Центральная африканская: Последние новости ЦАР на русском языке
Последние новости ЦАР на русском языке
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
В миреАфрикаЦентральноафриканская Республика (ЦАР)
22.03.2023В мире
В столице ЦАР Банги прошла массовая демонстрация в поддержку России и Китая
03.03.2023В мире
Сотни людей вышли на митинг в поддержку России в столице ЦАР Банги
17.02.2023В мире
Захарова: Пушкин стал героем лекций о культуре Франции в ЦАР
03.02.2023В мире
Посол Бикантов: Армия ЦАР с помощью инструкторов РФ разгромила большую часть бандформирований
01.02.2023В мире
РИА Новости: Четыре человека задержаны по делу о покушении на главу Русского дома в ЦАР
20.12.2022В мире
РИА Новости: Полиция ЦАР задержала работников DHL по делу о взрыве в Русском доме
19. 12.2022В мире
Посол Карпентер: В ЦАР сгорел комплекс зданий представительства Евросоюза
19.12.2022В мире
Главу Русского дома в ЦАР Сытого экстренно эвакуируют в РФ после покушения
19.12.2022Власть
Следы ведут в Париж? Cледствие и СМИ выясняют, кому был выгоден теракт в Русском доме в ЦАР
18.12.2022В мире
Посол ЦАР в РФ: В МИД Франции защищают себя, говоря о русской пропаганде
18.12.2022В мире
Жители ЦАР проводят акции в поддержку главы Русского дома, пострадавшего при покушении
17.12.2022В мире
Глава Русского дома в ЦАР после покушения находится в стабильно тяжелом состоянии
16.12.2022В мире
На месте покушения на главу Русского дома в ЦАР найдена записка с угрозой
16.12.2022В мире
РИА Новости: Посылка с взрывчаткой была отправлена главе Русского дома в ЦАР из Того
16. 12.2022В мире
Глава Россотрудничества Примаков: Врачи борются за жизнь главы Русского дома в ЦАР
16.12.2022В мире
В посольстве РФ в ЦАР рассказали подробности покушения на главу Русского дома
16.12.2022В мире
Охрану посольства РФ в ЦАР усилили после покушения на главу Русского дома
16.12.2022В мире
В посольстве РФ рассказали о состоянии главы Русского дома в ЦАР Сытого после покушения
16.12.2022В мире
Шеф полиции ЦАР рассказал об угрозах в адрес главы Русского дома Сытого перед покушением
16.12.2022В мире
ТАСС: В руках главы Русского дома в ЦАР Сытого взорвалась посылка от анонима
16.12.2022В мире
Глава Русского дома в ЦАР Сытый госпитализирован после покушения
12.11.2022Власть
Путин подтвердил президенту ЦАР готовность России обеспечить страны Африки сельхозпродукцией
23. 10.2022В мире
В ЦАР заявили, что присутствие в стране российских инструкторов идет ей на пользу
04.08.2022В мире
Глава СОМБ Иванов: ЦАР выразила желание увеличить число российских инструкторов на три тысячи
30.05.2022В мире
В посольстве РФ опровергли сообщения о гибели двух россиян в ЦАР
Последние новости ЦАР на русском языке
Центральноафриканская республика сегодня: важнейшие события, происшествия, новости политики и экономики. Репортажи, аналитика, прогнозы, мнение экспертов.
Центральноафриканская республика сегодня: важнейшие события, происшествия, новости политики и экономики. Репортажи, аналитика, прогнозы, мнение экспертов.
Что Россия делает в Центральной Африке
Представление о роли и влиянии российских военных специалистов в ЦАР сильно преувеличено. Их работа стоит в 70-80 раз дешевле содержания размещенного в стране контингента ООН, примерно во столько же раз меньше их численность. Россия предоставляет в ЦАР качественный сервис по сходным ценам, и пока ее амбиции вряд ли выходят за рамки обеспечения качества услуг и стабильности платежей
Убийство российских журналистов в Центральноафриканской Республике (ЦАР) стало поводом для широкой общественности поинтересоваться, что Россия там делает, какие цели преследует и какого рода инструменты использует. Но, несмотря на подозрения в политической и экономической экспансии, ни крупных бизнес-интересов, ни «большой геополитической игры» Москвы в регионе пока не просматривается.
Мы ничего не знаем о том, что послужило причиной гибели журналистов. Политически ангажированный проект, неподготовленная организационно командировка, незнание языков, большая сумма наличными, работа по турвизам, без согласования с принимающей стороной – сложно придумать стечение обстоятельств хуже. Вся информация об инциденте пока дается в противоречивых пересказах слов единственного свидетеля – водителя. Если смотреть на ситуацию под популярным у конспирологов углом qui prodest, то гибель журналистов должна быть выгодна работающим в стране представителям России в последнюю очередь, ведь пока их присутствие в ЦАР не отмечено какими-либо обстоятельствами, которые требовалось бы скрывать.
Российские специалисты помогают официальному правительству ЦАР привести в порядок собственные вооруженные силы и делают это с ведома и при поддержке ООН. Их присутствие, как отмечают местные наблюдатели, помогло стабилизировать обстановку и усилило позиции центральной власти под руководством президента Туадеры – доктора математики, который, по крайней мере на словах, стремится проводить взвешенную политику, чтобы стабилизировать ситуацию в стране.
То, что официальные власти ЦАР обратились за помощью к России, показывает прежде всего их разочарование в бывшей метрополии Франции и ее способность содействовать урегулированию, а также в работе контингента ООН. Суммы, потраченные на этот контингент, превышают ВВП ЦАР, но миссия все больше погрязает в неформальных финансовых связях с вооруженными группировками и демонстрирует заинтересованность в сохранении статус-кво непрозрачной системы сдержек и противовесов при слабом правительстве.
Привлечение российских специалистов парадоксальным образом лежит в русле политики Африканского союза «африканским проблемам – африканские решения». Россияне воспринимаются тут в качестве стороны, готовой обеспечить безопасность как сервис – в рамках простой и понятной хозяйственной сделки, а не в обмен на суверенитет, политический или экономический.
В публичном обсуждении последних событий в Центральноафриканской Республике часто звучат упрощенные объяснения ситуации в стране, завышенные оценки минеральных богатств ЦАР, а также преувеличенное представление о роли и влиянии присутствующих там российских военных специалистов. Их работа стоит в 70-80 раз дешевле содержания размещенного в стране контингента ООН, примерно во столько же раз меньше их численность. Россия предоставляет в ЦАР качественный сервис по сходным ценам, и вряд ли ее амбиции пока выходят за рамки обеспечения качества услуг и стабильности платежей.
Убийство на дороге
30 июля 2018 года в Центральноафриканской Республике погибли российские журналисты Кирилл Радченко, Александр Расторгуев и Орхан Джемаль. Журналисты прибыли в ЦАР в частном порядке за два дня до этого для съемок фильма о ЧВК «Вагнер» для Центра управления расследованиями (ЦУР), одной из структур медиахолдинга Михаила Ходорковского.
По информации ЦУР, из-за отсутствия аккредитации журналистов не пустили на военную базу в Беренго, где российские специалисты готовят военнослужащих ЦАР, после чего группа направилась в город Бамбари на встречу с фиксером, который обещал помочь со съемками золотых приисков Ндассима (Ndassima), якобы контролируемых специалистами из РФ. По неизвестной причине журналисты отклонились от маршрута и были застрелены в районе города Сибю (300 км на север от столицы, Банги). Фиксер, который был сотрудником ООН, действовал как частное лицо, официальной коммуникации с миссией журналисты не организовали.
Расследование обстоятельств гибели российских журналистов в ЦАР успело обрасти спорами между российскими властями и частью журналистского сообщества о соблюдении профессиональных стандартов при подготовке поездки и работе в стране, ответственности заказчиков материала, а также взаимными обвинениями в сознательном искажении информации.
Как сообщил МИД РФ, согласно предварительным результатам расследования, неизвестные пытались ограбить российских журналистов и при попытке оказать им сопротивление убили. МБХ-медиа без указания источника, распространило свою версию случившегося: Радченко, Расторгуев и Джемаль передвигались в составе колонны из двух автомобилей и попали в засаду, причем первую машину в колонне нападавшие пропустили.
Что такое ЦАР и за что там воюют
Центральноафриканская Республика одна из беднейших стран мира, которая сейчас находится под контролем полутора десятков враждующих между собой военно-политических образований. В смысле политической стабильности и рисков безопасности ЦАР представляет собой гораздо более яркий пример failed state, чем Сомали, где на отдельных территориях действуют вполне дееспособные государственные структуры. В течение всего периода независимости c 1960 года ЦАР оставалась в неформальной зоне ответственности бывшей метрополии – Франции, но отношения между Банги и Парижем редко были доверительными.
ЦАР располагается в самой сердцевине Африканского континента, но никаких особенных преимуществ и уж тем более «стратегического значения» это ей не дает. Наоборот, как типичная landlocked country ЦАР традиционно отставала от имеющих выход к морю соседей. Исторически на территории Убанги-Шари (колониальное название страны) чрезвычайно пестрое в этническом и языковом смысле население; отдельные группы мигрировали из прибрежных районов, уступая давлению колониальных держав, буквально 100–150 лет назад, что добавило государству неустойчивости.
При населении немногим более 4 млн человек в ЦАР насчитывается более 80 обособленных культурно-языковых общностей, находящихся на самых разных стадиях развития – от охотников и собирателей пигмеев ака до занде, которые сформировали основы государственности еще до прихода европейцев. Крупнейшие группы: гбайа и банда (около 30% каждая), манджила и сара (более 10% каждая). В отсутствие преобладающего этноса доступ к власти, ресурсам и безопасность в ЦАР определяется сложным взаимодействием многочисленных меньшинств, создающих ситуативные политические альянсы.
C 1981 по 1993 год у власти в стране был Андре Колингба (André Kolingba), представлявший южную этническую группу якома численностью 100 тысяч человек. На смену ему пришел Анж-Феликс Патассе (Ange-Félix Patassé) из народности каба (общая численность группы 72 тысячи человек) с севера. В период правления Патассе (1993 по 2003) противостояние этих двух групп, составлявших абсолютное меньшинство даже в районах своего компактного проживания, оформилось в общенациональную конфронтацию по линии север – юг.
В конфессиональном плане ЦАР также представляет крайне неоднородную картину. Номинально до 80% населения относятся к христианским церквям, а остальные исповедуют традиционные религии и ислам суннитского толка. В действительности местное христианство, в том числе католицизм, густо разбавлено традиционными этническими верованиями. То же самое можно сказать и про местный вариант ислама. Поэтому описание конфликта в ЦАР как борьбы христиан и мусульман как минимум не вполне корректно, поскольку на религиозную принадлежность накладывается этническая и региональные идентичности.
Тем не менее около половины территории страны контролируется вооруженными группами с исламистскими лозунгами, и сопротивление экспансии мусульманского меньшинства становится важным сплачивающим фактором для государственной системы. Франция и ООН настаивают на равенстве представителей «мусульманских» и «христианских» вооруженных фракций в мирном процессе, несмотря на то что доля мусульман в населении не превышает 15%.
Источник: «Интеграция экспертизы»Ключевая линия противостояния в ЦАР сводится к противоборству организаций, созданных на базе исламистской коалиции «Селека» (Séléka; на языке санго – союз), официально распущенной еще в 2013 году, и боевиков представленного христианами и приверженцами традиционных верований объединения «Анти-Балака» (Anti-Balaka; на языке гбайа – разоружение), также разнородного. За крупнейшими группами из состава бывшей «Селека» стоит фигура самопровозглашенного президента ЦАР в 2013–2014 годах, выпускника Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы Мишеля Джотодии (Michel Djotodia), за «милициями» «Анти-Балака» – бывшего президента (2003–2013) Франсуа Бозизе (François Bozizé).
Всего в инициативе Африканского союза по установлению мира и примирению в ЦАР, запущенной в ноябре 2017 года, участвует 14 официально признанных вооруженных групп (по семь от бывшей «Селека» и «Анти-Балака»), а их общее число превышает двадцать.
Все противоборствующие стороны в ЦАР обвиняются международными институтами в неизбирательных убийствах гражданских лиц, нападении на персонал и базы гуманитарных организаций, использовании детей-солдат в массовых актах сексуального насилия, которые применяются как тактика устрашения и деморализации противника. Часть лидеров действующих в ЦАР группировок внесены в международные или национальные санкционные списки. Решается вопрос о начале работы Специального уголовного суда по ЦАР, учрежденного в 2015 году, но он до сих пор не обеспечен необходимыми нормативными актами.
Действующий президент ЦАР с 30 марта 2016 года – Фостен-Арканж Туадера (Faustin-Archange Touadéra), христианин, представляющий этническое меньшинство – нгбака-манджа. Он был ректором главного университета страны, получил докторскую степень по математике во Франции. В 2013 году Туадера ушел в отставку в рамках мирных договоренностей с коалицией «Селека», но на новом этапе мирного урегулирования в 2015 году выставил свою кандидатуру на президентских выборах как самовыдвиженец и выиграл, получив 63% голосов.
Интересы России в Центральной Африке
Интересы России в Африке традиционно лежат севернее (арабские постсоциалистические режимы) и северо-восточнее (Судан, Эфиопия) либо южнее (выросшие из антиколониальных войн и борьбы с апартеидом режимы в ЮАР, Намибии, Анголе) региона Центральной Африки. Относительно интенсивное взаимодействие развивается с Угандой и Южным Суданом – в основном это поставки вооружения. Кроме того, российские компании работают в нефтегазовой отрасли Камеруна, Габона и Экваториальной Гвинеи.
Центральноафриканская Республика с 1970-х годов и вплоть до последнего времени была на периферии политических и экономических интересов СССР/России в Африке.
Наиболее продуктивный период сотрудничества между СССР и ЦАР пришелся на правление Жан-Беделя Бокассы (1966–1979), неординарного даже по африканским меркам лидера, строившего государственность ЦАР с опорой на многовекторную внешнюю политику. Отчасти из-за этого во французских, а затем и в остальных СМИ он был выставлен в шутовском образе «диктатора-людоеда». Обвинения в каннибализме впоследствии не были подтверждены судом, и у себя в стране он по-прежнему пользуется определенной популярностью как император Бокасса I и «строитель нации». После свержения Бокассы при поддержке Франции СССР прекратил дипломатические отношения с ЦАР, которые были возобновлены только в 1988 году.
Новое оживление в отношениях России и ЦАР началось совсем недавно. Девятого октября 2017 года президент ЦАР Фостен-Арканж Туандера встретился в Сочи с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Официально стороны «подтвердили заинтересованность наладить сотрудничество» в «политической, торговой, экономической и культурной областях», отметив «значительный потенциал партнерства» и так далее. Неофициально – по-видимому, договорились об участии российских предприятий в укреплении государственной власти и о мерах дипломатической поддержки этой работы.
В декабре 2017 года Россия получила исключение из эмбарго ООН на поставку вооружений и военной техники в ЦАР для передачи армии 900 пистолетов Макарова, 5200 автоматов и 840 пулеметов Калашникова, 140 снайперских винтовок, 270 ручных противотанковых гранатометов и 20 ПЗРК, а также боеприпасов к ним.
В марте 2018 года замдиректора Департамента информации и печати МИД РФ Артем Кожин сообщил, что Россия изучает возможности «взаимовыгодного освоения природных ресурсов ЦАР». В 2018 году, по его словам, началась «реализация поисковых горнорудных концессий». В июле 2018 года издание Africa Intelligence опубликовало материал о том, что Россия получила права на разработку месторождения золота Ндассима в обмен на обеспечение безопасности в прилегающем районе. Именно этот объект собирались снимать Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко при помощи фиксера из Миссии ООН.
23 мая 2018 года президент ЦАР Туандера встретился с Владимиром Путиным на Петербургском экономическом форуме. Обсуждали развитие сотрудничества в экономической и гуманитарной сферах. Выступая на сессии «Россия – Африка», президент ЦАР назвал Россию «моделью мирового успеха».
По официальным данным МИД РФ, сейчас на территории ЦАР находятся 175 российских инструкторов, из них только пять военнослужащие. Остальные – это гражданские лица, обучающие местные кадры пользоваться оружием, которое Россия бесплатно поставила в ЦАР в начале 2018 года. Поставки проводились в рамках решения Комитета Совбеза ООН №2127 по ЦАР при взаимодействии с Многопрофильной комплексной миссией ООН по стабилизации в ЦАР и при участии наблюдателей от Европейской военно-тренировочной миссии и Службы ООН по вопросам разминирования.
По состоянию на август 2018 года российские специалисты подготовили шестьсот военнослужащих Центральноафриканских вооруженных сил и Президентской гвардии. В марте 2018 года посольство РФ в ЦАР сообщало о торжественной церемонии выпуска двухсот центральноафриканских военнослужащих, прошедших двухмесячный курс военной подготовки под руководством российских инструкторов в лагере Беренго (бывшая резиденция императора Бокассы, префектура Лобайе). По данным ООН, Россия обучала военнослужащих ЦАР также на территории Судана.
Работу российских специалистов в ЦАР часто связывают с «поваром Путина» Евгением Пригожиным, который внесен в санкционные списки США за «вмешательство в американские выборы» и известен как владелец дорогих ресторанов, кейтеринговых компаний и прочих активов. В Африке Пригожину приписывают запуск проектов мониторинга социально-политической ситуации в нескольких странах силами специалистов из Санкт-Петербурга и с прицелом на избирательные кампании в течение ближайших лет.
По данным ООН, российские инструкторы базируются в городах Сибю и Бангасу, где они оказывали помощь в развертывании вооруженных сил ЦАР. Но о каком-либо силовом контроле со стороны россиян в ЦАР говорить не приходится. В июне 2018 года армейская колонна ЦАР в сопровождении российских инструкторов двигалась по дороге через Бамбари в Бангасу, когда на нее напали боевики Союза за мир в Центральноафриканской Республике (СМЦАР). Один инструктор и двое военнослужащих получили ранения. В итоге российской делегации пришлось договариваться о гарантиях безопасности с лидером СМЦАР Али Дарассой.
Гражданин России Валерий Захаров действительно был назначен на должность советника президента ЦАР по вопросам национальной безопасности, после чего неоднократно встречался с лидерами вооруженных групп, чтобы обсудить вопросы разоружения, демобилизации и реинтеграции, а также «распределения доходов от эксплуатации природных ресурсов между местными и национальными органами власти». При этом ООН отмечает, что лидеры вооруженных групп «не считают эти дискуссии прямыми переговорами с правительством, а рассматривают их скорее как переговоры с иностранным партнером правительства».
В целом информация о решающем влиянии России на ситуацию в ЦАР и лично на президента страны, а также о нелегальной бизнес-активности российской стороны представляется как минимум преувеличенной. Самостоятельным силовым потенциалом представители РФ в ЦАР не обладают, координируют свои действия «на земле» с международными организациями, а для обеспечения собственной безопасности вынуждены договариваться с отдельными лидерами местных вооруженных группировок.
Алмазы, золото и уран: за что борются в ЦАР
Российские военные и гражданские специалисты далеко не единственные вооруженные иностранцы в ЦАР. В стране присутствуют миротворцы ООН, военно-тренировочная миссия ЕС. До конца 2016 года в ЦАР была французская военная миссия, военнослужащие которой оказались замешаны в многочисленных скандалах, связанных с сексуальным насилием. Также до начала 2017 года в приграничных с Угандой районах размещались военные Уганды и американские военные советники, проводившие операции против отрядов Армии сопротивления Бога. В 2013 году неудачную попытку вооруженного вмешательства в конфликт в ЦАР предпринимала ЮАР.
Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в ЦАР была учреждена в апреле 2014 года. Она сменила аналогичную миссию Африканского союза. По состоянию на апрель 2018 года численность военного и полицейского персонала миссии составляла 12,3 тысячи человек (преимущественно военнослужащие африканских стран, а также контингенты из Пакистана и Бангладеш). Из миротворческого бюджета ООН 2018–2019 годов общим объемом $6,9 млрд на миссию в ЦАР приходится $930 млн (то есть 13% от общемировых расходов). В 2014–2018 годах на деятельность миссии было выделено $3,2 млрд – больше, чем последние доступные оценки ВВП ЦАР.
Основные разведанные минеральные ресурсы ЦАР – это золото и алмазы, известно перспективное месторождение урана. Крупнейший источник валютных поступлений – экспорт тропической древесины. Экспорт золота и алмазов идет в основном контрабандой. Общий масштаб существующих в стране бизнес-активов, способных генерировать экспортную выручку и представляющих хоть какой-то коммерческий интерес, крайне незначителен. Общий объем экспорта (за 2016 год) – $166 млн, из них $44,5 млн (27%) – круглый лес; $37,9 млн (23%) – ранее поставленные по гуманитарным программам грузовики и запчасти к ним; $17,3 млн (10%) – пиломатериалы.
С начала 2016 года некоторые иностранные компании (либо напрямую, либо косвенно через подрядчиков, связанных с Китаем) получили разрешение на добычу алмазов и золота в Центральноафриканской Республике полумеханическим или промышленным способом. В условиях ЦАР это означает не столько расширение базы налоговых поступлений центральных властей, сколько обеспечение стабильного финансирования многочисленных вооруженных формирований, контролирующих те или иные районы.
Официальный экспорт золота из ЦАР в 2017 году достиг рекордного уровня 108 кг, с января по май 2018 года – 65 кг. До начала активной фазы вооруженного конфликта экспорт находился на уровне 55–60 кг в год. Но все это рекорды местного масштаба. Даже учитывая, что основной поток золота из ЦАР идет контрабандой в Камерун, где реализуется по ценам около $40–44 за грамм, весь оборот золотодобывающей промышленности ЦАР не превышает $10–15 млн.
Потенциальные выгоды от участия в добыче золота или алмазов в ЦАР, которую затрудняют не только соображения безопасности, но и чисто технические обстоятельства (необходимость инвестиций в оборудование, доразведку и прочее), несопоставимы с финансовыми потоками, которые проходят через миротворческие и гуманитарные организации, работающие в стране. Эти финансовые потоки, которые распределяются среди зависимого от вооруженных формирований населения и местных подрядчиков в конечном счете определяют благосостояние лидеров формирований. Они, в свою очередь, обеспечивают своей активностью raison d’etre для миротворцев.
Урановый проект на месторождении Бакума (Bakouma), которое разрабатывали еще в 1960–1970-х годах, был заморожен французской компанией Areva в 2012 году после нападения на производственный лагерь. Хотя основной причиной было изменение конъюнктуры мирового рынка урана и экономическая нецелесообразность разработки.
Как Россия возвращается в Африку
Использование негосударственных акторов для решения отдельных задач в ходе вооруженных конфликтов – распространенная практика, и Россию вряд ли можно назвать пионером в этой сфере. В Африке российская сторона уже обладает соответствующим положительным опытом: в 2017 году частная российская компания «РСБ-Групп» выполнила заказ на разминирование производственного комплекса Ливийской цементной компании в Бенгази. Другая компания с российским участием – EFORCE Intersevice – известна контрактом с нигерийским правительством на подготовку подразделений специального назначения, которые сыграли решающую роль в борьбе с террористическими группами «Боко Харам».
Тем не менее целостной африканской повестки у России пока нет – это касается как всего континента в целом, так и отдельных стран вроде ЦАР. Политика состоит по большей части из реакции на запросы и обращения африканских партнеров и зависит от стечения обстоятельств, настойчивости и последовательности представителей африканской стороны и частных акторов. Россия в Африку пока не торопится, хотя и внимательно к ней присматривается.
Вовлеченность России в дела некоторых стран Африки предсказуемо становится предметом преувеличения со стороны политиков и спецслужб Франции, США и Великобритании. В основе такого преувеличения может быть не только искреннее заблуждение, но и корысть: Россия удобный оппонент, которому привычнее и проще противостоять, чем Китаю или исламистам, на такое противостояние легче получить финансирование.
Вместе с тем разграничение «китайской» и «европейской» Африки стабилизировалось в последние годы по линии ДР Конго – ЦАР – Южный Судан. Южная половина континента становится все более ориентированной на Китай, а страны к северу от этой линии в большей степени оказываются под влиянием Запада или группировок политического ислама различного толка. В отдаленной перспективе российское силовое присутствие в ЦАР может трансформироваться в политический проект в контексте, например, повестки БРИКС, но пока это простая бизнес-история не больше чем на несколько десятков миллионов долларов.
следующего автора:
- Вадим Зайцев
- Андрей Маслов
- Юлия Тимофеева
Фонд Карнеги за Международный Мир как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды автора, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.
ГООНВР | ООН в действии
Организация Объединенных Наций в Центральноафриканской Республике
Организация Объединенных Наций (ООН) в Центральноафриканской Республике состоит из 20 агентств, программ, фондов и департаментов, а также Многопрофильной комплексной миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации в Центральноафриканская Республика (МИНУСКА). Эти организации вместе с правительством Центральноафриканской Республики работают над установлением мира и развитием в стране, а также оказывают гуманитарную помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.
В Центральноафриканской Республике Организация Объединенных Наций в целом придерживается национальных приоритетов, а именно: (1) работа во имя мира и примирения; (2) Улучшение доступа к основным социальным услугам; и (3) Обеспечение восстановления экономики и возрождение производственных секторов, как указано в Плане национального восстановления и миростроительства (на французском языке: «Plan national de relèvement et de console de la paix»).
Рамочная программа Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития (ЮНДАФ+) в Центральноафриканской Республике описывает скоординированный ответ всей системы ООН, включая МИНУСКА, на национальные приоритеты, содержащиеся в Плане национального восстановления и миростроительства.
Стратегические оси также согласованы с Целями устойчивого развития (Повестка дня на период до 2030 г.), Повесткой дня Африканского союза на период до 2063 г. и соглашениями, достигнутыми на Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата. В этом плане Организация Объединенных Наций подтверждает свое обязательство поддерживать правительство в достижении результатов, изложенных в этих программах. Эти результаты, которые правительство обязалось достичь, включают искоренение всех форм бедности, борьбу с неравенством, решение важнейшей проблемы изменения климата и, прежде всего, обеспечение того, чтобы никто не был забыт.
На международном уровне работа Организации Объединенных Наций руководствуется принципами международного мира и безопасности, прав человека, устойчивого развития и международного права.
Ключевые цели
1. При поддержке Организации Объединенных Наций политические и административные институты и организации гражданского общества (ОГО) продвигают и вносят свой вклад в мир, безопасность, национальное примирение и права человека.
2. При поддержке Организации Объединенных Наций политические и административные учреждения и организации гражданского общества (ОГО) продвигают и контролируют верховенство закона, а также надлежащее управление.
3. При поддержке Организации Объединенных Наций население Центральноафриканской Республики, особенно наиболее уязвимые или подвергающиеся наибольшему риску, пользуются основными социальными услугами, в частности услугами здравоохранения, базового образования, социальной защиты, водоснабжения и санитарии, которые используются по стандартам качества и долговечности.
4. При поддержке Организации Объединенных Наций население Центральноафриканской Республики, особенно наиболее уязвимые или подверженные наибольшему риску, пользуются качественными услугами в области обеспечения продовольствием и питанием на устойчивой основе.
5. При поддержке Организации Объединенных Наций политические и административные учреждения, ОГО и частный сектор реализуют программы и подходы, которые повышают устойчивость городских и сельских сообществ к кризисам и изменению климата.
6. При поддержке Организации Объединенных Наций политические и административные институты, ОГО и частный сектор реализуют политику, программы и реформы, направленные на инклюзивный экономический рост и прозрачное и устойчивое управление природными ресурсами.
Центральноафриканская Республика | Всемирная продовольственная программа
Фото кредит- 79%
- человек живут за чертой бедности
- 27%
- населения перемещено
- 3 миллиона
- требуется гуманитарная помощь
- 45%
- не имеют продовольственной безопасности
- 4,7 миллиона
- населения
Загрузить краткое описание страны
Центральноафриканская Республика (ЦАР) занимает предпоследнее место в Индексе развития человеческого потенциала 2018 года, где около 79 процентов из 4,7-миллионного населения страны, по оценкам, живут в бедности. Почти 3 миллиона человек, проживающих в ЦАР, нуждаются в гуманитарной помощи.
В 2013 году в результате политического переворота произошло интенсивное межконфессиональное насилие и 36-процентный обвал ВВП . Затяжной внутренний вооруженный конфликт опустошает страну с 2014 года, продолжая вынуждать людей покидать свои дома и вызывая серьезные сбои в предоставлении основных социальных услуг. Возобновление насилия с 2017 года привело к дальнейшему перемещению: более миллиона человек — каждый четвертый гражданин — были перемещены по стране или нашли убежище в соседних странах.
Несмотря на то, что в марте 2016 года были избраны новый президент и генеральная ассамблея, большие территории по-прежнему контролируются вооруженными группами, и ситуация с безопасностью остается нестабильной. Хотя подписание 6 февраля 2019 года мирного соглашения между правительством и 14 вооруженными группировками улучшило стабильность в некоторых районах, гуманитарная ситуация по-прежнему остается критической.
Из-за того, что в результате конфликта средства к существованию были подорваны, производство продуктов питания и покупательная способность домохозяйств снизились. Рост цен на продовольствие означает, что от 65 до 75 процентов располагаемого дохода в настоящее время тратится на продукты питания, и, согласно последнему отчету IPC, 45 процентов населения (2,1 миллиона человек) не имеют продовольственной безопасности. Из них 85 процентов испытывают острую нехватку продовольствия (1,8 миллиона). Около 40 процентов детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет отстают в росте, их рост ограничивается недостатком питательных веществ в их рационе.
В сотрудничестве с другими гуманитарными организациями ВПП оказывает чрезвычайную продовольственную и продовольственную помощь пострадавшим от конфликта людям в ЦАР, охватив около 920 000 человек в 2018 году.
Расширение ответных мер ВПП включает в себя расширение масштабов общей раздачи продовольствия и мероприятий по питанию (как профилактики, так и лечения) с охватом детей в возрасте до 5 лет, а также беременных и кормящих матерей для борьбы с детским недоеданием у его источника.
В сложившихся обстоятельствах работа ВПП по реагированию на кризисные ситуации продолжается, в то время как ее внимание постепенно смещается в сторону разработки и поддержки собственной политики нулевого голода
правительства и программ социального обеспечения. Укрепляя способность страны руководить реагированием на будущие кризисы и мероприятий по повышению устойчивости , таких как «Продовольствие за активы», школьное питание и «Закупки для прогресса» (P4P), ВПП стремится к постепенной передаче ответственности правительству в ближайшие годы.Показать больше
Что делает Всемирная продовольственная программа в Центральноафриканской Республике
Доступ к пище
ВПП помогает уязвимым сообществам удовлетворять их основные потребности в продуктах питания и питании путем раздачи продовольствия, в том числе специализированных питательных продуктов, и/или денежных средств. По мере того, как районы станут более стабильными, беженцам и другим лицам, пострадавшим от кризиса, будет оказана помощь в возвращении домой, и основное внимание будет смещено на оказание им помощи в восстановлении средств к существованию. Программы школьного питания улучшают питание детей и посещаемость школ в районах, где отсутствует продовольственная безопасность.
Питание
Чтобы помочь обеспечить долгосрочную устойчивость, ВПП работает над улучшением питания уязвимых групп, включая детей, людей с ограниченными возможностями и больных ВИЧ. ВПП также осуществляет оперативный пилотный проект по улучшению охвата и повышению качества лечения истощения у детей в возрасте до 5 лет, а также беременных и кормящих женщин. В рамках пересмотренной операции по реагированию 36 000 детей в возрасте до 5 лет будут ежедневно получать обогащенное питание в рамках программы, направленной на лечение и профилактику недоедания.
Эта программа также поддерживает вакцинацию, улучшение водоснабжения и санитарии, обучение здоровью и расширение прав и возможностей женщин.Поддержка мелких землевладельцев
ВПП помогает мелким фермерам восстанавливать и улучшать свои производственные активы, стремясь повысить производительность и продовольственную безопасность, а также повысить устойчивость к будущим кризисам. Фермеры получают трансферты для выращивания сельскохозяйственных культур и обретения некоторой независимости, а также техническую помощь и рыночные возможности для повышения своих доходов и обеспечения продовольственной и пищевой безопасности. Школьное питание и общие программы раздачи продуктов закупаются у мелких землевладельцев; в 2018 году принесли пользу 46 000 фермеров (60 процентов из них женщины).
Укрепление потенциала
Работая с другими агентствами ООН и государственными учреждениями, ВПП стремится укреплять национальный потенциал гуманитарной помощи и раннего восстановления, поддерживать правительство в разработке и реализации его собственных политик ликвидации голода и программ социальной защиты, которые, в свою очередь, также будут включать инициативы по улучшению гендерного равенства.