Как выглядят буддисты: Блог — Томский областной краеведческий музей
Блог — Томский областной краеведческий музей
Будда-младенец
Жизнь индийского царевича Сиддхарты Гаутамы из рода Шакья окутана множеством легенд. Согласно одной из них, едва Сиддхарта появился на свет, он тут же встал на ноги и сделал свои первые семь шагов, а потом показал одной рукой на землю, а другой на небо. Это означало, что буддизм распространится и на земле, и на небесах — во всех мирах, где есть живые существа.
Скульптура «Будда-младенец» попала к нам из Китая, и потому одет младенец именно как китайский ребенок, в передник. Передники для детей обычно шились из ткани красного цвета, который, по представлениям китайцев, защищал от всяких напастей и привлекал будущее богатство. Даже у металлических скульптур пальцы — весьма уязвимое место, они легко ломаются и теряются, пострадали пальцы и у музейного изображения Будды. Кстати, стоит он на стилизованном многолепестковом цветке лотоса. Многие буддийские божества восседают на таких двойных лотосовых тронах из лепестков и листиков цветочной чашечки.
1. Будда-младенец. Сиддхартха Гаутама. Китай. ХVIII в. Медный сплав. ТОКМ 3114/2.
Будда в медитации
Этот образ самый популярный и связан с моментом, когда Шакьямуни, наконец, стал Буддой, «пробужденным», то есть, отказался от всех желаний, которые приносили ему страдания, и вышел из круга перерождений. Буддисты вслед за индусами считали, что люди постоянно перерождаются в мире страданий, и в зависимости от их деяний они могут родиться людьми, животными, демонами или даже богами, но в любом перерождении они обречены на страдания и неудовлетворенность желаний.
В скульптуре или на иконах-танка Будда Шакьямуни касается правой рукой земли. Это не случайный жест. По легенде, перед самым Просветлением к нему явился демон Мара и начал искушать и пугать разными способами.
В другой руке Будда держит чашу для сбора подаяний. Она символизирует так называемый Срединный путь — буддисты не истязают себя суровой аскезой, но искать богатства, власти и мирских благ они тоже не должны. Также буддийские монахи изначально жили на подаяние: и чаша символизирует такой образ жизни. Одет Будда Шакьямуни в индийское монашеское одеяние кашая, мантию по-нашему. Но порой родоначальника учения могут изображать в «украшениях царевича» — двух ожерельях, браслетах на руках и ногах, с серьгами в ушах.
2. Фрагмент танки «Будда Шакьямуни с двумя учениками». Монголия или Китай, XVIII–XIX вв.
Грунтованная ткань, минеральные краски, золото. ТОКМ 3114/181.
Будда с учениками
В искусстве Будду Шакьямуни изображают с разным числом учеников. Иногда их двое, и тогда это ученики Будды и наставники буддистов Маугдальяяна и Шарипутра (изображаются молодым и пожилым соответственно, хотя могут выглядеть и одинаково).
Иногда изображаются 16 любимых учеников Будды, а иногда художники пытаются изобразить целый буддийский собор числом в 500 лиц. В обоих случаях художник должен показать все фигуры разными, и это действительно вызов мастерству.
3. Скульптурная композиция. Будда с учениками. Китай. XVIII в. Медный сплав, позолота, пигменты. ТОКМ 3114/11.
Будда уходит в Нирвану
Нирвана («угасание») — сложное буддийское понятие. Можно сказать, что это состояние, когда над тобой не властна даже смерть — ты сам выбираешь, перерождаться или нет, ты полностью владеешь собой, свободен от всех привязанностей. То есть, в некотором роде стать Буддой и достичь Нирваны это одно и то же.
Момент, когда Будда Шакьямуни ушел в Нирвану, совпадает с моментом его смерти. В искусстве Будда изображается лежащем на правом боку, в «позе льва», на прекрасном ложе, и окружают его бодхисаттвы — «пробужденные существа» в прекрасных одеяниях.
4. Паранирвана Будды. Китай. XIX в. ТОКМ 3114/19.
Памятник Будде
По легенде, Будда Шакьямуни предсказал свою смерть, и восемь царей из восьми стран света попросили оставить им хотя бы по пряди волос Учителя, чтобы буддизм на их земле не угасал. Будда согласился, и в восьми сторонах света были построены особые гробницы, от которых произошли буддийские здания-реликварии — ступы (санскрит), чортены (по-тибетски), субурганы (по-монгольски) и пр. Реликвариями их можно называть, т.к. в них вкладывают разные священные предметы, например, книги или скульптуры. Ступы бывают разных размеров — огромные, как здания, или малые, как памятники. Также буддисты делают скульптуры или иконы с образами таких ступ, которые помещаются в храмовые или домашние алтари. Кроме того, бывают ступы, посвященные 8 периодам жизни Будды Шакьямуни, а бывают посвященные другим буддийским божествам и святым.
На данном металлическом субургане есть маленькое нарисованное изображение медитирующего Будды Шакьямуни. Это значит, что ступа посвящена именно ему.![]()
5. Ступа. Тибет. XVIII в. Медный сплав, позолота, полудрагоценные камни, стекло, пигменты. Литье, чеканка. ТОКМ 3114/270.
Котенко Александра Леонидовна
научный сотрудник научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея
им. М.Б. Шатилова
Позволено ли буддистам идти на войну / Вера и люди / Независимая газета
Тэги: история, традиции, буддизм, спецоперация, частичная мобилизация, сво, россия, вера, общество, религия, политика, будда, тибет, далайлама
У тибетского теократического государства некогда была своя армия. Тибетский воин практикуется в стрельбе. Рисунок Генри Сэвиджа Лэндора.1905
Вопрос об отношении религий к убийству во время военных действий опять стал актуальным. Все знают, что буддизм – учение о любви и мире, где лишение человека жизни является самым тяжким из дурных деяний. Но в буддийском сообществе России, в которое, помимо бурят, калмыков и тувинцев, сейчас входят и десятки тысяч последователей, не связанных с этнически традиционными буддийскими регионами, вопрос о том, допустимо ли брать в руки оружие, однозначно не решен.
Если глава бурятской Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев благословляет своих единоверцев, отправляемых на фронт, словами «Будда с нами!», то глава калмыцких буддистов Тэло Тулку Ринпоче в своем недавнем интервью отмежевался от поддержки военной спецоперации (СВО).
«Не убивай!» – один из пяти обетов
Попытаемся разобраться, всякое ли участие в военных действиях или их поддержка может считаться нарушением духа и буквы буддийских заповедей или имеет основания в самом учении Будды.
Во-первых, отметим, что нельзя оправдать войну ссылкой на то, что это лишь результат прошлых действий, кармы. Сам Будда делал все, чтобы предотвратить войны, и не раз вставал на пути войск, чтобы не допустить кровопролития. Поэтому надо понимать, что хотя карма и считается важным фактором происходящего, но она не всесильна: опираясь на нравственность при принятии решений, мы можем превозмочь кармические тенденции, толкающие нас к дурному, – иначе, без наличия определенной степени свободы воли, все наши усилия были бы тщетны.
Поэтому первооснову учения Будды составляет именно нравственная дисциплина. И первым из пяти обетов буддиста-мирянина является отказ от убиения. Причем не только совершение преступления, но и побуждение других к этому, а также соучастие несут одинаковую кармическую тяжесть. Остальные четыре – не воровать, не лгать, не развратничать, не пить. Для монахов правила еще строже. Эти обеты – незыблемая основа как раннего буддизма, тхеравады, так и буддизма махаяны. В нашей стране уже более четырех столетий существует именно махаяна, в ее тибетской форме.
А в махаяне, помимо этих пяти обетов, на первый план выходит развитие бодхичитты – основанного на любви и сострадании ко всем существам стремления к достижению уровня Будды – чтобы лучше помогать им в этом.
Испытывать любовь и сострадание ко всем существам – значит не делить их на своих и чужих, друзей и врагов. Это основа основ учения Будды, отход от нее – отход от всего учения.
Ведь все существа в нашем мире одинаково не хотят страданий, а в них вовлекают «три яда»: неведение, эгоистические желания и гнев. Вражда, страдания и войны останутся в мире, пока мы не справимся с этими ядами, отравляющими наши души. А чтобы справиться с ними, в первую очередь надо быть нравственным человеком: соблюдать обеты TikTok и прежде всего – не убивать. В учении, сохраненном тхеравадой, нет ни одного текста, допускающего убийство или участие последователей Будды в военных действиях. Поэтому для буддиста традиции тхеравады участие в войне недопустимо.
Однако буддизм допускает свободу мнений, и некоторые подвергают каноническое положение о пацифизме сомнению: «А как правительство должно противостоять реальной угрозе населению? – спрашивал в своей статье 2014 года известный тхеравадинский автор Бхиккху Бодхи.
– Представьте, что мы живем в 1940-х, когда Гитлер рвется к глобальному господству. Можно ли сказать, что верность Дхарме вынуждает нас оставаться пассивными перед лицом безжалостной агрессии? Не кажется ли нам, что в такой ситуации военные действия для остановки агрессора допустимы, и даже обязательны? […] Или что действия полицейского, стреляющего в убийцу, чтобы спасти жизни невинных людей, скорее похвальны, чем предосудительны? С некоторыми колебаниями я бы примкнул именно к такой позиции… [хотя] и признаю, что не могу подтвердить свою точку зрения ссылкой на буддийские тексты».
Эта позиция сближает его с точкой зрения махаяны. В махаяне, выдвигающей на первый план сострадание, меньше внимания уделяется священным текстам и больше самостоятельному мышлению. Поэтому, не приуменьшая важности пяти обетов, в этой традиции допускается совершение убийства в исключительных случаях, когда человек знает, что иначе остановить злодеяние невозможно, и готов сам отправиться в ад за преступление, но спасти других.
Такой случай приводится в Упая-каушалья-сутре, где Будда рассказывает, как он сам, будучи в одной из прошлых жизней капитаном, убил разбойника, планировавшего погубить 500 купцов на корабле. Иначе остановить его было нельзя, и карма от такого злодеяния была бы для убийцы ужасающей. Таким образом, в исключительных случаях убийство из сострадания с точки зрения махаяны допустимо.
«Огонь, питаемый человеческими жизнями»
А войны? Ведь из истории мы знаем, что за 2500 лет существования учения буддийские страны не раз вели войны. Это случалось и в южном, и в северном, и в дальневосточном буддизме. Более того, и в Японии, и в Тибете крупные монастыри имели собственные вооруженные дружины. В Тибете вооруженные монахи крупнейших монастырей иногда могли даже противостоять правительственным войскам. Это выглядит абсурдным: монах, совершивший убийство, в тот же момент автоматически лишается монашеского статуса, даже если об этом никто не узнал и он продолжает носить монашеские одежды.
Размышляя об этом, вспомним тривиальный факт, что везде есть разные люди и монах монаху рознь. Особенно это заметно в традиционных буддийских странах, таких как Тибет или Монголия, где часто одного из мальчиков чуть ли не каждой семьи родители отправляли в монастырь в возрасте 7–10 лет. В результате значительная часть мужского населения таких стран оказывалась в монастырях. Но монастыри тибетского буддизма прежде всего учебные центры, поэтому молодые монахи, не имеющие способностей или интереса к изучению сложной буддийской философии, носили монашеские одежды, а интересы имели главным образом мирские. Из таких людей в Тибете и создавали внутримонастырские дружины-братства. Их членов называли «доб-доб». Они выполняли функции охраны порядка, занимались разными физическими работами. Такие «монахи» – монахи только по одежде.
Сложнее вопрос о том, может ли быть солдатом мирянин. Например, в британской армии служат около 4 тыс. буддистов. Армия США имеет даже специальный буддийский блог, в задачу которого, в частности, входит «признавать и продвигать почетную военную службу как соответствующую праведной жизни, согласно Восьмеричному Пути, и исправлять ложные представления о буддистах-военнослужащих».
Это большой любопытный ресурс, но объяснений того, как военная служба соответствует «праведной жизни, согласно Восьмеричному Пути», я там не нашел, хотя разные участники блога свои мнения на сходные темы высказывают. Например, буддийский капеллан Малашри в посте 2007 года говорит: «Для буддиста, если ты идешь на войну и убиваешь других – это твоя обязанность, а не твое намерение убивать других людей. Если бы человек умер по твоему намерению и ты был во гневе – это для буддиста неправильно. Но когда солдаты идут на войну, у них нет намерения убивать других, и в их душах нет ненависти».
Про гнев и ненависть сказано правильно, но позвольте усомниться в остальной логике: ведь мы уже знаем, что соучастие в убийстве имеет такую же кармическую тяжесть, как и его совершение. Кроме того, каким может быть твое намерение при нажатии спускового крючка, когда в перекрестье прицела ты поймал голову другого человека?
|
В монастырях проводила какое-то время значительная часть мужского населения буддийских стран. Многие из этих молодых людей занимались охраной порядка и были монахами только по одежде. Фото Reuters |
Однако с точки зрения махаяны даже военные действия могут быть допустимы в некоторых случаях. Прямо об этом говорится, правда, только в одной сутре, которая называется Арья-бодхисаттва-гочаропайявишая-викурвана-нирдеша. В 6-й главе этой сутры царь Чандапрадйота спрашивает Сатьявадина, что должен делать праведный царь в случае военного нападения на его царство. Тот отвечает:
«Ваше величество, если удастся организовать переговоры, царь должен применить искусные средства и так предотвратить войну. Если он покажет, что нашел союзников – пригрозив врагу [появлением] новых противников, то сможет прекратить войну этим путем.
Если же предотвратить войну не удается ни с помощью посредников, ни уступками врагу, ни угрозами – он должен будет вступить в войну, ориентируясь на три мысли. Какие три?
Во-первых, царь должен думать о защите народа; во-вторых, он должен думать о победе над врагом; и, в-третьих, он должен думать о защите всех существ. С тремя такими мыслями царь может созвать свое войско… Хотя в ходе битвы воинам противника и могут быть причинены увечья и смерти, правитель благодаря своим искусным средствам совершит меньше недобродетельных действий и необязательно потом испытает воздаяние – поскольку он принимал эти меры c осмотрительностью и состраданием. А поскольку он принимает эти меры для защиты людей, их семей, жен, детей, а не ради себя или своих владений и имущества, он сильно увеличит свои духовные заслуги».
В том же духе выдержано буддийское пророчество о Шамбалинской войне. Там тоже речь идет о победоносной оборонительной войне, которая когда-то произойдет при нападении варваров на мистическую страну Шамбалу.
Текст пророчествует, что варвары, сторонники насилия, постепенно захватят весь мир и, наконец, нападут на Шамбалу, но получат сокрушительный военный отпор.
Однако и в махаяне более предпочтительным считалось в случае опасности для государства обойтись без применения оружия. Так, когда индийский монах Гунаварман посетил Китай в 424 году, император спросил его: «Что я должен делать, если чужие армии соберутся завоевать мою страну? Если мы станем воевать, будет много жертв. Если мы не остановим их – страна будет захвачена. O учитель, скажи мне, что делать?»
Монах ответил: «Просто сохраняй сострадательный ум, не будь враждебным».
Император применил его совет, и, когда собрались уже поднимать знамена и бить в барабаны – враги отступили».
То есть одного лишь правильного настроя тогда оказалось достаточно.
В каноне раннего буддизма на языке пали, как уже говорилось, и вовсе нет текстов, которые можно было бы понять как оправдание даже справедливой войны.
«Однако, – пишет шри-ланкийский автор Махинда Дегале, – в последние времена некоторые националистически настроенные мыслители, как миряне, так и монахи, поддержали ведение оборонительной войны против Тигров освобождения Тамил Илама (LTTE). Как в академических публикациях на Западе, так и в популярной литературе на Востоке стал появляться санскритский термин dharma yuddhaya (праведная война). Но в сингальских публикациях этому термину придавалось два смысла. Духовный смысл относился к внутренней победе над омрачениями, которую Будда одержал, победив Мару. В политическом смысле dharma yuddhaya означала внешнюю борьбу в защиту буддизма. Но до середины ХХ века под этим подразумевалась ненасильственная борьба».
Для последователей тибетского буддизма особенно важна точка зрения на этот вопрос далай-ламы XIV Тензина Гьяцо, который всегда напоминает нам о всеобщей взаимозависимости, в том числе о возросшей зависимости в современном мире стран друг от друга; а понимание этого факта делает само понятие войны анахронизмом.
«Война как способ решения конфликтов устарела!» – говорит далай-лама. О войне он высказывался многократно, критиковал войны США в Ираке и Афганистане, высказывался и о войне в общем, например в «Этике для нового тысячелетия», опубликованной в русском переводе еще в 2001 году:
«Хотя, как это ни парадоксально, целью большинства военных кампаний является мир, на деле война похожа на огонь в человеческом сообществе, огонь, питаемый человеческими жизнями… Мы не можем осознать, что сама природа войны – холодная жестокость и страдание. Печальная правда состоит в том, что мы живем в таких условиях, при которых война воспринимается как нечто волнующее и даже почетное… Мы воспринимаем убийство как нечто ужасное, но война в нашем уме не связывается с преступлением…
Больше всего в наши дни от войны страдают совершенно невинные, и не только семьи тех, кто сражается, но в гораздо большей степени простые граждане, часто вообще не имеющие отношения к конфликту.
..»
Далай-лама – последовательный противник войн, в одном из недавних интервью он сказал, что каждый день молится за установление мира, и добавил: «За всеми войнами и убийствами в истории человечества стоят гнев и ненависть, привычка делить мир на своих и чужих. Корень зла – эгоцентризм, страх и невежество, и главная задача для каждого – работа именно с этими «демонами».
Совершенно иначе звучит пропагандирующая и оправдывающая войну аргументация некоторых буддийских лидеров, связанных с государственной властью своих стран. Так, например, в XIX веке некоторые буддийские идеологи использовали концепцию «справедливой войны» для оправдания японского милитаризма. «После начала русско-японской войны Соён отправился в войска, чтобы, по его словам, убедить японских солдат, что дело их великое и правое… что они сражаются со злом, – рассказывает в своей статье «Евангелие от Будды» и его апостолы» Сергей Куваев, – а на призыв Льва Толстого присоединиться к воззванию о прекращении войны Соён ответил отказом, заявив, что война и убийства необходимы, чтобы приводить несовместимые вещи к гармонии в нашем несовершенном мире».
Другой наставник дзен, Энрё Иноуэ, объяснял, почему «злом», с которым нужно сражаться, является именно Россия: «Поведение бодхисаттвы – стремиться спасти миллионы душ по всему Китаю и Корее из пасти смерти. А это значит, что Россия – не только враг нашей страны, но и враг Будды. Следовательно, убивать русских для того, чтобы спасти своих родственников [народы Дальнего Востока] – это наш долг не только как граждан, но и как буддистов».
В Монголии в начале ХХ века, а также в России и Монголии во времена Гражданской войны в Сибири некоторые идеологи обеих воюющих сторон – и белых, и красных – пытались воодушевить солдат, говоря им, что они воюют за Шамбалу.
Таких примеров демагогии буддийских деятелей, использующих буддийские нравственные принципы в своих целях, немало и в наше время, поскольку воюющие государства, в которых часть населения исповедует буддизм, бывают крайне заинтересованы в пополнении армии и требуют от национальных религиозных лидеров воинствующего «патриотизма».
Поэтому, когда обе воюющие стороны утверждают, что ведут оборонительные войны ради будущего мира, и вдобавок эти утверждения поддерживают и религиозные лидеры обеих сторон, простые и несведущие люди оказываются перед трудным для них выбором: кому верить?
Будда в таких случаях советовал: «Думайте сами!» Например, в Калама-сутте:
«Каламы из Кесамутты сказали Блаженному: «Бывает, почтенный, что какие-то шраманы и брахманы приходят в Кесамутту. Они только свое учение объясняют, о нем нас просвещают, чужие же учения осуждают, презирают, хулят и крылья им подрезают. И другие, почтенный, шраманы и брахманы приходят в Кесамутту; те тоже только свое учение объясняют, о нем нас просвещают, чужие же учения осуждают, презирают, хулят и крылья им подрезают. И вот, почтенный, бывает-таки у нас сомнение и недоумение: «Так кто же из этих почтенных шраманов и брахманов правду говорит, а кто – ложь?»
– «Да, есть тут в чем вам, каламы, усомниться, есть о чем недоумевать… Решайте, каламы, не понаслышке, не по обычаю, не с чужих слов; не потому, что так указано в уложении… не в итоге разнообразных соображений; не потому, что это согласно со взглядами, которые уже сложились у вас; не полагаясь на правдоподобие; не потому, что уважаете такого-то шрамана.
Но, если вы, каламы, сами будете знать: «Это дурные вещи… эти вещи разумными осуждаются, эти вещи, если сполна ввести их в свою жизнь, обернутся вредом и бедою», – тогда вы, каламы, отбросьте их…
…Но, если вы, каламы, сами будете знать: «Это хорошие вещи… эти вещи разумными восхваляются, эти вещи, если сполна ввести их в свою жизнь, обернутся благом и счастьем», – тогда вы, каламы, освойте их и следуйте им». (Калама-Сутта. Перевод с пали Андрея Парибка.)
Итак, подведем некоторые итоги. Буддизм – религия, исходящая из любви и сострадания ко всем существам и, конечно, ко всем без исключения людям, будь они верующие или неверующие, «плохие» или «хорошие». Поэтому, если мы делим общество на «своих» и «врагов» – это признак непонимания основного исходного принципа учения Будды или прямое его нарушение. Соответственно буддизм в целом не приемлет убийства и войн.
Однако применение насильственных действий не отрицается полностью в буддизме, а в махаяне прямо дозволяется убийство – если нет другого способа остановить злодея от совершения преступлений.
Но это не означает оправдания войн, которые в тхераваде отрицаются безоговорочно, а в махаяне допускаются только для защитных действий. Но и при этом махаянист, решившийся воевать из сострадания к беззащитным, не должен забывать, что солдаты противника не враги им, а братья, которые – даже если сейчас они трагически ошиблись в выборе действий – достойны сострадания, а не ненависти.
Что ж, все мы порой ошибаемся. Но учение Будды, как и большинства других религий, дает нам опору в этом зыбком мире, говоря: «Не убивай!»
Буддизм
Буддизм — одна из основных мировых религий. Он возник в Южной Азии примерно в 5 веке до н.э. с Сиддхартхой Гаутамой, и в течение следующих тысячелетий она распространилась по Азии и остальному миру. Буддисты верят, что человеческая жизнь — это цикл страданий и перерождений, но если человек достигает состояния просветления ( нирвана ), можно навсегда выйти из этого цикла. Сиддхартха Гаутама был первым человеком, достигшим этого состояния просветления, и до сих пор известен как Будда.
Буддисты не верят ни в какое божество или бога, хотя существуют сверхъестественные фигуры, которые могут помочь или помешать людям на пути к просветлению.
Родившийся на непальской стороне современной непальско-индийской границы, Сиддхартха Гаутама был принцем примерно в пятом веке до нашей эры. которые, увидев бедных и умирающих людей, поняли, что человеческая жизнь есть страдание. Он отказался от своего богатства и провел время в нищете, медитируя и путешествуя, но в конечном итоге, оставаясь неудовлетворенным, остановился на том, что называлось «Средним путем». Эта идея означала, что ни крайний аскетизм, ни чрезмерное богатство не были путем к просветлению, а, скорее, образ жизни между двумя крайностями. В конце концов, в состоянии глубокой медитации он достиг просветления, или нирваны, под деревом Бодхи (деревом пробуждения). Храм Махабодхи в Бихаре, Индия — место его просветления — теперь является главным местом паломничества буддистов.
Будда учил Четырем Благородным Истинам.
Первая истина называется «Страдание ( дуккха )» и учит, что каждый в жизни так или иначе страдает. Вторая истина: «Происхождение страдания ( самудая )». В нем говорится, что все страдания происходят от желания ( танха). Третья истина — «Прекращение страдания ( ниродха )», и в ней говорится, что можно прекратить страдание и достичь просветления. Четвертая истина: «Путь к прекращению страданий ( magga )» о Срединном пути, то есть о шагах к просветлению.
Буддисты верят в колесо перерождений в разные тела. Это связано с «кармой», которая относится к тому, как хорошие или плохие поступки человека в прошлом или в его прошлых жизнях могут повлиять на него в будущем.
Существуют три основные школы буддизма: Махаяна, Тхеравада и Ваджраяна. Буддизм Махаяны распространен в Китае, Тайване, Японии и Южной Корее. Он подчеркивает образцы для подражания бодхисаттвы (существа, достигшие просветления, но возвращающиеся, чтобы учить людей).
Буддизм тхеравады распространен в Шри-Ланке, Камбодже, Таиланде, Лаосе и Бирме (Мьянме). Он подчеркивает монашеский образ жизни и медитацию как путь к просветлению. Ваджраяна — основная школа буддизма в районе Тибета, а также в Непале, Бутане и Монголии. Она предлагает последователям более быстрый путь к просветлению, чем Махаяна или Тхеравада.
Глава тибетской школы буддизма и традиционный лидер Тибета Далай-лама бежал из контролируемого Китаем Тибета в 1959 в Индию, опасаясь за свою жизнь. Многие тибетские буддисты активно сопротивляются китайскому контролю над регионом. Недавно нынешний Далай-лама, который, как считается, является 14-й реинкарнацией первого Далай-ламы, поднял вопрос о том, выберет ли он реинкарнацию и где.
Буддизм: основные верования | URI
Около 2500 лет назад принц по имени Сиддхартха Гаутама начал сомневаться в своей защищенной и роскошной жизни во дворце. Он вышел из дворца и увидел четыре вида: больного, старика, покойника и монаха. Говорят, что эти зрелища показали ему, что даже принцу не избежать болезней, страданий и смерти.
Вид монаха побудил Сиддхартху оставить жизнь принца и стать странствующим святым, ищущим ответы на такие вопросы, как «Почему люди должны страдать?» «В чем причина страданий?» Сиддарта провел много лет, выполняя множество религиозных практик, таких как молитвы, медитация и пост, пока, наконец, не понял основные истины жизни. Это осознание пришло после многодневного сидения под фиговым деревом в Бодх-Гая, Индия, в глубокой медитации. Он достиг просветления, или нирваны, и получил титул Будды, что означает Просветленный.
Будда открыл Три Универсальные Истины и Четыре Благородные Истины, которым он обучал людей в течение следующих 45 лет.
Три универсальные истины
- Все в жизни непостоянно и постоянно меняется.
- Поскольку нет ничего постоянного, жизнь, основанная на обладании вещами или людьми, не делает вас счастливым.
- Не существует вечной, неизменной души, а «я» — это просто набор изменяющихся характеристик или атрибутов.
Четыре благородные истины
- Человеческая жизнь полна страданий.

- Причина страданий — жадность.
- Страданиям пришел конец.
- Чтобы положить конец страданиям, нужно следовать Срединному Пути.
Затем Будда учил людей не поклоняться ему как богу. Он сказал, что они должны взять на себя ответственность за свою жизнь и действия. Он учил, что Срединный Путь — это путь к нирване. Срединный путь означал не жизнь в роскоши и потворстве своим желаниям, но и не жизнь в слишком большом посте и лишениях. Есть восемь проводников для следования Срединному пути.
Восьмеричный Путь
- Правильное понимание и точка зрения (основанные на Четырех Благородных Истинах).
- Правильные ценности и отношение (скорее сострадание, чем эгоизм).
- Правильная речь (не лги, избегай резкой, оскорбительной речи, избегай сплетен).
- Правильное действие (помогать другим, жить честно, не вредить живым существам, заботиться об окружающей среде).
- Правильная работа (делай что-нибудь полезное, избегай работы, которая вредит другим).

- Правильное усилие (поощряйте хорошие, полезные мысли, препятствуйте нездоровым разрушительным мыслям).
- Правильная внимательность (осознавать, что вы чувствуете, думаете и делаете).
- Правильная медитация (спокойный ум, практика медитации, которая ведет к нирване).
Медитация является важной практикой для большинства буддистов. Буддисты ищут в себе истину и понимание учений Будды. Так они ищут просветления или нирваны. Нирвана — это свобода от ненужных страданий и полная жизнь и присутствие в своей жизни. Это состояние нельзя описать словами — оно выходит за пределы слов.
Медитация означает сосредоточение ума на достижении внутренней тишины, ведущей к состоянию просветления. Медитация принимает разные формы:
- Это может быть спокойное сидение рядом с красивой композицией камней, созерцание красоты.
- Это может быть занятие боевым искусством, таким как карате или айкидо, так как они требуют умственного и физического контроля и сильной концентрации.

- Это может означать сосредоточение внимания на загадке, такой как «Что такое звук хлопка в ладоши?»
- Это может быть созерцание хайку или короткого стихотворения, запечатлевшего момент времени.
- Может быть в комнате для медитаций монастыря.
- Это может включать воспевание.
- Это может включать использование мандалы, чтобы сосредоточить внимание на невидимой точке в центре пересекающихся треугольников.
- Это может включать в себя наблюдение за своим дыханием, когда оно входит и выходит. Это может произойти в любом месте в любое время.
После смерти Будды его учения постепенно записывались по тому, что люди помнили. Трипитака, или Три корзины, представляет собой собрание изречений Будды, его мыслей о них и правил для буддийских монахов. Сначала Трипитака была написана на пальмовых листьях, которые были собраны в корзины.
Сегодня насчитывается более 500 миллионов буддистов. После смерти Будды у некоторых его последователей возникли некоторые разногласия во мнениях, которые в конечном итоге привели к их отделению и формированию отдельных видов буддизма.

Многие из этих молодых людей 

