Хундертвассера вена – Дом Хундертвассера — Википедия
Дом Хундертвассера — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дом Хундертвассера (нем. Hundertwasserhaus) — жилой дом в Вене, Австрия. Адрес: Kegelgasse 36-38, A-1030 Wien, угол с Löwengasse 41-43.
В доме имеется 52 квартиры, 4 офиса, 16 частных и 3 общие террасы, а также в общей сложности 250 деревьев и кустарников.
Построен по проекту австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера в 1983—1986 годах совместно с архитектором Йозефом Кравиной. С 2010 года используется официальное название Дом Хундертвассера-Кравины[2].
Здание отличается «холмистой» этажностью, крыша покрыта почвой с кустарниками и травой. Внутри некоторых комнат-ниш высажены деревья. В доме Хундертвассер воплотил свои идеалы искусства и красоты, такие как использование целой палитры красок, отсутствие прямых линий, большое количество зелени и многоплановость. Пестрый фасад дополняют разные по величине и форме окна, мозаика и орнаменты из цветных глазурованных плиток. Художник это произведение считал одной из вершин своего творчества, и даже посвятил ему хвалебное стихотворение. Хундертвассер, именем которого назван дом, после завершения строительства не принял гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-нибудь уродливое.
Напротив (ул. Kegelgasse 37-39, A-1030 Wien) в 1990—1991 годах реализована так называемая «Деревня Хундертвассера» (нем. Hundertwasser Village) — торгово-выставочный центр. Это строение с характерным фасадом и небольшим городком внутри. Есть кафе-бар, сувенирные лавочки и специальный стильный общественный туалет.
В 1989—1991 годах приблизительно в 400 метрах севернее был выстроен по проекту Хундертвассера аналогичный по оформлению Дом искусств — галерея Кунстхаус (нем. KunstHausWien). Адрес: Untere Weißgerberstraße 13, A-1030 Wien.
После 1988 года по дизайну Хундертвассера оформлены фасад и дымовая труба теплоэлектроцентрали Шпиттелау в Вене, где сжигаются сортированные бытовые отходы. Это успешный пример гармоничного сочетания современных технологий, экологии и искусства.
«Холмистая» этажность
Один из фасадов здания
Детали убранства здания
Один из фасадов здания
ru.wikipedia.org
Дом Хундертвассера в Вене — подробная информация с фото
Видео: Дом Хундертвассера
Общая информация
К знаменитому австрийскому художнику Фридриху Хундервассеру можно относиться по-разному. Некоторые считают его гением, а некоторые — сумасшедшим. Знаменитый дом в центре Вены в полной мере показывает все его художественные и философские идеи.
Этот самый необычный жилой дом в Вене находится в районе Ландстрабе. Дом Хундертвассера находится на пересечении улиц Кегельгассе и Лёвенгассе. Точный адрес давать нет смысла, так как это строение нельзя перепутать с каким-либо другим, и не заметить его тоже не возможно.
Если Вы приехали в Вену в организованный экскурсионный тур, то Вам его покажут обязательно и привезут сюда всю группу на автобусе. Организаторы туров очень любят эту достопримечательность, прежде всего, благодаря тому, что посмотреть на дом Хундертвассера можно совершенно бесплатно.
Жизнь и творчество Фриденсрайха Хундертвассера
Прежде чем описывать сам дом Хундертвассера, стоит рассказать о самом знаменитом австрийском художнике. Для большинства туристов, не знакомых с ним, дом просто кажется диковинкой, как будто специально построенный тут для завлечения туристов. Конечно же, это не так.
Имя и фамилия Фриденсрайх Хундертвассер не настоящие, на самом деле художника звали Фредерик Стовассер. Он родился в Вене в 1928-м году. Его отец был немцем, он умер сразу после рождения сына.
Мать воспитывала его одна, и накануне присоединения Австрии к третьему рейху крестила его в католичество, что и спасло мальчика. Он смог пережить войну, но мать и все его родственники с материнской стороны были убиты в нацистских концентрационных лагерях.
Сам Фредерик скрывал свое происхождение, и даже служил некоторое время в организации нацистской молодежи “Гитлер Югент”. Именно это страшное время в истории Австрии сформировало мировоззрение Хундертвассера. Он больше всего любил и боролся за мир и воссоединение человека с природой.
Само новое имя Фриденсрайх Хундертвассер художник сформировал из нескольких слов, которые можно дословно перевести на русский язык как: “Мирная страна сотен вод”. В живописи Хундертвассер старался использовать кривые и разнообразие красок. Стиль художника в изобразительном искусстве очень похож на Эгона Шиле и Густава Климта (их работы можно также посмотреть в Вене во дворце Бельведер), которые были для него образцами для подражания еще в детстве.
Больше всего Хундертвассер прославился на почве архитектуры, хотя сам он архитектором не был и в строительстве зданий не разбирался. Дом Хундертвассера в Вене проектировался им совместно с настоящим архитектором Джозефом Кравина, с которым он быстро поругался и попросил власти Вены заменить его другим. Вторым соавтором дома был Петер Пеликан.
Хундертвассер ненавидел прямые углы и прямые линии. На эту тему известно множество его высказываний, некоторые очень агрессивные:
- “У природы нет прямых углов”
- “Квадрат похож на форму колонны солдат на марше”
- “Прямые линии – инструмент дьявола”
Все свои здания он создавал именно в этом ключе. Минимум прямых и максимум кривых форм, отсутствие прямых углов и разнообразие красок. Хундертвассер искренне считал, что блеклые краски современных городов и прямые геометрические формы делают людей несчастными.
Хундертвассер активно использовал разноцветные мозаики во всех своих архитектурных проектах. Мозаика составлялась из битой керамики и призвана украсить дом разнообразием красок. Еще одним приемом Хундертвассера были купола, которые он создавал на крышах. На крыше дома в Вене есть один купол, но заметить его снизу достаточно сложно.
Стремление к природе проявляется в доме Хундертвассера в обилии зелени. На террасах дома растут деревья и кустарники, а крыша представляет собой большую лужайку с травой и кустами. Именно так художник представлял себе дом, в котором должны жить люди. И они в нем действительно живут. Это настоящий жилой дом, в котором располагаются 52 квартиры.
Туристам
Войти внутрь туристам не разрешают, так как это все-таки частная собственность, но посмотреть на то, как дом выглядит внутри можно. Для этого в соседнем здании через дорогу организован специальный торговый центр. Он называется Hundertwasser Village (деревня Хундервассера) и его специально построили для туристов в 1991 году.
Внутри он повторяет дом Хундертвассера, те же неровные полы, обилие кривых и отсутствие прямых углов. Внутри центра есть кафе, бар и несколько магазинов, торгующих сувенирами.
Единственным серьезным минусом этого торгового центра является его очень небольшой размер, часто тут просто не протолкнуться. Свободно только в лавках, торгующих репродукциями картин, они не сильно интересны большинству посетителей. Бар, к примеру, гораздо популярнее, свободных мет за стойкой не бывает.
В Hundertwasser Village есть туалет, который удивит многих посетителей. Пожалуй, другого туалета современного искусства в мире нет. Кстати, он так и называется “toilet of modern art”.
Этот дом прославил Хундертвассера на весь мир, но он не был домом его мечты. За этот проект художник не взял денег, а просто заявил, что он рад, что на этом месте не построили что-то уродливое.
В конце жизни художник взял гражданство Новой Зеландии и жил и работал уже в этой стране. Именно в Новой Зеландии он построил дом своей мечты и здесь же и умер в 2000-м году.
Как добраться
Если Вы приехали в столицу Австрии самостоятельно, то добраться сюда можно несколькими способами. Можно доехать до станции венского метро Шведенплац (Schwedenplatz) и далее проехать на трамвае номер 1 четыре остановки. Вам нужна остановка Хетцгассе (Hetzgasse). Самое главное не перепутать направление движения и сесть на трамвай в нужную сторону.
У каждого трамвая написано спереди, до какой остановки он едет. Вам нужен трамвай номер 1 с надписью “Prater Hauptallee”, так как конечной станцией этого маршрута в нужную вам сторону является именно парк Пратер. Как только Вы выйдете на остановке Хетцгассе (Hetzgasse), Вам нужно будет пройти около 50 метров по ходу движения трамвая.
Второй способ сложнее, но не потребует платить за трамвай. Нужно доехать до метро Rochusgasse (Рочусгассе), и оттуда пройтись 10 минут пешком. От метро нужно пойти по улице Разумовскиграссе (Rasumofskygrasse) прямо до пересечения с Лёвенгассе (Löwengasse), и на этом пересечении свернуть налево.
Самое сложное в этом способе – это найти Разумовскиграссе после выхода из метро. Если с этим возникнут проблемы, то можете спросить у кого-нибудь. Дальше Вы уже не заблудитесь, улица прямая, и Вам нужно идти до пересечения с крупной Marxergrasse, перейти ее и свернуть на нужную нам Löwengasse.
Ориентируйтесь по указателям, и Вы точно не заблудитесь. Но все-таки рекомендуем поехать на трамвае, так проще и надежнее.
wikiway.com
Дом Хундертвассера в Вене – как добраться, история и фото
Обновлено
Когда я планировал свой первый однодневный маршрут по австрийской столице один знакомый посоветовал в обязательном порядке включить в него дом Хундертвассера в Вене. На тот момент, признаюсь честно, я ничего не слышал ни об этом человеке, ни о его доме. Достопримечательность эта находится не в историческом центре города, но, тем не менее, настоятельно рекомендую посетить ее. Уверен, вы не пожалеете, как однажды я последовал совету товарища и также не пожалел. Итак, этот пост посвящен самому необычному дому Вены – дому Хундертвассера.
Дом Хундертвассера (на немецком Hundertwasserhaus, на английском Hundertwasser Haus) – не музей, в нем не выставляются экспозиции, не жили известные исторические личности. Это обычный жилой дом, в котором живут обычные австрийцы. Только вот человек, разработавший проект дома, был очень необычным. Потому и здание получилось таким же.
Как получить скидку на обзорную экскурсию по Вене — только для читателей блога ==>>
Фридрих Штовассер родился в Вене в 1928 году. Будучи наполовину евреем, будущий архитектор мог не дожить даже до совершеннолетия, но его мать (сама еврейка) настояла на том, что сына крестили как католика. Своеобразный характер и мировоззрение художника проявились еще на этапе придумывания нового имени. Богатая фантазия, использование пары символов и старых языков явили миру новое имя, под которым он известен многим ценителям искусства —
Без углов и много зелени – философия архитектора
Суть философии Хундертвассера в архитектуре состоит в следующем:
- Отсутствие углов.
- Экологичность
- Индивидуальность.
Окажись архитектор в Хоббитании (вымышленная страна из произведений Толкиена), то ему наверняка пришлись бы по нраву жилища хоббитов – уютные норы, вырытые в покрытой сочной травкой холмах, с круглыми окнами и такими же круглыми дверями.
Нечто подобное Хундертвассер создал в Новой Зеландии, где, кстати, снимались фильмы по книгам Толкиена. Здесь появился дом, крыша которого переходит в холм, а травку, растущую на нем, периодически приходят пощипать овечки.
Архитектор считал, что дома, построенные по однотипному проекту, негативно влияют на людей и каждый человек должен изменять свое жилище как ему душе угодно. Причем не только внутри, но и снаружи.
В своих идеях он чем-то схож с испанским архитектором-гением Гауди. У двух мастеров даже некоторые приемы совпадают: оба широко применяли битую керамическую плитку, делая из неё мозаику.
Практически в любом проекте Хундертвассера находилось место для деревьев иди других зеленых насаждений. Так, архитектор, помешанный на экологии, компенсировал урон природе, который ей нанесла деятельность человека.
Рассказывать об этом необычном человеке можно долго, но я остановлюсь на последнем интересном факте. Известно, что Хундертвассер никогда не надевал одинаковые носки – по одному от двух разных пар. На резонный вопрос: «Почему вы всегда одеваете разные носки», архитектор задавал встречный вопрос, не менее резонный: «А почему вы носите одинаковые?».
Умер Фриденрайх Хундертвассер также необычно как и жил. У архитектора случился сердечный приступ во время его круиза на огромном лайнере по Тихому океану. Это произошло в 2000 году. Похоронили гения в Новой Зеландии — в Саду счастливых мертвецов.
Такой вот был неординарный человек, творения которого возведены во многих австрийских городах. Одно из самых посещаемых, естественно, Дом Хундертвассера.
Дом, который построил Джек Хундертвассер
Дом этот относительно новый – его постройку начали в 1983 году. Сам Хундертвассер вопросами строительства не занимался, он создал только проект. Правда, с Джозефом Кравиной — архитектором, который взялся возвести здание, автор проекта не смог найти общий язык и вскоре после начала строительства потребовал сменить его. Что и было сделано.
Несмотря на это, с 2010 года дом носит официальное название Дом Хундертвассера-Кравины. Такое решение принял Верховный суд Австрии, рассматривая иск Кравины. С тех самых пор он на законных основаниях признан соавтором необычного образчика архитектуры.
Что собой представляет дом, вы уже наверняка успели понять по фотографиям. В нем нет прямых углов и есть очень много ярких красок. Коридоры и лестничные пролеты в нем неровные и расположены под уклоном будто тропинки в лесу. На крыше дома растут деревья, кустарники и трава. Очень яркий и необычный дом. Я бы сказал дом-праздник.
Внутреннее убранство дома не уступает внешнему, но увидеть его своими глазами не так-то просто. Ведь здесь примерно в полсотне квартир, имеющихся в доме, живут обычные люди, а закон о невмешательстве в частную жизнь в Европе соблюдаются очень строго.
Еще в доме есть несколько офисов, большие и маленькие террасы, зимний сад, игровые комнаты для детей и кафе. Если верить справочной информации, то в доме живут около 200 человек.
Деревня Хундертвассера
В соседнем с Домом Хундертвассера здании расположилась небольшая деревня, названная в честь архитектора. По сути это два этажа сувенирных магазинчиков, созданных лишь с одной целью — опустошить кошельки туристов.
Но все очень аутентично и необычно. Взять хотя бы туалеты. Правда, вход в них платный.
Внизу, где расположены туалеты, бьет небольшой фонтан, куда туристы кидают мелочь. В последнее мое посещение Дома Хундертвассера его облюбовала женщина с дочкой 4-5 лет. По внешности было видно, что приехали они в Австрию из стран Дальнего Востока. Девочка как будто играла с водой в фонтане, но у меня сложилось впечатление, что она просто собирает накиданные в него монетки. Что ж, каждый зарабатывает в силу своих умений. Или такой способ добычи денег нельзя назвать заработком?
Музей Хундертвассера
Примерно в 10 минутах ходьбы от Дом Хундертвассера располагается Венский дом искусств. Второе его название — музей Хундертвассера. Узнать его по внешнему виду будет очень просто, ведь здание построено по заветам того, в чью честь оно названо. Здесь собрана самая полная коллекция работ необычного австрийского художника. Посетители смогут познакомиться с экологичными решениями Фриденсрайха Хундертвассера, которые сейчас назвали бы инновационными.
Также в Венском доме искусств постоянно устраиваются различные фотовыставки. Любителям искусства и музей однозначно рекомендую к посещению.
Адрес музея Хундертвассера: Untere Weißgerberstraße 13. Время работы: ежедневно, с 10:00 до 18:00.
Полезная информация о Доме Хундертвассера и мои советы
Сайт: официального сайта у Дома Хундертвассера нет, но зато есть блог, расположенный по адресу hundertwasser-haus.info. Здесь есть информация о здании на немецком и английском языках.
Адрес: Кегельгассе 36-38 (Kegelgasse 36-38), A-1030 Wien.
Дом Хундертвассера на карте
Как добраться: наверняка вы поедете к Дому Хундертвассера из центра – со Стефанплац (Stephansplatz). В этом случае рекомендую сесть на трамвай №1, который двигается в направлении Prater-Hauptallee (эта надпись будет рядом с номером) – заодно совершите чудесную прогулку и насладитесь архитектурой Вены.
Только не забудьте выйти на нужной остановке. Она называется Хетцгассе (Hetzgasse). Выйдя из трамвая, вам останется пройти немного вперед, а уж дом вы точно не пропустите.
Второй вариант доехать на метро U3 до станции Рочусгассе (Rochusgasse). Идти от метро до Дома Хундертвассера около 15 минут.
Советую сделать как я: приехать из центра Вены к дому на трамвае, а налюбовавшись произведением архитектуры, пойти пешком до метро и поехать к Венским газометрам. Не забудьте посетить самый красивый дворцовый комплекс Вены — Шенбрунн. О нем я написал отдельную подробную статью. А при наличии времени обязательно загляните в парк Пратер — ссылка на статью.
А если уж делать совсем как я, то перед уходом вы можете подняться по лесенке (она находится рядом с красной телефонной будкой) и перекусить или выпить пива в кафе, работающем в доме.
Я заказал себе венгерский суп гуляш. Да, да, не удивляйтесь. Это у нас гуляш – это мясная поджарка с соусом. У венгров это густой суп — очень вкусный, хотя многое зависит от места, в котором его готовят. Кафе интересно еще и тем, что на его парапетах установлены статуи львов, сидящих в разных позах. Нескольких удалось заснять.
На этом свой рассказ о Доме Хундертвассера я завершаю. Появятся вопросы — смело идите вниз и пишите их в комментариях.
Всегда ваш, Даниил Привольнов.
Drimsim — универсальная симка для путешественников. Работает в 197 странах! Заказать доставку на дом.
Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru. Много отелей дешевле, чем на Booking
Канал сайта в Телеграм. Присоединяйся! А тут я выкладываю красивые фоточки
tripandme.ru
Дом Хундертвассера, Вена. Внутри, адрес, карта, страна, метро, город, рисунок. Отели рядом, фото, видео, как добраться — Туристер.Ру
Хотели бы вы жить в экстравагантном «холмистом» доме, начисто лишённом прямых линий? Думаете, что такого здания не существует? Не существовало, пока в 80-ых годах прошлого века одному эпатажному австрийскому живописцу и архитектору под псевдонимом Фриденсрайх Хундертвассер (наст. имя Фридрих Штовассер) не пришла в голову идея о создании «экологичного» дома.
Свой кич-шедевр художник начал создавать в 1979-ом году по приказу венского правительства. Перед Хундертвассером поставили задачу — спроектировать жилой дом, который бы обеспечил максимальную природосберегающую среду. Сказано — сделано.
Вместе с Хундертвассером над проектом трудился архитектор Кравина, который отдавал предпочтение биологически чистым материалам — натуральным краскам и клею, кирпичам, черепице и дереву. Ввиду высокой стоимости материалов проект был немного изменён австрийской мэрией.
Главная идея, которую хотел донести Хундертвассер — единение с природой, отказ от привычных стереотипов, всё же была реализована. Дом получился таким, каким хотел его видеть оригинальный художник: разноцветный, с окнами разной величины (исходя из потребности в свете: на нижних этажа окна больше, чем на верхних), с луковичными башнями (чтобы жильцы могли почувствовать себя выходцами из царских семей), с цветными, как и весь дом, керамическими колоннами (для выполнения декоративной функции).
Но самая главная изюминка экодома — многочисленные деревья и растительность. Благодаря деревьям, произрастающим на небольших балконах, встроенных в фасад, создаётся впечатление, что горизонтальные части здания пропадают под зелёной кровлей.
Количество посаженных деревьев на территории дома — 250.
Появление этого здания в Вене вызвало неоднозначную реакцию: его называли и чудом света, и аристократическим гетто. Противоречивых прозвищ удостоился и сам художник. Как бы то не было, но желающих приобрести квартиры в этом недешёвом, «пёстром» доме было довольно много.
Дом Хундертвассера внутри
В доме Хундертвассера расположено 50 квартир (их площадь варьируется от 30 до 150 квадратных метров), в которых проживает 200 жильцов. Кроме того, в эпатажном здании находится медицинский кабинет, кафе, парковка, рассчитанная на 37 машиномест, детские игровые комнаты, несколько частных и общественных террас, зимний сад.
Помещения дома, как и его фасады, отличаются друг от друга по своему дизайну. При их создании художник руководствовался собственным правилом — отдельная жизнь дома в доме. Это означает, что Хундертвассер хотел, чтобы жильцы могли узнавать свои квартиры снаружи по цветным зонам, которые поделены линиями и мозаичными кромками.
Эпатажный художник также считал, что человек просто не может жить в стандартной комнате с плиткой, выложенной в правильном порядке, поэтому всячески старался ломать стереотипы. Нетипичный подход проявляется и в неровных полах, и в лестничных маршах, в закруглённых квартирных углах, отпечатках рук строителей на стенах, повсеместном использовании керамической плитки.
Правда, посмотреть на всё это великолепие может далеко не каждый турист. Жители дома так устали от бесконечных толп зевак, что вывесили объявление: хозяев не беспокоить.
Фриденсрайх Хундертвассер и его сказочные дома
Личность живописца лучше всего раскрылась в его проектах. Фриденсрайх Хундертвассер был необычным и оригинальным человеком, не любящим однообразие и скуку. Художник несколько раз поступал в университеты и каждый раз бросал учёбу, любил носить разные носки и смог оставить после себя много ярких объектов, таких как, например, Деревня Хундертвассера.
Этот комплекс расположен напротив упомянутого выше дома и представляет собой торгово-выставочный центр с туристическими магазинами, музеем творческих работ мэтра. Центр был построен в 1990—1991 гг. Для интерьера всех зданий комплекса, в том числе и туалета, характерен стиль живописца: асимметрия, «кривые» лестницы, многочисленные растения, безумство красок и обилие битой мозаики.
Среди других зданий, спроектированных Хундертвассером: общественный туалет в городе Кавакава (Новая Зеландия), венский мусоросжигательный завод, заводы по переработке мусора в Японии, винарня «Дон Кихот» в Америке, «Пивная вышка» в Баварии, термальный комплекс в Бад Блюмау, церковь Святой Варвары в Бернбахе и последний проект — «Зелёная цитадель Магдебурга».
Как добраться
Точный адрес дома Хундертвассера: Kegelgasse 36–38, A-1030 на пересечении с углом Lowengasse 41–43.
Неподалёку от этой необычной достопримечательности Вены находится станция метро под названием Wien Mitte, на которую прибывают скоростные поезда из аэропорта. От станции метро до эпатажного здания 900 метров, преодолеть которое вполне можно пешком.
Добраться до дома Хундертвассера можно и трамваем № 1. Езжайте до остановки Hetzgasse.
Расписание общественного транспорта ВеныДо туристического объекта можно доехать на такси. Перед вызовом машины учтите, что оно в Вене недешёвое, так как представлено машинами премиум-класса. Ещё один немаловажный момент: на венских улицах останавливать такси не принято, лучше всего отправиться на специальную стоянку, где в случае отсутствия авто, можно воспользоваться приложениями Uber, MyTaxi.
Дома Хундертвассера на панораме Google: вид снаружи
Видео про дом Хундертвассера в Вене
www.tourister.ru
5. Вена: дом Хундертвассера: kolllak — LiveJournal
В Вене тысячи интересных мест: дворцы, церкви, музеи, площади, парки. Но почти каждый турист обязательно выходит за пределы центра Вены, чтобы полюбоваться на одно необычное здание, которое является одной из самых фотографируемых достопримечательностей столицы Австрии. Я не стал исключением и в первый день вышел за пределы Ринга, чтобы посмотреть на знаменитый дом Хундертвассера. Сразу скажу, что здание произвело впечатление, поэтому, как и в случае с Домом-кораблем в Амстердаме, я решил выделить на Хундертвассера отдельный рассказ.
Дом построен по проекту австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера. Строительство необычного жилого комплекса велось с августа 1983 года по октябрь 1985 года. Проект реализовали совместно с архитектором Йозефом Кравиной. Кравина очень обижается, когда, говоря о доме, забывают его фамилию. На этапе строительства они переругались с Хундертвассером, и достраивал дом уже другой архитектор с запоминающейся (в отличие от Хундертвассера) фамилией Пеликан. И только после смерти Хундертвассера Кравина выиграл в суде дело, чтобы дом назывался и его именем. Не думаю, что Кравина прочитает мой блог и подаст на меня в суд, поэтому буду дальше называть их творение домом Хундертвассера
Хундертвассер был личностью неоринарной и даже слегка фриковой. Например, я прочитал, что он всегда носил разные носки. А на вопрос: «Чой-то у вас носки разные?», отвечал: «А чой-то у вас одинаковые?». Любил выступать… голым, писал разные эпатажные манифесты, боролся за экологию. При этом был весьма успешен и востребован, как архитектор.
Но вернемся к его дому в Вене. Дом на Левенгассе стал воплощением всех принципов архитектора:
1. Каждый человек имеет право выкрасить этаж, на котором живет, в свой любимый цвет. Один сосед красит стену в жёлтый, второй — в синий, третий — в фиолетовый.
2. Каждый должен сделать себе такое окно, какое ему нравится. И вот перед нами дом с окнами большими и маленькими, со стёклами прозрачными и зеркальными.
3. Никаких прямых линий. Полы в доме должны быть слегка кривые — тогда человек будет чувствовать себя в гостиной, как на лужайке в лесу.
4. В городских квартирах должны обитать не только люди. Рядом с ними должны жить и работать, выделяя кислород, соседи-деревья. В Вене в Доме Хундертвассера на Лёвенгассе деревья зеленеют и разрастаются на крыше и на балконах. В идеале, каким его видел художник, человек должен предоставить дереву отдельную комнату. Корень в квартире, крона прорастает через всегда открытое окно в мир, а по стволу сбегают капли дождя.
5. Золотые луковицы куполов — это круто. Хундертвассер украшал ими свои постройки и говорил, что, если человек живёт в таком доме, он чувствует себя королём.
Видите купола, как в наших православных церквях, на крыше здания?
Богатые и могущественные люди, люди со вкусом всегда имели башни. Но для современного среднего человека иметь башни, особенно золотые – новинка. Дальше я буду приводить цитаты из Манифестов Хундертвассера без кавычек, думаю по накалу ненависти к прямым линиям и страсти вы поймете, кто автор.
Архитектура должна возвышать человека, не унижать, угнетать и порабощать его. Золотая луковичная башня на вашем собственном доме поднимает статус жильца до статуса короля. Страдания серой массы закончились. Золотой век наступил.
Хундертвассер очень котировал колонны. Дадим слово самому художнику.
Против болезни современной архитектуры – далеко выступающих козырьков, балконов и частей зданий – у нас есть только одно средство защиты: колонны. Нависающие части здания без поддержки, возможно, призваны продемонстрировать смелость архитектора и инженера, но они только создают беспокойство для тех, кто встает под ними. Иногда подобная “плавающая архитектура” рушится, как в Берлинском конгресс-холле.
Колонна – важный элемент западной архитектуры. Рядом с колонной чувствуешь себя, как под деревом. Колонна должна быть красивой и красочной и блестеть во время дождя и в лунном свете сама собой.
Хундертвассер оставил на одном фасаде кусок классической архитектуры. Он преследовал несколько целей, от рациональной — показать, как уныла привычная прямолинейная архитектура на фоне его дома, до немного сумасшедшей идеи — сделать приманку для приведений, которые тут раньше обитали.
По мнению Хундертвассера, дома состоят не из стен, а из окон. Так он спроектировал для дома 13 разных типов окон, отличающихся размером, цветом и формой. Некоторые пишут, что все окна разные, но это не так. Посмотрите на картинку, видно, что хотя они разнообразные, но есть несколько повторяющихся типов.
Некоторые люди говорят, что дома состоят из стен. Я говорю, что дома состоят из окон. Апартеид оконных рас должен быть остановлен. Повторение одинаковых окон рядом друг с другом и друг над другом, по сути, является признаком концентрационных лагерей.
Сам автор считал это здание одной из вершин своего творчества и после завершения строительства не принял гонорар за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-нибудь уродливое.
Проживающий в квартире должен иметь возможность высунуться из своего окна и – насколько далеко дотянутся его руки – преобразовать внешний вид своего жилища. И ему должно быть позволено взять длинную кисть и – насколько далеко он дотянется – все покрасить в розовый цвет, так, чтобы издалека, с улицы, все видели: здесь живет человек, который проводит различие между собой и соседями, подавленными скотами!
С некоторыми манифестами Хундертвассера сложно не согласиться, несмотря на их эпатажную форму.
Современная архитектура это преступление.
Современная архитектура противоречит правам человека.
Прямая линия безбожна.
Леса должны расти на улицах и на крышах. Только они позволят снова дышать лесным воздухом в городах. Отношения между человеком и деревьями должны приобрести религиозное измерение. Тогда вы поймете, что я прав, когда говорю: “Прямая линия безбожна и аморальна”.
Напротив дома находится Деревня Хундертвассера. Через несколько лет после постройки дома архитектор сделал из бывшего гаража небольшой торговый центр для туристов. Не кривите нос, что это приманка для туристов с дорогими сувенирами. На самом деле в деревню стоит зайти, т.к. там можно увидеть интерьеры в стиле архитектора, потому что в сам дом вас никто не пустит. Главный хит Деревни Хундертвассера — это, конечно, туалет.
Вы же понимаете, что и на счет ванн-туалетов у Хундертвассера была своя философия,
Если уставший от цивилизации и угрюмый от своей рациональности человек снимает свою одежду в ванной комнате, он также еще хочет смыть следы дневного дискомфорта от прямой линии и прямого угла. Но он не может этого сделать, потому что он опять окружен копией в мельчайших подробностях сеточной системы: плитки выстроились в ряд как солдаты, ровно, одна к другой, точно друг над другом.
Он может снять свою вторую кожу, свою одежду, но он не может снять третью кожу – стереотипные плитки в ванной комнате. Сеточная система плиток окружает его, мешает ему быть обнаженным и настоящим, не дает ему найти самого себя. Именно поэтому нерегулярные плитки так важны.
Кладка нерегулярной плитки идет быстрее, плиточнику не надо выстраивать все плитки по уровню, шнуру, отвесу и спичкам, быть охваченным смертельным ужасом получить выговор или даже потерять работу, если проверяющий обнаружит, что плитка на миллиметр вышла за линию.
Когда вы пришли домой и идете в ванную и видите эти плитки, похожие одна на другую, то возьмите молоток и разбейте их, так чтобы стерильный порядок сетки был сломан раз и навсегда.
Видите кочку на переднем плане на фото? Архектор был ярым врагом ровного пола, он считал, что ровные плоскости — путь к безумию, т.к. в природе их просто нет.
Если современный человек вынужден ходить по асфальтовым, бетонным плоским поверхностям, дорогой, которую они безрассудно сконструировали по линейке в архитектурных бюро, оторвав его от естественных отношений с землей, которые берут начало испокон веков, от контакта с землей; важное чувство человека притупляется, с катастрофическими последствиями для его психики, его эмоционального равновесия, его благополучия и здоровья.
Человек забывает, как ощущать вещи и становится эмоционально больным.
Таким образом, плоский пол становится реальной опасностью для человека.
Другой особенностью дома является, так называемое, дерево — арендатор, дерево – квартиросъемщик. Речь идет о деревьях, которые растут из окон некоторых квартир.
Дерево-жилец платит за квартиру кислородом, своей способностью поглощать пыль, в качестве противошумной машины, которая производит тишину, уничтожением токсинов, очисткой загрязненной дождевой воды, как производитель счастья и здоровья, как носитель бабочек, своей красотой и многими другими “валютами”.
Интересно, что схожая идея очень популярна в современной архитектуре в Сингапуре. Примеры небоскребов утопающих в зелени можно посмотреть в моих рассказах о Сингапуре:
http://kolllak.livejournal.com/82378.html
Кроме этого, преступным является использование линеек и рейсшин в архитектуре. Именно поэтому ношение линейки в кармане должно быть запрещено, по крайней мере, на моральном уровне. Линейка это символ новой неграмотности. Линейка — это симптом нового заболевания, распада нашей цивилизации.
Сегодня мы живем в хаосе прямых линий, мы живем в джунглях прямых линий. Если вы этому не верите, то возьмите на себя труд и подсчитайте прямые линии, которые вас окружают. Тогда вы поймете, потому что вы никогда не закончите этот подсчет.На одном лезвии бритвы я насчитал 546 прямых линий.
Эти джунгли прямых линий, которые затягивают нас все больше и больше, как обитателей тюрем, должны быть расчищены. До сих пор человек всегда расчищал джунгли и поэтому был человеком и поэтому освободился.
Любая современная архитектура, в которой прямая линия или геометрический круг используется даже на секунду – или была применена только в мыслях – должна быть отвергнута.
Обратите внимание на стилизованные короны над каждым окном. Так Хундертвассер хотел подчеркнуть, что жильцы являются королями своего пространства.
У меня такое ощущение, что живу среди кучки придурков, кучки обкуренных рабов, которые ничего не делают. Например, я не могу понять, как люди живут в тюрьмах – я постоянно возвращаюсь к этому – и не восстают против них. Это было бы так просто, в конце концов, им нужно только нарисовать что-нибудь вокруг своих окон или выложить мозаикой. Молодое поколение уже делает это. Оно не хочет жить в тюрьмах. В этом мире это подобно такому: если вы водрузили корону на свою голову – вы король, если надели на две – вы император. Почему люди не одевают короны? Потому что они слишком трусливы для того чтобы быть королями.
Им даже не хватает смелости высунуть свой нос из окна, они даже не имеют смелости для того, чтобы всадить кнопку в стену – из-за страха потерять свою аренду.
О доме Хундертвассера, как и о его личности есть разные мнения. Некоторые, например, считают это здание примером архитектурного китча. Но на меня лично дом произвел впечатление. Обычно я все осматриваю крайне быстро, почти на бегу. Но перед этим необычным домом на Левенгассе я завис почти на час, пытаясь более-менее удачно заснять его. Так что рекомендую во время поездки, ненадолго отвлечься от дворцов, музеев, и церквей Вены и посмотреть на это чудо.
Ссылки на все мои рассказы об Австрии:
Вена: от собора св. Стефана до площади Марии Терезии [2016]
Вена: Музейный квартал, Шпиттельберг, Ринг [2016]
Вена: церковь св. Петра [2016]
Вена: набережная, Карлсплатц и снова Ринг [2016]
Вена: дом Хундертвассера [2016]
Инсбрук: начало прогулки [2015]
Инсбрук: продолжение прогулки [2015]
Инсбрук: окончание прогулки [2015]
Майрхофен [2015]
Eurotrip: Вена [2008]
(с) kolllak.livejournal.com
kolllak.livejournal.com
описание, адрес, как добраться :: SYL.ru
Нередко искушенные путешественники признаются, что они уже пресытились великолепной готической архитектурой Европы и им хочется увидеть что-нибудь необыкновенное. Если и вы считаете так же, рекомендуем отправиться в Вену, чтобы увидеть Дом Хундертвассера, адрес которого: Кегельгассе, 36-38.
Это не музей, здесь не выставляются экспозиции, в нем не жили знаменитости. Дом Хундертвассера – жилой дом, хотя и не совсем обычный, в котором живут австрийцы. А вот человек, который разработал проект этого сооружения, был большим оригиналом, поэтому и его творение получилось столь ярким и необычным.
Архитектор Фридрих Хундертвассер
К этому известному австрийскому художнику и архитектору люди относятся по-разному. Одни считают его гениальным мастером, другие — чудаком. Странный дом в Вене (Дом Хундертвассера) является яркой иллюстрацией его философских и художественных идей. Фридрих Хундертвассер родился в Австрии в 1928 году. Это один из самых любопытных и неоднозначных представителей художественной культуры Австрии второй половины XX века.
Кем же был Хундертвассер?
На самом деле ответить на этот вопрос совсем непросто. Он был талантливым дизайнером и великим фантазером, известным архитектором и довольно эксцентричным человеком. Это проявляется даже в его имени, точнее псевдониме, — Фриденсрайх Хундертвассер, что с немецкого языка можно буквально перевести как «сто вод» (Хундертвассер) и «свободный мир» (Фриденсрайх). В действительности его звали Фридрих Штовассер.
Суть теории Хундертвассера
Архитектор был уверен, что дома, которые строятся по однотипным проектам, негативно сказываются на психологическом состоянии людей, и поэтому каждому человеку необходимо менять свое жилище в соответствии с собственным восприятием мира. Причем это касается не только интерьеров, но и фасадов зданий.
Но Хундертвассер не является первооткрывателем подобной трактовки архитектуры. В начале XX века в Барселоне создавал свои шедевры великий Антонио Гауди, исповедовавший очень близкие принципы. Хундертвассер продолжал то, что начал и проповедовал Гауди. Трудно сказать, насколько эти идеи жизнеспособны. Все, что делал Хундертвассер, индивидуально, тем не менее толпы туристов, которые всегда можно увидеть у домов, которые созданы фантазией этого человека, о многом говорят.
Почти в каждом своем проекте Хундертвассер находил место для деревьев и многочисленных зеленых насаждений. Таким образом он компенсировал урон, который нанес природе своей деятельностью человек.
Умер Фриденрайх Хундертвассер от сердечного приступа во время круиза на огромном океанском лайнере. Это случилось в 2000 году. Похоронен архитектор в Саду счастливых мертвецов (Новая Зеландия).
Странный дом в Вене – Дом Хундертвассера
Это оригинальное здание – своеобразный символ Вены и новаторства во всех отношениях. В австрийской столице оно появилось в 1986 году в квартале, где расположено множество очень похожих муниципальных домов, которые напоминают доходные дома в России начала XX века, где сдавались квартиры в аренду.
И вдруг перед вами возникает необыкновенно яркое пятно, которое не имеет ни одной ровной линии, с разноцветными, совершенно непохожими по отделке и форме колоннами, увитыми плющом, с диковинными балкончиками в стиле модерн, с деревьями, которые растут не только на крыше, но и на лоджиях. Создается впечатление, что они растут даже из окон.
Дом Хундертвассера – муниципальный. По идее автора, он должен был стать образцом самобытности и своеобразия, высокого качества жизни в городских зданиях и оригинальности. Необычная постройка сразу же по завершении строительства стала одной из самых посещаемых достопримечательностей столицы Австрии. Сам мэтр считал, что в его проекте сочетается великое и малое, упорядоченное и беспорядочное, венский традиционный стиль и все, что несоизмеримо далеко от него.
Как строился дом?
Дом начали строить в 1983 году. Хундертвассер совершенно не вникал в рутинные вопросы строительства, он создал только сам проект. За руководство строительными работами взялся архитектор Джозеф Кравина. Но очень скоро партнеры не смогли найти общего языка, и Кравина был уволен. Несмотря на это, в 2010 году Верховный суд Австрии рассмотрел иск Кравины о признании его соавтором необычного архитектурного сооружения и удовлетворил его. С тех пор строение официально называется Дом Хундертвассера — Кравины.
Давая согласие на возведение своего дома, Хундертвассер выставил ряд обязательных условий. Среди них — возможность жильцов изменять фактуру стен и их цвет на расстояние вытянутой руки из окна по своему усмотрению. От гонорара за работу Хундертвассер отказался, мотивируя свое решение тем, что он лишь предотвратил появление на этом месте еще одной уродливой постройки.
Обустройство дома
Дом Хундертвассера (Вена) не очень большой по современным меркам. В нем всего 52 квартиры, четыре магазина, три муниципальных и четыре частных террасы на крыше. На одной из них находится кафе, но почему-то оно не пользуется большой популярностью среди туристов.
Архитектура
Архитектурный облик здания и сегодня служит доказательством возможности интеграции современного стиля в реальность столицы Австрии. Когда подходишь к необычному строению, в глаза бросаются многочисленные окна, которые расположены на фасаде, на первый взгляд, совершенно беспорядочно. Этим архитектор подчеркнул собственную концепцию, по которой дом состоит не из стен, а из оконных пространств.
В необычном здании Хундертвассер использовал восемь типов окон. Яркое их обрамление ассоциируется с самобытностью каждого владельца квартиры, подчеркивает, что он отличается от соседей, которые привыкли жить «стандартно».
Фасады
Дом Хундертвассера (Австрия) очень пестрый и яркий – фасад каждой квартиры окрашен в свой цвет. В оформлении использовались очень насыщенные красные, синие, сочные желтые и ослепительно белые тона, и лишь общественные зоны подчеркнуты нейтральным серым цветом.
На фасаде есть и небольшой кусочек классической рустованной штукатурки, которая использовалась в строительстве в XVII-XIX веках, и мелкая плитка в восточном стиле. Еще одна особенность этого венского дома – толстый слой земли на всех его плоских поверхностях. В него высажены различные растения и деревья. Мэтр считал, что деревья являются полноправными жильцами дома. По его мнению, они должны вернуться в современные города, чтобы очистить воздух.
Придерживаясь принципов экологии, Хундертвассер использовал в строительстве только натуральные материалы – дерево и кирпич, а внутри — мозаичные аппликации из мелкой керамической плитки. Рабочие, занимавшиеся строительством, по решению автора проекта оставили на стенах оригинального дома разноцветные отпечатки своих рук.
Дом Хундертвассера имеет собственный фонтан, установленный в центре двора. Издалека он кажется классическим. Подойдя ближе, вы увидите вздыбившуюся тротуарную плитку, разноцветную отделку чаши фонтана, ее оригинальную форму и отделку. Здесь же установлено скульптурное изваяние льва, которое было бы весьма уместно у здания в стиле неоклассицизма. Царь зверей соседствует с колоннами, которые выполнены в восточном и византийском стилях.
Квартиры дома
Когда дом в Вене австрийского архитектора Фридриха Хундертвассера был сдан, от желающих поселиться в нем не было отбоя, несмотря на более высокую, чем в соседних зданиях, арендную плату. Однако многие жильцы довольно быстро покинули дом, разочаровавшись в неровных полах и стенах, которые по идее должны были роднить их с природой.
Венцы говорят, что в этом доме полы не просто неровные, они имеют кочки. Как выяснилось, споткнуться ночью о кочку в своей гостиной или спальне желающих не так уж много. Попасть внутрь квартир невозможно, если вы лично незнакомы с жильцами. Дом Хундертвассера (Вена) вызывает разные ощущения. Но следует признать, что, несмотря на оригинальность, он полностью соответствует всем строгим требованиям безопасности проживания.
Дом Хундертвассера: как добраться?
Если вы приедете в Вену самостоятельно (не в составе экскурсионной группы), то удобнее добраться до популярной достопримечательности из центра города – со Стефанплац. Здесь следует сесть в трамвай № 1, который движется в направлении Prater-Hauptallee (эту надпись вы увидите рядом с номером). Вам нужно выйти на остановке Hetzgasse. Выйдя из трамвая, пройдите немного вперед по ходу движения, и очень скоро вы увидите знаменитый дом. Можно воспользоваться вторым вариантом – доехать на метро U3 до станции Rochusgasse. Дорога до Дома Хундертвассера займет не более пятнадцати минут.
www.syl.ru
15 «проделок» Хундертвассера — iLoppmarknad — LiveJournal
Первый раз увидев фотографию дома Хундервассера в Вене, я не могла поверить, что такое действительно можно построить. Больше всего меня поражала арка: стена здания как будто сползла под пузо. После, интернет мне «поведал», что Хундертвассер успел прилично «нахулиганить», и не только в родной стране.
Фриденсрайх Хундертвассер – австрийский живописец и архитектор, живший с 1928 по 2000 гг. Он считал ужасным тот факт, что люди живут в одинаковых «коробках». В одной из статей 1983 года он сказал: «Я 20 лет ношу разные носки… Люди всегда спрашивают меня: почему вы носите разные носки? Мой обычный ответ: А почему, собственно, носят одинаковые?»
Ну что же, как и раньше, вооружившись гугл-картами, я отправляюсь в очередное виртуальное путешествие:
1. Начать хочется с самого известного здания, о котором упоминалось в начале поста: Дом Хундертвассера (Hundertwasserhaus), г. Вена, Австрия.
Адрес: Löwengasse 41-43, 1030 Wien, Österreich
48°12’26.87″N, 16°23’37.89″E
Здание было построено в 1983-1986 гг. В нем располагается 50 квартир, кафе и автомобильная парковка. «Этот дом — моя душа». Так про него сказал Хундертвассер в 1986 году. Он воплотил в нем свои представления о красоте и идеалах в архитектуре.
2. Второе здание, находящееся совсем не далеко от предыдущего, – Венский дом искусств (KunstHausWien), г. Вена, Австрия.
Адрес: Untere Weißgerberstraße 13, 1030 Wien, Österreich
48°12’39.82″N, 16°23’35.80″E
Музей был построен в 1989-1991 гг. В нем расположена единственная в мире постоянная выставка работ Фриденсрайха Хундертвассера.
3. Продолжаем виртуальную прогулку по Вене: в 1996-1997 гг. Хундертвассер выполнил редизайн фасада здания компании Fernwärme Wien (Fernwärme Wien Bürogebäude), г. Вена, Австрия
Адрес: Spittelauer Lände 45, 1090 Wien, Österreich
48°14’1.24″N, 16°21’36.83″E
4. Рядом с Fernwärme Wien Bürogebäude находится мусоросжигательный завод (Müllverbrennungsanlage Spittelau) той же компании. Реконструкция проводилась с 1988 по 1992 гг.
Адрес: Spittelauer Lände 45, 1090 Wien, Österreich
48°14’4.03″N, 16°21’34.43″E
5. Придорожный ресторан (Autobahnraststätte Bad Fischau), г. Бад-Фишау-Брун, Австрия
Адрес: Bad Fischau-Brunn, 2721, Österreich
47°49’59.38″N, 16°10’53.27″E
Ресторан был построен еще в 70-х, но в 1986 году хозяева решили переделать его, чтобы привлечь больше посетителей. Реконструкция здания проводилась с 1989 по 1990 гг.
6. Церковь Св. Варвары (Hundertwasserkirche), г. Бернбах, Австрия, 1987-1988.
Адрес: Piberstraße 15, 8572 Bärnbach, Österreich
47°4’12.33″N, 15°7’32.46″E
7. Текстильная фабрика Rueff (Textilfabrik Rueff), 1988.
Адрес: An der Frutz 1, A-6835 Zwischenwasser / Muntlix, Österreich
47°16’42.02″N, 9°39’30.02″E
8. Отель Rogner Bad Blumau (Thermendorf Blumau), Австрия, 1993-1997.
Адрес: Bad Blumau 100, 8283 Bad Blumau, Österreich
47°7’25.50″N, 16°2’47.04″E
Увидев этот комплекс, я потеряла дар речи. В голове до сих пор крутится мысль: «Я обязательно туда поеду! Обязательно!»
«В здании спа-отеля 330 колонн и 2 400 окон разнообразных форм и размеров».
«Dive into Hundertwasser’s vision of life in harmony with nature» гласит оф. сайт спа-отеля.
9. Делаем шаг в сторону и пермещаемся в Германию.
Гимназия им. Мартина Лютера (Luther-Melanchthon-Gymnasium / Hundertwasserschule), г. Виттенберг, Германия.
Адрес: Schillerstraße 22a, 06886 Lutherstadt Wittenberg, Deutschland
51°52’34.56″N, 12°39’26.65″E
Изначально здание школы было обычной, скучной «коробкой». Но для нескольких учеников оно выглядело как монстр. И на уроках по рисованию они все время пытались придумать, как улучшить внешний облик здания. Многие концепции напоминали стиль Хундертвассера, и школа решила написать письмо Фриденсрайху в Вену. Редизайн школы длился с 1997 по 1999 гг.
10. «Wohnen unterm Regenturm», г. Плохинген, Германия
Адрес: Neckarstraße 3, 73207 Plochingen, Deutschland
48°42’35.94″N, 9°24’56.26″E
Комплекс состоит из жилых и офисных помещений, торгового центра. Был реконструирован в 1991-1994 годах.
11. Другой жилой комплекс, который, по-моему, затмевает предыдущий, – «Die Wald-Spirale», Дармштадт, Германия
Адрес: Bürgerparkviertel, 64293 Darmstadt, Deutschland
49°53’7.72″N, 8°39’21.63″E
Строительство здания велось с 1998 по 2000 годы. Название «Die Wald-Spirale» переводится как «лесная спираль».
12. Здание городского вокзала (Hundertwasser Bahnhof), Ильцен, Германия
Адрес: F-Hundertwasser-Platz 1, 29525 Uelzen, Deutschland
52°58’9.81″N, 10°33’10.09″E
Станция была отремонтирована к Экспо 2000 по проекту Хундертвассера. Ранее носила название «станция Ильцен», сегодня именуется «Вокзал Хундертвассера».
13. В 1996-1997 гг. Фриденсрайх умудрился нахулиганить и в Японии. Kid’s Plaza Osaka (キッズプラザ大阪) — это детский обучающий центр в Осаке, на 4-м этаже которого расположилась детская игровая площадка, которую и разработал Хундертвассер. Лабиринты, кривые стены, цветные окна, висячие мосты и горки – есть, где разгуляться!
Адрес: 2–1–7 Ogimachi, Kita-ki, Osaka 530, Japan
34°42’17.04″N, 135°30’36.80″E
14. А это, мне кажется, на грани фантастики: общественный туалет (Hundertwasser Toilets) в г. Кава-кава, Новая Зеландия
Адрес: 60 Gillies street, Kawakawa, New Zealand
35°22’47.92″S, 174°4’1.14″E
Реконструкция здания была проведена в 1999 году. Туалет является главной достопримечательностью города, «самым часто фотографируемым туалетом Новой Зеландии». Самым? Зачем вообще фотографировать туалеты?)) Функционально, не отличается от обычных «заведений» данного типа. Разделен на мужской и женский, но, в силу своей необычности, обе стороны рассматриваются всеми любопытными посетителями 🙂
15. А теперь перенесемся в США. И тут Хундертвассер оставил свой след, единственный на всей территории штатов. Винодельня Quixote Winery (1992-1999), г. Напа, штат Калифорния, США.
Адрес: 6126 Silverado Trl, Napa, CA 94558, USA
38°25’5.21″N, 122°19’25.23″W
Спасибо безграничному интернету за найденые фотографии.
iloppmarknad.livejournal.com