Вьетнам сайгон: Хошимин (Сайгон), Вьетнам — путеводитель по городу
Отдых в Хошимине. Все что нужно знать о Хошимине:погода, карта, достопримечательности, отели
В Хошимине расположен крупнейший аэропорт Вьетнама, поэтому для многих туристов путешествие по стране начинаются именно отсюда. Город был назван в честь первого вьетнамского президента и вождя революции вот уже полвека назад. Однако и местные жители, и приезжие по-прежнему называют его Сайгон. Это название звучит романтичнее: в нем слышатся и отзвуки колониального прошлого, когда город называли Парижем Востока, и грозные раскаты вьетнамской войны.
В сегодняшнем Хошимине высотки из стекла и стали, типичные для всех азиатских мегаполисов, не заслоняют особняков в европейском стиле, появившихся еще в конце позапрошлого века. Грубые угловатые постройки эпохи социализма не выглядят анахронизмом рядом с сияющими витринами современных магазинов. По улицам пчелиным роем несутся мотоциклисты, а рядом, на тротуаре, медленно плывут хрупкие девушки в плетеных конических шляпах и традиционных костюмах аозай: просторная рубаха-платье поверх штанов.
Сайгон был основан на юге страны, в дельте Меконга, больше тысячи лет назад, но по-настоящему стал развиваться лишь во второй половине XIX века, когда сюда добрались французы. Он послужил им опорным пунктом для строительства колониальной империи Индокитая. Город развивался так стремительно и приносил такую прибыль метрополии, что мог конкурировать даже с британским Сингапуром. С уходом завоевателей Сайгон город стал столицей независимого Южного Вьетнама, но вскоре, после восстановления исторического единства страны в 1975 году уступил первенство Ханою — столицу перенесли туда. Однако главным экономическим и культурным центром Вьетнама по-прежнему остается именно Хошимин.
Мегаполис разделен на две неравные части рекой Сайгон и состоит из 19 городских районов и 5 сельских уездов. Некоторые из них не имеют называния, проще запоминать их нужно по номерам, как округа Парижа. Наибольший интерес для туристов представляет самый первый район, расположенный, как и большая часть всего города, на западном (правом) берегу реки.
В этом районе путешественники сразу же направляются в собор Нотр-Дам де Сайгон на Парижской площади, чтобы полюбоваться его витражами. Многие фотографируют фасад местной таможни. Он украшен лепниной, одним из мотивов которой служит бутон опиумного мака: когда-то опиум был важной статьей доходов колонии.Донг-Кхой, главная улица города, при французах называлась рю Катина или просто Елисейскими Полями Сайгона. Сегодня здесь расположены лучшие отели, рестораны и бутики Хошимина. Рядом проходит бульвар Нгуен-Хюэ. В феврале, во время новогоднего праздника Тет, он превращается в сплошную реку цветов. Более доступные гостиницы, магазины и кафе первого района разместились в южной его части, вдоль улицы Фам Нгу Лао.
Самое высокое здание Хошимина и всего Вьетнама — финансовая башня Bitexco, 68-этажный небоскреб, царапающий небеса на высоте 262,5 м. На 49-м этаже оборудована смотровая площадка с панорамным видом.
Город прекрасно подходит для экскурсионного отдыха. Здесь находится, пожалуй, один из самых впечатляющих музеев военной истории всего мира: это Музей жертв войны в третьем районе. Среди образцов захваченной американской техники и боеприпасов присутствуют не только танки, самолеты и вертолеты, но даже ядерная бомба. В Хошимине есть музей изобразительных искусств, традиционной медицины, женщин южного Вьетнама.
Кроме вьетнамской кухни в Хошимине хорошо представлена китайская — можно отправиться на ужин в район Чолон, здешний Чайнатуан. А европейцы придут в восторг от количества французских ресторанов, как высокой кухни, так и простых бистро, кафе и булочных: багеты тут не хуже парижских.
Хошимин сложно называть полноценным направлением для отдыха с детьми, но даже и в этом случае город заслуживает остановки по пути на пляжные курорты Вьетнама. Сайгонский зоопарк относится к числу старейших в мире: его открыли в 1864 году! Исходно, правда, это был ботанический сад, но потом появились звери. Сегодня они здесь содержатся в большинстве своем не в клетках, а в ландшафтных условиях. Интересно будет посетить также уникальный театр марионеток на воде «Золотой Дракон».
Такие представления не увидишь больше нигде в мире, а во Вьетнаме традициях живет уже больше 1000 лет: первые пьесы разыгрывались в сезон дождей, на затопленных рисовых полях.Южная столица Вьетнама известна также и как столица вьетнамского шопинга. В городе больше сотни рынков, некоторые из которых представляют собой отдельные достопримечательности. Есть и крупные торговые центры, и бутики вьетнамских дизайнеров. К тому же Сайгон — то место, где в качестве некоего развлечения можно заказать костюм или нарядное платье, которые старательные портные сошьют из натуральных тканей быстро и за небольшую по западным меркам цену.
Хошимин (Сайгон) — самостоятельное путешествие
не пропустите в Хошимине | еда в Хошимине | где жить, ориентация в городе | как добраться | куда дальше
Хошимин, крупный портовый город широко известен миру под своим старым названием Сайгон, в честь одноименной реки, на которой расположен город (кстати, местные жители и сегодня называют свой город Сайгоном). Со времени своего основания в 18 веке, Сайгон был и остается деловым центром Вьетнама, самым крупным и шумным городом страны. Современный Сайгон — это шумный, солнечный и абсолютно жизнерадостный город с огромным количеством магазинов, ресторанов и кафе, мотобайков и молодых беспечно улыбающихся лиц. Этот город, в котором сегодня проживает более 6 млн. человек, быстро развивается и приобретает черты современного мегаполиса, умудряясь при этом, сохранять свой колорит и особую атмосферу.
ради чего ехать
Не пропустите в Хошимине
- Совершите утренний моцион в центральном парке и попробуйте знаменитый сайгонский кофе со льдом, удобно устроившись на крошечных пластиковых стульях в уличном кафе возле парка.
- Попытайтесь подстроится под невероятный ритм города, гуляя пешком и осматривая главные достопримечательности Хошимина — Колониальный квартал и Кафедральный собор, Дворец Воссоединения и Пагоду Нефритового императора.
- Зайдите на легендарный Центральный почтамт — символ колониального Сайгона — и отправьте почтовые открытки друзьям и родственникам.
- Окунитесь в суетливую колоритную атмосферу рынка Ben Than, пытаясь не потеряться в его запутанных лабиринтах, испытайте свои навыки торговли, прикупите дешевых футболок-тапок и попробуйте местную уличную еду.
- Почувствуйте разницу между старым и новым Сайгоном, гуляя по широким аллеям и модным бутикам современной части города, которая тянется от центрального рынка к реке.
- Поднимитесь на смотровую площадку Saigon Skydeck (в самом высоком здании города — финансовой башне Bitexco) и полюбуйтесь видом на Хошимин с высоты птичьего полета.
- Возьмите напрокат мотобайк (или возьмите на вечер мотобайк — такси) и покатайтесь по вечернему Сайгону, чтобы по-настоящему прочувствовать энергетику города. Сделайте остановку на другой стороне реке и посмотрите на набережную, сияющую неоновыми огнями.
- Оцените местные кулинарные шедевры — суп Pho, традиционные спринг-роллы и Hot Pot.
- Присоединитесь к вечерней нон-стоп-уличной-тусе на бекпекерской улице Pham Ngu Lao.
достопримечательности, что посмотреть, чем заняться
Идеи и интересные места
Путешественники часто выбирают Хошимин в качестве стартового или финального пункта путешествий по Вьетнаму. Все путешествия по Дельте Меконга и на остров Фукуок начинаются в Хошимине. Из Хошимина также удобно добираться до пляжей Вьетнама.
В принципе, на знакомство с Хошимином достаточно одного полного дня, но если вы планируете посещение музеев или поездку к тоннелям Ку Чи, выделяйте на Хошимин минимум два полных дня. Выходя в город, не забудьте взять с собой карту и визитку гостиницы и будьте внимательны со своими вещами – не носите сумки на плечах, а деньги и телефоны – в карманах.
Мотобайки в Хошимине
Хошимин — это город мотобайков. Здесь царит культ мотобайков и всего, что с ними связано. Если вы в Хошимине впервые — вам придется учиться переходить улицы и «лавировать» между мотобайками. Берите напрокат мотобайк только в том случае, если у вас серьезный опыт вождения, в противном случае — пользуйтесь услугами мотобайк-такси, которых в городе огромное количество.
Прикольным сувениром и очень полезной вещью (в т.ч. для поездок на мототакси) станет мото-шлем — своеобразный сайгонский фетиш. Лотков с мото-шлемами самых разных форм и расцветок в городе сотни, так что первым делом купите себе мото-шлем, а уже потом наслаждайтесь поездками.
На улицах Сайгона. Photo credit: Thanh My & Yves-Noël-Marie GONNET-NGUYEN, Flickr
Рынок Ben Than
Рынок Ben Than — расположен в центре города и является самым большим рынком Хошимина. Здесь можно купить все, что угодно — от полезных в путешествии вещей до сувениров и всяких приятных безделушек. Торговаться можно и нужно. Часть рынка — это огромный фут-корт, где можно попробовать местную уличную еду и сладости. На улицах, примыкающих к рынку — можно найти лотки с экзотическими фруктами и цветами, а также «блошиный рынок», на котором, кстати попадаются довольно интересные антикварные вещи.
Продуктовый павильон рынка Ben Than. Photo credit: Mr & Mrs Backpacker Flickr
Бекпекерский квартал
Улица Pham Ngu Lao и улицы, примыкающие к ней считаются бекпекерским кварталом — здесь расположено много бюджетного жилья и сосредоточена вся инфраструктура, ориентированная на самостоятельных путешественников. В бекпекерском квартале можно найти большое количество, где можно вкусно и недорого поесть, а также много магазинов c одеждой-обувью-сувенирами, в т.ч. с дешевыми принтами путеводителей и пиратскими копиями DVD.
Здесь же сосредоточено много массажных кабинетов и маникюрных залов. Вечером бекпекерский квартал превращается в шумный пати-улей, с пивом и «танцами на столе» ))
Бэкпекерский квартал вечером. Photo credit: William (heyitschili), Flickr
Пагода Нефритового Императора
Немного жутковатый храм, заполненный дымом ладана и резными фигурками мрачного вида. Доминирует в храме статуя самого императора, который символически находится на страже небес и решает, кто может войти, а кому будет отказано. Построен храм уже в начале 20-го века и с внешней стороны выглядит довольно приятно. Рядом с храмом находится пруд с черепахами. Храм открыт для посещения ежедневно с 8 утра до 5 вечера. Вход бесплатный, хотя приветствуются пожертвования. Местные верят, что оставляя в храме деньги, мы привлекаем удачу.
Дворец Воссоединения
Дворец Воссоединения – один из своеобразных памятников Вьетнамской войны. Время здесь остановилось утром 30 апреля 1975 года, в то утро когда огромный танк советского производства снес ворота Дворца Независимости, подведя черту между затяжной войной между Северным и Южным Вьетнамом.
Дворец Воссоединения в наши дни открыт для посетителей, хотя время от времени здесь все еще проводятся официальные мероприятия. Просто удивительно, насколько во Дворце сохранился дух времени — Дворец Воссоединения в наши дни выглядит точно также как Дворец Независимости 70-х. Начиная от направленных на массивное белое здание танковых дул, заканчивая огромными кабинетами с массивной мебелью, красными дорожками и старыми телефонами в подвальных помещениях дворца, которые служили пунктами связи во время военных действий.
Дворец работает с перерывом с 7.30 утра до 4 часов вечера, с перерывом (с 11.00 до 13.00). Оплата входа – около доллара.
Центральный вход во Дворец Воссоединения. Photo credit: Pat Lubas
Тоннели Ку Чи (Cu Chi)
Если вы интересуетесь военной историей в целом и историей партизанской войны в частности — не пропустите поездку в тоннели Ку Чи, которые расположены в 1,5 часах езды от Хошимина. Тоннели Ку Чи — часть огромной системы подземных тоннелей, которые соединяли север и юг Вьетнама во время Вьетнамской войны — превращены в музей под открытым небом, где можно посмотреть как жили и воевали вьетконговские партизаны, попробовать партизанскую еду и пострелять из настоящего оружия.
Тоннели открыты с 7.30 до 16.30. В Хошимине можно купить экскурсии в тоннели Ку Чи, в том числе с русскоязычными группами, но, често говоря, это совсем необязательно. Гораздо интереснее (и если вы едете компанией 3-4 человека, то и дешевле), самостоятельно взять напрокат автомобиль или арендовать машину с водителем (45-60$, в любом тур-агенстве города) и поехать в Ку Чи самостоятельно. Альтернативный вариант — взять напрокат мотобайк. Входной билет можно купить на входе (в районе 4-х $), в музее можно посмотреть фильм на русском языке об истории Вьетнамской войны. В стоимость билета входит англоязычный гид, который проведет вас по всем интересным местам музея (если вы не понимаете аглийский — не страшно, вы все увидите).
Планируйте собственную поездку, так чтобы разминуться с туристическими группами, которые выезжают в тоннели с утра. Оптимально — выезд из Хошимина в 12 — 12.30 или ранним утром к открытию музея.
Тоннели Ку Чи. Photo credit: Ibontxo, Flickr
что и где вкусного попробовать
Еда в Хошимине
Хошимин, кстати, заслуженно считается одной из гастрономических столиц Азии — здесь масса отличных ресторанов разного уровня и очень стильных кафе, а уличная еда — просто отдельный обязательный пункт «на попробовать». Принцип уличной еды в Сайгоне простой — лотки с фирменным блюдом, вокруг которых стоят маленькие столы-стульчики. Берете свою еду, садитесь за столики и наслаждаетесь)
Уличные едальни в Сайгоне) Photo credit: William (heyitschili), Flickr
Уличная еда в Сайгоне. Photo credit: CoSida Masa, Flickr
Начните свое знакомство с кухней Вьетнама с традиционного супа Pho — в ресторанах быстрого питания Pho 24, Pho 2000 и любых других Pho-ресторанах, которые будут встречаться на пути. Кроме того, обязательно попробуйте традиционные спринг — ролы — рисовые лепешки с начинкой.
Общий совет для новичков — смотрите как едят вьетнамскую еду соседи или спрашивайте «как это правильно есть» у официантов, так как чаще всего во Вьетнаме подают набор блюд и/или ингредиентов и трав, которые посетитель сам доводит «до вкуса». Например, если к заказанной рыбе приносят тарелки с рисовыми лепешками, водой и травами, то предполагается, что рыба будет вкуснее в виде скрученного ролла )
Крабовый Хот Пот в Сайгоне. Photo credit: kuuan, Flickr
Попробовать легендарную уличную еду не на улице можно в ресторанах традиционной вьетнамской кухни, где блюда готовятся прямо в зале на лотках с едой Quan Ngon 138 Nam Kỳ Khởi Nghĩa (напротив Дворца воссоединения со стороны, противоположной парку).
Ресторанный вариант уличной еды. Photo credit: Anthony Kunihiro, Flickr
Еще один обязательный «гастрономический» опыт в Хошимине — кофейни и французская выпечка — вкусное наследие французов. Зайдите в одну из кондитерских города или проведите часик за чашкой кофе и выпечкой в одной из бесчисленных стильных сайгонских кофеен.
Французское кафе в Сайгоне) Photo credit: Louis Allen, Flickr
найдите подходящее жилье
Где жить в Хошимине
Особенностью Хошимина является то, что он разделен на 24 района, каждый из которых имеет свой порядковый номер, из них 19 районов находятся в черте города и пять — в пригороде. Каждый из районов имеет свой характер и особенности, что важно при выборе жилья. Самыми популярными районами, которые удобны в качестве короткой остановки в Сайгоне являются центральные районы 1 и 3 — District 1 и District 3.
District 1
District 1 — сердце Хошимина, его культурный и деловой центр. Здесь расположено множество торговых центров и бутиков, ресторанов, баров и кофеен, главные достопримечательности города и множество гостиниц разного уровня. Этот район часто называют районом, который «никогда не спит».
В первом районе можно выделить несколько туристических районов:
— Бюджетное и среднего класса жилье, демократичная атмосфера: район рынка Ben Tha Market и бекпекерские кварталы Pham Ngu Lao, Район парка и Дворца воссоединения.
— Бутик-отели, колониальная архитектура: Колониальный квартал (вокруг костела).
— Фешенебельные гостиницы, современная архитектура: Проспекты Dong Khoi / Nguyen Hue и Набережная.
District 3
District 3 — более спокойная альтернатива первому району. Район 3 — это все еще центр, все главные развлечения Хошимина — на пешеходном расстоянии, но при этом здесь гораздо атмосфернее, тише и спокойнее. В этом районе расположено много парков и кофеен-кондитерских. Здесь чаще всего ищут хорошее бюджетное жилье.
District 1
Гостиницы в районе District 1
Кликните на карте, чтобы посмотреть варианты
District 3
Гостиницы в районе District 3
Кликните на карте, чтобы посмотреть варианты
Мы рекомендуем
Ищите варианты жилья, лучшие цены и горячие предложения одновременно во всех системах бронирования (используя форму ниже)
Наш выбор в Хошимине
Hoang Ngan Hotel — маленькая очаровательная гостиница, удобно расположенная в центре города, недалеко от бекпекерского квартала с одной стороны и центрального парка с другой. В гостинице — очень чистые номера и очень приятный персонал.
Бронируйте со скидкой!
Смотрите актуальные на сегодня ценовые предложения на гостиницы и гест-хаузы Хошимина (District 1).
Возвращайтесь завтра, акционные предложения постоянно обновляются!
Бронируйте жилье
с наших аффилитивных ссылок
Никаких дополнительных затрат!
Никаких ангажированных рекомендаций!
Booking
Agoda
Hostelworld
RoomGuru
Используя наши аффилитивные ссылки для бронирования гостиниц, вы имеете возможность внести свой вклад в создание путеводителей для самостоятельных путешественников. Cохраните ссылку и используйте ее каждый раз, бронируя жилье для путешествий.
С каждой бронировки, сделанной с прямой аффилитивной ссылки, мы сможем получить небольшую комиссию и направить ее на развитие проекта. А значит — больше направлений, путеводителей и готовых маршрутов!
КАРТА САЙГОНА
ГОСТИНИЦЫ ГОРОДА
транспорт
Как добраться до Хошимина
Самолетом
Аэропорт Хошимина Tan Son Nhat International Airport (SGN) принимает рейсы из большинства городов Европы, Азии и крупных городов Вьетнама. В Хошимин также летают все бюджетные авиалинии Вьетнама, соединяя город с Ханоем, Данангом, Ньячангом, островом Фукуок и другими крупными городами. Аэропорт расположен в черте города, добраться до любой из гостиниц можно на такси компаний Vinasun или Mai Linh, по счетчику (порядка 5-7 $).
Поездом
Железнодорожный вокзал расположен недалеко от центра города. Такси до вокзала к гостинице в центре обойдется в 4-5 $. Железная дорога соединяет Хошимином с Ханоем и городами побережья.
Автобусом
На автобусе до Хошимина можно добраться из городов Дельты Меконга, Далата и Фантхиета (см. расписание и билеты)
Из Пном Пеня (Камбоджа) можно также добраться на автобусе (порядка 5 часов). На маршруте среди прочих курсируют хорошие VIP — автобусы компании , с удобными сиденьями, телевизором и wi-fi. Персонал помогает пассажирам с формальностями при пересечении границы. Проверьте расписание и наличие он-лай билетов: Пном Пень — Хошимин.
Как добраться до Вьетнама
Как добраться во Вьетнам — международные аэропорты, цены на авиа-билеты во Вьетнам, сухопутные границы и автобусное сообщение с Камбоджей, Лаосом и Китаем. Подробнее…
Авиабилеты во Вьетнам
Авиабилеты во Вьетнам — как купить дешевые билеты во Вьетнам, где и как искать подходящие билеты, подписка на изменение цен и спецпредложения. Подробнее…
Местный транспорт
Транспортная инфраструктура во Вьетнаме. Бюджетные авиалинии, поезда, междугородные автобусы и open-bus — основные виды транспорта для путешествий на дальние расстояния. Подробнее…
Хошимин | Местоположение, история и факты
Хошимин , вьетнамский Тхань Пхо Хошимин, ранее (до 1976 г.) Сайгон , крупнейший город Вьетнама. Это была столица французского протектората Кочинчина (1862–1954) и Южного Вьетнама (1954–75). Город расположен вдоль реки Сайгон (Сонг Сай Гон) к северу от дельты реки Меконг, примерно в 50 милях (80 км) от Южно-Китайского моря. Коммерческий центр Чолон находится к западу от Хошимина.
Территория, которую сейчас занимает Хошимин, долгое время была частью королевства Камбоджа. Вьетнамцы впервые проникли в этот регион в 17 веке. Отношения с Францией начались в 18 веке, когда в этом районе поселились французские торговцы и миссионеры. В 1859 г. город был захвачен французами, а в 1862 г. передан Франции вьетнамским императором Ту Дуком. Став столицей Кохинхины, Сайгон превратился в крупный портовый город и столичный центр красивых вилл, внушительных общественных зданий и хорошо вымощенных бульваров, обсаженных деревьями. Были построены железнодорожные линии, идущие к северу и югу от города, и Сайгон стал основным пунктом сбора экспорта риса, выращенного в дельте реки Меконг.
Сайгон был оккупирован японцами в 1940 году, но французские колониальные власти продолжали управлять Вьетнамом до 1945 года, когда он был интернирован японцами. Сам Сайгон практически не пострадал от Второй мировой войны.
После капитуляции Японии в 1945 году независимость Вьетнама была провозглашена организацией Вьетминь под руководством Хо Ши Мина в Ханое, но торжества в Сайгоне переросли в беспорядки. Затем французские войска захватили город, и началась Первая (или французская) война в Индокитае. Война закончилась в 1954 с Женевской конференцией, разделившей Вьетнам на северную и южную зоны. Культурная и политическая жизнь Сайгона, ставшего столицей Южного Вьетнама, обогатилась и осложнилась наплывом беженцев из Северного Вьетнама.
Во время Второй войны в Индокитае (или войны во Вьетнаме) в 1960-х и начале 70-х годов Сайгон был штабом военных операций США. Части города были разрушены в результате боевых действий в 1968 году. 30 апреля 1975 года северовьетнамские войска захватили Сайгон, и впоследствии город был переименован в Хошимин.
Под контролем коммунистов Хошимин утратил свои административные функции, и были предприняты напряженные усилия по сокращению населения и зависимости от иностранного импорта, а также по национализации коммерческих предприятий. В то время как многие коммерческие фирмы закрылись или были разрушены после 1975 года, начались новые предприятия с упором на самоокупаемость. Государственное ремесленное предприятие экспортирует широкий ассортимент продукции, в том числе мебель, ковры, лаковые картины и другие произведения искусства, изготовленные в основном из местных материалов.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Хошимин сохраняет увядший облик европейского города, его многочисленные здания в западном стиле относятся к периоду французского колониального правления. Большинство баров и ресторанов, которые процветали в Сайгоне во время войны во Вьетнаме, закрылись. Элегантный Cercle Sportif, центр общественной жизни жителей Запада после его основания в 1912 году, теперь является народным музеем. Старый оперный театр, на протяжении 20 лет являвшийся зданием Национальной ассамблеи, был преобразован в национальный театр. Сайгонский университет был реорганизован в Университет Хошимина. Аэропорт Таншоннят имеет регулярные регулярные рейсы Air Vietnam в другие городские центры страны и Air France в Париж. Поп. (2009 г.) 5 880 615; (оценка 2014 г.) городская агломерация, 6 861 000 человек.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.
Падение Сайгона (1975 г.): храбрость американских дипломатов и беженцев
30 апреля 1975 г. столица Южного Вьетнама Сайгон пала перед северовьетнамской армией, что фактически положило конец войне во Вьетнаме. Накануне американские войска эвакуировали тысячи американцев и южновьетнамцев. Американские дипломаты были на передовой, организуя самую масштабную эвакуацию вертолетом в истории.
Логистика выдачи виз и эвакуации этих вьетнамских и американских граждан не была гламурной, но необходимой. Американские дипломаты стояли за каждой деталью. Некоторые дипломаты проявили исключительную храбрость, спасая вьетнамских граждан, которые при новом режиме столкнулись бы с преследованием.
Эти экспонаты и фотографии из нашей коллекции дают представление о том, что пришлось пережить дипломатам и беженцам во время падения Сайгона. В более широком смысле они показывают сложные и опасные обстоятельства, с которыми могут столкнуться дипломаты при выполнении своей работы.
Сотрудник ЦРУ помогает эвакуируемым подняться по лестнице в вертолет Air America на крыше отеля по адресу 22 Gia Long Street, в полумиле от посольства, 29 апреля 1975 года, незадолго до того, как Сайгон пал перед наступающими северовьетнамскими войсками. Фото Хьюберта ван Эса/Добросовестное использование.Сайгон в апреле 1975 года
Хотя Соединенные Штаты вывели свои вооруженные силы из Вьетнама после подписания Парижских мирных соглашений в 1973 году, там осталось около 5000 американцев, включая дипломатов, все еще работающих в посольстве США в Сайгоне. Хотя президент Никсон пригрозил силовым ответом на нарушение договора, многие факторы, в том числе отсутствие внутренней поддержки и отвлечение внимания на Уотергейтский скандал, предоставили СВА возможность начать наступление.
В течение марта и апреля 1975 года Северовьетнамская армия захватывала все больше и больше южных городов. Граждане Южного Вьетнама начали массово бежать. Падение второго по величине города, Дананга, вызвало отток еще большего количества беженцев.
американцев и их иждивенцы из Южного Вьетнама стоят в очереди у посольства США, чтобы подать заявление на получение визы в Сайгоне, Вьетнам, суббота, 5 апреля 1975 года. Фото AP.В Сайгоне южновьетнамцы выстроились в очередь у посольства, чтобы получить въезд в Соединенные Штаты. Патти Мортон, новаторский специальный агент дипломатической безопасности, работающий офицером региональной безопасности в Сайгоне, — первая женщина в такой роли — задокументировала сцену на территории посольства на кадрах ниже, снятых в неизвестный апрельский день.
Последние дни: Падение Сайгона
На этой фотографии из архива, сделанной 29 апреля 1975 года, гражданские жители Южного Вьетнама взбираются на 14-футовую стену посольства США в Сайгоне, пытаясь добраться до эвакуационных вертолетов, когда последние американцы улетают из Вьетнама. . Фото/файл АП.29 апреля 1975 года северовьетнамские войска обстреляли авиабазу Таншоннят в Сайгоне. Затем посол США Грэм Мартин приказал эвакуировать Сайгон. В качестве сигнала американцам в Сайгоне о начале эвакуации Радио Вооруженных Сил начало на повторе проигрывать «Белое Рождество».
К этому моменту морские пути были заблокированы, и самолеты не могли приземлиться в Сайгоне, поэтому оставался только один вариант эвакуации: вертолетная переброска по воздуху.
После нападения на здание военного атташе посольство США стало единственной отправной точкой для вертолетов. Первоначальные планы предусматривали эвакуацию только американцев, но посол Мартин настоял на эвакуации южновьетнамских правительственных чиновников и местного персонала посольства.
Тем временем 10 000 южновьетнамцев ждали у ворот посольства, надеясь попасть на вертолет.
С 29 по 30 апреля вертолеты приземлялись с 10-минутным интервалом в посольстве, в том числе приземлялись на крышу посольства. Некоторые пилоты летали по 19 часов подряд, и менее чем за 24 часа было эвакуировано более 7000 человек, в том числе 5500 вьетнамцев.
Американцы и вьетнамцы бегут за вертолетом морской пехоты США в Сайгоне во время эвакуации города, 29 апреля 1975 года. Фото AP.Дипломат Вольфганг Й. Леманн и последний час в посольстве
Фотография на паспорт Вольфганга Й. Леманна, 19 лет73. Дар поместья Вольфганга Й. Леманна.Одним из дипломатов, участвовавших в эвакуации, был Вольфганг Дж. Леманн, который работал заместителем главы миссии в посольстве США в Сайгоне. Леманн был одним из последних, кто покинул посольство 30 апреля.
Увидев, как посол Мартин улетает на вертолете, а затем улетает на следующем вертолете вместе с примерно шестью другими сотрудниками посольства, Леманн вспомнил полет на ожидающее эвакуационное судно:
Ежедневник Вольфганга Леманна, которым он пользовался, когда был заместителем главы миссии. Дар поместья Вольфганга О. Леманна.«Мы видели огни северовьетнамских конвоев, приближающихся к городу… Вертолет был битком набит остальным персоналом и оставшимися гражданскими охранниками… и он был совершенно бесшумным, если не считать роторов двигателя. Я не думаю, что сказал хоть слово на выходе, и я не думаю, что кто-то еще сделал это. Преобладающей эмоцией была огромная печаль».
– Вольфганг Дж. Леманн
Этот ежедневник использовался Вольфгангом Леманном, заместителем главы миссии в Сайгоне. Планировщик был подарен музею в 2019 году племянником Вольфганга Вальтером Леманном.
На странице, описывающей день 30 апреля 1975 года, вы можете увидеть, что Леманн сделал две записи: «05:20 покинул Сайгон» и «06:10 прибыл военный корабль США «Денвер».
Президент Форд благодарит дипломатов за историческую эвакуацию
Копия этого личного послания, отправленного 5 мая 1975 года президентом Фордом послу Грэму Мартину в рамке. Дар поместья Вольфганга Й. Леманна.Леманн сохранил и вставил в рамку копию этого личного послания, отправленного 5 мая 1975 года президентом Фордом послу Грэму Мартину, в котором он благодарил его и весь персонал посольства за успешную эвакуацию. В телеграмме говорится:
«Дорогой Грэм, хочу выразить глубокую признательность Вам и всему Вашему персоналу за успешную эвакуацию американцев и вьетнамцев из Сайгона. Неутомимая самоотверженность вашей миссии и ее умелое выполнение в самых тяжелых условиях были жизненно важны для выполнения этой сложнейшей и деликатной операции. Примите мои искренние личные комплименты. Ваше мужество и стойкость в этот критический период позволили нам эвакуировать наших граждан и очень большое количество вьетнамцев, находящихся под угрозой исчезновения. Я надеюсь, что вы передадите всему вашему персоналу мою глубокую признательность и благодарность американского народа за хорошо выполненную работу. С уважением, Джеральд Р. Форд»
Дипломат эвакуирует сотни вьетнамских беженцев из Контхо
Пока Сайгон падал, остальная часть Южного Вьетнама также эвакуировалась как можно быстрее. Примерно в 100 милях отсюда, в Контхо, один дипломат спас сотни вьетнамских беженцев, придумав и проведя рискованную эвакуацию.
Фрэнсис Терри Макнамара был генеральным консулом в Кан Тхо, Вьетнам, во время эвакуации США. В лихорадочные дни перед окончательным уходом Макнамара получил приказ из посольства США эвакуировать только американцев; они собирались предоставить вертолеты только для эвакуации примерно 18 американских сотрудников — из соображений целесообразности и безопасности.
Макнамара знал, что он не может оставить своих верных вьетнамских сотрудников или их семьи, так как им, скорее всего, грозит арест или даже смерть за работу на американцев.
Макнамара отказался эвакуировать только американцев из консульства, как и было указано координатором эвакуации в Сайгоне. Сайгон отчаянно нуждался в вертолетах Кон Тхо, сообщил координатор.
Используя свои навыки ведения переговоров, Макнамара сказал, что они могут получить вертолеты консульства сейчас, а не через шесть часов после эвакуации американцев, если Макнамара сможет эвакуировать всех, включая вьетнамских сотрудников, на лодке.
После того, как они разъединились, Макнамара смог снова связаться с Якобсеном по телефону. Он вспоминает,
«Он неохотно согласился: «У вас есть разрешение идти по воде», — дал он. — Просто убирайся к черту оттуда. Я, наконец, утомил его. Весь мир кончался вокруг него, и он не мог оторвать меня от телефона».
– Генеральный консул Фрэнсис Терри Макнамара
Используя свои навыки бывшего моряка, Макнамара с помощью коллеги из USAID реквизировал несколько барж и быстро погрузил оставшихся американцев, вьетнамских сотрудников и их семьи для эвакуации. 900:09 Американец держит флагшток на барже с сотнями вьетнамских и американских беженцев, 30 апреля 1975 года. Генеральный консул Макнамара настоял на эвакуации не только своих американских сотрудников из консульства США в Контхо. Он разработал и осуществил смелую и рискованную эвакуацию на лодке, в результате которой удалось спасти около 300 человек. Макнамара подарил флаг Национальному музею американской дипломатии.
Макнамара возглавлял конвой в дельте Меконга, который в какой-то момент был остановлен военно-морскими силами Южного Вьетнама и подвергся обстрелу войск Вьетконга. ВМС США должны были встретить их в устье Южно-Китайского моря, но корабль так и не прибыл.
Генеральный консул Фрэнсис Терри Макнамара (за двумя вооруженными охранниками) ведет баржу с американскими и вьетнамскими беженцами из Контхо. Фото предоставлено Национальным музеем американской дипломатии.Баржа несколько часов покачивалась в открытом море, пока не увидела какие-то огни. Это был американский грузовой корабль, нанятый ЦРУ для эвакуации. Однако они понятия не имели, кто такие Макнамара и его группа из примерно 300 вьетнамцев и американцев. В конце концов их убедили доставить всех на борт в безопасное место.
В 2019 году посол Макнамара пожертвовал флаг США и флаги консульства, взятые из здания консульства во время эвакуации, а затем доставленные на барже, которой он командовал во время эвакуации. С годами синий цвет флагов стал темно-красным из-за химической реакции, которая происходит в некоторых старых материалах на основе пластика, включая ткани.
Посол Макнамара (справа) описывает эвакуацию в Контхо сотрудникам Национального музея американской дипломатии. Макнамара подарил музею изображенные здесь флаги, которые были из здания консульства и которые он впоследствии поднял на барже.Храбрость и стойкость вьетнамских беженцев
Никто не проявил большей храбрости в этой эвакуации, чем вьетнамцы, которые пошли на крайний риск, чтобы эвакуировать свои семьи из зоны боевых действий, рискуя своей жизнью, чтобы как можно быстрее сесть на вертолет. Некоторые из этих беженцев впоследствии стали американскими гражданами и служили своей стране, в том числе в качестве дипломатов. Одна из таких историй — история Энн Д. Фам, ныне офицера дипломатической службы США, которую в детстве эвакуировали из Вьетнама.
«…Смелые люди, такие как сотрудники USAID Джозеф Геттиер и Мел Чатман, искали альтернативные, последние средства для спасения людей. Они реквизировали военно-транспортные баржи, на которых во время войны возили припасы… Так мои родители покинули родину с шестью малолетними детьми. Наш побег вниз по реке Сайгон с наступлением темноты был опасен. Возле гавани Вунгтау, где река впадает в Тихий океан, мы попали под ракетный обстрел. К счастью, поскольку мне было всего 3 года, у меня остались лишь смутные воспоминания об этом путешествии. Когда баржа, битком набитая беженцами, дрейфовала в море, отец прижал меня к себе и торжественно сказал старшему брату: «Посмотри хорошенько на свою страну. Это будет последний раз, когда вы его увидите». На следующий день нас вытащили из океана с нашей баржи и погрузили на США сержант Эндрю Миллер ».
Позже Фам поступил на дипломатическую службу и стал преподавателем Национального университета обороны. У нее была возможность встретиться и почтить память «своих героев», сыгравших роль в эвакуации. Она рассказывает:
«Спасая меня в тот судьбоносный день, они посеяли семена силы и надежды, которые помогли мне осуществить мою мечту о работе в Государственном департаменте… Хотя я являюсь продуктом болезненной главы в истории, я Я также продукт величия Америки с ее разнообразным обществом, демократическими идеалами и возможностями для всех.