Буддийский храм в улан удэ: Уникальные места России, о которых вы вряд ли слышали: Иволгинский дацан

Содержание

расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

История дацана

Неожиданно для многих после окончания Великой Отечественной войны власти пошли на небольшие уступки. И хотя в восстановлении старинных дацанов XVIII века буддистской общине было отказано, власти выделили ей землю в болотистой местности, неподалеку от поселка Верхняя Иволга, в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Одна из зажиточных бурятских семей пожертвовала под храм собственный небольшой дом. Он обустраивался силами добровольцев и лам, также неожиданно амнистированных после войны. Именно из этой постройки впоследствии вырос Иволгинский дацан.

«…Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее…» — писал о дацане Далай-лама XIV.

«Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид» — так полностью звучит название дацана на бурятском и переводится как «монастырь, где вращается колесо учения, полное радости и приносящее счастье». В тибетской традиции дацанами принято называть «факультеты» буддистских университетов, где изучают философию и медицину при монастырях. Однако в России — вероятно, из-за долгих периодов изолированности буддизма от внешних влияний — за дацаном закрепилось значение не только университета, но и монастыря.

На сегодняшний день в России около 3 миллионов буддистов — это третья по численности конфессия в нашей стране.

Сегодня, много десятилетий спустя, Иволгинский дацан — это монастырский комплекс из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Слава о нем распространилась далеко за пределами России. И связано это не только с современным духовным образованием, но и с именем Даши-Доржо Итигэлова, лидера буддистов России начала XX века, сподвижника далай-ламы XIV.

Итигэлов перед смертью в 1927 году обратил к монахам две просьбы: читать о нем особую заупокойную молитву и «навестить его тело через 30 лет». Монахи не решились читать подобную молитву при еще живом учителе. Тогда Итигэлов, заняв позу лотоса, сам начал ее читать и так ушел в лучший мир. Не меняя положения тела, его похоронили в кедровом саркофаге в Хухэ-Зурхэн, неподалеку от Улан-Удэ. В 1957 году, к тому моменту, когда покойного осмотрели в первый раз, на территории нынешнего Иволгинского дацана уже стоял небольшой храм-сумэ и несколько домов для лам. На теле Итигэлова не было следов тления. После проведения обрядов и смены одеяния тело снова захоронили. В следующий раз нетленное тело Итигэлова подняли в 1973 году и погребли вновь.

Дацан рос. Возникали новые храмы, росло количество монахов и лам. Буддизм в России стал возрождаться. В сентябре 2002 года саркофаг выкопали. Ученые, которые всегда скептически относятся к подобным историям, предложили сделать экспертизу тела. Она показала, что суставы Итигэлова остались подвижными, а кожа мягкой. Эксперты не смогли объяснить этот феномен. А монахи ответ знали и так. Они перенесли тело Итигэлова в дацан и вместе с добровольцами воздвигли для него специальную постройку, самую красивую во всем комплексе дацана.

Сегодня паломники из близлежащих регионов и из других стран приезжают специально, чтобы увидеть нетленное тело двенадцатого Пандито Хамбо-ламы. Считается, что Итигэлов помогает тем, кто его просит. А дацан продолжает развиваться, превратившись за несколько десятилетий из небольшого синего домика в монастырский комплекс — со своей рощей бодхи и живыми косулями, которые ежедневно слушают молитвы монахов, повторяющих слова Будды, сказанные 2500 лет назад.

Что необходимо сделать в Иволгинском дацане

— Обойти храм по часовой стрелке и покрутить барабаны «хурдэ».

Согласно традиции, прежде чем войти в буддистский храм, его следует обойти кругом. По пути вы увидите барабаны «хурдэ», внутри которых лежат свитки с мантрами. Буддисты считают, что прокручивание этих барабанов равносильно молитве.

— Поставить свечку.

В буддистских храмах ставят свечи особым образом. Внутри большой спирали благовоний закрепляют записку с именем, после чего ее поджигают и подвешивают к потолку. Когда бумажка колышется от дыма или ветра — это равносильно молитве.

— Поговорить с ламой.

Ламы очень приветливы и могут ответить на любой вопрос, который вы бы им ни задали. Следует знать заранее, что после разговора принято делать небольшое пожертвование.

— Сходить на прием к врачу.

В любом буддистском университете чаще всего обучают традиционной тибетской медицине. Врач продиагностирует болезни по пульсу, после чего сделает для вас лекарство из трав.

— Увидеть Итигэлова.

Нетленное тело Пандито Хамбо-ламы Итигэлова находится в отдельном здании дацана. Говорят, что если до него дотронуться, уходят недуги и сбываются желания.

Как нужно вести себя в дацане

Лама или монах вряд ли будут делать замечания посетителям относительно поведения или внешнего вида. Терпение — одна из основ буддизма. Тем не менее есть пожелания, выполнение которых позволит чувствовать себя в дацане комфортно и никого не смущать.

Сумки должны быть сняты с плеч. Руки и ноги прикрыты.

Не следует поворачиваться к статуям спиной и показывать на них пальцем

На выходе из дацана стоит аршан — сосуд с водой. Нужно зачерпнуть из него воду правой рукой и перелить ее в левую, сделать три глотка, а остальное вылить на голову. Этот ритуал символизирует очищение.

Символы буддизма

Ступа

Ступы (по-бурятски — «субурган») символизируют эпизоды из жизни Будды. Они могут иметь восемь различных форм, символизирующих рождение, этапы просветления и чудеса, которые творил Будда.

Шафрановый цвет

Символизирует мудрость, чистоту и божественное откровение. По преданию, в древности буддийские монахи одевались в белое. Однако после очередного купания их одежда сама собой стала цвета шафрана.

Дерево бодхи

Считается, что это реальный вид дерева, получивший в настоящее время название «фикус священный». Сейчас его можно увидеть в любом буддийском монастыре или храме. Именно под таким деревом, по легенде, Сиддхартха Гаутама достиг полного просветления.

Лань

Предание гласит, что, когда Будда читал пяти аскетам в лесу свою первую проповедь «Поворот колеса учения», из-за деревьев показались две лани. Они слушали Учителя, а после того, как проповедь была закончена, скрылись в лесу. С тех пор лань символизирует «принятие учения». Ее скульптурное изображение можно встретить на территории буддийских монастырей.

Зонт

Не исключено, что буддийский монах с зонтиком просто пытается защититься от жара или дождя. Однако зонт в буддизме символизирует еще и благие деяния, направленные на защиту от ударов судьбы.

Лотос

Лотос символизирует чистоту. В этом цветке заключается метафора буддизма. Лотос растет в мутной и грязной воде, тем не менее он всегда остается чистым.

Об этом объекте также читайте в разделе: Религиозное наследие

Бурятское чудо. Как российский лама стал божеством для иностранцев

Университет существует исключительно на пожертвования. Помимо обучения студентов, университет, как и вся традиционная сангха России, вместе с властями региона занимается сохранением бурятской культуры, проводя среди школьников конкурсы на знание бурятского языка, а также соревнования по бухэ барилдаан — бурятской борьбе на кушаках (поясах).

«Бывает, например, приезжает к нам учиться парень из Перми, а его тут недружелюбно встречают: мол, зачем приехал. И это вдобавок к тому, что его и там, на родине, порицают за то, что подался в буддисты. Мы стараемся учить молодых людей терпимости. На конкурсах по бурятскому языку ребята из разных частей региона могут пообщаться друг с другом на своем диалекте, а не сидеть во дворах и бездельничать, говоря, что буряты здесь бесправное меньшинство. То же самое с борьбой — у людей, занимающихся спортом, просто нет времени на всякую ерунду», — объясняет лама.

Радна Ринчинов учится тут уже седьмой год. Говорит, когда решил стать ламой, вовсе не задумывался о таких сложных вещах, как «избавление от страданий», «выход из цикла перерождений», что считается целью как монахов, так и простых буддистов.

«Просто так случилось. У меня родители буддисты, хотя не сказал бы, что фанатики. Я случайно попал сюда — на стройку здания университета. Во время работы обдумывал поступление и решил один год здесь поучиться. Собирался после этого вернуться к мирской жизни, но прошел год, второй, а я до сих пор здесь», — рассказывает он.

«Ничего удивительного»

Радна идет по периметру дацана: каждый, кто вошел на территорию монастыря, должен совершить его троекратный обход по часовой стрелке. По пути встречаются многочисленные хурдэ — молитвенные барабаны, на которые нанесены мантры. Их нужно крутить тоже по часовой стрелке. Тем самым верующие сочетают физическую активность с молитвой, согласно учению Будды, тело и душа тесно взаимосвязаны друг с другом.

Асахи симбун (Япония): странное очарование азиатской России. Бурятия – центр буддизма в России | Общество | ИноСМИ

Огромная голова Ленина

На улице минус 25 градусов. Особо не разгуляешься!

На площади перед городской администрацией сразу бросается в глаза огромная каменная голова Ленина. Ее высота 7,7 метра, а вес — 42 тонны.

Цогчен дугана- главный храм в Иволгинском дацане
La Croix
The Telegraph UK
The Telegraph UK

В 2001 году, когда я путешествовала по Санкт-Петербургу, остановившись у одной своей русской приятельницы, в этом славном городе и его окрестностях была в самом разгаре кампания по сносу памятников Ленину. А вот в Сибири они до сих пор встречаются довольно часто. У своих гидов в Иркутске, Листвянке и Улан-Удэ я спрашивала, отчего так происходит. Почему в Сибири толерантно относятся к памятникам Ленину? Ответы моих собеседников в основном сводились к следующему: «Нынешняя молодежь уже почти ничего не знает о Ленине. Не знает она и о его диктаторских методах правления. Поэтому здесь не особенно зацикливаются на обсуждении того, каким он был — плохим или хорошим. Памятники ему остаются как свидетельства истории». А когда я спрашивала о Ленине бурятов на улице, они отвечали мне: «Мы буддисты. В отличие от христиан, мы не проводим такой острой грани между белым и черным».

Буддистский монастырь Ринпоче Багша

На территории этого монастыря (в Бурятии буддистские монастыри часто называют дацанами), открытого в начале 2000 года, меня удивил одновременный звон колоколов, песнопения, своей мелодикой напоминающее григорианские гимны в римско-католической церкви, и постоянный гул от чтения множеством монахов священных мантр. Создалось впечатление, что этот дацан является неким местом пересечения Востока и Запада.

Рядом с лестницей, ведущей в центральный молельный зал, расположено странное скульптурное сооружение из мрамора, похожее на огромный персик. По форме оно чем-то напоминает традиционное жилище — круглую юрту бурятских кочевников. Но на самом деле это изображение популярного местного блюда «бууза», одной из разновидностей мант. По верованиям бурятов, оно связывается с достатком и благосостоянием в доме. Однако китайские туристы упорно твердят, что это персик. Я присмотрелась повнимательнее — точно, похоже формой на персик.

По буддистской традиции, сразу входить в молельный зал — дуган — нельзя. Перед этим нужно обойти его хотя бы один раз по специальной дорожке по часовой стрелке. Считается, что это приносит в душу верующего успокоение.

Вдоль дорожки расставлены специальные низкие воротца, напоминающие куриный насест. Когда, пригнувшись, проходишь под ними, то замечаешь множество ярких разноцветных лоскутков ткани, привязанных к воротцам.

С этими лоскутками связаны просьбы и пожелания верующих, с которыми они обращаются к Будде: «Пусть мой сын удачно женится», «Пусть исцелятся все больные в нашей семье» и так далее. Такие лоскутки с молитвами и пожеланиями можно встретить и в лесах Бурятии. Это дань вере в силу природы и шаманизм.

В центральном молельном зале монастыря Ринпоче Багша стоит статуя Золотого Будды. Это самое большое в России скульптурное изображение Будды Шакьямуни: шестиметровая статуя из бронзы целиком покрыта сусальным золотом. Изготовлена она в Пекине именитым мастером Гу Шиюанем, работы которого хорошо знают в Китае, Гонконге, Таиланде, Японии, Южной Корее.

22 февраля 2004 года в монастыре был проведен обряд освящения статуи.

Вскоре Далай-лама прислал из города Дхарамсала (Индия) священные реликвии для храма, чтобы заложить их внутрь статуи Золотого Будды.

Центр буддизма в России — Иволгинский дацан

В 25 минутах езды на автомашине от центра Улан-Удэ расположен Иволгинский буддистский монастырь. Он считается центром буддизма в России. Иволгинский дацан — это монастырский комплекс из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину.

В Иволгинском монастыре перед входом в центральный молельный зал тоже нужно обойти его кругом и покрутить барабаны хурдэ. Внутри них лежат свитки с мантрами. Буддисты считают, что прокручивание этих барабанов равносильно молитве. Жилище монахов расположено рядом с тропой вокруг Храма. Люди со своими проблемами всегда могут обратиться к ламе.

Обходя молельный зал вокруг, мы познакомились с монахом по имени Цирин. Он был очень доброжелательным. Цирин рассказал, что заинтересовался буддизмом еще в детстве. Его отец, убежденный верующий, брал мальчика с собой в паломничества по монастырям. Мать Цирина утверждала, что видела Далай-ламу. «Учение Будды запрещает монахам жениться. Однако сейчас многие из нас создают семьи. У меня тоже есть семья», — рассказывает Цирин. Ламы же высокого ранга жениться не могут. Помимо прочего, 16 лет своей жизни они должны посвятить аскетической жизни в труднодоступной местности. «Так что я бросить эту суетную жизнь не могу», — улыбается монах.

Главное чудо Иволгинского монастыря — это лама Даша Доржо Итигэлов. Родился он в 1852 году, а в 1927 году добровольно впал в нирвану. Он создал труды по буддийской философии (их более 50) и оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам. Будучи уже глубоким старцем, он сел в позу лотоса и покинул свое тело, сказав своим ученикам, чтобы они похоронили его, но достали из могилы через 70 лет. Ученики выполнили его наставления и ныне, спустя уже столько лет после «смерти», лама Итигэлов по-прежнему сидит в лотосе в главном дугане (храме) Иволгинского дацана буквально как живой. В определенные дни к нему выстраиваются длинные очереди, желающих прикоснуться к святыне. Там происходят чудесные исцеления и сбываются заветные желания.

По словам нашего водителя, от Иволгинского монастырского комплекса до российской границы с Монголией всего 250 километров. Площадь Республики Бурятии составляет 90% от площади Японии. И вот здесь, на окраине огромной России, вглядываясь в столь похожие на японские черты бурятов, я вдруг ощутила неожиданную симпатию к этому маленькому народу.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Подписывайтесь на нас в Twitter и каждый час получайте переводы материалов зарубежных СМИ.

Дацан на Лысой горе: knevz — LiveJournal

Одна из самых запоминающихся достопримечательностей Улан-Удэ — дацан Ринпоче Багша на Лысой горе. Это абсолютно волшебное место, которое поражает своей чистой энергетикой.

IMG_4564_edited.jpg

Добраться на Лысую гору совсем несложно, в центре можно сесть на 97 маршрутку и спокойно доехать до конечной остановки. Маршрутка сама за вас заберется в гору, проезжая попутно довольно обширный частный сектор Шишковки, которая теперь входит в состав города.

IMG_4560_edited.jpg

Я приехала в дацан в будний день, поэтому людей было совсем немного, а вокруг только тишина и покой. Посмотрев вниз, я увидела, что Улан-Удэ лежит передо мной как на ладони. Правда утреннее солнце, светившее прямо в глаза, немного мешало хорошо рассмотреть сам город, но изгиб утекающей вдаль Селенги действительно очень красив.

IMG_4562_edited.jpg

IMG_4567_edited.jpg

Наглядевшись на виды с высоты, я пошла по дороге к храму, на пути к которому меня встретили два золотистых субургана. Если присмотреться, то на одном из них можно увидеть 27 открытых дверей.

IMG_4569_edited.jpg

Также удивительными показались мне животные-демоны, охраняющие вход на лестницу. Глядя на их не совсем доброжелательные изображения я удивлялась, как они соседствуют с храмом. Но видимо это защитные силы, которые призваны пропускать только тех, кто пришел сюда с добрыми намерениями. Меня пропустили, что уже приятно.

IMG_4572_edited1.jpg

IMG_4598_edited_edited_edited.jpg

Над головой одного из таких существ сидела каменная птица и разглядывала город с высоты, словно из родного гнезда в горах.
Я задумалась о том, как же здесь должно быть красиво на закате. Эх, нужно было приехать попозже!

IMG_4573_edited.jpg

Это странно, но у меня не возникло желания немедленно зайти в дацан, сначала захотелось осмотреть территорию вокруг. И только потом я вспомнила о гороо – пути очищения и почитания, который обычно делается до посещения храма. Чтобы сделать гороо, нужно обойти храм по ходу движения солнца (или часовой стрелки) нечетное количество раз. Скучной эта дорога не станет, ведь здесь есть на что посмотреть.

IMG_4596_edited.jpg

Например, тут можно увидеть две большие ступы Примирения. В одной из них находятся священные реликвии Будды Шакьямуни. Архитектура ступ неожиданно напомнила мне нечто мусульманское.

IMG_4576_edited.jpg

А вот это камни с мантрами гороо.

IMG_4583_edited.jpg

Также во дворе храма находится самая большая каменная поза в мире. Казалось бы, место такой скульптуре где-нибудь на бурятском Арбате, так нет же – отлично вписалась в парковую зону дацана.

IMG_4571_edited.jpg

А внизу расстилается море разноцветных хий-моринов, в окружении лесистых гор. Хий-морин – это конь ветра, который приносит удачу. Цвет хий-морина зависит от года рождения. Но если вы, к примеру, огненный дракон, то это не значит, что ваш хий-морин будет красного цвета. В этом случае действует совсем другая система расчета.

IMG_4585_edited.jpg

В магазине рядом с храмом есть «шпаргалка», какой хий-морин кому подойдет. И дело не только в цвете, вешать его тоже нужно строго в указанном направлении. Мой белый хий-морин я повесила головой коня на север, пусть развевается в этом прекрасном месте, чтобы нести мне счастье и удачу.

IMG_4593_edited.jpg

Буддизм уважает восточную астрологию. Например, прямо рядом с храмом есть беседка года дракона с очень симпатичной скульптурой. Она стоит здесь в честь знака рождения основателя храма. А вообще, годы дракона и змеи считаются на востоке самыми удачными, поэтому китайцы подгадывают рождение ребенка именно к этому времени. Дошло до того, что в ситуацию начало вмешиваться правительство, потому что садики и школы заполнялись абсолютно неравномерно.

IMG_4597_edited.jpg

Рядом с храмом также находится колокол четырех печатей, весом в семьсот килограммов. Он был отлит на Урале по специальному заказу. На поверхности колокола изображены восемь благих буддистских символов.

IMG_4582_edited1.jpg

Как гласит надпись на язычке колокола, бить в него можно всего один раз и негромко. Но по факту даже самый слабый удар звонко разносится по всей округе, а эхо многократно усиливает этот звук. Знающие люди говорят, что это соль мажор.

IMG_4582_edited_edited.jpg

Вокруг храма висят таблички с мудрыми изречениями. Некоторые надписи побудили меня задуматься всерьез и надолго. Особенно вот эта — про благое мышление, сейчас его модно называть позитивным, но суть от этого не меняется. Мы действительно резонируем с тем, на что направлено наше внимание. Поэтому работая над собой, получаем шанс изменить свою жизнь к лучшему.

IMG_4603_edited.jpg

В общем, сейчас территория дацана выглядит очень ухоженно. А ведь еще 15 лет назад на этом месте был голый пустырь. Только совсем недавно Ринпоче Багша после аудиенции у Далай Ламы получил благословение на создание своего дацана. Сам Еше Лодой Ринпоче — тулку, то есть, человек, родившийся для помощи всем живым существам. А багша переводится с бурятского как учитель. Основатель дацана — приятный и улыбчивый человек, выглядит он так (фото не мое):

IMG_4603_edited.jpg

Только в 2004 году дацан на горе распахнул свои двери для прихожан. Это настоящий храм веры и спокойствия, который, если хорошо присмотреться, можно увидеть со многих точек города. Возникает ощущение, что с высоты он защищает Улан-Удэ от неблагоприятных воздействий.

IMG_4565_edited.jpg

Наконец, я решилась зайти внутрь дацана, где меня встретили тишина, покой и огромный позолоченный Будда. О возможности фотографирования я даже спрашивать не стала, у меня не было желания снимать. Я просто старалась проникнуться этим местом, но долго пробыть там не смогла, что-то побудило меня выйти на улицу.

IMG_4577_edited.jpg

Впрочем, уходить с территории храма мне совсем не хотелось. Продолжая гулять, я вдруг услышала вдалеке нечто похожее на выстрелы, видимо в лесу начались какие-то военные учения. Это очень удивило меня, и нарушило ощущение спокойствия. В этот момент я поняла, что настоящий лама сумел бы сохранить гармоничное состояние, не взирая ни на какие шумы. Я же пока не настолько умиротворена, поэтому мне еще есть куда расти. Вот с такими мыслями я и уехала с Лысой горы — немного волшебного места, которое каждому показывает что-то свое.

Писательница из Японии перепутала буузу с персиком в Улан-Удэ

Дацан «Ринпоче Багша» на Лысой горе. Фото: facebook.com/Rinpoche.Bagsha/

Она написала очерк, в котором призналась в неожиданной симпатии к бурятскому народу

Минувшей зимой – ещё до того, как весь мир охватил коронавирус, в Бурятии побывала японская писательница Киёко Аихара. Она выпустили серию очерков о путешествии по республике, которые перевёл на русский язык портал «ИноСМИ».

Гостья из Страны восходящего солнца посетила семейское село Тарбагатай, местные дацаны и Улан-Удэ. Особый интерес у неё вызвала знаменитая голова Ленина на площади Советов. Писательница вспомнила, как во время её путешествия по Санкт-Петербургу в 2001 году в городе на Неве и его окрестностях в самом разгаре была кампания по сносу памятников вождю мирового пролетариата.

— А вот в Сибири они до сих пор встречаются довольно часто. Я спрашивала у гидов в Иркутске, Листвянке и Улан-Удэ, отчего так происходит, почему в Сибири толерантно относятся к памятникам Ленину? Ответы в основном сводились к следующему: «Нынешняя молодёжь уже почти ничего не знает о Ленине. Не знает она и о его диктаторских методах правления. Поэтому здесь не особенно зацикливаются на обсуждении того, каким он был – плохим или хорошим. Памятники ему остаются как свидетельства истории», – рассказывает Киёко Аихара. – А когда я спрашивала об этом местных жителей на улице, они отвечали: «Мы буддисты. В отличие от христиан, мы не проводим такой острой грани между белым и чёрным».

В дацане «Ринпоче Багша» на Лысой горе японку, по собственному же признанию, удивил «одновременный звон колоколов, песнопения, напоминающие григорианские гимны в римско-католической церкви», и «постоянный гул от чтения множеством монахов священных мантр».

— Создалось впечатление, что этот дацан является неким местом пересечения Востока и Запада, – отмечает писательница. – Рядом с лестницей, ведущей в центральный молельный зал, расположено странное скульптурное сооружение из мрамора, похожее на огромный персик. По форме оно чем-то напоминает традиционное жилище – круглую юрту бурятских кочевников.

Однако, присмотревшись, путешественница поняла, что это коронное национальное блюдо, которое она назвала «разновидностью мант».

— По верованиям бурятов, оно связывается с достатком и благосостоянием в доме. Однако китайские туристы упорно твердят, что это персик. Я присмотрелась повнимательнее – точно, похоже формой на персик, – заявила Киёко Аихара.

Поделилась она впечатлениями и от Иволгинского дацана и встречи с хранящимся там нетленным телом Пандито Хамбо ламы XII Даши-Доржо Итигэлова.

— Главное чудо Иволгинского монастыря – это лама Даша Доржо Итигэлов. Родился он в 1852 году, а в 1927-м добровольно впал в нирвану, – поведала японская писательница. –  Будучи уже глубоким старцем, сел в позу лотоса и покинул своё тело, сказав ученикам, чтобы они похоронили его, но достали из могилы через 70 лет. Ученики выполнили наставления. И ныне, спустя уже столько лет после «смерти», лама Итигэлов по-прежнему сидит в лотосе в главном дугане Иволгинского дацана буквально как живой. В определённые дни выстраиваются длинные очереди желающих прикоснуться к святыне. Там происходят чудесные исцеления и сбываются заветные желания.

В очерке упоминается, что от центра Буддийской традиционной Сангхи России до российской границы с Монголией всего 250 километров. И что площадь Бурятии составляет 90 % от площади Японии. «И вот здесь, на окраине огромной России, вглядываясь в столь похожие на японские черты бурятов, я вдруг ощутила неожиданную симпатию к этому маленькому народу», – заключила Киёко Аихара.

Удэ — европейская архитектура и буддийские храмы

Ulan-Ude-buddist temple С точки зрения достопримечательностей Улан-Удэ — довольно интересное место. Этот город имеет богатое историческое и культурное наследие, а в 1990 году благодаря своей уникальности и значимости Улан-Удэ был включен в список исторических городов России. В городе 234 объекта культурного наследия, из них 11 федерального, а остальные 223 республиканского подчинения, расположенных на его территории.

Улан-Удэ «Деревянная сказка»

Самая живописная часть Улан-Удэ — его исторический центр, в основном состоящий из так называемых «деревянных бревен», т.е.е. Деревянные дома. Их так много, что они иллюстрируют историю города прошлого века. Прогуливаясь по историческому центру, можно встретить как миниатюрные домики с резными наличниками, словно сошедшие с иллюстраций к русским народным сказкам, так и добротный деревянный дом рубежа веков. Улицы исторического центра называют «деревянными». Самое удивительное, что эти архитектурные и исторические памятники до сих пор населены людьми. Однако они живут без особого комфорта: в деревянных домах почти нет удобств, а сами они вот-вот развалятся, а план полной реконструкции исторического центра города, хоть и разрабатывается с долгосрочной перспективой, не торопится. быть реализованным.А вот любителям настоящей «не гладкой» истории российских городов стоит поторопиться — если никто не возьмется за спасение деревянного исторического центра Улан-Удэ, в обозримом будущем он просто перестанет существовать.

Площадь Советов

One of the largest monuments to Lenin in the former Soviet Union Если отойти от исторического центра и продолжить движение в центр современного города (Улан-Удэ, несмотря на все свои причуды, действительно современный город: например, это один из немногих городов России с 4D кинотеатром ) можно увидеть удивительный памятник, который сами жители гордо считают главной достопримечательностью Улан-Удэ.Речь идет о памятнике Владимиру Ленину, установленному на Площади Советов перед зданием ратуши. Этот монумент представляет собой голову вождя, отлитую из бронзы, установленную на гранитном постаменте, и является самым большим в мире (вес 12 тонн, высота 13,5 метра), благодаря чему занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Сегодня легендарный памятник привлекает молодежь, которая собирается здесь для общения, катания на велосипедах и скейтбордах.

Рядом с памятником Ленину стоит здание Народного Хурала, резиденция президента Бурятии.За огромной головой вождя — здание Дома Советов с главными министерствами правительства РБ и администрациями города. Осмотр этих многочисленных правительственных зданий, несомненно, важная часть экскурсии по Улан-Удэ, но не самая интересная.

Напротив памятника В.И. Ленина находится необычное трехэтажное каменное здание — архитектурно-исторический памятник XIX века.Ранее здание принадлежало купцу С. Розенштейну, в 1904 году в нем размещался Институт восточных языков, перенесенный сюда из Владивостока. Хотя здание было закрыто во время первой русской революции 1905 года, в 1924 году жизнь в нем снова зажегся, сначала с переездом сюда Бурят-монгольского педагогического училища, затем Бурятского государственного университета.

Следующая достопримечательность — Бурятский государственный академический театр оперы и балета, одно из самых красивых зданий на всем Востоке России.Дело в том, что в архитектуре этого здания, благодаря усилиям главного архитектора Московского института театральных проектов А. Федорова, гармонично сочетаются европейские и азиатские традиции, такие как инь и янь. Распространен миф о том, что театр построили военнопленные — солдаты Квантунской армии Японии (как рассказывают многие экскурсоводы), но это не так. Фактически японские пленники только очистили строительную площадку и участвовали в возведении фундамента.

Прогулка по Арбату

Еще одна грандиозная достопримечательность Улан-Удэ — Ворота Царской Арки, построенные в 1891 году в честь наследного принца Николая II, возвращавшегося из Японии через Улан-Удэ.При коммунистическом режиме арка была снесена и реконструирована в 2000 году при финансовой поддержке «Байкалфарма». После ремонта арка стала выше. Рядом — деревянное здание XIX века, в котором размещалось Верхнеудинское телеграфное отделение.

Отсюда можно спуститься на главную и самую красивую улицу Улан-Удэ — Арбат, который местные жители иногда все еще называют Большим Николаем или улицей Ленина. Раньше это был элитный жилой район, где проживали самые богатые горожане.И теперь их роскошные дома, стоящие по обе стороны улицы, стали частью достопримечательностей Улан-Удэ. Гостей Арбата встречает узнаваемый символ улицы, а также города в целом — памятник «Рог изобилия», выполненный по образцу герба Улан-Удэ.

На Арбате находится Дом с атлантами — одно из красивейших зданий города, построенное с размахом в 1907 году купцом Каппельманом. В нескольких шагах от Дома с Атлантами находится Исторический музей города, в котором когда-то жил купец И.Ф. Голдобин, один из друзей цесаревича Николая II. Именно на этом месте жил еще один влиятельный гражданин Улан-Удэ — дом М. Курбатова, построенный в 1802 году в классическом стиле.

Достопримечательности в окрестностях Улан-Удэ

Иволгинский храм — центр русского буддизма

Дацаны, вопреки распространенному мнению, на самом деле не храмы. Эти монастыри чаще всего включают буддийский университет.Иволгинский дацан, расположенный в 40 километрах от Улан-Удэ, российские буддисты считают самым важным и посещаемым монастырем. Подробнее …

.

город Улан-Удэ, путеводитель по России

Улан-Удэ обзор

Улан-Удэ — город в России, столица Республики Бурятия, расположенный в Восточной Сибири. Город стоит на реке Уда, примерно в 100 км от озера Байкал и в 5 615 км к востоку от Москвы.

Население Улан-Удэ составляет около 430 500 человек (2015 г.), площадь — 348 кв. Км.

Телефонный код — +7 3012, почтовые индексы — 670000-670055.

Местное время в Улан-Удэ — 7 августа, 12:18 (+8 UTC).

История Улан-Удэ

Первыми людьми, которые поселились на территории нынешнего Улан-Удэ, были племена эвенков и бурятских монголов. В 1666 году на месте нынешнего города русскими казаками, заселявшими Сибирь, был основан небольшой форт. Форт получил название Удинское, что означает «стоящий на реке Уда». Он был построен для сбора дани с местного населения.

Поселок быстро разрастался благодаря выгодному географическому положению. Удинское стало важным торговым центром, связывающим Россию, Китай и Монголию.С 1680 года через это поселение в Китай стали проходить русские торговые караваны. С 1686 по 1689 год крепость неоднократно подвергалась нападениям монголов и бурят. В 1690 году он стал административным центром Забайкальского края.

В 1741 году началось строительство Одигитриевского собора (первого каменного здания). В 1775 году Удинское превратилось в город с новым названием — Удинск. В 1783 году город был снова переименован и стал Верхнеудинском (что означает Верхний Удинск). С 1786 г. в городе начали проводить Верхнеудинские ярмарки (дважды в год).Постепенно он становился крупным центром доставки, хранения и торговли.

Еще исторические факты…

В 1822 году на средства купца М.К. Курбатова построен первый мост через реку Уда. В 1851 году население составляло 3746 человек. В 1877-1885 годах была построена новая каменная тюрьма на 440 заключенных. Он стал лучшей тюрьмой Сибири.

В 1878 году сильный пожар уничтожил три четверти домов Верхнеудинска. В 1900 году начался новый период роста, когда к городу подошла Транссибирская магистраль.В годы Первой мировой войны лагеря для военнопленных были созданы в Верхнеудинске и Нижней Березовке. Зимой 1915-1916 гг. В Березовке было 27 500 пленных, а в Верхнеудинске — 8 500. Лагерь на Березовке был одним из крупнейших в Российской империи.

В 1923 году была образована Бурят-Монгольская АССР со столицей в Верхнеудинске. В 1930-х годах в городе началось масштабное промышленное строительство. В 1934 году Верхнеудинск получил свое нынешнее название Улан-Удэ, что означает «красные Уда» («красные ворота» на языке бурят).

Во время Второй мировой войны в городе было несколько военных госпиталей. Харьковский русский драматический театр был эвакуирован в Улан-Удэ. В 1958 году Бурят-Монгольская АССР была переименована в Бурятскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

В 1991 году Улан-Удэ посетил Далай-лама XIV. В 1992 году Улан-Удэ стал столицей Республики Бурятия. Сегодня это важный центр сибирской культуры и истории, центр буддизма в России.

Улан-Удэ виды

General view of Ulan-Ude

Общий вид г. Улан-Удэ

Автор: Вертинский

Triumphal Arch in Ulan-Ude

Триумфальная арка в Улан-Удэ

Автор: Наливаев

Ulan-Ude scenery

Пейзаж Улан-Удэ

Автор: Александра Дугарова

Улан-Удэ, особенности

На гербе Улан-Удэ изображены рог изобилия и кадуцей (Жезл Меркурия), которые символизируют важность торговли в истории города.

Национальный состав населения города по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: русские (62%), буряты (32%), другие национальности (6%).

Климат резко континентальный, засушливый. Средняя температура января — минус 23,3 градуса по Цельсию, июля — плюс 19,8 градуса по Цельсию. Город отличается высоким уровнем солнечной радиации, количество солнечных часов в год очень велико (более 2400 часов).

День города отмечается в первое воскресенье сентября.Также отмечаются следующие традиционные праздники:

  • Сагаалган — Праздник Белой Луны (Новый год по восточному календарю), конец января — начало февраля
  • г.
  • Сурхарбан — Бурятский спортивно-народный праздник, первое воскресенье июля на Ипподроме в Улан-Удэ,
  • Ночь Эхора — бурятский народный танец, июль.

Улан-Удэ является важным железнодорожным узлом благодаря своему расположению на Транссибирской магистрали. Также город является начальной станцией Трансмонгольской железной дороги, проходящей через Монголию в Пекин, столицу Китая.Через город проходит федеральная трасса Р258 «Байкал» (М55), соединяющая Иркутск, Улан-Удэ и Читу. Это единственный способ поехать в сторону Владивостока. Общественный транспорт включает трамваи, автобусы, такси.

Международный аэропорт Байкал, также известный как аэропорт Мухино, расположен в 15 км к западу от центра Улан-Удэ. Аэропорт обеспечивает регулярные рейсы в Благовещенск, Владивосток, Иркутск, Красноярск, Магадан, Москву, Новосибирск, Хабаровск, Якутск, Пекин (Китай), Сеул (Южная Корея).

Достопримечательности Улан-Удэ

Улан-Удэ обладает уникальным историческим и культурным наследием. На территории города находится более 200 объектов культурного наследия: памятники архитектуры и градостроительства, памятники искусства. Значительная часть достопримечательностей относится к хорошо сохранившимся памятникам архитектуры 19 века. В основном они сосредоточены в историческом центре города.

Один из самых интересных памятников Улан-Удэ стоит на главной площади города (пл. Советов).Это гигантская голова Владимира Ленина. Этот уникальный памятник весом 42 тонны и высотой 14 метров был построен в 1970 году в честь столетия со дня рождения Ленина.

Еще одна достопримечательность города — Одигитриевский собор Русской Православной Церкви, первое каменное здание в городе (1741-1785). Это памятник архитектуры сибирского барокко. Собор расположен в самом центре Улан-Удэ, на берегу реки Уда, впадающей в реку Селенга (улица Ленина, 2).

Скульптурная композиция «Гостеприимная Бурятия», установленная на восточном конце Селенгинского моста, встречает всех, кто входит в центральную часть города с запада. Памятник изображен в виде женщины, держащей «хадак» (ритуальный длинный платок, один из буддийских символов), который является символом гостеприимства.

Дацан (буддийский храм) «Ринпоче Багша», расположенный на горе Лысая, предлагает прекрасный вид на город. Здесь находится самая большая в России статуя Гаутамы Будды (6 метров).

Иволгинский дацан «Гамбын Гурэ», большой буддийский монастырский комплекс, памятник истории и архитектуры, расположен в селе Верхняя Иволга, в 30 км от Улан-Удэ.

Фотографии Улан-Удэ

Soviet architecture in Ulan-Ude

Советская архитектура в Улан-Удэ

Автор: Лукашенок Виктор

Ulan-Ude railway station

ЖД вокзал Улан-Удэ

Автор: Серж Крас

Monument to Geser, Buryat epic hero, in Ulan-Ude

Памятник герою бурятского эпоса Гесеру в Улан-Удэ

Автор: Михал Синовец

Музеи Улан-Удэ

Улан-Удэнский этнографический музей — один из крупнейших в России музеев под открытым небом.В нем собраны исторические находки от эпохи Хунну до середины 20 века, в том числе уникальная коллекция деревянного зодчества сибирских народов (более 40 архитектурных памятников). Музей расположен в селе Верхняя Березовка (около 8 км от Улан-Удэ).

Музей природы Бурятии . На выставке представлены уникальные палеонтологические, зоологические, геологические и ботанические коллекции (улица Ленина, 46).

Исторический музей Бурятии богат археологическими коллекциями эпохи бронзы, железа, средневековья; этнографическая коллекция и коллекция декоративно-прикладного искусства.Особое место занимает коллекция буддийских религиозных предметов.

Гордость музея — фонд редких книг, в который входит буддийская литература на тибетском и старомонгольском языках. Самый ценный экспонат — «Атлас тибетской медицины» — выдающийся памятник искусства и источник для изучения средневековой культуры буддийского мира (ул. Профсоюзная, 29).

Другие музеи:

  • Музей истории Улан-Удэ (улица Ленина, 26),
  • Национальный музей Республики Бурятия (улица Куйбышева, 29),
  • Художественный музей имени Сампилова (улица Куйбышева, 29),
  • Геологический музей (улица Ленина, 59).

Театры Улан-Удэ

  • Бурятский государственный академический театр оперы и балета (ул. Ленина, 51),
  • Бурятский государственный академический драматический театр имени Хота Намсараева (улица Куйбышева, 38),
  • Государственный Русский драматический театр имени Н.А.Бестужева (улица Терешковой, 9а),
  • Бурятский государственный национальный театр кукол «Ульгер» (улица Ленина, 46),
  • Молодежный Художественный театр (улица Димитрова, 2),
  • Бурятский государственный национальный театр песни и танца «Байкал» (ул. Ербанова, 6),
  • Бурятская государственная филармония (ул. Ербанова, 6).
,

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *