Бегинки: Как женщины маскировались под монахинь, чтобы жить свободной жизнью

Содержание

Как женщины маскировались под монахинь, чтобы жить свободной жизнью

Орден бегинок: женщины, которая маскировались под монахинь, чтобы жить свободной жизнью. Фотограф Эдуар Буба.

Женское движение под названием «бегинки» занимало особенное место в жизни Европы. Хотя бегинок нередко убивали, а их общины подвергались гонениям там и тут, многие девушки и женщины покидали дом (порой даже просто убегая), чтобы присоединиться к бегинкам. Бегинки давали обеты целомудрия, не будучи монашками, открывали бизнес, не входя ни в один из цехов, бродили по дорогам, хотя не были пилигримками. А ещё бегинки — кумиры современных феминисток и столетней давности суфражисток, хотя и слов таких, как «права женщин», не знали.

Монашки без монастыря

Община бегинок во многом копировала женские монастыри: бегинки ходили в единой форме, напоминавшей монашеские одежды, каждый день вместе молились, всеми деньгами и прочим имуществом владели совместно, подчинялись настоятельнице, ухаживали бесплатно за больными горожанами и путниками, просили подаяние и, главное, давали обет целомудрия. Тем не менее, все они были мирянками. Зачем же так усложнять себе жизнь?

Памятник бегинке в Амстердаме. Источник: https://platpaul.livejournal.com

Традиционно ответ ищут во вступительном «взносе», который требовали монастыри: он был якобы для всех высокий. Однако это объяснение не объясняет ничего. Если бы в монастыри можно было попасть только за большие деньги (или нечто, что их стоит), никто никогда не слышал бы о крестьянках, принявших монашеский постриг — а они существовали. Если бы в бегинки шли только от бедности, там нельзя было бы обнаружить дочерей знатных богатых семейств — а их там хватало. Но самое удивительное — почему женщины продолжали вступать в бегинки даже в годы гонений, зная об опасности нападений вплоть до убийств?

Надо понимать, для чего европейские женщины вообще уходили в монахини, помимо, конечно, горячей веры и не менее горячего отвращения ко греху (особенно похоти). Во-первых, это была одна из немногих возможностей сделать карьеру (кроме монастыря, ещё существовала придворная служба фрейлиной, но для очень узкого круга дам). Да, некоторым женщинам прошлого тоже хотелось увидеть в жизни нечто большее, чем тяжёлый ежедневный труд по дому, возня с детьми и поход на рынок. В монастырях учили читать, писать, петь, порой — вышивке или живописи; каждая монашка могла дорасти до настоятельницы или заняться необычным для мирской женщины интересным делом.

Репетирующие монахини на картине Жеана Жоржа Вибера.

Во-вторых, это был одобренный обществом способ вывести себя из участия в процессе продолжения рода. Хотя на самом деле женщины умирали в Средние Века и эпоху Возрождения не так часто, как принято представлять (ведь каждая проходила суровый естественный отбор ещё девочкой и до детородного возраста доживали, в основном, самые крепкие), всё же среди девушек встречался страх перед смертью в родах. В-третьих, для женщин с физическими проблемами монастырь был шансом уйти от насмешек из-за «уродства» и невозможности найти себе мужа. Наконец, в-четвёртых и не в-последних, монастырь был шансом для женщины уйти из-под власти родственников, с которыми она была в конфликте, или из ситуации, грозящей убийством (не обязательно из-за политики — иногда просто из-за имущественных споров). В-пятых, наконец, монастырь давал гарантированные кров и еду.

А теперь представьте, что всё это можно было получить в некоторых местах Европы, не сжигая за собой все мосты. Ведь из бегинок можно было спокойно уйти, выйти замуж — ведь обет целомудрия давался только на время жизни в общине. Монашек занимали трудом и молитвами весь день — у бегинок общая молитва и бытовой труд (выполняемый по очереди «дежурными» по несколько женщин одновременно) занимали только часть дня, и в том, как заполнить остальное время, бегинка была полностью свободна.

Скульптурная композиция, изображающая бегинок, в городе Бреда. Источник: starpi.livejournal.com

Настоятельницу выбирали сообща, так что попасть случайно под власть особы редкой злобы было практически невозможно. Притом освоить всё то, чему учат в монастыре, можно было и здесь: более образованные сёстры учили менее образованных, но любознательных. И это было, опять же, делом исключительно желания и учительницы, и ученицы.

Развратницы, еретички, разбивательницы семей

О том, как появились бегинки, есть две теории. Одна говорит, что орден основал из сочувствия к женщинам, которых не берут в монастырь, священник Ламберт ле Бег. Другая — что с созданием общины справились самостоятельно жёны рыцарей, погибших в Крестовых походах, не желающие создавать новые семьи, и они же ввели практику приглашения общего духовника для общины.

Памятник бегинке в Кортрийке. Источник: talusha1.narod.ru

Теории происхождения названия бегинок тоже разнятся. Одни связывают его с ле Бегом, другие — с орденом бегардов, т.е. буквально «просящих милостыню», третьи — со словами begaan (вступать куда-либо) или begijnen (сбегать откуда-то), четвёртые — с тем, что изначально бегинки носили бежевые (beige) одежды.

Обычно под общину бегинок выкупалось несколько домов, стоящих рядом на улице, желательно — недалеко от церкви. Зачастую эти дома ради безопасности обносили единой высокой стеной.

Иногда строилось единое здание, вроде общежития — бегинаж; его дверь отмечалась белым крестом. Каждая вступившая в общину делала вклад на своё усмотрение; ожидалось, что взнос богатых сестёр будет больше. Внутри коммуны у бегинок имущества и того, что можно было носить с собой (гребней, молитвенников и так далее) было общим. Самые большие бегинажи (понятное дело, не из одного здания) насчитывали две тысячи женщин!

Дворик бегинажа в Бреде. Источник: starpi.livejournal.com

Чтобы вписаться в общество, получить определённый статус, а также из личных убеждений, бегинки активно занимались благотворительностью: ухаживали за больными и пожилыми людьми, давали кров путникам и приют — покинутым жёнам, выращивали и обучали сирот. Чтобы добыть на постройку странноприимных домов, школ и часовен внутри бегинажа деньги, бегинки ходили по дорогам, выпрашивая подаяние, просили помощи у богатых горожан или вели какой-нибудь простой бизнес.

Первые две сотни лет существования бегинки жили спокойно, но постепенно они начали подвергаться тут и там гонениям и нападениям, как церкви, так и мирян. Тому было множество причин, и самые простые были у церкви. Во-первых, бегинки, не спрашивая, давали кров и пищу бегущим от суда сектантам. Во-вторых, у них выработалась своя философия, которая для церкви выглядела ересью: якобы приблизиться к Богу можно одним только праведным образом жизни и молитвами. Это вроде как делало церковь и священство ненужными: такое простить было невозможно.

В рядах бегинок скрывалась известная мошенница эпохи Возрождения Анна Ломинит. Портрет руки Ганса Гольейна.

Ярость же рядовых мирян и светских властей была куда объяснимей. Хотя вслух нападающие на бегинок повторяли вслед за церковью об их еретичестве либо обвиняли их в тайном и массовом лесбийском разврате, дело было совсем в других вещах. Самостоятельная, хорошо организованная женская община со своей внутренней инфраструктурой была подозрительна властям и раздражала обывателей. Кроме того, среди бегинок скрывались непокорные дочери, а многие из покинутых жён, искавшие крова и еды, на самом деле сами покинули мужей, не вынеся побоев и издевательств (и не имея любовника, с которым можно было бы, на крайний случай, убежать).

Высокая организация общин позволяла вести бегинкам бизнес особенно эффективно и в некоторых областях составлятт конкуренцию не таким организованным изнутри цехам — тут ещё надо вспомнить, что в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения цеха, в которые допускались только мужчины, активно «отжимали» себе ради расширения клиентуры и прибыли такие до того женские занятия, как пошив одежды или изготовление пива. В общем, бегинки не находили понимания на всех уровнях общества, насколько бы ни были добры их дела. Их общины изгоняли, а убить бегинку иным казалось добрым делом.

Тем не менее, несмотря на вынужденные скитания по Европе в поисках спокойного угла, вечное недовольство власть имущих, скверные слухи, общины бегинок просуществовали долго — слишком много оставалось женщин, готовых жить в постоянной готовности переезжать, но только не возвращаться домой, к тиранам-отцам или родственникам, готовым убить за небогатое наследство. Последняя бегинка умерла в 2013 году, а в Европе до сих пор тут и там можно увидеть здания бывших бегинажей.

Увы, но «карьера» бегинки не давала прославиться, это мог обеспечить только монастырь. Хильдегарда Бингенская — средневековая прорицательница и монахиня, музыка которой попала на компакт-диски

, тому примером.

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Бегинки



Бегинки

XII в.

РЕЛИГИИ МИРА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Бегинки

Бегинки (Beguinae, Beguttae).

Самые древние мирские женские союзы для благочестивых целей (призрения покинутых жен и девушек, уход за больными, воспитания детей) возникли в конце XII столетия в Нидерландах, и отсюда в XIII столетии распространились во Франции, Германии, Италии и Швейцарии.

Самое название бегинок до сих пор не выяснено.

Бегинки не давали никаких обетов, не подчинялись никаким орденским правилам, а просто собирались под управлением свободно избранной настоятельницы для дел благочестия и благотворительности и могли во всякое время возвратиться к частной жизни и даже выходить замуж.

Жили они в особых сестринских общежитиях, иногда по 2000 сестер вместе, которые основывались первоначально вне, а потом и внутри городов и состояли из отдельных домиков, с церковью, молельной, больницей и странноприимным домом.

В очень скором времени бегинки стали приобретать имущество путем дарственных записей и завещаний, так что некоторые общежития доставляли своим обладательницам довольно богатые доходы, тогда как в других бегинки снискивали себе пропитание трудом рук своих.

В XIII и XIV веках к ним примкнули преследуемые спиритуалы францисканского ордена (Фратричелли), а также братья и сестры свободного духа, что и подало повод к вмешательству инквизиции (между прочим еще в 1307 году многие бегинки были казнены инквизицией в Тулузе). Отчасти также между бегинками стали замечаться испорченность нравов, вследствие чего синод в Фецларе в 1244 году ограничил поступление в союз сорокалетним возрастом и затем в 1287 году у бегинок было отнято право ведения торговых дел.

Преследования бегинок заставили многих из них слиться с терциарами францисканцев.

Дольше всего бегинки удержались в Германии, где во время горячо приветствованной ими реформации они получили название духовных женщин, а также в Нидерландах, где они встречались еще в конце XVIII века.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880


Бетгарды — члены религиозных общин (мужчины, женщины — бегинки), возникших около 1170 г.

в Брабанте. Распространились в Нидерландах, Германии, Франции, Северной Италии, Польше, Богемии. В основном выходцы из ремесленников, проповедовали бедность, общность имущества, безбрачие (хотя могли вступить в брак, выйдя из общины), отрицали церковную и светскую власть, помогали больным, старикам, сиротам. В XIV веке общины были запрещены, бетгарды подверглись преследованиям инквизиции. Несмотря на это ряд общин бетгарды существует и сейчас — Брюгге, Бреда, Амстердам, Гент.

Использованы материалы сайта http://mirslovarei.com/


Далее читайте:

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI | 

Латинские религиозные термины (краткий фразеологический словарь).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

бегунов | светская религиозная группа

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

бегунов

бегунов
Бегинаж в Бельгии.

Взрослые женщины в Средние века должны были жить под опекой мужчины, либо в домашнем хозяйстве в качестве жены и матери, либо посвященные Церкви и живущие в монастыре в качестве монахини. Бегины подвергли сомнению эту концепцию и жили за пределами этих установленных границ. Женщины, поступившие в бегинажи (дома бегинов и/или монастыри), не были связаны постоянными клятвами, в отличие от женщин, поступивших в монастыри. Они могли войти в бегинажи, уже поженившись, и они могли покинуть бегинажи, чтобы жениться. Некоторые женщины даже поступали в бегинажи с детьми. Их благочестие было сосредоточено вокруг Евхаристии и человечности Иисуса. Их происхождение обсуждается, но около 1150 г. н.э. группы женщин, которых впоследствии назвали бегинками, начали жить вместе в целях экономической самостоятельности и религиозного призвания.

Поначалу отношение духовенства к бегинам было двойственным. Группы были религиозными, а женщины были посвящены целомудрию и благотворительности, что никоим образом не могло быть осуждено. То, что они существовали и существовали без мужчин, кроме возглавлявших их священников и духовников, вызывало подозрения у церковной иерархии. По этой и многим другим причинам многие бегинки стали известны как еретики и как таковые подвергались преследованиям. Хотя они никогда не были утвержденным религиозным орденом, в какой-то момент им были предоставлены особые привилегии и исключения, обычные для утвержденных орденов. Церковь, однако, не одобряла отсутствие у них постоянных обетов. Женщины не должны были иметь столько свободы. Что особенно интересно в бегинах, так это то, что, в отличие от большинства считавшихся еретиками, большинство из них считали себя ортодоксами, но все же бегинками. Некоторые решительно идентифицировали себя как таковые и в суде свидетельствовали об этом, демонстрируя самоидентификацию с группой. Тем не менее, группа была разнообразной, и ее трудно определить. Это разнообразие было частично обусловлено географическим распределением, а также индивидуальной автономией каждой общины.


Вопросы, важные для изучения бегуний

  • Женская история
    • По многим причинам одиноких женщин было больше, чем одиноких мужчин в этот исторический период (приблизительно двенадцатый век). Существует теория, согласно которой этот избыток женщин рассматривается как основная причина происхождения бегинажа. Крестовые походы создали трудности для многих женщин. Мужчин не хватало, чтобы все женились. Кроме того, монастыри предназначались для семей высшего сословия и имели высокую плату за вход. Некоторые теоретики утверждают, что из-за этого смещения некоторые женщины образовали бегинажи. Хотя это может быть точным, следует спросить, достаточно ли это заслуга женщин, живших в бегинажах и управлявших ими.
    • Что отношение церкви к бегинам может сказать об историческом отношении к женщинам? В начале подъема бегинагов Церковь не чувствовала себя обязанной осуждать их как еретиков, но по мере роста их числа ситуация менялась, и они подвергались гонениям за свои убеждения и образ жизни. Было ли это потому, что их группа состояла исключительно из женщин? Были и другие религиозные группы, такие как францисканцы, которые преследовали сопоставимые цели (бедность и целомудрие), и их не осуждали как еретиков.
  • Церковь
    • Что осуждение бегуний говорит о роли женщин в христианской церкви? Важно отметить, что женщины не входят в высшие эшелоны церковной иерархии. Является ли это исключение причиной трудностей, с которыми столкнулись бегины, получив одобрение своего образа жизни от духовенства?
  • Сексуальность
    • В бегинском движении существует проблема лесбиянства, которая редко затрагивается. Энн Маттер обсуждает этот вопрос. Как сексуальность женщин вписывается в бегинажи? Бегины были «женщинами, отождествляемыми с женщинами». Вопрос в том, что это означало? Они были экономически самодостаточны и независимы, по большей части, от мужчин.
    • Бегины часто ассоциировались с проститутками. Где возникла эта связь? Была ли эта ассоциация вызвана только идеей группы женщин, живущих под собственной защитой?
  • Маргинальность
    • Число бегунов исчислялось тысячами. Как такую ​​большую группу можно было считать маргинальной? Была ли их маргинальность обусловлена ​​их географической рассеянностью и отсутствием сплоченности? Или их большое количество представляло собой воображаемую угрозу, которая в конечном итоге навязала им статус «маргинала»?
    • Бегины были активны в обществе. Они работали и занимались благотворительностью. Факты указывают на то, что они находились на задворках общества, как и некоторые другие наши «маргинальные» группы. Были ли они маргинализированы исключительно церковью или подвергались нападкам и в индивидуальном порядке внутри сообщества?
  • Разнообразие
    • Сообщества бегунов были разнообразны географически и политически. Все бегинажи были автономными и, следовательно, независимыми друг от друга. Таким образом, для бегуний не существует единого определения.

Документы

  • Маргерит Порете: Зеркало простых душ Автор: Бонни Дункан с факультета английского языка Университета Миллерсвилля. Маргери Порете была бегиной, осужденной и казненной за ересь в 1310 году. Этот документ представляет собой отрывок из глав 119–122 ее текста.
  • Бернард Ги: Руководство инквизитора Перевод Дэвида Бёрра из исторического факультета Технологического института Вирджинии. — Взгляд Бернара Ги на бегуний и движение бегунов, которые не были положительными. Он обсуждает их ошибки в образе жизни, внешние признаки, по которым их можно идентифицировать, их ошибочные убеждения и способы, которыми следует исследовать и расспрашивать бегунов.
  • Жизнь и творчество Хильдегард фон Бинген (1098-1179) Перевод Кристин Лерман. Хильдегард фон Бинген была монахиней-бенедиктинкой, жившей до эпохи бегвин. Этот документ содержит очень хорошие ссылки на другие сайты, посвященные Hildegard и Beguines.
  • Na Prous Bonnet Перевод Дэвида Берра из исторического факультета Virgina Tech. На Прус Боннет (Бонета) была осуждена как бегина в 1325 году. В этом документе обсуждается ее связь с Богом и ее ответ на допрос.

Эссе

  • Сестры между: пол и средневековые бегуны Автор Эбби Стоунер из SFSU. Содержит информацию по следующим вопросам:
    • Средневековая Реформация
    • Маргинализация
    • Мэри д’Уаньи и самоавторизация
    • Восприятие Жака де Витри
    • Мистицизм Хадевийха и Мехтухида Магдебургского
    • Институционализация
    • «Ересь» Маргариты Порет
    • Совет Вены
  • Бегинки: Маргарита Порет и зеркало простых душ Бонни Дункан с факультета английского языка Миллерсвиллского университета. Это дополнительная информация о Маргарите Порете.
  • Движение бегунов в южных странах Бенилюкса: переоценка Автор Уолтер Саймонс. В этой статье проводится переоценка движения бегунов и показано, насколько разнообразным было движение по статусу, организации и функциям. Это прямая ссылка на сайт.

Ссылки

  • Бегуины Автор Элизабет Т. Кнут. Это статья, которая дает некоторые сведения о бегинажах, а также некоторую этимологию.
    • Социальный контекст
    • Взлет (и падение) бегунов
    • Бегина Духовность
    • Выводы и выводы на сегодняшний день
  • Бегины и Бегарды Это сайт католического суперсайта Нового Адвента. Это дает хорошее представление о бегинах и бегинажах в средние века. Важно отметить, что это действительно происходит из католического источника и что бегинки в конечном итоге были признаны церковью еретиками.

Библиография

  • Эрнест Макдоннелл, Бегинки и бегарды в средневековой культуре: с особым акцентом на бельгийской сцене (Нью-Брансуик: Octagon Books, 1954).
  • Кэрол Нил, «Происхождение бегунок» у Джудит М. Беннетт, и др. др., изд. Сестры и рабочие в средние века (Чикаго: University of Chicago Press, 1989).
  • Уолтер Саймонс, «Движение бегунов в южных странах Бенилюкса: переоценка». Бюллетень Бельгийского исторического института Рима 59 (1989).
  • Джоанна Циглер, «Бегинажи Кертиса в южных Нидерландах и покровительство искусству: интерпретация и историография» в Бюллетень Бельгийского исторического института в Риме , том. 57 (1987), 31-70.
  • Джоанна Циглер, «Светские канониссы как предшественники бегуний в Нидерландах: введение в некоторые старые взгляды», Исследования по истории средневековья и эпохи Возрождения , vol.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *