Храм дамбулла: Дамбулла, Шри-Ланка: достопримечательности, как добраться
Дамбулла, Шри-Ланка: достопримечательности, как добраться
Skip to contentПещерный храм в Дамбулле, который упоминается в Махавамсе (Mahavamsa) (основной исторической хронике Шри-Ланки, написанной на языке Пали) как Юмбукола Вихара (Jumbukola Vihara) (пещерный храм Дамбуллы), находится примерно в 75 км к северо-западу от Канди (Kandy), последней столицы сингальских королей, куда можно попасть по главной дороге на Анурадхапуру (Anuradhupura).
Пещерный храм Дамбуллы
Храмы, которые принесли известность этому месту, являются частью просторной пещеры на западном склоне скалы, расположенной на высоте около 107 метров над равниной. Сейчас нет возможности установить, являются ли пещеры, в которых находятся храмы, полностью естественными, или только частично естественными, или частью естественными, а частью искусственными. Велика вероятность, что в основе своей они созданы силами природы, а человек лишь немного углубил их. Традиционно считается, что некоторые пещеры были выкопаны при короле Ваттагамани Абхайи (Vattagamani Abhaya) в первом веке до н. э. Можно предположить, что король и его потомки в качестве пожертвования этому храму расширяли и выравнивали пещеры, а также прорезали вдоль скалы переливы (катарама), чтобы защитить пещеры от дождевой воды.
Пещеры и фрески Дамбуллы (общая информация)
Храм Дамбуллы состоит из пяти пещер (святилищ). В каждой из этих пещер с арочными сводами размещаются статуи Будды и различных выдающихся исторических или буддийских деятелей. В общей сложности, в пещерах найдено 150 изображений Будды. Пещера №5 (последняя в ряду) не имеет никакой исторической ценности, поскольку была построена во втором десятилетии 20-го века. Все остальные пещеры хранят статуи и фрески, относящиеся к различным эпохам сингальской скульптуры и живописи. Некоторые полагают, что самые ранние фрески Дамбуллы датируются 8 веком н.э. Однако проверить эту теорию не представляется возможным из-за рисунков, нанесенных поверх фресок. Тем не менее, эти пещеры – сокровищница изображений, узоры многих из которых напоминают фрески Сигирии. Для тех, кто изучает историю буддизма, фрески Дамбуллы, при внимательном исследовании, дадут огромное количество информации для исследований.
Считается, что классическая школа сингальской живописи прекратила свое существование после падения королевства Полоннарува (Polonnaruwa) в конце двенадцатого века. До нас не дошло ни одного образца этого стиля, который бы датировался после 13 века. Новые примеры традиционной живописи относятся уже к 17-18 векам.
Не похоже, что эта школа основывалась на художественных традициях древних мастеров, создавших шедевры в Сигирии (Sigiriya) и Полонноруве.
Этот стиль характеризуется исключительно двумерными изображениями; композиции также не отражают искусство художников предыдущих эпох. Художественные нормы, выраженные, в частности, в декоративных узорах и изображении деревьев и вьющихся растений, не имеют ничего общего с ранней ланкийской живописью.
Похоже, что на эту школу значительное влияние оказали художественные течения, процветавшие в районе плоскогорья Декан (Deccan) (Южная Индия) под покровительством мусульманских правителей. И фрески, украшающие пещеры Дамбуллы, представляют именно эту новую школу сингальской живописи. Стены пещер во внутренних помещениях храма целиком покрыты фресками. Считается, что самые старые фрески находятся в пещере №2 и представляют собой декоративные узоры, но, согласно высказанным ранее предположениям, ни одну из них невозможно отнести к более ранним периодам. Тем не менее, сами изображения исключительно похожи на потолочные орнаменты Сигирии. Возможно, здесь находились более старые изображения, которые могли быть утеряны или скрыты под новыми узорами. Можно предположить, что стиль декоративных узоров воплощал в себе некие древние идеи и даже может считаться продолжением традиции изображений в Сигирии. Однако из найденных в Дамбулле записей (Тудапата) (Tudapata), на которые мы уже ссылались ранее, становится ясно, что пещеры Дамбуллы № 1,2 и 4 были расписаны в 17 веке кандийскими художниками по приказу короля Сенарата (Senarat) (1604-1635). Во время правления короля Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) фрески Дамбуллы были отреставрированы и нанесены заново. Изображения в пещере №4 представляют новую школу сингальской живописи, которая была распространена в провинциях Канди после 17 века.
Пещера № 1 (Дева Раджа Вихарая (Deva Raja Viharaya))
Пройдя через ворота храма в Дамбулле, посетитель, прежде всего, попадает в пещеру №1, называемую Дева Раджа Вихарая (храм Короля Богов). Считается, что такое название было дано пещере потому, что бог Сакка (Sakka) (Король Богов) внес завершающие штрихи в главное изображение пещеры. Эта статуя длиной почти 14 метров в традиционном стиле воссоздает париниббану (последнее мгновение) Будды. Эта прекрасно сохранившаяся статуя вырезана из естественной породы и обработана практически со всех сторон, только сзади по всей длине она соединяется со скалой. Лицо лишено выражения, сработано грубо и безжизненно. Традиционное длинное одеяние скрывает тело до щиколоток, оставляя открытыми правое плечо и грудь. Лицо круглое и невыразительное. Глаза едва обозначены, лоб узкий, а ухо не имеет четкой формы. Группа точек схематично изображает волосы. Текстура одеяния передана посредством часто прорезанных канавок, тесно сгруппированных парами. Остальные части тела отображены реалистично и пропорционально, не считая кажущихся одеревенелыми ступней и правой ноги.
В пещере находятся еще пять статуй, одна из которых – стоящая в южной части комнаты – предположительно принадлежит Архату Ананде (Ananda), самому преданному ученику Будды, который оплакивает смерть своего учителя.
В северном углу пещеры, напротив главной статуи, находится искусно выполненная скульптура бога Вишну (Visnu) (некоторые исследователи полагают, что это изображение принадлежит Упульвану (Upulvan), одному из четырех богов-хранителей Шри-Ланки).
По неизвестным причинам, комната с этой статуей всегда закрыта для широкой публики.
Хотя стены и потолок пещеры покрыты фресками, их невозможно рассмотреть из-за копоти от благовоний, которые приносят верующие.
Пещера № 2 (Маха Раджа Вихарая (Maha Raja Viharaya))
Следующая пещера, в которой оказывается посетитель, несомненно, является самой большой и роскошной из всех пещер храма. Входящий попадает в пещеру через портал, расположенный в передней части святилища и переходящий в высокий арочный проем, который охраняют стоящие по обеим сторонам каменные фигуры, изображающие привратников. Пещера носит имя Маха Раджа Вихарая (храм Великого Короля), поскольку, по общепринятому мнению, ее основал король Ваттагамани Абхайа (Vattagamani Abhaya), лично участвовавший в строительстве.
Вся пещера расписана ярчайшими фресками, сохранившимися в отличном состоянии. Длина пещеры составляет 52,5 метров, ширина – 23 метра, а высота около передней стены – 6,4 метра. По мере продвижения вглубь пещеры свод постепенно становится все ниже и превращается в арку в дальней части помещения. В пещере находятся пятьдесят три статуи. Большинство из них изображают Будду в различных позах. Многие из статуй значительно превосходят человеческий рост, однако в пещере нет ни одного изображения, которое было бы ощутимо меньше натуральной величины.
Посетитель, входящий в пещеру через дверь в северном углу, прежде всего, видит статую стоящего Будды под искусно выполненной аркой в виде дракона Торана (Torana). Оба изображения вытесаны из естественной горной породы. Это главные скульптуры этого святилища. Правая рука Будды поднята в жесте защиты. Это крепкая искусно вырезанная каменная фигура с массивными руками и ногами. Однако скульптор даже не пытался передать реальные пропорции тела. Струящиеся складки одежды показаны посредством канавок. Правое плечо и рука обнажены. Складки одеяния собраны на левом плече. Голову покрывает множество шишечек, расположенных равномерно и увенчанных гребнем. Глаза статуи открыты. У нее полные губы и широкий нос. Конечности кажутся неподвижными, а тело – одеревенелым. Скульптура стоит на каменном круглом пьедестале в форме цветка лотоса. Изображение лотоса выполнено довольно грубо.
Справа и слева от статуи Будды расположены стоящие фигуры двух божеств: Наты (Natha) и Майтрейи (Maitreya), которые, согласно верованиям буддистов, в будущем станут Буддами.
Справа от входа находятся прекрасные ступы высотой около 5,5 метров. Широкий круглый пьедестал, на котором они стоят, украшен четырьмя фигурами Будды, ориентированными по четырем сторонам света и сидящими на кольцах кобры, чей широкий капюшон отбрасывает тень на статуи.
Остальные статуи Будд в этой пещере расположены в ряд вдоль стен и внутреннего коридора, ведущего в мозаичную комнату, и никак не сгруппированы. Около внешней стены нет ни одной статуи, кроме достаточного нового изображения лежащего Будды. В северной части пещеры фигуры стоят в два ряда.
Ближе к восточной стене святилища непрерывно капает вода, просочившаяся сквозь потолок пещеры из пустот на вершине скалы, где она скапливается после дождя. Капли собираются в сосуд, расположенный в небольшом квадратном углублении в полу, и используются исключительно для религиозных целей.
Все поверхности в этой пещере, будь то камни или стены, расписаны яркими красками с преобладанием желтого цвета. На потолке около входа в основном изображены сцены из жизни Будды до и после просветления. Здесь художник также попытался отобразить предыдущие рождения Будды. Возможно, посетителям этого святилища будет интересно узнать, по крайней мере, о нескольких из этих фресок. Вот основные изображения, расположенные в этой части пещеры:
- Принц Сиддхартха, будущий Будда, выходящий из дворца, чтобы продемонстрировать свое воинское искусство.
- Принц Сиддхартха, демонстрирующий мастерство лучника.
- Принц Сиддхартха, уходящий из дома в поисках истины.
- Монстры армии Мары, армии зла, атакуют Будду.
- Злобный Мара сброшен со слона и побежден Буддой.
У восточного края пещеры за рядом статуй Будды находится небольшой альков, образованный огромным скальным выступом. Стены его сплошь покрыты фресками. На входе в этот альков стоит статуя короля, как считается, Ниссанкамаллы (Nissankamalla), который активно восстанавливал этот храм. Похоже, что в этой части пещеры художник решил отобразить историю острова. Сюжеты фресок, расположенных здесь, начинаются с самого раннего и наиболее невероятного периода истории страны. Среди этих фресок – подвиги Виджайа (Vijaya), первого исторического правителя страны, который, как считается, прибыл из Индии. Эти сюжеты выделяются на общем фоне и занимают огромное пространство. Художник упомянул также и морское путешествие этого героя, изобразив судно, окруженное морскими чудовищами.
Следующие фрески, заслуживающие внимания, изображают признание на острове Будды после того, как сюда прибыли священные реликвии и дерево Бо. Художник изобразил короля Деванампиятисса (Devanampiyatissa) (205-210 г. до н.э.), который правил страной перед тем, как на Шри-Ланку пришел буддизм, управляющим плугом, в который запряжена пара слонов, в сопровождении монахов во главе с Архатом Махиндой (Mahinda), принесшим буддизм на Шри-Ланку.
На другой фреске изображено строительство великих чайтья и других важных религиозных зданий в Анурадхапуре.
Наиболее выдающейся исторической фреской в этой части пещеры является изображение поединка между Дуттхой Гамани (Duttha Gamani), величайшим героем сингалов, и Эларой (Elara), индийским узурпатором, который в течение 44 лет правил северной частью острова. Изображение наполнено эмоциями и гораздо более пропорционально, чем остальные исторические фрески. Индийский король изображен пронзенным копьем своего врага и падающим со слона.
В северной части этого алькова стоят две деревянные статуи. Согласно общепринятому мнению, эти фигуры изображают божеств. Одна из них принадлежит Вишну, известному индийскому богу, чьи изображения во многих храмах Шри-Ланки находятся рядом со статуями Будды. Другая, как считается, изображает Суману (Sumana) (или Самана (Saman)), одного из четырех богов-хранителей острова. Согласно Великой Хронике, Санрантакута (Sanrantakuta), то есть пик Адама, где Будда оставил свой след, названа так потому, что на этой пике живет девараджа (король богов) по имени Сумана. Обе статуи мастерски выполнены и раскрашены, однако в настоящее время нуждаются в реставрации.
В северной части пещеры расположены четыре статуи сидящего Будды, обращенные к основному залу. Считается, что эти статуи принадлежат Какусанде (Kakusanda), Конагаме (Konagama) и Кассапе (Kassapa), предшественникам Гаутамы, которого изображает последняя статуя.
Справа от северного входа в эту пещеру находится стоящая фигура, развернутая в сторону главной статуи святилища, которая, как считается, изображает короля Ваттагамани Абхайю (Vattagamani Abhaya), который первым сделал пожертвование храму Дамбуллы.
Во всех отношениях, это самая грубо сработанная статуя. А одеяние короля самое простое и наименее украшенное.Пещера № 3 (Маха Алут Вихарая (Maha Alut Viharaya))
Эта пещера, названная Маха Алут Вихарая (Великий новый храм), отделена от пещеры № 2 кирпичной стеной. Считается, что до 18 века она служила кладовой.
Главный вход в эту пещеры, уступающий по размеру только проходу во вторую пещеру, закрыт дверью. Эта пещера была превращена в святилище по указанию Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha), который в восемнадцатом веке реформировал буддистскую церковь. Он был последним, кто вносил значительные пожертвования на содержание храма в Дамбулле, и именно благодаря ему появилась большая часть новых фресок и были проведены реставрационные работы. Слева от входа в пещеру стоит статуя прекрасной работы, изображающая этого короля в соответствующих его положению одеждах, напоминающих одеяния королей династии Наяккар (Nayakkar), которые правили страной до того, как она была завоевана британцами в 1815 году.
В длину пещера достигает 27,5 метров и 25 метров в ширину, а постепенно понижающийся свод пещеры имеет высоту около 11 метров. Все обширные своды и стены этой пещеры также покрыты яркими фресками. Эти изображения повествуют о самых различных событиях из жизни известных буддистов, некоторые из них связаны с жизнью Просветленного, другие рассказывают историю буддизма. Художественная традиция этой пещеры относится к периоду Канди.
В пещере находятся пятьдесят скульптурных изображений Будды.
Главная статуя святилища, обращенная лицом к входу, изображает стоящего Будду и украшена драконом Тораной (Torana). Статуя и Торана вырезаны из цельной скалы.
Одна из скульптур в этой пещере изображает лежащего Будду, положившего голову на правую руку, которая покоится на подушке. Эта статуя очень похожа на изображение в пещере № 1. В длину скульптура достигает около 9 метров, пропорции тела соблюдены, лицо красиво, а спокойное выражение его удивительно умиротворенное и приветливое. Кроме того, в пещере находятся семь статуй стоящего Будды высотой около 3 метров; остальные скульптуры выполнены в натуральный размер или чуть ниже. Большинство из них выкрашены в ярко-желтый цвет; на трех надеты красные одеяния. Для тех, кто изучает кандийское искусство и скульптуру, эта пещера, несомненно, предоставит огромное количество интересного материала.
Пещера № 4 (Паччима Вихарая (Paschima Viharaya))
Эта пещера носит имя Паччима Вихарая, или Западный Храм. В длину она составляет около 16,5 метров, а в ширину – 8 метров; свод пещеры, который резко понижается по мере движения вглубь помещения, достигает высоты 8 метров.
В пещере находятся десять фигур Будды. Главная статуя, украшенная драконом, такая же по размеру, как и все остальные фигуры. Она представляет собой прекрасное изображение Будды, сидящего в позе медитации (дхьяна мудра), вырезанное из той же скальной породы, которая образует саму пещеру. Статуя была расписана яркими красками в период Канди и прекрасно сохранилась. Черты лица переданы превосходно. Удлиненные уши с проколотыми мочками. Четко очерченный нос, глаза и губы; немного покатый лоб. Свободно струящиеся одежды закрывают тело от плеча до щиколоток, оставляя открытым только право плечо. Складки на одежде изображены канавками. Три канавки обозначают шею.
Одежды на статуе ниспадают красивыми свободными складками. Волосы на голове обозначены рядами шишечек и собраны в пучок на затылке. Остальные статуи расположены в ряд по обеим сторонам от основного изображения.
Эти скульптуры тщательно проработаны и раскрашены в яркие цвета. Большинство из них изображают Будду в полный рост или выше. В центре пещеры находится небольшая ступа (чайтья), называемая Сома Чайтья (Soma Cetiya). Потолок, стены пещеры и передняя стена ярко раскрашены и украшены рядом фигур, в основном, изображений Будды.
Золотая статуя Будды и музей
Часто на изображениях Дамбуллы можно увидеть большую золотую статуя сидящего Будды, но это лишь современная статуя под которой находится музей буддизма. Отсюда начинается подъем к пещерному храму.
Золотой пещерный храм Дамбулла охраняется ЮНЕСКО.
Сайта храма: www.goldentemple.lk
Фото Дамбуллы
Дамбулла (Dambulla)
DSC_2714Дамбулла (Dambulla)
DSC_2699Дамбулла (Dambulla)
DSC_2690Дамбулла (Dambulla)
DSC_2706Дамбулла (Dambulla)
DSC_2692Дамбулла (Dambulla)
DSC01793Дамбулла (Dambulla)
DSC01790Дамбулла (Dambulla)
DSC01796Дамбулла (Dambulla)
DSC01800Дамбулла (Dambulla)
DSC01804Дамбулла (Dambulla)
DSC01803Дамбулла (Dambulla)
DSC01807Дамбулла (Dambulla)
DSC01774Дамбулла (Dambulla)
DSC01811Дамбулла (Dambulla)
DSC01817Дамбулла (Dambulla)
DSC01831Дамбулла (Dambulla)
DSC_2687Дамбулла (Dambulla)
DSC_2713
Путешественнику
7:30 — 18:00
1500 рупий
Время на осмотр — 2 часа
Найти отель в Дамбулле
Пещерный храм Дамбулла находится на скале и к нему необходимо подниматься. Подъем не сложный но несколько затяжной. Посещение храма возможно только в закрытой одежде (нельзя входить в шортах и коротких юбках) и перед входом необходимо снять обувь (есть место для хранения обуви).
Багаж можно оставить на полицейском посту (бесплатно).
Остались вопросы по Шри-Ланке — пишите в нашем телеграм-чате @Lankaru
Общая оценка Отзывы путешественников Написать отзывСортировать: сначала новыеоценкеполезностибесполезности
{{{ review.rating_title }}} Show more Написать отзывYour browser does not support images upload. Please choose a modern one
Золотой храм Дамбулла: история, описание, фото
Небольшой курортный городок Дамбулла в Шри-Ланке славится на весь мир своими уникальными и неповторимыми храмами и пещерами, в которых и в наши дни можно увидеть древние статуи Будды и Вишну.
Содержание:
Содержание:
- Золотой храм Дамбулла: история
- Золотой храм Дамбулла: 5 пещер
- Золотой храм Дамбулла: наши дни
- Дополнительная информация
- Золотой храм Дамбулла на карте
Многие путешественники, успевшие побывать в различных уголках мира, наверное, согласятся с мнением, что именно здешняя атмосфера помогает достичь гармонии со своим внутренним миром, избавиться от стрессов и насладиться миром прекрасного. Золотой храм Дамбулла, площадь которого составляет ни много, ни мало 20 гектаров – один из самых известных буддистских храмов в Южной Азии
. Он расположен практически посередине небольшого острова, в 12 км от не менее известного археологического памятника Азии – Сигирии. Храм Дамбулла построен на вершине одноименной горы, высота которой чуть более 350 метров над уровнем моря. Низина же представляет собой живописный тропический лес, оказавшись в котором каждый путешественник восхищается красотой созданной самой природой.Вид храма Дамбуллы
Скальный монастырь, который некоторые экскурсоводы называют не иначе, как пещерный храмовый комплекс, вот уже на протяжении более 22-х веков является священным местом для буддистских паломников со всех уголков нашей необъятной планеты. Золотой храм Дамбулла представляет собой святилище, состоящее из 5 больших (основных) и более 70 маленьких пещер, связанных между собой такими же разнообразными по своим размерам, коридорами. И, все же, храм Дамбулла, прежде всего, знаменит на весь мир не количеством пещер, а самой большой коллекцией статуй Будд, выполненных древними мастерами в лежачем, сидячем и стоячем положениях. Некоторые из этих скульптур достигают высоты более 15-ти метров. Справедливости ради стоит заметить, что в Золотом храме хранятся и древние статуи трех королей, некогда правивших в Шри-Ланке, статуи богов и богинь, которым поклонялись древние люди, и которых до сих пор чтят буддисты.
Вход в храм Дамбуллы
Золотой храм Дамбулла: история
Согласно историческим документам, обнаруженным учеными на этом месте, первые пещеры храма Дамбуллы были основаны еще в I веке до нашей эры. Скальная пещера некогда принадлежала королю Валагамбаха, который в период своего изгнания из Анурадхапуры, провел в ней более 14-ти лет. После возвращения себе трона монарх возвел первый пещерный храм и, в знак огромной благодарности и признательности монахам, которые помогли королю выжить в непростые для него времена, даровал его Буддистскому Ордену. К слову, этот исторический факт увековечен в брахманских надписях, расположенных прямо над входом в Дамбуллу.
Именно с того времени Золотой храм Дамбулла стал священным местом для буддистских паломников. Археологам, работавшим на святом месте, также удалось выяснить, что рукотворный пещерный храмовый комплекс неоднократно реставрировался и обновлялся: восстановительные работы велись практически при каждом новом правители острова Шри-Ланка. Так, например, в XII веке, во времена правления короля Ниссанкамаллы 73 статуи Будды из 153-х были покрыты чистейшим золотом и, как нетрудно догадаться, с тех пор пещерный комплекс Дамбулла стали называть «Золотым храмом».
Ступа со статуями Будд в пещере Маха Раджа Вихарая храма Дамбуллы
В XVIII веке также были внесены изменения, как в архитектуру храмового комплекса, так и в настенную роспись. По утверждениям историков, примерно в начале XVIII века на прилегающей к храму территории проживала целая династия знаменитых художников, которые и приложили свою руку к храмовой росписи Дамбуллы. Наверное, многим путешественникам, желающим ближе познакомиться с новой культурой, будет интересно узнать, что площадь фресок и наскальных буддистских рисунков, на которых запечатлена практически вся жизнь Будды (рождение, прозрение, семь недель после озарения, отречение от богатой жизни, чтение проповеди), составляет 2 300 квадратных метров. Это уникальная в своем роде галерея наскальной живописи, которая, безусловно, имеет культурное и историческое значение не только для буддистской религии, но и для всего человечества.
Золотой храм Дамбулла: 5 пещер
Как уже было сказано выше, Золотой храм Дамбулла состоит из пяти пещер, каждая из них имеет свое название и свои отличительные особенности: Девараджалена, Махараджалена, Маха Алут Вихарая, Паччима Вихарая, Девана Алут Вихарая , на каждой из них, пожалуй, стоит остановиться несколько подробнее.
Оказавшись в первой из пяти пещер храма Девараджалене, путешественник может увидеть возлежащую 14-метровую статую Будды, у ног которой сидит преданный ученик Ананда, а у изголовья восседает сам бог Вишну. К слову, к входу в эту пещеру примыкает часовня, посвященная богу Вишну, в ней до сих пор с завидной регулярностью проводятся ритуалы. Кроме этих скульптур в разных частях пещеры расположены еще 4 статуи Будды. Как утверждают археологи, все они были созданы еще в I веке до нашей эры при правлении короля Валагамбаха. Если скульптуры сохранились до наших дней в довольно пристойном виде, то этого нельзя сказать о наскальных росписях и фресках. Здесь они довольно плохо проглядываются из-за толстого слоя сажи. По рассказам экскурсоводов, копоть на стенах и потолке образовалась в результате постоянного горения лампад и окуривания пещеры благовониями.
Вторая пещера, в которой оказывается странствующий путешественник после посещения Девараджалены, называется Махараджалена. Путника в ней «встречает» деревянная статуя короля Валагамбаха, рука которого поднята в нравоучительном жесте. Это самая внушительная по размерам пещера всего рукотворного храмового комплекса Дамбуллы.
Лежащий Будда храма Дамбуллы
Она также как и Девараджалена, датируется I веком до нашей эры. Удивительно то, что здесь в непосредственной близости к скульптуре Будды стоят статуи Майтреи и Наты, Упульваны и Саманы, что, собственно, делает это храм единственным местом на всей территории острова Шри-Ланка, в котором боги стоят рядом друг с другом. Всего в пещере Махараджалена более 10 стоящих статуй Будды и еще около 40 в медитации. Сделаны они не только из гранита, но и из дерева, и даже, из кирпича. В Махараджалене чудом считается источник, вода из которого течет по стенам, среди резных узоров не вниз, а вверх. Оказавшись в самой высокой точке, она падает вниз, где расположена золотая чаша, вокруг которой и восседают статуи Будды в состоянии глубокой медитации.
Паччима Вахарая относительно небольшая пещера Золотого храма Дамбулла. В ее центре стоит ступа, в которой по преданиям хранились сокровища супруги основателя храма. Удивительно, но по рассказам экскурсоводов, совсем недавно она была разграблена искателями драгоценностей, и о местонахождении священных предметов сейчас ничего неизвестно.
Маха Алут Вихарая сравнительно «молодая» пещера. Датой ее постройки считается XVIII век, время, когда правил последний из правителей Канди. Пещера также как и другие заполнена большим количеством статуй Будды (спящим, медитирующим, стоящим). Потолок поражает своим разнообразием изображений божества. В официальных документах можно найти информацию о том, что потолок пещеры Маха Алут Вихарая украшают более 1 000 картин медитирующего Будды.
Девана Алут Вихарая еще более «молодая» пещера, которая до недавнего времени (начало 20 века) служила складом. Точная дата ее перестройки неизвестна. Однако некоторые настенные записи свидетельствуют о том, что в данной пещере реставрационные работы проводились в 1915-м году. Кроме 11 статуй Будды в ней расположены скульптуры бога Вишну в различных позах.
Золотой храм Дамбулла: наши дни
Золотой храм Дамбулла ежегодно посещают сотни тысяч туристов. Организация ЮНЕСКО занесла пещерно храмовый комплекс в список Всемирного наследия, поэтому он, как и многочисленные другие, важные для человечества памятники истории и архитектуры, находится под постоянной охраной. «Это поистине удивительное место, оказавшись в котором, все мирские мысли остаются «за порогом». Полуденный зной быстро сменяется пещерной прохладой, которая просто-таки располагает к созерцанию многочисленных картин и фресок, статуй Будды и богов», — делится своими впечатлениями один из путешественников, посетивший золотой храм Дамбулла в Шри-Ланке. Не лишним также будет добавить, что для посещения храма каждому туристу необходимо приобрести входные билеты, стоимость которых относительно невысока: 10 долларов для детей и 15 для взрослых.
При входе в храм всех посетителей комплекса Дамбулла попросят снять обувь, ее всего лишь за 25 рупий вернут сразу же после посещения пещер. Тем, кто отказывается платить за столь «ненужную» услугу, предлагается оставлять обувь бесплатно и без присмотра, но в этом случае за ее сохранность никто отвечать не станет. Интересно то, что по всей территории свободно разгуливают обезьяны, ничуть не боящиеся посетителей Золотого храма. А вот едва лучи солнца начинают прятаться за горизонтом, к храму прилетают сотни ласточек, которые проведя ночь на территории древнейшей буддистской святыни, утром ее покидают.
Ступа в пещере Паччима Вихарая храма Дамбуллы
Золотой храм Дамбулла в Шри-Ланке – это уникальная сокровищница буддистской религии, от посещения которой получают удовольствие и умиротворение не только люди, свято поклоняющиеся Будде, но и обычные туристы, далекие от восточной философии.
Рейтинг достопримечательности:
← ШРИ-ЛАНКА | АЗИЯ → |
Дополнительная информация
Отличные экскурсии по Шри-Ланки от Трипстера
Экскурсии по Шри-Ланки от Спутника
Поиск дешёвых авиабилетов в Шри-Ланку на Авиасейлс.ru
Золотой храм Дамбулла на карте
Пещерный храм Рангири Дамбулла — Галерея
настроить фильтр
Список Пещерный храм Рангири Дамбулла
- Описание
- Карты
- Документы
- Галерея
- Индикаторы
- Помощь
Пещерный храм Рангири Дамбулла (Шри-Ланка)
© ЮНЕСКО
Автор: Джованни Боккарди
Пещерный храм Рангири Дамбулла (Шри-Ланка)
© ЮНЕСКО
Автор: Джованни Боккарди
Пещерный храм Рангири Дамбулла (Шри-Ланка)
© ЮНЕСКО
Автор: Джованни Боккарди
Пещерный храм Рангири Дамбулла (Шри-Ланка)
© ЮНЕСКО
Автор: Джованни Боккарди
Пещерный храм Рангири Дамбулла (Шри-Ланка)
© НАШЕ МЕСТО Коллекция всемирного наследия
Автор: Амос Чаппл
Пещерный храм Рангири Дамбулла (Шри-Ланка)
© НАШЕ МЕСТО Коллекция всемирного наследия
Автор: Амос Чаппл
Пещерный храм Рангири Дамбулла (Шри-Ланка)
© OUR PLACE The World Heritage Collection
Автор: Амос Чаппл
Пещерный храм Рангири Дамбулла (Шри-Ланка)
© НАШЕ МЕСТО Коллекция всемирного наследия
Автор: Амос Чаппл
Пещерный храм Рангири Дамбулла (Шри-Ланка)
© НАШЕ МЕСТО Коллекция всемирного наследия
Автор: Амос Чаппл
Пещерный храм Рангири Дамбулла (Шри-Ланка)
© НАШЕ МЕСТО Коллекция всемирного наследия
Автор: Амос Чаппл
Пещерный храм Рангири Дамбулла (Шри-Ланка)
© Ко Хон Чиу Винсент
Автор: Ко Хон Чиу Винсент
Пещерный храм Рангири Дамбулла (Шри-Ланка)
© Ко Хон Чиу Винсент
Автор: Ко Хон Чиу Винсент
top
запомнить мой профиль
Забыли имя пользователя или пароль?Стать участником
Пещерный храм Рангири Дамбулла — Документы
Ваш браузер не поддерживает джаваскрипт.настроить фильтр
Список Пещерный храм Рангири Дамбулла
- Описание
- Карты
- Документы
- Галерея
- Индикаторы
- Помощь
Оценка консультативных органов | |
---|---|
1991 | Консультативный орган по оценке (ИКОМОС) |
Карты | |
1989 г. | Схема планирования Дамбуллы |
Решения | |
2021 | 44COM 7B.150 — Пещерный храм Рангири Дамбулла (Шри-Ланка) (C 561) |
2019 | 43COM 8B. 1 — Изменения в названиях объектов, включенных в Список всемирного наследия |
2019 | 43COM 7B.75 — Золотой храм Дамбуллы (Шри-Ланка) (C 561) |
2018 | 42COM 8E — Принятие ретроспективных заявлений о выдающейся универсальной ценности |
2018 | 42COM 7B.16 — Золотой храм Дамбуллы (Шри-Ланка) (C 561) |
2016 | 40COM 7B.46 — Золотой храм Дамбуллы (Шри-Ланка) (C 561) |
2014 | 38COM 7B.22 — Золотой храм Дамбуллы (Шри-Ланка) (C 561) |
1999 | 23БУР IVB. 78 — Состояние сохранности |
1999 г. | 23BUR IVB.81 — Золотой храм Дамбуллы (Шри-Ланка) |
1998 г. | 22BUR VB.63 — Старый город Галле и его укрепления (Шри-Ланка) / Золотой храм Дамбуллы (Шри-Ланка) |
1997 г. | 21COM VIIC.55 — Отчеты о состоянии сохранности культурных ценностей, отмеченные Комитетом |
1991 г. | Отчет 15-й сессии Комитета |
1991 г. | 15COM XV — Надпись: Золотой храм Дамбуллы (Шри-Ланка) |
Отчеты миссии | |
2015 | Отчет миссии Реактивного Мониторинга ИКОМОС в Золотой храм Дамбуллы (Шри-Ланка), 11-15 марта 2015 г. |
1998 г. | Отчет о мониторинговой миссии ИКОМОС в Дамбулле, Канди и Галле, Шри-Ланка; 13 — 20 декабря 1998 г. |
1994 г. | Миссия ИКОМОС в Шри-Ланке, ноябрь-декабрь 1994 г. |
Периодическая отчетность | |
2012 | Цикл периодической отчетности 2, Раздел II |
2003 г. | Цикл периодической отчетности 1, раздел II (резюме) |
2003 г. | Цикл периодической отчетности 1, раздел II |
Доклады государств-участников о состоянии сохранности | |
2022 | Доклад государства-участника о состоянии сохранности / Rapport de l’Etat party sur l’état de сохранение |
2019 | Доклад государства-участника о состоянии сохранности / Rapport de l’Etat party sur l’état de сохранение |
2017 | Резюме доклада государства-участника о состоянии сохранности / Résumé du Rapport de l’Etat partie sur l’état de conservation |
2015 | Резюме доклада государства-участника о состоянии сохранности / Résumé du Rapport de l’Etat partie sur l’état de conservation |
Отчеты о состоянии сохранности | |
2021 | Отчеты о состоянии сохранности |
2019 | Отчеты о состоянии сохранности |
2018 | Отчеты о состоянии сохранности |
2016 | Отчеты о состоянии сохранности |
2014 | Отчеты о состоянии сохранности |
1999 г. |