Какие святыни московских храмов мы особенно почитаем: Ошибка выполнения

Святыни храма Христа Спасителя, о которых многие не знают

ХРАМ СЕГОДНЯ

Кафедральный соборный храм Христа Спасителя – это, несомненно, одна из главных и красивейших достопримечательностей Русской православной культуры в Москве.

Возрождённый Храм – это духовное средоточие деятельности Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя стал центром многих общественных и культурных событий, а также просветительской деятельности.

Перед Храмом Христа Спасителя выстраиваются длинные очереди паломников, когда в Москву привозят значимые святыни: например, мощи апостола Андрея Первозванного, Пояс Пресвятой Богородицы, мощи великомученика Дмитрия Солунского, мощи святителя Спиридона Тримифунтского и др. Между тем, в кафедральном соборном храме Москвы постоянно пребывают и другие церковные сокровища, о которых многие даже не знают.

ЧАСТИЦА РИЗЫ ГОСПОДНЕЙ

Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии, другой — что это верхняя одежда, плащ (гимантий), — комментирует ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.

Частица Ризы Господней хранится в алтаре и выносится в храм только во время Всенощного Бдения в последнюю субботу месяца и после Божественной литургии в последнее воскресенье месяца.

Несколько слов о святом

Николай Угодник почитается верующими во всем мире. К нему идут с разными бедами и просьбами. Считается, что святой еще при жизни был настолько добр, что помогал каждому, кто нуждался в этом. Естественно, что и после смерти он продолжает внимать мольбам верующих и направлять их на путь истинный.

Известно, что святой Николай жил приблизительно в четвертом веке нашей эры. Его родители очень долго ждали, когда Господь пошлет им ребенка, и постоянно молились об этом. На закате жизни Бог внял их просьбам, и на свет появился необыкновенный мальчик. Удивительно, но практически сразу после своего рождения он начал творить чудеса. К примеру, во время крещения младенец встал на ножки и простоял в таком положении в течение всего обряда.

Все свое время Николай посвящал Священному Писанию. Он был настолько религиозен и благочестив, что практически не покидал стен своего дома, чтобы не проводить время в праздности. Очень скоро к нему стали обращаться за советом, и мальчик никогда не отказывал в нем просящему.

Дядя мальчика, видя религиозное рвение племянника, посоветовал отдать его в услужение Богу, что и было сделано. Юный Николай очень быстро получил сан священника, а потом стал епископом города Миры. В некоторых описаниях жития святого указывается тот факт, что благодаря небесному знамению священнослужители сразу же возвели молодого человека в должность епископа. Историки эту версию не оспаривают, ведь в те далекие времена такое вполне было возможно.

Всю свою жизнь Николай Угодник посвятил служению Богу и людям. Он считался и считается заступником за души перед Творцом, а молитвы ему несут в себе огромную силу.

ЧАСТИЦА РИЗЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Частицу Ризы Божией Матери привез на Русь Дионисий Суздальский в XIV веке из Константинополя. Вместе с другими святынями она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей.

После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В 2008 году, по просьбе покойного Патриарха Алексия II, была передана Русской Православной Церкви вместе с другими святынями, которые также хранились в кремлевских музеях.

Сейчас Частица Ризы Пресвятой Богородицы находится в алтаре и выносят ее в богородичные праздники, например, в Праздник Ризоположения во Влахернах, на Покров Пресвятой Богородицы, в Субботу акафиста Великим постом и в другие праздники.

О сокровищах Храма Христа Спасителя

В преддверии праздника Рождества Христова ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев рассказывает о святынях кафедрального собора, иконах с интересной историей, старинном Евангелии, которое выносят только 2 раза в год, а также отвечает на вопрос о елках и корпоративных праздниках, которые якобы проходят в Храме.

— Отец Михаил, какую святыню Храма Христа Спасителя Вы бы назвали главной?

— Думаю, что главной святыней является частица Ризы Господней. Не так давно мы сделали для нее особый аналой, и теперь она помещается у правого клироса отдельно от других святынь

Второй по значимости святыней я считаю частицу Ризы Пресвятой Богородицы. Она хранится в общем мощевике вместе с другими святынями, и в настоящее время мы делаем для нее особый аналой, который будет расположен у левого клироса, симметрично аналою с частицей Ризы Господ

Частица Ризы Божией Матери

Это делается для того, чтобы все, кто приходит в наш храм, могли по отдельности приложиться именно к этим великим святыням.

Общий мощевик, расположенный слева от главного алтаря собора

Кроме этого, у нас есть гвоздь Креста Господня и прочие святыни.

Гвоздь Креста Господня

— Думаю, если о главной святыне Храма Христа Спасителя москвичам, большинство назовут мощи святителя Филарета, а о частицах Риз и не вспомнят. Как Вы считаете, почему?
— Боюсь, что, к сожалению, многие москвичи не назовут и мощи святителя Филарета. Часто бывает, что люди приходят в наш храм, видят раку с мощами святителя и спрашивают: «А кто это?». И приходится им рассказывать, кем был святитель Филарет, какое духовное влияние он оказал на историю нашей Церкви и какой интеллектуальный вклад внес в проектирование и создание Храма Христа Спасителя.

Мощи святителя Филарета в Храме Христа спасителя расположены справа от главного алтаря

Наверное, о том, что у нас находятся частицы Риз, мало кто знает, потому что об этом нигде не было сказано публично. И потом, они ведь были переданы в наш храм не так давно, а раньше находились в Музеях Московского Кремля и поэтому не были широко доступны для поклонения. До революции, например, частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим один раз в год – в день ее положения в Москве. Это был большой московский праздник, и множество народа стекалось, чтобы помолиться перед этой великой святыней и приложиться к ней.
Потом Риза хранилась в запасниках Музеев Московского Кремля.

19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешение дирекции Музеев Кремля мы с крестным ходом обнесли частицу Ризы Господней вокруг храма, и весь этот день она пребывала в Храме Христа Спасителя. Конечно, потом мы вынуждены были отдать ее обратно в музей, и только в 2007 году по просьбе покойного Патриарха Алексия II было принято решение передать ее и некоторые другие святыни, которые также хранились в кремлевских музеях, Русской Православной Церкви.

Нам передали и Ризу Господню, и Ризу Пресвятой Богородицы, а кроме того — гвоздь Креста Господня, мощи святого равноапостольного великого князя Владимира, святого великомученика Феодора Стратилата, великомученицы Евфимии Всехвальной, преподобного Михаила Малеина, Иоанна Крестителя, Василия Великого и главу святителя Григория Богослова.

Святыни были переданы в исторических ковчегах, что, конечно, было некоторым спорным моментом, потому что для музеев эти ковчеги представляли ценность. Но нашлись люди, которые оплатили изготовление копий этих ковчегов, в которые мы и переложили частицы мощей. Таким образом, ковчеги были возвращены в музеи, а святыни, которые не представляли ценности для светской истории, остались в Церкви.

В первое время мы выносили частицу Ризы Господней только на субботу-воскресенье. Но в наш храм приезжает множество паломников из разных городов и стран, не все имеют возможность прийти именно в выходные дни, поэтому мы сочли возможным и необходимым, чтобы она пребывала в храме и была доступна верующим в любой день.

— Какова история частиц Ризы Господней и Ризы Божией Матери, как они попали в Москву?

-Что касается частицы Ризы Господней, не совсем понятно, что это за Риза. Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии. Согласно другой версии, Риза Спасителя — это не хитон, а другая верхняя одежда — плащ (гимантий), потому что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным. Так или иначе, Риза Господня была перенесена в Иверию (Грузию), где хранилась в древней столице — Мцхете, в Патриаршем соборе Светицховели.

В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас II. Его солдаты разорили храм и передали Ризу шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу в дар царю Михаилу Федоровичу. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе Господней, и только после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля — по новому). Впоследствии фрагмент Ризы Господней был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города империи. В 1918 году частица ризы Господней, которая хранилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфискована и помещена в фонды Музеев Московского Кремля.

Частица Ризы Божией Матери в XIV веке Дионисий Суздальский привез на Русь из Константинополя. В числе прочих святынь она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В наш храм ее передали в 2008 году.

Более точных сведений об истории этих реликвий у нас нет.

— В Храме Христа Спасителя находится икона Божией Матери «Смоленская» с очень необычной историей…

— У нас в храме есть две Смоленских иконы.

Одна, XVI века, пребывает в нижнем храме.

Икона Божией Матери Смоленская

Этот образ имеет трагическую судьбу: его распилили на 4 части и готовились переправить за границу, но что-то не сложилось, и каким-то образом он попал к моему знакомому художнику — реставратору. Он отреставрировал эту икону, соединил четыре части так, что следов распила практически незаметно, и решил, что Храм Христа Спасителя — достойное место для размещения этого большого старинного образа. Сейчас он находится слева от иконостаса, возле Тихвинского придела.
Вторая икона находится в верхнем храме у мощей святителя Филарета. Это знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Смоленская – Устюженская» из города Устюжна Вологодской губернии.

Икона Божией Матери Смоленская из города Устюжна

Изначально икона пребывала в местном соборе, после революции в храме сделали музей, и икона стала музейным экспонатом. Потом она куда-то пропала, может быть, ее тайно вывезли или выкрали, и в какой-то момент появилась на одном из заграничных аукционов. Некий благотворитель выкупил эту древнюю икону, и в период своего первого президентства Владимир Владимирович Путин преподнес ее в дар Святейшему Патриарху Алексию II. По благословению Святейшего икона была передана в Храм Христа Спасителя в особом киоте, и было решено, что она будет пребывать здесь до тех пор, пока Устюженский собор не будет передан Церкви.
Надо сказать, к нам в храм приезжали люди из города Устюжна и просили, чтобы икона пока осталась в нашем храме, потому что боятся, что она снова может пропасть и уже вряд ли будет возможно снова ее найти.

— Какие еще иконы с необычной историей есть в кафедральном соборе?

— Икона святителя Николая из города Бари, которая находится в нижнем, Преображенском храме с правой стороны, у придела Алексия человека Божия. Этот образ сделан итальянским художником в 1994 году. Я не случайно употребляю именно это слово – «сделан» – потому что икона выполнена в достаточно редкой технике и не просто написана красками, но и содержит в себе аппликации из полудрагоценных камней.

Образ святителя Николая из города Бари. Фото www.xxc.ru

Изначально икона была помещена в городе Бари в базилике, в которой пребывают мощи святителя Николая. Видя, с какой любовью русские паломники приезжают поклониться святителю, создавший ее художник принял решение передать образ в дар Русской Православной Церкви, и по благословению Патриарха Алексия II он был принесен в Храм Христа Спасителя, один из приделов которого посвящен святителю Николаю.
Интересен путь, который икона проделала из Бари до Москвы. По морю она была привезена в Одессу, из Одессы по суше ее пронесли и провезли до Москвы через несколько епархий Русской Православной Церкви, причем на протяжении всего пути перед ней совершали молебны, пели акафисты. Многие, зная об этом, приходят к нам в храм, преклоняют колена перед этим образом и, как рассказывают, через это изображение святитель Николай подает людям свою помощь.

В декабре 2012 года в наш храм была передана еще одна икона святителя Николая, которая связана с именем великой певицы Галины Павловны Вишневской, которую мы отпевали совсем недавно — 14 декабря.

В 1979 году муж Галины Павловны, Мстислав Леопольдович Ростропович, купил икону в одном из лондонских антикварных магазинов. Образ святителя Николая долгое время хранился в их семье и был очень почитаем. В последние годы жизни Галина Павловна приняла решение передать икону в Храм Христа Спасителя, зная, что один из его приделов посвящен святителю Николаю, и намеревалась осуществить это 19 декабря этого года. Для певицы 19 декабря было значимо не только как общецерковный праздник святителя Николая, но и как очень памятная личная дата: 19 декабря 1961 года Анна Андреевна Ахматова, услышав по радио, как Вишневская поет «Бразильскую бахиану №5» Эйтора Вилла-Лобоса, написала посвященное ей стихотворение:

Женский голос как ветер несется, Черным кажется, влажным, ночным, И чего на лету ни коснется — Все становится сразу иным. Заливает алмазным сияньем, Где-то что-то на миг серебрит И загадочным одеяньем Небывалых шелков шелестит. И такая могучая сила Зачарованный голос влечет, Будто там впереди не могила, А таинственный лестницы взлет.

Но Господь распорядился иначе: 11 декабря Галина Павловна скончалась. На 9-й день, который приходился как раз на 19 декабря, ее дочери Елена и Ольга, исполняя волю почившей матери, принесли икону в наш храм.

Образу святителя Николая необходима определенная реставрация. После того, как она будет сделана, мы найдем для иконы подобающее место, на котором она будет находиться постоянно.

Есть в нашем храме еще одна интересная икона – образ Спасителя из южного придела верхнего храма, изготовленный одним из православных людей Грузии. Образ этот не привлекает к себе внимания какими-то красками или художественными особенностями, но с ним связана особенная история. Человек, который изготовил его, вместе с супругой пешком пронес его из города Кутаиси в Москву в Храм Христа Спасителя. Единственное место, где супруги проехали на машине — Карачаево – Черкесия, потому что им запретили нести образ Христа по территории этой мусульманской республики.

— Наверное, нельзя не упомянуть и знаменитый образ священномученика Александра Хотовицкого?

— Да, такую икону больше нигде не найдешь. Протопресвитер Александр был последним ключарем первого Храма Христа Спасителя, и было желание каким-то образом запечатлеть память о нем в нашем храме.

Первоначально священномученик Александр был канонизирован в Американской Православной Церкви. Естественно, там был написан его образ, и я попросил сделать с этой иконы список, но только приблизить его к нашей традиции. Так в нашем храме появилась первая небольшая икона священномученика Александра, которая сейчас расположена в нижнем храме. Но хотелось, чтобы образ отца Александра присутствовал в самом Храме Христа Спасителя, и по моей просьбе художник Никита Нужный, который принимал участие в росписи нашего храма, написал икону священномученика Александра в полный рост, стоящего как бы у стены внутри Храма Христа Спасителя. На мой взгляд, получилось очень удачно.

Симметрично этой иконе в правой части храма располагается образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, созданный тем же художником. Как известно, после долгих десятилетий Синодального периода именно в нашем храме схиархимандрит Алексий вытянул жребий и произнес имя будущего Патриарха: «Тихон». И хотелось, чтобы память об этом моменте в нашем храме тоже была как-то запечатлена.

— Одно из сокровищ храма – старинное Евангелие. Что это за книга и как она попала в храм?

— Это напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны.

Протодиаконы выносят старинное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны

В наш храм оно было передано по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима для особо торжественных праздничных богослужений. Когда я был иподиаконом у патриарха Пимена, в храме святителя Николая в Хамовниках было большое старинное Евангелие, которое выносили в престольный праздник, когда служил Патриарх. Вспомнив об этом, решили такую традицию поддержать и установить в Храме Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Патриарха Алексия II наше старинное Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню. Обычно его выносят два протодиакона, потому что одному человеку поднять 30-килограммовую книгу не под силу.
Святейший Патриарх читает Евангелие, стоя в Царских вратах, и это придает богослужению особенную торжественность. В остальные дни Евангелие хранится у нас в ризнице.

— В алтаре храма находятся шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина. Есть ли возможность хотя бы иногда выносить их, чтобы можно было посмотреть?

— Вынести их из алтаря невозможно, потому что это громадные полотна 6 на 3 метров.

— А почему было решено оставить эти шедевры в алтаре, где их не видит никто, кроме священнослужителей? Ведь, к примеру, фрагменты «Тайной вечери» из разрушенного храма выставлены в Музее Храма Христа Спасителя.

— От «Тайной вечери» ничего не осталось, кроме этих фрагментов, а полотна Верещагина сохранились полностью, и после реставрации их решили поместить на прежнее места. Некоторое время назад один художник делал с них репродукции, которые можно было приобрести у нас в лавке с иконами. Сейчас мы с ним не сотрудничаем, но эти полотна можно найти в альбомах, посвященных Храму Христа Спасителя.

— Порой у нас бывают крайности: мощи воспринимаются или как магический предмет, благодаря которому совершаются чудеса, или же, напротив, видятся как нечто ничего не значащее, к чему относятся с равнодушием и невниманием. Как правильно относиться к мощам?

— Сейчас практически в каждом храме Русской Православной Церкви есть частицы мощей тех или иных святых, появилась возможность привозить мощи или частицы мощей из одних городов и стран в другие. Порой это происходит несколько бесконтрольно, поэтому Святейший Патриарх создал специальную комиссию по перевозу мощей, так что сейчас перемещение святынь регулируется священноначалием и приводится в должный порядок.

