Где находится абу симбел: где находится на карте, всемирное наследие Рамзеса II, фото и описание

Скала Абу-Симбел в Египте | Мировой Туризм

Великий храм Солнца в Абу-Симбеле является наглядным примером стремления к монументальным формам, характерного для Нового царства в период его наивысшего расцвета, когда Рамсес II (1304-1237 годы до нашей эры) вёл завоевательные войны на территории от Долины Бекаа в Ливане до Четвёртых порогов. Дабы его мощь и величие произвели впечатление на нубийцев, Рамсес повелел создать четыре изображающих его огромных статуй, высеченных на склоне горы, откуда его немигающий взгляд встречает путешественников, когда они вступают в пределы Египта из внутренних районов Африки.

Храм, который он возвёл здесь, ориентирован таким образом, чтобы лучи солнца проникали глубоко в гору, освещая святилище в день его рождения и годовщину вступления на трон. Обожествлённый фараон телесно затмевает солнечного бога Ра-Хорахти, которому номинально посвящён храм. Точно так же его царица, Нефертари, затмевает Хатхор в соседнем сооружении, тоже высеченном в скале.

Содержание статьи

  • 1 Краткое описание скалы Абу-Симбел
  • 2 Поездка в Абу-Симбел
    • 2.1 Прибытие в Абу-Симбел
    • 2.2 Фотосъёмка в Абу-Симбеле
    • 2.3 Городские службы Абу-Симбела
    • 2.4 Светомузыкальное представление
  • 3 Храм Солнца Рамсеса II
    • 3.1 Колоссы и фасад храма
    • 3.2 Гипостиль и святилище храма
  • 4 Храм Хатхор царицы Нефертари
    • 4.1 Наблюдение за птицами в Абу-Симбеле
    • 4.2 Скала Абу-Симбел на карте Египта

Краткое описание скалы Абу-Симбел

Первым европейцем, увидевшим Абу-Симбел со времён древности, был швейцарский исследователь Бурхардт, который в 1813 году обнаружил почти полностью погребённые под массой песка храмы. И хотя Бельцони позже сумел очистить вход, отсутствие ценных находок побудило его отказаться от дальнейших усилий. Вскоре памятник был вновь засыпан песком, таким отборным, «что каждая его частица могла бы пройти сквозь песочные часы». Сходная ситуация повторялась на протяжении всего девятнадцатого столетия.

После того как Роберт Хэй сделал слепок лица северного колосса, обезобразив его кусками гипса, Амелия Эдвардс велела своим матросам удалить эти остатки и сделать не столь заметными белые пятна при помощи кофе. Её приказ вселил ужас в судового кока, которому «никогда не приходилось обслуживать клиента, чей рот составлял бы три с половиной фута в ширину». Окончательно очищенный, храм стал наиболее яркой декорацией в путешествиях по Нилу, организуемых агентством Thomas Cook.

Именно возможность исчезновения Абу-Симбела в озере Насер заставила Юнеско взяться за спасение нубийских памятников в шестидесятые годы двадцатого века. После временного помещения в водонепроницаемую крепь хрупкий песчаник Абу-Симбела был укреплён с помощью добавления синтетической канифоли, а затем распилен на 1041 блок, каждый из которых весил до тридцати тонн. Здесь требовалась особая точность. Разрезы должны были быть не больше шести миллиметров шириной.

Интерьер Малого храма

Спустя два года, после того как был вырезан первый блок, Абу-Симбел вновь собрали на 210 метров позади (и 61 один метр выше) его первоначального месторасположения. Чтобы воссоздать прежнее окружение, пришлось возвести искусственную гору. Вся работа (с 1964 по 1968 год) стоила 40 миллионов американских долларов и всё ещё не оплачена полностью. Доход от продажи египетских туристических виз, предположительно, идёт на погашение этой суммы.

Поездка в Абу-Симбел

Скала Абу-Симбел расположена на западном берегу озера Насер, в 280 километрах к югу от Асуана и в 40 километрах севернее суданской границы. Из Асуана туда идёт дорога, используемая туристическими автомобилями, перемещающимися колонной, и общественными автобусами в другое время. К памятнику можно также добраться по воздуху или по воде.

Особенно замечательны комфортабельные круизы, позволяющие посетить и другие достопримечательности Египта на озере Насер (Вади эс-Себуа, Амада и Каср-Ибрим). И хотя большинство туристов посещает Абу-Симбел с однодневной экскурсией из Асуана, здесь легко можно остаться на ночь.

Thomas Cook, Misr Travel и другие агентства предлагают ежедневные экскурсии из Асуана по цене 95 долларов за автобус с кондиционером для группы из десяти человек. В то же время недорогие гостиницы, вроде Nubian Oasis и Noorhain, предлагают поездки в тесных микроавтобусах за 35-55 фунтов с человека.

Те и другие передвигаются в колонне туристических машин, которая покидает город в 4.30, через три с половиной часа прибывает в Абу-Симбел и отправляется обратно в 10.00. Такая программа позволяет почувствовать себя в сердце пустыни, но это означает, что сотни туристов прибывают в одно и то же время, заполняя храмы.

Если вы хотите насладиться ими в одиночестве и остаться в Абу-Симбеле на более долгий срок, в течение дня из Дсуана ходят пять общественных автобусов (20 египетских фунтов за 4 часа езды), которыми путешественники могут воспользоваться, убедившись, что в одной машине находится не больше четырёх туристов. Рейсы организуются Автобусной компанией Верхнего Египта и частной фирмой El-Gouna.

В обоих случаях отправной точкой является главная автобусная станция. Те, у кого больше средств, могут сэкономить время благодаря перелёту и заодно полюбоваться неповторимым видом озера Насер и Абу-Симбела. Программа полётов из Асуана и Луксора планируется Egypt Air в соответствии со спросом.

В оживлённые периоды совершается дюжина перелётов, и всего около трёх – когда туризм на спаде. Большинство людей выбирает перелёт из Асуана с возвращением в тот же день (за 658 египетских фунтов, включая пересадки в аэропорту). Если вы хотите остаться на ночь, вы должны выбрать рейс 11.15. Для тех, кто имеет больше времени и денег, комфортабельные круизы в Абу-Симбел – лучший способ осмотреть озеро Насер и храмы так, как их видели фараоны.

Храмовый комплекс Абу-Симбел – неудобный объект для фотосъёмки. Огромный фасад нужно снимать утром, пока он не скрылся в тени, и требуется широкоугольный объектив, чтобы снимок вышел удачным. Фрагменты, впрочем, могут быть отображены телеобъективом (который к тому же помогает не передержать кадр при диафрагме 1-1,5).

Чтобы фотографировать Абу-Симбел с воздуха, садитесь на левую сторону лайнера и пользуйтесь по меньшей мере 200-миллиметровым телеобъективом со специальным фильтром. В зависимости от того, как много туристических групп посещает памятник, могут возникнуть трудности с фотографированием внутренних помещений храма. За использование фотоаппарата или видеокамеры плата не взимается, однако фотографирование со вспышкой запрещено.

Приблизительно в двух километрах от храмового комплекса расположен современный город Абу-Симбел (что по-арабски означает «Отец колоса»). Он выглядит заброшенным, пока вы двигаетесь мимо аэропорта, но за главной площадью делается весьма живописным со своими разбросанными вокруг скалистого мыса улье подобными домами и тёмно-красными зарослями олеандра. От перекрёстка с его многочисленными кафе вы можете повернуть налево и последовать по главной улице, которая изгибается в направлении храма, находящегося на расстоянии километра отсюда.

Это приведёт вас к телефонной станции, аптеке и банкам (они не снабжены банкоматами и не работают в пятницу). Вам нужно проследовать мимо почтового отделения и туристической полиции за углом, прежде чем вы минуете городской совет и достигнете облицованной камнем галереи сувениров, которая находится перед центром для посетителей и билетными кассами храмов – приблизительно в пятнадцати минутах ходьбы.

Если вы решите остановиться в городе, единственный недорогой вариант для вас – Abu Simbel Village, небольшой приятный комплекс сдаваемых комнат с кондиционером, телевизором, холодильником и ванными помещениями, в 200 метрах от главного перекрёстка в противоположном от храмов направлении, за отелем Eskalen. Два более дорогих места отдыха расположены ближе к храму. Seti Abu Simbel находится на берегу, располагает номерами с кондиционером, холодильником, телевизором и просторными ванными комнатами; вокруг разбит пышный сад с тремя прудами, откуда открывается вид на озеро Насер.

Поесть вы можете в отеле Eskaleh, где все блюда готовят из экологических продуктов, выращенных в собственном саду; примерная стоимость обеда 30-40 фунтов, или в Seti Abu Simbel, где обед вам обойдётся в 45-65 фунтов, включая алкоголь. В Wady El Nile и других уличных кафе можно попить чай или кофе, но еда там, скорее всего, окажется не очень свежей.

В маленькой больнице на пути к Abu Simbel Village есть хирург, но нет анестезиолога. Возможно, она существует только потому, что президент Садат владел загородной резиденцией в Абу-Симбеле. На круизных судах туристы сами могут чувствовать себя как VIP-персоны, поскольку практически лишены возможности отойти от судов без вооружённого полицейского сопровождения.

Пассажиры круизных судов тратят большую часть времени своего пребывания в Абу-Симбеле на посещение ночного светомузыкального представления (стоимостью 55 фунтов без студенческой скидки), начинающегося в 18.30, 19.45 и 21.00 зимой и часом позже летом. Не волнуйтесь по поводу того, на каком языке будет вестись шоу. Вас снабдят наушниками для синхронного перевода и в любом случае изображения, проецируемые на фасад храма, более впечатляющи, чем звуковое сопровождение. Билеты продаются в билетных кассах храма.

Храм Солнца Рамсеса II

Отметившись в центре для посетителей, где можно узнать, как храмы были перемещены на свои нынешние места, гости должны обойти холм, чтобы оказаться лицом к лицу с великим храмом Солнца (ежедневно 6:00-17:00 и позже, если самолёты садятся в вечернее время; 55 фунтов, для студентов 27 фунтов, плюс 4 фунта вознаграждения гиду и 2 фунта местного сбора). По всей видимости, храм был вырезан в скалах, окружающих озеро Насер. Изображаемый повсюду, от футболок до однофунтовых банкнот, он, пожалуй, вследствие этого производит несколько меньшее впечатление.

Яркий контраст между красным цветом скалы и зеленовато-голубой водой потрясает больше, чем чисто выметенный фасад, который выглядит менее романтично, нежели задыхающийся под песком Абу-Симбел на гравюрах девятнадцатого столетия. Несмотря на всю тщательность реконструкции и воссоздание ландшафта, трудно не воспринимать его как что-то искусственное. Но постепенно храм начинает заявлять о себе. Ваш ум невольно поражается смелому замыслу, тому, как были осуществлены сооружение и переноска, сколь неумеренной была гигантомания основателя.

Хотя Ра-Хорахти, Амон-Ра и Птах также упоминаются в числе божеств-покровителей храма, они несомненно уступают Рамсесу, богу-фараону, которого придворные почитают как «могучего льва, чьи когти велики, а рёв ужасен». Он правил 67 лет, умер в 96-летнем возрасте, породив множество сыновей, большая часть которых умерла раньше него.

На фасаде храма выделяются четыре восседающих на троне колосса Рамсеса II, своей двадцатиметровой высотой превосходящие колоссы Мемнона в Фивах (правда, один из них лишился верхней половины в результате землетрясения 27 года до нашей эры). Стопы и ноги статуй грубо исполнены, однако торсы и головы высечены превосходно. Лицо левой фигуры по-настоящему красиво.

Между колоссами находятся изображения царской семьи, не превышающие колен Рамсеса. Налево от безголового колосса стоит мать фараона, Мут-Туйа. Царица Нефертари помещена с правой стороны от него. Принц Аменхерхепшеф – между ногами колосса. На правой ноге той же фигуры имеется надпись, свидетельствующая о том, что греческие наёмники участвовали в нубийской кампании саисского царя Псамметиха II (в 590 году до нашей эры).

Фасад также украшен помещённой в нишу статуей Ра-Хорахти, держащего скипетр уадж и фигуру Маат. Эта композиция представляет собой изобразительную передачу начала имени Рамсеса, Усер-Маат-Ра. Точно так же вырезанные по бокам царские рельефы, представляющие бога с изображениями Маат, в действительности символизируют фараона Рамсеса, поклоняющегося своему обожествлённому «я».

Венчает фасад высокий карниз, украшенный бабуинами, поклоняющимися восходящему солнцу. По сторонам колоссальных тронов, обрамляя вход в храм, парные божества Нила сплетают геральдические папирус и осоку вокруг иероглифа со значением «объединять». Изображённые под ними вереницы пленников разделены между севером и югом. Азиаты изображены на северном (правом) троне, нубийцы – на его южном (левом) двойнике.

Схематическое деление вновь обнаруживается в Гипостильном зале, обрамлённом по обеим сторонам четырьмя колоннами, перед которыми находятся десятиметровые статуи Рамсеса в виде Осириса, держащего скипетры в форме крюка и цепа (лучшей является последняя фигура справа). Ниже потолка, расписанного парящими грифами, стены заполнены изображениями военных походов царя, от Сирии до Нубии.

На стенах входа Рамсес поражает хеттских и нубийских пленников перед Амоном-Ра (слева) и Ра-Хорахти (справа), сопровождаемый своими восемью сыновьями и девятью дочерьми, а также своим «ка». Но наиболее впечатляющие рельефы находятся на боковых стенах (все направления приводятся в расчёте на то, что вы стоите лицом к задней части храма). Правая сторона изображает битву при Кадеше на реке Оронт (в 1300 году до нашей эры), занимающую всё место до конца зала. Здесь вы можете видеть армию Рамсеса, подступающую к Кадешу, оставив позади окружённый щитами лагерь.

Основываясь на ложных сведениях, полученных от вражеских шпионов, Рамсес готовится атаковать город и вызывает вниз с высот свои резервные части. Ждавшие этого хетты переходят вброд реку, сминают одно подразделение египетского войска и рассеивают другое, чтобы окружить царя, который собственной силой пробивает себе выход из ловушки. Заключительная сцена заставляет считать спорной победу египтян, поскольку Рамсес не смог взять город.

Несмотря на это, противоположная стена изображает его штурмующим сирийские крепости в своей колеснице (обратите внимание на удвоение руки, которое некоторые рассматривают как попытку создания эффекта анимации), метающим копьё в ливийцев и возвращающимся домой со связанными жителями Нубии. На задней стене он дарит их Амону, Мут и самому себе (слева), а пленных хеттов – Ра-Хорахти, львиноголовой богине и своей собственной божественной персоне (справа).

Восемь боковых помещений зала, которые, возможно, использовались для хранения предметов культа и нубийской дани, украшены сценами приношения даров. Рельефы меньшего колонного зала показывают Рамсеса и Нефертари воскуряющими фимиам перед храмом и ладьёй Амона-Ра (слева) и Ра-Хорахти (справа). Проходим через одну из дверей в задней стене, минуем поперечный вестибюль и оказываемся в центральном святилище.

Его пять культовых статуй, когда-то покрытых золотом, а ныне изуродованных, ожидают прикосновения солнечных лучей 22 февраля и 22 октября. На 21 февраля приходится день рождения Рамсеса. 21 октября – день его восшествия на трон. Однако перемещение Абу-Симбела сдвинуло время этих явлений солнца на один день. Фигура Птаха «Сокрытого», по всей видимости, намеренно расположена так, чтобы она одна оставалась в темноте, когда солнце освещает Амона-Ра, Ра-Хорахти и божественного Рамсеса. Перед ним помещён каменный пьедестал, на котором некогда покоилась священная ладья.

Храм Хатхор царицы Нефертари

Чуть дальше на север от храма Солнца расположен меньший скальный храм царицы Нефертари, где она отождествляется с богиней Хатхор, супругой бога Солнца в течение дня и его матерью во время возрождения на рассвете. Как и в храме Рамсеса, высеченный в скале фасад напоминает наклонный пилон (чей карниз был обрушен).

Его поверхность подчёркивается секциями восходящих контрфорсов, разделяющих шесть исполинских статуй Рамсеса и Нефертари (каждая больше 9 метров высотой), которые кажутся возникшими из скалы. Всех их сопровождают две меньшие фигуры царских детей, которые стоят в тени, едва доставая до колен родителей. Фриз с кобрами охраняет дверь в храм, который более прост в плане, чем храм Рамсеса. Он состоит из единственного зала с колоннами и всего двух боковых помещений. Храм простирается на 24 метра вглубь холма.

Наиболее интересные рельефы находятся в зале с квадратными колоннами, украшенными головой Хатхор. Грани последних показывают царскую чету общающейся с богами. На передней стене Нефертари наблюдает, как Рамсес поражает врагов Египта. На боковых стенах она наравне с ним участвует в ритуалах, появляясь впереди Анукет (слева) и Хатхор (справа). Вход в святилище в конце поперечного вестибюля обрамляют изображения царственной пары, предлагающей вино и цветы Амону-Ра и Хору (слева), Ра-Хорахти, Хнуму, Сатет и Анукет (справа).

Ниша святилища содержит разрушенную статую Хатхор, представленной в виде коровы. Выше грифы охраняют картуши с именем Нефертари. На боковых стенах царица подносит ладан Мут и Хатхор (слева), пока Рамсес поклоняется изображениям самого себя и Нефертари (справа). Преобладание жёлтого цвета в росписях может указывать на титул Хатхор «Золотая».

Благодаря своему расположению близ большого водоёма, окружённого пустыней, недалеко от Тропика Рака, Абу-Симбел представляет условия для жизни как местным африканским, так и перелётным видам птиц. Среди редких видов – розовоспинный пеликан, африканский клювач, камышовый баклан, африканский водорез, пёстрая трясогузка, розовоголовый голубь.

Покуда настоящие знатоки будут выискивать их с помощью биноклей, случайные наблюдатели могут заметить лишь пару великолепных особей на земле около центра для посетителей, а также близ гостиниц Nefertari и SetiAbu Sîmbel. Лучшее время для наблюдения за птицами – брачный сезон в конце января – начале февраля.

Как египтяне перенесли храмы Абу-Симбел на другое место

  • Лора Кинири
  • BBC Тravel

Автор фото, Getty Images

Если бы храмы Абу-Симбел не удалось спасти, исторический центр Вены, камбоджийский Ангкор-Ват и другие достопримечательности Всемирного наследия ЮНЕСКО остались бы только в учебниках истории.

Глубоко внутри Большого храма Абу-Симбел, выбитого в скале в древней Нубийской долине на юге Египта, скрыт удивительный большой мир. Колонны, украшенные детализированными батальными сценами, поддерживают потолок, расписанный ширококрылыми грифами.

От потолка до пола, стены покрыты иероглифическими описаниями блестящих побед Рамзеса II — фараона, который построил этот храм. Четыре колоссальные статуи фараона смотрят с фасада на солнце, восходящее над хрустальной озерной гладью.

Незабываемое зрелище. Впрочем, стоило истории сложиться немножко иначе, и его бы уже не было. Храм оказался бы под водами озера. Еще труднее представить следующее: если бы Абу-Симбел не спасли, исторический центр Вены, камбоджийский Ангкор-Ват и другие достопримечательности Всемирного наследия ЮНЕСКО, вероятно, сохранились бы только на страницах учебников по истории.

«Египет прекрасно сохраняет свои древние храмы», — говорит Ким Китинг, директор отдела международных продаж компании Geographic Expeditions, специализирующейся на турах премиум-класса.

«А этот храмовый комплекс особенно прекрасен: мягкий свет, падающий на внутреннюю отделку; граффити, которое осталось от древних захватчиков и рассказывает об истории завоевания Египта, это место на берегу озера, настолько огромного, что кажется океаном… Это подлинное величие» .

Автор фото, Alamy

Підпис до фото,

Скальные храмы Абу-Симбел удалось спасти от затопления благодаря сверхсложной инженерной кампании

Североафриканская Нубийская долина раскинулась вдоль границы: на севере — Египет, на юге — Судан. Это удаленный пустынный регион с вкраплениями пальмовых оазисов и немногими вадис (сезонными реками), из которых берет начало мощный Нил. Эта могучая полноводная и удивительно чистая река течет мимо египетского города Асуан в Каир.

В древности это была земля золота и роскоши, управляемая сильными царями, которые строили пирамиды, памятники и храмы, отчасти чтобы продемонстрировать свою силу.

Храмовый комплекс Абу-Симбел, построенный за 20 лет в XIII в. до н.э., — один из величайших среди уцелевших до наших дней. Рядом с Большим храмом расположен еще один, Малый — построенный в честь жены Рамзеса царицы Нефертари.

  • Египетский деликатес — зловонный и опасный
  • Самые красивые храмы мира
  • Загадочные древние часы в Аризоне
  • Высеченные из скалы храмы Эфиопии: возможно, их построили ангелы

У г-жи Китинг перехватило дыхание, когда она впервые увидела эти храмы. Но еще больше она удивилась, узнав, что в начале 1960-х ответственная группа инженеров из разных стран мира разобрала эти храмы на блоки и аккуратно передвинула, чтобы спасти от затопления водами Нила.

Храмы собрали на 65 метров выше начальной локации. Озеро, о котором упоминала Китинг, — это озеро Насера ​​площадью 5250 кв. км; оно сформировалось, когда долину затопило. Немногим более 50 лет назад его не существовало.

«Безупречная работа, — говорит она. — Следов перемещения не найдешь, даже если искать — а я искала!»

«Нубийская кампания» ЮНЕСКО началась в 1960 году, когда Объединенная Арабская Республика (политический союз Египта и Сирии, который просуществовал с 1958 по 1961 год) начала строительство новой плотины на Ниле, вблизи Асуана.

Плотина должна была улучшить ирригацию долины и значительно увеличить производство гидроэлектроэнергии в Египте; одновременно с поднятием уровня воды изысканные храмы Абу-Симбел были бы полностью затоплены.

Автор фото, Alamy

Підпис до фото,

Большой храм, построенный фараоном Рамзесом II, от пола до потолка расписан иероглифами

Чтобы предотвратить эту потерю, ЮНЕСКО начало свою самую первую международную спасательную операцию (организацию создали в 1945 году, чтобы способствовать мирному развитию всемирной культуры и не допустить новой войны).

Вдохновленные успехом операции, должностные лица со временем составили список памятников Всемирного наследия, который сейчас защищает 1073 значительные культурные и природные достопримечательности во всем мире.

«До поездки сюда я и понятия не имела, что перенос храмов Абу-Симбел подтолкнул ЮНЕСКО к составлению своего списка, — говорит Китинг. — Теперь я понимаю почему. Это место… его история… у меня просто нет слов!»

  • В пирамиде Хеопса нашли таинственную «большую полость»

Впрочем, перенести храмы оказалось непросто.

«Это был сложнейший проект, — объясняет доктор Мехтильд Ресслер, директор Отдела наследия ЮНЕСКО и Центра всемирного наследия. — Не уверена, что сегодня его бы реализовали, ведь сейчас все больше задаются вопросом о том, как такая масштабная кампания повлияет на регион с социальной и экологической точек зрения».

В ноябре 1963 года коллектив гидрологов, инженеров, археологов и других специалистов приступил к выполнению многолетнего плана ЮНЕСКО, по которому следовало разбить оба храма на блоки определенного размера (большой храм в 807 блоков, малый — на 235), пронумеровать эти блоки, аккуратно их переместить и снова соединить в величественные архитектурные сооружения, встроив в специально подготовленный скалистый фасад.

Автор фото, Getty Images

Підпис до фото,

Из-за сооружения плотины вдоль Нила храмы Абу-Симбел чуть не оказались на дне образовавшегося озера Насера

Специалисты позаботились даже о том, чтобы воссоздать точный угол солнечного освещения, ведь дважды в год — 22 февраля (когда Рамзес II взошел на трон) и 22 октября (в день его рождения) — первые солнечные лучи проходили через специальный узкий проем и освещали лицо Рамзеса II и еще двух статуй внутри Большого храма. Наконец, в сентябре 1968 года состоялась яркая церемония завершения проекта.

«Это тот случай, когда все аспекты деятельности ЮНЕСКО — культура, наука и образование — мощно слились вместе», — говорит доктор Ресслер.

Действительно, проект вошел в историю как одно из величайших достижений археологии и инженерии. Представьте только, как справиться с такой масштабной задачей посреди далекой пустыни, часто в условиях невыносимой жары. У некоторых могут возникнуть сомнения в целесообразности операции, но она была именно тем, чего требовали специалисты из ЮНЕСКО, чтобы доказать самим себе: если они действуют заодно, их не остановить.

«Осуществление такого огромного и сложного проекта помогло понять, что мы как организация способны на три главных дела, — говорит доктор Ресслер. — Во-первых, мы можем собрать лучших в мире экспертов и профессионалов.

«Во-вторых, обеспечить международное сотрудничество [в то время в организацию входило около 100 стран; сейчас в ней 195 стран-членов и 10 ассоциированных членов]. В-третьих, призвать международное сообщество к ответственности за всемирное наследие, которая выливалась в финансовую и информационную поддержку».

«Мы осознали, что ни одна страна сама на это не способна», — добавляет она.

Автор фото, Getty Images

Підпис до фото,

В 1960-е годы специалисты перенесли храмы Абу-Симбел на другое место на возвышенности

Получив такой толчок, ЮНЕСКО запустила другие программы, в частности постоянную программу сохранения Венеции, почти уничтоженной паводками в середине 1960-х.

В 1965 году на конференции в вашингтонском Белом доме было предложено создать «Фонд охраны всемирного наследия», чтобы постоянно охранять «величественные природные достопримечательности, живописные места и исторические сооружения». Несколькими годами позже подобное предложение поступило от Международного союза охраны природы.

Впрочем, только в ноябре 1972 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО была подписана Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия. Документ объединил два предыдущих черновых предложения и поставил задачу сохранить как природные, так и созданные людьми чудеса.

Сегодня можно утверждать, что благодаря успеху Нубийской кампании удалось сохранить такие выдающиеся места, как Биосферный заповедник бабочек-монархов в Мексике, пещеры и искусство ледниковой эры в Швабской Юре в Германии, а также южноафриканский остров Роббенейланд, где когда-то отбывал наказание Нельсон Мандела.

Были и особые проекты — по сложности подобные Абу-Симбелу.

Среди примеров — зоны военных действий, в частности Ирак и Йемен, а также Эфиопия, куда всего 10 лет назад благодаря ЮНЕСКО вернулся Аксумский обелиск — 24-метровый 160-тонный гранитный памятник, по частям вывезенный итальянцами в Рим в 1937 году при фашистском режиме во главе с Муссолини.

Автор фото, Rolls Press/Popperfoto

Підпис до фото,

Чтобы перенести храмы, надо было разобрать их на блоки, а затем заново собрать

«Возвращение и установка обелиска — только это событие обозначило для эфиопов конец Второй мировой войны, — говорит доктор Ресслер. — Людям необходимо их наследие. Стихийные бедствия, войны… нельзя допускать, чтобы они лишали народы наследия».

После завершения Нубийской кампании минуло уже 50 лет, и храмы Абу-Симбел, несмотря на отдаленное расположение, остаются популярными среди туристов. Пресноводное озеро Насера ​​славится рыбной ловлей, а также численностью крокодилов.

Но, безусловно, самым ярким бриллиантом региона остается его храмовый комплекс, простоявший уже 3000 и ставший символом общего наследия человечества и совокупной заботы о нашей планете. Конечно, все могло бы сложиться иначе…

«Думаю, люди все равно хотели бы посмотреть на эти храмы, — говорит Ресслер, — но для этого пришлось бы нырять с аквалангом, а может, опасаясь крокодилов, ограничиться созерцанием через стеклянное дно яхты».

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Travel

Следите за нашими новостями в Twitter и Telegram

Великий Храм Рамзеса II | Абу-Симбел, Египет | Достопримечательности

Вырубленный в горе на западном берегу Нила между 1274 и 1244 годами до нашей эры, этот внушительный главный храм комплекса Абу-Симбел был посвящен как самому обожествленному Рамзесу II, так и Ра-Хорахти, Амону и Птаху. Четыре колоссальные статуи фараона, возвышающиеся перед храмом, подобны гигантским часовым, наблюдающим за въезжающим с юга транспортом, что, несомненно, служит предупреждением о силе фараона.

На протяжении веков и Нил, и пески пустыни менялись, и этот храм был потерян для мира до 1813 года, когда он был случайно вновь открыт швейцарским исследователем Жаном-Луи Буркхардтом. Только одна из голов полностью виднелась над песком, следующая голова была отломлена, а из двух оставшихся виднелись только венцы. В 1817 году Джованни Бельцони расчистил достаточно песка, чтобы можно было войти в храм.

От переднего двора храма короткий лестничный пролет ведет на террасу перед массивным вырубленным в скале фасадом высотой около 30 м и шириной 35 м. Вход охраняют трое из четырех знаменитых колоссальные статуи смотрят через воду в вечность — внутренняя левая статуя рухнула в древности, и ее верхняя часть все еще лежит на земле. Статуи высотой более 20 метров сопровождаются меньшими статуями матери фараона, царицы Туйи, его жены Нефертари и некоторых из его любимых детей. Над входом, между центральными тронными колоссами, находится фигура соколиного бога солнца Ра-Хорахти.

Крыша большого зала украшена стервятниками, символизирующими богиню-покровительницу Нехбет, и поддерживается восемью колоннами, каждая из которых увенчана статуей Осирида Рамзеса II. Рельефы на стенах изображают боевую доблесть фараона, попирающего своих врагов и убивающего их на глазах у богов. На северной стене изображена знаменитая битва при Кадеше (около 1274 г. до н.э.) на территории современной Сирии, где Рамзес вдохновил свою деморализованную армию на победу в битве с хеттами. В сцене доминирует знаменитый рельеф Рамзеса в его колеснице, стреляющего стрелами в убегающих врагов. Также виден египетский лагерь, отгороженный солдатскими щитами с круглым верхом, и укрепленный хеттский город, окруженный рекой Оронт.

Следующий зал, четырехколонный вестибюль , где Рамзес и Нефертари изображены перед богами и солнечными барками , ведет к священному святилищу, где восседают Рамзес и триада богов Великого Храма их престолы.

Первоначальный храм был выровнен таким образом, что каждые 21 февраля и 21 октября, день рождения Рамзеса и день коронации, первые лучи восходящего солнца проходили через гипостильный зал, вестибюль и попадали в святилище, где они освещали фигуры Ра-Хорахты, Рамзеса II и Амона. Птаху, что слева, никогда не полагалось освещать. Поскольку храмы были перенесены, это явление происходит на день позже.

Центр всемирного наследия — Работаем вместе: Абу-Симбел

Два храма Рамзеса II в Абу-Симбеле и святилище Исиды в Филах — самые выдающиеся нубийские памятники от Абу-Симбела до Филе (Египет), включенные в список Всемирного наследия с 1979 года. Большой храм, перед которым стоят четыре колоссальные 21-метровые статуи Рамзеса II, особенно впечатляет. Вырезанный из твердой скалы в 13 веке до н. э., он прославляет правление самого могущественного фараона Древнего Египта, демонстрируя потрясающую демонстрацию технических и художественных навыков его цивилизации.

В 1959 году этой великолепной реликвии угрожала опасность уничтожения. Египет строил Асуанскую плотину, необходимую для развития сельского хозяйства и энергоснабжения. Образовавшееся водохранилище затопило памятники этого района. Уже остров Филе периодически затоплялся поднявшимися водами Нила. Египет и соседний с ним Судан обратились в ЮНЕСКО за помощью в сохранении их драгоценного нубийского наследия.

Здесь начинается история Конвенции о всемирном наследии. ЮНЕСКО приняла вызов и организовала захватывающую спасательную операцию. Организация, тогда всего лишь на четырнадцатом году своего существования, покажет миру, как можно сохранить сокровища прошлого для будущих поколений, а не жертвовать ими во имя прогресса. Ключом была международная солидарность. ЮНЕСКО созвала ведущих экспертов — гидрологов, инженеров, археологов, архитекторов, — которые разработали радикальный план: храмы будут разобраны, перенесены на возвышенность и собраны заново.

© ЮНЕСКО/Ненадович. Демонтаж одной из опор Осириака вестибюля Великого Храма.

8 марта 1960 года в ЮНЕСКО стартовала Международная кампания по спасению памятников Нубии. Генеральный директор Витторино Веронезе подчеркнул универсальное значение памятников. Министр культуры Франции Андре Мальро высоко оценил смелый план ЮНЕСКО – «своеобразное Управление археологии долины Теннесси» – и определил его значение: «Ваш призыв является историческим… потому что с его помощью первая мировая цивилизация публично провозглашает мировое искусство своим неотъемлемым наследием.

Государства-члены ЮНЕСКО сплотились. Около 30 стран сформировали национальные комитеты для поддержки операции. Во всем мире спасение находящихся под угрозой исчезновения памятников захватило воображение публики.

С 1960 по 1980 год ЮНЕСКО организовала этот гигантский проект. Археологические исследования в районах затопления были усилены, что привело к новым захватывающим открытиям. Всего 40 технических миссий с пяти континентов спасли 22 памятника и комплекса. Были перемещены массивные храмы, особенно храмы Абу-Симбела и Филе. Общая стоимость составила 80 миллионов долларов США, половина из которых была пожертвована примерно 50 странами.

Для храмов Рамзеса II времени было мало; Озеро Насер быстро наполнялось. В ноябре 1963 года рабочие с помощью проволочных пил начали их нарезать. Более тысячи блоков, каждый весом около 30 тонн, были пронумерованы, перемещены на хранение и окончательно собраны внутри специально построенного искусственного обрыва на высоте 64 м над старым участком и на 180 м вглубь суши.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *