Каменная чаша самарская лука: Урочище Каменная Чаша — Самарская лука

Каменная Чаша | Лука Онлайн

Author Петр МаркеевПутеводительTags ВелоСамара, Грушинский, КаменнаяЧаша, легенды, МирныйГород, родник, родники, СамарскаяЛука


Каменная Чаша — округлое, чашевидной формы расширение Ширяевского оврага в месте впадения в него Каменного оврага и других более мелких отвершков (боковых овражков, впадающих в главный ). Расширение это окружено со всех сторон высокими гребнями и шишками гор и представляет собой как бы гигантский котел или чашу с каменными боками. Это горное образование, окаймленное пятью склонами гор и пятью оврагами: с северо-запада — овраг Колоды (Ключи), с севера — овраги Соляный и Каменный, с юго-востока — Ширяевский, с юго-запада — Безымянный.

Окружающие Каменную чашу вершины имеют высоты 301, 306, 304, 297 и 249 метров, образуя по форме некое подобие котла. Чаша лежит восточнее Главного Жигулевского хребта и южнее Солнечной Поляны. Место высоко ценится туристами из-за красоты природы и относительной уединенности.

В Каменную Чашу ведут два пути. Длинный путь занимает около 4 часов пешего хода и пролегает от Ширяева и далее на запад по извилистому Ширяевскому оврагу. Второй проведет вас от верховьев Солнечной Поляны по узкой тропинке, окруженной густым лесом и холмами гор. Трудная часть этой дороги проходит по пути в гору, где придется преодолевать участки с большой крутизной. По достижении хребта горы вас ждет приятный спуск такой же длительности.

Примерно в третьей части этого спуска расположен Никольский родник с холодной и очень вкусной водой, пройдя мимо которого вы окажетесь непосредственно на месте. Если вы в хорошей физической форме, этот путь займет у вас около часа.

«Чем дальше, тем глуше делается лесная чаша, тем выше и пышнее окружающие травы, а среди них — цветы. Вот огромная розовая мальва, рядом целые заросли фиолетовой душицы, корзинки крупных желтых цветов скерды, языки красно-фиолетового, бледно-розового и почти белого кипрея (иван-чая), а там — высокие кисти голубых колокольчиков, сгибающихся под тяжестью своих цветов. Особенно прекрасны редкие здесь колокольчики — персиколистные, с большими белыми нежными цветами. Так и кажется, что раздастся, как в сказке, их мелодичный «хрустальный» перезвон.

А когда входишь в беседку из нависших плетей хмеля, когда пробираешься сквозь чащу трав, заросли огромных белых с сиреневым оттенком зонтиков ангелики, желто-зеленых великанов володушек и аконитов с огромными резными листьями и бледно-фиолетовыми цветами, гигантских стеблей высоких медвежьих дудок, которыми любят лакомиться медведи, то так и чудится: вот-вот из густого кустарника выйдет и сам хозяин глухих лесов Топтыгин…

…На склоне горы, среди зелени деревьев — обнаженные скалы, очень сходные со скалами пещер в Холодном овраге. Серый каменный гребень, под ним узкая щель. Из нее вытекает струйка воды, падает на каменную плиту. По белоснежному, размытому водой желобку попадает она в небольшое, круглое углубление. Образуется миниатюрный водоем, озерко менее полуметра в диаметре. Оно переполняется, вода переливается в деревянный желоб, стекает вниз. Если не поставить желоб, то через 30-40 метров от ручейка ничего не останется: вода впитается в землю.»

С.Д. Лялицкая

Никольский родник в Каменной Чаше

Никольский родник проистекает из западного склона Каменного оврага. Вода поступает из плиоценовых отложений кайнозойской эры ( эпоха неогенового периода, начавшаяся 5,332 миллиона лет назад) . Скорость поступления воды составляет примерно 4,5 литра в минуту, а ее температура +5 градусов. Вода по всем показателям соответствует ГОСТу, присутствие повышенного количества аммиака указывает на близкое расположение нефтеносных районов.

В начале XX века в Каменной Чаше активно использовались сразу три родника, текущих из разных предгорий. Вода по желобам поступала в стоящие внизу колоды, где жители Ширяева поили домашний скот. Поэтому место в начале называлось «Колоды» или «кордон Колоды».

В настоящее время используется только один родник — Никольский. Он проистекает в нижней части Каменного оврага, выходящего в Каменную Чашу, и относится к святым местам Самарской области. В 1998 году здесь была построена деревянная часовня. Активное участие в строительстве принимал известковый завод (Порохняк В.П.). В Каменную Чашу приходили добровольцы, чтобы помочь. Люди на плечах и носилках на расстояние до полукилометра поднимали на отметку +175 метров строительные материалы. Активное участие принимали: В.Г. Губская, Л.В. Самойлова, Т.И. Гога, Д.К. Чешуин, А.Н. Арефьева и другие, помогли отдел по делам молодежи Куйбышевского района Самары, клуб «Авторская песня» (О.Князева). С момента начала строительства и до его окончания, звучали церковные песнопения, читалась неумолкаемая молитва. Через две недели часовня была готова. Люди разных возрастов и профессий работали с раннего утра и до позднего вечера. Среди них была Т.М. Дудакова (72 года).

13 сентября 1998 года огромное число паломников отправилось крестным ходом во главе с отцом Дмитрием для освящения часовни. Часовню освятили. Как говорят очевидцы, в это время произошло чудо. Мальчик Валера, страдавший тяжелым заболеванием сердца, по молитве святому Николаю Чудотворцу исцелился и, в день освящения часовни, смог пешком преодолеть путь в 16 километров без усилий, хотя до этого передвигался с трудом, на малое расстояние — при помощи родственников.

В 2000 году чья-то варварская рука посмела подняться на народную святыню. Часовня сгорела. И снова в 2002 году часовня в Каменной Чаше поднялась «белой свечой», только из кирпича и камня. Отец Олег Ярцев проводил здесь и зимой и летом молебны.

В 1913 году геолог М.Э. Ноинский писал: «Каменная Чаша» в двух рядом лежащих и почти сливающихся при устье оврагах, имеется по одному небольшому источнику «овраг с чашей», еще его называют овраг с колодами, т. к. здесь вода отведена в целый ряд деревянных желобов для водопоя скоту, в 70 саженях ниже в центре Каменной Чаши находился удельный кордон».

Существуют легенды об этой местности. По преданию, которое бытовало в селе Моркваши: «Окружили враги атамана. Влез Шелудяк на скалу. Солдаты за ним. Бросился Шелудяк вниз. Камни раздвинулись, попал атаман к Хозяйке гор. Долго жил в подземелье. Не радовала его каменная неволя. Погиб Шелудяк в тоске. С тех пор Хозяйка гор плачет. Ее слезу текут в Каменную Чашу».

Видно, очень тоскует об атамане Хозяйка гор: сильный студеный ключ бьет в урочище не один десяток лет. Живительной, чудотворной влаги хватает на всех. Старожилы села Ширяево рассказали мне, что «когда ломали в селе церковь, одна из прихожанок взяла из нее золотую чашу, чтобы сохранить и спрятала в лесу, через некоторое время стала искать ее, но не нашла. Долго искала и было ей явление иконы, а на месте, где была зарыта чаша, стал бежать ручей».

Еще в 30-х годах XX века источник был хорошо известен и занесен во все туристические справочники как одна из главных достопримечательностей Жигулевского заповедника. Название его тесно связано с именем Николая Чудотворца, самого почитаемого на Руси святого. Почему? О том есть легенда.

Много-много лет тому назад напали на жительницу села Ширяев Буерак разбойники. Испугалась она, обратилась за помощью к святому. Появился тут старец и спас женщину. С тех пор ширяевские женщины особо почитают спасителя, а местные верующие бабушки посвящают ему тайные обряды. По местным верованиям святой Николай появляется в этих местах то в образе невысокого седого старичка в вышитой рубашке и лаптях, то в церковном облачении, как на иконе. Помогает заблудшим, попавшим в трудную ситуацию.

Чистова Елена Владимировна. «Земное и небесное». Краеведческий очерк. Под ред. д.б.н. Саксонова С.В.

Первый Грушинский фестиваль в Каменной Чаше

Мало кто знает, что первый фестиваль бардовской песни имени Валерия Грушина состоялся вовсе не на широко известных сейчас Мастрюковских озерах, а в районе Каменной Чаши. Первый Грушинский проходил с 28 по 29 сентября 1968 года в районе кордона «Колоды» и собрал около 600 участников. Это событие произошло уже через год после трагической гибели студента КуАИ Валерия при спасении утопающих на реке Уде в 1967 году.

Фестиваль проводился с целью пропаганды лучших туристских песен, выявления лучших исполнителей, создания новых туристских песен, в которых раскрываются черты подлинного советского характера. Для участия в фестивале приглашались все туристские коллективы области и отдельные исполнители. Все участники фестиваля по прибытию должны были представить программу в жюри.

Местом для сцены был выбран Медвежий грот, а зрители сидели у подножия горы: «Флаг открытия фестиваля — флаг, который не раз развевался над палаткой Валерия Грушина, — подняли днем, 28 сентября над Каменной Чашей друзья Валерия – Анатолий Головин и Вячеслав Лунев. А сам концерт начался вечером. Первой под аккомпанемент гитар и ветра прозвучала светловская «Гренада». Затем притихшие зрители услышали магнитофонную запись песни «На плато Расвумчорр». Пел Валерий.

Вряд ли кто-нибудь из собравшихся в этом зрительном зале видел раньше что-нибудь подобное. Сцену заменил высокий крутой склон, по которому в неуловимой, но очень впечатляющей последовательности были разбросаны горящие факелы и костры. Высоко наверху, как пасть огромного волшебного зверя, переливался в окаймлении густых теней и сполохов огня грот; костер, в нем горевший, еще больше подчеркивал его каменную красоту и дикость. Сама сцена — небольшой пятачок на склоне, окруженный плотной подковой из людей, штормовок, одеял, спальных мешков и телогреек,— тоже освещалась кострами.

Где-то в этой подкове, не занимая особого места, затерялось строгое жюри фестиваля, которое на следующее утро должно было назвать победителей. Дождь не прекращался до полудня, и Борису Кейльману, из которого, как шутили на слете, состоит весь Куйбышевский совет по туризму, пришлось называть лауреатов фестиваля под свист ветра, дробь дождя и звуки песни-гимна туристов «Глобус».

Вне всякой конкуренции оказалось трио «Бобров» (Анатолий Головин, Вячеслав Лунев, Владимир Кривцанов). Они получили первый приз, а в личном зачете победителем стал автор и исполнитель своих песен Слава Маркевич. Вторым был политехник Саша Баркарь. а третье место досталось студенту КуАИ Володе Юхневичу за песню «Волга», написанную его друзьями в одном из походов».

Из заметки В. Шабанова «Имени Валерия Грушина» («Полет», газета Куйбышевского авиационного института, 1968, 7 октября)

Медвежий грот

В южной части урочища расположены гроты, находящиеся под самой кромкой горы. Их высота над дном оврага составляет около 35 метров. Внутри гротов находятся выступы доломитовых известняков. Такие природные образования характерны для Самарской Луки, где сильно развит карст. Рядом с Медвежьим гротом расположены несколько гротов поменьше, их иногда называют Лисьими гротами.

Благоприятность для пешего, конного и велотуризма

Месторасположение Каменной Чаши очень удобно с точки зрения доступности как для пеших, так и для конных и велопоходов. В начале мая дороги уже подсыхают настолько, что по ним без труда можно проехать на обычном велосипеде. Наличие поблизости источника воды сильно облегчает логистику при организации похода, потому что воду можно набирать уже на месте. К сожалению, этого нельзя сказать о дровах. В Каменной Чаше разрешается использовать для костров только сухие упавшие деревья и только в специально отведенных для этого местах. Билеты на посещение приобретаются заранее в кассе национального парка в селе Ширяево.

В Каменной Чаше в низинах совсем не ловит сотовая связь, поэтому в экстренной ситуации нужно срочно подниматься на гору, чтобы поймать сигнал. В летнее время здесь достаточно проходное место — сюда приезжают как местные, так и гости из других городов. Зимой количество туристов ограничивается проходимостью дорог и тропинок. В Каменной Чаше есть оборудованный туалет.

Аномальные явления в Каменной Чаше

По наблюдениям уфологов Тольятти и Самары, Каменная Чаша отмечается как объект с высокой вероятностью появления аномальных явлений. Помимо неопознанных летающих объектов, исследователи рассказывают о необычных туманах. По их словам, часто в предгорьях и низинах можно встретить сгустки облачности, движущиеся вопреки ветру и дождю, то есть в наветренную сторону.

Помимо этого, у людей, находящихся в Каменной Чаше, отмечается субъективные нарушения восприятия, которые проявляются как неожиданные приступы паники или агрессии. Такое поведение может объясняться по-разному, например как неподготовленность городского жителя к тишине природы и свежему воздуху. По понятным причинам такие изменения в поведении нельзя зафиксировать документально, поэтому они относятся к побочным эффектам прибывания на природе. К необычным явлениям можно также отнести так называемые столбы света, проявляющиеся в тех или иных участках леса и выглядящих как плотные столбы вертикального направления, пробивающиеся из зарослей или видные вдалеке. Последнее явление отмечается и в местном фольклоре — быличках, где рассказчик описывает такие явления во время сбора дров или грибов неподалеку от Каменной Чаши. Отдельно отмечается, что эти столбы очевидцы наблюдают в летнюю пору, когда атмосферные явления исключены.

Наиболее интересными представляются миражи или фата-моргана, которые можно увидеть в районе Каменной Чаши или кордона Чарокайки. Представляющие из себя трехмерные видения, с которыми очевидец может взаимодействовать. Некоторые исследователи дают свое определение этому явлению — хрономиражи, то есть миражи, связывающие настоящее с прошлым. Наиболее часто участники событий описывают прекрасные храмы или целые города с утонченной архитектурой, к которым можно подойти и даже потрогать. Фата-моргана обычно появляются в утренней дымке, а затем медленно тают в окружающем воздухе. Очевидцы предупреждают, что если по неосторожности войти в такой трехмерный мираж, можно остаться на той стороне.


Каменная Чаша

Так называется расширенный участок Ширяевской долины в месте впадения в нее Каменного оврага и других более мелких отвершков. В этом месте долина меняет свое направление с северного на юго-восточное, расширяется за счет устьев впадающих в нее оврагов и образует как бы гигантский котел или чашу с каменными боками, разрезанными оврагами. Чаша, окруженная со всех сторон высокими гребнями и шишками, сложенными огромными известняковыми плитами и осыпями щебня, из-под которых вытекают родники, представляет собой одно из живописных мест Ширяевской долины, расположенное в 8—10 км от ее устья. Выступы скал в сочетании с богатой и разнообразной древесной и травянистой растительностью, покрывающей склоны долины, создают неповторимую красоту Каменной Чаши. Поэтому все, кому удается побывать в Жигулях, стремятся посетить этот замечательный уголок Самарской Луки (рис.

1, 2).

Еще в XIX веке фольклористы обратили внимание на то обстоятельство, что большинство былин и сказаний Самарского края сходятся на одном и том же легендарном персонаже – Хозяйке (или Волшебнице) Жигулевских гор (рис. 3).

Согласно преданиям, она живет в таинственных пещерах в глубине горного хребта, лишь иногда появляясь на поверхности и показываясь людям (рис. 4-6).

Если ей в это время повстречается добрый молодец, то хозяйка может пригласить его к себе, в подземные чертоги, обещая сказочные богатства и вечную жизнь. Однако до сих пор все молодцы, встретившиеся волшебнице, отказывались от этих благ, и поэтому подземная владычица вот уже тысячи лет оплакивает свою тоску и одиночество. Эти слезы и текут из скалы в урочище Каменная чаша, где находится единственный водный источник Жигулевских гор.

Каменная Чаша привлекает внимание не только туристов, но и животных, так как это единственное место в Жигулях, где выходят грунтовые воды в виде источников, а один из них выбивает из-под плит круглый год на высоте 30—40 м от дна долины.

Склоны долины, имеющие относительную высоту около 150 м, покрыты с запада и севера сосновыми лесами: восточные склоны несколько ниже и заняты березовыми насаждениями. В подлеске растут черемуха, лещина, клен татарский. Если свернуть с залитой солнцем поляны в небольшой овраг, то лесная чаща почти смыкается, и становится сумрачно и прохладно. Лучи солнца освещают только верхушки деревьев. Густые заросли высоких лесных трав — гигантских стеблей медвежьих дудок, огромных белых с сиреневым оттенком зонтиков ангелики, желто-зеленых великанов володушек и аконитов с крупными резными листьями и бледно-фиолетовыми цветами — преграждают путь. А на более освещенных склонах заросли фиолетовой душицы, красно-фиолетовые и бледно-розовые языки кипрея (иван-чая).

В настоящее время руководство Жигулёвского государственного заповедника и национального парка «Самарская Лука» с целью снижения нагрузки на здешние биоценозы стремятся ограничить посещение Каменной Чаши неорганизованными отдыхающими и паломниками.

Приложения: сообщения пресс-службы заповедника.

3 сентября 2013, 16:10

На входе в Каменную чашу появится архитектурный комплекс, посвященный хозяйке Жигулевских гор

Весной следующего года в Жигулевском заповеднике планируют обновить вход на Каменную чашу, сообщил директор учреждения Юрий Краснобаев.

В настоящее время готовится проект предстоящей реконструкции. Работу над ним завершат через месяц. Сама реконструкция начнется сразу после схода снежного покрова.

По словам Юрия Краснобаева, на входе в Каменную чашу предполагается установить целый архитектурный комплекс, посвященный Хозяйке Жигулевских гор. В частности, появятся две сторожевые башни, деревянная фигура самой хозяйки и каменная — атамана Шелудяка. По легенде, он не смог убежать от стражников и решил сброситься с утеса для того, чтобы не оказаться в плену. Но влюбившаяся в атамана Хозяйка Жигулёвских гор пожалела его и забрала в подземное царство. Из него Шелудяк не должен был выходить, однако он нарушил условие девушки и в наказание превратился в камень.

С тех пор на берегу Волги в Жигулёвских горах стоит каменный утёс, носящий название Шелудяк.

17 января 2014, 13:44

Зимние прогулки до Каменной чаши в Ширяево возможны только по пропускам

На территории Жигулевского природного биосферного заповедника имени Спрыгина действуют ограничения на посещение маршрута «Стрельная гора».

На особо охраняемой территории Жигулевского заповедника имени Спрыгина в зимний период с 19 декабря 2013 года действуют ограничения на посещение маршрута «Стрельная гора». Об этом сообщает пресс-служба Минлесхоза Самарской области.

Пешие прогулки на участке «Солнечная Поляна – Каменная Чаша» в зимний период будут возможны только по специальным пропускам. Получить пропуск можно будет, обратившись в администрацию заповедника или в контору Ширяевского участкового лесничества.

Список литературы

Алексеева Э.Л., Бейлин В.В. 1983. Изменение гидрогеологических условий Самарской Луки под влиянием Куйбышевского водохранилища и орошения. – В сб. «Проблемы рационального использования и охраны природного комплекса Самарской Луки. Межведомственный сборник. /Под ред. И.С. Колышева. Куйбышев, изд-во КГУ», стр. 48-49.

Виноградов А.В. 1982. Некоторые условия обитания пресноводных мшанок (Bryozoa) на Самарской Луке. – В сб. «Экология и охрана животных», межвузовский сборник. Куйбышев, изд-во Куйб. гос. ун-та, стр. 83-88.

Виноградов А.В. 1982. Видовой состав пресноводных мшанок Bryozoa на Самарской Луке. – В сб. «Экология и охрана животных», межвузовский сборник. Куйбышев, изд-во Куйб. гос. ун-та, стр. 129-134.

Виноградов А.В. 1991. Обследование некоторых водоемов Самарской Луки. – В сб. «Бюллетень «Самарская Лука» № 2/91. Самара», стр. 40-60.

Волга и ее жизнь. Л., Наука, 1978.: 1-348.

Емельянов М.А. 1955. Самарская Лука и Жигули. Куйб. кн. изд-во, 290 с.

Ерофеев В.В. 1982. Озера Самарской Луки. – В сб. «Зеленый шум», Куйб. кн. изд-во, стр. 96-106.

Ерофеев В.В. 1982. Новый обзор ихтиофауны Куйбышевской области. – В сб. «Экология и охрана животных», межвузовский сборник. Куйбышев, изд-во Куйб. гос. ун-та, стр. 103-116.

Ерофеев В.В. 1983. К изучению популяций обыкновенного прудовика Самарской Луки и некоторых прилегающих районов. – В сб. «Проблемы рационального использования и охраны природного комплекса Самарской Луки. Межведомственный сборник. Под ред. И.С. Колышева. Куйбышев, изд-во КГУ», стр. 93-94.

Ерофеев В.В. 1986. Водные лабиринты Самарской Луки. – В сб. «Памятники природы Куйбышевской области. Сост. В.И. Матвеев и М.С. Горелов. Куйбышев, Куйбышевское книжное изд-во, стр. 93.

Ерофеев В.В. 2011. Следы язычества в позднем российском христианстве. – В сб. «Истоки и развитие экологической культуры, этики эстетики». Самара, изд-во «АсГард», стр. 394-415.

Ерофеев В.В., Галактионов В.М. 2013. Слово о Волге и волжанах. Самара. Изд-во Ас Гард. 396 стр.

Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. 2008. По самарским чудесам. Достопримечательности губернии. Изд-во «Самарский дом печати», 168 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т.I. Самара, «Самарское книжное издательство», 416 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т.II. Самара, изд-во «Книга», 304 с.

Жадин В.И. 1948. Донная фауна Волги от Свияги до Жигулей и ее возможные изменения. – Тр. Зоол. ин-та АН СССР, т.8, вып. 3. стр. 413-466.

Журавлев Ю.Н., Епланова Г.В., Паутова В.Н..1994. Санитарно-микробиологическое состояние водоемов рекреационного использования. – В сб. «Экологическая ситуация в Самарской области: состояние и прогноз. Под ред. Г.С. Розенберга и В.Г. Беспалого. Тольятти, ИЭВБ РАН», стр. 253-262.

Замятин Н.Н. 1913. Геологическое исследование северной части Самарской губернии (области реки Сока и Самарской Луки) – Тр. Геол. ком-та, нов. сер., вып. 84. СПб. 151 с.

Захаров А.С. 1971. Рельеф Куйбышевской области. Куйб. кн. изд-во: 1-86.

Захаров А.С. 1986. Каталог памятников природы Куйбышевской области. Куйбышев: 1-77.

«Зеленая книга» Поволжья. Охраняемые природные территории Самарской области. / Сост. А.С. Захаров, М.С. Горелов. – Самара, Кн. изд-во, 1995. 352 с.

Зимин В.А., Виноградов А.В., Виноградова Е.Ю., Ильина В.Н., Ведерникова Т.И., Завальный А.Н., Ерофеев В.В. 2011. Истоки и развитие экологической культуры, этики и эстетики. Коллективная монография. Самара, изд-во «АсГард», 550 с.

Кудинов К.А. 1982. Жигулевский государственный заповедник. Куйб. кн. изд-во, 48 с.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. 350 с.

Легенды и были Жигулей. Издание 3-е, перераб. и доп. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1979. 520 с.

Лепехин И.И. 1795. Дневные записки путешествия академика Лепехина. т.1, изд-во Императорской АН.

Лопухов Н.П., Тезикова Т.В. 1967. География Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 78 с.

Лялицкая С.Д. 1970. Жигули заповедные. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 126 с.

Матвеев В.

И. 1990. Влияние антропогенного фактора на водоемы Куйбышевской области, их флору и растительность. – В сб. «Социально-экологические проблемы Самарской Луки. Тезисы докладов второй научно-практической конференции (1-3 октября 1990 г., Куйбышев)». Куйбышевск. гос. пед. ин-т им. В.В. Куйбышева, Жигулевский гос. Заповедник им. И.И. Спрыгина, Куйбышев», стр. 73-75.

Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.

Медведев В.К. 1993. Пойменные луга Самарской области, их охрана и использование. – В сб. «Бюллетень «Самарская Лука» № 4/93. Самара», стр. 128-135.

Мильков Ф.Н. 1953. Среднее Поволжье. Физико-географическое описание. Изд-во АН СССР.

Мозговой Д.П. 1983. Влияние регулирования стока Волги на животный мир поймы Самарской Луки. – В сб. «Проблемы рационального использования и охраны природного комплекса Самарской Луки». Межведомственный сборник. Под ред. И.С. Колышева. Куйбышев, изд-во КГУ, стр. 105-107.

Мурчисон Г. И., Вернейль Э., Кейзерлинг А.1849. Геологическое описание Европейской России и хребта Уральского. СПб. Тип. И. Глазунова. ч.1. 380 с.

Наш друг – природа. 1979. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 175 с.

Новоженин Ю.Х. 1972. Озера Жигулевских гор. – В сб. «Сокровища Волжской природы. Заповедные и памятные места Куйбышевской области». Куйбышев, Куйбышевское книжное издательство, стр. 153-155.

Новоженин Ю.Х. 1986. Озера Жигулевских гор. – В сб. «Памятники природы Куйбышевской области». Сост. В.И. Матвеев и М.С. Горелов. Куйбышев, Куйбышевское книжное изд-во, стр. 88.

Новоженин Ю.Х. 1995. Озера Жигулевских гор. – В сб. «Зеленая книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области». Сост. Захаров А.С., Горелов М.С. – Самара: Кн. изд-во, стр. 143-144.

Ососков Н.А., Коротаев К.А., Гаврилов Н.Г., Сырнев И.Н. 1901. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. – В кн. «Россия», т.6. СПб. Тип. А.Ф. Девриена, стр. 1-599.

Павлов А.А. 1957. Гигиеническая оценка прудов и водоемов в Куйбышевской области. – В сб. «Труды Куйбышевского мединститута. Том VII. Куйбышев, Куйбышевский государственный медицинский институт», стр. 134-148.

Павлов С.И. 1995. Озеро Большое Шелехметское и Клюквенное болото. – В сб. «Зеленая книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области». Сост. Захаров А.С., Горелов М.С. Самара: Кн. изд-во, стр. 140-141.

Паллас П.С. 1773. Путешествие по разным провинциям Российской империи, ч.1. СПб.

Памятники природы Куйбышевской области. Сост. В.И. Матвеев, М.С. Горелов. Куйбышев. Куйб. кн. изд-во. 1986. 160 с.

Природа Куйбышевской области. Куйбышев, Облгосиздат. 1951. 405 с.

Природа Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1990. 464 с.

Прокаев В.И. 1961. Пойма Волги у Самарской Луки. – Журн. «Природа», № 5, стр. 87-89.

Рылов В.М. 1948. Исследования над зоопланктоном некоторых водоемов долины Волги в Куйбышевской области. – Тр. Зоол. ин-та АН СССР, т.8, вып. 3, М.-Л. Стр. 537-566.

Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. 670 с.

Сокровища волжской природы (заповедные и памятные места Куйбышевской области). Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1972. 175 с.

Сукачева И.Ф., Боков В.К., Бедарева Л.И. 1983. Санитарное состояние Самарской Луки в условиях интенсивного водопользования. – В сб. «Проблемы рационального использования и охраны природного комплекса Самарской Луки. Межведомственный сборник. Под ред. И.С. Колышева. Куйбышев, изд-во КГУ», стр. 46.

Сыркин В., Храмков Л. 1969. Знаете ли вы свой край? Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 166 с.

Тарасов Ю.С., Тишова Л.Н. 1996. Эколого-гигиенические основы рекреационного использования открытых водоемов. – В сб. «Бюллетень «Самарская Лука», № 8/96. Самара», стр. 134-139.

Тимофеев В.Е., Матвеев В.И., Калинина А.А. 1974. О характере изменений растительного покрова поймы Волги под влиянием Саратовского водохранилища. – В сб. «Вопросы морфологии и динамики растительного покрова». Вып. 4. Куйбышев. кн. изд-во, стр. 26-44.

Учайкина И. Р., Александрова Т.А. 1987. География Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 112 с.

Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 128 с.

Шиклеев С.М. 1957. Гидробиологические и гидрохимические материалы по притокам р. Волги в границах Самарской Луки. – В сб. «Труды Куйбышевского мединститута. Том VII. Куйбышев, Куйбышевский государственный медицинский институт», стр. 33-40.

Шиклеев С.М. 1957. Гидрохимическая и гидробиологическая характеристика озер поймы р. Волги в границах Куйбышевской области. – В сб. «Труды Куйбышевского мединститута. Том VII. Куйбышев, Куйбышевский государственный медицинский институт», стр. 101-104.

Шиклеев С.М., Виноградов В.П. 1938. Физико-химический и санитарно-биологический режим волжских пойменных озер. – Тр. Куйб. мед. ин-та, т.7. Куйбышев, стр. 264-294.

Яблоков А.В., Остроумов С. А. 1983. Охрана живой природы: проблема и перспективы. М., Лесн. пром-сть, 269 с., илл.


Просмотров: 3280


Авторизация через социальные сервисы:

Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Каменная чаша (Самарская обл.). Как добраться до источника Николая Чудотворца

На Волге есть полуостров, образованный большой излучиной реки. Называется Самарская Лука. Здесь же, в Жигулевских горах, находится Каменная чаша — впадина в виде котла, образованная пятью оврагами и склонами гор. Это природное образование является достопримечательностью национального природного заповедника. Урочище «Каменная чаша» в Самарской области стало популярным у местных жителей благодаря роднику, который считается одним из древнейших источников Жигулевских гор.

Как добраться до Каменной Чаши

Места здесь действительно заповедные — река Волга, живописные леса, поросшие Жигулевскими горами. Экскурсии на Каменную чашу Самарской области имеют три маршрута:

  • Первый — автобусом до поселка Ширяево, далее через Ширяевский овраг до горного истока. Путь 10 км.
  • Второй — проехать от города до поселка Солнечная Поляна, далее пройти перевал пешком. Пешеходная экскурсия занимает чуть более 1 часа. Это самый короткий путь.
  • Третий — переправиться на переправе через Волгу до села Ширяево, далее по оврагу до источника Святого Николая.

Великолепный природный ландшафт позволит Вам скрасить все трудности пешеходного перехода. Обратная дорога покажется короче, так как все время придется идти под гору. Доехать можно на машине до Ширяево или Солнечной Поляны.

Популярный маршрут

Желающим сделать посещение Каменной чаши незабываемым и получить массу удовольствия, можно посоветовать маршрут Самара — Солнечная поляна — Каменная чаша Самарской области. Продолжительность маршрута – целый день. Маршрут начинается от речного вокзала в Самаре, откуда необходимо доплыть до поселка Солнечная Поляна. Здесь надо купить билет на посещение заповедника (50 руб.) и пройти пешком до Каменной чаши. Речная прогулка по красивой реке Волге, великолепные пейзажи и лесной поход по тропе доставит массу удовольствия любителям пеших переходов.

Чудотворный источник

Походы к Каменной Чаше в Самарской области проводятся для посещения горного источника, который верующие считают священным. Говорят, что его вода обладает силой исцелять от многих болезней, дарует здоровье и наполняет энергией людей. Здесь три родника. Один из них считается чудотворным и получил название «Источник Николая Чудотворца».

Весна начинается с родника в лесном овраге. Вокруг него большое количество сложенных каменных блоков. Небольшая струя воды вырывается из-под каменного гребня, попадая на каменную плиту, стекает по омытой водой канавке и образует небольшой, полуметрового в диаметре, водоем. Вода, скапливаясь, стекает по желобу.

Во второй раз родник появляется метрах в ста. Вытекает из-под каменных блоков левого угла пещеры. Его струя более водянистая и впадает в поставленный корыто.

Дальше на горе появляется стена, в которой много трещин, из которых выходит вода. В пещеру два входа, в полу которых из расщелин вытекают два ручейка, сливаясь в один. Прилипнув к каменным уступам, они проваливаются в деревянную траншею. Вся вода этого источника, пробивающаяся сквозь скалы, собирается по желобам.

Другие источники

Как было сказано выше, Каменная Чаша в Самарской Луке образовалась в результате слияния нескольких оврагов, образовавшихся в Жигулевских горах. С южной стороны в разных оврагах есть еще два родника, которые находятся в чаще леса. Склоны крутые, поэтому путь к ним довольно сложный. Вынырнув из скалистых расщелин, они впадают в овраг со странным названием Палуба.

Как полагают ученые, водоносные и водоупорные слои, из которых текут родники, образовались древними морями: Акчагыльским и менее соленым Хвалынским. Это отражается на составе воды в источниках. В одних источниках вода с повышенным содержанием хлоридов, в других — с меньшим составом карбонатов и хлоридов.

Название «Каменная чаша»

Совершая поездку на Каменную чашу в Самарской области, многие хотят узнать, откуда произошло название этого урочища. Есть две версии его появления. По одной из них, такое название урочище получило котловидное горное образование, появившееся в результате слияния оврагов.

По другой версии, такое название произошло в результате трансформации тюркского слова «чашма», что в переводе означает «родник», «исток». Обе версии кажутся правдоподобными.

Часовня Святителя Николая Чудотворца

Многие верующие, живущие у Каменной Чаши, совершали паломничество к источникам с чудотворной водой. Давно ходит слух о силе воды, берущей начало в Жигулевских горах. В соседнем селе Солнечная Поляна есть православный храм в честь Святителя Николая Чудотворца. Источник назван в его честь. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий благословил включение посещения источника в паломнические маршруты по святым местам Самарской области.

По его благословению в 1998 году здесь была построена деревянная часовня, сожженная вандалами в 2000 году. Верующие Жигулевска и Тольятти построили на месте поджога каменную часовню, которая органично вписалась в природный ландшафт. Строительные материалы привозили к подножию горы, и каждый верующий, идущий к чаше, должен был нести какую-то их часть. Также была построена деревянная комната для омовения, сооружены столы и скамьи.

Легенда о «Каменной чаше»

Во время экскурсии в Каменную чашу (Самарская область) можно услышать легенду о появлении этого источника. По ее словам, во времена Степана Разина у него был сподвижник, которого звали Федор Шелудяк. Он был окружен царскими войсками, не желая сдаваться, бросился с отвесной скалы умирать, разбиваясь о скалы, но они расступились перед ним. Он попал во владение прекрасной Хозяйки Жигулевских гор.

Она оставила его в своей темнице. Долго жил он в ее особняке, но очень скучал без солнечного света, неба и земной красоты. Его не устраивало ни богатство Хозяйки, ни безбедная жизнь. Он умер с большими мучениями. Тогда-то и появились пружины, которые являются слезами Хозяйки Жигулей, до сих пор оплакивающей его безвременную кончину. Конечно, это всего лишь легенда, но все равно красивая.

Чаша каменная (Самарская область). Как добраться до источника Святого Николая

На Волге есть полуостров, образованный большой излучиной реки. Называется Самарская Лука. Здесь, в Жигулевских горах, находится Каменная чаша – углубление в виде котла, созданное пятью оврагами и склонами гор. Это природное образование является достопримечательностью государственного заповедника. Урочище под названием «Каменная чаша» в Самарской области стало популярным среди местных жителей благодаря роднику, который является одним из древнейших источников Жигулевских гор.

Как добраться до Каменной чаши

Место действительно заповедное – река Волга, живописные, лесистые Жигулёвские горы. Экскурсии на Каменную чашу Самарской области проходят по трем маршрутам:

  • Сначала автобусом до села Ширяево Ширяево, потом через овраг до горного истока. Путь составляет 10 км.
  • Второй проезд от города до поселка Солнечная поляна, далее пройти через перевал пешком. Прогулка чуть больше 1 часа. Это самый короткий путь.
  • Третий переправиться на пароме через Волгу до д. Ширяево, далее по оврагу до Никольского источника.

Великолепный природный ландшафт позволит Вам скрасить все трудности похода. Обратно дорога покажется короче из-за того, что все время придется спускаться вниз. На машине можно доехать до Ширяево или Солнечной поляны.

Популярные туры

Желающим сделать посещение Каменной чаши запоминающимся и получить массу удовольствия, можно предложить маршрут Москва-Солнечная Поляна-Каменная чаша Самарской области. Продолжительность маршрута – целый день. Маршрут начинается от речного вокзала в Самаре, откуда необходимо доплыть до поселка Солнечная Поляна. Для посещения заповедника нужно купить билет (50 рублей) и пройти пешком до Каменной чаши. Речной круиз по красивой реке Волге, великолепные пейзажи и лесной поход по тропе доставят массу удовольствия любителям треккинга.

Рекомендуется

Мэр: полномочия и обязанности. Выборы городского головы

Нормальное функционирование всех систем поселения, грамотное и своевременное выполнение задач в сфере экономической, социальной и других сфер развития невозможно без контроля со стороны городского головы. А вот как избиратели могут оценить качество работы…

Франсиско Франко: биография и политическая деятельность

Когда в Испании началась гражданская война, генерал Франсиско Франко (Франсиско Паулино Эрменегильдо Теодуло Франко Баамонде — полное имя) праздновал свою аракатцаилу, но казался уже уставшим от жизни и намного старше своих лет. До непрезентабельного вида…

Чудотворный источник

Поход к Каменной чаше в Самарской области проводится с целью посещения горного источника, который верующие считают священным. Говорят вода она обладает силой исцелять от многих болезней, и дает здоровье и дает людям энергию. Вот только три весны. Один из них считается чудотворным и получил название «Источник Святого Николая».

Начало весны проходит в лесистом овраге. Вокруг него большое количество обточенных каменных глыб. Небольшой ручеек воды, выходящий из-под каменного гребня, падая на каменную плиту, стекает по промытой водой канавке и образует небольшой, диаметром в два фута, водоем. Вода скапливается и стекает по желобу.

Второй раз весна появляется в нескольких сотнях метров. Вытекает из-под валунов левый угол пещеры. Струя становится более влажной и стекает в подставленный желоб.

Затем появляется горная стена, имеющая множество щелей, из которых появляется вода. В пещеру два входа, в расщелинах пола из которых вытекают два ручья, сливаясь в один. Стекая по каменным уступам, они попадают в деревянный корыто. Вся вода из этого источника, пробиваясь сквозь скалы, стекает вниз по желобу.

Другие источники

Как было сказано выше, Каменная чаша в Самарской Луке образовалась в результате слияния нескольких оврагов, образовавшихся в Жигулевских горах. С южной стороны в разных оврагах есть два родника, которые находятся в чаще леса. Их склоны крутые, поэтому путь к ним достаточно труден. Выйдя из скалистого ущелья, они впадают в овраг со странным названием Палуба.

Ученые считают, что водоносный и водоупорный слои, из которых берут начало родники, был образован древними морями: Акчагыльским и менее соленым Хвалынским. Это отражается на составе воды в источниках. В одних источниках вода с повышенным содержанием хлоридов, в других — с меньшим составом карбонатов и хлоридов.

Название «Каменная чаша»

Совершая поход к Каменной чаше в Самарской области, многие хотят узнать, откуда взялось название этого урочища. Есть две версии его появления. По одной из них, название трассе дали котлообразные скальные образования, образовавшиеся в результате слияния оврагов.

По другой версии, название произошло от трансформации турецкого слова «С», что в переводе означает «родник, исток». Вероятнее всего обе версии.

Часовня Святителя Николая Чудотворца

К источникам чудотворной воды совершили паломничество многие верующие, живущие возле Каменной чаши. Так как ходит молва о силе воды, берущей начало в Жигулевских горах. В соседнем поселке Солнечная поляна есть православный храм в честь Святителя Николая Чудотворца. Источник его имени. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий благословил включение посещения источника в паломнические маршруты по святым местам Самарской области.

По его благословению в 1998 году была построена деревянная часовня, сожженная вандалами в 2000 году. Верующими Жигулевска и Тольятти на месте пожара была построена каменная часовня, органично вписавшаяся в природный ландшафт. К подножию горы привозили строительные материалы, и каждый верующий, подходивший к чаше, должен был принести часть из них. Также была построена деревянная комната для мытья, сооружены столы и лавки.

Легенда о «Каменной чаше»

Во время экскурсии по Каменной чаше (Самарская область) можно услышать легенду о появлении этого источника. По ее словам, во времена Степана Разина был его сподвижник, которого звали Федор Шелудяк. Он был окружен имперскими войсками, не желая сдаваться, бросился со скалы на смерть, разбился о скалы, но они расступились перед ним. Был во владении прекрасной Хозяйки Жигулевских гор.

Она оставила его в подземелье. Долгое время он жил в ее особняке, но очень скучал по солнечному свету, небу и земной красоте. Он не брал ни восторгов, ни богатства Хозяйки, ни безбедной жизни. От сильной тоски он умер. Потом были пружины, на которых слезы Хозяйки Жигулей, до сих пор оплакивающей его безвременную кончину. Конечно, это всего лишь легенда, но все равно красивая.

БЫТЬ: https://tostpost.com/be/nav-ny-gramadstva/9343-kamennaya-chasha-samarskaya-voblasc-yak-dabracca-da-kryn-cy-m-kalaya-c.html

Германия: https://tostpost.com/de/news-und-gesellschaft/9347-stein-schale-gebiet-samara-wie-kommt-man-an-die-quelle-des-nikolaus.html

ES: https://tostpost.com/es/noticias-y-sociedad/9354-piedra-de-la-copa-wa-c-mo-llegar-a-la-fuente-de-nicol-s.html

КК: https://tostpost.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *