Библиотека варшавского университета: Biblioteka Uniwersytecka w Warszawie
Библиотека Варшавского университета
0 Библиотека – самостоятельный комплекс, расположенный на берегу Вислы, в удалении от старого здания университета в центре Варшавы.«Конкурсный проект возник в 1993 году, на четвёртом году существования новой Польши, – пишет Марек Будзинский. – Это были годы надежды, смятения, растерянности между новым и старым. Для меня это были годы поиска отношения к реальности, выработки своего мировоззрения, а также простой борьбы за выживание. Главное – я старался двигаться в том направлении, которое мы называем устойчивым развитием».
Предыстория комплекса такова: в начале XX века на территории Варшавского университета, вдоль улицы Краковское предместье, было построено новое здание библиотеки.
Спустя сто лет оно морально устарело, и потребовалась новая постройка, более вместительная и отвечающая требованиям противопожарной безопасности. Сначала предполагалось использовать для размещения библиотеки здание Центрального комитета Польской объединённой рабочей партии, которое было национализировано после 1989 года. Это, однако, оказалось невозможным из-за недостаточной надёжности конструкции. Здание сдали внаём варшавской бирже, а прибыль направили на строительство нового здания библиотеки.
В 1993 году был объявлен открытый международный конкурс на проект нового здания, в котором победил Марек Будзинский и его соавтор Збигнев Бадовский с коллективом. Строительные работы на участке вблизи набережной начались в 1995 году.
Исторически Варшава развивалась «спиной» к реке, и берега Вислы оставались до недавнего времени довольно беспорядочно и редко застроенными окраинами. В конкурсном задании учитывалось преимущество соседства реки, оно включало требование создать рядом с библиотекой ботанический сада.
Библиотека Варшавского университета. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Генеральный план Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski” Библиотека имеет два подземных и четыре наземных этажа. Конкурсное задание предусматривало создание дополнительной коммерческой зоны на территории библиотеки. Поэтому первый подземный этаж практически весь занят торговлей, сервисными мастерскими, книжными магазинами и т.д. (этаж -2, как обычно, отдан паркингу). Нулевой уровень библиотеки (1 этаж) занят, в основном, фондами. Главные публичные пространства располагаются на втором этаже, третий и четвёртый вмещают читальные залы и служебные помещения.
Библиотека Варшавского университета. План -2 этажа. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. План -1 этажа. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета.
План 1 этажа. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Разрез. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Наземный объём разделён на две части. Первая – так называемый «Рогалик» – вытянутый в плане треугольник неправильной формы, где на всех этажах размещается торговля и кафе. Вторая – основное здание, близкое в плане к квадрату, занимающее целый квартал. Примерно четверть этого квартала занимает факультет права и администрации, образуя отдельное внутреннее каре с собственным двором. В диагонально противоположном углу библиотечного массива сделана выемка, огибающая историческое здание Серой виллы.
Между «Рогаликом» и основным зданием проходит «Уличка» – пешеходный променад с верхним остеклением.
Библиотека Варшавского университета.
Здание «Рогалик». Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Здание «Рогалик». Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Дойдя до середины «Улички», можно попасть собственно в библиотеку, хотя её пространство начинается не сразу: его предваряет своего рода переходная, буферная зона. На перпендикулярной «Уличке» оси расположены символические ворота «Святыни знаний», над которыми «парит» укреплённая на стеклянной стене медная книга с латинской надписью: Hinc omnia («Отсюда всё»).
Библиотека Варшавского университета. Основное здание. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Справа от них расположен ресторан библиотеки, слева – выставочный зал.
Представительный главный фасад – «Фасад культуры» – находится со стороны «Рогалика», два входа в комплекс расположены по концам «Улички».На главном фасаде, как и в здании Дворца правосудия (ещё одна знаковая постройка Будзинского в Варшаве), применён приём сочетания стеклянной стены и патинированной медной колоннады. В данном случае колонны тонкие, попарно соединённые большими медными таблицами. На них воспроизведены старинные тексты на санскрите, иврите, арабском, греческом, древнерусском и старопольском языках, а также рукописи математических формул и нот. Колонны поддерживают массивный символический фриз с надписью «Университетская библиотека».
Один польский критик написал, что «Фасад культуры», подобно фиговому листку, стыдливо прикрывает коммерческую зону, доход от которой направляется на поддержание работы библиотеки.
На мой взгляд, ни стыдливости, ни, тем более, сарказма в нём нет: фасад серьёзен. В нём есть ясно читаемая идея связи времён через высокие точки мысли и вдохновения – что мы и называем культурой. А «Рогалик» коммерции даже вносит в библиотечную зону тот необходимый элемент «житейского», без которого она была бы слишком «строгой» и однозначной. Сквозная для Марека Будзинского тема творческой роли противоречий находит здесь своё органичное отражение.
«Уличка» с её магазинами и кафе «засасывает» внешний хаос в ясный строй библиотечного пространства, где доминирует Культура. Даже сидя в кафе или прогуливаясь по торговым галереям, люди видят вход в сокровищницу знаний и напоминание: «Отсюда всё». Эта надпись открывает перпендикулярную «Уличке» перспективу библиотечного пространства. В неё «втягивают» символические пропилеи: развёрнутые под 45 градусов две спаренных тонких колонны и два монументальных уплощённых пилона с изображениями текстов. Далее читатель пересекает «магическую» стеклянную черту, обозначенную парящей книгой, и попадает в священное пространство знаний.
Библиотека Варшавского университета. Холл каталогов и информации. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Колоннада философов – это простые вытянутые цилиндры из грубого бетона, без баз, энтазиса и капителей, ставшие постаментами для четырёх реалистичных скульптур польских мыслителей. Обращает на себя внимание полное отсутствие патетики, мягкая, добрая интонация и искра юмора в трактовке их образов.
Библиотека Варшавского университета. Основное здание. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
В глубине открывающейся перспективы зала ещё одна лестница ведёт к окружённой колоннами ротонде под стеклянным куполом.
Это место пересечения трёх перпендикулярных осей координат: вертикальной и двух горизонтальных. Под ротондой находится главная сокровищница библиотеки – закрытые фонды, отделённые от верхних уровней стеклом. Таким образом, вся вертикальная ось напоминает символический колодец, откуда можно черпать знания. Стеклянный купол пропускает таинственные лучи розоватого света как нити, связывающие «колодец знаний» со вселенной.Библиотека Варшавского университета. Ротонда. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Протяжённый неф каталожного зала, стеклянный купол над средокрестием осей, ритмичный шаг спаренных колонн, отделяющих три уровня «хор» – сакральная символика буквально пронизывает главное пространство библиотеки. Колоннам придан образ деревьев: своими металлическими «ветвями» они тянутся к небу, поддерживая прозрачную стеклянную крышу над главным пространством библиотеки.

Библиотека Варшавского университета. Лестница. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Верхний ярус. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Через пространство главного холла переброшен стеклянный мостик, с которого можно разглядеть в доступной близости каменных чудаков-философов, венчающих входные колонны.
Верхний ярус оказывается в «лесу» металлических ветвей (или доисторических тычинок) в качестве «капителей» огромных парных колонн. Гигантское, насквозь прозрачное металлостеклянное пространство открывается отсюда неожиданными, острыми ракурсами.Библиотека Варшавского университета. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
В отличие от строгих и спокойных интерьеров Дворца правосудия, здесь незримо присутствует дух игры, выражающийся в непредсказуемой смене удивительных пространственных сюжетов. Эта игра, не имеющая ничего общего с постмодернистской пародийной иронией, присутствует и во внешнем облике здания. Совершенно непредсказуема смена фасадов, каждый из которых наделён собственным неповторимым обликом. У входа в «Уличку», который примыкает к улице Липовой, установлена марганцево-розовая стеллажная конструкция, которая утратила свою функцию, но стала важным декоративным элементом.
Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Фасад по улице Липовой состоит из трёх самостоятельных по характеру частей: стеклянного фасада факультета права и администрации с медной ликторской символикой и обрамляющих его с двух сторон стен, увитых зеленью (они относятся, соответственно, к общественному пространству «Улички» и к библиотеке). Эта бетонная поверхность («экологический» фасад) является основной тканью оболочки здания, повторяясь в разных комбинациях с каждой из его сторон.
Библиотека Варшавского университета. Факультет Права и Администрации. Постройка, 2000. Фотография © а Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Факультет Права и Администрации. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета.
Факультет Права и Администрации. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Угол улицы Липовой и Костюшковской набережной закреплён полукруглым выступом и венчающей его смотровой ротондой («Бельведерик») с видом на Вислу. Здесь же, на углу, поставлена небольшая классическая арка с бюстом – фрагменты бывшей здесь ранее застройки, выполняющие роль «памяти места».
Библиотека Варшавского университета. Постройка, 2000. Фотография © Ирина Бембель
Фасад по Костюшковской набережной делает отступ для реконструированного здания Серой виллы начала XX века. Вогнутый угол облицован зеркальным стеклом, отражающим краснокирпичные неоготические очертания. И к стеклянной, и к основной «экологической» поверхности примыкает ряд высоких цилиндров, вмещающих вентиляционные устройства . Они имеют вид могучих отдельно стоящих колонн и усиливают монументальное звучание здания.

Наконец, четвёртый фасад решён как «экологическая» стена с зелёным пандусом, по которому университетский сад плавно «переползает» на крышу.
Библиотечный комплекс имеет целую сеть продуманных градостроительных связей: улица Добрая несёт сюда ритм городской жизни, улица Липовая протягивает ось к старому университету, на перекрёсток улиц Добжей и Генстей простреливает историческая Ось Саска – ещё одна нить, связывающая с прошлым Варшавы. Вместе с тем, удачное расположение здания на Варшавском склоне (берегу Вислы) кладёт основание дальнейшему обустройству этого района. Таким образом, здесь вновь звучат в полную силу лейтмотивы творчества Будзинского: единство противоречий, связь прошлого и будущего, диалог природы и культуры.
***
Сад на крыше
Библиотека Варшавского университета. План сада библиотеки. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Висячий сад на крыше библиотеки, занимающий площадь более одного гектара – один из самых больших и красивых в Европе (дизайнер Ирэна Баэрска).
Верхний сад разбит на несколько участков, и в каждом разворачивается собственный сюжет форм, цвета, аромата и настроения. Это золотой, серебряный, карминовый и зелёный сады (последний находится над «Рогаликом» коммерции, со стороны улицы Доброй). На крышу ведёт пологий озеленённый пандус, переходящий в контуры беседки над стеклянным куполом библиотеки.
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Эта беседка – стальной полусферический каркас, увитый зеленью, и продолжает тему связи с космосом. Поэтому она называется «беседка-антенна». Стеклянные фонари верхнего света занимают 20% территории крыши.
В двух местах над ними проложены видовые прогулочные мостики. Отсюда открываются прекрасные панорамы.Библиотека Варшавского унивеситета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Несмотря на современный ландшафтный дизайн, крыша университетской библиотеки поражает своей дворцовой нарядностью. При этом роль мраморных ваз выполняют вентиляционные устройства, а роль павильонов – стеклянные купола над читальными залами. Каскады воды, «космогоническая» скульптура, искусные пространственные сюжеты – всё это превращает зелёную крышу библиотеки в настоящие сады Семирамиды или перемещённые наверх партеры Версаля.
Библиотека Варшавского университета.
Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Ирина Бембель
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Ирина Бембель
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Ирина Бембель
Марек Будзинский любит подчёркивать, что при высокой технической оснащённости и наличии верхнего сада, стоимость библиотеки получилась относительно умеренной – в первую очередь, за счёт использования бетона как основного строительного материала.
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета.
Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
***
Постмодернистская игра абсурда на самом деле очень рассудочна, интеллектуальна.
Иррациональность Будзинского, напротив, стихийна, интуитивна. Их посыл прямо противоположен: в первом случае констатируется утрата смысла, во втором – переживается обретение смысла.
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Сад на крыше библиотеки Варшавского университета
В прошлый наш визит в Варшаву мы уже посмотрели на старейший сад столицы Польши – Саксонский сад, а в этот раз решили увидеть самый молодой и очень эффектный сад на крыше библиотеки Варшавского университета. Это место пока не входит в список must see и в стандартные экскурсии по Варшаве, но его показывали в программе «Орел и Решка» и многие слышали, что такой сад существует в принципе. Идея симбиоза современной архитектуры и природы, растений, воплощенная в здании библиотеки Варшавского университета, очень мне симпатична.
Нынешний мир уже давно устал от стекла, бетона, бешеного ритма больших мегаполисов и хочет вернуться немного назад к зелени, тишине, весёлому щебетанию птиц, но при этом не отказываясь от благ цивилизации.
Мысль о взаимопроникновении природы и архитектуры на настоящий момент не нова. Наилучшим примером в этом жанре на мой взгляд стал дом Фриденсрайха Хундертвассера в Вене. Причем замысел у архитектора был вообще замечательным – максимально задействовать природосберегающие технологии и снизить нагрузку на природу, создаваемую людьми. Но подобный максимализм не прошел, изначальный проект оказался слишком дорогим. Именно по этой меркантильной причине симбиоз природы и архитектуры пока возможно воплотить только в каких-то исключительных объектах, например, в таких как здание библиотеки Варшавского университета.
Нижний парк – опоры для лианБиблиотеку сдали в эксплуатацию в 1999 году, а сад на крыше высадили и вовсе в 2002 году, и он буквально сразу стал популярен у местных жителей и туристов за оригинальное решение и абсолютную бесплатность доступа.
Как добраться до библиотеки Варшавского университета
Поскольку мы первый раз умудрились не найти чудесный сад на крыше, то я решила поместить сюда карту прохода. На самом деле до библиотеки легко можно дойти пешком с улицы Краковское предместье. Это главный туристический променад и буквально, каждый турист в первый же свой визит в Варшаву окажется там. От отеля Бристоль нужно свернуть направо. Адрес: Biblioteka Uniwersytecka w Warszawie ul. Dobra 56/66
По дороге вы увидите очень красивый виадук, построенный в 1905-1907 годах. Проект был утвержден в Санкт-Петербурге.
Скульптурная группа на виадуке Станислава МаркевицаСмыслы зашифрованные в здании библиотеки
Как водится такое значимое здание архитекторы решили наполнить множеством смыслов и раскрывать их предлагается прямо начиная с фасада. Фасад украшен восьмью плитами с письменами на разных языках, нотами и математическими формулами. Чести быть представленным на фасаде удостоился и древнерусский язык, на соответствующей плите приведен отрывок из «Повести временных лет».
Кто-то еще считает, что поляки не любят русских?
Выбор материалов для строительства сделал здание библиотеки еще боле гармоничным. Современное стекло выгодно оттеняется металлическими плитами, покрытыми благородной древней патиной, символизируя преемственность поколений. Новые знания всегда опираются на опыт предыдущих поколений.
Фасад библиотеки со стороны улицы ДобрыТуристы могут войти в фойе библиотеки и посмотреть, как она устроена изнутри. Там проводят свои выставки художники и фотографы.
Вход для туристов в здание библиотекиВнутри здание выглядит так же интересно, как и снаружи. Можно пройти в фойе и окинуть взором стеклянную крышу, посмотреть на строгих охранников, проверяющих пропуска у студентов и научных работников, посидеть в одном из двух кафе, расположенных в зоне общего доступа.
В фойе библиотекиФасад библиотеки Варшавского университета весь увитый зеленьюВозвращаясь к смыслам скажу, что под самой крышей на высоких колоннах установлены статуи четырех польских философов.
На первый взгляд их имена ничего не говорят среднестатистическому русскому туристу, но ведь это польское здание и вполне естественно, что в нем увековечили память о местных учёых.
Сад на крыше, площадью 2000 кв. м, плавно перетекает в парк, расположенный у подножия здания. Далее я буду называть сад на крыше верхним парком, а сад у подножия здания нижним парком. Если на крыше можно только просто прогуляться, сфотографироваться, посетить смотровую площадку, то рядом возможно устроить пикник, отдохнуть сидя на траве или скамейке и просто слиться с природой.
Нижний парк у стен библиотекиВо время нашего посещения сада в зеленом шатре весёлая компания просто праздновала чьё-то день рождение, люди сидели на газонах и наслаждались жизнью. Во многих парках Европы разрешено ходить и сидеть на газонах и, о ужас, устраивать там пикники. Там поступают по принципу – парк для людей, а не люди тут лишние, нужно охранять от них наш парк, чтобы чего не испортили.
Лестница на крышуБольше всего мне понравился зелёный шатер на крыше.
Он очень гармонично вписан в пейзаж и как бы повторяет форму стеклянного купола. Именно тут можно сделать самые эффектные фотографии.
Все растения на крыше, высажены всего лишь на тридцати сантиметровом слое грунта. Больше грунта на крыше поместить не позволяет конструкция здания. Тут как в производстве космических кораблей, каждый лишний килограмм грунта будет стоить налогоплательщикам лишнюю тысячу долларов США. На строительство и так было потрачено целых 80 миллионов USD. Для крупных растений это не лучшая основа, поэтому в саду преобладают низкорослые кустарники и стелющиеся растения. Нельзя сказать, что на крыше расположен прямо настоящий ботанический сад. Скорее это просто парк, не более того.
Так выглядит зелёный шатер издалиИзначально было задумано разделить весь сад на четыре зоны и оформить их растениями в разных цветах. Но на практике, конечно, эта мысль столкнулась с реальностью. Растения цветут ведь не весь период вегетации.
В июле почти всё отцвело, кроме роз. По задумке авторов предполагался сад золота, засаженный растениями в желтых и оранжевых тонах, сад серебра, сад кармин, как раз его мы и узрели, и зеленый сад.
Далее просто фотографии. Возможно вам будет интересно узнать что посмотреть в Варшаве за один день.
Розы на крыше библиотекиВиноград на крыше, вдали видны здания, стоящие рядомСмотровая площадкаВид со смотровой площадкиНижний паркНижний паркНижний паркВ центре здания есть такая остекленная дыра
Посещали ли вы эту удивительную библиотеку Варшавского университета?
Один из самых больших и красивых садов на крыше в Европе, замечательное сочетание технологий, эстетики и функциональности с прекрасной интеграцией растительной жизни как неотъемлемой части архитектуры. Все это в библиотеке Варшавского университета!
Варшава известна не только как столица Польши, но и как один из крупнейших академических городов страны. Библиотека Варшавского университета ( Biblioteka Uniwersytetu Warszawskiego – BUW ) демонстрирует смелую приверженность устойчивому дизайну, редко встречающемуся даже в самых прогрессивных городах.
Внутри конструкции виноградные лозы были интегрированы в четырехэтажный атриум, а крыша здания превратилась в лабиринт садовых дорожек и дорожек. Природа является жизненно важным элементом здания, и ясно, что стремления архитектора заключались в создании здания, полностью интегрированного в окружающую среду.
Библиотека Варшавского университета. Изображение сделано и использовано с разрешения Kasia Scontsas
Знаете ли вы, что сад на крыше библиотеки Варшавского университета был экспериментальным проектом? Это первый и крупнейший в своем роде сад на крыше, созданный в Польше. Он предлагает исключительный вид на реку Вислу и здания, расположенные вниз по склону. Разнообразие созданных сцен и красота панорамы остаются величайшими ценностями этого места. Библиотека расположена между главным университетским городком и берегом Жеки Вислы (река Висла).
Это уникальное место, где студенты могут не только учиться, заниматься исследованиями и читать, но и отдыхать, пить кофе и приобщаться к культурной жизни.
Крытый атриум выступает в качестве основного циркуляционного пространства, которое соединяется с двумя главными входами, обеспечивая при этом социальную среду, наполненную книжными магазинами, кафе и студенческим творчеством. Я довольно часто бывал в этой библиотеке в последние годы учебы в колледже. Но я также привезла туда своего мужа и одну из наших дочерей, когда была в Польше. Мы смогли прогуляться, купить отличные книги и перекусить кофе и вкусными десертами. И, конечно же, мы поднялись на крышу, чтобы полюбоваться садами.
Библиотека Варшавского университета. Изображение сделано и использовано с разрешения Kasia Scontsas
Варшавской университетской библиотеки. Изображение сделано и использовано с разрешения Kasia Scontsas
Варшавской университетской библиотеки. Изображение сделано и использовано с разрешения Kasia Scontsas
Сады состоят из нескольких секторов, отличающихся друг от друга цветом, формой и даже запахом. В северной части находится Золотой сад ( Złoty Ogród ), весь утонувший в желтых и оранжевых тонах.
Еще один, Сильвер ( Srebrny ), включает белые цветущие и серебристолистные ивы. Карминовый сад ( Karminowy Ogród ) полон розовых и красных кустов. Последний из них — Зеленый сад ( Зеленый Огруд ), который расположен над фасадным зданием в форме полумесяца, предназначенным для коммерческих целей.
Посетители, не являющиеся студентами или сотрудниками UW ( Uniwersytet Warszawski – Варшавский университет), могут получить доступ к коллекциям только на территории, без права брать книги на дом. Хотя определенно стоит посетить! Посмотрите это потрясающее видео с дрона в библиотеке!
Вот некоторые общеупотребительные библиотечные словари, с которыми вы, возможно, захотите ознакомиться 🙂 0003
одолжить – wypożyczać
база данных – база данных
словарь – слованик
каталог – каталог
срок – данные zwrotu
ключевое слово – Слово Ключове
читательский билет – karta biblioteczna
Библиотека Варшавского университета — uncube
Архитектор Гжегож Мика восхваляет Библиотеку Варшавского университета Марека Будзыньского и Збигнева Бадовского, постмодернистский гимн к свободному и открытому доступу, который должен был предвещать новый, после 1989 года, польская архитектурная идентичность…
Акт «BUWing» хорошо известен среди молодежи Варшавы, и это не просто случайное изобретение.
Скорее, этот неологизм, корнем которого является аббревиатура Варшавской университетской библиотеки (Biblioteka Uniwersytetu Warszawskiego), точно отражает явление, которое включает в себя способ проведения времени, учебы и досуга — множество видов деятельности, собранных под одной крышей.
Библиотека BUW была спроектирована Мареком Будзыньским и Збигневом Бадовским, которые выиграли конкурс на нее в 1993 году, и является примером уникального сотрудничества между городом и архитекторами, плодом которого является это городское здание. После падения коммунизма в 1989 году Тадеуш Мазовецкий, первый премьер-министр Польши, решил преобразовать бывшую штаб-квартиру KC PZPR (ЦК Польской объединенной рабочей партии) в новую университетскую библиотеку. Однако здание не выдержало веса томов и вместо этого было передано Варшавской фондовой бирже. Прибыль от сдачи помещения в аренду шла в специально созданный Фонд строительства новой библиотеки.
Студенты за работой в главном читальном зале на фоне стеллажей библиотеки.
(Фото предоставлено Partnerzy Marek Budzyński)
В двадцатом веке, вплоть до конца 1980-х годов, библиотеки и другие функциональные здания в Польше проектировались в соответствии с принципами модернистского функционализма. Однако после перелома 1989 года новообразованному государству понадобилась новая архитектурная идентичность. В этом контексте дизайн новой Варшавской университетской библиотеки был особенно сложной задачей, поскольку в основе дизайна лежали радикальные идеалы «Открытой библиотеки». До 19В 90-е годы фонд библиотеки, около четырех миллионов томов, хранился в традиционном неоклассическом здании 19 века в центре кампуса Варшавского университета. Но новый организационный принцип Открытой библиотеки был отходом от старых подходов к библиотечному делу. Открытая библиотека означала создание свободно доступного пространства, где библиотечные фонды были бы доступны для ознакомления всем. Это также означало интеграцию коллекций с учебными комнатами (содержащими примерно 1300 мест для чтения и исследований) и пространством каталогов, чтобы пользователи библиотеки могли иметь неограниченный доступ ко всем ресурсам.
Дизайнеры были убеждены, что организация пространства способствует повышению качества исследовательской работы, а легкий доступ к коллекциям способствует мотивации и творчеству благодаря логически организованным каталогам, позволяющим исследовать обширные коллекции библиотеки. В результате читальные залы BUW, каталоги, молчаливые кабинеты и проектные комнаты, а также мультимедийные ресурсы находятся в открытом доступе.
Помимо принципов открытого доступа, архитекторы предусмотрели ряд других рекомендаций по внешнему и внутреннему оформлению библиотеки. Завершение и успех этого здания — одновременно библиотеки, сада, архива и офисных помещений, а также центра досуга и культуры — зависело от четкого следования их планам. Их Новая библиотека должна была быть экономически самодостаточной, поэтому в ней был введен коммерческий блок. Это отдельный объект, спрятанный за величественной колоннадой, но использование одного и того же дизайна полов создает впечатление пространственного и стилистического единства.
Яркий ботанический сад поднимается с уровня земли на крышу здания… (Фото предоставлено Варшавским университетом)
Общественное пространство здания организовано по двум транзитным осям. Первая, параллельная улице Добра, отделяет коммерческий блок от научной библиотеки и дополнительного хранилища коллекций. В торговом квартале, напоминающем городскую улицу, расположены магазины, кофейни, раздевалки, книжный магазин и выставочные площади. На подземном уровне находится больше магазинов, а также большой развлекательный центр, который закрылся совсем недавно.
Вторая, перпендикулярная пространственная ось обозначает академическую и исследовательскую части здания. Когда вы поднимаетесь по ступеням, ведущим ко входу в пространство библиотеки, вы метафорически переходите из одного мира в другой — проход, отмеченный латинской надписью hinc omnia над входом. Парадная лестница, обозначающая вход в Мир Знаний, завершается четырьмя статуями известных польских философов и мыслителей Нового времени: Казимира Твардовского, Яна Лукасевича, Альфреда Тарского и Станислава Лесневского.
Эти статуи также являются современной интерпретацией древних пропилеи и относятся к портикам древнегреческих и римских храмов науки.
Центральное пространство каталога, окруженное так называемой колоннадой философов, является точкой схождения двух осей и квазисакральным местом встречи человека, знания, науки и культуры. в библиотеке хранятся некоторые из пяти миллионов томов библиотеки. Как и все детали интерьера и экстерьера здания, от дымоходов до перил, основное пространство коллекции также было спроектировано архитекторами. Сочетание мобильных и стационарных книжных полок из стекла и стали резко контрастирует с тяжелыми деревянными полками, столь характерными для более традиционных библиотек.
Четыре польских философа наблюдают за внутренним пространством библиотеки. (Фото любезно предоставлено Варшавским университетом)
Основное пространство для чтения расположено под стеклянной крышей, несущая конструкция которой, а также цветовая гамма напрямую напоминают окружающую фауну и флору.
Тем не менее, именно уникальная композиция собственного ботанического сада библиотеки еще лучше интегрирует здание в его зеленое окружение и близлежащую реку Вислу, протекающую через город. Сад начинается на уровне земли и поднимается вверх по металлическим каркасам и искусственным склонам и частично по крыше здания на высоте 15 метров над уровнем земли. Архитектурные элементы дизайна сада выполнены из патинированной меди, зеленые тона которой соответствуют природному разнообразию университетского сада. Сад покрывает часть крыши библиотеки и окружает все здание благодаря специальным сеткам и перголам внутри садового пространства, которые позволили растениям в течение последних пятнадцати лет неуклонно расти вверх по структуре здания. Этот дизайн — лоск архитекторов, он призван символизировать единство двух кажущихся противоположностей — природы и культуры.
В более широком контексте этот «пятый фасад» создает уникальный союз между зданием и окружающими ландшафтами: зелеными берегами Вислы и Вислинским откосом, возвышающимся над всем районом Повисле.
Из ботанического сада можно полюбоваться этими великолепными видами, а также достопримечательностями университетского городка, дворца Казимеж и квартала Старой Праги на другом берегу реки.
Однако не только сад на крыше, дизайн интерьера или характерный медно-зеленый цвет отличают BUW. Каждая сторона здания полна новаторских художественных особенностей, таких как стеклянные потолки, похожие на деревья, и массивные медные панели фасада со стороны улицы Добра. Этот знаменитый фасад является еще одним примером современной интерпретации классической архитектуры. Он состоит из восьми медных панелей размером семь на четыре метра, похожих на колонны, которые напоминают открытые книги, полные слов, уравнений и надписей. Эти разные языки знания символизируют богатство библиотечных коллекций. Над панелями по всей длине фасада тянется красиво вылепленная надпись «Университетская библиотека» (Biblioteka Uniwersytecka).
Библиотека была первым компонентом нового кампуса университета в Повисле.
