История янтарной комнаты в екатерининском дворце: Янтарная комната в Екатерининском дворце, Царское Село (Пушкин), Санкт-Петербург, Россия

Янтарное чудо: три столетия истории, загадок и тайн

Судьба комнаты – своеобразный символ российско-германских отношений. Первоначально она создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена и вновь восстановлена современными мастерами.

В XVII веке необработанный кусочек янтаря весом свыше 75 граммов ценился на вес серебра. Пруссия была европейским центром обработки янтаря, который называли «золотом Балтийского моря». Из него изготавливались драгоценные дипломатические подарки. Так Янтарная комната стала дорогим подношением Петру после заключения союза между Россией и Пруссией, своеобразной платой за безопасность ее восточных границ. В качестве ответного дара прусскому королю отправили пятьдесят пять богатырей-гренадеров, пополнивших Потсдамскую гвардию. Однако история легендарного кабинета началась за несколько лет до этих исторических событий.

Янтарный кабинет был создан в 1709 году и предназначался как торжественный дар взошедшему на престол королю Пруссии Фридриху I. Автором этого грандиозного проекта считается Андреас Шлютер, занимавший тогда должность главного архитектора прусского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера «медовый самородок» – янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Для осуществления оригинального замысла он пригласил датского мастера Готтфрида Вольфрама. Кабинет был уникальным произведением искусства. Мозаика и резьба по янтарю – великолепные пейзажи, цветочные гирлянды, фигуры – были выполнены филигранно, а для усиления световых эффектов под янтарные пластинки подкладывалась серебряная фольга.

В процессе работы назначение янтарных панелей несколько раз менялось: вместо берлинского дворца ими решили украсить галерею королевского замка Шарлоттенбург. Но и там дело не было доведено до конца: король умер, а его сыну и преемнику Фридриху Вильгельму I Янтарный кабинет оказался ненужным. По оценкам историков, некоторое время кабинет находился «в заточении» в берлинском Цейхгаузе, до тех пор, пока не перешел во владение русского царя-реформатора. В Петербург Янтарный кабинет везли в ящиках на телегах через Кёнигсберг (нынешний Калининград), Мемель (ныне – Клайпеда) и Ригу. После долгого путешествия янтарные панно были выставлены в Летнем дворце, собрать из них полноценную комнату при жизни Петра не успели.

Главная метаморфоза произошла с Янтарным кабинетом уже после смерти Петра, когда по приказу царицы Елизаветы янтарные панно были переправлены в Царское Село. Именно там кабинет было решено разместить в помещении, значительно превышающем его изначальные размеры. Для решения этой сложной задачи мастерам под руководством Бартоломео Растрелли необходимо было проявить максимум творческой находчивости и изобретательности, сохранив при этом облик оригинального произведения. Было создано огромное количество дополнительных деталей: живописный плафон, зеркальные пилястры, канделябры, столики, шкатулки, расписанные «под янтарь» дополнительные панно. Комната стала очередным «чудом света» и с 1746 года служила местом для официальных приемов.

Однако качества янтаря подвластны времени: изделия из этого камня нужно периодически чистить, реставрировать и подновлять. За все время существования кабинета масштабные реставрации проводились пять раз. Очередные работы по обновлению комнаты должны были начаться в 1941 году, но этим планам не суждено было сбыться: помешала война. Небольшие детали дорогого интерьера удалось спрятать, а крупные панели и панно после захвата территорий нацистами были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в Кёнигсберг, где их смонтировали в Королевском замке и открыли для свободного просмотра. Дальнейшие следы Янтарной комнаты потерялись, а ее судьба обросла мифами.

Многие ученые с российской и германской стороны, секретные службы и эксперты выдвигали самые разные версии, где Янтарная комната могла находиться после войны. И если сначала считали, что комната сгорела в руинах Королевского замка, то проведенные в 1946 году поиски дали основание полагать, что Янтарный кабинет все-таки пережил пожар. Одна из версий гласит, что убранство бесследно исчезло с личной подлодки фюрера у берегов Южной Америки. Другая говорит о том, что лодка туда не дошла, а была потоплена в Атлантике. Третья – что отплывающий из Кёнигсберга зимой 1945 года лайнер с военной элитой погибающего рейха и тоннами музейных ценностей, среди которых оказалась и Янтарная комната, был торпедирован советской подлодкой и затоплен на 40-метровой глубине. Так или иначе, но неофициальные поиски «янтарного чуда» ведутся до сих пор во многих странах мира.

В 1979 году Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. Претворить в жизнь эту задачу оказалось невероятно трудно. Начавшиеся работы прерывались и вновь продолжались, переживали кризис и нехватку средств, а затем снова шли ударными темпами. Сложности возникали и по художественной части. Сохранившиеся фотографии были лишь черно-белыми, нелегко было воспроизвести истинный цвет фрагментов, не было сведений о размерах многих деталей. Для ответственной задачи была собрана группа художников-реставраторов. Сегодня это Царскосельская янтарная мастерская – единственная в мире, где умеют работать с янтарем так, как это делали в XVII-XVIII веках. Кроме того, к возрождению «янтарной школы» подключили несколько научных институтов: горняки консультировали по вопросам особенностей материала, химики создавали клей и красители, специалисты по деревообработке проектировали деревянную основу для янтарных панно.

Работы по восстановлению завершились лишь к 2003 году. На новую Янтарную комнату ушло около 6 тонн камня, ее высота – 7,8 метра, площадь пола – 100 квадратных метров, облицовка трех стен янтарем – 86 квадратных метров. При этом интересно, что некоторые элементы все-таки подлинны. Например, наборный янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками, и флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины II. Возвращение этих музейных ценностей стало очередным этапом и совместным достижением немецких и российских ученых и дипломатов. Сейчас Янтарную комнату можно увидеть в Екатерининском дворце города Пушкин.

Дарья Хрущёва

ЯНТАРНАЯ КОМНАТА. ВОЗВРАЩЕНИЕ | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»

Рубрика: 

ВОЗРОЖДЕННЫЕ ШЕДЕВРЫ

НА ПРОТЯЖЕНИИ ТРЕХСОТ ЛЕТ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ОЧАРОВЫВАЕТ ЕВРОПУ, НЕСМОТРЯ ДАЖЕ НА ТО, ЧТО УЖЕ ПОЧТИ ШЕСТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ЕГО НИКТО НЕ ВИДЕЛ. ЗАМЫСЕЛ ПРУССКИХ КОРОЛЕЙ, ПРИСТРАСТИЕ РУССКИХ ИМПЕРАТРИЦ, ДОБЫЧА ФАШИСТСКИХ ОККУПАНТОВ И ПРЕДМЕТ ТЩЕТНЫХ ПОИСКОВ ВПЛОТЬ ДО НЫНЕШНЕГО ДНЯ – ВСЁ ЭТО ЯНТАРНАЯ КОМНАТА. В МАЕ НЫНЕШНЕГО ГОДА БЫЛ ВОССТАНОВЛЕН ЕЩЕ ОДИН ПАРАДНЫЙ ЗАЛ ЗОЛОТОЙ АНФИЛАДЫ РАСТРЕЛЛИ: ЯНТАРНАЯ КОМНАТА ЕКАТЕРИНИНСКОГО ДВОРЦА В ЦАРСКОМ СЕЛЕ СТАЛА ПОДАРКОМ К 300-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

«Феникс» возродился из 62 осыпавшихся янтарных фрагментов, одного цветного диапозитива 1918 года, 86 чернобелых фотографий и нескольких акварелей середины XIX века. К воссозданию Янтарной комнаты оказались причастными историки и архитекторы, скульпторы и художники, искусствоведы и реставраторы.

В 1979 году Советом Министров РСФСР было принято решение о восстановлении Янтарной комнаты, ставшее точкой отсчета в 24-летнем этапе ее восстановления. Однако после распада Советского Союза возникли трудности с финансированием трудоемкого и дорогостоящего проекта. Символичным представляется тот факт, что средства для завершения восстановительных работ поступили из Германии. В конце уходящего XX столетия немецкая фирма «Рур- газ АГ» (г. Эссен), имеющая тесные деловые связи с Россией в сфере торговли природным газом, решила выделить 3,5 млн долларов в качестве спонсорской поддержки. Благодаря российско-германскому сотрудничеству удалось воссоздать уникальное произведение камнерезного искусства, исторические корни которого лучше всего отражают как светлые, так и темные страницы в истории развития отношений двух стран.

Весьма интересной в свое время была идея создания янтарного интерьера в дворцовых апартаментах. Ранее, в XVII веке, из окаменевшей смолы изготавливались небольшие предметы: янтарные ларцы, подсвечники, шахматы, кубки, табакерки, эфесы шпаг, ожерелья — маленькие шедевры, охотно приобретаемые европейскими королевскими дворами.

Апофеозом этого высочайшего ювелирного янтарного искусства явился Янтарный кабинет первого прусского монарха. Однако после смерти его владельца вступившему на престол сыну и наследнику Фридриху Вильгельму I Янтарный кабинет оказался ненужным. Большой восторг он вызвал, однако, у царя Петра Великого, обратившегося в 1716 году к прусскому королю с предложением о заключении союза против Швеции. Царь Петр получил в подарок янтарные панели для своей недавно созданной Кунсткамеры — первого российского музея, о чем с гордостью сообщил 17 января 1717 года своей супруге Екатерине I, а также увеселительную яхту «Либурнина». В качестве ответного подарка за привезенные в Петербург 22 янтарные панели различной ширины царь Петр направил Фридриху Вильгельму 55 рослых гренадеров, токарный станок и кубок собственной работы. Так завершился обмен дипломатическими подарками.

Несмотря на прилагавшиеся усилия, привезенный в Россию Янтарный кабинет в петровское время смонтировать не удалось. Только после вступления на престол дочери Петра Елизаветы архитектору Ф. Б. Растрелли удалось установить в Зимнем дворце Янтарную комнату, в значительной степени дополнив ее оформление. Свою лепту в убранство кабинета внес и Фридрих II, отправивший в 1 745 году резную янтарную раму с изображением прославлявших российскую императрицу аллегорий. Это был очень ценный подарок не только для того времени: один килограмм необработанного янтаря стоит сегодня около 500 евро, а извлечь из него удается всего лишь 150 граммов пригодного для работы материала.

Через десять лет Ф.Б. Растрелли перенес Янтарную комнату по желанию Елизаветы в ее любимый дворец в Царское Село. Там он превратил первоначально небольшой Янтарный кабинет в парадный зал площадью 96 квадратных метров, на трех стенах которого разместились янтарные панели, разделенные зеркальными пилястрами и деревянным резным позолоченным декором. В это же время возникла и царскосельская янтарная мастерская, располагавшаяся недалеко от Екатерининского дворца, где впоследствии были выполнены многие фрагменты отделки зала, органично дополнившие прусский янтарный декор: узкие янтарные панно между зеркальными пилястрами и янтарные постаменты под ними, десюдепорт (наддверник), изящная янтарная консоль и вензеля императрицы Елизаветы Петровны для украшения больших янтарных рам с вмонтированными в них четырьмя флорентийскими мозаиками.

К 1770 году Янтарная комната приобрела свой окончательный вид, запечатленный затем на сохранившихся до наших дней черно-белых фотографиях. С 1830-х годов Янтарная комната лишилась профессионального надзора и подвергалась зачастую варварским подновлениям. Уходила эпоха расцвета янтарного ювелирного искусства, а вместе с ней уходили из жизни старые мастера, ревностно хранившие тайны своего мастерства. Лишь в 1930-х годах началась подготовка к масштабной реставрации Янтарной комнаты, но помешала Вторая мировая война, во время которой этот шедевр камнерезного искусства бесследно исчез.

Летом 1941 года, ввиду быстрого наступления немецкой армии, удалось эвакуировать лишь коллекцию художественного янтаря, находившуюся в Янтарной комнате. Во время оккупации г. Пушкина специальное подразделение Северной группы войск вермахта демонтировало янтарные панно и в ноябре 1941 года перевезло их в 27 ящиках в Кенигсбергский дворец. Там Янтарная комната демонстрировалась до 1945 года. Последнее официальное упоминание о ней датировано 12 января 1945 года.

В этот день Красная Армия уже штурмовала Кенигсбергскую крепость, Директором музея Альфредом Роде была сделана запись: «Упаковываю Янтарную комнату в ящики».

Дальнейшая судьба Янтарной комнаты до сих пор окутана тайной. Руины церквей в Восточной Пруссии, штольни в Геттингене, банковские сейфы в США, музейные подвалы в России — о местонахождении сокровища существует более 130 самых различных предположений. Однако из прошлого к нам вернулись лишь найденный в Берлине комод, некогда стоявший в Янтарной комнате, и мозаика «Аллегория обоняния и осязания», похищенная во время войны солдатами в качестве «сувенира» и обнаруженная в 1997 году в Бремене. Находка оказалась лучшей наградой за кропотливый труд современных мастеров-камнерезов. За исключением цвета нескольких деталей копия полностью совпадает с оригиналом. В 70-е годы прошлого столетия были созданы предпосылки для начала работы, не имевшей аналогов в мировой реставрационной практике.

Несмотря на то, что к этому времени был накоплен значительный опыт реставрации янтарных изделий мастеров XVII-XVIII веков, нужно было решить сложнейшую задачу — восстановить Янтарную комнату, являющуюся одновременно дворцовым интерьером и произведением декоративно-прикладного искусства, отличающимся от всех прочих изделий из янтаря своими грандиозными размерами. Кроме того, ситуация осложнялась отсутствием авторских чертежей, а также каких-либо изображений Янтарной комнаты, кроме фотографических. Необходимо было не только освоить забытые приемы обработки янтаря, но и разработать новые технологии, позволяющие обеспечить долговечность воссоздаваемого янтарного декора. В результате решения этих проблем, как утверждают эксперты, появилась уникальная российская школа реставраторов, возродившая утраченные ремесла и технологии XVII-XVIII веков — создание многоцветных художественных изделий из янтаря и камнерезное искусство в технике флорентийской мозаики. Восстановленная Янтарная комната уже начала музейную жизнь. Подлинник зачастую называли «восьмым чудом света», «загадкой XX века», «символом отношений России и Германии». Неизвестно, какая судьба уготована ее «двойнику», как будут называть воссозданную Янтарную комнату современники. Окажется ли она копией, максимально приближенной к оригиналу, станет ли репликой былого шедевра или будет восприниматься как новое произведение изящного искусства? Безусловно, восприятие Янтарной комнаты не может быть однозначным.

Но одно неоспоримо: воссозданная Янтарная комната — это итог огромной работы, отмеченной талантом и вдохновением ее создателей.

Иллюстрации

Фрагмент воссозданной Янтарной комнаты. Южная стена. Большая янтарная рама с флорентийской мозаикой «Осязание и обоняние»

Янтарная комната. 1918 г.

Разрушенный Екатерининский дворец, 1945 г.

Царскосельская янтарная мастерская. Восстановление Янтарной комнаты

Царскосельская янтарная мастерская. Восстановление флорентийской мозаики

Золотые ворота. Парадный въезд к Екатерининскому дворцу

Президент РФ В. Путин и канцлер ФРГ Г. Шредер в Янтарной комнате

Воссозданная Янтарная комната. 2003 г.

Воссозданная Янтарная комната. Северная стена. 2003 г.

Янтарная комната :: Музей янтаря

В.М. Попова

Самое грандиозное произведение из всех когда-либо созданных из янтаря – это, конечно же, знаменитая Янтарная комната Екатерининского дворца, утерянная во время Великой Отечественной войны и возрожденная недавно. В нем в полной мере нашли свое выражение все достижения мастеров прошлого в области художественной обработки янтаря.

Богатая событиями история Зала восходит к самому началу 18 века. В 1701 году после восшествия на престол прусский король Фридрих I решил завести нечто необычное, чего не было ни у одного монарха Европы. Вполне естественно, что для этой цели был выбран янтарь – символ прусской земли. Было решено украсить главный зал янтарем.

Относительно автора проекта украшения из янтаря существуют разные мнения. По одной из версий, концепция была разработана Андреасом Шлютером, известным прусским архитектором и скульптором, который во времена Фридриха I участвовал в строительстве многих дворцовых зданий. Другая версия гласит, что идея была инициирована Иоганном Фредриком Эозандером, любимым архитектором королевы Софии-Шарлотты, руководившим строительством ее личной резиденции в Шарлоттенбурге и впоследствии сменившим А. Шлютера и занявшим должность главного придворного архитектора.

Документальных записей, подтверждающих ту или иную версию, не сохранилось.

О мастерах, изготовлявших янтарные покрытия, известно гораздо больше. В 1701 году датский придворный мастер Готфрид Вольфрам был приглашен из Копенгагена для работы над янтарем. Он занимался изготовлением янтарных панно до 1707 года, затем из-за разногласий с новым придворным архитектором Эозандером фон Гёте был уволен. Работу продолжили приглашенные из Данцига мастера по янтарю Эрнст Шахт и Готфрид Турау. Определить точное время завершения работ довольно сложно в связи с тем, что при жизни Фридриха I несколько раз менялись планы размещения янтарного декора. Собирать галерею из янтарных панелей собирались сначала в Шарлоттенбургском дворце, затем в Ораниенбургском дворце, что приводило к постоянным изменениям в проекте. Таким образом, работа затянулась.

В конце концов, после смерти Фридриха I в 1713 году его сын Фридрих Вильгельм I положил конец всем дорогостоящим работам во дворцах своего отца. Готовые части янтарной росписи были затем размещены на стенах кабинета Табачной доски на первом этаже Большого Королевского дворца в Берлине. Размер комнаты был примерно 4,5 х 5 м. Берлинский дворец — последнее и, пожалуй, единственное точно установленное местонахождение Янтарного кабинета перед его поездкой в ​​Петербург.

В 1716 году во время встречи Петра I с Фридрихом-Вильгельмом, на которой шла речь о заключении союза между Россией и Пруссией, прусский король в знак дружбы и уважения преподнес русскому царю «приличный подарок» – Янтарный кабинет. В Петербург он был привезен (кстати, через Кенигсберг, Мемель и Ригу) в 1717 году, и довольно долгое время янтарные панно вместе с отдельными резными деталями, из которых состоял декор кабинета, хранились в Летнем дворце Петра, в домашней «Кунсткамере», где хранилось немало редкостей и редкостей, собранных за границей.

О Кабинете вспомнили только при императрице Елизавете Петровне. В 1743 г. в ходе строительства новой капитальной резиденции, Зимнего дворца, третьего по счету, было решено использовать янтарное покрытие в отделке одной из парадных покоев императрицы. Строительными работами руководил придворный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, а специально для работы с янтарем был приглашен итальянский мастер «лепки и штукатурки» Александр Мартелли.

При создании Янтарной палаты в Зимнем дворце Растрелли сразу столкнулся с массой трудностей. Весь декор кабинета состоит из отдельных панно, выполненных в мозаичной технике. Их было 22: 12 верхних разной ширины и 10 нижних панелей. Чтобы украсить ими выбранное помещение, необходимо было ввести дополнительные детали, которые объединяли бы картину в единый архитектурный ансамбль. Для достижения этого F.B. Растрелли использовал прием, получивший широкое распространение в европейском декоративно-прикладном искусстве XVIII века, — между янтарными панелями он поместил зеркальные пилястры в резных золоченых рамах.

Расстановка панно на стенах тоже оказалась довольно сложной задачей. Композиционным центром панно стали три большие резные янтарные рамы с зеркалами, изготовленные в Кенигсберге в XVII веке до сборки самого Кабинета. Пришлось сделать четвертую раму, чтобы добиться их симметричного расположения. Узнав о неудовольствии императрицы Елизаветы Петровны, прусский король Фридрих II, пытавшийся завоевать ее расположение, заказал в Кенигсберге раму из янтаря и подарил ее императрице в 1745 году. В великолепной резьбе, украшавшей раму, целенаправленно использовались русские имперские символы: наверху рамы была русская корона, а скульптурные композиции по бокам и внизу рамы символизировали победы России в сухопутном и морском сражениях. с.

Таким образом, все трудности были преодолены и в парадных покоях Зимнего дворца появилось янтарное покрытие в новом обрамлении зеркал и золоченая резьба. Известно, что Янтарная палата, находившаяся рядом с опочивальней императрицы, служила местом для аудиенций иностранных послов и вельмож.

Но на этом «приключения» Янтарного кабинета не закончились. В 1755 г. по указу императрицы он был переведен (буквально в руки) в Царское Село, где строилась дача по Ф.Б. Проект Растрелли. Было решено устроить главный янтарный зал в Большом Царскосельском дворце. Площадь зала была больше, чем в Зимнем дворце – всего 96 кв.м при высоте стен 7,5 м (общая высота янтарных панно всего 4,75 м). Снова потребовались дополнительные детали. Растрелли сохранил ритм чередования янтарных панно и дуплексных зеркальных пилястр в резных золоченых рамах, которые он использовал в Зимнем дворце, добавив к последним еще шесть. Пустое пространство между панелями и поверхностью потолка, а также между пилястрами было заполнено росписью, имитирующей мозаику из янтаря. Роспись верхнего яруса украшена объемной золоченой резьбой по дереву в виде гирлянд с бра и фигурками амуров, поддерживающими вазы. Декор верхнего яруса дополняли сопрапорты, также выполненные по рисункам Растрелли, на которых из замысловатых завитков рокайи вырастали изящные женские головы. Подобные головки служили завершением каждой зеркальной пилястре.

Четыре мозаичные картины помещены в янтарные рамки в центре четырех самых больших панно. Мозаики выполнены из агатов и яшм во Флоренции по эскизам итальянского художника Джузеппе Дзокки в 1750-х годах. Это были аллегорические образы органов чувств человека – «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и обоняние».

Завершающий этап в истории оформления Янтарной комнаты приходится на царствование Екатерины II. В 1763 г. она издала указ о замене расписных частей Зала мозаикой из янтаря. Для выполнения работ были специально приглашены мастера из Кенигсберга – Фредрик и Йохан Роггенбуки, К. и Г.В. Фриде и Йохан Готлиб Вельпендорф. Вместе со своими учителями работали русские ученики кёнигсбергских мастеров-янтарщиков, среди которых были Герасим Козловский, Никита Савин и Александр Михайлов. Мастера сделали янтарные пролеты между пилястрами, обрамляющие панно под ними, угловой стол, один сопрапорт и гирлянды под карнизом, завершающие и объединяющие всю картину в единое целое. Чуть позже в комнате был сделан художественный паркет по рисункам архитектора В.И. Неелов – собран из цветных пород деревьев: палисандр, орех, красный сандал и клен. Работы были завершены примерно к 1770 г.

Благодаря творческим усилиям мастеров разных направлений небольшой и уютный по своему характеру Янтарный кабинет, каким он был в Берлине, превратился в роскошный торжественный зал, который получил название Янтарная комната. Все великолепие янтарного декора зала предстало перед посетителями в свете 565 свечей, отражавшихся в 24 пилястрах и двух больших зеркалах, расположенных между окнами. Комната неизменно приводила в восторг всех, кому посчастливилось ею любоваться.

В таком измененном виде Янтарная комната находилась в Екатерининском дворце в Царском Селе (ныне Пушкин) около 200 лет. В годы Великой Отечественной войны он был перевезен фашистами в Кенигсберг (ныне Калининград), где был установлен в одном из залов Королевского замка. Здесь его следы затерялись. Долгие поиски Янтарной комнаты пока не принесли положительных результатов.

Новая страница в его истории, открытая в конце ХХ века, тесно связана с Калининградским музеем янтаря. Перед открытием для создания экспозиции «Янтарь XVII–XVIII веков» музей начал заказывать копии предметов того времени, хранящихся в музеях России и зарубежья. Макет Янтарной комнаты в 1/5 своего подлинного размера должен был стать центральным комплексом экспозиции. Эскизную модель разработал ленинградский художник и архитектор Г. С. Хозацкий, автор художественного решения всего Музея янтаря.

В 1977-78 годах модель одной панели Зала выполнена в технике и материале оригинала. Она была рассмотрена Советом Художественного фонда РСФСР, Правительственной комиссией, и 10 апреля 1979 года Совет Министров РСФСР издал Постановление о реконструкции Янтарной комнаты в Екатерининском дворце в Пушкине в первоначальном размере. Главным аргументом в пользу реализуемого проекта стали модель панно Зала и более 50 реплик и научных реконструкций предметов XVII–XVIII вв., выполненных современными художниками по заказу Музея янтаря. В ходе этой работы мастера осваивали технологию художественной обработки янтаря, разрабатывались научные методы, которые и легли в основу проекта реконструкции панно Янтарной комнаты.

Сам проект разработан группой специалистов во главе с А.А. Кедринский, главный архитектор Национального музея-заповедника «Царское Село», принимавший участие в восстановлении всего Екатерининского дворца. Над реконструкцией интерьера Янтарной комнаты работали художники разных специальностей – скульпторы, живописцы, резчики по дереву, паркетчики. Наибольшую трудность представляла собой реконструкция самого янтарного декора. Как когда-то в 18 веке, в Екатерининском дворце была устроена янтарная мастерская. Ядро группы составили камнерезы, изготавливавшие изделия для Музея янтаря – А. Журавлев (руководитель мастерской до 1995), А. Крылов, А. Ванин, В. Жирнов, В. Домрачев и другие. Мастерская стала центром, куда поступала вся информация о Янтарной комнате, проводились научные эксперименты, изучалось «поведение» янтаря, решались сложные технологические вопросы, связанные, например, с восстановлением цвета мозаичных панно или высоты рельефных орнаментов. Здесь же реконструировали мозаичные изображения твердых камней, собранных по всей территории бывшего СССР. При сборке флорентийской мозаики использовались уральская яшма, алтайский каргонский порфир, белореченский кварцит, московский и казахстанский кремний, забайкальский лазурит и итальянский мрамор. А янтарь поставлялся Калининградским янтарным комбинатом на протяжении всего периода работ.

В 2003 году перед публикой предстала новая Янтарная комната, возрожденная современными российскими мастерами после более чем 20-летних кропотливых поисков и напряженной работы. Ее открытие стало одним из важнейших событий в церемонии празднования 300-летия Санкт-Петербурга.

Назад главная

Тайна Янтарной комнаты

Янтарная комната в Екатерининском дворце, Россия

Одной из достопримечательностей, которую я больше всего хотела увидеть во время визита в июле 2014 года в Санкт-Петербург, Россия, была реконструированная Янтарная комната в Екатерининском дворце.

Первоначальная Янтарная комната была украдена нацистами в 1941 году, но комната была тщательно реконструирована по черно-белым фотографиям и заново установлена ​​в 2003 году на средства немецких покровителей.

Это великолепная комната, и я хотел бы задержаться здесь подольше. Мы с мужем были на экскурсии и быстро прошлись по красивым залам великолепного Екатерининского дворца. У меня было как раз достаточно времени, чтобы сделать приведенную выше фотографию угла Янтарной комнаты, на которой видно, как кусочки янтаря подогнаны друг к другу.

Янтарная комната была в длинном списке произведений искусства, которые Адольф Гитлер хотел разграбить со всей Европы для Художественного музея Третьего Рейха. В 1941 году нацисты разобрали и вывезли Янтарную комнату из Екатерининского дворца в городе Царское Село под Санкт-Петербургом. Они разрушили большую часть того, что осталось от Екатерининского дворца, который также был восстановлен, и кое-что еще предстоит сделать.

Хотя одна мозаика из Янтарной комнаты была выставлена ​​на аукцион и использовалась для реконструкции, остальную часть комнаты с тех пор никто не видел. Искусствоведы опасаются, что хрупкие части комнаты не сохранились. Ниже рассказ о человеке, который идет по горячим следам. Надеюсь, он найдет великолепную Янтарную комнату.

Караул Екатерининского дворца.

Военный оркестр приветствует посетителей Екатерининского дворца.

 

Посмотрите это видео National Geographic об истории Янтарной комнаты.

Википедия: О Янтарной комнате.

Немецкому пенсионеру нужна дрель для раскопок разграбленной нацистами Янтарной комнаты

Немецкому пенсионеру нужна дрель для раскопок разграбленной нацистами Янтарной комнаты Западный Рур для Янтарной комнаты, бесценного произведения искусства, украденного нацистами из Советского Союза во время Второй мировой войны и пропавшего без вести 70 лет, но говорит, что ему нужна новая дрель, чтобы помочь ему.

Названная Восьмым чудом света, Янтарная комната представляла собой богато украшенную комнату из янтарных панелей, подаренную царю Петру Великому прусским Фридрихом Вильгельмом I в 1716 году.

Немецкие войска украли сокровищницу из дворца под Санкт-Петербургом в 1941 году и доставили ее в Кенигсберг, ныне российский анклав Калининград, прежде чем она исчезла.

Существует множество теорий заговора о местонахождении того, что некоторые называют самым ценным утерянным произведением искусства в мире. Некоторые историки считают, что он был уничтожен во время войны, другие говорят, что немцы контрабандой вывезли его в безопасное место.

Сейчас 68-летний пенсионер Карл-Хайнц Кляйне говорит, что, по его мнению, камера спрятана под городом Вупперталь, в глубине промышленного Рура на западе Германии.

Проанализировав улики, Кляйне пришел к выводу, что Эрих Кох, главный администратор нацистов в Восточной Пруссии, возможно, тайно отправил их в свой родной город.

«В Вуппертале есть большое количество туннелей и бункеров, в которых еще не исследована Янтарная комната. Мы начали искать здесь возможные тайники, — сказал Кляйн.

«Но поиск очень затратный. Нам нужны помощники, специальное оборудование и деньги», — сказал Кляйн агентству Reuters, добавив, что строительная фирма, которая одолжила ему дрель, попросила ее обратно.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *