История янтарной комнаты: Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны

Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

09:00 29.04.2010

https://ria.ru/20100429/227384217.html

Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны

Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны — РИА Новости, 27.04.2010

Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны

29 апреля 2010 года исполняетсят 10 лет с того дня, когда Германия передала России фрагменты подлинной Янтарной комнаты. Янтарная комната на протяжении почти… РИА Новости, 29.04.2010

2010-04-29T09:00

2010-04-29T09:00

2010-04-27T17:24

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/227384217.jpg?1976251481272374649

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2010

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки

Справки

29 апреля 2010 года исполняетсят 10 лет с того дня, когда Германия передала России фрагменты подлинной Янтарной комнаты.

Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.

История создания Янтарной комнаты

Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.

Для работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел и придворным архитектором прусского короля назначили шведа фон Гете, у которого с янтарем отношения не сложились. Вольфраму тоже дали отставку. Вскоре Фридриха Вильгельма осенила новая идея — создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику — Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз. Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.

Янтарная комната в России

В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще и яхту «Либурника». Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом — при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца — своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно «под янтарь» и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце  Царского Села.

Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась — прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.

Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.

Восстановление Янтарной комнаты

В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были  завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил  работами Александр Журавлев.

За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном «Рургаз» о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, — флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.  

В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику «Царское Село». В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из  уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века. 

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней «Осязание и обоняние», выполненную в технике флорентийской мозаики.

К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским  экспертным советом с оценкой «отлично».

Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату — Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.

Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.

Официальное открытие

Янтарной комнаты  состоялось 31 мая 2003 года , в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии  Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петребурге.  

3 июня 2003 года в Екатерининский дворец пришли все желающие.

Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола  ‑ 100 кв. метров,  облицовка  трех  стен  янтарем ‑  86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

 ‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы «РургазАГ»;

 ‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%

 ‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;

‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

История возникновения янтарной комнаты

  • В 1716 году прусский король Фридрих Вильгельм I преподносит в дар Петру I янтарный кабинет, который был установлен в Зимнем дворце только вовремя правления Елизаветы, дочери Петра I.  
  • В 1746 году под руководством гениального Ф. Б. Растрелли в зале официальных приемов в Зимнем дворце разместился преображенный Янтарный кабинет. 
  • В 1755 году принято решение перевезти янтарные панели знаменитого кабинета в большой дворец Царского Села. Усилив интерьер позолоченной резьбой, великолепными бронзовыми светильниками, зеркалами, живописным плафоном и паркетом из драгоценных пород дерева, Растрелли блестяще справляется с поставленной задачей.
  • К 1770 году, в эпоху правления императрицы Екатерины II, Янтарная комната приобретает свой окончательный облик. Почти два века интерьер просуществовал в Царском Селе.
  • На лето 1941 год была намечена масштабная реставрация этого шедевра мировой культуры, но Великая Отечественная Война вмешалась в эти планы. Эвакуировать Янтарную комнату не удалось. 
  • В ноябре 1941 года Янтарная комната была похищена нацистами и переправлена в Кенигсберг, где и находилась до весны 1945 года.

 

XVII столетию суждено было стать «золотым веком» янтарного искусства в Европе. Крупнейшим центром обработки этого необычного материала в то время стала Восточная Пруссия. Здесь находились богатые запасы янтаря, добычу которого контролировали рыцари Тевтонского ордена. 

Производство предметов из янтаря сосредоточилось в городах – Кёнигсберг, Данциг и Любек. В середине XVII века в технологии янтарного искусства происходит переворот – появляется новая техника инкрустации и янтарной мозаики. Она позволяет создавать монументальные предметы культа и быта. Фридрих I, вдохновленный идеей придворного архитектора Андреаса Шлютера, решает отделать янтарем кабинет во дворце Шарлоттенбург под Берлином. Создание янтарного декора кабинета началось в 1701 году под руководством придворного мастера датского короля Готфрида Вольфрама. В 1707 году за работу принимаются данцигские резчики по янтарю — Готфрид Турау и Эрнст Шахт.

В 1713 году Петр I приезжает в Пруссию к Фридриху Вильгельму I — уже после смерти его отца, Фридриха I. Именно в Королевском замке в Берлине Петр I впервые видит «янтарное чудо». В 1716 Петр I получает от Фридриха Вильгельма Янтарный кабинет в подарок. Прусский монарх расстался с ним без сожаления, избавив себя от дальнейших расходов по завершению его отделки. Петр, обожавший заморские диковины, был безгранично счастлив.

Из-за отсутствия опытных резчиков по янтарю в Петербурге, Янтарный кабинет так и не был смонтирован при жизни Петра I. О подарке Прусского короля вспомнила дочь Петра – Елизавета. По ее приказу за преображение Янтарного кабинета взялся великий русский архитектор итальянского происхождения Франческо Бартоломео Растрелли.

Было решено установить янтарные панно в одном из залов Зимнего дворца. Великолепные янтарные рамы с зеркалами должны были стать композиционными центрами панно. Но рам было всего три, не доставало ещё одной. Об этом через своего посла узнал Фридрих II. Прусский король давно искал повод заручиться дружбой Елизаветы — и в 1745 году он подарил русской императрице недостающую янтарную раму, с аллегориями, прославляющими российскую государственность. Существовала, однако, ещё одна проблема: помещение, отведенное под янтарный зал, было значительно больше, чем Янтарный кабинет Фридриха. Предложив вставить в янтарный декор зеркальные пилястры, Растрелли с честью решил и эту трудную задачу. В 1746 году Янтарный кабинет разместился в зале официальных приемов. Однако никаких изображений этого не сохранилось, и поэтому нам не известно, как он выглядел в Зимнем дворце. А ещё через 8 лет Елизавета Петровна решает перестроить свой дворец и в 1755 году янтарные панели отправляют в Большой дворец Царского Села. Растрелли блестяще справляется с нелегкой задачей адаптации камерного кабинета в высокий парадный зал. Он придумал чередование янтарных панно с зеркальными пилястрами, роспись верхнего яруса стен под янтарь и роскошный резной золоченый декор интерьера.

Главным дополнением драгоценного декора Янтарной комнаты стали Флорентийские мозаики, заменившие картины, ранее находившиеся в янтарных рамах. Мозаики изображали природные чувства человека: «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и обоняние».

Виртуозно набранные из пластин твердого камня они производили полное впечатление живописи. Флорентийские мозаики были исполнены в 1752 году во Флоренции по живописным эскизам художника Джузеппе Дзокки. Очевидно, они появились в России в качестве дипломатического подарка австрийского императорского дома.

Лишь к 1770 году, в эпоху правления императрицы Екатерины II, после внесения некоторых дополнений в интерьер прусским янтарных дел мастером Фридрихом Роггенбуком, Янтарная комната приобрела свой окончательный облик. Ф. Роггенбук, а позже его сын Иоганн были хранителями Янтарной комнаты вплоть до 1813 года.

История создания Янтарной комнаты растянулась на семь десятилетий. Янтарное «чудо света» поражало всех, кому довелось побывать в Большом Царскосельском дворце.

Почти два века интерьер просуществовал в Царском Селе. В ходе неоднократных реставраций (1833, 1893-1897, 1933-1935), в янтарном декоре Комнаты появились неизбежные утраты, искажения и дополнения. На лето 1941 года была намечена очередная масштабная реставрация этого шедевра мировой культуры.

Великая Отечественная Война вмешалась в эти планы. Эвакуация экспонатов Екатерининского дворца началась уже в ночь с 22 на 23 июня, но все попытки демонтировать янтарные панно не увенчались успехом. Спасаясь от фашистов, 17 сентября сотрудники музея вынуждены были оставить на произвол судьбы дорогие их сердцу произведения искусства, в том числе и Янтарную комнату.

Для вывоза ценностей из русских музеев в Германии была создана специальная нацистская организация, которая в ноябре 1941 переправила Янтарную комнату в Кенигсберг. Директор художественных собраний города – доктор Альфред Роде опубликовал по этому поводу статью в журнале «Пантеон». К статье прилагались пять фотографий, которые давали обширные сведения о состоянии Янтарной комнаты на 1942 год. На этих фотографиях отчетливо видно, что одна флорентийская мозаика отсутствует, что доказывает тот факт, что она была похищена еще в момент демонтажа янтарных панелей. Также фотографии свидетельствуют о наличии масштабных и повсеместных повреждении элементов декора Янтарной комнаты.

После войны город Пушкин представлял собой груды развалин, камня и пепла. Его жемчужина — Екатерининский дворец – лишь обгоревшие стены, изуродованные полы и потолки и зиявшие просветами окна.

В мае 1945 года доктору исторических наук, профессору А.Я. Брюсову было поручено выявление художественных ценностей, похищенных во время войны и возвращение их из Восточной Пруссии.

Янтарную комнату начали искать сразу после капитуляции Кенигсберга. В Королевском замке было найдено значительное количество сильно поврежденной художественной мебели из Екатерининского дворца, а также инвентарная книга Прусского музея, содержавшая запись о передаче ему Янтарной комнаты. Саму же комнату обнаружить не удалось.

 

Янтарная комната: краткая история и описание великолепия интерьера

— Библиотека — Царское Село —

связаться с вашим менеджером

свяжитесь с вашим менеджером

Янтарная комната

С незапамятных времен янтарь считался «камнем королей». Этот материал был дорогим и использовался для изготовления дипломатических подарков. Янтарь добывают на дне Балтийского моря. Одним из ведущих центров янтарного промысла в 1600-х — 1700-х годах была Пруссия.

История Янтарной комнаты

Петр I посетил Пруссию в 1716 году во время своего второго европейского путешествия. Прусский король Фридрих-Вильгельм I и русский царь обменялись дипломатическими подарками. Петр получил эксклюзивные панно из янтаря, которые должны были украсить интерьер Янтарной комнаты. Это и был тот подарок, который очаровал Петра Великого: он давно желал заполучить Янтарную галерею. Еще одним подарком стала яхта. Король, должно быть, хорошо знал вкусы Петра: русский правитель любил всякие диковинные артефакты, сделанные из необычных материалов, а его страстью был яхтинг. Взамен Петр подарил 55 самых высоких гвардейцев и собственноручно выточенный кубок из слоновой кости.

Панно из янтаря пережили опасное путешествие и прибыли в Россию в разобранном виде, упакованные в 18 ящиков. Александр Меншиков, лучший друг Петра Великого, прислал государю записку о том, что все панели прибыли в целости. Больше нет исторических сведений, в каком дворце Петр устроил Янтарную комнату. Скорее всего при жизни он не был установлен.

Янтарная комната при Елизавете I

Дочь Петра Императрица Елизавета I заказала украшение одного из длинной череды своих зимних дворцов панелями из прусского янтаря. Некоторое время он использовался как зал торжественных приемов. Поскольку вскоре дворец пришлось перестраивать, панели сняли. Елизавета приказала переселить их в Царское Село, где полным ходом шли отделочные работы. Великолепная недавно построенная летняя резиденция должна была быть украшена балтийским янтарем в 1755 году, что сделало ее восьмым чудом света.

Панно в ящиках везли из Санкт-Петербурга в Царское Село специально подобранный отряд солдат. Панели были такими хрупкими, что люди несли их на руках с большой осторожностью.

Архитектор Растрелли получил задание спроектировать новую Янтарную комнату здесь, в сельской местности. Янтарные панели были меньше, чем выбранная комната. Архитектору Растрелли пришлось расположить все панели симметрично на поверхности стен, разделив их зеркальными пилястрами, а зал украсить золоченым резным орнаментом. Пробелы без остатков янтаря были обиты холстом, имитирующим янтарную мозаику художника Ивана Бельского.

Янтарная комната при Екатерине Великой

В 1763 году к интерьеру были добавлены новые детали декора. Екатерина Великая хотела, чтобы все пространство стен было заполнено янтарем. Вместо росписи предполагалось поставить настоящий янтарь. Весь нижний ярус зала украшали свежеиспеченные янтарные панно. Всего было сделано 8 новых панелей. Цоколь и нижние части пилястр, резные украшения над дверями также оказались украшенными янтарем. Ушло 450 килограммов янтаря, не забывая о семи годах работы. Янтарная палата при Екатерине Великой приобрела свой современный вид.

Интерьер Янтарной комнаты

Панели из янтаря украшают три стены: в четвертой два больших окна и места не хватило. На стенах висят 8 больших вертикальных панелей. Основа панелей – толстая древесина, а верхний тонкий слой – скрепленные между собой кусочки полированного янтаря, приклеенные к панелям натуральным клеем. Под ними янтарные панели прямоугольной формы меньшего размера. Между панелями видны зеркальные пилястры, украшенные золоченой резьбой по липе. Есть также четыре флорентийские мозаики, датируемые серединой 1700-х годов. Эти яркие разноцветные композиции из полудрагоценных камней — аллегории Зрения, Слуха, Вкуса, Обоняния и осязания. Они выглядят как бытовые сцены на фоне прекрасного итальянского пейзажа. В углу интерьера стоит консольный деревянный стол с причудливой барочной ножкой. В19этот зал использовался как парадный зал, здесь стояли замысловатые янтарные шкатулки для драгоценностей и сундуки с маркетри, демонстрирующие драгоценные фарфоровые изделия.

Из-за того, что янтарь очень уязвим к перепадам температуры и влажности, в 1800-х годах Янтарную комнату несколько раз приходилось реставрировать. После революции Екатерининский дворец стал государственным музеем. Люди выстраивались в очередь, чтобы увидеть Янтарную комнату. Тщательная научная реставрация Янтарной комнаты, столь необходимая, была назначена на 1941.

История поисков и реставрации Янтарной комнаты

Летом 1941 г. гитлеровцы со страшной скоростью продвигались к Ленинграду. (Наш город был назван именем Владимира Ленина в советское время). Город Пушкин был на пути, опасность была ужасной, так как план Гитлера состоял в том, чтобы полностью уничтожить Ленинград. Был составлен план эвакуации всех государственных музеев, но времени увести все артефакты подальше от опасности уже не оставалось. Тем более, что на поля сражений уехало большинство мужчин из музейного персонала, остались только женщины, чтобы упаковать ящики и вывезти все эти тяжелые хрупкие предметы. Янтарные панно к тому времени были в таком ужасном состоянии, что их нельзя было безопасно снять. Ничего не оставалось, как жить им в Екатерининском дворце, прикрыв деревянными панелями и бумагой. Эта консервация была сделана за несколько дней до того, как гитлеровцы заняли город Пушкин.

Дворец был взят гитлеровскими офицерами, разграблен и сожжен. Увы, они обнаружили скрытые панели. Группа по расхищению произведений искусства доставила янтарные панно в Кенигсберг. Там их принял музей; есть запись об этом. Там была представлена ​​выставка с другими украденными артефактами. Последние записи о Янтарной комнате были сделаны в 1944 году. Что с ними стало после этого, остается загадкой. Директор Кенигсбергского музея, который, возможно, знал ответ, был найден убитым. Миссия по его поиску была возложена на российского «памятника» Анатолия Кучумова. Он обшаривал разграбленные произведения искусства, находил сотни вещей из Царского Села и Павловска, но не нашел абсолютно никакой информации о Янтарной палате. Поиски продолжались 40 лет. Наконец в 1979 советское правительство решило положить конец этим поискам и воспроизвести янтарные панно.

В 1983 году эскизный проект был завершен после 4 лет неустанных архивных исследований. Работы продолжались до 2003 года. Сегодня мы восхищаемся великолепной работой наших реставраторов и ученых, сотворивших это чудо из настоящего балтийского янтаря.

Экскурсии по пригородам Санкт-Петербурга

Мы организуем для Вас нечто особенное!

подробнее
Свяжитесь с вашим менеджером

Let’s Talk

© 2022 Big Life Tour
SiteMap
Мета запрещена в России

Тур и программы

.

  • [email protected]
  • 191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 44
  • РЕГИСТРАЦИЯ №: 318784700175652
  • информация и правила

    TelegramWhatsAppTelegramWhatsAppPhone

    Потерянная Янтарная комната России

    Легендарная комната с сияющими янтарными стенами, построенная, чтобы сиять на королей, исчезла из России во время Второй мировой войны, оставив загадку, которая продолжает сбивать с толку исследователей.

    Так называемая «Янтарная комната» была чудом архитектуры барокко. Спроектированная и построенная немецкими и датскими мастерами для правителя Пруссии в 1701 году, комната отличалась позолоченными стенами из янтарной мозаики, украшенными картинами и зеркалами. Янтарь, известный своей естественной теплотой и способностью отражать свет, произвел в комнате великолепный эффект, создав калейдоскопический ряд золотых, оранжевых и медных оттенков.

    Комната была подарком Петру Великому от Фридриха Вильгельма I Прусского, прозванного «солдатским королем» из-за его милитаризма. Немецкий правитель использовал Янтарную комнату как козырную карту, чтобы заручиться союзом могущественного царя в войне против Швеции. Взамен царь подарил Фридриху-Вильгельму I 55 русских гренадеров.

    Франческо Бартоломео Растрелли

    Великолепная комната, доставленная в Россию не менее чем в 18 контейнерах, так и не была установлена ​​при жизни Петра, но обнаружилась, когда его дочь Елизавета наняла для ее строительства итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Растрелли использовал технику флорентийской мозаики, резьбу по дереву и фрески в своей сборке комнаты, компенсируя изначально спартанский немецкий дизайн отчетливо итальянским оттенком. Янтарная комната служила официальной приемной для королевских гостей. В конце концов он был перенесен во всем своем великолепии в Екатерининский дворец в Царском Селе под Ленинградом.

    Янтарной комнате не суждено было остаться там в покое. К тому времени, когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз в 1941 году, Третий рейх уже разработал систему организованного грабежа и кражи произведений искусства.

    SS , под руководством Генриха Гиммлера тесно сотрудничали с Вермахта и специальными оперативными группами ( Einsatzkommandos ) для грабежа, классификации и хранения произведений искусства и исторических артефактов.

    Целевые группы, подобные той, которой Гиммлер приказал «восстановить» Кведлинбургский собор, обычно включали искусствоведов, профессиональных археологов и археологов-любителей, SS офицеры связи и нацистские псевдоученые. Они часто работали в сотрудничестве с Ahnenerbe , расовой «исследовательской» организацией Гиммлера, и

    Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg (ERR), культурной организацией по мародерству, возглавляемой Альфредом Розенбергом.

    На Восточном фронте оперативной группе SS Sonderkommando Künsberg , состоящей из шести групп, было приказано захватить культурные ценности из Советского Союза, по словам немецкого ученого Ульрике Хартунг. Оперативная группа была включена в состав 9-го0125 Ваффен-СС по состоянию на 1 августа 1941 г., как Gruppe Künsberg . Районы вдоль Восточного фронта были тщательно разделены и распределены. Группам, сокращенно ЕК, было приказано изъять архивные материалы, карты и различные произведения искусства. Стремясь вывезти из России «дорогие» предметы, они изъяли мрамор, картины, мебель и люстры.

    Каждой группе было присвоено кодовое имя. Оперативная группа Ваффен-СС , активно грабившая район Ленинграда в тандеме с группой армий «Север», также была известна под кодовыми названиями «ЕК Штеттин» и «ЕК Гамбург». это 9Группа 0125 SS действовала в Риге, Вильнюсе, Нарве и Таллинне.

    Эта оперативная группа также проявляла особый интерес к ленинградским дворцам — они разграбили Большой Гатчинский дворец, Павловский дворец, Ропшанский дворец и Петергоф. Их грабежи также были сосредоточены на Екатерининском дворце в Царском Селе, особенно на Янтарной комнате.

    До прихода немецких войск русские не смогли разобрать и перевезти Янтарную комнату в безопасное место. Немцы наступали быстрее, чем ожидали. Кроме того, в короткие сроки удалить драгоценные материалы со стен царской комнаты оказалось слишком сложно — не желая разрушать свою историю, русские утеплили стены Янтарной комнаты бумагой, марлей и шерстью, а окна заколотили досками, чтобы защитить ее от бомбардировок и бомбардировок. мародерство.

    Немцы, однако, были более чем готовы разграбить священные залы, когда они прибыли в сентябре 1941 года. Все немецкие солдаты, участвовавшие в операции «Барбаросса», были проинформированы высшими политическими и военными властями о том, что они не будут привлечены к ответственности ни за какое преступление. Действия, которые они предприняли во время борьбы с «большевиками» на Восточном фронте. Поэтому войска вели себя беззаконно.

    Когда бойцы группы армий «Север» подошли к Екатерининскому дворцу 19 сентября41, они осквернили Янтарную комнату, разбив лепнину и разбив янтарные стены прикладами винтовок. Предположительно, они украли осколки янтаря, а некоторые солдаты, как сообщается, сняли со стены целую мозаику, чтобы сохранить ее в качестве сувенира.

    Оперативная группа SS «ЕК Гамбург» быстро взяла под контроль пространство. Нацистский историк искусства Эрнст Отто цу Зольмс-Лаубах, так называемый военный офицер «защиты искусства», сыграл ведущую роль в краже Янтарной комнаты. 14 октября 1941 года группа, работавшая с Зольмсом-Лаубахом и его коллегой Георгом Пёнсгеном, за 36 часов разобрала всю Янтарную комнату и упаковала ее в 28 ящиков.

    Знаменитая Янтарная комната потерянной Российской империи была отправлена ​​в город Кенигсберг, ныне известный как Калининград. Там он был частично распакован и помещен в музейный экспонат доктора Альфреда Роде, директора Кенигсбергского городского музея ( Stadtgeschichtliche Museum Königsberg ) и городской художественной коллекции. Роде был экспертом по янтарю и написал две книги на эту тему.

    Alfred Rohde

    Элементы комнаты были выставлены на всеобщее обозрение на третьем этаже в южном крыле замка. Экспонат был демонтирован 19 марта.44 под наблюдением Роде для защиты от бомбардировок союзников. Утверждается, что он был переупакован в 28 новых ящиков и хранился в нижних хранилищах замка, чтобы защитить его от огня и повреждений снарядами. Утверждается, что в это время Роде перевез некоторые предметы искусства, находящиеся под его опекой, в Лансберг, ныне Горово-Илавецке на территории современной Польши.

    Кенигсбергский замок был последним подтвержденным местом расположения Янтарной комнаты. Замок был в значительной степени разрушен во время налетов британских Королевских ВВС 19 августа. 44, в результате чего большая часть города осталась в руинах. Позже сам город был захвачен Красной Армией. К 6 апреля 1945 года Янтарная комната полностью исчезла.

    Роде, переживший осаду города в своей квартире, хранил молчание о местонахождении комнаты. Он умер в местной больнице в декабре 1945 года, унеся тайну в могилу. Сам замок был снесен советскими властями в 1967 году.

    Что стало с великолепной Янтарной комнатой? Блестящий салон русских императриц стал легендой. Стремление найти его местонахождение вдохновило длинный список потенциальных искателей, включая частных детективов, журналистов, режиссеров, историков и искусствоведов. Доктор Пол Энке, 9 летОберстлейтенант 0125 грозной тайной полиции Восточной Германии ( Штази ) расследовал более 150 предполагаемых местонахождений Янтарной комнаты на территории Восточной Германии в дорогостоящем преследовании. Один исследователь встретил безвременную смерть.

    Некоторые исследователи утверждают, что Янтарная комната была уничтожена. Другие считают, что нацисты спасли бы его.

    Документы о натурализации уроженца Германии Вальтера Хорна, который стал американским «специалистом по памятникам» и помог раскрыть местонахождение регалий императора Священной Римской империи, спрятанных в Нюрнберге. Однако следователям кражи Янтарной комнаты не удалось обнаружить ее местонахождение.

    Это правда, что нацисты, как известно, прятали артефакты в малоизвестных местах. Например, они успешно спрятали драгоценности короны императора Священной Римской империи в секретном хранилище под городом Нюрнберг. Некоторое время после окончания войны немецкие официальные лица сбивали с толку союзные власти различными уловками относительно судьбы артефактов. Правда о местонахождении драгоценностей в конечном итоге была раскрыта родившимся в Германии специалистом по памятникам из США Уолтером Уильямом Хорном, который использовал свои языковые навыки и культурную осведомленность, чтобы выведать правду у нескольких немецких чиновников, которые упрямо скрывали факты. В результате успеха Хорна исторические королевские регалии были репатриированы в Вену. Однако с Янтарной комнатой властям союзников не повезло.

    Искатели легендарного сокровища разработали различные красочные теории о его местонахождении. Утверждают, что Янтарная комната была спрятана в подземных туннелях, затонула в затонувших кораблях, спрятана в горах Рудных гор, перевезена на балтийский остров или похоронена в песчаных дюнах Куршской косы недалеко от Калининграда. Раскопки на месте бывшего Кенигсбергского замка результатов не дали.

    Выпотрошенные остатки Янтарной комнаты долгие годы после окончания войны оставались застывшими во времени в Царском Селе. Хотя советские мастера начали трудиться над восстановлением разрушенных городов и утраченного культурного наследия, никто не смог воссоздать утраченную славу императорской комнаты. Проект был слишком дорогим, и ни одно учебное заведение на территории СССР не обучало утраченному искусству лепки из янтаря.

    Следы нацистского грабежа десятилетиями преследовали мрачное пространство Екатерининского дворца, пока в 1979 году СССР не принял постановление о восстановлении Янтарной комнаты. Это было смелое предприятие — в то время у русских были ограниченные ресурсы и мало шансов на успех. Единственным визуальным свидетельством этого великолепия комнаты были черно-белые фотографии. По состоянию на 1983 год в команде по восстановлению комнаты работало всего пять человек.

    Время и прежде всего решимость привлекал успех. К 1994 году российская команда накопила большой объем архивных исследований и приступила к освоению техники флорентийской мозаики, идентичной той, что использовала Растрелли. В 1997 году немецкая компания Ruhrgas AG помогла профинансировать проект реставрации на сумму 3,5 миллиона долларов. Кроме того, 29 апреля 2000 г. немцы вернули в Россию несколько найденных фрагментов оригинальной комнаты, якобы не отслеживаемых и найденных на черном рынке.

    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *