Калининград форум винского: Можно ли попасть в Литву на поезде Москва — Калининград в 2022 году
Можно ли попасть в Литву на поезде Москва — Калининград в 2022 году
Если у меня есть шенген, могу ли я сойти с поезда, который едет в Калининград, в Литве? На сайте РЖД указано, что остановки в Литве не предусмотрены. А как все обстоит на самом деле?
Яна Рубина
узнала о путешествиях на поезде в Литву
Профиль автора
Поезда из Москвы, Петербурга и Адлера едут в Калининград транзитом через Беларусь и Литву. Остановки в Литве технические — на станциях Кяна и Кибартай. Там пограничники проверяют у пассажиров документы.
В РЖД заявляют, что выходить из поезда в Литве запрещено, но опыт россиян говорит об обратном. По их словам, пограничники разрешат покинуть поезд, если у человека есть основания для посещения Литвы. Например, ВНЖ в стране Шенгена или документы о наличии членов семьи — граждан ЕС, которые предъявляют вместе с визой. Это требование ввели с 19 сентября 2022 года, когда Литва запретила россиянам въезжать в страну с туристическими целями из-за пределов Евросоюза. С поезда не получится сойти, если у пассажира только шенгенская виза и нет документов, которые подтверждают особые основания.
Но даже если с документами все в порядке, пустят ли вас в страну, зависит от конкретного пограничника. Именно он будет принимать решение.
Что важно знать о поездках за рубеж и по России
Главные новости о путешествиях — в вашей почте каждое воскресенье. Бесплатно
На каких поездах можно добраться из России в Литву
На момент публикации материала в Калининград ходят прямые поезда из Москвы, Петербурга и Адлера. Путешественники, которые хотят посетить Литву, обычно покупают билеты до станции Чернышевское, которая находится в Калининградской области, а выходят раньше — в литовской Кяне, граничащей с Беларусью, или в Кибартае, рядом с границей России. Оплатить проезд до Кяны или Кибартая нельзя: эти станции даже не указаны в маршруте на сайте РЖД. Зато они есть в «Яндекс-расписаниях».
Тем, кто выезжает из Москвы, Петербурга и Адлера, удобнее выйти в Кяне, чтобы не ехать дополнительные четыре часа по территории Литвы. А те, кто отправляется из Калининграда, выходят в Кибартае.
Станция Чернышевское находится в Калининградской области, рядом с КПП Литвы. Там можно пересечь границу пешком. На этой станции выходят те, кто не хочет лишний раз волноваться, выпустят ли пограничники из поезда.
/faq-litva/
Литва: что нужно знать перед поездкой
Поезд «Янтарь» из Москвы в Калининград и обратно ходит ежедневно с Белорусского вокзала. Билет в плацкартный вагон до поселка Чернышевское на 24 апреля 2023 года стоит от 3622 Р, место в купе — от 4111 Р.
Поезд из Петербурга в Калининград ходит четыре раза в неделю — по понедельникам, четвергам, пятницам и воскресеньям. Он отправляется с Московского вокзала. Билет в плацкартный вагон до Чернышевского на 24 апреля стоит от 2630 Р, место в купе — от 3868 Р.
Поезд из Адлера в Калининград ходит через день. Стоимость билета до Чернышевского на 25 апреля — от 4585 Р в плацкартном вагоне и от 6924 Р в купе.
Все цены указаны на одного пассажира в одну сторону. Они актуальны на 27 марта.
В расписании указано, что на станцию Чернышевское поезд прибывает в 12:12. Но выходить в Кяне нужно будет в 07:51. Источник: rzd.ru Если ехать из Петербурга, в Кяну вы прибудете в 05:58. Источник: rzd.ru При поездке в Кяну из Адлера поезд прибудет на станцию к 01:01. Источник: rzd.ruКакие документы требуются для поездки из России в Литву
Загранпаспорт, который будет действовать еще минимум три месяца с момента предполагаемого выезда из Литвы.
Подтверждение, что въезд разрешен, и документ, который дает право пребывать в Шенгенской зоне. С 19 сентября 2022 года свободно въезжать в Литву могут обладатели долгосрочной литовской визы D. Ее получают, например, для работы или учебы. Еще в Литву пускают тех, у кого есть ВНЖ любой из стран Шенгена, ЕС, Европейской экономической зоны или Швейцарии. Также для въезда подойдет виза C с целью посещения членов семьи — граждан ЕС, ЕЭЗ или Швейцарии. На границе могут потребовать дополнительные документы, которые подтверждают цель визита, например о родственных связях. Подробнее о том, кому разрешен въезд в страну, Тинькофф Журнал писал в другой статье.
ПЦР-тест перед поездкой в Литву сдавать не нужно: страна отменила коронавирусные ограничения весной 2022 года.
Что говорили РЖД, посольства и пассажиры о высадке в Литве до 19 сентября
Позиция РЖД. В РЖД в начале сентября 2022 года сообщили мне, что сажать и высаживать пассажиров в Литве перестали еще в марте 2020 из-за пандемии коронавируса после обращения литовских железных дорог. Представитель компании сказал, что документ от 2020 все еще действует: в Литве предусмотрены только технические остановки, на которых нельзя выйти и зайти. Одна из них — Кяна.
Читатель Тинькофф Журнала в августе 2022 года написал в комментариях, что позвонил в справочную РЖД и спросил о возможности выйти из поезда в Литве. Ему ответили, что он может выйти — при условии, что у него есть шенгенская виза. После этого комментария я тоже позвонила в РЖД: девушка из справочной не знала точного ответа на вопрос, отошла проконсультироваться, вернулась через несколько минут и сказала: «Выход из поезда запрещен».
Ну и что? 09.09.22
Еврокомиссия рекомендовала странам ЕС ужесточить процедуру выдачи виз россиянам
Позиция посольств. В начале сентября 2022 года я отправила письма в посольства Литвы в России и России в Литве. В первом мне не ответили, а из второго написали: «Выход пассажиров на территории Литвы запрещен по решению литовских властей».
Запрет объяснили иначе, чем в РЖД. В посольстве сказали, что в Литве объявлено чрезвычайное положение из-за ситуации на Украине, поэтому из поездов выходить нельзя. По данным посольства, раньше этот запрет тоже действовал, но по другой причине: в Литве ввели режим ЧС из-за распространения коронавируса.
Так как посольство Литвы в России не ответило на мои вопросы письменно, я им позвонила. По телефону девушка неуверенно сказала, что, наверное, выходить из поезда можно, если есть документы для въезда в Литву.
В ночь с 18 на 19 февраля пассажир поезда Москва — Калининград вышел на станции Кяна. У него была карточка с ПМЖ страны Шенгена. Источник: forum.awd.ru Еще один пассажир вышел на станции Кяна в марте 2023 года. По его словам, документы проверяли только в поезде, а на выходе — нет. Но нарушать правила и выходить, если нет оснований, все равно не стоит. Источник: forum.awd.ruЧто говорят путешественники. Пользователи Форума Винского пишут, что в августе и начале сентября 2022 года российские путешественники выходили на станциях Кяна и Кибартай из поезда, который идет в Калининград.
На этих остановках в поезд заходят пограничники, чтобы проверить пассажиров и поставить им штампы о въезде и выезде из Литвы. По словам туристов, они спрашивали у пограничников, можно ли выйти на этой станции. До 19 сентября 2022 года те разрешали это сделать.
Если по какой-то причине не удавалось выйти на станции Кяна, путешественники доезжали до Кибартая и спрашивали о выходе там. В случае если литовские пограничники отказывали, ехали до поселка Чернышевское, выходили и переходили границу между Россией и Литвой пешком.
На Форуме Винского пишут, что феврале 2023 года с туристической визой без оснований для въезда в Литве не выпускали из поезда. Но те, у кого были необходимые документы, например ВНЖ страны Шенгена, из поезда выходили.
Никто не может гарантировать, что если другим россиянам попасть в Литву удалось, то и у вас получится. Все зависит от пограничника. Такая попытка — всегда риск. Еще в теории пограничник может поинтересоваться, достаточно ли у вас денег для поездки, есть ли бронь гостиницы и так далее. Лучше подготовиться к этому заранее.
Сообщество 19.03.21
Как попасть в Калининград на поезде в 2022 году?
«На дорогу из Москвы в Вильнюс я потратил 3000 Р»
Андрей Веселов
вышел из поезда на станции Кяна
Мы с девушкой собирались в Ригу навестить родственников и потом немного попутешествовать по Европе. Ехать решили на поезде Москва — Калининград 2 сентября 2022 года, когда Литва еще не запретила въезд с туристическими целями через внешнюю границу. Билеты взяли до станции Чернышевское за 2600 Р на человека.
Чернышевское находится в Калининградской области, это первая остановка поезда после выезда из Литвы. Выходить из поезда я, как и некоторые другие путешественники, планировал раньше — на литовской станции Кяна. Когда покупал билеты, понимал, что рискую: нас могли не выпустить из поезда в Литве, так как в Кяне техническая остановка. Формально на ней никто не может войти или выйти из поезда. Но если бы нас не выпустили, деньги бы мы не потеряли: никаких билетов из Литвы в другие страны не покупали.
При посадке на поезд я спросил проводника, сможем ли мы выйти в Кяне. Он ответил, что это зависит от того, выпустят ли нас литовские пограничники. То есть такие вопросы проводник не решает.
Между Россией и Беларусью нет погранконтроля, поэтому мы свободно доехали до Минска. А вот когда выезжали из Беларуси в Литву, в поезд зашли белорусские пограничники. Они спросили, куда мы направляемся. Мы не стали их оповещать, что хотим выйти из поезда в Литве, потому что в Кяне нет официальной остановки. Ответили, что у нас билеты до Калининградской области, туда и едем.
Еще они спросили, пересекали ли мы границу Беларуси и Литвы ранее. Однажды я выезжал из Беларуси в Литву на машине, поэтому ответил, что пересекал, но с предыдущим загранпаспортом. Я так понял, что у них в базе есть информация, кто, где и когда проходил границу, поэтому спрашивают. Других вопросов не задавали, поставили штампы в загранпаспорта.
Таможенный контроль прошел быстро. Багаж не смотрели, но проверили все рундуки в поезде — пространство для багажа под нижней полкой. Наверное, для того, чтобы никто не въехал на территорию Литвы нелегально.
Потом поезд ехал минут двадцать до следующего КПП — литовского. Это как раз была станция Кяна. Мы на всякий случай заранее подготовились — собрали вещи и сдали белье. Но помнили, что из поезда могут не выпустить.
Литовскими пограничниками оказались молодые ребята, которые говорят на русском. Они были крайне доброжелательны. Спросили, куда едем. Я сразу спокойно поинтересовался: «Мы бы хотели сойти на станции Кяна. Возможно ли это?» Они ответили: «Да, возможно. Сейчас весь поезд проверим и выпустим вас». Спросили, куда направляемся в Европе. Мы сказали, что останемся в Вильнюсе на два дня и поедем в Ригу к родственникам. Больше вопросов не было, поставили штамп о въезде в Литву. Багаж не проверяли. В поезде штампы в паспорта ставят всем независимо от того, куда едет человек — в Калининград или Литву.
Когда литовские пограничники закончили проверять поезд, они скомандовали проводнику открыть дверь вагона. Проводник поинтересовался, сколько человек выходит. Они сказали, чтобы выпустил четверых, в том числе нас. Всего с поезда в Кяне сошло, наверное, человек пятнадцать. Дело в том, что когда идут проверки, двери вагона закрыты. Пограничники переходят из вагона в вагон. Наверное, так делают, чтобы никто не смог незаконно пересечь границу.
Из Кяны до Вильнюса мы добирались на электричке. Поезд из России в Кяну приходит на второй путь. А электричка из Кяны в Вильнюс — на первый. Переход с одного пути на другой занимает пару минут. Когда мы переходили с одного пути на другой, еще один пограничник проверил наши документы. Между приходом поезда и отходом электрички 50 минут, так что можно не торопиться — времени достаточно. Электричка стоит 2,4 € (182 Р). Рекомендую заранее подготовить мелочь, так как бывает, что размена нет. Можно ли оплатить проезд на электричке картой, не помню.
Получается, что за дорогу из Москвы в Вильнюс мы заплатили около 3000 Р за одного пассажира. Как мне кажется, этот поезд — самый дешевый и удобный способ добраться в Европу.
В Москву мы тоже возвращались на поезде, который идет из Калининграда. Он останавливается в Кяне в 22:59. В это время электрички из Вильнюса до Кяны уже не ходят — последняя отправляется в 19:10. Поэтому мы воспользовались услугами «Яндекс-такси», платили наличными.
Сначала доехали от автовокзала Вильнюса до ближайшего магазина Lidl, это стоило 2 € (120 Р). Там мы закупились кое-какими продуктами и вещами, а затем доехали до Кяны за 20 € (1208 Р). Дорога заняла примерно полчаса.
На станцию мы приехали за 30 минут до прибытия поезда. Двери вокзала были закрыты, мы даже успели испугаться. Но оказалось, зря: подошел работник и открыл их. Я поинтересовался у него, пустят ли нас на поезд. Он спокойно и доброжелательно ответил: «Да, конечно». На вопрос, где нас встретят пограничники, сказал: «Они вас видели по камерам, поэтому не переживайте, подойдут».
Когда поезд прибыл, практически сразу же со стороны перрона появились литовские пограничники. Они попросили предъявить паспорта и сказали, что мы можем проходить на посадку. Нас пустили в вагон без каких-либо проблем. Уже внутри поставили штампы о выезде из Литвы. Потом был пограничный контроль на территории Беларуси, и мы спокойно вернулись домой в Москву.
«Дорога из Москвы в Будапешт и обратно обошлась мне примерно в 18 000 Р»
Ксения Фетисова
не любит переплачивать
Осенью 2021 года я получила греческую визу на год и перед тем, как срок ее действия закончится, решила съездить в Европу в последний раз. Мне нужно было добраться из Москвы в Будапешт для встречи с друзьями. Но билеты туда со стыковкой в Турции стоили порядка 40 000 Р в одну сторону без багажа. Мне такой вариант не подходил: я не люблю переплачивать.
Вариант лететь через Ереван тоже не понравился из-за высокой цены и длительной пересадки. Поэтому решила ехать через Калининград и Литву: мне показалось, что такой путь будет оптимальным по соотношению цены, комфорта и длительности.
Билеты из Москвы в Калининград и обратно на рейс «Аэрофлота» стоили около 10 000 Р с багажом. Самолет вылетел 27 августа 2022 года в 07:55 и приземлился где-то в 09:20. Я успела на автобус из аэропорта на 09:40 за 100 Р. Погуляла по Калининграду, позавтракала и села в поезд, который следует в Москву. Он отправляется в 13:03.
Ехала я до станции Чернышевское, которая находится на территории Калининградской области. Покупала билет по внутреннему российскому паспорту и не собиралась пересекать границу на поезде. Проезд в плацкарте стоил 1300 Р. Ехать недолго — 1 час 20 минут.
В Чернышевском есть пешеходная граница с Литвой. А от литовского КПП, которое называется Кибартай, до Каунаса ходит электричка. Важно на нее успеть: от выхода из поезда до отправления электрички всего час. Поэтому я заранее предупредила проводницу, что мне нужно сойти с поезда сразу, как он остановится. Она ответила, что не может меня выпустить, якобы это должны сделать пограничники. Женщина была предельно любезна, просто старалась следовать правилам.
Я объяснила ей, что мне незачем ждать пограничников, так как у меня билет до Чернышевского, то есть исключительно по территории России. Она отвела меня к начальнику поезда, он сразу сказал: раз билет по России, значит, можно выйти. Таким образом, я выскочила из поезда буквально через две минуты после остановки, то есть где-то в 15:45.
На платформе меня встретила потрясающая улыбчивая женщина — сотрудница вокзала. Я не знаю, как это работает, но она сразу позвонила на границу и предупредила, что к ним идет пассажирка, попросила заранее заполнить какие-то данные для Литвы. Мне она сказала, что идти до КПП всего 500 метров по одной улице и что я точно не промахнусь. Путь действительно оказался близким и простым.
Прохождение границы заняло не больше 15 минут. Российские пограничники спросили, куда я еду, и тщательно изучили загранпаспорт. А еще попросили внутренний российский паспорт. Так и не поняла зачем. На таможенном контроле я открыла мой маленький чемодан для ручной клади и показала вещи. Литовцы тоже задали вопрос про мой маршрут, но показывать билеты не попросили. Мои вещи их не интересовали. Разговаривали они на русском. На тот момент ограничения на въезд в Литву для туристов из России еще не ввели и дополнительные документы не требовали.
После литовского КПП стояли две машины такси. Если бы я опаздывала, могла бы ими воспользоваться. Но время еще было, так что решила пройти пешком около километра. В итоге была на станции в 16:25 и еще полчаса ждала электричку. Она едет до Каунаса где-то 1 час 25 минут. Билет стоил 5,7 € (431 Р), покупала его в прямо в поезде. Добралась до Каунаса к 18:20. А вылет в Будапешт рейсом Ryanair у меня был в 20:55. Билеты туда и обратно стоили 70 € (5297 Р) без багажа.
Таким образом, утром я была еще в Москве, а вечером того же дня — в Будапеште. Домой возвращалась самолетом из Калининграда. Дорога в обе стороны обошлась мне примерно в 18 000 Р.
Что в итоге
Всегда есть вероятность, что литовцы откажут в выходе из поезда. Я не нашла таких случаев в июле, августе и сентябре 2022 года, но теоретически они возможны. В крайнем случае можно использовать план Б: выйти в Чернышевском в Калининградской области и оттуда добраться до Литвы.
Решение о том, пускать ли путешественника в Литву, принимают пограничники.
С 19 сентября Литва перестала принимать россиян, которые хотят попасть в страну с туристическими целями. Сейчас выйти в Кяне и Кибартае могут только те, кто едет в Литву не ради отдыха. Например, в страну впустят обладателей национальных виз D, которые выдают в том числе для учебы и работы. Еще в Литву разрешен въезд людям с европейским ВНЖ и другим категориям путешественников.
Сообщество 03.06.22
Можно ли поехать в Калининград на машине, если у меня там родственники?
Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan
Что делать?Читатели спрашивают — эксперты отвечают
Задать свой вопрос
как добраться на машине, поезде и автобусе
Новости для путешественников
Яна Рубина
ждет открытия всех сухопутных границ
Правительство России ослабило коронавирусные ограничения на путешествия граждан в Калининградскую область на машине и автобусе.
Соответствующее распоряжение опубликовали 17 мая.
Теперь граждане РФ, которые следуют в Калининградскую область, могут выезжать туда из материковой части России по суше через любые страны. А еще могут путешествовать из Калининградской области через Литву в другие части России без особых оснований. Но правило работает только для тех, кто зарегистрирован в Калининградской области или владеет там недвижимостью. Это необходимо подтвердить документами. Расскажу обо всем подробнее.
Что изменилось для путешественников
В Калининград можно свободно путешествовать поездом, самолетом или по морю. Но с 2020 года до 16 мая 2022 на путешествия на машине или автобусе действовали ограничения. Дело в том, что в начале пандемии Россия закрыла сухопутные границы для выезда из страны в Латвию, Литву, Эстонию и Польшу. Чтобы выезжать из России в эти государства, нужны были основания, например работа, учеба, наличие родственников или лечение за рубежом. Подтверждающие документы требовали российские пограничники.
Можно было путешествовать из материковой части России в Калининград по суше через Беларусь, а затем — Литву. Россия открыла сухопутную границу с Беларусью и не требует оснований для поездки. Но если бы путешественник решил поехать из Калининграда в другую часть России на машине или автобусе через Литву, его бы не выпустили без уважительной причины.
Как объехать Калининградскую область за четыре дня
Теперь граждане, которые едут в Калининградскую область и имеют регистрацию или недвижимость в этом регионе, могут попасть туда из России через любые другие государства без оснований. А ехать из Калининграда в другие регионы РФ без оснований — только через Литву. Для всех остальных путешественников ничего не изменилось.
Какие документы нужны для въезда в Беларусь, Литву, Латвию и Эстонию
Сухопутные границы Беларуси, Литвы, Латвии и Эстонии открыты.
Беларусь. Чтобы въехать в эту страну, россиянам не нужно предъявлять сертификат о вакцинации или результат ПЦР-теста. Виза тоже не понадобится.
Литва. Для въезда в Литву с 1 мая нужен лишь загранпаспорт с шенгенской визой: страна сняла все коронавирусные ограничения для путешественников. Литва выдает визы только в исключительных случаях — туризм к ним не относится.
Правила въезда в Литву с 1 мая 2022 года
Вместо шенгенской визы для транзита по территории Литвы можно предъявить упрощенный транзитный документ, УТД. Его выдают в Калининграде и Советске. Эту информацию мне подтвердили в консульстве Литвы в Калининграде.
Чтобы подать документы на УТД в Калининграде, надо зарегистрироваться по телефону +7 4012 95-94-84 в рабочие дни с 08:00 до 12:00. В Советске — по номеру +7 4016 13-33-50. Еще придется уплатить консульский сбор — 5 € ( 334 Р). Это можно сделать только наличными.
Латвия тоже не требует ковидные справки — для въезда нужен только загранпаспорт с шенгенской визой. Латвия приостановила выдачу любых виз россиянам.
Эстония. Для путешествия в эту страну нужен загранпаспорт с шенгенской визой. Эстония не выдает визы туристам в России. Заявления принимают только у отдельных категорий: например, у супругов, детей, внуков, родителей граждан Эстонии. Полный список тех, кто может подаваться на визу, опубликован на сайте посольства в Москве.
Никакие коронавирусные документы не потребуют у тех, кто едет через Эстонию транзитом без остановки, чтобы попасть в свою страну. Остальные путешественники старше 12 лет должны предъявить отрицательный результат ПЦР-теста. Анализы сдают в течение 48 часов до поездки. Вместо теста можно представить документ о перенесенном COVID-19 или сертификат о вакцинации — подойдут любые российские препараты, например «Спутник V» или «Спутник Лайт».
Правила въезда в Эстонию
Въехать в Литву, Латвию или Эстонию можно по многократной шенгенской визе другой страны, например Финляндии или Греции.
Как добраться в Калининградскую область на поезде
Россияне могут без ограничения путешествовать в Калининград поездом. Для этого не нужна регистрация в регионе.
В Калининград ходят прямые поезда из Москвы, Санкт-Петербурга и Адлера:
- Поезд «Янтарь» из Москвы в Калининград и обратно ходит ежедневно с Белорусского вокзала. Дорога занимает 20 часов. Плацкартный билет на 28 мая стоит от 3778 Р, в купе — от 4996 Р.
- Поезд из Санкт-Петербурга в Калининград ходит четыре раза в неделю — по понедельникам, четвергам, пятницам и воскресеньям. А обратно по вторникам, средам, пятницам и субботам. По праздникам запускают дополнительные составы. Он отправляется с Московского вокзала. Время в пути — 28 часов. Плацкартный билет на 29 мая стоит от 2874 Р, в купе — от 4260 Р.
- Поезд из Адлера в Калининград и обратно ходит через день. Путешествие занимает 2,5 дня. Стоимость билета на 29 мая — от 4502 Р в плацкарте и от 6807 Р в купе.
Как попасть в Калининград на поезде в 2022 году?
Чтобы оформить билет, понадобится загранпаспорт. Еще требуют шенгенскую визу или упрощенный проездной документ, УПД. Его оформляют при покупке билета в кассе или на сайте РЖД.
Сколько стоят билеты на самолет до Калининграда
Самолеты в Калининград летают, ограничений для путешественников нет. Загранпаспорт для перелета в Калининград не нужен.
Маршрут полетов изменили, так как Литва закрыла воздушное пространство для России. Время в пути из Москвы увеличилось примерно на час, из Петербурга — на 20 минут. Например, рейс «Аэрофлота» из Москвы в Калининград 17 мая продолжался 2 часа 8 минут, а рейс «Победы» из Санкт-Петербурга в Калининград 18 мая — 1 час 24 минуты.
Рейсы на Flightradar24:
SU1008,
DP529
Стоимость билетов из Москвы в Калининград на 28 мая зависит от авиакомпании. Дешевле всего лететь «Победой»: билет без багажа обойдется в 3949 Р. «Аэрофлот» на этот же день продает билеты за 6080 Р с багажом, а S7 Airlines — за 6881 Р с багажом. Все цены — на одного пассажира в один конец.
Из Санкт-Петербурга в Калининград 30 мая можно добраться за 3349 Р «Победой» или за 3940 Р рейсом Smartavia. Оба билета без багажа. Цены актуальны на момент публикации.
По такому маршруту «Аэрофлот» летает из Москвы в Калининград. Источник: flightradar24.comНовости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan.
Калининград | Институт Гувера Калининград
Недавнее жужжание российских кораблей и самолетов НАТО в Балтийском море указывает на нечто большее. В последние несколько лет Россия занималась крупным военно-морским и военным наращиванием в Балтийском регионе. Эпицентр — город Калининград, передовая российская оперативная база, расположенная на южном берегу Балтийского моря между Литвой и Польшей — примерно в 600 милях к юго-западу от Санкт-Петербурга, Россия. В районе Калининграда находится Балтийский флот России и две авиабазы. Это единственный в России незамерзающий порт на Балтийском море, работающий круглый год.
Русские направили в Калининград более 10 000 военнослужащих, систему противовоздушной и противоракетной обороны и различные военные корабли, а также, возможно, ракеты малой дальности с ядерными боеголовками. Все это является частью общего наращивания российской военной мощи за последние годы, что в сочетании с сокращением численности НАТО дает России превосходство в обычных вооружениях на Балтике. Является ли цель России сугубо оборонительной, агрессивным действием против трех бывших советских прибалтийских государств (Эстонии, Латвии и Литвы), попыткой унизить и ослабить НАТО или какой-либо комбинацией вышеперечисленного, для Запада является предметом споров. волноваться. Как нет, после того, как русские вторглись в Грузию, Крым, Украину и Сирию? Однако военные историки могут сосредоточиться на иронии.
Калининград означает «город Калинин». Но кем был Калинин? Михаил Калинин, рожденный русским крестьянином, был старым большевиком и членом ближнего круга Сталина, который выжил, опустив голову. Калинин был председателем Президиума Верховного Совета, что было относительно слабой позицией, когда он умер естественной смертью в 1946 году. В его честь были названы три крупных города, но два с тех пор были переименованы; только город на Балтике сохранил название Калинин. В том, что это напоминание об ушедшей эпохе: Ленинграда нет, Сталинграда нет, но Калининград живет, реликт коммунизма, срок годности которого давно истек.
Но это не самая большая ирония российской базы на Балтике. Калининград — столица территории размером с Коннектикут, которую Советы захватили у Германии после Второй мировой войны. До 1945 года этот район входил в состав немецкого региона Восточная Пруссия. В те времена Калининград назывался Кенигсберг, что означает «Царская гора». Тевтонские рыцари отвоевали его в Средние века у туземцев, которые торговали повсюду — не только с викингами, но и раньше с Римской империей.
Кенигсберг, вероятно, больше всего известен как дом Иммануила Канта (1724-1804), одного из величайших современных философов. Моралист и метафизик, Кант был также политическим мыслителем. Он представлял себе мир конституционных республик, умеренных режимов, каждый из которых руководствуется верховенством закона и каждый уравновешивает народную власть с аристократией и монархией. В таких государствах, утверждал Кант, большинство никогда не проголосует за войну, кроме как в целях самообороны. Далее он вообразил лигу наций для разрешения конфликта. Результатом станет то, что он назвал «вечным миром».
Такова была мечта Канта. Сегодня распространение конституционного правления и существование Организации Объединенных Наций дают некоторые основания для надежды, но только некоторые. Калининградская реальность и конфронтация на Балтике напоминают нам, что вечный мир — это скорее мечта, чем реальность.
Дополнительные ресурсы
Приведет ли Калининградское противостояние России и Литвы к войне?
Мэтью Крониг: Привет, Эмма! Я вернулся из своего месяца в Европе — и как раз вовремя. В Калининграде действительно накаляется. Как вы?
Мэтью Крониг: Привет, Эмма! Я вернулся из своего месяца в Европе — и как раз вовремя. В Калининграде действительно накаляется. Как вы?
Эмма Эшфорд: Не так уж и плохо. Просто привыкаешь к лету в Вашингтоне, округ Колумбия: грозы, влажность и достаточно комаров, чтобы высосать кровь за первые 30 секунд, пока ты на улице. Я виню в этом бывшего президента США Томаса Джефферсона, который, видимо, считал хорошей идеей построить столицу на бывшем болоте.
Но, хотя я рад слышать, что вы вернулись из Европы, я чувствую, что не должен напоминать вам, что ядерные войны могут стать глобальными. Ситуация в Европе определенно снова обостряется. Хотите заполнить нас?
MK: Хотите верьте, хотите нет, но лето в округе Колумбия на самом деле прохладнее и освежает по сравнению с моим родным Сент-Луисом.
Но перейдем к делу. Литва вводит санкции ЕС, что означает лишение президента России Владимира Путина возможности отправлять уголь, металлы, строительные материалы и другие запрещенные товары по суше через территорию Литвы в российский эксклав Калининград на побережье Балтийского моря. Путин злится и угрожает возмездием. Государственный департамент США подтвердил обязательство НАТО защищать Литву от любой агрессии, и многие опасаются, что это может стать причиной прямого конфликта между Россией и НАТО.
Что вы думаете?
EA: Это опасно. Калининград, ставший частью Советского Союза только в конце Второй мировой войны, окружен странами НАТО и Европейского Союза и не связан по суше с остальной частью России. В последние годы это стало явной оборонительной проблемой для НАТО: печально известная военная игра Rand Corporation 2016 года подчеркнула способность России использовать территорию, чтобы помешать подкреплениям НАТО добраться до Прибалтики в случае войны. Это всегда было одной из наиболее вероятных точек возгорания конфликта между Россией и НАТО.
Литва, безусловно, имеет право применять санкции ЕС, но мы должны понимать, что это также чрезвычайно опасный выбор. Многие товары, на которые рассчитывают жители Калининграда, доставляются наземным транспортом по железной дороге из России; русские называют это блокадой, и это не совсем неверно. Так что это довольно очевидный шаг по эскалации со стороны союзника США.
Литва не должна создавать лазейку в санкциях ЕС, чтобы умилостивить диктатора на тропе войны.
MK: Чрезвычайно опасный выбор был сделан Путиным, когда он решил начать полномасштабное вторжение в Украину. Это последствия. Если ему это не нравится, решение простое: он может отозвать свои силы вторжения.
Кроме того, Россия все еще может доставлять грузы в Калининград морем из Санкт-Петербурга, Россия. Или, учитывая одержимость России возвращением во владение исторических земель, она может просто вернуть Калининград Германии, Польше или Тевтонскому ордену.
Но Литва не должна создавать лазейку в санкциях ЕС, чтобы умилостивить диктатора на тропе войны.
EA: Да, но если у вас нет машины времени, мир, в котором мы сейчас живем, — это мир, в котором на Украине идет разрушительная война. А от тевтонских рыцарей я ничего не слышал уже несколько лет.
Возможно, вы правы, что не Литва должна создавать конкретную лазейку для Калининграда, но кто-то в Брюсселе должен был ее создать. Это не торговля в Европейский Союз; это торговля внутри России, которая должна проходить через европейскую территорию. Приспособления должны быть сделаны для этой реальности. Ведь Евросоюз и Россия не воюют. Это может нарушить этот баланс.
МК: Не согласен по обоим пунктам. Цель санкций — сделать их как можно более дорогостоящими, чтобы Путин заплатил цену за свою агрессию. Угроза жестких санкций была четко просигнализирована Путину еще до вторжения, и он все равно решил продолжить свою ничем не спровоцированную атаку. Теперь ему нужно заплатить цену, и свободный мир должен усилить свою сдерживающую угрозу. Создание калининградской лазейки было бы контрпродуктивно по отношению к западной стратегии.
Кроме того, я не слишком беспокоюсь об эскалации. Путин более чем занят украинской армией на Донбассе. Он не хочет затевать дополнительную войну с НАТО. Кремль в замешательстве, говоря, что ответит, но сначала ему нужно изучить ситуацию. Москва чувствует необходимость что-то делать, но не знает что. Я подозреваю, что Россия будет стремиться к какому-то выверенному ответу, такому как кибератака или запрет на поездки литовским чиновникам, — короче говоря, что-то, что Литва и Запад могут легко принять, сохраняя экономическое давление.
Мне кажется, что это потенциальный случай ловушки альянса — когда меньшей и более слабой стороне удается втянуть своего более крупного партнера по альянсу в борьбу, которая не отвечает интересам этого партнера.
EA: Если говорить о том, что Россия сделает в ответ, то это явный шаг к эскалации. Я должен задаться вопросом, советовались ли литовцы со своими союзниками в Западной Европе или с Соединенными Штатами, прежде чем они сделали этот выбор? Это кажется мне потенциальным случаем ловушки альянса. Это когда одному члену альянса — обычно меньшей и слабой стороне — удается втянуть своего партнера по альянсу в драку, которая не отвечает интересам этого партнера.
Были оживленные научные дебаты по вопросу о ловушке и о том, часто ли она случается, но это похоже на отличный реальный пример государства (Литва), которое кажется более терпимым к риску и готовым к конфликту, чем некоторые своих союзников (например, Франции, Германии или США).
И пока мы говорим об академической ноте, полемика вокруг Калининграда является еще одним напоминанием о том, что эта война на Украине во многом является войной за советское наследство. Территориальные споры и еще не решенные мелкие странности распада СССР — Крым, Калининград — сегодня становятся искрами для нового конфликта. Но в случае с Калининградом это настоящий позор. Город все больше интегрировался со своими балтийскими и польскими соседями и является процветающим портовым городом; он даже принимал одну из игр чемпионата мира по футболу 2018 года! Это напоминание о цене неспособности как российской, так и западной стороны найти решения для лучшей интеграции России в Восточной Европе.
MK: Официальный представитель Государственного департамента США Нед Прайс был быстрым и неуклонным в своем заявлении о том, что НАТО поддерживает Литву. Не похоже, чтобы администрация была удивлена или разочарована тем, что союзник применяет многосторонние санкции.
Странно не то, что Литва сейчас вводит какие-то адресные санкции, а то, что Вильнюс так долго разрешал России беспрепятственный доступ в Литву. Даже сейчас подавляющее большинство отгрузок продолжается.
В прошлом я разговаривал с литовцами, которые смущенно признавали абсурдность того, что Россия отправляет все, что ей угодно, включая военную технику, по суше через Литву в Калининград, что может быть использовано для угрозы союзникам Литвы по НАТО. Я думаю, что это может быть началом, а не концом дискуссии о запрете российских поставок через территорию Литвы.EA: Послушайте, литовцы здесь явно в затруднительном положении. Это Уловка-22: если они перекроют поставки, проходящие через их территорию, то они потенциально затруднят для России эффективное использование Калининграда в случае будущего конфликта. Но, перекрывая поставки, они рискуют фактически спровоцировать этот конфликт. Учитывая, что, как вы указываете, русские все еще могут снабжать Калининград по морю, я не думаю, что пошел бы на такую авантюру, если бы был в Вильнюсе.
МК: Не лучшая аналогия. Литва — суверенная страна, и она имеет право контролировать то, что пересекает ее границы. Чтобы отрезать Гуам, Китаю пришлось бы блокировать корабли США в международных водах.
И мы видели, как США отреагировали на такую ситуацию, когда Москва перекрыла наземный доступ в Западный Берлин в первые дни холодной войны. Решением стал берлинский воздушный мост. Посмотрим, так ли изобретательна путинская Россия.
EA: Я не уверен, что ссылка на пример Берлинского кризиса — одного из самых опасных случаев балансирования на грани войны в истории — соответствует тому, что вы хотите здесь подчеркнуть.
Но поскольку Европа готовится к серии саммитов на высшем уровне на следующей неделе, возможно, нам следует немного поговорить о более широких вопросах, которые будут решать лидеры.
MK: Да, я очень жду обнародования новой Стратегической концепции НАТО на саммите в Мадриде. По сути, это стратегия национальной безопасности НАТО, и последняя из них была опубликована более десяти лет назад, в 2010 году. С тех пор многое изменилось, и я ожидаю, что мы увидим некоторые важные обновления.
На что следует обратить внимание: Дезавуирует ли НАТО Основополагающий акт Россия-НАТО? Изменит ли НАТО свою группировку сил, включив в нее усиленное и постоянное передовое присутствие? Скажет ли он что-нибудь об устаревшей ядерной политике НАТО или будет говорить о том, что это слишком сложно с политической точки зрения? И что это скажет о подходе НАТО к Китаю?
Европейский Союз и Россия не находятся в состоянии войны. Это может нарушить этот баланс.
EA: Да, дискуссии НАТО в Мадриде должны быть интересными. Меня меньше беспокоит то, что говорится в Стратегической концепции о Китае — я по-прежнему придерживаюсь мнения, что НАТО следует ограничивать свою деятельность североатлантическим регионом, — и меня больше интересует, как там говорится о разделении бремени и как европейские члены государства будут координировать свои расходы и наращивание обороны после украинского кризиса.
Мне тоже интересно, что там скажут о сотрудничестве с Евросоюзом в сфере безопасности. Французы, в частности, приложили сильную руку к этой Стратегической концепции, и они заинтересованы в расширении связей в области безопасности в рамках Европейского Союза в качестве дополнения к НАТО.
У этих двух органов 27 общих членов, и хотя вы можете подумать, что Европейский союз, наращивая свой собственный оборонный потенциал, может подорвать НАТО, отвлекая ресурсы от более широкого альянса, большинство людей в Европе сейчас согласны с тем, что необходимо партнерство между ЕС и НАТО для создания большей внутренней европейской обороноспособности. Но есть много вопросов о том, как это будет работать: будет ли это разделение труда, когда НАТО сосредоточится на России, а ЕС сосредоточится на Средиземноморье, или разделение сил и средств? И есть ли у Европейского союза на практике единство цели, чтобы фактически двигаться к более конкретной общей обороноспособности?
Все это важные вопросы, поскольку они определят степень, в которой Соединенные Штаты смогут в ближайшие годы избавиться от бремени в Европе, чтобы сосредоточиться на Азии.
Я думаю, что было бы ошибкой для Соединенных Штатов отказаться от Европы, а также для НАТО было бы ошибкой игнорировать Китай в Индо-Тихоокеанском регионе.
МК: Там есть на что ответить, но позвольте мне сосредоточиться на большом разногласии. Я думаю, что для Соединенных Штатов было бы ошибкой отделиться от Европы, а для НАТО было бы ошибкой игнорировать Китай в Индо-Тихоокеанском регионе. Оба должны делать оба. Да, Вашингтон должен отдавать приоритет Индо-Тихоокеанскому региону, а европейские члены НАТО должны делать больше для защиты Европы, но НАТО не работает без лидерства США. Соединенные Штаты должны оставаться приверженными европейской безопасности.
И да, НАТО должна отдавать приоритет Европе, но европейские члены НАТО должны сыграть свою роль в сдерживании Китая. Председатель КНР Си Цзиньпин должен знать, что агрессия в Азии будет означать разрыв со всем свободным миром. Европейские члены НАТО уже предпринимают конкретные шаги, чтобы прояснить это. Голландцы, британцы и французы проводят учения по свободе судоходства в Южно-Китайском море. Этим летом Дания отправляет войска на большие военные учения «Рим оф Тихоокеан» (или RIMPAC) в Азии. И я думаю, что было бы здорово, если бы в Стратегическую концепцию НАТО было включено заявление, поддерживающее мир и стабильность в Тайваньском проливе и предостерегающее Коммунистическую партию Китая от любых военных действий.
EA: При таком подходе все оказываются натянутыми без какой-либо стратегической глубины. Направление европейских государств кораблей или подводных лодок в Южно-Китайское море вряд ли является крупным вкладом в региональную оборону в Азии. И если это заменит расширение возможностей в Европе — дыру, которую Соединенным Штатам затем придется затыкать, — это не чистая победа. Во что бы то ни стало, мы должны поощрять Европу принимать активное участие в Азии в торговле и дипломатии, но я думаю, поощряя их сосредоточиться на Китае в оборонном пространстве, когда у них уже нет достаточных возможностей для защиты своей собственной территории дома. , просто глупо.
Попытка заставить всех делать все — не лучшее использование ресурсов. И то же самое можно сказать обо всех европейских саммитах на следующей неделе. «Большая семерка» — организация, состоящая из крупнейших промышленно развитых стран мира, — соберется незадолго до саммита НАТО, и ожидается, что ее лидеры обсудят санкции против России и поддержку Украины.
Это потенциально огромная потеря важной возможности обсудить более широкие макроэкономические проблемы. Поддержка Украины уже обсуждалась на саммитах НАТО и Евросоюза. Вместо этого лидеры G-7 должны воспользоваться возможностью, чтобы поговорить об экономических последствиях войны и о том, как их смягчить: кризис цен на нефть, глобальный продовольственный кризис и потенциал долгового кризиса в странах третьего мира в ближайшие месяцы.
МК: Ну, говоря о том, что все на пределе, мне нужно откопаться в куче работы после месяца скитаний по Европе. Давайте подождем и посмотрим, что произойдет на саммитах НАТО и G-7, и в следующий раз обсудим это?
EA: Теперь моя очередь на европейские каникулы.