Горный алтай 2018: Турпоток в Горный Алтай в 2018 году вырос до 2,11 млн человек

Алтай 2018 | Школа Права и Экономики

С 1 по 12 июня 2018 года состоялся, ставший уже традиционным для Школы, естественнонаучный выезд. На этот раз нашей целью был избран горный Алтай. В поездке участвовали школьники 5-8 классов, преподаватели и директор Школы. Из одиннадцати учеников девять были мальчишки, что ставило перед организаторами выезда особые задачи. Все участники были призваны готовиться к маршруту физически, поскольку нас ожидали непростые дороги и непривычные для всех походные условия. Кроме этого, ребята выбрали разные стороны тематической подготовки – одни должны будут вести дневник экспедиции, другие собирать ботанический, энтомологический, культурный или геолого-географический материал.

Маршрут был разработан специально для нашей группы и включал и спортивно-туристическую, и культурную, и естественно-научную составляющие. В дополнение к излюбленным туристическим достопримечательностям мы хотели посмотреть разные природные зоны Алтая, побывать в природном парке Белуха, пройти трудный для нас туристический маршрут и, в завершение, пожить несколько дней на удаленном от цивилизации горном озере.

Забегая вперед, скажем, что все эти цели были полностью достигнуты!

Путешествие началось с Горно-Алтайска, откуда на автобусе мы поехали в район слияния рек Катуни и Чуи. Равнина постепенно сменялась предгорьями, а затем и горами. По сторонам ущелья поднимались горные кряжи. Наш автобус с прицепом преодолел Семинский перевал, переезжая из ущелья в ущелье. Сотни километров прекрасного асфальта неожиданно превратились в узкую грунтовку, зажатую между склоном и скалами. И вот, наконец, мы покинули Чуйский тракт, и автобус понесся вниз по узкому мосту через Катунь к нашему базовому лагерю, где мы собирались провести первые дни.

Место для базы было выбрано на живописном берегу мчащихся вод Катуни, в селении Инегень. Для многих участников выезда такая походная жизнь была необычной и новой: мы жили в местных юртах-аилах, устраивали вечерние посиделки с гитарой у костра, ходили за водой на родник, карабкались в горы, переправлялись через бурную реку.

Отдохнув денек после перелета и многочасового переезда по горным дорогам, мы начали подготовку к туристической части маршрута. Подготовка включала и пешие переходы по окрестностям, и тренинг по вязанию узлов, и дегустацию, и привыкание к местным блюдам (в основном из свежей баранины).

Из Инегеня мы отправились в наш первый далекий выезд – двухдневную поездку к поразительному природному памятнику “Каменные грибы”. Грибы представляют собой продукты выветривания гор: камень-“шляпка” с многометровой каменной “ножкой”. Наш путь проходил по Чуйскому тракту, далее через перевалы, мимо пропитанного солями ртути мертвого Черного озера, через плато Улаган к долине реки Чулышман. Наиболее запомнившимся приключением для нас оказался перевал Кату-Ярык. Это крутой серпантин с 600-метрового плато в долину реки, вырезанную ледником (ландшафты там очень похожи на норвежские фьорды – те же ледниковые троги, ледопады, сбросы…).

Автобус благополучно справился с непростой дорогой, и мы покатили вдоль бушующей реки по дну каньона. После ночевки на базе “Каменные грибы” мы переправились через реку и совершили подъем к этому природному памятнику.   Вернувшись в наш базовый лагерь, мы начали подготовку к двухдневному пешему переходу вдоль Катуни. Большую часть наших вещей везли вьючные лошади с проводниками, однако мы собирались ночевать в палатках, постепенно готовя себя к туристической жизни и серьезным, но посильным физическим испытаниям.

Газ-66 забросил нас к началу маршрута. Катунь в этих местах уже довольно широка – около 200 метров и представляет собой в это время года бурную реку цвета кофе с молоком. Два дня мы шли вдоль ее берегов по склонам поистине фантастического ущелья, покрытого парковым лиственничным лесом с крупнотравьем из редких, часто краснокнижных видов растений. Выдержав жару, вытерпев жажду и преодолев трудности далекого пешего похода, мы сплотились, окрепли, научились помогать друг другу.

Еще не дойдя до Тюнгура, мы встретили отправленный нам навстречу грузовик. В Тюнгуре нас ожидал теплый прием – ведь нас давно ждал директор Природного Парка “Белуха” Игорь Валериевич. Разместив нас на базе, он рассказал об особенностях заповедного дела в Парке и Заповеднике “Белуха”.

Утром наш грузовик завез нас в предгорье, откуда нам, наконец, открылась панорама вершин Белухи и других высочайших гор Катуньского хребта.

И вот долгожданная заброска на Нижнее Мультинское озеро. Грузовик с рокотом повез нас по настоящей горной дороге, по каменным руслам рек, по корням таежных лиственниц и кедров вверх за два десятка километров от цивилизации. Мы раскинули свой палаточный лагерь на самом берегу озера, прямо на ковре из иголок алтайских лиственниц. Мультинские озера не зря считаются жемчужиной Алтая и привлекают к себе множество туристов. Но нам повезло, и мы оказались в этих местах практически в одиночестве! Жизнь на озере оказалась для всех нас и самым интересным, и веселым, и внутренне наполненным временем из всей поездки. Целых три дня мы бродили по его берегам, по желанию совершали радиальные выходы в горы, к водопадам, к другим озерам. У нас нашлось время и для лекций, и для песен под гитару, и для кручения пои, и для дежурства по лагерю, и для игр, и просто для тихого отдыха.

За время поездки нам удалось сбросить с себя гнет городской суеты, прикоснуться к простой, наполненной радостью совместной жизни.  Эти три дня на Мультинских озерах оказались для всех нас возможностью глубокого общения и сплачивания между собой.

Но утром 11 июня нам пришлось покинуть горы Алтая и вернуться в цивилизацию. По дороге в автобусе наша компания весело болтала и смеялась как одна семья. За время поездки что-то такое случилось со всеми, что обратно мы ехали хорошо слаженной туристической командой.

Вот отрывки из воспоминаний участников (орфография и пунктуация сохранена):

«…больше всего понравилось на Алтае это озеро. Мне кажется, оно было самое красивое, кроме гор. Потому-что мы спали в палатках, ели у костра, рубили дрова – мне понравилось в дикой местности. И еще мне понравился поход на водопад, потому что я думал, что идти по болоту и лезть по камням не стоило того.

Но я ошибался, и это было и вправду красиво и здорово. Мне понравился Алтай, и мне бы хотелось увидеть его еще.»

Андрей К., 6 класс

«На Алтае мне больше всего понравились красивые виды. Я также впечатлился природой, поскольку в Сибирской области я никогда не был. …колесить по горам было очень весело и классно.

Когда мы прибыли на Мультинские озёра, всё было прекрасно, мы любовались видами, слушали звуки птиц и животных, и всё было хорошо, пока не приехали другие туристы. Они приехали 10 числа, и вечером, когда мы говорили искренние слова (что мы нашли хорошего в друг друге), эти туристы начали орать во весь голос и петь песни((

Туристы: аллллыыыыеееее рррооооозззыыы

Я на них не разозлился, так как ситуация была достаточно комична. Поездка мне очень понравилась, спасибо Вам большое, Борис Эдуардович, что предложили мне поехать.»

Слава К., 7Б

«Поездка на Алтай для меня запомнится на всю жизнь, ведь я узнал так много не только о флоре и фауне Алтая, но и народах,  населяющих его. Также я хорошо узнал ребят, учителей и директора школы, которые оказались очень хорошими людьми и помогали мне и друг другу во всём. Я достаточно хорошо осознал свою физическую подготовку, лазая по скалам. Особенно мне запомнился момент когда у нас был двухдневный переход и все показали свою выносливость и силу и в каждый вечер нас ожидал сюрприз: то прохладная речка или домики, в которых можно было „комфортно“ отдохнуть. Также на Алтае прекрасные виды, особенно когда стоишь на горе и как сокол смотришь на долину. Алтай оставил воспоминания, которые я никогда не забуду. Спасибо огромное Школе и в отдельности Борису Эдуардовичу за такую прекрасную экспедицию.»

Кирилл К., 8Б

«Завершился учебный год, наступили долгожданные летние каникулы. Впереди предстояло почти двухнедельное путешествие на Горный Алтай со школьными товарищами. Каждый с большой ответственностью подошел к выбору нужной экипировки: спальных мешков, рюкзаков, обуви, вещей, что несомненно важны в походных условиях. Кроме того, каждый выбрал свой подход к подготовке к далекому и непростому, но очень увлекательному путешествию: кто-то предпочел заранее готовиться к поездке морально, кто-то счел физические нагрузки и упражнения более важными. Уже из самолета, в момент прибытия на Алтай, можно было лицезреть завораживающую красоту ландшафтов Восточной Сибири. По прилету в город Горно-Алтайск, мы отправились до небольшого селения “Инегень”, что располагается в горах. По пути следования мы услышали много интересного о достопримечательностях, природных условиях, животном и растительном мире, культуре и народностях Алтая. Около четырех дней мы провели у реки Катунь. Катунь – мощная красивейшая сверхбыстрая река. От ее красоты захватывает дух и начинаешь понимать, насколько слаб человек перед силой природы! По берегам реки растут кустарники, а большую часть деревьев составляют лиственницы и сосны. Их зелень добавляет ей яркости. Огромное впечатление на меня произвели “Каменные грибы” с причудливой рельефностью форм, образовавшиеся у подножий склонов под воздействием вековых ветров и водных эрозий.

В памяти осталось и красивейшее гейзерное озеро, особенностью которого являются термальные источники, бьющие посередине и выносящие на дно голубовато-синий ил, образуя разводы округлой формы и придавая ему красочный вид. Поразила нереальная красота и мощь водопада, встретившегося нам по ходу нашего путешествия. Очень приятная и интересная часть нашей поездки – остановка на Мультинских озерах – поистине сказочном месте. Виды местности просто завораживают: белоснежные горы, кристально чистая вода, ночное звездное небо, закаты, заставившие меня испытать бурю эмоций, поразив своими яркими красками. Из всех “достопримечательностей” Алтая, в большей мере меня впечатлили гора Белуха и Мультинские озера. В походе встречались и сложности – приходилось преодолевать большие расстояния с тяжелыми рюкзаками на плечах, взбираться в горы, что без сомнений очень полезно для тренировки духа и воли, выносливости и терпения, формирования характера. В свободное время и по вечерам мы играли в различные игры, к примеру, в “Мафию” или же “УНО”.
Для меня поездки такого рода – способ сблизиться с товарищами, узнать их с иной стороны, услышать мнение о себе, узнать много нового и интересного, набраться опыта, приобрести различные навыки. Время пролетело очень быстро, наше путешествие завершилось. Мы получили море впечатлений, положительных эмоций, а также большое количество полезной, а главное интересной информации. Вернувшись домой, начинаешь по-другому смотреть на свою жизнь. Когда ленишься пройти пешком, вспоминаешь, как преодолевали большие расстояния, уставшие, но счастливые от осознания того, что смогли преодолеть сложный рубеж. Как окунувшись в жизнь мегаполиса со всеми его “прелестями”, вспоминаешь необычайные красоты, уголки нашей страны с чистым воздухом и прозрачным как слеза водой в озерах, богатый растительный мир. Становится немного грустно, что путешествие закончилось, но воспоминания о нем останутся на всю жизнь, а привезенные сувениры будут напоминать нам о нем.»

Артем Ц. 8А класс

«Невероятное путешествие на Алтай

Мои летние каникулы начались с невероятного путешествия на Алтай. О данной поездке я узнал еще за несколько месяцев до ее начала и, несмотря на все ее трудности, не поленился и с удовольствием согласился принять в ней участие. Поскольку это был первый серьезный поход для меня, я сразу стал активно готовиться к нему. Я купил нужные вещи и приспособления для похода, нашел в интернете много интересной и важной информации о горах Алтая и даже на уроке географии подготовил небольшую презентацию о рельефе и климате горного Алтая. Помимо этого, я вместе со своими друзьями внимательно изучил карты с маршрутами и план нашей поездки, который нам выдал Борис Эдуардович. Также каждому из нас предстояло выбрать один из предложенных нам проектов, который мы должны были выполнять на протяжении всей поездки. Лично мне больше всего понравилась тема “ Рельеф горного Алтая и ландшафты” и я, не задумываясь, выбрал ее. Суть данного исследования заключалась в том, что мы с моим напарником должны были на протяжении всей поездки делать снимки рельефа и ландшафтов, а после выделить самое важное и интересное и дать обоснование каждому снимку.

Наше путешествие началось с того что мы прилетели в Горно-Алтайск. Уже при выходе из самолета я увидел прекрасную картину и почувствовал эту красоту и величие Горного Алтая. Мне уже не терпелось поскорее очутиться высоко в горах и сделать множество снимков, но впереди нас ждал долгий путь на нашу первую базу “Инегень”. По пути мы услышали много интересного о достопримечательностях, о культуре и народах Алтая, а также о животном и растительном мире.

Первые три дня мы провели на реке Катунь. Меня поразили мощные течения, пороги и красота этой реки. По ее берегам росли кустарники и различные деревья, такие как сосны, лиственницы и пихты. Их зелень предавала картине еще больше яркости. Помимо этого, меня впечатлили каменные грибы с причудливой рельефностью форм. В памяти осталось и красивое гейзерное озеро, которое имело голубовато-синий окрас, из-за термальных источников, бьющих посередине озера. Также меня впечатлила гора Белуха. Ее высота и величие просто поразили меня! Но больше всего мне понравились Мультинские озера. Виды местности здесь просто завораживают: красивые закаты, белоснежные горы, чистая прозрачная вода. Все это произвело на меня бурю положительных эмоций и думаю, что наша остановка на Мультинских озерах надолго останется в моей памяти.

В свободное время мы с ребятами любили поиграть в различные настольные и спортивные игры, повеселиться или просто молча посидеть у костра. В последний день мы все сели вокруг костра и каждый по очереди говорил пару слов о каждом человеке. Мне очень понравилась эта игра, потому что я узнал, что думают обо мне другие люди, а также смог поделиться и своим мнением о них. Я считаю, что поездки такого рода очень сильно сплачивают коллектив. В походе я узнал много нового о ребятах, с которыми я раньше не пересекался в школе, а кого-то даже узнал совершенно с другой стороны. Также такие поездки вырабатывают в нас силу воли, заставляют побороть лень и страх и это тоже очень важно. В походе я научился многим вещам: научился ставить палатку, вязать узлы, создавать “тенты” и многое другое. Когда я приехал домой, мне стало как-то непривычно, и я стал смотреть на жизнь с другой стороны. Все-таки иногда очень полезно разбавлять жизнь в мегаполисе такими поездками.»

В заключении я хочу поблагодарить Бориса Эдуардовича, Игоря Юрьевича, Екатерину Сергеевну и Юлию Вячеславовну за организацию этой поездки. Вы действительно многому научили нас, и я очень рад, что смог принять участие в походе.»

Логинов А., 8А

• Медиацентр
    • Отдел делопроизводства
    • Юридический отдел
    • Управление бухгалтерского учета и финансового контроля
    • Планово-финансовое управление
    • Структура
    • Календарь мероприятий
    • Профком студентов и аспирантов
    • Республиканская профсоюзная организация высшей школы
    • Вопросы ректору
    • Региональный центр финансовой грамотности
    • Учебно-тренинговый центр
    • Центр развития педагогического образования
    • Локальный центр тестирования иностранных граждан
    • Совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся ГАГУ
  • Воспитание
    • Центр воспитательной и внеучебной работы
    • Центр социально-психологической помощи
    • Клуб выпускников
  • Наука
    • Новости науки
    • Центр развития науки и инноваций
    • Отдел научно-технической информации
    • Отдел подготовки научно-педагогических кадров
    • Библиотечно-издательский центр
    • Лаборатории, НШ, НИЦ, вузовско-академическая кафедра
    • Музейный комплекс ГАГУ
    • Научные мероприятия в ГАГУ
    • Центр развития туризма и гостеприимства
    • Национальный проект «Наука и университеты»
  • Культура и спорт
    • Немецкий культурный центр
    • Центр языка и культуры Китая
    • Туристский клуб «Горизонт»
    • Спортивный клуб «Буревестник»
    • Киберспорт
    • Военно-патриотический клуб «БАРС»
  • Контакты и адреса
    • Телефонный справочник
    • Платежные реквизиты
    • Символика ГАГУ
    • Карта корпусов
    • Карта сайта
  • Сведения об образовательной организации
  • Файлы

Разработка «редкоземельной» гипотезы для объяснения причин геофагии в Телецком озере — кудуры (Горный Алтай, Россия)

. 2018 авг; 40 (4): 1299-1316.

doi: 10.1007/s10653-017-0056-x. Epub 2017 18 декабря.

Паничев Александр М 1 2 , Иван Серёдкин 3 4 , Юрий Н Калинкин 5 , Раиса А Макаревич 1 , Столярова Татьяна А 6 , Александр Сергиевич 2 , Хороших Павел П 2

Принадлежности

• 1 Тихоокеанский географический институт ДВО РАН, ул. Радио, 7, Владивосток, Россия, 6.
  • 2 Дальневосточный федеральный университет, ул. Суханова, 8, Владивосток, Россия, 6
  • .
  • 3 Тихоокеанский географический институт ДВО РАН, ул. Радио, 7, Владивосток, Россия, 6. [email protected].
  • 4 Дальневосточный федеральный университет, ул. Суханова, 8, Владивосток, Россия, 6
  • . [email protected].
  • 5 Алтайский государственный природный биосферный заповедник, Набережный переулок, 1, Горно-Алтайск, Россия, 649000.
  • 6 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, Москва, Россия, 119991.
  • PMID: 29256021
  • DOI: 10. 1007/s10653-017-0056-х

Александр М Паничев и др. Здоровье окружающей среды Geochem. 2018 авг.

. 2018 авг; 40 (4): 1299-1316.

doi: 10.1007/s10653-017-0056-x. Epub 2017 18 декабря.

Авторы

Принадлежности

• .
  • . [email protected].
  • PMID: 29256021
  • DOI: 10.1007/s10653-017-0056-х

Абстрактный

Изучен минеральный и химический состав жидких и литогенных веществ, потребляемых дикими копытными животными у кудуров Телецкого озера, Горный Алтай, Россия. Установлено, что все исследованные кудуриты глинисто-алевролитовые и попадают в интервал от 1 до 100 мкм с преобладанием фракции 10 мкм. По минеральному составу литогенные кудуриты представляют собой кварц-полевошпатовые-гидрослюдисто-хлоритовые минеральные образования с большим содержанием частиц кварца (20-43%) и натрийсодержащих плагиоклазов (альбит, 15-32 мас.%). Литогенные кудуриты представляют собой продукты перестройки метаморфического скола в результате абразивного воздействия ледника, последующего его водного отложения и последующего выветривания в субаэральных условиях. Родниковые воды, потребляемые на кудурах, относятся к слабосоленым хлоридно-гидрокарбонатно-натриевым и сульфатно-гидрокарбонатно-кальциевым типам. Он существенно отличается повышенным содержанием редкоземельных элементов по отношению к озерной воде. Кислые (HCl, pH-1) экстракты из кудурицы активнее экстрагируют кальций (10-35% от валового содержания; натриевые экстракты на уровне 1-3%). Наиболее богаты в микроэлементном составе Cu, Be, Sr, Co, Cd, Pb, Sc, Y и редкоземельные элементы. Переход всех этих элементов в растворенную форму колеблется около 10% от валового содержания. Причина геофагии связана со склонностью травоядных к поглощению минерализованных недр, обогащенных биологически доступными формами редкоземельных элементов, возникших в результате жизнедеятельности специфической микрофлоры.

Ключевые слова: Геохимия; геология; геофагия; Горный Алтай; Кудурс.