Для кого и чего мы учимся: «Для кого и ради чего мы учимся»

Зачем мы учимся?

Задумывались ли вы, для чего и зачем мы учимся? Зачем получаем знания и овладеваем навыками? Сегодня, чтобы достичь совершенства в своем деле, и стать профессионалом, недостаточно только изучать факты и практиковаться. Современный мир требует от людей умения учиться и развивать важные навыки мышления.

Это не означает, что нет необходимости изучать факты, основы понятий и определений. Факты и сегодня продолжают играть важную роль. Фундаментальные знания служат основой любого обучения. От того, что вы знаете, зависит то, чему вы можете научиться. Чтобы достичь мастерства, необходимо свободно разбираться в основах.

Знание фактов – лишь начало. Любое обучение подразумевает также умение видеть взаимосвязи, определять причину и следствие, а также находить аналогии и подобие. В конечном итоге целью обучения является изменение нашего мышления относительно какого-либо факта или идеи, и, когда мы учимся, мы стремимся усвоить определенную систему мышления.


 
В современном информационном мире, где факты и цифры льются  потоком, нам следует учиться осваивать новые формы мастерства быстро и эффективно. Поэтому умение учиться – наш «главный инструмент выживания», один из самых важных талантов современной эпохи. Этот навык должен главенствовать над всеми остальными. Если вы будете знать, как учиться, вы сможете научиться практически всему.

Существует множество способов,как повысить  эффективность любой работы, связанной с приобретением новых знаний. Одним из таких способов при решении сложных задач является  поиск аналогий вне сферы изучаемой деятельности.

Чтобы улучшить навыки решения новых задач, нужно научиться кратко формулировать суть проблемы, над которой вы работаете. Точное определение проблемы часто способствует ее решению.
Глубина знаний в той или иной области зависит не только от приложенных усилий к их освоению, но и от системности подхода изучения материала.

Чтобы достичь профессионального мастерства  в том, что вы собираетесь изучать, необходимо определить ценность этих знаний для себя:
— Насколько вам важно то, чем вы занимаетесь.
— Что стоит за знаниями, которые вы получаете.
— Как именно вы собираетесь применять их в своей жизни и профессиональной деятельности.

Перед тем, как приступать к изучению чего-либо, необходимо поставить цель, которую вы собираетесь достичь. Невозможно сосредоточиться на процессе обучения без понимания того, для чего вы учитесь, чему именно вы хотите научиться, и что станет для вас наилучшим результатом обучения.

После определения ценности и цели обучения важно приступить к развитию практической области знаний. Необходимо ежедневно оттачивать свои навыки и предпринимать целенаправленные шаги для улучшения качества своих умений, связанных с будущей деятельностью.

Более углубленное знание предмета достигается путем расширения охвата знаний в выбранной области.
Наконец, составляется общая единая картина взаимосвязей изученных знаний. На этом этапе уже недостаточно знаний об отдельных фактах, деталях и процедурах –  здесь объединятся понимание всего изученного, полученные знания взаимодействуют между собой.

Учась чему-то, легко допустить ошибку, стать слишком самоуверенным. Поэтому нужно периодически переосмыслять и анализировать свои знания, пересматривать представления и извлекать уроки из процесса обучения.
Любое обучение – это своеобразная форма умственного действия, и чем более активно вы вовлекаетесь в процесс, тем больше вы будете способны усвоить.
Читая новую книгу или статью, задавайте себе вопросы: «О чем этот текст? Что старается донести автор до читателя? Есть ли здесь что-то непонятное для меня?».

 
Становясь активным участником процесса обучения, вы начинает управлять данным процессом. Чтобы управлять им эффективно, важно понимать, где именно вы находитесь в каждый момент времени обучения. Для этого необходимо сверять свои успехи с некими контрольными показателями. Если пишете эссе, попросите друга или близких людей прочитать его. Если готовитесь произнести речь, запишите свое выступление на видео и просмотрите его, оценивая свое выступление. Если учите английский язык, поговорите с его носителем.

В процессе обучения важно размышлять о своем мышлении, задавая себе вопросы: «Действительно ли я понимаю то, что изучаю? Учитываю ли неизбежное забывание?»
Также важно правильно распределять изучение материала во времени

. Изучая что-либо, мы часто забываем факты и подробности, по некоторым оценкам, через час не можем вспомнить и половину того, что только что выучили. Необходимо повторять пройденное на протяжении дней, недель и даже месяцев. Просто изготавливая карточки-напоминалки и растягивая тем самым процесс обучения во времени, вы улучшаете свой результат запоминания на 30%.

Огромную роль в обучении играют эмоции. Часто считается, что обучение – это из области рационального мышления, процесс, требующий исключительно логики и сосредоточенности, но на самом деле наш мозг работает не так. Процесс обретения мастерства затрагивает не только наше сознание, но и бессознательное. Мы не можем научиться чему-то, если не верим, что способны на это. Нашему мозгу для функционирования на высоком уровне необходимы как разум, так и эмоции. Представьте, что именно может чувствовать профессионал в вашей области обучения? Как он себя ощущает? Какими способностями он обладает?

Чтобы стать высокоэффективным специалистом, необходимо уметь видеть взаимосвязи, и эффективное изучение чего-либо сводится к распознаванию взаимосвязей в каком-то массиве знаний.  Постоянно спрашивайте себя: «Существует ли некая аналогия, которая могла бы помочь объяснить идею? Можно ли проследить связи с другими областями и предметами знания? Ищите метафоры и аналогии: на что это еще похоже? Что это напоминает?»

В современном мире цель обучения – не просто быть умным или помнить много фактов. Цель любого обучения – стать эффективными учениками, находящимися в постоянном развитии и способными извлечь преимущества из всех инструментов и методов, которые предлагает XXI век. И при желании у вас это точно получится!
 

Подготовила Наталья Викторовна Кромм, по материалам книги Ульриха Бозера «Как научиться учиться.

Навыки осознанного усвоения знаний»

 

Классный час на тему «Для кого и для чего мы учимся?» | Классный час (7 класс):

Классный час на тему «Для кого и для чего мы учимся?»

для учащихся 7 класса

2018 -2019 уч. г.

Автор:  Классный руководитель А.Г.Комаров

Цель: помочь учащимся осознать и сформулировать мотивы и цели обучения, выявить соотношение познавательных и социальных мотивов.

Форма проведения: беседа, тренинг.

План:

1. Вступительное слово учителя. 

 2. Построение лесенки «Зачем я учусь?» 

3. «Составление коллективного образа». Защита проекта 

4. Упражнение «Ладошки» 

5. Наши секреты 

6. Прослушивание и обсуждение притчи 

Заключительное слово учителя. Рефлексия.

Ход проведения

  1. Вводная часть.

Вступительное слово учителя. Беседа.

Сегодня я хотел бы предложить вам задуматься над таким важным вопросом «Зачем я учусь?» Вы каждый день ходите в школу, это вошло у вас в привычку, но не каждый из вас сможет ответить на этот вопрос.

Некоторые скажут, что учатся для родителей, другие – не смогут ответить, а третьи — что для себя, чтобы интересно было жить.

Народная мудрость гласит:

«Не надейся на силу, надейся на ум». (Башкирская пословица)

«Учение свет, а неучение тьма». (Русская пословица)

Как вы понимаете пословицы? Согласны ли вы с ними?

2. Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами лесенку.  На листочках написаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек. Раздать группам.

На доске записаны мотивы (познавательные и социальные):

Я учусь для того, чтобы все знать.

Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Обсуждение. Кто из вас хочет продемонстрировать рейтинг мотивов, который он выстроил?

Таким образом, на первое место человек ставит познавательные или социальные мотивы. (Листочки с ответами учитель может собрать и обсудить результаты с родителями.)

(Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).

3. «Составление коллективного образа». Коллаж. 

Цель  – показать учащимся негативное влияние плохой учёбы на будущее человека.

Составление коллективного образа – символа успешного ученика и ученика, который не хочет учиться. Делимся на две группы. С двух сторон доски учитель прикрепляет ватманы с изображением. Учащиеся каждой группы прикрепляют карточки, которые характеризуют учеников. Защита проекта.

Учащиеся при работе опираются на следующий план:

  • Внешний вид
  • Черты характера
  • Отношения с родными
  • Отношения с друзьями
  • Увлечения
  • Духовная жизнь
  • Физическое самочувствие и т.д.

4. Упражнение «Ладошки». 

Попросите учащихся взять лист чистой бумаги и обвести карандашом кисть руки. Дать инструкцию к выполнению:

— в центре ладони написать основную причину, которая, на ваш взгляд, мешает вам учиться;

— внутри каждого пальца написать последствия, связанные с этим;

— на внешней стороне пальцев, как заинтересовать. Коллективное обсуждение.

5. Секреты хорошей учебы.

Учеба – это труд. Для кого-то он легче, для кого-то сложнее. Но у каждого есть свои секреты хорошей учебы. Что же помогает вам легче осваивать учебный материал, получать хорошие оценки? Поделитесь своими секретами. 

Подведём итог.

Памятка успешного ученика

  • Не отвлекайтесь на уроках по пустякам и не отвлекайте других, так как услышанное и понятое на уроке во многом облегчит усвоение материала урока и подготовку домашнего задания.
  • Задавайте вопросы учителю, если вы не поняли что-то или если вы хотите получить дополнительную информацию; будьте “соучастником” учебного процесса.
  • Работая дома с информацией учебника, выделяйте главное, можно даже записывать на листочек то, что вы выделили. Эти знания прочнее закрепятся в памяти.
  • Готовьтесь ко всем предметам. Почувствуйте, насколько комфортно и спокойно будет вам на уроках. Оцените это.
  • Постарайтесь не списывать. Списанное – это чужие знания, не твои, ты их “украл”. Это интеллектуальное “воровство”.

6. Работа с притчей.

Я хочу рассказать вам притчу.

Однажды к мудрецу постучали. Он открыл дверь и, по своему обыкновению, спросил: 

— Ты зачем пришёл? 

— Я пришёл учиться у тебя, — ответил человек. 

Мудрец захлопнул дверь и сказал: 

— Поищи другое место. Я не учитель. Найдёшь себе другого, с кем изучать Писание. 

— Но почему же? — спросила мудреца его жена. — Почему ты прогнал его? Он производит впечатление искренне жаждущего. 

— Те, кто интересуется изучением Писания, глупы. Они хотят «спрятаться», — сказал мудрец. 

На другой день постучал другой человек. Мудрец открыл дверь и спросил: 

— Почему ты здесь? Что тебе надо? 

— Я пришёл, чтобы рядом с вами научиться служить человечеству, — ответил тот. 

— Проваливай, — сказал мудрец. — Ты ошибся дверью. 

Жена была поражена: 

— Он же не просил изучать с ним Писание. Из него получился бы великий преобразователь общества или что-то подобное.

Он хотел служить человечеству. Такая чистая, верующая душа. Почему ты отказал ему? 

— Тот, кто не знает сам себя, — сказал мудрец, — не может никому служить. От его служения в итоге — одно несчастье. 

На третий день постучал ещё один человек. Мудрец открыл дверь и спросил: 

— А тебе чего? 

— Я очень глуп, — ответил тот. — Нельзя ли мне немного помочь избавиться от этого? 

Мудрец поцеловал его и сказал: 

— Входи. Я жду тебя. 

Обсуждение притчи. 

— Как вы думаете, почему мудрец прогнал первого ученика?

— Почему прогнал второго ученика?

— И почему принял третьего?

Вывод по притче:

Не надо стремиться получить только определённые знания, нужно учиться всему.

Все наши знания нам пригодятся. Я желаю вам удачи, успехов в учебе, радости познания.

Рефлексия.

Метод «ХИМС».

Этот метод позволяет быстро выяснить впечатления участников по следующим вопросам:

  • Хорошо…
  • Интересно…
  • Мешало…
  • Возьму с Собой

Каждый участник должен, по возможности, откровенно ответить на эти вопросы, включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы на классном часе.

Как мы учимся у других людей и о них? · Frontiers for Young Minds

Abstract

Когда вы думаете об обучении, вы, вероятно, думаете о том, чему вас учат в школе. Но вы когда-нибудь осознавали, что ежедневно используете другой тип обучения? Этот тип обучения называется социальным обучением, и оно связано с людьми вокруг вас. То есть вы учитесь у других и о других, наблюдая за ними и взаимодействуя с ними. Например, видя чужие ошибки, вы можете научиться не попадаться в ту же ловушку. Хотя социальное обучение происходит очень часто, вы, возможно, еще мало о нем знаете. Однако социальное обучение очень важно, потому что оно помогает нам учиться более эффективно и определять, как лучше вести себя с другими. В этой статье мы познакомим вас с двумя разными типами социального обучения и объясним, какую важную роль играет ваш мозг.

Что такое социальное обучение и почему оно важно?

Когда вы думаете о том, чему недавно научились, первое, что приходит на ум, вероятно, это то, чему вы научились в школе. Например, французский словарный запас, который вам нужно знать для предстоящего теста. Изучение таких вещей может оказаться полезным в будущем: если вы когда-нибудь поедете во Францию ​​на каникулы, вы сможете, например, спросить дорогу.

Очевидно, что изучение знаний (таких как французский словарный запас) может быть очень важным. Однако, помимо обучения из книг, вы также можете учиться у окружающих вас людей и о них. это называется социальное обучение , потому что для этого типа обучения источником являются люди. Большую часть времени вас окружают другие люди, включая вашу семью, учителей и школьных друзей. Поэтому вы, вероятно, каждый день узнаете от других и о них, возможно, даже не осознавая этого!

Поскольку люди такие социальные существа, социальное обучение является важным навыком. Социальное обучение — очень эффективный способ учиться. Например, вам не нужно во всем разбираться самостоятельно, ведь вы учитесь на чужих ошибках и успехах. Кроме того, социальное обучение может помочь вам лучше узнать других и, следовательно, лучше понять, как вести себя с ними. Такие навыки социального обучения помогают вам иметь хорошие отношения с другими, что хорошо для вашего благополучия.

В этой статье мы объясняем два типа социального обучения: обучение у других людей и изучение других людей. Чтобы показать, что вы уже часто используете эти типы социального обучения, мы приведем примеры, с которыми вы можете столкнуться в школе. Наконец, поскольку ваш мозг играет решающую роль в обучении, мы объясним, как социальное обучение работает в мозге.

Как мы учимся у других людей?

Одним из важных видов социального обучения является обучение у кого-то, наблюдая за тем, что они делают. Идея состоит в том, что ошибки и успехи других людей могут научить вас, следует ли вам вести себя так же или иначе [1].

Например, представьте, что вы сдаете тест в школе, но не знаете достаточно ответов, чтобы получить хорошую оценку. Ваша подруга сидит рядом с вами, и вы видите, что она уже записала свои ответы. У вас может возникнуть соблазн бросить беглый взгляд… но вдруг один из ваших одноклассников пойман на списывании и наказан. Теперь вы, вероятно, будете более негативно относиться к изменам, потому что вы видели, что это может привести к наказанию! Другими словами, вы узнали на чужой ошибке, что во время теста лучше не жульничать.

Когда вы учитесь, наблюдая за другими людьми, вы узнаете о выборе, который они делают (например, об обмане), и о результатах этого выбора (например, о наказании). Если результаты положительные, вы, скорее всего, сделаете тот же выбор. Однако, если результаты будут отрицательными, вы, вероятно, сделаете другой выбор.

Ученые обнаружили, что люди хорошо узнают о наилучшем выборе. Однако мы учимся еще лучше, если можем наблюдать, как другие люди учатся тому же самому [1]. Когда мы наблюдаем за выбором других, независимо от того, хорош он или нет, у нас появляется дополнительная информация о том, каким может быть лучший выбор. Мы используем эту дополнительную информацию, чтобы улучшить наш собственный выбор. Таким образом, нам полезно учиться у других, поскольку это помогает нам самим делать лучший выбор. Это делает обучение на чужих ошибках и успехах более эффективным, чем на собственном опыте.

Как мы узнаем о других людях?

Мы только что объяснили, что люди эффективно учатся у других людей, наблюдая за ними. Другой распространенный тип социального обучения — это изучение других людей путем взаимодействия с ними. Когда вы узнаете о других людях, вы узнаете, какие они и как себя ведут. Для этого типа обучения вам необходимо обращать внимание на поведение других людей, чтобы вы могли использовать эту информацию в будущих решениях.

Например, представьте, что вы говорите одному из своих одноклассников, что вам нравится мальчик, сидящий через два стола от вас. Однако оказывается, что ваш одноклассник на самом деле не заслуживает доверия: ваш секрет становится известен всему классу, и вы очень расстроены! В этом случае вы, возможно, узнали, что лучше больше не рассказывать ей свои секреты.

Хотя есть много вещей, которые вы можете узнать о других людях, многие ученые изучают, как мы узнаем о надежности других людей. Очень важно узнать, кому вы можете доверять, потому что это поможет вам решить, можете ли вы верить тому, что говорит человек.

Ученые обнаружили, что в подростковом возрасте мы лучше и быстрее познаем, кому мы можем доверять, а кто не заслуживает нашего доверия [2]. Итак, во время разработки мы учимся лучше узнавать о других. Таким образом, этот тип социального обучения помогает нам решить, как вести себя с другими, что необходимо для построения хороших отношений.

Как работает социальное обучение?

Теперь, когда мы представили эти два типа социального обучения, мы объясним, как работает социальное обучение. Когда вы что-то изучаете, вы обновляете то, что знаете, новой информацией. В этом обновлении участвует ваш мозг: он работает как калькулятор. То есть ваш мозг постоянно вычисляет разницу между тем, что вы ожидаете, и тем, что происходит на самом деле. Если произойдет что-то неожиданное, это может вас удивить. Сюрприз называется ошибка предсказания — вы допустили ошибку (ошибку) в том, что вы предсказывали. Ваш мозг отмечает эту ошибку предсказания и следит за тем, чтобы вы учились на ней, обновляя то, что вы уже знаете, новой информацией.

В случае социального обучения рассмотрим пример, который мы обсуждали ранее, когда вы рассказали своему однокласснику о своей тайной любви (рис. 1). Вы ожидали, что она промолчит, но она этого не сделала. Итак, то, что произошло, было довольно удивительно, потому что это отличалось от ваших ожиданий. Ваш мозг отмечает ошибку предсказания и использует эту новую информацию, чтобы обновить то, что вы знаете о своем однокласснике. То есть вы узнали о своей однокласснице, и вы не будете легко доверять ей снова свои секреты

1 .

  • Рис. 1. Ошибки прогнозирования приводят к обучению.
  • Если есть разница между тем, что вы ожидаете (ожидаемый результат), и тем, что происходит на самом деле (фактический результат), это ошибка прогноза. Затем эта ошибка предсказания используется для обновления ваших знаний: вы узнали что-то новое.

Какие части мозга задействованы?

Для выполнения всех вычислений, необходимых для социального обучения, используются несколько областей вашего мозга [4]. Ученые обнаружили по крайней мере две области мозга, важные для социального обучения, называемые 9.0011 вентрального полосатого тела

и медиальной префронтальной коры (mPFC) (рис. 2). Они сделали эти открытия, используя МРТ-сканер для сканирования мозга людей. Во вставке 1 вы можете больше узнать о том, как работает МРТ-сканер.

  • Рисунок 2. Области мозга, участвующие в социальном обучении.
  • Вентральное полосатое тело (в средней части мозга) вычисляет ошибки предсказания, и эти вновь полученные ожидания обновляются в медиальной префронтальной коре (мПФК, в передней части мозга). Таким образом, эти две области мозга важны для социального обучения.

Вставка 1. Изучение мозга: откуда мы знаем, что там происходит?

Чтобы понять, как работает социальное обучение, многие ученые изучают мозг с помощью магнитно-резонансного томографа (МРТ) (рис. 3). Этот сканер представляет собой огромный магнит, который может делать снимки мозга через череп. Ученые могут использовать МРТ, чтобы сфотографировать чей-то мозг, пока этот человек играет в компьютерную игру, в которой учится у других или о них. Таким образом ученые могут выяснить, какие части мозга задействованы в процессе социального обучения. Чтобы узнать больше о том, как работают сканеры МРТ и как они используются для изучения мозга, см. [5].

Вентральное полосатое тело — это область в середине мозга, которую вы используете, когда принимаете решения, когда вам что-то нравится и когда что-то вознаграждает. Также вентральное полосатое тело важно для расчета ошибок предсказания [4]. Поэтому это важная область мозга для регулярного обучения и социального обучения.

mPFC — это область в передней части мозга (за лбом), которая кажется особенно важной для размышлений о том, что думают другие, и для принятия решений, в которых участвуют другие люди. Кроме того, mPFC участвует в обучении: после того, как вентральное полосатое тело вычисляет ошибки предсказания, ваша MPFC обновляет ваши ожидания с помощью новой информации [4]. Таким образом, mPFC является еще одной важной областью мозга для социального обучения.

Итак, вентральное полосатое тело и mPFC играют роль в социальном обучении. Однако важно понимать, что эти области мозга участвуют в других формах поведения, помимо социального обучения. Кроме того, вентральное полосатое тело и mPFC — не единственные части мозга, используемые во время социального обучения — в процесс вовлечены многие области мозга. Все эти области мозга работают вместе и взаимодействуют друг с другом, пока вы учитесь в сложных социальных ситуациях.

Резюме: что вы узнали о социальном обучении

В этой статье мы объяснили два типа социального обучения и почему социальное обучение является важным навыком. Во-первых, учиться на поведении других людей и полученных ими ошибках и успехах более эффективно, чем разбираться во всем самостоятельно. Во-вторых, изучение других людей путем взаимодействия с ними может помочь вам узнать, кому вы можете доверять, и помочь вам построить хорошие отношения.

Когда то, что происходит на самом деле, не соответствует тому, что вы предсказывали, в мозгу вычисляются ошибки предсказания, и эти ошибки предсказания приводят к обучению. Ошибки прогнозирования рассчитываются в вентральном полосатом теле, которое mPFC использует для обновления информации, уже хранящейся в мозгу.

Теперь, когда вы знаете больше о социальном обучении, возможно, вы сможете вспомнить свои собственные примеры того, как вы учились у других или о них. Может быть, вы можете подумать о том, как социальное обучение помогло вам учиться более эффективно или решить, как лучше всего вести себя с другими. В следующий раз, когда вы будете смотреть или встречаться с другими людьми, подумайте об удивительных вычислениях, которые происходят в вашем мозгу!

  • Рисунок 3. Исследователи используют МРТ-сканеры для изучения мозга людей.
  • Исследовательская установка, в которой один исследователь кладет участника на кровать, которая вдвигается в МРТ-сканер. Два других исследователя находятся за экраном компьютера, где они увидят изображения мозга участника после запуска МРТ-сканера.

Глоссарий

Социальное обучение : Изучение новой информации в социальном контексте, когда другие люди являются источником этой информации. Примеры обучения от других людей или о них.

Ошибка предсказания : «Сюрприз», когда есть разница между тем, что вы ожидаете, и тем, что происходит на самом деле.

Вентральное полосатое тело : Область мозга, которая, среди прочего, участвует в (социальном) обучении, поскольку она вычисляет ошибки предсказания.

Медиальная префронтальная кора (мПФК) : Область мозга, участвующая, среди прочего, в социальном обучении, потому что, когда происходит ошибка прогноза, мПФК обновляет ваши неверные ожидания в мозге новой информацией, которую вы узнали.

Конфликт интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Благодарности

Мы хотели бы поблагодарить тех, кто помогал в переводе статей из этого сборника, чтобы сделать их более доступными для детей за пределами англоязычных стран, а также Фонд Джейкобса за предоставление средств, необходимых для перевода статей. Для этой статьи сами авторы также перевели ее на голландский язык. Мы также хотели бы поблагодарить Анну ван Дуйвенвоорде и Марике Бос за комментарии к предыдущей версии этой статьи. BW был поддержан грантом Open Research Area (ORA) (464-15-176), финансируемым Нидерландской организацией научных исследований (NWO), присужденным доктору Анне К.К. ван Дуйвенворде. IK был поддержан грантом NWO Westerdijk (014.041.030), присужденным профессору Берне Гюроглу. IG была поддержана премией Ammodo Science Award 2017 в области социальных наук, присужденной профессору Эвелин Кроун.

Сноска

1. Хотите узнать больше о вычислениях, которые производит ваш мозг, когда вы что-то изучаете? Почему бы не прочитать [3]?


Каталожные номера

[1] Бандура, А. 1977. Теория социального обучения . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: General Learning Press.

[2] Ван ден Бос, В., ван Дейк, Э., и Кроун, Э. А. 2012. Изучение того, кому доверять в повторяющихся социальных взаимодействиях: перспектива развития. Групповой процесс. Межгрупповое отношение. 15: 243–56. дои: 10.1177/1368430211418698

[3] Нуссенбаум, К., и Коэн, А. 2018. Вторжение уравнений! Как математика может объяснить, как мозг учится. Перед. Молодые умы 6:65. doi: 10.3389/frym.2018.00065

[4] Джойнер, Дж., Пива, М., Туррин, К., и Чанг, С. В. 2017. Социальное обучение через ошибку предсказания в мозгу. NPJ Sci. Учиться. 2:8. дои: 10.1038/s41539-017-0009-2

[5] Хойос, П. М., Ким, Н. Ю., и Кастнер, С. 2019. Как магнитно-резонансная томография используется для изучения мозга? Перед. Молодые умы 7:86. doi: 10.3389/frym.2019.00086

Чему стоит научиться в школе?

Профессор Дэвид Перкинс любит рассказывать такую ​​историю: лидер Индии Махатма Ганди садился в поезд. Одна из его сандалий соскользнула и упала на землю. Поезд тронулся, и возвращаться было некогда. Не колеблясь, Ганди снял вторую сандалию и бросил ее в сторону первой. На вопрос коллеги, зачем он это сделал, он сказал, что одна сандалия ему не поможет, а вот две точно помогут кому-то другому.

Как пишет Перкинс в своей новой книге « Мудрость будущего », «люди ценят эту историю как чудесный пример благотворительного акта. И так, в небольшом масштабе, ловя единственный момент».

Но, как он также отмечает, и как он рассказал аудитории в Институте будущего обучения, состоявшемся прошлым летом в школе Эда, это было больше, чем это: это также был осознанный поступок. Бросив эту сандалию, Ганди сделал два важных открытия: он знал, что нужно людям в мире, и он знал, от чего нужно отказаться.

Педагоги, говорит Перкинс, должны принять те же идеи. Им нужно начать задавать себе вопрос, который он считает одним из самых важных в образовании: что стоит изучать в школе?

Чему стоит научиться в школе? Это вопрос, который студенты годами задают учителям, но в несколько иной форме.

«В конце класса лениво машет рукой», — пишет Перкинс. «Ты преподаешь достаточно долго, чтобы быть уверенным, что рука поднимется, как только ты начнешь изучать эту тему, и так оно и есть с раздражающей ленью. Все в порядке. Ты указываешь на руку, давай послушаем.

«Ученик: «Зачем нам это знать?»

Как учитель Перкинс говорит, что ненавидит этот вопрос. Учителя усердно работают над тем, что они делают, и вопрос неуважителен. Тем не менее, признает он, вопрос на самом деле хороший — «высокомерная версия» того, что стоит изучать в школе. (Он также признается, что сам задавал этот вопрос один или два раза.)

«Когда эта баллистическая ракета вылетает из дальнего конца комнаты, это хорошее напоминание о том, что вопрос касается не только государственных школьных советов, авторов учебников, авторы стандартов учебных программ и прочая элита», — говорит он. «Это в головах наших студентов».

Вот почему Перкинс решил посвятить целую книгу, множество лекций и дискуссий тому, как получить ответ на этот вопрос.

Он говорит, что в наши дни мы учим многому, что не будет иметь существенного значения в жизни студентов. Мы также многому не учим, что могло бы повысить окупаемость инвестиций. В результате, как у педагогов, «у нас наблюдается довольно тихий кризис содержания, — пишет Перкинс, — тихий не из-за полного отсутствия голосов, а потому, что другие проблемы в образовании имеют тенденцию приглушать их». Эти другие проблемы — это то, что он называет конкурирующими программами обучения: информация, достижения и опыт.

ИНФОРМАЦИЯ

Начнем с того, что большая часть образования превратилась в овладение очень большим массивом информации, даже если это не то, что Перкинс называет жизненно важным — вероятно, имеет какое-либо значимое значение в жизни учащихся, как ожидается, будет жить.

«Приятно все знать. Мне нравится знать вещи. Вам нравится все знать, — говорит Перкинс. «Но есть проблемы с балансом, особенно в эпоху цифровых технологий. Информация в учебниках — это не обязательно то, что вам нужно или вы хотели бы иметь под рукой». Вместо этого, хотя большинство людей сказали бы, что образование должно подготовить вас к жизни, большая часть того, что предлагается в школах, не работает в этом направлении, говорит Перкинс. Педагоги «зациклены» на создании резервуаров знаний учащихся, часто потому, что мы по умолчанию делаем то, что делалось всегда.

«Обычный учебный план привязан к стойке для велосипедов», — говорит он. «Это прочно сидит в умах родителей: «Я научился этому. Почему мои дети не изучают его?» Огромные инвестиции в учебники и затраты на их исправление дают знакомым элементам учебной программы более длительный срок службы, чем они, возможно, заслуживают. Учебная программа страдает от эффекта переполненного гаража: обычно кажется, что безопаснее и проще держать старый велосипед под рукой, чем выбрасывать его».

В результате, «жизнеспособность многочисленных фактов и идей в типичном учебном плане сомнительна», — говорит он. «Кажется, это не было тщательно продумано».

И простое наличие огромного запаса знаний бесполезно, если они не используются. «Знание нужно для того, чтобы куда-то идти», — говорит Перкинс, а не только для его накопления. Но слишком часто мы склонны сосредотачиваться на краткосрочных успехах — набрать хорошие баллы в викторине, сдать экзамен по правописанию. К сожалению, все эти тестовые знания, все накопленные знания, которые, как мы думали, стоило знать, становятся бесполезными, если их не использовать.

«Неоспоримый факт заключается в том, что наш разум цепляется только за знания, которые нам приходится использовать в каком-то уголке нашей жизни», — пишет Перкинс. «В подавляющем большинстве случаев неиспользованные знания забываются. Его больше нет.

Вот где во время сессии «Будущее обучения» Перкинс попросил аудиторию подумать о том, чему они научились за первую дюжину лет обучения в школе, что действительно важно в их жизни сегодня, помимо основ, таких как обучение чтению, и не включая специальные профессиональные навыки.

«Когда я веду эти разговоры, меня пугает то, как трудно людям отвечать, — говорит он. «Я нахожу это пугающим. Это также многое говорит о текущем состоянии образования».

Возьмем митоз, процесс деления клеток. Во время сессии Future он попросил всех в аудитории — сотни человек — поднять руки, если они изучали митоз в старшей школе. Почти все руки поднялись. Он спросил, сколько людей помнят, в основном, что это такое. Примерно половина поднялась. Затем он спросил, сколько человек использовали свои знания о митозе за последние 10 лет. Одна рука поднялась.

Перкинс признал, что лично он находит митоз увлекательным, и подчеркнул, что в обучении всегда должно быть место для страсти, «но с точки зрения всеобщего образования и того, чему должен учиться каждый, что-то вроде митоза не имеет большого значения».

ДОСТИЖЕНИЕ

Точно так же, как преподаватели подталкивают учащихся к созданию огромного резервуара знаний, они также сосредоточены на том, чтобы учащиеся усвоили материал, иногда в ущерб актуальности. Это происходит, например, с разрывом достижений. Хотя Перкинс спешит сказать, что разрыв в достижениях — это очень важная проблема, к которой следует относиться серьезно, в целом, по его словам, «достижения» связаны с освоением темы, а не с предоставлением полезного контента. Разрыв в достижениях спрашивает, достигают ли учащиеся X. Вместо этого может быть полезнее взглянуть на разрыв в релевантности, который спрашивает, будет ли X иметь значение для жизни, которую, вероятно, будут вести учащиеся.

«Если Х хорошо владеет чтением и письмом, оба вопроса заслуживают положительного ответа!» — говорит Перкинс. «Квалифицированное, беглое и увлеченное чтение и письмо знаменуют собой как трудный пробел, так и достижение с высокой отдачей. Эти знания куда-то уходят. Однако, если X — квадратные уравнения, ответы не совпадают. Освоить квадратные уравнения сложно, но эти уравнения не так уж и живучи». Перкинс говорит, что мы можем заполнить X тысячами тем, которые составляют типичную учебную программу, например, географию. Учащихся учат запоминать столицы штатов и крупные реки и награждают их «достижениями», когда они набирают хорошие баллы. И хотя знать эти вещи приятно, а иногда и полезно, Перкинс утверждает, что вместо этого знание того, как расположение рек, гаваней и других особенностей земли формировалось и продолжает формировать ход истории, дает больше полезности на протяжении всей жизни — больше, чем «сумка, полная фактов». Все эти разговоры о достижениях не оставляют места для обсуждения того, что уже достигнуто».

ЭКСПЕРТИЗА

А еще есть то, что Перкинс называет «Святым Граалем» обучения в школе: стать экспертом. Типичная учебная программа по математике — хороший пример того, как мы хотим, чтобы учащиеся двигались к знаниям в предмете, мало заботясь о полезности. Арифметика ведет к алгебре, включая многие «редко используемые повороты» продвинутой алгебры, затем к геометрии и математическому анализу, «всему предмету, который почти никто никогда не использует», пишет Перкинс.

К сожалению, если кто-то задается вопросом, хорошо ли этот опыт служит учащимся, и вместо этого предлагает более жизненные темы, Перкинс говорит, что обычная реакция такова: «Мы жертвуем строгостью!» Но это не обязательно так. Перкинс говорит, что вместо того, чтобы в течение первых 12 лет обучения приобретать опыт в сложной теме, такой как исчисление, которая почти никогда не встречается в нашей жизни, учащиеся могут стать «экспертами-любителями» в чем-то вроде статистики — строгой теме, которая также используется в ежедневная жизнь. На самом деле, по его словам, опытный дилетантизм отлично работает в большинстве наших дел — в воспитании детей, в уплате налогов, в оценке искусства, в понимании страховых тарифов или в заботе о собственном здоровье.

Перкинс ясно дает понять, что опыт в конкретной области — это неплохо; на самом деле, он поощряет это и предполагает, что это произойдет на уровне колледжа или университета. Но он утверждает, что в современном мире младшие школьники должны сначала освоить основы ключевого обучения, а затем решить, на чем они хотят специализироваться.
    
Итак, мы возвращаемся к вопросу: чему стоит учиться? В своей книге Перкинс обещает, что не собирается отвечать на этот вопрос, по крайней мере, не аккуратно. Нет списка из 1000 вещей, которые мы должны знать или учить. Перкинс говорит, что невозможно составить окончательный список, потому что есть много вещей, которые стоит изучить в любой момент времени или для специализированной карьеры, или даже просто потому, что нам нравится учиться.

Вместо этого он знает, что энциклопедический подход к обучению, применяемый в большинстве школ и ориентированный в первую очередь на достижения и опыт, не имеет смысла.

«Зацикленность на куче информации в учебниках сама по себе является частью проблемы, потому что мир, для которого мы обучаем учащихся, является чем-то вроде движущейся мишени», — говорит он.

Исторически сложилось так, что первые 12 или около того лет обучения были сосредоточены на обучении известному, «испытанному и верному, установленному канону», пишет он. «Это имело смысл во многих периодах и местах, где жизнь большинства детей была более или менее похожа на жизнь их родителей. Однако делать ставку на то, что завтра будет почти так же, как вчера, сегодня кажется не очень хорошей ставкой. Возможно, нам нужно другое видение образования, видение, которое выдвигает на первый план образование для неизвестного в той же степени, что и для известного».

И чтобы сделать это, говорит Перкинс, нам нужно радикально переосмыслить, что стоит изучать, а от чего стоит отказаться.

«Нам действительно нужно взорвать систему и начать заново», — говорит он. «Ну, может быть, не все это дело взорвать, но хотя бы некоторые уголки».

По его словам, одним из таких аспектов является стремление к обучению посредством тестирования с высокими ставками.

«Очевидно, что NCLB работала плохо», с давлением на учителей и учащихся, что иногда приводило к мошенничеству и маневрированию. По его словам, при тестировании с высокими ставками существует фиксация на «суммарном» и «формирующем» оценивании — оценивании усвоения материала учащимися с помощью экзаменов и итоговых проектов (достижений) в сравнении с предоставлением постоянной обратной связи, которая может улучшить обучение. «Вы заканчиваете тем, что снимаетесь для большого конкурса, большого теста в конце года», — говорит он. «Это искажение». В результате «студентов просят многое узнать для класса и для теста, которые, вероятно, не будут иметь значения в жизни, в которой они будут жить, — то есть многое, что просто вряд ли возникнет у них снова в будущем». осмысленный способ».

Перкинс подчеркивает, что он не выступает против оценивания, которое, по его словам, имеет решающее значение для обучения. Вместо этого «это больше о том, как производится оценка. Это голосование за более богатую форму достижения».

Справедливости ради, говорит он, оценка «игра», как она обычно используется в образовании, кажется совершенно разумной — сначала. Тесты «социально довольно эффективны. Вы можете широко их распространять и эффективно оценивать», — говорит он. «Мы даем эти тесты. Мы оцениваем эти тесты. Но это приводит к поверхностному обучению и пониманию. … Вы зубрите, чтобы хорошо сдать тест, но у вас может не быть понимания. Он распутывается».

Вместо этого мы должны двигаться от понимания чего-то — информации об испытаниях, списка столиц штатов — к пониманию чего-то. С последним, по его словам, студенты могут устанавливать связи с другими вещами. Например, вместо того, чтобы просто изучать факты о Французской революции, учащиеся должны узнать о Французской революции как о способе понимания таких проблем, как мировой конфликт или бедность или борьба между церковью и государством. Без этих связей, по словам Перкинса, он не удивлен, что так много людей не могут назвать то, что они узнали раньше, но все еще имеют значение сегодня, или что отстраненные студенты поднимают руки, спрашивая, зачем им нужно что-то знать.

— И студенты совершенно правы, — говорит он. «Первоклассники очень заинтересованы [в школе], но со временем вовлеченность слайдов и слайдов. Часто тому есть несколько причин, но одна из них заключается в том, что они не видят актуальности того, что изучают. Они не видят, как это служит их жизни».

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *