Какое расстояние крымского моста: Крымский мост в цифрах и фактах
Крымский мост – самый длинный мост России | [авг. 10, 2021|05:57 am] Gelio (Степанов Слава) |
Четырёхполосный автомобильный и двухпутный железнодорожный мосты соединяют берега Крыма и Краснодарского края, обеспечивая транспортное сообщение полуострова с материковой частью России. Строительство моста продолжалось 2,5 года, его официальное открытие состоялось в 2018 году. Общая протяженность Крымского моста составляет 19 километров – это самый длинный мост в Европе и России. 1. Идея соединить Таманский полуостров с Крымом принадлежала еще правителю Тмутараканского княжества Глебу Святославовичу. В 1064 году он прошел по льду в Керченском проливе. Однако никаких технологий для сооружения переправы в то время, естественно, не существовало. В очередной раз построить мост в этом месте захотели в конце XIX века. В 1944 году СССР возвёл Керченский железнодорожный мост протяжённостью 4,5 км. Однако запроектированный как временная конструкция и уязвимый в результате ошибок при проектировании и строительстве, мост был серьёзно повреждён в конце февраля 1945 года льдом, нагнанным ветром из Азовского моря. С 1954 по 2020 годы здесь действовала паромная переправа. Паромы курсировали в самом узком месте пролива между портами «Крым» и «Кавказ». 2. Автодорожный мост был открыт в 2018 году, железнодорожный — в 2019 году. Строителям понадобилось 2,5 года, чтобы соединить берега Крыма и Тамани. Это на полгода быстрее ранее обозначенных сроков. 3. Мост берёт начало на Таманском полуострове Краснодарского края, пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег в районе Керчи. 4. Морские суда смогут следовать через арочные пролеты шириной 227 м и высотой 35 м. Каждая арка – для автомобильного и железнодорожного моста весит около 10 тысяч тонн.5. В вечернее и ночное время обе арки Крымского моста начинают подсвечиваться, создавая трехцветный рисунок российского триколора. Для создания подсветки было использовано более 3 000 светильников. 6. Мост является началом федеральной трассы «Таврида», ведущей до Севастополя. На данный момент разрешённая скорость движения автомобилей по мосту — 90 км/ч. 7. До открытия Крымского моста звание самого длинного в Европе 20 лет сохранял португальский мост «Васко да Гама» длиной 17,2 км. 8. Название моста было выбрано во время официального онлайн-голосования в конце 2017 года. За «Крымский мост» проголосовали 64% участвовавших в опросе. Вторым по популярности был «Керченский мост», а третьим – «Мост воссоединения». 9. Строительство моста проводилось широким фронтом, одновременно на 8 участках по всей длине перехода. В пик строительства на объекте одновременно трудилось больше 14 тысяч человек. 10. В общей сложности конструкцию держат 7000 свай и 595 опор. Для изготовления только одной упоры ушло 400 тонн металлоконструкций. На всю конструкцию моста ушло столько же металла, сколько понадобилось бы для возведения 32 Эйфелевых башен. 11. Вся конструкция моста оснащена шок-трансмиттерами – специальными устройствами, идентичными гидравлическому амортизатору. Их главная задача – равномерное распределение динамических нагрузок, возникающих вследствие природной стихии. При строительстве Крымского моста было использовано более 750 подобных устройств. Они позволят конструкции выдержать колоссальную сейсмическую активность – мосту не страшно землетрясение в 9,1 баллов. 12. В Керченском проливе есть зоны тектонических разломов. Изгибы моста выбраны не случайно: он проложен таким образом, чтобы обходить эти разломы. 13. 14. 15. Мост способен пропускать 40 тысяч автомобилей и 47 пар поездов в сутки. 16. Вид на мост со стороны Керченской крепости. Она располагается на мысе Ак-Бурун и была построена в XIX веке. В период существования Российской империи крепость предназначалась для охраны южных рубежей. Сегодня Керченская крепость является достопримечательностью Крымского полуострова и памятником фортификационного строительства. На территории проводятся регулярные туристические экскурсии, но многие подземелья сооружения по сей день не исследованы. 17. 18. При создании подсветки использовались специальные светильники, способные выдерживать осадки, шквальный ветер, туман, резкие температурные перепады и все условия, характерные для морского климата. 19. С момента открытия по автодорожной части моста проехало более 15 млн. автомобилей. 20. Строительству моста предшествовала «зачистка местности». Саперы нашли около 700 снарядов времен Второй мировой войны на территории в 200 гектаров берега и акватории Керченского пролива. Экологи переселили 117 животных из Красной книги и тысячи растений. Археологи раскопали более 3 тысяч предметов времен Бронзового века, Античности и Средневековья и передали их Таманскому музею. 21. После возведения Крымского моста в акватории стали замечать возросшую популяцию дельфинов. С научной точки зрения объяснить этот факт просто: на крупных опорах моста появилось большое количество планктона, которым питаются дельфины. 22. Гарантийный срок службы моста – 100 лет. Мой instagram: @stepanovslava | |
Крымский мост
Последние два года из каждого утюга нам говорят, что Крымский мост, это уникальный проект отечественного инфраструктурного строительства. Я согласен с этим утверждением, но лишь отчасти.
1. Крымский мост на рассвете.
В нашей стране не так много глобальных проектов, направленных на улучшение качества жизни жителей. Мы всё время глобально что-то строим для ресурсных и геополитических проектов, олимпиад и военных, а вот напрямую для людей строить получается не часто. Вторая важная отличительная особенность Крымского моста — это освещение хода строительства. Наконец-то власти и строители начали понимать, что мало просто построить объект, нужно ещё построить его имидж, а вместе с ним имидж заказчика и подрядчиков. Пиар-служба моста, если её можно так назвать, работает просто великолепно. Здесь и пресс-служба, и маркетинг, и работа с социальными сетями, и мерч, и многое другое.
2. Крымский мост, вид c Воронова Спуска.
А вот технически мосты, которых на самом деле два, не представляют особого интереса. Да, они большие. Длина железнодорожного моста — 18 км, автомобильного — почти 17 км, если считать без насыпей на керченском берегу. Но это, пожалуй, и всё.
3. Лучший вид на Крымский мост открывается со смотровой площадки в Керчи.
Автомобильный мост — обыкновенные опоры, обыкновенные пролетные строения, длина которых не превышает 63 метров. Да, опор много. Да, с геологией всё не просто. Но у нас везде непросто. Сейчас начинают строить мост в Салехарде через Обь. А там вечная мерзлота, река и талики. Вот там действительно сложная геология.
4. Хорошо видно, насколько невысокие опоры у автомобильного моста.
Судоходные пролёты над Керчь-Еникальским каналом проходят по аркам мостов длиной 227 м и высотой 45 м. Не маленькие, но и не рекордные. Даже не понадобилось проектировать более сложные вантовый или подвесной мост.
Мне кажется, что самым похожим по масштабу проектом стал Западный Скоростной Диаметр (ЗСД) в Санкт-Петербурге. Там общая протяженность мостов и эстакад немного меньше. Но зато высокий двухъярусный мост через Морской канал (подмостовой габарит 52 м, что больше чем у Крымского моста), красивый вантовый мост через Корабельный фарватер в Невской губе, вантовый мост через Петровский фарватер и тоннель под рекой Смоленкой (нижняя часть находится на глубине 13 м).
5. Крымский мост и караван, идущий по Керчь-Еникальскому каналу.
Железнодорожный мост тоже вполне себе типовой. Обыкновенное корыто под балласт, на котором будет уложен бесстыковой путь. Мост будет рассчитан на движение поездов массой до 7,1 тысяч тонн со скоростью до 120 км/ч (для пассажирских поездов) или 80 км/ч (для грузовых). Опять самые рядовые показатели.
6. Надвижка пролетных строений железнодорожного моста. Скошенные части, это так называемые аванбеки — устройство для компенсации продольных прогибов пролетного строения при надвижке.
Электрификация будет переменным током, 25 кВ, 50Гц. Такая электрификация используется в Краснодарском крае, за исключением участка Горячий Ключ — Адлер, где, как и в Крыму, используется постоянный ток 3 кВ. При этом, стоит отметить, что от станции Крымская до моста и от моста до Джанкоя электрифицированных железных дорог нет.
7. Работы по электрификации железной дороги от станции Крымская до Крымского моста. На фото участок железной дороги в Джигинке, Краснодарский край. Перегон Юровский — Красная Стрела.
В Краснодарском крае сейчас ведутся активные работы по электрификации участка железной дороги от Крымской до Анапы и Тамани. А вот в Крыму работ по электрификации пока не ведётся. Предполагается, что на первом этапе поезда будут прибывать в Керчь под электровозами ЭП1М или ЭП20, где их будут перецеплять под тепловозы.
8. Вот так выглядит поезд №36 «Северная Пальмира» Санкт-Петербург — Адлер под электровозом ЭП1М-436. Перегон Колодези — Боченково в Ростовской области.
У ЭП1М большое плечо будет аж от Рязани, а двухсистемный ЭП20 сможет тянуть поезда вообще с любой станции, где есть электрификация. Скорее всего здесь будет, как в случае с Сочи — самые быстрые и фирменные под ЭП20, остальные под ЭП1М.
9. Железнодорожный подход к Крымскому мосту со стороны Керчи. Фотографии сделаны в начале августа. К сожалению, оперативно опубликовать не получилось.
В Крыму всё сложнее. Участок железной дороги Керчь — Джанкой всегда был в ужасном состоянии. Пару лет назад там на большом количестве участков действовало ограничение скорости 20 км/ч. Как сейчас — не знаю. А от Джанкоя и до Симферополя — двухпутный электрифицированный участок. Будут ли там перецеплять составы под электровоз пока не понятно. Скорее всего да. Нужно понимать, что каждая смена локомотива — это потеря времени. Обычно 20-25 минут.
10. Строительство тоннеля в Керчи. Между ним и мостом будет расположен новый главный вокзал города. Справа снизу немного виден действующий автомобильный подход.
11. Вот здесь и будет новый парк станции Керчь-Южная и главный городской вокзал. Фото из под Аршинцевского путепровода. Автомобильный подход справа.
12. Строительство тоннеля, немного другой ракурс.
13. Путепровод будущей железной дороги над автомобильным подходом. Справа по ЖД будет станция, слева тоннель. Чуть дальше виден путепровод старой железной дороги.
14. Старая железная дорога и станция Керчь-Южная.
15. Автомобильный подход к Крымскому мосту. Путепровод на горизонте фигурировал в публикации про «Тавриду» (фото №2).
16. Вид в обратную сторону с подхода к мосту.
17. Выезд на мост со стороны Керчи. К сожалению, все закрыто шумозащитными экранами. Очень не люблю такие клаустрофобные дороги. Со стороны Керчи сразу начинается подъем железной дороги к главной арке.
18. Первая часть моста идёт параллельно крепости «Керчь» и закрыта шумозащитными экранами.
19. Участок с максимальной разницей по высоте между автомобильным и железнодорожным мостами находится непосредственно перед подъемом автомобильной части к главной арке.
20. Подъем к главной арке. Хорошо видно, насколько шире арка автомобильного моста.
21. У арок разницы по высоте между мостами нет.
22. Без такой фотографии из Крыма теперь не возвращаются.
24. Надвижка пролетных строений железнодорожного моста. Хорошо вида разница продольного профиля двух мостов.
25. Стапель, на котором собирают балки пролетных строений. Со стапеля и ведут надвижку.
26. После арки начинается низкая часть моста. Она длинная, однообразная и неинтересная. Оформил себе пару сувениров с моста, а они так и не пришли. Оформлял с запасом, примерно на 40 км/ч.
27. Всё. Краснодарский край. И опять клаустрофобия.
Строительство новой железной дороги и переправы потребовало модернизации остальной инфраструктуры. Пришлось построить новые электрические подстанции и высоковольтные ЛЭП. Следующий раз, когда будете подъезжать к Крымскому мосту со стороны Краснодара, посмотрите, сколько новых ЛЭП и подстанций встретится вам на пути. Ну и заодно, оцените их размер. Это тоже очень серьезная и дорогая работа, про которую многие почему-то забывают.
28. На этой фотографии хорошо видно обилие новых высоковольтных ЛЭП. Это в районе Вышестеблиевской.
Думаю, что самая крупная — ПС 500/220 кВ «Тамань». Для питания подстанции ведётся строительство ЛЭП 500 кВ от ПС 500 кВ «Ростовская» и ЛЭП 500 кВ от ПС 500 кВ «Кубанская». Конечно, подстанция предназначена не столько под железную дорогу, сколько для выдачи мощности в энергосистему Крыма. Фотографировать подстанции не стал, там народ какой-то нервный. Несколько раз водители кричали на меня из-за съемки «стратегического» объекта.
Мост действительно режимный, нормально фотографировать его можно только издалека. Прогуляться под опорами невозможно. Это ненормально, но с Крымским мостом пока простительно.
29. Мост непропорциональный, некрасивый, но при этом фотогеничный. Просто потому, что железнодорожный и автомобильный мосты, это принципиально разные конструкции.
Смотреть на мост со стороны Тамани не имеет никакого смысла. Просто эстакада уходящая в бесконечность. Со стороны Керчи картинка намного интереснее. Мост отлично видно с набережной и с площади Городов-Героев, которая расположена на горе Митридат. Несколько хороших мест для обзора есть в районе крепости-форта «Ак-Бурун». Но к самым лучшим видовым местам доступ ограничен.
30. Вид с набережной Керчи. Мост кардинальным образом изменил облик не только Керченского пролива, но и самого города Керчь.
Мост изменил и жизнь региона. Полностью разница станет заметна только спустя 1-2 года после открытия моста для грузовых автомобилей, которое произошло совсем недавно. На полуостров придут крупные логистические игроки, а сними и крупный ритейл. Да, из-за санкций придётся придумывать серые схемы, но это бизнес никогда не останавливало.
31. Керчь и Крымский мост.
32. Чуть не забыл про лису Лизавету.
33. Ночной трафик.
34. Рейд.
35. Самое время пустые и скучающие паромы передислоцировать в другое место. Пока у нас в стране работы для них предостаточно.
Интересно, что в проливе используются правила речного судоходства, из-за которых в туман движение паромов останавливалось. Также движение останавливалось в сильный ветер. После паромов, рассекающих льды Балтики это выглядело очень странно.
Самое время отправить несколько паромов к месту очередного крупного инфраструктурного проекта — в Салехард. Там обыкновенные баржи с буксирами используют в качестве паромов не только на переправе Салехард — Лабытнанги, но и на дальнем маршруте, соединяющим столицу ЯНАО с большой землей: Салехард — Обская.
36. Последняя фотография в качестве анонса. Переправа через Обь со стороны Салехарда. На горизонте — Полярный Урал.
Если вы не согласны, и можете рассказать о каких-то интересных инновациях или технических решениях — добро пожаловать в комментарии. Допускаю, что я мог что-то пропустить. Может есть какие-то решения связанные с сейсмической опасностью, как на мосту Рио-Антирио?
Очень хочется наедятся, то что темпы инфраструктурного строительства не будут сбавляться. Знаю, что часть строителей Крымского моста уже трудится в Салехарде. Там они обустраивают пробные сваи на будущей переправе через Обь. Очень сложный проект.
Давно нужен мост через Лену в Якутске и прямой тоннель Адлер — Майкоп, особенно в свете последних событий.
Ссылки по теме
- Строительство «Тавриды»: как переориентировался полуостров.
- Мост Рио-Антирио, Патры, Греция;
- Эресуннская переправа (Oresund Bridge), Дания/Швеция;
- Мост Большой Бельт (Great Belt Bridge), Дания;
- Красивые мосты Новгородской области: железная дорога Окуловка — Неболчи;
- Железнодорожный мост через реку Ярынья;
- Староволжский мост, Тверь;
Взрыв повредил только переход между Россией и Крымом
На этом видеофрагменте, снятом и опубликованном 8 октября 2022 года, виден густой черный дым, поднимающийся от пожара на Керченском мосту, соединяющем Крым с Россией.
— | Афп | Getty Images
Российские власти сообщили в субботу, что большой пожар вспыхнул на единственном мосту, соединяющем материковую часть России с оккупированным Крымским полуостровом.
Российские государственные СМИ со ссылкой на Национальный антитеррористический комитет сообщили, что в 6:07 по местному времени на проезжей части Керченского моста взорвался грузовик, после чего дорога частично обрушилась. По данным российских властей, в результате взрыва погибли три человека. Сообщается, что в результате пожара загорелись семь нефтяных танкеров, которые везли по железной дороге в Крым, и был виден густой черный дым, поднимающийся в небо.
На изображениях моста, опубликованных в социальных сетях, видно, что часть проезжей части упала в воду под мостом, а над железнодорожными вагонами поднимались языки пламени и дым.
Несмотря на ущерб, ограниченное дорожное движение возобновилось примерно через 10 часов после взрыва, и министерство транспорта заявило, что ожидает возобновления железнодорожного движения позже в тот же день.
Клубы черного дыма от пожара на Керченском мосту, соединяющем Крым с Россией, после взрыва грузовика, недалеко от Керчи, 8 октября 2022 года.
— | Афп | Getty Images
Президент Владимир Путин подписал указ об усилении охраны моста, а также инфраструктуры, снабжающей полуостров электроэнергией и природным газом. Он также приказал создать комиссию для расследования взрыва и возложил ответственность за эту работу на ФСБ.
Через несколько часов после взрыва Минобороны России объявило, что главнокомандующий ВВС генерал Сергей Суровикин теперь будет командовать всеми российскими войсками в Украине. Суровикин, который летом командовал войсками на юге Украины, руководил российскими войсками в Сирии и был обвинен в руководстве бомбардировкой, которая разрушила большую часть Алеппо.
Керченский мост, иногда называемый Крымским мостом, является одним из престижных проектов Путина. Он был построен по его приказу вскоре после того, как Кремль аннексировал Крым в 2014 году, чтобы поддержать претензии Москвы на территорию.
Мост, представляющий собой 19-километровое пересечение автомобильных и железных дорог, является важным путем снабжения российских войск, базирующихся в Херсонской области Украины.
Пока неясно, был ли взрыв преднамеренным нападением, но ущерб столь важной инфраструктуре был нанесен в то время, когда Россия потерпела несколько поражений на полях сражений, и это может еще больше омрачить заявления Кремля об уверенности своей общественности в том, что конфликт собирается планировать.
Скриншот с камеры наблюдения показывает пламя и дым, поднимающиеся после взрыва на Керченском мосту в Керченском проливе, Крым, 8 октября 2022 года.
Агентство Анадолу | Агентство Анадолу | Getty Images
Сообщение о взрыве грузовика произошло через день после 70-летия Путина и в то время, когда многомесячное вторжение Кремля в Украину в последние недели повлекло за собой ряд унизительных неудач.
Изображения и видео, размещенные в социальных сетях, показали масштаб пожара и ущерб.
CNBC не смог самостоятельно проверить подлинность этих отчетов и изображений.
Глава созданного Россией регионального парламента в Крыму Владимир Константинов возложил вину за инцидент на «украинских вандалов, которым наконец удалось дотянуться своими окровавленными руками до Крымского моста», сообщает BBC.
Михаил Подоляк, советник президента Украины Владимира Зеленского, сказал, что ущерб был «началом», хотя воздержался от обвинения Киева.
«Крым, мост, начало. Все незаконное должно быть уничтожено, все награбленное должно быть возвращено в Украину, все, что оккупировано Россией, должно быть выдворено», — написал Подоляк в Twitter.
Официальная учетная запись правительства Украины в Твиттере тем временем, похоже, отреагировала на инцидент словами «больной ожог».
Люди позируют фотографам перед изображением почтовой марки, на которой художники изображают горящий Керченский мост 8 октября 2022 года в центре Киева, Украина.
Эд Рам | Новости Гетти Изображений | Getty Images
Российские СМИ сообщили, что движение было остановлено из-за инцидента, а сотрудники МЧС и дорожной службы работали на месте, чтобы локализовать пламя.
«По предварительной информации, горит резервуар для хранения горючего… Судоходные арки не повреждены. О причинах и последствиях говорить рано. Ведутся работы по тушению пожара», — помощник начальника управления Олег Крючко. Об этом в Telegram заявил российский оккупационный глава Крыма, сообщает ТАСС.
Инцидент произошел через несколько часов после того, как Россия сосредоточила последний шквал ударов по незаконно аннексированным территориям Украины.
В ходе того, что Запад назвал фиктивным референдумом, Путин объявил «четыре новых региона России» в конце прошлого месяца, когда Москва аннексировала Донецкую, Луганскую, Запорожскую и Херсонскую области Украины.
Киев заявил, что не прекратит боевые действия, пока не вернет себе каждый последний дюйм земли, потерянной для России.
Тем временем Москва заявила, что имеет «право» использовать ядерное оружие для защиты своей территории и граждан, если она чувствует, что существует угроза существованию, или даже если она подвергается нападению с применением обычного оружия.
— Ассошиэйтед Пресс и Рейтер внесли свой вклад в этот отчет.
Мост слишком далеко: нападение на Крым — личная неудача Путина — Европа
15 мая 2018 года стало для Владимира Путина знаменательным днем. Это был день, когда он добавил к своему длинному шоу-ролику выступлений мачо видео с водителем грузовика.
Возглавляя колонну оранжевых КамАЗов, открыл мост через Керченский пролив в Крым. Это самый длинный мост в Европе — 19 километров (12 миль) автомобильных и железных дорог стоимостью 3,7 миллиарда долларов (награда строительной компании его друга детства, олигарха Аркадия Ротенберга).
Путин назвал этот пролет «чудом», о котором русский народ мечтал веками. И для него это был мощный символ его величайшего достижения, оккупации и аннексии Крыма, «возвращения» его матушке-России в 2014 году от украинцев практически без единого выстрела. Это было нечто большее, чем инженерный подвиг, обеспечивший, чтобы полуостров больше не зависел от маршрутов через Украину, это было четкое заявление о том, что независимо от того, что говорит мир, Крым навсегда останется за Россией.
Путинское «чудо» длилось менее четырех с половиной лет, до субботы, когда мощный взрыв поджег железнодорожные пути и разорвал один из пролетов дороги, погрузив его в пролив.
Взрыв был хорошо виден камерами наблюдения, но до сих пор далеко не ясно, чем он был вызван. Москва говорит о грузовике со взрывчаткой, прибывшем из России, но существуют и другие возможные сценарии.
Почти наверняка это была украинская операция, поразившая одну из целей, наиболее тесно связанных с российским президентом. И произошло это на следующее утро после его 70-летия и всего через восемь дней после того, как он с большой помпой отпраздновал в Москве присоединение еще четырех украинских областей к России.
За 222 дня войны с тех пор, как Россия вторглась в Украину, взрыв моста стал одним из самых разрушительных ударов как по моральному духу, так и по стратегии России. «Специальная военная операция» Путина, которая должна была свергнуть правительство в Киеве в течение нескольких дней и, по крайней мере, установить российское господство над восточными областями Украины, не только обнажила беспомощность российских вооруженных сил и коррумпированность постсоветской Москвы.
На стратегическом уровне тот факт, что движение через Крымский мост в ближайшие несколько месяцев будет строго ограничено, имеет тяжелые последствия для путинской армии, воюющей в Украине. Крым был основным логистическим коридором для пополнения войск продовольствием, горючим, боеприпасами и подкреплениями. Доставка грузов по морю займет гораздо больше времени, а сухопутные маршруты России из Крыма проходят через захваченную украинскую территорию под обстрелом и в опасной близости от фронта.
- Речь Путина об аннексии объявляет войну Западу, но оставляет открытым путь к отступлению
- Ядерная угроза Путина: он блефует? Он рационален? А если его нет?
- Саудовско-российский сговор средь бела дня посылает Байдену четкий сигнал вынуждены искать еду после того, как их рацион закончился. Но теперь все станет еще сложнее, тем более, что часть поставок в Крым должна будет пойти на двухмиллионное население полуострова.
Приоритетом Москвы сейчас является попытка стабилизировать фронт, который был прорван во многих местах. Дилемма российских генералов, где разместить их сокращающиеся подразделения и необученных новобранцев на 1000-километровом фронте, будет становиться все более жестокой.
Но помимо непосредственных последствий на поле боя, удар по Крымскому мосту поднимает критические вопросы о принятии решений как в Москве, так и в Киеве.
Дым с моста в субботу. Фото: AFP
Украина не взяла на себя формальную ответственность за нападение, но не сделала ничего, чтобы опровергнуть вывод о том, что за этим стоит она. Если предположить, что взрыв был произведен с благословения президента Владимира Зеленского, это указывает на растущую уверенность и готовность нанести удар по ключевым российским символам.
На данный момент неясно, знали ли западные союзники Украины об этом плане или он был осуществлен с использованием предоставленного ими оружия. Всего двумя днями ранее источники в администрации Байдена просочились в The New York Times, что августовское убийство Дарьи Дугиной было делом рук элементов, связанных с правительством в Киеве. По данным издания, администрация США, которая не всегда в полной мере осведомлена о намерениях Киева, сделала украинцам напутствие.
До сих пор американцы и другие западные союзники старались не снабжать Киев оружием дальнего действия, способным поражать цели в самом сердце России, хотя это не остановило Украину от нападения на базы в Крыму в последние пару месяцев. Президент США Джо Байден полностью заинтересован в победе Украины, но он сделал все возможное, чтобы предотвратить втягивание сил НАТО в войну или провоцирование применения Россией ядерного оружия. Тем не менее, это может оказаться невероятно тонкой линией для ходьбы.
Различные ядерные сценарии зависят от двух вопросов, на которые никто не может ответить. Достаточно ли отчаян Путин, чтобы перейти красную черту, которая блокирует запуск ядерного оружия в течение 77 лет? Или он просто блефовал, когда сказал, что Америка создала «прецедент» — как он это назвал — в Хиросиме и Нагасаки? А если он выбрал ядерный вариант, то есть ли в Кремле или Генштабе люди, которые могли бы его остановить?
Добровольцы убирают завалы после российской атаки на жилой район в Запорожье, Украина, воскресенье. Фото: Лео Корреа/AP
В настоящее время никто не может позволить себе предположить, что использование Россией хотя бы тактического ядерного оружия малой мощности немыслимо. Варианты, оставленные Путину, для которого в данный момент уход из Украины был бы равносилен политическому самоубийству, может быть, и настоящему самоубийству, исчезают.
На земле российская армия с трудом удерживает территории, захваченные за последние несколько месяцев, не говоря уже о переходе в контрнаступление. Россия может продолжать обстреливать украинские города и гражданскую инфраструктуру ракетами, но она делала это с самого начала войны, и ее запасы ракет большой дальности истощаются.
Крупное наступление российской авиации также маловероятно без превосходства в воздухе. Одним из вариантов было бы сфабриковать «аварию» на крупной Запорожской АЭС, обвинив в этом украинцев, но последствия будет гораздо сложнее сдержать, чем после тактического ядерного удара, и они могут легко распространиться на Россию.