Харбин русский город в китае: Почему китайский город Харбин называют русским

Содержание

Женщины русского Харбина: как эмигрантки из России жили в Китае

  • Forbes Woman
Китайская улица в Харбине в 1930-е годы. (Фото Dmytro Shutov / DR)Центрами русской эмиграции после Гражданской войны стали не только богемные Париж и Берлин. Многие нашли приют на востоке — в китайском Харбине. Многие здесь работали прачками и танцовщицами, писали стихи и мечтали вернуться. Forbes Woman рассказывает, как оказавшиеся на чужбине женщины переживали трудные времена, зарабатывали на жизнь и помогали друг другу

Харбин — это город в Китае, находящийся примерно в 700 км от Владивостока.

Он был основан в конце XIX века переселенцами из России: инженерная элита и разнорабочие были отправлены в соседнюю страну, чтобы строить Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). После революции 1917 года и Гражданской войны в Китай хлынул поток белых эмигрантов, спасавшихся от репрессий большевиков. В поисках лучшей жизни беженцы из России отправлялись в Харбин, а затем и в Шанхай. В результате революции и гражданской войны, по разным данным, от 100 00–200 000 белогвардейцев осели в Харбине. В 1930-е годы тысячи сибирских и приморских крестьян снова бежали в Китай от коллективизации. 

В Китае эмигранткам приходилось устраиваться уборщицами, прачками, официантками. В Харбине при местной газете «Рупор» с 1924 года работала студия, где женщины могли бесплатно научиться массажу, шитью, парикмахерскому делу, маникюру. Одинокие беженки были вынуждены выходить замуж за маньчжуров — незамужних женщин китайцы часто высылали  обратно. Некоторые зарабатывали проституцией и уезжали из Харбина в портовые города, где было много иностранцев, а значит, и шансов уехать в другую страну.

Эмигрантки помогали друг другу не доходить до отчаяния. В 1930 году в Шанхае была создана Лига русских женщин, где любая могла получить жилье на срок до двух месяцев. Также в Харбине и Шанхае существовали приюты для дочерей белых офицеров. Forbes Woman рассказывает о судьбах харбинских женщин.

DR

Ларисса Андерсен: писала стихи и танцевала в кабаре

Лариссе Андерсен было 11, когда в 1922 году ее семья (вместе с другими родственниками белых офицеров) отправилась из Владивостока в Китай в поисках спасения. Первое время после прибытия в Харбин семья Андерсен жила на причале. Когда отец устроился счетоводом на Китайско-Восточную железную дорогу, семья смогла наконец-то переехать в собственный дом, а Ларисса поступила в гимназию Оксаковской (для дочерей старших служащих железной дороги и зажиточных харбинцев).

Тайком от родителей, считавших танцы кривлянием, Андерсен брала уроки у ученицы знаменитого хореографа Мариуса Петипа, уже пожилой балерины Лидии Дроздовой, которая тоже оказалась в Харбине.

Танцами творчество Лариссы Андерсен не ограничилось. В 15 лет она впервые опубликовала свое стихотворение в эмигрантском еженедельном журнале «Рубеж», где печаталось большинство литераторов Харбина. «Писать стихи на русском, живя среди иностранцев, — это то же самое, что танцевать при пустом зале», — говорила она. Большим поклонником стихов Лариссы, да и ее самой был певец Александр Вертинский, с которым она познакомилась в Шанхае в 1933 году. Он же настоял на издании ее первого сборника. Но союз Андерсен и Вертинского не сложился.

На жизнь Ларисса зарабатывала, выступая в шанхайском кабаре, а потом и в балетных постановках; бывала на гастролях в Японии. Там же, в Шанхае, Андерсен познакомилась со своим будущим мужем, с которым уехала во Францию, где прожила до самой смерти.

DR

Марианна Колосова: связная белых, которая стала поэтессой

Большевики расстреляли  жениха и убили отца Марианны Колосовой. Ей, монархистке, пришлось спасаться: она прошла вместе с белогвардейцами путь от Барнаула до Читы в 1919 году. Прежде чем перейти границу и добраться до Харбина, Колосова, будучи связной у белых, попала к красным, но присутствовавший на допросе Валериан Куйбышев заступился за нее, после чего у них (по одной из версий) завязался недолгий роман.

В Харбине Колосова окончила юридический факультет, вышла замуж, стала публиковать стихи в «Рубеже». «Колосова, впрочем, кормилась ими [стихами] впроголодь», — писала Юстина Крузенштерн-Петерец, родственница знаменитого адмирала, тоже бежавшая в Харбин вместе с матерью и братом. В Китае Марианну Колосову называли харбинской Цветаевой, но о ее творчестве ничего не было известно ни русским эмигрантам в Париже, ни тем более в СССР.

В 1930-е Колосова перебралась в Шанхай, где открыла платную библиотеку для русских эмигрантов в попытке немного заработать. Однако выбраться из нищеты ей не удалось, и вместе с мужем она отправилась на Филиппины, а оттуда в Чили, где осталась до конца жизни.

Несмотря на то что в 1945 году Колосова получила советский паспорт, на родину она решила не возвращаться — ее до глубины души поразила травля, которой подверглась Анна Ахматова.

DR

Матушка Руфина: открывала приюты для дочерей эмигрантов в Харбине и Шанхае

1 июня 1923 года матушка Руфина прибыла в Харбин. На тот момент ее знали как игуменью, которая возродила монастырь в Чердыни, городе Пермского края, а во время Первой мировой войны открыла приют для сирот. В 1918 году, когда во время Гражданской войны начались гонения на церковь, матушка Руфина была вынуждена бежать в Тобольск, а потом и во Владивосток.

В 1922 году она решила эмигрировать в Харбин. На новом месте тут же основала монастырь (который впоследствии назвали Богородице-Владимирским), а в 1929 году открыла приют для дочерей русских эмигрантов. Еще через несколько лет, в 1935-м, матушка Руфина открыла такой же приют в Шанхае. Всего Богородице-Владимирский монастырь воспитал более 600 девочек.

DR

Берта Червонная: цыганская танцовщица, осужденная за измену родине

В 1930 году в Харбин приехала петербургская танцовщица и певица Берта Червонная. Она родилась в 1909 году, выступала в лучших театрах города, а в 1924 году вышла замуж за партработника. Через пять лет его направили на Дальний Восток, и Берта продолжила танцевать уже на другом краю страны, но вскоре местные власти запретили ей цыганские «развратные» танцы. Берта начала учиться грузинским танцам, а позже вместе со своим учителем, который стал ее партнером и возлюбленным, уехала в Харбин, оставив в России мужа и дочь.

Спустя некоторое время она отправилась в Шанхай, где возглавила цыганский хор при популярном среди состоятельных русских эмигрантов кафе «Ренессанс» — там пел и Вертинский. В 1947 году Берта вернулась в СССР, о чем мечтала на протяжении 10 лет. Однако встретили ее совсем не так, как она ожидала: сначала Червонную отправили в фильтрационный лагерь на год, потом она успела поработать на заводе в Москве и в 1950 году была осуждена «за измену Родине», как многие репатриировавшиеся из Китая. Червонную приговорили к 25 годам лагерей, но через три года после смерти Сталина, в 1956 году, ее освободили и сняли судимость.

Такая судьба ожидала многих харбинских эмигрантов, которые решили вернуться на родину. Власть видела в них шпионов.  По данным «Мемориала» (внесен в реестр иностранных агентов и ликвидирован), в 1937–1938 годах почти 50 000 вернувшихся из Харбина были осуждены, из них 31 000 расстреляны.

История «Русского Харбина»

По Союзному договору с Китаем 1896 г., правительство России получило возможность построить КВЖД, а также арендовало порты Люйшунькоу (Порт-Артур) и Далянь (Дальний). После чего на китайский Северо-Восток были направлены многочисленные отряды путейцев для освоения территории под строительство дороги и заселения полосы отчуждения.

Основанный в 1898 г. Харбин, ставший своеобразной культурной столицей русской эмиграции в Китае, в то время называли «дальневосточным Парижем». Его возводили по проекту, присланному из Санкт-Петербурга, поэтому многие дома напоминали знакомые питерские улицы. Старожилы рассказывали, что лес для строительства церквей привозили из России.

К 1917 г. в Харбине проживало 100 тысяч русских. Этот город сплотил русские семьи не на один десяток лет. Своей патриархальностью и бытом Харбин соответствовал провинциальному русскому городу. Помимо многочисленных построек, принадлежавших КВЖД, здесь возводились фабрики и заводы, гражданские и правительственные здания, гимназии и школы. Росло число банков, крупнейшим из которых был Русско-Китайский, позднее ставший Русско-Азиатским банком. Переселенцы занимались и предпринимательской деятельностью, которая распространялась на горное дело, на транспорт и лесное дело. Открывались магазины, рестораны, кинотеатры, городские сады. Издавались газеты, журналы, художественная и научная литература.

Спокойствие и размеренный образ жизни русской колонии были нарушены Октябрьской революцией в России. На китайский Северо-Восток обрушились первые волны беженцев. По своему составу русская эмиграция в Китае отличалась тем, что в ее среде были, в основном, представители среднего класса и военные.

Харбин стал прибежищем для сотен обездоленных русских людей. Многие переходили границу тайно, ночью, заплатив последние деньги китайцам-проводникам. Среди них были разбитые и уничтоженные морально остатки колчаковской армии, и жители приграничных городов, и интеллигенция, и юные кадеты, и женщины с детьми.

Газеты писали: «… состав русской колонии изменился в Харбине ныне до неузнаваемости. Вместо богатого железнодорожника, ныне наполовину вытесненного туземцами, вместо целого корпуса хорошо оплачиваемой пограничной стражи, вместо множества русских колониальных чиновников с завидными окладами казенного содержания, и, наконец, вместо огромных кадров тыловых “прожигателей жизни” военного времени, преобладающим типом “покупателя” стал полуголодный “беженец”.

В 1924 г. было подписано соглашение о передаче управления КВЖД в руки администрации из представителей Китая и СССР. Одним из условий сохранения рабочего места являлось принятие китайского или советского гражданства, в результате чего многие русские служащие КВЖД остались без работы. Оставшиеся наедине со своими бедами русские люди стали осваивать новые профессии. Учиться новым ремеслам, торговому делу.

В 1929 г. на КВЖД произошел советско-китайский конфликт, в результате чего между СССР и Китаем были разорваны дипломатические отношения. Это послужило очередным толчком для многих русских жителей Манчжурии сорваться с насиженных мест. Однако Харбин по-прежнему оставался главным русским городом в Китае. Жизнь в городе продолжалась, несмотря на все перипетии судьбы. Открывались новые магазины на Пристани, работали кинотеатры, устраивались спектакли в Желсобе. Зимой катались на коньках, летом купались и катались на лодках по Сунгари. Особой популярностью пользовался Яхт-клуб. Работали многочисленные библиотеки, книжные магазины. В Харбине собирались на сезоны лучшие труппы как драматические, так и оперетта и балет. Репертуар местной оперы был насыщенным, сюда в 1930-е годы приезжали на гастроли Ф. И. Шаляпин и С. Я. Лемешев. В 1934 г. Олег Лунд-стрем основал свой джаз-оркестр.Здесь насчитывались десятки школ, училищ, гимназий и институтов. Преподавателями были профессора и педагоги из лучших вузов царской России. Выпускники знаменитого Политехнического института до сих пор встречаются и издают журнал «Политехник».Представители искусства и литературы создавали свои объединения и общества. Наиболее известными были «Молодая Чураевка» и «Лотос».

Приток русских беженцев с территории СССР не прекращался. С середины двадцатых годов русская эмиграция стала прирастать за счет новых поселений вблизи границы. Из забайкальских степей бежали целыми семьями казаки. Иногда снимались с насиженных мест всей станицей. Занимались они молочным скотоводством, земледелием, активно взаимодействовали с местным китайским населением.  Много среди них было и молокан и староверов, а также просто верующих людей.

Разлученные со своей Родиной люди искали утешение в молитве, тщательно соблюдали все церковные правила и приучали к ним с раннего детства детей. Принятая православием взаимная поддержка помогала в горе и бедах. Русских храмов на территории современного Китая осталось немного. Основная их часть украшает городской ландшафт Харбина.

Харбин как центр русского проживания славился своими православными храмами. Но только четыре из двадцати шести православных церквей сохранились доныне: Софийский собор, названный музеем русской эмиграции, Алексеевский храм, превращенный в католический приход, Покровский храм, в котором только по праздникам проводится чтение православных молитв на китайском языке, а также плохо сохранившаяся Успенская церковь на Новом кладбище, где теперь находится Городской парк культуры и отдыха. Есть еще маленькая Казанская церковь, которая чудом устояла вдали от массового разрушения, так как она находится на станции Ханьдаохецзы в 250 км от Харбина. Прихожанами храмов, расположенных в полосе отчуждения КВЖД, были служащие железной дороги и их семьи.

Японская оккупация полностью изменила жизнь «маленькой России» в Китае. Новой администрацией было взято на учет все русское мужское население. В 1934 г. было создано Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурии (БРЭМ). Отделения БРЭМа возникали по всей ветке КВЖД. Часть русских эмигрантов видела в японцах надежную силу для нападения на СССР и полностью им доверяла. Были созданы жандармские отряды, готовились разведчики под видом местного населения. Япония лишь использовала отзвуки национальной трагедии 1917 г. для своих интересов, поскольку тоже планировала захват советских территорий расположенных вдоль границы с Манчжурией.

23 марта 1935 г. в Токио было подписано соглашение о продаже Советским правительством властям марионеточного государства Маньчжоу-Го за 140 млн иен КВЖД, что дало толчок великому харбинскому исходу. Часть эмигрантов, имевших советские паспорта, уезжали в СССР, многие отправлялись в Австралию, Корею, Японию, но большая часть оставалась в Китае, переезжая в другие города.

В 1937 г. началась новая война между Японией и Китаем, которая продлилась 8 лет. В Харбине русские люди исчезали прямо с улиц. Одних молодых людей определяли в японский разве-дотряд «Асано», а на других испытывали новейшее биологическое оружие. После таких медицинских экспериментов многие умирали спустя неделю. По воспоминаниям ныне живущих «харбинцев» жизнь русского населения превратилась в каторгу.

Во время войны многие русские эмигранты, искренне сопереживая своей Родине, решили вернуться в СССР, и с открытием Генерального консульства в декабре 1945 г. стали обращаться с просьбой о предоставлении гражданства. При советском консульстве был открыт Клуб друзей СССР, в котором сотрудники вели большую пропагандистскую работу, обещая полную амнистию всем желающим уехать на Родину. В Харбине ситуация развивалась более трагично. В 1945 г. под Харбином СМЕРШ ежедневно производил массовые расстрелы. В ноябре советские войска покинули город, где за время их пребывания больше половины русского населения сократилось. Однако об этом мы узнали только много лет спустя. А тогда все собирающиеся в СССР харбинцы верили, что пришло долгожданное освобождение, что Родине нужны рабочие руки, что в России они будут счастливы. В Харбине активно работало советское консульство, многие получали советские паспорта и уезжали на родину, куда ежедневно шли поезда. Многие эмигранты думали, что после войны в СССР произойдут грандиозные перемены и тоталитарный режим должен смягчиться. Именно эта коллективная вера толкала людей на отъезд. В 1954 г. из Харбина русская колония активно разъезжалась по всему миру, но большая часть направлялась в СССР. Как и прежде «переселенцам из Китая» не разрешалось никуда ехать, кроме целинных земель Казахстана. Из письма харбинки Нади Павловой, уехавшей в СССР в 1931 г., ее сестра, оставшаяся в Шанхае, узнала, что в далеком казахском ауле она встретила своих бывших соседей по Пекарной улице, которые приехали туда из Харбина в 1955 г. Надя оказалась на целине после 10 лет лагерей, потеряв мужа, который был расстрелян в 1937 г. , и сына Игорька, воспитывавшегося в детдоме в Уфе, которого она так и не нашла после войны. В 1962 г. в связи с нарастающими трениями в отношениях между КНР и СССР некоторые дипломатические представительства в Китае были закрыты. Судьба русских, оставшихся жить в Китае, была чрезвычайно тяжелой. В Харбине в годы «культурной революции» проживало около 500 человек, в Шанхае — не больше 10. Многие из них подверглись пыткам и сидели в тюрьмах. В это время уничтожались русские книги, архивы, разрушались церкви, громились кладбища.

Выдержки из статьи В.Г. Шароновой «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ В КИТАЕ»
ШАРОНОВА Виктория Геннадьевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра комплексных исследований российской эмиграции ИНИОН РАН

Внутри китайского города, спроектированного как Россия: фото

Внутри китайского города, спроектированного так, чтобы выглядеть как Россия: фото

Перейти к

  1. Основное содержание
  2. Поиск
  3. Счет
Значок поискаУвеличительное стекло.
Это означает: «Нажмите, чтобы выполнить поиск». Значок шеврона указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие варианты навигации. ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо. Читать в приложении Ночной вид на Софийский собор, бывшую русскую православную церковь, расположенную в центральном районе Даоли города Харбин, провинция Хэйлунцзян, Китай. Фэн Вэй Фотография / Getty Images
  • Харбин, город на северо-востоке Китая, был основан русскими поселенцами в 1900-х годах.
  • Город получил прозвище «Маленькая Москва» за архитектуру в православном стиле.
  • Сегодня остатки его русской истории можно увидеть в основном в торговле, продуктах питания и туристических достопримечательностях города.

Это Харбин, город в Китае, построенный русскими. Город получил прозвище «Маленькая Москва».

Аэрофотоснимок, сделанный 9 января 2022 года, показывает огромного снеговика на берегу реки Сунгари в Харбине, столице провинции Хэйлунцзян на северо-востоке Китая. Ван Цзяньвэй/Синьхуа/Getty Images

Хотя Харбин является экономическим и культурным центром Китая, его улицы напоминают европейские: русские православные церкви и неоклассические здания являются достопримечательностями в центре города.

Город основан переселенцами в конце 1900-х гг. По данным The Calvert Journal, в то время это было «запрещено» для этнических китайцев.

В настоящее время город с населением более шести миллионов человек состоит в основном из ханьцев, крупнейшей этнической группы Китая. Остатки русского влияния остаются в городе и сегодня.

«Российская культура не только с точки зрения ее физической архитектуры, она также прочно укоренилась в нашем образе жизни», — сказала Insider Ширан Генг, уроженка Харбина, кандидат наук австралийского университета Виктории. Гэн стал соавтором исследовательской работы о влиянии России на город и городском планировании.

«Только когда я путешествовала по Европе и России, я поняла, что многое из того, что мы едим, на самом деле связано с русским влиянием», — добавила она.

Харбин расположен на северо-востоке Китая.

Частичная карта Азии, показывающая, где находится Харбин в Китае.
Карты Гугл

Харбин — крупнейший город на северо-востоке Китая, его площадь составляет 53 100 квадратных километров (около 20 463 квадратных миль), что немного меньше штата Западная Вирджиния.

Город является столицей провинции Хэйлунцзян, самой северной провинции Китая.

Область граничит с Россией почти на 3000 километров.

Харбин был построен как короткий путь на Транссибирской железной дороге в 1898 году, согласно The Calvert Journal.

Железнодорожный вокзал Харбина, 1898. Австрийские архивы / Иманьо / Getty Images

Китай разрешил России построить железнодорожный вокзал в Харбине, сообщает издание.

Русские хотели связать Москву с Владивостоком, городом на Дальнем Востоке России, и в 1989 году сделали Харбин узловым пунктом расширенной железной дороги, сообщает China Today.

Согласно China Briefing, в начале 20 века многие русские начали иммигрировать в Харбин.

Именно благодаря российским строительным проектам, таким как железная дорога, Харбин стал важным промышленным городом Китая в 1950-х годах, согласно статье профессоров Харбинского технологического института.

Среди достопримечательностей Харбина, оказавшихся под влиянием России, — парк имени печально известного российского лидера Иосифа Сталина (на фото ниже) и туристический городок, копирующий русский город.

Памятник борьбе с наводнениями расположен в парке имени Сталина на берегу реки Сунгари. Чжан Пэн/LightRocket/Getty Images

Парк Сталина был построен в 1953 году и первоначально назывался парком Цзянпань. Несколько туристических сайтов называют парк «свидетельством дружбы между Китаем и Советским Союзом».

На Солнечном острове, где проходит знаменитый Харбинский снежный фестиваль, был создан «Город в русском стиле», чтобы предложить туристам местный опыт пребывания в России.

На фотографии, сделанной в городе, изображены гигантские русские чайные куклы, нарисованные с лицами нынешних и бывших лидеров России, включая президента Владимира Путина и Владимира Ленина, основателя Советского Союза.

Тем не менее, Хэнъи Чжао, 26-летний уроженец Харбина, сказал Insider, что туристические достопримечательности не отражают того, как выглядит жизнь в городе в целом.

«Сейчас у нас не так много русских надписей [на зданиях] в городе, только те, что в [туристической] зоне притяжения, чтобы сделать наш русский стиль сильнее для путешественников», — сказал Чжао.

«Город в русском стиле — это туристическая достопримечательность, [поэтому] местные жители толком не знают, что там находится», — добавила она.

Экономические связи Харбина с Россией остаются прочными — в 2018 году его основные торговые партнеры находились в России, сообщает государственное издание China Daily.

Ребенок на центральной улице в Харбине, провинция Хэйлунцзян на северо-востоке Китая, 22 декабря 2021 года. Се Цзяньфэй/Синьхуа/Getty Images

В Харбине проходит китайско-российская выставка, начавшаяся в 1990 году для развития торговых отношений между двумя странами.

По данным China Daily, на выставке 2019 года было заключено более 380 торговых контрактов на сумму 170 млрд юаней (24,78 млрд долларов США).

Россия считает Китай своим крупнейшим торговым партнером, сообщает государственное информационное агентство Синьхуа. Китай является 10-м торговым партнером России.

В 2016 году Harbin Bank подписал соглашения с 21 российским банком на сумму 13 миллиардов юаней (1,9 доллара США).5 миллиардов), сообщает российское информационное агентство ТАСС.

«У Харбина много деловых отношений с Россией, и у нас есть люди, которые предпочитают изучать русский язык как второй язык, а не английский», — сказал Чжао.

«Экономически и культурно мы союз, это очень естественно», добавила она.

Хотя большинство иммигрантов из России покинули Харбин в 1950-х годах, их влияние до сих пор заметно в архитектуре города.

Собор Святой Софии утром, расположенный в центральном районе Даоли, город Харбин, провинция Хэйлунцзян, Китай. Редакция iStock/Getty Images Plus

Русские православные церкви, такие как Софийский собор (на фото выше), являются одними из самых выдающихся достопримечательностей Харбина.

Собор был построен в 1907 году и был центром духовной жизни 100 000 русских поселенцев. Но после того, как русские иммигранты уехали, многие церкви больше не использовались как религиозные объекты.

Согласно SixthTone, собор был превращен японцами в военный объект во время Второй мировой войны. Сегодня церкви стали туристической достопримечательностью.

«Некоторые из них были отремонтированы или повторно использованы в качестве галерей, музеев или туристических достопримечательностей, — сказал Гэн. «Они больше не используются [как церкви]».

Сегодня Харбин известен в международном масштабе своим снежным фестивалем, который проходит на площади более 600 000 квадратных метров и является одним из крупнейших ледовых фестивалей в мире.

Аэрофотоснимок, сделанный 24 декабря 2020 года, показывает туристов, посещающих Мир льда и снега в Харбине, провинция Хэйлунцзян, Китай. Costfoto/Future Publishing/Getty Images

Прозванный «Ледяным городом», Харбин имеет холодную и долгую зиму, когда температура достигает -22 градусов по Фаренгейту.

«Когда [люди] думают о городе, из которого я родом, они, вероятно, в первую очередь думают о погоде: о зимних видах спорта, скульптурах, снеге, льде», — сказал Гэн.

Международный фестиваль ледяных и снежных скульптур в Харбине начался в 1963 году. Ожидалось, что в 2019 году фестиваль посетят более 10 миллионов человек, что, согласно журналу Smithsonian Magazine, сделает его одной из крупнейших туристических достопримечательностей города. Фестиваль длится около двух месяцев.

В 2017 году фестиваль принес городу доход от туризма в размере 28,7 млрд юаней (4,4 млрд долларов), сообщает AP.

В знак уважения к российскому влиянию некоторые из гигантских скульптур на знаменитом харбинском снежном фестивале созданы так, чтобы напоминать восточно-православные церкви с характерными куполами и кирпичной текстурой.

Кухня Харбина также продолжает испытывать влияние русской кухни.

Гражданин выбирает еду в торговом центре в Харбине, провинция Хэйлунцзян на северо-востоке Китая, 22 декабря 2021 года. Ван Цзяньвэй/Синьхуа/Getty Images

Согласно официальному сайту города, в Харбине обычно едят русскую еду, такую ​​как хлеб на закваске, который называется «хлеб», копченую колбасу и борщ.

«У нас особая диета», — сказал Гэн. «Мы любим есть хлеб, что не очень распространено [в] других частях Китая».

На местные блюда также повлияла более широкая северо-восточная китайская кухня, например, «дисансянь» — тушеный картофель с зеленым перцем и баклажанами и тушеная курица с грибами.

Сегодня Харбин пытается сбалансировать свою российскую историю и свою китайскую идентичность.

Мемориальная башня Харбина по борьбе с наводнениями, расположенная в парке имени Сталина. DuKai Фотограф / Getty Images

В то время как многие исторические достопримечательности, такие как церкви, сохранены, другие сносятся, чтобы «освободить место для расширения дорог и шаблонных многоэтажных домов», сообщает The New York Times.

Но русские постройки, которые сохранились, останутся частью городского пейзажа на долгие годы.

«Это хороший баланс случайной архитектуры с русским влиянием», — сказал Гэн о сочетании современных зданий и достопримечательностей в русском стиле.

«Они были тщательно сохранены», добавила она. «Поэтому я не вижу, чтобы их снесли в ближайшее время».

Читать далее

Россия Китай Харбин

Подробнее. ..

Харбин | Публикации | Харбин | Сообщества

Джонатан Гольдштейн, Ирэн Клурман и Дэн Бен Ханаан

1 января 1900 г.

Ранняя история

Харбин, Китай, расположен в 1500 милях от суши в провинции Хэйлунцзян, регионе, который также называют Маньчжурией. Фундаментальным фактором, объясняющим еврейское поселение в Харбине, является статус города как железнодорожного узла, построенного в 1898 году царской Россией на земле, арендованной у Китая. Он расположен в точке на реке Сунгари, или Сунгари, где железная дорога пересекается с интенсивным речным движением. Евреи развивали бизнес, начиная от экспорта мехов и заканчивая морским страхованием и управлением гостиницами. Они обменивались товарами и услугами со своими сородичами в европейской части России, Китае, Японии, Корее и Америке, а также с этническими русскими, китайцами, японцами, корейцами и коренными народами Сибири.

К концу XIX века евреи в царской России отчаянно пытались спастись от нищеты, погромов и институционализированного антисемитизма. Визы в Америку не росли на деревьях, и евреям было трудно получить разрешение на любые поездки, даже в пределах России. Однако в малоизвестной сноске к истории царь, который изводил и оскорблял своих еврейских подданных, также предлагал им выход.
Российское правительство в 1895 году арендовало у Китая в концессию землю для строительства Китайско-Восточной железной дороги через Маньчжурию в качестве продолжения транссибирской магистрали. Как только пути были проложены, царь так стремился установить экономическую власть России на маршруте, что предложил евреям возможность жить без ограничений, если они переедут в Маньчжурию. Они могли выбирать между небольшими поселениями в маньчжурской глубинке или более крупным поселением Харбин, что в переводе с китайского означает «место сушки рыболовных сетей». Первоначально представлявший собой скопление сонных рыбацких деревень в месте слияния Сунгари (известной тогда под русским названием Сунгари) и рек Хэйлун или Амур, Харбин стал административным узлом железной дороги и превратился в процветающий приграничный город.


Предложение царя имело свои недостатки. Украинским евреям из черты оседлости пришлось собраться с духом, собрать вещи, отвернуться от всего знакомого и провести несколько неудобных и беспокойных недель на Транссибирской магистрали, чтобы добраться до Харбина. Сибирским евреям, живущим сразу за границей Маньчжурии, предстояло более короткое путешествие на поезде, но такое же погружение в неизвестность. Харбинские зимы были очень холодными, а весной песчаная пыль из Монголии окрашивала небо в желтый цвет и покрывала все поверхности, животные, растения и минералы. В первые годы удобств в европейском стиле было немного, а еврейских учреждений не существовало.
Несмотря на эти сдерживающие факторы, волны русских погромов снабжали Харбин постоянным притоком еврейского населения. Демобилизованные еврейские солдаты поселились в Харбине в конце русско-японской войны в 1905 году, и во время и после Первой мировой войны и большевистской революции прибыло больше русских беженцев, как евреев, так и неевреев.


Хотя отчаяние привело многих евреев в Китай, большое количество новых «Предвестников» также приветствовали возможность стать первооткрывателями в неизведанной стране. Железная дорога принесла процветание и потребность во всех видах товаров и услуг. Более того, у местных китайцев не было традиции антисемитизма. Молва быстро распространилась в старых странах: еврей может жить в Харбине, не опасаясь преследований, и хорошо зарабатывать.
Железнодорожное инженерное бюро переехало в Харбин из Владивостока в 1898 году для начала строительства. Первый еврей С. И. Берцель прибыл в 1899 г. Вскоре после этого состоялся первый харбинский миньян. К 1900 году в городе проживало 45 евреев, а к концу 1902 года в Харбине было 300 евреев и более 10 еврейских магазинов.
Хотя цифры разнятся, еврейское население Харбина, возможно, превышало 20 000 человек на пике своего развития в 1920-х годах. Известно, что в 1931 г. здесь проживало около 13 000 жителей. Затем население начало стремительно сокращаться, особенно после начала китайско-японских военных действий в 1919 г. 37. Были две главные синагоги, Главная или «Старая» синагога и Новая синагога. Еврейская община также создала библиотеку, Талмуд-Тору, начальную и среднюю школу, кладбище, женскую благотворительную организацию, бесплатную столовую, дом для престарелых и еврейскую больницу, в которой лечили как евреев, так и неевреев.
Здесь евреи пользовались разрешением на проживание, а также рядом других экономических и политических прав, недоступных в царской России. Эти основные права остались, когда Советский Союз приобрел железнодорожную зону, а Советы, в свою очередь, продали эту зону Японии в 1919 г.36. 

Евреи были меховщиками, банкирами, пекарями, лавочниками, рестораторами, учителями и людьми литературы и искусства. Им принадлежали угольные шахты, лесопилки, пивоварни и кондитерские фабрики. В принадлежащем евреям отеле Moderne были ресторан, кинотеатр, бильярдная, бар и парикмахерская. Из-за своей богато украшенной европейской архитектуры Харбин стал известен как «Восточный Санкт-Петербург» и «Восточный Париж». Его богатая культурная жизнь привела к прозвищу «Город музыки».


Помимо того, что евреи наслаждались опытом «города бума» с экономической точки зрения, они помогли превратить Харбин из культурной глуши в утонченный мегаполис. В период с 1918 по 1930 год в Харбине выходило около 20 еврейских газет и периодических изданий. Все, кроме одного – идиш Дер Вайтер Мизрех (Дальний Восток) – были на русском языке. Русский язык был языком общения как для евреев, так и для неевреев, а также для их китайских служащих и деловых партнеров. Современные носители мандаринского языка в Харбине до сих пор используют ряд заимствованных из русского языка слов, таких как «лие-ба» для хлеба, от русского «хлеба».
В Харбине выходили 12 русскоязычных еврейских периодических изданий, в том числе «Еврейская жизнь» («Еврейская жизнь») и «Гадегель» (кириллица на иврите «ха-дегель», буквально означающая «флаг» и имеющая особое отношение к бело-голубому сионистскому флагу). Те самые свободы, которые позволили этим изданиям процветать, также позволили появиться левой газете на идише «Дер Вайтер Мизрех» («Дальний Восток»), редактируемой Меиром Менделевичем Бирманом.

В начале двадцатого века Моше Левитин основал издательство на иврите, идише и русском языке. В нем были опубликованы трактаты на иврите и русском языке давно служившего в Харбине раввина Аарона Моше Кисилева (1866-1819 гг.).49), который принял догерцлианский религиозный сионизм раввина Шмуэля Могилевера, когда был студентом Воложинской иешивы.

Светским коллегой Кисилева был доктор Абрам Иосифович Кауфман (1886-1971). Не имея возможности изучать медицину в России из-за системы квот, Кауфман и его жена поступили в медицину в Швейцарии. Затем Кауфман стал врачом в сибирской армии адмирала Колчака. Затем Кауфман стал директором еврейской больницы в Харбине. Именно под общим руководством Кисилева и Кауфмана харбинские евреи в подавляющем большинстве стали сионистами.

В городе существовало множество политических движений, от антисионистского Еврейского рабочего союза Лазаря Эпштейна до общего герцлианского сионизма Кауфмана и ультрарелигиозного несионистского Агудат Исраэль. Ассоциация еврейских женщин Харбина, связанная с Международной женской сионистской организацией (WIZO), была создана в 1922 году. Активно действовало также несколько сионистских молодежных организаций. Крупнейшим из них был Betar, который спонсировал спорт, разведку и другие развлекательные мероприятия, а также социальные акции. Бетар — еврейское сокращение от «Союз Трумпельдоров», названное в честь Иосифа Трумпельдора, русского солдата-еврея, который по пути в лагерь для военнопленных в Японии прошел через Харбин в 1919 г.05 и погиб в бою в Палестине в 1920 году.


Поскольку Харбин был русскоязычным поселением, он также стал точкой входа в Восточную Азию для сионистского ревизионистского движения Владимира Зева Жаботинского. Большая часть ревизионистской литературы конца 1920-х годов была на русском языке. Среди наиболее известных ревизионистов из Харбина были лидеры израильской партии «Херут» Элиаху Ланкин и Яаков Либерман, а также бунтарка-активистка Юдит Бен Элиезер, урожденная Хассер. Вероятно, самой известной семьей ревизионистов из Харбина была семья бывшего премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта (см. ниже).

Даже две крупные еврейские спортивные организации Харбина отражали идеологическое богатство и разнообразие общины: «Маккаби» для генеральных сионистов и «Бетар» для ревизионистов. Эти две группы время от времени сотрудничали в борьбе с яростным антисемитизмом открыто фашистских организаций белых русских, которые также процветали в относительно неограниченном политическом климате Харбина. Между этими группами происходили перепалки и случайные драки.

Существовала также в значительной степени подпольная Коммунистическая партия, в которой были активны некоторые евреи, в частности, сын Лазаря Эпштейна Исраэль Эпштейн, который позже становится членом Национального Народного Консультативного Конгресса Китайской Народной Республики, в основном консультативного и церемониального органа. Приблизительно пятьдесят еврейских коммунистов из Харбина репатриировались в Советский Союз в конце двадцатых годов и в период 19-го века. 45-50.

В Харбине также была крошечная община караимов, которые официально не признавались евреями в Израиле до середины двадцатого века. Среди самых известных караимов были торговцы табаком Эли Ааронович (1874-1936) и Авраам Ааронович (1877-1953) Лопато, родом из Тракай (Троки), Литва. На кладбище католического союза в Харбине до его сноса в 1950-х годах находилась сорок одна караимская могила.

Несмотря на свою энергию, энтузиазм и организованность, харбинские евреи не смогли избежать надвигающихся на них туч. Первая мировая война и русская революция привели в Харбин множество антибольшевистских белых русских, а также яростный антисемитизм. Хотя антисемитизм никогда не был узаконен в Харбине, как это было в России, издевательства над евреями со стороны русских хулиганов стали обычным явлением.


Русская фашистская партия Харбина была основана в 1931 году, в том же году, когда японская армия вторглась в Маньчжурию. Японские войска оккупировали Харбин в 1932 году, и город стал частью марионеточного государства Маньчжоу-Го. Японцы немедленно приступили к экспроприации частной собственности и террору мирного населения. Они вербовали шпионов среди местного населения и позволяли русским фашистам возглавить антисоветские и антиеврейские кампании. Иностранцы, а также китайцы были похищены, подвергнуты пыткам и часто убиты оккупационной армией и ее пособниками. Кауфман, возглавлявший харбинскую еврейскую общину до и во время японского вторжения в Маньчжурию, не мог предложить простым гражданам какие-либо средства защиты от этих несправедливостей.


Многие инциденты были замешаны на двурушничестве, когда японцы использовали русских гангстеров и китайских бандитов в качестве прикрытия. Одним из таких случаев, произошедших в 1933 году, было похищение и убийство Симеона Каспе, блестящего молодого концертирующего пианиста и натурализованного гражданина Франции. Симеон был сыном уроженца России Иосифа Каспе, который владел отелем «Модерн», а также большим ювелирным магазином и сетью театров. Когда Йозеф Каспе отказался вести переговоры с похитителями, они прислали ему уши его сына. Симеона пытали в течение нескольких месяцев и в конце концов убили, в то время как японские власти игнорировали как протесты французского консула, так и широкое международное возмущение.
Евреи начали бежать из Харбина, и многие харбинцы двинулись на юг в Шанхай, Тяньцзинь и за границу после того, как японцы захватили Маньчжурию в начале 1930-х годов. Частично вдохновленные сильной сионистской историей, многие жители Харбина совершили «алию» в Палестину/Израиль как до, так и после Второй мировой войны.
 
После Второй мировой войны К концу Второй мировой войны осталось всего около 2000 харбинских евреев, чтобы встретить новые власти города. Советская Армия уступила место японцам. Между 1945 и 1947 годами Советы произвольно арестовали несколько евреев и «репатриировали» их в российские ГУЛАГи, в том числе доктора Абрама Кауфмана и других общинных лидеров. Некоторые евреи с советскими паспортами репатриировались в Советский Союз сразу после Второй мировой войны.

После образования Китайской Народной Республики в 1949 году Харбин стал частью Китайской Народной Республики. Около 1000 евреев уехали во вновь созданное Государство Израиль, а другие уехали в Соединенные Штаты, Австралию, Канаду, Бразилию, Панаму и Японию. В случае с Израилем Яаков Либерман организовал официальный морской исход, который он описал в своей книге «Мой Китай». Ассоциация бывших еврейских жителей Китая «Игуд Йоцей Син» со штаб-квартирой в Тель-Авиве была основана в основном бывшими харбинцами. Она имеет отделения во всех вышеупомянутых странах, куда иммигрировали харбинские евреи, а также включает в себя бывших жителей других городов Китая.

К 1955 году осталось всего 319 евреев, которые содержали общинные учреждения. В 1982 году еврейская община Харбина состояла из одной пожилой жительницы Анны Агре, которая хранила под кроватью многие общинные архивы. Она умерла в 1985 году.
В последние годы китайское правительство официально признало историческое значение еврейской общины Харбина в усилиях по развитию туризма и углублению экономических связей с другими странами, включая Израиль. На некоторых из оставшихся построенных евреями построек есть многоязычные исторические таблички. Обе синагоги были отремонтированы. Главная синагога теперь является «беззвездной» гостиницей и гостевым домом Харбинского железнодорожного управления.

В Новой синагоге находится выставка «Харбинская еврейская история и культура». Он содержит экспонаты, посвященные трем еврейским личностям: Альберту Эйнштейну; Израиль Эпштейн из Харбина; и Джейкоб Розенфельд, врач-еврей из «Армии Восьми маршрутов» Мао Цзэдуна, который впоследствии уехал в Израиль и похоронен в Тель-Авиве.
Около 600 могил с первоначального еврейского кладбища в центре Харбина были перенесены в восточную часть города в 1952 году. Бывшие харбинцы и их потомки со всего мира посетили крупнейшее в Восточной Азии еврейское кладбище Хуаншань, чтобы засвидетельствовать свое почтение.

Пожалуй, самым последним выражением еврейского разнообразия и жизненной силы Харбина стала получившая широкую огласку продолжающаяся сага о харбинских связях семьи бывшего премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта. Родители, бабушка и дедушка Ольмерта приехали в Харбин из Самары, европейской части России, во время большевистской революции. Летом 2004 года, будучи вице-премьером и министром торговли Израиля, Эхуд Ольмерт «вернулся» в Китай с делегацией израильских бизнесменов. Он и его брат, атташе по сельскому хозяйству в посольстве Израиля в Пекине, часто фотографировались, читая еврейскую молитву за умерших на могиле своего деда. Они положили начало процессу восстановления всего еврейского кладбища. Их визит вдохновил на последующий визит около ста израильтян харбинского происхождения в 2005 году. На этот раз бывшие жители провели торжественную встречу и историческую конференцию своего города предков.

Харбинский еврейский исследовательский центр был основан в апреле 2000 года Хэйлунцзянской академией общественных наук. Китайско-израильский исследовательский и учебный центр был основан в 2002 году при Хэйлунцзянском университете, Школе западных исследований, в Харбине, Китай. В 2002 году израильтянин профессор Дэн Бен-Ханаан был провозглашен Хэйлунцзянской академией социальных наук первым евреем, поселившимся в Харбине в 21 веке. Он преподает в Школе западных исследований Хэйлунцзянского университета и является там директором Китайско-израильского научно-исследовательского центра, в котором хранятся обширные архивы по истории евреев Харбина. Центр также выпускает фильмы и статьи, а также распространяет информацию по всему Китаю и за рубежом о еврейской общине Харбина. В 2003 году Китайско-израильский исследовательский и учебный центр установил официальные отношения с Еврейским университетом в Иерусалиме для обмена докторантами, которые будут проводить свои исследования в Харбине.

Также в 2003 году история и культура евреев Харбина была утверждена в качестве новой отрасли науки на провинциальном уровне. Его основные направления исследований охватывают следующие аспекты: развитие и использование реликвий и памятников Харбина, содействие процессу реформ и открытию Хэйлунцзяна и привлечение иностранных средств.

Бывшие Предвестники и их потомки пустили корни в США, Израиле, Европе, Австралии, Канаде и других странах.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *