Свято троицкий свирский монастырь – Свято-Троицкая мужская обитель, мощи святого, как доехать из Санкт-Петербурга до Лодейного поля, где находится подворье, адрес
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь / Монастырский вестник
На рубеже XVIII–XIX веков монастырь называли «Северной Лаврой». Обитель расположена в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера, в 6 км. от реки Свирь. Большая часть строений хорошо сохранилась, демонстрируя высокое искусство зодчих, строивших их, но все они нуждаются сегодня в больших реставрационных работах.Самым древним строением монастыря является каменная церковь Покрова Божией Матери, построенная самим прп. Александром в 1533 году. Строительство её велось на пожертвования царя Василия III. Церковь с трапезной и звонницей выполнена в Новгородском стиле. Каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского (1644 г.). Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1791 г., но прежде на этом месте была деревянная церковь, построенная самим основателем монастыря, и освящена в 1509 г. Церковь свв. прор. Захарии и Елизаветы построена в 1685 г. Церковь Иоанна Дамаскина построена в 1718 г. Каменная часовня Святой Троицы построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. На строительство церквей и монастырских построек вносили большие вклады цари, великие князья, Российские императоры, родовитые бояре и дворяне, купцы. Сведения о каждом из них заносились бережной рукой монахов в «Переписные книги». Большая часть монастырского архива сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга.
За 500-летний период существования жизнь монастыря внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси: расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления, вновь восстановление храмов и строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд. В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края. Были годы, когда в монастыре после разрушений оставалась только главная святыня — мощи святого преподобного Александра Свирского, и несколько монахов (начало и конец XIX века).
Было и совсем лихое время (1918 г.), когда в монастыре не стало ни святыни, ни монахов. Мощи увезены, монахи разогнаны, часть их расстреляна, в том числе настоятель — архимандрит Евгений (Трофимов). Вместо этого на территории монастыря: тюрьмы, казармы, инвалидные дома, совхоз, психиатрическая больница, заколоченные храмы и черные глазницы окон бывших братских келий.
Новым насельникам, поселившимся в монастыре в 1997 году, пришлось много потрудиться, — обитель им досталась разорённой. Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение мощей основателя обители — прп. Александра Свирского, происшедшее 30 июля 1998 года. Его молитвами и помощью возрождается древняя обитель. Приведены в порядок храмы, часть корпусов и территория Преображенского и Троицкого комплексов, налажена богослужебная жизнь обители.
monasterium.ru
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Фото, история, адрес, часы работы
Одним из хранителей традиций русской православной веры является Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь. Основал обитель Валаамский монах Александр, поселившийся на берегу Рощинского озера в 1484 году.
Явление Святой Троицы указало отшельнику место строительства монастыря. Сегодня это действующее монашеское поселение, открытое для посещения паломниками и простыми верующими.
Содержание статьи:
Александро-Свирский монастырь сегодня
В Ленинградской области, недалеко от деревни Старая Слобода, на берегу озера и в окружении сосновых лесов расположился памятник архитектуры XVI и XVII веков. Свое название он получил в честь создателя обители преподобного Александра Свирского. Под обобщенным названием находятся две самостоятельные общины: Преображенская и Троицкая.
Обе обители имеют идентичный архитектурный стиль построек. Поселения обнесены оградой, попасть внутрь можно только через ворота. Территории ухожены и облагорожены. Пешеходные дорожки вымощены камнем, расставлены лавочки для отдыха, на газонах аккуратно пострижена трава, установлены гипсовые вазоны с цветами.
Троицкая часть монастыря ранее носила название Свирского Троицкого. Сегодня в ее состав входят: центральный собор, две церкви и звонница. Архитектура Троицкого собора отличается величественностью и серьезностью. С южной стороны расположена трапезная палата, под ней поварская. С восточной стороны примыкает Покровская церковь. Между собором и трапезной располагается звонница.
Здание, находящееся около Троицкого храма – церковь преподобного Иоанна Дамаскина, очень миниатюрная по сравнению с основными постройками.
В Преображенском комплексе находится основной собор, две церкви, колокольня и две часовенки. Пятиглавый Спасо-Преображенский собор выглядит ухоженным и опрятным – он намного раньше возвращен в собственность церкви, здесь проведено больше восстановительных и реставрационных работ.
Правый предел составляет церковь Захария и Елисаветы, левый – Александра Свирского, в нем находятся мощи преподобного. Около входных ворот, на месте явления Святой Троицы, возведена часовня. Здесь можно помолиться, почувствовать на себе необъяснимую пульсацию и дрожание окружающего воздуха. Разрешено взять с собой горстку песка со святого места, он обладает целебными свойствами.
Вторая часовенка стоит над колодцем отца Александра. Вода из источника имела целебную силу. Колокольня четырехъярусная, каменная, около 45 м высотой. На верхней площадке установлен тяжелый 9-ти тонный колокол, призывающий к молитве. Церковь Николая Чудотворца находится над восточными Святыми воротами в едином массиве монашеских келий.
С момента освоения монастырь стал притягательным центром веры, благочестия, культуры. Местное население карелов, вепсов, чуди обращались в христианскую веру, беря пример с правильного образа жизни старца Александра Свирского. Люди приходили а обитель для пострига и молитвы.
Исторические записи XIX века свидетельствуют о большой разъяснительной, образовательной деятельности монашеской братии и щедрой благотворительности по отношению к местному населению. Расположенная среди первозданных лесов, обитель приобрела такую популярность, что на организованные у стен монастыря ярмарки съезжались люди не только окрестных деревень, но и северной столицы.
Традиция торговых ярмарок с успехом разошлась по всей Руси. Для русского Севера монастырь был сосредоточением веры, духа и богатства. Ранее находящиеся здесь церковные ценности, составляют сегодня значительные коллекции Государственного русского музея.
Александро-Свирский мужской монастырь и в настоящее время является духовным центром северных регионов России. Сюда стремятся паломники со всего мира. Припадая к раке, люди надеются на благословение, исцеление, чудо.
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Первой на пути предстает Троицкая часть обители. Одноименный собор был возведен мастерами из Костромы под руководством П.И.Потемкина по его собственному проекту в 1694-1698 гг. Большой, четырехстопный, с тремя выступающими полукруглыми аспидами по одной стороне фасада. Три другие стены опоясаны галереей, на подклети. Высокое крыльцо с шатровой крышей и крестом.
Александро-Свирский монастырь начал свою историю от костромских мастеров, которые работали под руководством П. И. Потемкина.По фасадам расположены закругленные окна различных размеров. Венчает здание один купол. Собор величественный, основательный, без излишеств. Покровская церковь, с прилегающей трапезной и звонницей, не сохранили в памяти имя архитектора, известно только, что строительство вели члены общины, руководил ими мастер-зодчий Игнатий, присланный царем из Москвы, дата постройки – 1585.
А.Н. Миларадович – имя архитектора-реставратора, проводившего восстановительные работы в 1969-19776 годах. Здание изящного типа, с устремленным в небо куполом, украшенное тремя рядами кокошников. Над трапезной палатой установлена колокольня и башенки. Крыльцо двухмаршевое широкое. Это самое старое строение монастыря.
Между двумя храмами расположена многопролетная трехъярусная звонница (1647-1674). Здания является украшением обители. Проект остается безымянным, восстановительные работы в 1970 году проводились архитектором А.Н. Милорадовичем, который воссоздал первоначальное завершение звонницы. Сегодня это три высоких шатровых крыши, увенчанные куполами-луковками с крестами.
Троицкий собор, звонница и трапезная палата с Покровской церковью составляют основное ядро органичного единого архитектурного ансамбля. Строения возведены в стиле классицизма и позднего классицизма. Все окрашены в белый цвет, символ чистоты и святости. Зеленые купола (кроме Покровской церкви) органично вписываются в окружающую природу.
Однокупольная церковь Иоанна Дамаскина построена в 1716-1718, дополняет Троицкую часть монастыря. Храм в обиходе называется «больничным», имя автора строения неизвестно. Это небольшое четырехугольное кирпичное строение, с четырехскатной крышей и одним алтарным выступом.
В центральную часть архитектурного ансамбля Преображенской части монастыря входят три постройки: собор Преображения Господня с Церковью Захария и Елисаветы, колокольня. Цветовая гамма зданий идентична Троицкой части обители: сочетание белого и зеленого, святости и жизнелюбия.
Собор Преображения Господня (1641-1644), большой солидный храм с двумя пределами и пятью куполами на высоких барабанах. Правый предел занимает церковь Захария и Елизаветы, со сводчатой галереей для сообщения. Левый предел Александра Свирского, в нем покоятся мощи преподобного.
На западной стене пристроены хоры для монахов, огражденные деревянными перилами на точечном креплении. Фасад над алтарными аспидами украшен тремя старинными фресками.
Церковь святого Захария и праведной Елисаветы была построена в 1661-1668 годах по проекту зодчего Максима Семенова. Четырехугольное здание с одной аспидной пристройкой. Кровля завершена одиночным куполом, который после реставрации расположен не над самим храмом, а над переходом.
Колокольня построена на благотворительные средства прихожан в 1903-1904 г. Это последнее здание, возведенное во времена царской России. Выполнено в византийской манере. На верхнем ярусе установлен колокол. Основной архитектурный ансамбль дополняет Церковь Николая Чудотворца над Святыми воротами с восточной стороны.
Постройка в стиле классицизма возведена вместе с двухэтажным келейным зданием в 1788-1791. Надкладезная многогранная часовня построена в 1791, разбита на два яруса. Часовня явления Троицы построена в стиле позднего классицизма в середине XIX в. Это прямоугольная кирпичная постройка.
История строительства
История создания обители уходит в далекое прошлое, к 1491 году. Святой человек Александр уединился со своими молитвами на реке Свирь. За ним потянулись праведные монахи, и была организована монашеская обитель, с кельями для проживания. Александр обосновался на кладбище –отходной пустыне. Однажды во время молитвы к отцу Александру явилась Святая Троица.
Силами монашеской братии это великое событие было ознаменовано строительством деревянной Троицкой церкви, ставшей родоначальницей обители. Финансовые затраты покрыли пожертвования царских особ. Под руководством преподобного Александра, началось возведение каменной трапезной и церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Окончание работ совпало с завершением земного пути старца.
Перед смертью отец Александр завещал построить на месте кельи в отходной пустыне собор Преображения Господня, который послушники воздвигли из дерева. Так появилось три основных монастыря. В 1581 году настали трудные времена. Шведы, а в 1612-1613 поляки с литовцами захватили и разорили монастырь.
Все, воздвигнутые в то время деревянные строения, не дошли до современников, пожар, поглотил их до основания. Александро-Свирский монастырь начал возрождаться в камне в XVII в. Период вплоть до 1917 года считается временем расцвета. Смена власти в стране привело к разграблению ценностей, национализации недвижимости, расстрелу и разгону священнослужителей и монашеской братии.
После многих испытаний, появились предпосылки восстановления. В 70-х годах прошлого столетия были проведены обследования строений, начаты реставрационные работы. В 1997 решился вопрос о возвращении монастырских помещений законным владельцам. Архитектурный ансамбль в целом хорошо сохранился, несмотря на перестройки и разрушения Великой Отечественной войны.
Внутреннее убранство
Только в Троицком соборе уцелела внутренняя отделка древними фресками. В 60-х годах прошлого столетия картины отошли от стен. Для сохранения культурных ценностей, их прикрепили специальными левкасными гвоздями. Сюжетная линия росписи передает ветхозаветные фрагменты, сцены жизни Христа, клеймы праведного пути преподобного Александра Свирского и устрашающие сцены ссудного дня.
Купол храма расписан старообрядческим изображением Господа Вседержителя. Фрески не подвергались реставрации с момента их нанесения. С возвращением в обитель монашеской жизни, и обретения мощей отца Александра, краски на росписях сами по себе обновляются и проступают из стен, становясь яркими, сочными. Иконостас с иконами старые, первозданные, относятся к XVII столетию.
Вторым по значимости является Преображенский собор, но внутренняя отделка в нем пока не завершена.
Святыни и мощи
Веками намоленные места всегда располагают вещами, способными творить чудеса.
В монастыре хранятся следующие реликвии:
- нетленные мощи преподобного Александра Свирского. Паломники приходят приложиться к мощам с молитвами о здоровье духовном и физическом, о наследнике, об избавлении от болезней;
- одна из 6 существовавших в 2006 году копий Туринской плащаницы была обретена монастырем в честь 5-ти векового юбилея своего существования. Ткань мироточит;
- одесская епархия в 2013 году подарила ковчег с частицами 26 святынь: частицы яслей младенца Иисуса, хитона святого Иосифа и др.;
- источник с исцеляющей водой, расположенный в Преображенской части монастыря.
Духовенство, наставники
За 5 тысячелетий в обители сменилось много подвижников, но самыми известными из них считаются:
- иеромонах Леонид (впоследствии первый Оптинский старец), и схимонах Феодор. Прожив вместе на Валааме 6 лет, они ушли, стремясь к безмолвию, в Александро-Свирский монастырь;
- в XIX в. здесь подвизался будущий святитель и духовный писатель св. Игнатий Брянчанинов;
Последователи христианского подвига Александра Свирского стали основателями новых обителей между Онегой и Ладогой, земли которых наполнились верой и святостью.
Это:
- Андрей Завалишин, принявший в постриге имя Андриана Андрусовского;
- Геннадий и Никифор Важеозерские;
- Корнилий Паданский;
- Ферапонт Вознесенский;
- Кассиан Соломенский.
Социальная работа, повседневная жизнь
Александро-Свирский монастырь живет по уставу. Богослужения совершаются в определенные часы. В обители находятся 32 человека. Каждый член братии, выполняет посильный труд на общую пользу, получает все необходимое для жизни.
Послушания бывают различного характера:
- певческое;
- звонарное;
- поварское;
- ремесленное и др.
Выполняются работы безропотно и прилежно. При монастыре существует Христорождественское подворье в Петербурге. В стенах обители и на подворье сегодня работают мастерские, воспроизводящие вещи для украшения и возрождения обители. Люди заняты иконописью, швейным делом, изготовлением керамики, столярных изделий, художественной резьбы по дереву.
Одежда священнослужителей значительно отличается от мирской. Ее изготовлением занимаются в швейной мастерской. Работа мастеров по керамике направлена на удовлетворение запросов паломников и туристов. Лампады, подсвечники, сосуды для святой воды, сувениры – вот неполный перечень керамической продукции.
Мастерские по дереву расположены в стенах монастыря. Здесь изготавливают иконостасы, резные украшения, утварь и многое другое. В 2012 году в обители был создан Праздничный архиерейский хор. Поют в нем привлеченные люди с музыкальным образованием. Послушать пение в праздничные дни большая удача для паломников.
Воскресная школа
На подворье монастыря работает воскресная школа для взрослых и детей. По субботам в трапезной в 15.00 все желающие могут послушать лекции «Догматическое богословие», и иные спецкурсы по проблемам православного вероучения. Занятия с детьми проходят в воскресенье по расписанию.
Подрастающее поколение постигает основы христианства, поет в хоре, участвует в постановочных спектаклях на библейские темы. В праздничные дни силами детей и педагогов устраиваются выступления.
Режим работы для посетителей
Вход на территорию монастыря возможен с 6.00 (с 8.00 в воскресенье и понедельник) до завершения богослужения вечером, ориентировочно 20.00. Ограничений доступа в пределы обители в это время нет. Экскурсии по осмотру храмовых помещений возможны в часы, свободные от богослужения.
Поклониться мощам можно с 10.00 до 17.00, в воскресенье время сокращается с 12.00 до 17.00.
Интересные факты про монастырь
В 1641 году было принято решение о возведении над могилой преподобного Александра Свирского каменной церкви. Проводя земляные работы, монахи обнаружили гроб, вскрыв который увидели нетленный остов человека. Мантия, и посох также были не подвержены тленью. Воздух при вскрытии могилы наполнился благоуханием. По всем признакам останки принадлежали отцу Александру.
Тело было переложено в драгоценную раку и выставлено для поклонения. В 1919 после разорения обители, мощи были переданы в военно-медицинскую академию, где находились до 1997 года.
Долгие исследования всеми имеющимися способами привели к выводу, что тело не подвергалось мумифицированию, на него не воздействовали никакие химические вещества, оно доподлинно принадлежало, жившему несколько веков назад старцу Александру. Мощи были возвращены в обитель, где мироточили, издавая благоуханье.
Где находится, что в окрестностях, как добраться
Александро-Свирский монастырь находится в Ленинградской области, Лодейнопольском районе, деревне Старая Слобода, в глубине лесов и озер. Место направления определяется на северо-запад от Санкт-Петербурга, через реку Свирь, вытекающую из Онежского и впадающую в Ладожское озеро.
По дороге в монастырь, заблудиться вряд ли получится. При выезде из северной столицы, на расстоянии 252 км расположен город Петрозаводск, повернув налево нужно двигаться до указателя на монастырь.
До обители можно добраться на автобусе из Санкт-Петербурга с 1-го автобусного вокзала до г. Лодейное Поле, сделать пересадку до д. Старая Слобода (пос. Свирское). Ежедневно от того же вокзала ходит автобус № 863. К услугам паломников маршрутное такси.
Информация для паломников
Монашеская обитель является организацией, в которой, имеются правила поведения и посещения. Деятельность поселения относится к религиозной. Чтобы не оскорбить чувства верующих, нарушение установленных ограничений не допустимо.
При выборе одежды для похода в обитель, следует учесть, что нельзя отставлять открытыми руки и ноги, поэтому шорты, декольтированные и пляжные наряды, юбки выше колена, бриджи, одевать не нужно.
Женщины должны отказаться от брюк, покрыть голову и плечи, мужчины наоборот снимают головной убор. Мобильные телефоны лучше оставить за стенами монастыря или отключить. Фотоснимки и видео можно производить по благословению священнослужителей.
В стенах монастырской обители запрещается:
- курить;
- принимать алкогольные напитки;
- перемещаться бегом;
- издавать громкие звуки и крики;
- применять нецензурную лексику;
- ходить по газонной траве;
- загорать, купаться;
- заходить в кельи и хозяйственные здания.
Групповые экскурсии заказываются предварительно, проводятся и сопровождаются по благословению настоятеля. Обитель не предоставляет жилье для паломников. Расположиться на отдых можно сняв комнату в частном порядке или номер в гостиницах. Зарезервировать место для проживания производится по телефонам.
Наименование гостиницы | Место расположения | Телефоны |
«Инема» | в 5 км от монастыря | 8(1364) 2-42-53 |
«Старая Слобода» | п. Свирское | 8(1364) 44-444 |
«Золотая Горка» | д. Люговичи | 8(1364) 5-37-38 |
«База отдыха «Свирская» | п. Свирица, ул. Старая Свирица д. 81, | 7 (812) 913-88-27; |
В с. Свирино находится кафе «Паломник», где гостям предлагаются недорогие, но вкусные блюда. Для подробной информации можно обратиться по тел. +7 (921) 418-33-77.
В лавках монастыря можно приобрести благочестивые сувениры: мешочек с песком из часовни, настенный календарь с церковными праздниками, иконки, флакончики освященного масла, бутылочки со святой водой. В сувенирном магазине предложат поделки ручной работы.
Александро-Свирский мужской монастырь является необычным святым местом, где можно услышать тишину, где чистая святая энергетика находится вокруг и внутри души человеческой. В обители можно очиститься, помолиться, покаяться, укрыться от праздной суеты. Здесь прибавляются силы, легко дышится, возникает острое ощущение жажды жизни и потребность творить добро.
Автор: Мари Архипова
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео об Александро-Свирском монастыре
Все об Александро-Свирском монастыре:
touristam.com
Священноархимандрит монастыря
Мстислав
Епископ Тихвинский и Лодейнопольский (Дячина Михаил Валерианович)
Дата рождения: 11 ноября 1967 г.
Дата хиротонии: 22 мая 2012 г.
Дата пострига: 26 марта 1998 г.
День ангела: 27 июня
Обращение
Дорогие братья и сестры!
Приветствуем вас на Лодейнопольской земле, освященной особым явлением Святой Троицы, в древнем Свято-Троицком Александра Свирского мужском монастыре.
Обитель, где развивается и укрепляется исконный дух монашества, благоустраивается усердными трудами и старанием братии и всех тружеников, при активной помощи и поддержке благотворителей и благоукрасителей.
Монастырь, отметивший пятивековой юбилей, совершает духовное окормление всех сфер жизни Присвирья.
Преподобный Александр Свирский, святые мощи которого вторично были обретены в 1998 году и ныне почивают в обители, примером своего монашеского подвига указует людям верный путь духовного спасения. Он неустанно помогает в скорбях, печалях и болезнях, вознося молитвы за нас перед Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.
Автобиография
Родился 11 ноября 1967 г. на Украине. В 1985-1987 гг. проходил службу в рядах Вооруженных сил.
В 1992 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, в 1996 г. — Санкт-Петербургскую духовную академию. Назначен заведующим канцелярией Санкт-Петербургской епархии.
26 марта 1998 г. принял монашеский постриг с именем Мстислав в честь благоверного князя Мстислава, во святом крещении Георгия Храброго, Новгородского.
12 апреля 1998 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром рукоположен в иеродиакона, 4 декабря 1998 г. в иеромонаха.
В 1999-2001 гг. — наместник Коневского Рождество-Богородичного монастыря.
В 2007 г. назначен секретарем Санкт-Петербургской епархии.
В 2011 г. возведен в сан игумена. Назначен благочинным Лодейнопольского округа Санкт-Петербургской епархии и и.о. настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря д. Старая Слобода Лодейнопольского р-на Ленинградской обл. с сохранением должности секретаря епархии.
Решениями Священного Синода от 16 марта 2012 г. назначен (журнал № 16) на должность настоятеля (игумена) Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря и избран (журнал № 19)епископом Лодейнопольским, викарием Санкт-Петербургской епархии.
1 апреля 2012 г. возведен в сан архимандрита.
Наречен во епископа 23 апреля 2012 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве.
Хиротонисан 22 мая за Божественной литургией в петербургском Николо-Богоявленском Морском соборе. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 16) назначен на новообразованную Тихвинскую кафедру.
Образование
- 1992 г. — Санкт-Петербургская духовная семинария
- 1996 г. — Санкт-Петербургская духовная академия
svirskoe.org
Мощевики
Накануне праздника Первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи, 8 февраля 2013 г. из Одесской епархии, через настоятеля Балтского мужского монастыря архимандрита Виктора, в монастырь Александра Свирского был привезен ковчег с частицами мощей святых. С духовной радостью ковчег со святыми мощами был принят в обитель Александра Свирского.
- Преподобного Иоанна Затворника Святогорского.
- Cвятителя Феодосия Черниговского.
- Cвятителя Николая Чудотворца.
- Великомученника и целителя Пантелеймона.
- Святителя Иоанна Златоуста.
- Святителя Варсонофия Тверского.
- Преподобного Анатолия Оптинского (младшего).
- Преподобного Иоанна Киевского.
- Святителя Питирима Тамбовского.
- Мученика младенца от Ирода избиенного.
- Преподобномученников Зверенецких.
- Святителя Митрофана Воронежского.
- Преподобного Лаврентия Черниговского.
- Преподобного Амфилохия Почаевского.
- Преподобного Иова Почаевского.
- Святителя Димитрия Ростовского.
- Священномученика Василия Богомудрого.
- Святителя Тихона Задонского.
- Святителя Германа Казанского и праведного Феодосия Балтского.
- Святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы Девы Марии.
- Частица хитона Святого Иосифа обручника, супруга Пресвятой Богородицы Девы Марии.
- Часть древа, на которым был распят Христос Спаситель и гвоздь с частицей одного из гвоздей, которым Христос был пригвожден ко кресту.
- Частица — ЯСЛИ, где лежал младенец Господь Иисус Христос.
- Частицы Святых мощей Святых Волхвов – Царей:ВАЛТАСАРА (S. Bathasaris Reg.Mag.), ГАСПАРА (S. Gasparis Reg.Mag.), МЕЛЬХИОРА (S. Melchioris Reg.Mag.), которые следовали за Вифлеемской звездой, чтобы поклониться младенцу Иисусу Христу и принести ему дары: золото, ладан и смирну.
- Святого Великомученника Евстафия Плакиды.
- Святого Спиридона Тримифунтского.
svirskoe.org