Царское село янтарная комната – Янтарная комната в Екатерининском дворце

Содержание

Приоткрытая тайна Янтарной комнаты. Часть 1

О тайне янтарной комнаты написаны тысячи статей и книг, снято много документальных фильмов, предполагала, что на просторах «Ярмарки Мастеров» найдется немало публикаций на эту тему.

Порылась, не нашла ни одной, чему была удивлена и решила опубликовать эту почти фантастическую историю по материалам книги Дины Якшиной «Прогулки по Кенигсбергу»

Тайна Янтарной комнаты гораздо удивительнее, чем принято считать. Пожалуй, сегодня о Янтарной комнате знают все: от тихих «ботаников», долгие часы корпящих над книгами, до крутых пацанов, прикидывающих, сколько бы она могла стоить, если бы ее вдруг взять да найти.

За сорок пять лет (с 1945 по 1990 год — позже комнату искать практически перестали) было проработано более 250 версий ее нынешнего местонахождения. Настоящий поисковый бум вспыхнул в 1967 году — после того, как отбывавший заключение в варшавской тюрьме нацистский военный преступник Эрих Кох сообщил польскому журналисту, что Янтарная комната, вопреки утверждениям директора художественных собраний Королевского замка Альфреда Роде, не погибла во время пожара в августе 1944 года. Правда, где именно она находится, Кох не сказал. Но и этого хватило…

Известно, что на рубеже XVII-XVIII веков Янтарную комнату (точнее, кабинет) задумал выдающийся прусский архитектор и скульптор Андреас Шлютер. За изобретательность, с которой он использовал в своих проектах нетрадиционные строительные материалы: минералы, редкие горные породы, экзотическую древесину, кирпич разной степени обжига и т.д., и т.п. — его называли «северным Микел­анджело». Вдохновленный великолепием французского Версаля, Андреас Шлютер, приглашенный для реконструкции Большого королевского дворца в Берлине, решил воспользоваться для облицовки стен кабинета Фридриха I огромными запасами янтаря, скопившимися в дворцовых кладовых. По одной из версий, Шлютер взял за основу композиции три роскошные рамы из янтаря

(в них были вставлены зеркала). Рамы эти создавались мастерами-янтарщиками в Кенигсберге, где существовала специальная ремесленная гильдия.

Зеркала предполагалось окружить янтарными панелями, украшенными гравировкой на прозрачных янтарных пластинках, миниатюрной резьбой, медальонами-барельефами из тонированной слоновой кости, мозаичными панно, выполненными из кусочков солнечного камня различных оттенков, от светло-прозрачного (так называемый оттенок левантийского золота) до темно-желтого… С помощью особых технологий (прокладок из цветной фольги) янтарю придавался невероятный блеск, а цвет его должен был не меняться с годами (хотя обычно янтарь темнеет. Запомните эту деталь! Доктор Роде, принимавший похищенную из Царского Села «Янтарную комнату», знал, что по насыщенности цвета она будет такой же, как и в момент ее создания. Отличить копию от подлинника по цвету и состоянию янтаря было практически невозможно!)

.

Король Фридрих I и его венценосная супруга София-Шарлотта пришли в восторг от замысла Андреаса Шлютера. В 1701 году архитектор пригласил в Берлин своего коллегу из Копенгагена Готфрида Вольфрама. Работа закипела. Через шесть лет Янтарный кабинет был почти наполовину готов.

Но… в результате дворцовых интриг Шлютера сняли с должности главного архитектора королевского двора. Изгнанный из страны, он подался сначала в Дрезден, а потом в Россию. Петр I пожаловал его высочайшим званием «баудиректора» царского двора. Чуть больше года Шлютер занимался проектированием будущих дворцов «Северной Пальмиры», а затем тихо скончался. Вполне возможно — не снеся разлуки со своим любимым детищем — недостроенным Янтарным кабинетом… Тем временем кабинет

(точнее, его фрагменты) был перенесен из берлинского дворца в замок Шарлоттенбург. К работе над янтарными панно по эскизам Шлютера приступает новая «бригада» мастеров.

Еще шесть лет — и кабинет можно было бы показывать наслышанной о «восьмом чуде света» Европе, но… Фридрих I умер. А его сын Фридрих-Вильгельм I, отличавшийся великой скупостью и любовью только к одной вещи на свете — армейским церемониалам, — немедленно прекратил финансирование работ по созданию Янтарного кабинета. Мастеров он уволил, а все фрагменты, созданные за тринадцать лет, распорядился сложить в ящики и поместить в берлинский Цейхгауз.

Но патологический скупердяй и «фельдфебель на троне» Фридрих-Вильгельм I дураком отнюдь не был. Не собираясь больше тратиться на предмет «возмутительной роскоши», он припас его в расчете на дипломатический презент с далеким прицелом. «Целился» он на восток: в «дикой стране» России происходили архиважные события. Россия строила мощный флот, Петр I «рубил окно» в Европу и указывал Швеции то место, которое теперь она должна была занимать… Европейские монархи не отказывали себе в удовольствии представить в лицах, как царь Петр бьет под Полтавой «мальчишку Карла»… С Россией были вынуждены считаться, на нее поглядывали с испугом и уважением. А Петр I, скоростными темпами «цивилизуя» страну, уже создал свою знаменитую Кунсткамеру и постоянно пополнял ее новыми произведениями искусства…

Петр I, пригревший изгнанника Шлютера при своем дворе, знал о создаваемом Янтарном кабинете… А Фридрих-Вильгельм I, искавший союза с Россией, знал, что Петр об этом знает… Итог был вполне предсказуем: когда осенью 1716 года российский император совершил визит в Берлин (неожиданный для Фридриха-Вильгельма), король, лихорадочно соображая, как ему подостойнее принять Петра и при этом поменьше потратиться, вспомнил о Янтарном кабинете. Панели извлекли из Цейхгауза, достали из ящиков… А чтобы Петр I, не приведи Господи, не обиделся

(как правило, иностранным коронованным особам дарились произведения из янтаря, выполняемые в Кенигсберге по ОСОБОМУ, индивидуальному заказу, а тут… не то б/у, не то «полуфабрикат»), король, скрепя сердце, присовокупил к кабинету свою прогулочную яхту «Либурника».

Петр I с собой ответных подарков не имел. И смог разве что пожаловать придворной кухне несколько золотых монет, а дворцовому коменданту — одного соболя. Правда, через полтора года он презентовал Фридриху-Вильгельму… пятьдесят пять русских гренадеров ростом более двух метров каждый, чем привел прусского короля, подбиравшего для своей гвардии гигантов по всей Европе, в состояние полнейшей эйфории.

А вот сам Петр в подарках прусского короля был уже разочарован изрядно: яхта оказалась дряхлой и еле-еле «приползла» в Петербург после нескольких ремонтов в пути, а янтарные панели, доставленные в «Северную Пальмиру», были разрозненными и не совсем готовыми. Употребить их в таком виде для отделки стен оказалось невозможно. А тратиться на продолжение работ Петр I тоже посчитал «непозволительной роскошью». Панели были фрагментарно расставлены на задворках Летнего дворца Петра — и забыты там почти на три десятилетия.

Вспомнила о Янтарном кабинете императрица Елизавета Петровна, сделавшая своей официальной столичной резиденцией Зимний дворец. Работавший в то время на славу России архитектор Бартоломео Франческо Растрелли попытался разместить сей кабинет в Зимнем дворце.

Процесс размещения был сопряжен с неимоверными трудностями: почти полтора года Растрелли заказывал по всей Европе зеркальные стекла «доброй работы» — и получал ответ, что «стекол вышеописанного размера сделать невозможно». В конце концов, зеркальные пилястры удалось изготовить во Франции… Потом возникла проблема закупки недостающего янтаря. Потом… понадобилась четвертая янтарная рама, которая сочеталась бы с теми тремя, что были выполнены в XVII веке кенигсбергскими мастерами. О затруднениях с изготовлением рамы узнал король Пруссии Фридрих II. А поскольку именно в это время Фридрих добивался союза с Россией, он… презентовал Елизавете недостающую раму, заказав ее все в том же Кенигсберге у трех мастеров янтарных дел! Еще шесть недель злополучную раму, оказавшуюся чуть длиннее и уже оставленного для нее «окна», кенигсбергский мастер Якоб Зур «подгонял» прямо на месте.

…С января 1776 года Янтарный кабинет стал главным украшением Зимнего дворца. Но ненадолго. В 1753 году у императрицы Елизаветы Петровны возникла новая идея: перенести Янтарный кабинет из Зимнего дворца в Царское Село, для чего создать там специальную парадную комнату. (Вообще-то Елизавета Петровна мечтала об агатовой комнате, но на Петергофской гранильной фабрике агат отсутствовал, а заказывать его в промышленных количествах на Урале, и потом везти не одну тысячу верст — было дороговато даже для Елизаветы Петровны, казенных средств особо не считавшей. Вот и пришла ей на ум Янтарная комната)

. Кабинет в Зимнем дворце разобрали, «76 гвардейцев, силачей и аккуратистов» за шесть дней бережно, на руках, перетащили его в Царское Село. Где Янтарной комнате и предстояло находиться следующие двести лет.

После Октябрьской революции 1917 года Екатерининский дворец в городе Пушкине

(бывшем Царском Селе) стал музейным комплексом, открытым для поклонников искусства.

…А вот теперь — обещанная сенсация. По сведениям, скрупулезно собранным царскосельским краеведом Федором Морозовым (который расспросил десятки свидетелей и проштудировал сотни архивных документов и исторических трактатов), сразу после подписания Германией и СССР пакта о ненападении Сталин вызвал в Кремль целую делегацию деятелей советской культуры во главе с Алексеем Николаевичем Толстым (автором романа “Петр I”). И поинтересовался, что можно было бы подарить Германии, чтобы символизировать самые искренние намерения СССР соблюдать все условия соглашения, в частности, и советско-германскую дружбу вообще.

Ответ требовался немедленный. Толстой, гордившийся своей «фамильной чертой» — умением находить выход там, где таковой не предусмотрен, — сориентировался молниеносно: Янтарную комнату! Она была подарена Петру I прусским королем — почему бы и не вернуть ее немцам? А себе — изготовить копию.

(Кстати, если верить современникам Толстого, сам он был один в один Алексашка Меньшиков: отчаянный враль, плут, авантюрист, забубенная головушка — и одареннейшая личность. Может, именно поэтому так убедительно хорош Алексашка в романе?..)

Федор Иванович Морозов пришел к выводу: за полтора-два года до начала Великой Отечественной войны группа советских реставраторов во главе с А.О. Барановским изготовила КОПИЮ Янтарной комнаты в масштабе один к одному. Копию эту и вывезли немцы, а подлинник в 1941 году достался американскому миллиардеру, «другу СССР» Арманду Хаммеру, оказавшему советскому правительству важные услуги в первые месяцы войны.

Анатолий Осипович Барановский был мастером высочайшего класса. В 1912-1917 годах он работал в Екатерининском дворце, в частности, в Янтарной комнате, попутно выполняя частные царские заказы по изготовлению сувениров из янтаря для очень важных персон. Правда, Толстой не знал его нынешнего адреса, но… на поиски реставратора были брошены сотрудники НКВД. И через пару дней Толстой был доставлен на дачу Сталину в Кунцево уже на пару с Барановским.

«Вождь народов» придирчиво расспрашивал семидесятилетнего реставратора — тот отвечал, что в Янтарной комнате действительно работал и даже изготовил по заказу вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери Николая II, копии янтарных панелей, предназначенных в подарок французскому правительству. Сталин поинтересовался, сколько времени потребуется на изготовление копии ВСЕЙ комнаты — с зеркальными пилястрами и фризом. Барановский сказал: «Год». Сразу же был составлен подробнейший список всего необходимого: людей, материала, инструментов. А когда Толстого и Барановского увозили с дачи, реставратору передали плетеную корзинку, наполненную свежайшей клубникой, и небольшой сверток, в котором оказалась биография Сталина в роскошном полиграфическом исполнении и с дарственной надписью. Провожающий чекист ухмыльнулся: “Если что, вы только книгу покажите…”

Барановский приступил к работе в 1940 году. Камеронова галерея Екатерининского парка, где располагалась мастерская, была окружена двойным кордоном сотрудников НКВД. Чекисты стерегли и вход на первый этаж галереи. Толстой добывал для реставратора лучшие снадобья, поддерживающие здоровье, впрочем, тот практически не болел. Барановский работал азартно. Он, изголодавшийся по настоящему искусству, творил шедевр.

Но… «посмотреть и проконтролировать», как ведутся работы, то и дело наезжали члены «советских и партийных комиссий». Которые заказывали для себя янтарные сувениры: ожерелья, перстни, табакерки… один «эстет» заказал даже ларец! Барановский не спорил. Не зря же он, «старорежимный» специалист, умудрился выжить при советской власти! И даже репрессии его, лично знакомого с царской фамилией, не коснулись! Большого ума был человек. И редкой везучести… Но вскоре в разговоре с Толстым Сталин выразил неудовольствие падением темпов работ и все возрастающим расходом янтаря (который приходилось приобретать за валюту). Испугавшись, Толстой рассказал про многочисленные «комиссии». Буквально со следующего дня визиты «проверяющих» прекратились. Барановский повеселел… А через некоторое время узнал, что из наезжавших в его мастерскую “товарищей” не уцелел НИКТО.

Барановского хватил первый инфаркт.

Второй инфаркт приключился с ним в мае 1941 года. Когда выполненные Барановским и его учениками панели были собраны, оказалось, что копия… лучше оригинала! Цветовые соотношения, изящество форм, изысканность тончайшей резьбы — все было божественно великолепно, но Барановский сделал СВОЮ Янтарную комнату. Что является непростительным прегрешением для искусного реставратора.

…Тем не менее, 2 июня подлинная Янтарная комната была разобрана, а ее место заняла копия. Барановский руководил процессом, сидя в центре зала в большом кожаном кресле. Он был так слаб, что еду ему приносили прямо к креслу. 11 июня во дворце работала комиссия НКВД, выявившая большую недостачу янтаря: пропало свыше 700 килограммов. Предположительно, столько ценного сырья ушло на сувениры. Но все, кто был повинен в растрате, свое уже получили.

…Барановского, который после двух инфарктов таял, как свеча, было решено отправить на лечение в Сочи. Последнее письмо жене он написал 19.06.1941 года. Как сложилась его дальнейшая судьба, неизвестно.

Продолжение следует >>

www.livemaster.ru

Янтарная комната

   На фото, естественно, реконструкция, так как России Германией были переданы только фрагменты Янтарной комнаты.

   Янтарную комнату называют восьмым чудом света.

   Это действительно весьма незаурядная вещь, достойная восхищения. Но свой нынешний вид она получила после многочисленных изменений и архитектурных изысков, выполненных русскими мастерами под руководством архитектора Варфоломея Растрелли.

   Фридрих Вильгельм I сплавил янтарный кабинет Петру Первому, потому что тот его просто утомил. Эта окаменевшая смола весьма капризная вещь, ее могут повредить прямые лучи света или температура чуть выше обычной. Янтарные изделия очень хрупкие, одно неловкое движение – и нет статуэтки или шкатулки, над которой долго корпел какой-нибудь немецкий мастер. Содержание кабинета влетало Фридриху в копеечку, поэтому при первом удобном случае он от него избавился, передав его своему названному брату «херру Питеру».

   Петр I планировал установить Янтарный кабинет в Кунсткамере, но не успел. Его преемница, дочь Елизавета, решила использовать Янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца — своей официальной резиденции.

  Тогда кабинет смотрелся весьма скромно, к тому же часть деталей оказалась утерянной. 22 панели, включая детали верхнего, нижнего и цокольного яруса, не могли покрыть все пространство стен. Недостающие фрагменты обер-архитектор Варфоломей Растрелли восполнил зеркальными пилястрами (узкие полоски стекла в полную высоту), с роскошными золочеными рамами с растительным орнаментом, и панно с росписью «под янтарь».

   В 1745 году прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха, из числа утерянных элементов. С 1746 года комната стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села.

   Зал Екатерининского дворца, где предполагалось установить Янтарную комнату, был выше, да и по площади превышал зал Зимнего дворца, поэтому работа предстояла непростая.

   Выходом из положения стало увеличение числа пилястр, размещенных попарно у каждой панели с золочеными светильниками в центре каждой пилястры. Верх и низ пилястр украшен растительным орнаментом, верхний орнамент плавно переходил в изящные девичьи головки. Верхний ярус был заполнен, ввиду нехватки времени, живописью «под янтарь», впоследствии замененной золоченной резьбой по дереву в виде Амуров, поддерживающих вазы и образующих рамы, в центре которых были помещены золоченые канделябры.

   В центре четырех наиболее крупных янтарных панелей в прекрасных, янтарных же рамах, были установлены мозаичные картины. Рамы, изготовленные из более темного по тону янтаря, четко выделялись на общем фоне.

   Композицию зала завершили двумя огромными зеркалами в золоченых рамах во всю высоту стен, оказавшимися между окнами комнаты. Благодаря обилию света и зеркал, янтарь представал перед гостями дворца в наилучшем свете, зачаровывая смешением красок.

   Красные, почти алые оттенки, словно в мозаике, сливались с оранжевыми и светло-желтыми цветами. Более темные цвета образовывали на светлом фоне различные узоры, среди которых особенно часто встречались вензеля. Золото, щедрой рукой рассеянное по стенам, дополняло теплую цветовую палитру.

   Последним штрихом в отделке Янтарной комнаты стал художественный паркет, уложенный сложным рисунком из драгоценных пород дерева — ореха, клена, сандалового дерева.

   Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II, в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

 

   В мире существовало немало крупных предметов из янтаря, составлявших менее известные Кенигсбергскую и Берлинскую коллекцию.

   Подобные коллекции есть в Арабских Эмиратах и Китае. Польский мастер Мырта Люциан также создал весьма значимые шедевры, сравнимые по уровню с янтарным кабинетом Фридриха Прусского.

 

Материал подготовлен на основе информации открытых источников:

РИА Новости: Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны.

      и другие…

 

zorca.ru

Янтарная комната: краткая история и описание великолепия интерьера

 

Краткая история Янтарной комнаты

Петр Великий получил Янтарную комнату – набор янтарных панелей для оформления дворцового интерьера – в качестве дипломатического дара от короля Пруссии Фридриха Вильгельма Первого в 1716 году. Янтарные панели прибыли в Россию незавершенными, и украсили царский дворец в России уже при императрице Елизавете Петровне. Янтарный кабинет стал  главным украшением загородного Екатерининского дворца в Царском Селе. Зал продолжил радовать посетителей и когда царский дворец стал музеем. Во время Великой Отечественной войны панели похитили фашисты. Найти их пытались многие, некоторые экспедиции походили почти на детективные истории, но на данный момент считается, что подлинные янтарные панно бесследно исчезли после 1945 года. Многолетний труд реставраторов Царскосельской янтарной мастерской возродил Янтарную комнату во всем былом великолепии.

Прусский период

Начало восемнадцатого века – время расцвета янтарного дела в Германии. Король Фридрих I пожелал украсить новый загородный дворец, перестраивавшийся для супруги Софии-Шарлотты, янтарными панно, используя необработанный янтарь и янтарные изделия из дворцовых кладовых. Архитекторы А. Шлютер, И.-Ф. Эозандер и другие прусские мастера приступили к работе над Янтарным кабинетом в 1701 году. Для обработки янтаря король специально приглашал мастеров из Дании: Готфрида Вольфрама, Готфрида Турау и Эрнста Шаха. В 1707 году королева скончалась, и король приказал устроить янтарную галерею в другой пригородной резиденции – Ораниенбурге. Но и этот проект закончен не был. Петр Великий во время одного из своих визитов в Пруссию видел янтарные панели и не скрывал, что очень хотел бы иметь у себя в Петербурге такую же диковину.  Король умер в 1713 году, на прусский престол вступил его сын, Фридрих Вильгельм I.  Он распорядился остановить дорогостоящие работы. Сначала новый король планировал украсить янтарными панелями свой собственный берлинский дворец, но, узнав, насколько сложной и дорогой будет окончательная отделка Янтарной комнаты, решил с этим повременить. В 1716 году Петр Первый снова посетил Пруссию, и прусский король подарил русскому монарху янтарные панно, помня, что Петр любит диковинные и необычные вещи. Петр мечтал о Янтарном кабинете для собрания Кунсткамеры – первого музея России. В ответный дар Петр отправил в Пруссию 55 великанов-гренадер, кубок собственноручной работы и токарный станок.

Комната во времена правления Елизаветы Петровны

При жизни Петра I Янтарный кабинет в его Летнем дворце сделать не успели. Дочь Петра Елизавета, взойдя на престол, повелела архитектору Растрелли оформить янтарными панелями парадный зал в Зимнем дворце в Петербурге. Оказалось, что имеющихся янтарных деталей для этого не хватало, к тому же панели были малы размером для планируемого зала. Для нового Янтарного кабинета Растрелли должен был изготовить зеркальные пилястры с золочеными резными украшениями в качестве связующего архитектурного элемента, а карнизы, наличники и дверные откосы расписать под янтарь. Стены украшала живопись придворного художника Иоганна Гроота. В то же время, в 1743 году, императрица начала перестраивать свой летний дворец в Царском Селе. Один из залов планировалось отделать яшмой, но это заняло бы немало времени, а Елизавета Петровна была нетерпелива (позже к этому проекту обратится следующая императрица – Екатерина). Тогда государыня приказала Растрелли перенести янтарные панно из Петербурга в Большой Царскосельский дворец и оформить новую Янтарную комнату в летнем царском дворце. Ящики с хрупкими панелями несли на руках. И вновь зал, являющийся частью роскошной Золотой анфилады дворца, оказался велик для панелей. Растрелли снова использовал живописные вставки, зеркальные пилястры и четыре мозаичные картины вместо живописных полотен, для создания единого интерьера. Невиданный доселе интерьер требовал внимания и особого отношения. В Янтарной комнате был специальный смотритель, который следил за состоянием янтаря.

Янтарная комната во времена Екатерины Второй

Новая императрица, взошедшая на престол в 1762 году, продолжила уделять немало внимания Янтарной комнате. Во время правления Екатерины Второй была выполнена последняя реконструкция интерьера: живописные вставки заменили на мозаичные панели из янтаря, сделали янтарные подставки под зеркальными пилястрами. Всеми работами заведовала недавно организованная Царскосельская янтарная мастерская – последний центр обработки янтаря в Западной Европе тех лет. Изысканный интерьер Янтарной комнаты дополнили предметы прикладного искусства: китайские фарфоровые вазы, французские бронзовые часы, мебель в технике маркетри.

Интерьер Янтарной комнаты

Красота Янтарной комнаты настолько впечатлила французского писателя Теофиля Готье, что он нашел янтарь, освещенный солнцем, более впечатляющим, нежели золоченую резьбу. Одна из стен зала полностью занята двумя рядами окон, между которыми помещены зеркала, обрамленные резными позолоченными рамами. Три стены убраны янтарными панно,  которые перемежаются зеркальными пилястрами, обрамленными золочеными резными украшениями. Богатство множества оттенков янтаря – от молочно-белого до темно-бордового и красного – пленяет взор. Янтарные панели украшают четыре флорентийские мозаики из полудрагоценных камней, изображающие в аллегорической форме пять человеческих чувств. Великолепный наборный паркет дополняет неповторимое внутреннее убранство зала. Восьмым чудом света называли этот зал, который оставался одним из самых прекрасных внутренних покоев в царскосельской резиденции.

История поисков и реставрации Янтарной комнаты

История Янтарной комнаты – одна из главных загадок двадцатого века. После революции 1917 года Екатерининский дворец стал музеем. Грозным летом 1941 года все музейные ценности готовили к эвакуации из Ленинграда, но хрупкие, требовавшие очень бережного обращения янтарные панно вывезти не успели. Они остались во дворце, и их обнаружили оккупировавшие город Пушкин фашисты. Убранство Янтарной комнаты было вывезено в город Кенигсберг, где Гитлер намеревался устроить музей из награбленных ценностей со всей Европы. После освобождения Кенигсберга панели таинственно исчезли. Несколько экспедиций искали янтарные панно, многие энтузиасты пытались найти следы Янтарной комнаты, но все было безуспешно. Находили лишь отдельные предметы убранства. В 1979 году было решено воссоздать интерьер заново. Работы возглавил реставратор А. А. Кедринский, восстановление длилось 24 года. Много лет во время прогулки по дворцу на месте Янтарной комнаты посетители видели лишь проходной выставочный зал, но все верили, что наши реставраторы сделают невозможное.  В 2000 году были возвращены из Германии подлинные вещи из Янтарной комнаты:  один комод маркетри русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние». В 2003 году, в присутствии глав государств России и Германии,  Янтарная комната, была вновь открыта и засияла во всем своем блеске.

Как добраться и когда лучше посетить Янтарную комнату в Екатерининском дворце

Захватывающая история Янтарной комнаты и красота янтарных панелей каждый год привлекают в Екатерининский дворец миллионы посетителей со всего мира. Музей из соображений сохранности экспонатов серьезно ограничивает поток индивидуальных туристов в горячий летний сезон. Поэтому с мая по сентябрь рекомендуется заказывать экскурсию в Янтарную комнату заранее, у надежной туристической компании, чтобы не оказаться в километровой очереди на улице перед музеем. Лучшее время для посещения Янтарной комнаты – с октября по апрель. Самый комфортный вариант посещения, позволяющий насладиться красотой янтаря в полной мере — экскурсия в Царское Село с индивидуальным гидом. Добраться до Екатерининского дворца легче всего на маршрутных такси, отправляющихся от станции метро «Московская».

 

biglifetour.com

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Янтарная комната Екатерининского дворца – одно из самых грандиозных творений, созданных из янтаря. Ее судьба связанна с огромным количеством легенд, тайн и загадок. Она была утрачена в годы Второй мировой войны и заново воссоздана, благодаря непревзойденному искусству русских мастеров, к 300-летию Санкт-Петербурга.

История возникновения Янтарной комнаты

Создание Янтарной комнаты связывают с началом XVIII века и именем прусского короля Фридриха I. В России же она появилась благодаря  Петру I и изначально хранилась в его летнем дворце. Во времена правления императрицы Елизаветы Янтарную комнату перенесли в ее парадные покои в Зимнем дворце.

Дальнейшее передвижение Янтарной комнаты связано с летней резиденцией в Царском селе. Именно в Большом Екатерининском дворце, в зале, площадь которого составляет 96 кв.м, и разместили это выдающееся творение. Окончательно же завершилось создание Янтарной комнаты при Екатерине II, которая специально приглашала лучших иностранных мастеров для изготовления дополнительных панелей и мелких деталей, на которые ушло  450 кг янтаря. Так, именно в это время появились великолепный столик, неимоверной красоты наборные комоды и потрясающая флорентийская мозаика, которая аллегорически изображала пять человеческих чувств:

  • вкус;
  • осязание;
  • обоняние;
  • зрение;
  • слух.

Исчезновение и воссоздание

К огромному сожалению во время трагических событий Второй мировой войны все великолепное убранство Янтарной комнаты было похищено немцами и перемещено в Кенигсбергский замок в музей янтаря. А когда в 1944 году немцы отступали, комнату, в очередной раз, разобрали и увезли в абсолютно неизвестном направлении. 

Только в 1979 г. было принято окончательное решение о восстановлении Янтарной комнаты. А сами работы по проекту А. Кедринского начались лишь спустя 4 года — в 1983 г. Над воссозданием интерьера трудились скульпторы, художники, паркетчики, резчики по дереву. Приятным моментом стало возвращение в 2000 году великолепного наборного комода и флорентийской мозаики «Осязание и обоняние», которые были обнаружены в Германии. Восстановление Янтарной комнаты продолжалось 24 года и закончилось в 2003 году, в 300-летний юбилей Санкт-Петербурга.

Сегодня, овеянная множеством мифов и легенд, Янтарная комната находится в Екатерининском дворце и радует своим великолепием посетителей. Любители легенд и роскоши оценят ее по достоинству. С другими местами, связанными с правлением династии Романовых, которые стоит увидеть и посетить в Санкт–Петербурге, можно ознакомиться на нашем ресурсе.

comments powered by HyperComments

excava.ru

Янтарная комната в Екатерининском дворце

 

Янтарную комнату по праву называют одним из чудес света. Потеря этого сокровища во время войны, так и осталась

неразгаданной тайной.

 

С появлением шедевра, тоже связано несколько легенд. Ее история начинается с Пруссии. В начале XVII века, в Пруссии активно

развивался янтарный промысел. Янтарь считался «золотом» Балтики. Курфюрсты Бранденбургские традиционно дарили искусно

обработанный янтарь другим правителям. Вершиной обработки камня стало сооружение янтарной комнаты в Литценбурге, по

приказу курфюрста Фридриха III в 1707 году.

 

Позже, ее перенесли в Ораниенбург, переделав в 30-ти метровую галерею. Фридрих-Вильгельм I, наследовавший престол, решил

прекратить дорогие работы по украшению отцовского дворца. Однако по его распоряжению, янтарными панелями был

облицован кабинет в замке в Берлине. Там его увидел Петр I и был так восхищен, что не смог скрыть желания иметь уникальный

кабинет из “золотого” камня. Фридрих — Вильгельм I сделал такой подарок нашему императору.

 

Датой прибытия комнаты в Петербург, считается январь 1717 года. Кроме обработанных янтарных плит, прибыло много кусков

янтаря. О том, куда хотел поместить янтарную галерею Петр I, не сохранилось никаких материалов. Елизавета Петровна, повелела

архитектору Ф. Б. Растрелли оборудовать подарок в Зимнем дворце. Каменных панелей немного не хватило. Растрелли вставил

зеркальные пилястры и часть панно из холста «под янтарь».

 

Янтарная комната в Екатерининском дворце

 

Екатерина II, в 1755 году перенесла драгоценную комнату в Царское село. Там в 96 метровом дворцом зале, Растрелли создал тот

шедевр, который в течение 200 лет славился по всему миру. Зал был намного больше прежней комнаты. Янтарные плиты

разместили по среднему ярусу, разделили зеркалами. Частично стены затянули холстом «под янтарь», в исполнении художника И.

И. Вельского. Растрелли усилил впечатление от янтаря с помощью светильников из бронзы, резьбы с позолотой, зеркал и паркета

из дорогих парод дерева. В центре потолка поместили огромную венецианскую картину XVIII века, рассказывающую о Мудрости,

Юности и неверной Любви.

 

Роскошный янтарный кабинет пополнили мозаичные картины, выполненные в Италии в 1750 году, на которых были отображены

пять главных человеческих чувств: видеть краски мира, слышать звуки, осязать предметы, чувствовать вкус и запах. Кроме того,

Екатерина II развивала в России мебельное дело, поэтому «золотую» комнату украшали лучшие образцы резных комодов. Судьба

одного из экспонатов довольно любопытна.

 

В годы войны фашисты разграбили Екатерининский дворец и вывезли ценности. В 1990 году один из комодов был найден в

Берлине у частного коллекционера. Журнал «Шпигель» помог выкупить ценную мебель. Шедевр был возвращен во дворец в 2000

году.

 

Кроме роскошной мебели, дворцовый зал украшали драгоценные поделки из янтаря. С 1763 года холсты «под янтарь» стали

заменяться подлинной янтарной мозаикой. За четыре года упорной работы мастеров, комната стала полностью янтарной. Для

этого потребовалось 450 кг камня. Из-за перепадов температуры связанных с печным отоплением во дворце, янтарные панели

быстро разрушались. В течение в XIX века кабинет три раза реставрировали. В 1917 году были сделаны цветные фотографии

янтарного кабинета для каталога.

 

На летний период 1941 года, планировалась большая реставрация янтарной комнаты, но война разрушила все планы. Сначала

было принято решение об эвакуации уникальной комнаты, но при попытке снятия, янтарные панно начали рассыпаться. Тогда

провели консервацию кабинета. Панели были заклеены марлей, обложены ватными чехлами и закрыты деревянными щитами. К

сожалению, уберечь от оккупантов Екатерининский дворец не удалось. Экспонаты были вывезены фашистами в Кенигсберг. В

немецкой газете в ноябре 1941 года сообщалось о выставке части панно в Прусском музее. Во время отступления в конце войны

немцы снова сняли янтарь и увезли. С тех пор следы шедевра теряются.

 

С 1983 года по решению Совмина РСФСР началось возрождение янтарной комнаты. Архитектор А. А. Кедринский стал

руководителем проекта восстановления панно из «золотого» камня. В 1994 году панели, созданные по фотографиям, были

установлены в первом ярусе. Началась работа над мозаичной картиной «Зрение». Вместе с комодом из Германии вернулись

мозаичные картины «Обоняние», «Осязание».

 

К трехсотлетию Санкт-Петербурга долгая 24-летняя работа по восстановлению янтарной комнаты была закончена. Янтарный

кабинет был полностью восстановлен и открылся для посещений. На церемонию открытия была приглашена делегация из

Германии. Начался новый этап жизни этого уникального произведения. Музей (Екатерининский дворец) располагается в городе

Пушкин в 25 км от Санкт-Петербурга.

 

Янтарная комната в Екатерининском дворце открыта для посещений группами с экскурсоводом или индивидуально.

 

 

г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7 (помещение Екатерининского дворца)

+7 (812) 465-94-24

 

Янтарная комната часы работы:

 

С 12:00 до 18:00 (кассы и вход посетителей до 16:45).

По понедельникам: с 10:00 до 21:00 (кассы и вход посетителей до 20:00).

Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца

Вход платный

 

Как добраться:

— На электричке до ж.д. станции «Царское Село — г. Пушкин», затем до остановки «Садовая улица» на любом автобусе или маршрутном такси,

затем пешком до музея (расстояние 450 м.).


— От станции метро «Московская», «Звездная», «Купчино» на автобусе или маршрутном такси до остановки «Садовая улица» на любом автобусе

или маршрутном такси, затем пешком до музея (расстояние 450 м.)

 

Официальный сайт:   tzar.ru

 

 

grand-piter.ru

Янтарная комната — это… Что такое Янтарная комната?

Восстановленная Янтарная комната

Янтарная комната (первоначально — Янтарный кабинет) — знаменитый шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Великой Отечественной войны и не найденный до сих пор.

Создана немецкими мастерами для прусского короля Фридриха I, затем подарена Петру I, после чего дополнена зеркальными пилястрами под руководством Ф. Б. Растрелли, так как размеры изначального янтарного кабинета были гораздо меньше того помещения, где была выставлена в России. Считалась жемчужиной летней резиденции российских императоров в Царском Селе. В отделке преимущественно использовался янтарь. Шедевр состоял из янтарных панелей, украшений и панно.

История создания

Фрагмент восстановленной Янтарной комнаты

Янтарная комната была создана мастером Андреасом Шлютером для прусского короля Фридриха I. Когда в 1709 году работа была завершена, плохо закреплённые янтарные панно рухнули. Король разгневался и выслал мастера из страны. Уже его сын, король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар. Пётр оценил подарок: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали» — писал он жене Екатерине[1]. Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург в 1717 году.

В 1743 году императрица Елизавета Петровна поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер-архитектора Ф. Б. Растрелли «исправить» кабинет. Растрелли ввёл в отделку золочёную деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. И к 1770 году под надзором Растрелли кабинет преображается в знаменитую Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе, существенно увеличившись в размерах и роскоши. Причём настолько, что её до сих пор иногда называют «восьмым чудом света». Около 200 лет комната сохранялась без изменений.

Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. Реставрация проводилась в 1833, 1865, 1893—1897, 1933—1935 годах. Серьёзная реставрация намечалась на 1941 год.

Исчезновение Янтарной комнаты

С исчезновением Янтарной комнаты связано множество легенд.

Согласно одной из них, сразу после подписания Пакта о ненападении 1939 года А. Н. Толстой предложил Сталину для укрепления намечавшейся дружбы с Германией преподнести ей в подарок Янтарную комнату, ссылаясь на то, что она находится в плачевном состоянии. Но Сталин не решился расстаться с оригиналом, а вместо этого замечательному реставратору и резчику по камню А. О. Баранову было предложено сделать копию Янтарной комнаты. Одновременно делались две янтарные комнаты: копия Баранова и макет в масштабе 1:1, который делали его ученики. За 20 дней до начала Великой Отечественной войны подлинник Янтарной комнаты разобрали, а на его место установили копию. Её сфотографировали, размонтировали, уложили в ящики, которые спустили в подвалы Екатерининского дворца. А макет установили в зале, где Янтарная комната стояла два века. Таким образом, в Царском Селе оказались три янтарные комнаты. Дальнейшая судьба их всех неизвестна.

Другая версия выглядит так. В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из-за её хрупкости, произвели её консервацию на месте. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Это и стало роковой ошибкой, предопределившей трагическую судьбу шедевра, поскольку гитлеровцы, ограбив Екатерининский дворец, похитили и Янтарную комнату.

С 1942 по весну 1944 года она была выставлена для обзора в Королевском замке Кёнигсберга. В августе 1944 года в результате массированного налёта английской авиации здесь случился пожар, но считается, что панели при этом не пострадали, комнату упаковали и спрятали в подземельях замка. Ящики с панелями хранились в подвалах замка вплоть до начала штурма города советскими войсками.

Версии местонахождения

После штурма советскими войсками Кёнигсберга в апреле 1945 года Янтарная комната бесследно исчезла. Её дальнейшая судьба до сих пор остаётся загадкой.

Поиски Янтарной комнаты, организованные сразу же после окончания войны, не дали результатов. Сначала полагали, что она сгорела в руинах Кёнигсбергского замка, но уже с 1946 года всё чаще стали высказываться мнения, что Янтарная комната пережила пожар. Выдвигаются множество гипотез, где она сегодня может находиться: от Кёнигсберга до Кобурга, от соляных шахт Восточной Германии до секретных хранилищ и американских банковских сейфов. Предполагалось даже, что Янтарная комната была на потопленном Маринеско пароходе «Вильгельм Густлофф», или же на переданном США в счёт репараций крейсере «Принц Ойген».

Основными версиями судьбы Янтарной комнаты являются следующие:

1. Комната сгорела при пожаре, возникшем по вине английских налетчиков, бомбивших Кёнигсберг. Однако, эти утверждения опровергаются свидетелями, утверждающими, что пожар действительно был, но после него комната была разобрана, упакована в ящики и спрятана в подвалах замка, как говорится «от греха подальше».

2. Комната была спрятана немецкими войсками на территории Кёнигсберга и до сих пор находится там. По версии немецкого журнала «Шпигель» («Spiegel»), который финансировал проводившиеся в 2001—2008 годах раскопки, знаменитые сокровища находятся под руинами бывшего Королевского замка, уничтоженного в 1969 году. Сотрудники издания нашли очевидцев, которые утверждают, что видели, как за несколько дней до штурма Кёнигсберга 30 ящиков с янтарным панно были спрятаны в подвалах северного флигеля. В этом случае, к сожалению, комната может считаться утраченной, поскольку специалисты, изучающие свойства янтаря, утверждают, что ни в одном из подземелий знаменитая Янтарная комната не смогла бы сохраниться до наших дней: для её хранения необходим специальный режим влажности и температуры, иначе «солнечный камень» просто начнёт разлагаться.

3. Комната всё же была эвакуирована из Кёнигсберга и впоследствии оказалась в одном из до сих пор не найденных тайников на территории Германии, Австрии, Польши или Чехии. В этом случае она также может считаться утраченной — по той же причине.

4. Тайник оказался на территории, оккупированной после окончания войны союзниками (американскими, английскими или французскими войсками). Комната была обнаружена специальными подразделениями американской армии, занимавшимися поисками похищенных нацистами предметов искусства, и тайно вывезена в США, после чего попала в руки частных коллекционеров.

5. Нацистам удалось тайно вывезти Янтарную комнату в Южную Америку и она до сих пор находится в руках потомков нацистов, которым удалось скрыться после краха Третьего рейха. Поскольку о владельцах «всплывших» предметов практически ничего неизвестно, этот факт может служить подтверждением и этой версии.

С другой стороны, эти предметы могли быть просто похищены немецкими военнослужащими, а подавляющее большинство элементов комнаты были спрятаны в тайнике. Поэтому, вероятнее всего, Янтарная комната всё же погибла — либо при штурме Кёнигсберга, либо впоследствии — в результате длительного пребывания в совершенно неподходящих условиях хранения.

Воссоздание

С 1981 года были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты (в период с 1981 по 1997 год проводились под руководством Журавлёва А. А.).

Над научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты специально созданной «Царскосельской янтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Несколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива. В 1990-е годы работа была приостановлена из-за нехватки финансирования и проблем с поставками сырья.

В 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга Янтарная комната была восстановлена в полном объёме (из калининградского янтаря), в т. ч. на деньги немецкой стороны (компания Рургаз[2]). Сейчас доступна для посещения в Екатерининском дворце. [3]

См. также

  • Альфред Роде — в годы войны был хранителем музея в Кёнигсбергском замке, имел непосредственное отношение к судьбе янтарной комнаты.
  • В поисках янтарной комнаты — роман Юлиана Семёнова
  • Основатель совместно с Юлианом Семёновым Международного комитета по поиску Янтарной комнаты барон Эдуард Фальц-Фейн отмечал: «Искали 20 лет, потратили на экспедиции по всему миру невероятные деньги, собрали громадный архив, чтобы потом узнать, что комната сгорела»[4]. Посещавший старую комнату, по его мнению, ныне восстановленая она сделана лучше, чем была.

Примечания

Литература

  • Bruhn, Peter: Bibliographie Bernsteinzimmer (Международная библиография публикаций о Янтарной комнате от 1790 до 2003). — Berlin, 2-е переработанное и дополненное изд., 2004. — 468 с. ISBN 3-86155-109-8
  • Аксенов В. Е. Дело о Янтарной комнате : началось 1743 году 3 Генваря месяца и по сей день не окончилось / В. Аксенов; Худ. В. Горин. — СПб. ; М.: Нева: Олма-Пресс, 2000. — 399 с., [8] л. фот., портр. — ISBN 5-7654-0498-7.
  • Аксенов В. Е. Дело о янтарном кабинете: восьмое чудо света / Виталий Аксенов. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Продюс. центр «Культура и коммуникации», 2004. — 237 с.: ил. — ISBN 5-98338-001-X.
  • Воронов М. Г., Кучумов А. М. Янтарная комната. Шедевры декоративно-прикладного искусства из янтаря в собрании Екатерининского дворца-музея. — Л.: Художник РСФСР, 1989. — 288 с., ил. — ISBN 5-7370-0176-8.

The Kestrel Strategy (Пустельга стратегия), novel by C B Leonard http://www.thekestrelstrategy.com/ (ISBN 978129111346)

  • Горляк А. Магия Янтарной комнаты. — М., 2002. — 216 с. — ISBN 5-93721-107-3.
  • Овсянов А. П. Янтарная комната: Возрождение шедевра / П. О. Овсянов; под редакцией Т. Г. Тетенькиной. — Калининград: Янтарный сказ, 2002. — ISBN 5-7406-0590-3.
  • Пржездомский А. С. Янтарный призрак. Документальная повесть. — Калининград, 1997. 384 с., с илл. ISBN 5-7406-0061-8.
  • Пржездомский А. С. Секретные объекты «W». Художественно-документальная повесть. — Калининград, 1999. — 368 с., с илл. — ISBN 5-7406-0264-5
  • Мосякин А.Г. За пеленой янтарного мифа. Сокровища в закулисье войн, революций, политики и спецслужб. – Москва, РОССПЭН, 2008.

Ссылки

Фильмография

  • «Разгадка тайн истории с Олли Стидсом. Сокровища нацистов» (англ. «Solving History with Olly Steeds. Treasures of the Nazis») — фильм, снятый Discovery в 2010 г.

dic.academic.ru

Янтарная комната: достопримечательности, фото, видео, отзывы | Путеводитель по России

Янтарная комната — одна из самых популярных достопримечательностей Екатерининского дворца в Царском Селе: декорированный янтарными панелями зал поразительной красоты площадью около 100 квадратных метров. Янтарная комната украшала дворец почти два века, но во время Второй мировой войны, она бесследно исчезла. Ныне в Екатерининском дворце воссоздана ее копия, и если оригинальный Янтарный кабинет называли восьмм чудом света, это можно считать девятым.

Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фрагмент панорамы. Источник: tzar.ru

Проект Янтарного кабинета был разработан и воплощен немецкими мастерами для дворцового комплекса Литценбург (с 1709 года Шарлоттенбург) — пригородной резиденции прусской королевы Софии Шарлотты.
Замысел создания сначала приписывают немецкому архитектору и скульптору Андреасу Шлютеру. Считалось, что он спроектировал её для Литценбурга (с 1709 года Шарлоттенбург) — резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Однако на самом деле, как установили исследователи, проект Янтарного кабинета был разработан архитектором Иоганном Фридрихом.Эозандером фон Гете, который после этого стал любимым зодчим королевы.

Позже кабинет переделали для дворца мужа Софии Шарлотты, короля Фридриха I, в Ораниенбурге. В 1713 году готовые янтарные панели снова перевезли, на этот раз в Берлин для отделки помещений в столичном дворце. Но великолепный кабинет площадью около 17 квадратных метров никак не мог найти своего окончательного места, и через 3 года его вновь демонтировали.

В 1716 году Янтарную комнату увидел Петр I. Она восхитила царя, и прусский король преподнес ее ему в качестве дипломатического подарка. Петр не остался в долгу и через два года послал ответный презент: 55 гренадеров исполинского роста, а также собственноручно изготовленный кубок из слоновой кости.

При жизни Петра шедевр так и не был смонтирован. Установка кабинета в том виде, в каком он прибыл в Петербург, была практически невозможна — не хватало многих деталей. Янтарная комната хранилась в Летнем дворце Петра. Уже при Елизавете Петровне ее наконец собрали в Третьем Зимнем дворце, дополнив янтарные панели расписанными холстами. В 1755 году Елизавета решила установить исправленный кабинет в новом дворце в Царском Селе. Детали янтарного «конструктора» вручную пересли из столицы в пригород, и ответственную работу по окончательной сборке возглавил Бартоломео Растрелли.

Для зала Большого Царскосельского дворца янтарных деталей вновь оказалось недостаточно. Часть стен опять затянули холстом и расписали под янтарь, добавили зеркальные пилястры и деревянный резной декор. За состоянием Янтарной комнаты следил специальный смотритель, который также выполнял небольшие реставрационные работы. В 1763 году, при Екатерине II, холсты заменили янтарными деталями. На это ушло почти полтонны янтаря.

К 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Она располагалась в золотой анфиладе парадных залов дворца и сообщалась с картинным и портретным залами, а также с малой белой столовой. Янтарное оформление занимало три стены (в четвертой были окна) и было расположено в два яруса. Центральный (средний) ярус был составлен из восьми симметричных крупных вертикальных панно. В четырех из них установили картины из цветных камней, выполненные в технике флорентийской мозаики. Они аллегорически изображали пять природных чувств: зрение, вкус, слух, осязание и обоняние. Нижний ярус комнаты покрывали прямоугольные янтарные панно. В юго-западном углу был вмонтирован маленький янтарный столик. Убранство комнаты состояло из наборных комодов русской работы и китайского фарфора. В застеклённых витринах помещения хранилось одно из самых больших в Европе собраний янтарных изделий XVII-XVIII веков работы российских, польских и немецких мастеров.

Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарные детали, поэтому их постоянно реставрировали. В XIX веке такие работы проводились трижды: в 1833, 1865 и 1893-1897 годах. В XX веке небольшая реставрация была проведена в 1933-1935 годах, генеральная намечалась на 1941 год.

В первые дни Великой Отечественной войны началась эвакуация музейных ценностей из Екатерининского дворца. Однако Янтарную комнату в связи с хрупкостью материала решили не трогать, а законсервировать. Янтарные панели оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой.

Вместе с немецкими частями, оккупировавшими Пушкин, в город прибыла специальная комиссия по отбору музейных ценностей. Янтарную комнату демонтировали и отправили в Кёнигсберг. Там янтарные панно и двери были установлены в одном из залов Кёнигсбергского замка, где они простояли с 1942 по 1944 годы.

При отступлении немцев панно снова были разобраны и не позднее 6 апреля 1945 года вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы исторической Янтарной комнаты теряются.

Работы по возрождению Янтарной комнаты велись более 20 лет. Шедевр воссоздавали исключительно на основании чёрно-белых фотографий, сделанных перед войной в связи с планами реставрации комнаты. Художники и резчики из специально образованной Царскосельской янтарной мастерской восстановили интерьер комнаты из 500 тысяч кусочков янтаря.

Официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга.

В 1997 году в Германии был обнаружен оригинал мозаичного панно «Осязание и обоняние» из Янтарной комнаты. Через три года картина вернулась в Россию и теперь выставлена в Екатерининском дворце рядом с копией, созданной реставраторами в 1996 году. Кроме того, российским мастерам удалось воссоздать мозаичное панно «Зрение».

По поводу исчезновения Янтарной комнаты есть множество гипоотез. После взятия Царского Села немецкими войсками она была демонтирована и вывезена в Кёнигсберг. После мощного налета английской авиации в августе 1944 года комната предположительно была спрятана в подземельях замка, но удалось ли немцам вывезти её оттуда, остается загадкой. После штурма Кёнигсберга советскими войсками никаких следов шедевра обнаружить не удалось. Одни исследователи полагают, что она сгорела при пожаре; другие — что она до сих пор находится в подвалах Кёнигсберга или в каком-то тайнике в Европе. Правда, по мнению специалистов, в таких условиях янтарь едва ли мог сохраниться. Третьи считают, что Янтарную комнату нашли американские спецслужбы, отправили в США, и она попала к частным коллекционерам, четвертые — что нацисты вывезли ее в Южную Америку.

Сообщения о том, что комната вот-вот будет найдена, появляются регулярно. В начале 2010 года калининградские краеведы и историки заинтересовались железобетонным бункером генерала Отто фон Ляша, который командовал немецкой обороной Кенигсберга. Бункер расположен неподалеку от места, где стоял замок и где в последний раз видели Янтарную комнату. Остатки самого замка по распоряжению ЦК КПСС взорвали в 1960-х, а бункер сохранился. При его исследовании за кирпичной стеной нашли особо укрепленное металлом и слоем резины помещение. На этом исследование затормозилось, но сложилась теория, что в бункере начинался подземный ход к подвалам замка, откуда Янтарную комнату и перенесли в бронированный тайник.

В 2016 году польские поисковики объявили, что Янтарная комната наверняка находится в немецком бункере на севере Польши, в глуши, в местечке Мамерки. С помощью георадара там обнаружили некий замурованный тайник, куда якобы переместили комнату уже в 1950-х. История, как обычно, ни к чему не привела.

Наконец, в октябре 2017 года немецкие исследователи-энтузиасты сообщили, что почти нашли Янтарную комнату. По их мнению, она спрятана около Дрездена — в известняковых Рудных горах на юге Саксонии, в так называемой пещере Принца. В нее ведет узкий горный тоннель длиной 18 метров. В пещере, опять же с помощью георадара, были обнаружены замурованные полости, а также следы стальных тросов, на которых панели опускали под землю. Немцы говорят, что получили наводку на это место от сведущих людей еще в 2001 году. Якобы пещера тайно использовалась нацистами, а в 1945 году поблизости был замечен поезд из Кенигсберга.

strana.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *