История янтарной комнаты в екатерининском дворце: Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны

Содержание

Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны

Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.

Для работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел и придворным архитектором прусского короля назначили шведа фон Гете, у которого с янтарем отношения не сложились. Вольфраму тоже дали отставку. Вскоре Фридриха Вильгельма осенила новая идея — создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику — Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз. Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.

Янтарная комната в России

В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще и яхту «Либурника». Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом — при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца — своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно «под янтарь» и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце  Царского Села.

Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась — прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.

Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.

Восстановление Янтарной комнаты

В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были  завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил  работами Александр Журавлев.

За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном «Рургаз» о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, — флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты. 

В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику «Царское Село». В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из  уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века. 

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней «Осязание и обоняние», выполненную в технике флорентийской мозаики.

К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским  экспертным советом с оценкой «отлично».

Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату — Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.

Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.

Официальное открытие

Янтарной комнаты  состоялось 31 мая 2003 года , в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии  Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петребурге.  

3 июня 2003 года в Екатерининский дворец пришли все желающие.

Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола  ‑ 100 кв. метров,  облицовка  трех  стен  янтарем ‑  86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

 ‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы «РургазАГ»;

 ‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%

 ‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;

‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

Все справки>>

Янтарная комната — РИА Новости, 31.05.2013

В центре потолка находилась огромная картина неизвестного венецианского мастера XVIII века, изображающая Мудрость, охраняющую Юность от соблазнов любви. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно, в четырех из которых установили мозаики из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции, изображавшие аллегории пяти природных чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние.

За сохранностью Янтарной комнаты тщательно следили, для чего в 1758 году учредили специальную должность «надзирателя за янтарем».

Хрупкий декор не мог долго оставаться без постоянного присмотра и реставраций. Это обстоятельство побудило пригласить из Пруссии янтарных дел мастера Фридриха Роггенбука. В 1761 году на помощь к нему приехали еще несколько прусских резчиков по янтарю, среди них сын Роггенбука — Иоганн.

В 1763 году Екатерина II издала указ о замене всех расписанных «под янтарь» холстов на настоящую янтарную мозаику.

Под руководством Роггенбука были введены дополнения в янтарную отделку интерьера: базы под пилястры, восемь гладких узких щитов для заполнения промежутков между пилястрами, угловой столик, десюдепорт восточной стены, гирлянды на аттике. В этих гирляндах были использованы маски из числа янтарных деталей, привезенных из Пруссии вместе с готовыми панелями, но без указания места их назначения. Кроме того, Роггенбук ввел много дополнительных деталей в первоначальный декор настенных панно. Среди них — рокайли, цветы, картуши, вензеля Екатерины и двуглавого российского орла в оформлении рамы, подаренной Фридрихом II.

Работы в интерьере Янтарной комнаты были завершены лишь в 1770 году.

Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводились реставрационные работы Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893-1897 годах, в ХХ веке — в 1933-1935 годах.

На лето 1941 года была намечена масштабная реставрация Янтарной комнаты, но начавшаяся война нарушила все планы. В первые дни Великой Отечественной войны, когда в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей, из-за хрупкости панелей Янтарной комнаты было решено не вывозить их вглубь страны, а произвести консервацию на месте. Заклеенные тонким слоем папиросной бумаги и марлевой тканью панно заложили ватиновыми чехлами и закрыли деревянными щитами.

Вместе с немецкими частями, вошедшими в Пушкин, прибыли специалисты из команды «Кунсткомиссион», занимавшейся вывозом художественных ценностей. Оккупанты демонтировали и отправили панно в Кенигсберг (ныне — Калининград).

В Кенигсберге они и находилась до весны 1945 года. Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. При отступлении немцев панели снова были разобраны и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. В 1967 году была создана государственная комиссия по розыску шедевра.

В 1984 году, после многолетних и бесплодных поисков, комиссия была упразднена.

Существует множество версий местонахождения Янтарной комнаты. У каждой есть свои сторонники и противники. Пользуется популярностью предположение, что комната спрятана в тайнике на территории нынешней Калининградской области. Разветвленная сеть подземелий и катакомб протяженностью в десятки километров связывает друг с другом разные уголки Кенигсберга. Согласно другой версии Янтарную комнату следует искать на территории восточноевропейских государств. Существует также версия, согласно которой перед войной по приказанию Сталина была изготовлена копия Янтарной комнаты, а подлинник вывезли в Москву вместе со всеми эвакуированными экспонатами Царского Села, где он скрывается до сих пор.

В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно. Главный архитектор Екатерининского дворца Александр Кедринский — один из немногих, кто видел подлинную Янтарную комнату — вскоре приступил к созданию проекта восстановления утраченного шедевра. В 1983 году была создана «Царскосельская янтарная мастерская», которую возглавил Александр Журавлев.
Удалось отыскать 86 фотографий и негативов Янтарной комнаты. Приведя их к единому масштабу, специалисты воссоздали ее общий вид, элементы отделки в деталях, выяснили размеры панелей и другого декора. Для определения высоты рельефа была произведена фотограмметрия янтарных панно.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение».

Средства на воссоздание Янтарного кабинета поступали из федерального бюджета. За 20 лет было израсходовано 7,85 миллиона долларов. В 1999 году было подписано соглашение, по которому немецкая фирма Ruhrgas AG инвестировала 3,5 миллиона долларов на завершение работ по восстановлению Янтарной комнаты.

В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.

31 мая 2003 года, в год 300-летия Санкт-Петербурга, президент России Владимир Путин и канцлер ФРГ Герхард Шредер вместе с руководителями государств-участников саммита Россия-ЕС торжественно открыли возрожденную Янтарную комнату в Екатерининском дворце.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 

Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны

История создания Янтарной комнаты

 

Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.


Для работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел и придворным архитектором прусского короля назначили шведа фон Гете, у которого с янтарем отношения не сложились. Вольфраму тоже дали отставку. Вскоре Фридриха Вильгельма осенила новая идея — создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику — Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз. Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.


Янтарная комната в России


В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще и яхту «Либурника». Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом — при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца — своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно «под янтарь» и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце  Царского Села.


Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.


Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась — прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.


Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.


Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.


Восстановление Янтарной комнаты


В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были  завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил  работами Александр Журавлев.


За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.


6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном «Рургаз» о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.


29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, — флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.


В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику «Царское Село». В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из  уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.


В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней «Осязание и обоняние», выполненную в технике флорентийской мозаики.


К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским  экспертным советом с оценкой «отлично».


Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату — Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.


Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.


Официальное открытие


Янтарной комнаты  состоялось 31 мая 2003 года , в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии  Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петребурге.


3 июня 2003 года в Екатерининский дворец пришли все желающие.


Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола  ‑ 100 кв. метров,  облицовка  трех  стен  янтарем ‑  86 кв. метров.


Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:


‑ 11, 35 млн долларов, в том числе 7,85 млн из бюджета России и 3,5 млн из средств немецкой фирмы «РургазАГ»;


‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%;


‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;

 

‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.


Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Янтарная комната в Пушкине: история, тайны, факты, фото

Чудес света семь. В классическом исчислении. Если нам бы предложили расширить их до восьми и для этого выбрать еще одно из множества рукотворных шедевров, мы бы остановились на Янтарной комнате. Не потому, что мы живем в Петербурге. А почему — читайте нашу статью и смотрите фотографии.

Янтарная комната. Зал

Основные факты о Янтарной комнате кратко

1. Подарена прусским королем Петру I как «янтарный кабинет».
2. Расширена до размеров комнаты по инициативе Елизаветы I, открыта в Екатерининском дворце Царского Села при Екатерине II.
3. В 1941 году вывезена немецко-фашистскими войсками в Восточную Пруссию, город Кенигсберг, ныне Калининград.
4. Весной 1945 года исчезла при невыясненных обстоятельствах. Текущее состояние и местонахождение неизвестно, вероятно всего в США (об этом в самом конце статьи).
5. В 2003 году в Екатерининском дворце открыта полноценная копия Янтарной комнаты. Экспонируется круглогодично для туристов. Пользуется крайней популярностью, попасть в нее в сезон очень непросто.

Янтарная комната. Потолок

История Янтарной комнаты

Публика любит сюжет. Здесь он есть, причем сюжет из жизни, непридуманный. С открытым финалом, который возможно «закроется», а возможно и нет. И с множеством неотвеченных вопросов. Наследие войны, но не в виде неразорвавшихся мин и снарядом, а в виде загадки, которую пытаются отгадать уже больше 75 лет. Шедевр искусства из «солнечного камня», как называют янтарь, оказался поневоле вовлечен в непростые отношения элит двух ведущих европейских держав. И может быть именно эти отношения послужат разгадкой тайны его местонахождения.

Янтарный кабинет, как он изначально назывался, был задуман в 1701 году для берлинского дворца Литценбург — супруги прусского короля Фридриха I по имени София-Шарлотта. В 1709 году она умерла, Литценбург переименовали в Шарлоттенбург (под этим именем мы его знаем сейчас), а Янтарный кабинет должен был переехать в другой дворец — Ораниенбург — уже в виде Янтарной галереи.

Однако в 1713 году умирает и Фридрих I. Проект остается незавершенным. Янтарь — материал крайне непростой, хрупкий. Возиться с ним приходится долго и кропотливо. Многое уже, впрочем, есть: некоторое количество панелей, которые можно показывать. И — дарить. В 1712 или 1713 году эти панели показывают важному гостю — российскому императору Петру I, который оказывается от них в восторге.

Янтарная комната. Герб

В 1716 году Фридрих Вильгельм I (сын Фридриха I) дарит панели Петру I, в 1717 они прибывают в Петербург.

Но и у нас с крайне капризным материалом справиться быстро не получилось. Петр I «похоронил» панели в Летнем дворце, как будто бы забыв о них. Возможно, причиной послужило то, что части элементов конструкции почему-то не хватало.

И только императрица Елизавета I начинает активно заниматься шедевром. Сначала она собирает его в новом Зимнем дворце, а затем приказывает перевезти кабинет в резиденцию Царское Село, в, как он тогда назывался, Большой Царскосельский дворец (ныне Екатерининский). Кабинет определили в зал, который превосходил кабинет по объему. Из-за этого появляется необходимость в дополнительных элементах.

Янтарная комната. Резьба по янтарю

Но и Елизавете не удается завершить свой замысел. Работа растягивается на десятилетия. Она завершается уже во времена Екатерины II, которая поручила прусским и немецким мастерам изготовить дополнительные панели, поставить мебель и добавить другие элементы.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

В 1771 году Янтарная комната наконец представлена публике в своем нынешнем (если так уместно говорить с учетом того, что сейчас мы обладаем лишь копией) виде. Выглядела она грандиозно: ее освещали 565 свечей в бронзовых и деревянных бра, а 24 зеркальные пилястры и два зеркала отражали пламя и подчеркивали световые свойства камня. Пруссы прозвали янтарь «горящим камнем»: яркий свет как будто рождал пламя внутри.

И вот исторически-географическая перекличка: императрица, в девичестве прусская принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская родом из Пруссии, из в общем-то тех самых мест, что и Фридрих I и Фридрих-Вильгельм I. Получается, что немцы начали — немка закончила. То, что должно было достаться Софии-Шарлотте, оказалось в итоге у Софии Августы. История закольцевалась.

Более того, с 1762 года начинается, скажем так, «немецкий след» в династии Романовых (которые официально звались как Гольштейн-Готторп-Романовы). Эту тему мы не будем здесь рассматривать, но отметим, что между Россией и Пруссией воцарились непростые родственные отношения. Настолько непростые и запутанные, что ряд историков полагают, что Россией до 1917 года правили немцы по крови.

Здесь уместно упомянуть вот какой любопытный штрих, не нашедший пока подтверждения в архивах. Якобы Фридрих Вильгельм дарил Янтарный кабинет именно Романовым, и, следовательно, только Романовы вправе им владеть. Стало быть, если нет династии на троне — кабинет надо вернуть. И в свете последовавших в середине XX века событий этот штрих, был ли он в реальности или нет, приобретает особое «звучание».

Осенью 1941 года немецко-фашистские войска окружают Ленинград, входят в Пушкин и занимают Екатерининский дворец. Основные музейные ценности эвакуированы — все, кроме Янтарной комнаты. В чем же причина? Кто-то пишет о том, что для этого не было приказа из Москвы. Кто-то о том, что янтарь при попытке снять панели начал осыпаться, и транспортировать его было невозможно — и это основная версия. Кто-то указывает на недостаток времени. В любом случае загадка, хотя бы потому что немцы собрали панели в ящики за 36 часов и по железной дороге успешно доставили в Кенигсберг (Калининград). Как-то же у них это получилось? Да и для эвакуации остальных музейных предметов время каким-то образом нашлось. Более того, эвакуационные планы были составлены за несколько лет до войны и регулярно обновлялись.

Перед эвакуацией один из немецких офицеров вырезал из панелей флорентийскую мозаику «Осязание и обоняние», одну из четырех каменных картин, которые были изготовлены по заказу Екатерины II в 1787 году. И переправил ее в Германию, предположительно, в санитарным поездом.

В конце 1941 года Янтарная комната оказывается в Восточной Пруссии. Можно сказать, она вернулась на «родину», создав в нашем сюжете еще одно «кольцо». Ее выставляют в зале Королевского (Кенигсбергского ) замка, но не полностью: нынешняя экспозиция на треть меньше той, что была в Екатерининском дворце. Дело и в размерах зала, и, возможно, что в том, что немцы хотят «воспроизвести» ту, «настоящую», прусскую комнату, а, точнее, кабинет, без русских дополнений. «Усечение» имело определенные последствия для искателей Янтарной комнаты во второй половине XX века. «Лишние» панели директор художественных коллекций замка Альфред Роде отправлял по приказу Гитлера в «материковую» Германию. Спустя годы они попадались искателям и ставили последних в тупик: если есть часть, то где-то рядом и все остальное. Но где же оно, это остальное? Почему его никак не удается найти?

В том-то и дело, что остальная часть исчезла. Случилось это в апреле 1945 года, в то самое время, когда советские война брали Кенигсберг. О том, где искать, немного ниже.

Янтарная комната. Отделка

В 1979 году принято решение о воссоздании Янтарной комнаты на прежнем месте, в г. Пушкин (Царское Село). Работы шли активно с начала 1980-х годов и были завершены только в 2003-м. Что неудивительно, если учесть огромный объем задач, который стоял перед мастерами.

Янтарная комната. Панно

А также тот факт, что у них в качестве «образцов» было всего лишь несколько десятков черно-белых снимков оригинала и один цветной автохром, созданный в 1917 году.

Высоту рельефа панно удалось высчитать с точностью до 1 миллиметра. Точность работы реставраторов гарантировала наука, а «протестировал» и подтвердил случай. Помните ту самую флорентийскую мозаику «Осязание и обоняние»? Она всплыла в Германии в 1997 году. Сын фашиста-прохвоста решил продать ее. Тут его и «приняли». А мозаику вернули в Россию. К слову, то, что вы увидите во время экскурсии, — это копия «Осязания и обоняния», оригинал хранится в запасниках. Видимо, во избежание.

Где искать Янтарную комнату? И есть ли в этом смысл?

Версий, куда таинственно пропала Янтарная комната, насчитывают около несколько сотен. Есть более и менее проработанные. Самые популярные:
— шедевр погиб при пожаре в Королевском замке в 1945-м;
— погиб при эвакуации из Кенигсберга;
— не погиб, а был спрятан в тайник где-то поблизости или в Германии или в Польше;
— вывезен бежавшими нацистскими преступниками в Латинскую Америку;
— ну и так далее.

Искали Янтарную комнату многие. И многие из искателей распрощались с жизнью при странных обстоятельствах. Самая известная смерть «принадлежит» бывшему солдату вермахта, уроженцу Кенигсберга и по совместительству достопочтенному западногерманскому фермеру Георгу Штайну. Он лично видел Янтарную комнату во время войны в замке, а в мирный период решил посвятить жизнь ее розыску. И вот когда в 1987 году он решил, что тайна раскрыта, и по этому поводу надо созвать пресс-конференцию, его нашли изрезанным скальпелем на окраине Мюнхена. По версии следствия, Штайн зачем-то покончил жизнь самоубийством. Вскоре после этого последовали еще ряд любопытных смертей, в частности, другого искателя по имени Пауль Энке, офицера Штази. Не будем подробно все пересказывать, об этом написано много книг, не говоря уж о статьях.

Одна версия кажется нам наиболее, что ли, изученной и продуманной, а потому — убедительной. Она принадлежит калининградскому историку Александру Мосякину. На ее основе телекомпания «Останкино» в 2015 сняла двухсерийный фильм-расследование (ниже), а сам Александр Георгиевич излагает ее в своей книге.

Если кратко, то версия звучит так. Апрель 1945 года. Ящики с янтарными панелями хранятся в Королевском замке. В 1944 панели были разобраны, упакованы и перемещены в подвалы по приказу Альфреда Роде сюда всего за четыре недели до жуткой бомбардировки Кенигсберга союзниками.

В какой-то момент вскоре после того, как город оказался под полным контролем советских войск, в помещение с ящиками входит советский офицер. На его вопрос «Что в ящиках?» ему отвечают «Музейные ценности». Спустя какое-то время ценности, помеченные как немецкие музейные трофеи (а не вновь найденные русские), отправляются в соответствующие службы НКВД и со временем оказывается в Восточном Берлине.

Янтарную комнату в этот исторический момент, в апреле 1945-го, никто не опознал. Ее просто, видимо, специально не искали — как-то было чем заняться. А ящики с трофеями — так мало ли какие и сколько ящиков попадались, подлежали описи и транспортировке. Их было очень много, и неудивительно, что янтарь прошел буквально сквозь пальцы.

В 1950 году, промаркированные как немецкие музейные ценности, янтарные панели были переправлены в Западный Берлин… в уплату долга Советского союза перед США по ленд-лизу.

В тот момент, когда активные поиски Янтарной комнаты начались по приказу Сталина, в Министерстве государственной безопасности страны изобрели легенду, что она то ли сгорела, то ли не сгорела, то ли ее спрятали, то ли что. Не признаваться же в самом деле в том, что не разглядели шедевр и отдали заклятому другу?

Что было с комнатой дальше? Похоже, что она оказалась в немецком Касселе, в музее, а потом — или отправилась за океан, или до сих пор где-то в Германии, на своей исторической родине. Историк придерживается того, что искать ее надо в США.

Вот ссылка на одну из книг Александра Мосякина. И еще на одну.
Для тех, кто не хочет читать, ниже первая серия фильма «Останкино» (вторая серия также легко ищется), но тут, конечно, менее подробно:

Получится ли вернуть когда-либо Янтарную комнату в Россию? Рискнем предположить, что вопрос, похоже, зависит не столько от поисковых усилий, сколько от политики. Покойный легендарный директор музея-заповедника «Царское Село» Иван Петрович Саутов вспомнил в интервью эпизод, который в свете расследования Александра Мосякина обретает новые краски. В 1998 году на него инициативно вышел немецкий газовый концерн E. ON Ruhrgas. Его представили хотели профинансировать воссоздание Янтарной комнаты. И были ну очень настойчивы. Саутов им сначала отказал. Но они пришли еще раз, уже с более привлекательным в финансовом плане предложением. И даже еще до подписания соглашения о сотрудничестве профинансировали покупку оборудования для янтарной мастерской. Удивительная, конечно, прыткость. И может быть, хм, по-разному интерпретирована.

Очень похоже на то, что правда о подлинной Янтарной комнате всплывет или очень не скоро, или при каком-нибудь резком повороте во взаимоотношениях России с другими странами. Так, в общем-то, с ней всегда и было, ровно с того момента, когда прусский король Фридрих Вильгельм I захотел задобрить своего российского партнера по имени Петр I.

Фотографии Янтарной комнаты
предоставлены ГМЗ «Царское Село»

P.S. По объявлению ниже вы можете заказать экскурсию на автобусе в Царское Село с посещением Екатерининского дворца и Янтарной комнаты:

Истории Янтарной комнаты — РИА Новости, 08.05.2003

С.-ПЕТЕРБУРГ, 8 мая. /Корр. РИА «Новости» Анна Новак/. Янтарный кабинет — выполненные из янтаря панно, предназначенные для украшения парадного помещения — был подарен Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в 1716 году. При Елизавете Петровне, в 1755 году, кабинет украсил один из залов Большого дворца в Царском Селе.

> Солнечные панно Янтарной комнаты радовали глаз жителей и гостей дворца в петербургском пригороде почти 200 лет. Во время Великой Отечественной войны фашистские оккупанты разобрали янтарные панно и отправили их в город Кенигсберг /Восточная Пруссия/. До сих пор судьба Янтарной комнаты неизвестна — все ее поиски оказались безрезультатными.

В 1979 году Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании Янтарной комнаты. Спустя несколько лет — в 1983 году — главный архитектор Екатерининского дворца Александр Кедринский, один из немногих, видевший уникальный подлинник, приступил к созданию проекта воссоздания утраченного кабинета. Он обратился к черно-белым фотографиям, сделанным сотрудниками музея накануне войны — на 1941 год намечалась серьезная реставрация памятника.

Над воссозданием Янтарной комнаты начали работать специалисты — янтарщики, камнерезы, архитекторы «Царскосельской янтарной мастерской». За годы ее существования здесь трудилось много специалистов. Кто-то уходил, приходили новые люди, но «ядро» коллектива — около 10 человек — всегда оставалось неизменным. С тремя старейшими представителями этой мастерской — Владимиром Домрачевым, Сергеем Каминским и Владимиром Мезенцевым побеседовал корреспондент РИА «Новости».

Все трое янтарщиков, как и многие другие реставраторы мастерской, не имеют специального реставрационного образования. Так, Владимир Мезенцев — выпускник Ленинградского инженерно-строительного института, у Владимира Домрачева за спиной образование, полученное в Художественно-промышленном училище имени Мухиной, а Сергей Каминский, который не завершил обучение в театральном институте, считает, что годы работы гравером в Эрмитаже дали ему намного больше, чем учеба в любом вузе.

Все реставраторы признаются, что пришли в мастерскую только попробовать свои силы. Пришли и остались здесь надолго. «Время здесь летит очень быстро, просто не успеваешь оглянуться, проходят дни, недели, месяцы и годы», — замечает Владимир Мезенцев. Сами себя эти мастера называют «стариками». Мастерская для них — второй дом, даже праздники они предпочитают отмечать здесь.

За годы, отданные воссозданию Янтарной комнаты, не раз возникало искушение оставить мастерскую, отмечает Владимир Домрачев. Сказывались усталость, однообразие работы, безденежье в сложные «постперестроечные» времена. К тому же мастерам приходится наступить на горло собственной песне и пытаться повторить то, что делали предыдущие поколения. Вместе с тем, без ложной скромности янтарщики отмечают, что их произведения намного изящнее оригинала, поскольку, по их словам, в техническом плане возможности современных специалистов намного выше, чем у мастеров XVIII века.

Владимир Мезенцев говорит, что до того, как он попал в мастерскую, янтарь как ювелирный камень был ему глубоко несимпатичен: грузные бусы, браслеты и броши, красовавшиеся на советских дамах, казались молодому архитектору непривлекательными. Поэтому, познакомившись с возможностями, которые открывает для мастера этот камень, Мезенцев был даже несколько ошарашен. Теперь к янтарю у него особое отношение: как и его коллеги по мастерской Мезенцев может определить возраст камня даже на ощупь. Каждый из них считает янтарь мягким и добрым, хотя признает при этом, что это очень сложный материал: он крайне неудобен в работе, не только потому, что дорогостоящий, но и потому, что необратим — стоит сделать одно неверное движение, и он загублен. Кроме того, янтарь капризен, его пласты сами задают направление и характер веточки, профиля, завитушки и не всегда получается то, что хочешь сделать.

Окончания работ по восстановлению Янтарной комнаты реставраторы ждут с нетерпением, говорят об общей усталости, и о том, что хочется быстрее увидеть результат своей работы. По признанию Сергея Каминского, когда он войдет в полностью воссозданную Янтарную комнату, то понимание того, что все, наконец, завершилось, принесет два чувства одновременно — радости и горечи.

Мастера верят, что созданное ими станет достоянием не только современников, но и следующих поколений: «Мой сын приведет в Янтарную комнату моего внука и скажет, что это делал его дед», — надеется Владимир Домрачев.

К 13 мая работы над воссозданием Янтарного кабинета будут завершены окончательно. В этот день Экспертный Совет, в который входят представители Министерства культуры РФ, ГМЗ «Царское Село» и немецкой фирмы «Рургаз» подпишет Акт о завершении работ.

31 мая, как ожидается, Янтарную комнату увидят главы государств, которые прибудут в Петербург на празднование юбилея города на Неве. Церемония официального открытия уникального Янтарного кабинета состоится 3 июня.

Как русским подарили Янтарную комнату — История России

«Следы» знаменитой комнаты постоянно находят в разных местах Европы: в Австрии, Баварии, Чехии, а также в Калининграде. В 2017 году «в деле» оказались и польские поисковики с информацией о том, что обнаружены остатки Янтарной комнаты во время раскопок старого немецкого бункера. Есть слухи, что она давно вывезена в Америку… Все эти сообщения, как ни грустно констатировать, рассчитаны больше на привлечение туристов. Но надежда умирает последней…

Считается, что автором проекта Янтарной комнаты был главный архитектор прусского королевского двора Андреас Шлютер. Король Фридрих I решил создать янтарный кабинет в своем замке Шарлоттенбург. Впервые во время перестройки Большого королевского дворца в Берлине стали использовать для отделки янтарь, что ранее не делалось. Для работы с янтарем привлекались специалисты из Дании и Швеции. Но дело не было доведено до конца из-за смерти короля. А новому королю Фридриху Вильгельму I этот кабинет оказался вообще не нужен.

Фридрих Вильгельм I

Все детали кабинета собрали и спрятали в берлинский Цейхгауз. А уже потом о комнате узнал Петр I, и ему очень захотелось получить ее для размещения в Кунсткамере. Оказалось, в решении дипломатических вопросов ничего невозможного нет.

В начале XVIII века между Россией и Пруссией сложились очень неплохие отношения, и Фридрих Вильгельм I сделал поистине царский подарок русскому царю Петру I. Ответным даром стали 55 русских гренадеров и кубок, который Петр сделал собственными руками.

Комната была очень громоздкой, ее везли на восемнадцати телегах через Кёнигсберг, Мемель и Ригу. В России комнатой занимался губернатор Санкт-Петербурга Александр Меншиков. По некоторым данным, в ящиках с подарком не хватало отдельных деталей, и тот долго пролежал невостребованным в людских покоях Летнего дворца Петра.

Долгое время о Янтарной комнате никто не вспоминал, пока на престол не взошла дочь Петра I Елизавета. Она сочла возможным использовать янтарный кабинет для украшения Зимнего дворца – своей официальной резиденции. Поручение получил обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который заменил недостающие детали зеркалами и панно под янтарь. В результате всех действий Янтарная комната оказалась в Екатерининском дворце Царского Села. Комната занимала 100 квадратных метров, а 40 квадратных метров янтаря разместилось среди зеркал. Весь интерьер украшала флорентийская мозаика.

С 1746 года именно здесь проходили официальные приемы, но уже через несколько лет высочайшим повелением комнату перенесли в Большой дворец Царского Села. Окончательно оформление комнаты завершилось уже при Екатерине Великой. Императрица лично внесла некоторые изменения в отделку комнаты.

Реставрации Янтарной комнаты проводились пять раз, а серьезные работы должны были начаться в 1941 году. Но не успели. Началась война. Комнату, несмотря на все усилия, вывезти в тыл не смогли. Очень много было хрупких деталей. Все законсервировали, но спасти не удалось. Нацисты вывезли ее в Кёнигсберг. В одном из залов Кёнигсбергского замка были смонтированы похищенные экспонаты, которые стали главным украшением имеющегося музея.

С апреля 1945 года Янтарной комнаты никто больше не видел. Нацисты вывезли ее из Кёнигсберга в неизвестном направлении. Ходит масса легенд о ее судьбе. Более 70 лет продолжается ее поиск. Написано большое количество книг, сняты художественные и документальные фильмы, но истина все еще где-то там.

Тем не менее Янтарная комната сегодня существует не только в воспоминаниях. В конце 70-х годов Совет министров СССР принял решение восстановить знаменитый кабинет. Работы продолжались более 20 лет, в них было задействовано 40 специалистов.

Восстановление комнаты в Екатерининском дворце было завершено 13 мая 2003 года. Работы у царскосельских реставраторов принимал российско-германский экспертный совет.

С 3 июня 2003 года в Екатерининский дворец могут приходить все желающие.

Новая версия местонахождения Янтарной комнаты: lovers_of_art — LiveJournal

Catherine Palace - interior Amber Room.jpg

Царское село (Пушкин) — Екатерининский дворец — Янтарная комната


Янтарная комната (первоначально: Янтарный кабинет, «Янтарная камора») — знаменитый шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Второй мировой войны. В отделке преимущественно использовался янтарь — большой кабинет состоял из янтарных панелей, украшений и панно. Создана немецкими мастерами для прусского короля Фридриха I, затем подарена Петру I, после чего дополнена зеркальными пилястрами под руководством Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771), так как размеры изначального янтарного кабинета были гораздо меньше того помещения, где она была выставлена в России. Считалась жемчужиной летней резиденции российских императоров в Царском Селе.


В 1743 году императрица Елизавета Петровна поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер-архитектора Бартоломео Франческо Растрелли «исправить» кабинет. Растрелли ввёл в отделку золочёную деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. И к 1770 году под надзором Растрелли кабинет преображается в знаменитую Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе, существенно увеличившись в размерах и роскоши.
Мозаичная картина Осязание и Обоняние -  Италия - 1751 ( входила в цикл мозаик подаренных Елизавете Петровне императрицей Марией Терезией).JPG

Мозаичная картина Осязание и Обоняние — Италия — 1751 ( входила в цикл мозаик подаренных Елизавете Петровне императрицей Марией Терезией)
Один из сохранившихся подлинных фрагментов Янтарной комнаты (собрание Эрмитажа)


Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. Реставрация проводилась в 1833, 1865, 1893-1897, 1933-1935 годах. Серьёзная реставрация намечалась на 1941 год, однако реализовать проект помешали Великая Отечественная война.

Во время Великой Отечественной войны дворец оказался на оккупированных территориях и Янтарная комната была вывезена немецкими войсками. Во время штурма Кёнигсберга советскими войсками в апреле 1945 года Янтарная комната бесследно исчезла. Её дальнейшая судьба до сих пор остаётся загадкой. Естественно, существует множество версий о предположительном её местонахождении.


Мозаичная картина Осязание и Обоняние -  Италия - 1751 ( входила в цикл мозаик подаренных Елизавете Петровне императрицей Марией Терезией).JPG
Есть большая вероятность, что Янтарная комната спрятана в подземном убежище в Германии, рассказал РИА Новости немецкий поисковик-любитель, профессор химии Карл-Хайнц Кляйне, добавив, что в случае обнаружения шедевра его группа намерена передать его России.

Ранее директор музея Второй мировой войны в Мамерках на северо-западе Польши Бартоломей Плебаньчик заявил, что сотрудникам музея удалось обнаружить вход в тоннель, в котором может быть спрятана Янтарная комната. Предполагается, что тоннель будет открыт в конце июня.

«Если мы найдем Янтарную комнату, то она будет однозначно принадлежать России. Конечно, мы договоримся о том, чтобы в первый раз она была выставлена в Германии. Но собственник — это Россия», — заявил Кляйне.

Группа Кляйна около десяти лет ведет исследования в немецком городе Вупперталь, где, по версии энтузиастов, и теряются следы Янтарной комнаты. Ее исчезновение прямо связывают с личностью местного уроженца, обер-президента Восточной Пруссии и рейхскомиссара Украины Эриха Коха.

«Кох был, наверное, самым богатым нацистом. У него была возможность грабить все музеи в восточноевропейской части. Он грабил, как самый настоящий разбойник. В середине 1944 года Янтарная комната была отправлена из Кёнингсберга в направлении Германии. Кох был железнодорожником. Безусловно, он никогда не воспользовался бы для перевозки такого крупного и ценного груза грузовиками. Это было сделано исключительно на поезде», — считает Кляйне.

По мнению Кляйне, Коху было известно о том, что на территории Вупперталя расположены 170 бункеров и шахт — это крайне разнообразные подземные сооружения, начиная от противовоздушных убежищ до подземных военных фабрик, все тщательно укрепленные. По словам эксперта, его группа уже обследовала около 50 подобных сооружений. Вскрытие бункеров и шахт идет медленно, несмотря на тесное сотрудничество с властями города, потому что сейчас известны только названия улиц, где они располагались. Во время войны авиация союзников в значительной степени разрушила Вупперталь.

По словам Кляйне, домовладельцы довольно неохотно идут на контакт с поисковиками, если выясняется, что под их зданием когда-то располагался бункер, потому что «это означает дополнительное беспокойство».


Мозаичная картина Осязание и Обоняние -  Италия - 1751 ( входила в цикл мозаик подаренных Елизавете Петровне императрицей Марией Терезией).JPG
В 1981 году были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты (в период с 1981 по 1997 год проводились под руководством Александра Журавлёва).

Над научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты специально созданной «Царскосельской янтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Несколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива. В 1990-е годы работа была приостановлена из-за нехватки финансирования и проблем с поставками сырья.

В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, Янтарная комната была восстановлена в полном объёме (из калининградского янтаря), в том числе на деньги немецкой стороны (компания E.ON Ruhrgas). В настоящее время доступна для посещения в Екатерининском дворце.


Реконструированная Янтарная комната.JPG

Реконструированная Янтарная комната


Основатель, совместно с Юлианом Семёновым, Международного комитета по поиску Янтарной комнаты барон Эдуард фон Фальц-Фейн отмечал:

«Искали 20 лет, потратили на экспедиции по всему миру невероятные деньги, собрали громадный архив, чтобы потом узнать, что комната сгорела».

Посещавший старую комнату, он высказал мнение, что восстановленная комната сделана лучше, чем прежняя.

Янтарная комната. Экскурсии по Петербургу. Утро на 5

охотников за сокровищами находят выход в «секретный бункер, содержащий давно потерянную нацистами добычу Янтарной комнаты за 250 миллионов фунтов стерлингов» — The Sun

Охотники за сокровищами считают, что они на один шаг ближе к поиску Янтарной комнаты стоимостью 250 миллионов фунтов стерлингов, украденной нацистами во время Второй мировой войны.

Комната была построена для русского царя Петра Великого в 1700-х годах и была заполнена драгоценными камнями, золотом и янтарем до того, как ее разграбили нацисты в 1941 году.

8

Польские охотники за сокровищами считают, что через этот люк можно попасть в Янтарную комнату.

8

Это графическая репродукция того, что искатели сокровищ считают входом в Янтарную комнату.

8

Это единственная цветная фотография Янтарной комнаты до Второй мировой войны Кредит: Рекс Особенности

Его содержимое исчезло в конце Второй мировой войны, и десятилетиями охотники за сокровищами безуспешно искали по всей Европе.

Но боссы охотников за сокровищами заявляют, что потайной вход в секретный бункер, где могут храниться сокровища, мог быть найден недалеко от города Венгожево на северо-востоке Польши.

Бартломей Плебанчик из музея Мамерки Бункер сказал: «Мы можем категорически сказать, что сделали прорыв в поисках.

«Благодаря использованию профессионального георадара мы смогли определить местоположение подземного туннеля.

«Выкопав место, указанное устройством, мы действительно нашли люк, который почти наверняка не открывался со времен войны.”

Он продолжил: «Несколько десятков лет прошло с тех пор, как вход был закопан. В то время на оригинальной плите размером 1,5 х 1,5 м, закрывающей вход, выросло дерево.

«Пока дерево не будет срублено, нет физической возможности открыть вход.

«Наличие сундука доказывает, что люк никто не открывал последние несколько десятилетий».

СИДЕНИЕ НА ЗОЛОТОЙ Шахте

Группе также потребуется разрешение правительства, прежде чем они смогут начать раскопки, но они надеются, что получат его к концу этого месяца.

Это место раньше было восточным штабом немецкой армии и находилось недалеко от первого военного штаба Гитлера на Восточном фронте — печально известного Волчьего логова.

Говорят, что здесь находились награбленные Гитлером сокровища, в том числе Янтарная комната.

Нацисты украли предметы из комнаты во время вторжения в Советский Союз в 1941 году.

Когда они прибыли в Белый дворец Екатерины Великой под Санкт-Петербургом, они отвезли драгоценное содержимое в замок Койнигберг, который тогда был Восточной Пруссией, а теперь находится всего в двух часах езды от бункера.

Содержимое пропало в январе 1945 года после авианалетов и штурма города.

Некоторые утверждали, что он был разрушен бомбами, а другие предполагали, что нацисты перевезли его в безопасное место.

8

История Янтарной комнаты

Янтарная комната была подарком Прусского Фридриха-Вильгельма I Петру Великому в 1716 году

Он состоял из шести тонн янтарной смолы, и на его завершение ушло 10 летI

В 1755 году он был перенесен в Екатерининский дворец — в 17 милях к югу от Санкт-Петербурга

В 1941 году нацисты окружили город, который в советское время назывался Ленинградом

Нацисты разграбили комнату и забрали драгоценное содержимое из прусского города Кенигсбергского замка

Содержимое комнаты не видели с 1945 года

НИКОГДА НЕ НАХОДИЛИ

Поиски Янтарной комнаты продолжаются с конца войны.

Обыски вокруг музея Мамерки проводятся не впервые.

В 2016 году поиски янтарного панно возле бывших немецких бункеров в деревне Мамерки, музей Мамерки, Польша, не увенчались успехом.

В 2017 году охотники за сокровищами считают, что они обнаружили легендарную комнату в пещере, которую использовали нацисты, на холмах Хартенштайн недалеко от Дрездена, Германия, но ничего не нашли.

Прошлым летом The Sun сообщила, что ветеран Красной Армии Иван Тихонов считал, что Янтарная комната находится под фан-зоной чемпионата мира по футболу в Англии.

Отец двоих детей сказал The Sun: «Это было последнее место, где его видели. Он все еще может быть там.

Он был там, когда замок штурмовал, и продолжил: «Бои были очень тяжелыми.

«Фашисты были очень опытными солдатами, и Кенигсберг был окружен минными заграждениями, окопами и колючей проволокой.

ГРЕЦИЯ — ЭТО СЛОВО

Британские отдыхающие делают ставку на Грецию в последней попытке получить летние каникулы

ЕДАЧИ ЧЕЛОВЕК

Редкий взгляд на «племя каннибалов», которое «съело» наследника Рокфеллера 60 лет назад

PLASTIC FANTASTIC

Ex » Человек Кен Долл ‘Джессика Алвес демонстрирует формы в едва заметном бикини

TERRIFYING BLAZE

Британцы сбегают из парка отдыха «Английский кемпинг», разрушенного сильным пожаром в Испании

ДЕРЖАТЬ ЕГО В

Подозреваемая Мэдди Макканн теряет апелляцию на досрочное освобождение с решением «уже сделано»

последнее

ПАДЕНИЕ НА МЕЧ

ВСЕ правительство Ливана уходит в отставку из-за мегавзрыва в Бейруте

«Когда мы вошли в город, он был полностью разрушен.9 апреля 1945 года мы взяли замок, и следующие две ночи я проспал в руинах.

«Мы еще не слышали о Янтарной комнате, это было намного позже. Подвалы были сбиты бомбами и обвалились, поэтому мы не спустились туда.

«Я не верю, что Янтарная комната была разрушена нашими ракетами. Немцы перенесли бы его в безопасное место ».

8

Эксперты говорят, что люк почти наверняка не открывали со времен войны. Тайна Янтарной комнаты: объяснение нацистского плана

8

Так выглядела Янтарная комната во дворце Екатерины Великой в ​​Санкт-Петербурге после того, как он был разграблен нацистамиКредит: Рекс Особенности

8

Янтарная комната, как говорят, стоит 250 миллионов фунтов стерлингов Кредит: Rex Features

8

Портрет Петра Великого, которому комната была подарена Фото: Алами

Мы платим за ваши истории! У вас есть история для новостной команды The Sun Online? Напишите нам по адресу tips @ the-sun.co.uk или позвоните по телефону 0207 782 4368. Вы можете WhatsApp по телефону 07810 791 502. Мы платим и за видео. Щелкните здесь, чтобы загрузить свой.


,

Неужели легендарная «Русская Янтарная комната» стоимостью 225 млн фунтов стерлингов, разграбленная нацистами, похоронена под ЗОНой болельщиков чемпионата мира в Англии?

Несмотря на десятки поисков клада в стиле Индианы Джонса по всей Восточной Европе, его так и не нашли.

В 1998 году две отдельные группы кладоискателей, немецкая и литовская, заявили, что они нашли сказочную комнату.

Немецкая команда указала на серебряный рудник, в то время как литовская команда считала, что сокровище затоплено в лагуне. Оба оказались ложными.

В 1950-х годах Эрих Кох, главный администратор нацистов в Восточной Пруссии, который, как полагают, контролировал транспортировку Янтарной комнаты из города Кенигсберг в Вупперталь в Германии.

15

Одна из самых крайних теорий заключается в том, что у Сталина на самом деле была вторая Янтарная комната, а немцы украли подделкуКредит: Алами

15

Гитлер и его генералы во время войны разграбили произведения искусства на миллиарды долларов Фото: Алами

15

На каком-то этапе сокровища могли быть спрятаны под этим замком в Калининграде Фото: Алами

А в 2016 году поиски янтарного панно возле бывших немецких бункеров в деревне Мамерки, музей Мамерки, Польша, не увенчались успехом.

Только в прошлом году охотники за сокровищами-любителями обнаружили, что они обнаружили легендарную комнату в пещере, которую использовали нацисты на холмах Хартенштайн недалеко от Дрездена, Германия, но ничего не нашли.

Существуют десятки теорий о его местонахождении. Некоторые считают, что его увезли нацисты, другие считают, что после войны Советы держали его местонахождение в секрете.

Убедительным аргументом является то, что советские ракеты уничтожили клад в его подземном хранилище.

Но по правде говоря, никто точно не знает судьбу Янтарной комнаты.

Отец двоих детей Иван обладает хорошей проницательностью, как и все остальные, когда он был там, когда штурмовали замок.

Тайна Янтарной комнаты: объяснение нацистского плана

«Бои были очень тяжелыми», — вспоминает он. «Нацисты были очень опытными солдатами, а Кенигсберг был окружен минными заграждениями, окопами и колючей проволокой.

«Я потерял много друзей на поле боя. Это было ужасно. Никто не хочет умирать.

«Когда мы вошли в город, он был полностью разрушен.9 апреля 1945 года мы взяли замок, и следующие две ночи я проспал в руинах.

«Мы еще не слышали о Янтарной комнате, это было намного позже. В подвалы попали бомбы, и они обвалились, поэтому мы туда не спустились.

«Я не верю, что Янтарная комната была разрушена нашими ракетами. Немцы перенесли бы его в безопасное место ».

15

Сказанное лицо состоит в том, что никто не знает наверняка, что случилось с Янтарной комнатой Кредит: Рекс Особенности

15

Однажды группа немецких пенсионеров начала поиски разграбленного нацистами улова в Вуппертале, Германия Фото: Рекс Особенности

15

Калининградский стадион, на котором сегодня вечером состоится матч Англии против Бельгии Фото: Reuters

Иван — далеко не единственный, кто подозревает, что Янтарная комната никогда не покидала Калининград.

В 2001 году немецкий журнал Spiegel и Калининградский историко-художественный музей начали раскопки подвала замка.

Журналист Spiegel Кристиан Ниф сказал: «Мы все больше уверены, что комната никогда не покидала замок.

«Свидетели подтверждают, что в последний раз его видели упакованным в ящики на заднем дворе.

«После налета британской авиации в августе 1944 года ящики были перенесены в подвалы южного крыла, где хранилища были более прочными.”

Опять ничего не найдено.



Сегодня остатки части подземного лабиринта замка можно увидеть, когда болельщики Англии собираются на матч, который решит, кто возглавит группу G.

Фанат «Трех львов», ИТ-специалист Эндрю Дэвидсон, 52 года, из Плимута, сказал: «Удивительно, что так много недавней истории похоронено под фан-зоной».

Неподалеку на месте рва старой крепости возвышается уродливый бетонный Дом Советов 1970-х годов, возвышающийся над горизонтом города.

Унылый город из ветхих бруталистских высоток. Несколько местных жителей сказали мне, что это «вина Англии». Калининград выглядит так плохо.

Они имеют в виду 1944 бомбардировочных налетов ВВС на нацистскую цитадель.

Работница магазина Тамара Конякина, 52 года, которая продает местные янтарные камни неподалеку, сказала: «Руины немецкого города у нас под ногами.

«Не удивлюсь, если там Янтарная комната».

Ветеран Красной армии Иван, который ушел в отставку в Калининград после успешной карьеры милиционера, добавил: «Янтарную комнату, возможно, никогда не найдут, и она всегда может быть загадкой.

«Я потерял много друзей, сражающихся за замок. Мы, конечно, должны помнить о них.

«Но хорошо, что здесь проходит что-то столь же радостное, как чемпионат мира».

Краевед и исследователь Сергей Трифонов проводил раскопки туннельного комплекса замка и считает, что Янтарная комната все еще там.

60-летний мужчина сказал The Sun: «Я верю, что Янтарная комната никогда не покидала Кенигсберга. Я обнаружил бункер в 150 метрах от старого замкового комплекса.

Болельщики сборной Англии поют Виндалу с другими болельщиками в Калининграде на матче чемпионата мира по футболу в Бельгии

«Я откачал воду из бункера, сделал люк и обнаружил еще одну пещеру на 16 метров глубже.

«Мы засняли это видео зондами и после чемпионата мира продолжаем исследования.

«Мы также планируем исследовать подземные ходы и туннели, ведущие от бункера к замку.

«Я уверен, что подземный ход существует — я вижу его с помощью нашего георадара.Все равно не могу работать до конца чемпионата мира.

«В настоящее время все усилия приостановлены, так как фестиваль болельщиков ФИФА проводится рядом с раскопками».

Краевед и исследователь Сергей Трифонов проводил раскопки туннельного комплекса замка и считает, что Янтарная комната все еще там.

60-летний мужчина сказал The Sun: «Я верю, что Янтарная комната никогда не покидала Кенигсберга.

«Я обнаружил бункер в 150 метрах от старого замкового комплекса.

«Я откачал воду из бункера, сделал люк и обнаружил еще одну пещеру на 16 метров глубже.

«Мы отсняли это видео зондами и после чемпионата мира продолжаем исследования».

Мы платим за ваши истории! У вас есть история для новостной команды The Sun Online? Напишите нам по адресу [email protected] или позвоните по телефону 0207782 4368. Вы можете связаться с нами по WhatsApp по телефону 07810 791 502. Мы платим и за видео. Щелкните здесь, чтобы загрузить свой.

.

9 фактов о Екатерининском дворце

Изображение: Wikimedia Commons
1. В 1717 году Петр I поручил немецкому архитектору Иоганну-Фридриху Браунштейну построить летнюю резиденцию для своей жены Екатерины I. В результате получился скромный двухэтажный дворец.

2. В 1733 году императрица Елизавета расширила дворец с помощью двух выдающихся архитекторов того времени в стиле барокко, Андрея Васильевича Квасова и Михаила Григорьевича Земцова.

3. Недовольная императрица подумала, что дворец выглядел тесным и устаревшим, несмотря на первоначальное расширение, поэтому в мае 1752 года она поручила Франческо Бартоломео Растрелли, своему придворному архитектору, снести здание и заменить его роскошным строением в изысканном стиле рококо. , Строительство было завершено четыре года спустя (30 июля 1756 г.).

Екатерининский дворец южный вид. Изображение: Wikimedia Commons

Екатерининский дворец, вид с севера.Изображение: Wikimedia Commons

4. Лепной фасад дворца и статуи на его крыше были покрыты ошеломляющими 100 килограммами золота.

5. Екатерининский дворец длиной 325 метров, а окружность почти километр.

6. Екатерина осудила расточительное расходование частных и государственных средств на расширение и реконструкцию дворца. «… То, что было сделано сегодня, будет разрушено завтра. Этот дом шесть раз сносили до фундамента, затем снова надстраивали, пока не привели в нынешнее состояние.На строительство было потрачено миллион шестьсот тысяч рублей. Существуют счета, подтверждающие это; но помимо этой суммы императрица потратила на нее много денег из собственного кармана, даже не считая », — заявила она в своих мемуарах.

7. Изюминкой и самой посещаемой частью дворца должна быть Янтарная комната. Он был разработан Растрелли, который использовал панно из янтарной мозаики, первоначально предназначавшееся для янтарного шкафа в Кенигсбергском замке, подаренное Фридрихом-Вильгельмом I из Пруссии Петру Великому.Также были использованы великолепные панно из 450 килограммов янтаря, которые были доведены до совершенства русскими и флорентийскими мастерами. Зал был дополнительно украшен «позолоченной резьбой, зеркалами… и другими мозаиками из драгоценных камней Урала и Кавказа», сообщает Saint-Petersburg.com.

Екатерининский дворец Камеронская галерея. Изображение: Wikimedia Commons
Танцевальный зал Екатерининского дворца.Кредиты: Wikimedia Commons

8. Янтарная комната была разграблена и разобрана всего за 36 часов Северной группой армий нацистской Германии во время Второй мировой войны. Затем великолепные янтарные панно были привезены в Кенигсберг для демонстрации. Однако дорогие предметы больше никогда не находили после того, как их перевезли в целях безопасности после того, как нацистский режим начал рушиться.

9. Реставрация Янтарной комнаты началась в 1982 году и была успешно завершена за 12 миллионов долларов и 20 лет спустя (2003).

.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *