Саккара египет: Северная Саккара в Египте | Мировой Туризм

Некрополь Саккара

Саккара — село в Египте, примерно в 30 км к югу от Каира. Оно известно археологическим памятником — античным некрополем с гробницами и пирамидами времен Древнего царства – Мемфиса. Название некрополя происходит от имени покровителя мертвых — Сокара. Саккара — самое обширное место захоронения египетской знати, протяженностью с севера на юг — 7 км, шириной — 1,5 км. Здесь расположено 11 царских пирамид, среди которых выделяются погребения фараонов Тети, Пепи I и Пепи II. Некрополь Саккара обязан своей известностью, прежде всего, самой древней из египетских пирамид – пирамиде Джосера (2667 – 2648 годы до нашей эры). Это был первый прецедент замены мастабы, которая имеет форму усеченной пирамиды, более крупным и монументальным сооружением – ступенчатой пирамидой. Пирамиду возводил архитектор Имхотеп, высший сановник, почитаемый и уважаемый египтянами тех времен. Пирамида имеет особую форму — состоит из 6 огромных ступеней, на 62 метра устремленных ввысь. Размеры основания этой «матери пирамид» составляли сто шестьдесят на сто двадцать метров.

Стили и формы, найденные в процессе строительства этой пирамиды, стали образцом для подражания и дальнейшего развития каменного строительства не только в Древнем Египте, но и в других регионах древнего мира. До настоящего времени она сохранилась в хорошем состоянии, хотя за минувшие тысячелетия она оказалась несколько занесена песком. У пирамиды также сохранились останки массивной стены, которая в древние времена полностью её окружала. Недалеко от пирамиды Джосера можно наблюдать небольшой холм — это пирамида фараона Тети. Первоначально высота пирамиды достигала 52,5 метра, длина сторон — 78,5 метров. Надземная часть пирамиды Тети сильно разрушена, облицовочный камень частично сохранился лишь с восточной стороны пирамиды. Но зато внутренние помещения до сих пор находятся в хорошем состоянии. Входное отверстие, которое продолжается узким наклонным коридором из гранита и низким потолком, направляет вглубь пирамиды, в помещение с расходящимися влево и вправо низкими проходами (70-80 см). Проходы выходят в погребальную камеру, где установлен базальтовый саркофаг.
На стенах помещений пирамиды высечены иероглифы, так называемые «Тексты пирамид». В некрополе Саккара продолжают находить все новые пирамиды и мастабы. Самая большая мастаба, найденная в этом некрополе, располагается вблизи пирамиды Тети. Это мастаба Мерерука. Он был зятем и визирем Тети. В этом погребальном храме были похоронены сам Мерерука, его жена и их сын. Мастаба насчитывает 32 помещения, большинство из которых предназначалось для хранения вещей, по верованиям египтян необходимых умершим в потустороннем мире. На стенах цветными рельефными рисунками изображены сцены охоты, рыбной ловли, ритуал жертвоприношения, ремесленники за работой, есть и рельеф с гимнастическими упражнениями. Еще одной интересной достопримечательностью некрополя Саккара является Серапеум с захоронением священных быков. Он находится в восточной части некрополя. Священный бык назывался Апис и олицетворял бога Птаха, которому поклонялись в Мемфисе. Название Серапеум означает храм египетского бога Сераписа. Это подземная галерея со склепами по сторонам, в которых хоронили священных быков (реальных быков, рождавшихся с определенными метками и определенной расцветки, что случалось редко и сразу переводило животное в разряд священных).
Быков хоронили в саркофагах. Гранитные саркофаги весили до восьмидесяти тонн. Сарапеум имеет 27 монолитных саркофагов с крышкой, один из которых находится в проходе и без крышки. Все, кроме одного, были разграблены еще в древности. Раскопки в Саккаре производились постоянно. Систематически повёл дело Мариетт, дом которого сохраняется в северной части пустыни. В 1924 году в окрестностях ступенчатой пирамиды была обнаружена огромная система погребальных камер. В 2006 году на территории некрополя появился музей Имхотепа, где хранится найденная при раскопках двадцатиметровая статуя Рамсеса II (1279-1213 гг. до н. э.). Статуя из песчаника хорошо сохранилась, не считая отколотых нижних частей ног. Еще один интересный экспонат музея — небольшой алебастровый сфинкс эпохи фараона Аменхотепа III. Высота его составляет 8 метров (вместе с постаментом), длина — 4 метра, вес — 80 тонн.

Источник:
https://tury.ru

Фотографии:

Некрополь Саккары — Египет — Планета Земля

Саккара — самый древний некрополь Мемфиса. Захоронения здесь совершались, по последним данным, около 5000 лет назад.
Название местности и самого некрополя чаще всего выводится от Сокара — бога плодородия и подземного царства, «из Расетау», то есть из мира умерших. Ему подчинялись также силы зла, огня и все человеческие грехи. Сокар — в каких-то своих ипостасях — отождествляется с богом-творцом Птахом (Птах-Сокар) и Осирисом (Осирис-Сокар), считался также «бо» — душой Осириса. Изображался как человек с головой сокола. Мемфис был центром культа Сокара. Однако не все египтологи согласны с этой версией, считая ее весьма произвольной, основанной только на фонетическом созвучии. Гораздо больше оснований, считают они, выводить название Саккара от древнего местного берберского племени бени-саккар, что означало «сыны Саккара».
Самая древняя часть некрополя Саккары расположена на его северной окраине. Здесь были обнаружены еще так называемые додинастические гробницы. Многочисленные захоронения, относящиеся ко II династии (ок. 2840-2686 гг. до н. э.) и к III династии (примерно 2686-2575 гг. до н. э., по другим оценкам — ок. 2727-2655 гг. до н. э.), были найдены еще раньше, в 1912 г. Затем из-за Первой мировой войны раскопки были прерваны и возобновлены только в 1932 г. В 1956 г. были найдены мастабы царей I династии (ок. 3060-2864 гг. до н. э.) Хора, Джера, Уаджи, царицы Мернейт и других властителей. Некоторые мастабы I династии сопровождают захоронения не только их вельмож, но и слуг. В эти последние обычно укладывали предметы, символизировавшие род занятий слуги, что для историков оказалось, сколь ни неожиданным это покажется, интереснее даже, чем атрибуты царей — у тех все, разумеется, гораздо богаче и красивее, но более или менее традиционно, а здесь — редкие бытовые артефакты. По всей видимости, эти незнатные люди умирали не своей смертью: чтобы обслуживать властителя в загробном мире. Жестокий обычай в период II династии был прекращен. Возле мастабы Хора Аха были найдены остатки сооружения из сырцового кирпича, более всего похожего на заупокойный храм, один из самых древних в Египте.
В период III династии Мемфис был главной столицей Египта, победив Фивы в долгом противостоянии за эту роль. Случилось это при фараоне Джосере (правил ок. 2668-2649 гг. до н. э.) после объединения им Верхнего и Нижнего Египта. Судьба распорядилась так, что память о великом фараоне увековечил не менее великий талант — зодчий, скульптор, врач, ученый, верховный визирь фараона Джосера Имхотеп приблизительно в 2650 г. до н. э. Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре считается первой египетской пирамидой и первым циклопическим каменным сооружением в мире. Впервые при строительстве гробницы был применен не кирпич-сырец, а каменные известняковые блоки, но, как и в более ранних мастабах, в ней были предусмотрены гробницы для близких царя, и со временем там были похоронены его жены и дети. Расчищена она была в начале XIX в. Относительно некрополя Саккары в целом пирамида Джосера сразу же стала и осталась навсегда гармонизирующей все его пространство доминантой и с эстетической, и со смысловой точек зрения.
IV династия оставила главные свои памятники в Гизе, но и в Саккаре есть ее след — несколько мастаб. Среди них самая значительная — мастаба последнего фараона династии Шепсескафа. Археологи при ее находке в середине XIX в. были крайне удивлены: этот фараон заканчивал строительство пирамид в Гизе, а для себя самого подготовил более чем скромную гробницу. В ходе раскопок в XX в. ученые пришли к выводу, что эта мастаба никогда не использовалась для захоронения. Что, в общем, не удивительно — Шепсескаф был не единственным фараоном, заготавливавшим для себя кенотафы, ложные мастабы, подозревая, что гробница может разграблена. Что было, увы, доказано многократно. Не избежала этой печальной участи и пирамида Джосера.
Некрополь Саккары находится примерно в 26 км к югу от Каира на пустынном западном берегу Нила. В Древнем Египте эта территория принадлежала I нижнеегипетскому ному Белая Стена, недалеко от Мемфиса. Сегодня непосредственно к некрополю примыкает селение Саккара.
Ансамбль некрополя Саккары составляют три основных комплекса: северный, центральный и южный. И в каждом есть пирамиды фараонов, их заупокойные храмы, мастабы знати.
V династия (ок. 2504-2347 гг. до н. э.) в Саккаре оставила три царские пирамиды, одна из которых принадлежала ее основателю Усеркафу (ок. 2494-2487 гг. до н. э.), а две другие — последним фараонам этой династии, а также множество мастаб их приближенных. Стены заупокойного храма Усеркафа были украшены великолепно выполненными рельефами, так же как и мастабы сановников V династии, среди которых выделяются своей художественной ценностью мастабы Ти и Каапера, где была найдена его чрезвычайно выразительная деревянная статуя, получившая прозвище «шейх Эль-Белед». Но сама пирамида Усеркафа сохранилась плохо, а в 1991 г. вход в нее был заблокирован, кажется, уже навечно, в результате землетрясения. При VI династии (ок. 2347-2216 гг. до н. э.), последней, относящейся к Древнему царству, было возведено несколько царских пирамид и множество мастаб их ближайшего окружения. Пирамида основателя династии Тети была поставлена на одной прямой с пирамидами Джосера и серкафа. Наряду с пирамидой Джосера из пирамид фараонов VI династии неплохо сохранившимся считается погребальный комплекс Пепи II, правившего более 60 лет (приблизительно в 2279-2219 гг. до н. э.), хотя сейчас сама его пирамида смотрится далеко не цельной: ее высота под ударами времени уменьшилась более чем в два раза. Последний фараон XVIII династии (1550-1292 гг. до н. э.) Хоремхеб (правил в 1319-1292 гг. до н. э.), будучи еще не на троне, а молодым военачальником фараона Тутанхамона, приказал соорудить себе гробницу в Саккаре. Став фараоном, передумал отправляться в загробный мир здесь, предпочел Долину Царей в Западных Фивах (современный Луксор). Саккарская его гробница была открыта случайно в XIX в. неким торговцем. А вот украшавшие ее рельефы совершенно не случайно представлены в крупнейших музеях Европы.
Погребальный ансамбль Тети, как и комплексы других фараонов VI династии (Пепи I, Меренра и Пепи II) и другие в Средние века, уничтожались варварски бездумно: из них добывали строительный камень. Самой надежной защитой захоронений от разграбления была глубина погребения — чем выше был статус египетского вельможи, тем глубже рыли шахту для его захоронения. В этом контексте нельзя переоценить труд археологов. Мы не знаем, какие именно произведения древнеегипетского искусства были уничтожены вандалами и сколько их исчезло навсегда, но, к счастью, то, что удалось открыть и сохранить ученым, можно увидеть и в Египетском музее в Каире, и в самой Саккаре в открывшемся в 2006 г. музее Имхотепа.
Саккара, так же как и Абусир, и Гиза, пострадали от вандалов в 2011 г., когда в Египте бушевала революция против власти президента Хосни Мубарака, и воспользовавшиеся хаосом в стране вандалы-любители наживы в районах древних некрополей не столько боролись за политические права, сколько занимались мародерством.
Пожалуй, самый большой вклад в открытия Саккары внесли французские археологи. Много работали здесь также немцы и британцы. Француз Огюст Фернан Мариетт (1821-1881 гг.) впервые увидел пирамиду Джосера в 1850 г. Впечатленный ее величием, он немедленно принялся за исследование Саккары и вскоре обнаружил Аллею сфинксов и Серапеум — место захоронения бальзамированных священных черных быков Аписа — священного олицетворения Птаха. Эта постройка времен XVIII династии. С именем Мариетта связано множество знаменитых открытий, сделанных в Саккаре. Специальный департамент правительства Египта, кратко именуемый Служба древностей, ведет в Саккаре раскопки уже около 100 лет, а последние 20 лет ими руководит виднейший египтолог мира, глава Службы древностей Захи Хавасс (р. в 1947 г.).


Общая информация

Некрополь фараонов Древнего Египта, их сановников и членов их семей в Египте.

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1979 г.

Язык: арабский.

Денежная единица: египетский фунт.
Ближайший населенный пункт: селение Саккара.

Ближайший аэропорт: Каир (международный).

Цифры

Протяженность некрополя с севера на юг — 7-8 км.

Ширина некрополя: 800-1800 м.
Высота пирамиды Джосера: изначальная — 62,5 м, сегодня — 62 м.
Высота пирамиды Усеркафа: изначальная — 49,4 м, сегодня — около 18 м.
Высота пирамиды Тети сегодня: 20 м.
Высота пирамиды Пепи I: сегодня: 12 м.
Высота пирамиды Пепи II: изначальная — 52,5 м, сегодня — около 25 м.

Климат и погода

Аридный (пустынный).

Средняя температура января: +13.5°С.

Средняя температура июля: +27,5°С.

Среднегодовое количество осадков: 16 мм.

Экономика

Туризм.

Достопримечательности

■ Ступенчатая пирамида Джосера.

■ Пирамида Униса (Унаса).

■ Пирамида Усеркафа.

■ Пирамида царицы Неферхетепис.

■ Пирамида Тети.

■ Пирамида Ипут, жены фараона Тети.

■ Пирамида Хунт, жены фараона Тети.

■ Мастаба Мереруки.

■ Мастаба Кагемни.

■ Мастаба Анхмахора.

■ Пирамида Сехемхета.

■ Пирамида Хену.

■ Пирамида Пепи I.

■ Пирамида Джедкара Исеси.

■ Пирамида Меренре.

■ Пирамида Пепи II.

■ Мастаба Шепсескафа.

■ Мастаба эль Фарау.

■ Пирамида Иби.

■ Пирамида Хинджера.

■ Серапеум. Галерея каменных саркофагов Аписа.

■ Музей Имхотепа.

Любопытные факты

■ На пьедестале статуи фараона Джосера, созданной Имхотепом, приведено другое имя фараона. Джосером, что означает «великолепный», его стали называть в период Среднего царства (приблизительно в 2040-1783 или 1640 гг. до н. э.), при XII династии. При жизни он имел пять имен, самое почетное из которых было Хор-Нечерихет. Древние греки называли его Тосорфрос. А Имхотеп всегда был Имхотепом, единственным и неповторимым, для древних египтян — полубогом в силу своих многочисленных талантов. На том же постаменте сразу после титулов царя следуют титулы Имхотепа: «хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта, первый после царя в Верхнем Египте, распорядитель Великого дворца, главный жрец Гелиополя Имхотеп, строитель, архитектор, ваятель каменных ваз».

■ Мерит Птах, жившую в Мемфисе в XXVII в. до н. э. (не путать с Мерит-Птах, женой Рамоса, правителя Фив), египтологи считают первой в истории женщиной, ставшей врачом, или по меньшей мере самым авторитетным врачом среди женщин, принимавших роды и составлявших целительные отвары трав. О ней сообщила табличка в саккарской гробнице ее сына, верховного жреца, на ней Мерит Птах названа «главным врачом».

■ Египтолог Огюст Фернан Мариетт дружил с Джузеппе Верди и однажды подал композитору идею написать оперу на древнеегипетскую тему, и либретто для «Аиды» было написано по сюжету, предложенному Мариеттом. Премьера оперы состоялась в Каире 24 декабря 1871 г. С тех пор этот шедевр Верди не выходит из оперного репертуара.

■ Похоронен Мариетт по его завещанию во дворе основанного им в 1859 г. Египетского музея в Каире, в саркофаге.

■ Возле святилища в честь богини кошек Бает есть некрополь около 10 тыс. кошек, мумифицированных и заключенных в саркофаги. В 2011 г. в Саккаре было обнаружено самое большое кладбище мумифицированных животных; в основном это были собаки. Археологи обнаружили около миллиона мумий животных и предполагают, что всего их тут около восьми миллионов: еще не все катакомбы исследованы. Тут нельзя не вспомнить, что бог мертвых Анубис изображался с головой собаки или шакала. В Древнем Египте животными священными, а значит, достойными мумификации считались также ибисы, соколы, жуки-скарабеи, в некоторых регионах — рыбы, змеи, крокодилы.

■ Двойная гробница писца фараона VI династии Пепи II Шендвы и его сына Хосу, найденная экспедицией Захи Хавасса в 2009 г., поразила археологов тем, как ярко и свежо выглядят ее краски — как будто они были нанесены совсем недавно.

Саккара | Египет, карта, гробница и серапеум

Ступенчатая пирамида Джосера

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Огюст Мариетт
Похожие темы:
древнеегипетская религия археология мастаба
Похожие места:
Египет древний Египет Мемфис

См. весь соответствующий контент →

Ṣaqqārah , также пишется как Saqqara или Sakkara , часть некрополя древнеегипетского города Мемфис, в 15 милях (24 км) к юго-западу от Каира и к западу от современной арабской деревни Саккара.

Это место простирается вдоль края пустынного плато примерно на 5 миль (8 км), гранича с Абу Сиром на севере и Дахшуром на юге. В 1979 году древние руины в районе Мемфиса, в том числе Саккара, Абу Сир, Дахшур, Абу Рувайш и пирамиды Гизы, были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Путешествуйте вниз по Нилу, чтобы открыть для себя важные древние египетские культурные памятники, такие как пирамиды Гизы

Посмотреть все видео к этой статье Кирпичные гробницы, или мастабы (араб.: maṣṭabāt , единственное число maṣṭabah ), были обнаружены в самом начале египетской истории. Хотя кувшины для хранения, найденные в мастабах, носили имена царей 1-й династии (ок. 29 г.25–в. 2775 г. до н.э.), кажется, что эти гробницы принадлежали высокопоставленным чиновникам того периода.

Викторина «Британника»

Популярная викторина: 18 вещей, которые нужно знать о Древнем Египте

К югу от раннединастического кладбища находится комплекс ступенчатых пирамид Джосера, второго царя 3-й династии (ок. 2650–ок. 2575 до н. э.). Архитектор Джосера Имхотеп спроектировал новую форму погребального сооружения для царя в виде пирамиды в шесть ступеней. Вокруг пирамиды находится огромный комплекс залов и дворов, в которых прототипы построек из сырцового кирпича, дерева и тростника впервые были преобразованы в прекрасный известняк. Шепсескаф из 4-й династии (ок. 2575–ок. 2465 до н. э.) построил Маштабат Фиравн, гробницу в форме гроба, и несколько царей 5-й династии (ок. 2465–ок. 2325 до н. э.) также построили свои пирамиды в Саккаре. Унас, последний царь 5-й династии, был первым, кто начертал на стенах своей пирамиды Тексты пирамид, призванные защитить умершего царя и обеспечить ему жизнь и средства к существованию в будущей жизни. Последующие цари 6-й династии (ок. 2325–ок. 2150 до н. э.) продолжили практику написания текстов пирамид в подземных камерах. За исключением Тети, цари 6-й династии построили свои пирамиды к югу от пирамиды Унаса, а самая южная — пирамида царя 13-й династии (ок. 1756–ок.
1630 до н. э.).

Вокруг пирамид своих государей в мастабах хоронили дворян Старого царства (ок. 2575–ок. 2130 до н. э.). Резьба на стенах в их гробницах изображает сцены повседневной жизни.

Во времена Среднего царства (1938–ок. 1630 г. до н. э.) в некрополь Саккара было добавлено относительно немного гробниц. Однако в Новом царстве (ок. 1539–1075 гг. до н. э.) Мемфис стал главным административным и военным центром, и было найдено несколько гробниц того периода, в том числе прекрасно украшенная гробница генерала, впоследствии короля Хоремхеба, заново открыт в 1975. Кроме того, в ту эпоху и позднее священные быки Аписа хоронили в Саккаре в больших подземных галереях, самой известной из которых является Серапеум. Последними внушительными гробницами, построенными в Саккаре, были гробницы нескольких великих чиновников саитского и персидского периодов. В северо-восточной части некрополя, под полем мастаб 3-й и 4-й династий, еще один комплекс подземных ходов содержит тысячи мумий ибисов птолемеевского периода.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Зейданом.

Гробницы Саккары | История

В двадцати милях к югу от Каира, на западном берегу Нила, где поля, питаемые реками, уступают место пустыне, находится древнее место Саккара, отмеченное рушащимися пирамидами, вырастающими из песка, как зубы дракона. Наиболее поразительна знаменитая Ступенчатая пирамида, построенная в 27 веке до н.э. Джосером, фараоном Древнего Царства, который положил начало традиции строительства пирамид как монументальных царских гробниц. Более дюжины других пирамид разбросаны по пятимильной полосе земли, которая также усеяна остатками храмов, гробниц и дорожек, которые в совокупности охватывают всю историю древнего Египта. Но под землей гораздо больше — огромный и необыкновенный мир сокровищ.

Место раскопок находится недалеко от Ступенчатой ​​пирамиды Джосера, которая, как считалось, передает божественную энергию. Роджер Анис

В один из палящих дней прошлой осенью Мохаммад Юссеф, археолог, цеплялся за веревку внутри шахты, которая была закрыта более 2000 лет. Внизу он посветил фонариком в щель в известняковой стене, и его приветствовали сияющие глаза бога: маленькая раскрашенная статуя составного погребального божества Птах-Сокар-Осирис с золотым ликом и короной с перьями. Это был первый взгляд Юссефа на большую комнату, которую охраняла куча статуэток, резных деревянных сундуков и груды почерневшего белья. Внутри Юссеф и его коллеги обнаружили признаки того, что похороненные здесь люди имели богатство и привилегии: позолоченные маски, прекрасно вырезанного сокола и нарисованного жука-скарабея, катящего солнце по небу. И все же это не была роскошная семейная гробница, как можно было бы ожидать. Вместо этого археологи были поражены, обнаружив десятки дорогих гробов, стиснутых вместе, сложенных до потолка, как на складе. Красиво раскрашенные ящики в форме человека были грубо сложены поверх тяжелых известняковых саркофагов.

Позолоченные гробы были забиты в ниши по стенам. Сам пол был покрыт тряпками и костями.

Эта жуткая камера — одна из нескольких «мегагробниц», как их описывают археологи, обнаруженных в прошлом году в Саккаре, обширном некрополе, который когда-то служил близлежащей столице Египта Мемфису. Экскаваторы под руководством Юссефа обнаружили сотни гробов, мумий и погребального инвентаря, в том числе резные статуи и мумифицированных кошек, упакованных в несколько шахт, нетронутых с древних времен. Находка включает в себя множество отдельных произведений искусства, от позолоченной портретной маски шестого или седьмого века до н.э. дворянки к бронзовой фигуре бога Нефертема, инкрустированной драгоценными камнями. Масштабы находок, запечатленных в документальном сериале Smithsonian Channel «Охотники за гробницами», предварительная копия которого была предоставлена ​​мне, взволновали археологов. Говорят, что это открывает окно в поздний период древнеегипетской истории, когда Саккара была центром национального возрождения культуры фараонов и привлекала посетителей со всего известного мира. Сайт полон противоречий, переплетающих прошлое и будущее, духовность и экономику. Это был улей ритуалов и магии, который, возможно, не мог показаться более далеким от нашего современного мира. Тем не менее, он породил настолько мощные идеи, что они до сих пор определяют нашу жизнь.

* * *

Путешественники, посещающие Египет, давно восхищаются остатками затерянного мира фараонов — великими пирамидами, древними храмами и загадочными письменами, высеченными на камне. Но египтология, официальное изучение древней египетской цивилизации, не начиналась всерьез до тех пор, пока на рубеже 19-го века не вторгся Наполеон Бонапарт, а французские ученые не собрали подробные записи о древних местах и ​​не обыскали страну в поисках древностей. Когда в 1820-х годах Жан-Франсуа Шампольон расшифровал иероглифы, история одной из величайших цивилизаций человечества, наконец, стала доступна для прочтения, и европейские ученые и энтузиасты стекались, чтобы увидеть не только пирамиды в Гизе, но и колоссальные статуи Рамзеса II, высеченные в скалах. в Абу-Симбеле и королевских гробницах в Луксорской Долине Царей.

5W Инфографика. Источники: Smithsonian Channel, At Land Productions, Lion TV.

Помимо разрушенных пирамид, Саккара, напротив, была известна своими подземными пещерами, которые местные жители совершали набеги в поисках мумий для использования в качестве удобрения, а туристы рыскали в поисках сувениров. Мародеры увозили не только мумифицированных людей, но и мумифицированных животных — ястребов, ибисов, бабуинов. Саккара не привлекала особого внимания археологов до тех пор, пока в 1850 году ее не посетил французский египтолог Огюст Мариетт, ставший первым директором Египетской службы древностей. песок был перемешан с обертками мумии и костями. Но он также заметил наполовину закопанную статую сфинкса и, исследуя ее дальше, нашел аллею со сфинксами, ведущую к храму под названием Серапеум. Под храмом были туннели, в которых находились гробы быков Аписа, которым поклонялись как воплощениям Птаха и Осириса.

С тех пор раскопки выявили историю захоронений и культовых церемоний, охватывающую более 3000 лет, от самых ранних фараонов Египта до его последних дней в римской эпохе. И все же Саккара осталась в тени гламура Луксора на юге, где во втором тысячелетии до н.э. фараоны покрывали стены своих гробниц изображениями загробной жизни, а Великие пирамиды находились всего в нескольких милях к северу.

Мохаммад Юссеф, директор участка, готовится исследовать шахтную гробницу. Шахты могут спускаться на 30 футов и открываться на разных уровнях в ниши и камеры. Роджер Анис

Безусловно, Мостафе Вазири, археологу, руководившему последним проектом, потребовалось некоторое время, чтобы поддаться чарам Саккары. Большую часть своей карьеры он провел на раскопках в Луксоре, но в 2017 году был назначен директором Высшего совета Египта по древностям (что, среди прочего, сделало его преемником Мариетты). Новая работа повлекла за собой переезд в Каир. Поэтому продолжать раскопки в южном Египте было уже нецелесообразно, говорит он, но у него на пороге появилась еще одна прекрасная возможность: «Я понял, что от моего офиса до Саккары меньше часа!»

Работая с египетской командой, включая Юсефа, директора участка, Вазири решил провести раскопки рядом с таинственным храмом под названием Бубастейон, посвященным богине-кошке Бастет, который был вырублен в известняковых скалах недалеко от восточной границы участка около 600 г. до н.э. Группа французских археологов работала поблизости в течение десятилетий, где они нашли, среди других открытий, 14-го века до н.э. гробница кормилицы царя Тутанхамона Майи. Но Вазири нацелился на область, которую французская команда использовала для свалки мусора после раскопок, рассчитывая, что все, что лежало под ним, осталось нетронутым.

Местные рабочие помогали в раскопках, используя традиционную лебедку, известную как тамбора, которая может поднимать предметы весом около 1000 фунтов. Роджер Анис

Его подход окупился. В декабре 2018 года Вазири объявил об открытии 4400-летней гробницы, неповрежденной и богато украшенной резьбой, которая принадлежала высокопоставленному священнику по имени Вахтье. В следующем сезоне были обнаружены интригующие тайники с мумиями животных — не только кошек, но и кобры, львенка, мангуста и даже жука-скарабея. Затем, в сентябре 2020 года, команда обнаружила вертикальную шахту, вырытую на глубине 30 футов в скале, первую из «мегагробниц». В отдельных нишах на дне стояли два гигантских гроба, а когда археологи расчистили окружающий их мусор, они обнаружили еще десятки. «Мне пришлось позвонить министру [древностей], — говорит Вазири. «Он спросил меня: «Сколько?» Восемь месяцев спустя Вазири все еще считает.

* * *

В простой консервационной лаборатории, созданной на месте, Юссеф и его коллеги восхищались первым гробом, извлеченным из шахты. Запечатанный черной смолой, он имел форму человека, но был огромным и приземистым — более 7,5 футов в длину и 3 фута в ширину — с широким бесстрастным лицом. Сняв деревянную крышку с замысловатой резьбой, можно было увидеть отблеск золота: внутри был вложен второй гроб с позолоченной маской. Прекрасно сохранившийся, на нем было изображено лицо женщины с большими глазами, подведенными краской. Остальная часть внутреннего гроба была причудливо раскрашена в синий, зеленый и красный цвета и включала мотивы цветов и листьев, а также изображение богини неба Нут с распростертыми крыльями. Однако самыми захватывающими были иероглифы, потому что они давали ценную информацию о жительнице: не только заклинания, помогающие ей в путешествии в загробный мир, но и сведения о ее семье, а также ее имя: Та-Геми-Эн-Асет.

Бубастейон, посвященный богине-кошке Бастет, вероятно, был построен в 6 веке до нашей эры. недалеко от восточной границы Саккары. Палатка — исследовательская полевая станция. Роджер Анис

Эти детали и характерный стиль гроба указывают на то, что она жила в шестом или седьмом веке до нашей эры, в начале Позднего периода Египта, когда фараон по имени Псамтик I воссоединил страну после периода нестабильности и иностранных вторжений. Египет снова стал сильным и процветающим, мировой державой наряду с Вавилоном и Персией. Псамтик также возродил могущественный город Мемфис, в котором тогда проживало около двух миллионов человек, и близлежащую Саккару, где хранились мертвые. По словам Кэмпбелла Прайса, куратора отдела Египта и Судана в Манчестерском музее в Англии, имя Та-Геми-Эн-Асет означает «та, которую нашла Исида». Надписи на гробе описывают ее мать как певицу и включают символ, представляющий систрум, музыкальную погремушку, используемую в храмах. Прайс предполагает, что Та-Геми, возможно, принадлежал к культу Исиды и, возможно, играл роль в ритуалах и праздниках в соседнем храме, посвященном богине.

Второй гроб, извлеченный из шахты, был похож на гроб Та-Геми, и в нем также был внутренний гроб с позолоченной маской. На этот раз на портретной маске был изображен бородатый мужчина по имени Псамтик (вероятно, в честь одного из нескольких фараонов этого периода, носивших это имя). Сначала команда задавалась вопросом, связаны ли Та-Геми и Псамтик. Иероглифы показали, что у их отцов было одно и то же имя: Гор. Но имена их матерей были другими, и дальнейшие открытия выявили иную картину.

Инженер из каирского университета Айн-Шамс использует лазерный сканер, чтобы составить карту 4300-летней гробницы высокопоставленного чиновника по имени Пиномис. Роджер Анис

Команда копала глубже, мучительно медленный процесс, в котором участвовали местные рабочие, которые выгребали песок вручную и вытаскивали корзины с мусором на поверхность, используя традиционную деревянную лебедку под названием tambora , конструкция которой не т изменился в веках. Под погребальной нишей Псамтика находилась комната, заполненная множеством дополнительных гробов, засыпанных щебнем и поврежденных древними камнепадами. Дно шахты вело во вторую, еще большую пещеру, внутри которой было забито более сотни гробов разных стилей и размеров. Также имелся сыпучий инвентарь, в том числе ушабти , миниатюрные фигурки, предназначенные в качестве слуг в загробной жизни, и сотни статуэток Птаха-Сокара-Осириса. Были даже гробы, закопанные в основании самой шахты, как будто тому, кто их поставил, не хватило места. Результатом стала мегагробница, описанная исследовательской группой как самая большая концентрация гробов, когда-либо обнаруженных в Египте.

Могущество, слава, военные трофеи и внушающие благоговейный трепет монументы отмечают исторические эпохи Древнего Египта

Исследования Мэтью Брауна

Огромные коллекции мумий и гробов были найдены и раньше, но никогда еще они не были сгруппированы так плотно. Это было массовое захоронение поразительных масштабов, и оно проливает свет на египетскую культуру в момент перехода. В Древнем царстве, в третьем тысячелетии до нашей эры — во времена Джосера — элита, похоже, предпочитала частные семейные пространства, такие как высеченная в скале гробница священника Вахтье, которая включала богато украшенную надземную часовню для посетителей, украшенную расписными рельефами, надписями. и статуи самого Вахтье. Погребальные шахты, вырытые в полу таких гробниц, посвящались конкретным членам семьи. К позднему периоду, примерно 2000 лет спустя, зажиточные египтяне, такие как Та-Геми и Псамтик, были забиты в тесные общие пространства, как дешевые ящики. Почему люди, которые явно могли позволить себе дорогие гробы, довольствовались таким переполненным местом упокоения?

По словам Эйдана Додсона, египтолога из Бристольского университета в Англии, они сделали это отчасти потому, что к тому времени практика стала просто рутинной. Общие гробницы стали популярными в Египте около 1000 г. до н.э., что было вызвано экономической необходимостью, поскольку царство столкнулось с периодом нестабильности и краха. Когда Псамтик I восстановил порядок в седьмом веке до нашей эры, практика прижилась. «Мы знаем, что с позднего периода именно так и совершались захоронения», — говорит Додсон.

Гробницы Старого Царства, такие как гробница Пиномиса, были просторными и богато украшенными. К позднему периоду, 2000 лет спустя, гробы теснились в грубо обтесанных шахтах. Роджер Анис

Кэмпбелл Прайс из Манчестерского музея добавляет, что ответ также связан с пирамидами Саккары. Некрополь всегда был центром религиозных культов, с того времени, когда здесь впервые хоронили высокопоставленных египтян, часто в низких гробницах с плоскими крышами, называемых мастаба , и, вероятно, задолго до этого. Чтобы помочь объединить страну после неспокойных времен, Псамтик поощрял возрождение традиционных ритуалов и верований; После долгого периода захолустья Саккара снова стала популярной. По словам Прайса, это было больше, чем местное кладбище, оно стало местом паломничества, «как древняя Мекка или Лурд», привлекая посетителей не только из Египта, но и со всего восточного Средиземноморья. Таким зданиям, как Ступенчатая пирамида, в то время уже тысячи лет, и люди считали их создателей, таких как Джосер и его архитектор Имхотеп, самими богами. Возникли культы и храмы. Паломники приносили подношения и соперничали за места для захоронения для себя и своих семей рядом с древними священными гробницами. «Саккара была бы тем местом, где можно было бы увидеть мертвых», — говорит Прайс. «В нем была таинственная, божественная энергия, которая помогала вам попасть в загробную жизнь».

Разнообразие захоронений внутри шахт, от простых деревянных ящиков до расписных гробов и каменных саркофагов, позволяет предположить, что представители среднего класса позднего периода были похоронены вместе. Роджер Анис

Это создало условия для процветающей коммерческой деятельности, переплетённой с духовной, в результате чего появился своего рода рынок недвижимости для мёртвых. «Это бизнес, — говорит Додсон. Вероятно, была скользящая шкала доступных опций. Высокопоставленные чиновники и военные офицеры были погребены в больших гробницах возле пирамид Древнего царства Унас и Усеркаф, например, в то время как самые бедные слои общества, вероятно, были похоронены «в пустыне в простыне». Но богатые средние классы, похоже, выбрали общую шахту, возможно, с частной нишей, если они могли себе это позволить, или просто были свалены на пол вместе с другими. Если вы хотели быть ближе к магической энергии богов и праздников Саккары, говорит Додсон, «вы купили себе место в шахте».

Гроб человека, который, вероятно, жил в Поздний период. Внутри мумию охраняет крылатая богиня Нут; погребальная молитва иероглифами выше его имени и происхождения. Роджер Анис

Огромные захоронения, обнаруженные командой археологов Вазири, показывают, насколько сильным стало стремление к определенным местам и насколько они были прибыльными. Вместо того, чтобы рыть новые гробницы, священники, ответственные за погребения, повторно использовали старые шахты, расширяя их и, как предполагают Прайс и Додсон, запихивая столько гробов, сколько могли. Скалы Бубастейон, возвышающиеся над пейзажем и расположенные недалеко от основного маршрута процессии, возможно, были одним из самых популярных мест.

* * *

В октябре прошлого года археологи обнаружили новую шахту под руинами Бубастиона — хаотичное, разрисованное помещение, освещенное фонариком Юссефа. Это была еще одна мегагробница, наполненная некоторыми из лучших гробов и мумий, когда-либо обнаруженных, а также погребальным инвентарем, включая деревянный ящик с соколом (возможно, сундук с канопой, используемый для хранения внутренних органов, удаленных во время мумификации) и многочисленные раскрашенные Птах-Сокар. -Статуи Осириса, одна из которых содержала семена, символ возрождения.

Многие захоронения датируются более поздней датой, чем другие находки в Саккаре, эпохой греческого правления в Египте после Позднего периода, после того как Птолемей, один из высших полководцев Александра Македонского, основал новую династию фараонов в 305 г. до н. э. С фараонами-птолемеями пришло сильное влияние греческой культуры, особенно в столице Средиземноморья Александрии, где жили некоторые из лучших ученых эллинистического мира, такие как математик Евклид и врач-анатом Герофил. Сотни тысяч мигрантов со всего греческого мира поселились в других местах Египта, и многие из них получили участки земли. Общественной жизнью управляли греки, но в частной жизни, включая религиозное поклонение, существовала значительная свобода, и многие из вновь прибывших, по-видимому, переняли египетские верования и обычаи, включая мумификацию. Со временем, говорит Додсон, «все больше людей, идентифицировавших себя как греков, хоронили в соответствии с египетскими обычаями». Саккара была занята как никогда, и новые открытия предполагают, что жрецы все еще сжимали в шахтах как можно больше тел.

Реставратор чистит статуэтку составного божества Птаха-Сокара-Осириса; каждый бог был связан с творением или возрождением и почитался в Саккаре. Роджер Анис Кувшин из древка, на котором, по-видимому, выгравировано лицо Беса, благодетельного божества с гротескными чертами лица, защищавшего от злых существ. Роджер Анис Поскольку древки использовались египтянами по-разному, археологи нашли незащищенные останки, такие как этот череп, вместе с дорогими гробами. Роджер Анис

В соседней шахте команда обнаружила кошачьи мумии вместе с человеческими останками. Предыдущие раскопки обнаружили огромный кошачий некрополь в Бубастионе, где животные, посвященные кошачьей богине Бастет, были забальзамированы и оставлены в качестве подношений. Это был один из многих местных культов животных. К северу от Бубастейона находится Анубиейон, храмовый комплекс, посвященный богу смерти Анубису с головой шакала, где, по оценкам, в лабиринтных туннелях находились миллионы мумифицированных собак. Помимо этого, катакомбы когда-то были заполнены мумифицированными ибисами, ястребами и бабуинами. На западе находится Серапеум, где были похоронены быки Аписа.

Гроб с хорошо сохранившейся мумией женщины по имени Та-нет-Имен, датируемой эпохой Птолемеев более 2000 лет назад. Позолоченная маска свидетельствует о ее богатстве и статусе. Роджер Анис Раскрашенный деревянный гроб с подведенными искусственным красителем глазами, в котором находится хорошо сохранившаяся мумия неизвестного высокопоставленного чиновника позднего периода. Роджер Анис

Эти культы всегда существовали в Саккаре. Их корни уходят в додинастические времена, и они особенно процветали в Поздний период, во время возрождения, начатого Псамтиком, возможно, потому, что они считались архетипическими египтянами, говорит Салима Икрам, египтолог из Американского университета в Каире, — символ национальной идентичности, когда иностранное влияние было постоянной угрозой. Но еще более популярными они стали во времена греков, когда миллионы животных разводили на заказ, предположительно на близлежащих фермах, и часто приносили в жертву вскоре после рождения. Вазири и его коллеги нашли мумии животных разного качества, которые, вероятно, были оценены соответственно. Рентгеновские снимки показывают, что в некоторых «мумиях» вообще нет кошачьих останков. А смесь с человеческими костями предполагает, что если жрецам не хватило места в специальных катакомбах для животных, они просто захватили более старые человеческие гробницы. Иными словами, культы животных стали еще более значительной экономической и духовной силой, способствовавшей окончательному расцвету Саккары. Или, как выразился Прайс: «Саккара была подобна огромному божественному магниту или батарее, питаемой всеми этими мумиями животных».

Для греков часть привлекательности таких египетских обычаев, возможно, заключалась в простоте личного обращения к богам, посещения прилавка, где продаются мумифицированные животные, и выбора из множества предлагаемых готовых продуктов. И награда тоже была бы привлекательной: обещание, уникальное для египетской теологии того времени, вечной загробной жизни в великолепии. Напротив, «греческие представления о загробной жизни были довольно скучными», — говорит Прайс. Например, в классической греческой литературе мертвые были просто тенями, населяющими темный подземный мир. В вавилонской и иудейской традициях были очень эксклюзивные представления о небе; вечная жизнь была зарезервирована для богов. Но египетские тексты, покрывающие стены внутри пирамид Саккары, описывают душу царя, поднимающуюся после смерти, чтобы присоединиться к солнцу в небе. Примерно к 2000 году до нашей эры заклинания воскрешения были написаны прямо на гробах, что позволило даже обычным гражданам, таким как Та-Геми, совершить путешествие к идиллическим золотым полям. Хотя детали загробной жизни со временем менялись, самым желанным местом после смерти в период Птолемеев было «Тростниковое поле», сельскохозяйственный рай с неизменным урожаем и вечной весной.

Слева: деревянная статуя в натуральную величину, найденная в гробнице Пиномиса. В его левой руке длинный посох; в его правом (теперь пустом) была, вероятно, дубинка. Оба означали его ранг и власть. В центре: эта замечательно сохранившаяся ложная дверь, считающаяся воротами между мирами живых и мертвых, была найдена в гробнице Пиномиса, где также покоятся его жена и дети. На нем написаны погребальные молитвы. Справа: бронзовая статуя бога Нефертема, инкрустированная драгоценными камнями. Обычно изображаемое в виде молодого человека в головном уборе из цветов лотоса, божество ассоциировалось с перерождением. Мохамед Эльсиади и Нагм Элдин Египетский музей в Каире является домом для крупнейшей в мире коллекции древностей фараонов, начиная с додинастических эпох и заканчивая Римом. Роджер Анис

После смерти Клеопатры в 30 г. до н. э., положившей конец эпохе Птолемеев, Египтом правил Рим. В то время как греки интегрировались в египетскую культуру, римляне переделали ее, навязав свои законы и административные системы, а со временем и новую христианскую веру. В Саккаре последние египетские мумии датируются третьим веком нашей эры. Однако, несмотря на культурный триумф Рима, некоторые египетские иконографии продолжают жить в христианских повествованиях. Многие ученые отмечают сходство между египетским и христианским религиозным символизмом, например, в историях о богине Изиде и ее сыне Горе, о Деве Марии и ее сыне Иисусе. «Большая часть иконографии в христианстве восходит к Древнему Египту, — говорит Икрам из Американского университета в Каире.

Наклоненная маска на этом гробу, вырезанная отдельно, может указывать на то, что умерший не мог позволить себе строительство более высокого качества; в остальном гроб не украшен. Роджер Анис

Это не означает, что эти изображения обязательно были присвоены напрямую; скорее, в древности эти влияния распространялись по многим направлениям. Историк Диармейд МакКаллох из Оксфорда отмечает, что христианские представления о загробной жизни, в частности, во многом основывались на греческих верованиях, которые к тому времени разработали «словарь» для таких концепций, как идея Платона о том, что человеческая душа «может отражать божественную силу вне себя». ». Платон, со своей стороны, находился под влиянием Пифагора, который, как полагают, учился в Египте в шестом веке до нашей эры. «К тому времени, когда христиане начали создавать свою собственную литературу, — пишет Маккаллох в Христианство: первые три тысячи лет , «их авторы явно находили такие разговоры об индивидуальной душе и воскресении совершенно естественными».

* * *

Сегодня темпы открытий в Саккаре остаются высокими. «Мы нашли кое-что в прошлую субботу», — недавно сказал Вазири, жужжа от волнения. — Но я пока не могу тебе об этом рассказать. Салима Икрам работает с японскими археологами к северу от Бубастейона, где некоторые гробы, похоже, были оставлены прямо в песке. Археолог Захи Хавасс недавно сообщил об обнаружении храма, принадлежащего ранее неизвестной жене фараона Древнего царства Тети. Группа, работавшая возле пирамиды Унаса, обнаружила мастерскую мумификации позднего периода с площадкой для бальзамирования, курильницей для благовоний и высеченными в камне каналами для стока крови. Вазири надеется обнаружить мастерские, где изготавливались деревянные гробы. «То, что мы нашли за последние три года, — говорит он, — это даже не 10 процентов того, что мы найдем».

В ходе недавних раскопок уже были обнаружены сотни гробов. «Нам нужно больше узнать о них и их жизни, чтобы завершить нашу историю», — говорит археолог Ахмед Зикри. Роджер Анис

Тем временем египтологи стремятся изучить сотни новых мумий и гробов. «Было бы интересно попытаться отобразить этих людей на ландшафте», — говорит Прайс. Ранее он использовал геофизические методы для исследования под землей в Саккаре, в результате чего были обнаружены остатки многочисленных храмов, выстроившихся вдоль пути процессии к Серапеуму, но этот подход не может дать тексты или имена, чтобы определить, каким богам поклонялись в этих местах. Теперь мы можем добавить «социальный слой», надеется он, чтобы выяснить, кем были люди, работавшие в этих храмах, и во что они верили. Икрам говорит, что надписи на гробах могут идентифицировать отношения между людьми, возможно, показывая, были ли семьи похоронены вместе или с людьми схожих занятий.

Однако недавние открытия уже помогают представить этот некрополь не как безмолвное кладбище, а как оживленный экономический и духовный центр, наполненный храмами, бальзамировочными домами, лавками и мастерскими.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *