Как добраться до хибин: Как добраться в Хибины на самолёте

Хибины. Полезная информация, для самостоятельного похода

Оглавление

  • Оглавление
  • Почему стоит идти именно сюда
  • Рельеф и особенности Хибин
  • Карты, маршрут
  • Погода. Лучший сезон для похода
  • Транспорт, как добраться до Хибин
  • Связь на маршруте
  • Газ и костер
  • Вода
  • Опасность
  • Регистрация в МЧС
  • Особенности ночевок в палатке
  • Посмотреть другие статьи на тему Хибин:

В Хибинах ходил в июне, августе и сентябре. Здесь собрана вся полезная информация для подготовки самостоятельного похода, но также можете и присоединиться к походу в Хибины со мной 9 — 17 августа 2023г.

Пойти со мной в Хибины 9 — 17 августа 2023г.



Вид на перевал н\к Лопарский, Хибины, осень, 22 сентября.

Почему стоит идти именно сюда

Бесконечно могу ходить по северу, уж слишком он хорош своим простором, атмосферой, видами и природой. Хибины — самая популярная туристическая точка Кольского полуострова и самый крупный горный массив. Поблизости есть туристический район Ловозерские тундры и менее известный хребет Мончетундра.

В центре Хибинского массива, находится база контрольно-спасательной службы МЧС (КСС), это 18 км по грунтовой дороге от Кировска. Этот аспект является хорошим подспорьем в плане повышения уровня безопасности и логистики. Можно заброситься в центр гор летом и зимой, а также оперативно эвакуироваться. Рядом с КСС МЧС, турбаза Куэльпорр с гостиницей и баней . Работает зимой с конца декабря и до начала апреля, летом с июля и до середины сентября, в межсезонье закрыта, т.к. дорога не проезжаема.

Высшая точка, гора Юдычвумчорр 1.200м. Казалось бы, это немного в сравнении с высотами Кавказа. А я был и в Гималаях, где вокруг возвышаются восьмитысячники. Но за счет северного расположения, невысокие горы сохраняют свою мощь, красоту и суровость. Плюсы: нет горной болезни, нет затяжных подъемов и спусков, а значит меньше устаем и нагружаем колени. При этом ущелий и перевалов достаточно много, чтобы возвращаться сюда и ходить совершенно разными тропами.

Перейти на сайт базы Куэльпорр



Вид из палатки на озеро Имандра, на сопке у Аку-Аку, Хибины, лето, 18 августа.

Компактность. За счет компактности, у нас появляется множество вариантов маршрутов от 2 дней, до 2 недель автономно. Вместе с тем возрастает безопасность. В случае ЧП, недалеко выходить в цивилизацию.

Красота. Даже на таких высотах, наверху может быть снег, а 500 метров перепада полностью меняют природу из пышных лесов в голую тундру и курумник. Летом здесь полярный день, с конца августа можно увидеть северное сияние.

Свобода. Нет заповедных зон, пропусков и т.д. Свободна севера, ходишь где вздумается, ставишь палатку где хочешь.

Хорошая Логистика. Добраться в Хибины можно дешево и быстро. Рядом есть аэропорт ж/д станция “Апатиты-1”, а вход в горы начинается сразу из г. Кировск. Тут не нужны заброски.

Нет клещей. Из-за северного расположения, здесь совершенно нет клещей, змей, скорпионов, опасных пауков. Вообще мало насекомых, поэтому можно лежать на траве и не переживать.

Больше северной красоты у меня в Инстаграм, заходите, подписывайтесь!!!)

Посмотреть мой Instagram



Река Кунийок, центр Хибин, вид на базу КСС, лето, 15 августа.

Рельеф и особенности Хибин

Горный массив имеет компактный масштаб 40 на 40 км., но большое количество перевалов и ущелий. Это позволяет строить огромное количество разнообразных маршрутов зимой и летом. Например, в схожих по размеру Ловозерских тундрах, вариантов маршрутов меньше. В мой летний поход, МЧС рассказали, что зарегистрированных туристов на территории массива 700 человек. Из них соло, как и я, шла девушка, МЧС улыбаясь пожелал удачи встретить ее)) При этом, за неделю встретил только 2 маленькие группы, хотя и шел по популярному маршруту. Здесь малолюдно, вы не толкаетесь на тропе, не испытываете трудностей с установкой лагеря.

Горы чаще всего имеет пикообразные вершины, но встречаются и платообразные. Большинство перевалов имеют высшую точку 900-1.000 м., т.е. на 100-200 метров ниже вершин. Перевалы разной категории сложности, от н/к (некатегорийные), до 2а. Перевалы имеют курумник разной величины, чем больше курумник, тем сложнее и опаснее передвигаться. Некоторые камни живые, на перевалах нужно быть бдительным и осторожным. Сами камни достаточно шершавые и скользишь меньше, чем на Кавказе и Заилийском Алатау в Казахстане.

Из снежников и верховых озер образуются ручьи, которые превращаются в реки в ущельях. Реки переходятся либо вброд, либо через импровизированные мосты. Тропы есть во всех популярных направлениях, поэтому передвижение быстрое и удобное.



Северная часть ущелья Аку-Аку, Хибины, 26 сентября.

Карты, маршрут

Ниже вы увидите два трека с картами по разным маршрутам. Чтобы скачать GPS для garmin или KML для maps.me, нужно нажать на 3 точки справа от названия трека и «save as GPX» или «save as KML» и добавить к себе в приложение. Чтобы скачать бумажные карты, перейди по кнопке ниже.

Скачать бумажные карты Хибин

Купить самые актуальные, бумажные карты, можно в группе автора Олега Власенко:

Масштаб: 1:50000 (в 1см 500метров), сечение рельефа 20м.

перейти в группу Вконтакте, чтобы изучить платные карты

Также рекомендую посмотреть интерактивную карту с маршрутами и другой полезной информацией на портале Hibiny.pro. Учитывайте, что там устаревшая информация о категорийности перевалов, многие уже понизили в категории.

Интерактивная карта Hibiny.pro



Основной 5 дней, 71 км, аварийные выходы.

Нитка маршрута моего соло прохождения Nakarte.me, в августе. 5 дней, 71 км, аварийные выходы.



Основной 7 дней, 55 км, аварийные выходы.

Нитка маршрута моего прохождение Nakarte.me, группой в сентябре. 7 дней, 55 км, аварийные выходы.

Погода. Лучший сезон для похода

Сезон в Хибинах с середины июля до конца сентября. МЧС рассказывали, что бывало так много снега, что в июне ездили на снегоходах с базы до г. Кировска. Конечно это исключение, но надо понимать, что такое бывает. Естественно в июне и июле снег тает, вода поднимается и в это время сложнее передвигаться по району. Реки полноводные, а тропы частично в воде. В конце сентября погода может сильно ухудшаться, ночная температура около 0С, снег на перевалах, сильный ветер. Но бывает и хорошая, теплая погода, тут угадать невозможно, нужно просто быть готовым по одежде и снаряжению.

Самое комфортное время с 1 августа до 10 сентября, пышная зелень, наиболее теплое время года, птички поют, красота. 

Примерно в 10 числах сентября начинается осень, растительность меняет свой цвет, появляются сочные красно-желтые краски. Многие едут сюда именно в сентябре, так как осень здесь по-особенному красиво и есть вероятность увидеть северное сияние.

Хибины находятся за полярным кругом, а Кольский полуостров продувается всеми ветрами. Будьте готовы к возможному порывистому ветру на вершинах и перевалах. К осадкам и облакам на перевалах, из-за которых видимость минимальная. 

Наличие навигатора или компаса и карты, которыми вы отлично умеете пользоваться, обязательно. В сильную непогоду и плохую видимость, лучше не передвигаться по плато, а проходить по не сложным перевалам.

Теплая и ветрозащитная одежда обязательна даже в летнее время, изредка температура может опускаться к 0С.



Перевал Академический 1а, 1040м, Хибины, 23 сентября.

Транспорт, как добраться до Хибин

Туристический маршрут можно начать из города Кировска (рядом с полярным ботаническим садом), ж/д станицей Имандра, ж/д станицей Нефелиновые пески, поселком Ревда. Маршрут может быть сквозной, радиальный, кольцевой.

Добраться до Кировска можно тремя способами:

  • На самолете до аэропорта Кировск. До аэропорта Мурманска, но с трансфером до Кировска или электричкой до Аппатиты-1, на ней дешевле.
  • На поезде, например от Москвы до ж/д станции Аппатиты-1. Самый комфортный Арктика. От станции такси около 600р. или на прямом автобусе №131 или других, но уже с пересадкой в центре Апатит.
  • На автомобиле
  • Автостопом. Из Мурманска до Кировска доехал за 5 часов на 4 машинах. Водители отзывчивые, но трафик на трассе не очень высокий.



Дорога Кола P21 около Мурманска

Связь на маршруте

В Хибинах как и на Кольском лучше всего ловит Мегафон и МТС, у остальных операторов покрытие очень плохое. Если пользуетесь такой сим. картой, можно купить в городе и заменить на время похода. Связь будет ловить чуть раньше, на выходе из гор. 

Зону покрытия посмотрите ниже по ссылке:

Карта покрытия Мегафон

Карта покрытия МТС

Карта покрытия Билайн

Карта покрытия Теле2

Помимо мобильной связи, потратился на трек Iridium RockStar 360 и безмерно рад покупке. Сперва было ощущение, что это дорогая вещь, которая не принесет удовольствия, ведь это кирпич который едет в рюкзаке. Оказалось, что с ним пришло много душевного спокойствия, понимание погоды, экстренная связь и прочее. Иногда использовал сотовую связь Thuraya у друзей, но трекер выглядит привлекательнее.



Карта покрытия сотовой связью МТС 2G Хибин.

Газ и костер

Газ можно купить в Мурманске в 100 метрах от ж\д вокзала в рыболовных магазинах, ул. Коминтерна д 18, 20, 22. Или в других магазинах Мурманска. В Апатитах в Спорт-Мастере или рыболовных магазинах. Взять заранее, если едите на поезде, провоз разрешен. Так поступал множество раз, на душе спокойно что уже все собрано, время в пути полтора суток, успеваешь выспаться и отдохнуть после рабочей недели. Атмосфера классная, особенно комфортно на поезде Арктика.

Бензин продается в большинстве хозяйственных и строительных магазинах.

Костер в Хибинах можно разжигать, но нужно учесть, что не все стоянки могут быть в лесной зоне или просто дрова отсутствуют на самых популярных стоянках.

Вообще нет дров рядом с базой КСС в центральной части Хибин. Здесь останавливаются все проходящие группы. Мало дров на пересечении рек Гольцовка и Часнайок, но становится больше двигаясь на север, в сторону реки Маннепахк. Также их не найти в ущелье Аку-Аку, особенно у озера Изумрудное. Только в южной части, в районе ночевок «звездочка», дрова найти можно.

В своих походах рассчитываю только на газ или бензин, это быстрее, удобнее, менее затратно по силам и времени. Конечно выбор топлива зависит от группы, стиля похода, предпочтений.

Подписывайтесь на моё сообщество в Вконтакте и любуйтесь видами Кольского.



Стоянка на юге ущелья Аку-Аку, звездочки, Хибины, 29 сентября.

Вода

С водой в Хибинах достаточно хорошо, везде есть ручьи и реки, озера, вода чистая. Весной больше, осенью меньше, особенностей не вижу. Сам обычно ношу фильтр, просто для удобства и перестраховки. Модель Catadyn BeFree.

Опасность

Живые камни. Все перевалы усыпаны камнями разной величины, градус уклона разный, поэтому когда идете на перевал, есть шанс наступить на подвижный камень и вследствие подвернуть/сломать ногу. Так бывает, все таки дополнительный вес рюкзака и сложность рельефа приводят к травмам. МЧС рассказали о нескольких последних случаях как на спуске с перевала, туристы ломали ноги и приходилось их спускать на носилках. Это не особенность Хибин, это применимо ко всем горам. При движении группой, нужно быть вдвойне аккуратными, чтобы камни не полетели на внизу идущих. Передвигаться нужно близко друг к другу и при срыве камня, кричим товарищам “КАМЕНЬ”. Опасность спустить камень только на некоторых перевалах с большим уклоном, их не много.

Плохая видимость, облачность. Погода в Хибинах быстро меняется, количество осадков большое, частая облачность. Из-за этого на перевалах бывает плохая видимость, вплоть до 5 метров и далее молоко. Передвигаться возможно только по навигатору или при очень умелым обращением с компасом и картой. В таких условиях найти перевал невозможно. Поэтому подготовьте навигацию. Я использую Garmin eTrex 20x уже 8 лет и смартфон с записанным треком. После последнего похода в сентябре, задумался о замене на более мощную модель, все таки скорость работы у 20x не высокая, а в сложных погодных условиях важны секунды.

Ветер. Облака здесь низкие, из-за этого видно как быстро они летят, особенно когда идешь по ущелью и поднимаешь голову вверх. Сила ветра на вершинах иногда достигает 50 м.с. Чаще бывает в районе 15-20 м. с.

Снежники. На подъемах и спусках вы будете встречать снежники, они сильно упрощают спуск и подъем, ведь идти по гладкому снегу проще, чем скакать по курумнику. Опасность заключается в том, что можно поскользнуться и покатиться по снежнику, а внизу может быть обрыв или камни. А также можно провалиться под снежник и повредить ногу, ведь снег таит и подснежником образуются пустоты и ручьи.

Переменчивость погоды. В июле, августе и сентябре температура может упасть ниже 0С и выпасть снег, несмотря на то, что предыдущие дни было +15-+20 и солнечно. По этой причине, здесь происходили трагедии. При резком изменении температуры, в сложных погодных условиях, легко совершить ошибки, которые влекут за собой самые печальные последствия. Поэтому берите необходимое количество теплой одежды, теплый спальник и надежное снаряжение, руководствуйтесь опытом и головой. 

О случаях ЧП можно почитать на сайте:

Посмотреть трагедии и другую информацию на интерактивной карте Хибин.



перевал Чорргор юж 1а, Хибины, 25 сентября.

Регистрация в МЧС

Удобная форма заполнения анкеты, вносите данные о себе, маршруте, контакты близких.

В МЧС нужно позвонить перед выходом на маршрут и по его окончанию. Само МЧС будет отзваниваться каждый день. Связь у меня ловила не всегда, поэтому приходило по 2 сообщения о пропущенных звонках утром и днем, по возможности перезванивал и сообщал, что все в норме.

МЧС в Мурманске: 8(8152) 39-99-99

Ссылка на регистрацию похода в МЧС:

Зарегистрировать поход в МЧС



Перевал Академический 1а, спуск на Рисчорр юж, 1040м, Хибины, 23 сентября.

Особенности ночевок в палатке

Проблем с поиском мест для палатки в Хибинах нет. В большинстве точек, где вам захочется остановиться, можно найти ровную площадку на мягкой подстилке из мха или просто камнях. 

В большинстве своем, нет необходимости готовить новое место под палатку, ведь основные стоянки хорошо вытоптаны. В соло походе я дважды останавливался вне подготовленных стоянок, один раз после жуткой непогоды, просто устал и замерз, второй раз из-за красивого вида с сопки. Вода там далеко и палатки никто не ставит, но для меня это не проблема, взял с собой 3л. воды, этого хватает на ужин и завтрак.

Открытые стоянки, которые продуваются ветром, иногда закрыты камнями. Учтите, чем ниже вы спускаетесь с перевала, тем теплее и меньше ветра. Ведь лес является естественной защитой.



Также вы можете посмотреть мою видео лекцию по Хибинам на Ютубе.

Посмотреть другие статьи на тему Хибин:

Хибины. Август, соло поход

01.12.2021

Хибины. Осенний поход

10.12.2021

Хибины — поход в Арктические горы

17.02.2023

Поделиться

где находятся на карте России, фото, отзывы туристов, как добраться

Хибины на карте России

Высота гор

Юдычвумчорр1200,6 метра
Часначорр1189 метров
Кукичвумчорр1143 метра
Вудъяврчорр1068 метров
Расвумчорр1050 метров
Несмотря на небольшую высоту, снег в Хибинах лежит до июня.
Фото: commons.wikimedia.org

И хотя может показаться, что высота Хибин не аховая, будьте готовы к тому, что снег в горах лежит с октября по июнь. Да и оставшееся время года жары в тех краях не наблюдается. Средняя температура июля — не выше +13 градусов. А среднегодовая -3 градуса.

При подъеме на каждые 100 метров температура воздуха стабильно падает на 0,5 — 0,6 градуса. Для справки: Хибины простираются на 40 километров с запада на восток и на 35 километров — с севера на юг.

Самая высокая гора в Хибинах

Со склонов горы Юдычвумчорр видно и перевал, и одно из многочисленных хибинских озер.
Фото: Анна КОТЕЛЬНИКОВА, commons.wikimedia.org

Гора Юдычвумчорр — самая высокая в Хибинах, ее верхняя точка — 1200,6 метра. Можно даже сказать, что она символическая, потому что является высшей точкой не только Хибин, но и всего Кольского полуострова. Недалеко отсюда протекает река Малая Белая.

Гора Юдычвумчорр связана с именем ученого-геохимика Александра Ферсмана. Экспедиции под его руководством открыли месторождения апатитов в Хибинах.

Озеро Имандра запомнится вам необыкновенно красивыми пейзажами.
Фото: commons.wikimedia.orgСтоит приехать в Хибины осенью, чтобы увидеть пейзажи вокруг в ярких красках.
Фото: Олег ФИЛОНОК, commons.wikimedia.orgЗимнее утреннее солнце окрашивает небо над Хибинами в розовый цвет.
Фото: commons. wikimedia.orgДля любителей горных походов в Хибинах проложены маршруты и работают турбазы.
Фото: Евгений САЗОНОВ

Самые известные вершины

Поэтов вдохновляла гора Расвумчорр. Например, именно ей посвящена песня Юрия Визбора «На плато Расвумчорр…», написанная им во время журналистской командировки на Кольский полуостров:

…Что вам снится, девчата, в предутренних снах?

Если снег и разлука, то это не сон:

На плато Расвумчорр не приходит весна,

Мы идем через вьюгу, надежду несем!

Хибины вдохновляют экстремалов на покорение вершин.
Фото: Евгений САЗОНОВ

А еще один бард, Арон Крупп, классик «туристского» направления в авторской песне, разразился очаровательной чуток хулиганистой песенкой:

…В тундре есть много гор, что цепляются за тучи,

На плато Расвумчорр нас туман и ветры мучат.

На плато — апатит, его нужно добывать!

Апатит, твою Хибины мать!

Горы Айкуайвенчорр и Кукисвумчорр известны своими горнолыжными курортами.

Популярные горнолыжные курорты

Катаются в Хибинах с ноября и практически до мая: проблем со снегом на Крайнем Севере, как вы догадываетесь, нет. Впрочем, лучшим временем для сноубордистов и лыжников тут считается период с января по середину марта.

Зимой в Хибины приезжают поклонники горнолыжного спорта.
Фото: globallookpress.com

Центр горнолыжного спорта — город Кировск, в котором живет 26 тысяч человек. Основанный в 1929 году, он оказался окружен горами сразу с трех сторон. Будто сама природа сподвигла его стать центром горнолыжного спорта.

Горнолыжный курорт Большой Вудъявр в 12 километрах от Кировска целиком занимает гору Айкуайвенчорр — в переводе «гора богини». Не иначе как эта самая богиня оберегает свое детище: Большой Вудъявр считается самым развитым среди местных курортов и самой высокогорной базой отдыха в северо-западной части России. Трассы тут на любой вкус — и для начинающих спортсменов, и для экстремалов (всего на территории — 35 трасс, общая протяженность — 30 километров).

Второй по популярности в Хибинах — горнолыжный комплекс «Кукисвумчорр», который находится в одноименном микрорайоне города Кировск. Именно тут, на местных склонах, еще в 1936 году устроили первые соревнования по прыжкам с трамплина, слалому и фигурному катанию. С тех пор понеслось развитие курорта — с переменным успехом, но к нашему времени он набрал популярность. Тут тоже есть трассы разного уровня сложности — учебная, простые, сложные и для профессионалов.

Показать еще

Легенды

  • Только в этих краях водится минерал эвдиалит, или «лопарская кровь». По легенде, давным-давно тут прошла жесточайшая битва, в которой варяги убили много местных жителей — лопарей (они же саамы). И было пролито столько крови, что даже камни окрасились в алый цвет. Так, мол, и лежат там до сих пор.
  • Неподалеку находится знаменитое, пожалуй, на весь мир Сейдозеро («сейд» — это, по одной версии, священный объект северо-европейских народов, по другой — вид колдовства этих самых народов. Когда-то лопари считали это озеро священным — и каждый год приходили на его берега просить горные божества послать им удачу. Божества, как представлялось лопарям, жили вдоль Сейдозера — а где им было еще поселиться, если не на этих уединенных и загадочных каменистых берегах?
  • А вот это уже не легенда, а красивая традиция: каждый год на День Победы на вершину Юдычвумчорр поднимаются спасатели из местной противолавинной службы. Эта служба — старейшая в нашей стране. А появилась она благодаря кировскому предприятию по добыче апатита.

Природа Хибин

Один из самых популярных туристических маршрутов по Хибинам проходит мимо Умбозера
Фото: commons.wikimedia.org

«Здесь вам не равнина, здесь климат иной, идут лавины одна за одной…», — пел Владимир Высоцкий. Эти слова можно отнести и к Хибинам. На любом местном горнолыжном курорте вас триста раз предупредят об опасности схода лавин и попросят не кататься на необорудованных трассах (что, увы, очень любят проделывать некоторые экстремалы).

На плоских верхушках Хибин растительности — как у полысевшего человека, в природе это именуется тундра. А у подножия склонов расположилась тайга, и тут уже трогательные карликовые березки, мох и среди него — обилие грибов. Среди них нет ложных, они просто не водятся на Крайнем Севере — такой вот бонус людям за проживание в суровом климате. А еще тут очень красиво в акватории ближайших больших озер Имандра и Умбозеро.

Путешествовать по Хибинам можно круглогодично: зимой кататься на лыжах, летом-осенью — отправиться в турпоход. Или альпинистский: в Хибинах проложено более 40 альпинистских маршрутов, простых и сложных. Наконец, можно посетить самый северный Ботанический сад России.

Ну и для полноты картины и осознания ее размаха: на территории Хибинского массива находятся крупнейшие месторождения апатит-нефелиновых руд. На сегодня там найдены около 500 минералов, десятки которых имеют практическую ценность. А 110 не встречаются нигде больше.

Походы в Хибины

Какие животные обитают

В хибинских лесах живут белка, куница, рябчик, глухарь и еще несколько видов животных.
Фото: Евгений САЗОНОВ

Зверьем местные края не богаты. Встречается тундровая куропатка, песец, норвежский лемминг. В лесах обитают белка, куница, рябчик, глухарь. Ну и, конечно, водятся олени.

Выберите лучшее жилье в Кировске

Как добраться

Самолет

Аэропорт «Хибины» находится в городе Апатиты, 32 км от Кировска. Отсюда ходит автобус №130.
Сайт аэропорта: hibiny.aero

Поезд

Ближайший ж/д вокзал находится в Апатитах.
Сайт вокзала: apatity.dzvr.ru

Найдите билеты по выгодным ценам на 2023 год

КРЭБ «Хибины-М» Блок РЭБ Хибины-М

  • Описание продукта

Код продукта: АДМ АМЦ 48150

€13,09

(15,58 евро, включая НДС 19% — НДС применяется только к поставкам в ЕС)

Нет в наличии

Сообщите мне, когда этот товар снова будет в наличии

Электронная почта

Добавить в список желаний

Добавить в список желаний

Производитель Advanced Modeling Производитель SKU AMC 48150 ERA POST WWII & MODEN0026 АВД. 1/48

Продукты для одного и того же рекомендованного комплекта/самолета и более:

€6,91

(8,22 евро, включая НДС 19% — НДС применяется только к поставкам в ЕС)

Добавить в список желаний

€5,32

(6,33 евро, включая НДС 19% — НДС применяется только к поставкам в ЕС)

Добавить в список желаний

€6,60

(7,85 евро, включая НДС 19% — НДС применяется только к поставкам в ЕС)

Добавить в список желаний

€23,49

(27,95 евро, включая НДС 19% — НДС применяется только к поставкам в ЕС)

Добавить в список желаний

€6,60

(7,85 евро, включая НДС 19% — НДС применяется только к поставкам в ЕС)

Добавить в список желаний

€17,66

(21,02 евро, включая НДС 19% — НДС применяется только к поставкам в ЕС)

Добавить в список желаний

€9,09

(10,82 евро, включая НДС 19% — НДС применяется только к поставкам в ЕС)

Добавить в список желаний

€10,57

(12,58 евро, включая НДС 19% — НДС применяется только к поставкам в ЕС)

Добавить в список желаний

€4,50

(5,36 евро, включая НДС 19% — НДС применяется только к поставкам в ЕС)

Добавить в список желаний

27,27 €

(32,45 евро, включая НДС 19% — НДС применяется только к поставкам в ЕС)

Добавить в список желаний

Слабые стороны РЭБ России сохраняются, в то время как другие страны внедряют инновации

Бортовые системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) становятся все более важной частью электронных систем истребителей. Более того, функциональность многих бортовых конструкций РЭБ уже не ограничивается только системой самозащиты. Одной из второстепенных, но приобретающих все большее значение, особенностей этой технологии является возможность записывать все сигналы и электронные излучения, которым подвергается самолет или которые находятся в пределах досягаемости во время его миссии.

Российские конструкторы называют функцию регистрации системы РЭБ, или то, что они называют «РЭБ» (русская аббревиатура, означающая «Радиоэлектронный бой»), «радиолокационной разведкой». Каждый раз, когда воздушному судну удается перехватить и записать новое радиолокационное излучение противника, сигнал помех РЭБ или другую электронную передачу, эти данные могут быть загружены и включены в базу данных или «библиотеку угроз», которая постоянно обновляется, а затем загружается в другие базы данных по парку боевых самолетов, оснащенных комплексами РЭБ на борту.

В настоящее время основные российские предприятия по разработке и производству РЭБ входят в состав Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Одним из наиболее известных и активных предприятий КРЭТ, разработавшим многие современные российские бортовые системы РЭБ, является Калужский научно-исследовательский институт радиотехники (КНИРТИ).

KNIRTI производит целую линейку систем РЭБ, основанных на базовой конструкции, которая производится в нескольких вариантах, адаптированных к конкретным платформам. В российских публикациях о разработке систем РЭБ нынешнего поколения обсуждается процесс их разработки и современные возможности систем РЭБ семейства L-175, получивших прозвище «Хибины».

Российские специалисты называют систему «волшебным набором» — история разработки системы уходит своими корнями в советский период. «Работы над системой велись с 1977 по 1990 год», — говорится в одной из самых известных баз данных военных систем страны. «В 1995 году был проведен первый цикл испытаний, а затем в 1997 году — вторая серия. Только в 2014 году система была официально принята на вооружение в составе комплекта оборудования Су-34, на котором она изначально и создавалась».

В настоящее время существует несколько вариантов системы, предназначенных для конкретных платформ:

• КС418Е — Су-24МК/МК2 экспортный вариант

• Л-175М10-35 — Су-35

• Л-175В Хибины -10В — Су-34

• Л-265 Хибины-10М/Л-26510М — Су-35С (устанавливается в законцовках крыла, а не в подкрыльевых контейнерах)

• Хибины-У — Су-30СМ

L175 Серия разработок описывается в одном из российских документов, в котором излагаются ее технические характеристики, как «способные действовать как отдельный самолет или группа самолетов против обнаруженных сигналов угрозы путем излучения импульсов активных радиолокационных помех в широком диапазоне частот и против четырех отдельных целей одновременно, запуская противорадиолокационные ракеты по излучающим целям, а также создавая пассивные помехи путем создания ложных тепловых изображений и дипольных отражателей».

Наблюдатели в Украине и Белоруссии говорят, что, хотя российские системы являются мощными глушителями и могут создавать достаточно помех, чтобы адекватно ослепить радары и другие датчики противника, «общая цель, для достижения которой предназначены российские системы, состоит в том, чтобы их противники потеряли ситуационную осведомленность— по крайней мере, достаточно долго, чтобы российский самолет мог выполнить свою миссию», — сказал один украинский инженер-конструктор РЭБ.

Российская методология РЭБ имеет недостатки, однако, говорят как белорусские, так и украинские разработчики РЭБ, и все они со временем станут только более заметными.

Одним из них является то, что Россия продолжает полагаться на цифровую память радиочастот (DRFM) в качестве основы для сигналов, генерируемых этими глушителями. Это система, с помощью которой библиотека угроз системы РЭБ распознает сигнал радара, который она получает, и повторяет сигнал обратно, так что кажется, что радарная система ни с чем не контактировала. Этот метод зависит от импульсов от противников, которые должны быть с постоянной частотой и со стандартным регулярным интервалом.

«С более современными радиолокационными системами это уже не так», — сказал тот же украинский конструктор. «Сегодняшние радары часто «прыгают по частоте», а также ширина импульса варьируется и не повторяется, поэтому многие глушители не могут имитировать входящий сигнал таким образом, чтобы адекватно скрыть самолет».

Вторая проблема связана с уровнем мощности российских систем помех. Сила российских сигналов РЭБ временами подавляющая, рассказывают украинские специалисты РЭБ AIN , но этот сигнал также настолько силен, что действует как маяк. Для любого противорадиоактивного оружия противника, имеющего режим «дом на помехе», оно буквально делает российский самолет мишенью.

В-третьих, как украинские, так и белорусские инженеры заявляют, что системы РЭБ меньшего размера, с меньшим энергопотреблением и более тихие могут быть построены с использованием коммерчески доступных компонентов, что снижает затраты, которые не основаны на технологии DRFM и не требуют ни одного из многих часов сбора и анализа. сигналы, необходимые для создания библиотек угроз. Вместо этого они создают ложные цели, которые регулярно меняют позицию. Это приводит к тому, что система самонаведения ракеты или другого оружия отклоняется от реальной цели, но не генерирует мощный сигнал, который также выдает положение самолета.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *