Что посмотреть в пушкинских горах: 17 достопримечательностей Пушкинских Гор 2023 – фото, описания, адреса
17 достопримечательностей Пушкинских Гор 2023 – фото, описания, адреса
Поселок Пушкинские Горы – очень живописное место. Он находится в Псковской области, на реке Сороть. Вся его развлекательная инфраструктура посвящена жизни и творчеству А.С. Пушкина, что неудивительно. Здесь располагается родовое поместье поэта, тут же он находился во время двухлетней ссылки, написал большую часть Евгения Онегина, сочинил «Бориса Годунова», встретил А.П. Керн. В этом месте Александр Сергеевич нашел свой последний приют. Все это необыкновенно интересно и требует тщательного изучения. В поселке расположены три музея-усадьбы и другие памятные достопримечательности, фото и описания которых вы можете увидеть ниже – с адресами и точными названиями.
Содержание
Храмы и монастыри
Святогорский Свято-Успенский монастырь
- Адрес – Пушкинская, 1.
Речь про одно из самых почитаемых мест в России. Монастырский комплекс, основанный в 1569 г. по приказу Иоанна Грозного, дабы увековечить явление на Синичьей горе двух богородичных икон «Умиление» и «Одигитрия».
Вскоре рядом возникла слобода Тобленец. Со временем она разрослась до размеров села, которое назвали Святые Горы. В 1925 г. его переименовали в Пушкинские Горы.
Обитель эту нередко называют золотой точкой России. В наши дни к ней стремятся сотни паломников, ведь это исторический и духовный центр русской культуры.
А.С. Пушкин любил бывать здесь. Он часто работал в монастырской библиотеке, изучал старинные летописи. Именно тут он нашел материалы для написания «Бориса Годунова».
У Свято-Успенского монастыря нелегкая судьба. Он страдал от вражеских набегов, был разрушен фашистами во время войны, затем использовался как часть музея А.С. Пушкина. Только в 1992 г. он был возвращен РПЦ и восстановлен во всем своем великолепии. Сейчас в нем проживает около тридцати монахов и послушников.
Казанская церковь
- Адрес – Лесная, 13.
Полное название прихода – Храм Казанской иконы Божией Матери. Находится он на знаменитой Тимофеевской горке – на месте, где 450 лет назад пастуху Тимофею явилась чудотворная икона.
Интересно, что Казанская церковь и ее служители никогда не подвергались репрессиям. Говорят, ее спасло одно событие. В 1922 г. в храм явился человек и вонзил топор в чудотворную икону. После этого он упал замертво.
После такой истории ни один чиновник не решался закрыть или как-то преобразовать святое место. Более того, в 1937 г. церковь была восстановлена после пожара на деньги местных жителей.
Исконно пушкинские места
Могила А.С. Пушкина
Великий поэт похоронен у стен Свято-Успенского монастыря. Здесь находится родовое кладбище Ганнибалов-Пушкиных. По свидетельствам современников, русский император боялся народных волнений, поэтому не захотел похорон вольнодумного культурного деятеля в столице. Зимой 1837 г. тело Александра Сергеевича увезли на любимую псковскую землю.
Святогорский монастырь стал его последним пристанищем. Через четыре года на могиле Пушкину появился мраморный памятник с мемориальной надписью. Возле него и сейчас много цветов. Здесь можно почтить память человека, поднявшего российскую словесность на небывалую высоту.
Музей-усадьба А.С. Пушкина «Михайловское»
- Адрес – бульвар Гейченко, 1.
«Михайловское» — родовое имение матери поэта. Место его духовного становления. Здесь было написано много замечательных произведений.
В доме-музее выставлены вещи, которыми владел деятель. Находится тут и старинная икона, которой отец благословил Александра Сергеевича на брак с Натальей Гончаровой. Тяжелая металлическая трость, с которой Пушкин любил совершать путешествия по окрестностям.
Вы сможете попасть в кабинет Пушкина, где сохранилась прежняя рабочая обстановка. Выставлены наиболее ценные вещи: стол из красного дерева, чернильница, подножная скамейка и серебряный подсвечник.
Домик няни Пушкина
- Адрес – с. Михайловское.
Объект этот находится в музее-усадьбе «Михайловское». Среди пушкиноведов он считается культовым. Летом в нем жила Арина Родионовна — няня великого поэта. А.С. Пушкин воспел ее в своих стихах и письмах.
Она разделила с Александром Сергеевичем ссылку в Михайловском. Он слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Арину Родионовну очень любили друзья поэта. Ей они передавали приветы в своих письмах. Добрая женщина стала прототипом няни Татьяны в «Евгении Онегине».
Когда мемориальный комплекс начали возрождать после войны, Домик няни восстановили первым. Крошечная избушка была местом отдохновения Александра Сергеевича. Здесь находилась «банька», где он принимал ванны со льдом. Словом, это место овеяно слухами и легендами.
Музей «Пушкинская деревня»
- Адрес – д. Бугрово.
Располагается в деревне Бугрово. Состоит из трех дворов, сохраненных в том виде, в котором их когда-то увидел А.С. Пушкин. Здесь вы можете познакомиться с бытом и укладом жизни обычного псковского крестьянина.
Попасть в музей можно со стороны дороги. Вы окажетесь перед высокими воротами с калиткой. Постройки располагаются на небольшом пригорке.
Справа находится крытый хлев, слева – хозяйственные постройки.Музей-усадьба «Тригорское»
Дом, в который часто наведывался Пушкин. В нем жили его друзья – семья Осиповых-Вульф. Отчасти они являются прототипами героев поэмы «Евгений Онегин».
Господский дом («приют, сияньем муз одетый») представляет собой длинное приземистое здание, обшитое тесом. Ранее оно было производственным. Хозяева разместились в нем на время ремонта своей усадьбы. Да так и остались, полностью приспособив его для постоянного жилья.
Вы можете рассмотреть убранство комнат, оценить богатство домашней библиотеки. В ней хранятся книги с дарственными надписями самого Пушкина.
Музей-усадьба «Петровское»
Это дом прадеда знаменитого поэта — Абрама Петровича Ганнибала, который известен как друг и сподвижник Петра Первого. В 1742 г. получил именье в дар от императрицы Елизаветы Петровны за заслуги перед отечеством. В 1982 г. его унаследовал Петр Абрамович Ганнибал — двоюродный дед Пушкина.
Александр Сергеевич регулярно навещал своего родственника, интересовался судьбой своей семьи, тесно переплетенной с историей России. Усадьба была построена на рубеже XVIII-XIX вв. и сохраняла первоначальный вид вплоть до 1918 г. После этого она была сожжена.
Со временем Петровская усадьба была восстановлена. Музей в ней открылся в 1977 г. В него входит дом и мемориальный парк. Сейчас это красивое место считается национальным достоянием. В нем каждый уголок напоминает о прошлом. Посещение этой достопримечательности Пушкинских Гор входит во многие экскурсионные программы.
Усадьбы и музеи Пушкинских Гор
Музей «Водяная мельница»
- Адрес – д. Бугрово.
Возле Михайловских рощ находится музейный комплекс с интересным названием «Водяная мельница». Сюда приезжал А.С. Пушкин, чтобы понаблюдать за мельничной жизнью. В свое время это было грандиозное и очень шумное сооружение. Рев от мельницы раздавался на десятки верст.
Музей работает давно. В 1992 г. его пришлось закрыть из-за ветхости сооружений. Сейчас он восстановлен. По выходным сотрудники запускают мельницу и знакомят посетителей с работой различных механизмов. Каждый может забрать с собой сувенир – муку из зерна, размолотого на старинной мельнице.
Музейная почта
- Адрес – с. Бугрово.
Уникальное заведение это располагается в деревне Бугрово. Здесь вы можете написать письмо гусиным пером и отправить его любому адресату с датой своего пребывания в музее. Вас также ждет урок «О письмах Пушкина и не только…», где вы узнаете многое об особенностях тематической переписки в XIII веке. Здесь же несложно посетить экспозицию, посвященную истории почты, и приобрести сувенирную продукцию.
Городище Савкино
- Адрес – Пушкинская, 1.
Речь про поселение возле реки Сороть – оно было одним из любимых мест поэта. Исследователи утверждают, что оно сохранилось с IX века. Городище находится на холме правильной геометрической формы.
С него открывается великолепная панорама. Можно увидеть усадьбы, лес и озеро. Обаяние старины нестерпимо влекло Пушкина сюда. Всю свою жизнь он хотел приобрести его в собственность. Однако это ему так и не удалось.
«Дом Довлатова в заповеднике»
- Адрес – д. Березино.
Традиция бежать в Пушкинские Горы за вдохновением и душевным спокойствием появилась в XX веке. Многие творческие личности в 60-80-х гг. жили и отдыхали в этих местах. Среди них – Сергей Довлатов. Он проживал в деревне Березино, неподалеку от Михайловских рощ.
Многие проводят параллели между его жизнью и жизнью А.С. Пушкина. Организаторы музея не согласны с такой примитивной трактовки событий.
Они предлагают посетить экспозицию, окунуться в реалии недалекого прошлого и самим сделать выводы о творчестве поэта. Музей существует на пожертвования граждан. В нем с удовольствием принимают вещи, характеризующие время, когда жил и сочинял свои произведения Довлатов.
Парки и сады поселка Пушкинские Горы
Михайловский парк
- Адрес – Пушкинская, 1.
Место действительно сказочное. Солнечные аллеи, трогательные деревянные домики, великолепные виды с холма, необыкновенная атмосфера… Здесь можно почувствовать душу старинной усадьбы.
Дорога к центральной части имения проходит по живописной поляне. Рядом располагается пруд. С порога усадьбы открывается захватывающий вид на пойму реки Сороть и Савкину гору.
Михайловский парк был основан на рубеже XVIII-XIX вв. На его территории нашли древние могильные курганы. Здесь произрастает дуб, которому насчитывается 400 лет. Сохранились деревья, посаженные в 1899 году Г.А. Пушкиным.
Мемориальной частью рощи считается липовая аллея. По ней в 1825 г. прогуливались А.С. Пушкин и А.П. Керн. Деревья настолько древние, что проходить под ними уже нельзя. Рядом проложена еловая аллея. Она ведет к часовне Архангела Михаила.
В Михайловской роще много живописных мест. Одно из них украшает бронзовая скульптура Пушкина. Он изображен юным кудрявым мальчиком, который сидит на земле и мечтательно смотрит вдаль.
Тригорский парк
- Адрес – Пушкинская, 1.
Парк этот стал прототипом знаменитого «Лукоморья» из «Руслана и Людмилы». Он был создан в XIII веке. Здесь множество укромных уголков и памятных мест. Многие из них названы в честь произведений Пушкина. В парковой зоне вы отыщите «Скамью Онегина», площадку «Танцевальный зал», аллею Татьяны. Достопримечательности эти вдохновляли деятеля на творческие шедевры.
Парк Тригорский украшал имение и служил хозяйственным целям. Живописный фруктовый сад отделял парадную часть имения от подсобных строений. В центральной части на возвышении сохранились знаменитые солнечные часы. В середине стоял огромный дуб («дуб уединенный»), а по окружности – деревья, служившие различными ориентирами. Интересно, что эти часы до сих пор функционируют.
100-летний дуб
- Адрес – Пушкинская, 1.
В 2017 г. мемориальный дуб в парке Тригорья был признан «Деревом-памятником живой природы всероссийского значения».
Предполагается, что дерево высажено на могильном кургане по древней языческой традиции. Посадил его сын первого владельца усадьбы. Во время ВОВ под дубом был построен блиндаж. Корневая система была разрушена. Однако дерево удалось спасти. Под ним были обнаружены человеческие останки, датированные XV-XVII вв.
Куда стоит пойти с ребенком
Экопарк «ЗооГрад»
- Адрес – Западная, 34.
По атмосфере это место напоминает сказочное Лукоморье. Эко-парк представляет собой заповедник. В нем содержится около 80 видов животных. Часть из них свободно перемещается по территории, так что посетители могут тесно пообщаться с гусями, овцами, кроликами, косулями, свиньями, индейками и курами.
Есть и более крупные, а главное опасные экземпляры – медведь, волк, лиса, куница, леопардовая кошка, рысь и т.
д.Почти все животные попали сюда в непрезентабельном виде, после неудачной встречи с людьми. Сотрудники эко-парка выходили их, чтобы дать возможность жить и развиваться в безопасных условиях. Они работают по принципу: «Все существа заслуживают уважения и почитания, потому что являются живыми». «ЗооГрад» — место, которое должен посетить каждый.
Музей пчеловодства «Пчелиная усадьба»
- Адрес – Совхозная, 29.
Музей представляет экспонаты по развитию пчеловодства от глубокой старины до наших дней. Ульи, ловушки для пчел, средства защиты от крупных животных, бортеи, медогонки, другой инвентарь – все это представлено в изобилии. В заведении, кроме экскурсионной деятельности, реализуют мед, травяной чай, косметику и мыло ручного производства – все этом можно купить в качестве сувениров. Комфортное и познавательное место понравится и взрослым, и детям – отзывы это подтверждают.
Читайте также про достопримечательности:
- Изборска, Печор, Опочки, Острова,
- Великих Лук, Гдова, Невеля,
- Себежа, Пскова и Порхова
Пушкинские Горы — место удивительное. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» — это о нем. В солнечных рощах Пушкиногорья хочется дышать, думать, любить, вспоминать, слушать колокольный звон, писать стихи… Кажется, что прошлое совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки. Посетите святые места, окунитесь в мир красоты и поэзии – это подарит вам вдохновение и душевный покой.
Увидели на страницах нашего сайта ошибку, устаревшую информацию или фотографию? Пожалуйста, сообщите нам по адресу [email protected] или оставьте комментарий к статье ниже. Заранее спасибо!
Пушкинские горы — музей-заповедник: достопримечательности, святогорский монастырь
Пушкинские горы – небольшой современный поселок Псковской области, основанный в начале 16 века. Первоначально поселение существовало, как слобода Тоболонец. Главной обителью ее выступал Святогорский монастырь. Пик популярности территории начался с того момента, как ей был присвоен статус музея-заповедника. Ежегодно туристы приезжают сюда для того чтобы проникнуться духом русской культуры и прекрасно провести время вдали от городской суеты. Здесь расположено село Михайловское, где провел свое детство великий поэт А.С. Пушкин. Кроме того, литератор сюда возвращался ни один раз, вдохновляясь на создание новых произведений.
Бывшее родовое имение Ганнибалов-Пушкиных – очень красивое, умиротворенное место с обилием памятных мест. Площадь Пушкинского заповедника составляет 700 га. Земля является холмистой, имеется много озер, зеленых насаждений. Луга, сосновый лес, живописные ландшафты подарят истинное эстетическое удовольствие. Поселок используется для проведения разнообразных кинофестивалей, посвященных творчеству великих поэтов.
Как добраться?
Областной центр является небольшим. Поселок городского типа имеет население, численность которого немного превышает пять тысяч человек. Самый лучший вариант для поездки – экскурсионный тур или личный автомобиль. Расстояние от Москвы до Пушкинских гор – 670 километров (7 часов поездки). Движение по трассе М 9. Если вы едите из Пскова, то нужно будет преодолеть 115 км. Железнодорожные пути не положены, аэропортов нет. Поезд ходит до Великих Лук. Заповедник имеет официальный сайт, там представлена детальная информация о маршрутах и ценах.
Кафе, рестораны, гостиницы
В поселке есть гостиницы «Заозерье», «Пушкинские горы». Количество мест ограничено, рекомендуется бронировать заранее. Жилье можно найти в частном секторе. Кафе и рестораны представлены такими заведениями, как «Вульф», «Амбар под Дубами», «Петровское», «Корзинка», «Святогор», «Лукоморье». Популярна русская и европейская кухня.
Достопримечательности
Посещение удивительного населенного пункта подарит массу незабываемых положительных эмоций. Вы непременно захотите повторить поездку. Как правило, стандартная экскурсия длится один или два дня. Но этого времени может показать недостаточно для того, чтобы глубоко изучить историю русского края. Если вы не безразличны к литературе, истории своей родины или мечтаете комфортно и непринужденно провести время, то непременно выбирайте данный маршрут. Поездка покажется увлекательной, как детям, так и взрослым. Путешествие можно совершать в любое время года. В Святогорском монастыре похоронен А.С. Пушкин. Этот факт существенно увеличивает значимость места.
Михайловское имение
Рекомендуется начинать экскурсию с изучения имения поэта. Именно здесь создатель великих произведений провел свое детство и юношество. Также литератор пребывал здесь в ссылке в 1824-1826 гг. Прозаик был замечен в повышенном интересе к атеизму, был вынужден пребывать в «заточении». Провинциальная глубинка вдохновила автора на создание многих знаменитых поэм. В память стихотворцу открыли музей (1911 год). К сожалению, древнейшие постройки не уцелели, современники по имеющимся описям восстановили практически все объекты. Причина потери зданий – сильный пожар в 1918 году, также Вторая Мировая Война принесла немалый ущерб.
Отдельному вниманию уделяли реставрации дома-музея стихотворца. Архитекторам удалось полностью воссоздать потерянный интерьер. Экспонаты музея включают в себя подлинные вещи поэта. Для экскурсии предлагаются такие комнаты, как кабинет стихотворца, кухня, гостиная, дом няни. На территории облагорожен уютный Михайловский парк. Он досконально передает колорит минувшего времени. Еловая аллея была посажена еще прадедом поэта. Сохранилась и аллея Анны Керн. Пушкин частенько здесь гулял в компании своей дамы сердца. На минуту складывается впечатление, что ты действительно отправляешься в далекое прошлое, полное тайн и загадок. Работники музея тщательно контролируют состояние музея. Каждый экспонат имеет свою историю. Гид расскажет об особенностях жизни поэта. Возможно, вы сможете узнать факты, о которых даже никогда не догадывались.
Петровское имение
Поселок популярен у туристов Петровским имением. Поместье также имеет богатую историю и будет интересным для досуга. Бывший владелец — прадед А.С. Пушкина. Владение было передано ему от самой императрицы. Последний собственник – Вениамин Петрович. В 1936 году территория стала частью музея-заповедника. Участок восстанавливался на протяжении длительного времени, так как его состояние было удручающее.
В 1918 году безвозвратно были потеряны дома, в которых любил проводить время поэт. Дом двоюродного деда построили заново. Строительный процесс был закончен в 2000 году. В настоящее время музейный комплекс включает в себя дом деда, жилье прадеда, парк-беседку грот. Экспозиция музея представлена подлинными вещами. Многие предметы удалось найти во время проведения археологических раскопок. На основе обнаруженных вещей ученые сделали вывод об особенностях ушедших времен. Парк-беседка имеет три дерева – вязы и одну липу. Они росли еще во времена Абрама Ганнибала.
Тригорское имение
Данная территория не являлась собственностью поэта, а принадлежала людям, с которыми он дружил и любил проводить время. В 1918 году все здания тоже пострадали от возгорания. После Второй Мировой Войны объекты восстанавливались по крупицам.
Пушкин любил пребывать в барском доме, баньке. Здесь он мог уединиться и насладиться тишиной. В основном здании организован музей, который хранит в себе вещи ушедших времен. Недалеко находится Тригорский парк. Здесь вы сможете увидеть большое количество интересных мест. Если вы ищите зону, где немноголюдно, то непременно приезжайте сюда. От парка идет тропа к фруктовому саду вдоль пруда. Она приведет вас к усадьбе Вындомских.
Тригорский парк
Небольшой и уютный парк представляет собой традиционный вариант садово-паркового искусства 18 столетия. Изначально планировалось обустроить территорию в романтическом стиле. Закладкой процесса занимался Выдомский. Этот человек имел предпринимательскую жилку, поэтому ему пришла идея построить полотняную фабрику в восточной стороне. Также им были монтированы продовольственные амбары. Фруктовый сад служил в роли разделителя восточной и западной части. Местность была холмистой, с оврагами, поэтому разработка проекта заняла длительное время.
Если вы прогуляете по парку, то непременно увидите уголки, которые прослеживаются в знаменитом романе «Евгений Онегин». Как и в 18 веке. Здесь есть извилистая тропа, ведущая к беседке. По краям дорожки растут липы. Спуск удобен для прогулки. Вы сможете полюбоваться низиной и дойти до купальни. Обзору будет доступен великолепный каскад трех прудов. Удивительно эффектная картина, радующая глаз. После большой липовой аллеи установлен небольшой мостик из дерева. Здешняя природа восхищает своим великолепием, гармонией.
Святогорский монастырь
Обитель отличается наличием длинной и подлинной историей. Она имеет тесную связь с жизнью популярного прозаика. Могила его расположена у стен святыни. Дата основания монастыря – 1569 год. Это время правления Ивана Грозного. Царь любил это место. На протяжении длительного времени собор являлся одним из самых почитаемых и богатых. Сегодня христианский мир с трепетом относится к монастырю. Кроме того, объект являлся пограничным форпостом Руси. В 1920-м году, как и многие другие храмы, святыня была закрыта. На протяжении длительного периода здание использовалось, как пекарня, клуб и типография. Годы войны сильно разрушили собор. В 1949 его вновь восстановили.
В 1992 году открыли выставочный комплекс Святых гор. В этом же году великолепный храмовый ансамбль вернули Православию. Сегодня, как и раньше, священники возносят молитвы об упокоении великого поэта. Родственники Александра пожертвовали немало средств во благо монастырского комплекса. Сам литератор часто любил приезжать к обители. Он приклонялся к могилам своих предков, посещал библиотеку, популярные Святогорские ярмарки. Наслаждаясь умиротворенностью территорией, в памяти проскальзывают слова поэта – «не зарастет народная тропа».
Храм Казанской иконы Божьей Матери
Церковь является памятником истории и культуры 18 века. Она находится в поселке Пушкинские горы и невероятно востребована у верующих. Здесь всегда много людей. Обитель построена на возвышенности – Тимофеевкой горке. От ее стен неспешно тянется дорожка к Лесной улице. О месте ходит много сказаний. Согласно одному из них, пастух Тимофей увидел чудотворную икону Божьей матери на речке. Он провел возле водоема 40 дней, соорудив себе небольшую пещеру в горе и кущу. Вскоре икона явилась жителям на соседней Святой горе. Александр Сергеевич Пушкин интересовался житием Тимофея. Недалеко от храма есть Покровская часовня. В ней покоится знакомая литератора, которая оставила трепетные воспоминания о нем.
Обитель 1765 года возведения всегда являлась девствующей. Даже в период репрессий проводились службы. Когда в 1924 году закрыли Святогорский монастырь, все святыни перевезли сюда для хранения. Вокруг церкви сельское кладбище.
Музей «Мельница в деревне Бугрово»
Святые горы и монастырь поэт посещал, проходив через деревню Бугрово. Об этом событии сохранились воспоминания местных крестьян в рукописях. Они рассказывают, как Пушкин часто заглядывал на местную мельницу. Сегодня в деревне функционирует музей, который рассказывает историю деревенской жизни прозаика. Водяная мельница архитекторами была точно воссоздана по чертежам 18 столетия. Колесо вращается водами реки Луговки. Старинные жернова вращаются так же, как и 300 лет назад. Мельник, как и в древности, засыпает зерно, которое прямо на глазах у изумленной публики превращается в муку. Муку вы можете при желании купить в сувенирном мешочке.
На территории много и других необычных объектов – дом мельника, мельничная утварь, весы и т.д. Если вы посмотрите на другую сторону реки, то увидите небольшой крестьянский дворик. Он состоит из избы, амбара, конюшни, хлева. За домом установлена банька. Которая топится по-черному. В избе установлена печка, есть лавка, стол, кувшины, горшки и прочие атрибуты ушедшего времени. На выходе из деревушки трактир. Здесь вы сможете остановиться и полакомиться блюдами деревенской кухни. Еда из печи ароматная и полезная.
Деревня Березино
Сельское поселение примечательно тем, что оно являлось резиденцией Сергея Довлатова. Это автор повести «Заповедник». В селе вы сможете увидеть дом, в котором проживал писатель в 1977 году.
От постройки тянется полевая дорожка. Кстати, этот момент прослеживается в повести. Здесь работает частный музей. Он расскажет о легендарных событиях Пушкинских гор. Само по себе место является тихим и уютным. Здесь приятно совершать прогулки, задумываясь о прошлом и настоящем.
Савкина гора
На побережье Сороти, в нескольких километрах от Михайловского, находится городище Савкино. Территория является памятником русской старины и невероятно красива. Холм имеет геометрическую форму с крутым скатом. Его происхождение природное. Савкина гора долго выступала в роли укрепительного элемента России. Раскопки показали, что место относится к 9 веку появления. Вероятно, именно тут и стоял «Михайловский монастырь с Городища». В 20 веке здесь находилась небольшая часовня полуразрушенного вида. Недалеко от нее массивный камень возрастом более 400 лет. Место тоже пользовалось успехом у Пушкина. Он находил здесь уединение и тишину. Эта информация прослеживается в его книге (1831г).
Орнитологический питомник
Орнитологический питомник организовали в маленькой деревне под названием Подборье. На ферме занимаются разведением фазанов, кур, страусов. Орнитолог — Андрей Голощапов. Одних только фазанов насчитывается более 80 видов. Среди них немало редких экземпляров. Первые животные попали сюда из Алма-Аты. Орнитолог сотрудничает с другими специалистами.
Он с удовольствием проводит взаимовыгодный обмен птиц. Если вы хотите своими глазами увидеть обитателей фермы, то непременно приезжайте сюда в рамках экскурсии. Положительные эмоции гарантированы. Помимо птиц вы сможете увидеть кроликов, волчонка, собак, медвежат, косуль. Особенно такая поездка понравится детям.
Музей пчеловодства
В Пушкинских горах есть еще одно необычное место, которое можно посетить, если останется время – музей пчеловодства. Территория «Пчелиной усадьбы» познакомит с экспонатами, относящиеся к старине. Также вы узнаете немало полезного о современных технологиях.
Здесь вы увидите разные типы бортей, ульев, древние средства защиты. Представлено много наглядных пособий. Вы сможете узнать, как происходило развитие промысла. Мед, перга, прополис доступны к продаже. Также Медовая лавка предлагает забавные сувениры.
Прогулка по Пушкинским горам запомнится надолго. Если в вашем распоряжении будет еще немного времени, то посетите городище Велье и Крестодвиженскую церковь, загляните в тихий уголок на озере Маленец и Кучане, в родовое поместье Львовых – Алтун. Пушкинский музей-заповедник оставит только самые приятные, воспоминания о поездке.
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ В ПУШКИНСКИХ ГОРАХ · туры и экскурсии · Tripsider.com Плати безопасно
Приглашаем провести три дня в Пушкинские горы. Осенью невероятно красиво
Это место, где можно провести три дня в Пушкинских горах.
Прекрасные виды, атмосфера спокойствия и безмятежности, деревенское очарование, уютные сады и усадебные домики, свежий воздух и пение птиц — все это подарит вам путешествие по любимым местам русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Организатор: тревел-эксперт Екатерина Ч
Программа
День 1. Прибытие в Пушкинские горы.
- Проезд на Пушкинские горы. Маршрутная экскурсия.
- Прибытие в Пушкинские горы. Обед в кафе*
- Осмотр усадьбы «Петровское»
Село Петровское неоднократно посещал Пушкин, начиная с 1817 года. С 1742 года Петровские земли принадлежали А. П. Ганнибалу. Петровское представляло собой типичную русскую усадьбу XVIII века. Петровский парк — прекрасный образец русской садово-парковой архитектуры второй половины XVIII века. - Отдых в отеле. Свободное время
.
День 2. Посещение усадеб Михайловское и Тригорское
- Завтрак в гостинице
- Экскурсия по усадьбе Михайловское.
Имение матери, Надежды Осиповны Ганнибал, впервые посетил Александр Пушкин в 1817 году, только что окончивший лицей. С тех пор «Михайловские рощи» навсегда захватили воображение поэта. Эти каскадные пруды, яблоневые сады и липовые тенистые аллеи, убегающая вдаль река Сороть, исчезающая посреди озера Кучане — здесь нельзя было не написать! Здесь создано более 100 произведений искусства! Может быть, это было связано с простой баней под соломенной крышей или ветряной мельницей, а может быть, с полетом серой цапли, или походкой юной Анны Петровны Керн, знаменитую аллею которой вы увидите. - Обед в кафе
- Заходим в усадьбу Тригорское
Заходим в дом замечательной хозяйки Прасковьи Осиповой-Вольф. Она смогла не только обустроить усадьбу по всем модным требованиям дворянской усадьбы 19 века, дать своим детям хорошее образование и собрать богатую библиотеку, но и вышивать бисером и варить варенье из крыжовника… И это неудивительно, что Александр Пушкин большую часть времени проводил в гостях у своей большой семьи во время ссылки в 1824-1826 годах. Он с нетерпением ждал приезда своего друга А. Н. Вульфа. Он посвящал свои стихи всем дамам. Эта усадьба заставит вас перечитать «Евгения Онегина» заново! - Программа в семейной сыроварне «Душевный хутор»
Выходной день должен заканчиваться красивым аккордом. Душевный вечер в «Душевном хуторе» с дегустацией сыра, варенья с шишками и шоколада с клюквой с псковских болот!
День 3. Посещение музейного комплекса Бугрово
- Экскурсия по музейному комплексу Бугрово, выставочный зал «Музейный пост»
- Экскурсия по Святогорскому монастырю
Могила великого русского поэта А. С. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Он сохранился до наших дней таким, каким был более века назад. Окруженный любовью всего народа, он бережно сохранен и стоит на высоком холме на бескрайних просторах страны. - Обед в кафе*
- Вылет в Санкт-Петербург
.
Уровень нагрузки
Спокойный отдых, минимальное количество движений. Частный автомобиль является основным видом транспорта.
Allocation
Hotel 3*
Comfort
MidscaleНедорогой номер со скромно улучшенным уровнем оснащения, декора и удобств.
Важная информация
Условия аннуляции
Предоплата в размере 15% от стоимости тура возврату не подлежит.
Нужно ли платить всю сумму сразу?
Размер предоплаты определяется Travel Expert и указывается на странице тура. Для большинства туров стандартная предоплата не превышает 50% от стоимости тура. Если у вас возникли трудности с оплатой, обратитесь в службу поддержки клиентов.
Как забронировать поездку
Выберите даты и нажмите Забронировать. Вы будете перенаправлены на страницу с быстрой и безопасной оплатой кредитной картой или через Apple Pay/Google Pay. Для туров с мгновенным бронированием вы получаете немедленное подтверждение. Для других туров вы можете забронировать место в группе, внеся предоплату, после чего ваша бронь утверждается экспертом по туризму в течение 24 часов. Если бронирование будет отклонено, ваша предоплата будет возвращена мгновенно. Пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к организатору тура напрямую, если у вас есть какие-либо вопросы до бронирования.
Знаменитые путешественники в Турцию: Александр Пушкин, поэт предрассудков
Лорд Байрон, который уже фигурировал в этой серии, создал новый тип персонажа, несколько смоделированный на себя – байронического героя. В отличие от традиционных литературных героев, которые проявляют добродетель, борясь с проступками или судьбой, байронический герой — разочарованный беспринципный эгоист. В английской литературе байронический герой фигурирует в произведениях двух величайших авторов XIX века, сестер Эмили и Шарлотты Бронте. Хитклиф из первого «Грозового перевала» — самая крайняя форма байронического героя. Одержимый собой, он демонстрирует дикое поведение всем, кто ему мешает. Гораздо более мягкий тип — это тип Эдварда Рочестера в «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. Он гораздо более привлекательный персонаж, чем Хитклиф, но все же проявляет байронического героя в аморальности и разочаровании в мире.
В русской литературе байронический герой фигурирует в произведении Александра Пушкина (1799-1837), о котором идет речь в этой части серии «Путешественники в Турцию». Его персонаж Евгения Онегина является примером этого литературного типа. Пушкинский Онегин так хорошо изображен потому, что Пушкин вырос в условиях, которые он называет «невыносимыми», будучи нелюбимым матерью, боясь отца и чувствуя себя чужаком в какой-то мере из-за своего частичного африканского происхождения. Эти ингредиенты помогли ему самому стать настоящим байроническим героем.
В более ранней статье о Байроне поднимался вопрос о том, должен ли этот ряд знаменитых посетителей Турции включать путешественника, настроенного против людей и места. Байрон такой фигурой не был, а Пушкин был. Воспитание Пушкина создало ожесточённого человека, который стремился утешить свой аутсайдерский статус в националистических русских чувствах, часто закрывая глаза на состояние нерусских людей.
Как ни странно, такой человек может создать великую литературу, такую как его шедевр «Евгений Онегин», роман в стихах, содержащий его одноименного байронического героя. Хотя это произведение не особенно известно за пределами России, оно действительно является одним из шедевров мировой литературы. Он относительно короткий, но чтобы дать некоторое представление о его ценности, русско-американский автор Владимир Набоков написал по нему четыре тома экзегезы. В «Евгении Онегине» пушкинские изменения тона свидетельствуют о скудном литературном мастерстве. Он и издевается, и создает пафос для одних и тех же персонажей. Более того, в отличие от многих 19В мужской литературе XX века вместо безвкусной, неизменно светловолосой героини Пушин делает темноволосую Татанию, которая, а не сам Онегин, является настоящим героем произведения, симпатичной фигурой, достигающей трансцендентности.
Тем не менее, поскольку эта серия посвящена путешественникам в Турцию, в этой статье будет рассмотрен пушкинский рассказ о путешествии 1830 года «Путешествие в Азрум», город, более известный как Эрзурум, восточная Турция. К сожалению, как литературное произведение оно столь же разочаровывает, сколь велик «Евгений Онегин». Во время путешествия Пушкина в 1829 г., Россия совершала одно из своих периодических нападений на территорию Османской империи, на этот раз с северо-востока.
«Александр Пушкин на Черном море» Ивана Константиновича Айвазовского. (Фото Getty Images) Пушкин в восточной ТурцииВ «Путешествии в Азрум», приближаясь к традиционной османско-российской границе в Анатолии, Пушкин говорит, что видит вдалеке «белую гору с заснеженной вершиной». Услышав, что это Арарат, Пушкин воскликнул: «Какое сильное действие могут иметь несколько гласных! Я взглянул на библейскую гору и увидел ковчег, пришвартованный к ее вершине в надежде на обновление жизни, и вылетающих из нее ворона и голубя, символы наказания и примирения».
На границе Пушкин в эйфории по поводу Арпачай. Эта река отделяет Россию от Османской империи, так как она «так же хороша, как Арарат», так как до этого момента он никогда не видал «чужой земли». Затем он пересекает реку верхом на лошади. Однако этот позитивный тон вскоре испортится. По дороге в Карс он вскоре начинает придираться к еде, местным жителям и местным условиям. Несмотря на то, что ему больше нравится Карс, его самодовольное удовольствие обмануть турецкого офицера, который попросил его документы, страницей стихов безвкусно. В конце концов, нет причин, по которым этот турецкий чиновник должен уметь читать по-русски. Выехав из Карса, он пересекает страну, пока не достигает лагеря русских захватчиков.
Он сопровождает их, пока они двигаются на запад, участвуя в стычках с османами. Хотя Пушкин взволнован конфликтом, пейзаж оставляет его равнодушным; он описывает это как «унылое». Наконец он достигает Хасанкале с войсками. Затем он видит знаменитый мост Чобандеде и купается в горячих источниках, хотя от этого ему становится плохо. Дальше горы, окружающие Эрзурум, тоже не впечатляют. Тем не менее, он, кажется, ценит их взгляд. Он заявляет, что «с высоты горы, в лощине, перед нами открылся Арзрум с его цитаделью, его минаретами, его зелеными крышами, склеенными вместе».
ЭрзурумКогда Эрзурум капитулирует перед русскими, Пушкин входит в город, отмечая, что «турки мрачно обозревают нас со своих плоских крыш». Он считает за честь, что его приветствует паша, который узнает, что Пушкин — поэт, и восхваляет его как одного из «владык земли». Пушкин заявляет, что он «в восторге» от этого. Тем не менее, его горечь вскоре снова всплывает на поверхность. Посмотрев на город, Пушкин заявляет:
«Я не знаю выражения бессмысленнее слов: Азиатская роскошь. Эта поговорка, вероятно, возникла во времена крестовых походов, когда бедные рыцари, покинув голые стены своих замков и дубовые кресла, впервые увидели красные диваны, пестрые ковры и кинжалы с цветными драгоценными камнями на рукоятках. Нынче, можно сказать, азиатская бедность, азиатское свинство и прочее… В Азруме ни за какие деньги не купишь того, что легко найдешь в бакалейной лавке любого городка Псковской губернии (в России)».
Несмотря на то, что Пушкин миновал сельскую местность, он уже отметил, что «жители бежали», он, кажется, не считает, что русское вторжение серьезно нарушило экономическое положение в Эрзуруме и окрестностях. Что касается «свинства», то это не та позиция, с которой до сих пор сталкивались другие путешественники в этой серии. Вместо этого они встретили легендарное турецкое гостеприимство. Однако гостеприимство оказывает гостеприимный гость хозяином. Напротив, Пушкин вошел в город среди ненавистной оккупационной армии, поэтому, как ни удивительно, он ожидал, что с ним будут обращаться вежливо.
В отличие от Байрона, который видит безмятежность на турецких кладбищах, Пушкин считает эрзурумское кладбище пресным местом. Он также утверждает, что «мечети низкие и темные», что особенно странно, учитывая, что Эрзурум является домом для старой высокой Большой мечети с ее парящим порталом. О своем походе в хаммам он еще раз проявляет свою угрюмость, утверждая, что «я проклинал грязность полотенец, убогое обслуживание и так далее».
Подобно Байрону в Эпире, Пушкин останавливается в местном дворце. Но в его случае она была «разграблена». Он винит его бывшего обитателя, бежавшего османского командира, в потере мебели. Однако этот полководец не только имел полное право попытаться сохранить это имущество от захватчиков, но и подозревается, что прибывшие русские приложили руку к мародерству. Также, как ни странно, Пушкин, кажется, считает прогрессом его реквизицию в качестве штаба неистового русского полководца, делящего завоеванные территории.
Кроме того, Пушкин рассказывает о визите сюда паши Муша, который хочет, чтобы его поставили в качестве русского марионеточного правителя Эрзурума. На этого пашу эмоционально воздействует одна из дворцовых комнат, так как оказывается, что его отец был казнен в ней старым османским губернатором. Пушкин восклицает: «Вот вам поистине восточные впечатления!» как будто такая сказка была почти выше его понимания. Однако предположим, что это действительно случай варварства. В таком случае стоит помнить, что русский генерал Алексей Ермолов, жестокий завоеватель Кавказа, которым восхищался Пушкин, не заслужил свое прозвище «мясник» своей доброжелательностью.
Вместе с русским офицером Пушкин посещает дом другого паши, захваченного русскими, и говорит им, что беспокоится о «безопасности оставленного им гарема». С самого начала Пушкин трактует это так, как будто единственная забота паши — сексуальная подоплека. Напротив, упомянутый паша почти наверняка был обеспокоен состоянием своего дома.
«Александр Пушкин с женой на балу» Николая Павловича Ульянова. (Фото Getty Images)В доме, несмотря на то, что престарелый отец паши вежливо принял его и заверил, что все в порядке, русский офицер в грубой форме настаивает, что пришел побеседовать с женщинами гарема. В контексте того времени это было бы в высшей степени возмутительно и продемонстрировало бы культурную бесчувственность русских оккупантов. Не сумев удержать их, пожилой мужчина пытается сохранить честь семьи, заставляя мать паши, полностью скрытую, притвориться одной из жен паши. Однако русские видят сквозь притворство, и в конце концов у одной из женщин гарема берут интервью. В это время Пушкин замечает в окне еще одну группу женщин из гарема. Его последнее замечание о них состоит в том, что «у всех у них были приятные лица, но среди них не было ни одной красавицы», а «женщина у дверей… была, вероятно, хозяйкой гарема, сокровищница сердец, Роза Любви — по крайней мере, я так себе представлял».
Поражают два последующих комментария Пушкина. Во-первых, и без тени иронии он рассказывает, что они с офицером «вернулись крайне довольные нашей дипломатией», как будто такой миролюбивый термин мог каким-либо образом заключать в себе столь агрессивное нарушение нравов другой культуры. Во-вторых, он восклицает: «Я видел гарем: мало кому из европейцев это удалось!» Его прямое наблюдение, однако, не ускользнуло от ориенталистских клише, согласно которым гарем рассматривался как чисто физическое место.
Ближе к концу своего пребывания в Эрзуруме он узнает о вспышке чумы в городе. На базаре нищий, казалось бы, зараженный им, жалко прикасается к нему в надежде на какую-то помощь. Вместо того, чтобы посочувствовать или, быть может, оказать ему какую-нибудь помощь, Пушкин, по его словам, «оттолкнул нищего с чувством невыразимого отвращения и вернулся домой крайне недовольный моей прогулкой». Тем не менее, его увлечение этой болезнью преодолевает его настороженность до такой степени, что он посещает управляемый русскими чумной лагерь. Но, говорит он, «я не спешился и предусмотрительно встал спиной к ветру». К нему приводят жертву чумы. После вуайеристского осмотра его, Пушкин заявляет: «Я обратил внимание на двух турок, которые вели его под руки, раздевали и трогали его, как будто чума была ничем иным, как простудой». Пушкин признается здесь, что ему «стыдно» своего антитетического поведения. Это единственная часть его сочинений об Эрзуруме, в которой выражается искреннее восхищение его местными жителями.
Когда Пушкин готовится к отъезду, становится ясно, что русских вот-вот выгонят с этой оккупированной территории. По возвращении в Россию Пушкин выражает радость вернуться в «дорогое отечество». Ему было еще всего 30 лет, и он не мог тогда предвидеть, что смерть его не за горами. Как и персонажи его литературных произведений, в странном случае жизнеутверждающего искусства Пушкин стал жертвой дуэли из-за женщины, своей жены, в 1837 году.0005
Заметка о русской литературеВопрос о том, как писатель может создать это в высшей степени предвзятое произведение, в котором отсутствует не только сочувствие, но даже элементарное понимание народа, находящегося в неугодной оккупации, а также другие произведения большой литературной ценности, заслуживает чтобы посмотреть.
Ответ имеет какое-то отношение к ключевому элементу русской литературы. Великие русские писатели больше, чем любая другая крупная европейская национальность, кажется одержимы своей страной. «Мать-Россия» бросает свою влиятельную тень на творчество всех ее литературных сыновей и дочерей, а в случае с исключительно талантливыми эта тень глубока. Таким образом, великие русские писатели сознательно обращаются с русскими темами, персонажами и пейзажами. Они могут глубоко проникнуть в то, что они считают русской душой, потенциально оставив упрощенные предвзятые изображения нерусских, как в этом случае с Пушкиным. Это объясняет, почему Пушкин мог так сурово писать об эрзурумских турках, но это, казалось бы, исключает любые претензии русской литературы на универсальность. В самом деле, однако, великие произведения русской литературы универсальны; в противном случае их популярность во всем мире, особенно среди тех, для кого русские элементы не имеют особого или непосредственного знакомства, но которые все же чувствуют, что они говорят непосредственно с ними, была бы необъяснимой.
Причина уверена в том, что, несмотря на чувство великих русских писателей к самобытности русского народа и его культурных традиций, правда состоит в том, что наша общая человечность играет гораздо более существенный определяющий фактор в формировании характера, чем культура. Таким образом, в то время как русские писатели сознательно и блестяще обрисовывают русских характеров, они непреднамеренно создают универсальные типы человеческих существ, соотносимых через культурные барьеры. Тем не менее, русско-шоры самих писателей могут помешать им сделать то же самое с людьми другого культурного происхождения, воспроизводя вместо этого стереотипы.
Прежде чем закончить, следует отметить еще один момент о Пушкине. Дело в том, что Пушкин, по крайней мере, по его словам, предотвращает зверство. Не доезжая до Эрзурума, Пушкин оказывается в районе, где турецкие пленники держат русских. Рассказывает, что:
«Из леса вышел турок, прижимая к ране окровавленную тряпку. Некоторые солдаты подошли к нему, чтобы прикончить его штыками, возможно, из человечности.