К сожалению, приходится наблюдать, что у некоторых из наших верующих людей вошло в привычку приходить в храм, искать реликвии и стремиться приложиться к как можно большему их количеству: считается, что чем больше святынь поцелуешь, тем больше благодати получишь. В этом есть опасность, потому что в этой погоне за количеством человек может попросту потерять духовное настроение, расположение и благоговение, которое должно быть при виде святыни. Помню, с каким благоговением мы приезжали в Троице-Сергиеву лавру, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Это было целое событие! И все внимание было сконцентрировано на этой встрече с преподобным и молитву у раки с его мощами и ни на что более не рассеивалось.

К святыне нужно подходить, не думая, что, если мы приложимся к ней, она непременно произведет на нас какое-то магическое воздействие и мы станем лучше, чище, здоровее, богаче. Чтобы стать чище и лучше, нужно произвести определенную работу внутри себя и прикосновение к святыне может только помочь нам в этом духовном делании и совершенствовании, вдохновить, придать сил и радости. Разумеется, у мощей происходят чудесные явления и исцеления, но это зависит от веры и состояния человека и от того, что желает для нас Господь. Надо помнить, что, надеясь получить помощь, мы обращаемся ни в коем случае не к частице мощей, а к святому, который незримо присутствует рядом с ними и через святыню может подать нам помощь, если на то будет воля Господа.

— Отец Михаил, сейчас, в дни новогодних каникул, многие возмущены тем, что в Храме Христа Спасителя проводятся елки, корпоративы и концерты. Насчет корпоративных праздников возникают вопросы на протяжении всего года. Как возможно, чтобы такие вещи проводились в помещении храма?

— Спасибо за этот вопрос, потому что он постоянно возникает. Как бы мы ни объясняли, что бы ни говорили, почему-то сознание людей не воспринимает наши слова. Журналисты – я не знаю, почему, то ли специально, то ли по незнанию, то ли потому что им все равно, что говорить публике, — постоянно говорят о том, что в храме проводятся эти мероприятия. Один из последних примеров – прошедшая по телевидению новостная передача про благотворительный концерт Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, который проходил в Зале Церковных соборов. Я сам видел, как корреспондент, стоя напротив Храма Христа Спасителя и показывая на него, говорил, что вот, сегодня вечером в главном кафедральном соборе страны поют мировые знаменитости. Это была ложь, потому что Каррерас и Доминго давали концерт исключительно в Зале Церковных соборов, ни о каком выступлении в храме речи не было и быть не могло.

Еще раз хочу сказать, что в самом храме, там, где совершается богослужение, никаких елок, концертов, корпоративов, автомобильных стоянок и автомобильных моек нет. В Храме Христа Спасителя совершается только богослужение. Мероприятия проводятся в Зале Церковных соборов и трапезных палатах.

— А разве эти помещения не относятся к храму?

— Зал Церковных соборов с храмом никак не соединен и не имеет к нему никакого отношения. Он был построен не на церковные, а на бюджетные деньги правительства Москвы. Им, равно как и трапезными палатами и вообще всем комплексом, распоряжается не Церковь, не те, кто служит в Храме Христа Спасителя, а Фонд Храма Христа Спасителя – организация, которая никаким образом не связана с Московской Патриархией. Наряду со множеством светских там проходят и церковные мероприятия, например, Архиерейские и Поместные соборы, Епархиальные собрания московского духовенства.

— То есть с просьбой об аренде Зала Церковных соборов и трапезных палат обращаются не к Церкви, не к Патриарху и не к Вам?

— Нет. Это все – к Фонду. И поскольку Фонд управляет этими помещениями, мы никак не можем влиять на мероприятия, которых проходят в этих залах, будь то концерт или корпоратив. С нами их никак не согласовывают.

— Если Церковь не владеет этими помещениями и, условно говоря, приходит туда, условно говоря, «в гости», значит ли это, что для церковных мероприятий – например, патриарших трапез, Архиерейского собора и так далее — эти залы также приходится арендовать?

— Если трапезы или мероприятия (например, Архиерейский собор или Епархиальное собрание) проходят в присутствии Святейшего Патриарха, Фонд не берет арендную плату. Но если мы хотим, скажем, провести детскую елку или молодежный вечер в трапезной палате или в Зале Церковных соборов, то должны заплатить за аренду.

— А почему в этом году Епархиальное собрание московского духовенства проходило не в Зале Церковных соборов, как в прежние годы, а в самом Храме Христа Спасителя?

— Обычно Епархиальное собрание проходило раньше, чем начинались елки, и Зал Церковных соборов был свободен, в нем не были установлены декорации, которые сложно поставить и демонтировать. В этом году собрание состоялось почти перед самым Новым годом, когда все елки были уже распланированы и декорации смонтированы, поэтому было решено собраться в самом храме. Многим это понравилось, потому что была более церковная обстановка. И Святейший Патриарх сказал, что в будущем году Епархиальное собрание также будет проходить в самом Храме Христа Спасителя.

МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА МОСКОВСКОГО

Митрополит Филарет (Дроздов) был канонизирован Церковью в 1994 году. Его мощи находились под спудом в Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры, а в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II их передали в Храм Христа Спасителя, поскольку святитель участвовал в разработке проекта будущего кафедрального соборного храма Москвы.

Рака с мощами святителя Филарета Московского стоит справа от алтаря верхнего храма. Приложиться к ней можно ежедневно, доступ прекращается только во время богослужений. В праздник святителя (2 декабря) стеклянную крышку раки открывают, и у верующих есть возможность приложиться непосредственно к мощам.

Чудеса святого Николая

Еще при жизни святой совершил множество деяний, которые разнесли молву о нем по всему свету. В первую очередь его считают защитником моряков и путешественников. Это связано с тем, что в жизнеописании Николая Угодника есть множество историй о спасении им моряков. Однажды он воскресил матроса, который насмерть разбился, упав с мачты. В другой раз святой не дал подняться на борт корабля путешественнику, увидев, что он погибнет во время шторма. Также Николаю приписывают многочисленные случаи усмирения стихии.

Часто именно этому святому молятся молодые незамужние девушки, мечтающие создать семью. Николая считают покровителем девиц, ведь при жизни он спас от позора трех сестер, которые не имели приданого. Их воспитывал один отец, который очень горевал, что дочерям придется зарабатывать на жизнь своей внешностью. Ведь без приданого никто и никогда не возьмет их замуж. Услышав его речи, Николай подкинул ему на крыльцо мешок с деньгами. Это позволило счастливому отцу отдать под венец старшую из дочерей. Когда подросла средняя, на крыльце мужчины вновь появился мешок с золотом. И она быстро нашла себе мужа. Когда пришла пора выходить замуж третьей сестре, ее отец начал ночами караулить благодетеля, помогающего их семье. Однажды ночью, он увидел Николая, оставляющего деньги на пороге. Но тот попросил мужчину не открывать его тайну окружающим.

Помимо уже перечисленных благодеяний святой прославился тем, что лечил больных, защищал сирот и угнетенных и заботился о тех, кого несправедливо осудили или обвинили.

КОВЧЕГ С ЧАСТИЦАМИ СВЯТЫХ МОЩЕЙ

Ковчег находится слева от главного алтаря Храма Христа Спасителя, где хранятся мощи следующих святых:

  • Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского
  • Мощи Свт. Ионы митр. Московского
  • Мощи Равноап. вел. кн. Владимира
  • Мощи Прп. Марии Египетской и Блгв. кн. Михаила Тверского
  • Мощи Свт. Петра Митрополита Московского
  • Мощи Свт. Василия Великого
  • Мощи Иоанна Крестителя
  • Мощи Ап. Андрея Первозванного
  • Мощи Преп. Михаила Малеина
  • Мощи Св. вмч. Феодора Стратилата
  • Мощи Влкм. Евфимии Всехвальной
  • Глава свт. Григория Богослова
  • Мощи Прп. Евфросинии Московской

Знаем ли мы свои святыни?

Православный человек стремится побывать у святынь, любит ездить в паломничества — в другие регионы России и в другие страны. Когда в Саратов привозят мощи или чудотворные иконы, к ним приходит много людей. Но достаточно ли хорошо мы знаем свои святыни? Всегда ли правильно относимся к ним? Мы беседуем об этом с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— Владыка, и по собственному опыту, и из общения с другими людьми могу сказать: свои святыни мы почему-то знаем не очень хорошо…

— Действительно, так устроен человек: ему хочется увидеть то, чего нет рядом. Это касается не только святых или исторических мест, но и других вещей.

Знаете, когда я только стал саратовским архиереем и узнал, что саратовцы постоянно ездят то в Дивеево, то в Санаксары, то в Почаев, то куда-то еще, мне стало немного обидно. Неужели у нас в Саратове, в Саратовской области нет никаких святынь? Я хорошо отношусь к паломничеству, мне самому доводилось много путешествовать по святым местам. Но есть ли святыни здесь, рядом? Могу ответить: есть, причем достаточно древние и известные.

Конечно, Саратовская земля — относительно молодая. Хоть мы и старше Соединенных Штатов Америки, но, тем не менее, в составе государства Российского мы «новая территория», которой всего несколько сотен лет. Отчасти по этой исторической причине у нас своих святынь пока еще не так много.

Главная святыня нашей земли — образ Спаса Нерукотворного. Предположительно, это древняя хоругвь, которую принесли с собой московские стрельцы, основавшие здесь сначала засеку, а потом город на левой стороне Волги. Потом его перенесли на правую строну реки. Эта икона уже много веков хранится в Свято-Троицком кафедральном соборе. Собор, в свою очередь, является памятником истории и архитектуры, самым старым каменным зданием не только Саратова, но и всего Среднего Поволжья.

Икона очень почиталась до революции: перед ней служились молебны, ее носили по домам. Наверное, многим саратовцам известна фотография крестного хода с этой иконой, который направляется на освящение нового здания Императорского Николаевского университета. Открытие университета в Саратове было общегородским торжеством, и на него была принесена именно икона Спаса Нерукотворного.

В том же Троицком соборе хранится старинный мощевик из имения князя С.Ф. Голицына, в нем находятся мощи более 120 святых. В советское время он находился в областном музее краеведения и несколько лет назад был возвращен Церкви.

Вообще, за последние годы достаточно много наших храмов сподобились получить те или иные святыни, в основном частицы мощей святых.

— Как молиться перед нашими святынями, как их почтить?

— Молиться нужно Богу, об этом надо помнить всегда. Любая святыня, начиная от иконы и заканчивая мощами,— это лишь некие «костыли», которые помогают человеку идти к Богу. Молясь перед святыней, мы должны поступать согласно оросу седьмого Вселенского Собора: поклоняясь образу, возносить ум к Первообразу. В широком смысле слова любая святыня, любое историческое место — это икона, которая помогает нам в молитвенном обращении к Богу.

Если мы особо почитаем какую-то святыню или святого, надо обязательно посещать храм в день их памяти. Скажем, 29 августа по новому стилю Церковью вспоминается перенесение Нерукотворного Образа Спасителя из Едессы в Константинополь. Это праздник в честь иконы Спаса Нерукотворного, и, конечно, хорошо, будучи в Саратове, посетить Троицкий собор, где находится эта почитаемая икона, сходить на службу. Так же и с другими святынями.

— А отличаются ли чем-то наши «родные» святыни от прославленных, всем известных святынь?

— По сути нет. Например, чем отличается частица мощей преподобного Серафима, которая находится у нас в Серафимовском храме, от мощей преподобного, которые почивают в Дивеево? Только размерами.

— Но тем не менее, Владыка, Вы верно заметили, что паломники очень любят бывать именно в Дивеево…

— Понимаете ли, в чем дело… Во-первых, само это место освящено подвигами и преподобного, и его учеников, и сестер Дивеевского монастыря. Во-вторых, это просто очень благоустроенный монастырь, в котором прекрасно всё, начиная от садов и цветников и заканчивая богослужением, пением, общей атмосферой.

Монастырь — это вообще совершенно особое место, которое всегда привлекало и привлекает людей своей неотмирностью, другим образом жизни. Мы же знаем из жития, к примеру, преподобного Сергия Радонежского, что люди приходили к нему в обитель даже тогда, когда там жило всего несколько иноков. Миряне смотрели, как они молились, трудились, и назидались этим, им даже не надо было о чем-то их спрашивать. Настолько необычна жизнь монашествующих — людей, по-настоящему отрекшихся от мира ради Бога. Она сама по себе имеет огромное воспитательное значение. Каждый, кто является ее свидетелем, получает очень большую пользу.

Приезжая к святыням, совершая паломническое путешествие, поднимая некий труд, мы тем самым приносим маленькую жертву Богу, возгреваем в наших сердцах память о подвижниках веры и благочестия и пытаемся настолько, насколько это возможно в наших условиях, им подражать. Вот почему паломничество так важно.

— Монастыри Саратовской митрополии, как правило, молодые. Некоторые, как Спасо-Преображенский монастырь, возрождаются на прежнем месте. Некоторые образованы там, где прежде монастырей никогда не было. От посещения новых обителей миряне тоже могут получить пользу?

— Да, у нас образованы монастыри, которых раньше не было, как, например, Свято-Иоанновский монастырь в селе Алексеевка Хвалынского района или Свято-Сергиевский монастырь, тоже в селе Алексеевка, но Базарно-Карабулакского района (там восстановлен дореволюционный Сергиевский храм, при нем была создана община, и потом возник женский монастырь). Восстанавливаются монастыри исторические: Свято-Воскресенский Иргизский мужской монастырь в Балаковском районе, Свято-Никольский женский в поселке Монастырский Пугачевского района, Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Саратове.

Пусть наши монастыри «молодые», но туда уже приходит много прихожан. Их можно назвать до некоторой степени благоустроенными — я имею ввиду их внутреннюю жизнь. Например, Спасо-Преображенский монастырь пока еще только в самом начале большого, долгого пути восстановления своего исторического облика. Но там уже собралось неплохое братство, там много прихожан и помощников братии. То же можно сказать о Никольском монастыре — это едва ли ни самый посещаемый храм нашего города. Поэтому я не могу сказать, что наши монастыри никому не известны. Слава Богу, люди приходят, а раз приходят, значит, находят здесь то, что приносит пользу душе.

— Владыка, а какие храмы и монастыри Саратовской земли Вы бы рекомендовали посетить?

— Я не могу выделить отдельные храмы. В каждом из них совершается Бескровная Жертва — Евхаристия, поэтому каждый храм — это Небо на земле. Можно посещать любой православный храм или монастырь. Конечно, бывает, что человеку дорог тот или иной храм, или у него сложились особые отношения с батюшкой. Поэтому, вместо того, чтобы идти в храм в двух шагах от дома, он едет на другой конец города — туда, где служит батюшка, которого он любит, уважает, советы которого приносят ему пользу. Это тоже нормально, ничего предосудительного в этом нет.

— Еще один мой вопрос касается почитания непрославленных подвижников. Например, у нас в городе очень почитают епископа Вениамина (Милова) и его могилу на Воскресенском кладбище. Можно ли молиться таким «несвятым святым» и как правильно?

— Я бы не стал в подобных случаях употреблять это выражение — «несвятые святые». Все-таки надо проявлять послушание Церкви. Точнее будет — непрославленные подвижники. Да, не только у нас в епархии, но и везде есть люди, которые почитаются церковным народом за те или иные добродетели, которые они показали при жизни: за прозорливость или молитвенность, за их жизненный подвиг, исповедничество. Бывает, что они пока не прославлены Церковью по самым разным причинам. К владыке Вениамину, который похоронен у нас на Воскресенском кладбище, действительно идет множество людей. Но для канонизации есть препятствие, связанное с одним из его следственных дел. По существующим сегодня правилам канонизация не совершается, если человек не выдержал пыток на допросах и подписал какие-то признательные показания. Правильно это или неправильно — я не знаю. Лично я считаю, что силы человека ограничены, и далеко не все могут выдержать запредельное давление. Поэтому я бы никого не осуждал и ни о ком бы не решился вынести отрицательное суждение.

Почитание владыки Вениамина основано и на доброй памяти о нем, и на каких-то плодах тех молитв, просьб, с которыми люди к нему обращаются. А молиться о нем можно только одним способом — служить панихиду или литию на его могиле. Сейчас это стало делать гораздо легче: на Воскресенском кладбище построен храм, там есть священник.

— Добавлю: наверное, важно знать, почему этого человека так почитают, познакомиться с его жизнеописанием, наследием.

Владыка, у нас есть несколько вопросов по теме нашей беседы. «Однажды я была в паломничестве и подарила одной женщине из группы фото нашей удивительной Казанской иконы Божией Матери из Троицкого собора. ″А она чудотворная?″— спросила меня эта женщина. Я растерялась. Спросила, что она имеет в виду. Она ответила, что, вот если у них в соборе икона чудотворная, то случаи ее помощи всем известны, и икона вся в подвесках-приношениях от прихожан в благодарность за исцеления. Я не смогла ответить, я ничего такого о нашей Казанской иконе не знаю. С другой стороны, я знаю, что наша древняя икона Божией Матери прекрасна и неповторима, и разделение икон на ″чудотворные″ и ″нечудотворные″ меня очень покоробило»,— пишет Наталия.

— Я согласен с автором этого вопроса. Действительно, бывают чудотворные иконы. Но подходить к иконам так прагматично: «А вот эта чудотворная, значит, буду молиться, а вот эта не чудотворная…» — это уже какое-то пресыщение, очень нехорошее и коробящее своей утилитарностью: «Какая польза мне будет от этой иконы, что она мне даст?». Это неправильно.

Действительно, о нашей Казанской иконе из Троицкого собора можно говорить много. Она очень древняя. Когда ее реставрировали в музее Андрея Рублева, то сняли шесть слоев записи, можете себе представить? Наша, саратовская, икона написана вскоре после чудесного обретения иконы в Казани. Казанский образ Божией Матери — как бы благословение новым землям Московского государства, некий символ распространения России в южные земли бывшей Золотой Орды. Она очень почитаема везде: и в Пензе, и в Самаре, и в Саратове, и в Астрахани. Поэтому было создано очень много списков с нее.

Вообще, надо помнить: если по молитвам у иконы происходят какие-то чудеса — их содевает Сама Матерь Божия. Поэтому так резко разделять иконы на чудотворные и «нечудотворные» неправильно.

— Марина задает такой вопрос: «Недавно к нам привозили мощи святителя Луки Крымского, ковчег с мощами святой Матроны Московской. И к ним стояли очереди. Но ведь в Саратове есть иконы с мощами этих святых, и к ним очередей не наблюдается. Как к этому относиться? Зачем организуются принесения мощей? Нет ли в стремлении поклониться именно ″привозным″ мощам некого идолопоклонничества?».

— Идолопоклонничества нет, это совершенно точно. Но есть некие особенности массовой психологии. Действительно, у нас есть в некоторых храмах иконы с частицами мощей и блаженной Матроны, и святителя Луки Крымского. В недавно освященном саратовском храме святителя Спиридона Тримифунтского есть частица его мощей. Многие прихожане знают об этом и молятся перед его иконой, читают акафисты святителю. Однако, когда приносятся ковчеги с мощами, как, например, с десницей святителя Спиридона Тримифунтского осенью 2018 года, людей собирается гораздо больше.

Думаю, это зависит еще и от широкого информирования о событии. А так, конечно, никакой разницы нет.

— Как можно лучше узнать святыни нашей епархии? Собрана ли где-нибудь информация о них?

— Полная информация есть на сайте Саратовской епархии, в разделе «Епархия» / «Святыни». И там написано, где эти святыни находятся, как они появились. А в разделе «Храмы и монастыри» даже указано, на каком транспорте удобно до них доехать.

ВИДЕО

Московские церкви и соборы — TripAdvisor

305 мест, отсортированные по фаворитам путешественника

. By Zestitude

Цвета очаровательны, история завораживает, а расположение на Красной площади восхитительно.

2. Храм Христа Спасителя

Церкви и соборы

Садовое кольцо

By VickySilve97

Этот собор был перестроен еще в 1990 году; Он больше и более «трезвый», чем St Basil, хороший пример ортодоксального байзана …

3. USPENSKY Cathedral

CHURCHS & CATHEDRALS

TAVERSKOY

40004-

39174 40004 317174.4174.

Из 4-х церквей в стенах Кремля Успенский собор самый важный и красивый. Это было…

4. Заступничество монастырь

Церкви и соборы

Центральный (TSAO)

от Globtrotter108

. Чапел с ее Relics — Sweet Sweet. В нем размещены потрясающие значки !!! Но будьте готовы к длинным очередям, чтобы попасть внутрь…

5. Казанский собор

Исторические места • Церкви и соборы

Тверской

By B1714D

Первоначальный Казанский собор, построенный в 17 в. с храмом Богородицы — покровительницы города Казани, разрушенного…

  • 6.6

    Церковь св. Климент

    Церкви и соборы

    Садовое кольцо

    Автор: KoukByzRus

    К сожалению, фото во время богослужений запрещены (однако удалось кое-кого заснять!). Наша группа не осталась на…

    7. Epiphany Cathedral

    Points Inting & Lathmarks • Церкви и соборы

    District Central (TSAO)

    By Gentbroug

    8. Петропавловский собор

    Церкви и соборы

    Садовое кольцо

    Нарадыгина

    Несколько концертов с органом, мультимедийные презентации, песочно-арт анимация. Отлично, очень профессионально!

    9. Church of the Savior Transfiguration

    Churches & Cathedrals

    Novo-Peredelkino

    10. St Andrew’s Anglican Church

    Religious Сайты • Церкви и соборы

    Садовое кольцо

    МосквичВТ

    Андреевская церковь известна москвичам в основном как место, где звучит органная музыка. Здание имеет отличную акустику …

    11. Церковь Вознесения

    Церкви и соборы

    Негатино-Садованики

    By Gentbrougt

    One of the Babrab , главная жемчужина Коломенского, один из первых, если не первый пример…

    12. Церковь Св. Барбары

    Церкви и соборы

    Tverskoy

    от Alexander_kudrin

    это.

    13. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

    Церкви и соборы

    Негатино-Садовники

    Автор Luisguiper

    Говорят, что эта церковь была построена в XVII веке царем Алексеем Михайловичем. The building is really nice with…

    14. Holy Trinity Church in Nikitniki

    Architectural Buildings • Religious Sites

    Garden Ring

    By TatiTripAdv

    As many churches it survived во многих пожарах. Однако в советский период сохранилось не так много церквей. Этот был закрыт…

    15. Храм Святого Симеона Стилит

    Исторические места • Точки интересующих или стоит красиво…

    16. Храм святого мученика Иоанна Воина

    Церкви и соборы

    Садовое кольцо

    0004 By ginsengNewYork

    Участок окружен оградой из красного кирпича с колоннами и коваными секциями….

    17. Подворье Троицкой церкви в Останкино 0390 Патриарха Московского и всея Руси

    Храмы и соборы

    Район Северо-Восточный (СВАО)

    By X5564XMjimh

    Храм расположен напротив Останкинского пруда и ниже по улице Остакинского парка. Архитектура потрясающая…

    18. Собор хода

    Церкви и соборы

    Район Восточный (Vao)

    от Alexander_kudran

    The Domple of The Dompless The Demeless The Domess The Demeless of The Domess The Demeless The DomeEgs The Demeless The DomeEgs The DomeEglants The DomeEglants The DomeEglants The DomeEg.

    19. Храм-музей Святителя Николая

    Церкви и соборы

    Садовое кольцо

    1 By wency0003

    Если вы христианин и интересуетесь историей церкви, вам стоит посетить этот сайт.

    21. Храм Воскресения Христова

    Достопримечательности • Церкви и Соборы

    3 Садовое Кольцо

    0008

22. в Кремле…

23. Храм Всех Святых на Соколе

Церкви и Соборы

Беговой

By gentbrugg

А, как известно, Сталин, допустивший существование церкви, сам был грузином. Но теперь, после недавнего …

24. Церковь обезглавливания Иоанна Крестителя Bohr

Церкви и сот. потрясающе красивая пешеходная улица между Большой Ордынкой и улицей Пятницкого. Эта отреставрированная жемчужина…

25. Успенство собор

Церкви и собор

Район Восточный (Vao)

от Zhaoxiumei

Marvel At Multi-Tier ICONOSTAS. Стены были позолочены, чтобы придать им золотой вид.

26. Церковь Святого мученика Никиты

Церкви и соборы

Центральный район (ЦАО)

27. Собор иконы матери Бога Знака

Церкви и соборы

Tverskoy

от дедушкиной Боголюбово входит в состав монастыря. Внешний вид…

28. Церковь Девяти мучеников Кизиков

Церкви и соборы

Presnensky

29, Св. Николая

Религиозные объекты • Церкви и соборы

Садовое кольцо

Показаны результаты 1-30 из 305

  • jbg74

    Сент-Пол, MN906 публикации

    Удивительно красивый собор

    Удивительно красивый собор. Снаружи гораздо интереснее, чем внутри, поэтому, если у вас мало времени, вы можете просто увидеть его с Красной площади. Проверьте это и ночью.

    Отзыв о: Собор Василия Блаженного

    Написано 17 марта 2023 г.

    Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • Вики Сильве

    Аббадия Лариана, Италия617 публикаций

    Восстановленный, но красивый

    Этот собор был перестроен еще в 1990 году; он больше и «трезвее», чем собор Василия Блаженного, хороший образец православно-византийской архитектуры. Золотой купол бросается в глаза.

    Отзыв о: Храм Христа Спасителя

    Написано 27 сентября 2022 г.

    Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • B1714D

    Белград, Сербия16 212 публикаций

    Самый красивый и важный Кремлевский собор

    Из 4 церквей в стенах Кремля Успенский собор является самым важным и красивым. Он был первым, построенным на этом месте в 15 веке, и с тех пор служил местом коронации русских царей, начиная с Ивана Грозного.
    Элегантный фасад с 5 золотыми куполами скрывает невероятную внутреннюю красоту бесценных фресок, иконостаса и коронационного трона.

    Отзыв о: Успенский собор

    Написано 11 мая 2021 г.

    Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • Globtrotter108

    Beverly Hills, CA152 публикации

    Покровский Монастырь Обязателен к посещению

    Когда я бываю в Москве, я часто посещаю этот милый, мирный оазис посреди шумного города. Здесь можно увидеть красивый собор и увидеть там христианские службы (иногда литургию там проводит Патриарх Руси Кирилл)!!! Но то, что стекается в это место, так это мощи русской святой Матроны Московской, которая и по сей день защищает людей и творит чудеса. Люди приходят просить у нее милости или поблагодарить ее за то, что она для них сделала, и приносят ей цветы! А после поклонения святой все получают взамен цветы, освященные Милосердной святой Матроной! Часовня с Ее мощами самая милая. В нем размещены потрясающие значки !!! Но будьте готовы к длинным очередям, чтобы попасть внутрь, если вы не с маленькими детьми или пожилыми людьми с заболеваниями. Тогда можно обойтись без очередей! На территории есть кафе Трапесная, где монахини готовят и обслуживают паломников. Это очень вкусно и есть выбор для вегетарианцев и веганов. Есть родник со святой водой (бесплатно, бутылочки можно купить рядом). Кроме того, есть фантастический отель за 100 долларов за ночь, если вы хотите насладиться спокойствием в течение нескольких дней. В этом отеле очень хороший ресторан! Очень рекомендую все это!!! Это особенное место!! Многие пары приходят сюда просить детей. Моя невестка тоже пришла. 4 года не могла забеременеть!!! После посещения Матроны она забеременела по возвращении в свой город!!!! Просто так . Святая Матрона, молись о нас! — это главная молитва там. Прекрасное место

    Отзыв о: Покровский монастырь

    Написано 18 февраля 2020 г.

    Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • Такарасина

    1 263 публикации

    Может быть довольно душно внутри

    Особенно летом.
    Были с женой в сентябре, в будний день. Там было довольно пусто — двое-трое прихожан, пара туристов, священников не видно. Небольшое сооружение, что неудивительно — церковь строилась в начале XVII века, когда таких мест в Москве было предостаточно (40 на 40 = 1600, как утверждали в те времена), так зачем строить дворец? Более того, с годами он фактически превратился в место поклонения царской семьи, которая с трудом терпела облепившую себя толпу.
    Я бы сказал, что снаружи храм более привлекателен и уж точно не является самой завораживающей достопримечательностью Красной площади, изобилующей выдающимися архитектурными самородками.
    Сфотографировать, не более.

    Отзыв о: Казанский собор

    Написано 4 октября 2022 г.

    Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • Θανάσης Κ

    Салоники, Греция160 публикаций

    Самый замечательный храм в Москве!

    Хотя я греко-православный христианин, я люблю искусство барокко, и нахождение барочной архитектуры и декора в православной церкви просто завораживает меня! Безусловно, храм Святого Климента, Папы Римского, самый красивый храм Москвы! К сожалению, фотографировать во время богослужений нельзя (однако кое-кого удалось сделать!). В этом храме наша группа долго не задержалась, так как планировала посетить Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. Когда мы его посетили, Русская Православная Церковь праздновала Спасо-Преображение (по старому стилю, в отличие от Элладской Православной Церкви).

    Отзыв о: Church of St. Clement

    Написано 5 сентября 2018 г.

    Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • gentbrugg

    Москва2304 публикации

    Почитаемый и богатый Собор

    Знаменитый, почитаемый и богатый Собор. Достаточно сказать, что в нем был крещен выдающийся русский поэт Пушкин, здесь восседали императоры и совершались погребения многих русских патриархов, в том числе Алексия II, приложившего большие усилия для возрождения Русской Церкви. Я слышал о нем совсем невероятные вещи — что после выхода на пенсию здесь служил дьячком Маленков, Председатель Совета Министров (премьер-министр) страны во времена Сталина!
    Он красив, но холодно красив. Он слишком величественен, и для такого впечатления его создатели использовали довольно частые и стандартные для русской церковной архитектуры приемы и элементы. Еще мне не нравится сочетание бледно-зеленого с золотом его пяти куполов, центральный из которых визуально громоздкий.

    Отзыв о: Богоявленский собор

    Написано 11 июля 2018 г.

    Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • Александр Кудрин

    Самара, Россия9 214 публикаций

    Помимо богослужений, здесь также проходят концерты органной музыки

    Собор, построенный в неоготическом стиле, очень красив.
    Рисует окно-розетку на башне.
    Внутри очень светло и просторно. Хоры освещены.
    Помимо богослужений, здесь также проходят концерты органной музыки. Стоит посетить!

    Отзыв о: Собор Святых Петра и Павла

    Написано 20 июня 2022 г.

    Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • Рон М

    128 публикаций

    Собор, который стоит посетить, находясь в Москве

    Мы шли к собору в прекрасный солнечный день и были поражены, узнав историю строительства, разрушения и недавней реконструкции этой церкви. . Он расположен в красивом парке в 20 минутах от Красной площади, и вы можете совершить экскурсию самостоятельно, без гида — но стоит ли читать об истории последних 100 лет, чтобы понять, что там произошло.

    Отзыв о: Церковь Спаса Преображения

    Написано 19 августа 2018 г.

    Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • gentbrugg

    Москва 2304 публикации

    Исправьте упущение

    Я жил в этом районе долгое время — правда, по другую сторону улицы Горького (ныне улица Тверская). Насколько я помню, я предпочитал гулять в том районе, но всегда выбирал для прогулки не Вознесенский переулок, а Брюсов — то есть обход мэрии не справа, а слева. Там интереснее – есть и Воскресенский собор, и артистический и композиторский дома, и дом Брюса, и приятные зеленые скверики по обеим сторонам. И аллея выходит прямо к консерватории.
    Церковь ничем особенным не запомнилась. В застройке старой Москвы викторианский готический ренессанс выглядит чужеродным элементом. Его посещают в основном иностранцы.
    Недавно мне довелось побывать в этом районе. Я заглянул в церковь и отметил два обстоятельства. Во-первых, церковь нуждается в ремонте. А во-вторых, здесь, оказывается, проходят крайне интересные концерты — в основном органной музыки, даже Вивальди. Кроме того, билеты недорогие.
    Я зря забросил эту церковь. Надеюсь, что в самое ближайшее время исправлю это упущение.

    Отзыв о: St Andrew’s Anglican Church

    Написано 12 августа 2018 г.

    Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • gentbrugg

    Москва2 304 публикации

    Хорошая вещь в маленькой упаковке

    Один из красивейших храмов Москвы, главная жемчужина Коломенского, один из первых, если не первый образец храмовой архитектуры. Церковь хорошо известна, но это ее совершенно не портит. Его строительство было приурочено к рождению отцом Василием III знаменитого русского царя Ивана IV Грозного. Но этот факт не может не сказаться на эстетическом восприятии церкви. Самое интересное в нем, на мой вкус, то, что его итальянскому архитектору удалось органично соединить приемы и элементы ренессанса и готики с чертами русского церковного зодчества. Церковь выглядит не чужеродной, а вполне целостной структурой и уже достаточно «обрусела» по впечатлениям зрителей.
    Но отчасти удивительно, что внутреннее пространство церкви невелико — около 100 квадратных метров. Но русская пословица гласит — мал золотник, да дорогой.

    Отзыв о: Церковь Вознесения Господня

    Написано 11 июля 2018 г.

    Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • Александр Кудрин

    Самара, Россия9 214 публикаций

    Эта красивая церковь находится в самом начале улицы Варварка

    Эта красивая церковь находится в самом начале улицы Варварка, которая и получила свое название.
    Храм пережил французское вторжение в 1812 году, сгорел в пожаре, был закрыт в советское время и чудом уцелел при строительстве гостиницы «Россия».
    Затем ее отреставрировали и заново построили колокольню.
    Стоит посетить!

    Отзыв о: Церковь Святой Варвары

    Написано 20 июня 2022 г.

    Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • Luisguiper

    Богота, Колумбия1016 публикаций

    Красивый, довольно небольшой храм

    Говорят, что эта церковь была построена в XVII веке царем Алексеем Михайловичем. Здание действительно красивое своей архитектурой и луковичными куполами. Интерьер тоже великолепен, красиво украшен картинами на стенах, картинами в золотых рамах, изображениями Казанской дамы и плафоном. Конечно, это только видимость, но, несмотря на личные убеждения, мистическая атмосфера храма действительно интересна. Фотосъемка внутри церкви запрещена.

    Отзыв о: Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

    Написано 16 марта 2019 г.

    Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • TatiTripAdv

    Москва, Россия41 публикация

    Спрятанный клад в центре Москвы

    Уникальная античная церковь построена в 1628-1658 гг. Богатое убранство свидетельствует о стиле русской архитектуры. Внутри можно найти люстры, подаренные царем.
    Как и многие церкви, она пережила множество пожаров. Однако в советский период сохранилось не так много церквей. Этот был закрыт как церковь, но использовался как музей.
    Интересное место для посещения и понимания нашей истории.

    Отзыв о: Церковь Святой Троицы в Никитниках

    Написано 21 мая 2020 г.

    Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • Нка

    Москва, Россия8 публикаций

    Москва

    Это просто маленький храм у дороги. Красиво, хоть я и не заходил. Много Москвы можно увидеть во время прогулки. Так что просто пройдитесь по новой Арбатской улице, и вы увидите, что она красивая или красивая

    Отзыв о: Храм Святого Симеона Столпника

    Написано 24 августа 2019 г.

    Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не ООО Трипадвайзер. Tripadvisor проверяет отзывы.

Часто задаваемые вопросы о Москве


Эти места лучше всего подходят для церквей и соборов в Москве:

  • Святой базилик собор
  • Cathedral of Christ
  • . Святых Петра и Павла

Церкви и соборы: показать еще места в г. Москва на Tripadvisor


0003

  • Uspensky Cathedral
  • Cathedral of Christ the Saviour
  • Kazan Cathedral
  • Intercession Monastery
  • Epiphany Cathedral

See more churches & cathedrals for kids in Moscow on Tripadvisor


These are the best places for пары, ищущие церкви и соборы в Москве:

  • Собор Василия Блаженного
  • Храм Христа Спасителя
  • Собор святых Петра и Павла

церкви и соборы: показать еще места для пар в г. Москва на Tripadvisor


Лучшие места для групп, которые ищут церкви и соборы в г. Москва:

  • Собор Василия Блаженного
  • Успенский собор
  • Спас
  • Собор святых Петра и Павла
  • Богоявленский собор

церкви и соборы: показать еще места для групп в г. Москва на Tripadvisor


These are the best places for budget-friendly churches & cathedrals in Moscow:

  • Saint Basil’s Cathedral
  • Uspensky Cathedral
  • Cathedral of Christ the Saviour
  • Kazan Cathedral
  • Intercession Monastery

See больше недорогих церквей и соборов в Москве на Tripadvisor


Лучшие скрытые жемчужины церквей и соборов в Москве:

  • Собор Святых Петра и Павла
  • Англиканская церковь Святого Андрея
  • Церковь Усекновения главы Иоанна Крестителя Бором

Показать еще скрытые жемчужины церквей и соборов в Москве на Tripadvisor


”: кто и как делает из Церкви врага в условиях эпидемии — Защита веры — новости Православия

Защита веры

05 апреля 2020 17:15

Автор: Константин Шемлюк

Во время пандемии коронавируса многие предпочли обвинить во всех бедах Церковь. Фото: СПЖ

За свою многовековую историю человечество пережило массу проблем – от страшных и разрушительных войн до смертоносных эпидемий и стихийных бедствий, уничтожающих практически все живое. Только за последние 20 лет мы видели много пожаров и наводнений, были свидетелями нескольких войн с огромными жертвами среди мирного населения, беженцев и мигрантов. А сейчас боремся с коронавирусом, последствия которого пока туманны, как и количество жертв.

Естественно, почти во всех случаях человек пытается найти причину своих бед, дать им какое-то обоснование. Любопытно, что очень часто человек обвиняет другого человека или сообщество людей в неудаче. Виновными могут стать практически все без исключения: нации, религии, другие конфессии, простые люди. История знает, как были виноваты евреи, курды, армяне, лютеране, женщины с родимыми пятнами. Но самый тяжелый удар часто наносился христианам…

Виновники всех бед

Причины негативного отношения народа к христианам прекрасно описал Василий Болотов в «Лекциях по истории Древней Церкви».

Ниже мы приводим основные из них.

  1. Формальность так называемой «народной веры» и «народного благочестия»: «У простолюдинов больше всего сохранились остатки прежней веры, даже умножились и возвысились ее, несколько отличавшиеся от суеверия. Теоретические вопросы о том, существует ли Бог и заслуживают ли почитания эти боги, чтимые государством, лежат вне кругозора народа. Только одно было ясно людям: что-то посылало добро и зло, чаще зло; поэтому это что-то приходилось умилостивлять традиционными средствами – выполнением определенных обрядов. Из-за появления христианства, препятствовавшего соблюдению этих обрядов, простому народу стало ясно, что боги поэтому разгневаны и будут наказывать не только христиан, но и всю империю. Таким образом, христианство представляло большую опасность, с которой нужно было бороться «правильными и неправильными методами».
  2. Неопределенность христианства для других, «фанатизм» христиан : «То, что христиане опасны, было несомненно верно и для простолюдинов, во-первых, потому, что они обвинялись в атеизме (акеотах) не в юридическом смысле, а в буквальном , первобытном смысле – в том смысле, что они были неверующими, не признававшими языческих богов.
    Это обвинение проистекает из того, что христиане не почитали богов и не имели языческих капищ».
  3. Непонимание смысла и сущности христианских Таинств и особенно Таинства Евхаристии: «Сообщалось, что христиане питаются какой-то кровью, поэтому закалывают младенцев. Если они говорят о каком-то хлебе, это значит только то, что младенцев обсыпают мукой, чтобы смелее убить их». Таким образом, заключает Болотов, «подозреваемых в таких преступлениях (безбожии, ненависти и разврата — Ред.), христиане были в глазах простого народа ненавистны богам и потому виновны во всех социальных бедствиях. В Африке была даже поговорка: «Если Бог пошлет дождь, то надо нападать на христиан за это» или «Тибр вздымается до городских стен — христиане до львов». Вопрос был в том, можно ли ожидать чего-то хорошего от такой касты? Разве они не должны быть уничтожены?»

    Именно по этой причине христиан обвиняли в поджоге Рима (Нерон сжег его, но позволил горожанам растерзать христиан), засухе, голоде, землетрясениях, наводнениях и других стихийных бедствиях.
    Позже, когда христианство приобрело статус государственной религии, одни христиане винили в своих бедах других. Например, в VII-VIII веках, после ряда сокрушительных военных поражений Византийской империи от арабских завоевателей, Государь Лев III считал г., «что сутью всех бед было растущее иконопочитание, которое можно было отождествить с идолопоклонством в его внешних проявлениях».
    Подобная ситуация повторилась в 811 г. после катастрофического поражения византийской армии от болгар, в котором вновь были обвинены иконопоклонники.
  4. Ну и, наконец, четвертая причина, по которой христиане (и не только они) очень часто страдали, это так называемый «предохранительный клапан»:
    «Иногда «образ врага» создается специально для объединения общества, на сосредоточена всех членов общества, что действует как предохранительный клапан, направляя недовольство и агрессивность масс на внешнего врага».0977

Коронавирус и борьба с Церковью

К сожалению, сегодня, на волне эпидемии коронавируса в Украине, мы можем наблюдать первые намеки на то, что враги и недоброжелатели Церкви могут обвинить православных в распространении болезни. Тем более, что у нас есть все вышеперечисленные причины, указанные Болотовым.

«Народное благочестие» рассматривает Церковь только как структуру, призванную удовлетворять «религиозные нужды». Человек, который приходит в церковь «освятить» кулич на Пасху, окунуться в прорубь на Богоявление и колядовать на Рождество, не нуждается ни в Церкви, ни в Боге. Ему нужно убедиться, что в его «духовной жизни» все хорошо и правильно.

В этом ракурсе он воспринимает православных христиан, чтящих Церковь Христову и искренне верующих в Бога, как фанатиков, не желающих идти на компромисс с «требованиями времени». Вера для такого «благочестивого» человека обязательно «слепа», а сами христиане — «невежественные мракобесы». Таинство Евхаристии, в которое этот человек никогда не верил, теперь выступает для него как источник заражения, средство распространения болезни.

Человеку, доведенному до отчаяния и страха, обычно подсказывают, где именно искать «корень всех зол», т.е. в Церкви. Ну, а если надо спустить пар, церковь можно использовать и как «предохранительный клапан». Вы скажете, что мы преувеличиваем? Нисколько.

«Иногда создается «образ врага», специально ради единства общества, на котором сосредоточено внимание всех членов общества, что действует как предохранительный клапан, направляя недовольство и агрессивность масс на внешний враг.»

Обратите внимание на количество украинских новостей, связанных цепочкой «коронавирус – храм – церковь».

Например, издание «Гордон» пишет, что священнослужитель УГКЦ, который сейчас болен коронавирусом, контактировал с 500 людьми: «Госпитализирован 19 марта и сейчас находится в реанимации Тернопольской городской больницы. Мы насчитали в полиции, что за недельный период он контактировал почти с 500 людьми. Совершил богослужение, отпевание, и сейчас мы ищем этих прикосновенников», — сообщил заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко.

Украинская правда и другие постоянно подчеркивают, что храм посещала пенсионерка из Житомира, которая умерла от коронавируса.

Правда, это новость про УГКЦ и ПЦУ. Но, как известно, «мальчиком для битья» для властей в Украине является только УПЦ, поэтому постепенно «коронавирусный сдвиг» коснулся и нашей Церкви. Издание «Левый берег», а затем и большинство украинских СМИ пишут, что у

«четырех молдаван, посетивших Почаевскую Лавру, развился COVID-19».

Вот рубрика РБК-Украина: «Коронавирус в Украине: УПЦ МП призвали игнорировать карантин».

Врач и популярный блогер Евгений Комаровский обвиняет митрополита Винницкого Варсонофия в организации «антикоронавирусного» крестного хода 8 марта, несмотря на то, что на тот момент в Украине не было ЧС или карантина, и крестный ход не позиционировался как антикоронавирусный -корона вирус. Собственно, об этом сообщил владыка в личном обращении к Комаровскому.

Издание «Депо», восхваляя ПЦУ и УГКЦ за их меры по борьбе с эпидемией и обвиняя УПЦ в несоблюдении карантинных норм, пишет, «единственный церковный деятель, вошедший в резонанс с заявлениями московских священников, бывший предстоятель украинского православия Филарет, который сейчас находится в добровольном расколе. На одном из телеканалов он заявил, что пандемия коронавируса возникла и распространяется через однополые браки. По словам Филарета, пандемия коронавируса на земле призвана очистить планету, «подобно тому, как Бог сжег Содом и Гоморру». По данным издания, «руководители Духовного управления мусульман Украины (впервые в истории из-за вируса были закрыты главные мусульманские святыни Мекки и Медины), еврейских общин Киева, Днепра, протестантской церкви призвали соблюдать карантинные меры и молиться дома. И только Московская Церковь имеет свою позицию. Это неправильно, потому что развитие эпидемии показало, что перед ней равны все – и президенты, и политики, и духовенство».0977

Политики продолжают накалять обстановку. Депутаты Тернопольского облсовета требуют от властей Украины в связи с угрозой коронавируса прекратить богослужения в Почаевской Лавре и объявить чрезвычайное положение, хотя в Лавре нет ни одного больного, а вышеупомянутые женщины из Молдова могла заразиться вирусом в любом другом месте нашей страны.

Если следовать логике депутатов, лучше закрыть Верховную Раду и объявить там чрезвычайное положение.

Словом, нетрудно заметить, что ситуация вокруг УПЦ искусственно и целенаправленно нагнетается. «Образ врага» давно закрепился за канонической Церковью, а эпидемия коронавируса стала лишь предлогом для того, чтобы сделать этот образ еще более ужасным.

Церковь и Ее борьба с коронавирусом

Враги Церкви стремятся закрывать глаза на меры, принимаемые иерархией УПЦ для предотвращения распространения болезни.

Во-первых, УПЦ горячо молится против распространения эпидемии, потому что молитва – наше ключевое оружие.

Но есть и другие действия.

  • Священный Синод УПЦ призвал духовенство сократить количество верующих в храме до десяти человек, а если это невозможно, то совершать богослужения на открытом воздухе.
  • Введена обязательная дезинфекция киотов, икон, крестов, храмовых помещений.
  • Винницкая епархия назначила ответственных за количество прихожан на богослужениях, а Киевская митрополия, архиереи УПЦ проверяют соблюдение карантина в храмах.
  • Духовенство УПЦ договорилось с Нацполицией и Киевским координационным центром о совместной борьбе с распространением вируса.
  • В Запорожской, Одесской, Хмельницкой и других епархиях верующие шьют маски, делают антисептики, собирают средства на борьбу с коронавирусом (как в Ивано-Франковской епархии), снабжают тестами на коронавирус регионы Украины.
  • УПЦ объявила сбор средств в помощь медикам; монастыри УПЦ готовы предоставить жилье для больных, а Блаженнейший Митрополит Онуфрий лично доставил в Черновцы медицинское оборудование.

И все это лишь малая часть того, что сделала и делает Церковь в контексте противостояния эпидемии. Кто-то делает больше, чем УПЦ, кроме государства, конечно? Но враги УПЦ просто закрывают глаза на все эти многочисленные благотворительные акции.

Что делать чадам нашей Церкви в этой ситуации?

Сначала , «И я буду продолжать делать то, что я делаю, чтобы выбить почву из-под ног тех, кто хочет иметь возможность считаться равными с нами в том, чем они хвастаются» (2 Кор. 11-12). Ну не надо как-то щеголять своей верой. Правда, большинство из нас боятся Бога больше, чем коронавируса. Так и должно быть. Но не акцентируйте на этом внимание, когда нет веской причины. Более того, может случиться так, что человек может быть поражен болезнью за свое тщеславие и гордыню.

Соответствующее тематическое исследование можно найти в Житиях отцов. Старец и его ученик бежали от змея. Ученик спросил старца, почему он решил бежать от него, если в Евангелии сказано, что христиане будут брать змей в руки. Старец ответил: «Я убежал не от змеи, а от своего тщеславия». Итак, убежим от суеты и ни в коем случае не хвалимся своей верой.

Во-вторых , необходимо соблюдать карантинные нормы, которые предписаны государством и не противоречить основополагающим принципам нашей веры. Это касается необходимого количества людей в храме (10), дистанции и дезинфицирующих средств.

В-третьих , не надо осуждать тех, кто боится, осуждать тех, кто не может преодолеть свой страх, чтобы прийти в храм или во двор храма для молитвы. Не судите их, потому что мы не только потеряем их как верующих нашей Церкви, но и погубим себя.

Наконец – будем всегда помнить, что источником всех благ для человека является Господь. Все, что происходит с нами, происходит по Его благому Промыслу и с целью спасения нашей бессмертной души. Без воли Божией даже волосы с головы не упадут. Если мы будем иметь это в виду, мы сможем не только победить коронавирус, но и победить нашего самого большого врага – наши собственные грехи.

УПЦ УГКЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий Благотворительность УПЦ Церковь и общество ПЦУ Коронавирус

Если вы заметили ошибку, выделите нужный текст и нажмите Ctrl+Enter или Сообщить об ошибке, чтобы сообщить об этом в редакцию.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *