Где находятся мощи святого свирского: Экскурсия в Александро-Свирский монастырь из Петрозаводска
Мощи Александра Свирского находятся в Троицком монастыре в 260 км от Петербурга
Преподобный Александр Свирский родился в 1448 и умер в 1533 в возрасте 85 лет. Церковь празднует его память дважды – 12 сентября, когда святой преставился ко Господу, и 30 апреля, когда в 1641 г. впервые были обретены его нетленные мощи. Несколько столетий спустя будет и второе обретение святыни – совершенно не изменившегося тела святого, свидетельствующего о реальности духовного мира и вечной жизни не только нетлением, но и многими чудесами.
Содержание
Чем прославился св. Александр Свирский
Если говорить коротко о самом главном, то святой Александр Свирский известен как:
- «тайнозритель Святой Троицы», «новый Авраам»; фактически это – единственный из русских святых, которому, как праотцу Аврааму, явились Три Ангела в великом свете: преподобный удостоится таким образом видеть Самого Господа, насколько это возможно человеку;
- основатель Троицкого монастыря на реке Свирь, его первый игумен;
- чудотворец, при жизни и еще более – по кончине;
- святой, мощи которого до настоящего времени совершенно нетленны, это – полностью сохранившееся тело, хотя со времени кончины прошло полвека (500 лет).
Русский святой Александр Свирский (1448 — 1533), игумен, преподобный
История обретения мощей
Впервые нетленные останки святого были явлены верующим в 1641 г. Шли последние дни шестой седмицы Великого Поста. Тогда случилась необычная гроза: молния сверкала точно над местом, где был похоронен святой. Суть этого небесного знамения выяснилась на Лазареву Субботу: тогда работники, копавшие ров для строительства будущей церкви Преображения Господня, нашли гроб основателя обители. Свидетели вспоминают, что:
- гроб находился как бы в пещере – земля над ним стояла сводом; при этом сам гроб почти сгнил;
- но, когда сняли крышку, с ужасом и радостью увидели… совершенно нетленное тело, хотя пролежавшее в земле более ста лет; черты лица святого были во всем подобны его иконным изображениям, он казался как бы спящим; кожа имела янтарный цвет;
- наконец, от нетленного тела изливалось благовонное миро – знамение святости прп. Александра и Божией благодати, подаваемой по его молитвам.
О чуде узнал царь Михаил Федорович, немедленно пожертвовавший для мощей раку из чистого серебра. В ней они пребывали в соборе монастыря до 1870 г., когда рака была заменена на новую, также серебряную – как говорили, весом 11 пудов.
К мощам не иссякал поток паломников. Было составлено и их подробнейшее описание – именно оно поможет удостовериться в подлинности святыни, когда ее обретут вторично.
Рака преподобного Александра Свирского (1909) © Фото : Сергей Прокудин-Горский
Вскрытие и изъятие мощей в советское время
Был октябрь 1918 г. По стране шла кампания «вскрытия мощей», кощунственных надругательств над святынями с целью показать «темному народу» «вековой обман церковников».
Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Вид с колокольни.
Около 1909 г.
Фотограф: Сергей Михайлович Прокудин-Горский
Источник: оn-line коллекция Библиотеки Конгресса США
Дошла очередь и до Александро-Свирской обители, куда приехал революционер Август Вагнер.
Приказывая открыть раку, он уже предвкушал «триумф материализма над мракобесием», ожидая найти полуистлевшие кости. Но – увидел сохранное человеческое тело. «Восковая кукла,» – так написал он в отчете. Но медики, освидетельствовавшие мощи, этого не подтвердили: это было именно тело, нетленное, несмотря на прошедшие столетия.
Неудобную атеистическим властям правду попытались скрыть:
- Вагнеру «настойчиво порекомендовали» переписать отчет – так появилась история, что в раке якобы найден череп и несколько зубов, а также «кучка полуистлевших костей»;
- сами мощи увезли подальше – в Петроград, хотя обычно вскрытые останки святых выставляли на всеобщее обозрение, а потом передавали в ближайший музей; но здесь случай был не тот: версия о «вековом обмане» явно дала осечку.
С этого времени честные останки пребывали в музее Военно-Медицинской Академии. В 1930-е их не раз искали сотрудники НКВД с целью уничтожить столь явное свидетельство реальности нетления мощей – но всякий раз мощи «терялись» в запасниках.
Распоряжение прятать их от обысков давалось академиком Владимиром Тонковым, который, по сути, и спас тогда святыню. А вот после его смерти в 1954 г. след мощей потерялся. Но не потому, что их изъяли из музея, а потому, что о реликвии попросту забыли.Второе обретение
Его история начинается в 1997 г., когда стали восстанавливать Александро-Свирский монастырь. В новой обители тогда получили письмо с Валаама, места пострига прп. Александра. Архиепископ Лукиан (Куценко), первый настоятель Александро-Свирской обители после ее возрождения (ныне – архиепископ Благовещенский и Тындинский) вспоминал, что монахи писали как бы даже пророчески:
А в 1998 г. инокине Леониде (Сафоновой), насельнице Покрово-Тервеничского моанстыря, удалось найти документы, свидетельствовавшие, что мощи переданы музею Военно-Медицинской Академии. Но в документах музея мощей не значилось, а сотрудники твердили: ничего неучтенного в хранилищах нет и быть не может!
Инокиня Леонида (Сафонова) у раки мощей прп.
Но поиски все же обнаружили ящик – без номера, просто с надписью:
«Мумифицированное тело неизвестного мужчины».
Вероятно, именно так и были спасены мощи в советские годы – информацию о них просто изъяли из всех каталогов музея, так что власти подумали, что реликвия потеряна, а со временем – просто о ней забыли.
Некогда составленное описание вида мощей очень пригодилось теперь. Сомнений не осталось: тот же янтарный цвет, необычное положение ног, точно у живого человека – правая ступней вверх, левая – чуть в сторону.
Нетленные ноги прп. Александра Свирского
Окончательную «точку» поставила экспертиза, отчет которой составил более 250 страниц текста, и подтвердил: тело действительно принадлежит прп. Александру.
23 ноября того же года святой вернулся в основанную им обитель, к своим чадам.
Как выглядят мощи: описание
Вид мощей сейчас таков же, как был в 1641 г. , при их обретении: это совершенно нетленное тело, кожа – желтоватого, янтарного цвета. Как и в XVII в., мощи мироточат: миро чудесным образом исходит из стопы преподобного.
Запах этого мира явственно ощущается в храме, где находится тело святого. Во время перенесения святыни, когда благоухание было особенно сильным, на него даже слетались пчелы – это явление сохранилось на видеозаписях.
Где находятся мощи
В Александро-Свирском Троицком монастыре. Он находится в Лодейнопольском районе Ленинградской области, в деревне Старая Слобода. Обитель стоит на берегу озера Рощинского.
Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Фото Елены Балабановой
Хотя в 1998 г. обитель была возвращена Церкви в состоянии «мерзости запустения», сейчас она полностью восстановлена. Вот как пишут об обители современные паломники:
- «Невероятное место! По своей силе, истории , по красоте!!! В храме хранятся мощи преподобного Александра Свирского. К мощам можно приложиться, иногда даже в открытой раке. Территория монастыря ухоженная, внутри очень уютно. На службе вечером гасят свет и кажется, что попадаешь в портал без времени…» (Ирина)
- «Удивительное, незабываемое святое место. Здесь каждый найдёт душевное спокойствие, умиротворение. В таких местах хочется остановиться и подумать без суеты. Монастырь отреставрирован. Очень красивая природа вокруг» (Алла)
- «Этот монастырь ,самое настоящее райское место…. Как только въезжаешь в деревню, через которую лежит путь к монастырю ,понимаешь ,что Александр Свирский любит и бережёт своих деток, которые к нему приходят поклониться… уже начиная с деревеньки ощущаешь БЛАГОДАТЬ!!! ПРЕПОДОБНЕ АЛЕКСАНДРЕ МОЛИ БОГА О НАС !» (Руслан)
Когда открывают
Крышка раки открывается только несколько дней в году.
Рака с мощами прп.Александра Свирского
Паломники могут приложиться к нетленной руке святого:
- 30 апреля и 12 сентября – это дни памяти святого;
- в праздник Святой Троицы – для обители он престольный;
- в день Преображения Господня – «престол» храма, хранящего святыню.
Как добраться из Москвы до монастыря Александра Свирского
Обитель находится в 849 км от столицы. Тому, кто не едет на собственном авто, необходимо знать, что ближайший к обители город – Лодейное поле (21 км). Именно он – первая точка на пути маршрута паломника. До него можно доехать по железной дороге. Поезд отправляется от Ленинградского вокзала Москвы, время в пути – чуть более 10 ч., а стоимость билета колеблется в пределах 2-3 тыс. в зависимости от класса вагона. От Лодейного поля до монастыря ходят:
- маршрутные автобусы;
- такси.
Ну а на своей машине ехать необходимо по трассе Москва – Петербург. Путь занимает около 8 часов.
Доехать из Санкт-Петербурга
От «северной столицы» монастырь находится в 260 км. И отсюда необходимо также добираться до Лодейного поля.
Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Вид сверху. Фото Павла Козлова
Сделать это можно:
- на электропоезде;
- на автобусе, который ходит от 1 автобусного вокзала города; номер маршрута – 863, ходит он ежедневно.
Как и из Москвы, ехать можно также на личном транспорте по Мурманскому шоссе. На его 253 км необходимо свернуть по указателю на поселок Свирское.
Почитание и чудеса
Мало кто из святых, даже великих чудотворцев, удостаивается канонизации менее, чем через 20 лет по кончине. Прп. Александра прославили уже через 14 лет, в 1547 г., ввиду множества явных и очевидных чудес, которые происходили по молитвам к нему.
У мощей святого Александра Свирского в Свято-Троицком монастыре
Только в житии святого описаны десятки таких чудес. Вот лишь некоторые:
- у гроба святого исцелилась от слепоты раба Божия Анна, четыре года не видевшая света; придя в обитель и не имея возможности подойти ко гробу, она стала скорбеть об этом; тогда сам преподобный чудесным образом явился ей, и, взяв за руку, буквально довел до раки; здесь женщина прозрела;
- на рубеже XVI-XVII вв. известно чудо исцеления бесноватого юноши, Агафоника, которого насильно привели к гробу святого, после чего нечистый дух, не вынося присутствия прп. Александра, с криком покинул больного;
- известно исцеление рабы Божией Матроны, жившей с супругом близ реки Оять; она долго страдала страшными головными болями, опухолями и ранами на голове; едва Матрона дала обещание сходить к мощам святого, как тут же получила полное здравие; она и ее муж, Василий, свидетельствовали о чуде, придя в монастырь, чтобы поблагодарить святого.
Частицы мощей
Ныне они есть во многих епархиях: сразу после второго обретения святыни в монастырь стали поступать просьбы не только из многих храмов и монастырей России, но также – Украины и Белоруссии. Первые частицы от мощей отделял тогдашний игумен, ныне епископ, Лукиан (Куценко).
Он рассказывал, что ему еще не приходилось видеть такого состояния мертвого тела:
«Я ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань…»
Ныне иконы с мощами святого, или просто их частицы в ковчегах, есть в разных храмах Русской Православной Церкви. Среди них, например, в Москве – храм прор. Илии в Обыденском переулке, а также церковь во имя преподобного в районе Гайвороново.
О чем молятся у раки с мощами, читая акафист
К доброму и любящему каждого приходящего святому обращаются с любыми бедами и проблемами – будь то здоровье, работа, семейные неурядицы.
Кто он? Краткая биография
Святой родился в селе Мандеры, что находилось в Новгородской земле. Известно, что он был буквально вымолен у Господа родителями, Стефаном и Вассой, после многих лет, когда они не могли зачать ребенка. Мирским именем преподобного было Амос.
Икона прп. Александра Свирского в монастыре
В 19 лет он ушел из дома, чтобы стать иноком на Валааме. Через несколько лет он принял здесь постриг с именем Александра, под которым теперь его знает православный мир. Спустя еще некоторое время в обители его нашел отец. Узнав, что сын стал иноком, родители по времени также приняли монашество.
О дальнейшем земном пути преподобного известно, что:
- проведя в монастыре около 13 лет, в 1486 г. , он ушел на уединенное подвижничество; он поселился близ реки Свирь, в 7 верстах от монастыря;
- примерно 7 лет Александр жил один; но однажды ему явилась Святая Троица; Сам Господь благословил Своего раба строить Ему храм и принимать братий; так появился Троицкий Александро-Свирский монастырь;
- около 1508 г. преподобный, по настоянию братии, стал игуменом;
- незадолго до кончины он удостоился еще одного небесного посещения, Божией Матери, Которая обещала не оставлять его монастырь; как раз в это время прп. Александр задумал возвести второй храм – Покрова Богородицы.
Кончина святого была мирной, а погребен он был в основанном им монастыре.
Свидетельства о помощи в наши дни
Отзывов существует сотни. Вот некоторые из них (стиль и орфография авторов сохранены):
- «Моему младшему брату в 1997г. поставили диагноз – болезнь Пертеса… сказали что болезнь малоизученная, от нее рушатся кости, мой брат от болей в ногах перешел на домашнее обучение и ему должны были оформить инвалидность, как нам сказали потом врачи, люди с такой болезнью лежат на вытяжках. В 1998г. мы побывали у преподобного. После этого снимки брата были чистыми. Сейчас он и его жена регентуют в г. Хабаровске. А меня грешного Господь сподобил петь и регентовать в Свято-Троицком Александро-Свирском мон-ре» (Сергей Полтораков)
- «Это очень личное, но напишу все равно. Может, кого-то это сподвигнет на поездку к Батюшке Александру Свирскому.Мы ездили к Преподобному три года назад, в составе светской туристической группы. Муж мой нельзя сказать, что атеист, но и невоцерковленный, в храм не ходит, стесняется. Но впервые у Батюшки Александра в нем проснулась душа, по настоящему. Уже вечером, на корабле он мне сказал: «Чувствую, недостоин я этого светлого места». Услышав эти слова от своего насквозь практичного супруга, я поняла, что соприкоснулась с чудом» (Татьяна Травина)
- «Нагрузили меня работой на сайте с ОЧЕНЬ сложной админкой. Человек, который потом стал моим преемником, после дня работы громко орал и матерился на весь офис, что такого он ещё за всю карьеру не встречал. 2 недели я не мог понять принцип работы сайта, а объяснить было некому. Работа стояла… Вспомнив из жития Преподобного о том, что он, получив помощь свыше, стал преуспевать в недававшейся ему учёбе, я помолился ему. Проснувшись утром понял, что знаю, как работает этот несчастный сайт. Был этим фактом просто ошарашен» (Денис Солдатов)
- «Хочу рассказать о чуде исцеления моей знакомой при обращении к св. преподобному Александру Свирскому. У неё была двойная травма спины этой весной, первый раз неудачно спрыгнула со стула, а второй раз упала и повредила ребро. Боль была страшная. Её знакомые ездили в паломническую поездку в Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь и привезли ей акафист преподобному. С большим трудом она прочитала его, то стоя, то сидя и под конец уже и лёжа, такая была боль. Легла спать, а встав утром, поняла, что боль бесследно исчезла. Преподобне отче Александре, моли Бога о нас!» (Нина Смирнова)
Нетление мощей – само по себе не основание для канонизации святого. Мощи многих угодников Божиих – в костях, другие утрачены вовсе. Но, может быть, Господь благоволил сохранить целым тело прп. Александра ради нынешних людей, так часто просящих «знамений с неба», осязаемых доказательств реальности Бога. Что ж, приходящие к мощам святого получают просимое. Не случайно среди множества чудес прп. Александра самые частые в наше время – приведение людей к вере, изменение жизни.
Наталья Сазонова
Узнайте также:
- Мощи прп. Сергия Радонежского: чем потрясло вскрытие
- Кто когда и как обрел святые мощи святителя Луки Крымского
- Где поклониться мощам прп. Марии Египетской в Москве и как они оказались в России
Тропарь на обретение мощей
От ю́ности, Богому́дре, жела́нием духо́вным в пусты́ню всели́вся,/ еди́наго Христа́ возжела́л еси́ усе́рдно стопа́м в след ходи́ти,/ те́мже и а́нгельстии чи́ни, зря́ще тя, удиви́шася,/ ка́ко, с пло́тию к неви́димым ко́знем подвиза́вся, прему́дре,/ победи́л еси́ полки́ страсте́й воздержа́нием/ и яви́лся еси́ равноа́нгелен на земли́,/ Алекса́ндре, преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Молитва
О свяще́нная главо́, А́нгеле земни́й и челове́че Небе́сный, преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Алекса́ндре, изря́дный уго́дниче Пресвяты́я и Единосу́щныя Тро́ицы, явля́й мно́гия ми́лости живу́щим во святе́й оби́тели твое́й и всем, с ве́рою и любо́вию притека́ющим к тебе́!
Испроси́ нам вся благопотре́бная к житию́ сему́ вре́менному, и ну́жная к ве́чному спасе́нию на́шему. Посо́бствуй предста́тельством твои́м, уго́дниче Бо́жий, пред Го́сподем на враги́ ви́димыя и неви́димыя.
Ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зненный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш.
Да в ми́ре глубо́це пребу́дет свята́я Правосла́вная Це́рковь Христо́ва, и в благострое́нии зи́ждется оте́чество на́ше, во вся́ком благоче́стии неруши́мо. Бу́ди всем нам, чудотво́рче святы́й, помо́щник ско́рый во вся́кой ско́рби и обстоя́нии. Наипа́че же в час кончи́ны на́шея яви́ся нам засту́пник благосе́рдый, да не пре́дани бу́дем на мыта́рствех возду́шных вла́сти зло́бнаго мироде́ржца, но да сподо́бимся непреткнове́ннаго восхо́да в Ца́рствие Небе́сное.
Ей, о́тче, моли́твенниче наш при́сный! Не посрами́ упова́ния на́шего, не пре́зри смире́нная моле́ния на́ша, и предста́тельствуй за нас пред Престо́лом Живонача́льныя Тро́ицы, да сподо́бимся вку́пе с тобо́ю и со все́ми святы́ми, мы недосто́йнии, в селе́ниих ра́йских сла́вити вели́чие, благода́ть и ми́лость Еди́наго в Тро́ице Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
С тех пор как мощи преподобного Александра Свирского вернулись в родную обитель, мы получили много писем от иерархов различных епархий России, Белоруссии и Украины, сообщающих о желании обрести частичку мощей святого. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, частицы мощей вынимал игумен монастыря о. Лукиан (Куценко). Уже при изъятии первой частицы о. Лукиан был поражен увиденным. И было чему удивляться. «Я ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань». — Сказал отец игумен, и, продолжая, добавил: «В музее анатомии Военно-Медицинской Академии мне показали, как выглядит на разломе высохшая человеческая плоть, предложив для обозрения человеческую голень. Было видно, что кость со всех сторон окружена плотной слоистой тканью — похожей на спрессованный картон. Связки и крупные сосудистые пучки сохранились в виде плотных тяжей, напоминающих обрывки веревок. Цвет высохшей ткани голени был желтый и с поверхности и изнутри. Подкожная ткань преподобного Александра резко отличается от той, что мы увидели, и по цвету, и по структуре: эта ткань поражала своей белизной, рыхлостью и воздушностью». Инокиня Леонида (Сафонова), принимавшая участие в поиске мощей, в миру кандидат биологических наук, гистолог: «Так вот чем объясняется сохранность прижизненной конфигурации тела святого Александра, его губ, носа, кистей и стоп, так поразившая экспертов. Высыхающие в процессе мумификации мышечная и соединительные ткани, находящиеся под слоем эпидермиса, сохранили свой остов. Свою пространственную решетку: вместо испаряющейся жидкости промежутки между тканевыми волокнами заполнялись воздухом, не давая тканям уплотняться. Таким образом, ткань плоти становилась воздушной и ячеисто-волокнистой, что давало возможность органам сохранять свой первичный объем. Подобного результата не достичь никакими способами искусственного бальзамирования. При бальзамировании ткани уплотняются и темнеют, а тут — разрыхленность, белоснежность, да еще внутри под поверхностным слоем эпидермиса — таким дифференцированным искусством бальзамирования человеческие умы и руки не владеют». При обсуждении со специалистами (гистологами, патанатомами) выяснилось, что они оценивают это как неординарное явление. Можно сказать, что состояние плоти прп. Александра — его святых мощей находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма, описанных в трудах таких ученых с мировым именем, как Максимов, Заварзин, Хлопин и другие. Им было известно многое: различные пути гибели клеток и тканей человеческого организма, лизис, расщепление, аутолиз тканевых волокон, нарушение законов клеточной корреляции, возможности клеточной трансформации и т.п.; но то, что произошло с мощами преподобного Александра, не может быть описано обычными процессами на уровне клетки и ткани. Ниже приведены свидетельства лиц, принимавших участие в освидетельствовании мощей святого Александра Свирского. Они важны тем, что представляют доказательства произошедшей уникальной мумификации тела святого. Приведем выписки из исследования антрополога Бениволенской Ю. Д.: «Тело исследуемого монолитное, целое, не подвержено тлению, цвет тела — восковой. Поражает сохранность тела». Старейший сотрудник ВМА, анатом, кандидат медицинских наук, М. В. Твардовская высказалась следующим образом по поводу необычайно хорошей сохранности тела: «Я ничего подобного за все годы своей работы не видела». Рентгенолог Е.Р.Борисов (сотрудник СМЭС, участвовал в исследовании мощей св. Иоасафа (Белгородского) также оценивает сохранность тела, как совсем особенную, полагая, что этот случай «представляет интерес для науки». Необходимо признать, что подобная степень сохранности просто уникальна даже по отношению к другим нетленным мощам, например, святого Иоасафа Белгородского. По свидетельству Е. Р. Борисова, у святого Иоасафа, по сравнению со святым Александром, мягкие ткани лица более хрупкие, не эластичные, значительно высохшие, с шероховато — блеклой поверхностью и бурого цвета. У святого Александра, напротив, лицо сохранилось почти как живое. Сохранилась не только пожизненная внешность, но и кожа лица — не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком, не удивительно в этой связи, что мощи святого Александра (и только они) в ходе «Кампании по изъятию мощей» в 1919 г. были названы — «восковой куклой». Эта негативная, ложная, по сути своей, аттестация, является вместе с тем невольной характеристикой очень хорошей сохранности мягких тканей лица (и, кстати, одним из косвенных подтверждений идентичности мощей святого с исследуемым ныне телом). Из заключения главного стоматолога Министерства Обороны РФ, начальника кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, профессора и полковника медицинской службы В.Н.Балина, на кафедре которого мощи святого Александра Свирского тоже проходили экспертизу: «Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десна, что вписывается в известные свидетельства об исключительно хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей». Вот эта-то уникальная сохранность и дала возможность провести иконографическое исследование, подобно тому, как в 1641 году, в момент первого обретения мощей святого, это сделали наши предки. Примечательно, что освидетельствование мощей тогда происходило только на основе сличения лика преподобного с ликом на иконе XVI века. В основу нашего исследования были положены прорисовки с тринадцати икон, находящихся в различных музеях и храмах страны, две репродукции икон ХVI века и напрестольный крест с медальоном, в котором имеется чеканный образ преподобного. Выявлено: сходство с изображением святого Александра на ранних иконах XVI века и на напрестольном кресте 1574 г. (Этот подарок Ивана Грозного по его указу сделан в монастыре Александра Свирского) не только по антропологическому типу в целом, но и по сочетанию индивидуальных особенностей лика мощей святого Александра и его образа в иконографическом исполнении. Надо заметить, что участок белой плоти был виден с самого начала исследования и виден сейчас на открытой стопе преподобного на месте отшелушившейся надкожицы. Из стопы преподобного исходит миро, запах которого со дня обретения мощей все время присутствует в храме, на этот запах слетались пчелы. «Визиты» пчел к мироточащим мощам преподобного зафиксированы на видео, это также видели многочисленные паломники. Пресс-служба Александро-Свирского монастыря Ссылки по теме:Тайнозритель Святой Троицы (материал об обретении мощей преподобного в 1998 году с фотографиями) Житие святого преподобного Александра Свирского на сайте «Тропинка к храму» |
4 святыни мощей святых в США | Национальный католический реестр
«Религиозное чувство христианского народа всегда находило выражение в различных формах благочестия, окружавших сакраментальную жизнь Церкви, таких как почитание реликвий…» (CCC 1674)
Реликвия – это: (1) часть тела святого (реликвия первого класса), (2) предмет, например, предмет одежды, используемый святым (реликвия второго класса) или ( 3) предмет, прикасавшийся к реликвии первой или второй степени (реликвии третьей степени). В Писании есть множество примеров пользы мощей, например, когда кости Елисея соприкоснулись с мертвым человеком, и этот человек воскрес (4 Царств 13:21), или когда христиане Эфеса использовали носовые платки и ткани. коснулись личности св. Павла и стали проводниками благодати для исцеления больных (Деяния 19:12). Хотя исцеления исходили от Бога, реликвии были избранным им средством, с помощью которого он действовал. Тот факт, что Бог решает использовать мощи для исцеления и чудес, говорит нам о том, что Он хочет привлечь наше внимание к святым как к «образцам и ходатаям» (Катехизис Католической Церкви, 828).
В Соединенных Штатах находится множество красивых святынь и церквей, в которых хранятся реликвии. Вот четыре, которые вы можете посетить.
Храм святых мощей Марии Штайн (www.mariasteinshrine.org) в Мариа Штейн, штат Огайо, является домом для 1100 мощей в 970 реликвариях, представляющих 900 святых. Это одна из крупнейших коллекций подобного рода в мире. Это активная коллекция, так как святыня регулярно обращается с запросами о новых реликвиях из Ватикана. Он расположен в епархии Цинциннати.
Святыня была основана в 1875 году, когда отец Дж. М. Гартнер доверил свою коллекцию мощей сестрам Драгоценной Крови. На территории есть две часовни, построенные более века назад, и в них работает небольшой штат сотрудников и множество добровольцев. В одной из часовен хранится много реликвий, а над ее входом есть надпись на английском и немецком языках: «Входите благочестиво, о пилигрим, ибо нет места более святого, чем это, на новом континенте».
Ежемесячно сюда приезжает до 400 человек, включая школьные группы, паломничества и экскурсии. Предлагаются разнообразные программы, знакомящие посетителей с житиями святых.
«Мы храним эти реликвии», — сказала Энн Макгуайр, директор программ и министерств храма. «Наша реликтовая часовня — это место, где вы можете молиться и помнить, что мы все призваны быть частью Общины Святых».
Чтобы быть включенными в коллекцию, реликвии должны быть первого класса (хотя некоторые из них второго класса), запечатаны и аутентифицированы. В святилище есть три основные категории реликвий. К первой относятся самые ранние святые, включая мощи апостолов, святого Стефана (первомученика) и родственников Иисуса. Вторые — это более поздние святые, такие как падре Пио, дети Фатимы и о. Дэмиен Молокаи. В третью группу входят известные святые литургического календаря, в том числе Алоизий Гонзага, святая Тереза Авильская, святой Антоний Падуанский и святая Анна, мать Марии.
Кроме того, есть мощи многих пап, в том числе Иоанна Павла II и Пия X. Есть реликвии, связанные со Христом, например, три части Истинного Креста. И есть останки святых, брошенных на растерзание львам в Древнем Риме.
Среди его наиболее примечательных реликвий – полные останки святой Виктории, мученицы третьего века, изначально хранившиеся в катакомбах Рима. Тело не нетленно, но покрыто воском и одето. Корпус заключен в стекло, поэтому посетители могут подойти и рассмотреть его поближе. В храме также находятся почти целые останки святой Конкордии, еще одной мученицы третьего века.
Макгуайр считает, что вид мощей вблизи приводит к тому, что святые кажутся нам «более реальными и настоящими» и приносят большую пользу для духовной жизни.
Она сказала: «Они заступники в молитве, образцы святости и спутники на нашем пути веры».
Церковь Св. Мартина Турского (веб-сайт) в Луисвилле, штат Кентукки, является домом для останков святых Магнуса и Боноса, которые были замучены в третьем или четвертом веке и хранились в стеклянных саркофагах в двух деревянных боковых алтарях церкви с тех пор. 1902.
Пр. Пол Бич, пастор церкви Св. Мартина, сказал: «Ребенок хочет прикоснуться к чему-то, чтобы лучше понять, что это такое. Это часть нашей человеческой природы; мы не теряем этого желания, когда вырастаем. Реликвии важны, потому что они дают нам ощутимую связь с реальными людьми, которые свидетельствовали о нашей Вере».
Св. Магнус был центурионом, а Св. Боноса — девственницей, которые были замучены в Колизее (в одной версии Магнус сражался за жизнь Бонозы) и похоронены в катакомбах. Позже их останки были вывезены и хранились в монастыре в Аньяни, древнем городе недалеко от Рима, но возвращены в Рим, когда правительство вынудило монастырь закрыться в 19 веке.-й -й век. Папа Лев XIII передал мощи на попечение Св. Мартина 110 лет назад по просьбе тогдашнего пастора, монс. Фрэнсис Заблер.
Церковь Св. Мартина Турского — одна из самых красивых исторических традиционных церквей страны. Он был основан в центре Луисвилля в 1853 году и обслуживал общину немецких иммигрантов. В течение почти столетия проповеди проповедовались на немецком языке, исповеди слушались на немецком языке, и многие из его памятников в его витражах написаны на немецком языке. Большую часть этого времени в нем работали священники-францисканцы.
Внутренние особенности включают великолепный мраморный центральный алтарь, красочные витражи и традиционные представительные статуи. Но особенность, о которой все говорят, говорит о. Пляж, это его мощи святого Магнуса и святого Боноса. Это не несколько фрагментов костей, а значительные скелетные останки. Кости завернуты в хлопчатобумажную ткань, сформированы в форме человеческой фигуры с открытыми черепами, а остальные покрыты одеждами и пальмовыми ветвями (чтобы указать, что они мученики). Более века посетители церкви Святого Мартина вдохновлялись их историей и преклоняли перед ними колени, чтобы помолиться.
Скелет Магнуса готов примерно на 45 процентов; в черепе отсутствует нижняя челюсть (челюстная кость). Это был мужчина 45-50 лет. Его этническая принадлежность была белой, возможно, с некоторыми средиземноморскими/африканскими корнями.
Скелет Бонозы готов на 95 процентов, не хватает лишь нескольких пальцев рук и ног. Она была стопроцентной европеоидной расой, женщиной, правшой, ей было 24 года. Кроме того, у Бонозы есть признаки стресса на коленях, что указывает на то, что она проводила много времени на корточках. Это могло быть из-за работы, например стирки, или из-за того, что она проводила много времени на коленях, молясь.
По мере сбора средств о. Бич и приход надеются воссоздать лица Магнуса и Бонозы. Он считает, что эта пара является полезным инструментом для укрепления доверия посетителей. Он сказал: «Мы можем говорить о мучениках Колизея, но мощи св. Магнуса и св. Боноса ставят вас буквально лицом к лицу с католиками, которые были там и заплатили высшую цену за свою Веру. Это очень мощно».
Часовня Святого Антония в Питтсбурге (www.saintanthonyschapel.org) может похвастаться еще большей коллекцией из 5 000 реликвий. Первоначально часовня была построена в два этапа о. Сьютберт Моллинджер в 1880 и 189 гг.2, который использовал деньги своей семьи, чтобы построить структуру и начать собирать реликвии в Европе. о. Моллинджер умер в 1892 году, через два дня после открытия второй части часовни.
Сегодня он является частью прихода Пресвятого Имени Иисуса и находится в Питтсбургской епархии. На арке у входа в часовню есть надпись на латыни: «Тела святых покоятся здесь с миром».
Еженедельно его посещают до 200 человек. Специальные мероприятия, такие как праздник его тезки, святого Антония Падуанского, собирают еще больше людей. По вторникам те, кто посещает мессу, благословляются мощами святого Антония, сказал диакон Грег Елинек, который служит в приходе.
«Наша католическая традиция коренится в святости и благости тела, которая распространяется и на останки святых», — сказал диакон Елинек. «Они достигли великой святости в своей жизни, и это не прекращается с их смертью».
Диакон Елинек был прислужником в приходе более 40 лет назад и служил там экскурсоводом в средней школе и колледже. Он сказал: «Я вырос в часовне Святого Антония, и я всегда был очарован ею. Это часть ткани моей жизни. Я чувствую большую близость к нему и к людям, которые его посещают».
По его словам, это случайная коллекция, состоящая в основном из первоклассных реликвий. Известные мощи включают реликвии Святого Димитрия, мученика четвертого века, чьи кости были тщательно завернуты в шелк. За алтарем хранится череп святого Макария Египетского, монаха IV века. Среди реликвий святого Антония Падуанского есть один из его зубов. Здесь также находятся останки 20 -го -го века святых, таких как падре Пио и Мария Горетти.
Много реликвий, связанных со страстями и смертью Христа, в том числе 14 кусочков Животворящего Креста, камни из Гефсиманского сада и столба, на котором бичевали Христа, кусочки тростника и губки, которыми Его напоили кислым вино и шип из тернового венца.
Для дьякона Елинека мощи являются «физической связью, связывающей христиан разных веков». Он сказал: «Когда я нахожусь в часовне, я чувствую, что нахожусь в физическом присутствии великого и славного Сообщества Святых».
Церковь Св. Иоанна Кантиуса в Чикаго (www.cantius.org) – еще одна историческая церковь, в которой хранится около 1800 мощей. По словам о. Фрэнк Филлипс, пастор, но в основном от священников, «поскольку они знали, что мы будем чтить их и использовать для благочестия верующих». Большая часть реликвий защищена в хранилище, а небольшая часть выставлена на всеобщее обозрение.
Фр. Филлипс считает, что изюминкой коллекции являются мощи святых из церквей Великого поста в Риме. По обычаю, который восходит к четвертому веку, паломники в Рим могли отправиться в Рим и посетить церкви, посвященные различным святым. Епископ Рима, Святой Отец, приходил служить для них мессу в церквях. Эта практика вышла из употребления, когда папство временно переехало в Авиньон в 1309 году, но была возрождена папами Львом XIII и Иоанном XXIII. Отец сказал, что это популярная традиция среди семинаристов Североамериканского колледжа в Риме.
Св. Иоанн Кантиус известен своим празднованием традиционной литургии, а Станционные церкви, о. Филлипс, перечислены каждый день Великого поста в традиционном миссале. о. Филлипс составил буклет для ежедневных медитаций о святых Станционной церкви для религиозного использования верующими.
Католики должны ценить реликвии, о. Филлипс сказал, потому что «они связаны с нашим прошлым и напоминают нам об их героической жизни и о том, как мы должны подражать им».
Что вам нужно знать – Дом Иоппии
Вы когда-нибудь чувствовали привязанность к святому и хотели бы стать ближе к ним? Ну, не бойся! Если вы не слышали о реликвиях, это отличный способ почтить память святых, которых вы любите! Давайте разберем, что мы знаем о реликвиях.
Реликвия – это фрагмент тела или физического имущества канонизированного святого, который может помочь нам стать ближе к Богу. Реликвии делятся на три категории. Реликвия первого класса — это часть тела святого, например кость, кровь или плоть. Реликвии второго класса — это имущество, которым владел святой, а реликвии третьего класса — это предметы, к которым прикасались реликвии первого или второго класса или святой прикасался к себе.
Почитание или акт чести или уважения (не поклонения) мощам мучеников восходит к зарождению Церкви, но католические церкви не выставляли реликвии до 1100-х годов. На самом деле, церкви часто строились на останках христианских мучеников и нынешних святых, чтобы принести больше благословений.
Самая известная реликвия — и, вероятно, самая противоречивая — это Туринская плащаница, которая представляет собой погребальную ткань, на которой, по мнению многих, изображен лик Иисуса Христа. Другие известные реликвии включают части креста, на котором был распят Иисус, ткань от завесы Марии, Матери Иисуса и тернового венца.
Тела некоторых святых нетленны или сохранены от естественного разложения человеческих останков. Даже по прошествии сотен лет такие святые, как Иоанн Вианней, Франциск Ксаверий и Екатерина Болонская, не полностью разложились и вдохновляют многих на то, чтобы больше узнать о миссии, которую они выполняли для Бога.
Многие считают, что определенные реликвии означают хорошее здоровье и защиту. Сосуд с кровью святого Януария, покровителя Неаполя, родившегося в третьем веке, хранился после того, как его преследовали за христианство и обезглавили. Каждый год в праздник Сан-Дженнаро в Италии его кровь, покрывшаяся коркой на стенках флакона, чудесным образом разжижается. Многие итальянцы считают, что это чудо указывает на хороший год для Италии. Хотя чудо не происходит каждый год, кровь обычно сжижается еще два раза в течение года: в день, когда он празднует покровительство Неаполя, и в день, когда празднуется собирание его мощей. Иногда кровь дополнительно становится жидкой во время визита папы.
Во-первых, нам нужно ответить, почему мы ценим святых. Они больше, чем обычные святые фигуры; они учат нас, как реагировать на дар Иисуса на кресте через наше призвание. Как и все люди, святые страдали в свое время на Земле. Тем не менее, несмотря на свои страдания и обстоятельства, они сделали Бога центром своей жизни и призвали других поступать так же. Их несовершенства вдохновляют нас стремиться к Богу, даже если у нас есть свои недостатки. Среди сотен святых, ходатайствующих за нас с Небес, каждый человек может найти историю святого, которая ему близка. Не каждый святой также принадлежал к религиозному ордену, который может побудить нас любить Бога в нашем повседневном призвании.
Если мы посмотрим на Писание, то увидим, что Бог исцеляет посредством физического прикосновения и предметов. Много раз Иисус прикасался к больным, и они исцелялись. Женщина с кровотечением, которая просто схватилась за край одежды Иисуса, исцелилась, а грязь, которую Иисус намазал глаза слепого, заставила его снова видеть.
Вот почему мы вкушаем Евхаристию — плоть и кровь, которые Иисус принес в жертву за нас на кресте, исцеляют нас. Она очищает наши души и обновляет наши духовные отношения с Богом.
Когда мы прикасаемся к реликвии святого, сам объект не исцеляет; скорее, заступничество Бога через объект совершает благословение.
Причина, по которой мы ценим имущество святых выше других святых личностей и лидеров, заключается в их канонизации. У нас есть основания полагать, что эти святые находятся на Небесах, потому что они совершали на Земле чудеса, которые не могут быть объяснены наукой. Прикосновение фрагмента их тела к нашим украшениям или четкам всегда будет связывать их ценности и небесное присутствие с нами.
(Фото Михала Мрожека на Unsplash)
Практически невозможно владеть первоклассными реликвиями, поскольку Ватикан желает сохранить их в католических церквях или в самом Ватиканском монастыре. Реликвии второго класса трудно найти, если только вы не родственник святого или не получили реликвию от религиозного ордена.
Самый простой способ получить реликвию — приложить свое имущество к реликвии первого, второго или третьего класса. Диапазон предметов, которые вы можете использовать, безграничен, например, украшения, украшения, распятия, четки, книги, фотографии близких, молитвенные карточки и многое другое.
Иногда в местных церквях принимают путешествующие группы реликвии. На этих мероприятиях вы сможете прикоснуться своими вещами к десяткам и сотням мощей святых со всего мира.