К. Проблемы безопасности Каспийского // Каспийское море: правовой статус и режим, безопасность региона и охрана окружающей среды сб. Матер. междунар. науч.-практ. конф., 23-25 сент. 2005 г.Алматы, 2006
ПравоТЭК — Анализ и комментарии
Выступление Министра иностранных дел Республики Казахстан К. К. Токаева в рамках встречи в Международном институте стратегических исследований (Лондон, 9 марта 2006 г.)
Геополитический вакуум на Каспии, ставший следствием распада Советского Союза, стал причиной начала большой гонки за право доступа к огромным ресурсам региона. Фактически борьба за каспийскую нефть стала одним из самых значимых геополитических событий постсоветской эры. Быстрорастущий мировой энергетический спрос обещает долгосрочный интерес и вовлечение зарубежных держав с зачастую конкурирующими геополитическими целями.
Тем не менее интерес к Каспийскому региону не сводится к одним лишь углеводородам. Расположенное на стыке различных цивилизаций и подверженное влиянию неустойчивых соседних регионов Ближнего Востока, Южного Кавказа и Центральной Азии, Каспийское море, как представляется, крайне важно для нового баланса сил в Евразии и, в более широком смысле, для будущей системы мирового порядка.
В этом контексте новый смысл обретает концепция так называемой великой игры ≈ с тем существенным отличием, что теперь она включает гораздо большее число действующих лиц и гораздо более высокие ставки.
Следует также подчеркнуть жизненно важную роль региона в усилиях мирового сообщества в борьбе с вызовами и угрозами глобальной безопасности и стабильности. Нераспространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, наркоторговля, религиозный экстремизм, сепаратизм ≈ все эти проблемы остаются актуальными для прикаспийских государств.
Сегодня заинтересованные стороны находятся в поисках эффективных механизмов защиты своих национальных интересов в продолжающемся взаимодействии друг с другом в рамках и вне региона. Здесь главная задача ≈ обеспечить совместимость и эффективность выбранных стратегий, избегая при этом столкновений и конфликтов. Нам бы также хотелось оставить в прошлом принцип «нулевой суммы» для взаимной выгоды сторон.
Как государство с самой протяженной прибрежной полосой и крупнейшими доказанными запасами нефти на своем участке каспийского шельфа, Казахстан крайне заинтересован в достижении триединой цели ≈ политической стабильности, безопасности и экономического процветания в регионе. Мы привержены сотрудничеству со всеми сторонами, заинтересованными в достижении этих целей.
Сейчас я хотел бы подробнее остановиться на казахстанском видении как настоящей ситуации, так и будущего Каспийского региона и нашего вклада в достижение вышеупомянутых целей.
Во-первых, экономическое процветание. Эта цель достижима при условии, что все прибрежные государства, особенно страны в транзитном состоянии, осуществят структурную модернизацию своих экономик и приведут их в соответствие с требованиями глобализации, активно интегрируются в региональную и мировую экономику. Столь же важен свободный доступ к мировым рынкам, учитывая, что три прикаспийских государства не имеют выхода к морю.
Структурная модернизация является насущным вызовом для всего Каспийского региона. Недостаток политической воли или неспособность осуществить глубокие реформы могут привести к появлению феномена «государств-изгоев» в регионе.
В начале 1990-х годов Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев взял курс на проведение смелых рыночных реформ. Сегодня их результаты доказали правильность сделанного выбора: Казахстан стал региональным лидером по экономическому развитию.
Последние семь лет ежегодный рост нашей экономики составил в среднем 10 %, ожидается, что показатель 2000 г. должен увеличиться вдвое к 2008 г. и втрое ≈ к 2015 г.
Десять лет назад ВВП на душу населения составлял 700 долларов. В минувшем году этот показатель был на уровне 3600 долларов, а в этом году, по прогнозам, он должен превысить 4000 долларов. К 2010 г. в нашей стране ВВП на душу населения должен превысить 6000 долларов. Благодаря политической стабильности, мы привлекли более 40 млн долларов прямых иностранных инвестиций и планируем привлечь еще большие объемы инвестиций в будущем.
Очевидно, мы довольны всеми этими результатами, однако не испытываем полной удовлетворенности и последовательно принимаем меры для обеспечения устойчивого роста экономики. Мы твердо настроены на дальнейшее улучшение инвестиционного климата и обеспечение большей открытости в наших деловых контактах. В 2005 г. Казахстан присоединился к инициативе прозрачности в добывающей промышленности, выдвинутой премьер-министром Великобритании Тони Блэром. Мы также намереваемся в значительной степени сократить зависимость экономики от нефтяных доходов.
Мы продолжаем курс на вступление во Всемирную торговую организацию и надеемся завершить переговоры по нашему вступлению в ВТО к 2007 г.
Президент Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана от 1 марта 2006 г. заявил, что наша страна находится на пороге крупного прорыва в своем развитии, так как мы планируем войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
На сегодняшний день экономика Казахстана крупнее, чем экономики всех остальных центрально-азиатских стран и государств Южного Кавказа, вместе взятых. Это явно способствует движению денежных потоков из Казахстана в соседние страны. Я хотел бы подчеркнуть интерес казахского бизнеса к инвестированию в экономики прикаспийских государств. Уверен, что подобное экономическое проникновение будет взаимовыгодным. К примеру, мы планируем инвестировать более 300 млн долларов в Грузию.
Прикаспийские государства сильно различаются в экономических моделях и концепциях своего дальнейшего развития. Поэтому структурная модернизация является обязательным условием для более глубокой региональной экономической интеграции. Мы призываем наших соседей двигаться вперед, осуществляя пакет экономических реформ.
Наша страна привержена продвижению внутренней и межрегиональной интеграции. С точки зрения регионального партнерства мы тесно сотрудничаем с прикаспийскими государствами в рамках Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества, Организации экономического сотрудничества и других структур.
Международное сообщество могло бы быть весьма полезным в продвижении интеграционных усилий в Каспийском регионе. Такие усилия не должны быть привилегированными или избирательными, так как устойчивое региональное развитие требует всеобщего участия.
Мы приветствуем инициативу Европейского союза по установлению всеобъемлющего европейско-каспийского диалога по энергетическим поставкам, транспорту и коммуникациям. Мы также тесно сотрудничаем с США, Великобританией и другими крупными державами в направлении обеспечения устойчивого экономического развития региона.
Казахстан стремительно превращается в одного из крупнейших производителей и экспортеров нефти в мире. В настоящее время Казахстан добывает 1,3 млн баррелей нефти в день и экспортирует более 1 млн. Мы ожидаем, что к 2015 г. добыча достигнет 3,5 млн баррелей нефти в день (150 млн т в год), из которых 3 млн будет экспортироваться. Учитывая запасы нефти, оцениваемые в 100 млрд баррелей, и постоянно растущие объемы добычи, Казахстан будет продолжать играть большую, чем когда-либо, роль в мировой экономике.
Разработка каспийских ресурсов тесно связана с их транспортировкой на мировые рынки. Вследствие того что мы не имеем прямого выхода к открытому морю, наша нефтегазовая маркетинговая стратегия основывается на эффективном многовекторном использовании стратегического расположения Казахстана в сердце Евразии. Развитие транспортной инфраструктуры, основанное на прочном фундаменте экономической и политической целесообразности, становится одним из самых насущных вопросов для нашей страны. Мы сумели построить разветвленную сеть экспортных трубопроводов, соединяющих крупнейшие нефтяные месторождения Казахстана с потребителями на Западе и Востоке.
Сегодня у нас есть ряд реализуемых и планируемых проектов, которые имеют серьезные экономические и политические преимущества.
В настоящее время Каспийский трубопроводный консорциум является единственным полностью завершенным проектом и единственным магистральным маршрутом с выходом на мировые рынки. Несмотря на определенные споры между акционерами проекта, мы по-прежнему оптимистично настроены в отношении его эффективности и рентабельности.
Баку ≈ Тбилиси ≈ Джейхан считается одним из самых важных маршрутов транспортировки для казахстанской нефти. Мы близки к завершению переговоров с Азербайджаном по условиям транспортировки нашей нефти через Каспийское море.
В декабре 2005 г. мы завершили строительство трубопровода в Китай. Это первый трубопроводный маршрут в страну с быстрорастущей экономикой и первый в регионе маршрут, расположенный полностью на территории страны ≈ производителя и страны ≈ потребителя нефти.
Этот проект может соединить трубопроводные системы Казахстана, России и Китая и стать прочным основанием для взаимовыгодного партнерства этих стран на более широком пространстве Евразийского региона. Данный проект вскоре охватит Западный регион Казахстана, соединив таким образом Китай с бассейном Каспия.
Помимо значительных экономических выгод, проект позволяет Казахстану вести более гибкую экспортную политику независимо от внешнего влияния и уравновешивать различные интересы в регионе.
Рассматриваются также и другие экспортные маршруты, включая маршрут в южном направлении (Казахстан ≈ Туркменистан ≈ Иран). Он считается экономически рентабельным, но ввиду определенных политических факторов его перспективы пока неясны. Крупные компании из Франции, Японии и Казахстана все еще обсуждают осуществимость данного маршрута.
На сегодняшний день карта трубопроводной системы Каспийского региона обрела ясные очертания, и, таким образом, геополитическое соревнование за право прокладки различных транспортных коридоров переходит в борьбу между глобальными и региональными державами и транзитными государствами за потоки каспийской нефти.
В геополитическом контексте интересы ведущих акторов должны быть сбалансированы, снижая таким образом возможность доминирования одного государства.
Вне зависимости от политических соображений Казахстан по-прежнему будет ответственным поставщиком и партнером, вносящим свой вклад в энергетический баланс в мировой экономике.
Политическая стабильность жизненно важна для региона. Политический состав Каспийского региона сложен, политическим деятелям следует быть очень аккуратными и чуткими по отношению к меняющейся обстановке. Несмотря на существующие различия, мы убеждены, что главной целью политического развития должна быть большая демократия.
Казахстан развивает постепенную либерализацию общества на основе своих экономических успехов. Страна создала основные социальные и экономические условия для дальнейшего развития демократических процессов. Сегодня общепризнано, что наша страна достигла многого на пути реализации ценностей и принципов демократии. Мы обеспечили политический плюрализм и многопартийную систему, проводим регулярные демократические выборы, создали основу для независимой судебной системы и гарантировали свободу слова. В Казахстане развивается гражданское общество, укрепляется диалог между властью и НПО.
Наша внутренняя безопасность основывается на трех принципах: сохранении межэтнического и межрелигиозного согласия, поддержании политической стабильности в контексте дальнейшей демократизации политической системы и принятии превентивных мер против угроз нашей национальной стабильности.
Что касается нашей внешней политики, Казахстан проводит сбалансированную политику конструктивных и предсказуемых взаимоотношений со всеми крупными державами современного мира. Очевидно, что в значительной степени безопасность Казахстана зависит от отношений с такими соседними государствами, как Россия, Китай и наши соседи в Центральной Азии. Мы привержены развитию стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки, укреплению сотрудничества с Европейским союзом.
Мы твердо поддерживаем усилия в глобальном масштабе, ясно осознавая наши международные обязательства в сфере энергетической безопасности, борьбы с международным терроризмом, поддержания добрососедских отношений по всему периметру границ Казахстана.
Таким образом, Казахстан все больше становится фактором стабильности для целого региона.
Безопасность абсолютно важна для экономического успеха. Это главный приоритет нашей внешней политики. Есть различные механизмы для сдерживания угроз безопасности и стабильности, но тем не менее ни один из них не имеет всеобъемлющей природы и не предусматривает всестороннего участия прикаспийских государств.
Мы уверены, что безопасность и стабильность в Каспийском регионе должны быть обеспечены поддержкой Казахстаном разумной и прагматичной политики прибрежных государств, основанной на разрешении существующих споров и разногласий исключительно мирными средствами, посредством диалога и переговоров.
Мы осознаем, что призывы к разоружению прибрежных государств на Каспии были бы нереалистичными. Поэтому в 2004 г. Казахстан выдвинул инициативу разработки пятистороннего механизма контроля и сдерживания вооружений на Каспии, обеспечения баланса вооружений и определения ограничений. Мы уверены, что эти меры станут одним из самых надежных средств предотвращения конфликтов и мирного развития сотрудничества между государствами.
Есть множество предложений относительно обеспечения безопасности в регионе как с российской, так и с американской стороны. Мы уверены, что все государства должны серьезно изучить их.
Большое значение имеет военное сотрудничество между прибрежными государствами. Все пять стран должны работать над созданием благоприятных условий для сотрудничества на море с целью исключить любую возможность нарушения мира или появления угроз национальной безопасности государств. Наши действия должны быть полностью скоординированы и в более широком международном контексте. В связи с этим Казахстан предлагает совместно разработать и принять политический документ в виде пакта стабильности на Каспийском море, который будет предусматривать сотрудничество в таких сферах, как борьба с терроризмом, агрессивным сепаратизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия, нелегальной миграцией и другими новыми вызовами и угрозами.
До тех пор пока международно-правовой статус Каспия не согласован, в новых геополитических реалиях невозможно разрешить вопрос владения и эксплуатации природных ресурсов. Позиция Казахстана по правовому статусу Каспия заключается в необходимости обращения к определенным положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая предусматривает режимы и ширину различных секторов моря.
Суть заключается в том, чтобы разграничить дно и ресурсы Каспия вдоль срединной линии в соответствии с международной практикой. Каждое государство должно самостоятельно разрабатывать и эксплуатировать ресурсы в пределах своего участка. В то же время Казахстан выступает за сотрудничество с другими странами в разработке ресурсов на казахстанской части Каспия.
В рамках усилий по обеспечению политических и экономических интересов прибрежных государств Казахстан предлагает установить на Каспии территориальное море, рыболовную зону и общее водное пространство.
Наша принципиальная позиция заключается в том, чтобы решить вопросы справедливо на основе ранее заключенных соглашений и не политизировать их. Наша стратегическая цель заключается в том, чтобы определить национальные морские границы и разграничить морское дно для обеспечения суверенных прав на разработку и развитие минеральных ресурсов.
Развитие ресурсов Каспийского моря ≈ вопрос стратегической важности не только для Казахстана, но также и для России. Астана и Москва проделали огромную работу по достижению взаимопонимания, что привело к консенсусу по статусу и размежеванию на Каспии. Основные соглашения и документы основаны на признании модифицированной срединной линии, разграничивающей морское дно и определяющей принципы и правовую основу для разработки ресурсов морского дна.
Разрешение споров относительно права на владение рядом крупных месторождений нефти и газа служит ярким примером стремления двух сторон решать остающиеся разногласия взаимовыгодным способом.
В 2001 г. Казахстан и Азербайджан подписали Соглашение по разграничению морского дна Каспийского региона на национальные секторы в соответствии с принципом срединной линии. Документ не предусматривает разграничения государственных границ, он скорее посвящен регулированию экономической деятельности на морском дне в целях изучения, разработки и управления ресурсами и национальными секторами.
Таким образом, существуют четкие договоренности между Казахстаном, Россией и Азербайджаном в отношении срединной линии моря и его разграничения.
Казахстан продолжает двусторонние консультации с Туркменистаном по вопросам сотрудничества на Каспии. Я планирую посетить эту страну в ближайшее время. Интенсивные переговоры проводятся с иранской стороной. Тегеран настаивает на так называемом справедливом принципе разделения Каспия на пять равных частей. Казахстан не может поддержать подобный подход ввиду того, что он противоречит принципам международного права.
С точки зрения Казахстана, существуют такие неотъемлемые компоненты правового статуса Каспийского моря, как рыболовство, навигация, свободное передвижение судов, не имеющих доступа к другим морям, через территорию транзитных государств.
Каспийское море богато также своей уникальной природой и комплексом окружающей среды, который включает 40 видов животных и растений, занесенных в Красную книгу. Более чем 90% мировых запасов осетровых сосредоточено именно в Каспийском море. Коммуникационная функция Каспия также имеет стратегическую важность благодаря растущему удельному весу транспортируемых на мировые рынки углеводородов.
Таким образом, исходя из наших общих перспектив на Каспии, прибрежные государства должны предпринять совместные усилия для защиты окружающей среды моря, сохранить его биологические ресурсы, флору и фауну. Перед нами стоит жизненно важная задача ≈ как можно скорее создать долгосрочную правовую основу для многостороннего взаимодействия. Такая основа будет способствовать сохранению Каспия для будущих поколений.
Центральная Азия в центре внимания: Иссякающее Каспийское море
Что происходит в регионеИссушающееся Каспийское море
7 июня власти казахстанского прибрежного города Актау объявили чрезвычайное положение из-за отступления Каспийского моря вода .
Власти Актау подчеркнули, что ситуация не повлияет на электро- и водоснабжение города. Было приказано изучить ситуацию.
Власти охарактеризовали чрезвычайную ситуацию как «локальную». Однако в сотнях миль к югу Туркменистан уже сообщает о заметном падении уровня Каспийского моря.
Туркменская служба Азатлык сообщила 29 мая, что уровень воды вдоль каспийского побережья Туркменистана упал на 13,8–15,75 дюймов (35–40 см).
Семь лет назад тогдашний президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов распорядился о строительстве искусственного острова, подобного Дубаю, вблизи туркменской прибрежной курортной зоны Аваза.
Корреспондент «Азатлыка» сообщил: «Теперь остров превратился в холм на берегу моря».
Министр экологии Казахстана Зульфия Сулейменова заявила, что падение уровня воды в Каспийском море связано с уменьшением стока воды из Волги в море и изменением климата.
Почему это важно: В последние годы Казахстан и Туркменистан построили новые огромные каспийские порты, чтобы воспользоваться преимуществами торговых путей Восток-Запад, которые разрабатываются для соединения Китая с Европой.
Приморские города, такие как Актау, росли вместе с расширением там порта.
Аналогичный процесс происходит в прикаспийских государствах Азербайджане и Иране; новые порты, и по мере создания новых рабочих мест в этих портах, растущие города.
Когда уровень воды упадет, корабли не смогут добраться до доков.
Как сказал один из корреспондентов «Азатлыка»: «Через 10 лет порт Туркменбаши превратится в стоянку».
В 2018 году завершен ремонт и модернизация порта Туркменбаши стоимостью около 1,5 миллиарда долларов.
Также земли на восточной стороне Каспийского моря являются пустынями: пустыня Кызыл-Кум в Казахстане и пустыня Гара-Гум в Туркменистане.
Растущее там население и надежды на открытие земель для сельского хозяйства зависели от растений, опресняющих соленую воду Каспийского моря.
Казахстан планирует построить девять опреснительных установок вдоль своего каспийского побережья, Азербайджан строит одну на своем каспийском побережье, и Иран также рассматривает этот вариант.
Уровень воды уже падает. Использование опреснительных установок ускорит падение уровня воды.
После применения кнута Россия предлагает Кыргызстану пряник
На прошлой неделе в информационном бюллетене говорилось о недовольстве России недавним законодательством Кыргызстана.
Похоже, Россия использует метод кнута и пряника, чтобы сохранить влияние в Кыргызстане. Москва перешла от упреков в адрес Кыргызстана к предложению помощи в решении хронических энергетических проблем Кыргызстана.
Российская государственная атомная энергетическая компания «Росатом» снова предлагает строительство малой атомной электростанции (АЭС) в Кыргызстане.
Глава Росатома Алексей Лихачев обсудил эту идею с председателем Кабинета министров Киргизии Акылбеком Жапаровым во время недавнего визита последнего в Сочи.
9 июня заместитель министра энергетики России Павел Сниккарс заявил, что его страна заинтересована в помощи Кыргызстану в строительстве крупной Камбар-Атинской ГЭС-1.
Почему это важно: После того, как в январе 2022 года Росатом впервые опубликовал информацию о предварительной сделке с Кыргызстаном по строительству малой АЭС, кыргызские экологические организации начали петицию против этого плана.
Россия время от времени была партнером Кыргызстана в проекте Камбар-Атинской ГЭС-1.
Сделка 2008 года с Россией по содействию в строительстве Камбар-Ата-1 тоже развалилась.
Кыргызстан аннулировал другую сделку с Россией по строительству ГЭС в январе 2016 года после четырехлетнего ожидания начала строительства.
России нужны союзники, и Кремль уделяет большое внимание государствам Центральной Азии.
Большинство государств Центральной Азии страдают от нехватки энергии, и, похоже, Кремль поддерживает сотрудничество в области энергетики, чтобы удержать Среднюю Азию ближе к России.
Москва уже предложила газ Казахстану и Узбекистану.
Последний подкаст МеджлисаВ подкасте Меджлиса на этой неделе обсуждается недавний подробный отчет группы казахстанских НПО о законности приказа президента Касым-Жомата Токаева стрелять на поражение во время беспорядков в январе 2022 года9. 0009
Отчет также охватывает задержания и применение пыток во время беспорядков, а также последующие расследования и судебные процессы.
На этой неделе в гостях:
- Татьяна Чернобыль, член Центра документации Правозащитного альянса за основные свободы, подготовившего доклад;
- Мира Риттманн, старший исследователь Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии; и
- Евгений Жовтис, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности.
Почему Отабек Сатторий в тюрьме?
В мае 2021 года узбекский блогер Отабек Саторий был приговорен к шести годам и шести месяцам лишения свободы по обвинению в вымогательстве и клевете, обвинения Саторий отрицает.
Саторий писал о коррупции в Сурхандарьинской области, и на него подали в суд несколько чиновников, занимавших видное место в репортажах Саттория.
Одним из таких чиновников был Исроил Худойбердиев, мэр областного центра Термеза до сентября 2022 года9. 0009
Худойбердиев и 17 его заместителей сейчас находятся под судом по обвинению во взяточничестве, растрате и злоупотреблении служебным положением.
Власти Таджикистана захватили гостиницу Ага Хана
Власти Таджикистана национализировали гостиницу Серена в Хороге, принадлежащую Фонду Ага Хана.
Хорог — административный центр Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) на востоке Таджикистана.
Правительство Таджикистана проводит безжалостные репрессии в ГБАО с мая 2022 года, когда правительственные силы отреагировали на мирные протесты, начав операцию по обеспечению безопасности.
Большинство жителей ГБАО — мусульмане-исмаилиты, шииты, духовным лидером которых является Ага Хан.
С момента обретения Туркменистаном независимости в 1991 году в ГБАО действует Сеть развития Ага Хана (АКДН).
АКДН сделала для жителей ГБАО больше, чем правительство Таджикистана.
АКДН построила инфраструктурные проекты, такие как малые гидроэлектростанции, вывела гибридные культуры, которые могут расти в высокогорных районах Памира, и открыла университет в Хороге.
Часть правительственных репрессий против ГБАО включает в себя попытку устранить влияние Ага Хана.
Факт неделиПолномасштабная война России на Украине вынудила миллионы украинских граждан бежать из страны, в результате чего население Украины сократилось примерно до 29 миллионов человек.
Таким образом, Узбекистан с населением около 36 миллионов человек является второй по численности населения страной среди стран, получивших независимость после распада Советского Союза.
Свяжитесь с намиСпасибо, что прочитали информационный бюллетень этой недели.
Не стесняйтесь обращаться ко мне в Твиттере @BrucePannier или нажмите «Ответить», если у вас есть какие-либо вопросы, комментарии, предложения или вы просто хотите связаться со мной по темам, касающимся Центральной Азии.
Пожалуйста, заполните этот краткий опрос, чтобы я мог лучше понять, чем этот информационный бюллетень может быть полезен для вас.
Увидимся на следующей неделе, чтобы узнать больше о том, что происходит в Центральной Азии.
До следующего раза,
Брюс
Сели на мель в Каспийском море
4 февраля 2017 года Оперативный наземный тепловизор (OLI) на Landsat 8 получил изображения в естественных цветах, которые прекрасно демонстрируют разнообразие типов льда, которые могут формируются в северной части Каспийского моря.
Каспий простирается примерно на 1000 километров (600 миль) от Казахстана до Ирана. На севере температура ниже, а вода преснее (менее соленая) и мельче. В результате северные районы более подвержены замерзанию в зимнее время.
На первом изображении показан северо-западный Каспий, где он встречается с западным Казахстаном. Коричневые области являются частью дельты Волги. Недалеко от берега, в самых мелких местах (глубиной всего несколько метров), хорошо развитый массив сплоченного льда кажется белым. Дальше от берега откололось большое поле старого торосистого белого и серо-белого льда. (Когда куски льда сталкиваются друг с другом, часть льда выталкивается вверх и вниз в так называемые «торосы».) Этот лед медленно дрейфует в гигантской полынье, покрытой молодым тонким льдом (нилас).
На втором изображении показан детальный вид льда Нилас, который выглядит темным. Однако, пожалуй, наиболее примечательным является белый ромбовидный кусок льда, припаркованный прямо посередине. «Этот «остров» белого льда, скорее всего, является куском, отколовшимся от ледяного поля», — сказал Алексей Кураев, научный сотрудник Лаборатории геофизических и океанографических исследований (Франция). Он отмечает, что вероятной точкой происхождения является «вмятина» аналогичного размера на границе белого льда (в центре справа на верхнем изображении).
Может показаться, что ледяной алмаз движется, прокладывая себе путь сквозь более тонкое покрытие. Но более вероятно, что кусок льда откололся от более толстого морского льда и сел на мель — прикрепился к морскому дну. По словам Кураева, стамуха не движется. Вместо этого ветер толкает тонкий лед вокруг приземлившегося льда, создавая за ним «тень» открытой воды.
Лед на мели особенно заметен на третьем изображении. На этом изображении в искусственных цветах показаны тепловые данные: оранжевым цветом показаны места, где поверхность теплее, то есть, как правило, там, где лед самый тонкий; синие и белые — это более холодные области, включая основной ледяной покров и притертый лед.
С наступлением весны и повышением температуры лед на Каспии скоро исчезнет. Весь лед однолетний, а это значит, что он не должен пережить лето. Но с таянием льдов может сложиться иная картина: кили торосов, которые когда-то доходили до морского дна, могут оставлять после себя следы размыва.
Изображения Земной обсерватории НАСА, сделанные Джошуа Стивенсом с использованием данных Landsat Геологической службы США. Подпись Кэтрин Хансен, интерпретация изображения Алексеем Кураевым и Питером Бухарицыным.
Посмотреть эту область в EO Explorer
Ромбовидный кусок льда — незнакомец среди тонкого льда.
Изображение дня на 1 марта 2017 г.
- Инструменты:
- Landsat 8 — ОЛИ
- Landsat 8 — ТИРС
Изображение дня Вода Снег и лед Дистанционное зондирование
Посмотреть другие изображения дня:
28 февраля 2017 г.
2 марта 2017 г.
- Кураев А. эт. al (2004, июнь) Морской ледовый покров Каспийского и Аральского морей по историческим и спутниковым данным. Журнал морских систем, 47(1), 89-100.
- Земная обсерватория НАСА (2016, 23 апреля) Северный Каспий омывается льдом.
- NASA Earth Observatory (2013, 30 марта) Лед на Каспийском море.
Морской лед и айсберги у берегов Восточной Антарктиды
На этом изображении в естественных цветах, полученном 7 октября 2011 г., изображен ледяной зверинец у побережья Восточной Антарктиды.
Изображение дня Вода Снег и лед
Старейший арктический морской лед исчезает
Толстый лед, который раньше держался несколько лет, резко истощается в течение трех десятилетий.
Изображение дня Вода Снег и лед
Арктический морской лед теряет свой бастион
В 1984 году площадь старого льда в Арктике составляла 1,86 миллиона квадратных километров при минимальной годовой площади. В сентябре 2016 года осталось всего 110 000 квадратных километров старого льда.
Изображение дня Снег и лед Дистанционное зондирование