Что привезти из дагестана: что подарить мужчине, женщине, друзьям — Яндекс Путешествия

Узнаем что привезти из Дагестана: оригинальные идеи сувениров, фото

Дагестан является историческим регионом Кавказа, который может похвастаться колоритной культурой и красивой природой. Все это привлекает множество туристов в Дагестан. Почерпнув приятные эмоции в регионе, путешественники непременно отправляются за подарками для родных. Что привезти из Дагестана?

Холодное оружие

Что можно привезти из Дагестана в подарок мужчине? Туристы рекомендуют обратить внимание на оружие, которое является частью кавказской культуры. Кама входит в списки традиционных сувениров из Дагестана. Длинные кавказские кинжалы имеют свои особенности в разных районах. Традиционно их носят на поясе или в ножнах на шее. Именно дагестанские камы считаются самыми лучшими на Кавказе. Их ценят за искусное украшение и отличное качество.


Что привезти из Пятигорска: полезные советы туристам,…

Кавказские Минеральные Воды – курорт, который посещает множество туристов. Наибольшей популярностью. ..

Приобретая каму, стоит обратить внимание на знаменитые изделия кубачевских мастеров. Продаются такие кинжалы в фирменных магазинах Махачкалы. Традиционная кама – это холодное оружие. Поэтому при выборе подарка следует остановить внимание на сувенирные модели. Кроме того, в Дагестане продают шашки и ятаганы, которые лучше приобретать в сувенирных магазинах.

Традиционная одежда

Что привезти из Дагестана, чтобы проникнуться местным колоритом? Конечно же, национальную одежду. Главным элементом традиционного костюма является бурка, имеющая женские и мужские вариации.

Мужская бурка представляет собой теплый плащ, изготовленный из войлока. Он был бессменным другом горцев. Если хотите подарить близкому другу комплект одежды, то к бурке следует добавить меховую шапку – папаху.


Что привезти из Стамбула: полезные советы туристам

В Стамбуле имеется невероятное количество магазинов, которые предлагают самые разные товары. Тут…

Традиционные женские костюмы прекрасны и неповторимы. Но приобрести полный набор достаточно дорого, поэтому можно ограничиться отдельными элементами. Например, можно приобрести головной убор или шаль, расшитые бисером. Кавказские рукодельницы создают настоящие шедевры.

Ковры

Не знаете, что привезти из Дагестана для дома, обратите внимание на ковры. Такой подарок дешевым не назовешь, но он стоит того.

В регионе ковры изготавливают местные мастерицы на специальных станках, а затем их украшают ручной вышивкой.

Алкоголь

Что привезти из Дагестана в подарок для мужчин не вызывает лишних вопросов. В регионе имеется потрясающий выбор мужских сувениров. Чего только стоит местный алкоголь. Дагестанцы утверждают, что душистые настойки на ягодах и травах не только вкусные, но еще и полезные для здоровья.

Не менее интересны виноградные вина и розовое игристое шампанское. Да и о коньяке не стоит забывать. Далеко не все знают о том, что первые коньяки, появившиеся в Российской империи, были произведены именно в Дагестане. А точнее, в городе Кизляре. Несмотря на то что напиток считается французским, его изготовление на Кавказе имеет свои корни. Давным-давно жители Кизляра готовили особенную водку из винограда, называемую «кизляркой». Мусульманский запрет на алкоголь не мешает мастерам делать бренди и коньяк высокого качества. Если вы подыскиваете подарок для ценителя алкоголя, то бутылка коньяка станет отличным сувениром. Мастера утверждают, что алкогольный напиток их производства крепок, как рукопожатие джигита. Он хранит в себе тепло солнца и аромат деревянных бочек.


Что привезти из Узбекистана: полезные советы…

Если вам предстоит поездка в Узбекистан, то вам непременно захочется привести что-то для друзей и…

Серебряные украшения

Не знаете, что можно привезти из Дагестана для женщины, стоит обратить внимание на национальные украшения. Местные мастера славятся своим умением работать с серебром. Из этого металла они изготовляют настоящие шедевры. Кроме украшений, можно приобрести визитницы или портсигары, украшенные серебром.

И все же не раздумывайте над тем, что привезти из Дагестана в подарок для девушки. Филигранные этнические украшения из серебра, инкрустированные камнями, станут лучшим презентом.

Унцукульская насечка

В Дагестане развит уникальный вид декоративно-прикладного искусства – унцукульская насечка по дереву и металлу. Появился данный вид в первой половине девятнадцатого века, поэтому искусство можно назвать относительно молодым. Местные жители начали изготавливать из тростника кнуты для ногаек, а из кизила – трости и трубки. Все изделия инкрустировали металлической проволокой, рогом, костью, пастой под бирюзу. По мнению специалистов, сам процесс насечки мельхиоровой и серебряной нитью на абрикосовую или кизиловую древесину очень трудоемкий и сложный. При помощи данной методики унцукульские мастера изготавливали предметы домашнего обихода: солонки шкатулки, ковши и прочее. и по сей день можно приобрести товары, выполненные по старинной методике.

Посуда

Что можно привезти из Дагестана в подарок близкому человеку? Это может быть изящная серебряная ложка или целый столовый набор. Объемы подарка зависят от ваших финансовых возможностей. Местные умельцы создают прекрасные столовые приборы с неповторимыми узорами.

Не менее привлекателен для туристов утонченный фарфор, расписанный уникальными узорами. Такая посуда станет настоящим украшением любой кухни.

Сухофрукты

Если вы пока не определились, какие сувениры привезти из Дагестана, то можно приобрести местные сухофрукты. Мы привыкли видеть на прилавках магазинов яркую и красивую курагу. Но о ее полезных свойствах говорить не приходится, поскольку сухофрукты обрабатывают веществами для длительного хранения. Совсем иное дело дагестанская курага. В местных селах абрикосы высушивают под ярким солнцем на крышах домов, не используя никаких вредных веществ. Конечно, абрикосы теряют внешний вид, становятся темными и сморщенными. Но непривлекательная внешность с лихвой компенсируется полезными свойствами, ведь в сухофруктах сохраняются все витамины и микроэлементы.

Высокогорная курага из Дагестана очень полезна при заболеваниях сердца, малокровии и авитаминозе. Ее едят вприкуску с чаем, готовят компоты, добавляют в каши и в начинку для пирога. Выбирая на рынке курагу, обратите внимание на ее вкус. Она может быть сладкой или кислой, твердой или мягкой.

Урбеч

Что привезти из Дагестана любителям сладостей? Конечно же, урбеч. Национальный дагестанский продукт является аналогом арахисовой пасты. Горцы придумали очень много разновидностей десерта. Есть урбеч из арахиса, абрикосовых косточек, семян подсолнечника, конопли, кунжута, миндаля и т. д. Считается, что технология изготовления лакомства не менялась в течение последней тысячи лет. Обжаренные и высушенные семена перемалывают жерновами, в результате чего образуется маслянистая паста. Наиболее популярен льняной урбеч. Он имеет темный цвет, сильный и выраженный вкус. Если вы приобрели заготовку на рынке. То дома необходимо смешать льняную пасту со сливочным маслом и медом в равных пропорциях, разогрев массу на малом огне. Готовый десерт наносят на хлеб и наслаждаются его вкусом.

Каждый урбеч имеет свой вкус. Некоторые считают, что наиболее вкусен десерт с обжаренными семенами, поскольку в нем проявляются карамельные и ореховые нотки. Зато урбеч с термически обработанными семенами – настоящая находка для сыроедов. Специалисты отмечают, что десерт невероятно полезен для организма. Он дает человеку мощный заряд энергии. Кроме того, урбеч невероятно эффективен при лечении трахеитов и бронхитов.

Сушеное мясо

Всевозможные вкусные продукты являются лучшими сувенирами из Дагестана. Что привезти для любителей вкусной еды? Местные жители готовят замечательное сушеное мясо, которое пользуется большой популярностью у туристов. Купить на рынке качественный продукт достаточно сложно, поскольку продавцы продают его слишком влажным в погоне за прибылью. Поэтому приобретать мясной продукт лучше через знакомых. Мясо, высушенное в тени горных деревьев, имеет потрясающий вкус.

Рыба

На дагестанских рынках всегда много рыбных рядов. Здесь продается вяленая, свежая, копченая и мороженая рыба, выловленная в горных реках и на Каспии. Некоторые туристы задаются вопросом, можно ли привезти из Дагестана осетрину? Можно, но для этого рыбу придется нарезать на куски и заморозить. Можно также приобрести вяленую или сушеную рыбу.

Овечий сыр

Лучшие подарки можно выбрать, ориентируясь на отзывы туристов. Что привезти из Дагестана из продуктов? Для того чтобы сориентироваться в многообразии местных кулинарных изысков, стоит посетить рынки. На них вы непременно в продаже увидите овечий сыр. Обычно его выкладывают на прилавки большими пирамидами. Овечий сыр отличается по вкусу и запаху от коровьего, да и стоимость у него иная. Овечий продукт имеет выраженный запах, который нравится не всем. Многие считают его неприятным. Но это лишь дело вкуса.

Овечий сыр готовится особым способом. Готовые головки оборачивают листвой папоротника и сухими травами, после чего хранят. Считается, что папоротник уберегает продукт от плесени.

Ореховая трава

На любом рынке в регионе имеются ряды со специями. Здесь вы найдете ореховую траву. Дагестанцы изготовляют ее из смеси трав. Специя имеет выраженный пряно-ореховый аромат и вкус. В Дагестане пряную смесь используют для приготовления разных блюд: лепешек, пирогов, сыр, вареников с творогом и т. д. На рынке ореховую траву продают стаканами, перед покупкой массу необходимо растереть пальцами, чтобы почувствовать неповторимый аромат.

Мед

В Дагестане можно приобрести очень вкусный натуральный мед. В регионе невероятное количество частных пасек, пчелам в нетронутых горах раздолье.

Мед из Дагестана отличается не только потрясающим вкусом и ароматом, но и большим содержанием полезных веществ. На рынках можно приобрести не только жидкий мед, но и соты.

Сезонные фрукты

На рынках региона можно приобрести много замечательных продуктов, в том числе и сезонные фрукты: абрикосы, груши, персики, кизил, фундук, грецкие орехи, мушмулу, каштаны, хурму, айву, гранаты.

Соленья

В Дагестане очень любят готовить всевозможные соленья. На рынке можно увидеть банки с самыми разными овощами. Среди них есть очень необычный продукт для России – каперсы. В Европе каперсы невероятно популярны и часто используются для приготовления разных блюд. У нас же продукт кажется диковинкой. Что такое каперсы? Это не овощ и не фрукт, а бутоны колючего кустарника. В сыром виде их не используют в еду, каперсы необходимо мариновать или солить.

Бутоны имеют неповторимый пряно-горчичный аромат. Каперсы усиливают вкус продуктов в блюде. Ими можно заменить огурцы в оливье. Также их используют для приготовления солянки, соуса тартар и прочих блюд. Вкус готовых каперсов во многом зависит от способа консервирования и крепости рассола.

Отзывы туристов

Дагестан – удивительный край прекрасных пейзажей. Пока сюда приезжает не так много туристов, зато выбор сувениров необычайно велик. Повсеместно продаются всевозможные мелкие сувениры, которые смогут стать приятным дополнением к отпуску. Но если вы хотите привезти что-то стоящее из поездки, то туристы рекомендуют обратить внимание на национальные ковры, посуду, кинжалы, картины и прочие интересные вещи. По мнению путешественников, такие сувениры очень оригинальные и хранят тепло южного солнца.

Среди подарков, которые можно приобрести для себя и родни, стоит выделить продукты питания. По отзывам туристов, именно такие сувениры пользуются наибольшей популярностью. Сладости и другие продукты всегда актуальны. Их можно приобрести на рынке в Махачкале. Выбирать мед, фрукты, сыр, мясо и прочие продукты необходимо со знанием дела. Такие приобретения лучше делать перед самым отъездом, чтобы продукты не испортились в дороги, если речь не идет о сухофруктах.

По отзывам туристов, приобретать продукты питания стоит на рынке, а вот за сувенирами отправляйтесь по магазинам. Наибольшее их количество расположено в Махачкале. Кое-какие покупки можно сделать в Дербенте. Женщины рекомендуют обратить внимание на национальные украшения. Наибольший интерес представляет кубачинское серебро, за которым стоит отправиться в аул Кубачи.

Что привезти из Дагестана — АЗЕРТАДЖ

Баку, 24 августа, АЗЕРТАДЖ

Инкрустация металлом по дереву, чеканка по серебру, гончарное дело, ковры и вышивка — искусство мастеров Дагестана известно далеко за его пределами. И пусть ручной труд не приносит большого дохода, целые династии в горных посёлках остаются верны своему ремеслу.

АЗЕРТАДЖ со ссылкой на РИА новости предлагает небольшой обзор изделий народных промыслов, которые можно привести с собой из поездки в Дагестан.

Унцукуль: инкрустация металлом по дереву

Магомедали Магомедалиев из села Унцукуль занимается ремеслом 26 лет. Дело всей его жизни — искусство насечки металлом по дереву, известное в Дагестане с XVII века. «Первое задание, которое дал мне наставник, — сделать рукоятку для трости. Тогда я подумал, что никогда в жизни не научусь», — признаётся Магомедали.

Материалом для работы служит древесина абрикоса и кизила, её привозят из леса и ставят на печку. Постепенно дерево забирает тепло и становится, по словам мастера, мягким, как жевательная резинка. На этом этапе ему придают форму будущего изделия.

Деревянной заготовке дают остыть, после чего с неё стёсывают крупные сучки. Мелкие неровности шлифуют, но не убирают полностью — сучковая трость считается самой престижной. Затем карандашом намечают узор инкрустации. Тонкие пластины из серебра нарезают и аккуратно вбивают в дерево, следуя рисунку. Готовое изделие покрывают лаком.

В 1937 году работы унцукульских мастеров получили золотую медаль и диплом первой степени на Всемирной выставке в Париже

Мастера стали делать декоративные предметы только в XX веке, до этого все изделия имели практическое применение.

По традиции, каждый мастер отвечает за определённый вид изделий (например, только за трости). Деревянные заготовки делают мужчины, а инкрустацией занимаются женщины. Магомедали один из немногих, кто может сделать любую вещь от начала до конца сам. Его дети решили продолжить династию — дело предков для горцев не пустой звук.

В советское время на фабрике инкрустации в Унцукуле трудились 200 человек. Сейчас в селе осталось десять мастеров.

«Жаль, что ремесло угасает. В 1970-е годы к нам приезжали специалисты из Москвы, хотели открыть производство в столице. Но не получилось: чтобы сделать одну вещь, требуется слишком много труда», — резюмировал мастер.

Кубачи: ювелирные изделия

Село Кубачи Дахадаевского района упоминается в персидских летописях IV века под названием Зерихгеран, или «кольчужники». Работы местных оружейных мастеров были известны далеко за пределами села. Кубачинцы рассказывают, что шлем Александра Македонского — дело рук их предков.

Кроме оружия и доспехов в Кубачах делали и ювелирные украшения с применением тех же техник: литьё, чеканка, чернение, инкрустация и насечка золотом по серебру.

Сейчас ювелирным ремеслом занимаются 80% жителей села. Детей обучают мастерству с первого класса, в местных школах есть предмет «Основы кубачинского искусства». Каждый кубачинец должен знать, как правильно сочетать узоры, выстраивать симметрию и орнаменты.

Мастера имеют специализации: один делает форму, другой занимается филигранью, третий полирует изделие. Таким образом, заказ может обеспечить работой 5-6 человек.

«Если какое-то звено исчезнет, производство встанет. Всю работу от начала и до конца могут сделать единицы», — говорит Расул Куртаев, бывший глава села и энтузиаст, развивающий туризм в этих краях.

В центре посёлка находится магазин, где можно купить изделия местного производства, например, кольцо, кинжал или столовый сервиз из 90 предметов.

Гоцатль: аварское серебро

Гоцатлинские ювелиры учились ремеслу у кубачинских, поэтому в их работах можно проследить влияние ювелирных традиций Кубачей. Различие — в орнаментах. Кубачинские ювелиры равномерно заполняют поверхность изделия тонким сплошным узором, а гоцатлинские делают акцент на крупном рисунке и обрамляют его ажурной вязью.

Султанахмед Магомедалиев — потомственный мастер обработки металла. Его далёкий предок занимался чеканкой по меди ещё во времена Кавказской войны.

«Я окончил художественное училище в Костроме и художественно-графический факультет в Махачкале. В 1990-е годы меня назначили директором художественного комбината, который выпускал изделия из аварского серебра. Но все 11 лет директорства руки тосковали по ремеслу», — рассказывает Магомедалиев.

Султанахмед освоил все техники обработки серебра и может сам взяться за работу на любом этапе — от плавления серебра до полировки готовой вещи. У него заказывают вазы, оклады для книг, оружие и украшения.

«Сегодня принесли саблю, просили сделать ножны. Дядя этого человека участвовал в русско-японской войне — это его сабля. Сначала штихелем я гравирую орнамент из мельхиорового сплава или серебра. Можно ещё чернью покрыть. Потом закаливаю изделие в печи, чеканю фон штихелями и полирую».

Изделия можно купить напрямую у ювелиров. Вторник и пятница — базарные дни, в это время мастерские закрыты. Если хочется увидеть мастеров за работой, лучше выбрать другой день.

Балхар: керамика

В средние века в Дагестане было около двенадцати центров керамики, но до наших дней сохранился только Балхар.

Мастер Зарема Ибрагимова преподаёт гончарное дело в школе. «В долине рядом с селом есть залежи разноцветной глины — говорят, когда-то там было озеро. По традиции материал добывают мужчины, но обрабатывают его только женщины».

В Балхаре мужчинам всегда было запрещено заниматься гончарным делом. Высохшие заготовки мастерицы расписывают белыми тонкими узорами. Кисточка и краски самодельные. Кисть делают из гривы осла, а краска — побочный продукт отмучивания, или отстаивания глины: её заливают водой и долго выдерживают, в результате чего вода окрашивается органическими примесями.

Среди изделий балхарских мастеров — кувшин для хранения молока и сбивания масла, кувшин для хранения и переноса воды и кваса, сосуд для хранения сыпучих продуктов, кувшин для переноса воды из родника, сосуд для умывания и др.

Посмотреть, как делают балхарскую керамику, и купить сувенир можно в центральной мастерской — любой житель села подскажет к ней дорогу. Зарема с гордостью рассказывает, что особой популярностью пользуются кувшины, в которых вода всегда остаётся прохладной. Кувшин стоит ок. 7,5 доллара, большое блюдо для фруктов — ок. 38 долларов.

Кайтаг: вышивка

Центром кайтагской вышивки считается село Маджалис. Как и четыре века назад, мастерицы вышивают шёлковыми нитками по хлопковой ткани односторонней гладью с прикрепом. Техника экономичная: в ней почти нет изнаночных стежков, дорогие нитки используются только на лицевой стороне.

Намеченный на ткани рисунок застилается длинными стежками односторонней глади. Стежки иногда получаются очень длинными, так что их нужно закрепить поперечным строчками. Это и есть прикреп.

Вышивка гладью с прикрепом — очень трудоёмкая техника. На создание одного полотна уходит от трёх месяцев до полугода.

Нитки окрашивают натуральными красителями. Например, растение марена даёт красный цвет, резеда — жёлтый. Из ореховой коры получают тёмно-коричневый цвет, из индигоферы — синий.

В рисунке зашифровано пожелание владельцу. Например, коня вышивают для удачной охоты или победы в войне, круги и овалы — знак солнца и плодородия, а дерево — пожелание долголетия. Цвета тоже имеют значение. Белый символизирует чистоту, красный и жёлтый — радость.

Раньше вышитые полотна использовали для совершения обрядов, связанных с рождением, свадьбой и смертью. Новорождённому вышитое полотно клали в люльку, умершему — на лицо, а невеста перед свадьбой переносила в вышитом отрезе украшения в дом мужа. Существовали специальные узоры для каждого из этих событий.

Обычно вышивальщицы создают картину для определённого события, поэтому купить на месте понравившуюся готовую работу вряд ли получится. Но можно прийти в студию и там сделать заказ.

Благодаря дагестанскому дизайнеру Шамхалу Алиханову искусство кайтагской вышивки стало частью современной моды. Алиханов использует традиционные орнаменты в мужском костюме. С 2006 года он является постоянным участником Недели моды в Москве. «Обычным костюмом уже не удивишь, поэтому я играю с этникой. Это мои корни», – говорит модельер.

Хучни: ковры

Центром ковроткачества в Дагестане был Табасаранский район: народы, которые традиционно занимались скотоводством, перерабатывали шерсть на ковры.

Село Хучни Табасаранского района – место, где делают ковры удивительной красоты. Изначально они имели исключительно практическое применение: у местных жителей в домах были холодные глиняные полы. Позже дагестанские девушки стали ткать ковры для приданого — так родители жениха могли оценить мастерство невесты. Качество ковра тщательно проверяли: оставляли на солнце и под дождём, вымачивали в чане с водой, стелили под ноги бегущим лошадям. После всех испытаний изделие должно было сохранить форму и цвет. 300 лет — срок службы настоящего табасаранского ковра.

Опытной мастерице требуется месяц, чтобы соткать квадратный метр ковра. Над большими коврами обычно работают несколько женщин.

Как и для вышивки, нити для ковроткачества окрашивают вручную. Женщины собирают в горах травы и коренья, замачивают их, затем вываривают в них нитки и дают настояться.

«Чтобы покрасить килограмм шерсти, нужно мешками класть в чан траву марену. На ковры с натуральными красителями уходит много труда и времени», — говорит Джамиля Дагирова, реставратор в Музее изобразительных искусств в Махачкале.

Табасаранцы ткут ворсовые и безворсовые ковры. Первые вешают на стены, вторые кладут на пол. Узоры и орнаменты имеют своё значение, часто неочевидное. Сочетание геометрических фигур вполне может оказаться павлином, драконом или деревом. В традиционном рисунке «сафар» заложен сюжет легенды о молодом пастухе, погибшем во время бури в горах.

Среди геометрических рисунков неожиданно встречаются реалистичные розы — единственный узор, не имеющий тайного смысла. Табасаранцы рассказывают, что ковры стали украшать розами после Кавказской войны, во время которой русские солдаты привезли в Дагестан павлопосадские платки.

Ковры в Хучни делают только на заказ, договариваться с мастерицами нужно заранее. В среднем работа над небольшим ковром занимает 3-4 месяца.

При обнаружении в тексте ошибки, надо ее выделить, нажав на клавиши ctrl + enter, и отправить нам

Дагестан — Etsy Турция

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 253 релевантных результата, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Традиционные ремесла Дагестана в глобализированном мире

    Реферат

    Традиционное ремесленное озерное рукоделие, декоративно-прикладное искусство и фольклорная культура — характерная черта исторической экономики и культуры Дагестана. Ремесленные традиции, особенно художественные промыслы, сохранились в Дагестане и сегодня, в ХХ веке. В советское время на ремесленной основе в центрах их исторического существования создавались производства в форме рабочих кооперативов, государственных заводов и комбинатов, где работало много мастеров. Эти предприятия способствовали обеспечению населения товарами народного потребления, развитию новых направлений декоративно-прикладного искусства, созданию рабочих мест. Традиционное дагестанское ремесло стало важнейшей частью хозяйственно-культурных традиций дагестанских народов в XIX в.век. Развитию этих традиций во многом способствовало наличие природного сырья (шерсти, дерева, камня, глины, железной руды), исторические связи с Южным Кавказом, Ближним и Средним Востоком, Россией. Торговые пути из этих стран в Дагестан также снабжались материалами, необходимыми для ювелирных изделий, медной чеканки, вышивки и т. д. Купцы также привозили в Дагестан готовые изделия художественных промыслов этих стран.

    Поздний постсоветский период (конец XX века — начало XXI века), связанный с распадом СССР и отменой запретительных мер, касающихся традиционных ремесленных занятий и предпринимательской деятельности, усилил тенденции в культуре и экономике. Глобализация Российской Федерации способствовала бурному развитию традиционных и новых ремесленных производств в Дагестане, развитию экономики ручного труда, росту экспорта таких товаров.

    Ключевые слова: ИсторияДагестантрадиционные промыслыглобализациянародные

    Введение

    Развитие ремесленных традиций на Западе и на Востоке в историческом прошлом специфически различалось. Исследования показывают, что, например, в Европе по мере строительства городов туда перемещались многие сложные ремесла: ювелирно-чеканное дело, точная металлообработка, оружейное дело, изготовление военного снаряжения и даже ткачество (Сванидзе, 1985). В отличие от Европы, на Востоке, в частности в Дагестане, традиции сложных видов ремесел сохранялись в сельской среде и после основания городов.

    Кроме того, если в Европе ремесленная традиция в Средние века уже начала становиться все более профессиональными («научными») формами искусства и производства, то на Востоке она сохраняет черты народной культуры, в которой исторические ремесленные традиции ярко выражены. Традиции исторической ремесленной культуры во многом определили своеобразие дагестанской культуры, специфику ее исторического хозяйства.

    Постановка проблемы

    Еще со времен средневековья такие ремесла, связанные с металлообработкой (кузнечное, оружейное, ювелирное, медное чеканное, литейное), ткачеством и вязанием (ткань, ковроткачество, вышивка и др.), гончарным делом (гончарное дело, глазурованная керамика) в Дагестане стали процветать изделия с резьбой по дереву, камню, штучно и т. д. Многие из этих ремесел остались в ХХ веке. Несмотря на различные законодательные запреты, советское правительство пыталось использовать эти традиции для развития экономики, создания рабочих мест, развития новых направлений декоративно-прикладного искусства.

    Традиционные ремесла (ювелирное искусство, вышивка. Ковка меди, латуни) сегодня развиваются в виде изготовления парадного оружия, женских украшений из золота и серебра, сувенирной продукции. В то же время процессы глобализации последних тридцати лет существенно меняют экономику (рыночную ориентацию), дизайн и ассортимент продукции традиционных ремесел.

    Исследовательские вопросы

    В статье предпринята попытка показать эволюцию традиционных дагестанских ремесел в глобализированном мире, показать, что в перспективе они могут занять нишу в мировом товарообороте этнокультурных ремесленных производств, рукоделия. Развитие туризма, растущий интерес населения к ручному мастерству и историческому дизайну обещают их развитие. В то же время «глобализация ставит под угрозу важнейшую основу истории и традиций — культуру народа, его этническую идентичность» [Саввина, 2009]., п. 140). Поэтому возникает задача сохранения историко-культурных особенностей народных традиций дагестанской ремесленной культуры.

    Цель исследования

    Цель статьи показать будущее развитие таких форм культуры и производства в глобализированном мире, развитие туризма, растущее разнообразие эстетических вкусов и предпочтений населения и т.д., показать потенциал Дагестана как региона с развитыми традиционными ремеслами (Магомедов, 2003) и в целом народной культурой (Аджиев, Алиева, Гашарова, Муртузалиев, Мухамедова, 2018).

    Методы исследования

    При исследовании помимо общенаучных методов использовался сравнительно-исторический метод, позволяющий рассматривать вопросы, связанные с историей ремесел Дагестана. Использовались также методы сбора материалов путем опроса специалистов, полевые материалы, собранные путем наблюдения за реальными процессами в сфере ремесел. Авторы статьи, Магомедов А.Дж., Юсупов Х.А., являются выходцами из известных дагестанских центров традиционных ремесел – Кубачи и Харбука, и поэтому при написании статьи их личные впечатления о функционировании традиционных ремесел в последние тридцать лет сыграл важную роль.

    Находки

    Реальный экономический потенциал творчества ремесленников в развивающихся странах и регионах России сегодня значителен. Например, среди регионов бывшего СССР, кроме Дагестана, сегодня большой потенциал для развития имеют «национальные и региональные рынки сбыта изделий ремесленников из Средней Азии» (Жумадилова, 2013). При этом ситуация на таких рынках меняется очень динамично. Поэтому иногда сложно говорить о едином региональном рыночном пространстве.

    Очевидно, что Китай и Индия, а также ряд других азиатских стран в настоящее время доминируют на мировом рынке ремесленников. Их базовая позиция – низкая себестоимость, большое количество товаров и продуктов, западный дизайн – делала это понятным. В то же время многие эксперты и покупатели отдают предпочтение оригинальной, национальной продукции, которая не производится, например, в Китае. Русские товары с сочетанием этнических, национальных элементов и современного дизайна становятся все более популярными на рынке и в его многочисленных нишах. Все это открывает перед производителями – мастерами новые перспективы.

    Народные художественные промыслы – важнейший элемент русской культуры. Как утверждает сайт одноименного объединения, Россия — одна из немногих стран, которым удалось в полной мере сохранить исторические традиции и стилистические особенности развития народных художественных промыслов. В 1990 году в целях сохранения русского народного творчества в условиях рыночной экономики, защиты и представления его интересов по инициативе предприятий была создана негосударственная некоммерческая организация «Народные художественные промыслы России». По его инициативе и при содействии Правительства Москвы пятнадцать лет назад начал работу проект «Ладия», ставший главным событием, представляющим российское региональное традиционное искусство. На сегодняшний день он стал единственным выставочным проектом, где представлен весь спектр народно-художественных направлений страны, в том числе и Дагестана. Еще один проект Ассоциации, направленный на поддержку ремесел и кустарного промысла, — ежегодная выставка «Жар-птица».

    Сегодня Дагестан — крупный центр русского народного декоративно-прикладного искусства. Наши исследования показывают, что в Дагестане сохранилось много традиционных и вновь возникших ремесел. Они функционируют как в селах, так и в городах, где трудятся многие бывшие мастера — передвижники из Дагестана, переехавшие из Азербайджана, Средней Азии, Казахстана за последние 30 лет. Сегодня дагестанские народные промыслы и кустарное производство стали частью экономики России. Изделия мастеров можно найти в магазинах и художественных лавках городов Дагестана, Москвы и других крупнейших городов России. Очевидно, что в условиях глобализации важно сохранить дагестанский традиционный ремесленный потенциал. Другие исследователи пишут об этом в общих чертах (Гаджиев, 2017).

    К сожалению, потенциал традиционных ремесел Дагестана до сих пор слабо используется во внешней торговле. Показательно, что изделия дагестанских ремесел (ковры, кубачи, унцукульские изделия и др.) наиболее активно вывозятся лицами, ежегодно отправляющимися в хадж в Саудовскую Аравию. Относительно небольшие объемы их особей экспортируются в Турцию и другие восточные страны. Государственные органы Дагестана в лице Министерства туризма и народных промыслов также пытаются наладить такую ​​работу, но отсутствие опыта и устойчивых связей с зарубежными торговыми фирмами, другие факторы затрудняют эту работу.

    В последние десятилетия для дагестанских мастеров центральные и другие регионы страны также стали хорошей площадкой для сбыта своей продукции. Поэтому дагестанские мастера ежегодно принимают участие в ежегодной выставке русских народных промыслов «Ладья» (Москва), а следовательно, и во Всероссийском экономическом форуме. На региональном (дагестанском) уровне проходят выставки на Межгульской и Ляхлинской фабриках. Но в то же время дагестанский экспорт ковров, существовавший в советскую историю (1920-1980-е) «подана как история». После перехода страны к рыночной экономике многие госорганы, занимавшиеся таким экспортом, развалились. Без крупных инвестиций ковровая промышленность Южного Дагестана фактически развалилась. Ткачество коллекционных ковров, переход на окрашивание пряжи растительными красителями, установление коммерческих связей с зарубежными фирмами оказались сложной задачей. В то же время в республике стали появляться малые предприятия, пытающиеся вписаться в нишу экспортной торговли.

    После перехода России на рельсы рыночной экономики дагестанские ювелирные производства, основанные на традиционных технологиях и дизайне, стали одними из самых коммерчески успешных на рынке. Они стали явлением не только регионального, но и российского масштаба. Практически все крупные торговые точки страны, специализирующиеся на продаже ювелирных изделий, в последние десятилетия «завалены» дагестанскими серебряными и золотыми изделиями. Наиболее активно работали кубачинские мастера, изготовляя серебряную посуду. Не менее активно работали мастера-ювелиры, занимавшиеся обработкой золота. Их основным ассортиментом были женские украшения в стилях мирового дизайна со вставками из драгоценных камней. В то же время мастера овладели необычными для раннего времени приемами и дизайном, использованием золота и драгоценных камней для украшения и отделки традиционного дагестанского оружия (шашки, сабли, кинжалы, охотничьи ножи – финки).

    Дагестан сегодня – один из крупнейших регионов России по развитию традиционных ремесел. Сегодня все понимают, что нам нужны инвестиции в эту сферу. Но отсутствие опыта, стабильные внешние связи не позволяют развернуть такую ​​работу. Таким образом, даже в ювелирных отраслях, где накопление капитала в 1990-е гг. происходило более интенсивно, чем в других отраслях, началось возрождение традиционных технологий и ассортимента. Но это многих остановило.

    Во внутридагестанском масштабе основными потребителями дагестанских ремесленников являются горожане. В республике очень много магазинов, продающих изделия народных промыслов. Большинство из них расположены в республиканских городах. Существует практика продажи таких изделий с рук, сложившаяся в Дагестане с исторических времен (середина 20 века) и широко распространенная, как правило, в областных центрах и ряде республиканских городов. Кризис последних лет ударил по дагестанским ювелирным изделиям. Были не только проблемы цен на драгоценные металлы (они значительно выросли на мировых рынках и выросли в России из-за почти двукратного удорожания мировой валюты (доллара). Торговля в этих условиях значительно сместилась в сторону производства более дешевых серебряных изделий. И мировой дизайн превратился в «Белый металл». Но и здесь упал рыночный спрос на традиционный дагестанский ассортимент с его технологиями чеканки и гравировки, скани и эмали. Существенно сказался на спросе и медленный переход к новому дизайну и новым технологиям ювелирного дела. Распространение новых технологий и мирового ассортимента (ассортимент липовых «собачьих цепей» и др.), новые веяния мировой бижутерии, «механизация» ювелирного производства приводят к отставанию дагестанских ювелирных традиций.

    Приобщение дагестанских мастеров к мировой ювелирной культуре началось в начале 1990-х годов, когда страна перешла к рыночной экономике и открыла границы для выездных, торговых челночных поездок. С начала 1990-х годов мастера наиболее активно осваивали турецкие ювелирные технологии, производство и ассортимент. Это было время, когда дагестанские ювелиры находились еще на задворках мирового дизайна. В это время в Дагестан хлынули турецкие украшения. После советской истории, когда традиционные ювелирные промыслы частной сферы Дагестана более 50 лет находились под различными запретами, появилась возможность приобщить их к мировым технологиям и дизайну. И все это пришло к дагестанским мастерам из Турции, где в свое время армянские и дагестанские мастера (уехавшие в Турцию в 19век) заложили многие ювелирные традиции этой страны.

    Турция стала страной, где дагестанские мастера стали черпать знания о новом дизайне, ассортименте ювелирных изделий, технологиях точного литья, трехмерных (3D) технологиях. Из Турции дагестанские мастера привезли новое ювелирное оборудование, материалы для точного литья. Турецкие украшения одно время даже стали брендом в Дагестане. Но в связи с тем, что в условиях, когда в Турции отсутствует государственная монополия на пробирную штамповку изделий из драгоценных металлов, а зачастую бесконтрольный (таможенный контроль был слаб) ввоз таких изделий в страну, турецкие мастера стали снижать металлическая проба (например, проба 585 пробы, не выдержала). Это подорвало популярность импортных украшений, и в результате в республике среди мастеров и населения даже появилось выражение «турецкое золото», означающее «низкопробное золото».

    В условиях процессов глобализации за последние тридцать лет произошли и другие изменения. Так, в Махачкале начала работу Государственная инспекция по пробирному надзору Российской пробирной палаты Министерства финансов Российской Федерации. Здесь в начале 1990-х стали регистрироваться дагестанские ювелиры-индивидуалки. Благодаря этому сотни ювелиров Дагестана, работавших в исторических центрах, в республиканских городах, стали заниматься предпринимательской деятельностью по реализации ювелирных изделий, золотых и серебряных сувениров.

    В 1990-е годы по всему Дагестану открылись так называемые «рынки золота» (они действуют и сегодня). Это было уникальное явление для Северного Кавказа. Меньшие по количеству точек и ассортименту такие рынки были открыты в других регионах Северного Кавказа (в Грозном и других городах). Дело в том, что такие рынки открывались, как правило, в нарушение всех действующих инструкций Минфина и Пробирной палаты России. В то же время эти рынки создали основу для развития многих дагестанских ювелирных производств (Магомедов, 2014).

    Основными поставщиками ювелирных изделий на эти рынки, помимо «челноков», направлявшихся в Турцию, ОАЭ для закупки «золота», были дагестанские мастера. Кочующие дагестанские рабочие, переехавшие на историческую родину в годы распада СССР, привезли с собой капитал, технологии обработки золота и даже ассортимент. Именно они основали в Дагестане в 1990-е годы золотые ювелирные промыслы, ставшие новым дагестанским народно-промысловым направлением. Дагестанские «золотые» рынки стали также центром оптовых поставок дагестанской продукции в регионы Средней и Восточной России, в республики Средней Азии и Казахстан. Все это «работало» на полулегальных условиях.

    Факторами глобализации в развитии ремесел за последнее десятилетие стало распространение 3D-технологий, в том числе и в ювелирном деле (Кудрящов, 2017). Сегодня многие дагестанские ювелиры знают, что такое 3D-принтеры и какие функции они несут. Поэтому отдельные мастера приобретали их или задумываются об их покупке. Мастера прекрасно понимают, что такие технологии ускоряют работу ювелиров и производство ювелирных изделий в разы. Это удобно, так как от вас не требуется особых усилий, не нужно тратить долгие часы на изготовление моделей и в итоге готовых украшений. Например, в Махачкале сегодня уже работает несколько ювелирных компаний, использующих 3D-технологии. Однако при этой технологии мастера не всегда задумываются над задачами сохранения исторических традиций. Отмечая такие издержки эпохи глобализации, исследователь Коломанов (2015) говорил: «Оказалось… в этом будущем-настоящем — массовая культура окончательно победила высокую, элитарную культуру, а это массовая культура весьма посредственного качества. Сбылись предсказания мыслителей прошлого об «упадке Европы» (с. 130), «вхождении машины» в мир людей и о «технической воспроизводимости» произведений искусства.

    Новинкой в ​​развитии традиционных ремесел в условиях глобализации стал Интернет. В розничной торговле, например, дагестанские ювелирные изделия широко используют интернет-технологии с созданием сайтов, индивидуальных интернет-страниц. Многие предприятия, индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на производстве ювелирных изделий, таким образом рекламируют свою продукцию, ведут активную переписку, принимают заказы.

    В последние годы для рекламы товаров покупателям активно используется такой онлайн-сервис, как Instagram. По согласованию с покупателем продукция доставляется почтой. Многие ювелирные компании, мастера издают красочные каталоги изделий, календари.

    Разнообразные презентации стали инновациями эпохи глобализации. Это ежегодные, региональные, межрегиональные, всероссийские выставки, ярмарки. На них отображены как новые тенденции дизайна, так и известные традиционные изделия народных мастеров. Особую популярность в последние десятилетия приобрела ювелирная выставка, на которой представлены как самостоятельно работающие мастера Дагестана, так и крупные российские ювелирные фирмы. В 2008 году в Махачкале была заложена традиция проведения Межрегиональной ежегодной ювелирной выставки (Махачкала). Последняя выставка открылась 21 декабря 2018 года. Здесь представлены изделия не только дагестанских умельцев, но и мастеров из разных уголков России. Такое сотрудничество дает республике возможность развивать народное творчество за рубежом. Так, на первой такой выставке, открывшейся в 2008 году в Махачкале, были представлены более 60 ювелирных предприятий почти из 20 регионов страны. Благодаря организации подобных выставок дагестанские мастера создают яркие и эксклюзивные шедевры, которые высоко оцениваются на отечественных и международных конкурсах. Улучшает имидж России на мировой арене, как следствие, растет популярность ювелирной отрасли в Дагестане и России. В последнее время дагестанские производители под руководством Министерства туризма и народных художественных промыслов Дагестана пытаются выйти на зарубежные рынки. С этой целью они участвуют в выставках с поездками в Турцию, ОАЭ и другие страны.

    Помимо ювелирного направления художественных промыслов в Дагестане развиваются и другие отрасли (керамика, изделия мастеров из Унцукуля). В советское время для унзукульских мастеров было большой проблемой приобрести необходимый материал для сложных изделий (лиственные породы — боярышник, кизил и др.). Сегодня эта проблема ушла. А мастера изготавливают большие вазы, другую посуду, различные сувениры. Мастера работают и с небольшим ассортиментом (трости, канцтовары и т.д.), который был популярен в советское время. Традиционное дагестанское гончарство (керамика) и сегодня сохраняет определенные перспективы развития. Однако раздражающая яркость дизайна современных предметов домашнего обихода усложняет возможности его конкуренции.

    Заключение

    Таким образом, дагестанские традиционные промыслы в условиях глобализации сохраняют определенные перспективы развития. За прошедшие 30 лет после распада СССР и перехода страны на рыночную основу экономического развития сформировались развитые рынки ремесленных материалов, возродились многие забытые исторические народно-художественные традиции, начали работать новые мастера, среди которых много молодых мастеров, стабильно развиваются семейные центры обучения традиционным ремеслам. Все это создает хорошую основу для развития дагестанских ремесел. В то же время значительные колебания конъюнктуры мирового ювелирного рынка (рост цен на драгоценные металлы, промышленное освоение новых технологий (3D) и др. в ювелирном деле), скудный опыт дагестанских мастеров в области современных дизайнерских решений, ювелирного производства и торговли неразвитость инфраструктуры, низкий уровень инвестиций в отрасль декоративно-прикладного искусства не позволяет дагестанским мастерам работать на полную мощность, выходить на внешние рынки, создавать небольшие производства с выпуском устойчивого перспективного ассортимента, повышать свой художественный уровень. Важным фактором развития традиционных ремесел является изучение их истории, пропаганда этих знаний среди современных мастеров. Как считает исследователь Палагута (2017), очень важно, чтобы мастера не выдумывали «традиции», а опирались на наследие прошлого.

    Ссылки

    1. Аджиев А.М., Алиева Ф. А., Гашарова А.Р., Муртузалиев Ю.В. М., Мухамедова Ф.Х. (2018). Феномен народного фольклора Дагестана как единство в многообразии. Турецкий онлайн-журнал дизайна, искусства и коммуникации, 8, 591.
    2. Гаджиев Ш. М. (2017). Традиционное народное искусство в условиях глобализации. В материалах Всероссийской научно-практической конференции «Глобализация и традиционный мир». 27 февраля (246 стр.). Махачкала: Дагестанский гуманитарный институт.
    3. Коломанов, А. О. (2015). Венецианская биеннале – 2015 и проблема эффективности художественных стратегий. Вестник СПбГУ, 15(4), 133.
    4. Кудряшов, Н. (2017). 3D технологии в ювелирном производстве. Получено с: http://blog.iqb-tech.ru/3d-printing-jewelry
    5. Магомедов А.Д. (2003). Дагестанский художественный промысел в ХХ веке: политика власти и реалии практики. Махачкала: ИНЯЛ ДНЦ РАН.
    6. Магомедов, А. Дж. (2014). Традиционные дагестанские ювелирные промыслы в современных экономических условиях. Культурная жизнь Юга России, 1(52), 55.
    7. Палагута, И. В. (2017). Доисторическое традиционное искусство: на границе искусства, археологии и этнологии. Актуальные проблемы теории и истории искусства, 7, 26.
    8. Саввина Н.В. (2009). Влияние традиционной культуры этноса на его вхождение в глобализированный мир. Вестник Костромского государственного университета, 15(2), 167.
    9. Сванидзе А.А. (1985). Деревенские ремесла в средневековой Европе. Москва: Высшая школа.
    10. Жумадилова Ж. А. (2013). Ремесленные рынки Средней Азии. Проблемы и перспективы развития. Известия Кыргызского государственного технического университета, 29, 282.

    Информация об авторских правах


    Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.

  • alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *