Как ориентирован православный храм относительно сторон света: Куда ориентированы храмы и почему
Неразгаданная тайна Алёшковской церкви | Я
- 29.06.2017
- Краеведение, Ступинский район
Кирпичную церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Алёшково помещица П.А. Новикова начала строить в 1813 г. и закончила в 1819 г. Пять лет на строительство церкви по тем временам – нормальный срок. Ведь строили на века. Фундаменту давали время на усадку, чтоб он «встал» на своё место. И только потом начинали класть кирпич. Кирпич тоже клали не абы как и не круглый год, как сейчас, а только при устоявшихся положительных температурах воздуха. Да его ещё надо было заготовить – этот кирпич. Накопать местной глины, формовать, обжечь, подвезти на строительную площадку. Работа большая и ответственная. (Это сейчас в Озёрах строят дома из пенопласта и сразу же признают их аварийными).
Жители села Алёшково прекрасно знают о том, что их Успенская церковь построена «не по правилам».
Цитата знающих людей из интернета: «В древности была такая традиция: накануне престольного праздника строители приходили на место будущего храма, разравнивали площадку и ждали рассвет. Как только солнце появлялось над линией горизонта — от этой точки натягивали на колышках шнур — получившаяся таким образом линия становилась центром симметрии будущего храма. Когда сейчас археологи находят фундаменты неизвестного храма, то уже по его расположению относительно сторон света приблизительно определяют посвящение. В отчётах пишут: «храм ориентирован на зимний восток» и т.д. Есть примеры, когда в древних монастырях имелось несколько храмов на одной площади, но ориентированы были все по-разному.»
Сразу отмечу про солнце. «Появлялось» и ВЗОШЛО – совсем разные вещи. Появляется солнце немного ближе к северной оси земли, чем когда полностью всходит над горизонтом. Если натягивать шнур в канун празднования Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), то ось симметрии церкви должна быть развёрнута от востока к северу на 15 градусов всего, а она развёрнута аж на 50 градусов! Поэтому версия, что алтарь церкви ориентировали на восход солнца в престольный праздник данного храма, пока вызывает сомнения.
Честно говоря, попахивает каким-то язычеством. Получается, что православный храм сориентирован на восход Солнца после Купальской ночи! (Т.е. посвящён славянскому празднику Купало!) Звучит заманчиво, но думаю, что при постройке православного храма руководствовались всё же какими-то другими соображениями. Какими? Я пока не знаю.
Фотография Глеба Шахновича. 16.02.2017. Алёшково.
Продолжение — Неразгаданная тайна Алёшковской церкви. Часть 2.
Метки: Алёшково, загадки, церкви
Поделитесь в соцсетях:Разработка урока по теме «Храмовый синтез искусств», 9 класс, «Искусство» | План-конспект урока по МХК (9 класс) на тему:
Искусство, 9 класс, 1 четверть.
Храмовый синтез искусств, часть 2.
Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? Формула архитектуры по Витрувию – прочность, польза, красота. Прочность – арка, свод, купол.
Слайд 1 Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.
Слайд 2 Сегодня рассмотрим храмы основных конфессий – православный храм, католический собор, мусульманская мечеть и буддийский храм.
Храм — есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.
Слайд 3 Устройство православного храма.
Православный храм родом из Византии.
По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы – землю.
Храм всегда ставили алтарем на восток — навстречу солнцу — не случайно: Бог ассоциируется со светом.
Слайд 4 Всякий храм венчает купол с крестом.
Купол символизирует собой небо, поэтому его нередко окрашивали в синий цвет и покрывали изображением звезд.
Количеству куполов придавалось символическое значение. Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал в Христе, три – как три ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух), пять – как Христос и четыре евангелиста, тринадцать – как Христос и двенадцать апостолов.
Купол опирается на цилиндрический барабан, прорезанный окнами. Барабаны с куполами и своды поддерживаются арками на мощных столпах. Снаружи стены завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания сводов. Это название произошло от древнего слова «комара», что значит свод.
Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды, в которых размещается алтарь. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам — полуцилиндрическим выступам, в которых размещается алтарь. Их количество (одна, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма. Купола с крестами и апсиды, пожалуй, самые характерные детали храма, отличающие его от любой другой постройки.
Художественно оформленный вход в храм называется портал, а открытое крыльцо перед ним – паперть.
Иногда храмы обносили открытыми или закрытыми галереями, которые на Руси называли гульбищами – от слова «гулять». Нередко к храму пристраивались приделы – небольшие храмики, имеющие собственный алтарь с престолом и главку с крестом. Наличие в церкви одного и более приделов позволяло совершать в течение дня несколько богослужений.
Слайд 5 Интерьер храма. Заглянем внутрь храма. С западной стороны к нему пристроен притвор, отделенный глухой стеной с дверью. В притворе во время богослужения находились те, кому за грехи запрещался вход в храм, а также те, кто только еще готовился принять крещение.
Из притвора дверь ведет в среднюю, самую просторную часть храма, где во время богослужения располагались верующие. Здесь над западным входом нередко устраивали хоры – подобие балкона. Там, отдельно от рядовых прихожан, молился князь со своей семьей и приближенными.
В восточной части храма располагается святилище – алтарь. Он отделен преградой, уставленной иконами – иконостасом. В глубине алтаря находится главная принадлежность храма – престол, который представляет собой каменный стол, символизирующий «гроб Господень». В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть — для божественной сверхреальности.
В южной части алтаря имеется особое помещение – диаконник. В нем перед началом службы священник и его помощник, диакон, облачаются в священные одежды – ризы. Здесь же ризы обычно и хранятся, отсюда второе название диаконника – ризница.
В северной части алтаря есть еще одно помещение – жертвенник, по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время главного православного богослужения – литургии – на нем готовят для причащения святые дары – хлеб и вино.
Слайд 6
Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона.
Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России.
Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количества лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы.
Слайд 7 Белокаменная резьба
Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла).
Слайд 8 Католический храм. Католические храмы, безусловно, бывают очень разные. В основу планировки большинства из них положена идея римской базилики. К XII в. эта планировка усложнилась и приобрела следующую структуру.
Храм всегда ориентировался по сторонам света.
На запад всегда ориентировался портал (вход). Перед порталом находился двор, иногда огороженный галереями.
Слайд 9 Рассмотрим католический собор эпохи готики.
Готический собор при всем богатстве составляющих его элементов поражает необычайным единством как архитектурного плана, так и всей системы декора (экстерьера и интерьера). Более того, это единство характеризует готический стиль в целом.
Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.
Слайд 10 Мы не почти увидим в католическом храме икон, но порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей (химерами).
Первостепенное значение придавалось декору главного — западного — портала собора. Для него была выработана специальная иконография, цель которой — представить христианскую концепцию мира.
Ярчайшим примером служит западный портал Амьенского собора с его знаменитым “Благословляющим Христом” на колонне простенка, воспетым множеством поколений как “Прекрасный Бог” (Le Beau Dieu).
Слайд 11-12 Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.
В разработке сюжетов витражей, как и в детальной проработке иконографии порталов и всего скульптурного декора, нет ничего случайного. Продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. И здесь мы наблюдаем ту же всеохватность, о которой уже говорили в связи с концепцией готического собора в целом.
Это место называлось а`трием (или на`ртексом).
От нартекса к порталу вела паперть — возвышенное место. В на`ртексе и на паперти обычно находились отлученные от церкви, и оглашенные, т.е. готовящиеся к обряду крещения (им не разрешалось входить в храм во время службы. Главный портал и боковые порталы вели в главный и боковые не`фы храма.
В основе плана католического храма средневековья лежал латинский вытянутый крест. Вытянутая часть храма призвана, не только вместить большое количество верующих, но и быть символом длинного пути, по которому должен пройти человек в своем совершенствовании. Недаром на боковых стенах часто помещали сцены так называемого Крестного пути — изображение страданий Христа.
Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Основной неф пересекался поперечным нефом идущим с юга на север.. Пересечение главного и поперечного нефа носит название средокрестия. Обычно это место обозначается шпилем или куполом (подобно куполу в православных храмах). За средокрестием обычно находится хор — место для присутствующего при богослужении духовенства. Эта часть символизирует образ рая.
Главными смысловыми элементами храма и самыми священными его местами являются, находящиеся в присветерии, — алтарь и дарохранительница — таберна`кула (от лат. Taberna`culum — шатер) т.е. Святая Святых, где находился Ковчег Завета во время похода из Египта. Алтарь соответствует престолу православного храма. Это накрытый покрывалом стол, на котором стоит богослужебная утварь, и лежат богослужебные книги. Он всегда открыт и таинства причащения видят все верующие. У алтаря совершаются основные священнодействия.
Важным элементом больших католических храмов всегда была кафедра, с которой священник произносил проповедь. Если в храме вел постоянно службу епископ, храм назывался кафедральным собором (собор — церковь, в которой находится кафедра епископа — главы церкви на определенной территории — «епархии»).
В каждом католическом храме обязательно отводится место для исповеди, которое называется исповедальней или конфессиона`лом.
Под хорами, ниже уровня пола находится кри`пта («тайное место»), склеп, где находится захоронение святого, которому посвящен храм.
Католицизм и православие — Основные расхождения в догматике
- Православие не принимает латинскую формулировку Никео-Константинопольского Символа Веры с филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (Filioque).
- Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.
- В католицизме, в отличие от православия, существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а также Её телесном вознесении.
- В католицизме, в отличие от православия, существует догматическое понятие о чистилище, а также учение о сверхдолжных заслугах святых.
+ обрядовые различия,
Слайд 13 Мечеть — не храм, где во время богослужения свершаются таинства, а место для коллективной молитвы, указывающее верующим киблу, то есть направление на Каабу — главную святыню мусульманского мира, кубическое строение во внутреннем дворе Запретной Мечети в Мекке, где хранится «Черный камень».
Внутри мечети, если молитвы нет, можно ходить где угодно и мужчинам, и женщинам, и детям: никаких «священных мест» и «заповедных зон» нет.
Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета).
Слайд 14 Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал.
Слайд 15 Часть мечети, которая направлена к священной для мусульман Мекке, имеет в конструкции михраб (пустое углубление). Справа от которой находится минбар (специальная кафедра, с которой проповедник, имам, на пятничной молитве верующим читает молитву).
Мече́ть (араб. مسجد [ˈmæsdʒɪd] — «место поклонения») — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение.
Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.
Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между:
- квартальная мечеть — мечеть ежедневной пятикратной молитвы;
- соборная джума-мечеть — мечеть для коллективной пятничной молитвы, совершаемой всей общиной;
- кабире — центральная столичная мечеть;
- мусалла (перс. намазгох)— общегородская мечеть, в виде открытой площади (для богослужений в праздники Курбан-байрам или Ураза-байрам).
Слайд 16 Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте. Огромный купол, парящий над мечетью, так же как и архитектурные «сталактиты» — ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную красоту, а минарет — божественное величие. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.
Минареты украшены поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, ажурными решетками и балконами, орнаментами и надписями. Завершается минарет куполом или шатром. Стены толстые, но их тяжесть не видна. Почему? Эффект от керамической мозаики, росписей, резьбы. Все это, подобно цветистому ковру, покрывает здания, заставляя забыть о массивности конструкций. Тяжесть стен, которая не чувствуется за облицовкой, лазурными узорчатыми изразцами.
Все в простой форме, но поверхность сплошь покрыта сложным орнаментом. Листья, цветы, ромбы, звезды, надписи. Эти узоры переплетаются. От них трудно оторвать взгляд. Стены облицованы – изразцами – керамическими плитками, покрытыми мозаикой.
В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама — декоративный, орнаментальный.
Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. Именно орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из надежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.
Слайд 17
Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода.
Особенное значение имеет в храмовых ансамблях буддийской культуры пагода. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды. Пагода — предназначена для хранения останков земного тела Будды Шакьямуни. Почти в каждом храме есть предание, как эти останки попали в Японию: перенеслись на острова чудесным путем или же их прислали в дар правители материковых держав. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или по центральным столбом, или на его верхушке
Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета.
Слайд 18 Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, которые удерживаются на расстоянии от храмов.
Слайд 19 Таким образом, буддийский храм представляет собой не отдельное здание, а целую систему специальных культовых сооружений, тем самым напоминая по своему строению старинные русские монастыри. Их строение зависело от их назначения: они могли входить в комплекс учебных зданий – например, в состав школы.
Слайд 20 Имело значение и место постройки – буддийские храмы всегда очень гармонично вписаны в природный ландшафт, зачастую рядом с водопадами и реками.
Слайд 21 В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.
Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого»[1]; кит. 佛教 fójiào) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни[2].
Быть буддистом означает «искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» — у Будды, его учения и общины. Обычно буддийский храм устроен так, что все «Три Сокровища» собраны и наглядно представлены в одном месте. Это место должно быть защищено от внешнего мира, от посторонних зрелищ, звуков, запахов и прочих влияний. Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота.
В русских переводах японских текстов и в работах исследователей часто можно встретить словосочетание «буддийский монастырь». Важно иметь в виду, что «храм» и «монастырь» в этом случае — одно и то же. В любом храме живут монахи.
Скульптурные, рисованные или вышитые изображения будды помещают в «золотом зале», кондо:. Это может быть и Будда Шакьямуни, и другие будды: вселенский Махавайрочана, сострадательный Амитабха и др. Здесь же могут находиться изображения бодхисаттв и других почитаемых существ.
Учение пребывает в храме в виде текстов буддийского канона. Они не просто хранятся в виде свитков книг или в памяти у знатоков, но постоянно воспроизводятся путем чтения и толкования в «зале для чтений». Общину составляют монахи, их ученики, а также миряне, на время поселившиеся в жилых помещениях храма. Как правило эти помещения обустроены в галереях.
Тест
- Б – 1 балл
- Б – 1 балл
- 2 балла если свод и купол, 2 если что-то одно.
- А. – 1 балл
- А – 1 балл
- А — 1 балл
- Б – 1 балл
- Б – 1 балл
9 баллов – максимум.
Почему православные храмы обращены лицом на восток » Православная церковь св. Иоанна Богослова
Во время любого богослужения в православной церкви все (включая священника) обращены лицом на восток. Хотя на первый взгляд это может показаться грубым, когда священник отворачивается от нас, на самом деле за этой традицией стоит довольно много смысла. В этом посте мы объясним, почему православные молятся лицом на восток, когда это возможно, и откуда мы взяли эту традицию из .
Приблизительное время чтения: 4 минуты
Почему мы
все лицом на востокВ православном богослужении люди молятся вместе со священником. Он подобен капитану корабля, смотрящему в сторону океана и ведущему свою команду в предстоящем путешествии. Точно так же священник смотрит на восток, ведя остальных людей в молитве. Он не игнорирует их; он служит за них жертву хвалы и готовит Евхаристию.
О, Иерусалим, оглянись на восток и увидь радость, которая приходит к тебе от Бога
Варух 4:36
В роли священнослужителя священник стоит перед алтарем лицом к Богу. Единственный раз, когда он стоит лицом к народу, это либо во время чтения Евангелия, проповеди, либо во время благословения народа. Это похоже на еврейский образец поклонения и проповеди. Православные христиане, как и евреи, считают грубым разговаривать с кем-то спиной к ним. Точно так же мы считаем грубым не смотреть в лицо Богу, когда разговариваем с Ним и поклоняемся Ему.
«Восток», с литургической точки зрения, находится в направлении алтаря, независимо от того, обращен он к истинному Востоку или нет. В традиционной церкви, построенной с нуля, алтарь всегда обращен лицом к истинному Востоку. Однако в нашем современном мире многие здания модифицированы для использования в богослужении, и иногда алтарь не может быть обращен лицом к истинному Востоку. Итак, даже если жертвенник буквально обращено в другом направлении из-за ограничения или необходимости, литургически оно по-прежнему обращено на Восток и обращено к Богу.
Но почему «
Восток «?Лицом к востоку — древняя Традиция в Православии по нескольким причинам. Первое , и, возможно, самое главное, мы верим, что наш Господь победоносно вернется с Востока (Матфея 24:27; Деяния 1:11). Второе , мы признаем Христа Солнцем Праведности (Малахия 4:2), светом, просвещающим всех людей.
Кроме того, мы видим множество других упоминаний о Востоке в Писании. Ниже приводится неполный список:
- Звезда Христа воссияла на Востоке (Матфея 2:2)
- Иезекииль видел «славу Господню», когда смотрел на восток (Иезекииль 43:4)
- Евреи также поклонялись лицом на восток (Иезекииль 46:12)
- Колено Иуды, из которого вышел Христос, разбило стан на востоке (Числа 2:3)
- Крышка милосердия в скинии откровения обращена лицом на восток (Левит 16:14)
- В храме Соломона Ворота Господни располагались на востоке
Откуда эта традиция?
Из многочисленных упоминаний Востока в Ветхом Завете мы можем легко понять, откуда пришла традиция смотреть на Восток: из иудаизма. Писание ясно определяет характер поклонения израильтян, и несколько раз упоминалась ориентация на Восток (см. выше). Эта восточная ориентация отличала израильтян от всех других языческих религий, обращенных в иные направления. Многие отцы ранней христианской церкви также обращаются лицом к востоку во время молитвы и богослужения. ( Св. Иоанн Дамаскин, пожалуй, самый известный Отец, объяснявший эту часть нашего Священного Предания. ) По сути, это показывает, что обращение на восток было неотъемлемой частью христианского богослужения с самого начала существования Церкви, что-то, что она унаследовала от иудейского богослужения.
Заключение
Таким образом, православные храмы обращены на восток в ожидании Второго пришествия Христа, напоминая нам о нашем истинном доме в раю Эдема с Богом. Поэтому не только наши церкви должны быть обращены на восток, когда это возможно, но и наши личные молитвенные уголки в наших домах. Когда это возможно, мы должны смотреть в лицо Богу, поклоняясь Ему, с нетерпением ожидая Его триумфального возвращения.
Подробнее: 8 вещей, которые можно ожидать от православной церкви
Что такое восточное православие? | Христианская история
Восточная православная вера находится в центре многих празднований тысячелетия, но для многих наших читателей, особенно западных протестантов, она может быть загадочной, неизвестной величиной. В этой статье представлено введение украинского православного адепта в его веру, включая особенности богослужения и богословия.
Для большинства протестантов западного полушария Восточная православная церковь, несмотря на столько разрекламированных средствами массовой информации празднований тысячелетия, вращающихся вокруг нее, по-прежнему остается таинственной неизвестностью, явлением, почти совершенно не связанным с их опытом. Итак, давайте совершим небольшое сравнительно-сопоставительное путешествие в самую старую непрерывную христианскую традицию в мире.
Прежде всего мы можем различить, по крайней мере, одно основное различие между восточным христианством и большей частью западного христианства — их различное использование слова ортодоксия . В то время как для западной церкви это слово стало почти исключительно ассоциироваться с правильным учением , для восточной церкви ортодоксия включает в себя правильное учение, но неразрывно укоренено в правильном богослужении и неизменно вырастает из него. Таким образом, чтобы правильно сориентировать наше путешествие, мы будем часто ссылаться на основной ориентир православного богослужения.
Бог, которому мы поклоняемся
Православные, как и большинство католиков и протестантов, поклоняются триединому Богу Писаний. Православные молитвы возносятся Богу Отцу, Иисусу, Богу Сыну и Святому Духу. Во время богослужений частое крестное знамение членов Церкви «во имя Отца, Сына и Святого Духа» является постоянным напоминанием о Троице.
Православные считают учение о Троице настолько важным, что каждый год в январе, когда православные священники посещают дома всех прихожан, чтобы освящать жилища и живущих в них святой водой, священники поют эту песнь в краткой форме. сервис в каждый дом:
«Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, явилось поклонение Троице. Ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя Сыном возлюбленным, и Дух в образе голубя подтверждал Его слово как верное и твердое».
У православных есть общие богослужения, как у католиков и протестантов. Церковные здания, где православные собираются на эти собрания, имеют три основные части: 1) вход; 2) основная открытая площадка, где собираются верующие; и 3) жертвенник, откуда священник ведет богослужение. Оглядевшись в здании православной церкви, протестант может быть поражен несколькими чертами, отличающими его от обычного протестантского храма.
Иконы
Одним из наиболее очевидных отличий является повсеместное присутствие икон или религиозных «изображений». Многие протестанты могут сначала возразить, что присутствие этих «образов» несовместимо с ветхозаветными предостережениями против идолопоклонства. Но православные, которые изготовляют и выставляют эти иконы, не считают их идолами — на самом деле они всем сердцем согласны с протестантами в том, что идолопоклонству нет места в христианстве.
Православные не верят, что иконы хоть как-то заменяют Бога. Скорее, они верят, что вызывающий воспоминания стиль икон и предписанное содержание лучше помогают верующим двигаться к невидимому, триединому Богу, который один достоин поклонения.
Иконы никогда не пишутся (на самом деле, пишется — термин, который православные предпочитают использовать для описания создания икон) с намерением сделать их реалистичными изображениями реальных людей; они всегда окрашены стилистически, в соответствии с давними традиционными принципами, и всегда с намерением привлечь внимание верующего к духовным реалиям над иконами. Православные называют иконы «окнами в небо».
Но православные не защищают иконы как еще один хороший способ указать нам на Бога; они на самом деле видят в них лучший способ указать нам на Бога и выразить поклонение Богу, чем более строго абстрактные стили выражения, используемые в протестантизме. Они говорят, что смирение, любовь и мужество — бессмысленные слова, если только эти добродетели не воплощены в жизни отдельных людей.
И хотя они, безусловно, признают мир падшим, они также утверждают, что творение было благом и любимо Богом, что его падшесть не означает, что для него нет места в богослужении, что на самом деле оно может быть преображено и преобразовано в средство прославления Бога. Как давным-давно написал один святой:
«Через небо и землю, сквозь дерево и камень, через все творение видимое и невидимое я возношу почтение Творцу, Владыке и Творцу всего сущего. Ибо творение не чтит Творца непосредственно и само собою, но через меня небеса возвещают славу Божию, через меня луна поклоняется Богу, через меня звезды славят Его, через меня воды и дождевые дожди, росу и все творение, поклонитесь Богу и воздайте Ему славу».
Таким образом, Православие видит каждого верующего наделенным задачей прославления Бога и считает, что это должно совершаться в согласии со всем творением, включая иконы.
Иконостас и мистерия
Присмотревшись к зданию православного храма, протестант может быть поражен украшенной перегородкой, полностью отделяющей (кроме трех дверей в ней) алтарь от помещения, предназначенного для мирян. Этот экран, называемый иконостасом, часто имеет высоту в несколько ярусов и сплошь покрыт иконами. Иконостас символизирует второй фундаментальный акцент православного богослужения — тайну, лежащую в основе нашего поклонения Богу.
Однако некоторые посторонние могут предположить, что иконостас был предназначен для того, чтобы подчеркнуть различия между духовенством — теми, кому разрешено стоять за иконостасом, — и мирянами, которым запрещено. Но на самом деле подчеркивание таких различий совершенно противоречит духу Православия.
Суть иконостаса в том, что Бог не может быть эффективно окружен догматами и определениями. Бог выходит за пределы того, что люди могут знать, не говоря уже о том, чтобы определить и сформулировать. Итак, по ту сторону иконостаса — тайна неизреченного Бога, Бога, превосходящего все наши представления.
Точно так же хлеб и вино, которые преобразились в Тело и Кровь Христа, называются тайнами, вещами, находящимися за пределами человеческих возможностей полного определения или понимания. Самая подходящая реакция перед лицом таких таинств — поклонение.
Иконостас служит не только для того, чтобы подчеркнуть тайну Божию, но и как средство обучения и вдохновения для медитации. В каждом иконостасе есть большие иконы Христа и Марии, а также нескольких апостолов и других святых. Другие иконы на иконостасе изображают различные эпизоды из жизни Христа, часто включая Его рождение, Его крещение, Его страдания и Его воскресение.
Эти значки теперь служат дидактической цели — и служат на протяжении сотен лет — напоминая участникам о некоторых важных событиях, о которых говорится в Писании. Это было особенно актуально, когда многие верующие были неграмотными.
Облачение и Литургия
В самом начале службы священник выходит возносить ладан вокруг и над верующими, и здесь мы снова замечаем точки расхождения между православием и протестантизмом. Во время драмы Литургии (главной воскресной службы) православные священники одеваются в облачения, напоминающие царские, чтобы обозначить царственное присутствие Господа Иисуса Христа на собрании верующей общины. Это особенно подчеркивается, когда священники стоят лицом к молящимся.
Однако большую часть времени священник стоит лицом к алтарю вместе с остальными верующими. Кадение представляет собой невидимое присутствие Святого Духа, Который направляет наши молитвы и освящает нас, ведя нас к истине. Намерение православных состоит в том, чтобы все эти различные элементы богослужения помогали членам участвовать в богослужении всей своей личностью, а не только интеллектуально. Православные верят, что красота — выражается ли она в красках и фасонах икон, в красивых облачениях священников или в благоухании благовоний — призывает к молитве все составные части человека.
Давайте теперь кратко рассмотрим сами молитвы. Во-первых, можно заметить, что тексты богослужения содержат синопсис жизни Христа: от рождения, через смерть, до воскресения и далее. Одной из важнейших особенностей главного воскресного богослужения является его христоцентричность. Через символические действия вспоминаются все главные события жизни Христа.
Литургия также перемежается ектениями, которые поются попеременно с вероучительными гимнами. Ектении представляют собой сочетание двух элементов: 1) диалога священника и клироса, в котором они поднимают перед Богом наши земные заботы; и 2) прихожане поют главные припевы «Господи, помилуй» и «Дай, Господи». Гимны охватывают различные доктринальные учения и всегда включают что-то о воскресении Христа.
Это важно, потому что одна из главных целей каждой Литургии – дать возможность каждому верующему испытать на себе силу и радость воскресения Господа. Следует отметить, что некоторые из гимнов также воздают честь Марии и некоторым святым, и именно к этому различию между православными и протестантами мы сейчас и обратимся.
Место Марии и святых
Православные включают в свои молитвы Марию и усопших святых, главным образом потому, что мы, как и многие другие христиане, верим, что слава Божия есть человечество, искупленное и соединенное с Богом, а не человечество, презираемое и забитый. Бог не навязывает чьей-либо воли, но терпеливо ждет нас. Таким образом, у Марии была возможность отказать Богу — сказать: «Не по Твоей воле, Боже, но по Моей».
Ни один православный христианин не станет оспаривать идею о том, что Христос и только Христос является нашим Спасителем. Но нет никаких сомнений в том, что Он включил сотрудничество Марии в процесс спасения, точно так же, как Бог не спасет человека, если этот человек не желает быть спасенным.
Когда православные воспевают Марию как дверь спасения, мы подчеркиваем тот факт, что мужество и любовь Марии являются жизненно важными компонентами процесса нашего спасения. В связи с этим и в отличие от религиозной живописи римо-католицизма православные иконы никогда не изображают Марию одну, но всегда со Христом, подчеркивая ее подчинение Ему, но не отрицая того, что она — Его мать.
Что касается почивших святых, то и здесь у православных есть основания для причисления их к служению, по крайней мере для них, богословски убедительные и глубокие. Православие придерживается положения о том, что со времени пришествия Христа разрушена преграда между временем и вечностью, между живыми и мертвыми.
Существует таинственное единство, именуемое православными «обществом святых», которое существует благодаря любви, которую все верующие должны проявлять друг к другу. И так же, как мы проявляем эту любовь, молясь и прося молитв за живых людей, мы можем продолжать делать это и с умершими.
Писание и Предание
Эта идея общности, вечной взаимозависимости также проявляется в важном православном понятии Священного Предания. Тем не менее, из-за того, насколько важна эта концепция для восточных православных, их иногда обвиняют в том, что они недостаточно библейские — в использовании традиции для вытеснения библейского учения. Однако эта идея полностью противоречит православному учению, которое высоко ценит Библию и видит в ней книгу христианского мира.
Для православных предание не замена Библии, а необходимое дополнение к ней. Сама Библия нуждается в толковании, и это толкование происходит через действие Святого Духа, действующего через всю верующую общину.
Такая интерпретация никогда не осуществляется индивидуально, потому что это открыло бы дверь для индивидуального заблуждения, раздробленности и раздора — поскольку падшесть мира вторгается через эгоцентризм, который тайком таится в каждом из нас. Церковь предостерегает от этого, обращаясь к верующей общине в целом, как выражающей себя, в частности, через семь Вселенских Соборов (последний из которых был проведен в 787 г.), для правильного толкования.
Другими словами, существует хранилище общепринятой мудрости и учения, Священное Предание, в котором рассматриваются вопросы и проблемы, которые не могут быть прямо и открыто рассмотрены в Библии. Конечно, это учение никогда не может противоречить Священному Писанию. Благодаря этому вниманию к Священному Преданию Православие в значительной степени избежало раздробленности, от которой страдает протестантизм, и в то же время избежало самодержавного произвола Римско-католической церкви. В Православии ни один человек (кроме Христа) не имеет абсолютной и непогрешимой власти. Эта власть принадлежит верующей общине; это сердце концепции Священного Предания.
Загробная жизнь и искупление
Что касается судьбы людей в загробной жизни, то Православная Церковь не считает никого, даже Иуду Искариота, уже осужденным. Судить кого-то — не наша задача — это прерогатива Бога. Поэтому мы не говорим, что какие-то умершие уже прокляты, и не предполагаем, что какие-либо умершие верующие — независимо от того, насколько нравственно их поведение в жизни — не нуждаются в дальнейшем очищении или очищении. Православная Церковь видит тех, кто уже испытал физическую смерть, как находящихся в состоянии ожидания своей будущей участи, то ли блаженства, то ли страдания. Православные, в соответствии с нашими оговорками по поводу чрезмерных определений, не постулируют существование чистилища в духе Римско-католической церкви. С Богом нельзя торговаться, чтобы уменьшить страдания тех, кто в момент смерти оказывается в ловушке греховного состояния.
Вместо этого Православие поощряет стремление живых людей очиститься, чтобы они были более угодны Богу.В конечном счете, православные считают, что окончательная судьба каждого человека будет однозначно решена только на последнем суде, который произойдет после Второго пришествия Христа.
Рассмотрение очищения приводит нас к двум связанным учениям — первородному греху и искуплению. Православные со своими протестантскими и католическими братьями и сестрами утверждают, что этот мир падший, и поэтому мы рождаемся в среде, где нам легче делать зло, чем добро. Несмотря на нашу солидарность с остальным человечеством, мы запутались в паутине обмана, ненависти и греха. И благодаря нашему личному вкладу это состояние падения продолжается. Первородный грех указывает на нашу солидарность с остальным человечеством и, строго говоря, не подразумевает вины. Скорее, это указывает на наше участие. Воплощение, Иисус, является высшим ответом Бога на вопрос о личном и первородном грехе. Потому что через Христа мы восстановлены в общении с Богом.