Где находится марфо мариинская обитель: Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве — официальный сайт, расписание богослужений, храм, адрес, фото, телефон, как добраться — Туристер.Ру

Марфо-Мариинская обитель: история, описание, фото

Как был создан монастырь

Многие великие начинания появились, благодаря неординарным личностям. История московской обители подтверждает это правило. Традиции необычного монастыря были заложены подвижнической работой великой княгини Елизаветы Федоровны.

Марфо-Мариинская обитель с высоты птичьего полёта

К началу прошлого века в Российской империи активизировались революционные группы, и отмечался рост радикальных настроений. В 1904 году террорист и член Боевой организации эсеров Иван Каляев участвовал в покушении на министра внутренних дел России Вячеслава Плеве. А в феврале 1905 года он прошел на территорию Кремля и бросил бомбу в великого князя Сергея Александровича.

Брат императора был убит на месте, а Каляева задержал полицейский наряд. Вдова великого князя очень горевала об утрате, однако посетила террориста в тюрьме, простила его и оставила Каляеву Евангелие. Потом она написала прошение на имя императора и просила его помиловать.

Но Николай II не согласился, и по решению суда в мае 1905 года Каляева повесили в Шлиссельбургской крепости.

Вид на ворота Марфо-Мариинского монастыря с ул. Большая Ордынка

Потеряв супруга и оставшись одна, Елизавета Федоровна не могла больше продолжать прежнюю светскую жизнь. Она распродала принадлежавшее ей имущество и приобрела большую усадьбу в центре Москвы. В 1909 году в четырех зданиях с садом был образован новый женский монастырь.

Великая княгиня решила назвать его в честь двух святых, которые у верующих всего мира стали воплощением чистоты христианского пути. Марфа и Мария — родные сестры Лазаря посвятили себя любви и усердной молитве, и поэтому их почитали как православные, так и католики.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинского монастыря

Судьба обители в XX столетии

Великая княгиня хотела, чтобы монастырь перенял не только российский опыт монашества, но и впитал лучшие традиции зарубежных монастырей.

Кроме того, она мечтала, чтобы в наших храмах появились женщины-священнослужительницы или диакониссы.

Елизавета Федоровна много заботилась о введении чина диаконисс и даже получила одобрение консервативного к новшествам Священного Синода. Русская православная церковь была готова к тому, чтобы в приходах стали служить женщины-священники. Они могли бы проводить обряд крещения других женщин, вести церковные службы и помогать больным. Однако, против нововведения выступил император, и решение так и не было принято.

Вид на северный фасад собора Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинского монастыря

Если в других монастырях инокини вели затворническую жизнь, в новой обители монахини помогали в госпиталях и занимались благотворительностью. Чтобы они выполняли свою работу более профессионально, великая княгиня привлекла к обучению послушниц лучших московских врачей, и они учили инокинь основам сестринского дела и грамотному уходу за больными.

Двери монастыря были всегда открыты. Здесь проводили духовные чтения, и собирались члены Православного Палестинского и Географического обществ. Новый монастырь отличался тем, что сестры не были прикованы к нему навечно. Согласно уставу, через определенный срок они имели право вернуться в обычную жизнь.

Интерьер собора Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинского монастыря

Великая княгиня жила в стенах обители постоянно. Ее дни были заняты молитвами и работой в госпиталях. Во время Первой мировой войны она наряду с другими монахинями собирала деньги для фронта и помогала раненым. Несколько лет монастырю удавалось комплектовать целые составы и отправлять на передовую продукты, лекарства и перевязочный материал.

Через два года после начала войны количество увечных россиян выросло, и возникла необходимость в протезировании. Основательница монастыря собрала пожертвования и начала строить завод по изготовлению протезов. Интересно, что это предприятие работает по сей день и, так же как и век назад выпускает комплектующие для протезов.

Иконостас собора Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинского монастыря

С приходом советской власти монастырская жизнь круто переменилась. В короткое время большевики постарались избавиться от всех членов царской семьи и других родовитых россиян. Великую княгиню схватили и отправили в Пермскую губернию. Там 53-летнюю женщину сбросили живьем в отработанную шахту неподалеку от Алапаевска. Вместе с ней погибло еще семь человек.

Обитель закрыли в 1926 году, когда в ней жило более 100 монахинь. До 1928 года на территории монастыря работала поликлиника. Потом оставшихся сестер выселили из монастыря. Некоторые из них оказались в ссылке в Туркестанских степях, а другие попали в Тверскую губернию.

Памятник Великой Княгине Елизавете Федоровне на территории Марфо-Мариинского монастыря

После окончательной ликвидации обители здание собора превратили в кинотеатр, а затем здесь стали проводить лекции по санитарному просвещению. В послевоенное время в одном храме располагались реставрационные мастерские, а в другом держали амбулаторию. Верующим монастырь вернули в начале 1990-х годов, а соборный храм стал вновь принадлежать церкви в 2006 году.

Музей

Музейная экспозиция обители посвящена Елизавете Федоровне и истории монастыря. Дважды в день от Покровского собора туристов и паломников водят на экскурсии. Им показывают комнаты великой княгини, в которых сохраняется обстановка начала прошлого века. Здесь можно увидеть личные иконы Елизаветы Федоровны, выполненную ей вышивку, старинный рояль, кухонный сервиз, портреты, документы и старые фотоснимки.

По юго-восточные ворота (по центру) и часовня Серафима Саровского (справа) Марфо-Мариинского монастыря

Современное состояние обители

Вот уже несколько лет женский монастырь имеет статус ставропигиального. Здесь живет 30 насельниц. Сестры обслуживают хоспис и помогают неизлечимо больным детям, работают в созданной для неимущих столовой и трудятся в военных госпиталях.

Они преподают в гимназии, содержат детский дом для детей-сирот и медицинский центр, оказывающий помощь больным детским церебральным параличом. Монахини, которые живут в других отделениях монастыря, в обязательном порядке проходят стажировку в Москве.

Часовня Серафима Саровского Марфо-Мариинского монастыря

В московском монастыре проводятся курсы для беременных и занятия в школе для приемных родителей. Здесь созданы дневные группы, куда водят детей с проблемами развития, и открыт лекторий по истории церкви. Тот объем работ, который делает монастырь, невозможно выполнить силами 30 монахинь, поэтому под отдельные проекты обитель привлекает волонтеров.

Монастырские постройки

Монастырская территория невелика, но очень разумно организована. Здесь, не мешая другим можно свободно подышать свежим воздухом в беседке или погулять с ребенком на детской площадке. Проложенные по монастырю небольшие дорожки напоминают английские сады, а украшает монастырь выразительный памятник Елизавете Федоровне.

Часовня Елисаветы Феодоровны Марфо-Мариинского монастыря

Соборный храм был спроектирован известным зодчим Алексеем Щусевым и возведен в 1912 году. Архитектору удалось добиться гармонии между популярным в те времена стилем модерн и традициями древнерусского церковного зодчества. Внутренние росписи в храме выполнены талантливыми русскими живописцами Михаилом Васильевичем Нестеровым и Павлом Дмитриевичем Кориным.

Покровский храм невелик по размерам и может вместить до 1000 человек. На его звоннице висят 12 колоколов, и их звучание очень похоже на знаменитые звоны Ростова Великого.

Церковь Марфы и Марии при больничном корпусе Марфо-Мариинского монастыря

Неподалеку расположен храм, посвященный Марии и Марфе. Он был возведен в 1909 году и долгое время служил домовой церковью при больнице. Марфо-Мариинский храм спроектирован так, чтобы лежачие больные могли наблюдать за ходом церковных служб.

Кроме двух церквей, в монастыре стоит небольшая часовня, посвященная основательнице обители.

Здесь также находятся одноэтажный дом садовника и здание сторожки, где обустроена часовня в честь Серафима Саровского.

Пристенный фонтан на территории Марфо-Мариинского монастыря

Как добраться

Территория обители находится на улице Большая Ордынка, в 2 км южнее Московского кремля. За 10 минут до монастыря можно дойти пешком от станций метро «Третьяковская» и «Полянка». Ближайшие остановки общественного транспорта расположены на улицах Большая Полянка и Большая Ордынка. До них можно подъехать на автобусах № 8, М5, М6 и К.

Рейтинг достопримечательности:

← РОССИЯ

МОСКВА

МОНАСТЫРИ МОСКВЫ

ЕВРОПА →

Дополнительная информация

Отличные экскурсии по Москве от Трипстера

Поиск дешёвых авиабилетов в Москву на Авиасейлс.ru

Поиск дешёвого жилья в Москве на Суточно.ru


Марфо-Мариинская обитель на карте

Марфо-Мариинская обитель милосердия, Москва: spratto — LiveJournal

Прогуливаясь по Замоскворечью, непременно стоит дойти до улицы Большая Ордынка, 27, где за белокаменными воротами скрывается довольно интересный исторический объект — Марфо-Мариинская обитель милосердия.

История возникновения обители – это самая настоящая трагедия связанная с именем великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Елизавета Александра Луиза Алиса, принцесса Гессен-Дармштадтская приехала в 1884 году в Россию в качестве невесты великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II-го и императрицы Марии Александровны, и 3 июня 1884 года они обвенчались в Большой церкви Зимнего дворца. После замужества Елизавета получила титул «её императорское высочество государыня великая княгиня Елисавета Феодоровна».

В дальнейшем она в совершенстве овладела русским языком, а 25 апреля 1891 году приняла православие, предварительно написав своему отцу отцу Людвигу IV-му великому герцогу Гессенскому и Прирейнскому: «Я решилась на этот шаг только по глубокой вере и я чувствую, что пред Богом я должна предстать с чистым и верующим сердцем. Как было бы просто — оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это бы было, и как я могу лгать всем — притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии здесь. Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более 6 лет, и зная, что религия «найдена».

«Семь лет её брака прошли в полном расцвете петербургской жизни, она собрала вокруг себя всё светское общество, и это общество ею восхищалось. В Москве все быстро усвоили навык постоянно на неё опираться, ставить её во главе новых организаций, выбирать в патронессы всех благотворительных заведений». Протопресвитер Михаил Польский.

Однако, трагическое событие, произошедшее 4 февраля 1905 году круто изменило её жизнь – около 3 часов дня её супруг великий князь Сергей Александрович выехав в карете из ворот Никольской башни Кремля был разорван «адской машиной» брошенной террористом-революционером Иваном Каляевым. Елизавета Федоровна, услышав прогремевший взрыв выбежала на улицу из губернаторского дворца. Из воспоминаний Балуевой-Арсеньевой: «Сила взрыва была так велика, что отдельные части тела были разбросаны далеко по сторонам. Одну руку нашли по ту сторону Кремлевской стены на крыше маленькой часовни Спасителя. Великая Княгиня, упав на колени, стала собирать в свой платок останки тела мужа».

На место убийства мужа Елизавета Фёдоровна установила крест по проекту художника Васнецова. Из письма императрице Марии Федоровне от 8 марта 1905 года: «Жестокое потрясение у меня сгладил небольшой белый крест, установленный на месте, где он умер. На следующий вечер я пошла туда помолиться и смогла закрыть глаза и увидеть этот чистый символ Христа. Это была великая милость, и потом, по вечерам, перед тем, как ложиться спать, я говорю: «Спокойной ночи!» — и молюсь, и в сердце и душе у меня мир».

Через четыре года после гибели мужа Елизавета Федоровна продала принадлежавшие ей фамильные драгоценности, а на вырученные деньги 24 мая 1907 г. приобрела, на улице Большая Ордынка, земельное владение с постройками и роскошным садом с замыслом учредить здесь обитель сестер милосердия. Елизаветой Фёдоровной был разработан Устав, в котором предназначение обители заключалось в помощи больным и бедным.

Здания владения были обустроены под больницу, столовую, аптеку, амбулаторию, воскресную школу и приют для девочек-сирот, библиотеку, построена небольшая часовня.

22 мая 1908 г., в праздник Вознесения Господня, на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, строительство которого продолжалось до 1912 г. по проекту архитектора А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества.

Расписывать храм Елизавета Фёдоровна пригласила выдающихся художников: Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина и известного скульптора С. Коненкова. Нестеров создал здесь свои известные композиции: «Путь к Христу», изображавшую 25 фигур, «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Сафаофа и лик Спаса над порталом.



В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в  подземную усыпальницу — ее расписывал П. Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». Там настоятельница завещала  себя похоронить.

12 колоколов храмовой звонницы были намеренно подобраны под «Ростовский звон», то есть звучали наподобие знаменитых колоколов Ростова Великого.

Осенью 1909 года был открыт ещё один, больничный храм, который освятили в честь библейских персонажей – Марфы и Марии сестёр Лазаря из Вифании. Его перестроили из здания бывшей усадьбы. По замыслу Елизаветы Фёдоровны он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение.

В обитель же принимались православные девушки и женщины от 21 до 45 лет, которые не давали монашеских обетов, не облачались в чёрное, могли выходить в мир, спокойно покинуть обители и выйти замуж.

Далее в истории обители я заплутал, так как нашлись расхождения в её открытии в целый год. Большинство ресурсов утверждают, что это произошло в начале 1909 года. Например,  «10 февраля 1909 года великая княгиня сняла с себя траур, переоблачившись в монашеское одеяние и, собрав 17 сестер милосердия основанной ею обители, произнесла: «Я оставлю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

А на официальном сайте Московского Патриархата, такие данные: «А на следующий год, когда обитель открылась (имеется в виду 1910 год), св. Елисавета приняла в его стенах монашеский постриг — посвящал ее в монашество митрополит Владимир (Богоявленский), будущий новомученик, убитый в Киеве в январе 1918 г. В апреле 1910 г. на всенощном бдении по особому составленному Святейшим Синодом чину совершилось посвящение 17 насельниц вместе со святой Елисаветой в звание крестовых сестёр, а наутро за Литургией св. Елисавета была возведена в сан настоятельницы обители».

А есть и письма Елизаветы Фёдоровны к императору Николаю II от 26 марта и 18 апреля 1909 гг. в которых говорится следующее: «Через две недели начинается моя новая жизнь, благословленная в церкви. Я как бы прощаюсь с прошлым, с его ошибками и грехами, надеясь на более высокую цель и более чистое существование. <…> Для меня принятие обетов — это нечто еще более серьезное, чем для юной девушки замужество. Я обручаюсь Христу и Его делу, я все, что могу, отдаю Ему и ближним».

На основе всех вышеперечисленных данных трудно понять, когда конкретно что произошло. Так или иначе, но Марфо-Мариинская обитель милосердия открылась.

А в 1911 году на пожертвования купчихи Марии Фёдоровны Морозовой был построен трёхэтажный дом в неоклассическом стиле в который переселились сёстры и в котором обустроили комнаты для занятий рукоделием.

Наверное, не хватит букв, чтобы перечислить все благие дела, которыми занимались сёстры обители во главе с Елизаветой Фёдоровной. Настоятельница вела жизнь подвижницы, проводя время в молитвах  и в уходе за тяжелобольными, иногда даже ассистируя врачам на операции и собственноручно делала перевязки. Вместе с сёстрами активно помогали сиротам, неизлечимым больным, беднякам, обитателям Хитровки, которых княгиня уговаривала отдать детей ей на воспитание. Она организовала общежитие для мальчиков, которые потом составили артель посыльных, а для девушек — дом работниц с дешевой или бесплатной квартирой, где они уберегались от голода и влияния улицы. Устраивала рождественские елки для бедных детей с подарками и теплой одеждой, изготовленной руками сестер. Открыла приют для неизлечимо больных  туберкулезом.

Однако, грянула Февральская революция свергнувшая монархию, а следом и октябрьская.

Первое время после октябрьского переворота Марфо-Мариинскую обитель не трогали. Напротив, сестрам оказывали уважение, два раза в неделю к обители подъезжал грузовик с продовольствием: черный хлеб, вяленая рыба, овощи, немного жиров и сахара. Из медикаментов выдавали в ограниченном количестве перевязочный материал и лекарства первой необходимости. Великая княгиня во избежание провокации не выходила за ворота, сестрам также было запрещено выходить на улицу.

После заключения Брест-Литовского мира германское правительство добилось согласия советской власти на выезд княжны Елизаветы Фёдоровны за границу. Посол Германии граф Мирбах дважды пытался с ней увидеться, но она его не приняла и категорически отказалась уехать из России. Елизавета Фёдоровна говорила: «Я никому ничего дурного не сделал. Буди воля Господня!».

Однако, всё пошло по трагическому пути. Сначала в обитель прислали опросные листы для тех, кто здесь проживал или находился на лечении, после чего несколько людей находившихся в больнице были арестованы. Затем было объявлено, что сирот переведут в детский дом. В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, Елизавету Фёдоровну арестовали и вывезли из Москвы. С великой княгиней поехали две сестры — Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Святейший патриарх Тихон пытался через различные организации, с которыми считалась новая власть, добиться освобождения великой княгини. Но его старания оказались тщетными, она была обречена, как и все члены императорского дома.

Последние месяцы своей жизни княжна провела в заключении в школе, на окраине города Алапаевска, вместе с великим князем Сергеем Михайловичем (младшим сыном великого князя Михаила Николаевича, брата императора Александра II-го), его секретарем Феодором Михайловичем Ремезом, тремя братьями — Иоанном, Константином и Игорем (сыновьями великого князя Константина Константиновича) и князем Владимиром Палеем (сыном великого князя Павла Александровича).

Глубокой ночью 18 июля 1918 г., в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, великую княгиню Елизавету Фёдоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника.

В материалах следствия есть такие показания: «…Сего 1918 года, 1 октября, я лично допрашивал жителей села Антоновки, Веру и Николая Кондратьевых, которые показали, что перед побегом из Верхотурья лично видели гибель Великих Князей Константиновичей, Палея, а также Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, у шахты Нижне-Сениченской. Причем, в шахту глубиной 70 аршин были брошены вышеупомянутые лица живыми, головами вниз (…). Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, стоя на коленях у шахты, молила о пощаде Князей (…) На что ей сказали: «Последней будешь ты кинута!» — что и исполнили, кинув головой вниз на лед. За ней были кинуты две бомбы».

На второй день революционеры бросали в шахту к казнённым крупные камни и бревна. А снизу из шахты слышалось пение молитв и псалмов. На третий день председатель ЧК бросил на дно шахты горящий большой кусок серы. Верх шахты забросали досками и бревнами, засыпали землей.
В октябре того же года белогвардейцы забрали останки убиенных и перевезли в сначала в Шанхай, а оттуда в Иерусалим. Усыпальницей для великой княгини стала крипта под нижними сводами русской церкви святой Марии Магдалины в Гефсимании.

Обитель же, с переменным успехом просуществовала до 1926 года. Ранее была конфискована значительная часть церковных ценностей, а 12 января 1926 года все помещения обители были переданы Замоскворецкому райсовету. Некоторые сёстры обители по обвинению в укрывательстве и пособничестве контрреволюционерам были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством отца Митрофана Серебрянского.

После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви — амбулатория им. профессора Ф. Рейна. На территории бывшей обители установили статую Сталина. После войны в бывшем  Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские, а в Марфо-Мариинском храме с 1980-х гг. работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом.

В 1990 г. во дворе, у церкви Покрова Пресвятой Богородицы был установлен памятник Елизавете Федоровне, выполненный скульптором Вячеславом Клыковым. Памятный крест алапаевским мученикам был установлен в 2010 году.

Возрождение же Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 г., когда постановлением столичного правительства этот архитектурный комплекс был передан Московской Патриархии. Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. Патриаршее подворье Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразовано в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители Елисавете Фёдоровне, и присвоением имени «ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия».

Фасады собора украшены рельефными клеймами выполненными по проекту скульптора С. Т. Конёнкова.

Ворота комплекса с резной деревянной решёткой, стилизованные под средневековые, были созданы Щусевым.

На территории монастыря также разбит сад с фонтанами и домом садовника.

Фото — @ SPRATO

Подборка текста — @ SPRATO

Власти захватили храм у Марфо-Мариинского сестричества в Черкассах — Новости — новости Православия

Новости

05 июня 16:06

Черкасские сестры милосердия. Фото: cherkasy.church.ua

В Черкасской городской больнице №1 закрылся храм Украинской Православной Церкви в честь иконы Божией Матери «Всезарица», при котором действовало отделение Марфо-Мариинского сестричества милосердия. Об этом сообщил митрополит Черкасский и Каневский Феодосий.

«Православная община вместе с настоятелем исключена из 1-й горбольницы Черкасс», — сообщил владыка. «Храм, который 20 лет строили в этой больнице верующие, закрыли. Просто не продлили договор аренды. И исключили не просто приход – исключили Черкасское отделение Марфо-Мариинского сестричества милосердия. Это более 20 сестер милосердия, которые каждый день посвящают служению ближним и оказанию им материальной, социальной, благотворительной и духовной помощи».

Митрополит отметил, что подвижническая деятельность черкасских сестер милосердия известна не только в городе, но и по всей Украине.

«Эти женщины посвящают себя служению на благо ближних – в больницах, среди беженцев – с духовной проповедью, перевязкой ран, еженедельным кормлением нескольких сотен человек бесплатным горячим питанием у собора в Черкассах. Все Черкассы, наверное, знают о сестрах милосердия, которых просто взяли и выкинули из их храма, а храм закрыли», — подчеркнул владыка.

Как сообщал СПЖ, Черновицкий горсовет потребовал от общины УПЦ освободить храм в честь святого великомученика Пантелеймона, который верующие построили на территории центральной городской больницы.

УПЦ Преследование церкви Черкасская епархия Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий

Если вы заметили ошибку, выделите нужный текст и нажмите Ctrl+Enter или Сообщить об ошибке, чтобы сообщить об этом в редакцию.

См. также

В Мироновке большинство участников митинга ОТК против ПЦУ 13:23

Ведьмак берет под свой контроль Троицкую церковь УПЦ в Переяславе 12:09

ПЦУ «призывает милость Божию» на гранаты против российской армии 09:31

Иерусалимский иерарх назвал преступлением попытки изгнания монахов из Лавры 11 июня 22:35

Депутат: Действия Ткаченко по Лавре некомпетентны и варварские 11 июня 21:10

Болгарский епископ: Под угрозой не только вера, но и жизни верующих УПЦ 11 июня 17:11

Марфо-Мариинская обитель

  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТУРЫ
    • Все туры
    • Москва
    • Санкт-Петербург
    • Золотое кольцо
    • Москва и Санкт-Петербург
    • Байкал
    • Карелия
    • Транссибирская магистраль
    • Круизы
  • ГРУППОВЫЕ ТУРЫ
    • Все туры
    • Москва
    • Санкт-Петербург
    • Золотое кольцо
    • Москва и Санкт-Петербург
  • ПОСЕЩЕНИЯ И ЭКСКУРСИИ
    • Все визиты
    • Москва
    • Санкт-Петербург
    • Казань
  • РАЗМЕЩЕНИЕ
    • Все отели
    • Москва
    • Санкт-Петербург
Печать

Подробнее

Поделиться

Москва

Расположение Марфо-Мариинского монастыря на карте

Couvent Saintes Marthe et Marie

Couvent Saintes Marthe et Marie

Используя этот веб-сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *