Фундшток крондштат: Кронштадтский футшток и здание мареографа в Кронштадте

Содержание

российская точка отсчета или «пуп Земли»

Как много интересного можно увидеть, посетив Кронштадт! Будучи основанным в качестве крепости-защитника Петербурга, Кронштадт за свою историю буквально впитал в себя  военно-морскую мощь нашего Отечества во всех ее проявлениях. Это легко заметить, прогуливаясь по городу: памятники, обелиски, образцы оружия, военно-инженерные сооружения можно встретить буквально на каждом шагу. Но даже среди них есть своего рода уникумы,  совершенно не похожие  ни на что другое, скрывающие за собой целый пласт отечественной истории…

Одно из таких мест можно найти у Синего моста, причем для этого надо опустить свой взор на его опоры. Именно здесь, где плещутся воды Обводного (Проводного) канала, на одной из устой располагается объект, о существовании которого знает каждый отечественный геодезист, топограф или землемер — Кронштадтский футшток или ординар.

Синий мост в Кронштадте является одной из точек, куда неизменно водят экскурсантов

Будучи метрическим, футшток формально измеряет высоту уровня воды Балтийского моря. Но на самом деле это место для России воистину играет роль «пупа Земли», как однажды назвал его Юрий Гагарин. И был абсолютно прав: кронштадтский футшток является нулевым пунктом всей нивелирной системы России, именно отсюда отсчитывают все глубины, высоты и орбиты космических кораблей.

Только посетив Кронштадт, первый космонавт Земли узнал о существовании точки отсчета орбиты космических кораблей

Сам футшток представляет собой чугунную линейку с фарфоровыми делениями положительного и отрицательного значения, и укреплен на устое Синего моста через Обводный канал. Рядом на гранитном блоке парапета Синего  моста закреплена памятная плита нуль-пункта Кронштадтского футштока. Дополняет футшток выполненный в форме изящной башенки павильон с мареографом, находящийся здесь же, рядом с Синим мостом.

 

Памятная табличка о самом страшном наводнении в истории ПетербургаВ этой симпатичной башенке расположен мареограф.

Футшток — это уровнемер в виде рейки с делениями, позволяющими фиксировать уровень воды в водоеме. Речные, морские, озерные футштоки предназначены как для решения местных технических и строительных задач, так и задач глобальных. Нередко футштоки используют в качестве геодезических опорных пунктов, изучая на основе материалов наблюдений и нивелирования (выравнивая по условному уровню) между футштоками разность уровня морей и движение литосферных плит, влекущих за собой вертикальные изменения земной поверхности.

Необходимость замера уровня моря у человечества возникла достаточно давно. За нуль принимали уровень моря относительно суши за длительный период наблюдений. По Амстердамскому футштоку вычисляются высоты и глубины Западной Европы. По Марсельскому футштоку ведут замер уровня Средиземного моря.

Достойным членом клуба потомственных футштоков является и кронштадтский, один из старейших в глобальной сети уровневых постов Мирового океана. Фактически сам футшток как и футшточная служба являются ровесниками Санкт-Петербурга. И в этом нет ничего удивительного: за стратегически удобное расположение «окна в Европу» молодой столице приходилось платить высокую цену: с самого момента своего основания город страдал от наводнений. Не случайно, что именно в Санкт-Петербурге в 1703 году и было смонтировано первое подобное устройство. А чуть позже, в 1707 году, усилиями Петра Первого на острове Котлин, где и располагается Кронштадт, была учреждена футшточная служба.

Когда речь идет о Петербурге и его окрестностях, чаще всего применительно к Петру первому применяют слово «родоначальник». И футшточная служба здесь не исключение

Сильные колебания уровня воды обусловили необходимость регулярного отслеживания показателя. Это был важно не только для своевременного оповещения населения и оперативного реагирования в случае наводнений, но для планирования судоходства по мелководью Финского залива и устья Невы, а также строительства оборонительных сооружений на острове Котлин.

Со временем практика регулярных наблюдений и футшточная служба непрерывно совершенствовались. С 1731 г. наблюдения за уровнем моря производились в Средней гавани Кронштадта. Футшток устанавливался по «ординарной воде», то есть по среднему уровню моря у Кронштадта, который составлял 21 фут (6,39 м) от дна канала. Значение «ординарной воды» закреплялось в виде горизонтальных линий на стенах шлюзов, каналов и бассейнов.

В 1752г. в Кронштадте была открыта первая в России морская гидрографическая станция, на которой велись постоянные наблюдения за уровнем моря, а в 1777 г. в связи с организацией в Кронштадте футшточной службы Балтийского моря наблюдения стали производиться по футштоку, установленному в Купеческой гавани. Тогда мерная рейка находилась на западной стенке Купеческой гавани. И лишь в 1800 г. футшток был перенесен к быку моста через Обводный канал.

Регулярные наблюдения за уровнем моря по футштоку в Кронштадте начаты с 1806 г. Нуль футштока, как и в предыдущий период, совмещался с меткой «ординарной воды», то есть 21 фут (6,39 м) над дном канала. Однако «служба» в качестве ординара несла и свои опасности, о чем ярко напомнили ноябрьские события 1824 г.

Гравюра неизвестного автора запечатлела лишь часть того ужаса, который наводнил Санкт-Петербург в ноябре 1824 года

В ходе знаменитого наводнения с 6 на 7 ноября по старому стилю (19 ноября – по новому) на Петербург обрушилось самое сильное наводнение за всю историю наблюдений, когда уровень воды поднялся на 3 м. 67 см. выше ординара. Город навсегда запомнил это бедствие, оно было увековечено А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник», а на домах невских набережных до сих пор можно встретить памятные значки на уровне середины второго этажа, куда поднялась вода.

Память о наводнении отмечена и на Синем мосту в Кронштадте, где установлена бронзовая памятная табличка, на которой отмечен уровень воды при этом разрушительном петербургском наводнении. Сам же кронштадтский футшток был снесен и впоследствии вновь восстановлен.

3,67 метра. Именно на столько поднялась вода в ноябре 1824 годаПамять о страшном ноябре 1824 года сохранилась на стенах многих домов Петербурга

Несмотря на периодические разгулы стихии наблюдения за колебаниями уровня воды в Финском заливе не прекращались. На их основе русский гидрограф Михаил Францевич Рейнеке вычислил средний уровень воды Балтийского моря, и в 1840 г. на каменном быке Синего моста через Обводный канал вблизи Технического училища была нанесена метка, соответствующая нулевому значению уровня Балтийского моря. Так на острове Котлин, у Синего моста прописался балтийский ординар. Это нововведение позволяло производить наблюдения за уровнем моря от одной нулевой отметки. Многолетние позднейшие измерения подтвердили точность измерений Рейнеке, корректировка не потребовалась.

Появлению балтийского ординара в Кронштадте мы обязаны русскому гидрографу Михаилу Францевичу Рейнеке

В 1886 году астроном-геодезист Федор Федорович Витрам на месте нулевой метки вделал в камень медную пластину с горизонтальной чертой, которая и представляет нуль Кронштадтского футштока.

Федор Федорович Витрам

Последняя треть 19 века ознаменовалась новшествами, принесенными научно-техническим прогрессом. С 1870 года за уровнем моря стали наблюдать с помощью мареографа — специального прибора для непрерывной записи колебаний уровня моря. Чуть позже мареограф перенесли в небольшой павильон с глубоким колодцем, где самописец мареографа беспристрастно фиксировал колебания моря, отмечая как отливы, так и наводнения.

Серьезным достижением в наблюдениях за колебаниями уровня воды стало осуществление нивелирной связи нуля Кронштадтского футштока с отметками на материке.

Первая сеть нивелировок на территории нынешней Ленинградской области, в состав которой входит восточная часть Финского залива, была создана в в конце 19 века. За исходный горизонт этих нивелировок принимался средний уровень в Кронштадте, вычисленный за период наблюдений различной продолжительности. К тому моменту существовал целый ряд систем нивелировок, названных по именам их авторов (система Рыльке, система Витрама, система Фуса, система Рудовица).

Таким образом, к началу двадцатого века связь уровня Финского залива с береговыми марками, (абсолютная отметка уровня Финского залива), хотя и производилась неоднократно, но ни один из этих нулей не был принятым окончательно, и различные ведомства пользовались разными данными, что затрудняло точные научные исследования. Самым распространенным являлся нуль С.Д. Рыльке 1894 г., так как к нему была привязана общегосударственная нивелирная сеть.

Для контроля положения нуля футштока используют специальные реперы — метки на материковой поверхности суши. Ключевым репером Кронштадтского футштока являлась горизонтальная высечка буквы «П» в слове «Польза» на памятнике Петру Кузьмичу Пахтусову, расположенному неподалеку от Синего моста. Превышения репера над нулём футштока, по замерам в течение десятилетий, подтвердили устойчивость метки Рейнеке 1840 года. В 1892 г. уже упоминавшийся Витрам нивелировкой получил превышение репера П  над нулем Кронштадтского футштока равное 5,2251 м. Высотная сноска нуля Кронштадтского футштока на материк была проложена Витрамом нивелировкой по железнодорожной линии Ораниенбаум — Санкт-Петербург: начата маркой № 173 на здании железнодорожной станции Ораниенбаум (ее отметка оказалась равной 5,4663 м над нулем Кронштадтского футштока)  и окончена привязкой к марке-болту на стене пассажирского здания Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге в 1892 г. Именно эта марка-болт, установленная Витрамом, и служила в то время основным репером всех нивелировок, приводимых к уровню Балтийского моря.  Подытожил усилия коллег по цеху астроном Виктор Егорович Фус, осуществивший итоговую связь нуля Кронштадтского футштока с отметками на материке. Тем самым был решен вопрос об основном нуле высот России.

Виктор Егорович Фус

В 1903, 1905, 1907, 1911 и 1912 гг. усилиями заведующего инструментальной камерой Кронштадтского порта Х. Ф. Тонберга проводилась проверка высечки буквы «П» относительно горизонтальной черты на металлической пластине. В результате этих определений были получены следующие отметки: 5.2266 м, 5.2239 м, 5.2246 м, 5.2254 м и 5.2230 м. В 1913 году он же установил новую пластину с горизонтальной чертой, которая и служит до настоящего времени исходным пунктом всей нивелирной сети России.

Великая Отечественная война принесла балтийскому ординару новые испытания: кронштадтский футшток сильно пострадал: прогнулась рейка, повреждена была даже марка нуль-пункта. Специальная Межведомственная комиссия по упорядочению Кронштадтского футштока и нашла его состояние неудовлетворительным. Комиссия отметила, что футшточная рейка и «доска с нулем» футштока запущены; зимой футшток и нуль-пункт не очищаются ото льда, в результате  чего отсчеты уровня производятся «на глазок»; труба, соединяющая колодец мареографа с каналом, не очищалась около 10 лет; уровнемерная рейка погнута и т. д.

Но практически сразу же после войны, 7 апреля 1946 года, 7 апреля 1946 г. Постановлением № 760 Совета Министров СССР «О введении единой системы геодезических координат и высот на территории СССР» за исходный уровень высот было принято Балтийское море – Кронштадтский футшток. На Главное Управление Геодезии и Картографии (ГУГК) было возложено перевычисление в единую систему высот нивелирную сеть, выполненную до 1946 г. (закончить работу в 5-ти летний срок).

В мае 1948 г. было принято решение о сооружении новой вековой установки Кронштадтского футштока. Было решено также закрыть предохранительной рамкой существовавшую пластину нуль-пункта и изготовить новый металлический футшток. Межведомственная комиссия детально обсудила проект новой мареографной установки, и в 1949 г. Инженерное строительное управление ВМС  приступило к строительству вблизи Синего моста колодца и будки мареографа. Одновременно на объекте «общегосударственного значения» были начаты  намеченные указанной комиссией другие восстановительные и ремонтные работы.

Несмотря на свой внешне старинный антураж, павильон относительно молод: он был построен только в 1951 году

В результате колодец мареографа глубиной 7 м был спрятан в изящную башенку и сообщается с Обводным каналом трубой, имеющей длину около 5.5 м и диаметр 50 см. Современная металлическая уровнемерная рейка 3.6 м и латунная пластина нуль-пункта футштока укреплены на быке Синего моста через Обводный канал в .Кронштадте вблизи павильона мареографа постройки 1951 г. Рядом на гранитном блоке парапета Синего  моста закреплена памятная плита нуль-пункта Кронштадтского футштока.

Памятная плита нуль-пункта Кронштадтского футштока.

В 1977 году в СССР была принята Балтийская система высот (БСВ), согласно которой отсчёт ведётся от нуля Кронштадтского футштока. От этой отметки отсчитаны высоты опорных геодезических пунктов, которые закреплены на местности разными реперами и нанесены на карты. Система была закреплена реперами, имеющими 1 класс точности.

Последними серьезными изменениями кронштадтский футшток обязан строительству защитных сооружений Ленинграда от наводнений (дамбе), повлиявшему на точность снимаемых показаний. Дабы сохранить должную точность наблюдений, на побережье Финского залива западнее дамбы были введены дублёры Кронштадтского футштока, располагающиеся в Ломоносове, Кронштадте и поселке Шепелево. Там же, в Шепелево, был сооружен и — вековой уровневый пост. В дальнейшем предполагается, что именно к шепелевскому посту полностью перейдут функции Кронштадтского футштока.

Маячный городок в Шепелево

Сегодня редкие туристические группы проходят без остановки у Синего моста. И неудивительно: кронштадтский футшток является одним из старейших во всем мире. Но и это не главное: где еще в нашей стране можно увидеть настоящий «пуп Земли», да еще расположенный в столь «демократичных условиях»? Удивительная точка, которая дает начало всем измерениям глубин и высот, орбитам космических аппаратов? И все это – небольшая табличка с чертой, закрепленная у одной из опор Синего моста, скрывающая целый пласт в истории Кронштадта и нашей страны…

Вот он, исходный пункт нивелирной сети нашей страны!

P. S. При написании статьи использованы материалы книги «Кронштадтский футшток и его Шепелевский дублер» (автор — Богданов В.И.)

Кронштадтский футшток | это… Что такое Кронштадтский футшток?

Здание мареографа кронштадтского футштока

Кроншта́дтский футшто́к — футшток для измерения высоты уровня Балтийского моря, установленный на устое Синего моста через Обводный (Проводной) канал в Кронштадте.

От нуля Кронштадтского футштока (в рамках Балтийской системы высот) на всей территории бывшего Советского Союза производятся измерения глубин и высот, а также орбиты космических аппаратов.

Кронштадтский футшток — один из старейших в глобальной сети уровневых постов Мирового океана.

Содержание

  • 1 История
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

История

  • С 1707 года в Кронштадте действует футшточная служба.
  • В 1840 году по предложению гидрографа М.  Ф. Рейнеке на каменном устое Синего моста через кронштадтский Обводный канал нанесена черта, соответствовавшая среднему уровню воды Финского залива по наблюдениям 1825—1839 годов.
  • В 1871—1904 годах астроном В. Е. Фус из астрономической обсерватории в Кронштадте осуществил нивелирную связь нуля Кронштадтского футштока с марками на материке. В. Е. Фусу принадлежит большая заслуга в решении вопроса об основном нуле высот России.
  • В 1886 году астроном-геодезист Ф. Ф. Витрам на месте нулевой метки вделал в камень медную пластину с горизонтальной чертой, которая и представляет нуль Кронштадтского футштока.
  • В 1898 году в деревянной будке был установлен мареограф — автоматический прибор, постоянно регистрирующий уровень воды в колодце относительно нуля футштока. Чуть позже мареограф перенесли в небольшой павильон с глубоким колодцем[1]. Самописец мареографа фиксирует колебания моря, отмечая и отливы и наводнения. Постройка современного здания, в котором расположен мареограф, относится к советской эпохе
    [источник?]
    . Мареограф полностью автоматизирован и его показания в реальном времени передаются по линиям связи. Тем не менее, в соответствии с традицией четырежды в сутки показания снимаются метеорологом вручную с бумажного самописца.
  • В 1913 году заведующий инструментальной камерой Кронштадтского порта Х. Ф. Тонберг установил новую пластину с горизонтальной чертой, которая и служит до настоящего времени исходным пунктом всей нивелирной сети России.

От нуля Кронштадтского футштока на всей территории России производятся измерения глубин и высот. Географические карты равняются на Кронштадтскую точку отсчёта. Даже космические орбиты ведут отсчёт от небольшой черты медной таблички, прикреплённой к устою Синего моста через Обводный канал в Кронштадте.

См. также

  • Балтийская система высот
  • Уровень моря

Примечания

  1. Ю. Д. Буланже. Состояние уровнемерных наблюдений и проблема Кронштадтского футштока. Междуведомственный геофизический ком-т при Президюме Академии наук СССР, 1986. С. 56.

Ссылки

  • Кронштадтский футшток
  • «Пуп Земли» и точка отсчета: знаменитый Кронштадтский футшток

Избранные работы

МОРСКОЙ ПОРТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Основной морской путь порта состоит из Большого Судового Фарватера, Кронштадтского Судового Фарватера и Санкт-Петербургского Морского Канала общей протяженностью 33 мили от западной границы акватории до внутренней части порта.


Кронштадтский судоходный фарватер проходит через судоходное сооружение С-1 Санкт-Петербургского противопаводкового комплекса. К западу от С-1 имеет ширину 150 м. глубины от 14 до 16 м, восточнее С-1 фарватер имеет ширину от 80 до 100 м с глубинами от 11,8 до 14 м.
 

В последние годы значительно возросла интенсивность судоходства через порт Санкт-Петербург. Количество судозаходов увеличилось почти втрое, что является следствием организационных мероприятий, проводимых администрацией порта, и строительства новых перегрузочных комплексов на обоих берегах Финского залива.

В этих условиях реконструкция Главного фарватера Большого порта Санкт-Петербург из Кронштадта в закрытую часть канала, по которому в настоящее время осуществляется только одностороннее движение крупнотоннажных судов, имеет стратегическое значение. важность.


Морской порт «Большой порт Санкт-Петербург» включает в себя следующие районы: 1, 2, 3, 4 грузовые районы, морской пассажирский район, Василеостровский грузовой район, грузовой район в гавани базы Литке (Кронштадт), грузовой участок в Ломоносове.
Порт принимает суда размерениями, не превышающими ни один из следующих параметров:
— длина — до 320 м;
— ширина — до 42 м;
— осадка — до 11 м (для пресной воды).

Под воздействием различных факторов уровень воды в порту может значительно колебаться. В большинстве случаев колебания уровня зависят от господствующих ветров и могут составлять от -1 до +4
метров относительно нуля Кронштадтской подножки.

Вход и выход из порта судов размерами, превышающими указанные выше, возможны только с письменного разрешения капитана порта.

Основные якорь



Анкоридж Область № 4. Анкоридж предназначен для иностранных судов и судов гражданских департаментов Российской федерации. Наименьшая глубина 23,5 м, грунт ил, песок.

Якорная стоянка № 4А предназначена для судов гражданских ведомств Российской Федерации, рассчитана на 4 судна длиной до 300 м и осадкой до 11 м и 8 судов длиной до 180 м и осадкой до 10 м. Постановка судов на якорь производится только с разрешения ПРДС и с разрешения Оперативного дежурного Ленинградской военно-морской базы.

Якорная стоянка № 4Б предназначена для прохождения судов типа «река-море» через судоходный комплекс С-2 в ожидании стоянки в порту.

Якорная стоянка № 4Б (проектируется) предназначена для прохода судов река-море через судоходный комплекс С-2 из порта и в порт.

Якорная площадка № 5А. Якорная стоянка предназначена для стоянки любых судов. Наименьшая глубина 25 м, грунт — песок.

БУНКЕРИНГ

В морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» постоянно работает около 30 бункерных компаний, 8 из которых имеют собственный флот.

Бункеровка судов осуществляется в соответствии с мерами по обеспечению пожарная безопасность бункеровки топливом судов, согласованная с инспекцией государственного портового контроля.Запрещается бункеровка судов, осуществляющих грузовые операции с опасными грузами.

Портовый и вспомогательный флот насчитывает более 470 судов, в том числе 122 буксира, 13 ледоколов, 66 сухогрузов и др.


Суда, заходящие в порт Санкт-Петербург, могут пополнять запасы пресной воды и топлива, производить ремонт любых комплексность, закупка провизии и технических средств. Порт может обеспечить электроснабжение на борту судна, установить телефоны городской сети на борту или у причала, организовать дополнительное пожарное дежурство или охрану, медицинское обслуживание экипажа.


Порт предоставляет сюрвейерские, агентские, буксировочные, лоцманские, швартовные и экспресс-услуги.

 

Перечень услуг эксплуатирующих организаций:


— погрузка/разгрузка автотранспорта;
— прием/выдача товаров;
— контроль количества и состояния груза;
— грузовой склад.

 

Дополнительные услуги (работы), связанные с перегрузкой грузов:


— взвешивание, досмотр, совместительство, переупаковка, маркировка и сортировка грузов;
— дополнительное и специальное крепление грузов на судах;
— разработка проектов размещения и крепления негабаритных, тяжеловесных, нестандартных, опасных и других грузов на транспортных средствах;
— обеспечение инфраструктурой стоянки судов, не осуществляющих грузовых операций;
— швартовные работы;
— предоставление перегрузочного оборудования;
— химчистка грузовых помещений судна;
— размещение груза на борту судна;
— экспедиторская служба;
— согласование заявок на перевозку импортных товаров железнодорожным транспортом;
— оформление коносаментов и грузовых манифестов.

KRNSTADT TIDE Описание и фото — Россия — Санкт -Петербург: Kronstadt

Травальские стадии » Кронштадтский прилив, описание и фото — Россия — Санкт-Петербург: Кронштадт. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

Приливная рейка Кронштадт установлена ​​в Кронштадте на устое Голубого моста для измерения уровня Балтийского моря. С нуля именно Кронштадтский футометр измеряет высоты и глубины, а также орбиты космических аппаратов на всей огромной территории бывшего СССР. В мировой сети уровенных постов Кронштадтский приливной стапел — один из старейших.

Необходимость измерения уровня моря существовала давно. Уровень моря принимался за ноль по сравнению с уровнем суши за определенный период наблюдений. Глубины и высоты в Западной Европе определяются по амстердамскому футомеру, уровень Средиземного моря — по марсельскому.

Пешая служба в России была организована Петром I в 1707 году на острове Котлин. Первый приливной инвентарь появился в 1703 году в Петербурге. Измерения уровня моря имели большое значение для молодого русского флота, так как от уровня моря зависело прохождение кораблей Финским заливом и устьем Невы, строительство оборонительных сооружений на острове.

В 1825-1839 годах русский гидрограф М.Ф. Райнеке рассчитал средний уровень моря для нескольких мест в Финском заливе. Гидрограф заметил, что в этих точках нули подножия были выше среднего. Затем он предложил совместить нули футстоков и среднего уровня моря. В 1840 г. на гранитном устое Голубого моста через Обводный канал в Кронштадте была сделана горизонтальная отметка, которая соответствовала среднему уровню воды в Финском заливе по наблюдениям за 1825-1839 гг.. Это нововведение позволило наблюдать за уровнем моря с некой нулевой отметки.

Для контроля положения нуля приливной рейки используются специальные реперы, представляющие собой отметки на суше. Основным ориентиром кронштадтской подножки является горизонтальная линия буквы «П» на памятнике П.К. Пахтусова в слове «Благо». По многолетним измерениям превышение репера над нулем Кронштадтского приливного штока подтвердило устойчивость отметки 1840 г.

Марк 173 находится в Ораниенбауме. Он находится на здании Ораниенбаумского железнодорожного вокзала, с ним также периодически проводятся планировки. Результаты этих нивелировок, проводимых с 1880 г., демонстрируют относительную неизменность нулевого положения ножного стержня в Кронштадте.

В 1871-1904 гг. из Кронштадтской астрономической обсерватории астроном В.Е. Фоос выполнил выравнивающее соединение нуля, выведенного на Кронштадтской подножной тяге, с штампами на материке.

В 1886 году геодезист и астроном Ф.Ф. Витрам в нулевой точке установил медную пластину с горизонтальной линией в камне, обозначающую ноль кронштадтского приливного запаса.

В 1898 году в деревянной будке установили мареограф. Это устройство, которое непрерывно фиксирует уровень воды в колодце относительно нуля приливной рейки. Несколько позже мареограф перенесли в небольшой павильон с глубоким колодцем. Мареограф фиксирует любые колебания моря, в том числе приливы и отливы.

В 1913 г. начальник инструментальной палаты в Кронштадтском порту Х.Ф.

Измерения всех глубин и высот производятся от нуля Кронштадтского приливного штока.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *