Гонконг чжухай макао – Википедия — свободная энциклопедия

Содержание

Википедия — свободная энциклопедия

Википедия – самый крупный и популярный веб ресурс, собирающий в свою копилку огромное количество нужной и полезной информации. История Википедии начинается с 1995 года и продолжается по сей день.

Благодаря огромному количеству информации сайт стал самым посещаемым веб ресурсом по всему миру. Многие студенты и абитуриенты обращаются к Википедии при написании своих дипломных работ.

Википедия обладает рядом преимуществ, среди которых особо выдающимися являются следующие:

Википедия позволяет пользователям писать историю самостоятельно и редактировать ее согласно нынешнему положению;
Это самая крупная и большая библиотека с информацией в интернете;
Мультиязычность. Данный сайт доступен более чем на 10 мировых языках, в том числе на русском, немецком, английском и многих других;
Википедия – самый популярный и доступный интернет портал с огромным количеством достоверной и полезной информации.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к поиску

Википедия — бесплатная энциклопедия в онлайн-режиме, которая доступна всем пользователям. Особенность интернет-ресурса в том, что все желающие могут создавать, а также редактировать статьи. Википедию можно назвать самым большим, универсальным справочником на просторах Интернета. Статус справочного сайта этот ресурс приобретал с 2001 года (со времени создания).

Проект wikipedia.green имеет одно важное преимущество. К каждой опубликованной статье есть качественное видео. Посетители нашего ресурса могут не только прочесть информацию, но и просмотреть видео-ролик. Для удобства пользователей создан поиск в правом верхнем углу. Чтобы редактировать или публиковать текстовый контент, нужно создать свою учетную запись.

Википедия — один из наиболее посещаемых сайтов. Информация из этого универсального справочника используется в научных исследованиях, на конференциях, в работе разных ведомств.

Искать среди 1 504 449 статей

Сейчас в Википедии 1 504 449 статей на русском языке.

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сра

ru.wikipedia.green

Мост Гонконг — Чжухай — Макао — Википедия

Мост Гонконг — Чжухай — Макао (Hong Kong–Zhuhai–Macau Bridge, 港珠澳大桥) — проект, состоящий из серии мостов и подводных тоннелей, которые пересекают дельту Жемчужной реки, а также подъездных эстакад и пунктов пропуска. Мосты и тоннели проекта соединяют между собой Гонконг, Чжухай и Макао — крупнейшие города региона. Государственная корпорация China Communications Construction начала строительство в декабре 2009 года, последняя опора моста была установлена в июне 2016 года, крупнейший тоннель был закончен в мае 2017 года, а основная часть моста — в июле 2017 года.

Из 55 км общей протяжённости 38 км приходится на мосты. Длина основной части моста составляет 29,6 км, включая 6,7-километровый подводный туннель, 22,9-километровый главный мост и три секции вантовых мостов с пролётами длиной от 280 до 460 метров. Мост в форме латинской буквы «Y» позволил сократить время в пути между Гонконгом и Чжухаем с трех часов до 30 минут[3][4][5][6].

История

В сентябре 2002 года было принято решение провести исследование на предмет целесообразности строительства моста между Гонконгом и Чжухаем. В январе 2003 года исследование поручили Институту транспорта, который закончил работы в июле 2003 года. Отчёт указал на слабость наземных транспортных связей и большой объезд, который автомобили совершали через мост Хумэнь[7].

В августе 2003 года Государственный совет КНР дал согласие на создание рабочей группы из представителей правительств Гуандуна, Гонконга и Макао. В феврале 2004 года рабочая группа уполномочила Китайский институт планирования и проектирования автострад подготовить технико-экономическое обоснование для будущего моста. Офис проекта расположился в Гуанчжоу, откуда координировал все работы и обмен информацией. В августе 2006 года был согласован вариант комбинированного пути с мостами и тоннелями

[8].

Проект строительства моста Гонконг — Чжухай — Макао был окончательно одобрен властями в феврале 2008 года. В августе 2008 года правительства Китая, Гуандуна, Гонконга и Макао согласились профинансировать 42 % общих затрат на строительство моста, а оставшиеся 58 % покрыть с помощью кредитов от Bank of China[9]. Однако в марте 2009 года условия изменились: правительства согласились финансировать 22 % общих затрат, а консорциум банков во главе с Bank of China — оставшиеся 78 %[10].

В декабре 2009 года в присутствии вице-премьера Ли Кэцяна состоялась церемония закладки чжухайской секции. Строительство гонконгского участка задержалось из-за протестов защитников окружающей среды и стартовало лишь в декабре 2011 года. Изначально планировалось сдать мост к 2016 году, но затем сроки были отодвинуты к концу 2017 года. Общая стоимость проекта по состоянию на 2012 год составляла 10,6 млрд долларов (стоимость только 12-километрового гонконгского участка к весне 2012 года подорожала на 50 % до 3,2 млрд долларов)

[11][12][13]. По утверждению портала Hong Kong Free Press, строительство моста сопровождалось гибелью и многочисленными травмами рабочих[14][15].

В первой половине октября 2018 года открылось движение по мосту автобусов[16]. 23 октября 2018 года состоялось официальное открытие моста в присутствии председателя КНР Си Цзиньпина[17][18][19][20].

Видео по теме

Структура

Строительство чжухайской секции моста (2014)

Мост Гонконг — Чжухай — Макао пересекает оживлённые каналы Линдин, Тонгу, Цинчжоу, Цзючжоу и Цзянхай, по которым морские суда, в том числе огромные контейнеровозы и нефтяные танкеры, следуют в порты Гонконга, Чжухая, Шэньчжэня и Гуанчжоу[21].

Основная часть моста имеет 29,6 км двойной трёхполосной проезжей части, которая включает 6,7-километровый подводный тоннель, проложенный между двумя искусственными островками, и три приподнятые над поверхностью воды секции (тоннель и три секции вантовых мостов с пролётами длиной от 280 до 460 метров потребовались для того, чтобы не мешать активному судоходству).

Тоннель расположен на глубине 48 метров, он проектировался с таким расчётом, чтоб выдерживать большие водные и грунтовые массы. Принимая во внимание трудные для строительства неустойчивые мягкие грунты и агрессивное морское окружение, только самые передовые проекты, обеспечивавшие выполнение всех требований к безопасности, допускались на конкурс. Расчетный срок эксплуатации тоннеля установлен в 120 лет

[22].

Скорость движения по мосту и тоннелю ограничена 100 км в час. В западной точке мост выходит на искусственный остров Гонбэй, который связан пограничным переходом с территорией Макао (с выездами на мосты, ведущие в южную часть Макао, а также на скоростные автомагистрали G4W Гуанчжоу — Чжухай — Макао и G4 Пекин — Гонконг — Макао).

В восточной точке мост также выходит на искусственный остров возле Гонконгского аэропорта (чтобы сохранить окружающую среду, трасса проходит по 12,4-километровой эстакаде, проложенной вдоль пролива, отделяющего остров Лантау от острова Чхеклапкок).

С восточного острова имеется два съезда: один по мосту на остров Лантау и далее через мост Цинма в Коулун (автомагистраль Route 8), второй — по подводному тоннелю, ведущему в округ Тхюньмунь, и далее по мосту Шэньчжэнь-Бэй в соседний с Гонконгом мегаполис Шэньчжэнь. На обоих островах оборудованы пункты пограничного контроля

[23][24][25][26][27][28][29][30].

Основные части

  • Основной мост с тоннелем[31].
  • Гонконгский соединяющий участок[32].
  • Гонконгский пограничный переход[33].
  • Участок Тхюньмунь — Чхеклапкок[34].
  • Западный объездной участок Тхюньмуня[35].
  • Съезды на автострады в Чжухае[36].
Галерея
  • Гонконгский соединяющий участок (2015)

  • Гонконгский пограничный переход (2015)

  • Основной мост (2018)

Примечания

wiki2.red

Гонконг, Мост Гонконг-Чжухай-Макао (HZMB) — «Самый длинный морской мост в мире Гонконг-Макао-Чжухай: 40 минут над морем и под морем, или как добраться из Гонконга в Макао и Чжухай на автобусе.»

Если вы сейчас планируете поездку в Гонконг или уже сидите в гостинице в Гонконге и пытаетесь решить, ехать вам в Макао или нет, и если ехать, то стоит ли ехать на автобусе по новому мосту, то этот отзыв может быть вам полезен. В нём я расскажу о своём опыте поездки, сравню со скоростным паромом до Макао, а также немного поведаю о самом мосте и истории его строительства.

Конца и края мосту не видно...

Конца и края мосту не видно…

После открытия моста прошло всего три месяца, и пока идёт путаница в сети с аббревиатурой его названия — HZMB (Hong Kong-Zhuhai-Macau Bridge) или HMZB (Hong Kong-Macau-Zhuhai Bridge), — он теперь является не только самым длинным морским мостом в мире, но и самым посещаемым. Ведь мост в буквальном смысле связал континентальный Китай с бывшими колониями английской — Гонконгом — и португальской — Макао. Только за два дня этого Лунного Нового Года (5-6 февраля 2019) его посетили почти 500 тыс человек. Не завидую нашим туристам, кто решил в это время быстренько сгонять в Макао. Люди проходили границу по 2-3 часа (да-да, Гонконг, Макао и Китай по сей день разделены границами, и китайцам требуется виза для посещения этих Специальных Административных Районов, или САР, отсюда такие очереди через пограничный контроль).

Даже в нашу, относительно малолюдную поездку, пришлось столкнуться с толпами китайцев на остановке из Порта Гонконг после приезда из Макао

Даже в нашу, относительно малолюдную поездку, пришлось столкнуться с толпами китайцев на остановке из Порта Гонконг после приезда из Макао

Поэтому, забегая вперёд, я ни в коем случае не рекомендую поездки по мосту в праздничные дни: Китайский Новый Год, праздник Середины осени, День образования КНР 1 октября и пр. — сверьтесь с китайским календарём праздников, так как даты первых двух праздников плавающие. Даже в выходные дни поток китайских групп на все три направления может свести на нет все плюсы от использования моста.

 

Чуть-чуть предыстории, отчего такой ажиотаж, и почему этот мост войдёт в историю и в списки достопримечательностей Гонконга, Макао и Китая.

Поскольку я наблюдала строительство моста и знаю о связанных с этим перипетиях, расскажу вкратце.

До открытия моста практически единственным сообщением между Гонконгом и Макао было морское: на скоростных катерах, которые курсируют чаще, чем наши электрички — каждые 15 минут-полчаса, и за час доставляют вас до места назначения. Быстро, удобно, комфортабельно. Почему «практически» единственное? Потому что есть ещё вариант за 15 минут долететь до Макао и/или обратно на вертолете, но цена этого полёта доступна только весьма состоятельным любителям поиграть в казино, для остальных граждан такой полёт экономически нецелесообразен. В любом случае, никаких проблем с использованием катера до Макао я лично не испытала, за исключением их отмены во время сильных тайфунов.

Что касается Чжухая, Чжухай и Макао находятся через речку, и давно уже соединены между собой мостом. Для жителей Гонконга, мотающихся по бизнесу или за дешёвыми товарами в Китай, Чжухай не был популярным направлением, так как на обычной электричке можно было доехать до соседнего Шенчженя, и дешевле и быстрее.

Поэтому когда правительство Гонконга (и Китая) объявило о своём намерении построить мост через море и соединить сразу три города Гонконг-Макао и китайский Чжухай население Гонконга встретило это в штыки, потому что мало того, что строительство моста стоило немало бюджетных денег, но и наносило немалый урон окружающей среде, и в том числе и исчезающей популяции розовых дельфинов. (Кстати, если вы всё ещё сидите в гостинице и не знаете, что ещё можно посмотреть в Гонконге, езжайте в деревушку Тай О (Tai O) и берите тур по акватории. Может, доведётся их увидеть.)

Тем не менее (и, как всегда, никакие демонстрации протеста активистов-гринписовцев тому не помешали), сказано — сделано. Через каких-то 10 лет, после череды коррупционных скандалов, постоянного переноса сроков строительства и даже человеческих жертв (около 10 рабочих погибли и 600 — цифры разнятся с гонконгской и китайской стороны — получили те или иные травмы в процессе строительства) это чудо инженерной мысли открыли в конце октября 2018 года. Общей длиной в 55 км, включая подводный тоннель в 7 км, несколько искусственных островов для пограничных терминалов, а также гигантские развязки над морем и уже построенными многополосными дорогами — всё это грандиозно и масштабно. И каждый раз, подлетая к аэропорту Гонконга, я поражаюсь, насколько впечатляющее это зрелище! Сверху мост кажется просто бесконечным. И, я вам скажу, это лучший ракурс для его обзора!

Вид на мост из деревушки Тай О

Вид на мост из деревушки Тай О

А теперь скажу парадокс: и всё же как туристическую достопримечательность я мост HZMB не рекомендую. И если вы хотите по нему проехаться ради самого моста, чтобы поставить галочку, не тратьте время! Лучше уж взглянуть на мост с канатной дороги Нгонг-Пинг (Ngong Ping 360)! Всё-таки у него чисто утилитарное значение.

Проще говоря, только если вы решили «Макау быть!», можно рассмотреть HZMB мост и автобус в качестве альтернативы лодке. Даже для туристов, приезжающих в Гонконг всего на несколько дней, именно благодаря мосту теперь посещение Макао стало ещё доступнее: во -первых, дешевле парома более чем в два раза, во-вторых, быстрее (хотя это зависит от места проживания), в-третьих, легче (для страдающих морской болезнью автобус вместо катера — большое облегчение).

Почти идиллическая картина. Если не знать, сколько денег, труда и даже жертв это стоило

Почти идиллическая картина. Если не знать, сколько денег, труда и даже жертв это стоило

Мы с мамой неосмотрительно поехали по мосту почти сразу после его открытия — 4 ноября. Но нам несказанно повезло. Толпы китайских туристов после открытия моста в конце октября 2018 года уже немного схлынули, поэтому билеты мы купили за 5 минут, и в очереди на автобусы, курсирующие по мосту, стояли всего 10 минут, да и границу прошли довольно быстро. Особенно в Макао и из Макао: для людей старше 65 лет там есть отдельная очередь, которой мы и воспользовались, но это, наверное, уже предмет другого отзыва. Обернулись туда-обратно мы в течение дня. В сравнении с паромом мы существенно сэкономили и деньги, и время. Мама была особенно счастлива, потому что при наличии гонконгской транспортной карты Октопус и пользовании местным транспортом (автобусы и метро) пожилым полагается существенная скидка, таким образом, её билет до Макао стоил дешевле моего в два раза.

На горизонте видны очертания моста и въезд в подводный тоннель

На горизонте видны очертания моста и въезд в подводный тоннель

Итак, в каком случае для посещения Макао выбрать скоростной паром, в каком случае автобус?

 

  • Если вы хотите сэкономить и вам не важно по времени, то автобус. Цена билета эконом класса на скоростной паром в одну сторону 171-211 НК$ (зависит от времени суток и дня недели), цена билета на автобус до Макао 65-70 НК$. Даже если вам нужно добираться из самых дальних уголков Гонконга до так называемого порта Гонконг (Hong Kong Port, откуда идут автобусы и где вы будете проходить иммиграцию), вряд ли вы заплатите за свой проезд 100НК$ и больше. Разве что поедете на такси. Но тогда об экономии и речи быть не может. Проще уже сесть на паром в центре.
  • Если вам надо быстрее, и ваша гостиница/квартира находится в аэропорту, Диснейленде, на жёлтой ветке метро, то однозначно автобус. Порт Гонконг (Hong Kong Port) находится рядом с аэропортом, хотя пока и не соединён с ним. Это остров Лантау (Новые Территории). До порта идут автобусы либо такси. Из районов, ближайших к аэропорту (Tung Chung) и Диснейленда автобус идёт 15-20 минут. После приезда из Макао едем на автобусе в Tung Chung

    После приезда из Макао едем на автобусе в Tung Chung

 

  • Если вам надо быстрее, и ваша гостиница/квартира находится на Коулуне (Kowloon) или Новых Территориях (New Territories), то скорее всего автобус. Или паром, который отправляется из China Ferry Terminal. Но он ходит реже, поэтому не факт, что будет быстрее, чем на автобусе. Поездка до порта на автобусе из города может занять 40—50 минут. Возможен вариант добраться на метро до станций Tung Chung или Sunny Bay, а потом на автобусах B6 и В5 до порта, подробную информацию об общественном транспорте до Hong Kong Port можно посмотреть здесь [ссылка]
  • Если гостиница в центре или на синей ветке или конце зелёной ветки метро, то паром. Тот, который оправляется из центра от Macau Ferry Terminal. До паромного терминала можно добраться на метро, поэтому это может занять совсем немного времени. Время в пути из Гонконга в Макао по мосту на автобусе — 40-45 минут. На пароме (TurboJet) — час или чуть больше часа. Вот и считайте, как будет быстрее. Плюс время затраченное на покупку билетов и пограничный контроль (Immigration). Последнее зависит от количества людей, поэтому советую будние дни (см. выше).
  • Если вы едете в выходные дни, и цена вопроса не так важна, то паром, особенно пока не спадёт ажиотаж вокруг недавно построенного моста. Паромы ходят часто, это скоростные катера производства Боинг, вместимость в среднем 500 человек. При хорошей погоде идет мягко и ровно. Качка обычно только возле причала на собственной волне. Если прошли иммиграцию очень быстро, и есть свободные места, то можно сесть на подсадку и уехать раньше, чем указано время на билете.
  • Если ехать в Макао просто погулять, не завися от транспорта уже в черте Макао, то паром. Паромный терминал в Макао находится рядом с оборудованными набережными и в пешей доступности от центра города, в отличие от порта Макао, который стоит в отдалении и пешком оттуда не выйдешь. Нужно обязательно ехать на такси или автобуса. И хотя общественный транспорт уже довольно удобно организован, выбор его пока ограничен, плюс большинство информации на китайском языке (в отличие от Гонконга).
  • Если вы едете в составе группы или заказали отель в Макао, который предоставляет автобус напрямую Гонконг-Макао (отель в Макао). В таком случае вы садитесь в автобус в указанном месте в Гонконге, доезжаете на нём до Порта, проходите пограничный контроль, снова садитесь же в этот автобус и едете на нём до места назначения в Макао с остановкой на пограничный контроль в Макао.

Итак, вы выбрали автобус.

Алгоритм самостоятельной поездки на автобусе по мосту до Макао такой:

 

  • Доезжаете до Hong Kong Port на удобном для вас автобусе (ещё раз, информацию можно найти здесь: [ссылка]) или такси В Гонконге легко ориентироваться. HZMB не исключение.

    В Гонконге легко ориентироваться. HZMB не исключение.

  • Проходите иммиграционный контроль (стойки visitors)
  • Покупаете билет на автобус в кассах либо кассовых автоматах; стоимость билета 65-70$ Гонконга в одну сторону Выход на посадку. В новом здании Порта Гонконга есть пара магазинчиков, ура! Хоть можно купить воду.

    Выход на посадку. В новом здании Порта Гонконга есть пара магазинчиков, ура! Хоть можно купить воду.

  • Идете на посадку в автобус (shuttle buses): обычно на выходе на посадку стоят сотрудники и регулируют очередь, если она есть, а также помогают разобраться, где посадка до Макао и где посадка на Чжухай; если сотрудников нет, можно ориентироваться по указателям и стрелкам. Время ожидания автобуса (стояния в очереди) от 5 -10 минут в будни и до получаса и больше в праздники. В нашем с мамой случае у нас на всё про всё, включая иммиграцию и покупку билетов, ушло 20 минут. В нашем случае очередь на автобус была не очень длинной, всего на 10 минут

    В нашем случае очередь на автобус была не очень длинной, всего на 10 минут

  • Садитесь в автобус и наслаждаетесь видами моря, гонконгского аэропорта и самолётами, горами и канатной дорогой. Сама поездка занимает 35-45 минут. Часть моста в Гонконге проходит рядом с аэропортом, и в дальнейшем аэропорт и порт Гонконга планируют соединить между собой

    Часть моста в Гонконге проходит рядом с аэропортом, и в дальнейшем аэропорт и порт Гонконга планируют соединить между собой

  • Вместе с автобусом пересекаете границу Макао (если у вас была гонконгская сим-карта, уже при въезде в подводный тоннель включится роуминг, поэтому будьте внимательны и не отправляйте десятками селфи на фоне морского горизонта) и проходите пограничный контроль.
В Макао в порту, в отличие от Гонконга, вообще пусто, и воду купить можно только в автомате. Но площади огромные, с прицелом на размещение магазинов и ресторанов в дальнейшем

В Макао в порту, в отличие от Гонконга, вообще пусто, и воду купить можно только в автомате. Но площади огромные, с прицелом на размещение магазинов и ресторанов в дальнейшем

А как же добраться до Чжухая? Поездка в Чжухай аналогична поездке в Макао. Просто садитесь в автобус до Чжухая. Только нужно иметь в виду, Чжухай — это Китай, и если для посещения Гонконга и Макао гражданам РФ виза не нужна (безвизовое пребывание 14 и 30 дней соответственно), то в Китай нужна виза.

Мы почти у Shuttle Bus. Ещё пара минут, и поедем

Мы почти у Shuttle Bus. Ещё пара минут, и поедем

Мой вердикт: рекомендую, если есть время съездить в Макао!

Плюсы: добираться по мосту до Макао очень удобно, если соблюдены определённые условия, о которых я рассказала выше. Мне очень понравилось. Сам мост представляет из себя грандиозное сооружение, которое особенно впечатляет с высоты, но если вы поедете по нему, вы сначала будете впечатлены, а потом привыкнете к тому, что едете-едете по дороге, а вокруг всё море и море. Пробок на мосту пока нет, движение свободное, поездка занимает всего чуть больше получаса и существенно экономит время (см.условия) и деньги.

Минусы: если попасть в праздничные дни, проход через границу может занять часы!!! Но это относится и к другим пограничным пунктам Гонконга. Для поездки на машине нужно оформлять специальное разрешение. Кстати, на мосту, как в Китае (и в России), правостороннее движение (в Гонконге и Макао — левостороннее).

Интересной и безопасной вам поездки!

irecommend.ru

Мост Гонконг — Чжухай — Макао

Мост Гонконг — Чжухай — Макао (Hong Kong–Zhuhai–Macau Bridge, 港珠澳大桥) — проект, состоящий из серии мостов и подводных тоннелей, которые пересекают дельту Жемчужной реки, а также подъездных эстакад и пунктов пропуска. Мосты и тоннели проекта соединяют между собой Гонконг, Чжухай и Макао — крупнейшие города региона. Государственная корпорация China Communications Construction начала строительство в декабре 2009 года, последняя опора моста была установлена в июне 2016 года, крупнейший тоннель был закончен в мае 2017 года, а основная часть моста — в июле 2017 года.

Из 55 км общей протяжённости 38 км приходится на мосты. Длина основной части моста составляет 29,6 км, включая 6,7-километровый подводный туннель, 22,9-километровый главный мост и три секции вантовых мостов с пролётами длиной от 280 до 460 метров. Мост в форме латинской буквы «Y» позволил сократить время в пути между Гонконгом и Чжухаем с трех часов до 30 минут[3][4][5][6].

История

В сентябре 2002 года было принято решение провести исследование на предмет целесообразности строительства моста между Гонконгом и Чжухаем. В январе 2003 года исследование поручили Институту транспорта, который закончил работы в июле 2003 года. Отчёт указал на слабость наземных транспортных связей и большой объезд, который автомобили совершали через мост Хумэнь[7].

В августе 2003 года Государственный совет КНР дал согласие на создание рабочей группы из представителей правительств Гуандуна, Гонконга и Макао. В феврале 2004 года рабочая группа уполномочила Китайский институт планирования и проектирования автострад подготовить технико-экономическое обоснование для будущего моста. Офис проекта расположился в Гуанчжоу, откуда координировал все работы и обмен информацией. В августе 2006 года был согласован вариант комбинированного пути с мостами и тоннелями[8].

Проект строительства моста Гонконг — Чжухай — Макао был окончательно одобрен властями в феврале 2008 года. В августе 2008 года правительства Китая, Гуандуна, Гонконга и Макао согласились профинансировать 42 % общих затрат на строительство моста, а оставшиеся 58 % покрыть с помощью кредитов от Bank of China[9]. Однако в марте 2009 года условия изменились: правительства согласились финансировать 22 % общих затрат, а консорциум банков во главе с Bank of China — оставшиеся 78 %[10].

В декабре 2009 года в присутствии вице-премьера Ли Кэцяна состоялась церемония закладки чжухайской секции. Строительство гонконгского участка задержалось из-за протестов защитников окружающей среды и стартовало лишь в декабре 2011 года. Изначально планировалось сдать мост к 2016 году, но затем сроки были отодвинуты к концу 2017 года. Общая стоимость проекта по состоянию на 2012 год составляла 10,6 млрд долларов (стоимость только 12-километрового гонконгского участка к весне 2012 года подорожала на 50 % до 3,2 млрд долларов)[11][12][13]. По утверждению портала Hong Kong Free Press, строительство моста сопровождалось гибелью и многочисленными травмами рабочих[14][15].

В первой половине октября 2018 года открылось движение по мосту автобусов[16]. 23 октября 2018 года состоялось официальное открытие моста в присутствии председателя КНР Си Цзиньпина[17][18][19][20].

Структура

Строительство чжухайской секции моста (2014)

Мост Гонконг — Чжухай — Макао пересекает оживлённые каналы Линдин, Тонгу, Цинчжоу, Цзючжоу и Цзянхай, по которым морские суда, в том числе огромные контейнеровозы и нефтяные танкеры, следуют в порты Гонконга, Чжухая, Шэньчжэня и Гуанчжоу[21].

Основная часть моста имеет 29,6 км двойной трёхполосной проезжей части, которая включает 6,7-километровый подводный тоннель, проложенный между двумя искусственными островками, и три приподнятые над поверхностью воды секции (тоннель и три секции вантовых мостов с пролётами длиной от 280 до 460 метров потребовались для того, чтобы не мешать активному судоходству).

Тоннель расположен на глубине 48 метров, он проектировался с таким расчётом, чтоб выдерживать большие водные и грунтовые массы. Принимая во внимание трудные для строительства неустойчивые мягкие грунты и агрессивное морское окружение, только самые передовые проекты, обеспечивавшие выполнение всех требований к безопасности, допускались на конкурс. Расчетный срок эксплуатации тоннеля установлен в 120 лет[22].

Скорость движения по мосту и тоннелю ограничена 100 км в час. В западной точке мост выходит на искусственный остров Гонбэй, который связан пограничным переходом с территорией Макао (с выездами на мосты, ведущие в южную часть Макао, а также на скоростные автомагистрали G4W Гуанчжоу — Чжухай — Макао и G4 Пекин — Гонконг — Макао).

В восточной точке мост также выходит на искусственный остров возле Гонконгского аэропорта (чтобы сохранить окружающую среду, трасса проходит по 12,4-километровой эстакаде, проложенной вдоль пролива, отделяющего остров Лантау от острова Чхеклапкок).

С восточного острова имеется два съезда: один по мосту на остров Лантау и далее через мост Цинма в Коулун (автомагистраль Route 8), второй — по подводному тоннелю, ведущему в округ Тхюньмунь, и далее по мосту Шэньчжэнь-Бэй в соседний с Гонконгом мегаполис Шэньчжэнь. На обоих островах оборудованы пункты пограничного контроля[23][24][25][26][27][28][29][30].

Основные части

  • Основной мост с тоннелем[31].
  • Гонконгский соединяющий участок[32].
  • Гонконгский пограничный переход[33].
  • Участок Тхюньмунь — Чхеклапкок[34].
  • Западный объездной участок Тхюньмуня[35].
  • Съезды на автострады в Чжухае[36].
Галерея
  • Гонконгский соединяющий участок (2015)

  • Гонконгский пограничный переход (2015)

  • Основной мост (2018)

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Мост Гонконг — Чжухай — Макао — ВиКи

Мост Гонконг — Чжухай — Макао (Hong Kong-Zhuhai-Macau Bridge, 港珠澳大桥) — комплекс, состоящий из серии мостов и подводных тоннелей, которые пересекают дельту Жемчужной реки, а также подъездных эстакад и пунктов пропуска. Мосты и тоннели соединяют между собой Гонконг, Чжухай и Макао — крупнейшие города региона. Государственная корпорация China Communications Construction начала строительство в декабре 2009 года, последняя опора моста была установлена в июне 2016 года, крупнейший тоннель был закончен в мае 2017 года, а основная часть моста — в июле 2017 года.

Мост Гонконг — Чжухай — Макао

Западная секция моста
22°16′48″ с. ш. 113°46′44″ в. д.HGЯOL
Официальное название The Hong Kong–Zhuhai–Macau Bridge
Область применения автомобильный
Пересекает Дельта Жемчужной реки
Место расположения Китай, Гонконг — Чжухай
Тип конструкции балочный мост с приподнятыми вантовыми участками
Материал бетон
Над пересекаемой преградой 22,9 км
Общая длина 55 км
Полос движения 6
Конструктор, архитектор Arup Group (Лондон)
Стоимость 20 млрд $[1][2]
Начало строительства 2009
Окончание строительства 2017
Открытие 23 октября 2018 года
 Медиафайлы на Викискладе

Из 55 км общей протяжённости 38 км приходится на мосты. Длина основной части моста составляет 29,6 км, включая 6,7-километровый подводный туннель, 22,9-километровый главный мост и три секции вантовых мостов с пролётами длиной от 280 до 460 метров. Мост в форме латинской буквы «Y» позволил сократить время в пути между Гонконгом и Чжухаем с трёх часов до 30 минут[3][4][5][6].

В сентябре 2002 года было принято решение провести исследование на предмет целесообразности строительства моста между Гонконгом и Чжухаем. В январе 2003 года исследование поручили Институту транспорта, который закончил работы в июле 2003 года. Отчёт указал на слабость наземных транспортных связей и большой объезд, который автомобили совершали через мост Хумэнь[7].

В августе 2003 года Государственный совет КНР дал согласие на создание рабочей группы из представителей правительств Гуандуна, Гонконга и Макао. В феврале 2004 года рабочая группа уполномочила Китайский институт планирования и проектирования автострад подготовить технико-экономическое обоснование для будущего моста. Офис проекта расположился в Гуанчжоу, откуда координировал все работы и обмен информацией. В августе 2006 года был согласован вариант комбинированного пути с мостами и тоннелями[7].

Проект строительства моста Гонконг — Чжухай — Макао был окончательно одобрен властями в феврале 2008 года. В августе 2008 года правительства Китая, Гуандуна, Гонконга и Макао согласились профинансировать 42 % общих затрат на строительство моста, а оставшиеся 58 % покрыть с помощью кредитов от Bank of China[8]. Однако в марте 2009 года условия изменились: правительства согласились финансировать 22 % общих затрат, а консорциум банков во главе с Bank of China — оставшиеся 78 %[9].

В декабре 2009 года в присутствии вице-премьера Ли Кэцяна состоялась церемония закладки чжухайской секции. Строительство гонконгского участка задержалось из-за протестов защитников окружающей среды и стартовало лишь в декабре 2011 года. Изначально планировалось сдать мост к 2016 году, но затем сроки были отодвинуты к концу 2017 года. Общая стоимость проекта по состоянию на 2012 год составляла 10,6 млрд долларов (стоимость только 12-километрового гонконгского участка к весне 2012 года подорожала на 50 % до 3,2 млрд долларов)[10][11][12]. По утверждению портала Hong Kong Free Press, строительство моста сопровождалось гибелью и многочисленными травмами рабочих[13][14].

В первой половине октября 2018 года открылось движение по мосту автобусов[15]. 23 октября 2018 года состоялось официальное открытие моста в присутствии председателя КНР Си Цзиньпина[16][17][18][19].

  Строительство чжухайской секции моста (2014)

Мост Гонконг — Чжухай — Макао пересекает оживлённые каналы Линдин, Тонгу, Цинчжоу, Цзючжоу и Цзянхай, по которым морские суда, в том числе огромные контейнеровозы и нефтяные танкеры, следуют в порты Гонконга, Чжухая, Шэньчжэня и Гуанчжоу[7].

Основная часть моста имеет 29,6 км двойной трёхполосной проезжей части, которая включает 6,7-километровый подводный тоннель, проложенный между двумя искусственными островками, и три приподнятые над поверхностью воды секции (тоннель и три секции вантовых мостов с пролётами длиной от 280 до 460 метров потребовались для того, чтобы не мешать активному судоходству).

Тоннель расположен на глубине 48 метров, он проектировался с таким расчётом, чтоб выдерживать большое давление водных и грунтовых масс. Принимая во внимание трудные для строительства неустойчивые мягкие грунты и агрессивное морское окружение, только самые передовые проекты, обеспечивавшие выполнение всех требований к безопасности, допускались на конкурс. Расчетный срок эксплуатации тоннеля установлен в 120 лет[20].

Скорость движения по мосту и тоннелю ограничена 100 км в час. В западной точке мост выходит на искусственный остров Гонбэй, который связан пограничным переходом с территорией Макао (с выездами на мосты, ведущие в южную часть Макао, а также на скоростные автомагистрали G4W Гуанчжоу — Чжухай — Макао и G4 Пекин — Гонконг — Макао).

В восточной точке мост также выходит на искусственный остров возле Гонконгского аэропорта (чтобы сохранить окружающую среду, трасса проходит по 12,4-километровой эстакаде, проложенной вдоль пролива, отделяющего остров Лантау от острова Чхеклапкок).

С восточного острова имеется два съезда: один по мосту на остров Лантау и далее через мост Цинма в Коулун (автомагистраль Route 8), второй — по подводному тоннелю, ведущему в округ Тхюньмунь, и далее по мосту Шэньчжэнь-Бэй в соседний с Гонконгом мегаполис Шэньчжэнь. На обоих островах оборудованы пункты пограничного контроля[7][21][12][22][23][24][25][26].

Основные части

  • Основной мост с тоннелем[27].
  • Гонконгский соединяющий участок[28].
  • Гонконгский пограничный переход[29].
  • Участок Тхюньмунь — Чхеклапкок[30].
  • Западный объездной участок Тхюньмуня[31].
  • Съезды на автострады в Чжухае[32].

xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

Гонконг-Чжухай-Макао Мост — Hong Kong–Zhuhai–Macau Bridge

Гонконг-Чжухай-Макао Мост ( HZMB ), официально Гонконг-Чжухай-Аомэнь мост , является 55-километровый (34 мили) Мост-туннель системы , состоящая из серии из трех вантовых мостов , подводный туннель , и четыре искусственных острова . Это и самый длинный морской переход и самая длинная неподвижная ссылка на земле. HZMB охватывает Lingding и JIUZHOU каналов, соединяющих Гонконг , Макао и Чжухай -три крупные города на дельте реки Чжуцзян .

HZMB был рассчитан на 120 лет и построен с общей стоимостью 126,9 млрд юаней (US $ 18,77 млрд). Стоимость строительства главного моста оценивается в 51,1 млрд юаней (US $ 7,56 млрд) , финансируемых за счет банковских кредитов и общие между правительствами материкового Китая, Гонконга и Макао.

Первоначально набор будет открыт для движения в конце 2016 года, структура была завершена 6 февраля 2018 года , и журналисты были впоследствии дали едет по мосту. На 24 октября 2018 г. HZMB был открыт для публики после его вступления в должность в день ранее Си Цзиньпин , генеральный секретарь Коммунистической партии Китая ( первостепенный лидер ).

планирование

Фон

Hopewell Holdings основатель и тогдашний управляющий директор Гордон Ву предложил концепцию моста-туннеля , соединяющего Китай, Гонконг и Макао в 1980 — х годах. В заявила , что он получил эту идею в 1983 году из Chesapeake Bay Bridge-Tunnel . В 1988 году Ву разбили концепцию чиновникам Гуандун и в Пекине. Он предусмотрел ссылку дальше на север , чем текущий дизайн, начиная с Black Point вблизи Tuen Mun , Гонконг и пересекая устье реки Чжуцзян через остров Neilingding и остров Qi’ao . Предложил Его мост будет заканчиваться в китайской деревне Tangjia, и новая дорога будет продолжаться юг через Чжухай перед завершением в Макао. Дискуссии застопорились после событий на площади Тяньаньмэнь в середине 1989 года «расстроенный» Ву и другие иностранные инвесторы, и вызвали HOPEWELL в Гонконге цены акций окунуться.

Маршрут , предложенный Wu был назначен правительством Чжухай под названием Lingdingyang Bridge . В середине 1990-х годов, Чжухай построил мост между материком и островом Qi’ao , который был предназначен в качестве первого этапа этого маршрута, хотя полная схема не была одобрена ни китайского , ни Hong Kong правительства в то время. Центральное правительство Китая показало поддержку этого проекта 30 декабря 1997 года новое правительство Hong Kong было сдержанно, заявив , что он все еще ожидает приграничные результатов исследования трафика, и Hong Kong СМИ поставили под сомнение воздействия на окружающую среду проекта в связи с загрязнением воздуха , движение и морская жизнь.

В декабре 2001 года Законодательный совет Гонконга принял предложение , призывающее администрацию по развитию индустрии логистики , включая строительство моста , соединяющего Гонконг, Чжухай и Макао. На заседании Конференции Китай / Гонконг по координации крупных проектов в области инфраструктуры , состоявшегося 20 сентября 2002 года было принято решение о том , что совместное исследование должно проводиться на транспортной связи между Гонконгом и Pearl River West.

подготовка

Для координации проекта, Предварительная работа Координационная группа HZMB была создана в 2003 году должностных лиц от трех сторон решены такие вопросы, как места посадки и выравнивания моста, операции пересечения границы объектов и проектное финансирование.

В августе 2008 года Центральное правительство Китая, правительства провинции Гуандун , Гонконг и Макао согласились профинансировать 42% от общей суммы расходов. Оставшиеся 58% состоял из кредитов (около 22000000000 юаней или 3,23 млрд долларов США) от Банка Китая .

В марте 2009 года было также сообщено , что центральное правительство Китая, Гонконга и Макао согласились профинансировать 22% от общей суммы расходов. Оставшиеся 78% состоял из кредитов (около 57,3 млрд юаней или США 8,4 млрд долларов) от консорциума банков во главе с банком Китая .

строительство

Строительство проекта HZMB началось 15 декабря 2009 на китайской стороне, с тогдашним Постоянный член Политбюро и вице — премьер Китая Ли Кэцян проведения церемонии открытия производства . Строительство секции Гонконгской проекта началось в декабре 2011 года после задержки , вызванной правовой проблемой в отношении воздействия на окружающую среду моста.

Последняя башня моста была возведена на 2 июня 2016 года, был установлен последний straighted-элемент из 4860-метровых (15,940 футов) прямой участок подводного тоннеля на 12 июля 2016 года, а окончательный туннель совместное было установлен 2 мая 2017. Строительство главного моста, состоящее из путепровода и подводный тоннеля, было завершено 6 июля 2017 года, а строительство всего проекта было завершено 6 февраля 2018 года.

  • Восточный искусственный остров в мае 2017 года

  • Остров Искусственный в мае 2018 года

  • Заполненный раздел Hong Kong моста в ноябре 2018 года

Разделы и элементы

55 км (34 миль) HZMB состоит из трех основных разделов: Главный мост (29,6 км или 18,4 миль) в середине устья реки Чжуцзян, Гонконг Link Road (12 км или 7,5 мили) на востоке и Чжухай Link Road (13,4 км или 8,3 мили) на западе от устья.

Главный мост

Главный мост, большая часть проекта HZMB, является мостом наземно-туннель система, построенная на материке китайских властей. Он соединяет искусственный остров, жилье пересечение границы Услуги (BCF) как для материковой части Китая и Макао на западе, в Гонконге подъездной дороги на востоке.

Этот раздел включает в себя 22,9 км (14,2 миль) виадука и 6,7-км (4,2 мили) подводного туннеля, который проходит между двумя искусственными островами. Путепровод пересекает устье реки Чжуцзян с тремя вантовые мосты, охватывающих между 280 и 460 метров (920 и 1510 футов), что позволяет судоходство проходить под ним.

Hong Kong Link Road

Под Hong Kong юрисдикции, Hong Kong Link Road был построен Департаментом автомобильных дорог подключить Главный мост к искусственному островного жилья в Гонконге пересечение границы Оснащение (HKBCF). Этот раздел включает в себя 9,4 км (5,8 мили) виадука, 1-км (0,62 мили) Scenic Hill Tunnel и 1,6 км (1,0-ми) в сорте дорога вдоль восточного побережья международного аэропорта Гонконга .

Чжухай Link Road

Чжухай Link Road начинается с искусственного острова размещени пересечение границы Услуги для обоих материкового Китая и Макао, проходит через развитую область Gongbei через туннель к Чжухай, и подключается к трем основным автострад, а именно, Цзин-Чжу Expressway , Гуан -Zhu West Expressway и Цзян-Чжу Expressway.

Лево- и правостороннее движение

Хотя HZMB соединяет два движения левой руки (LHT) области, а именно Гонконг и Макао, само пересечение правостороннее движение (RHT), так же , как и в Чжухай и других регионах Китая. Таким образом, водители из Гонконга и Макао должны сделать использование пересечения эстакад , чтобы переключиться на RHT при входе на мост и обратно LHT при выходе моста , когда они вернулись в Гонконг и Макао. Трафик между Чжухай и мостом не требует никакого левого и правого преобразования , как они оба RHT.

Транспорт

Рейсовые автобусы

автобусы курсируют между Гонконгом и Макао Чжухай / Услуги OneBus Гонконг Макао

автобусы HZMBus доступны 24 часа в сутки и вылетают до каждых 5 минут с билетами, которые можно приобрести в автоматах или билетных касс. Они занимают около 40 минут, чтобы пересечь HZMB.

HZMB Hong Kong Port можно добраться из Гонконга на такси или различных автобусами , включая Cityflyer аэропорт (A-номер) маршруты, или челночные B5 автобус от Солнечной станции Bay MTR, или B6 автобуса от Tung Chung .

HZMB Zhuhai Port можно добраться с материка на такси или автобусе L1, который использует исторические туристические транспортные средства, или Line-12, 23, 25 или 3 автобуса.

HZMB Макао Порт можно добраться из Макао на такси или различных автобусами, включая автобус 101X и автобус 102X от Святого Павла и Тайпов или Шиносоединительного HZMB Интегрированного курорта от паромного терминала Тайпа или терминала Внешнего Ferry, соединяясь с бесплатным трансфером казино Автобусы.

Частные транспортные средства

В настоящее время только 10 000 разрешений доступны для частных транспортных средств, чтобы проехать через HZMB из Гонконга в Чжухай. Кроме того, количество транспортных средств, разрешенных для входа в Гонконг и Макао из других регионов подлежат ежедневную квоту.

Так как правительство Гонконга налагает значительные сборы, налоги и административные документы на частную собственность автомобиля и использовании для решения перегруженности дорог, вождение автомобиля на HZMB будет нести то же ограничение тока приграничного движения. Они включают в себя применение для отдельных водительских прав как для Гонконга и материкового Китая, Гонконг закрытых дорожного разрешения на трансграничные транспортные средства, и Уведомления об утверждении из Гуандун Бюро общественной безопасности. Владельцы транспортных средств должны также гарантировать, что они имеют соответствующее страховое покрытие для регионов, которые они путешествуют в.

Экономические последствия

HZMB связывает три крупных города Гонконг, Чжухай и Макао, которые географически близки, но отделены друг от воды. С мостом в месте, время в пути между Чжухай и Гонконгом бы срезал около четырех часов до 30 минут на дороге.

Проект HZMB является частью Пекин стратегии управляемом обществом для создания экономического ступицу и способствовать экономическому развитию всей площади дельты реки Чжуцзян , который также известен как Большой Bay Area. Надеясь использовать мост и создать экономическую зону , соединяющую три города, Чжухая Hengqin область была обозначена как зона свободной торговли в 2015 году.

Спорные

Задержки и перерасход бюджетных средств

Искусственный остров корпус Гонконг пересечение границы зал (HKBCF) сообщили дрейфуют в связи с нетрадиционным способом, до сих пор не используется в Гонконге, для мелиорации со стальными круглыми клетками в ряде протолкнул грязь и заполнена инертным материал с образованием дамба.

Дрейфующие части мелиорированного острова, якобы вызвал задержку в проекте HZMB. Департамент Highways опроверг сообщения в различных источниках движения до 20 метров, но допускаемых части мелиорированных земель, переехавшие «до шести или семи метров», утверждая, что какое-то движение, как ожидается, и безопасность не была поставлена ​​под угрозу.

Материк подрядчики получили также испытывают трудности в построении погруженных трубок в их части проекта, с директором Национальной комиссии по развитию и реформам провинции Гуандун о том, что 2020 будет трудной мишенью для удовлетворения.

В 2017 году Главный мост проекта HZMB испытал перерасход около 10 юаней, возникающие в результате увеличения трудовых и материальных затрат, а также уточнение схем проектирования и строительства.

смерти и травмы работника

Число смертей и травм , которые имели место на проекте объектом пристального внимания в Гонконге. Помимо девяти смертельных случаев на материковой стороне, там были десять летальными исходами на стороне Гонконга проекта строительства, а где — то между 234 и 600 травмами, в зависимости от источника. В апреле 2017 года, строители сайта Общего союз, Партия труда и Конфедерация профсоюзов продемонстрировали на Центральном правительственный комплексе , требуя от правительства принять меры.

Законодатель Фернандо Cheung также выразил озабоченность по поводу неизвестного погибшего на китайской стороне проекта, заявив:. «Проект известен как„мост крови и слезы“ , и мы говорим только о стороне Hong Kong Мы не даже не знаю , что происходит в Китае. Я полагаю , что ситуация может быть в 10 раз хуже , чем в Гонконге «. Он сказал , что правительство Гонконга было обязано рассмотреть безопасность труда на китайской стороне.

Faked тестирование безопасности

В 2017 году, в Гонконге Независимая комиссия по борьбе с коррупцией (НКБК) арестовали 21 сотрудников (два старших руководителей, 14 лаборантов и пять лаборантов) Джейкобса China Limited, подрядчик Департамента гражданского строительства и развития за фальсификацию конкретных результатов испытаний, таким образом , потенциально рискуя безопасность моста для общественного пользования. В декабре 2017 года, лаборант признал себя виновным и был приговорен к лишению свободы сроком на восемь месяцев, в то время как другие ждут приговора. Автомобильные дороги Департамент Гонконга снова провел испытания после того , как фальсифицированные результаты были выявлены и найдены все результаты испытаний соответствуют стандартам безопасности.

Seawall целостность

В апреле 2018 года, общественность и средства массовой информации подняли вопросы по поводу целостности дамб , защищающих искусственных острова на обоих концах подводного тоннеля. В кадры , принимаемые пользователями беспилотников и мореплавателей, то dolosse установлены по краям искусственных островов , как представляется, выбили. Некоторые гражданские инженеры предположили , что произошла ошибка в дизайне. Отклонив проблем безопасности, то HZMB Authority сказал dolosse были разработаны , чтобы быть погружены в воду и конструкция работает как задумано. Директор Highways департамента Daniel Chung отказано 8 апреля 2018 года , что компоненты волнолома были смыты волнами.

Последующие воздушные кадры размещены в Интернете показал раздел dolosse волнолома полностью под водой. Инженер-строитель Так Yiu-Кван сказал Гонконг СМИ 12 апреля 2018, что уровень воды, в то время были сделаны фотографии, составил около 1,74 MPD (метры выше Основного Datum), но максимальный уровень воды может достичь 2,7 MPD. Он сказал, что dolosse не будет предлагать никакой защиты волны, если полностью погружен, и также утверждали, что они были установлены в обратном направлении.

Падение числа дельфинов

Природоохранные в WWF Гонконге обвинил строительство HZMB для падения числа белых дельфинов в водах вблизи моста. Дельфины , найденные вблизи воды Лантау были наиболее пострадавшие с номерами снижается на 60 процентов в период с апреля 2015 года по март 2016 года.

Смотрите также

Рекомендации

внешняя ссылка

ru.qwertyu.wiki

Мост Гонконг — Чжухай — Макао Википедия

Мост Гонконг — Чжухай — Макао

Западная секция моста
22°16′48″ с. ш. 113°46′44″ в. д.HGЯOL
Официальное название The Hong Kong–Zhuhai–Macau Bridge
Область применения автомобильный
Пересекает Дельта Жемчужной реки
Место расположения Китай, Гонконг — Чжухай
Тип конструкции балочный мост с приподнятыми вантовыми участками
Материал бетон
Над пересекаемой преградой 22,9 км
Общая длина 55 км
Полос движения 6
Конструктор, архитектор Arup Group (Лондон)
Стоимость 20 млрд $[1][2]
Начало строительства 2009
Окончание строительства 2017
Открытие 23 октября 2018 года
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Мост Гонконг — Чжухай — Макао (Hong Kong-Zhuhai-Macau Bridge, 港珠澳大桥) — комплекс, состоящий из серии мостов и подводных тоннелей, которые пересекают дельту Жемчужной реки, а также подъездных эстакад и пунктов пропуска. Мосты и тоннели соединяют между собой Гонконг,

ruwikiorg.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *