Где находится янтарная комната в питере: Как увидеть Янтарную комнату в 2023 году, новые правила
Екатерининский дворец и Янтарная комната
Екатерининский дворец, также известный как Большой Царскосельский, — бывшая резиденция императорской семьи и один из самых крупных дворцовых особняков пригородной территории Санкт-Петербурга. Находится в городе Пушкине (Царском селе). Екатерининский дворец неразрывно связан с российской историей и загородной жизнью вельмож XVIII-XIX века. В 2017 году исполнилось 300 лет с момента закладки первого камня в фундамент исторического сооружения.
История основания Екатерининского дворца
Усадьба проектировалась как летняя резиденция супруги Петра I — Екатерины. Строительство продолжалось в течение 7 лет и в 1724 году состоялось торжественное праздничное открытие. Изначально новые хоромы царицы были весьма скромны и ничем не выделялись из ряда других аналогичных архитектурных сооружений. В своём «скромном» виде особняк простоял около 20 лет, пока на трон не взошла дочь Петра — Елизавета.
Императрица активно взялась за перестройку дворца, поручив мероприятие известным русским архитекторам. Сменяя друг друга, зодчие пытались довести царские палаты до того образа, который желала видеть Елизавета. Тем не менее результат работ не особо удовлетворил императрицу, которая по-прежнему считала здание скромным и несовременным. Тогда в 1752 году она пригласила вести реконструкцию известного заграничного мастера Бартоломео Растрелли.
Работа итальянца, тяготевшего к роскоши и золотым элементам, пришлась как нельзя кстати. Поощряемый императрицей, Растрелли довёл размах дворцового строительства до нешуточных по тем временам масштабов. Одного золота на декор и украшения внешних фасадов было потрачено более ста килограммов. Четыре года Растрелли перестраивал в стиле позднего барокко царские палаты и окультуривал ландшафтную зону вокруг них. Потраченные Елизаветой деньги, подкрепившие авторские задумки архитектора, дали свои плоды. В день презентации новой резиденции приглашённые были просто ошеломлены величием и роскошью нового дворца. Перед гостями предстал особняк длиною более 300 метров в длину, сияющий небесной голубизной стен и золотой отделкой деталей. Дворец окружал роскошный парк с идеальной планировкой ландшафта.
После смерти Елизаветы её более экономная сноха пыталась выполнить завещание предшественницы и позолотить парковые скульптуры. Узнав о стоимости проекта, Екатерина свернула отделочные работы почти в самом начале процесса. Все годы своего правления и пребывания в имении Екатерина II пыталась адаптировать роскошные территории дворцово-паркового ансамбля к реальной жизни. Поминая расточительство свекрови, она старалась упростить внешний антураж Большого Царскосельского.
Залы и комнаты Екатерининского дворца
В многометровом Екатерининском дворце расположено большое количество залов, каждый из которых оформлялся в индивидуальном стиле и предназначался для определённых мероприятий и торжеств. Растрелли расположил парадные помещения анфиладным способом по всей длине дворца. На тот момент анфилад такой протяжённости в России нигде не было.
Одни из самых известных комнат и помещений:
Но есть ещё один зал, о котором ходят легенды. Янтарная комната в Екатерининском дворце — самое знаменитое помещение. Известна она не только роскошью убранства, но и своим таинственным исчезновением.
Янтарная комната
Первоначально Янтарная комната возводилась в Германии, и автором её стал немецкий архитектор Шлютер. Помещение, полностью отделанное янтарём, проектировалось для королевского дворца Германии. Янтарных залежей в немецких землях было предостаточно, и в коллекции германских королей значились не только самородки, но и готовые изделия, среди которых было несколько зеркал в янтарных рамах. Но ни во дворце, ни в замке Шарлоттенбург, где строился подобный кабинет, «янтарная» идея не прижилась. Работы были свёрнуты, а интерьеры разобрали и увезли на хранение.
Начало российского пути
Неизвестно, сколько бы пришлось авторским деталям из роскошного камня томиться не у дел, если бы о янтарном эксклюзиве не узнал царь Пётр. Император загорелся желанием получить удивительные интерьеры для сооружений Петербурга, и вскоре прусский король преподнёс Петру янтарную комнату в качестве международного презента. Подарок до Санкт-Петербурга из Германии везли два десятка телег. По прибытии оказалось, что многих частей не хватает и процесс застопорился. Петру так и не удалось при жизни увидеть кабинет в собранном виде. Он хранился в загородном имении, пока про дарованный немцами янтарь не вспомнила его дочь Елизавета.
Императрица решила украсить янтарным декором одно из помещений Зимнего дворца, чем и занялся Бартоломео Растрелли. Отсутствующие детали были заменены в интерьере другими элементами, а комната стала служить местом для праздничных приёмов. Позднее Янтарная комната была перенесена в Большой Царскосельский дворец, где реконструировалась и дополнялась экспонатами ещё в течение нескольких десятилетий.
Итог многолетнего труда не прошёл даром. Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского села называли «восьмым чудом света». Сочетание тёмного и светлого янтаря позволило добиться объёмного звучания декора. Центральный ярус Янтарной комнаты состоял из восьми панно, в половину из которых были вставлены цветные картины флорентийской мозаики. Каждая из них имела своё название. Комнату украшали комоды ручной работы, янтарный столик, зеркальные пилястры. Тёплый, солнечный янтарь в сочетании с искусственным освещением, изумительной резьбой и позолотой, производил неизгладимое впечатление.
Тайна исчезновения
За время своего существования в Янтарной комнате несколько раз проводились реставрационные работы. Янтарь — хрупкий камень, подверженный негативному внешнему воздействию, склонный к пересыханию и растрескиванию. Именно поэтому в годы Второй мировой войны, когда немцы подошли к Ленинграду, янтарные стены не стали разбирать и эвакуировать Комнату лишь бережно закрыли упаковочными материалами и оставили на месте.
Когда в Пушкин вошли оккупанты, то первым делом они разобрали и вывезли из Екатерининского дворца Янтарную комнату. Ценный трофей установили в музее Кёнигсберга, в книге которого была зафиксирована дарственная надпись. Но радоваться немцам пришлось недолго — наступление советских войск заставило очередной раз разобрать мировой шедевр. С тех пор Янтарную комнату больше не видел никто. Она тщетно разыскивалась по всей Пруссии и близлежащим странам. Существует большое количество домыслов и легенд, согласно которым следы ценной реликвии всплывают то тут, то там, но тайна так и остаётся тайной.
Воссоздание
С конца 60-х гг. в СССР около двадцати лет существовала комиссия по розыску Янтарной комнаты. После многолетних безуспешных поисков советское правительство вынесло распоряжение своими силами восстановить историческую ценность. При дворце была открыта янтарная мастерская, где по имеющимся эскизам мастера создавали вновь драгоценный интерьер. За 13 лет Янтарная комната была восстановлена почти наполовину. Приятным сюрпризом на рубеже веков стало то, что нашлись некоторые фрагменты реликвии — часть флорентийской мозаики и янтарный комод. Полностью работы были завершены в 2003 году. Янтарная комната вновь ожила в преддверии празднования 300-летия Петербурга.
Увидеть величие и роскошь Янтарной комнаты Екатерининского дворца Пушкина, а также других залов резиденции, даст возможность самостоятельная или организованная экскурсия в Царское село.
Если вас интересует история всей Северной столицы – рекомендуем ознакомиться с разделом экскурсий по Санкт-Петербургу у нас на сайте. Приобретая экскурсию на сайте онлайн, вы сэкономите свои средства и обеспечите полноценный тур с насыщенной программой.
О Петербурге — Янтарная комната в Царскосельском дворце
В 1755 году в великолепном Царскосельском дворце, построенном знаменитым Растрелли, была смонтирована Янтарная комната. Это удивительное произведение искусства, на протяжении столетий восхищавшее каждого, кто сюда попадал, имеет сложную, даже трагическую историю.
Впервые о Янтарном кабинете стало известно еще во времена Петра I. Этот кабинет был сделан по приказу прусского короля Фридриха I для его дворца в Шарлоттенбурге по эскизам талантливого немецкого архитектора Андреаса Шлютера.
Прежде янтарь использовали только как материал для отделки — в украшениях, инкрустациях, для оформления мебели. Для Янтарного кабинета мастера впервые сделали целые панели и мозаичные картины, которые должны были крепиться на стены. Но в Пруссии Янтарная комнаты так и не была собрана. От Шлютера, приехавшего в Петербург, Петр и узнал о Янтарном чуде и захотел иметь сокровище в своей коллекции в Кунсткамере. Во время своего европейского путешествия в 1716 году Петр имел деловую встречу с прусским королем и получил Янтарный кабинет в подарок.
Янтарные панно были тщательно упакованы и с большой осторожностью доставлены в Россию. В середине 1717 года они прибыли в Петербург в Летний дворец Петра. Ценный груз принимал генерал-губернатор Петербурга А.Д. Меншиков. Однако, когда Петр вернулся из европейской поездки и внимательно рассмотрел полученные в подарок драгоценности, он был сильно разочарован: янтарные панно были еще не совсем закончены, не хватало многих деталей. До сих пор неизвестно, была ли смонтирована Янтарная комната в петровское время.
В 1743 году было начато «Дело о Янтарном кабинете, который состоит в новом Зимнем доме». Стало известно, что «Ея императорское величество именным указом изволила указать имеющийся …Большой Янтарный кабинет, каков он в своем состоянии находится, для убирания в Зимнем Ея императорского величества доме». Монтаж янтарных панелей был поручен итальянскому мастеру Мартелли, общее руководство осуществлял Ф. Б. Растрелли. Работа предстояла сложная: надо было изготовить многие детали, даже целые панно для того, чтобы «подогнать» кабинет под размеры отведенного для его монтажа зала. Только к 1746 году рядом с опочивальней императрицы в Зимнем дворце появился небольшой зал для официальных приемов, отделанный янтарем. Янтарный кабинет стал местом, где императрица принимала иностранных послов и знатных вельмож.
Однако в 1753 году была задумана перестройка Зимнего дворца. Янтарный кабинет снова демонтировали. Последовал указ: «Означенный янтарный кабинет мастеру Мартелли собрать и уложить в ящики и как надлежит, отправить .. в Царское Село».
Опять с осторожностью упаковывали янтарные панели, и команда солдат перенесла их в Царское Село буквально на руках.
В августе 1755 года Растрелли и Мартелии начали монтаж Янтарной комнаты в Царскосельском дворце. Снова потребовались дополнительные работы, потому что помещение, отведенное для отделки, было больше, чем в Зимнем дворце, практически пришлось создавать совершенно новый парадный зал.
Работа длилась полтора месяца. Были переделаны некоторые панели, добавлены новые декоративные детали, вдоль стен поставили столики с янтарными статуэтками и другими поделками из янтаря. Новый Янтарный царскосельский кабинет восхитил всех.
Янтарная комната в Царском Селе впоследствии много раз переделывалась, но основные архитектурные идеи Растрелли бережно сохранялись. Посетители дворца в Царском Селе восхищались Янтарной комнатой на протяжении двух столетий. В годы Второй мировой войны после оккупации Царского Села фашистами комната была разобрана, упакована в ящики и отправлена в Германию Следы ее потерялись.
Благодаря многолетнему кропотливому труду реставраторов Янтарная комната в Царском Селе восстановлена, и сегодня посетители дворца снова могут любоваться этим удивительным по красоте шедевром.
Текст подготовила Галина Дрегуляс
Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 2000
2. Воронов М.Г., Кучумов А.М. Янтарная комната. М., 1989
Царственные мученики Романовы | Тайна Янтарной комнаты
В сентябре 1941 года, во время блокады Ленинграда, как Советы тогда называли Санкт-Петербург, нацистские войска захватили Царскосельский дворец, бывшую летнюю царскую резиденцию в пригороде Пушкина. Во дворце эти немецкие войска обнаружили нечто, что, должно быть, показалось им потусторонним после того, как они провели последние 10 недель, маршируя и сражаясь в пыли и жаре русского лета.
Это была комната в стиле барокко, полностью сделанная из янтаря и украшенная большими зеркалами и резными янтарными изображениями амуров и фамильных гербов, нимф и монограмм. Названная вполне уместно Янтарной комнатой, комната была создана в Пруссии в начале 16-го века и позже передана российскому царю Петру Великому. За два с половиной века своего существования он прославился на всю Европу и был назван, среди прочего, «восьмым чудом света» и «одним из самых необыкновенных произведений искусства в мире». Его оценочная стоимость сегодня составляет более 180 миллионов долларов.
Нацисты тщательно разобрали камеру, упаковали ее в ящики и отправили в замок Кенигсберг на востоке Германии, древнюю резиденцию тевтонских рыцарей и сердце их средневековой торговли янтарем. Там Эрих Кох, глава нацистской партии в Восточной Пруссии, заново собрал комнату и рекламировал ее как «немецкое владение, которое наконец возвращено законным владельцам». Однако в 1945 году, когда война Германии подходила к концу, когда союзники теснили нацистов с востока и запада, комнату снова разобрали, упаковали в 24 ящика и сложили во дворе замка. Оттуда он исчез, и с тех пор его никто не видел.
Янтарь – это окаменевшая древесная смола, возраст которой составляет около 44 миллионов лет. До 90 процентов мировых запасов добывается вдоль южного побережья Балтийского моря.
На протяжении тысячелетий смола стекала с хвойных деревьев и оседала на лесной подстилке в Восточной Европе. Затем, когда земные плиты сдвинулись, образовались и растаяли ледяные щиты, территория была затоплена, и образовалось Балтийское море. С давних времен кусочки и кусочки янтаря, который называли «золотом Севера», отрывали от морского дна и выбрасывали на берег, чтобы подобрать и сохранить. Чаще всего его находили на восточном побережье Балтийского моря от нынешнего Данцига в Германии на север до Эстонии.
В конце концов, торговля янтарем росла, и были развиты горнодобывающие операции, сначала для мужчин, владеющих большими сетями. Часто эти владельцы сетей были рабами на службе у тевтонских рыцарей, ордена, который разбогател на янтаре. К 13 веку рыцари контролировали торговлю и сосредоточили свою торговлю янтарем в недавно построенном Кенигсбергском замке на реке Прегель. Однако к 16 веку, когда протестантская Реформация охватила Европу, тевтонские рыцари отказались от своего католицизма, стали лютеранами и превратили прусские территории Тевтонского ордена в герцогство Пруссию как польское феодальное владение. В конце концов Пруссия обрела независимость от любых феодальных обязательств, и в 1701 году курфюрст Фридрих III был коронован как Фридрих I, первый король Пруссии.
Фридрих женился на своей второй жене, Софи Шарлотте, правнучке английского Якова I, в 1684 году, и она посвятила большую часть своего времени и усилий художественным занятиям, одним из которых было сделать прусскую столицу Берлина сияющей. . В 1696 году, когда Фридрих еще был курфюрстом, она попросила скульптора Андреаса Шлютера поработать над внутренней перестройкой королевского дворца. Шлютер начал искать в подвалах дворца и нашел несколько сундуков, наполненных янтарем. Позже он утверждал, что это была самая большая коллекция янтаря, которую он когда-либо видел в одном месте.
Обнаружив янтарь в подвалах дворца, Шлютер задумал использовать его для создания целой комнаты из драгоценного вещества. Он разработал проект такой комнаты, полной комнаты, украшенной от пола до потолка янтарными панелями, покрытыми сусальным золотом и покрытыми зеркалами, полированной мозаикой, резными изображениями нимф, амуров и ангелов, гербами, монограммами и инкрустациями, некоторыми настолько малы, что наблюдателю пришлось использовать увеличительное стекло, чтобы рассмотреть их. Он нанял датского резчика Готфрида Вольфрама и поручил ему разработать Янтарную комнату. В течение следующих нескольких лет Вольфрам разработал метод соединения кусочков янтаря в более крупные куски и создал около 46 массивных янтарных панелей, дюжина из которых достигала 12 футов в высоту.
Однако в 1705 году Софи Шарлотта умерла, и Шлютер впал в немилость. Его изгнали из суда, а резчика Вольфрама уволили. В 1713 году Фридрих I умер, и ему наследовал трон его сын Фридрих Вильгельм I, серьезный человек, гораздо более заинтересованный в создании сильной прусской армии, чем в изготовлении янтарных панно.
Незавершенная Янтарная комната оставалась в Берлинском городском дворце до 1716 года, когда в сказку вошел русский Петр Великий.
В том же году Питер посетил двор Фредерика Вильгельма и рассказал о незавершенной Янтарной комнате. Питер всегда был поклонником северного золота, и Фредерик, который в любом случае не интересовался янтарем, подарил Питеру янтарные панели, которые Вольфам собрал и вырезал.
Янтарные панно были тщательно разобраны, упакованы в ящики и погружены на восемь телег, которые медленно везли свой драгоценный груз в летний дворец Петра в столице России Санкт-Петербурге. Когда панели прибыли, некоторые части были сломаны, а другие отсутствовали.
Кроме сломанных и отсутствующих частей, никто, казалось, не мог понять, как должны соединяться оставшиеся панели, и никакие инструкции от изгнанного датского резчика, создавшего панели, или прусского скульптора, который их придумал, не могли быть найденный.
Янтарь хранился во дворце и томился там почти 20 лет после смерти Петра в 1725 г.
Однако в 1743 г. передать янтарь в ее новый зимний дворец на Неве, где итальянскому скульптору Александру Мартелли было поручено собрать панно и установить их в большом зале дворца. Каким-то образом Мартелли решил задачу по сборке камеры.
Элизабет была все еще недовольна и заставила комнату еще три раза передвигаться и украшать ее дополнительными зеркалами и янтарными рамами для зеркал. В конце концов камера заняла более 55 квадратных метров или 188,4 квадратных фута и содержала более шести тонн янтаря. Однако в 1755 году его снова перенесли, на этот раз во дворец любимой племянницы Елизаветы, Екатерины, в Царском Селе. Екатерина, происходившая из района добычи янтаря на Балтийском море, сама взошла на российский престол в 1767 году и со временем стала известна в истории как Екатерина Великая.
Царица Екатерина добавила в комнату еще 900 фунтов янтаря, заменив некоторые секции большими окнами. Она также заказала четыре каменные мозаики, соответствующие чувствам зрения, вкуса, осязания и слуха. Посетители завершенной камеры сказали, что она «ожила» при свечах.
Янтарная комната оставалась в своем великолепии до 22 июня 1941 года, когда 99 немецких дивизий, в том числе 14 танковых и 10 моторизованных дивизий, ворвались в Советский Союз на фронте от Балтийского до Черного морей. В течение месяца нацистский блицкриг был неудержим, и на севере группа армий под командованием фельдмаршала Вильгельма Риттера фон Лееба приблизилась к своей цели — Ленинграду, второму городу Советского Союза.
К середине августа немецкие войска подходили к городу, их артиллерия и авиация атаковали его. К концу месяца битва за Ленинград превратилась в блокаду.
Советская контратака в январе 1942 года не смогла прорвать осаду, и бои продолжались до января 1943 года, когда советские войска реализовали план по открытию сухопутного коридора в осажденный город. После шести дней ожесточенных боев коридор с немецкими войсками был очищен от южного берега Ладожского озера на несколько миль, но только через год немцы были отброшены на 50 миль от города, и осада была признана прорванной. .
К тому времени, однако, было уже слишком поздно для Царскосельского дворца и Янтарной комнаты.
Царское Село, что в переводе означает «Царское село», является частью города Пушкин, расположенного в 24 милях к югу от центра Ленинграда. В сентябре 1941 года, на начальном этапе осады, немецкие войска захватили Пушкин и разграбили там ряд советских и российских национальных памятников. Среди них был царский дом, построенный Екатериной Великой в 18 веке. Пушкин оставался в руках немцев до его освобождения Красной Армией 24 января 19 г.44.
Когда немцы подошли к Пушкину и Ленинграду в 1941 году, Советы предприняли шаги, чтобы спасти как можно больше сокровищ, хранящихся в городах, включая Янтарную комнату. Хранители палаты сначала попытались разобрать панели комнаты, но с годами янтарь высох и стал ломким. Когда были предприняты попытки удалить его, хрупкий янтарь начал крошиться. Вместо того, чтобы переместить его и подвергнуть янтарь дальнейшему повреждению, в стенах янтарной комнаты была построена ложная комната в попытке скрыть его. Некоторые источники утверждают, что янтарь просто заклеивали обоями.
Когда немцы заняли Царское Село, вероятно, уже зная о знаменитой комнате и ее местонахождении, они обнаружили Янтарную комнату и смогли ее разобрать под наблюдением пары экспертов. Янтарные панели, зеркала, херувимы и нимфы были тщательно упакованы. 14 октября 1941 года ротмистр граф Зольмс-Лаубах, отвечавший за разборку и упаковку, приказал отправить 27 ящиков в Кенигсберг для демонстрации в городском замке.
Янтарная комната, заключил он, уходит домой.
Палата была тщательно собрана в Кенигсберге и стала еще одним трофеем военной доблести Третьего рейха. 13 ноября 1941 года газета Königsberger Allgemeine Zeitung сообщила об открытии выставки части зала в замке.
К концу 1943 года, однако, Кенигсберг все чаще подвергался советским бомбардировкам. Комнату снова разобрали, а ящики убрали в подвал замка. 19 января45, поскольку война продолжала оборачиваться против Германии, Кох получил инструкции загрузить янтарные панели в 24 сейфа и подготовить их к отправке.
«Как только это будет сделано, — писал Кох, — я эвакуирую панели в Вексельбург, недалеко от Рохлица в Саксонии».
Известно, что упаковка была завершена 15 января 1945 года, и что ящики были сложены во дворе замка. Но на этом тропа заканчивается. Считается, что ящики так и не прибыли в Вексельбург, и неясно, покинули ли они вообще Кенигсберг, хотя некоторые очевидцы сообщали, что видели их сложенными штабелями на железнодорожной станции.
Многолетние поиски, в том числе несколько в Советском Союзе, оказались безрезультатными. В 1997 году кусок комнаты был найден. Итальянская каменная мозаика, которая, как известно, была частью комнаты, обнаруженной в Западной Германии. Он принадлежал семье солдата, который помогал упаковывать Янтарную комнату в Кенигсберге в январе 1945 года, и этот солдатский сувенир проливает свет на судьбу Янтарной комнаты. В 1998 году две отдельные группы также заявили, что нашли Янтарную комнату, одна в руднике из мельхиора, а другая в озере в Литве, но ни одна из них не смогла создать саму комнату.
Совсем недавно, в 2008 году, было объявлено об еще одном предполагаемом открытии Янтарной комнаты. Сообщается, что сканирование с помощью радара обнаружило большое количество металла, который, как считается, слишком плотный для меди, в заброшенном медном руднике в Дойчнойдорфе, Саксония. Некоторые наблюдатели, в том числе Ханс-Петер Хаустайн, мэр Дойчнойдорфа, утверждали, что шахта была местом захоронения Янтарной комнаты.
Другая теория гласит, что янтарь был вывезен из двора замка в начале 19 века.45 и снова спрятался в своих подвалах. Затем он был разрушен, когда замок подвергся сильной бомбардировке Королевскими ВВС. Эта теория подтверждается выводами двух исследований, сделанных британскими журналистами-расследователями Кэтрин Скотт-Кларк и Адрианом Леви и советскими следователями. Оба исследования пришли к выводу, что Янтарная комната, скорее всего, была разрушена, когда Кенигсбергский замок был сожжен вскоре после его капитуляции.
Другая теория предполагает, что комната с другими награбленными нацистами сокровищами находится на дне озера Топлиц глубиной 350 футов в австрийских Альпах, куда, как известно, отступали высшие немецкие офицеры, когда союзники продвигались через Германию. Утверждается, что эти офицеры перевезли большие ящики на грузовиках и конных повозках к берегу озера и потопили их.
Другие исследователи предполагают, что Янтарная комната была спрятана на глубине 2000 футов под землей в соляной шахте недалеко от Геттингена, Германия, которая с тех пор была затоплена. Подтверждением этой последней теории является закодированное сообщение, отправленное в Берлин в январе 1945 года. Оно гласит: «Янтарная комната, операция завершена, объект хранится в Б. Ш.». В.В.» Это сообщение может относиться к стволу B шахты недалеко от Геттингена, известной как Wittekind Vollpriehausen.
После войны была создана полная реконструкция Янтарной комнаты в Царском Селе на основе 86 черно-белых фотографий различных фрагментов помещения. Проект был начат в 1979, и к 2003 году работы в основном были завершены. Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер освятили зал на праздновании 300-летия города Санкт-Петербурга. Миниатюрная модель комнаты, сделанная из оригинального восточно-прусского янтаря, также была построена и выставлена в Кляйнмахнове, Германия.
Однако судьба Янтарной комнаты остается одной из величайших загадок Второй мировой войны.
Автор Чак Лайонс внес свой вклад в историю Второй мировой войны по различным темам. Он проживает в Рочестере, штат Нью-Йорк.
Первоисточник
Легендарная Янтарная комната была сфотографирована в 1931 году, до ее необъяснимого исчезновения во время Второй мировой войны. В то время комната выставлялась в Царскосельском дворце в ленинградском пригороде Пушкина.
Внешний вид Царскосельского дворца в Пушкине, Россия, где была выставлена оригинальная Янтарная комната
, пока не была разграблена немецкими военными.
Охота за Янтарной комнатой, величайшим потерянным сокровищем Романовых и царской России
4 сентября команда из 14 глубоководных дайверов отправилась на корабле из Польши, чтобы исследовать затонувший корабль времен Второй мировой войны, лежащий на глубине 300 футов. на дне Балтийского моря. Их целью было немецкое грузовое судно SS Karlsruhe, которое осталось почти неповрежденным, несмотря на то, что было потоплено бомбами союзников в 1945 году. интересная неизведанная история со дна Балтийского моря», — сказал журналистам в начале миссии ведущий дайвер Томаш Стахура.
«Карлсруэ» был одним из последних кораблей, покинувших немецкий город Кенигсберг (ныне российский город Калининград), когда советские и британские войска осадили его в конце войны. Недавно обнаруженные записи предполагают, что в нем находился необычайно большой груз, который, как надеялись Стахура и его коллеги, даст ответ на тайну, которая три четверти века не дает покоя охотникам за сокровищами, искусствоведам и правительственным чиновникам.
Все началось в 1701 году, когда король Пруссии Фридрих I и королева София Шарлотта наняли лучших мастеров для создания комнаты, полностью отделанной янтарем, для своего нового дворца Шарлоттенбург (на фото) в Берлине.
Medioimages/PhotodiscЯнтарная комната (по-английски Янтарная комната) — царская палата в Екатерининском дворце недалеко от Санкт-Петербурга, стены которой были облицованы панелями из янтаря с позолотой и инкрустированы полудрагоценными камнями. Поколения русских правителей уделяли этой комнате внимание — говорили, что она купала обитателей в эфирном свете — и в течение двух столетий они добавляли новые элементы и перемещали ее во все большие пространства. Большевики сохранили его нетронутым, когда пришли к власти в 1917, превратив комнату в центральную достопримечательность своих новых Народных дворцов. Но в 1941 году нацисты двинулись на Санкт-Петербург, или Ленинград, как его тогда называли, и вскоре содержимое комнаты, включая все 600 квадратных футов и 13 000 фунтов янтаря, исчезло.
«Я не охотник за сокровищами Янтарной комнаты», — сказал Стахура в недавнем телефонном звонке со своей базы в Гдыне, Польша. — Я охотник за кораблекрушениями. Это важное различие. После окончания войны были сделаны десятки «находок» Янтарной комнаты, а также сотни статей, книг и лекций, посвященных местонахождению пропавших артефактов. Когда он начал исследовать затонувший корабль в Карлсруэ, Стахура просто надеялся найти нацистское золото. «Но как только было объявлено о нашем открытии корабля, произошел взрыв интереса».
Оказывается строить янтарные комнаты дорого. В 1716 году скромный прусский наследник Фридрих Вильгельм I упаковал комнату в 18 ящиков и передал ее российскому Петру Великому (на фото) в знак союза.
Образы наследияВойдя в Екатерининский дворец, немцы погрузили Янтарную комнату в ящики и перевезли в Кенигсберг, где она была установлена в Кенигсбергском замке вместе с другими награбленными русскими сокровищами. Но к 1944 году ход войны изменился, и немецкие чиновники начали эвакуировать награбленное искусство. Они осуществляли секретные перевозки по железной дороге, самолетом и водным транспортом, и именно здесь в дело вступает СС «Карлсруэ». в 1945. Когда Стачура объявила, что ее останки найдены, энтузиасты Янтарной комнаты поспешили с выводами. «Сначала я мало что знала о Янтарной комнате, — говорит Стачура. «Но когда я начал исследовать корабль и публиковать свои выводы, я был уверен, что какой-нибудь эксперт позвонит мне и скажет, что это невозможно, что мы его нашли. Но никто не позвонил, и я был удивлен, что не нашел ни малейшего доказательства против этой теории».
Золото Севера
Янтарь — окаменевшая смола первобытных деревьев, и какое-то время он был дороже золота. Его можно добывать, хотя некоторые из самых крупных месторождений находятся в недоступных глубинах Балтийского моря. (Время от времени кусок янтаря выбрасывается на берег.) В 17 веке ремесленники усовершенствовали методы обработки янтаря для изготовления украшений и предметов декора, а в 1701 году король Пруссии Фридрих I нанял лучших из них для создания янтаря. единственный в своем роде зал для дворца Шарлоттенбург в Берлине.
На самом деле заказ был идеей жены Фредерика, королевы Софии Шарлотты. Она надеялась превратить новый прусский императорский двор в центр искусств, способный соперничать с Францией. Они привлекли датских и русских мастеров и закупили тысячи фунтов сырья. Это была медленная и дорогая работа. Пара умерла до того, как комната была завершена. Их преемник, Фридрих Вильгельм I, отнесся к проекту с меньшим энтузиазмом из-за его высокой стоимости и остановил работы.
В 1755 году дочь Петра Великого императрица Елизавета расширила комнату новыми панелями из янтаря и установила ее в Екатерининском дворце (названном в честь ее матери) под Санкт-Петербургом.
Getty ImagesЗатем, во время государственного визита в Россию в 1716 году, комната привлекла внимание Петра Великого, и Фридрих-Вильгельм увидел дипломатическую возможность. Он подарил эту комнату императору как символ прусско-русского союза против Швеции. Панно и резьба были упакованы в 18 ящиков и отправлены в Санкт-Петербург. Янтарная комната была установлена в различных дворцах до 1755 года, когда дочь Петра, императрица Елизавета Петровна, установила эту комнату на постоянной основе в Екатерининском дворце в Царском Селе, летней царской резиденции недалеко от Санкт-Петербурга. Там он поочередно служил комнатой для медитаций, приемной и трофейной галереей для российских монархов.
Начало охоты
Когда Вторая мировая война подошла к концу, советские власти отправили Анатолия Кучумова в Санкт-Петербург для инвентаризации ценностей, оставшихся во дворцах романовской эпохи. В начале войны он жил в городе, и в 1941 году, будучи молодым куратором музея, ему было поручено упаковать как можно больше произведений искусства из дворцов и погрузить их в поезда, которые доставили их в центральные районы. Россия, вне досягаемости немцев. Кучумов и его команда попытались разобрать Янтарную комнату, но остановились, разбив панель. Вместо этого они закрыли его фальшивым фасадом и обоями в надежде, что нацисты не заметят его.
Вернувшись в Екатерининский дворец, Кучумов быстро убедился, что слухи были правдой: гитлеровцы обнаружили комнату и убрали ее. Он направился к Кенигсбергскому замку, который лежал в основном в руинах — результат сильного пожара, устроенного артиллерией Красной Армии в последние дни осады. Кучумов нашел пепел и осколки янтарных панно в одной из комнат замка, но не был уверен, что это остатки Янтарной комнаты. С помощью ресурсов советского правительства он начал поиски пропавших панелей, поиски, которые продолжались десятилетиями.
В 1941 году гитлеровцы осадили Санкт-Петербург (тогда он назывался Ленинградом) и обнаруживают Янтарную комнату, спрятанную за наспех построенными фальш-стенами в Екатерининском дворце. Его упаковывают и отправляют в Кенигсбергский замок.
Дмитрий Беляков/ShutterstockКучумов умер в 1993 году, но отрывки из его дневника и записей были обнаружены Кэтрин Скотт-Кларк и Адрианом Леви, соавторами книги 2004 года под названием Янтарная комната: нерассказанная история величайшей мистификации ХХ век . В книге они описывают различные неудачные попытки Кучумова и, что более показательно, закулисную деятельность советских и других официальных лиц Восточного блока, которые использовали пропавшую Янтарную комнату в качестве инструмента в переговорах со странами Запада.
Кучумов начал свои поиски тайно, но в 1958 году первая из трех статей, подробно описывающих поиски Советского Союза, была опубликована правительственными чиновниками в Калининградская правда . По словам Скотта-Кларка в недавнем телефонном звонке, эта новость произвела фурор на общественность. «Особенно после войны люди столько потеряли, а в самое бедственное время надо же за что-то держаться». Новые вдохновленные охотники за сокровищами, от отдельных фермеров до высокопоставленных правительственных чиновников, взяли лопаты и начали обыскивать пещеры и заброшенные бункеры по всей Европе.
В 1945 году Кенигсберг попал в совместную осаду советских и британских войск, и Кенигсбергский замок (на фото) был частично разрушен. Эксперты спорят, не погибла ли Янтарная комната в результате пожара.
Архив универсальной историиЯнтарную комнату почти «находили» не менее дюжины раз. В 2008 году немецкий журнал Spiegel сообщил, что панели комнаты могут находиться в пещере на глубине 60 футов под землей недалеко от деревни Дойчнойдорф, недалеко от границы Германии с Чехией. «Мне намного больше 90 процентов уверены, что мы нашли Янтарную комнату», — сказал Хайнц-Петер Хаустайн, мэр Дойчнойдорфа и член немецкого парламента, руководивший поисками. Еще в 2015 году заместитель министра культуры Польши Петр Жуховский заявил, что он «на 99 процентов убежден» в том, что был найден легендарный нацистский поезд, полный золота и других сокровищ (включая, возможно, Янтарную комнату).
Восстановление Янтарной комнаты
По мере развития холодной войны, как говорит искусствовед Константин Акиньша, «Янтарная комната превратилась в символ русского народа». Советские власти «использовали это как пропаганду, чтобы подчеркнуть важность потерь страны во время Второй мировой войны». Так в 19В 79 году коммунистическое правительство решило восстановить Янтарную комнату с нуля.
У участников проекта было лишь несколько следов оригинала, на которых основывался их дизайн: ящик с реликвиями из комнаты и 86 черно-белых фотографий космоса, сделанных незадолго до Второй мировой войны. Десятки мастеров и ремесленников приступили к изучению давно забытых приемов огранки янтаря. Реконструкция погрязла в финансовых трудностях, как и оригинал. После распада Советского Союза работы были приостановлены.
В 1979 году советские лидеры решают воссоздать Янтарную комнату (символ свергнутой ими монархии). Работы прекращаются в 1990-х годах, но завершаются в 2003 году после пожертвования немецкой компании.
Патрик АВЕНТУРЬЕСтроительство возобновилось в конце 1990-х годов и было завершено в 2003 году, во многом благодаря пожертвованию в размере 3,5 миллионов долларов от немецкой энергетической компании Ruhrgas. «Янтарная комната имеет огромное эмоциональное значение как для Германии, так и для России», — сказал председатель Ruhrgas Фридрих Шпат в 2003 году на торжественном открытии, на котором присутствовали президент России Владимир Путин, канцлер Германии Герхард Шредер, президент США Джордж Буш и другие. мировые лидеры.
Церемония укрепила германо-российские отношения. (Ruhrgas импортировала природный газ из России более 25 лет; это был крупнейший западноевропейский импортер российского газа.) Это также проложило путь к прогрессу (хотя и ограниченному) в сложной теме трофейного искусства — шедевров, которые нацисты и Красная Армия систематически грабила, перемещаясь по Европе во время Второй мировой войны.
Фашисты оставили Екатерининский дворец в руинах, когда отступали из Санкт-Петербурга.
ShutterstockВ качестве еще одного жеста доброй воли, в том же году, когда была открыта новая Янтарная комната, Германия вернула два недавно обнаруженных остатка оригинальной Янтарной комнаты: мраморную мозаику 18-го века и лакированный сундук. Взамен Россия разрешила немецким властям забрать 101 рисунок западных мастеров, в том числе Делакруа, Гойи, Дюрера и Мане, которые были разграблены Красной Армией в 1945 году. имеет символическое значение для российского лидера, говорит Скотт-Кларк. «Комната представляет собой великие времена имперской России, к чему стремится Путин. Это идея о том, что Гитлер украл сокровища страны, и что Россия может вернуться и воссоздать их. Это империалистическое; комната похожа на коронационную палату. Он показывает силу, мощь и имперское величие — что «мы не сломлены»» (То же самое можно сказать о недавно отреставрированном Александровском дворце, императорской резиденции царя Николая II в Царском Селе, который был открыт в октябре прошлого года.)
Балтийский реквием
Томаш Стахура и его команда провели 11 дней, исследуя затонувший корабль на дне Балтийского моря. «Мы не нашли клад, а также не смогли ответить на самый главный вопрос: что находится в сундуках на самом дне корабля, в настоящее время покрытом двухметровым слоем ила», — рассказал он мне.
На самом деле водолазы нашли братскую могилу, в которой утонуло 960 человек. «Мы почтили память жертв минутой молчания и бросили в воду венок, а завершили церемонию, согласно старой морской традиции, звуком корабельной сирены».
В своей книге Скотт-Кларк и Леви завершают расследование, утверждая, что комната, скорее всего, была уничтожена в 1945 году пожарами, устроенными русскими войсками, разграбившими Кенигсберг. Они утверждают, что советские власти знали об этом, но продолжали заявлять, что комната пропала, чтобы подчеркнуть разграбление нацистами и уничтожение русских культурных ценностей. Российские официальные лица категорически отвергли эти обвинения. «Такие заявления направлены на то, чтобы переписать историю и дискредитировать Россию и ту роль, которую сыграла ее Красная Армия во Второй мировой войне», — заявил российским СМИ после публикации книги глава Государственного агентства культуры Михаил Швыдкой.
Воссозданная Янтарная комната открыта для посетителей отреставрированного Екатерининского дворца. Тем временем охотники за сокровищами продолжают поиски оригинальных панелей комнаты.
AlamyАлександр Мосякин, российский историк и писатель, опубликовавший серию книг о Янтарной комнате, также критикует книгу Скотта-Кларка и Леви, заявляя, что вывод из нее неверен. «Янтарную комнату не уничтожили — ее увезли в Америку», — говорит он мне по телефону из Латвии. «Согласно документам, которые я обнаружил в 2011 году, Янтарная комната была обнаружена в Кенигсберге советским спецназом. Но в документах содержимое комнаты было записано как «немецкий янтарный шкаф», а не как «советский», поэтому сделали вывод, что это немецкий. А так по ошибке полагаю передали американцам в 19 году50, которые к тому времени занимали место, где хранились комната и другие сокровища. И когда советские спецназовцы осознали, что они натворили, они запустили этот миф о Янтарной комнате, который существует и по сей день».
Приживется ли теория Мосякина? Следует ли запускать еще одну миссию на дно Балтики? Одно можно сказать наверняка, говорит Уилл Рассел, глава отдела ранней европейской скульптуры Christie: мы, вероятно, никогда не перестанем искать Янтарную комнату. «Он особенный по многим причинам, — говорит он из своего офиса в Нью-Йорке. «Даже самый маленький кусочек янтаря — ручка трости или резная чаша — это то, за что нужно быть благодарным.