Камбоджа древний город: В джунглях Камбоджи найден загадочный город развитой цивилизации
Древний город Ангкор, Камбоджа
Суэсдэй или привет по кхмерски! Страна эта в последнее время была белым пятном на карте. Да и не мудрено. Ещё лет 10 назад ездить сюда без бронежилета было небезопасно. Ведь именно здесь коммунистическая идея достигла наивысшей точки безумия, переиначив на свой лад идеи Ленина и Мао Дзедуна. В середине 70х к власти здесь пришли, так называемые, красные кхмеры, которые уничтожили практически половину населения страны. Ещё долго после того как рухнул режим Пол Пота его отряды прятались в лесах, минировали дороги и обстреливали автобусы. Мы на себе прочувствовали ужас того времени, посетив Музей геноцида Туол Сленг. Всё это теперь в прошлом окончательно и бесповоротно. Что же в настоящем? Доброжелательная и яркая страна, способна поразить воображение даже знатоков азиатской экзотики.
Официального списка чудес света нет, но если бы был, храмовый комплекс Ангкор в этом списке появился бы обязательно. Ангкор — столица древнего царства кхмеров, которая занимала когда-то чуть ли не всю территорию Индокитая. Этот колоссальный храмовый комплекс, расположенный на площади несколько сот квадратных километров, строили практически 600 лет — с 9 по 14 века. Это и было временем наивысшего расцвета большого процветающего государства.
Все ступени в Ангкоре сделаны очень высокими. Это для того, чтобы его жителям было легче выдерживать осады. За почти 600 лет существования Ангкорского царства город пережил немало воин — разрушительных и страшных. Не раз хозяев города отбивали атаки соседей. Есть что-то космическое и загадочное в этих творениях человеческих рук. Что-то такое, что разум не может охватить и воспринять целиком. Что-то сверхъестественное! Чувствуешь это каждой клеточкой тела.
Достоверных сведений об Ангкоре сохранилось не так уж много. Вплоть до конца 19 века европейцы вообще не подразумевали о существовании этого архитектурного чуда, почти полностью поглощенного джунглями. По свидетельству редких путешественников отдельные храмы тогда ещё действовали, а их стены украшали изделия из золота и драгоценных камней. Здесь в Ангкоре есть задача не только для историков и археологов, но и для математиков. Потому что оказывается, что весь этот храмовый комплекс построен в точнейшем соответствии с индуистской космогонией (в индуизме принято считать, что Вселенная развивается циклически, периоды созидания сменяются периодами разрушения.). Учёные только предполагают, составляя его очертания с координатами звёздного неба, что имели в виду его строители. Только версии.
По одной из них все эти здания носят сугубо религиозный характер. Дома простых граждан и даже дворцы правителей Ангора не сохранились, их делали из древесины. Камень предназначался Богам. Стены храмового комплекса покрыты тысячами барельефов. Говорят, что нет среди них ни одного повторяющегося. Пожалуй, слово «чувственная» наиболее подходит для их описания.
Та Пром единственный буддийский храм во всём индуистском комплексе Ангкора. Разрушило его не сколько время, а сколько люди. Особенно он пострадал во времена коммунистического безумия Пол Пота. Говорят, это был один из самых богатых храмов комплекса.
Восстановить Ангкор в его изначальном виде — задача невыполнимая. Разграбленное уже не вернёшь, сделать же всё заново по силам разве что государству столь же мощному и благополучному, каким было само Ангкорское царство. Реставрационные работы ведутся здесь с 30х годов прошлого столетия, с перерывами на войны и революции. Некоторые храмы полностью очищены от джунглей, некоторые навсегда оставлены в объятиях вековых деревьев.
Ещё эти храмы вдохновили одного английского автора написать книгу, которую вы, скорее всего, читали. Книга называется «Маугли». Редьярд Киплинг написал её после того, как побывал в Камбодже — в храмах Ангкора. Несмотря на то, что Киплинг жил в Индии, именно во время посещения древней столицы Анкор Вата у него и родилась идея «Маугли». А сюжет с мертвым городом, сокровища которого хранит говорящая кобра, он «подсмотрел» и «подслушал» в стенах вполне реальных храмов упомянутого Анкора.
Стоимость входа в храмы Ангкора
С января 2017 года стоимость входных билетов в комплекс древнего города Ангкор изменился:
- билет на 1 день — $37;
- билет на 3 дня — $62, действителен в течение недели;
- билет на 7 дней — $72, действителен в течение месяца с даты покупки
Мы выбрали второй вариант и разделили посещение кругов Ангкора на 2 дня. Я уже писала, что мы осматривали территорию Ангкора на тук-туке. Стоимость аренды на целый день тук-тука с водителем — 15-20$. Есть ещё два варианта, как осмотреть храмы Малого и Большого круга Ангкора:
- Взять напрокат мопед/скутер за 7-10$, плюс потратить около 2$ на бензин
- Арендовать велосипед за 1-2$. На территории прокатов не видела, а в городе были.
Правила поведения в храмах Ангкора
Камбоджийцы очень трепетно относятся к храмовому комплексу. Есть несколько правил, которые необходимо соблюдать при посещении древнего города Ангкор.
1. Дресс-код
С 2016 года на территории Ангкора действует дресс-код. Сейчас запрещается приходить в храмы Ангкора в майках, коротких шортах и прозрачной одежде. Это нужно обязательно учитывать. Оказалось, что большинство блогеров посещают древний город с однодневным билетом и поэтому не акцентируют на одежде большого внимания. Потому что во многие храмы Малого круга дресс-код не контролируют так сильно как в других храмах. Плечи и ноги должны быть закрыты. Если вы приедете не подготовленные, ничего страшного. На территории есть предприимчивые торговцы, у которых разная одежда под рукой.
Совет: На фоне древних храмов хорошо смотрится однотонная темная или светлая одежда. Посмотрите заранее фото в инстраграм или в гугле. Девушки в длинных платьях смотрятся на фоне Ангкора особенно шикарно
2. Фото с монахами
Монахов на территории много и уж очень хочется сделать с ними фото на память. Здесь нужно знать простое правило: хочешь фото — спроси разрешения. Конечно, все соглашаются и мило улыбаются. Нам, девушкам, запрещено приближаться и прикасаться к монахам. Здесь стоит держать дистанцию.
3. Ноу «ван доллар» детям
К детям в стране особое отношение. Один из лозунгов говорит, что дети – это не игрушка, а достояние страны. У нас в отеле даже памятка была. В Ангкоре детей очень много и каждый будет что-то продавать или просто просить «ван доллар». Лучше проигнорировать их просьбы.
Власти страны прямо заявляют, если туристы будут давать детям деньги, те просто не будут ходить в школу и получать образование. Намного проще заработать деньги попрошайничеством.
4. А потрогать?
Дотронуться к барельефам можно, но лучше ничего там не ковырять) Всё-таки природа и время делают своё дело, а многие организации стараются отреставрировать и сохранить величие и красоту храмов. Также советую вам осторожно взбираться на разные хрупкие развалины. Уже молчу о том, чтоб взять что-то на память из храмов. За этим пристально наблюдают сотрудники.
Это основные правила. Если их придерживаться, останутся только положительные эмоции от посещения храмов.
Приятных прогулок по Ангкору!
Храмы Большого круга Ангкора и Храмы Малого круга Ангкора
Небесные города Кхмерской империи в Камбодже и Лаосе
Камбоджа, одна из самых бедных стран в мире, известна своими архитектурными чудесами. Тысячи туристов ежегодно приезжают в жаркую страну Юго-Восточной Азии, чтобы полюбоваться знаменитым храмом Ангкор Ват – настоящим небесным городом Кхмерской империи. Однако это не единственный памятник архитектуры, существующий в Камбодже. И красота его прежде всего состоит в том, что нам, современным людям, непонятны технологии строительства.
Небесный город Ангкор Ват и его история
Ангкор Ват, находящийся всего в нескольких километрах от отелей в Сием Рип, являет собой образец городской архитектуры. Но таких городов было построено огромное множество по всей территории, которая некогда принадлежала Кхмерской империи. Сейчас кхмерские города и храмы можно встретить не только в Королевстве Камбоджа, но и Таиланде, Лаосе и Вьетнаме. А возможно, и в Китае. Ведь именно туда ушел строитель Ангкор Вата, архитектор Пра Писнокар (Preah Pisnokar), когда был оскорблен правителем Пра Кетумелией.
Вид на Ангкор Ват сверху
Официальная история настаивает на том, что практически все сооружения, входящие в комплекс Ангкор Ват и Ангкор Том были построены с XI по XIII век разными кхмерскими королями. А конкретно Ангкор Ват был возведен при жизни короля Сорьявармана II. А вот местные легенды и сказки называют имя Пра Писнокара и ему одному приписывают строительство великих городов. Даже сейчас при начале строительства своих домиков, кхмеры вспоминают небесного архитектора и возносят ему молитвы.
Величавая лестница в небо, храм Та Кео, Камбоджа
Сказка эта вполне проста и даже типична. Она рассказывает о великом короле, жившем в Камбодже. Он справедливо правил страной, однако у него не было сына, а значит наследника, и это очень печалило короля. Когда же он попросил, уже будучи в преклонном возрасте, о последней милости у богов, те сжалились над ним. И бог Индра послал ему собственного сына, чтобы тот воплотился в принца Камбоджи и правил там. Так родился Пра Кетумелия.
В тот же день, когда благодать сошла на королеву в виде кольца света и окутало ее, на землю прилетели небесные танцовщицы, апсары. Они резвились в одном из красивых прудов недалеко от дома садовника из Китая по имени Та Сенг. Одна из апсар так восхитилась его маленьким, но прекрасным садиком, что не удержалась и сорвала шесть цветков, и с ними вернулась на небеса. Однако даже по небесным законам кража карается. И Типсода Чан вынуждена была вернуться обратно в Камбоджу в земном обличии и служить Те Сенгу шесть лет. Те Сенг был добрым и честным человеком, и апсара полюбила его. У них родился сын, Пра Писнокар. И с самого детства он показывал свой необычайный талант – он строил маленькие города из песка, из камней и из всего, что видел.
Может, одна из этих небесных танцовщиц, мать Писнокара, Типсода Чан? Оформление храма Байон в Камбодже
Когда срок подошел, Типсода Чан открылась мужу и сообщила, что ей нужно возвращаться к себе на небеса, она также попросила его разрешения взять с собой сына. Та Сенг не посмел разлучить мать с сыном и дал согласие. Однако это разбило его сердце, и он решил вернуться в Китай. А Типсода Чан, взяв Писнокара с собой, показала ему небесные города. Однако постоянно находиться на небесах Писнокару было нельзя, ведь он был наполовину человек. Но Индра разрешил ему получить все знания, доступные небесным жителям наравне со своим сыном Пра Кетумилией.
Двое юношей изменили облик Камбоджи навсегда. В тот день, когда Пра Кетумилия взошел на трон, он попросил Пра Писнокара построить город на земле, такой же, какие они видели на своей родине. И Пра Писнокар построил Ангкор Ват. Работал он, говорят, всего лишь один день. Потом король попросил его строить еще и еще.
Через несколько лет Писнокар решил одарить нового короля совершенным оружием и попросил у него двести килограмм железа. И все они ушли на то, чтобы выковать небольшой меч. Когда Пра Кетумилия увидел его, он разозлился! А разочарованный Писнокар решил уйти в Китай, где жил его отец. Конечно, позже Кетумилия выяснил, что меч таит в себе огромную силу и им можно разрезать камни, словно они были желе. А Пра Писнокара, небесного архитектора, никто в Камбодже больше не видел. Кто знает, быть может, это он построил пирамиды в Китае недалеко от города Сиань?
Как бы то ни было, а Ангкор Ват стоит по сей день и все еще поражает воображение всех посетителей. А в восторг прийти есть от чего. Кхмерская легенда довольно удачно подобрала образ: когда ознакомишься с планом Ангкор Вата, город действительно кажется небесным.
Каменные лестницы поднимаются к небу, и все кажется, что именно в таких стенах могли происходить события, описанные в Рамаяне. Сцены из эпоса также представлены в оформлении города. Отлитые из камня, они задают вопросы: как можно было так искусно вырезать целое панно в XII веке с помощью примитивных инструментов?
Отлитая в камне Рамаяна
Храмы империи кхмеров и загадки Шри-Ланки
Вокруг Ангкор Ват есть множество других храмов. Бантей Срей, город женщин, поражает с другой стороны. Не размерами и идеальным планом, а миниатюрностью и красивейшими панно с изысканной резьбой. Она удивительна, и по-прежнему задает загадку: как такую работу можно было выполнить без современных инструментов?
Подобная резьба встречается также в лаосском храме Ват Пу (провинция Тямпасак). Этот храм отличается тем, что его начали перестраивать довольно давно. Многие элементы, используемые в качестве украшения и оригинально расположенные в верхней части дверей, обрели новую функцию. Крепкий камень стал служить в качестве элемента лестницы. Те, кто перестраивал полуразрушенный храм, уже не знал, как он выглядел изначально. Технологии были утрачены к моменту расцвета Кхмерской империи, вот о чем свидетельствует Ват Пу.
Пример изысканной резьбы в Ват Пу, Лаос. Такая же встречается в оформлении храма Бантей Срей в Камбодже
Пример нецелесообразного использования деталей в Ват Пу, Лаос.
И совершенно разительным образом отличаются так называемые храмы группы Ролуос. Внешне они напоминают красивые башенки, которыми знамениты все кхмерские храмы, однако они построены из розового кирпича, совершенно небольшого.
Подобная техника встречается в Таиланде (Аюттая, Сукхотай, Си Сатчаналай и другие исторические города). И глядя на эти красивые, но совершенно не поражающие воображения храмы можно отметить: эти сооружения могли быть построены в XII веке. Кхмеры, как и их тайские соседи, могли прийти на эту территорию, увидеть красоту и попытаться повторить. Вышло, как вышло. Красиво. Но вопросы о строительстве не возникают. Ни одного. Все предельно ясно.
Единственные элементы, роднящие эти храмы с Ангкор Ват (кроме похожего внешнего вида), это плиты с резьбой, вокруг которых и клались розовые кирпичи. По всей видимости, различные элементы от разрушенных храмов были найдены в округе и получили новую жизнь. Элемент по которому можно судить о древности сооружения, это фундамент. В Шри-Ланке также встречается подобная картина – на фундаменте из песчаника построены дагобы из кирпича.
На древнем основании построен храм Преа Ко из мелкого кирпича. Картина, характерная для Шри-Ланки
Пример древней архитектуры в обрамлении более позднего строительства в храме Ло Лей
И именно сравнение делает очевидной пропасть, которая лежит даже между таинственно разрушенной Бенг Мелиа и любым из храмов Ангкора группы Ролуос. Несмотря на то, что в возведении кхмерских храмов не были использованы мегалиты, как при строительстве других подобных сооружений, как, к примеру, в Великой Лаосской стене или Храма Соломона в Иерусалиме, глаз безошибочно определяет те же схемы и технологии, которые использовались при строительстве всех мегалитичных построек по всему миру.
Изучение наследия кхмеров и их легенд вновь приводит к мысли о том, что большая часть храмов значительно древнее, чем принято считать официальной наукой, либо же нам необходимо переписать хронологию. Но в любом случае пока также не найден ответ на вопрос: какая технология позволила Пра Писнокару и его людям строить небесные дворцы на земле.
Наша рекомендация: Как забронировать отель дешевле
В первую очередь, надо найти и сравнить цены отелей со скидками на разных сайтах бронирования. Чтобы не терять время, мы используем удобный поисковик – RoomGuru. Он сразу ищет лучшие предложения в интернете и показывает самые выгодные из них. Остается только выбрать подходящее и поехать отдыхать!
Отели со скидками на RoomGuru
Затерянный город Камбоджи | История
На отдаленном плато исследователи обнаруживают королевскую столицу, великолепие которой является прообразом славы комплекса Ангкор.
Жан-Батист Шеванс чувствует, что мы приближаемся к нашей цели. Задержавшись на поляне в джунглях на северо-западе Камбоджи, французский археолог изучает свой GPS и вытирает пот со лба платком. Температура поджимает 95, и экваториальное солнце палит сквозь полог леса. В течение двух часов Чеванс, известный всем как JB, вел меня вместе с камбоджийской исследовательской группой из двух человек в изнурительном путешествии. Мы раздирали руки и лица о шестифутовые кусты, усеянные шипами, терзались красными кусачими муравьями и спотыкались о лианы, тянущиеся по щиколотку через лесную подстилку. Шеванс проверяет координаты. «Вы можете видеть, что растительность здесь очень зеленая, а растения отличаются от тех, что мы видели», — говорит он. «Это признак постоянного источника воды».
Через несколько секунд, словно по сигналу, земля под нашими ногами уступает место, и мы погружаемся в грязную лужу трехфутовой глубины. Шеванс, долговязый 41-летний мужчина, одетый в оливково-серый цвет и с черным рюкзаком, торжествующе улыбается. Вполне возможно, что мы первые люди, ступившие в этот квадратный искусственный водоем за более чем 1000 лет. Но это не просто заросший пруд, в который мы наткнулись. Это доказательство передовой инженерной системы, которая двигала и поддерживала исчезнувшую цивилизацию.
Огромный городской центр, который сейчас исследует Чеванс, был впервые описан более века назад, но он был потерян в джунглях, пока исследователи во главе с ним и его австралийским коллегой Дамианом Эвансом не открыли его заново в 2012 году. заросшее 1300-футовое плато, известное как Пном Кулен (Гора плодов личи), к северо-востоку от Сиемреапа. Многочисленные раскопки, а также высокотехнологичные лазерные исследования, проведенные с вертолетов, показали, что затерянный город был гораздо сложнее, чем кто-либо мог себе представить, — это разветвленная сеть храмов, дворцов, обычных жилищ и водопроводной инфраструктуры. «Мы знали, что это может быть где-то там», — говорит Чеванс, пока мы с ревом несемся по тропе в джунглях к его дому в сельской деревне на плато.
Пном Кулен находится всего в 25 милях к северу от мегаполиса, достигшего своего апогея три столетия спустя — величайшего города Кхмерской империи и, возможно, самого славного религиозного центра в истории человечества: Ангкор, происходящее от санскритского слова . нагара , или священный город, место знаменитого храма Ангкор-Ват. Но сначала возник Пном Кулен, место рождения великой кхмерской цивилизации, господствовавшей в большей части Юго-Восточной Азии с 9 по 15 века. Кхмерская империя нашла свое высшее выражение в Ангкоре. Но определяющие элементы Кулена — священные храмы, отражающие влияние индуизма, украшенные изображениями местных божеств и индуистского бога Вишну, и блестяще спроектированная система водоснабжения, поддерживающая эту раннюю кхмерскую столицу, — позже будут отражены и расширены в Ангкор. К 12 веку в Ангкоре приверженность буддизму также наложила свой отпечаток на храмы.
**********
Ничто так не будоражит воображение археолога, как перспектива затерянного города. В конце 19 века французские исследователи и ученые в поисках отрывочных сведений о существовании Пном Кулена прорубали себе путь через джунгли Юго-Восточной Азии. В надписях, найденных на дверях и стенах храма, упоминается великолепная столица на вершине холма под названием Махендрапарвата (гора великого Индры, царя богов) и ее монарх-воин-жрец Джаяварман II, который организовал несколько независимых княжеств в единое царство в начало девятого века.
Другой французский археолог, Филипп Штерн, совершил поход на вершину плато Пном Кулен в 1936 году, и за пять недель раскопок он и его сотрудники обнаружили руины 17 индуистских храмов, упавшие резные перемычки, статуи индуистского бога Вишну. и остатки большой каменной пирамиды. Стерн считал, что нашел Махендрапарвату. Но храмы Ангкора, построенные на более доступной плоской равнине и видимые в большем масштабе, были более привлекательными для археологов, а раскопки в Пном Кулене так и не продвинулись дальше первоначальных раскопок Стерна. Затем последовали десятилетия забвения и ужаса.
В 1965 году, в разгар войны во Вьетнаме, Нородом Сианук разрешил северным вьетнамцам создать базы в Камбодже для нападения на поддерживаемую США южновьетнамскую армию. Четыре года спустя президент Никсон развернул тайную кампанию бомбардировок Камбоджи, убив десятки тысяч человек и помог превратить разношерстную группу коммунистических партизан в фанатичных красных кхмеров. Эта радикально настроенная армия вошла в столицу Камбоджи Пномпень в апреле 1975 года, объявила нулевой год, опустошила города и согнала миллионы людей в рисоводческие коммуны. Около двух миллионов человек — почти четверть населения — были казнены или умерли от голода и болезней до того, как вьетнамцы свергли красных кхмеров в 1979. Пном Кулен стал последним прибежищем красных кхмеров и их лидера Пол Пота, известного как Брат Номер Один. Последние партизаны не сдавались и не спускались с плато до 1998 года — Пол Пот погиб в том же году недалеко от границы с Таиландом, недалеко от Пном Кулена, оставив после себя травмированное население и ландшафт, усеянный неразорвавшимися боеприпасами.
Чеванс прибыл в Пном Кулен в 2000 году, проводя исследования для получения ученых степеней в области кхмерской археологии. «Не было ни мостов, ни дорог; это было сразу после окончания войны», — говорит Шеванс, пока мы едим приготовленный на пару рис и свинину вместе с его сотрудниками, сидящими на дощатом полу традиционного дома на сваях, их штаб-квартиры в деревне Анлонгтхом. на плато. «Я был одним из первых жителей Запада, вернувшихся в эту деревню с начала войны, — говорит Шеванс. «Люди такие: «Вау!»0009 coup de foudre — чувство влюбленности — в людей, ландшафт, архитектуру, руины, лес».
Однако только в 2012 году Чеванс собрал высокотехнологичные доказательства затерянного города, после того как он объединился с Эвансом, который базируется в Сием-Рипе с Французской школой азиатских исследований. Эванс был очарован лидаром (для обнаружения света и определения дальности), который использует лазеры для исследования ландшафта, включая скрытые структуры. Установленный на вертолете лазер постоянно направляет импульсы на землю внизу, их так много, что большое количество импульсов проходит через пространство между листьями и ветвями, отражается обратно в самолет и регистрируется устройством GPS.
Однако джунгли Кулена представляли проблему: безудержная незаконная вырубка ценных лиственных пород уничтожила большую часть первобытного леса, позволив новому густому подлеску заполнить пробелы. Было неясно, смогут ли лазеры найти достаточно отверстий в кроне, чтобы проникнуть в лесную подстилку. Несмотря на скептицизм, Эванс с помощью Chevance собрал достаточно денег, чтобы обследовать более 90 000 акров как в Пном Кулене, так и в Ангкоре. «Все это было скреплено жевательной резинкой и клейкой лентой, — говорит Эванс.
В 1860 году, когда Анри Мухо добрался до Ангкора, он описал это место и его скульптуры как «творение древнего Микеланджело».



Теперь два археолога используют лидарные изображения, чтобы понять, как Махендрапарвата превратилась в королевскую столицу. Ранняя система управления водными ресурсами, которую они теперь видели в деталях, демонстрирует, как вода отводилась в районы плато, где не было постоянного стока, и как различные сооружения контролировали подачу воды в периоды без дождей. «Они использовали сложную серию отводов, дамб и дамб. Эти плотины огромны, и они требуют огромной рабочей силы», — говорит Чеванс. На заре Кхмерской империи, продолжает он, «они уже демонстрировали инженерные способности, которые трансформировались в богатство, стабильность и политическую власть».
Снимки лидара также выявили наличие десятков холмов высотой десять футов и шириной 30 футов, расположенных симметричными рядами на дне джунглей. Чеванс и Эванс сначала предположили, что это места захоронения, но в ходе последующих раскопок они не нашли ни костей, ни праха, ни урн, ни саркофагов, ни других артефактов, подтверждающих эту гипотезу. «Они были археологически бесплодны, — говорит Эванс. «Они — тайна, и они могут остаться тайной. Возможно, мы никогда не узнаем, что это за вещи». Лидарные исследования Ангкора также выявили несколько курганов, которые практически идентичны курганам в Пном Кулене — это лишь одно из многих поразительных сходств двух городов. Действительно, изучая изображения Махендрапарваты, археологи внезапно осознали, что перед ними образец Ангкора.
**********
Мы с Чевансом отправились в путь на мотоциклах по бездорожью, подпрыгивая по шатким деревянным мостам через заиленные ручьями, взбираясь по крутым холмам и спускаясь по серпантинам, окруженным густыми зарослями деревья кешью (незаконно выращиваемые в этом заповеднике). На одной большой поляне мы натыкаемся на выброшенные остатки огромных деревьев красного дерева, поваленных цепной пилой, распиленных на куски и вытащенных в воловьих телегах. Шеванс подозревает, что виновником является зажиточный житель деревни Анлонг Тхом, но говорит, что перебирать его будет бессмысленно. «Мы отправим отчет министру правительства, но ничего не изменится», — говорит он. «Рейнджеры на месте».
В самой высокой точке плато Чеванс ведет меня пешком вверх по склону к монументальной пятиярусной платформе из песчаника и латерита (ржаво-красная скала): пирамида на вершине горы Ронг Чен. Название переводится как Сад китайцев и относится к местному мифу, в котором китайские мореплаватели разбили свой корабль о вершину горы в то время, когда океан предположительно окружал вершину. Именно здесь, в 802 году нашей эры, согласно надписи на санскрите и древнем кхмерском языке, найденной в храме XI века в восточном Таиланде, Джаяварман II посвятил себя королем Кхмерской империи, в то время владения, вероятно, немного меньше, чем современная Камбоджа. И именно здесь царь создал культ божественной царской власти. Более 1200 лет спустя, в 2008 году, Чеванс прибыл на вершину горы с командой из 120 местных рабочих. Правительственные эксперты разминировали территорию; затем команда начала копать. Раскопки показали, что это была центральная часть королевского мегаполиса — убеждение, позже подтвержденное облетами лидара. «Нельзя строить храм-пирамиду посреди ниоткуда, — говорит мне Чеванс. «Это археологический тип, принадлежащий столице».
Сегодня Ронг Чен — мрачное таинственное место, где слава древней кхмерской цивилизации сталкивается с ужасами современной. Здесь до сих пор лежат неразорвавшиеся мины — результат усилий красных кхмеров по защите своего горного редута от нападения. «В последний момент, когда мы проводили раскопки, мы увидели несколько мин», — говорит мне Шеванс, предупредив меня, чтобы я не отходил слишком далеко от пирамиды. «Большинство деревень на Пном Кулене были заминированы. Дорога между деревнями была заминирована».
Лагерь на вершине холма предоставил бойцам-коммунистам убежище недалеко от стратегического города Сием-Рип, который тогда находился в руках правительства, и служил базой, с которой красные кхмеры проводили акты саботажа, включая блокирование водосброса, по которому поступала вода из Пном-Кулена. в город. «Они предотвратили попадание воды в Сиемреап, и камбоджийская армия знала об этом». В результате, по словам Шеванса, гора подверглась бомбардировке. «Здесь до сих пор можно найти воронки от бомб B-52».
Чеванс и я возвращаемся на наши мотоциклы и едем по тропинке к наиболее хорошо сохранившимся остаткам столицы Джаявармана II: 80-футовой башне Прасат О Паонг (Храм Дерева Малой Реки), стоящей один на поляне джунглей. Фасад индуистского храма отливает красным в лучах заходящего солнца, а замысловатая кирпичная кладка достигает вершины конической колонны. Керамика внутри этого и других храмов, раскопанных на Пном Кулене, доказывает, что они оставались местами паломничества еще в 11 веке — показатель того, что постройки продолжали влиять на остальную часть Кхмерской империи еще долгое время после того, как Джаяварман II перенес свою столицу из Пном Кулена в Ангкор. равнина, и коренное население города исчезло.
**********
Ангкор, который Чеванс и Эванс описывают как «искусственный ландшафт такого масштаба, который, возможно, не имеет себе равных в доиндустриальном мире», — это место, которое вдохновляет на превосходную степень. Достигнув своего апогея в конце 12-го и начале 13-го веков, это место на пике своего развития было городским центром площадью почти 400 квадратных миль. Шеванс ведет меня вверх по почти вертикальным каменным ступеням Пре-Рупа, парящего сооружения десятого века с платформой из латерита и песчаника. Он представляет собой точку перехода, синтез двух необычных храмов, которые мы исследовали на плато, Прасат О Паонг и Ронг Чен. «Это пирамида с тремя уровнями», — говорит мне Шеванс, пока мы в жару карабкаемся среди пустынных руин. «На вершине у вас также есть пять башен, похожих на те, что мы видели на горе. Это сочетание двух архитектурных стилей».
Как теперь стало ясно, благодаря лидару, Пном Кулен, едва видимый на горизонте в 25 милях от него, повлиял не только на сакральную архитектуру более позднего города. Чтобы поддержать растущее население Ангкора, которое могло достигать одного миллиона человек, инженеры разработали систему распределения воды, аналогичную той, что использовалась на плато. Они собрали воду из реки Сиемреап, притока Меконга, которая течет с плато, в два огромных резервуара, а затем построили сложную серию оросительных каналов, плотин и дамб, которые равномерно распределяли воду по равнине. Хотя почва Ангкора песчаная и не очень плодородная, искусная инженерия позволила фермерам выращивать несколько урожаев риса в год, что является одним из самых высоких урожаев в Азии. «Секрет их успеха заключался в их способности выравнивать пики и впадины сезонно и ежегодно, стабилизировать воду и, следовательно, максимизировать производство продуктов питания», — говорит мне Дамиан Эванс.

Ангкор достиг своего расцвета во время правления Джаявармана VII (около 1181-1220 гг.), которого ученые считают величайшим королем Кхмерской империи. Через два дня после моего прибытия в Ангкор я стою с Эвансом на самой высокой платформе королевского шедевра, храма, известного как Байон. Эванс показывает на потрясающую картину террас, колонн и башен из песчаника, а также галереи, украшенные барельефами, изображающими воинов, марширующих в бой. «Ни один король, который пришел позже, больше никогда не строил в таком масштабе», — говорит Эванс. Джаяварман VII, сделавший буддизм Махаяны государственной религией Кхмерской империи, привил безмятежно улыбающемуся буддийскому божеству то, что обычно считается его собственными чертами. Его массивное каменное лицо сияет десятками итераций по всему комплексу, излучая сострадание и доброту на все четыре стороны империи.
Именно здесь, в самом сердце столицы Джаявармана VII, истории Ангкора и Махендрапарваты сходятся в наибольшей степени. «Вы смотрите на города, которые сильно разнесены в пространстве и времени, — говорит мне Эванс. «Но у каждого есть городское ядро, определяемое сеткой улиц и центральным государственным храмом — Байон здесь, Ронг Чен там — в центре».
Тем не менее данные лидара показывают, что города шли разными путями. В то время как Махендрапарвата был шедевром городского планирования, с храмами и жилищами, тщательно выстроенными Джаяварманом II вокруг широких бульваров — кхмерской версией Парижа Османа — Ангкор развивался бессистемно. Густонаселенные кварталы деревянных домов прижались к берегам Байона. Эванс описывает Ангкор как «беспорядочное скопление столетий развития, с чертами, наложенными одна на другую».
Под пологом джунглей к югу от города лидарные исследования Эванса обнаружили огромные спирали, вписанные в ландшафт, покрывающие одну квадратную милю, напоминающие древние геоглифы, обнаруженные в пустыне Наска на юге Перу. Как и таинственные курганы, спирали не содержали ни артефактов, ни подсказок об их назначении. «В них может быть закодирован смысл, который, возможно, никогда не будет известен», — говорит Эванс.
**********
Честолюбие кхмерских королей, их преобразование заросшего джунглями ландшафта в городской, посеяли семена разрушения. Новое исследование дало более четкую картину последовательности событий, которые могли обречь Махендрапарвату на гибель. Данные лидара показали, что его население не занималось террасным рисоводством в своем горном мегаполисе, а это означало, что они почти наверняка полагались на подсечно-огневое земледелие. Это привело бы к быстрому истощению почвы и, вероятно, способствовало бы упадку и падению города. Доказательства подтверждают исследования, проведенные Шевансом и его коллегой, которые проанализировали образцы почвы, взятые из водохранилища на Пном Кулене. Доказательства показали, что огромное количество почвы и песка «было смыто в долину, что указывает на вырубку лесов», — говорит Чеванс. Почва более позднего времени содержала высокую концентрацию растительности джунглей, что говорит о том, что земля была заброшена и снова захвачена тропическим лесом.
В случае Махендрапарваты этот процесс, вероятно, происходил быстрее, чем в Ангкоре — крупном населенном пункте на протяжении примерно 600 лет, — где упадок происходил медленнее. Со временем искусственно созданный ландшафт почти наверняка привел к деградации верхнего слоя почвы, вырубке лесов и другим изменениям, которые резко сократили возможности прокормить население и сделали управление Ангкором все более трудным.
Лидеры соперничающего королевства Аюттхая на территории современного Таиланда разграбили Ангкор в 1431 году. Он был заброшен и обречен на ту же судьбу, что и его предшественник, Махендрапарвата. «В королевстве Камбоджа есть руины древнего города, который, по мнению некоторых, был построен римлянами или Александром Македонским», — писал испанский исследователь Марсело де Рибаденейра, когда почти два столетия спустя случайно наткнулся на Ангкор. «Удивительный факт, что никто из туземцев не может жить в этих руинах, которые являются прибежищем диких зверей».
«Остается еще много вопросов, на которые нужно ответить, — говорит мне Шеванс. «Мы знаем о храмах и королях больше, чем о повседневной жизни». Когда речь заходит о жителях Махендрапарваты, добавляет Чеванс, в основе его работы лежит фундаментальный вопрос: «Как они жили?»
Ответить на этот вопрос будет сложно, потому что осталось мало следов обычной кхмерской жизни: В то время как храмы, построенные на века, существуют, население Махендрапарваты строило свои жилища из дерева, которое давно сгнило. Даже королевский дворец, в котором, вероятно, работали тысячи людей, превратился в несколько рушащихся платформ, тротуаров, желобов, дамб и черепицы.
В прошлом году в рамках Камбоджийской археологической лидарной инициативы Эванс и Чеванс провели новую серию вертолетных съемок Пном Кулена, чтобы охватить «весь горный массив», говорит Эванс, — более 100 квадратных миль, охватывающих археологические памятники, скальные каменоломни и следы древних городов. Проект CALI также включал облеты для исследования древних провинциальных центров военного и промышленного значения, а также столицы кхмеров Самбор Прей Кук, в 100 милях к югу от Ангкора. Город существовал с седьмого по девятый век, приходя в упадок, когда Ангкор был на подъеме. В общей сложности кампания CALI охватила более 700 квадратных миль.
Десять наземных групп работали вместе с группами аэрофотосъемки в отдаленных районах и в сильную жару, заправляя вертолеты, совещаясь с местными властями, собирая точные данные GPS на наземных станциях и убеждая местных жителей прекратить сжигать леса, чтобы полеты, полагающиеся на на воздушных датчиках земля не была бы закрыта дымом.
Результатом этих амбициозных усилий, финансируемых Европейским исследовательским советом, стал «уникальный архив», по словам Эванса, о том, как люди преобразовывали природную среду и формировали историю кхмеров на протяжении 2000 лет. Результаты будут опубликованы в рецензируемом журнале позже в этом году. Дальнейшие исследования планируются с использованием дронов и спутников. Команды Эванса в настоящее время находятся в Камбодже, исследуя останки на поверхности, показанные лидаром. Он считает, что эта амбициозная попытка в конечном итоге раскроет всю мозаику величайшей цивилизации Юго-Восточной Азии, которая только сейчас начинает проявляться. В конечном счете, считает он, появится ослепительное тонкое понимание «сложной иерархии непревзойденного масштаба».
Храм тысячи лиц
Рекомендуемые видео
Ангкор: древний «Гидравлический город» Азии
Загрузка
Чудеса древней инженерии | История
(Изображение предоставлено Ашитом Десаи/Getty Images)
Автор: Марисса Каррутерс, 2 декабря 2021 г.
Ангкор-Ват привлекает миллионы посетителей в год, но большинство из них мало знают о сложной и обширной системе водоснабжения, которая питала расцвет и упадок империи.
E
Каждый апрель во время празднования кхмерского Нового года Софи Пенг, ее четверо братьев и сестер и родители совершают паломничество к самой священной горе Камбоджи, Пном Кулен. Легендарный Кулен, родина могущественной империи Ангкор, занимает особое место в сердцах местных жителей.
Во время религиозных праздников камбоджийцы стекаются к его вершине, чтобы получить благословение от тех же вод, которые использовались для коронации королей с 802 года нашей эры. Это было, когда основатель империи Джаяварман II был омыт священной водой и объявлен девараджа или Бог-король, отмечающий начало империи Ангкор. Империя продолжала охватывать большую часть современной Камбоджи, Лаоса, Таиланда и Вьетнама, а также являлась домом для крупнейшего в мире доиндустриального городского центра — города Ангкор.
Чтобы увековечить это священное место, расположенное примерно в 50 км к северу от города Сиемреап, 1000 лингамов — фаллический символ, воплощение индуистского бога Шивы — были высечены в русле реки Кбал Спеан, откуда вода течет на равнины Ангкора и в озеро Тонлесап. Даже сегодня эта вода считается священной, а ее сила исцеляет от болезней и приносит удачу.
«Это особенное место для камбоджийцев, это важная часть нашей истории», — сказал Пэн. «Каждый год моя семья посещает гору Кулен в рамках наших кхмерских новогодних ритуалов. Мы приносим пожертвования на еду, чтобы оставить их в храме, и поливаем себя водой из Кбал Спина, чтобы принести удачу».
Вырезанное русло реки Кбал Спеан расположено глубоко в джунглях к северо-востоку от Ангкора. (Источник: GoodOlga/Getty Images) Однако только когда столица переместилась на юг, в Ролоус, а затем в свое последнее пристанище более чем на пять столетий — Ангкор, — мастера-инженеры смогли использовать свои навыки для создания сложной системы водоснабжения, которая питала расцвет и упадок империи. .
«Равнины Ангкора идеально подходят для процветания империи», — объяснил Дэн Пенни, исследователь отдела геолого-геофизических исследований Сиднейского университета, тщательно изучавший Ангкор. «Есть достаточно ресурсов, таких как хорошая рисовая почва недалеко от озера Тонлесап. Озеро является одним из самых продуктивных внутренних рыбных ресурсов в мире, и Ангкор находится прямо на северном берегу этой огромной кормовой миски. Ангкор вырос, чтобы добиться успеха. на фоне этих ресурсов».
Вас также может заинтересовать:
• Древние парящие небоскребы Йемена
• Гениальный секрет выживания майя
• Главный ингредиент камбоджийской кухни
В 1950-х и 60-х годах французский археолог Бернар-Филипп Грослье использовал воздушную археологию для реконструкции планировки древних городов Ангкора. Это выявило его обширный охват и сложность сети управления водными ресурсами, что побудило Грослье окрестить Ангкор «Гидравлическим городом».
С тех пор археологи провели обширные исследования водной сети и ее жизненно важной роли. В 2012 году истинная протяженность гидравлической системы, которая охватывает 1 000 квадратных километров, была выявлена с помощью бортовой технологии лазерного сканирования (LiDAR) под руководством археолога доктора Дамиана Эванса, научного сотрудника Французской школы Экстремального Востока.
«Недостающие части головоломки стали четкими», — сказал доктор Эванс. «Сейчас мы работаем над документом, который является окончательной окончательной картой Ангкора и показывает реальную картину, включая гидравлическую систему. Вода была одним из секретов успеха империи».
Империя Ангкор занимала большую часть территории современной Камбоджи, Лаоса, Таиланда и Вьетнама. Ангкора были ключом к строительству. Они использовались для перевозки примерно 10 миллионов кирпичей из песчаника весом до 1500 кг каждый, из которых построен Ангкор.
Помимо обеспечения круглогодичного водоснабжения в условиях муссонного климата для поддержки населения, сельского хозяйства и домашнего скота, гидравлическая система питает фундамент, на котором веками стояли храмы. Одной песчаной почвы недостаточно, чтобы выдержать вес камней. Однако мастера-инженеры обнаружили, что смешивание песка и воды создает устойчивый фундамент, поэтому рвы, окружающие каждый храм, были спроектированы таким образом, чтобы обеспечить постоянный приток грунтовых вод. Это создало достаточно прочный фундамент, чтобы храмы оставались устойчивыми и не давали им рухнуть все эти столетия спустя.
На протяжении всей истории империи сменявшие друг друга короли расширяли, восстанавливали и улучшали сложную водопроводную сеть Ангкора. Он включает в себя впечатляющую сеть каналов, дамб, рвов, бараев и (водохранилищ) — Западный Барай — самое раннее и самое большое искусственное сооружение, которое можно увидеть из космоса, его длина составляет 7,8 км, а ширина — 2,1 км. для управления потоком воды.
«Гидравлическая система Ангкора настолько уникальна из-за своего масштаба», — сказала Пенни. «Есть много примеров исторических городов со сложной системой управления водными ресурсами, но ничего подобного. Например, масштабы водохранилищ. Количество воды, которое держит Западный Барай, невероятно. Многие европейские города могли бы комфортно расположиться в нем, когда он был построен. Это ошеломляет, это море».
Однако, хотя именно вода способствовала подъему Ангкорской империи, она же способствовала и ее упадку. «Очевидно, что сеть управления водными ресурсами была очень важна для роста города и привела к богатству и власти», — сказал Пенни. «Но по мере того, как он становился все более сложным, все больше и больше, он стал ахиллесовой пятой самого города».
Мастера-инженеры создали сложную систему водоснабжения, которая питала расцвет и упадок империи Ангкор. Фото: Boy_Anupong/Getty Images.0003
Исследования показывают, что в конце 14-го и начале 15-го веков резкие изменения климата вызвали продолжительные муссонные дожди, за которыми последовали сильные засухи. Эти климатические изменения сказались на системе управления водными ресурсами, способствуя окончательному падению могущественной империи.
«Весь город был потрясен этими огромными погодными колебаниями», — сказала Пенни. «Масштаб сети и ее взаимозависимость означали массовые нарушения засухи, и люди меняли систему, чтобы справиться с ней, а затем очень дождливые годы разносили части на части. Это фрагментировало всю сеть, делая ее непригодной для использования».
Дальнейшие исследования показывают, что эти погодные изменения в сочетании с поломкой гидравлической системы и усилением нападений со стороны соседних сиамцев заставили столицу сместиться на юг, в Удонг.
«Книги по истории говорят вам, что конец Ангкора наступил из-за того, что сиамцы захватили его в 1431 году», — сказал доктор Дамиан. «Я не думаю, что это произошло. Имеющиеся у нас доказательства указывают на то, что это было более долгосрочным. Свою роль сыграли сильные засухи, разрушение системы управления водными ресурсами, постоянные нападения сиамцев и расширение морских путей».
Тем не менее, как только Ангкор был покинут, природа восстановила его. В то время как местные жители знали о древних памятниках, они были скрыты джунглями от остального мира до 1860 года, когда они были «заново открыты» французским исследователем Анри Мухо. Это вызвало серию масштабных реставрационных проектов, которые продолжаются и сегодня.
За последние два десятилетия в Камбодже резко увеличилось количество туристов, стекающихся в археологический парк Ангкор-Ват, чтобы постоять в тени храмов Ангкор-Ват, Та Пром и Байон. В 2019 году, сайт посетили 2,2 миллиона человек. Всплеск количества отелей, закусочных и посетителей оказал огромное давление на спрос на воду, что привело к острой нехватке воды. Поскольку храмы зависят от постоянного снабжения грунтовыми водами, это вызвало обеспокоенность по поводу сохранения объекта, внесенного в список ЮНЕСКО.
Заброшенный в 15 веке Ангкор был «открыт заново» только в 1860-х годах (Фото: Kriangkrai Thitimakorn/Getty Images)к 2011 г., спровоцировало массовое восстановление древней системы водоснабжения. Сочиата Хенг, владеющая гостевым домом на окраине Сиемреапа, вспомнила о наводнениях 2011 года — сильнейших в провинции за 50 лет. «Это причинило столько вреда», — сказала она. «Посевы были уничтожены, общины пришлось эвакуировать, а вода хлынула в мой гостевой дом. Это было разрушительно».
Во главе с Национальным управлением APSARA, которому поручено защищать археологический парк Ангкор, в рамках проекта восстановления были отремонтированы многие бараи и водные пути гидравлической системы, включая 12-километровый ров Ангкор-Тома, Западный Барай и королевский бассейн 10-го века, Сра. Сранг. Эти усилия помогли справиться с нехваткой воды, вызванной резким ростом числа туристов, а также предотвратить сильное наводнение в провинции в 2009 году.и 2011.
Это означает, что сегодня обширная система, построенная веками, продолжает удовлетворять жажду Сиемреапа, обеспечивая постоянное водоснабжение, предотвращая разрушительные наводнения и обеспечивая фундамент, который будет поддерживать стабильность священных храмов Ангкора в будущем.