Каменные лабиринты карелии: Каменные лабиринты Карелии | Кижский вестник №7| Электронная библиотека
Каменные лабиринты Карелии | Кижский вестник №7| Электронная библиотека
Лабиринт — мировой символ с трехтысячелетней историей. Идея лабиринта имеет самые разные формы проявления: предметные, словесные, обрядовые. Это орнаменты и рисунки, искусственные ходы и дорожки, устройство подземных и наземных зданий, танцы, игры, религиозная и нравственная символика, сказания и повести, наподобие древнегреческого мифа о Тезее и Минотавре.
Лабиринты есть во всех частях света у народов, стоящих на самых разных ступенях исторического развития от каменного века до современности. Особое место в этой многоликой картине занимают каменные лабиринты Северной Европы известные в Англии, Эстонии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Северной России на побережьях Балтийского, Баренцева и Белого морей. Общее число северных лабиринтов превышает 500, из них в Швеции находятся около 300, Финляндии около 140, России около 50, Норвегии — 20, Эстонии — 10, Англии — отдельные лабиринты [1] .
На берегах Белого моря обнаружено около 40 лабиринтов, из них более 30 на Соловецких островах Архангельской области, несколько памятников в Мурманской области в устье р.Поной, близ г.Кандалакши и пос.Умбы. Три лабиринта найдено на территории Карелии, один в Чупинском заливе и два на архипелаге Кузова. Имеются также сведения, что каменные лабиринты некогда существовали в устьях рек Кеми и Керети.
Все северные лабиринты сложены из некрупных камней, имеют в плане вид овала, а внутри затейливые ходы, ведущие к центру сооружения. Выделяется несколько видов конструкций лабиринтов. Замечено, что лабиринты разных видов могут соседствовать, а лабиринты одинаковых конструкций встречаться на территориях, отделенных сотнями километров. Обобщающей работы по северным лабиринтам нет, но исследователи разных стран занимаются этими загадочными сооружениями более 150 лет. За это время был накоплен богатый фольклорный, этнографический и археологический материал.
Первый из карельских лабиринтов расположен на небольшом песчаном островке близ полуострова Красная Луда в северной части Чупинского залива.
Во время отлива остров соединяется с берегом каменистой перемычкой, исчезающей во время прилива. Сам лабиринт находится на высоте 2-2,5 м над морем. Он так плотно задернован, что отдельные составляющие его валуны не прослеживаются. Имеет подовальную форму с диаметрами 8,6 м и 9,5 м. Длина внешней окружности лабиринта приближается к 29 м, а внутренних ходов — к 160 м. В центре сооружения находится куча из камней. Вход в него с востока — с материка (рис.1).[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]Рис.1. План лабиринта на полуострове Красная Луда (снят автором).Два других лабиринта острова Олешин в архипелаге Кузова расположены на скалистой поверхности высотой около 25 м над уровнем моря. Меньший по размерам лабиринт виден плохо. Среди плотного дерна прослеживаются только внешние его стенки диаметрами 6,3 м и 5 м и сам вход. В 1,4 м от него расположен второй лабиринт прекрасной сохранности с четко различимыми очертаниями всей схемы и слагающих ее камней.
Устройство большого лабиринта на острове Олешин и лабиринта на Красной Луде одинаково. В его основе лежат две спирали, развернутые во внутреннюю и внешнюю подковы. При этом радиальная и круговая стенки пересекаются, что лишает конструкцию выхода. Лабиринты с точно такой схемой на Белом море мне неизвестны, но они есть в Финляндии (Уте), Швеции (о.Готланд, Висби), Англии (о-ва Силли). Однако, было бы неправильно противопоставлять лабиринты Карелии соловецким или кольским. Это явления одного культурного и хронологического порядка.
Помимо ученых проникнуть в тайны северных лабиринтов пыталось и местное население. На Севере России лабиринты повсеместно называли «вавилонами», что отражало их затейливое, запутанное устройство. Имеется несколько преданий, объясняющих происхождение лабиринтов в отдельных местах. Наиболее раннее из них записано князьями Звенигородским и Васильчаковым в ожидании переговоров со шведами в 1552 году. По преданию два больших лабиринта у г.Колы сооружены королем Валитом или Валентом, посаженником Великого Новгорода, разбившим мурман и норвежцев. «А в Варенге на побоище немецком Валит во славу свою, принесши с берега своими руками, положил камень, а около него подола выкладено каменьем как бы городовой оклад в 12 стен, а назван тот оклад Вавилоном. И тот камень, что на Варенге, и по сей день словет Валитов камень.» Такой же оклад был сооружен Валитом и на месте г.Колы, но он «завален, когда острог делали», т.е. в конце XVI века [2] . У населения Кандалакши также существует предание о возникновении местного лабиринта. Его относят ко времени Пугачева. «А почему же здесь у вас вавилон? А вот для примера, чтобы видно было ….
Обратимся теперь к фольклорному наследию Скандинавии и Финляндии. Каменные лабиринты часто носят здесь имена городов или укреплений — «Троя», «Вавилон», «Ниневия», «Иерусалим». В Финляндии, кроме того, есть названия «Забор или дорога Великанов», «Игра Святого Петра», «Девичьи пляски» и др. Подобные названия также не раскрывают нам сущности лабиринтов и навеяны древнегреческими и библейскими мотивами, местными сказаниями. Лабиринты в этих использовались для народных игр и гуляний между Пасхой и серединой лета. Обычно девушку ставили в круг и по направлению к ней танцевали. Такие обычаи — пример вторичного использования исторических памятников [5] .
В науке высказано несколько точек зрения о назначении и хронологии лабиринтов. В них видят объекты, связанные с промысловой магией, культом мертвых, приписывают им календарное значение.
Все исследователи отмечают связь лабиринтов с морским побережьем и островами, местами активной рыбной ловли. К примеру, все 156 лабиринтов провинции Норрланд на севере Швеции находятся близ рыболовных тоней [6] . Подобное местоположение типично и для лабиринтов России. Вблизи Кандалакшского лабиринта находится тоня Питкуля. У п-ова Красная Луда близ лабиринта также находилось место рыбной ловли. Понойские лабиринты находятся в устье реки, являющейся важнейшим местом семужьего промысла, как и некогда существовавшие лабиринты в устьях рек Кеми и Керети. Соловецкие острова и Кузова также известны как места богатые рыбой. Таким образом, многие лабиринты связаны не с морем вообще, а с местами активного рыболовства. Интересно, что даже на островах, например, таких крупных, как Соловецкий и Готланд, лабиринты «жмутся» к краю моря и отсутствуют вдали от него.
Бросается в глаза отсутствие лабиринтов на пресных водоемах, в том числе и таких значительных, как Ладожское и Онежское озера, которые в сознании древнего населения вполне могли ассоциироваться по своей величине с морями. У вепсов, например, Онежское озеро именовалось морем. Попытки связать лабиринты с охотой на морского зверя не выглядят убедительными, поскольку местоположение памятников далеко не всегда совпадает с местами скопления и миграций морского зверя.
Положительно на этот вопрос попытались ответить известный российский археолог Н.Н.Гурина [7] и карельский краевед И.М.Мулло [8] , которые указывали на сходство лабиринтов и рыболовных ловушек Одним из примитивных и древних по происхождению способов древней ловли являлась ловля с помощью так называемых «убегов». Это был один из распространенных видов осеннего лова наваги в южной части Сорокской губы от сел Вирмы до Нюхчи. «Убег» представлял собой забор примитивной конструкции из хвойных и березовых веток, втыкаемых в морской грунт на отмелях около небольших морских заливов.
Высота забора достигала двух, а длина нескольких сотен метров. На расстоянии 20-30 м в такой стене делали ворота, где устанавливались мережи. Рыба, подходящая к берегу во время прилива, с отливом стремилась выйти обратно в море и, обходя забор, попадала в мережки. Рыбаки-«убежники» проводили на промысле долгое время. Осмотр ловушек осуществлялся спустя каждые 6 часов «через воду». Этим способом ловли пользовались в основном бедняки, не имевшие средств на более эффективные и современные средства ловли.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]По мнению Н. Н. Гуриной лабиринты могли символизировать именно такой или очень близкий ему способ лова. В пользу этого говорит ориентация выходов лабиринтов на берег, подобно мережам-«убежицам». На острове Большой Соловецкий небольшой полуостров с лабиринтами отделяет каменная перемычка. Два лабиринта на Острове Большой Заяцкий соединены друг с другом каменной перемычкой что, по мнению Н.Н.Гурино, напоминает стены «убегов».
По мнению И.М.Мулло лабиринты — это лишь планы рыболовных ловушек. Подобные планы необходимы были древнему рыболову, прежде всего для того, чтобы облегчить сооружение ловушек, для обозначения места, где были получены лучшие уловы рыбы и для обозначения принадлежности тони определенному роду. Наличие разных по конструкции лабиринтов свидетельствует о том, что древнее население края вылавливало не только мелкую рыбу — сельдь и навагу, но и более крупную — семгу. Об этом говорит и местоположение некоторых лабиринтов в устьях «семужьих» рек Поной, Кеми и Керети [10] .
По моему мнению, лабиринты действительно имеют некоторое отдаленное сходство с рыболовными ловушками. Даже при первом рассмотрении трудно сопоставить такой рыболовный снаряд как «убег», представляющий в плане прямую линию, со сложным спиралевидным устройством лабиринта. Ловля морской рыбы, будь то морское побережье или берега нерестовой реки, не требовала таких сложных и хитроумных устройств. Отрицание роли лабиринта как плана, макета или символа рыболовного снаряда совсем не противоречит его связи с промысловой магией, т.е. обрядами, поверьями, церемониями смысл которых заключался в том, чтобы обеспечить древним коллективам благополучие в рыболовном промысле под которым могли подразумеваться не только хорошие уловы, но и благоприятная погода, безопасность и т.п.
Большая группа ученых, в основном археологов, связывают лабиринты с культом мертвых. Доказательством этому служит соседство лабиринтов с древними могильниками в южной Швеции, северной Норвегии и на Соловецких островах. В южной Швеции лабиринты соседствуют с могильниками эпохи бронзы и времени викингов [11] , в северной Норвегии в районе Финмарка — с саамскими кладбищами XII-XVII вв. [12] На большом Заяцком островые археологами А.Я.Мартыновым и А.А.Куратовым под тремя каменными кучами обнаружены пережженные кости человека и каменные орудия [13] . Каменные кучи есть и вблизи лабиринтов на острове Олешин, хотя они не раскапывались. Лабиринты в подобных могли символизировать трудный и извилистый проход от жизни к смерти, что находит подтверждение в этнографии некоторых народов мира. Так, Н.Н.Виноградов, исследователь соловецких лабиринтов, предполагал, что они могли быть вместилищами душ умерших. Чтобы души умерших не могли вернуться к живым, сооружение делалось очень запутанным, состояло из узких ходов. Порой рядом с одним лабиринтом сооружался другой с целью, что если бы душа умершего, если ей все же удавалось выйти наружу, попадала бы в него [14] .
Б. Ольсен предполагает, что лабиринт мог играть метафорическую роль в ритуалах, связанных с переходом от жизни к смерти. «Можно себе представить, что шаман входил в лабиринт, и это означало отделение смерти индивида от его жизни. Присутствие внутри лабиринта отмечало отделение от жизни на земле. Церемония заканчивалась тем, что шаман оставлял лабиринт как бы символизируя этим переход умершего в новую стадию» [15] .[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Отметим, что далеко не везде лабиринты сопровождаются захоронениями. Например, на Красной Луде, Терском берегу Белого моря и многих других местах следы могильников не обнаружены.
Некоторые ученые видят в лабиринтах объекты, связанные с астральным культом, придают им календарное значение Подобные заявления вряд ли верны. Конструкции лабиринтов различны, не связаны со странами света, в них не угадывается какая-либо цикличность или общие закономерности, которые можно было бы связать с движением небесных светил. К тому же, глубокие познания в астрономии, составление календарей, в древности свойственно южным земледельческим народам (Египет, Месопотамия), и в меньшей степени присуще охотникам и рыболовам таежной и тундровой зон.
Лабиринт о.Олешин (фото И.Георгиевского).По мнению некоторых ученых две первые основные гипотезы, связывающие лабиринты с рыболовством и культом мертвых не противоречат, а дополняют друг друга. Так, А.А.Куратов предполагает, что лабиринты являлись родовыми святилищами, где древние погребали умерших, совершали магические обряды умножения добычи, инициации и т.п. [16] . Подобное предположение для северных лабиринтов высказывал и известный русский этнограф В.П.Кабо, который исследовал назначение лабиринтов у аборигенов Австралии. Изображения лабиринтов на камнях, деревьях. Земле были связаны у аборигенов Австралии с представлениями о «нижнем мире». Около них совершались обряды умножения добычи, инициации и другие культовые действия [17] .
Действительно, назначение лабиринтов трудно определенно связать с какой-либо одной идеей. Возможно, в разных частях Северной Европы их функции отличались. Назначение памятников могло изменяться с течением времени. Первоначально их могли использовать для промысловой магии, затем связывать с культом мертвых и погребальными церемониями, а в современности использовали для проведения народных праздников. Магическая фигура лабиринта вызывала и вызывает самые разные ассоциации и формы осмысления.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Когда были построены северные лабиринты из камня? Отечественная наука в основном приписывает лабиринтам довольно раннее происхождение до нашей эры. Зарубежные авторы, как правило, относят эти памятники к средним векам и даже более позднему времени вплоть до XIX столетия. Кто прав? Или лабиринты северной России древнее скандинавских?
Раскопки лабиринтов ничего не прояснили по вопросу об их хронологии. К.П.Рево разобрал один из понойских лабиринтов и обнаружил между камнями лишь слой «пустой» земли толщиной до полуаршина [18] . Столь же безрезультатны были раскопки А.Я.Брюсова одного из лабиринтов на острове Большой Заяцкий [19] . Раскопки каменных куч вблизи соловецких лабиринтов были, как указывалось, успешными и содержали материал II-I тыс. до н.э. В центре лабиринта в Пильской губе на Терском берегу Белого моря при его расчистке была обнаружена плита на которой лежали скребок и отщеп со следами обработки из кварца, кальцинированные косточки и фрагмент асбестовой керамики [20] . Этот материал синхронен соловецкому. У трех лабиринтов Кольского полуострова Кандалакшского, Кольского и Харловского обнаружены поселения с асбестовой керамикой II-I тыс. до н.э. [21] Все эти данные позволяют с уверенностью предполагать, что древнейшие лабиринты Беломорья были сооружены не позднее I тыс. до н.э. Что касается непосредственно карельских лабиринтов, то они, скорее всего, относятся к более позднему времени. Так, лабиринт на Красной Луде находится на высоте первой морской террасы, образовавшейся около рубежа нашей эры. Близ лабиринтов на острове Олешин обнаружены несколько фундаментов жилищ т. н. саамского железного века, датирующихся в Фенноскандии от I до XVII вв. н.э. Участник экспедиции профессор Б.Ольсен считает, что эти близлежащие памятники могут быть связаны и по аналогии с лабиринтами норвежского Финмарка датированы XII-XVI вв
Самые ранние изображения лабиринтов в виде петроглифов в Скандинавии относятся к бронзовому веку II тыс. до н.э. К этой эпохе относятся и изображения лабиринтов на скалах в других частях Европы — Англии, Испании, Кавказе [22] . Но как далеко вглубь уходит традиция строительства северных каменных лабиринтов, сказать трудно. Большинство скандинавских памятников не могут быть датированы по высотным уровням ранее средних веков, хотя исследователи и допускают более древний возраст некоторых из лабиринтов.
Остается пока неясным, была ли идея лабиринта в Фенноскандии заимствована извне или возникла в среде местного населения. Создается впечатление, что лабиринты возникают в определенное время в разных местах Европы независимо друг от друга. Возможно и распространение самой идеи из какого-то одного переднеазиатского или средиземноморского центра. Но проследить это продвижение по археологическим материалам невозможно. В любом случае в Фенноскандии идея лабиринта получила очень самобытное и оригинальное воплощение в виде строительства многих сотен каменных лабиринтов, чего нет больше нигде в мире.
- [1] Toivinen T. Field-labirints in the Baltic sea area // Karhunhammas. № 15. Turku. 1993. P.77.
- [2] Спицин А.А. Северные лабиринты // Известия археологической комиссии. Вып.6. СПб., 1904. С.108.
- [3] Дурылин С. За полуночным солнцем. М., 1913. С.47.
- [4] Досифей (архимандрит) Географическое, статистическое и историческое описание ставропигального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. С.164.
- [5] Toivinen T. Field-labirints in the Baltic sea area // Karhunhammas. № 15. Turku. 1993. P.80.
- [6] Kraft J. Labyrint osh ryttarlek // Forvannen. № 72. Oslo., 1977. P. 61-80.
- [7] Гурина Н. Н. Каменные лабиринты Беломорья // Cоветская археология. Том. X. М.-Л., 1948. С.125-142.
- [8] Мулло И.М. К вопросу о каменных лабиринтах Беломорья // Новые памятники истории древней Карелии. М.-Л., 1966. С. 185-193.
- [9] Гурина Н.Н. Каменные лабиринты Беломорья // Cоветская археология. Том. X. М.-Л., 1948. С.134-138.
- [10] Мулло И.М. К вопросу о каменных лабиринтах Беломорья // Новые памятники истории древней Карелии. М.-Л., 1966. С. 185-193.
- [11] Toivinen T. Field-labirints in the Baltic sea area // Karhunhammas. № 15. Turku. 1993. P.77-83.
- [12] Olsen B. Material metaphors and historical practise: A structural analisis of stone labirints in coastal Finnmark, Arctic Norway // Fennoscandia Arseologica. № 8. Helsinci., 1991. P.51-58.
- [13] Мартынов А.Я. К проблеме интерпретации культово-погребальных комлексов Соловецких островов // Международная конференция к 100-летию В.И.Равдоникаса. Тез. докл. СПб., 1994. С.88-90.
- [14] Виноградов Н.Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных исторических памятников // Соловецкое общество краеведения. Вып. IV. Соловки, 1927.
- [15] Olsen B. Material metaphors and historical practise: A structural analisis of stone labirints in coastal Finnmark, Arctic Norway // Fennoscandia Arseologica. № 8. Helsinci., 1991. P.51.
- [16] Куратов А.А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. // Историко-краеведческий сборник. Вологда, 1973. С.63-76.
- [17] Кабо В.Р. Мотив лабиринта в австралийском искусстве и проблема этногенеза австралийцев // Cборник Музея антропологии и этнографии. Вып. 23. Л., 1966. С.254-267.
- [18] Гурина Н.Н. Каменные лабиринты Беломорья // Cоветская археология. Том. X. М.-Л., 1948. С.133.
- [19] Брюсов А.Я. История древней Карелии // Труды Государственного Исторического музея. Вып. 9. М., 1940.
- [20] Титов Ю.В. Лабиринты и сейды. Петрозаводск., 1976. С.6.
- [21] Гурина Н.Н. О датировке каменных лабиринтов Белого и Баренцева морей // Материалы и исследования по археологии СССР №39. М.-Л., 1953. С.419.
- [22] Toivinen T. Field-labirints in the Baltic sea area // Karhunhammas. № 15. Turku. 1993. P.81.
//
Кижский вестник №7
Редколлегия: И.В.Мельников (отв. ред.), Р.Б.Калашникова, К.Э.Герман
Музей-заповедник «Кижи».
Петрозаводск.
2002.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
что такое сейды и как они выглядят, уникальные каменные лабиринты древних людей
Суровая и прекрасная Северная Карелия таит немало загадок, оставленных нам древним народом саамов, жившим здесь с незапамятных времён, до прихода славян. Саамы были язычниками и поклонялись окружающей природе во всех её грозных и могучих проявлениях. Сегодня от этих религиозных культов остались лишь смутные легенды и загадочные сооружения из валунов и камней, именуемые сейдами, а также выложенные из каменных обломков лабиринты.
Сейды Карелии
Что такое сейды? Этим необычным словом древние саамы называли огромные камни и простейшие каменные сооружения необычной формы, служившие для них объектами поклонения. Саамы считали, что в каждом из сейдов воплощён дух одного из великих шаманов-нойдов, и после смерти любой нойд воплощается в такой же камень. «Разговаривать» с сейдами имели право только взрослые мужчины, для детей и женщин эти святыни находились под строгим запретом.
Считалось, что к сейду можно обратиться с просьбой, и заключённый внутри дух, если будет в хорошем расположении, обязательно её выполнит. Чтобы задобрить духов, необходимо было периодически приносить им подарки — мясо животных, рыбу, оленьи рога, табак, яркие лоскуты тканей, ленты и др. Если какой-то из сейдов долгое время оставался без знаков почитания, дух мог покинуть его навсегда, а саамский род — лишиться одного из защитников.
Как выглядят сейды?
Сейды встречаются на всей территории Карелии, но больше всего их сегодня осталось на архипелаге Кузова, а также на горах Кивакка и Воттоваара. Это примитивные сооружения из камней, которые внешне кажутся неустойчивыми, но на самом деле стоят в таком положении многие столетия.
Чаще всего встречаются сейды в виде:
- каменных пирамидок, составленных из валунов разной величины;
- огромных валунов, стоящих на трёх или четырёх небольших камнях-подставках;
- валунов или скальных обломков, иногда со следами грубой обработки поверхности, установленных в неустойчивом положении — на ребре, с опорой на небольшой пятачок площади, над пропастью и т. д.;
- двухсоставных камней на подставках: на большом камне, стоящем на подставках, установлен меньший, который тоже стоит на подставках;
- пирамидок на валуне, установленном на подставках, и др.
Как правило, сейды располагаются в точках геологических разломов и всегда близко к водоёму — озеру, реке или ручью. В некоторых местах они размещены в особом порядке: подойдя к одному сейду, можно увидеть следующий, и так, переходя от одного камня к другому, пройти по определённому маршруту.
Археологи считают, что большинство сейдов были созданы примерно за 4-6 тысяч лет до нашей эры. Их искусственное происхождение не вызывает сомнений, при этом совершенно неясно, как примитивный народ, не знакомый даже с простейшими механизмами, мог поднимать валуны весом в несколько тонн, чтобы утвердить их на каменных подставках. Особенно поразительным является полное сходство карельских сейдов с памятниками древнеиндейской культуры — инаксуитами, которые были обнаружены учёными на северо-востоке США и Канады.
Каменные лабиринты
Не меньший, а порой ещё более жгучий интерес вызывают другие древние сооружения, в изобилии встречающиеся на территории Карелии — каменные или каменно-дерновые лабиринты. Так называют выложенные на грунте фигуры из небольших каменных обломков, которые представляют собой спиралеобразные дорожки, проложенные на округлой или подковообразной площадке и сходящиеся в её центре. На территории Карелии сегодня найдено около сорока лабиринтов, причём большинство из них находятся на Соловецких островах, архипелаге Кузова и близ устья реки Кереть.
До сих пор точно неизвестно, для чего древние люди выкладывали лабиринты. Учёные высказывают множество версий, от проведения погребальных обрядов до изготовления ловушек для рыбы. Кстати, большинство лабиринтов находятся неподалёку от водоёмов и своими входами указывают на места, наиболее удобные для рыболовецкого промысла. По мнению некоторых исследователей, уровень моря в древности был выше, и во время приливов лабиринты оказывались под водой. Когда же вода отступала, в дорожках лабиринта задерживались хотя бы несколько рыбин.
Существует и более мистическая версия, согласно которой лабиринт служил местом связи нашего мира с неким потусторонним миром духов или иных существ. У карелов существует легенда о «дивьих людях» — существах небольшого роста, живущих в пещерах и скальных расселинах. Эти существа обладают огромной мудростью, способны давать верные советы и предсказывать будущее. Попасть в их царство можно, если пройти через такой каменный лабиринт.
Возможно, мы никогда не узнаем, для чего на самом деле нужны были лабиринты древним жителям Карелии. Но сегодня любознательному путешественнику совсем не сложно добраться, к примеру, до Большого Соловецкого острова, чтобы полюбоваться удивительным творением древних мастеров и попытаться разгадать его загадку.
Древние каменные лабиринты Большого Заяцкого
На небольшом скоплении отдаленных островов в Белом море России находится самая высокая концентрация древних лабиринтов на планете. Несмотря на многочисленные теории, археологи и историки не пришли к единому мнению о том, почему они были построены и какова была их цель. Лабиринт остается одним из самых загадочных символов, встречающихся на Земле — тысячи лет назад он появился в один и тот же момент истории на всех обитаемых континентах мира — почему?
Сегодня мы используем термин «лабиринт» для обозначения любой структуры, похожей на лабиринт. Однако между лабиринтом и лабиринтом есть ключевое различие. Лабиринт относится к сложной разветвленной (мультикурсовой) головоломке с выбором пути и направления; в то время как лабиринт — это однопутевой (уникурсальный) узор, который имеет только один неразветвляющийся путь, ведущий к центру.
Долгая история лабиринта
Слово «лабиринт» происходит от древнегреческих слов «лабрис», обозначающих символический «двойной топор», которым пользовались минойцы на острове Крит, и «интос». что означает «место». Таким образом, лабринтос интерпретируется как «дом двуглавого топора». Обычно речь идет о комплексе Кносского дворца на Крите. Согласно греческой мифологии, царь Крита Минос приказал мастеру Дедалу построить лабиринт, чтобы скрыть Минотавра, полубыка-получеловека, потомка жены Миноса Пасифаи и быка. По какой-то неизвестной причине Дедал и его сын Икар были заключены в лабиринте. Соорудив крылья из перьев и воска, они смогли сбежать, пролетев над стенами лабиринта. Однако юный Икар порывисто подлетел слишком близко к солнцу. Его восковые крылья растаяли, и он утонул в Икарийском море. В то время как легенда о Минотавре долгое время считалась мифом, остатки Кносского лабиринта были обнаружены в начале 20 9 г.0009-й -й век археолога сэра Артура Эванса.
Древняя мозаика с изображением Кносского лабиринта и Минотавра
Несмотря на то, что на протяжении всей истории существовало множество лабиринтов, таких как лабиринты с семью, одиннадцатью и двенадцатью цепями, в Греции и по всему Средиземноморью, с легендами был связан общий символ семиконтурного лабиринта. Известный сегодня как Критский лабиринт, он состоит из единственной дорожки, вьющейся взад и вперед к центральной точке в серии из семи концентрических колец. Любопытно, что форма 7-контурного лабиринта также отражает движение планеты Меркурий по небу в течение длительного периода времени. Записал ли какой-нибудь древний астроном это движение и создал на его основе символ лабиринта? Мы, вероятно, никогда не узнаем. Самое раннее известное использование символа семиконтурного лабиринта встречается на глиняной табличке из микенского дворца в Пилосе в Греции. Пожар уничтожил этот дворец около 1200 г. до н.э., глиняная табличка сгорела и сохранилась для археологов.
Изображение семиконтурного лабиринта
Хотя слово «лабиринт» тесно связано с греческой историей и мифологией, лабиринты существуют намного дольше, чем легенды о Кноссе и Минотавре. Знаменитый лабиринт древности, египетский храм, построенный в Хаваре Аменемхетом III из 12-й династии (1844-1797 до н. э.), датируется почти 4000 лет назад. В этом лабиринте было двенадцать отдельных дворов значительных размеров, обращенных друг к другу, и все они были соединены коридорами, колоннадами и шахтами. Перекрещивающиеся улочки и ложные двери, заделанные каменными заглушками, защищали центральную погребальную камеру пирамиды царя.
Но лабиринты Греции и Египта — это только верхушка айсберга. Лабиринты были обнаружены почти во всех основных религиозных традициях мира, стали неотъемлемой частью многих культур и были обнаружены на всех обитаемых континентах. Примерно в то же время, когда появился греческий лабиринт, в культуре коренных американцев появился по существу идентичный образец, лабиринт Тохоно О’одхам, в котором изображен Иитой, «Человек в лабиринте». Доисторический петроглиф на берегу реки в Гоа показывает ту же картину, и другие примеры были найдены среди наскальных рисунков в северной Индии и на дольменном храме в горах Нилгири. Что касается древних археологических памятников, то более 300 примеров лабиринтов можно найти в разных местах по всему миру. Остается много вопросов о том, как один и тот же паттерн смог появиться в одно и то же время в явно несопоставимых культурах.
В то время как записанная история связывает создание лабиринтов с периодом, начавшимся около 4000 лет назад, самые ранние лабиринты намного старше этого и впервые появились в неолитических наскальных рисунках и каменных образованиях, сосредоточенных в Европе, Скандинавии и России.
Лабиринты Большого Заяцкого
Соловецкие острова (или Соловки) — архипелаг, расположенный в Онежском заливе Белого моря, Россия. Именно здесь можно найти тридцать пять неолитических лабиринтов, известных на местном диалекте как «вавилоны» («вавилоны»), которые датируются примерно 3000 годом до нашей эры. Наиболее примечательны каменные лабиринты Большого Заяцкого острова, группа из четырнадцати лабиринтов в 0,4 км 2 район. Они особенно хорошо сохранились, документировались и обсуждались, но никаких определенных выводов относительно их назначения сделано не было.
Помимо лабиринтов, на острове было найдено 850 куч валунов, многие из которых содержат фрагменты костей. Другие каменные образования, обнаруженные на острове, включают изображение солнца с радиальными спицами. Принято считать, что эти древние лабиринты и каменные образования были связаны с духовными верованиями и, возможно, символизировали своего рода границу между материальным миром и подземным миром — мифическим жилищем мертвых.
Лабиринты построены из валунов, разложенных на поверхности земли, и было установлено, что эти валуны были собраны на месте. Диаметр самого маленького лабиринта составляет около шести метров, а самого большого — 25,4 метра. Ряды валунов образуют спирали, некоторые из которых состоят из двух спиралей, напоминающих двух змей с головами в центре. Входы в лабиринты в основном находятся на юге, и хотя есть пять разных мест, у каждого из них есть только одна точка входа/выхода. Все лабиринты на Большом Заяцком находятся на западной стороне острова, а в восточной части острова имеется значительная коллекция каменных образований, но нет лабиринтов. Хотя лабиринты сильно заросли кустарниковой растительностью острова, их очертания по-прежнему хорошо видны.
Один из каменных лабиринтов на Большом Заяцком острове
Для чего построены лабиринты Большого Заяцкого?
Было выдвинуто множество гипотез, объясняющих, почему неолитические поселенцы Соловецких островов шли на значительные усилия по строительству многочисленных каменных лабиринтов.
В 1970-е годы господствовала гипотеза, выдвинутая Н. Гуриной, что лабиринты были построены как ловушки для рыб. Доказательства исходят из того факта, что все лабиринты в регионе были построены близко к морю, а уровень воды был намного выше 5000 лет назад, когда, как считается, они были построены. Рыба заплыла бы через вход и попала бы в ловушку в лабиринте, что облегчило бы рыбакам поиск улова. Однако главный недостаток этого аргумента заключается в том, что по всему миру в глубине суши были обнаружены многочисленные лабиринты.
У исследователя Л. Ершова была другая версия. Ершов утверждал, что в линиях лабиринтов схематически отражались как солнечные, так и лунные орбиты, поэтому лабиринты использовались как календари. Однако это обсуждалось на том основании, что лабиринты не имеют постоянного направления входа.
Одна из популярных сегодня теорий, особенно в эзотерических кругах, состоит в том, что лабиринт — это древний символ, связанный с целостностью. Он объединяет образы круга и спирали в извилистый, но целеустремленный путь. Это путешествие в наш собственный центр и обратно в мир. Прогулку по лабиринту можно считать посвящением, в котором пробуждаются знания. Считается, что прохождение пути лабиринта приводит к изменению состояния сознания и восприятия времени и пространства. Действительно, Влад Абрамов, исследователь, исследовавший лабиринты Большого Заяцкого, описал сюрреалистический опыт ходьбы по извилистым и извилистым дорожкам лабиринта.
Войдя в лабиринт и несколько раз обогнув центр, вы выходите из него через тот же вход. Просто после нескольких поворотов становится непонятно, сколько вы прошли и сколько еще пройти. Субъективно время останавливается, но по часам великий лабиринт проходится за 15 минут. Трудно думать о чем-то побочном; путь узок, и вы должны постоянно смотреть под ноги. Путь извивается по часовой стрелке и против часовой стрелки. Наконец – выход; и вы счастливы, что путешествие закончилось.
Несмотря на теории, представленные выше, и многие другие, сегодня общепринятая теория, выдвинутая Карлом Шустером и Эдмундом Карпентером, состоит в том, что строительство лабиринтов было связано с религиозными верованиями. Считается, что доисторические лабиринты служили ловушками для злых духов, определяли пути для ритуальных танцев и/или символизировали барьер между этим миром и подземным миром. Предполагается, что лабиринты могли быть включены в ритуалы, чтобы помочь душам умерших перейти в подземный мир. Археолог А.Л. Никитин предполагает, что лабиринты, как указано в легендах, указывают путь к «входам» и «выходам» подземного царства, которые могли открыть только те, кто знал «волшебный ключ» от этой задней двери.
Это предположение согласуется с широко распространенной среди доисторических культур верой в теорию «Трех миров», согласно которой древние люди считали, что Вселенная разделена на Нижний мир, куда отправляются души умерших после смерти, Средний Мир, состоящий из физического плана бытия, и Верхний мир звезд, облаков и богов.
По сей день далекие северные острова России продолжают манить любознательных путешественников и ученых, жаждущих разгадать тайну и истинный смысл лабиринта.
Избранное изображение: Один из каменных лабиринтов на Большом Заяцком острове. Источник фото: Wikimedia
By April Holloway
Литература
Кольский полуостров и Соловецкие лабиринты – Соловки
О семантике каменных лабиринтов север – В.А. Буров
9 0002 Соловецкие лабиринтыЛабиринтос
Тайна Соловецких лабиринтов — Все Россия
Образцы, которые соединяют: социальный символизм в древнем и племенном искусстве – Schuster & Carpenter
Остров Коёнсаари, Долина водопадов и саамский лабиринт · туры и экскурсии · Tripsider.
com 2 дняВыбрать тур
- Забронировать место в туре
- Оплатить безопасно
Фото Экспедиция Этно На воде
Карелия в первую очередь привлекает своей природной красотой. Предлагаем вам посетить очень живописные места. Проведите целый день на прекрасном острове Койонсаари с его белыми песчаными берегами и высокими скалами. Совершите вечернюю прогулку на теплоходе по Ладожским шхреям. Прогуляйтесь по Долине водопадов и поднимитесь на гору Ахмаваара, где много веков назад саамы совершали свои таинственные ритуалы.
- Лосевские пороги
- Пешеходная экскурсия по острову Койонсаари со скалами и выходом к белоснежным пляжам
- Ладожские шхеры
- Природный парк «Долина водопадов»
- Саамские каменные сооружения: сейды, лабиринты 90 111 Гора Ахмаваара — карельское место силы
- Возрождающийся финский хутор
— Мы прогуляемся по красивейшему острову, среди ладожских шхер, со скалами и песчаными пляжами.
— Мы поднимемся на языческую гору Ахмаваара и увидим скалу Хииси. 901:27 — Пройдем саамский лабиринт и будем искать сейдов.
— Спустимся в долину реки Ихалнйоки, где расположен парк дикой природы «Долина водопадов».
— Рассмотрим дом культового финского архитектора Ларса Сонка.
— Увидим, как идет реставрация здания Финского вокзала и пообедаем в настоящем финском доме.
— Мы многое узнаем о крельских и русских крепостях, старинных городах, финских традициях, сказочных героях эпоса «Калевала» и духах, в которых верили местные жители.
— При подходящей погоде можно искупаться в Ладоге, совершить вечернюю прогулку на теплоходе по ладожским шхреям, набрать грибов и ягод!
Организатор: турист-эксперт Татьяна П
Краевед, исследователь истории города, экскурсовод, создатель авторских экскурсий. Выпускница Школы экскурсоводов Петербургского института.
Программа
День 1. Остров Койонсаари и Ладожские шхеры
07:45 — 08:00 Сбор группы на ст. м. «Озерки» (Выборгское шоссе, 3, на остановке Океа)
Путешествие в Карелию. Здесь мы делаем первую остановку, чтобы полюбоваться дикими порогами и выпить чашечку ароматного кофе.
Остров Койонсаари.
Он по праву считается одним из самых красивых островов залива Терву. А местные пейзажи – это удивительное сочетание гладких скал, высоких скал, леса, Ладоги и белоснежного песка! Вы можете отдохнуть на острове, не заходя слишком далеко, или отправиться в долгое путешествие по острову и исследовать все самые красивые места.
Легкие маршруты проведут вас через лес к побережью, каждый раз открывая все новые и новые красоты местной природы. Главной достопримечательностью острова считается скала Хииси.
Для Карели Хииси является и хранителем леса, и лесным богом. Вот почему самую впечатляющую скалу острова, возвышающуюся на 42 метра, сравнивают с лесным богом. Утес стоит посмотреть снизу, и если вы готовы, вы должны подняться. Пейзаж со скалы великолепен: россыпь островов в бескрайней Ладоге. Ниже Хиджси находится широкий и пологий пляж.
Ждём посетителей, здесь можно купаться в хорошую погоду.
В сезон — за грибами и ягодами!
В хорошую погоду здесь можно купаться.
В сезон — за грибами и ягодами.
На острове возможен пикник. Принесите еду и кровать для сидения.
трансфер в отель Драйв Парк Ладога.
Расположен недалеко от берега озера и Ладожских шхер.
Переселение. Свободное время. Ужин для всех желающих (за дополнительную плату).
Желающим совершить водную прогулку по ладожским шхерам (только при хорошей погоде!)
Хотите совершить водную прогулку по ладожским шхерам.
День 2. Долина водопадов, гора Ахмаваара
Завтрак в отеле.
Поездка в парк дикой природы Valley Waterfalls.
Река Ихаланйоки, название которой связано с карельскими божествами, протекает в густом лесу. С давних времен и по сей день люди приезжают на его берега, чтобы полюбоваться местными водопадами. И они того стоят! Здесь их четыре, они идут друг за другом, падая более чем на 3 метра вниз, образуя длинный каскад, где общая высота падения воды — 30 метров! До недавнего времени до них было трудно добраться. В этом году на реке Ихальнйоки был создан парк дикой природы и построена лестница, ведущая к бурлящей реке. Спустимся на 120 метров вниз, чтобы увидеть всю волшебную красоту Долины.
Отправляйтесь в бывшую финскую деревню Алхо.
Когда-то здесь жили саамы. Они строили свои таинственные лабиринты из камней, возводили сейды – специально воздвигнутые огромные камни. Это место долгое время было церемониальным. Считается, что на высокой горе Ахмаваара местные жители поклонялись своим богам. Поднимаемся на скалу и наслаждаемся великолепными видами. Мы прогуляемся по району Алхо и попытаемся разобраться во множестве версий, объясняющих назначение этих древних сооружений.
Трансфер в музей фермы Милка. Экскурсия по старинному финскому дому, зданию бывшего вокзала.
Это не просто ферма, а уникальный музей с древними находками! Он расположен в старинном финском доме со своей многовековой историей. Здесь можно увидеть различные предметы, сохранившиеся из финского быта в прошлом, и услышать рассказ о тех временах. Хозяйка фермы с удовольствием расскажет вам о своей ферме и даст возможность продегустировать некоторые продукты (музей-усадьба Милка готовит сезонные продукты, возможна дегустация).
Обед для желающих пообедать. Обед пройдет в настоящем финском доме, которому 100 лет!
Вы также сможете приобрести вкусные продукты фермы (при наличии).
Вылет в Санкт-Петербург.
21:00 — 22:00 время отправления обратно в Санкт-Петербург на станции метро «Озерки».
Уровень нагрузки
СреднийАктивность в пределах одной локации или смена нескольких локаций по маршруту, развитая инфраструктура локаций, периодические выезды на природу.
Условия
Включено
экскурсия в сопровождении автора;
транспортные услуги по программе;
проживание в гостинице Драйв Парк Ладога в двухместных номерах с удобствами;
завтрак в отеле во 2-й день;
прогулка по острову Койонсаари;
экскурсия на ферму Милка.
Не включено
прогулка на теплоходе по Ладожским шхреям ~ 1000 руб. ;
посещение парка дикой природы «Долина водопадов» — 250 руб. взрослый, 200 руб. детский, льготные категории;
посещение Кирьяжского музея — 150 руб. /человек ;
обед в старинном финском доме — 500 руб.
Allocation
Гостиница 3*
Комфорт
ВысококлассныйСостоит из заведений, которые обеспечивают высокий уровень обслуживания и удобств.
Важная информация
Условия отмены
При отмене более 35 дней клиенту будет возвращена сумма за вычетом фактически понесенных расходов в размере 15%. Отмена от 34 до 16 дней до начала тура — возвращается 50% суммы. Отмена за 15 и менее дней до начала тура — предоплата не возвращается.
Требования гостя
Рекомендуем:
— носить спортивную, нескользящую, удобную, непромокаемую обувь;
— иметь с собой воду, перекус в первый день;
— иметь при себе средства индивидуальной защиты: маски, перчатки, соблюдать дистанцию;
— есть средства от комаров и клещей, места с собой.