Храмовый комплекс абу симбел: Храм Абу-Симбел — главный архитектурный шедевр Рамсеса ІІ

Содержание

Храм Абу-Симбел — главный архитектурный шедевр Рамсеса ІІ

Пещерный храм Абу-Симбел, состоящий из двух отдельно стоящих сооружений, можно назвать одной из самых известных и наиболее посещаемых достопримечательностей Египта. Громадные изваяния, выполненные из мелкозернистого песчаника, стали такими же символами этой страны, как и пирамиды, сфинкс или колоссы Мемнона.

Общие сведения

Абу-Симбел, жемчужина египетского зодчества, представляет собой скалу на западном берегу Нила, в толще которой высечено сразу два великих храма – Рамсеса II и его возлюбленной Нефертари. Находится эта важная египетская достопримечательность на территории Нубии, близ города Асуан.

Высота данной скалы достигает сотни метров. В иероглифических надписях ее называют то священной горой, то крепостью Рамзесополисом. Это позволяет утверждать, что в древности это место было обнесено мощным фортификационным укреплением.

В Европе о храме Рамсеса ІІ заговорили в начале 19 ст., когда в свет вышла книга Эдвард Уильям Лэйна «Описание Египта». На сегодняшний день храмовый комплекс в Абу-Симбеле включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и входит в число самых необычных памятников древнеегипетской культуры.

Читайте также: Храм в Карнаке — ансамбль монументальных сооружений в Египте.

История

Строительство храма Абу-Симбел в Египте началось в 1264 году до н. э. и продлилось 20 лет. В то время в Нубии возводили еще 6 подобных святилищ, которые должны были укрепить позиции египетской власти в этом регионе. После заката Нового царства городок оказался заброшенным, а сами строения стали покинутыми и никому не нужными.

К тому моменту, когда в Африку пришли первые европейцы, оба храма были погребены под тоннами песка, принесенного с пустыни. Ситуация изменилась только в 1813 г., когда швейцарец  Жан-Луи Буркхард наткнулся на бордюр фасада Большого храма и рассказал о находке своему товарищу, итальянскому исследователю и археологу Джованни Бельзони. Только тогда ему так и не удалось откопать святилище и отыскать главный вход. Это произошло немного позже, в 1817 г., когда Бельзони вернулся в Египет с двумя своими соратниками – офицерами британского морского флота лейтенантом Ирби и капитаном Менгли. Втроем буквально за месяц они освободили от песков верхнюю часть портала и сумели попасть внутрь.

Следующая экспедиция, пребывавшая здесь с 1818 по 1819 гг., смогла вызволить южную статую и начать работу над его соседом. Тогда ученым удалось констатировать, что статуи Рамсеса сидят, а не стоят. К концу 20 ст. о красоте и величии Рамзесополиса заговорил весь мир. Здесь успели побывать многие знаменитые путешественники, но закончить великую миссию удалось только одному из них. Ним стал архитектор Алессандро Барсанти, работавший в Службе древностей Египта. Воспользовавшись подъемом воды, произошедшим при строительстве Первой Асуанской плотины, он полностью расчистил территорию храма и вызволил из песка все украшающие его скульптуры.

Храм Рамзеса II

Архитектура сооружения

Храм Рамзеса 2 в Абу-Симбеле, посвященный богу Амону-Ра, является монументальным сооружением, главными элементами которого считаются 4 огромные статуи. Одна из них изображает самого фараона, а 3 других – великих божеств, выступавших его главными покровителями, – Ра-Характи, Птаха и Амона. Каждое из этих изваяний облачено в царское платье и украшено двойной короной, олицетворяющей единое правление над Верхним и Нижним Египтом. Любопытно и то, что лица богов, присутствующих в этой композиции, имеют портретное сходство с Рамсесом. Таким способом он приравнивал себя к Богу.

Высота каждой фигуры составляет 20 м, так что они занимают практически весь фасад. К сожалению, одна из скульптур была повреждена при землетрясении, поэтому у нее сохранились только ноги. Правда, торс и голова все еще лежат у входа – на них можно посмотреть. Верхняя часть святилища украшена двумя десятками каменных бабуинов, молящихся восходящему солнцу, а у ног гигантских колоссов находится несколько небольших скульптур, изображающих жен и детей великого правителя.

Рассматривая фото Абу-Симбел, можно заметить еще одну интересную деталь. Речь идет о памятной стеле, установленной в честь бракосочетания фараона и Хаттусили II, закончившего войну между хеттами и египтянами.

Внутренняя структура Большого храма состоит из 4 постепенно уменьшающихся залов и ряда боковых кладовых, в которых хранились дары для жертвоприношений. Первый зал, дополненный 8 колоннами, подчеркивающими связь Рамсеса ІІ с Осирисом, был открыт для всех слоев населения. Во второй допускались только люди благородного происхождения. В третий разрешалось водить только жрецам, а четвертый служил для личных нужд самого царя и его семьи.

Стены всех этих помещений покрыты фресками и священными текстами, рассказывающими о самых значимых событиях того времени. Солнца, нарисованные на потолках, подчеркивают силу царской власти, а кобры, «притаившиеся» ближе к полу, являются символом наказания за предательство правителя. Большая часть барельефов повествует о войне. Самым известным из них является изображение битвы при Кадеше. Здесь Рамсес 2 сидит на огромной колеснице и растягивает лук.

Полезно знать! Долина Царей — грандиозный некрополь в Египте, который стоит посетить каждому.

Игра света

Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле славится не только древней историей и наличием множества исторических артефактов, но и неимоверной игрой света, происходящей 2 раза в год – 22.02 (рождение фараона) и 22.10 (день его восхождения на престол). Как ни странно, но все остальное время помещения Рамзесополиса находятся в полумраке и только лишь в эти дни с первыми лучами солнца каменный лик фараона, Ра-Хорахте и Амона освещает ясным светом. Игра длится всего пару минут, но, как утверждают многочисленные туристы, лицо царя в это время озаряется улыбкой. Что касается четвертой фигуры, изображающей Птаха, она не освещается никогда. Птах – бог подземного мира и свет ему ни к чему, он всегда живет во тьме.

Как же древнеегипетским архитекторам удалось добиться такого необычного оптического эффекта, тем более что вход в храм Рамзеса II всегда смотрел на восток? Им помогли звездочеты, которые 33 столетия тому назад участвовали в проектировании почти всех религиозных сооружений Египта.

Храм Нефертари Меренмут

Второй или Малый храм посвящен богине Хатхор и царице Нефертари, первой супруге Рамсеса II. Справа и слева от главного входа можно увидеть скульптуры, изображающие как самого правителя, так и «прекрасную спутницу», как называли царицу при жизни. Что интересно, все 6 статуй имеют примерно один и тот же размер – около 10 м. Для тех времен это был поистине беспрецедентный случай, ведь обычно скульптурные изображения жен и детей фараона едва доходили ему до колен.

Правда, малые фигуры здесь также имеют место, но они посвящены только отпрыскам семейства (двум принцам и двум принцессам). Каждое из этих монументальных каменных изваяний установлено в глубокую затененную нишу. Солнечные лучи, попадающие на их поверхность, создают необычную игру света и тени, которая лишь усиливает общее впечатление.

По сравнению с Большим храмом Рамсеса 2 в Абу-Симбеле фасад Малого святилища выглядит довольно скромно. Строение состоит из вырубленного в скале колонного зала и небольшого капища, разделенного на 3 ниши.

В одной из них, центральной, установлена гигантская фигура священной коровы, олицетворяющей древнеегипетскую богиню Хатхор, и самого фараона, пребывающего под ее защитой. Изображения этого божества встречаются и на колоннах первого зала, благодаря чему его нередко называют хатхорическим. Здесь же можно увидеть надпись-посвящение,  подтверждающую факт происхождения этого уникального сооружения.

В целом, помещения Малого храма почти ничем не отличаются от Большого. Разница только в размерах (в этом все намного меньше) и тематике рисунков. Барельефы храма Нефертари выглядят более мирно. Большинство из них изображает сцены подношения даров различным древнеегипетским богам. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь богиня Хатхор считается чуть не самой позитивной во всем пантеоне и является символом женственности, любви, красоты и плодородия.

Выбирайте жилье и узнавайте Цены с помощью этой формы

Booking.com

Перенос храмов

На долю храмов Абу-Симбел в Египете выпало немало серьезных испытаний. Сначала они более 3 тыс. лет простояли в песках, а затем чуть было не оказались под водой. Дело в том, что после революционных событий 1952 г. на берегах реки Нил близ города Асуан решили строить плотину. Это, заурядное на первый взгляд, событие привело бы к затоплению местности, а значит – и к полному разрушению древних построек. На месте крепости Рамзесополис должно было образоваться огромное озеро, которое за пару-тройку столетий не оставило бы и следа ни от древних иероглифов, ни от величественных песчаных статуй.

Возможно, именно так бы все и произошло, если бы в 1959 г. несколько известных международных организаций не развернуло мощную социальную кампанию, направленную на спасение великого исторического наследия. Благодаря их действиям руины храма распилили на 1035 блоков и перевезли в другое место, расположенное на 2 сотни метров дальше и 66 м выше русла реки. Затем блоки просверлили, а в отверстия задули специальную смолу. Часть за частью, словно пазл, строения вновь собрали и накрыли колпаком. Сверху был насыпан холм, придавший этой картине законченный внешний вид. Если посмотреть на фото храма Абу-Симбел в туристических проспектах, может показаться, что они простояли тут всю свою жизнь.

Кампания по переносу конструкции продлилась 3 года, обошлась Египту в 40 млн. долларов и стала самой крупной инженерно-археологической операцией в мире. Ученые, изучавшие памятник во время работ, были поражены объемом и качеством знаний, которыми владели древние мастера. Эксперты установили, что линии фасадов обоих храмов Рамзеса II размещались параллельно расселинам в толще скалы. Это обеспечивало им дополнительную опору. Помимо всего прочего древние зодчие учли и природные качества грунта – каждый слой песчаника они скрепляли окисью железа, в силу чего все скульптуры идеально сохранились. Вдобавок ко всему это вещество обогащало цветовую палитру камня и окрашивало песчаник в разные оттенки.

На заметку: Мечеть в Каире, куда пускают женщин других вероисповеданий.

Экскурсии в Абу-Симбел

Если на другие достопримечательности этой страны еще можно посмотреть самостоятельно, то знакомство с храмом Рамзеса в Абу-Симбеле лучше проводить в составе организованной туристической группы. «Виной» тому служит полное отсутствие отелей, расположенных в непосредственной близости от этого места, и большие расстояния, преодолевать которые намного удобнее с профессиональным водителем, чем на арендованном автомобиле.

Двухдневные туры из Хургады организовываются ежедневно. В программу  экскурсии входит посещение сразу нескольких интересных мест. Первой точкой маршрута является город Асуан. Его главным достопримечательностями считаются знаменитая Аусанская плотина, созданная инженерами из Советского Союза, и остров Филе, на территории которого находится древнейший храмовый комплекс Египта. На ночь путешественников размещают в уютной гостинице, а задолго до рассвета везут к храмам Абу Симбел. Назад в Хургаду вас привезут около 10 часов вечера.

Заказать такую экскурсию можно у гида в отеле, в турагентстве или через интернет. Стоимость поездки стартует от 175$. Для детей действуют скидки.

Интересные факты

Во время экскурсии вы узнаете немало интересных фактов о храме Абу-Симбел в Египте. Вот лишь несколько из них:

  1. Очевидцы утверждают, что каждый день на рассвете гигантские изваяния, установленные у входа в святилище, издают громкие звуки, напоминающие человеческий стон. Местные жители верят, что это древние божества плачут по своим сыновьям. А вот ученые нашли этому явлению совсем иное объяснение. Дело в том, что с восходом солнца разница между температурой песчаника и показателями окружающей среды становится особенно заметной. Это способствует тому, что частички породы, передвигающиеся в небольших трещинах, начинают скрежетать (так называемый эффект арфы).
  2. Статуи-гиганты можно увидеть даже с большого расстояния. Не забудьте проверить этот факт, отправившись на экскурсию.
  3. Название этой достопримечательности возникло задолго до ее строительства. Изначально этим именем называли не сам храм, а скалу, в толще которой он, собственно, и возник. Термин придумали моряки – они считали, что гора напоминает хлебную меру, и именовали ее не иначе как «отец хлеба» или «отец колосьев».
  4. Почитав историю Древнего Египта, можно заметить, что храм Нефертари Меренмут стал вторым святилищем, посвященным царственной особе женского пола. Первым был храм Нефертити, построенный Эхнатоном в честь знаменитой жены.
  5. В небольшом углублении над порталом Рамзесополиса можно увидеть голову сокола, удерживающего диск Ра-Хорахти, бога восходящего солнца. С левой стороны от него виднеется жезл с головой пса Усера, а с правой – то, что сохранилось от статуи богини Маат. Если соединить имена всех этих божеств, получится имя великого фараона.
  6. Колоссы, установленные при входе в храм, выглядят вполне спокойно – их торсы обнажены, ноги стоят на земле, а руки лежат на бедрах. На самом же деле такая поза была выбрана отнюдь не случайно. Она подчеркивала силу Рамсеса ІІ и внушала народам Нубии страх и уважение. К тому же на рассвете они окрашивались в ярко-бурый цвет, который создавал яркий контраст с темными тенями и делал фигуры еще более устрашающими.
  7. Храм Абу-Симбел, который ныне считается одним из главных достояний Египта, стал настоящим разочарованием для своих первооткрывателей. А все потому, что в его залах не оказалось ни золота, ни драгоценных камней – лишь наскальные рисунки и цветные арабески.
  8. Раздумывая над тем, как спасти комплекс от затопления, ученые предлагали погрузить его под воду и накрыть прозрачным куполом-аквариумом. В этом случае посмотреть на знаменитую достопримечательность можно было бы не только сверху, но и внутри. Для этого планировалось соорудить специальные смотровые площадки и особые лифты, спускающие посетителей под воду. К счастью, этой идее так и не суждено было воплотиться в жизнь.
  9. Во время переноса этого сооружения было сделано более 5 тыс. разрезов. Работы не прекращались даже ночью, а все манипуляции производились вручную.
  10. Тайны храма Абу-Симбел в Египте:

    Автор: Ольга Шейко

Храм Абу-Симбел в Египте

Город Абу-Симбел находится на юге Египта, у самой границы с Суданом. Между ним и городом Асуан — триста километров бескрайней пустыни, где нет ни деревень, ни захудалого придорожного ресторана. Абу-Симбел привлекает туристов скальными храмами, возраст которых более 3200 лет. Эти храмы, наряду с другими памятниками Нубии, охраняются ЮНЕСКО. 

Содержание

  • Где находится Абу-Симбел
  • Храмовый комплекс в Абу-Симбел — уникальная история спасения
  • Храм Рамсеса II в Абу-Симбел
    • Битва при Кадеше
    • Главные боги святилища в Абу-Симбел
    • Фасад храма Рамсеса II
    • Основные залы храма Рамсеса II
  • Храм Нефертари в Абу-Симбел
    • Хатхор — главная богиня храма Нефертари
    • Росписи внутренних помещений
  • Фильмы и лекции об Абу-Симбел
  • Поездка в Абу-Симбел: практическая информация
    • Как добраться до Абу-Симбел
    • Храмы Абу-Симбел: время работы и цена
  • Другие достопримечательности Абу-Симбел
    • Треккинг по Нубийской пустыне
    • Естественные пирамиды
    • Прогулка на лодке мимо храмов Абу-Симбел
    • Круиз по озеру Насер
    • Нубийская кухня
    • Световое шоу в храмах Абу-Симбел

Где находится Абу-Симбел

Город расположен на западном берегу Нила, в 285 км южнее Асуана, около современной египетско-суданской границы.

Храмовый комплекс в Абу-Симбел — уникальная история спасения

Грандиозные храмы Абу-Симбел высечены прямо в скале на берегу Нила. Они находились на границе Нижней и Верхней Нубии. Большой храм посвящен фараону Рамсесу II, а Малый храм — царице Нефертари.

Фасад главного храма в Абу-Симбел.

Строительство храмового комплекса началось в 1264 году до нашей эры, на 24-м году правления Рамсеса II. Работы продлились 20 лет. Абу-Симбел не стал любимым храмом фараона. В день открытия комплекса умерла любимая жена Рамсеса, а через несколько лет землетрясением разрушило две статуи.

Со временем храмы вышли из употребления, и в конце концов были погребены под слоем песка. К 6 веку до нашей эры песок уже покрыл статуи главного храма по колено. Храм обнаружил швейцарский исследователь Иоганн Буркхардт в 1813 году. Он рассказал о своем открытии итальянскому археологу и авантюристу Джованни Бельцони, который в 1817 году смог откопать вход в комплекс.

Сегодня храмы Абу-Симбел находятся в 200 метрах от своего первоначального положения. Как так вышло?

В 1960-х годах комплексу угрожало затопление из-за строительства плотины на Ниле. При поддержке ЮНЕСКО храмы распилили на блоки, и перенесли на рукотворный 65-метровый холм. Инженеры развернули здания под правильным углом, чтобы солнце дважды в год проникало в святилища, как и было задумано Рамсесом II. 

Любопытный факт. Организация ЮНЕСКО на тот момент существовала около 15 лет и это была ее первая международная спасательная операция. Успех в сохранении мирового наследия подтолкнул руководителей организации на создание знаменитого списка всемирного наследия. 

Храм Рамсеса II в Абу-Симбел

Главным героем этого рассказа будет фараон Рамсес II. Его правление стало одним из самых ярких и долгих в истории Египта. Фараон находился на троне 67 лет. Он переместил столицу из Фив в новый город Пер-Рамсес. Сейчас на его месте вы найдете лишь сильно поврежденные руины. 

Рамсес II приступил к обширной строительной программе по всему Египту. Самые значительные его строения: поминальный храм Рамессеум в Луксоре, храмы в Абидосе и Абу-Симбел. Особое внимание он уделил Нубии, которая контролировалась Египтом и была источником всех его богатств. Фараон построил там несколько монументальных храмов, чтобы продемонстрировать нубийцам свою мощь. 

Большинство нубийских памятников погребено на дне озера Насер, образовавшегося в результате строительства плотины в 1960-х годах. Лишь малую часть их них удалось спасти в ходе уникальной «Нубийской кампании» ЮНЕСКО. 

Читай также: Нубийская культура в Египте

Битва при Кадеше

За время своего правления фараон совершил многочисленные походы в Финикию, Сирию, Анатолию. Однако ему не удалось восстановить границы египетского государства времен легендарного завоевателя Тутмоса III. 

Самым известным сражением Рамсес II стала битва при Кадеше с хеттским царем Муваталлисом. В результате обе стороны подписали первый известный историкам мирный договор, по которому Египет потерял часть сирийских земель, но получил выход к Евфрату и Черному морю.  

Именно битве при Кадеше посвящен главный храм в Абу-Симбел. Каждый сантиметр храма кричит о величии египетского царя, а исход сражения в Кадеше подается как абсолютная победа над хеттским войском.

Хеттов изображали с длинными волосами и бритыми лбами. Их легко узнать на фресках. 

Пленные хетты.

Через 13 лет после битвы при Кадеше мирный договор египтян и хеттов был скреплен династическим браком Рамсеса II с дочерью царя Хаттусили III. Этому событию посвящена стела у входа в храм. Как сообщает древнеегипетский текст, девушка «пришлась по сердцу царю». Она стала первой в египетской истории иностранкой, получившей статус Великой супруги царской.  До этого все иноземные принцессы занимали лишь скромное место наложниц в гареме фараона. 

Сражение при Кадеше показало абсолютное превосходство боевых колесниц на поле боя. Впервые египтяне применили их в таком масштабе.

Триумф Рамсеса II.

Фреска выше называется Триумф Рамсеса. Обратите внимание, на колеснице стоят два человека: впереди сам фараон, а позади него — бог Амон. Нам видна только высокая корона бога, две руки и два натянутых лука. Амон стал колесничим своего сына (а фараон никто иной, как сын Бога), и помог Рамсесу выстоять в неравной схватке при Кадеше. 

Кони, которые вывезли Рамсеса II из опасной битвы при поддержке бога Амона, были впоследствии обожествлены. Фараон даже носил кольцо с их изображением.

Главные боги святилища в Абу-Симбел

Рамсес II — личность интересная. Это один из моих любимых египетских фараонов, так как я не могу не отдать должное его невероятному нарциссизму. Он не только преувеличил свои заслуги в войне с хеттами, но также провозгласил себя живым богом. Он поместил свою статую в храме Абу-Симбел наравне с тремя главными богами Египта, и даже изобразил себя на фреске, поклоняющимся себе в роли бога.

Храм Рамсеса II посвящен богам Ра-Хоратхи, Амону и Птаху. Их культовые центры находились в Гелиополисе (современный пригород Каира), Фивах и Мемфисе соответственно. 

Здесь фараон преподносит бабуина богу Птаху. Подношение телят богу Хнуму.А вот здесь не понятно, что за бог на троне. Может быть, это та самая фреска, где фараон поклоняется самому себе. Я заглянула в каждый уголок храма в поисках этого изображения, но ничего ближе, чем это, не нашла.

О египетской мифологии можно говорить часами. В каждом культовом центре были свои божественные триады (главный бог, его жена, их сын или дочь). Иногда культ одного бога плавно перетекал в другой. Амон слился с Ра в бога Амона-Ра, из Ра и Хора появился Ра-Хоратхи — в общем, разобраться во всем этом многообразии непросто.

Как выглядят боги Египта

Удержать в голове такое количество информации сложно, если вы конечно не египтолог со стажем. Мне было интересно хотя бы распознать различных богов на фресках. 

  1. Амон
    носит золотую корону с двумя высокими перьями, а иногда и солнечным диском. Также он мог изображаться в облике барана или человека с головой барана, так как это было его священное животное. 
  2. Солнечный бог Ра-Хоратхи изображался с головой сокола, увенчанной солнечным диском с головой змеи. В руках он держит крест анх и посох. 
  3. Птах был богом ремесла и искусства, правды и порядка, а также почитался как творец мира и бог мертвых. Как видите, зона ответственности богов была довольно размыта. Птаха изображали с посохом в плотно облегающих, белых длинных одеждах и зеленой кожей — традиционным цветом загробного мира.

Так изображались основные египетские боги:

Фасад храма Рамсеса II

Вход в храм украшают четыре статуи Рамсеса II, сидящего на троне. Их высота составляет 20 метров. Только представьте, настолько колоссальный храм построил фараон в Абу-Симбел! Как и тысячи лет назад, смотря на него, мы теряем дар речи. 

Над дверным проемом Главного храма установлена статуя бога Ра-Хоратхи, который держит в руках маат — символ справедливости. По бокам Рамсес II поклоняется богу солнца. 

Рамсес II изображен в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта. Она называлась «пшент». Такую корону носили египетские правители, начиная с Первой династии. Она символизирует главенство фараона над объединенным Египтом.  

Статуя слева от входа упала во время землетрясения вскоре после торжественного открытия комплекса. Восстановить ее не удалось; голова и туловище с тех пор лежат у подножия монумента. Учитывая, что в древности храмы были цветными, то это повреждение очень бросалось в глаза. К тому же египтяне увидели в землетрясении гнев богов, которым не понравилось соседство обожествленного Рамсеса II. Храм вскоре забросили. Его занесло песком, благодаря чему весь комплекс Абу-Симбел великолепно сохранился.

Рядом с ногами Рамсеса изображены его жены и дети. 

Фасад украшает фриз, на котором изображены двадцать два павиана, поклоняющихся восходящему солнцу с поднятыми лапами. Этот фриз можно разглядеть, если отойти метров на 50 от входа в храм. Почему на храме нарисовали каких-то обезьян? Павианы были символом бога Тота, который в свою очередь являлся мужским воплощением Маат — богини справедливости. Тота изображают с головой ибиса, с длинным клювом и зеленой кожей.  

Египет покорил меня своим символизмом. Ни одна картинка в храме не случайна; у всего есть особая роль. Я не представляю, как египтяне могли понять такой сложный религиозный замес, но все эти боги присутствовали в их повседневной жизни, а не просто были обитателями далеких храмов. 

Основные залы храма Рамсеса II

Внутренняя часть храма имеет ту же треугольную планировку, что и большинство древнеегипетских храмов. Комнаты уменьшаются в размере от входа в святилище, а по бокам находятся небольшие камеры. 

Дважды в год, в октябре и феврале, солнце проникает внутрь и озаряет лучами статуи трех богов в самом дальнем святилище. Статуя бога Птаха, символизирующего потаенные силы земли, при этом остается в тени.

Впечатляющий гипостильный зал украшен колоссами, изображающими Рамсеса II в виде бога Осириса. Этот бог символизировал загробную жизнь, воскресение после смерти, что указывало на вечную природу фараона. Стены этого зала расписаны сценами войны с хеттами и ливийцами. Я их уже показывала.

Четыре колонны второго зала покрывают сцены подношений богам. Есть изображения Рамсеса и Нефертари со священными лодками Амона и Ра-Хорахти. А бог с большим писюном на верхней фотографии справа — это блог плодородия Мин. Это его статуэтки продают в сувенирных магазинах в Хургаде.

Последнее помещение — это святилище с фигурами четырех богов: Ра-Хорахти, обожествленного царя Рамсеса и богов Амона Ра и Птаха. 

Рамсес II в образе бога — второй слева (нижнее фото).

В храме Рамсеса II есть несколько боковых комнат с низким потолком, тоже расписанных сценами подношений богам.

Храм Нефертари в Абу-Симбел

Второй раз в египетской истории храм был посвящен царице. Первой такой чести удостоилась супруга Эхнатона — легендарная Нефертити, но ее храм не сохранился.

Вход украшают статуи Рамсеса и Нефертари, причем фигуры царя и его супруги имеют одинаковый размер. Традиционно цариц изображали не выше колена царя, но для любимой жены фараон сделал исключение. У их ног стоят царские дочери и сыновья.

На рассвете храмы полностью освещаются солнцем.

С храмом Нефертари в Абу-Симбел связана мистическая история. На церемонию открытия царица отправилась вместе с супругом и длинной свитой придворных. Это последнее упоминание Нефертари в документах. Известно, что она долго болела; и скорее всего она скончалась на корабле по пути в Абу-Симбел. Интересно, успела ли царица хотя бы издали взглянуть на свой необыкновенный храм?

Хатхор — главная богиня храма Нефертари

Храм царицы Нефертари в Абу-Симбел посвящен богине Хатхор. Эта богиня олицетворяла собой материнство, плодородие, любовь, а также веселье, опьянение и танцы. Ее главный культовый храм находился в Дендере, недалеко от Фив. Хатхор изображали с коровьими рогами и солнечным диском, а иногда с головой коровы или целиком в виде этого животного.

Царица изображена на колоннах гипостильного зала играющей на систруме — священном музыкальном инструменте, ассоциирующимся с любовными наслаждениями. Колонны венчает голова Хатхор.

На барельефе слева Хатхор изображена в образе коровы на лодке, плывущей в зарослях папируса. В Древнем Египте корова считалась красивым животным, и наверняка женщинам было бы приятно сравнение с ней. На фотографии справа — помещение главного святилища Хатхор, где была установлена статуя священной коровы.

Росписи внутренних помещений

Стены первого зала украшают сцены битвы при Кадеше, с той лишь разницей, что на них фараона везде сопровождает сама Нефертари. 

Слева от фараона, побивающего врагов стоит Великая супруга царская — Нефертари. Похожие изображения вы увидите в храме Рамсеса II, но без участия жены.

Следующий зал расписан сценами подношений женским богиням Хатхор и Мут.

Рамсес II и Нефертари несут лилии богине Хатхор. Этот цветок был символом Верхнего Египта, где и расположен храм.На фреске слева изображена сцена возведения царицы Нефертари на престол богиней Хатхор. Справа — богиня Сехмет.

Фильмы и лекции об Абу-Симбел

  • По этой ссылке можно прогуляться по храмам в формате 3D: https://my.
    matterport.com
  • Архив статей на сайте «Вокруг света» о битве при Кадеше: https://www.vokrugsveta.ru
  • Советую посмотреть на Youtube лекции египтолога Виктора Солкина , в частности выпуск «Рамсес Великий и его время. Солнце властителей и его мир», где он рассказывает о фараоне и храмах Абу-Симбел.
  • Старенький фильм ЮНЕСКО о перемещении памятников в 60-х годах.
  • А здесь можете посмотреть документальный фильм о перемещении монументов.

Поездка в Абу-Симбел: практическая информация

Как добраться до Абу-Симбел

Есть четыре способа посетить храмы Абу-Симбел из Асуана: 

  • Групповой тур;
  • Частное такси или самолет;
  • Самостоятельная поездка на автобусе за один день;
  • Двухдневная поездка в Абу-Симбел.
Групповой тур

Минивэн выезжает из Асуана в 3 часа утра, а возвращается около 6 вечера. Вы приедете к храмам рано утром, и избежите жары. Обычно у хозяев отелей есть контакты туристических агентств, так что забронировать место в таком туре можно даже накануне.

Индивидуальный тур на такси

Итоговая цена: 1755 EGP

Цена: Такси в обе стороны с ожиданием, и оформление пропуска (он необходим всем, кто едет на собственном транспорте) обойдутся в 1500 фунтов. Если в вашей группе много человек, то за те же деньги можно арендовать минивэн. Бонус у этого варианта лишь один: вы можете выехать из Асуана в любое время, но покинуть Абу Симбел вам все равно придется до 15:00 — после захода солнца иностранцам запрещено находиться на трассе Абу-Симбел — Луксор

В Абу-Симбел есть действующий аэропорт (информация на декабрь 2021 года). Летает компания EgyptAir с пересадкой в Асуане. Недорогих перелетов из этого аэропорта я не встречала; цены начинаются в районе 180$ до Асуана и чуть дороже — до Каира.

Самостоятельное путешествие в Абу-Симбел

Итоговая цена: 

  • на один день: 405 EGP
  • на два дня: около 850 EGP (в зависимости от отеля, в котором вы остановитесь).

Храмы Абу-Симбел можно посетить самостоятельно.

Если вы едете на общественном транспорте, вам не надо оформлять пропуск в полиции. 

Пошаговая инструкция

С городского автовокзала Асуана, который находится в шести километрах от парома на остров Элефантина, ходит автобус в Абу-Симбел. Он отправляется только один раз в день — в 8:00. Билет стоит 75 фунтов. На вокзал советуют приехать хотя бы за час до отправления, чтобы наверняка купить билет. Автобусом активно пользуются местные, он всегда уходит полный. Время в пути — около пяти часов, если не сломаетесь по дороге (а это происходит регулярно). 

В Абу-Симбел вы должны оказаться в 13:00. Так как покинуть город вы обязаны до 15:00 — 15:30, то времени на осмотр остается около двух часов. Этого достаточно, чтобы внимательно осмотреть храмы и пофотографироваться. 

У автобуса вас встретят водители тук-туков. От остановки до храмов — минут 15-20 ходьбы, но лучше сэкономить время. Проезд не должен стоить больше 25 фунтов. 

Обратно туристы возвращаются на маршрутке. Обратите внимание: туда на маршрутке доехать нельзя, но в виде исключения туристам разрешают вернуться обратно в Асуан на маршрутке, так как автобусов вечером нет. Вы должны выехать до 15:30, чтобы успеть вернуться в Асуан до захода солнца. Маршрутка едет быстро; я добралась часа за три-четыре. Вечером водители маршруток не разрешат вам с ними ехать, так как полиция может устроить им за это взбучку и продержать пару часов на блокпосту. Однако исключения иногда делают (по веской причине), нужно только предварительно попросить разрешения у полицейских на поздний выезд. Билет стоит те же 75 фунтов. 

Где остановиться

В Абу-Симбел есть отели. Я останавливалась в Safari Abu-Simbel у великолепного хозяина по имени Хани. Его в городе все знают. 

В чем бонус двухдневной поездки?
Так Абу-Симбел выглядит на рассвете.

Вечером можно встретить закат в пустыне, которая прилегает вплотную к Абу-Симбел, искупаться в Ниле (поглядывайте за крокодилами) и попробовать местную нубийскую кухню. Ниже я опишу все интересные места в Абу-Симбел.

Храмы открываются в шесть утра. Самое красивое освещение именно на рассвете, к тому же туристов очень мало и солнце еще не включило обогреватель. Вы можете провести в храмах сколько угодно времени, ведь покинуть Абу-Симбел вам нужно лишь после полудня. 

Храмы Абу-Симбел: время работы и цена

Время работы: 6:00 — 17:00, световое шоу в 18:30 (при наличии хотя бы пяти человек).

Цена билета: 255 EGP для иностранцев. Если хотите фотографировать внутри храмов на камеру — еще 300 EGP. Фотографии на смартфон — бесплатно. Световое шоу — 300 EGP.

Другие достопримечательности Абу-Симбел

Единственный известный мне человек, который организовывает экскурсии в Абу-Симбел — это Хани. Он искренне хочет развить туризм в регионе, живо интересуется иностранцами самых разных мастей. Хороший человек способен в корне изменить ваши впечатления от поездки.

А еще Хани — владелец самого дешевого отеля в Абу-Симбел, так что вы наверняка остановитесь у него. В данном случае дешево — не значит плохо. Это был, пожалуй, самый комфортный отель за всю поездку по Египту!

Абу-Симбел населен в основном нубийцами. Это не туристическая деревня в Асуане с красочными домами посреди сувенирного рынка, а совершенно обычный городок на границе с Суданом. Люди в Абу-Симбел жизнерадостные и гостеприимные. Население города всего шесть тысяч с хвостиком человек, поэтому тут все друг друга знают. 

В 15 минутах ходьбы от города начинается настоящая пустыня.

Со всех сторон Абу-Симбел окружает Нубийская пустыня. Это бесконечная полоса песка, которую пересекает ниточка Нила. Солнце здесь настолько интенсивное, что мумифицирует заживо, а из-за ветра можно вовремя не заметить обезвоживания. Поэтому с собой обязательно нужно носить пару литров воды, головной убор, солнцезащитный крем и темные очки. 

Так чем же еще заняться в Абу-Симбел?

Треккинг по Нубийской пустыне

Вечером, когда спадет жара, можно отправиться в небольшой треккинг по пустыне — благо она начинается буквально за углом.

Пустыня — это интересно, если внимательно вглядываться в детали. Вот следы ядовитой змеи, а тут — кости съеденной кем-то птицы. Под камнем может обнаружиться скорпион, а за далеким барханом — стая шакалов. Однако в группе, недалеко от города, риск столкнуться с опасными животными минимален.

Местная пустыня — это не мягкие барханы, а смесь песка и вулканического камня. Вот этот маленький холм на заднем плане — потухший вулкан.

На одном из барханов вы встретите великолепный закат, который возможен только в пустыне. Мы сидели на пластиковых стульях, заботливо брошенных Хани в машину, и любовались отражением солнца в Ниле. 

Естественные пирамиды

Более продолжительная поездка включает в себя посещение естественных пирамид. Вы их наверняка заметите из окна автобуса, подъезжая к Абу-Симбел. Эти странные холмы выглядят точь-в-точь как полуразрушенные пирамиды Саккары. Однако это творение природы, по крайней мере золотых кладов внутри этих холмов никто пока не нашел. 

Читай также: Египетские пирамиды самостоятельно — подробный гайд

Прогулка на лодке мимо храмов Абу-Симбел

Такая поездка обойдется вам около 450 EGP за час прогулки. Вид на храмы с воды должен открыться живописный, ведь так их видели прибывающие в Абу-Симбел древние египтяне и иноземные гости. 

Круиз по озеру Насер

Многодневный круиз из Абу-Симбел в Асуан предлагают лишь несколько компаний. Это очень дорогое развлечение, в отличие от популярных круизов между Луксором и Асуаном, поставленным на поток. Мне предлагали трехдневную поездку за 1000$, хотя возможно на месте можно найти и более бюджетный вариант. 

По пути вы можете посетить почти никому не известные нубийские памятники, которые вместе с Абу-Симбел входят в список наследия ЮНЕСКО. Часть из них спасли от затопления. Самые интересные из них: Вади ес-Себуа, Амада и Каср-Ибрим. Теоретически, можно нанять моторную лодку до руин и обратно.

Из-за неспокойной политической ситуации в регионе добраться до этих руин по земле нельзя (хотя возможно я ошибаюсь, и уже что-то изменилось).  

Вот подробная статья об этих памятниках: https://turizm.world/

Нубийская кухня

В городе есть парочка хороших ресторанов, а также небольшие киоски стрит-фуда. Я побывала лишь в одном заведении, где готовят вкусные кёфте. Блюдо похоже на люля-кебаб, но с кусочками карамелизированного лука — волшебное сочетание вкусов! 

Хани покажет и другие места, он гуру гастротуризма. И я вам уже завидую:)

Световое шоу в храмах Абу-Симбел

Наверное, реже всего посещаемое световое шоу в Египте. Его включают, только если наберется группа из пяти человек. Подробности на официальном сайте: https://soundandlight.show/. Цена — 300 EGP.

Абу-Симбел — Энциклопедия всемирной истории

Абу-Симбел — древний храмовый комплекс, первоначально вырубленный в скале, на юге Египта и расположенный у второго порога реки Нил. Два храма, составляющие это место, были построены во время правления Рамсеса II (ок. 1279–1213 гг. до н. э.) либо между 1264–1244 гг. до н. э., либо между 1244–1224 гг. до н. э. Расхождение в датах связано с различными интерпретациями жизни Рамсеса II современными учеными. Судя по обширным произведениям искусства внутри Великого храма, несомненно, что постройки были созданы, по крайней мере частично, в честь победы Рамсеса над хеттами в битве при Кадеше в 1274 г. до н.э. Для некоторых ученых это указывает на возможную дату первоначального строительства 1264 г. до н.э., поскольку победа была бы свежа в памяти людей. Однако решение построить грандиозный памятник именно в этом месте, на границе с завоеванными землями Нубии, предлагает другим ученым более позднюю дату 1244 г. до н.э., поскольку строительство должно было быть начато после нубийских кампаний Рамсеса II. предпринял со своими сыновьями и был построен как символ могущества Египта.

Когда бы ни началось строительство, установлено, что на создание комплекса ушло двадцать лет и что храмы посвящены богам Ра-Хоракти, Птаху и обожествленному Рамсесу II (Великий Храм), а также богине Хатхор и царице Нефертари. , любимая жена Рамсеса (Маленький храм). Хотя предполагается, что название «Абу-Симбел» было обозначением комплекса в древности, это не так. Предположительно, швейцарский исследователь Буркхардт был приведен к этому месту мальчиком по имени Абу-Симбел в 1813 году н.э., после чего место было названо в его честь.

Однако Буркхардт не смог обнаружить это место, которое было засыпано песком по шею великим колоссам, и позже рассказал об этом опыте своему другу и коллеге-исследователю Джованни Бельцони. Именно Бельзони обнаружил и первым раскопал (или разграбил) Абу-Симбел в 1817 году н.э., и считается вероятным, что именно он, а не Буркхардт, привел на это место мальчика и назвал комплекс в его честь. Как и в случае с другими аспектами, касающимися Абу-Симбела (например, датой его начала), правдивость любой версии истории открыта для интерпретации, и все, что известно, это то, что первоначальное название комплекса, если оно имело конкретное обозначение, был потерян.

Удалить рекламу

Реклама

Великий Храм имеет высоту 98 футов (30 метров) с четырьмя сидящими колоссами, изображающими Рамсеса II, по бокам от входа.

Два храма

Великий Храм имеет высоту 98 футов (30 метров) и длину 115 футов (35 метров) с четырьмя сидящими колоссами по бокам входа, по два с каждой стороны, изображающими Рамсеса II на троне; каждый 65 футов (20 метров) в высоту.

Под этими гигантскими фигурами находятся статуи меньшего размера (все еще больше, чем в натуральную величину), изображающие побежденных врагов Рамсеса, нубийцев, ливийцев и хеттов. Другие статуи представляют членов его семьи и различных богов-защитников и символы власти. Проходя между колоссами через центральный вход, интерьер храма украшают гравюры, на которых Рамсес и Нефертари воздают почести богам. Великая победа Рамсеса при Кадеше (которую современные ученые считают скорее ничьей, чем египетским триумфом) также подробно изображена на северной стене Гипостильного зала. По мнению ученых Оукса и Галина, эти гравюры событий, связанных с битвой,

YouTube Следите за нами на YouTube!

Представьте живой отчет как в рельефах, так и в тексте. В египетском лагере идут приготовления к бою. Лошадей запрягают или дают им корм, пока одному солдату перевязывают раны. Также изображена царская палатка, а в другой сцене показан военный совет между Рамсесом и его офицерами. Два хеттских шпиона схвачены и избиты, пока не раскрывают истинное местонахождение Муваталли, хеттского царя. Наконец, две стороны вступают в битву: египтяне атакуют ровным строем, а хетты в замешательстве, колесницы разбиваются, лошади мчатся, а солдаты падают в реку Оронт. В тексте Рамсес в одиночку сражается со всей хеттской армией, за исключением поддержки, оказываемой [богом] Амоном, который защищает его в битве и, наконец, приносит ему победу. (208).

Панорама Абу-Симбел

Деннис Джарвис (CC BY-SA)

Малый храм стоит неподалеку на высоте 40 футов (12 метров) и 92 фута (28 метров) в длину. Этот храм также украшен колоссами на переднем фасаде, по три с каждой стороны от дверного проема, изображающими Рамсеса и его королеву Нефертари (четыре статуи короля и две королевы) на высоте 32 фута (10 метров). Престиж королевы проявляется в том, что обычно женщина представлена ​​​​в гораздо меньшем масштабе, чем фараон, а в Абу-Симбеле Нефертари изображается того же размера, что и Рамсес. Малый храм также примечателен тем, что во второй раз в древнеегипетской истории правитель посвятил храм своей жене (впервые это был фараон Эхнатон, 1353–1336 гг. до н. э., который посвятил храм своей царице Нефертити). Стены этого храма посвящены изображениям Рамсеса и Нефертари, приносящих подношения богам, и изображениям богини Хатхор.

Удалить рекламу

Реклама

Священное место

Это место было священным для Хатор задолго до того, как там были построены храмы, и, как полагают, Рамсес тщательно выбрал именно по этой причине. В обоих храмах Рамсес признан богом среди других богов и его выбор уже священного места укрепил бы это впечатление в народе. Храмы также ориентированы на восток, так что дважды в год, 21 февраля и 21 октября, солнце светит прямо в святилище Великого храма, освещая статуи Рамсеса и Амона. Считается, что даты соответствуют дню рождения и коронации Рамсеса. Выравнивание священных сооружений с восходом или заходом солнца или с положением солнца в дни солнцестояния было обычным явлением во всем древнем мире (наиболее известно в Нью-Грандж в Ирландии и Мейшоу в Шотландии), но святилище Великого Храма отличается. от этих других мест в том, что статуя бога Птаха, которая стоит среди других, тщательно расположена так, чтобы никогда не освещалась. Поскольку Птах был связан с египетским подземным миром, его изображение хранилось в вечной тьме.

Интерьер Абу-Симбела

Man77 (GNU FDL)

Асуанская плотина

В 1960-х годах н.э. египетское правительство планировало построить Асуанскую плотину на Ниле, которая затопила бы оба храма (а также окружающие сооружения, такие как храм Филе). Между 1964 и 1968 годами н.э. было проведено масштабное мероприятие, в ходе которого оба храма были разобраны и перемещены на 213 футов (65 метров) на плато скал, под которыми они когда-то находились, и восстановлены69.0 футов (210 метров) к северо-западу от их первоначального местоположения. Эта инициатива была инициирована ЮНЕСКО с многонациональной командой археологов и обошлась в более чем 40 миллионов долларов США. Большое внимание было уделено тому, чтобы сориентировать оба храма точно в том же направлении, что и раньше, и была возведена искусственная гора, чтобы создать впечатление храмов, вырубленных в скале. По словам Оукса и Галина:

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Перед началом работ необходимо было построить перемычку, чтобы защитить храмы от быстро поднимающейся воды. Затем виски распилили на блоки, следя за тем, чтобы надрезы были сделаны там, где они будут наименее заметны при повторной сборке. Внутренние стены и потолки были подвешены к несущему каркасу из железобетона. Когда храмы снова собрали, стыки заделали раствором из цемента и пустынного песка. Это было сделано настолько незаметно, что сегодня невозможно увидеть, где были сделаны соединения. Оба храма теперь стоят внутри искусственной горы из щебня и камня, поддерживаемой двумя огромными железобетонными куполами. (207).

Все меньшие скульптуры и стел , которые окружали первоначальное место комплекса, также были перемещены и размещены в соответствующих местах в храмах. Среди них стел , изображающих Рамсеса, побеждающего своих врагов, различных богов, и стелы , изображающей брак между Рамсесом и хеттской принцессой Наптерой, который ратифицировал Кадешский договор. В число этих памятников входит стела Аша-хебседа, мастера, организовавшего рабочую силу, строившую комплекс. это стела также рассказывает о том, как Рамсес решил построить комплекс как прочное свидетельство своей непреходящей славы и как он доверил работу Аша-хебсед. Сегодня Абу-Симбел является самым посещаемым древним местом в Египте после пирамид Гизы и даже имеет свой собственный аэропорт для обслуживания тысяч туристов, прибывающих в это место каждый год.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Абу-Симбел: Храмы, которые переместились

Когда вы совершаете покупку по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

Храмы Абу-Симбел расположены на западном берегу реки Нил. (Изображение предоставлено WitR (открывается в новой вкладке) Shutterstock (открывается в новой вкладке))

Город Абу-Симбел — одно из самых узнаваемых древних мест в Египте. В течение 3000 лет он находился на западном берегу реки Нил, между первым и вторым порогами Нила. Тем не менее, совершив выдающийся инженерный подвиг, храмовый комплекс был разобран и перестроен на более высоком холме, чтобы освободить место для Асуанской высокой плотины в 19 веке.60-е годы.

Построенный в 1244 г. до н.э., Абу-Симбел содержит два храма, высеченных в склоне горы. В более крупном из двух храмов у входа находятся четыре колоссальные статуи сидящего фараона Рамсеса II (1303–1213 гг. до н. э.), каждая высотой около 69 футов (21 метр). Вход в храм устроен таким образом, что два дня в году, 22 октября и 22 февраля, солнечный свет попадает во внутреннее святилище и освещает три сидящие на скамье статуи, в том числе одну фараона. Историки считают, что эти даты отмечают его коронацию и рождение. Тысячи туристов обычно стекаются в храмы, чтобы понаблюдать за этим явлением и принять участие в праздновании.

Кроме того, в Абу-Симбеле есть второй, меньший храм, который, возможно, был построен для царицы Нефертари. Его фасад включает в себя две статуи королевы и четыре фараона, каждая высотой около 33 футов (10 метров). Каждый установлен между контрфорсами, вырезанными иероглифами.

Хотя это место было построено египетским правителем и находится на территории современного Египта, в древние времена место, где оно располагалось, считалось частью Нубии, территории, которая когда-то была независимой от Древнего Египта.

«Нарастание и ослабление могущества Египта можно проследить по его отношениям с Нубией. Когда сильные цари правили единой землей, египетское влияние распространилось на Нубию; когда Египет был слаб, его южная граница заканчивалась в Асуане», — пишет египтолог Захи Хавасс в своей книге «Тайны Абу-Симбела» (American University in Cairo Press, 2000).

Перемещение храма

Абу-Симбел пережил древние времена, но современный прогресс угрожает ему. Поскольку это место вскоре будет затоплено поднимающимся Нилом, было решено перенести храмы. «После решения построить новую Высокую плотину в Асуане в начале 1960-х годов храмы были разобраны и перенесены в 1968 году на пустынное плато на 64 метра (около 200 футов) выше и на 180 метров (600 футов) к западу от их первоначального места», — пишет Роберт Моркот в статье в «Оксфордской энциклопедии Древнего Египта». (2001, издательство Оксфордского университета). Район, где они первоначально располагались, сейчас затоплен.

Хавасс отмечает, что перемещение храмов было огромной работой, которая включала в себя разрезание их на части весом от 3 до 20 тонн и их повторную сборку точно в том виде, в котором они были. Это заняло почти пять лет, задействовало около 3000 рабочих и стоило (в 1960-х) около 42 миллионов долларов. Он отмечает в своей книге, что это был большой успех, один репортер, присутствовавший при его завершении, написал, что «все выглядит так же, как и раньше; этого достаточно, чтобы усомниться в том, что храмы вообще были перемещены».

Рамсес II

Рамсес II, которого иногда называют «великим», был королем-воином, который пытался расширить территорию Египта далеко вглубь Леванта. Он сражался с другой империей, называемой хеттами, в битве при Кадеше (также пишется как Кадеш) в Сирии, а также начал кампании в Нубии.

Он хвастался своими достижениями, украсив Абу-Симбел сценами из битвы при Кадеше. На одном изображении, вырезанном в большом храме в Абу-Симбеле, изображен царь, стреляющий стрелами из своей боевой колесницы и якобы выигравший битву за египтян. Это была бурная демонстрация битвы, которая, по мнению современных историков, закончилась вничью. Позже Рамсес II заключит мирный договор с хеттами и закрепит его, женившись на хеттской принцессе, событие, отмеченное на стеле в Абу-Симбеле.

«Рамсес II — самый известный из фараонов, и нет никаких сомнений в том, что он так и задумал», — пишет египтолог из Кембриджского университета Джон Рэй в статье BBC 2011 года. «Рамсес II, или, по крайней мере, его версия, которую он выбрал для своих надписей, является иероглифическим эквивалентом горячего воздуха».

Но хотя Рамсес II, возможно, был полон «горячего воздуха», он действительно построил несколько великолепных памятников, начав крупную строительную программу. «Рамсес II укрепил свое благочестивое состояние, построив многочисленные храмы, в которых ему поклонялись в образах различных богов», — пишет Хавасс в своей книге. И два из лучших храмов, которые он построил, были в Абу-Симбеле.

Две из четырех сидячих статуй у входа. Все четыре изображают Рамсеса II. (Изображение предоставлено: ChameleonEye (открывается в новой вкладке) Shutterstock (открывается в новой вкладке))

Великий храм

Египтолог Марко Зекки пишет в своей книге «Абу-Симбел, Асуан и нубийские храмы» (издательство White Star Publishers, 2004 г.), что больший из двух храмов Абу-Симбела, Великий храм, был известен в древние времена как «храм Рамсеса-Мерьамуна», что означает «Рамсес, любимый Амоном» (Амон был важным божеством во времена Рамсеса II).

Зекки отмечает, что четыре сидящие статуи фараона у входа изображают правителя в коротком килте, головном уборе немес, двойной короне с изображением кобры и накладной бороде. «Рядом с ногами четырех колоссов стоят несколько меньших стоячих статуй, которые представляют родственников фараона, — пишет он, в их число входят его жена Нефертари, мать фараона Мут-Туй, а также его сыновья и дочери. Зекки отмечает, что в верхней части фасада храма находится «ряд из 22 сидящих на корточках статуй бабуинов. Считалось, что крик бабуина приветствует восход солнца».

Внутренняя часть храма уходит в гору примерно на 210 футов (64 метра). Первая комната представляет собой атриум, состоящий из восьми колонн, по четыре с каждой стороны, который, как отмечает Зекки, изображает Рамсеса II в облике бога Осириса. В атриуме есть изображения и иероглифы, описывающие предполагаемую победу Рамсеса II в битве при Кадеше. В атриуме также теперь есть пустые кладовые по бокам.

Вглубь храма находится второй атриум с четырьмя украшенными колоннами, который, по словам Зекки, изображает царя, «обнимающего различных божеств в знак своего духовного союза и склонности», а в самом конце находится скамья, на которой установлена ​​статуя Рамсес II сидит с тремя другими богами, Ра-Харахти, Амоном и Птахом. Исследователи отметили, что два дня в году (22 октября и 22 февраля) все эти статуи, кроме Птаха (связанного с подземным миром), купаются в солнечном свете.

Малый храм

Как упоминалось ранее, у входа в меньший храм в Абу-Симбеле стоят четыре статуи фараона и две статуи его невесты Нефертари. Каждая статуя имеет высоту около 33 футов (10 метров), между каждой из них есть контрфорс. Зекки отмечает, что на фасаде также есть статуи детей меньшего размера, «как ни странно, статуи принцесс выше, чем статуи принцев», что, возможно, свидетельствует о том, что этот храм отдает дань уважения Нефертари и женщинам из дома Рамсеса II.

Интерьер храма проще, чем в большом храме. Он состоит из шести колонн с изображениями богини Хатхор. Зекки отмечает, что на «задней стене комнаты» есть барельефы, изображающие «Нефертари в процессе коронации богинями Хатор и Исидой», королева в головном уборе, на котором изображен «солнечный диск с перьями между коровьими рогами». тот же головной убор, который носят богини.

Повторное открытие

В какой-то момент храмы были заброшены и впоследствии засыпаны песком, а великие колоссы постепенно исчезли в пустыне. Хавасс отмечает, что Иоганн Людвиг Буркхардт заметил существование этого места в 1813 году. Затем, в 1817 году, силач цирка по имени Джованни Бельзони обнаружил закопанный вход в великий храм.

Этот вход, который был точно выровнен по солнцу, чтобы освещать три статуи в течение двух дней в году, теперь снова увидел свет.

Дополнительные ресурсы

  • Египет сегодня: Спасение Абу-Симбела: 50 лет спустя
  • Список всемирного наследия ЮНЕСКО: Нубийские памятники от Абу-Симбела до Филе
  • Атлас-обскура: Храм Абу-Симбела

Будьте в курсе последних научных новостей, подписавшись на нашу рассылку Essentials.

Свяжитесь со мной, чтобы сообщить о новостях и предложениях от других брендов Future. Получайте электронные письма от нас от имени наших надежных партнеров или спонсоров.

Оуэн Джарус — постоянный автор Live Science, который пишет об археологии и прошлом человечества. Он также писал для The Independent (Великобритания), The Canadian Press (CP) и Associated Press (AP) и других.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *