Екатерининский дворец музей: Екатерининский парк | Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Царское Село. Екатерининский дворец | IZI Travel
izi.TRAVEL
izi.TRAVEL
Музей- 22 отзыва
- Бесплатно
Экспонаты
Экспонаты с озвученной историей
Смотрите также
Россия • Пушкин
ГМЗ Царское Село. Ратная палата
Россия • Пушкин
Царское Село. Арсенал
Отзывы
Я оцениваю этот турA minimum rating of 1 star is required.
Ваше имя
Please fill in your name.
Комментарий (необяз.)Ксения
5 out of 5 rating 02-15-2023Очень хорошая экскурсия!!
Паблос
5 out ofШикарно!… Шикарно жили!… А сейчас все в телефонах сидят))
Наталия
5 out of 5 rating 01-31-2021Супер!👍👍👍
- 5 out of 5 rating
01-27-2021
Очень понравилось! Шикарно! Удобный вариант и аудио гидом. Спасибо за прекрасные и яркие впечатления!
Оксана
5 out of 5 rating 01-24-2021Потрясающе !!!
Open in app
Используйте систему и мобильное приложение абсолютно бесплатно
Начать
Екатерининский дворец.

Государственный музей-заповедник «Царское село» известен ранее как летняя резиденция российских императоров династии Романовых (с 1720 по 1917 годы). Сейчас это один из красивейших пригородов Санкт-Петербурга, знаменитый своими садами, многочисленными архитектурными сооружениями и роскошными дворцами — Екатерининским и Александровским.
Большой Екатерининский дворец — один из прославленных шедевров архитектуры русского барокко середины XVIII столетия. Для искусства барокко характерны пышность, грандиозность, динамика, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещение иллюзорного и реального.
В этой статье я подробнее расскажу об истории создания Екатерининского дворца, об интерьерах музея, но не всех. К сожалению, я прошла только по одному из двух маршрутов, которые есть в музее и по которым водят экскурсоводы. В будущем я планирую посетить еще раз Екатерининский дворец по новому маршруту и дополнить эту статью красивым фотоматериалом и текстом.
История Екатерининского дворца
Екатерининский дворец известен как Большой Царскосельский дворец — бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских императриц — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Что было на месте Екатерининского дворца до 1710 года?
В начале XVII века эти земли принадлежали Новгороду, потом их захватили шведы, и только в XVIII веке их вернули России в результате побед, одержанных в Северной войне (1700-1721). А точнее земли вернули Российской Империи на начальном этапе войны, в 1702 году. И с этого момента они принадлежали царю Петру I.
Ранее здесь находилась финская усадьба Саари-мойс (Саарская мыза), которую Петр I подарил будущей супруге Екатерине Алексеевне 24 июня 1710 года. Именно на месте этой усадьбы началась первая застройка дворца и парка.
Мыза означает хутор, то есть отдельно стоящую усадьбу с сельскохозяйственными постройками. Саарская Мыза включала деревянный дом, стоявший на возвышенности, хозяйственные постройки, сад и огород, спускавшиеся к речке Вангазе.
Как велось обустройство парка и дворца?
Зная любовь Петра I к устройству садов в европейском стиле, Екатерина I на месте деревянного дома, финского сада с огородом затеяла строительство нового каменного дворца и парка.
Екатерининский дворец. Царское селоС 1717 по 1723(26) годы возводились новые каменные палаты под руководством архитекторов И.Ф. Браунштейна и И.Я. Ферстера, а также устраивался сад, над которым работал мастер И. Фохт.
Парк перед дворцом был распланирован на возвышенности по проекту архитектора Летнего сада в Петербурге Яна Роозена в виде уступов-террас, соединенных между собой лестницами. Над одном из уступов были сооружены два пруда, которые наполнялись водой от собственных родников.
Первая хозяйка дворца Екатерина Алексеевна полюбила эти места. Она сама работала над обустройством этих мест, знала лекарственные травы. Сначала здесь были огороды. В царском поместье содержали породистых коров, делали собственные сыры и масло. Излишки молока императрица раздавала крестьянам ближайших деревень.
Кто занимался перестройкой дворца после смерти Екатерины I?
В середине XVIII века любимая дочь Петра Великого императрица Елизавета унаследовала от родителей старую усадьбу.
Царское село занимало важное место в ее жизни: здесь она провела свое детство, а после смерти родителей жила долгие годы до восшествия на престол в 1741 году. Она приказала на месте маленького дворца построить новый роскошный дворец и назвала его Екатерининским в честь своей матери — императрицы Екатерины I.
С 1743 по 1744 год началась переделка и расширение палат. Архитектор М.Г. Земцов (а после его кончины — помощник мастера А.В. Квасов) пристроил к палатам каменные флигели, соединенные с основным зданием деревянными галереями на колоннах.
Специальным указом 5 мая 1745 года архитектором Царского села был назначен С. В. Чевакинский, который развивал и дополнял замысел предыдущих зодчих. Он заменил деревянные колоннады каменными одноэтажными галереями и построил церковь. Новые пристройки к каменным палатам удлинили фасад и образовали симметричные ризалиты.
Обновленный дворец с его сдержанной архитектурой и простым убранством не соответствовал дух времени, возросшему великолепию и роскоши царского двора. К тому же, несмотря на большую протяженность, он оставался маловместительным.
Все это послужило поводом для новой реконструкции, которая была поручена новому зодчему.
Елизавета Петровна предоставила полную свободу творчества придворному архитектору Бартоломео Франческо Растрелли. Он руководил всеми строительными работами с 1752 по 1756 гг. и оформил внутренние залы.
Талантливому зодчему удалось превратить усадьбу в блистательную парадную резиденцию, главным сооружением которого стал Екатерининский дворец протяженностью 306 метров. По некоторым данным фасад в длину достиг 325 метров. Растрелли отказался от членения здания на отдельные объемы, соединенные галереями-переходами, и сделал все части дворца единым целым.
Вся длина сооружения использовалась для создания единой сквозной анфилады внутренних парадных помещений, отличающейся торжественным великолепием.
Интерьеры Екатерининского дворца
В роскошно оформленных залах Екатерининского дворца жили, принимали иностранных послов, устраивали парадные балы и маскарады, отмечали юбилейные даты все императоры Российской Империи.
Парадная лестница
Путешествие по Екатерининскому дворцу предлагаю начать с Парадной лестницы, расположенной в центральной части музея. Во времена Елизаветы Петровны здесь находился Китайский зал. Позднее, в 1780 году на его месте была сооружена лестница из красного дерева архитектором Чарльзом Камероном. А в 1860-е интерьер переделал И. Монигетти. Он оформил стены и потолок лепным орнаментом в стиле рокайль.
Что такое рокайль?
«Рокайль» произошло от французского rocaille — мелкий дроблёный камень, осколки, щебень, раковины. Рокайль — это главный элемент орнамента стиля рококо. Он напоминает форму завитка раковины.
Элемент появился во Франции в начале ХVIII века при украшении парковых павильонов-гротов деталями, имитирующими природные элементы (морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал). Этим и объясняется происхождение названия «рокайль».
Парадная лестница. Екатерининский дворец
Лепные украшения стен в виде валют, завитков, гирлянд покрашены белым цветом. Интерьер Парадной лестницы украшают китайские и японские вазы, а также скульптура «Амур спящий» с одной стороны и «Амур просыпающийся» с другой стороны, выполненные В.П. Бродзким в 1852 году. Они означали восход и закат солнца, то есть восток и запад.
Большой (Тронный) зал
Большой зал занимает главное место в анфиладе Екатерининского дворца. Его грандиозность поражает с первого взгляда, площадь зала — 860 квадратных метров, вы только представьте, какой он просторный. В XVIII веке его называли «Светлой галереей» за вытянутую форму и множество стеклянных дверей и окон. В узкие простенки между окон вставлены зеркала.
Большой (Тронный) зал Екатерининского дворцаСтоит обратить внимание, как мастерски исполнена золоченая резьба на стенах Большого зала. Она изобильна и красива. В резьбе присутствуют прихотливые линии и формы в виде цветочных гирлянд, раковин, изысканных женских фигур — кариатид и изящных амуров. Декоративная отделка зала создана композиционно целостной.
Большой (Тронный) зал Екатерининского дворцаПлафон зала расписан мастерами декоративной живописи Дж. Валериани и А. Перизинотти на тему «Триумфа России».
В Большом зале дворца при жизни императоров проходили официальные приемы, встречи глав иностранных государств, а также отмечались важнейшие события, происходившие в Российской Империи. Николай II устраивал здесь праздники, которые начинались богослужением, военным парадом и заканчивались торжественными обедами.
Антикамеры
Из Большого зала наш маршрут ведет в три Антикамеры, украшенные золоченой резьбой — это было характерно для стиля барокко. В XVIII веке Антикамерами называли помещения, расположенные перед главным залом. Они предназначались для гостей, которые ожидали выхода императоров из личных апартаментов. Также Антикамеры служили для парадных приемов, вечерних собраний, концертов, спектаклей и небольших балов.
Антикамеры. Личный стол Екатерины IIЗодчий Растрелли создал изначально пять Антикамер, но четвертая и пятая не сохранились — в 1780-е их перестроил Ч. Камерон, создав на их месте Лионский и Арабесковый залы.
При Екатерине II в Третьей Антикамере находились столы для игры в бильярд, вошедшие в моду в 1760-х годах.
Лионский зал
Лионский зал — один из самых парадных интерьеров Екатерининского дворца, создававшийся по замыслу архитектора Чарльза Камерона в 1781-1783 годах. Своё название зал получил благодаря отделке стен шёлком, изготовленным во французском городе Лионе.
Последний раз Лионский зал был открыт 22 июня 1941 года. С 6-го июня 2019 года, спустя почти 80 лет, вновь доступен для посещений.
В годы Великой Отечественной войны были уничтожены декор стен и роспись потолка. От былого убранства сохранилось 25 предметов мебельного ансамбля с использованием лазурита. К счастью, сохранился и паркет из наборного дерева с перламутровыми вставками, вывезенный фашистами в Германию и возвращённый в 1947 году.
Лионский зал. Екатерининский дворецЯнтарная комната
Янтарная комната — одна из известнейших апартаментов, входивших в Золотую анфиладу парадных залов. Она создана Б.-Ф. Растрелли в 1750-е годы в стиле барокко. Комната уникальна — она является единственным примером использования янтаря в мировой архитектуре, хотя этот материал известен людям с древности.
Когда, где и как появился этот «солнечный камень», янтарь?
Первые упоминания о янтаре и украшениях из него относятся к X веку до н. э. По древним торговым путям с берега Балтийского моря янтарь доставляли на ближний Восток и в Африку. В пирамидах Древнего Египта находятся украшения из янтаря. В природе он встречается в виде кусков неправильной формы, выносимых прибоем на берег моря.
Янтарь образовался из застывшей смолы ископаемых хвойных деревьев. Особое внимание привлекает янтарь с инклюзиями — вкраплениями. Такие куски янтаря сохраняют облик древних насекомых, прилипших к смоле древних деревьев.
В убранстве интерьера использовались янтарные мозаики, составленные из кусочков янтаря разного цвета и размера. Большая часть этих мозаик была подарена императору Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I.
При жизни Петра I Янтарный кабинет не был установлен. В 1743 году Елизавета Петровна приказала создать Янтарный кабинет в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. А в 1755 по указанию императрицы янтарные панели были отправлены в Царское Село, где архитектор Растрелли и создал знаменитый интерьер.
Янтарную комнату украшают мозаики с аллегорическими композициями на тему пяти чувств человека — зрение, обоняние, вкус, слух и осязание. Они были выполнены в 1752 году во Флоренции по картине Дж. Дзокки и поднесены Елизавете Петровне от австрийской императрицы Марии-Терезии.
Янтарные панели было вывезены гитлеровцами в 1942 году в Кенигсберг (ныне Калининград) и бесследно исчезли во время Второй Мировой войны. В настоящее время они воссозданы петербургскими мастерами-камнерезами при финансовой поддержке немецкой частной компании «Рургаз АГ».
Картинный зал
В XVIII веке, особенно во времена Екатерины II, Картинный зал служил парадной столовой, поэтому его называли Картинной столовой комнатой. Главная ценность зала — собрание произведений западноевропейской живописи XVII — начала XVIII века: пейзажи, батальные и бытовые сцены, натюрморты, композиции на исторические и мифологические темы. Особое место в коллекции занимают две картины французского художника П.-Д. Мартена Младшего — «Полтавская баталия» и «Битва при Переволочне», написанные по специальному заказу Петра I.
В основу коллекции Картинного зала легко пражское собрание живописи, приобретенное в 1745 году по распоряжению Елизаветы Петровны художником Г.-Х. Гротом.
Картинный зал в Екатерининском дворцеПри создании Картинного зала коллекция пополнялась произведениями, вывезенными из Петергофа, а также приобретениями из Германии. Все они были отданы архитектору Растрелли, который соединил их на двух стенах зала.
Екатерининский дворец и парк в Царском селе поистине великолепны по своей красоте. Это уникальный пригородный дворцово-парковый ансамбль, сохранившийся до наших дней.
Екатерининский парк и дворец с высоты птичьего полета. Царское селоЕкатерининский дворец. Царское село
Дворцовая часовня | Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Часовня в Большом Царскосельском дворце (акварель Эдуарда Гау, 1860-е гг.
Дворцовая часовня после реставрации в 2019 г.
Дворцовая часовня после реставрации в 2019 г.
Дворцовая часовня после реставрации в 2019 г.
Дворцовая часовня после реставрации в 2019 г.
Реставрация Дворцовой капеллы в 2018 г.
Реставрация Дворцовой капеллы в 2018 г.
Реставрация Дворцовой капеллы в 2018 г.
Реставрация Дворцовой капеллы в 2018 г.
Дворцовая часовня освящена как Императорская придворная Воскресенская церковь в Большом (Екатерининском) дворце Царского Села 30 июля 1756 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Это событие зафиксировано на медной табличке, найденной в алтаре при восстановлении интерьера часовни после пожара 1820 года Стасовым.
Дворцовая капелла была построена между 1745 и 1748 годами под руководством Растрелли с помощью коллег-архитекторов Андрея Квасова и Саввы Чевакинского. Несмотря на два пожара, в 1820 и 1863 годах, вплоть до Великой Отечественной войны его просторный интерьер с двумя ярусами окон и хоровой галереей почти не изменился. Как и парадные залы дворца, капелла поражала видящих великолепием убранства: стены, выкрашенные в берлинскую лазурь, оттеняли блестящие позолоченные коринфские колонны, обвитые ажурными резными гирляндами, фигурами ангелов и декоративными деталями. Часовню украшали 114 икон в резных и позолоченных рамах и красивые потолочные росписи. Первые шесть икон для Дворцовой капеллы были написаны Георгом Гроотом, остальные — разными художниками. Роспись потолка «Воскресение» выполнена по эскизу известного итальянского художника Джузеппе Валериани.
1 ноября 1768 года здесь был отслужен благодарственный молебен за выздоровление Екатерины II от недомогания, вызванного прививкой от оспы. В последние годы жизни Екатерина слушала литургию с хоровой галереи, а остальные члены императорской семьи и свита придворных находились внизу, в корпусе часовни. 6 июля 1796 года в часовне был крещен великий князь Николай, будущий Николай I. 11 и 12 марта 1826 г. здесь находился гроб с телом Александра I, привезенный из южного Таганрога, где он умер.
Дворцовая часовня сильно пострадала от пожара 1820 года: роспись потолка была утрачена, а часть резьбы по дереву сгорела; можно было сохранить только иконки. Во время реставрации под руководством Стасова утраченные элементы резьбы по дереву были заменены золоченым папье-маше, а художник Василий Шебуев (1777–1855) воссоздал потолочную роспись «Воскресение» по письменным описаниям и воспоминаниям знавших ее.
Разграбленная (из 97 дошедших до нас икон уцелели только три эвакуированные) и частично разрушенная во время Второй мировой войны, на сегодняшний день Дворцовая часовня претерпела реставрация и приветствует своих посетителей с 13 апреля 2019 года.
Lyons Hall | Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Лионский зал 1878 г., акварель Луиджи Премацци «Лионский зал (Желтая гостиная) в Большом Царскосельском дворце»
В 1917 году
В 1947 г.
Комплект мебели «Предметы Лионского зала» (Русский, 1860-е гг.)
Фрагмент реконструированных дверных порталов
Плафон и люстра
Лайонс-холл в 2021 году
В 2021 году
В 2021 году
В 2021 году
В 2021 году
Одним из парадных залов Екатерининского дворца является роскошный Лионский зал, созданный двумя архитекторами: Чарльзом Камероном и позже Ипполито Монигетти. Украшенный лазуритом и роскошной шелковой обивкой стен из Лиона (отсюда и название), зал был отделан Камероном в классическом стиле восемнадцатого века в 1781-83 годах. Он получил свое название от шелковой подкладки компании 9 из Лиона.0105 Lamy et Giraud
Подкладка претерпела многочисленные изменения после екатерининских времен. В середине девятнадцатого века Лионский зал стал парадным приемным залом, а золотая ткань была заменена малиновым шелком с цветочными гирляндами. Он был переработан в 1848-61 годах Монигетти, который очень деликатно отнесся к работе Камерона, усилив визуальное воздействие комнаты, добавив новую мебель: зеркала над каминами, окруженные белыми мраморными купидонами, и бра из лазурита на стенах. Комната была заполнена столами, жардиньерками, кашпо, ширмами, пьедесталами и письменными столами. 9№ 0004
Монигетти спроектировал великолепную люстру на 84 свечи из лазурита и позолоченной бронзы, которая красиво дополнила изысканный декор потолка.
В 1866 году стены были перешиты желтым шелком оттенка «Золотой бутон». Этот вариант интерьера был увековечен на акварели Луиджи Премацци 1878 года (см. рис. 1/11 выше).
Изюминкой архитектора Лионского зала является мебельный гарнитур из позолоченной бронзы и лазурита с таким уникальным элементом, как вензель императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Инициалы — указание на владельца, для которого эти изделия были специально заказаны в 1856 году Петергофской гранильной фабрикой для украшения любимого интерьера императрицы дворца. Его афганский лазурит насыщенного глубокого цвета с золотыми крапинками великолепно оттеняет окружение из позолоченной бронзы.
Зал был разрушен во время Второй мировой войны. Среди предметов, спасенных эвакуацией, двадцать пять предметов мебели и образцы шелка, а также дворцовые описи, архивные документы и фотографии. Паркет был разграблен, но позже найден в Берлине и возвращен в Царское Село в 1947 году.
Проект воссоздания Лионского зала был разработан в 1983 году. Однако только в 2005 году был сделан первый шаг к возвращению помещения к его первоначальным размерам. Работа велась поэтапно, потому что воссоздание всей комнаты чрезвычайно дорого и требует много времени. Три портала из лазурита, обрамляющие дверные проемы Зала, были восстановлены благодаря поддержке меценатов.
Новый этап проекта стартовал в 2018 году при финансовой поддержке российского «Газпрома» и французского фонда ENGIE. Исторические записи были использованы для воссоздания богато украшенного плафона, мозаичных панно из лазурита, плетеной отделки и шелковых стен и занавесей. Для стен, мебели и штор потребовалось 320 метров ткани Golden Bud (Lampas bouton d’or Louis XVI). Шелк был переделан на мануфактуре Prelle французскими мастерами, чьи предшественники были заказаны Российским императорским двором в 1860-х годах.
Помимо великолепного мебельного гарнитура, также спасенного во время эвакуации в 1941–1944 годах и представленного в текущей экспозиции, две картины: «Смерть Рафаэля» Феличе Скьявони и «Сивилла Ливийская» Джованни Франческо Барбьери (Гверчино).