Римский цирк: Цирк в Древнем Риме
Цирк в Древнем Риме
Главная » Темы » Цирк
Рубрика: Цирк
Привычный для нас цирк, в который так любят ходить и дети, и взрослые, появился далеко не сразу. С первым цирком его связывает разве что округлая форма. А представления, которыми вначале Рим развлекал свою публику, носили более жестокий характер.
Воинственные жители
Римляне-солдаты большую часть своей жизни проводили в набегах на соседние государства. Это не могло не наложить определенный отпечаток на их характер. Даже вернувшись домой, они требуют пролития крови и сражений. Именно это и происходило в стенах цирка.Так, в нем могли сражаться люди друг с другом, люди с животными, хотя, скорее наоборот, так как часто дикие звери были в несколько раз сильнее и побеждали в один присест. Иногда на импровизированной арене выступали только животные, яростно пытавшиеся выжить в смертельной схватке. Но начиналось все со скоростных соревнований по езде на колесницах.В двухколесные деревянные повозки запрягали четверку лошадей с наездниками, одетыми в разные цвета. Они должны были проехать семь раз, описывая круги. Побеждал тот, кто приезжал до намеченной линии быстрее всех. Обычно возниц было четыре, но делать заезды они могли по желанию зрителей и магистрата с утра и до вечера.
Кажется, будто ничего сложного в этом нет. На самом деле, управлять двумя парами взмыленных лошадей, которые так и норовят сбросить седока на каждом повороте, было очень опасно. Вдобавок ко всему, в центре цирковой арены была установлена каменная ость высотой до 1,5 метров, повторяющая форму самого цирка. На ее плоской вершине был установлен ряд статуй богов, в том числе Виктории (богини победы), Фортуны (богини удачи) и своеобразное счетное табло. А по углам стояли столбы, с которыми можно было легко столкнуться, неправильно рассчитав вход в поворот, и разбиться. Поэтому наездники на колесницах всегда выбирали между тем, чтобы срезать поворот, но подвергнуть себя риску смерти или потратить несколько секунд, но безопасно объехать препятствие.
Не стоит говорить, что на соревнованиях не обходилось без летальных случаев. Зрители тоже не скрывали своих эмоций. Сверху они изливали на участников потоки криков, хвалебных слов, брани, свистели неудачникам.
Награждение
Победителей же ждала весомая награда: мешочек с золотом, лавровый венок, пальмовая ветвь. Кстати, награждались и люди, и кони. К скакунам в Древнем Риме вообще было особенное отношение. Их отбирали только из самых ценных пород, тратили на это уйму денег. За особо породистым рысаком могли ехать за тридевять земель. Наездники могли сколотить целое состояние, регулярно участвую в гонках. Но часто азарт превышал мнение рассудка, и они соревновались до тех пор, пока могли держать в руках поводья или пока не погибали там же. А на их смену приходили все новые жаждущие славы и денег.Вскоре для соревнований стали выбирать участников из четырех разных групп: белых, красных, синих и зеленых. На их победу делались разные ставки, даже император не видел ничего зазорного в том, чтобы поддерживать одного из наездников. Позже на основе игры были созданы четыре политических партии, и немалую роль в государственных интересах играло то, кто из ее представителей победил на скачках!
Гладиаторские бои
Позже заезды на колесницах сменились гладиаторскими боями и травлей животных. Римляне особо почитали эти виды «циркового мастерства», ведь на них регулярно проливалась кровь, слышались крики победивших и стоны побежденных. Но в боях не просто наносили друг другу раны: стычки гладиаторов требовали особых умений, хитрости и ловкости, чтобы как можно дольше продержаться живым, а зрители успели насытиться зрелищем.Именно поэтому, прежде чем выйти на поле, гладиатор проходил специальную подготовку в школе бойцов по умению держать любое оружие, метать копья. Как правило, школы обучали рабов и военнопленных. И у тех, и у других не оставалось другого выбора, как победить на поле и ждать следующего поединка или умереть. Иногда в ряды гладиаторов вступала и городская беднота, которая получала крышу над головой и пищу, однако никаких льготных условий содержания они не имели.«Представление» могло иметь несколько сценариев, но чаще происходило так: на поле выходили два противника в ярких одеждах, которые прикрывали небольшие участки тела. Один из них играл роль рыболова, вооружался сетью и копьем с тремя наконечниками, а второй был рыбой со щитом и ножом, которым нужно было первым поразить ловца.
Чем больше ран наносили друг другу соревнующиеся, тем больше это распаляло зрителей, которые поддерживали их с трибун. Когда же один из гладиаторов понимал, что его время сочтено, он мог попросить пощады у зрителей, и только они решали исход битвы. Большой палец, поднятый вверх, даровал несчастному жизнь, если кулак с пальцем опускался вниз, побежденного добивали.
Гладиаторские бои просуществовали около половины тысячелетия (105 г. од н.э. – 404 г. н.э.). И все это время они пользовались большой популярностью.
Бестиарии и бои диких зверей
Но если здесь был хоть какой-то шанс выжить, схватка с диким зверем в большинстве случаев заканчивалась плачевно. Против разъяренного медведя или кабана выпускали человека, практически не вооруженного ничем. Поэтому победа раба считалась чем-то сродни божественному чуду.Когда бои людей римлянам надоедали, на арене устраивались битвы животных, причем диковинных, например, носорога или слона с вепрем, львом, диким медведем. Для того чтобы атака была яростнее, животных пытались разозлить, а потом устраивали их встречу. Или могли их связать вместе и наблюдать, как огромный комок шерсти и плоти становится окровавленным. Но рева раненых животных слышно не было – он заглушался восторженным ревом толпы.
Откуда брали животных?
Во времена римских нападений новозахваченные территории обязаны были присылать в Италию диких животных. Вереницы клеток с ними постоянно прибывали в Рим, после чего зверей содержали в зоопарке, пока не наступал их черед для выступления. Иногда зверей дрессировали и обучали, а потом показывали публике. Однако мирные цирковые номера не прижились в Риме, зрители не могли просто так отказаться от сцен кровопролития.
Каким он был?
Около 600 лет назад до н.э. в Риме появился первый цирк. Он состоял целиком из дерева, поэтому был небольшой ширины и высоты. Постепенно его перестроили, поэтому основа стала каменной с мраморными вставками и бронзовой отделкой, а верхушка так и осталась деревянной. Так ее можно было легко разобрать в нужный момент и увеличить. Снаружи постройка выглядела как большая кольцевидная стена, состоящая из аркад и колоннад. К каждому арочному проходу вела узкая лесенка, чтобы зрители не толпились, рассаживаясь по местам.Изнутри он выглядел как просторное поле в центре, окруженное нависающими трибунами. От дождя и солнца защищало натянутое поверху белое полотно. Самые нижние места – только для важных персон: самого императора, консула и другой знати – были каменными. Деревянные скамьи были предназначены для простых жителей. Часто экономия на верхних постройках приводила к трагедиям: часть верха могла загореться или попросту обвалиться, а огромная скученность людей не позволяла им спастись.
Великий римский цирк
Самые захватывающие поединки проходили в Главном цирке Рима, расположенном между холмами Палатин и Авентин. Длина арены достигала 590 метров, а ширина – 80 метров. В его строительстве поочередно принимали участие выдающиеся императоры: Луций Тарквиний, Гай Юлий Цезарь, Нерон, Константин. Однако самым известным на сегодня цирковым сооружением считается Колизей. Всего только в Риме насчитывалось около семи цирков, были они и в других крупных городах – Карфагене, Коринфе, Лионе – и вмещали по разным данным от 50 до 150 тысяч человек.
Тайный смысл, или требование «хлеба и зрелищ»
Цирковые развлечения проводились довольно часто и требовали массивных финансовых вложений. Вход на зрительское место был бесплатным, кроме того, организаторы обязаны были хорошо покормить публику. И пока те наслаждались зрелищем, внизу их ждали горы мяса, вино, фрукты. Однако пока знать не наелась, простолюдинов к столам не подпускали.Государство не терпело бы подобные растраты, если бы имело другую возможность создавать иллюзию процветающего государства. Таким способом пытались задобрить людей и предотвратить бунты, то и дело вспыхивающие на территории Италии. Девиз правящей верхушки гласил, что обычным горожанам нет смысла лезть в политику, лучше пусть они развлекаются просмотром поединков, которые император устраивает в их честь!Вот откуда и пошло выражение «хлеба и зрелищ». Оно отображает культурный уровень римлян того времени, которые предпочитали не знать, что творится за пределами их страны, но не пропускали ни единого гладиаторского или бестиарийского поединка.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Большой цирк в Риме: история, описание, фото
Для большинства жителей современных мегаполисов слово «цирк» подразумевает под собой массу представлений: на арене показывают свое мастерство акробаты, клоуны веселят публику, а дрессированные хищники вызывают восторг талантом их укротителя.
Содержание:
Содержание:
- Краткое описание
- История создания Большого цирка в Риме
- Расцвет и упадок Большого цирка
- Интересная легенда
- Наши дни
- Дополнительная информация
- Большой цирк на карте
Краткое описание
В Древнем Риме Большой цирк был предназначен для несколько иных целей. Его было бы правильнее назвать огромным ипподромом, на котором проводились скачки. Развалины Большого цирка, название которого на латинском языке звучало, как Circus Maximus – достопримечательность столицы Италии, которая вызывает огромный интерес среди туристов, приехавших посмотреть на «вечный город», на его памятники истории и архитектуры.
Большой цирк с высоты птичьего полёта
Большой цирк в Риме располагается в живописной долине между двумя из семи холмов, на которых построен город, Палатином и Авентином. На этом огромном ипподроме могли состязаться за право называться лучшими сразу двенадцать колесниц. Сама долина отличается огромными размерами: ее длина составляет 600 метров, а ширина, практически, 150 метров. Благодаря такой огромной площади и удобному месторасположению, древние римляне, которые любили зрелища ничуть не меньше вкусной еды, решили построить здесь гигантский, даже по современным меркам, цирк.
История создания Большого цирка в Риме
Естественно, документов и свидетельств, найденных в результате археологических раскопок, которые могли бы пролить свет на точную дату постройки Большого цирка, увы, слишком мало. Поэтому мнения историков и археологов на сей счет немного расходятся. По официальной версии первые скачки на роскошных колесницах в долине были проведены во время правления царя Тарквиния Приска. Он находился у власти еще в 500 году до нашей эры. Приблизительно до 330 года до нашей эры колесницы мчались по открытому пространству долины, а зрители, собравшиеся посмотреть на это зрелище, стояли на возвышенностях. Никаких построек в те времена между Авентином и Палатином тогда не было.
Вид Большого цирка с северо-запада
Лишь в 330 году до н.э. в долине был построен, так называемый, старт для колесниц. Именно с этой точки лошади, везущие колесницу, и начинали свой забег. Долина давала возможность проводить скачки лишь по прямой линии. Человек, сидевший в колеснице, доезжал от «старта» до конца долины, затем разворачивал лошадей и, стараясь обогнать соперников, мчался назад.
Существуют предположения, что в 330 году до нашей эры состязания на территории Большого цирка в Риме проводились исключительно после окончания жатвы. Такое мнение может говорить о том, что скачки были своеобразным праздником после сбора урожая, а на месте их проведения крестьяне обрабатывали почву. В последнее время археологам удалось в долине найти остатки временных построек, которые служили ложей для особо знатных гостей, пришедших посмотреть на состязания колесниц.
Вид Большого цирка с юго-востока
Первые статуи и ворота, клети, где содержались животные, появились в Большом цирке только после окончания последней пунической войны – приблизительно в 146 году до нашей эры. Удивительно, но именно в те времена были заложены первые правила и схема проведения скачек, которые сохранились и до наших дней. Связано это было с тем, что посредине долины был прорыт канализационный тоннель, высота которого составляла более 4,5 метров, а ширина – 2,5 метра. Конечно же, в долине образовался холм, сравнивать который древние римляне не захотели. Привычная схема скачек «вперед-назад» уже не могла существовать, и колесницам пришлось ездить по кругу. Огромное строение Circus Maximus стал самым первым в мире кольцевым ипподромом.
Расцвет и упадок Большого цирка
Гай Юлий Цезарь, который прославился не только своими победами на полях кровопролитных битв, но и талантом политика, по-настоящему любил Рим и свято верил в то, что он действительно станет «вечным городом», впрочем, как и вся Римская империя. Именно поэтому во время его правления строительство различных зданий и арен, руины которых сохранились и до настоящего времени, велось поистине бешеными темпами и, конечно же, с особым размахом. Не остался без его пристального внимания и Circus Maximus, который по его приказу был расстроен до невероятных размеров. Если сравнивать современные цирки и стадионы, к примеру, легендарный Уэмбли, то их площади просто меркнут перед площадью Большого цирка в Риме.
Невероятно, но кроме постоянных лож для знати за скачками могли сидя наблюдать 250 тысяч плебсов, ровно столько же (!) было и стоячих мест. Отсюда можно сделать вывод, зрелища привлекали полмиллиона жителей Древнего Рима. Три огромные башни, ворота, через которые покидали цирк победители на своих колесницах, и узкая площадка посередине арены были возведены в рекордно короткие сроки. Эту возвышенность было решено украсить потрясающими обелисками, которые были специально доставлены в Рим из Египта. К слову, эти обелиски чудом сохранились и продолжают удивлять современных туристов. Правда, уже не на территории Большого цирка: одну из них перенесли на Пьяцца дель Пополо, а вторую водрузили почти у входа в Латеранский дворец.
Свою лепту в строительство Большого цирка внес не только Гай Юлий Цезарь. Во времена правления Августа на нижних ярусах были построены каменные места, на них могли располагаться только те римляне, которые могли позволить приобрести себе специальные, изготовленные из бронзы, билеты. Верхние ярусы были выполнены из крепких пород древесины. Клавдий не остановился на достигнутом и решил выполнить некоторые меты из дорогого мрамора, которые были отделаны золотом. Правитель Нерон, прославившийся как злобный тиран, уничтоживший «вечный город», решил, что Цезарь слишком мало отвел места для всадников, и задумал увеличить число колесниц, участвующих в забегах. Для этого он попросту засыпал канал, который был вырыт задолго до его рождения.
Вид Палатин с Большого цирка
64 год нашей эры стал для Рима катастрофой. Пожар, уничтоживший практически весь город, не обошел стороной и Большой цирк: все верхние ярусы, которые были построены из дерева и в которых находились различные лавки и трактиры, были полностью сожжены. Несмотря на разруху, в эпоху властвования Марка Ульпия Нерва Траяна, уже в 81 году были построены роскошные ворота и воссозданы верхние деревянные ложи. Однако архитекторы того времени допустили массу ошибок в своих расчетах, и современным археологам удалось выяснить, что многочисленные обвалы унесли тысячи жизней римлян.
Последнее массовый конный забег состоялся в 549 году. После этого Большой цирк Рима начал приходить в упадок. Ярусы обрушивались, состязания всадников на колесницах более не стали интересовать римлян. В Средние века Рим постоянно расстраивался: строители недолго думали, где брать материал для постройки новых жилых домов. Они попросту разбирали Большой цирк и другие сооружения, возведенные еще во времена расцвета Великой Римской Империи.
Общий вид арены Большого цирка
Интересная легенда
С местом, где сейчас турист может увидеть немногочисленные развалины Большого цирка, связана одна очень интересная легенда. Справедливости ради стоит отметить, что она не подтверждена никакими научными фактами. Некоторые древние римляне в своих письменах говорят о том, что в Риме было сложно встретить хотя бы одну женщину: все население города состояло практически из мужчин. Римляне пошли на хитрость: точнее, небезызвестный Ромул. Он организовал грандиозный праздник между двумя холмами и пригласил на него семейства из близлежащих городов. В разгар представления, римские мужчины с оружием в руках бросились на приглашенных, и похитили всех девушек и женщин. Эта легенда даже носит свое название: «похищение сабиянок». Вслед за этим разразилась война, но эта история уже не имеет никакого отношения к долине, расположенной между Палатином и Авентином. Это, скорее всего, просто легенда, о ней можно узнать из рассказов, передававшихся из поколения в поколение. Также во Флоренции сейчас можно увидеть статую, датирующуюся 1583 годом, и названную скульптором – похищение сабиянок.
Наши дни
В современном Риме коренные жители довольно часто посещают долину, где еще стоят развалины некогда величественного Circus Maximus. Делают они это лишь с одной целью… выгулять там своих домашних питомцев. Хотя иногда долина полностью преображается, на ней собирается огромное количество людей, желающих послушать рок-концерт какой-либо группы, у которой достаточно финансов, чтобы арендовать такую своеобразную концертную площадку. Площадку, на которой немногочисленные руины еще «помнят» голоса Цезаря, Нерона, Траяна и Константина Великого.
Рейтинг достопримечательности:
← РИМ | ИТАЛИЯ | ЕВРОПА → |
Дополнительная информация
Отличные экскурсии по Риму от Трипстера
Экскурсии по Риму от Спутника
Поиск дешёвых авиабилетов в Рим на Авиасейлс. ru
Большой цирк на карте
Подкаст римского цирка | подкаст Мэтта Бейкера и Зака Мабри
Пятница, 6 августа 2021 г.
Пятница, 6 августа 2021 г.
Пятница, 6 августа 2021 г.
Эп. #123! Бритни Спирс опубликовала в Instagram фотографию, в которой говорится, что она теперь католичка. Католический подкаст №1 в мире #FreeBritney должен прокомментировать это. Мы также говорим о Симоне Байлз, спортсменке, которая приняла правильное спортивное решение.
Напишите нам в Твиттере @romancircuspod, @heyitsmattbaker, @zacmabry
Напишите нам [email protected]
Найдите нас в Apple Podcasts. Оцените и просмотрите нас, если хотите. Вы также можете найти нас на Podbean, Stitcher, Google Play, Spotify.
Patreon.com/romancircuspod
Подробнее- Скачать
Пятница, 9 апреля 2021 г.
Пятница, 09 апреля, 2021 г.
Пятница, 09 апр. 2021 г.
Эп. #122! Воскресенье Божественного Милосердия – это воскресенье, и это здорово! Мы немного поговорим о том, как это произошло. Мы также восхваляем DMX и принца Филлипа.
Напишите нам в Твиттере @romancircuspod, @heyitsmattbaker, @zacmabry
Напишите нам по электронной почте [email protected]
Найдите нас в Apple Podcasts. Оцените и просмотрите нас, если хотите. Вы также можете найти нас на Podbean, Stitcher, Google Play, Spotify.
Patreon.com/romancircuspod
Подробнее- Скачать
Вторник, 16 марта 2021 г.
Вторник, 16 марта 2021 г.
Вторник, март 16, 2021
Эп №121! Мило Яннопулос посвятил свою жизнь Святому Иосифу (хорошо!) и открыто занимается конверсионной терапией (конечно). Мы говорим о том, что ему на самом деле нужно сделать, чтобы стать «нормальным». Мы также рассказываем о последних и полностью соответствующих истории новостях из Ватикана.
Напишите нам в Твиттере @romancircuspod, @heyitsmattbaker, @zacmabry
Напишите нам по электронной почте [email protected]
Найдите нас в Apple Podcasts. Оцените и просмотрите нас, если хотите. Вы также можете найти нас на Podbean, Stitcher, Google Play, Spotify.
Patreon.com/romancircuspod
Подробнее- Скачать
9 марта 2021 г.
09 марта 2021 г.
Вторник март 09, 2021
Эпизод 120! Смертельный поединок Меган из-за взрывающейся колючей проволоки! Мэтт смотрел рестлинг, а Зак смотрел интервью. У кого было больше взрывов?? Кроме того, Зак одерживает еще одну победу в кампании #FreeBritney, а Папа Франциск одерживает еще одну победу, отправляясь в Ирак и играя против ИГИЛ 9.0003
Напишите нам в Твиттере @romancircuspod, @heyitsmattbaker, @zacmabry
Напишите нам по электронной почте [email protected]
Найдите нас в Apple Podcasts. Оцените и просмотрите нас, если хотите. Вы также можете найти нас на Podbean, Stitcher, Google Play, Spotify.
Patreon.com/romancircuspod
Подробнее- Скачать
Вторник, 02 марта 2021 г.
Вторник, 02 марта 2021 г.
Вторник, март 02, 2021
Эп. 117! Мы беседуем с редактором журнала The Lamp Мэтью Уолтером о его статье о том, почему мы, католики, любим возмущаться по любому поводу и как это влияет на нас каждый день.
Напишите нам в Твиттере @romancircuspod, @heyitsmattbaker, @zacmabry
Напишите нам по электронной почте [email protected]
Найдите нас в Apple Podcasts. Оцените и просмотрите нас, если хотите. Вы также можете найти нас на Podbean, Stitcher, Google Play, Spotify.
Patreon.com/romancircuspod
Подробнее- Скачать
Пятница, 12 февраля 2021 г.
Пятница, 12 февраля, 2021 г.
Пятница, 12 февраля 2021 г.
Эп. #118! Иммиграционный вундеркинд и студентка юридического факультета Михаля Стовер присоединяется к нам, чтобы обсудить, что происходит в нашей иммиграционной системе, что она видела в Вашингтоне и судах и чего она ожидает от администрации Байдена. Это напряженный разговор!
Напишите нам в Твиттере @romancircuspod, @heyitsmattbaker, @zacmabry
Напишите нам по электронной почте [email protected]
Найдите нас в Apple Podcasts. Оцените и просмотрите нас, если хотите. Вы также можете найти нас на Podbean, Stitcher, Google Play, Spotify.
Patreon.com/romancircuspod
Подробнее- Скачать
Вторник, 2 февраля 2021 г.
Вторник, 2 февраля 2021 г.
Вторник, 02 февраля 2021 г.
Эпизод 117! $ZAC по колено в налогах. Мэтт продолжает учиться вести подкасты. Папа Франциск посещает Ирак (например, поэтому). На самом деле мы не говорим о Game Stop, потому что Мэтт сейчас на мели.
Напишите нам в Твиттере @romancircuspod, @heyitsmattbaker, @zacmabry
Напишите нам по электронной почте [email protected]
Найдите нас в Apple Podcasts. Оцените и просмотрите нас, если хотите. Вы также можете найти нас на Podbean, Stitcher, Google Play, Spotify.
Patreon.com/romancircuspod
Подробнее- Скачать
Вторник, 5 января 2021 г.
Вторник, 05 января 2021 г.
Вторник, янв 05, 2021
Эп. #116! Мы начнем с того, что непреднамеренно коснемся вопроса о том, привлекает ли католицизм «плохих людей» и насколько большой проблемой это может быть на самом деле. Затем мы обсуждаем Исход 90 (который только начался). О, и Мэтт продолжает работать над впечатлением от AOC.
Напишите нам в Твиттере @romancircuspod, @heyitsmattbaker, @zacmabry
Напишите нам по электронной почте [email protected]
Найдите нас в Apple Podcasts. Оцените и просмотрите нас, если хотите. Вы также можете найти нас на Podbean, Stitcher, Google Play, Spotify.
Patreon.com/romancircuspod
Подробнее- Скачать
Вторник, 29 декабря 2020 г.
Вторник, 29 декабря 2020 г.
вторник, 29 декабря 2020 г.
Мы смотрели «Душу» Disney Pixar, так что вам не придется! (Но также посмотрите его, если хотите!) Дисней снял фильм о душе, и он абсолютно точен где-то между 0 и 100%. Мы разбираем его для вас.
Напишите нам в Твиттере @romancircuspod, @heyitsmattbaker, @zacmabry
Напишите нам по электронной почте [email protected]
Найдите нас в Apple Podcasts. Оцените и просмотрите нас, если хотите. Вы также можете найти нас на Podbean, Stitcher, Google Play, Spotify.
Patreon.com/romancircuspod
Подробнее- Скачать
Вторник, 22 декабря 2020 г.
Вторник, 22 декабря 2020 г.
Вторник, декабрь 22, 2020
Эп. 114! Комик и наш друг Джереми Маклеллан останавливается, чтобы обсудить недавние новости о том, что Джон Мулани отправляется в реабилитационный центр, его собственный опыт с зависимостью, идею создания хаоса в собственной жизни, как принять это и работать над его преодолением.
Напишите нам в Твиттере @romancircuspod, @heyitsmattbaker, @zacmabry
Напишите нам по электронной почте [email protected]
Найдите нас в Apple Podcasts. Оцените и просмотрите нас, если хотите. Вы также можете найти нас на Podbean, Stitcher, Google Play, Spotify.
Patreon.com/romancircuspod
Подробнее
- Скачать
Project MUSE — «Хлеб и зрелища»: Древний Рим, современная научная фантастика и искусство отвлечения внимания 9000 1
Одно из немногих понятий о В массовое культурное сознание проникло представление о том, что его правители держали народные массы в самодовольстве и политической инертности, отвлекая их жестокими развлечениями и бесплатной едой, идея, часто выражаемая фразой «хлеба и зрелищ», которая фигурирует в поэме. римским писателем Ювеналом. Как бы маловероятно это ни казалось, но динамика, заключенная в поэзии Ювенала, оказала широкое влияние на научно-фантастические фильмы и телепередачи XIX века.60-х до 2010-х годов, и действительно послужил источником вдохновения для некоторых из самых популярных научно-фантастических сюжетов того времени. В этой статье рассматривается, как мотив «хлеба и зрелищ» проявляется в этих целлулоидных видениях футуристических антиутопий, с упором на один типичный пример из каждого десятилетия: эпизод «Хлеба и зрелищ» оригинального сериала «Звездный путь » и фильмов . Роллербол, Бегущий человек, Матрица, Голодные игры и Первый игрок приготовиться . Жанр научной фантастики часто полезен больше тем, что он раскрывает страхи, опасения и желания эпохи, которая его породила, чем тем, что предлагает точные предсказания будущего, и для каждого фильма в этой статье дополнительно рассматривается, как его конкретное взятие о «хлебе и зрелищах» отражает дух времени десятилетия, в котором он был создан.
Что объединяет все следующие фильмы: Голодные игры, Роллербол, Матрица, Бегущий человек и Первому игроку приготовиться ? Один очевидный ответ заключается в том, что все они являются научно-популярными фильмами, но другая, более интересная общность заключается в том, что все их основные сюжеты вращаются вокруг предпосылки, заключенной в и популяризированной стихотворной строкой 2000-летней давности, написанной римским поэтом-сатириком. Ювенал, живший во второй половине I в. В своей «
Здесь Ювенал утверждает, что во времена Римской Империи прежде высокоактивные и политически активные римляне обменивали свою политическую власть на элементарные средства к существованию и бессмысленные развлечения. Правители Рима намеренно держали население в самодовольном и инертном состоянии, постоянно балуя его бесплатной едой и щедрыми жестокими представлениями. Это понятие обычно выражается сокращенно выражением «хлеба и зрелищ» или иногда в оригинальной латинской версии 9.0237 панемы и зрелища
. Как бы маловероятно это ни звучало, идея, выраженная в поэзии Ювенала, оказала широкое влияние на научно-фантастические фильмы последней половины века, и действительно, эта линия иногда даже служила прямым источником вдохновения для некоторых из самых популярных научно-фантастических сюжетов. того времени. Есть десятки фильмов, которые можно было бы включить в рубрику «хлеб и зрелища», но для того, чтобы эта статья была разумной по объему, но при этом предполагалось, как тема развивалась на протяжении 9 лет.0257 [End Page 4]Хотя древнеримская поэзия и кинематографические научно-фантастические антиутопии могут показаться странным сочетанием, из-за популярности жанра научно-фантастических фильмов исследование их переплетенной истории также проливает свет на то, что оно говорит о классическом восприятии в массовой культуре. . Действительно, мой интерес к этому предмету пробудился, когда в первый день занятий по курсу римской цивилизации, который я регулярно читал, я попросил своих студентов записать, что приходит им на ум, когда они думают о Древнем Риме, и о трех наиболее распространенными ответами были следующие: мужчина, полулежавший на роскошных подушках, полуголые женщины кормили его виноградом; .