Царское село эрмитаж: Эрмитаж | Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Эрмитаж | Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Павильон «Эрмитаж» в Екатерининском парке
Павильон «Эрмитаж» в Екатерининском парке
Интерьер павильона «Эрмитаж» в Екатерининском парке
Интерьер павильона «Эрмитаж» в Екатерининском парке
Детали интерьера павильона «Эрмитаж» в Екатерининском парке
Эрмитаж. Копия с чертежа Ильи Неелова (1779), около 1825
Подобные павильоны, название которых по-французски означает «хижина отшельника», получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка. Для того чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъемные столы.
Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе первоначально спроектировал М. Г. Земцов. Весной 1744 года приступили к кладке фундаментов, которые к осени того же года были завершены. Однако в 1749 году фасады готового к тому времени павильона были переделаны в соответствии с новым проектом Ф. Растрелли. Неповторимый почерк обер-архитектора императрицы Елизаветы Петровны передают исключительно сложные ракурсы, в которых здание предстает зрителю при ближайшем рассмотрении.
Еще через два года лепных дел мастера Д.-Б. Джани и Г.-Ф. Партир установили по замыслу Растрелли 68 больших и малых капителей на колоннах Эрмитажа и 28 — на пилястрах. Растрелли включил в наружное убранство павильона круглую скульптуру: 8 статуй стояли на постаментах балюстрады у основания восьмигранного купола, 4 — завершали кровли четырех кабинетов.
Центральный купол павильона венчала группа «Похищение Прозерпины». Кроме того, здание украшали 16 статуй, расставленных между группами колонн на фасадах кабинетов. Они стояли на постаментах, декорированных рокайлями и, судя по изображению на чертежах и гравюрах, ни одна из них не повторяла другую. Статуи Славы на больших фронтонах поддерживали великолепный картуш с вензелем императрицы.Динамика композиции сооружения, усиленная ритмом декорирующих фасады коринфских колонн, преобладание вертикальных членений над горизонтальными, отчетливо передал в своем изображении павильона М. И. Махаев. Исполненная по его рисунку гравюра — бесценный исторический документ, сохранивший для нас облик Эрмитажа в его праздничном барочном наряде.
К сожалению, ни одна из статуй, входивших в первоначальное убранство здания, не дошла до нашего времени, но сохранились и были скопированы редчайшие образцы русской декоративной пластики середины XVIII века, примененные в скульптурном оформлении фасадов, — гипсовые барельефы на постаментах колонн. Тематика 32 барельефов, изображающих «Игры амуров», как нельзя лучше отвечала царившей в Эрмитаже праздничной атмосфере. Помимо барельефов фасад павильона украшают фигуры атлантов, поддерживающих балконы, картуши, маскароны и другие декоративные детали.
В 1753 году лепные украшения были покрыты позолотой, а фасады окрашены: белые колонны и наличники, золоченные лепные детали и скульптура особенно эффектно выделялись на сине-зеленом «селадонном» фоне стен. Кровля, первоначально зеленая, в 1755 году получила белый цвет, а украшавшие ее статуи и гирлянды засверкали золотом. Декоративное оформление фасадов Эрмитажа завершилось одновременно с его внутренней отделкой, начатой в 1748 году.
Установленный на площадке, вымощенной черными и белыми мраморными плитами, павильон был окружен каналом фигурных очертаний с двумя мостиками; канал окаймляла балюстрада, также украшенная статуями и вазами. Канал и Дикая роща призваны были вселять чувство меланхолического уединения, настраивать на созерцательный лад и навевать воспоминания. По словам теоретика паркового искусства К. Гиршфельда, «таинственная мрачность и темнота места, глубокое уединение и торжественная тишина, величественные предметы естества не преминут привести душу в некоторое чувствие и понудить ее к важным помышлениям». Канал, впрочем, так и не был заполнен водой, которой в Царском Селе всегда не хватало (об этом свидетельствуют архивные источники и данные археологических исследований 2006 года), и в 1777 году по воле новой хозяйки Царского Села Екатерины II его засыпали.
В ходе реставрационных работ 2005–2006 годов канал вокруг Эрмитажа был восстановлен на основе планов, составленных В. И. Нееловым, материалов археологических исследований и рисунка М. И. Махаева. Уникальное для парковой архитектуры «фортификационное» сооружение вновь обрело исторический облик и необычную отделку из валунов и известняковых блоков.
Павильон «Эрмитаж» не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений. Центральный прямоугольный зал павильона связан расходящимися от него по диагоналям галереями с четырьмя квадратными в плане кабинетами. Интересна отделка главного зала Эрмитажа, созданная Ф. Растрелли. Благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями для выхода на балконы, зал был пронизан светом. В простенках между окнами размещались зеркала в резных золоченых рамах, переходящих в обрамления живописных десюдепортов. Прежде в зале находились обеденные столы с подъемными механизмами. Назначение интерьера подсказало сюжет плафона, написанного Д. Валериани: «Юнона и Юпитер приглашают небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу». Сюжеты для живописных панно над зеркалами среднего зала Д. Валериани заимствовал из «Метаморфоз» Овидия: «Вакх и Ариадна», «Аполлон, преследующий Дафну», «Вакх, венчающий Дафну звездной короной» и «Похищение Европы».
Плафоны галерей, соединяющих средний зал с кабинетами, написал А. Перезинотти. По содержанию они перекликались с барельефами на фасадах Эрмитажа и изображали амуров с аллегорическими атрибутами времен года.
Павильон «Эрмитаж»
Как добраться:
- — На электричке до ж.д. станции «Царское Село — г. Пушкин», затем до остановки «Парк» на любом автобусе или маршрутном такси.
- — От станции метро «Московская», «Звездная», «Купчино» на автобусе или маршрутном такси до остановки «Парк».
История строительства павильона «Эрмитаж»
Императрица Елизавета, дочь Петра Великого, после того как заняла престол, приказала разбить регулярный парк в Царском Селе. Для этого было приказано вырубить Дикую рощу, посаженную двадцать лет тому назад. В роще этой росла ольха, ели и березы. Устроением парка занимался садовник Елизаветы Ламберт. Подобные павильоны, название которых по-французски означает «хижина отшельника», получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка.
В 1744 году началось строительство павильона Эрмитаж в Регулярном парке. Разработкой проекта строительства нового каменного здания занимался М. Г. Земцов, а собственно стройку вел С. И. Чевакинский. Закладка фундамента заняла всего полгода. А в 1744 году была завершена предварительная стройка. В 1749 году Эрмитаж был отстроен полностью, но фасады были переделаны по плану Ф. Б. Растрелли. Смысл его идеи состоял в том, что новый павильон – этакий парафраз Екатерининского дворца.
Первое время вокруг Эрмитажа был проведен канал. Вся площадка между новым павильоном и каналом была выложена черными и белыми мраморными плитами в шахматном порядке. Эрмитаж – это двухэтажное каменное строение с большим залом в центре, а в зале, в свою очередь, в каждом из четырех углов была галерея. Единообразие Эрмитажа с Екатерининским дворцом выделяется, прежде всего, расположением павильона: он стоит на аллее, исходящей от центра Екатерининского дворца.
Архитектурные особенности павильона «Эрмитаж»
Внешняя отделка Эрмитажа, как и подобает стилю барокко, многообразная, богатая, яркая и довольно активная, как и у Екатерининского дворца. Сочетание цветов в отделке павильона ровно такое, что и у большого дворца, то есть лазурный голубой, белый и золото. Эрмитаж был украшен гирляндами, лепными украшениями, вазами, статуями. Часть этих украшений была вызолочена, на ярком голубом фоне великолепно выделялись белые колонны. Павильон оставляет впечатление роскошной ювелирной игрушки на фоне большого Екатерининского дворца.
Парк вокруг Эрмитажа стал выгодным фоном для его довольно экспрессивной архитектуры. Деревья были ровно подстрижены. А сам павильон окружал ров соответствующей для барокко формы, соединявшийся двумя мостами с парком. Эрмитаж был любимым местом русских императриц, предназначенным для отдыха и развлечений. Внутри Эрмитажа стояли интересные гостям прототипы современных лифтов, а именно маленькие диванчики, которые при помощи специальных устройств поднимали гостей наверх.
Внутреннее убранство в целом было очень занятным. Окна в зале пропускали огромное количество света, так как были одновременно дверями на балкон. Между окнами располагались большие зеркала, которые отражали и увеличивали количество света. В Эрмитаже давались обеды для иностранных гостей, которые удивлялись не только поданным блюдам, но и различным механизмам. Столы в зале после обеда опускались вниз, в служебное помещение, и зал полностью освобождался.
Во время обеда смена блюд происходила без присутствия слуг в зале, угощение поднималось по специальным трубам, а заказы принимались с помощью оповещения колокольчиками и записками. В сердце здания был колодец с чистой водой. 1817 год был последним годом использования механизмов Эрмитажа. Здесь после большого официального мероприятия в Петербурге был устроен семейный праздник по случаю бракосочетания царя Николая Павловича и Александры Федоровны.
Современное время
- С середины XVIII здание не перестраивалось, соответственно, его планировка и внутреннее убранство дошли до нас почти в первозданном виде.
- В годы войны здание Эрмитаж сильно пострадал, но было отреставрировано.
- В наши дни залы Эрмитажа открыты для посещения.
Редакция сайта Пушкин.спб.ру
Эрмитаж | Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Эрмитаж в Екатерининском парке
Эрмитаж в Екатерининском парке
Интерьер Эрмитажа в Екатерининском парке
Интерьер Эрмитажа в Екатерининском парке
Детали интерьера Эрмитажа в Екатерининском парке
Эрмитаж. Копия с рисунка Ильи Неелова (1779 г.), ок. 1825 г.
Подобные павильоны с названием, взятым из французского языка, были обычным явлением в регулярных садах восемнадцатого века. Они предназначались для того, чтобы владелец усадьбы мог отдыхать и обедать в компании избранных, и располагались в «дикой» части парка. Чтобы избежать мешающего присутствия слуг, такие павильоны обычно оснащались механизмами, которые позволяли поднимать и опускать столы.
Павильон «Эрмитаж» в регулярном парке (Екатерининском парке) в Царском Селе был спроектирован Михаилом Земцовым. Закладка фундамента началась весной 1744 г. и была завершена к осени того же года. Однако в 1749 году фасады построенного к тому времени павильона были перестроены по новому проекту Растрелли. Уникальная подпись главного архитектора императрицы Елизаветы присутствует в исключительно сложных аспектах, которые здание представляет зрителю, если смотреть с близкого расстояния.
Через два года, следуя замыслу Растрелли, мастера-лепщики Джованни Баттиста Джани и Г.-Ф. Партье установил 68 больших и малых капителей на колоннах Эрмитажа и еще 28 на пилястрах. Во внешнее убранство павильона архитектор включил и скульптуру: восемь статуй стояли на постаментах балюстрады у основания восьмиугольного купола, а четыре других венчали крыши кабинетов. Центральный купол был увенчан скульптурной группой, изображающей Похищение Прозерпины. Здание дополнительно украсили шестнадцать статуй, размещенных между группами колонн на фасадах кабинетов. Они стояли на постаментах, украшенных рокайлями, и, судя по тому, что можно увидеть на рисунках и гравюрах, все они были разными. Статуи Славы на больших фронтонах поддерживали великолепный картуш с вензелем императрицы.
В 1753 г. лепнина была покрыта позолотой, а фасады расписаны: белые колонны и наличники, золотая лепнина и скульптура эффектно оттенялись сине-зеленым «салатным» цветом стен. Крыша, первоначально зеленая, была выкрашена в белый цвет в 1755 году, а украшающие ее статуи и гирлянды блестели золотом. Оформление фасадов Эрмитажа было завершено одновременно с внутренней отделкой, начатой в 1748 году.
Расположенный на террасе, вымощенной черно-белыми мраморными плитами, павильон был окружен рвом сложной формы с двумя маленькие мосты. Ров был окаймлен балюстрадой, также украшенной статуями и вазами. Ров и дикая роща должны были внушать настроение меланхолического одиночества, наводить людей на созерцательный лад и навевать воспоминания. По словам знатока теории паркового дизайна Кристиана Хиршфельда, «таинственный мрак и мрак места, глубокое уединение и торжественная тишина, великолепные черты природы не преминут облечь разум в определенное чувство и обязывают к серьезному размышлению». Ров, однако, так и не был заполнен водой, которой в Царском Селе постоянно не хватало (этот факт подтверждается архивными документами и археологическими исследованиями, проведенными в 2006 г.), и в 1777 г. он был засыпан по приказу Екатерины II, новая хозяйка резиденции.
Павильон «Эрмитаж» после середины XVIII века не перестраивался, поэтому его внутреннее убранство дошло до нас практически в неизменном виде. Прямоугольный центральный зал соединен четырьмя галереями, отходящими от него по диагонали к четырем «кабинетам» с квадратными планами. Особенно интересен декор главного зала Эрмитажа, созданный Растрелли. Благодаря широким окнам, которые также служили дверями на балконы, зал пронизан светом. Между окнами Растрелли разместил зеркала в резных и позолоченных рамах, которые сливаются с росписями dessus-de-portes. В зале есть обеденные столы с подъемниками, как это было изначально. Назначение зала указывал сюжет плафонной росписи Джузеппе Валериани – Юпитер и Юнона приглашают небожителей к столу, накрытому и уставленному роскошной посудой. Сюжеты для расписных панно над зеркалами в центральном зале Валериани взял из «Метаморфоз» Овидия: «Вакх и Ариадна», «Аполлон, преследующий Дафну», «Вакх, венчающий Дафну звездным венцом» и «Похищение Европы».
Потолочные росписи в галереях, выходящих к кабинетам, были написаны Антонио Пересинотти. Их сюжеты перекликались с барельефами на фасадах Эрмитажа и изображали амуров с аллегорическими атрибутами времен года.
Эрмитаж в Царском Селе (Пушкин, Санкт-Петербург)
Эрмитаж — один из парковых павильонов, расположенный в регулярной части Екатерининского парка, в бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин Санкт-Петербург).
В регулярных садах XVIII века широко использовались так называемые «эрмитажные» павильоны, название которых происходит от французского «ermitage» — «хижина отшельника».
Такие павильоны предназначались для отдыха и приема пищи владельца в узком кругу избранных.
В России по указу Петра Великого в парке у Большого Петергофского дворца был построен первый Эрмитаж. Эрмитаж в Петергофе и сегодня можно увидеть и посетить в Нижнем парке Большого дворца.
Павильон Эрмитаж в Екатерининском парке выполнен в стиле барокко и является одним из самых изысканных и красивых зданий парка.
Строительство Эрмитажа в парке Екатерининского дворца было начато весной 1744 г. по проекту М.Г. Земцов. В 1749 г. фасады уже готового к тому времени павильона были переделаны по новому проекту главного архитектора императрицы Елизаветы Петровны — Ф. Растрелли.
За время существования павильона фасад немного изменился. Так что статуи и некоторые другие декоративные детали убранства были убраны. С 1753 года лепные украшения позолочены, а фасады расписаны.
Павильон был окружен каналом фигурных очертаний с двумя мостиками. Канал окаймляла балюстрада, также украшенная статуями и вазами. Канал вокруг павильона никогда не заполнялся водой, которой всегда не хватало в Царском Селе, а в 1777 году по велению новой царскосельской хозяйки Екатерины II канал был засыпан. В ходе реставрационных работ 2005-2006 гг. канал вокруг Эрмитажа был восстановлен на основе планов, составленных В.И. Неелова, материалы археологических исследований и рисунок М. И. Махаева.
Сегодня павильон «Эрмитаж» расположен на искусственном острове, облицованном черно-белыми мраморными плитами, который со всех сторон окружен каналом и огражден балюстрадой. Попасть на остров к павильону можно по мостам через ров.
В экстерьере Эрмитажа сочетаются сине-зеленые и белые цвета, характерные для Екатерининского ансамбля. Его украшают балконы с ажурными решетками, поддерживающими фигуры атлантов; колонны и пилястры с залеченными резными капителями; позолоченные лепные детали — барельефы, гирлянды, картуши, маскароны, обрамление оконных и дверных проемов.
Павильон Эрмитаж не перестраивался с середины 18 века, поэтому его внутреннее убранство дошло до нашего времени практически без изменений и с учетом послевоенных реставраций.
Центральный прямоугольный зал павильона соединен диагонально расходящимися от него галереями с четырьмя квадратными кабинетами.
Интерьеры украшены резьбой, зеркалами и картинами на мифологические темы.
Убранство главного зала Эрмитажа такое же, как у Ф. Растрелли. Благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями на балконы, зал пронизан светом. В простенках между окнами установлены зеркала в резных позолоченных рамах, благодаря которым пространство зала зрительно расширяется.
Раньше в этом зале стояли обеденные столы с подъемными механизмами, которые были созданы для того, чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие слуг.
Сегодня в центре зала стоят подъемные столы с комплектами. Императорский фарфоровый завод изготовил чашку с блюдцем, сахарницу и чайник по образцу предметов «Собственного чайного сервиза» императрицы Елизаветы Петровны. Предметы для копирования были предоставлены Государственным Русским музеем.
Стулья изготовлены по модели стульев середины 18 века из исторической коллекции музея корпоративным членом Клуба Друзей музейно-заповедникового общества «Водолей Плюс» при финансовой поддержке ООО «Краски». Города».
Сюжет плафона (росписи потолка) зала написан Д. Валериани: «Юнона и Юпитер приглашают небожителей к столу, уставленному роскошными яствами».
Сюжеты для росписи панно над зеркалами среднего зала Д. Валериани позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия: «Вакх и Ариадна», «Аполлон, преследующий Дафну», «Вакх, венчающий Дафну звездным венцом» и «Похищение Европа».
Плафоны галерей, соединяющих средний зал с кабинетами, расписаны А. Перезинотти. По содержанию они перекликались с барельефами на фасадах Эрмитажа и изображали амуров с аллегорическими атрибутами времен года.
Павильон Эрмитаж расположен в Екатерининском парке, г. Пушкин, Санкт-Петербург.
Координаты павильона : 59°42’48.0″ N 30°24’12.0″ E (59.713333, 30.403333).
Павильон Эрмитаж предлагает экскурсии и временные выставки. Вход платный. Открыт в летний сезон.
Рядом с павильоном «Эрмитаж» находится Эрмитажная кухня, служившая кухней для обслуживания приемов, проходивших в павильоне «Эрмитаж». Но, поскольку эрмитажная кухня располагалась у ограды Екатерининского парка, она была построена таким образом, что служила и одним из входов в парк, от чего и получила свое второе название — «Красные ворота». Сегодня это историческое здание с въездными воротами и рестораном. Подробнее об Эрмитажной кухне…
Екатерининский парк с беседками вместе с Екатерининским дворцом принадлежат Государственному музею-заповеднику «Царское Село».
В летний сезон (где-то со второй половины апреля до середины октября) вход в Екатерининский парк платный. Посещение музеев парка, в том числе павильона «Эрмитаж», не входит в стоимость входа в парк — они оплачиваются отдельно.
В Екатерининском дворце можно посетить отреставрированные залы.
Билеты в парк, павильоны и залы дворца можно приобрести в кассах, расположенных непосредственно у входов в парк или заранее-онлайн на официальном сайте.
Режим работы парка, павильонов и дворца, а также время работы выставок, условия посещения и стоимость билетов рекомендуем уточнять по номеру на сайте Государственного музея-заповедника «Царское». Село» : царь.
Посетить Царское Село можно с одной из экскурсий
В Пушкине, рядом с Екатерининским парком и дворцом можно остановиться
В 5-звездочном отеле Певческая Башня есть рестораны, бар, смотровая площадка на крыше, бесплатный Wi-Fi и парковка .
Завтрак включен в стоимость номера. Ссылка на отель
5-звездочный роскошный спа-отель «Tsar Palace Luxury Hotel & SPA» расположен в историческом здании.