Калининград форум винского: Можно ли попасть в Литву на поезде Москва — Калининград в 2022 году

Можно ли попасть в Литву на поезде Москва — Калининград в 2022 году

Если у меня есть шенген, могу ли я сойти с поезда, который едет в Калининград, в Литве? На сайте РЖД указано, что остановки в Литве не предусмотрены. А как все обстоит на самом деле?

Яна Рубина

узнала о путешествиях на поезде в Литву

Профиль автора

Поезда из Москвы, Петербурга и Адлера едут в Калининград транзитом через Беларусь и Литву. Остановки в Литве технические — на станциях Кяна и Кибартай. Там пограничники проверяют у пассажиров документы.

В РЖД заявляют, что выходить из поезда в Литве запрещено, но опыт россиян говорит об обратном. По их словам, пограничники разрешат покинуть поезд, если у человека есть основания для посещения Литвы. Например, ВНЖ в стране Шенгена или документы о наличии членов семьи — граждан ЕС, которые предъявляют вместе с визой. Это требование ввели с 19 сентября 2022 года, когда Литва запретила россиянам въезжать в страну с туристическими целями из-за пределов Евросоюза. С поезда не получится сойти, если у пассажира только шенгенская виза и нет документов, которые подтверждают особые основания.

Но даже если с документами все в порядке, пустят ли вас в страну, зависит от конкретного пограничника. Именно он будет принимать решение.

Что важно знать о поездках за рубеж и по России

Главные новости о путешествиях — в вашей почте каждое воскресенье. Бесплатно

На каких поездах можно добраться из России в Литву

На момент публикации материала в Калининград ходят прямые поезда из Москвы, Петербурга и Адлера. Путешественники, которые хотят посетить Литву, обычно покупают билеты до станции Чернышевское, которая находится в Калининградской области, а выходят раньше — в литовской Кяне, граничащей с Беларусью, или в Кибартае, рядом с границей России. Оплатить проезд до Кяны или Кибартая нельзя: эти станции даже не указаны в маршруте на сайте РЖД. Зато они есть в «Яндекс-расписаниях».

Тем, кто выезжает из Москвы, Петербурга и Адлера, удобнее выйти в Кяне, чтобы не ехать дополнительные четыре часа по территории Литвы. А те, кто отправляется из Калининграда, выходят в Кибартае.

Станция Чернышевское находится в Калининградской области, рядом с КПП Литвы. Там можно пересечь границу пешком. На этой станции выходят те, кто не хочет лишний раз волноваться, выпустят ли пограничники из поезда.

/faq-litva/

Литва: что нужно знать перед поездкой

Поезд «Янтарь» из Москвы в Калининград и обратно ходит ежедневно с Белорусского вокзала. Билет в плацкартный вагон до поселка Чернышевское на 24 апреля 2023 года стоит от 3622 Р, место в купе — от 4111 Р.

Поезд из Петербурга в Калининград ходит четыре раза в неделю — по понедельникам, четвергам, пятницам и воскресеньям. Он отправляется с Московского вокзала. Билет в плацкартный вагон до Чернышевского на 24 апреля стоит от 2630 Р, место в купе — от 3868 Р.

Поезд из Адлера в Калининград ходит через день. Стоимость билета до Чернышевского на 25 апреля — от 4585 Р в плацкартном вагоне и от 6924 Р в купе.

Все цены указаны на одного пассажира в одну сторону. Они актуальны на 27 марта.

В расписании указано, что на станцию Чернышевское поезд прибывает в 12:12. Но выходить в Кяне нужно будет в 07:51. Источник: rzd.ru Если ехать из Петербурга, в Кяну вы прибудете в 05:58. Источник: rzd.ru При поездке в Кяну из Адлера поезд прибудет на станцию к 01:01. Источник: rzd.ru

Какие документы требуются для поездки из России в Литву

Загранпаспорт, который будет действовать еще минимум три месяца с момента предполагаемого выезда из Литвы.

Подтверждение, что въезд разрешен, и документ, который дает право пребывать в Шенгенской зоне. С 19 сентября 2022 года свободно въезжать в Литву могут обладатели долгосрочной литовской визы D. Ее получают, например, для работы или учебы. Еще в Литву пускают тех, у кого есть ВНЖ любой из стран Шенгена, ЕС, Европейской экономической зоны или Швейцарии. Также для въезда подойдет виза C с целью посещения членов семьи — граждан ЕС, ЕЭЗ или Швейцарии. На границе могут потребовать дополнительные документы, которые подтверждают цель визита, например о родственных связях. Подробнее о том, кому разрешен въезд в страну, Тинькофф Журнал писал в другой статье.

ПЦР-тест перед поездкой в Литву сдавать не нужно: страна отменила коронавирусные ограничения весной 2022 года.

Что говорили РЖД, посольства и пассажиры о высадке в Литве до 19 сентября

Позиция РЖД. В РЖД в начале сентября 2022 года сообщили мне, что сажать и высаживать пассажиров в Литве перестали еще в марте 2020 из-за пандемии коронавируса после обращения литовских железных дорог. Представитель компании сказал, что документ от 2020 все еще действует: в Литве предусмотрены только технические остановки, на которых нельзя выйти и зайти. Одна из них — Кяна.

Читатель Тинькофф Журнала в августе 2022 года написал в комментариях, что позвонил в справочную РЖД и спросил о возможности выйти из поезда в Литве. Ему ответили, что он может выйти — при условии, что у него есть шенгенская виза. После этого комментария я тоже позвонила в РЖД: девушка из справочной не знала точного ответа на вопрос, отошла проконсультироваться, вернулась через несколько минут и сказала: «Выход из поезда запрещен».

Ну и что? 09.09.22

Еврокомиссия рекомендовала странам ЕС ужесточить процедуру выдачи виз россиянам

Позиция посольств. В начале сентября 2022 года я отправила письма в посольства Литвы в России и России в Литве. В первом мне не ответили, а из второго написали: «Выход пассажиров на территории Литвы запрещен по решению литовских властей».

Запрет объяснили иначе, чем в РЖД. В посольстве сказали, что в Литве объявлено чрезвычайное положение из-за ситуации на Украине, поэтому из поездов выходить нельзя. По данным посольства, раньше этот запрет тоже действовал, но по другой причине: в Литве ввели режим ЧС из-за распространения коронавируса.

Так как посольство Литвы в России не ответило на мои вопросы письменно, я им позвонила. По телефону девушка неуверенно сказала, что, наверное, выходить из поезда можно, если есть документы для въезда в Литву.

В ночь с 18 на 19 февраля пассажир поезда Москва — Калининград вышел на станции Кяна. У него была карточка с ПМЖ страны Шенгена. Источник: forum.awd.ru Еще один пассажир вышел на станции Кяна в марте 2023 года. По его словам, документы проверяли только в поезде, а на выходе — нет. Но нарушать правила и выходить, если нет оснований, все равно не стоит. Источник: forum.awd.ru

Что говорят путешественники. Пользователи Форума Винского пишут, что в августе и начале сентября 2022 года российские путешественники выходили на станциях Кяна и Кибартай из поезда, который идет в Калининград.

На этих остановках в поезд заходят пограничники, чтобы проверить пассажиров и поставить им штампы о въезде и выезде из Литвы. По словам туристов, они спрашивали у пограничников, можно ли выйти на этой станции. До 19 сентября 2022 года те разрешали это сделать.

Если по какой-то причине не удавалось выйти на станции Кяна, путешественники доезжали до Кибартая и спрашивали о выходе там. В случае если литовские пограничники отказывали, ехали до поселка Чернышевское, выходили и переходили границу между Россией и Литвой пешком.

На Форуме Винского пишут, что феврале 2023 года с туристической визой без оснований для въезда в Литве не выпускали из поезда. Но те, у кого были необходимые документы, например ВНЖ страны Шенгена, из поезда выходили.

Никто не может гарантировать, что если другим россиянам попасть в Литву удалось, то и у вас получится. Все зависит от пограничника. Такая попытка — всегда риск. Еще в теории пограничник может поинтересоваться, достаточно ли у вас денег для поездки, есть ли бронь гостиницы и так далее. Лучше подготовиться к этому заранее.

Сообщество 19.03.21

Как попасть в Калининград на поезде в 2022 году?

«На дорогу из Москвы в Вильнюс я потратил 3000 Р»

Андрей Веселов

вышел из поезда на станции Кяна

Мы с девушкой собирались в Ригу навестить родственников и потом немного попутешествовать по Европе. Ехать решили на поезде Москва — Калининград 2 сентября 2022 года, когда Литва еще не запретила въезд с туристическими целями через внешнюю границу. Билеты взяли до станции Чернышевское за 2600 Р на человека.

Чернышевское находится в Калининградской области, это первая остановка поезда после выезда из Литвы. Выходить из поезда я, как и некоторые другие путешественники, планировал раньше — на литовской станции Кяна. Когда покупал билеты, понимал, что рискую: нас могли не выпустить из поезда в Литве, так как в Кяне техническая остановка. Формально на ней никто не может войти или выйти из поезда. Но если бы нас не выпустили, деньги бы мы не потеряли: никаких билетов из Литвы в другие страны не покупали.

При посадке на поезд я спросил проводника, сможем ли мы выйти в Кяне. Он ответил, что это зависит от того, выпустят ли нас литовские пограничники. То есть такие вопросы проводник не решает.

Между Россией и Беларусью нет погранконтроля, поэтому мы свободно доехали до Минска. А вот когда выезжали из Беларуси в Литву, в поезд зашли белорусские пограничники. Они спросили, куда мы направляемся. Мы не стали их оповещать, что хотим выйти из поезда в Литве, потому что в Кяне нет официальной остановки. Ответили, что у нас билеты до Калининградской области, туда и едем.

Еще они спросили, пересекали ли мы границу Беларуси и Литвы ранее. Однажды я выезжал из Беларуси в Литву на машине, поэтому ответил, что пересекал, но с предыдущим загранпаспортом. Я так понял, что у них в базе есть информация, кто, где и когда проходил границу, поэтому спрашивают. Других вопросов не задавали, поставили штампы в загранпаспорта.

Таможенный контроль прошел быстро. Багаж не смотрели, но проверили все рундуки в поезде — пространство для багажа под нижней полкой. Наверное, для того, чтобы никто не въехал на территорию Литвы нелегально.

Потом поезд ехал минут двадцать до следующего КПП — литовского. Это как раз была станция Кяна. Мы на всякий случай заранее подготовились — собрали вещи и сдали белье. Но помнили, что из поезда могут не выпустить.

Литовскими пограничниками оказались молодые ребята, которые говорят на русском. Они были крайне доброжелательны. Спросили, куда едем. Я сразу спокойно поинтересовался: «Мы бы хотели сойти на станции Кяна. Возможно ли это?» Они ответили: «Да, возможно. Сейчас весь поезд проверим и выпустим вас». Спросили, куда направляемся в Европе. Мы сказали, что останемся в Вильнюсе на два дня и поедем в Ригу к родственникам. Больше вопросов не было, поставили штамп о въезде в Литву. Багаж не проверяли. В поезде штампы в паспорта ставят всем независимо от того, куда едет человек — в Калининград или Литву.

Когда литовские пограничники закончили проверять поезд, они скомандовали проводнику открыть дверь вагона. Проводник поинтересовался, сколько человек выходит. Они сказали, чтобы выпустил четверых, в том числе нас. Всего с поезда в Кяне сошло, наверное, человек пятнадцать. Дело в том, что когда идут проверки, двери вагона закрыты. Пограничники переходят из вагона в вагон. Наверное, так делают, чтобы никто не смог незаконно пересечь границу.

Из Кяны до Вильнюса мы добирались на электричке. Поезд из России в Кяну приходит на второй путь. А электричка из Кяны в Вильнюс — на первый. Переход с одного пути на другой занимает пару минут. Когда мы переходили с одного пути на другой, еще один пограничник проверил наши документы. Между приходом поезда и отходом электрички 50 минут, так что можно не торопиться — времени достаточно. Электричка стоит 2,4 €⁣ (182 Р). Рекомендую заранее подготовить мелочь, так как бывает, что размена нет. Можно ли оплатить проезд на электричке картой, не помню.

Получается, что за дорогу из Москвы в Вильнюс мы заплатили около 3000 Р за одного пассажира. Как мне кажется, этот поезд — самый дешевый и удобный способ добраться в Европу.

В Москву мы тоже возвращались на поезде, который идет из Калининграда. Он останавливается в Кяне в 22:59. В это время электрички из Вильнюса до Кяны уже не ходят — последняя отправляется в 19:10. Поэтому мы воспользовались услугами «Яндекс-такси», платили наличными.

Сначала доехали от автовокзала Вильнюса до ближайшего магазина Lidl, это стоило 2 €⁣ (120 Р). Там мы закупились кое-какими продуктами и вещами, а затем доехали до Кяны за 20 €⁣ (1208 Р). Дорога заняла примерно полчаса.

На станцию мы приехали за 30 минут до прибытия поезда. Двери вокзала были закрыты, мы даже успели испугаться. Но оказалось, зря: подошел работник и открыл их. Я поинтересовался у него, пустят ли нас на поезд. Он спокойно и доброжелательно ответил: «Да, конечно». На вопрос, где нас встретят пограничники, сказал: «Они вас видели по камерам, поэтому не переживайте, подойдут».

Когда поезд прибыл, практически сразу же со стороны перрона появились литовские пограничники. Они попросили предъявить паспорта и сказали, что мы можем проходить на посадку. Нас пустили в вагон без каких-либо проблем. Уже внутри поставили штампы о выезде из Литвы. Потом был пограничный контроль на территории Беларуси, и мы спокойно вернулись домой в Москву.

«Дорога из Москвы в Будапешт и обратно обошлась мне примерно в 18 000 Р»

Ксения Фетисова

не любит переплачивать

Осенью 2021 года я получила греческую визу на год и перед тем, как срок ее действия закончится, решила съездить в Европу в последний раз. Мне нужно было добраться из Москвы в Будапешт для встречи с друзьями. Но билеты туда со стыковкой в Турции стоили порядка 40 000 Р в одну сторону без багажа. Мне такой вариант не подходил: я не люблю переплачивать.

Вариант лететь через Ереван тоже не понравился из-за высокой цены и длительной пересадки. Поэтому решила ехать через Калининград и Литву: мне показалось, что такой путь будет оптимальным по соотношению цены, комфорта и длительности.

Билеты из Москвы в Калининград и обратно на рейс «Аэрофлота» стоили около 10 000 Р с багажом. Самолет вылетел 27 августа 2022 года в 07:55 и приземлился где-то в 09:20. Я успела на автобус из аэропорта на 09:40 за 100 Р. Погуляла по Калининграду, позавтракала и села в поезд, который следует в Москву. Он отправляется в 13:03.

Ехала я до станции Чернышевское, которая находится на территории Калининградской области. Покупала билет по внутреннему российскому паспорту и не собиралась пересекать границу на поезде. Проезд в плацкарте стоил 1300 Р. Ехать недолго — 1 час 20 минут.

В Чернышевском есть пешеходная граница с Литвой. А от литовского КПП, которое называется Кибартай, до Каунаса ходит электричка. Важно на нее успеть: от выхода из поезда до отправления электрички всего час. Поэтому я заранее предупредила проводницу, что мне нужно сойти с поезда сразу, как он остановится. Она ответила, что не может меня выпустить, якобы это должны сделать пограничники. Женщина была предельно любезна, просто старалась следовать правилам.

Я объяснила ей, что мне незачем ждать пограничников, так как у меня билет до Чернышевского, то есть исключительно по территории России. Она отвела меня к начальнику поезда, он сразу сказал: раз билет по России, значит, можно выйти. Таким образом, я выскочила из поезда буквально через две минуты после остановки, то есть где-то в 15:45.

На платформе меня встретила потрясающая улыбчивая женщина — сотрудница вокзала. Я не знаю, как это работает, но она сразу позвонила на границу и предупредила, что к ним идет пассажирка, попросила заранее заполнить какие-то данные для Литвы. Мне она сказала, что идти до КПП всего 500 метров по одной улице и что я точно не промахнусь. Путь действительно оказался близким и простым.

Прохождение границы заняло не больше 15 минут. Российские пограничники спросили, куда я еду, и тщательно изучили загранпаспорт. А еще попросили внутренний российский паспорт. Так и не поняла зачем. На таможенном контроле я открыла мой маленький чемодан для ручной клади и показала вещи. Литовцы тоже задали вопрос про мой маршрут, но показывать билеты не попросили. Мои вещи их не интересовали. Разговаривали они на русском. На тот момент ограничения на въезд в Литву для туристов из России еще не ввели и дополнительные документы не требовали.

После литовского КПП стояли две машины такси. Если бы я опаздывала, могла бы ими воспользоваться. Но время еще было, так что решила пройти пешком около километра. В итоге была на станции в 16:25 и еще полчаса ждала электричку. Она едет до Каунаса где-то 1 час 25 минут. Билет стоил 5,7 €⁣ (431 Р), покупала его в прямо в поезде. Добралась до Каунаса к 18:20. А вылет в Будапешт рейсом Ryanair у меня был в 20:55. Билеты туда и обратно стоили 70 €⁣ (5297 Р) без багажа.

Таким образом, утром я была еще в Москве, а вечером того же дня — в Будапеште. Домой возвращалась самолетом из Калининграда. Дорога в обе стороны обошлась мне примерно в 18 000 Р.

Что в итоге

Всегда есть вероятность, что литовцы откажут в выходе из поезда. Я не нашла таких случаев в июле, августе и сентябре 2022 года, но теоретически они возможны. В крайнем случае можно использовать план Б: выйти в Чернышевском в Калининградской области и оттуда добраться до Литвы.

Решение о том, пускать ли путешественника в Литву, принимают пограничники.

С 19 сентября Литва перестала принимать россиян, которые хотят попасть в страну с туристическими целями. Сейчас выйти в Кяне и Кибартае могут только те, кто едет в Литву не ради отдыха. Например, в страну впустят обладателей национальных виз D, которые выдают в том числе для учебы и работы. Еще в Литву разрешен въезд людям с европейским ВНЖ и другим категориям путешественников.

Сообщество 03.06.22

Можно ли поехать в Калининград на машине, если у меня там родственники?


Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan

Что делать?Читатели спрашивают — эксперты отвечают

Задать свой вопрос

как добраться на машине, поезде и автобусе

Новости для путешественников

Яна Рубина

ждет открытия всех сухопутных границ

Правительство России ослабило коронавирусные ограничения на путешествия граждан в Калининградскую область на машине и автобусе.

Соответствующее распоряжение опубликовали 17 мая.

Теперь граждане РФ, которые следуют в Калининградскую область, могут выезжать туда из материковой части России по суше через любые страны. А еще могут путешествовать из Калининградской области через Литву в другие части России без особых оснований. Но правило работает только для тех, кто зарегистрирован в Калининградской области или владеет там недвижимостью. Это необходимо подтвердить документами. Расскажу обо всем подробнее.

Что изменилось для путешественников

В Калининград можно свободно путешествовать поездом, самолетом или по морю. Но с 2020 года до 16 мая 2022 на путешествия на машине или автобусе действовали ограничения. Дело в том, что в начале пандемии Россия закрыла сухопутные границы для выезда из страны в Латвию, Литву, Эстонию и Польшу. Чтобы выезжать из России в эти государства, нужны были основания, например работа, учеба, наличие родственников или лечение за рубежом. Подтверждающие документы требовали российские пограничники.

Можно было путешествовать из материковой части России в Калининград по суше через Беларусь, а затем — Литву. Россия открыла сухопутную границу с Беларусью и не требует оснований для поездки. Но если бы путешественник решил поехать из Калининграда в другую часть России на машине или автобусе через Литву, его бы не выпустили без уважительной причины.

Как объехать Калининградскую область за четыре дня

Теперь граждане, которые едут в Калининградскую область и имеют регистрацию или недвижимость в этом регионе, могут попасть туда из России через любые другие государства без оснований. А ехать из Калининграда в другие регионы РФ без оснований — только через Литву. Для всех остальных путешественников ничего не изменилось.

Какие документы нужны для въезда в Беларусь, Литву, Латвию и Эстонию

Сухопутные границы Беларуси, Литвы, Латвии и Эстонии открыты.

Беларусь. Чтобы въехать в эту страну, россиянам не нужно предъявлять сертификат о вакцинации или результат ПЦР-теста. Виза тоже не понадобится.

Литва. Для въезда в Литву с 1 мая нужен лишь загранпаспорт с шенгенской визой: страна сняла все коронавирусные ограничения для путешественников. Литва выдает визы только в исключительных случаях — туризм к ним не относится.

Правила въезда в Литву с 1 мая 2022 года

Вместо шенгенской визы для транзита по территории Литвы можно предъявить упрощенный транзитный документ, УТД. Его выдают в Калининграде и Советске. Эту информацию мне подтвердили в консульстве Литвы в Калининграде.

Чтобы подать документы на УТД в Калининграде, надо зарегистрироваться по телефону +7 4012 95-94-84 в рабочие дни с 08:00 до 12:00. В Советске — по номеру +7 4016 13-33-50. Еще придется уплатить консульский сбор — 5 € ( 334  Р). Это можно сделать только наличными.

Латвия тоже не требует ковидные справки — для въезда нужен только загранпаспорт с шенгенской визой. Латвия приостановила выдачу любых виз россиянам.

Эстония. Для путешествия в эту страну нужен загранпаспорт с шенгенской визой. Эстония не выдает визы туристам в России. Заявления принимают только у отдельных категорий: например, у супругов, детей, внуков, родителей граждан Эстонии. Полный список тех, кто может подаваться на визу, опубликован на сайте посольства в Москве.

Никакие коронавирусные документы не потребуют у тех, кто едет через Эстонию транзитом без остановки, чтобы попасть в свою страну. Остальные путешественники старше 12 лет должны предъявить отрицательный результат ПЦР-теста. Анализы сдают в течение 48 часов до поездки. Вместо теста можно представить документ о перенесенном COVID-19 или сертификат о вакцинации — подойдут любые российские препараты, например «Спутник V» или «Спутник Лайт».

Правила въезда в Эстонию

Въехать в Литву, Латвию или Эстонию можно по многократной шенгенской визе другой страны, например Финляндии или Греции.

Как добраться в Калининградскую область на поезде

Россияне могут без ограничения путешествовать в Калининград поездом. Для этого не нужна регистрация в регионе.

В Калининград ходят прямые поезда из Москвы, Санкт-Петербурга и Адлера:

  1. Поезд «Янтарь» из Москвы в Калининград и обратно ходит ежедневно с Белорусского вокзала. Дорога занимает 20 часов. Плацкартный билет на 28 мая стоит от 3778 Р, в купе — от 4996 Р.
  2. Поезд из Санкт-Петербурга в Калининград ходит четыре раза в неделю — по понедельникам, четвергам, пятницам и воскресеньям. А обратно по вторникам, средам, пятницам и субботам. По праздникам запускают дополнительные составы. Он отправляется с Московского вокзала. Время в пути — 28 часов. Плацкартный билет на 29 мая стоит от 2874 Р, в купе — от 4260 Р.
  3. Поезд из Адлера в Калининград и обратно ходит через день. Путешествие занимает 2,5 дня. Стоимость билета на 29 мая — от 4502 Р в плацкарте и от 6807 Р в купе.

Как попасть в Калининград на поезде в 2022 году?

Чтобы оформить билет, понадобится загранпаспорт. Еще требуют шенгенскую визу или упрощенный проездной документ, УПД. Его оформляют при покупке билета в кассе или на сайте РЖД.

Сколько стоят билеты на самолет до Калининграда

Самолеты в Калининград летают, ограничений для путешественников нет. Загранпаспорт для перелета в Калининград не нужен.

Маршрут полетов изменили, так как Литва закрыла воздушное пространство для России. Время в пути из Москвы увеличилось примерно на час, из Петербурга — на 20 минут. Например, рейс «Аэрофлота» из Москвы в Калининград 17 мая продолжался 2 часа 8 минут, а рейс «Победы» из Санкт-Петербурга в Калининград 18 мая — 1 час 24 минуты.

Рейсы на Flightradar24:
SU1008,
DP529

Стоимость билетов из Москвы в Калининград на 28 мая зависит от авиакомпании. Дешевле всего лететь «Победой»: билет без багажа обойдется в 3949 Р. «Аэрофлот» на этот же день продает билеты за 6080 Р с багажом, а S7 Airlines — за 6881 Р с багажом. Все цены — на одного пассажира в один конец.

Из Санкт-Петербурга в Калининград 30 мая можно добраться за 3349 Р «Победой» или за 3940 Р рейсом Smartavia. Оба билета без багажа. Цены актуальны на момент публикации.

По такому маршруту «Аэрофлот» летает из Москвы в Калининград. Источник: flightradar24.com

Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan.

Калининград | Институт Гувера Калининград

Недавнее жужжание российских кораблей и самолетов НАТО в Балтийском море указывает на нечто большее. В последние несколько лет Россия занималась крупным военно-морским и военным наращиванием в Балтийском регионе. Эпицентр — город Калининград, передовая российская оперативная база, расположенная на южном берегу Балтийского моря между Литвой и Польшей — примерно в 600 милях к юго-западу от Санкт-Петербурга, Россия. В районе Калининграда находится Балтийский флот России и две авиабазы. Это единственный в России незамерзающий порт на Балтийском море, работающий круглый год.

Русские направили в Калининград более 10 000 военнослужащих, систему противовоздушной и противоракетной обороны и различные военные корабли, а также, возможно, ракеты малой дальности с ядерными боеголовками. Все это является частью общего наращивания российской военной мощи за последние годы, что в сочетании с сокращением численности НАТО дает России превосходство в обычных вооружениях на Балтике. Является ли цель России сугубо оборонительной, агрессивным действием против трех бывших советских прибалтийских государств (Эстонии, Латвии и Литвы), попыткой унизить и ослабить НАТО или какой-либо комбинацией вышеперечисленного, для Запада является предметом споров. волноваться. Как нет, после того, как русские вторглись в Грузию, Крым, Украину и Сирию? Однако военные историки могут сосредоточиться на иронии.

Калининград означает «город Калинин». Но кем был Калинин? Михаил Калинин, рожденный русским крестьянином, был старым большевиком и членом ближнего круга Сталина, который выжил, опустив голову. Калинин был председателем Президиума Верховного Совета, что было относительно слабой позицией, когда он умер естественной смертью в 1946 году. В его честь были названы три крупных города, но два с тех пор были переименованы; только город на Балтике сохранил название Калинин. В том, что это напоминание об ушедшей эпохе: Ленинграда нет, Сталинграда нет, но Калининград живет, реликт коммунизма, срок годности которого давно истек.

Но это не самая большая ирония российской базы на Балтике. Калининград — столица территории размером с Коннектикут, которую Советы захватили у Германии после Второй мировой войны. До 1945 года этот район входил в состав немецкого региона Восточная Пруссия. В те времена Калининград назывался Кенигсберг, что означает «Царская гора». Тевтонские рыцари отвоевали его в Средние века у туземцев, которые торговали повсюду — не только с викингами, но и раньше с Римской империей.

Кенигсберг, вероятно, больше всего известен как дом Иммануила Канта (1724-1804), одного из величайших современных философов. Моралист и метафизик, Кант был также политическим мыслителем. Он представлял себе мир конституционных республик, умеренных режимов, каждый из которых руководствуется верховенством закона и каждый уравновешивает народную власть с аристократией и монархией. В таких государствах, утверждал Кант, большинство никогда не проголосует за войну, кроме как в целях самообороны. Далее он вообразил лигу наций для разрешения конфликта. Результатом станет то, что он назвал «вечным миром».

Такова была мечта Канта. Сегодня распространение конституционного правления и существование Организации Объединенных Наций дают некоторые основания для надежды, но только некоторые. Калининградская реальность и конфронтация на Балтике напоминают нам, что вечный мир — это скорее мечта, чем реальность.

Дополнительные ресурсы

Приведет ли Калининградское противостояние России и Литвы к войне?

Мэтью Крониг: Привет, Эмма! Я вернулся из своего месяца в Европе — и как раз вовремя. В Калининграде действительно накаляется. Как вы?

Мэтью Крониг: Привет, Эмма! Я вернулся из своего месяца в Европе — и как раз вовремя. В Калининграде действительно накаляется. Как вы?

Эмма Эшфорд: Не так уж и плохо. Просто привыкаешь к лету в Вашингтоне, округ Колумбия: грозы, влажность и достаточно комаров, чтобы высосать кровь за первые 30 секунд, пока ты на улице. Я виню в этом бывшего президента США Томаса Джефферсона, который, видимо, считал хорошей идеей построить столицу на бывшем болоте.

Но, хотя я рад слышать, что вы вернулись из Европы, я чувствую, что не должен напоминать вам, что ядерные войны могут стать глобальными. Ситуация в Европе определенно снова обостряется. Хотите заполнить нас?

MK: Хотите верьте, хотите нет, но лето в округе Колумбия на самом деле прохладнее и освежает по сравнению с моим родным Сент-Луисом.

Но перейдем к делу. Литва вводит санкции ЕС, что означает лишение президента России Владимира Путина возможности отправлять уголь, металлы, строительные материалы и другие запрещенные товары по суше через территорию Литвы в российский эксклав Калининград на побережье Балтийского моря. Путин злится и угрожает возмездием. Государственный департамент США подтвердил обязательство НАТО защищать Литву от любой агрессии, и многие опасаются, что это может стать причиной прямого конфликта между Россией и НАТО.

Что вы думаете?

EA: Это опасно. Калининград, ставший частью Советского Союза только в конце Второй мировой войны, окружен странами НАТО и Европейского Союза и не связан по суше с остальной частью России. В последние годы это стало явной оборонительной проблемой для НАТО: печально известная военная игра Rand Corporation 2016 года подчеркнула способность России использовать территорию, чтобы помешать подкреплениям НАТО добраться до Прибалтики в случае войны. Это всегда было одной из наиболее вероятных точек возгорания конфликта между Россией и НАТО.

Литва, безусловно, имеет право применять санкции ЕС, но мы должны понимать, что это также чрезвычайно опасный выбор. Многие товары, на которые рассчитывают жители Калининграда, доставляются наземным транспортом по железной дороге из России; русские называют это блокадой, и это не совсем неверно. Так что это довольно очевидный шаг по эскалации со стороны союзника США.

Литва не должна создавать лазейку в санкциях ЕС, чтобы умилостивить диктатора на тропе войны.

MK: Чрезвычайно опасный выбор был сделан Путиным, когда он решил начать полномасштабное вторжение в Украину. Это последствия. Если ему это не нравится, решение простое: он может отозвать свои силы вторжения.

Кроме того, Россия все еще может доставлять грузы в Калининград морем из Санкт-Петербурга, Россия. Или, учитывая одержимость России возвращением во владение исторических земель, она может просто вернуть Калининград Германии, Польше или Тевтонскому ордену.

Но Литва не должна создавать лазейку в санкциях ЕС, чтобы умилостивить диктатора на тропе войны.

EA: Да, но если у вас нет машины времени, мир, в котором мы сейчас живем, — это мир, в котором на Украине идет разрушительная война. А от тевтонских рыцарей я ничего не слышал уже несколько лет.

Возможно, вы правы, что не Литва должна создавать конкретную лазейку для Калининграда, но кто-то в Брюсселе должен был ее создать. Это не торговля в Европейский Союз; это торговля внутри России, которая должна проходить через европейскую территорию. Приспособления должны быть сделаны для этой реальности. Ведь Евросоюз и Россия не воюют. Это может нарушить этот баланс.

МК: Не согласен по обоим пунктам. Цель санкций — сделать их как можно более дорогостоящими, чтобы Путин заплатил цену за свою агрессию. Угроза жестких санкций была четко просигнализирована Путину еще до вторжения, и он все равно решил продолжить свою ничем не спровоцированную атаку. Теперь ему нужно заплатить цену, и свободный мир должен усилить свою сдерживающую угрозу. Создание калининградской лазейки было бы контрпродуктивно по отношению к западной стратегии.

Кроме того, я не слишком беспокоюсь об эскалации. Путин более чем занят украинской армией на Донбассе. Он не хочет затевать дополнительную войну с НАТО. Кремль в замешательстве, говоря, что ответит, но сначала ему нужно изучить ситуацию. Москва чувствует необходимость что-то делать, но не знает что. Я подозреваю, что Россия будет стремиться к какому-то выверенному ответу, такому как кибератака или запрет на поездки литовским чиновникам, — короче говоря, что-то, что Литва и Запад могут легко принять, сохраняя экономическое давление.

Мне кажется, что это потенциальный случай ловушки альянса — когда меньшей и более слабой стороне удается втянуть своего более крупного партнера по альянсу в борьбу, которая не отвечает интересам этого партнера.

EA: Если говорить о том, что Россия сделает в ответ, то это явный шаг к эскалации. Я должен задаться вопросом, советовались ли литовцы со своими союзниками в Западной Европе или с Соединенными Штатами, прежде чем они сделали этот выбор? Это кажется мне потенциальным случаем ловушки альянса. Это когда одному члену альянса — обычно меньшей и слабой стороне — удается втянуть своего партнера по альянсу в драку, которая не отвечает интересам этого партнера.

Были оживленные научные дебаты по вопросу о ловушке и о том, часто ли она случается, но это похоже на отличный реальный пример государства (Литва), которое кажется более терпимым к риску и готовым к конфликту, чем некоторые своих союзников (например, Франции, Германии или США).

И пока мы говорим об академической ноте, полемика вокруг Калининграда является еще одним напоминанием о том, что эта война на Украине во многом является войной за советское наследство. Территориальные споры и еще не решенные мелкие странности распада СССР — Крым, Калининград — сегодня становятся искрами для нового конфликта. Но в случае с Калининградом это настоящий позор. Город все больше интегрировался со своими балтийскими и польскими соседями и является процветающим портовым городом; он даже принимал одну из игр чемпионата мира по футболу 2018 года! Это напоминание о цене неспособности как российской, так и западной стороны найти решения для лучшей интеграции России в Восточной Европе.

MK: Официальный представитель Государственного департамента США Нед Прайс был быстрым и неуклонным в своем заявлении о том, что НАТО поддерживает Литву. Не похоже, чтобы администрация была удивлена ​​или разочарована тем, что союзник применяет многосторонние санкции.

Странно не то, что Литва сейчас вводит какие-то адресные санкции, а то, что Вильнюс так долго разрешал России беспрепятственный доступ в Литву. Даже сейчас подавляющее большинство отгрузок продолжается.

В прошлом я разговаривал с литовцами, которые смущенно признавали абсурдность того, что Россия отправляет все, что ей угодно, включая военную технику, по суше через Литву в Калининград, что может быть использовано для угрозы союзникам Литвы по НАТО. Я думаю, что это может быть началом, а не концом дискуссии о запрете российских поставок через территорию Литвы.

EA: Послушайте, литовцы здесь явно в затруднительном положении. Это Уловка-22: если они перекроют поставки, проходящие через их территорию, то они потенциально затруднят для России эффективное использование Калининграда в случае будущего конфликта. Но, перекрывая поставки, они рискуют фактически спровоцировать этот конфликт. Учитывая, что, как вы указываете, русские все еще могут снабжать Калининград по морю, я не думаю, что пошел бы на такую ​​авантюру, если бы был в Вильнюсе.

В конце концов, можете ли вы представить, чтобы великая держава хорошо отреагировала на блокаду части своей территории? Как бы отреагировали США, если бы Китай неожиданно сообщил, что Гуам теперь может снабжаться только по воздуху? Это ставки, о которых мы говорим.

МК: Не лучшая аналогия. Литва — суверенная страна, и она имеет право контролировать то, что пересекает ее границы. Чтобы отрезать Гуам, Китаю пришлось бы блокировать корабли США в международных водах.

И мы видели, как США отреагировали на такую ​​ситуацию, когда Москва перекрыла наземный доступ в Западный Берлин в первые дни холодной войны. Решением стал берлинский воздушный мост. Посмотрим, так ли изобретательна путинская Россия.

EA: Я не уверен, что ссылка на пример Берлинского кризиса — одного из самых опасных случаев балансирования на грани войны в истории — соответствует тому, что вы хотите здесь подчеркнуть.

Но поскольку Европа готовится к серии саммитов на высшем уровне на следующей неделе, возможно, нам следует немного поговорить о более широких вопросах, которые будут решать лидеры.

MK: Да, я очень жду обнародования новой Стратегической концепции НАТО на саммите в Мадриде. По сути, это стратегия национальной безопасности НАТО, и последняя из них была опубликована более десяти лет назад, в 2010 году. С тех пор многое изменилось, и я ожидаю, что мы увидим некоторые важные обновления.

На что следует обратить внимание: Дезавуирует ли НАТО Основополагающий акт Россия-НАТО? Изменит ли НАТО свою группировку сил, включив в нее усиленное и постоянное передовое присутствие? Скажет ли он что-нибудь об устаревшей ядерной политике НАТО или будет говорить о том, что это слишком сложно с политической точки зрения? И что это скажет о подходе НАТО к Китаю?

Европейский Союз и Россия не находятся в состоянии войны. Это может нарушить этот баланс.

EA: Да, дискуссии НАТО в Мадриде должны быть интересными. Меня меньше беспокоит то, что говорится в Стратегической концепции о Китае — я по-прежнему придерживаюсь мнения, что НАТО следует ограничивать свою деятельность североатлантическим регионом, — и меня больше интересует, как там говорится о разделении бремени и как европейские члены государства будут координировать свои расходы и наращивание обороны после украинского кризиса.

Мне тоже интересно, что там скажут о сотрудничестве с Евросоюзом в сфере безопасности. Французы, в частности, приложили сильную руку к этой Стратегической концепции, и они заинтересованы в расширении связей в области безопасности в рамках Европейского Союза в качестве дополнения к НАТО.

У этих двух органов 27 общих членов, и хотя вы можете подумать, что Европейский союз, наращивая свой собственный оборонный потенциал, может подорвать НАТО, отвлекая ресурсы от более широкого альянса, большинство людей в Европе сейчас согласны с тем, что необходимо партнерство между ЕС и НАТО для создания большей внутренней европейской обороноспособности. Но есть много вопросов о том, как это будет работать: будет ли это разделение труда, когда НАТО сосредоточится на России, а ЕС сосредоточится на Средиземноморье, или разделение сил и средств? И есть ли у Европейского союза на практике единство цели, чтобы фактически двигаться к более конкретной общей обороноспособности?

Все это важные вопросы, поскольку они определят степень, в которой Соединенные Штаты смогут в ближайшие годы избавиться от бремени в Европе, чтобы сосредоточиться на Азии.

Я думаю, что было бы ошибкой для Соединенных Штатов отказаться от Европы, а также для НАТО было бы ошибкой игнорировать Китай в Индо-Тихоокеанском регионе.

МК: Там есть на что ответить, но позвольте мне сосредоточиться на большом разногласии. Я думаю, что для Соединенных Штатов было бы ошибкой отделиться от Европы, а для НАТО было бы ошибкой игнорировать Китай в Индо-Тихоокеанском регионе. Оба должны делать оба. Да, Вашингтон должен отдавать приоритет Индо-Тихоокеанскому региону, а европейские члены НАТО должны делать больше для защиты Европы, но НАТО не работает без лидерства США. Соединенные Штаты должны оставаться приверженными европейской безопасности.

И да, НАТО должна отдавать приоритет Европе, но европейские члены НАТО должны сыграть свою роль в сдерживании Китая. Председатель КНР Си Цзиньпин должен знать, что агрессия в Азии будет означать разрыв со всем свободным миром. Европейские члены НАТО уже предпринимают конкретные шаги, чтобы прояснить это. Голландцы, британцы и французы проводят учения по свободе судоходства в Южно-Китайском море. Этим летом Дания отправляет войска на большие военные учения «Рим оф Тихоокеан» (или RIMPAC) в Азии. И я думаю, что было бы здорово, если бы в Стратегическую концепцию НАТО было включено заявление, поддерживающее мир и стабильность в Тайваньском проливе и предостерегающее Коммунистическую партию Китая от любых военных действий.

EA: При таком подходе все оказываются натянутыми без какой-либо стратегической глубины. Направление европейских государств кораблей или подводных лодок в Южно-Китайское море вряд ли является крупным вкладом в региональную оборону в Азии. И если это заменит расширение возможностей в Европе — дыру, которую Соединенным Штатам затем придется затыкать, — это не чистая победа. Во что бы то ни стало, мы должны поощрять Европу принимать активное участие в Азии в торговле и дипломатии, но я думаю, поощряя их сосредоточиться на Китае в оборонном пространстве, когда у них уже нет достаточных возможностей для защиты своей собственной территории дома. , просто глупо.

Попытка заставить всех делать все — не лучшее использование ресурсов. И то же самое можно сказать обо всех европейских саммитах на следующей неделе. «Большая семерка» — организация, состоящая из крупнейших промышленно развитых стран мира, — соберется незадолго до саммита НАТО, и ожидается, что ее лидеры обсудят санкции против России и поддержку Украины.

Это потенциально огромная потеря важной возможности обсудить более широкие макроэкономические проблемы. Поддержка Украины уже обсуждалась на саммитах НАТО и Евросоюза. Вместо этого лидеры G-7 должны воспользоваться возможностью, чтобы поговорить об экономических последствиях войны и о том, как их смягчить: кризис цен на нефть, глобальный продовольственный кризис и потенциал долгового кризиса в странах третьего мира в ближайшие месяцы.

МК: Ну, говоря о том, что все на пределе, мне нужно откопаться в куче работы после месяца скитаний по Европе. Давайте подождем и посмотрим, что произойдет на саммитах НАТО и G-7, и в следующий раз обсудим это?

EA: Теперь моя очередь на европейские каникулы.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *