Что происходит в абхазии сейчас: Новости Абхазии — ИА REGNUM

Советский период

Независимая ССР Абхазия была провозглашена 31 марта 1921 года. Таким образом, Абхазия около года (до февраля 1922 г.) формально была независима как от советской России, так и от советской Грузии. 21 мая 1921 г. Ревком Грузии подписал Декларацию «О независимости Социалистической Советской Республики Абхазия». Она была оглашена и одобрена на I съезде трудящихся в конце мая 1921 года. В Декларации, в частности, говорилось: «Революционный комитет Социалистической Советской Республики Грузия признает и приветствует образование независимой Социалистической Советской Республики Абхазия и полагает, что вопрос о взаимоотношениях между ССР Грузии и ССР Абхазии окончательно будет решен на первом съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов, как Абхазии, так и Грузии. Пусть трудящиеся обеих социалистических республик сами определят формы тесного объединения и братского сотрудничества между собой». Ровно через 45 дней после объявления Грузревкомом Декларации о независимости ССР Абхазии по воле Сталина началась закулисная кампания по ее ликвидации.

В декабре 1921 г. лидеры Абхазии под сильным нажимом последнего и Орджоникидзе вынуждены были заключить с Грузией «особый союзный договор», ратифицированный 17 февраля 1922 г., который зафиксировал равноправие двух республик.

Такая торопливость в ликвидации была вызвана рядом факторов, среди которых: во-первых, постановление Кавбюро ЦК от 5 июля 1921 г. требовало ускоренного решения вопроса о государственных взаимоотношениях двух независимых республик, т. е. ССР Абхазии с ССР Грузии. Такова была воля наркома по делам национальностей РСФСР и Сталина; во-вторых, экономическое положение ССР Абхазии и других независимых республик было очень тяжелым в то время. Единственным их спасением являлся союз с РСФСР. Поэтому все независимые республики пошли по пути военного и экономического союза с Россией. Положение же Абхазии осложнялось отсутствием таких официальных связей и с РСФСР, и с Грузией. Республика пыталась установить такие отношения с Россией, но все попытки блокировались «сверху».

15 октября 1921 г. на расширенном заседании пленума Оргбюро и Ревкома Абхазии вновь возник вопрос «О независимости ССР Абхазии». Исходя из общности экономических и исторических интересов Абхазии и Грузии, говорится в принятом совместном постановлении, пленум решил: «Считать необходимым теперь же оформит указанную связь Грузии и Абхазии путем официального договора двух союзных равноправных республик». А 16 ноября 1921 г. Кавбюро ЦК, рассмотрев вопрос «О независимости ССР Абхазии», приняло постановление: «1. Считать экономически и политически нецелесообразным существование независимой Абхазии. 2. Предложить тов. Эшба представить свое окончательное заключение о вхождении Абхазии в состав федерации Грузии на договорных началах или на началах автономной области в РСФСР». Руководители Абхазии вынуждены были остановиться на объединении с Грузией на федеративных договорных началах. Для оформления указанного договора постановлением Кавбюро ЦК 1 ноября 1921 г. была создана комиссия во главе с Ш.

Элиава, Е. Эшба и др.

Союзный договор был подписан 16 декабря 1921 г. и ратифицирован I съездом Советов ССР Абхазии в феврале 1922 г.

В этот период по инициативе Ленина и Кавбюро ЦК в Закавказье началось движение за экономическое и политическое объединение республик в федерацию. Однако в Руководстве Компартии Грузии и Ревкома республики образовалась группа во главе с Б. Мдивани, которая выступила против идеи федерации Закавказских республик и выдвинула план непосредственного вхождения Грузии в СССР, минуя Закфедерацию. Тогда и в Абхазии возникла идея непосредственного вхождения в Закфедерацию и СССР, минуя Грузинскую ССР.

С февраля 1922 г. и вплоть до февраля 1931 г. ССР Абхазия называлась «договорной». Первая советская Конституция была принята в Абхазии в апреле 1925 г. III Всеабхазским съездом Советов. В ней, как и в Конституции ССР Грузии (1922 г.), получил свое закрепление факт объединения этих республик на основе Особого союзного договора.

В дальнейшем в связи с принятием Конституции СССР (1924 г. ) во всех республиках началась разработка новых конституций в соответствии с Конституцией СССР. Такая работа велась в ЗСФСР, в ССР Грузии и ССР Абхазии. В составлении нового проекта Конституции ГССР от Абхазии активное участие принял Председатель ЦИК Абхазии С. Я. Чанба. В Абхазии также была создана конституционная комиссия во главе с Н. А. Лакобой. В июне 1926 г. в Сухуме состоялось выездное заседание сессии ВЦИК ССР Грузии, которая заслушала отчеты руководителей обеих республик. Главным вопросом повестки дня сессии ВЦИК Грузии в столице был доклад секретаря ВЦИК Грузии С. Тордия о Конституции ССР Грузии. Сессия ВЦИК Грузии единогласно утвердила Конституцию ССР Грузии и ввела ее в действие. Окончательно она была утверждена IV Всегрузинским съездом Советов 4 апреля 1927 г. Особенность ее состояла в том, что в нее была включена особая глава «О договорной Социалистической Советской Республике Абхазия».

В феврале 1931 г. под давлением Сталина договорная ССР Абхазия была преобразована в автономную республику (Абхазская АССР) и включена в состав Грузинской ССР. Этот вопрос был решен в Тбилиси на VI Всегрузинском съезде Советов (19 февраля 1931 г.). Попрание суверенных прав Абхазии, низведение ее статуса до уровня автономии в составе Грузии привело к многодневному общенациональному сходу абхазского народа (18—26 февраля 1931 г.), выразившему недоверие правительству и советской власти.

После смерти 28 декабря 1936 г. председателя правительства Абхазии Нестора Лакобы, отравленного в Тбилиси на обеде в доме Л. Берия, начался самый трагичный период новейшей истории Абхазии. На республику обрушился террор, приведший к полному уничтожению политической и интеллектуальной элиты абхазского народа. Усиленными темпами проводилась политика грузинизации: абхазская письменность была переведена с латинской на грузинскую графическую основу, исконные абхазские топонимы заменялись грузинскими, обучение в школах стало вестись на грузинском языке, целенаправленно проводилась ассимиляторская переселенческая политика, направленная на деформацию этнодемографической структуры населения. К практическому осуществлению плана переселения в Абхазию, намеченного Н. Жордания, приступили в 1937 г. по инициативе Л. Берия. В1937—1953 гг. из внутренних районов Грузии в Абхазию были переселены десятки тысяч грузин, что значительно увеличило их долю в составе населения Абхазии. В завуалированной форме демографическая экспансия грузин продолжалась и в постсталинский период. В результате, если в 1886 г. в Абхазии грузины составляли всего 6% населения, в 1989 г. их стало уже 45,7%. Следует сказать о самом характере, форме и методах осуществления переселенческих мероприятий. С самого начала массового переселения руководители ЦК КП Грузии и СНК республики столкнулись с серьезными трудностями, увидев, что свободных земель оказалось очень мало. Они не учли того, что 2/3 территории Абхазии заняты горами.

В период Великой Отечественной войны на фронт отправились 55,5 тысяч воинов автономной республики. На всем Черноморском побережье республики строились оборонительные укрепления, бомбоубежища, блиндажи и т. д. В середине 1941 г. в Абхазии были сформированы истребительные батальоны.

В августе 1942 г. фашистские войска вторглись в пределы Абхазии. Были заняты Клухорский, Марухский и Санчарский перевалы, а 27 августа — высокогорное село Псху. Авиационному налету был подвержен Сухум и другие города Абхазии. На территории Абхазии в то время находилась 46-я армия под командованием генерала К. Леселидзе, которая в начале сентября 1942 г. перешла в наступление, а в конце 1943 г. отбросила германские войска за пределы Абхазии.

Война нанесла огромный ущерб Абхазской ССР. Значительно сократилось производство промышленной продукции и сельского хозяйства. Программа дальнейшего восстановления и развития народного хозяйства Абхазии была намечена сессией Верховного Совета Абхазской АССР

В феврале 1947 г. абхазские ученые Г. Дзидзария, К. Шакрыл, Б. Шинкуба писали в ЦК ВКП (б): «… За последнее время в Абхазии, к величайшему сожалению, сложилась такая обстановка, которая принципиально противоречит, искажает национальную политику нашей большевистской партии и Советского правительства.

Мы как члены партии считаем своей огромной обязанностью сообщить Центральному Комитету…». Конкретно речь шла о закрытии школ, о переселенческой политике в Абхазии, о переименовании населенных пунктов, улиц, поселков, о нарушениях в подборе и расстановке кадров и т. д. Авторы письма были строго наказаны — им инкриминировалась попытка дезинформации ЦК ВКП (б) и клевета на абхазскую партийную организацию. В последние годы им прилепили ярлыки «буржуазных националистов» и «фашиствующих элементов», так продолжалось до 1953 года.

8 августа 1948 г. бюро ЦК КП Грузии строго наказало авторов письма «за попытку дезинформации ЦК ВКП (б) и клевету на абхазскую партийную организацию». В последующие годы они подвергались преследованию как «буржуазные националисты», «фашиствующие элементы». Это продолжалось вплоть до середины 1953 г.

В 1949—1951 гг. литературовед П. Ингороква выдвинул ошибочный и в то же время провокационный тезис, будто абасги — абхазы античности и средневековья не являлись предками современного абхазского народа, а были грузинами. Нынешние же абхазы, писал Ингороква, это племя апсуйцев (от самоназвания абхазов — «апсуа»), осевшее на территории Абхазии лишь два-три столетия назад. Таким образом, под возможное будущее выселение абхазов подводилась идеологическая «база», и абхазы представлялись как «гости» и временные жители на грузинской земле.

Позднее, после выхода в свет книги Ингороква «Георгий Мерчуле — грузинский писатель X века» (Тбилиси, 1954) в печати появилась серия статей видных грузинских и абхазских историков и лингвистов (З. Анчабадзе, Н. Бердзенишвили, Х. Бгажба, К. Ломтатидзе и др.), которые подвергли обстоятельной критике этот миф и уличили автора в грубом искажении фактов.

Нарушения национальной политики имели место и в расстановке кадров. Из 228 ответственных работников партийных комитетов, Совета Министров и других органов управления, районных руководителей, директоров предприятий в 1952 г. насчитывалось только 34 абхаза, 7 русских и 3 армянина.

Массовые митинги и демонстра ции с требованием выхода Абхазии из состава Грузии происходили в 1957, 1964, 1967, 1978 и 1989 годах.

После смерти Сталина и Берии в адрес ЦК КПСС поступали многочисленные письма, в которых рассказывалось о грубейших нарушениях законности и злоупотреблениях должностными лицами в Абхазии. Волновали всех и вопросы искажения топонимики. Об этом в конце 1953 г. писал, в частности, и Председатель Президиума Верховного Совета Абхазской АССР А. М. Чочуа своему тогдашнему грузинскому коллеге: «На основании решений старого руководства Абхазского обкома КП Грузии за последние годы, особенно в период с 1948 по 1951 гг., были произведены массовые переименования населенных пунктов Абхазской АССР. Причем переименование ряда населенных пунктов произведено без достаточного изучения местных условий и надобности, что привело к грубым искажениям, создало неудобство и справедливое нарекание населения».

Важное значение для нашей республики имели постановления Президиума ЦК КПСС (июль 1956 г.), где была дана принципиальная оценка политике Берия и его ставленников в Абхазии, и XX съезда КПСС о культе личности Сталина. Однако исправление допущенных ошибок проходило медленно, поэтому, несмотря на принятые позитивные решения, общественно-политическая обстановка в автономной республике продолжала оставаться двусмысленной.

Во второй половине 1953 г. по указанию ЦК КП Грузии Абхазский обком и Совет Министров республики приняли ряд постановлений по восстановлению абхазских и армянских школ, по переподготовке преподавателей для них. Налаживалась работа по написанию учебников. При Сухумском госпединституте (ныне АГУ — Абхазский государственный университет) были созданы кафедра абхазского языка и литературы, абхазский сектор филологического факультета, факультет методики и педагогики начального образования, отделение иностранных языков для подготовки специалистов для абхазских школ.

Постоянно увеличивалась сеть культурно-просветительских учреждений. Абхазский госмузей стал пополняться ценными экспонатами, возрождается национальная печать. Увеличивается количество книг на родном языке, выпущенных Абхазскоим государственным издательством «Алашара».

Активно функционировало созданное в 1953 г. Министерство культуры. Вступает в строй здание Сухумского драмтеатра (ныне Абхазский драмтеатр) и Абгосфилармонии, которая проводила значительную работу по пропаганде музыкальной культуры абхазского народа и других народов бывшего СССР.

В 1954 году абхазский алфавит переведен с грузинской на русскую графическую основу.

В конце 1977 г. в союзные высшие органы власти было направлено коллективное письмо 130 представителей интеллигенции и видных общественных деятелей Абхазии об элементах «бериевщины» в политике ЦК КП Грузии.

ЦК КПСС передал это письмо в ЦК Грузии, а последний направил в Абхазский обком партии для реагирования. Вопрос обсуждался 18 марта 1978 г. на собрании партийного актива Абхазии, и материалы его были опубликованы в местной периодической печати. На собрании актива коллективное письмо было несправедливо оценено как «аполитичное, клеветническое». Между тем письмо возымело действие. ЦК КП Грузии в своем Постановлении от 25 апреля 1978 г. вынужден был осудить действия Абхазского обкома партии и признал, что, действительно, в развитии экономики и культуры Абхазской АССР имели место существенные недостатки и просчеты. Вместе с тем 1 июня 1978 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем развитии экономики и культуры Абхазской АССР». Однако выполнение ряда пунктов союзных и республиканских партийных постановлений по Абхазии затянулось. Даже такой, казалось бы, простой, но наболевший вопрос о восстановлении наименований населенных пунктов Абхазии, оставался на бумаге.

Абхазским национальным движением было сформулировано требование обретения Абхазией некогда утраченного статуса самостоятельной республики. 18 марта 1989 г. произошло событие, которое уже вошло в анналы истории. В этот памятный день на исторической поляне Лыхнашта собралось более 30 тыс. человек, которые единогласно заявили о назревшей необходимости пересмотра статуса республики в составе Советской Федерации. В «Лыхненском обращении» речь шла о восстановлении ССР Абхазии, существовавшей с 1921 по 1931 годы. Это был беспрецедентный факт подлинного всенародного волеизъявления, под которым подписались и представители других национальностей, проживавших в Абхазии.

С конца 1988 г. произошла реанимация идей П. Ингороквы, которые в виду своей недвусмысленности и легкодоступности и ныне широко распространены среди населения Грузии, грузинской интеллигенции, особенно неспециалистов.

Основываясь на грубой фальсификации Ингороквы, лидеры тогдашней Грузии З. Гамсахурдиа, М. Костава, А. Бакрадзе и другие на митингах в Тбилиси, Сухуме, Гагре, в периодической печати стали открыто заявлять и внушать картвельскому населению, что Абхазия — это грузинская земля, а абхазы — это грузины.

Особенно старались отличиться многочисленные грузинские писатели. Ежедневно печать, радио и телевидение Грузии провоцировали абхазов, заявляя, что они «гости» на грузинской земле, что они «апсуйцы» и им нужно даже лишить автономии.

Процессы, происходившие в СССР в период Горбачева, дали новый импульс стремлению абхазов воспользоваться неотъемлемым правом любого народа самому определять свой политический статус. Поэтому представители абхазской общественности в 1988 г. направили в адрес XIX партконференции письмо, но оно осталось без должного реагирования. Тогда из лиц, направивших письмо, была выделена инициативная группа по созданию организации, способной защитить интересы абхазского народа, отстаивать интересы многонационального населения Абхазии («Айдгылара»).

Вылившиеся в июле 1989 г. в кровавый конфликт абхазо-грузинские противоречия не носили этнического характера. Они протекали на уровне «идеологической конфронтации» и политического противоборства.

Следующий после «Лыхненского обращения» этап национального движения — принятые 25 августа 1990 г. сессией Верховного Совета Абхазии декларация «О государственном суверенитете Абхазской АССР» и постановление «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии».

События конца 80-х и начала 90-х годов XX в. перекликаются с событиями «смутного времени» 1917–1921 годов. Происходит консолидация народов Северного Кавказа и Абхазии. Фундамент этого движения был заложен в Сухуме 25—26 августа 1989 г. (после июльского абхазо-грузинского конфликта), на I съезде Ассамблеи горских народов Кавказа (АГНК).

III съезд АГНК состоялся в столице Абхазии 1—2 ноября 1991 г. В нем приняли участие представители всех народов Северного Кавказа. На съезде была создана Конфедерация горских народов Кавказа (КГНК), подписан Договор и принята «Декларация о Конфедеративном союзе горских народов Кавказа». Съезд принял решение сформировать Кавказский парламент, Третейский суд, Комитет обороны, Комитет Кавказских Сообществ и другие структуры Конфедерации, штаб-квартирой которой был определен г. Сухум.

3 ноября 1991 г. в древнем селе Лыхны состоялись церемония подписания принятых съездом документов и первое заседание Кавказского парламента. Но жизнь вносила свои коррективы. Наступил 1992 г. — не за горами было 14 августа. Абхазия вступала в полосу трагических событий, связанных с Отечественной войной 1992–1993 годов.

119034, Москва,
Гагаринский пер. ,11

Тел.:  8 (495) 637-38-68
Факс:  8 (495) 637-37-56
Эл. почта: [email protected]
По консульским вопросам:
         8 (495) 637-35-72
Эл. почта: [email protected]

8 ЛЕТ БЕЗ МИРА, 7 ЛЕТ НА ГРАНИ ВОЙНЫ

АБХАЗИЯ — 8 ЛЕТ БЕЗ МИРА, 7 ЛЕТ НА ГРАНИ ВОЙНЫ

Наш корреспондент беседует с иереем Виссарионом Аплиаа, управляющим епархиальным советом Сухумо-Абхазской епархии. Каноническая ситуация сложившаяся в Абхазской церкви остается крайне тяжелой, достаточно сказать, что с того времени когда началась грузино-абхазская война Абхазская церковь существует без епископского окормления.

Отец Виссарион, что это значит, быть управляющим епархиальным советом?

У нас нет владыки, а есть епархиальный совет. Меня избрали управляющим этого совета.

Скажите, а почему у вас нет владыки?

В связи с войной Грузии и Абхазии архиерей со множеством священников покинул Абхазию, так у нас осталось 3 приходских священника.

Что вынудило архиерея покинуть епархию?

Бог знает, почему он уехал, никакого специального давления на него никто не оказывал. Но управлять епархией он не может, так как находится в Тбилиси, а паства находится в Абхазии. И вот в продолжение почти 7 лет мы живем без архиерея с помощью Божией.

Сколько приходов действует в Абхазии?

Все приходы действуют, но не хватает священников. У нас есть около 30 городских храмов и еще деревенские, нет такой деревни, где нет храма. Священников, не хватает потому что в основном по своему происхождению они были грузины, и они все покинули Абхазию, хотя никто их не прогонял.

Есть сейчас среди жителей Абхазии люди, которые хотели бы быть священниками?

Очень много есть таких людей. Но грузинский патриарх их не рукополагает и не позволяет сделать это Московскому Патриарху.

Это ваша первая поездка в Москву?

Уже не первая, а третья. В 1996 году мы обратились ко всем православным Патриархам, чтобы наш вопрос решить. И Святейший Патриарх Алексий встречался с Блаженнейшим католикосом Грузии Илией по поводу нас, как быть — брошенные мы. Кроме Святейшего Патриарха Алексия никто не откликнулся, поэтому я и езжу в Москву.

Насколько абхазский народ сейчас привержен Церкви?

23 мая, когда был день памяти апостола Симона Кананита, который принес благую весть в Абхазию еще в первом веке, собралось на молитву очень много людей, правительство.

Сколько монахов сейчас в Новоафонском монастыре?

Двадцать человек, из них два иеромонаха. И еще три священника в миру — один иеромонах и два протоиерея. И еще мальчики наши учатся в Московской семинарии и в Академии, трое уже закончило, а один заканчивает этим летом, и я по вопросу их рукоположения здесь в Москве. Сегодня народ пошел в Церковь. Причащаются, венчаются, вся Абхазия обратилась сейчас к Церкви.

Можно сказать, что в Абхазии и сейчас продолжается война?

С Августа 92 года и по сей день война не прекращается. И я благодарю Бога, что есть российские миротворцы. И не дай Бог, если они уйдут — в этом случае опять начнутся крупномасштабные военные действия в Абхазии. Сейчас происходят только локальные стычки, но они не разрастаются только благодаря присутствию российских войск.

Миротворцы расположены на границе Абхазии и Грузии?

Да в основном там.

Велика ли роль чеченских террористов, и мусульманских экстремистов в Абхазо-Грузинской войне?

Религиозный момент не играет никакой роли в этой войне. Эта война межэтническая.

Возможно какое-то межэтническое примирение в ближайшее время?

Некоторые пытаются говорить об этом, что абхазцы и грузины должны помириться. Но примириться — для этого нужно каяться, должно произойти покаяние.

Грузины говорят о том, что Абхазия является частью Грузии, они утверждают, что борются с сепаратизмом.

Абхазы и грузины — совершенно разные народы. Еще во времена равноапостольного князя Владимира упоминаются народы, имеющие богослужение на собственном языке среди них абазги, т.е. абхазы, грузины, греки, арабы и др. И абхазская церковь была независимая. Только благодаря сталинской национальной политике, они оказались в одной советской республике.

Был период, когда Абхазо-Грузинское царство было одним целым. В то время они объединились для совместной обороны от врагов. Но уже в Российскую империю грузины и абхазы вступали по отдельности. Это две разные даты — обращение Грузинского царя и владетельного князя Абхазии. Для того чтобы сейчас примирить абхазов с грузинами нужно время. Тяжело убедить человека быть в мире с убийцами его близких. В каждом доме — убитый. Если президент Абхазии скажет, чтобы мы присоединялись к Грузии, что ему скажут люди? У нас будет время на то чтоб залечить эти раны, только в том случае, если между воюющими сторонами будут находиться миротворцы. Если миротворцы уйдут — сразу война. Но, кроме того, как очевидец я знаю, и хочу сказать, что абхазский народ стремится войти в состав России, так как Россия защитит тех, кто в этом нуждается.

Мусульманство играет в Абхазии какую-то роль?

Не играет, и никогда не играло. Это выдумки. Ни одной мечети в Абхазии нет, и не было. Во время русско-турецкой войны некоторые люди покинули Абхазию и ушли в Турцию. Там некоторые из них будто бы приняли мусульманство. Я разговаривал с такими «мусульманами». Вот он говорит: «Я мусульманин», а я его спрашиваю — ты обрезан? Он отвечает. — Да что вы, батюшка! Многие из них сейчас крестятся и воцерковляются.

Сейчас в Абхазии живут грузины?

Живут. Весь галльский район вернулся. У этих грузин конфликтов с абхазами нет, терроризмом занимаются те, кто переходит границу.

На каком языке происходит богослужение в Абхазской Церкви сейчас?

На славянском и абхазском.

Есть в Абхазии, какая-нибудь радиостанция, которая предоставляет Церкви время для вещания?

Да есть. Раз в неделю бывают передачи по телевидению минут 20.

Чем сейчас абхазцы, зарабатывают на жизнь?

В основном живут крестьянским трудом.

Раньше в Абхазию ездило много народу, а как сейчас?

Сейчас тоже приезжает много паломников. В Новоафонский монастырь люди приезжают, в Команы, в Пицунду. Из России, с Украины, из Белоруссии. Приезжают к нашим святым местам. На могилу апостола Симона Зелота, одного из двенадцати. Она находится около Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря.

Расскажите о местах в Абхазии связанных с Иоанном Златоустом?

Он умер в Абхазии, в месте называемом Команы, будучи сосланным в наши места из Константинополя. Это недалеко от Сухума. Также мы очень почитаем мученика Василиска, 4 июня его память, он был епископом Команским и пострадал в 303 году. В Команах же произошло третье обретение честной главы Иоанна Предтечи. И Андрей Первозванный также по преданию был у нас и уже от нас пошел в северное причерноморье и оттуда на Киевскую Русь.

А как вы думаете, удастся Святейшему убедить патриарха Илию, чтобы он рукоположил священников для Абхазии?

Это патриарх Илия должен просить Святейшего, чтобы он рукоположил нам священников. Случилась такая беда, по вине лукавого, брат пошел на брата, и брат убил брата своего. Два года мы поминали Патриарха Грузинского Илию, как правящего архиерея. За это можно было получить пулю в лоб, но мы все равно поминали. И вот два года не было никаких изменений. Сейчас мы поминаем Московского Патриарха, который помогает нам. Мы молитвенно просим Московского и Грузинского Патриархов, на время политического противостояния Грузии и Абхазии, хотя бы договориться о временном окормлении абхазской церкви со стороны Московской патриархии. Уже такое соглашение принесет огромное облегчение Абхазской Церкви, и явится спасительным благом для просвещения народа Абхазии.

С иереем Виссарионом Аплиаа беседовал Алексей Сагань

Фото: журнал-альманах «К свету» №16 (1997)


‘До Бучи в Украине была Абхазия в Грузии’ | Новости

Тбилиси и Цхалтубо, Грузия – В 1993 году Венера Мешвелиани была одной из более чем 300 человек, которых российские солдаты около трех недель удерживали в заложниках в Абхазии, отколовшемся регионе на северо-западе Грузии, граничащем с Россией.

«Я никогда не забуду звук топот солдатских ног и неприятный, сырой запах здания школы, в котором нас держали в заложниках. Грузин, родом из абхазского села Ахалдаба.

Большинство стран признают Абхазию территорией Грузии, но Россия и некоторые ее союзники рассматривают эту территорию как собственное государство.

«Каждую ночь они унижали нас, переступая через нас. Затем они выводили младших девочек на улицу и насиловали их», — сказала Мешвелиани «Аль-Джазире» из своей однокомнатной квартиры в Тбилиси, столице Грузии.

Люди стоят возле многоквартирных домов, в которых проживают внутренне перемещенные грузины из Абхазии, в Цхалтубо, Грузия, 21 июля 2022 г. [Валерия Монджелли/Аль-Джазира]

«Многие из изнасилованных девушек тоже были моими ученицами. До войны я был у них учителем математики в деревне. Как мне забыть жестокости, которые им пришлось испытать?» — сказала она, прослезившись.

«Одна девочка из пятого класса была вся в крови, хватала меня за ноги и спрашивала, стоит ли жить. Как только я пытался убедить ее выстоять, в здание школы была доставлена ​​еще одна девочка после изнасилования, и она выглядела так, будто вот-вот потеряет сознание от полученных травм.

«Она просила воды, и один невысокий, но суровый русский солдат, лицо которого я помню до сих пор, взобрался на оконное стекло над девушкой, помочился ей в рот и сказал: «Вот тебе вода. Это то, чего заслуживают грузины». Прошло более 30 лет, но эти преступники до сих пор не привлечены к ответственности».

После распада Советского Союза в 1991 году конфликт между Грузией и Абхазией обострился, когда абхазы стремились установить автономию от Грузии и защитить свою самобытность и культуру.

«До начала войны в нашем районе все было очень мирно. Наша деревня Ахалдаба была очень красивой, и мы все были богатыми, но при этом трудолюбивыми. Но в Абхазии были пророссийски настроенные люди, и они начали сеять семена вражды против Грузии еще до начала войны», — сказал Мешвелиани.

Кремль поддержал требования Абхазии, и напряженность переросла в самый кровопролитный конфликт постсоветской эпохи, который начался в августе 1992 года и длился около года между этническими грузинами в Абхазии и сепаратистскими абхазскими и российскими силами.

Согласно неопубликованному отчету прокуратуры Грузии, в результате конфликта погибло около 5738 человек.

Более 200 000 человек, в основном этнические грузины, были перемещены и продолжают жить за пределами области.

Венера Мешвелиани листает дневник, в котором она задокументировала военные преступления, свидетелем которых она стала во время войны 1992-1993 годов в Абхазии [Валерия Монджелли/Аль-Джазира]

Провозглашенная Абхазией независимость от Грузии в 1999 году остается непризнанной Тбилиси, и трения продолжаются.

Москва признала Абхазию независимой после грузино-российской войны 2008 года и подписала соглашение с Абхазией о взятии под контроль ее границ в 2014 году. адресованный.

«Мужа убили прямо у меня на глазах. Я также помню один дом на окраине моей деревни, где хозяева дома были убиты, а их головы были отрезаны и оставлены на обеденном столе. Разве такие жестокие монстры не заслуживают наказания? она сказала.

На фото муж Венеры Мешвелиани в ее доме в Тбилиси, Грузия, 24 июля 2022 года. Мешвелиани, муж которой был убит на ее глазах [Валерия Монджелли/Аль-Джазира]

По словам Малхаза Патарая, главы Основанная на платформе «Абхазская ассамблея», которая выступает за перемещенных грузин из Абхазии и Южной Осетии (еще один спорный регион, который Грузия считает своей территорией), «агрессор» не был правильно идентифицирован правительством Грузии и Западом.

«Наше правительство с осторожностью относилось к Кремлю, но сразу после распада Советского Союза Запад также считал, что дипломатический диалог с Кремлем будет работать. Это задержало суровые наказания виновных в совершении военных преступлений», — сказал Аль-Джазире Патараиа, который также является внутренне перемещенным этническим грузином из Абхазии.

В то время как Миссия наблюдателей ООН в Грузии, Хьюман Райтс Вотч и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) признали преступления, с которыми пришлось столкнуться этническим грузинам в Абхазии, «этнической чисткой», Патараиа разочарован тем, что мир еще не назвал эти преступления геноцидом.

59-летний Малхаз Патариа, глава тбилисской Абхазской Ассамблеи, целыми днями отстаивает интересы жертв Абхазии [Валерия Монджелли/Аль-Джазира]

«В трех документах ОБСЕ военные преступления, совершенные в Абхазии, называются этническими очищение. Как юрист я могу сказать вам, что такие фразы, как «этническая чистка», являются просто политкорректными терминами, потому что они не имеют нормативной основы», — сказал он «Аль-Джазире».

«Только геноцид имеет нормативную основу, потому что существуют международные конвенции для жертв геноцида, что гарантирует справедливость жертвам военных преступлений.

«Но после полномасштабного вторжения России в Украину многое в мире изменилось и перевернулось. А люди оставили свои мотивы в пользу политкорректности и стали правильно называть вещи тем, чем они являются на самом деле. Так что это может привести к тому, что мир правильно осознает, что произошло в Абхазии», — сказал он.

В то время как Грузия начала два национальных расследования для отправления правосудия в отношении жертв военных преступлений из Абхазии, официальные лица Грузии заявили, что Москва не сотрудничала, и закрыли дело.

Это заставило многих, таких как Мкшинвалли, почувствовать, что их травма обречена на забвение.

Дети едут на велосипедах мимо полицейского поста в Квемо Ахалсопели, на границе между Грузией и Южной Осетией, 22 июля 2022 г. [Валерия Монгелли/Аль-Джазира]

«До сих пор мне очень больно, что мы (этнические грузины) игнорируется. Я призываю каждого внутренне перемещенного лица написать и рассказать о том, через что они прошли, потому что это единственный способ привлечь к ответственности наших преступников», — сказала Мкшинвалли, показывая репортеру дневник, в котором она задокументировала все, что пережила.

Более чем в 190 км от Тбилиси, в бывшем советском курортном городе Цхалтубо, 68-летняя Сулико сказала: «Я приехала в Цхалтубо в сентябре 1993 года. В моем [абхазском] селе все было ужасно. Мне пришлось бежать. Вся наша деревня была окружена три дня, но нам удалось забрать детей и убежать.

«Мой дядя-инвалид сгорел заживо в своем доме. Моя мама тоже погибла на этой войне, и у нее нет могилы… Я не хочу больше об этом говорить. Прошло 30 лет, и для нас ничего не изменилось».

Сулико, родом из Ахалдабы, Абхазия, говорит, что бедственное положение ВПЛ остается прежним вот уже 30 лет [Валерия Монджелли/Аль-Джазира]

Нодар Гурчиани, 77 лет, воевавший в армии против российских солдат в Абхазской война, скинулись.

«Большинство из нас все эти годы жили в ужасных условиях. Я чувствую себя гостем, живущим в этом поселке в своей стране», — сказал он.

«Аль-Джазира» связалась с нынешним премьер-министром Грузии Ираклием Гарибашвили, чтобы получить комментарий, но на момент публикации не получила ответа.

77-летний Нодар Гурчиани сидит с другими внутренне перемещенными лицами из Абхазии в Цхалтубо, Грузия, 21 июля 2022 г. [Валерия Монджелли/Аль-Джазира]

По мере приближения 30-летия начала конфликта 14 августа Тамар Саутиева, социальный работник, бежавший из Абхазии в трехлетнем возрасте, призвал к равенству в более широком грузинском обществе.

В настоящее время проживает со своей семьей в поселке для вынужденных переселенцев в Тбилиси.

Тамар Саутиева, 32 года, социальный работник, призывает к равенству ВПЛ [Валерия Монджелли/Аль-Джазира]

«Когда я впервые приехал в Тбилиси, школы отказались принять нас, потому что мы были ВПЛ [внутренне перемещенными лицами]. Клеймо по отношению к нам все еще существует. Некоторые также думают, что правительство сделало нам одолжение, предоставив нам жилье, и считают нас обузой для общества», — сказала она Аль-Джазире.

31-летняя Тамар Толордава, доцент Грузинского университета имени Ильи, сказала: «Иногда кажется, что мы беженцы в своей собственной стране. Как молодые ВПЛ, мы стремимся бороться за свои права и бороться со стигмой. Я надеюсь, что со всем, что происходит в Украине, наше собственное общество проснется и признает нашу травму».

7 августа члены Абхазской ассамблеи, грузинская политическая партия «Европейская Грузия», местное СМИ «Табула Медиа» и НПО «Общество просвещения избирателей» и «Институт свободы» начнут кампанию в Тбилиси, чтобы привлечь внимание к этому чувству дискриминации и призвать тех, кто стоящих за военными преступлениями, чтобы предстать перед судом.

31-летняя Тамар Толордава, внутренне перемещенная грузинка из Абхазии, говорит, что мир начинает осознавать военные преступления России по мере обострения конфликта на Украине [Валерия Монджелли/Аль-Джазира]

«До Бучи в Украине была Абхазия в Грузии. Мы чувствуем, что военные преступления на Украине расследуются, и это хорошая возможность для мира переименовать то, что Россия сделала с грузинами в Абхазии, в «геноцид»», — сказал Патарая Аль-Джазире, имея в виду украинский город, где русские якобы совершили зверства.

Понимая, что правосудие может занять годы, Мешвелиани тоже участвует в кампании.

Внешний вид здания санатория бывшего Советского Союза, в котором размещались внутренне перемещенные грузины из Абхазии в Цхалтубо, Грузия [Валерия Монджелли/Аль-Джазира]

«Даже находясь в заложниках, я был уверен, что мы выберемся живыми. Многие пытались покончить с собой, но мне удалось их остановить. Я также защищал детей, помещая их в мешки и сидя на них, чтобы они были спрятаны и не подвергались дальнейшему нападению. Все они уже выросли и до сих пор живы. Это делает меня счастливой», — сказала она.

«Сегодня, кажется, Запад проснулся, поэтому я надеюсь, что с этого года о наших делах заговорят и, возможно, назовут это геноцидом».

Примечание редактора: Цотне Патарая и Васил Матитаишвили внесли свой вклад в этот отчет, переведя интервью.

Грузино-абхазский конфликт в центре внимания

Поиск

Упадок и распад Советского Союза привели к конфликту конкурирующих нарративов о статусе Абхазии друг с другом. Когда Грузия стала независимой от Советского Союза, грузины видели в Абхазии неотъемлемую часть своей территории. Абхазы, движимые глубоко укоренившимися опасениями, что их язык, культура и национальная идентичность находятся под угрозой, стремились к большему самоопределению и автономии от Грузии.

История грузино-абхазского конфликта

Полномасштабная война длилась чуть более года и унесла жизни не менее 12 000 человек, прежде чем в 1994 году было подписано соглашение о прекращении огня. Около четверти миллиона этнических грузин покинули свои дома из-за В результате войны Абхазия вышла из-под контроля Грузии. Он провозгласил свою независимость в 1999 году, хотя и остался непризнанным.

Война 2008 

В 2008 году разразилась война с участием грузинских и российских войск в Южной Осетии, еще одном спорном районе, пережившем вооруженный конфликт в начале 19 века.90-е. Наследие этой короткой войны, продолжавшейся всего пять дней, оказало глубокое влияние и на неурегулированный грузино-абхазский конфликт. Впоследствии Россия и небольшое количество других государств официально признали Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами. Россия также разместила военные базы на обеих территориях.

С тех пор многие в Грузии рассматривают конфликты в Абхазии и Южной Осетии исключительно как военную оккупацию Россией территории Грузии и больше не признают абхазов и южных осетин сторонами конфликтов. Абхазы возражают против этого, рассматривая усиление военной, экономической и инфраструктурной поддержки со стороны России как необходимую защиту своей безопасности. Связи укрепились благодаря подписанию Абхазией и Россией договора о «союзе и стратегическом партнерстве» в ноябре 2014 года, хотя по вопросам, которые абхазы воспринимают как вызов своему суверенитету, в абхазско-российских отношениях есть признаки напряженности.
 

Переговоры, зашедшие в тупик

Официальные переговоры по конфликту теперь называются Женевскими международными дискуссиями. Переговоры первоначально проходили при посредничестве ООН, а с 2008 года под сопредседательством Европейского союза, Организации Объединенных Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В их числе участники из Грузии, России, Абхазии, Южной Осетии и США. Продвижение к миру до сих пор было очень медленным, и простые люди продолжают страдать от последствий неурегулированного конфликта.

Наша работа по грузино-абхазскому конфликту

С 1997 года мы сотрудничаем с широким кругом местных партнерских организаций и частных лиц, чтобы справиться с наследием грузино-абхазской войны и укрепить доверие между различными группами, затронутыми конфликтом. Мы объединяем грузин и абхазов для обмена информацией и выработки практических решений проблем, препятствующих мирному процессу. Мы содействовали проведению неофициальных дискуссий наряду с официальными мирными дискуссиями на протяжении последних 20 лет. Это объединяет гражданское общество, официальных лиц и экспертов с обеих сторон грузино-абхазской границы, чтобы оценить, где можно добиться прогресса, и согласовать шаги вперед в областях, представляющих взаимный интерес. Обсуждения генерируют идеи и анализ, которыми делятся с лицами, принимающими решения, международными субъектами и другими лицами, которые могут внести изменения.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *