Карта святых мест россии: 25 священных мест России — Русская семерка
Русские святые места — путешествия для паломников
Куда поехать, если хочется ощутить душевную гармонию и прожить день или несколько дней без суеты? Мы подобрали 7 православных святынь для отдыха и молитвы.
Соловецкий монастырь
Соловецкие острова на Белом море — место почти мистическое. Раньше здесь строили лабиринты, возводили курганы, где проводили языческие обряды. Православие сюда добралось только в 15 веке, когда и был основан Соловецкий монастырь. Тогда он стал одним из главных духовных и культурных центров русского Севера. Монастырь выполнял не только религиозную функцию, но и являлся форпостом северной границы России. А в советские годы здесь создали ссыльный лагерь. И только в последние годы монастырь снова стал местом паломничества христиан России.
Чтобы по-настоящему почувствовать прелесть природы Севера, проникнуться духом православной святыни и осмотреть все достопримечательности, 2-3 дней будет недостаточно. Продлите пребывание на Соловках хотя бы на неделю. И обязательно захватите с собой теплую одежду и зонт, т.к. даже в летнее время северный климат не балует теплом.
Дивеево
Расположение монастыря, находящегося в южной части Нижегородской области, выбрано не случайно. По легенде, в 1760 году монахине Александре было два видения, в которых Божья Матерь указала ей место будущей православной святыни. С 1789 года иеродиакон Серафим Саровский взял женский монастырь под свое покровительство. Мощи святого старца, обладающие чудом приносить исцеления и облегчать страдания страждущих, и сейчас находятся в стенах этой обители. Вода источников, бьющих на территории монастыря, так же обладает чудодейственной силой.
Следует обратить внимание на канавку Божьей Матери, которая была вырыта вдоль стен монастыря. Сам старец дал указание о ее создании вдоль тропы, по которой ступала нога Богородицы.
Троице-Сергиева лавра
Один из крупнейших мужских монастырей России, объект культурного наследия ЮНЕСКО и музей древнерусского искусства — все Троице-Сергиева лавра.
В 14 веке братья Стефан и Варфоломей (позднее Сергий Радонежский) стали основателями Троицкой пустыни на холме Маковец. К ним потянулись со всех сторон иноки и постепенно монастырь стал важным православным центром Российского государства. В нем вершились государственные дела, благословляли на царствование, военные походы и битвы во славу государства российского.
В последние годы лавра является местом паломничества христиан России. Особый трепет и энергетика ощущаются в Троицком соборе. Выполненный из белого камня, он хранит святые мощи Сергия Радонежского, а знаменитый пятиярусный иконостас, созданный Андреем Рублевым, поражает своей красотой.
Кижи
Преображенская церковь в Кижах — изящный образец деревянного зодчества России. Он похож на волшебный дворец из сказки с 22 главками, устремляющимися в небо. Когда на Онежском озере туман, то храм словно появляется ниоткуда, постепенно раскрывая свою особенную красоту. Согласно легенде по окончанию строительства в озеро был специально выброшен топор со словами о том, что более такой церкви не будет построено никогда.
Дополняют православный комплекс расположенные рядом Покровская церковь и шатровая колокольня.
Легенда гласит, что все было построено без единого гвоздя, но это не совсем так. Деревянные, а позднее, кованые гвозди скрепляли специальные лемехи — чешуйчатые пластины из дерева на куполах.
Попасть в Кижи можно в летний период: по воде на комфортабельных катерах, в зимний период — на специальных катерах на воздушной подушке или вертолетом. А можно совершить прекрасное путешествие на теплоходе из Санкт-Петербурга.
Псково-Печерский монастырь
Монастырь знаменит тем, что является постоянно действующей обителью на протяжении всей своей истории, а это 5 веков. В пещерах, обнаруженных в XIV веке Дементьевым, впоследствии обосновались монахи Киево-Печерской обители. Над входом в одну из пещер выполнена надпись: «Богом зданная пещера». Позднее отец Иоанн с супругой выкопали пещеру для обустройства Успенской церкви. Обнаружилось чудесное свойство этих пещер: тела умерших в них не тлеют, поэтому часть подземных сооружений храмового комплекса была преобразована в усыпальницы.
В Успенском соборе можно помолиться и увидеть чудотворные иконы Николя Святителя, «Успение» и «Умиление».
Оптина пустынь
Природа Оптиной пустыни как будто сошла с полотен знаменитого русского художника Левитана. Сосновые леса, поля, речка Жиздра — непередаваемая красота нетронутой русской природы. По легенде, основанный в этих краях монастырь своим названием обязан имени разбойника Опта, который, раскаявшись и приняв в монашестве имя Макарий, основал монастырь вдали от мирской жизни. Монастырь знаменит традицией старчества, начало которой в 1829 положил старец Леонид. Оптинские старцы обладали огромным влиянием на умы людей самых разных сословий. Они проводили жизнь в молитвах и покаянии, находясь в душевной гармонии с окружающим миром. Несколько раз эти места посещали Гоголь, Толстой, Достоевский. Роман «Братья Карамазовы» был создан писателем после посещения этого святого места.
В эпоху страны советов о монастыре забыли, но, начиная с 1988 года, началось поэтапное восстановление монастыря с возвращением к истокам православия. Паломничество к мощам святого старца Амвросия не прекращается ни на день.
Попасть в Оптину пустынь можно любым транспортом до Козельска, далее до пустыни на маршрутном такси. Наиболее близкие к монастырю города для перелета — Курск и Москва.
Нилова пустынь
Нилова пустынь — мужской монастырь, расположенный почти на равном расстоянии от Москвы и Санкт-Петербурга на прекрасном озере Селигер. Красоты нетронутой природы и спокойная гладь озера располагают к спокойному отдыху. Владения монастыря расположились в нескольких километрах от Осташкова на острове Столобный. Он был образован в начале 16 века преподобным Нилом, обустроившим пещеру, а затем построившим келью и небольшую часовню.
На рубеже 16-17 веков на острове образуется монастырь, который существует вплоть до 20 века. Возрождение монастыря началось вместе окончанием советской власти. Сотни паломников стекаются в эти места, чтобы прикоснуться к святым мощам Нила и посмотреть на живописный вид с колокольни.
Духовные, державные и культурные святыни России
Каждое общество, желая своего продолжения, находит в своей истории примеры, личности и возводит их деяния в ряд своих высоких ценностей, объявляет их образцами, которые следует знать, которым следует подражать, на которых следует воспитывать. История России имеет великое множество таких примеров в разных сферах общественной, военной, научной, культурной жизни. Особое место занимают почитание духовных ценностей православия. И здесь, конечно, мы ведем речь, в первую очередь, о святых.
Владимир Иванович Даль в своем словаре определяет понятие «святой», как «духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественный, небесный… Святым зовут вообще все заветное, дорогое, связанное с истиною и с благом».
Действительно, когда мы говорим о чем-то, что это святое, и употребляем это определение вне православной церкви, мы все равно понимаем под этим толкованием (и подчеркиваем) обладание божественной благодатью, заветность, истинность, величие и важность.
Можно взглянуть еще на одну грань слова святой, в его исконной дохристианской сути. Это — праздник: свято (украинский), святки — это как бы предчувствие православного понимания святости, как, отнюдь не частого, прорыва от повседневности к празднику, от будней к светлому, к «святому».
Святой человек в нашем представлении имеет связь с Богом, причастен к высшему миру, ибо его он выбрал для посредничества с людьми. Святость для нас — это жертвенность во имя людей, во имя народа, во имя Отечества. В понимании русских людей святость и определяла вершинность поведения, нравственную высоту и, взглянув на сонм русских святых, мы и можем, в определенном понимании, представить смысл, признаки русской духовности.
Россия имеет свой великий Божественный духовно-исторический дар. Ее история, ее пространство, ее память расцвечены, насыщены, заселены святыми местами, святыми подвижниками и праведниками, обозначены духовными святынями, обрамлены полями ратного подвига и курганами славы, драгоценными примерами служения народу во всех сферах бытия.
Великое движение паломничества по святым местам нашей Церкви, к чудотворным иконам, к мощам русских святых стало непреложным фактом. Конечно, очень важно, чтобы это не носило чисто туристско-экскурсионный характер, а создавало внутреннее благодатное состояние, способствовало укреплению православного мироощущения и предметно утверждало идею служения России. Посещая храмы, монастыри, конечно, надо постигнуть и земную жизнь святого. Наша агиография, т. е. совокупность житий святых, житийная литература за последние годы наполнилась многими разнообразными изданиями и дает возможность постичь духовную географическую карту святых мест Руси.
Великий вдохновляющий сонм русских святых встает ныне перед нами. Первые из них страстотерпцы Борис и Глеб стали таковыми после мученической смерти, предав себя таковой, чтобы остановить цепь насилия. Уже это прославление обозначило глубину усвоения христианства русскими людьми.
Второй русский святой преподобный (т. е. святой монах) Феодосий Печерский обладал кротостью и смирением и в то же время невиданной твердостью духа и решительностью. Известно, что, будучи игуменом монастыря, он ввел строжайший греческий устав, проводил ночи в молитве после самой тяжелой и черной работы днем. Не делая никаких запасов в монастыре, он все приобретенное раздавал бедным. Будучи кротким и тихим, он яростно обличал неправедность киевского князя Святослава (изгнавшего старшего брата с престола). Тот пытается примириться, но Феодосий не терпит нарушений законов Божиих, законов человеческих.
Самый известный и давно почитаемый во всех российских землях святой преподобный Сергий Радонежский показал высочайшие образцы святости, был носителем особой таинственности, духовной жизни, аскетизма, кротости, он работал наравне со своей братией и даже больше («аки раб»). Его черты — заступничество за сирых, малых и убогих, за обиженных, благотворительность и помощь нищим и одновременно общественные, политические действия, но не профессионального деятеля, а личности, ощутившей свое призвание и преодоление (это и посольская миссия в Нижний Новгород к князю Борису, захватившему княжество, благословение князя Дмитрия на всенародную борьбу против татаро-монголов).
Вероучительное и общественное служение были отличительной чертой русской святости. В этот ряд я бы поставил и святого благоверного князя Александра Невского, сохранившего христианскую Русь перед лицом превосходящих западных и восточных врагов мечом, словом, переговорами и верой. Вот уже эти первые святые Руси — братья-страстотерцы и святые монахи, кроткие и непримиримые к грехам, желающие жить по законам Евангелия и не уходящие от болей и забот Отечества, жертвенные подвижники от власти — во многом определили состояние нашего русского духа, а их биографии, образ жизни и тип поведения во многом поучительны для нас, русских людей. И потому должны быть знаемы, поняты и ныне.
Святыни Древней и Святой Руси, ее святые укрепили дух народа, Московское княжество. Свержение 300-летнего татаро-монгольского ига и воспринималось как избавление от Божией кары за подвиги святости. Москва становилась в глазах людей спасительным центром, способным вести народ к Божиим вершинам. И недаром, именно в XVI веке, по инициативе митрополита Макария, причисленного уже в наши дни к лику святых, на Церковных Соборах 1547 и 1549 годов было прославлено 40 русских святых, почитаемых дотоле местно.
Поле святости расширялось, по всей Руси собирались жития, свидетельства чудес новых русских святых, составлялись новые жизнеописания. Ряд русских святых, их канонизация не прерывалась и в синодальный период (Димитрий Ростовский, Паисий Величковский, Серафим Саровский, старцы Оптиной пустыни).
Может быть, самым выдающимся в истории русской святости было Великое Прославление Архирейского Собора августа 2000 года, когда к сонму святых причислен был личностный легион страстотерцев, мучеников, ратников христовых. И, если ранее прославленные святые вошли в храм, представлены в многочисленных иконах, изданиях, то новомученики, за исключением Николая II, известны не самому широкому кругу верующих, и надо, чтобы все святые места, связанные с их земной жизнью, вошли в паломнические маршруты. И что нам всем предстоит сделать — включить и эти святые места на Русской земле в общие паломнические маршруты православных людей, да и всех соотечественников.
Если окинуть Русь взором, то можно с восторгом увидеть, что вся наша земля расцвечена святыми очагами, местами чудес и благодатных источников, сияет небесным светом храмов и монастырей, где покоятся святые мощи, там и сям высятся кресты и надгробные памятники героям и созидателям, везде, даже в самом отдаленном районе, есть дорогое, связанное с прошлым, святое место.
Мне хотелось подчеркнуть и указать и на другой ряд святых мест, не всегда, видимо, напрямую связанных с церковью, православием, но происходящих от явлений и событий, которые покоятся на христианских ценностях и постулатах церкви. И эти памятники прошлого, свидетельствуют о героях, укрепляют наш дух, а, как известно, хуже всяких поражений — упадок духа.
Мы не можем жить без корней прошлого, без знания нашей истории, а корни у нас живы. Мы должны помнить, что вместе со священником спасать народ, Отечество, Святую Русь становился богатырь, воин, герой. Богатырское сословие всегда было уважаемо и прославляемо на Руси. Оно было нашим рыцарством, герои были нашими атлантами.
В очерке «Служба героев» русский публицист и писатель Михаил Осипович Меньшиков писал: «Не раз великая империя наша приближалась к краю гибели, но спасло ее не богатство, которого не было, не вооружение, которым мы всегда хромаем, а железное мужество ее сынов, не щадивших ни сил, ни жизни, лишь бы жила Россия». Поэтому в разряд святых мест я без сомнения включаю знаменитые три русских поля: Куликово, Бородинское, Прохоровское, тем более что ныне на всех этих полях стоят храмы в честь павших в этих драматических и спасительных битвах.
Стараниями туляков создана энциклопедия Куликова поля, выходит одноименный альманах, проводятся ежегодные крестные ходы. На Прохоровском поле, где высится звонница зодчего и прославителя отечественного подвига Вячеслава Клыкова, в июле мы проводим ежегодные Прохоровские военно-патриотические чтения, вручаем премию «Прохоровское поле» за лучшую военную повесть. Сталинград, Вязьма, Брянский лес, Волхов, Орел, дорога жизни у Ладожского озера, Смоленск — сколько их мест высочайшего героизма наших воинов, которые не должны быть забыты, особенно сейчас, когда проходят дни, месяцы и годы, связанные с 60-летием Великой Отечественной войны.
Думаю, что поход по местам боевой славы отцов, одним из организаторов которого мне пришлось быть в 70-х годах, приобщил многих мальчишек и девчонок, юношество той поры, к подвигу отцов Великой Отечественной войны.
Уверен, что и ныне, отправляясь к святым местам, паломнический автобус, группа школьников, взвод солдат должны остановиться у памятника героев, зайти в их музей, да и поправить оградку вокруг могилы солдата, священной могилы воина. Надо поддерживать поклонение героям, ибо это поддерживает высоту страны, это поддерживает мужество сегодняшнего молодого поколения.Подлинная русская культура, классическая отечественная литература, ставшая всемирной ценностью, покоятся на православной основе, являются в лучших своих образах художественным воплощением истины Божией. Святейший Патриарх в своем приветствии писателям, пишущим на исторические и духовные темы писал о безбожных временах: «…вспомним, что в те долгие годы гонений, когда «Закон Божий» в школах был запрещен, да и сами книги «Священного писания» ценились дороже золота, именно преподавание классической отечественной литературы сеяло семена веры в души людские».
Выдающийся русский философ Иван Ильин видел, например, в А.
Два года назад Всемирный Русский Народный Собор провел выдающуюся Соборную встречу «Вера и знание», на которой Святейший Патриарх, президент Академии наук, иерархи церкви, академики, богословы и ученые доказательно и убедительно показали, что Вера и Знание отнюдь не антагонисты, а научное знание — естественный, необходимый инструмент в жизни. На Соборной встрече академик Бехтерева, занимающаяся высшей нервной системой — мозгом человека — сказала, что мы многое постигли в механизме мышления, но и остановились во многом, зашли в тупик, понимая, что там уже действует рука Высшего Творца.
Русская отечественная наука в своей основе, у лучших, вершинных ее проявлений, покоилась на православном мироощущении. Ее гениальные умы, творцы: самый выдающийся хирург XIX века Пирогов, самый гениальный ученый на грани XIX и XX веков Дмитрий Менделеев, самый глубокий русский педагог Ушинский, самый выдающийся физиолог, лауреат Нобелевской премии Иван Павлов — были людьми глубоко верующими, укорененными в православии. И думаю, что на карте святых, духовных и памятных мест России должны быть запечатлены имена великих ученых, ее сынов-подвижников, героев Дела, Действия, вместе со всем народом укреплявших православную державу, прокладывающих новые пути во всех отраслях к человеческой мысли, знаниям, созиданию.
Наша давняя мечта — чтобы была подготовлена и издана История Отечества, в которой пересеклись бы все причинные связи и линии, предстали бы на ее страницах святые и ратники, любомудры и словотворцы, гении культуры и науки. Нет, я не за то, чтобы из истории уходили поражения, ошибки, грехи личностей и даже народа, но я за то, чтобы святой героический ряд соотечественников выстроился и встал богатырской заставой в умах и памяти поколений.
Нам всем сегодня предстоит в сознании молодых людей соединить воедино духовную, общественную, социально-культурную, научную историю России, расположив на ее координатах все православные возвышения, ее святых, все великие ратные, духовно-культурные, научные и мировые достижения, ярко представив святых героев-воинов, подвижников, гениев слова, кисти, музыки, великих ученых, созидателей, благотворителей, милостивцев — всех тех, кто отстоял, укрепил, прославил Россию и православие. Создание такого атласа, карты, истории святых, героических, памятных мест — одна из итоговых задач наших Рождественских чтений.
Валерий Ганичев, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель Союза писателей России
Опубликовано на сайте Валерия Николаевича Ганичева. 2002 г.
. .
| Россия Русская Православная Церковь https://photius.com/countries/russia/society/russia_society_the_russian_orthodox~1293.html Источники: Библиотека Конгресса США по изучению стран; Всемирный справочник ЦРУ
Русская Православная Церковь имеет тысячелетнюю историю сильного политического и духовного влияния на жителей Российского государства. Пережив советскую эпоху в качестве религиозного фасада, контролируемого государством, церковь быстро восстановила как членство, так и политическое влияние в начале 19 века. 90-е. Верования и ритуалыПравославная вера утверждает, что Православная Церковь является истинной, святой и апостольской церковью христианства, восходящей непосредственно к институту, установленному Иисусом Христом. Православные верования основаны на Библии и на преданиях, определенных семью Вселенскими соборами, проведенными церковными властями между 325 и 787 гг. н.э. Православные учения включают учение о Святой Троице и о неразрывном, но различимом союзе двух природ Иисуса Христа: один божественный, другой человеческий. Среди святых Мария занимает особое место как Богородица. Русские православные службы, известные своей пышностью, вовлекают прихожан напрямую, используя только народную форму литургии. Сама литургия включает в себя множество сложных систем символов, предназначенных для передачи верующим содержания веры. Многие литургические формы остались с первых дней православия. Иконы, священные изображения, часто освещенные свечами, украшают храмы, а также дома большинства православных верующих. Церковь также уделяет большое внимание монашеству. Многие из многочисленных монастырей, разбросанных по лесам и отдаленным районам царской России, находятся в процессе восстановления. Русская православная церковь, как и другие церкви, составляющие восточное православие, автономна или самоуправляема. Высшим должностным лицом церкви является патриарх. Вопросы, касающиеся веры, решаются вселенскими соборами, в которых участвуют все церкви-члены восточного православия. Последователи церкви считают решения соборов непогрешимыми. Данные на июль 1996 г. ПРИМЕЧАНИЕ. Информация о России на этой странице переиздана из страновых исследований Библиотеки Конгресса и Всемирной книги фактов ЦРУ. Претензий к достоверности содержащейся здесь информации Русской Православной Церкви нет. Все предложения по исправлению любых ошибок о России Русской Православной Церкви должны быть адресованы Библиотеке Конгресса и ЦРУ. |
Война России против Украины повредила и разрушила не менее 59 духовных объектов не менее чем в 8 областях Украины
Пока кремлевские пропагандисты цинично прикрывают свои имперские российские военные разрушают православные храмы и другие духовные объекты.
С начала войны России против Украины 24 февраля не менее 59духовные объекты сильно пострадали как минимум в восьми областях Украины: Киевской, Донецкой, Житомирской, Запорожской, Луганской, Сумской, Харьковской и Черниговской. Большинство из них – православные храмы. Ущерб был нанесен также мечетям, синагогам, протестантским церквям, религиозным учебным заведениям и важным административным зданиям религиозных организаций. Интерактивная карта позволяет увидеть все пострадавшие объекты как вместе, так и по конкретной религиозной общине.
24 марта в результате обстрела в городе Северодонецке поврежден храм Украинской Православной Церкви в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Находится на территории больницы в Северодонецке. Алтарная часть храма была повреждена. Одно из окон в алтарной апсиде было разбито, а часть потолка обрушилась.
23 марта в результате боевых действий в г. Рубежное от обстрела пострадал приход в честь Блаженной Матроны Московской (Украинская Православная Церковь) – приспособленное помещение для богослужений и новопостроенный храм.
21 марта в результате обстрела оккупантов пострадал храм Святителя Николая Чудотворца (Украинская Православная Церковь) в Авдеевке.
Недавно возле храма Святой Марии Магдалины (УПЦ) взорвались боеприпасы. В результате были разбиты стекла здания церкви, купол и паперть; входная дверь и забор были сломаны с обеих сторон. Облицовка храма повреждена осколками снарядов. Обе часовни также сильно пострадали.
В результате обстрела разрушен храм Христа Спасителя евангельских баптистов в Мариуполе.
Российские атаки сильно повредили Михайловский собор в Мариуполе.
В Мариуполе, городе, подвергшемся жестокому обстрелу оккупантов, повреждена часовня святой великомученицы Татьяны Азовского государственного технического университета.
20 марта между 8 и 10 часами утра в помещение Ирпенской библейской семинарии попало около тридцати минометных снарядов. Также под крышу улетел заряд взрывчатого вещества.
19 марта Исламский культурный центр «Бисмиллях» в городе Северодонецк Луганской области пострадал от ночного обстрела российских оккупантов.
В ночь с 16 на 17 марта в Холодногорском районе Харькова осколками артиллерийского снаряда поврежден храм Смоленской иконы Божией Матери (УПЦ). Крыша церкви была разрушена, окна и двери выбиты, церковная утварь повреждена.
Во вторник, 15 марта, утром ракета попала в здание иешивы Харьковской еврейской общины на улице Чоботарской, 17. Здание является второй синагогой, используемой для школы для мальчиков и общежития.
15 марта в Мариуполе россияне разрушили административное здание Донецкой епархии Православной церкви Украины.
14 марта российская артиллерия повредила здание Украинской евангелической теологической семинарии (УЕТС) в Киеве. UETS был основан в 1992 году и проводил комплексное обучение министров из Украины, Армении, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Беларуси, Молдовы и России.
13 марта в результате боевых действий был подожжен храм Святителя Феодосия Черниговского (УПЦ) на Яцевом кладбище в Чернигове.
Во время обстрела города Лисичанск 13 марта 2022г. один из артиллерийских снарядов попал на территорию Свято-Тихвинского храма (УПЦ). Частично пострадали церковь и часовня, выбиты окна.
12 марта 2022 года российская армия обстреляла мечеть султана Сулеймана Великолепного и его супруги Роксоланы в Мариуполе, где скрываются почти 90 человек (фото отсутствуют).
12 марта в Донецкой области при бомбардировке Святогорска, города с мирным населением, частично разрушена Святогорская Лавра.
Фото: Держспецзв’язок12 марта во время обстрела села Тарасовка (Жердово) Броварского района один из снарядов разорвался возле Молитвенного дома Украинской церкви христиан веры евангельской. Помещения повреждены.
12 марта в городе Волноваха Донецкой области в результате обстрела российскими войсками поврежден храм Православной церкви Украины.
В ночь с 11 на 12 марта в результате обстрела села Пятихатки Харьковской области поврежден храм Святой Верной Царицы Тамары.
10 марта в результате обстрела российскими оккупантами разрушена церковь в честь пророка Илии и апостола Андрея Первозванного в селе Мостище Фастовского района Киевской области.
10 марта в результате обстрела Северодонецка российскими оккупантами частично разрушен Храм Рождества Христова.
9 марта в результате обстрела храм Киевской епархии Украинской Православной Церкви в честь апостолов Петра и Павла в городе Буча Киевской области. Поврежден купол церкви, пробиты окна, разрушены колодец и административные постройки на территории церкви.
9 марта взрывной волной от обстрела Харькова повреждены окна синагоги Объединенной еврейской общины Украины. Синагога была построена в 1913 году и в то время была одной из крупнейших в Европе.
9 марта в результате обстрела серьезно повреждена Свято-Тихоновская церковь (г. Гуляйполе, Пологовский р-н, Запорожская обл.).
В ночь с 7 на 8 марта в городе Сумы в результате налета российского бомбардировщика повреждено здание Сумской духовной семинарии Украинской православной церкви.
Как сообщается, в городе Сумы повреждены три храма Украинской православной церкви. Поврежден купол Введенской церкви. В Пантелеймоновской церкви разбиты пять окон, В церкви Иоанна Русского повреждены два окна. Фотографии пока недоступны.
Как сообщается, в Сумской области повреждены два храма Украинской православной церкви. Сильно повреждены здание и двор Спасо-Преображенской церкви в селе Солдатское. Выбиты окна в Спасо-Преображенской церкви села Ворожба. Фотографии пока недоступны.
7 марта в Чернигове обстрелом поврежден Елецкий Успенский мужской монастырь (Елецкий Успенский манастырь), основанный в 1069 году.
7 марта в селе Заворичи Броварского района Киевской области сгорела Георгиевская церковь русских обстрелов. Украинская православная церковь была построена в 1873 году.
7 марта военный обстрел разрушил 160-летний деревянный храм в честь Пресвятой Богородицы Украинской православной церкви в селе Вязовка Житомирской области.
7 марта взрывной волной от авиаудара г. Бышев (Киевская область) выбиты окна и двери храма Покрова Пресвятой Богородицы. (фото после взрыва пока нет)
6 марта в городе Малын Житомирской области во время обстрела со стороны российских оккупантов произошел взрыв бомбы возле Покровской церкви в самом центре города .
6 марта в районе г. Ирпень (Киевская область) обстрелом повреждена церковь Великомученика Георгия Победоносца.
6 марта в селе Никольское Волновахского района Донецкой области артиллерийским обстрелом поврежден Свято-Успенский монастырь. Украинская православная церковь сообщает, что артиллерия повредила крест и монастырскую пекарню.
6 марта в результате обстрела частично разрушен Молитвенный дом евангельских баптистов в Изюме Харьковской области.
5 марта в селе Ясногородка (Киевская область) в результате обстрела русскими повреждена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Дважды попали в купол, снаряд БМП повредил колокольню. Пострадал и приходской дом, построенный рядом с церковью. Окна храма и входные двери были расстреляны из крупнокалиберного пулемета. (Фото пока нет)
5 марта 2022 года в результате обстрела повреждена церковь Вознесения Господня в селе Бобрик Киевской области.
3 марта в результате обстрела пострадало здание еврейской молодежной организации «Гилель».
2 марта этого года храм в честь святых жен-мироносиц в Харькове получил повреждения в результате обстрела.
2 марта 2022 года в Успенском соборе г. Харькова в результате обстрела разбиты окна и витражи, повреждена церковная утварь и украшения.
2 марта этого года в результате обстрела пострадала церковь Святого Антония Харьковского университета, расположенная в Харьковском национальном университете имени Каразина: здесь выбиты все окна, повреждена церковная утварь.
2 марта в селе Талаковка под Мариуполем артиллерийский обстрел повредил главный купол, крышу и колокольню храма в честь Рождества Богородицы. 30 лет назад, в 1992 году, этот храм был построен заново на том же месте, где он был разрушен в советское время.
1 марта в Харькове российская ракета попала в здание курии Харьковско-Запорожской епархии Римско-католической церкви в Украине.
1 марта российская артиллерия повредила Константиновскую мечеть и примыкающее к ней здание в городе Константиновка Донецкой области.
28 февраля в результате боевого обстрела пострадал храм Святой Екатерины в г. Счастье Луганской области.
27 февраля в результате артиллерийского обстрела повреждены купола и кровля Георгиевской церкви в Нежине Черниговской области.
В ночь с 27 на 28 февраля в результате боя в Киеве поврежден храм в честь святого Иоасафа Белгородского на площади Интернациональной.
27 февраля в результате обстрела оккупантами разрушен храм Святителя Николая Чудотворца (УПЦ) в селе Новогнатьовка Донецкой области. Снаряд попал в область алтаря. Алтарь и иконостас были разрушены.
Андреевский храм Украинской православной церкви пострадал в результате обстрела в Харькове на территории воинской части 5-й Слобожанской бригады Национальной гвардии.
Имеются сообщения о повреждениях от артиллерийского обстрела часовни Святого пророка Илии на территории Харьковского национального университета ВВС имени Ивана Кожедуба (г. Харьков). Фотографии пока недоступны.
В результате обстрелов противника повреждены окна храма Святого Георгия Победоносца гарнизона Национальной гвардии (Православная церковь Украины) в 3017 в/ч. Его планировалось завершить и освятить в 2022 году.
В результате обстрела повреждены два храма Украинской православной церкви в Волновахе Донецкой области – Спасо-Преображенский храм и храм иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость».
В первые дни нападения России на Украину в городе Лисичанск Луганской области были повреждены окна и внутреннее убранство второго Митрофановского храма, а также его воскресной школы.
Фото из открытых источников и предоставлено очевидцами.
Просим присылать информацию, в том числе фотографии, о повреждениях духовных объектов и других последствиях российского вторжения в Украину для религиозных общин по адресу религия@dess.