Расположение крестов на церкви по сторонам света: Надглавные кресты православных храмов.. Обсуждение на LiveInternet
Куда «смотрит» крест | Архив
Примерное время чтения: 2 минуты
8591
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 21 26/05/2004На Невском находится несколько храмов: я обратила внимание, что все кресты, венчающие главки, расположены параллельно Невскому, как бы «смотрят» на проспект, а крест на Казанском соборе установлен перпендикулярно к главной магистрали. Почему? В. Александрова
Действительно, в римско-католической церкви Святой Екатерины и в Евангелическо-лютеранском храме Святого апостола Петра (Петрикирхе) кресты «смотрят» на Невский, а на Казанском соборе крест расположен к проспекту «боком». По христианской традиции алтарь, а значит, и крест должны быть сориентированы на восток, и при строительстве Казанского собора архитектор Воронихин следовал церковному канону. Зодчие Валлен-Деламот и Ринальди, которые возвели римско-католическую церковь, а также Брюллов, Трискорни и Жак, построившие Петрикирхе, отступили от традиции в угоду красоте: в их творениях и алтарь, и крест сориентированы не на восток, а на Невский.
- Патриарх Кирилл освятил церковь Успения Пресвятой Богородицы →
- Патриарх освятил яблоки в храме Христа Спасителя →
- Крест Андрея Первозванного увозят из Петербурга →
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- Апостолы Петр и Павел: два тысячелетия служения
- В очередь к святыне. Встретить Андреевский крест пришли тысячи петербуржцев
- Названы места крещенских купелей в Петербурге и Ленобласти
- В одной из церквей Стрельны выставили для поклонения икону со Сталиным
- Где на Крещение можно будет окунуться в освященные купели?
Новости smi2.ru
Каким христианам ставят крест в ногах на могиле, а каким — во главе
Русская Семерка
756411+03:00″>21 декабря, 22:31
Принято считать, что на могилах православных христиан крест устанавливается в ногах, а на могилах католиков или лютеран – в изголовье. На деле же единой традиции на этот счет не существует.
© Русская СемеркаЧто символизирует крест в ногах и в голове?
Видео дня
В христианской традиции покойников хоронят лицом к востоку, то есть головой на запад и ногами на восток. Именно так был захоронен Христос в пещерной могиле. Новый Завет утверждает, что перед Концом Света Христос воскреснет и восстанет подобно молнии с востока. Когда усопшие, в свою очередь, воскреснут, чтобы предстать перед Страшным Судом, то они смогут сразу же увидеть Христа. Крест в ногах символизирует опору и вечную жизнь.
Если же крест стоит в изголовье могилы, это символизирует хоругвь, которую человек понесет в руках после всеобщего воскрешения как символ победы над темными силами.
Что говорят церковные догматы?
Церковь поясняет, что ориентировка креста имеет отношение скорее к религиозным традициям, чем к догмам. Все зависит от местных обычаев, а также от религиозных убеждений близких покойного. Так что крест может стоять и в ногах, и в голове. У православных русских чаще встречается первый вариант. В католических странах – второй.
Мнения священнослужителей
Но и среди служителей православной церкви бытуют по этому поводу разногласия. Например, в книге «У Бога все живы» говорится: «Крест, символ спасения, возвышается над могилой всякого христианина (он ставится в ногах)».
Отец Афанасий (Гумеров) говорит: «Хоронят покойника по Православному обычаю головой на Запад и, соответственно, лицом на Восток, чтобы он мог видеть восход Солнца. Солнце ведь рождается на Востоке, но умирает на Западе. Положение покойника выражает безмолвную молитву и стремление следовать от мрака к с свету, от Запада к Востоку, от этого земного
мира в вечность. Перед концом света Христос придет с Востока, где по Библии находится Рай. И когда он придет, мертвые должны увидеть Его лицо, а Христос должен увидеть лица покойников. В ногах покойного ставят крест Христов. Храмы православные строят тоже так, чтобы верующие во время молитвы стояли лицом на Восток».
А иеросхимонах Амфилохий (Николай Федорович Трубчанинов) в книге «Сила Креста Христова» пишет: «А тут стало такое время, что крест стали ставить в ногах покойника. Так он говорил: “Я готов принять любые, самые жестокие муки, но только чтоб из моих уст не сошли слова: ставить крест в ногах. И не дай Бог, чтоб мне поставили крест в ногах, я и оттуда приду и покажу тогда, где крест ставится”».
Отец Олег Моленко на вопрос верующей женщины об установке креста отвечает так: «В день славного всеобщего воскресения мертвых… тела всех умерших людей Божьей силой воскреснут и восстанут из своих могил. У кого по благочестивому обычаю крест стоял в ногах, те, восставши,
первым делом узрят этот любезный им символ их спасения. У кого по невежеству или другим причинам крест был поставлен у изголовья… те могут лишь удариться головой об основание креста».
Так что только вам решать, какой традиции следовать и где на могиле ставить крест.
Другое, РПЦ
Символика четырех сторон света
Символика четырех сторон света — Институт библейских исследований Знак логотипа адвентистов седьмого дняAdventistBiblicalResearch.org является официальным веб-сайтом Всемирной церкви адвентистов седьмого дня.
Адвентисты седьмого дня призваны помогать людям понимать Библию, чтобы обрести свободу, исцеление и надежду в Иисусе.
Подробнее:
Adventist.org Управление архивов, статистики и исследований Энциклопедия адвентистов седьмого дня Центр адвентистских исследований Эллен Г. Уайт Эстейт Институт геолого-геофизических исследований Основные убеждения
Эта страница также доступна в: Португальский
Автор Анхель Мануэль Родригес
Какой библейский символизм связан с четырьмя сторонами света?
Стороны света в Библии имеют большое значение. Знание их символики может помочь интерпретировать некоторые библейские отрывки. Мы часто ориентируемся лицом на север. В древнем мире ориентиром был восток. Восток был перед ними, запад позади, юг справа, а север слева. Будущее было не впереди, а позади, то есть невидимым.
1. Восток: Важность востока как основного ориентира может быть связана с восходом солнца и его значением в религиях древнего Ближнего Востока. В Библии его символика впервые появляется в Книге Бытия. Эдемский сад располагался на востоке (гл. 2:8), и его вход был обращен на восток (гл. 3:24). Согрешив, Адам и Ева покинули сад и направились на восток (гл. 3:24). Это движение на восток продолжилось с Каином (гл. 4:16) и завершилось движением человеческого рода на восток (гл. 11:2-4).
В этом контексте восток символически амбивалентен. Размещенный там сад символизировал безопасность и защищенность. После греха, когда это было направлением изгнания, оно представляло собой состояние отчуждения от Бога. Это было также место пустыни, откуда приходили губительные ветры, угрожающие жизни (Пс. 48:7; Иез. 27:26). Для пророков восток был символом вавилонского изгнания и спасительного присутствия Бога. Он отправился в Вавилон и в конце концов искупил Свой народ (Иез. 10:18, 19).; 11:22, 23). Восток стал местом, где Бог вмешался от имени Своего народа, принеся им спасение (ср. Откр. 16:12).
2. Запад: Запад символизирует как отрицательные, так и положительные элементы. К западу от земли было море, представляющее зло и смерть (Дан. 7:2, 3). Фактически, термин «море» часто относился к западу (Чис. 3:23). Это также место тьмы, потому что там заходит солнце (Пс. 104:19, 20).
Положительное значение — его связь с израильской скинией/Храмом. Хотя он был обращен на восток, доступ к нему требовал движения на запад. В этом смысле Запад указывал на восстановленное единство с Богом; возвращение в Эдемский сад. Когда израильтяне шли в Храм и поклонялись ему, они смотрели на запад, а за ними восходило солнце. Это движение на запад началось с Аврама, который оставил восток и отправился в Ханаан на западе в послушании Богу (Быт. 11:31). Это символ божественного благословения.
3. Север: Исследователи Библии предположили, что север является символом постоянного или вечного, возможно, потому, что полярные звезды были постоянно видны в небе. Это место небесного жилища Бога (Ис. 14:13), откуда нисходит Его слава (Иов. 37:22) с благословениями или судами (Иез. 1:4). Он настоящий король Севера.
Но север, представленный левой рукой, также является символом бедствия. Враг Божьего народа пришел с севера (Иер. 1:14, 15; Иез. 38:6), неся разрушение. В некотором смысле враг был ложным царем севера, который пытался узурпировать роль Бога и в конце концов был уничтожен Господом (Соф. 2:12; Дан. 11:21-45).
4. Юг: Юг в первую очередь является негативным символом. Но тот факт, что он представлен правой рукой, делает его еще и положительным. Отрицательно, потому что к югу от Израиля была пустыня, область, где жизнь не процветала (Ис.
30:6). На юге находился Египет, который противостоял Божьей силе и угнетал Его народ. Но юг был также местом, где Господь явился Моисею, пошел с Ним в Египет, освободил Свой народ и явился им на горе Синай (напр., Втор. 33:2).Амбивалентный характер символов четырех сторон света, по-видимому, основан на том факте, что зло воспринималось как присутствующее повсюду и что спасительное присутствие Бога всегда было доступно Его народу из любого уголка мира (Пс. 138:7-12). ). В каком-то смысле они указывали за пределы компаса на космический конфликт между добром и злом.
Слева направо или справа налево? Знак Креста
Liborius Lumma Литургическая духовность Ритуальные исследования
Существует несколько теологических интерпретаций этой разницы. Библейское значение слова «левая сторона» отличается от «правой стороны». Упрощенно можно было бы сказать, что в библейском мировоззрении правая сторона — добрая, благородная и небесная, а левая — злая, низкая, земная. (Мне не нужно говорить вам, что этот подход все еще можно найти в английском слове «право».) На этом фоне мы можем легко представить большую символическую разницу в зависимости от того, движетесь ли вы слева или справа (символ вознесения) или справа налево (символ воплощения).
Но есть и более исторический подход. Как возникла разница между восточной и западной практикой?
Насколько я знаю, епископы (и священники) в Римской Империи всегда делали крестное знамение как благословение над людьми, написав крестное знамение в воздухе. После перемещения сверху вниз они перемещаются слева направо. Почему? Потому что это естественный способ письма. Греческие и латинские слова — эти два языка всегда были доминирующими в Римской империи — пишутся слева направо.
Что делают люди, получившие такое благословение? Они делают то, что для них естественно: они отражают знак. Поэтому они двигаются справа налево (sic!). Проверьте это с маленьким ребенком: когда вы стоите лицом к лицу с ребенком и пытаетесь продемонстрировать крестное знамение, ребенок будет повторять ваши движения. Если вы будете двигаться слева направо, ребенок будет двигаться справа налево. – Поэтому я знаю одну даму, которая учила своих внуков крестному знамению, сидя рядом с ними, а не vis-à-vis.
В этом контексте движение слева направо совершается только теми, кто пишет знак в воздухе как благословение для других. Во всех остальных случаях движение идет справа налево – даже в частной молитве: я не благословляю себя, я благословляюсь.
Около 1190 г. римский диакон, впоследствии ставший Папой Иннокентием III, стал свидетелем того, что некоторые люди в Риме начали делать над своим телом знак в обратном направлении: слева направо. С тех пор переход от левого плеча к правому плечу стал типичным западным способом.
Но почему эти люди начали менять направление? Они начали слишком много размышлять. «Смотрите, слон двигает рукой слева направо, так что мы должны сделать то же самое!» Или, следуя другой теории, которая относится к различному порядку слов в греческом и латинском предложениях для «Святого Духа»: «Посмотрите, когда греки говорят «святой», они касаются правого плеча, поэтому мы должны делать то же самое!» Так или иначе: естественный зеркальный эффект был заменен чем-то на более высоком уровне отражения.
В настоящее время движение во время римско-католического благословения всегда в некотором роде искажено. Это становится очень очевидным, когда священник стоит рядом с вами и благословляет вас индивидуально. Пока он рисует крест в воздухе, вы своей рукой пересекаете его движения. Ни в коем случае это не естественная жестовая коммуникация. Вместо того чтобы интуитивно отражать написанный над нами знак, мы привыкли имитировать благословляющий жест на собственном теле.
Кто-то в 12 -м -м веке начал менять направление движения.